Богородице дево радуйся молитва от чего помогает отзывы

Когда и как читать Богородичное правило

В зависимости от духовного опыта молящегося, его желания, наличия времени и других факторов Богородичное правило может читаться по-разному. Полное прочтение включает в себя 150 повторений самой молитвы «Богородице, Дево, радуйся…», а после каждого десятка читаются специальные тропари.

Для новоначальных христиан, которые еще не очень опытны в постоянной молитве, может быть в начале очень трудно выполнить такое объемное правило. В таких случаях благословляют читать не 150, а только 50 повторений. Со временем и приобретением соответствующего опыта будет легче выполнять весь объем.

Если же человек совсем не имеет времени или другой возможности молиться по правилу, допускается только повторение 150 раз основного текста «Богородице, Дево, радуйся…» без чтения тропарей.

Для удобства подсчета количества повторений и чтобы не отвлекаться, удобно пользоваться четками. Это такие бусы или браслет, на которых завязаны узелки или нанизаны круглые бусины. Их количество может быть разным. Зная, сколько бусин в четках, нет необходимости считать каждое повторение. Достаточно перебрать от начала до конца все четки и будет ясно, сколько повторений было произнесено.

При чтении Богородичного правила, как и любой другой молитвы, нужно помнить, что главный смысл не в механическом повторении каких-либо слов, а во внутреннем духовном настрое молящегося человека. Именно поэтому очень важно произносить правило не спеша, вдумываясь в каждое слово, пропуская его через свое сердце и душу. Если вы чувствуете, что на каком-то этапе слишком устали и стараетесь уже быстрее закончить — лучше возьмите благословение на сокращение правила, но выполните его вдумчиво и искренне.

Воспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них».

В долгой и трудной дороге

В жизни христианина случаются непредсказуемые ситуации. Иногда путешествие осложняется различными трудностями. Божья Матерь способна помочь и в таком положении. Молитва «Богородице Дево, радуйся» небольшая, ее легко выучить наизусть. Оказавшись в трудной дороге, можно взывать к Царице Небесной и получить помощь и утешение.


Уныние в православном понимании считается тяжким грехом и характеризуется, как временная или постоянная неудовлетворенность, опустошенность. Проявляется оно через следующие состояния:

dralexmd

– А я, а я, а я.
– А ты сидишь на берегу, тебе тепло и скучно,
Сидишь себе худеешь не по дням, а по часам.
– Ну почему, почему?
– Да потому что, да потому что, да потому что,
Ты никогда и ничего не делал в жизни сам.

Богородице дево радуйся молитва от чего помогает отзывы

Тринадцатый десяток.
Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: “Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене”.
О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.

Видео: Молитва Богородица Дево, радуйся (150 раз). Мужской хор Валаамского монастыря



бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю,

Ангельское приветствие

Данную молитву человечество знает ещё с давних времён. Её второе (мало кому известное) название — «Ангельское приветствие». Текст – слова самого Архангела Гавриила, который спустился с Небес, дабы оповестить Марию о том, что она — будущая мать Спасителем человеческого.

Царица Небесная подарила людям правило Богородичное и завещала свято выполнять его, чтобы жизнь была праведной и честной, надежды оправдывались, а вера жила в сердцах вечно. Сначала православный народ выполнял их безукоризненно, но с течением времени всё стало забываться и уходить в небытие.

Напомнил о нём Пресвятой в своё время Серафим Саровский. Благородный старец завещал людям читать правило Богородичное «Богородице Дево, радуйся» молитва 150 раз, говоря при этом о том, что те, кто будет чётко придерживаться этого действия каждый день на протяжении длительного времени, обретут Покров Пресвятой Девы Марии, станут ближе к Богу и получат в награду за труды праведные прощение, спасение и вечную жизнь.

Пресвятая Богородица, прими молитвы от меня раба грешнаго (имя) за раба Божьего (имя), к Тебе возносимыя и подаждь ему (указать просьбу).

Толкование молитвы «Богородице Дево, радуйся»

Суть этой сильной молитвы заключается в помощи всему человечеству, земное служение Богородицы – рождение Спасителя, который в будущем искупил все грехи человеческие. Искренность и истинная вера в Господа Бога – вот что позволит спасти человеческую душу.

Теперь приступим к непосредственному толкованию молитвы, в которой каждое слово имеет определенное значение.

  • «Богородица» – Дева Мария, Матерь Божья.
  • «Радуйся» – это приветствие. Сейчас, когда мы приветствуем друг друга, говорим «Здравствуйте», желаем здоровья. В то время люди, приветствуя друг друга, говорили «Радуйся», то есть желали друг другу радости.
  • «Благодатная» – это эпитет, означающий, что тебе дана благодать.
  • «Благословенна ты в женах» – что значит в женах? Жена – это женщина. Это относится ко всем лицам женского пола, вне зависимости от того, замужем она или нет. На церковнославянском языке это звучит именно так. По-русски мы иногда тоже говорим «ученые» мужи. То есть мы используем термин «муж» не в качестве того, что это брачное состояние, а в качестве того, что это мужчина. «Благословенна» – будут благословлять, восхвалять, обращаться к тебе люди. «Благословенна ты в женах» – почему? Все потому, что она родила Спасителя наших душ.
  • «И благословен плод чрева Твоего» – это не ангельское приветствие, а слова из другого места Священного Писания. Дело в том, что Дева Мария после разговора с Ангелом отправилась в гости к своей родственнице Елизавете, которая тоже была беременна. Она носила во чреве будущего пророка Иоанна Крестителя. Встретившись с Девой Марией, она наполнилась благодатью Божией и произнесла эти пророческие слова. «Плод чрева» – это Господь наш Иисус Христос. Бог стал человеком в ней, в ее утробе. Господь – не материален, Бог – это Дух. Но ему было угодно воплотиться, материализоваться, принять на себя человеческое естество – соединить Божественное естество и человеческое в одно лицо, в одну ипостась. Именно поэтому она называется Богородица. То есть она родила Бога. Не то, чтобы до этого рождения Бога не существовало. Он существовал всегда, сотворил этот мир, но через нее он принял человеческое естество. Поэтому в начале молитвы она названа «Богородица». А «Дева», потому что она никого больше не родила, кроме Иисуса Христа. Упомянуты в Евангелии как братья и сестры Иисуса Христа братья и сестры по Иосифу Обручнику от его первого брака, который был как бы земным отцом Иисуса. В преклонных летах Иосиф был вдовцом.

Текст молитвы «Богородице Дево, радуйся» на русском языке есть в любом молитвослове. Чтобы правильно прочитать молитву, присмотритесь к тому, как расставлены ударения. Также ее читают на церковнославянском языке.


Также он советовал читать «Богородице…» до обеда, а после другую молитву – «Господи, помилуй мя грешного».

Рецензии на книгу « Богородичное правило »

Хорошая, аккуратная книжечка. Очень удобная в использовании. Обложка глянцевая, листы белые, печать качественная.
Купила несколько экземпляров на всю семью. Преобретением довольна.

Рейтинг
Kim_Margera+3
  • Книги
  • Главное 2020
  • Школа
  • Игрушки
  • Канцтовары
  • Товары для дома
  • CD/DVD
  • Сувениры
  • Журналы
  • Еще
  • Клуб
  • Украина
  • Доставка и оплата
  • Сертификаты
  • Рейтинги
  • Новинки
  • Скидки
  • +7 499 920-95-25
  • Главное 2020
  • Все книги
  • Билингвы и книги на иностранных языках
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Билингвы и книги на иностранных языках»
    • Все книги жанра
    • Билингвы
    • Литература на иностранном языке
    • Литература на иностранном языке для детей
  • Книги для детей
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Книги для детей»
    • Все книги жанра
    • Детская художественная литература
    • Детский досуг
    • Первые книги малыша. Развитие ребенка
    • Познавательная литература для детей
  • Книги с автографом
  • Комиксы, Манга, Артбуки
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Комиксы, Манга, Артбуки»
    • Все книги жанра
    • Артбуки. Игровые миры. Вселенные
    • Комиксы
    • Комиксы для детей
    • Манга
    • Манга для детей
    • Новеллизации
    • Образовательные комиксы
    • Фан-сувениры
  • Молодежная литература
  • Нехудожественная литература
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
    • Все книги жанра
    • Государство и право. Юриспруденция
    • Домашние ремесла. Рукоделие
    • Домоводство
    • Естественные науки
    • Информационные технологии
    • История. Исторические науки
    • Книги для родителей
    • Коллекционирование
    • Красота. Этикет
    • Кулинария
    • Культура. Искусство
    • Медицина и здоровье
    • Охота. Рыбалка. Собирательство
    • Психология
    • Публицистика
    • Развлечения. Праздники
    • Растениеводство
    • Ремонт. Строительство. Интерьер
    • Секс. Камасутра
    • Технические науки
    • Туризм. Путеводители. Транспорт
    • Универсальные энциклопедии
    • Уход за животными
    • Филологические науки
    • Философские науки. Социология
    • Фитнес. Спорт. Самооборона
    • Эзотерика. Парапсихология
    • Экономика. Бизнес
  • Периодические издания
  • Религия
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Религия»
    • Все книги жанра
    • Ислам
    • Религии мира
    • Религиоведение
    • Христианство
  • Учебная, методическая литература и словари
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
    • Все книги жанра
    • Вспомогательные материалы для студентов
    • Демонстрационные материалы
    • Дополнительное образование для детей
    • Дошкольное обучение
    • Иностранные языки: грамматика и учебники
    • Книги для школы
    • Педагогика
    • Подготовка в вуз
    • Пособия для детей с ограниченными возможностями
    • Словари и разговорники
  • Художественная литература
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Художественная литература»
    • Все книги жанра
    • Афоризмы
    • Басни
    • Детективы
    • Драматургия
    • Историческая проза
    • Классическая проза
    • Отечественный боевик
    • Поэзия
    • Приключения
    • Сентиментальная проза
    • Современная проза
    • Фантастика
    • Фэнтези
    • Эпос и фольклор
  • Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
  • Все игрушки
  • Детское творчество
    • Назад в «Игрушки»
    • Все товары в разделе «Детское творчество»
    • Все товары раздела
    • Витражная роспись
    • Гравюры
    • Другие виды творчества
    • Конструирование из бумаги и другого материала
    • Лепка
    • Наборы для рукоделия
    • Наклейки детские
    • Панч-дыроколы фигурные
    • Работаем с воском, гелем, мылом
    • Работаем с гипсом
    • Работаем с деревом
    • Скрапбук
    • Сопутствующие товары для детского творчества
    • Творческие наборы для раскрашивания
    • Фрески
  • Игры и Игрушки
    • Назад в «Игрушки»
    • Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
    • Все товары раздела
    • Все для праздника
    • Головоломки
    • Детские сувениры
    • Детские часы
    • Другие виды игрушек
    • Игрушка-антистресс
    • Игрушки для самых маленьких
    • Игры для активного отдыха
    • Игры с мишенью
    • Книжки-игрушки
    • Конструкторы
    • Куклы и аксессуары для кукол
    • Кукольный театр
    • Магнитные буквы, цифры, игры
    • Машинки и Транспорт
    • Музыкальные инструменты
    • Мягкие игрушки
    • Наборы для тематических игр
    • Настольные игры
    • Научные игры для детей
    • Пазлы
    • Роботы и трансформеры
    • Ростомеры
    • Сборные модели
    • Слаймы
    • Фигурки
    • Электронные игры
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Все канцтовары
  • Аксессуары для книг
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
    • Все товары раздела
    • Закладки для книг
  • Глобусы
  • Обложки для документов
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Обложки для документов»
    • Все товары раздела
    • Другие обложки
    • Конверты для путешествий
    • Обложки для автодокументов
    • Обложки для зачетных книжек
    • Обложки для паспортов
    • Обложки для проездных билетов
    • Обложки для пропусков и удостоверений
    • Обложки для студенческих билетов
  • Офисная канцелярия
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Офисная канцелярия»
    • Все товары раздела
    • Бумажная продукция для офиса
    • Мелко-офисная канцелярия
    • Офисные принадлежности
  • Папки, скоросшиватели, разделители
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Папки, скоросшиватели, разделители»
    • Все товары раздела
    • Папки из картона
    • Папки из пластика
    • Папки из текстиля
    • Папки-портфели (с пластиковыми отделениями)
  • Письменные принадлежности
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
    • Все товары раздела
    • Карандаши черногрифельные
    • Ручки
  • Принадлежности для черчения
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Принадлежности для черчения»
    • Все товары раздела
    • Другие виды чертежных принадлежностей
    • Линейки
    • Наборы для черчения, готовальни
    • Транспортиры
    • Треугольники
    • Тубусы
    • Циркули
    • Шаблоны, трафареты, лекала
  • Рисование
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Рисование»
    • Все товары раздела
    • Инструменты и материалы для каллиграфии
    • Карандаши цветные
    • Кисти
    • Краски
    • Мелки
    • Наборы для рисования
    • Палитры, стаканы-непроливайки
    • Тушь, перья
    • Уголь художественный. Пастель
    • Фломастеры
    • Холсты
  • Товары для школы
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Товары для школы»
    • Все товары раздела
    • Веера, счетный материал, счетные палочки
    • Другие виды школьной канцелярии
    • Канцелярские наборы
    • Ластики
    • Мешки для обуви
    • Ножницы школьные
    • Обложки для тетрадей и книг
    • Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
    • Пеналы
    • Подставки для книг
    • Рюкзаки, портфели
    • Точилки
    • Фартуки
    • Школьная бумажно-беловая продукция
    • Школьные наборы, подставки, органайзеры
  • Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
  • Все CD/DVD
  • Аудио
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Аудио»
    • Все товары раздела
    • Аудиокниги
    • Музыка
    • Религия
  • Видео
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Видео»
    • Все товары раздела
    • Документальные фильмы
    • Концерты. Постановки. Мюзиклы. Видеоклипы
    • Мультфильмы
    • Познавательные фильмы
    • Художественные фильмы
    • Эротика
    • Юмор
  • Софт
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Софт»
    • Все товары раздела
    • Игры
    • Иностранные языки
    • Мультимедиа для школьников и студентов
    • Программное обеспечение и обучение работе на ПК
    • Руководства, справочники и энциклопедии
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Каталог журналов
  • Новое в мире толстых литературных журналов
  • Все сувениры
  • Календари
    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Календари»
    • Все товары раздела
    • Календари на магните
    • Квартальные календари
    • Настенные календари
    • Настольные календари
  • Сувенирная продукция
    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
    • Все товары раздела
    • Альбомы, рамки для фотографий
    • Воздушные шары
    • Детские сувениры
    • Значки и медали
    • Конверты для денег
    • Магниты
    • Новогодние сувениры
    • Открытки
    • Подарочная упаковка
    • Подарочные пакеты
    • Подарочные сертификаты
    • Постеры
    • Праздничные аксессуары
    • Таблички и статусы для рабочего стола
    • Шкатулки
    • Другое
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Все товары
  • Мыло
  • Паста зубная
  • Салфетки влажные
  • Другое
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Весь клуб
  • Журнал
    • Назад в «Клуб»
    • Лабиринт. Сейчас
    • Детский навигатор
    • Новости Лабиринта
    • Книжные обзоры
    • Рецензии читателей
    • Подборки читателей
    • Литературные журналы
    • Литературные премии
  • Скидки и подарки
    • Назад в «Клуб»
    • Акции
    • Бонус за рецензию
  • Только у нас
    • Назад в «Клуб»
    • Главные книги
    • Подарочные сертификаты
    • Эксклюзивы
    • Книги с автографом
    • Предзаказы
  • Развлечения
    • Назад в «Клуб»
    • Литтесты
    • Конкурсы
    • Дома с детьми
  • Лабиринт — всем
    • Назад в «Клуб»
    • Партнерство
  • Приложения Лабиринта
    • Назад в «Клуб»
    • Apple App Store
    • Google Play
    • Huawei AppGallery
Читайте также:  Можно ли молится матроне некрещеной

  • Школа
  • Игрушки
  • Канцтовары
  • CD/DVD
  • Сувениры
  • Журналы
  • Товары для дома

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.

Хорошая, аккуратная книжечка. Очень удобная в использовании. Обложка глянцевая, листы белые, печать качественная.
Купила несколько экземпляров на всю семью. Преобретением довольна.

Текст молитвы на старославянском

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Ангельское приветствие

Данную молитву человечество знает ещё с давних времён. Её второе (мало кому известное) название — «Ангельское приветствие». Текст – слова самого Архангела Гавриила, который спустился с Небес, дабы оповестить Марию о том, что она — будущая мать Спасителем человеческого.

Царица Небесная подарила людям правило Богородичное и завещала свято выполнять его, чтобы жизнь была праведной и честной, надежды оправдывались, а вера жила в сердцах вечно. Сначала православный народ выполнял их безукоризненно, но с течением времени всё стало забываться и уходить в небытие.

Напомнил о нём Пресвятой в своё время Серафим Саровский. Благородный старец завещал людям читать правило Богородичное «Богородице Дево, радуйся» молитва 150 раз, говоря при этом о том, что те, кто будет чётко придерживаться этого действия каждый день на протяжении длительного времени, обретут Покров Пресвятой Девы Марии, станут ближе к Богу и получат в награду за труды праведные прощение, спасение и вечную жизнь.

  • всего злого;
  • проклятий;
  • разных колдовских действий;
  • козней дьявола;
  • напрасной смерти;
  • физических и душевных болезней.

Когда Бог слышит нашу молитву?

Богу известны все наши деяния и намерения, и потому Он всегда слышит все наши молитвы. Однако Он может не исполнить того, о чем мы просим.

Богу известны все наши деяния и намерения, и потому Он всегда слышит все наши молитвы. Однако Он может не исполнить того, о чем мы просим.

Как обращаются молящиеся к богу или святому

Мария пишет: «Прочитала ваши ответы по поводу того к кому нужно обращаться в молитве к Иисусу или Богу Отцу, и так и не могу четко понять. Молиться нужно Богу Отцу во имя Иисуса Христа, хотя Стефан например молился Иисусу Господи Иисусе! Прими дух мой Деян. 7:59? а когда я исповедуюсь то Богу Отцу или нужно Иисусу так как ему дана власть прощать грехи? Пожалуйста помогите избавиться от заблуждения.»

В Писании мы встречаем примеры того, как Иисус предлагал обращаться к Богу Отцу: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое , даст вам . Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна»
(Св. Евангелие от Иоанна 16:23,24).

Однако так же мы встречаем примеры того, когда люди обращались к Иисусу, как в приведенном Вами примере о Стефане, и в этом нет греха, потому что Христос так же есть Бог и имеет право принимать наше поклонение и прощать наши грехи.

Еще Иисус сказал однажды: «Я и Отец — одно» (Св. Евангелие от Иоанна 10:30), и потому не будет греха в том, к кому Вы обратитесь в молитве за прощением грехов: к Богу Отцу, к Богу Сыну, или к Богу Святому Духу. Отец Небесный не обидится на Вас, если Вы обратитесь к Его Сыну, и Христос не обидится, если Вы обратитесь к Богу Отцу. Это мы, грешные люди, склонны делить власть и авторитет. А у Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого все общее. Они доверяют друг другу и действуют дружной, хорошо слаженной командой. Если Вы терзаетесь сомнениями к кому же обратиться конкретно в той или иной ситуации, то обращайтесь сразу к Отцу, Сыну и Духу Святому.

Читайте еще по теме «Троица в христианстве»:

Здравствуйте!
Уважаемый о. Олег,
Молясь, мы обращаемся к разным Ипостасям Святой Троицы.
Что при этом нужно держать в уме?
Я читал, что представлять Бога нельзя, но я не знаю, как в уме осозновать смену Лиц Святой Троицы, к Которым мы обращаемся.
Объясните, пожалуйста.
Спасибо.

Ответ отца Олега Моленко:

Ты задал вопрос, который, по безграничному величию Пресвятой Троицы в целом и Трех Лиц Ее, на практике оказывается не удобо-разрешимым и трудно-вмещаемым, а также умо-непостигаемым!

Очень трудно говорить о Святой Троице на языке человеческих понятий!

Бог Пресвятая Троица есть ПРЕПРОСТОЕ и, единственно ПРЕПРОСТОЕ и безграничное Самосущество. Вот почему мы, не взирая на нашу природную сложность, должны быть в отношении Бога предельно просты. Простота эта основана на несомненной вере в догматы Церкви о Пресвятой Троице. Никакая умственная или логическая эквилибристика здесь не уместна! Великая и безпредельная Тайна Пресвятой Троицы веруется всеми членами Церкви и благоговейно созерцается значительно преуспевшими в духовной жизни единицами святых людей. От этого опытного созерцания, которое вместе с тем есть посильное вкушение благости Божией, рождается правильная молитва к Пресвятой Троице и к каждому Лицу Ее.

Представлять Бога (причем, не только мечтами, воображением, но и умным представлением) никак нельзя, ибо это твари невозможно! Невидимый Бог постигается и видится невидимо! На высшей степени молитвы, по свидетельству святых отцов, ум молящегося умолкает, и человек весь становится духом, который и становится одним духом с Богом. Это высшее духовное состояние, которое превыше молитвы, именуется исступлением, экстазом, восхищением. Передать этот опыт словами невозможно! До этого уровня люди живут не опытом, а верой в догматы и в святоотеческие определения о Боге, которые Господь Бог милостиво разрешил донести до людей с учетом их немощи и ограниченности. Для подобных состояний (т.е. для не достигших совершенства и полноты Боговселения) единственным средством постижения является подобие или сравнение. Иными словами, наше мысленное (умное) постижение Бога есть приточное, гадательное. Одним из сравнений является триединство человеческой природы, которое вследствие сотворенности по подобию Божию может служить некоторой мысленной моделью Пресвятой Троицы. Так, мы можем обращаться к целому и нераздельному человеку с мольбой о чем-нибудь. Подобно мы обращаемся к Единому Богу, помня что Он есть Бог Троица, Триедин, в Трех Лицах (Ипостасях), хотя и не постигаем этой тайны, ибо три Лица неслиянны, как и три части человека.

Мы также можем обращаться к каждой ипостаси триединого человеческого естества, этой малой троицы: отдельно к уму, отдельно к душе и отдельно к духу, не забывая при этом, что все они суть одно естество, и, обращаясь к одному из них, мы задействуем всего человека, ибо три его части нераздельны. Подобно мы можем молиться каждому Лицу Пресвятой Троице, обращаясь, тем не менее, к Одному Богу и помня в духе об этом единстве.

Выделяя особенность какого-либо Лица, например, Господа Иисуса Христа Сына Божия, называя Его Сыном Божиим, мы одновременно обозначаем (не называя и не произнося) и два других Лица: Отца и Духа Святого, как нераздельно и неслиянно взаимо-связанных с Ним. Это важно держать в памяти при молении именем Иисуса Христа. В данной молитве мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, как к Богу и Спасителю нашему и одновременно как к обожествленному совершенному человеку — богу по благодати, а через Него обращаемся ко всей Троице. Он ходатайствует за нас пред остальными Лицами Пресвятой Троицы, снизводя на нас Духа Святого и благоволение Отца. Обращаемся же мы к каждой Ипостаси обособленно: к Отцу, как к Богу Отцу, к Сыну, как к Богу Сыну, и к Духу Святому, как к Богу Духу Святому. При этом, называя Отца Отцом, мы исповедуем Его отличие от остальных Лиц. Тоже бывает и в отношении Сына и Духа Святого.

Наименование Ипостасей Первой, Второй и Третьей есть условное и для удобства, ибо все Лица Троицы Равнозначны, Равнославны, Однобожны, но не одинаковы (не тождественны, иначе Их и различить нельзя).

Когда мы молимся к одному из Лиц — нам легче это делать, ибо мы сосредотачиваем внимание только на Нем. Когда же мы обращаемся ко всей Пресвятой Троице, например, молясь: Пресвятая Троице помилуй нас! — то это вынуждает нас обращаться и к Единому Божеству, и ко всем Трем Лицам, составляющим это Божество, одновременно. В таком случае для нас будет одинаково сказать: Пресвятая Троице помилуй нас! — или — Отче, Сыне и Душе Святой помилуй нас! В первом случае мы обращаемся к Единственной и Единой Троице, а во втором — к Троичной Единице, но все к Одному и тому же Богу.

Специально размышлять об этом на молитве не следует, но лишь помнить в духе своем и как бы естественно осознавать. Например, мы естественно купаемся в водах океана, не размышляя о составе воды и других его параметров. Мы просто купаемся, но в океане, и осознаем, что именно в этом океане. Так и в молитве мы должны просто молиться, но сознавать что молимся Одному Единственному Богу в Трех Лицах, или через какое-то Лицо.

Все остальное сделает благодать Божия, при должном опыте, если пребудем в смиренной, благоговейной, внимательнейшей и теплой молитве.

Сегодня христианство – самая крупная в мире религия. Лидирует она как по численности приверженцев, которых насчитывается около 2,3 миллиардов человек, так и по географической распространенности. Все христианство объединено верой в Иисуса из Назарета, как в Мессию (в переводе Христа), Спасителя и Сына Божьего. Но при этом христианство сильно раздробленно. Самые крупные течения в христианстве это католицизм (1,2 млрд. последователей), протестантизм (800 млн.) и православие (220 млн.). Внутри этих течений много разветвлений.

В разных течениях существенно отличается вероучение и обряды. В частности у христиан различны молитвенные правила. В то время, как католики и православные, считают возможным и даже необходимым обращаться с молитвами к умершим людям, христиане протестанты молятся непосредственно напрямую Богу.

Сейчас мы попробуем рассмотреть библейскую аргументацию обоих традиций: так кому нужно молиться?

Начать хочется с того, чтобы вспомнить, откуда возникло христианство. Для всех историков и богословов нет сомнения в том, что христианство имеет корни в иудаизме. Первая книга Библии, именуемая обычно Ветхий Завет, содержит наставления Бога, данные людям начиная с Эдемского сада, и описание жизни народа Божьего – евреев, до прихода Иисуса Христа.

Иудеи не приняли Иисуса из Назарета за Мессию и поэтому до сих пор живут согласно Танаху, который практически полностью совпадает с Ветхим Заветом христианской Библии. Иудеи не находят в Танахе повеления молится Богу через посредников поэтому молятся Ему напрямую.

Ислам возник позже христианства. Мусульмане, иудеи и христиане верят в одного Бога, Которого именуют также Господом и Аллахом. В Коране упоминаются многие герои и события Библии. Мусульмане, согласно Корану, как и иудеи в соответствии с Танахом, до сих пор в богослужении и при богопочитании обращаются напрямую к Создателю. Только в православном христианстве и у католиков, имеющих античное греко-римское наследие, повсеместно применяются посреднические молитвы к Богу через умерших героев веры. Христиане протестанты, отколовшиеся от господствующих в то время течений христианства – католицизма и православия – стали искать чистоту учения Библии, поэтому исследовав этот момент, молятся Богу напрямую. Теперь мы рассмотрим на каких стихах Библии основаны диаметрально противоположные верования.

Читайте также:  Святой лука крымский в чем помогает молитва

Обычно в подтверждение возможности молится к Богу через посредника, вспоминают Моисея, который молился за свой народ и Бог услышал его молитву (см. Исх. 32:11). Также заступнической молитвой молился за евреев пророк Даниил (Дан. 9:3). Авраам просил за царя Авимелеха, пожелавшего его жену Сарру (см. Быт. 20:7), фараон через Моисея и Аарона взывал к Богу об избавлении Египта от язв (см. Исх. 8:8), Иов молился за свой друзей (см. Иов 42:8), царь Езекия молился за свой народ (см. 2 Пар. 30:18-20), по слову Илии пошел дождь на землю (см. 3 Цар. 17:1; 18:41). Кроме того, в Библии есть тексты, призывающие молится друг за друга (Иак. 5:16). Сторонники посреднических молитв из этих фактов делают вывод, что значит, одни верующие могут хлопотать перед Богом за других. Кончено такой вывод сделать можно. Действительно Библия учит, что можно и даже нужно молиться за других людей ходатайственной молитвой. Но на эти же факты можно посмотреть с другой стороны.

Безусловно, Моисей и Даниил, молились за свой народ, и христиане молились за христиан, но в то время они были живы. В Библии – как в Ветхом, так и в Новом Заветах – нет примеров, когда за живых людей молятся умершие на тот момент верующие. Также в Библии мы не видим, что к Моисею, Даниилу, или к другим духовным лидерам, или священникам, или христианским служителям, верующие по одному или группами ходили бы с просьбами помолиться за них Господу. То есть Библия не описывает примеры посреднических молитв, в том виде, в котором они распространены сегодня в некоторых популярных христианских церквях.

Зачастую к отношениям с Богом люди применяют человеческие стереотипы. Им кажется, что достаточно близкого знакомства с тем, у кого имеется власть, чтобы решать частные проблемы. Но библейский Создатель неба, Земли и Вселенной не таков, как Его хотят Себе представить многие верующие – послушно внимающим гласу своих служителей. Творец всегда исполняет только то, что является справедливым и необходимым в данном конкретном случае, не внимая даже просьбам великих пророков:

При этом, как было отмечено выше, Библия описывает молитвы верующих напрямую Богу. Вот некоторые тексты Ветхого Завета:

Новый Завет вторит Ветхому:

В Новом Завете описана наглядная картина, описывающая молитвенное правило. Иисуса спросили Его ученики:

Приведенные тексты Библии показывают, что сегодня на небесах Иисус, находясь одесную Бога Отца в роли первосвященника, ходатайствует за людей. Священное Писание однозначно говорит, что не напрасно Иисус, будучи Богом, стал человеком, – чтобы быть прочным мостом между Господом и людьми. Не напрасно Иисус претерпел многие невзгоды, присущие нам – людям, – чтобы человек осознавал, что Бог понимает нас, и может сочувствовать нам и сострадать.

Не сложно понять переживания верующих, имеющих определенные проблемы. Они хотят быть уверенными, что их молитва будет услышана Господом. И конечно, им хочется верить, что Бог поймет их и простит, и поможет. Поэтому они обращаются к посредникам – людям более приближенным к Богу. Но поступая так, человек как бы признается в том, что не уверен, что Бог его услышит, если тот будет молиться Ему напрямую. Он как бы не убежден, что Бог его любит и поймет его и простит, если он минуя посредников обратиться непосредственно к Нему. Между тем, Библия утверждает, что Господь любит всех людей, близок к каждому из нас и даже вникает во все дела наши:

Анализируя приведенные выше аргументы, верующие могут сами сделать вывод относительного того кому им молится. Но при этом нужно понимать, что выбирая героев веры в качестве посредников для общения с Богом Отцом, люди отчасти приравнивают их к Иисусу, признавая за ними роль Христа – Его священническое, посредническое, ходатайственное служение в небесном храме за каждого человека.


Обычно в подтверждение возможности молится к Богу через посредника, вспоминают Моисея, который молился за свой народ и Бог услышал его молитву (см. Исх. 32:11). Также заступнической молитвой молился за евреев пророк Даниил (Дан. 9:3). Авраам просил за царя Авимелеха, пожелавшего его жену Сарру (см. Быт. 20:7), фараон через Моисея и Аарона взывал к Богу об избавлении Египта от язв (см. Исх. 8:8), Иов молился за свой друзей (см. Иов 42:8), царь Езекия молился за свой народ (см. 2 Пар. 30:18-20), по слову Илии пошел дождь на землю (см. 3 Цар. 17:1; 18:41). Кроме того, в Библии есть тексты, призывающие молится друг за друга (Иак. 5:16). Сторонники посреднических молитв из этих фактов делают вывод, что значит, одни верующие могут хлопотать перед Богом за других. Кончено такой вывод сделать можно. Действительно Библия учит, что можно и даже нужно молиться за других людей ходатайственной молитвой. Но на эти же факты можно посмотреть с другой стороны.

Какими должны быть слова молитвы, чтобы Бог их услышал?

Частой причиной, по которой люди не хотят обращаться к Богу является незнание молитв или непонимание сложных церковных текстов. На самом деле, чтобы Господь нас услышал, Ему совершенно не нужны никакие слова. В практике церковного богослужения используется церковнословянский язык, а сам чин службы строго определен. Однако дома, в своем личном молении, можно использовать совершенно разные тексты.

Сами слова не имеют определяющего значения, это не магические заговоры или заклинания. Основа молитвы, которую слышит Бог — чистое и открытое сердце человека, устремленное к Нему. Поэтому личная молитва может характеризоваться такими признаками:

  • краткость;
  • простота;
  • искренность;
  • внимание;

Очень важно во время моления не распылять внимание по сторонам, а сосредотачивать его на произносимом. Это не так просто сделать, поэтому в начале христианской жизни можно выбрать несколько коротких молитв, которые удается прочесть с максимальным вниманием, не отвлекаясь на что-либо постороннее. Со временем, приобретая навык, можно постоянно расширять и увеличивать правило.

Интересно! В Евангелии мы видим образ спасшего свою душу мытаря, молитва которого была предельно краткой: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Конечно же, есть основной перечень молитв, который должен знать наизусть каждый, кто считает себя православным христианином. Это как минимум «Отче Наш», «Верую», «Богородице, Дево, радуйся…», Иисусова молитва. Зная эти тексты на память, можно в любой ситуации призвать на помощь Небесные Силы.

Конечно же, есть основной перечень молитв, который должен знать наизусть каждый, кто считает себя православным христианином. Это как минимум «Отче Наш», «Верую», «Богородице, Дево, радуйся…», Иисусова молитва. Зная эти тексты на память, можно в любой ситуации призвать на помощь Небесные Силы.

Как молиться, чтобы Господь услышал?

Этот вопрос, пришедший в нашу редакцию, определил тему новой беседы с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, мы с Вами уже говорили: молитва — это наше общение с Богом, для христианина она должна быть необходимой как дыхание. Но мы знаем и из собственного опыта, и из опыта наших читателей, у которых много вопросов на эту тему, что научиться молиться и любить молитву очень трудно. Даже святые говорили: молиться — значит кровь проливать; молитва требует труда до последнего дня человека. Владыка, почему молиться бывает так трудно?

— Действительно, молитва —это труд, об этом говорили многие святые. А русский народ сложил очень точную поговорку: самое трудное на свете — это Богу молиться и старых родителей кормить.

Почему же молиться трудно, хотя многие святые имели навык постоянной непрестанной молитвы? Надо напомнить себе, что такое молитва. Это предстояние Богу, можно сказать, разговор с Богом, общение с Ним. А что нужно для того, чтобы в нашей обычной жизни постоянно хотеть общаться с человеком?

— Любить его…

— Совершенно верно. Например, вот жених и невеста —они все время хотят общаться друг с другом, 24 часа в сутки. Потому что есть любовь, влечение друг к другу. Так и с Богом: должно быть стремление к Нему для того, чтобы молитва не была нудной обязанностью. Знаете, как иногда говорят: «вычитал правило»? Как будто яму копал… Конечно, молиться постоянно, живя в миру, сложно, но, по крайне мере, можно обращаться к Богу часто и с любовью.

Я вспоминаю свою юность, когда я просто бежал в храм. Знаю и других своих ровесников, тех, кто приходил в Церковь еще в советское время. Для нас это было самым главным, что может быть на земле, и заслоняло абсолютно всё: и учебу, и работу, и какие-то семейные связи. Мы буквально «утреневали» ко храму (как сказано в молитве: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему»), то есть с самого раннего утра постоянно хотелось быть в храме, видеть, слышать то, что там происходит. Я помню это чувство, до сегодняшнего дня память о нем в моем сердце.

Такое живое чувство к Богу должно быть у человека для того, чтобы ему хотелось молиться. Но, конечно же, оно есть не всегда. Человек —существо крайне непостоянное, и даже когда он достигает в своей жизни каких-то вершин, потом у него бывают периоды охлаждения и падения. Но память о том, что было — о прежних вершинах, будь то отношения с Богом или людьми — должна согревать человеческое сердце, когда пик чувств постепенно проходит. Тогда вместо охлаждения будет ровное горение, и потом оно будет разгораться все ярче. Есть ведь такие случаи, когда супруги, прожив друг с другом многие десятилетия, в конце своей жизни любят друг друга ничуть не меньше, а наоборот, даже сильнее, глубже, чем это было в юности.

Примерно такие же отношения могут быть у человека с Богом. Возможно, кому-то этот пример покажется не совсем корректным, но он понятен. Не надо забывать, что общение человека и Бога — это общение двух личностей, и оно требует того, чтобы человек постоянно возгревал, подпитывал свои чувства памятью о тех моментах, когда Господь Сам являлся человеческому сердцу. Вообще, каждый человек, который ходит в храм,— я в этом глубоко убежден — хотя бы однажды увидел Бога, почувствовал Его близость и еще здесь, на земле, испытал то чувство, о котором говорил апостол: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Память об этом дает человеку силы, когда приходит охлаждение.

Когда одна из духовных чад жаловалась в письме святителю Феофану Затворнику на свою холодность, на то, что она никак не может молиться, хотя еще вчера радовалась всему и Бога благодарила, он ответил так: посмотрите за окно — вчера солнышко светило, а сегодня дождик пошел. Это не зависит от нас с вами. Так же, говорит, и в человеческом сердце — то одно состояние, то другое. Но нужно научиться претерпевать периоды охлаждения, уныния, забвения о Боге и вновь к Нему возвращаться.

— Владыка, мы хотели бы задать Вам вопросы о молитве, которые есть у многих прихожан наших храмов. «У меня сложная жизненная ситуация. Молюсь, но она не разрешается, а становится все хуже. Что делать, как молиться, чтобы Господь услышал?» — спрашивает Сергей.

— Молиться надо неотступно. Но кроме того, нужно обязательно разбираться в ситуации, пытаться понять, почему она так складывается. Ведь иногда Господь хочет он нас, чтобы мы в чем-то изменились, чтобы мы потрудились сами. Допустим, мы просим Бога о чем-то, и Он ставит нас в такие обстоятельства, в которых мы можем волю Божию исполнить, сделав что-то своими собственными руками. Господь очень редко действует в человеческой жизни напрямую, с помощью какого-то явного чуда. Обычно люди исправляются людьми же.

Поэтому, я думаю, Сергею и тем, кого волнуют похожие вопросы, надо прежде всего очень внимательно разобрать эту сложную ситуацию, может быть, посоветоваться с кем-то из духовно опытных людей, чтобы понять: в чем именно моя вина в случившемся? Что я могу изменить не в окружающих людях, а в самом себе? И если мы что-то в себе изменим, то и ситуация после этого начнет меняться.

— Еще вопрос, скажем так, о действенности молитвы: «Хотел бы выяснить важные для меня вопросы. Как лучше (эффективней) исполнять молитвенное правило: мысленно или вслух? Если вслух, то шепотом или громко? К какой интонации при этом стремиться: церковной или своей собственной? Игорь»

— Вообще, подходить к молитве с точки зрения «эффективности» неправильно. А исполнять правило нужно так, чтобы это было наиболее полезно для нас. Все мы люди очень разные: у нас разные навыки, привычки, характеры. Кому-то удобнее читать про себя, кому-то вслух. Главное,чтобы тексты молитвословий, которые мы читаем, проходили через наше сердце, наше сознание. А темп молитвы, способ ее произнесения зависят от того, как человеку легче ее воспринимать. Лично у меня есть одна проблема с юности: в свое время я прочитал множество книг и читаю очень быстро. Скажем, молитвенное правило (три канона с акафистом) я могу прочитать про себя минут за пятнадцать, причем вполне осознанно. Поэтому, когда я служу, я всегда произношу молитвы вслух для того, чтобы это было чуть медленнее. Другой человек, может быть, наоборот, вслух читает по слогам, и ему удобнее читать про себя.

Читайте также:  Церковь святого лазаря в ларнаке о чем молятся

Что касается интонации, которую Игорь называет церковной (это чтение на одной ноте, спокойное, без эмоциональных всплесков),—я думаю, она предпочтительнее, потому что так человек лучше привыкает и к чтению в храме, ему потом легче в нем разбираться. Такое чтение в церкви на самом деле является более правильным, потому что в словах молитвословий должна звучать сама молитва, а не наши личные эмоции. Хотя относительно домашнего правила повторю — все это очень индивидуально и не имеет большого значения, лишь бы молитва была понятна человеку и проходила через его сердце.

— «Около десяти лет я молюсь и обращаюсь со своими нуждами к святой Матронушке. Просила, конечно, о земном: здоровья, замужества, чтобы дочь на бюджетное отделение поступила и т.д. Потому что еще перед смертью она сказала: “Все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях”. Я слово “скорби” понимаю как земные трудности, проблемы, печали, неудачи. Но в лекциях богослова профессора А.И Осипова говорится, что мы неправильно молимся, прося земные блага. Мы должны молиться, просить помощи в избавлении от грехов. А когда избавимся от греха, то Господь, видя наши нужды, Сам даст необходимое. Я теперь в сомнениях: и Матронушке верю, и профессору А.И. Осипову тоже верю. Поясните, как правильно молиться? Надо ли исповедоваться в том, что просила о земных благах? Ангелина»

— Нет, каяться в этом не надо. Профессор Осипов говорит о высоких вещах. Но мы пока живем в этом мире, и поэтому нас беспокоят, в том числе, и вещи житейские, о которых Вы пишете. Я всегда в таких случаях вспоминаю эпизод из жизнеописания преподобного Амвросия Оптинского. Однажды к нему пришла крестьянка из соседнего села и пожаловалась, что у нее мрут индюшата. И старец слушал, сочувствовал, объяснял ей, что и как делать. Крестьянка ушла утешенная. Было ли такое отношение правильным? У каждого есть какие-то нужды и скорби, и я думаю, что это нормально, когда человек обращается с ними к Богу.

Другое дело —и здесь я согласен с профессором Осиповым, сам часто об этом говорю,—чтонаши отношения с Богом ни в коем случае не должны ограничиваться только вот этим «дай, дай, дай»… Если мы христиане, нужно, чтобы мы думали и о каких-то более глубоких вещах, сами старались что-то принести Богу в жертву. «Сыне, даждь ми твое сердце»,— говорит Господь. Он ждет от нас нашего сердца, думаю, что это важнее всего.

Поэтому при видимой противоречивости позиций, которые приводятся в письме, правы обе стороны. Просить у Бога земных благ можно, и в этом нет ничего ни преступного, ни плохого. Но ограничиваться только этим нельзя, потому что наша земная жизнь — это подготовка к вечности. Самое главное —спасение нашей души. Именно этого надо просить у Бога и самим делать все, что от нас зависит.

— Еще один вопрос из числа тех, что часто можно услышать: «Говорят, чтобы понять волю Божию, надо помолиться. А как правильно молиться и как понять, что ответ действительно от Бога?»

— Есть такое правило: следовать тем обстоятельствам, в которые Господь тебя поставляет. Особенно если человек от сердца помолится и попросит Бога о помощи. А вообще надо во всех жизненных ситуациях руководствоваться Евангелием, и тогда ты исполнишь волю Божию, потому что в Евангелии воля Божия о нас совершенно четко определена.

— Следующие несколько вопросов, Владыка, опять об охлаждении в молитве. Это очень распространенный недуг… «Если сердце на молитву не отзывается уже продолжительное время, с этим надо смириться и принять? Например, молятся в храме, а я хочу, но не могу, а потом молитвы даже начинают раздражать: “Сколько же можно одно и то же. ” Ирина».

— Нет, смиряться с этим не надо, а нужно, как сказано у святителя Феофана Затворника, которого я только что цитировал, это состояние как-то переждать. В древнем Патерике есть интересный эпизод. Один новоначальный монах спрашивает более опытного: что делать, если нет желания молиться, наоборот, расслабление, уныние пришло? Старец советует: вставай, пересиливай себя, пытайся разогреть свое сердце. Монах жалуется, что не получается. Тогда, говорит старец, возьми свою мантию, завернись в нее и спи.

Этот совет, хоть он и выглядит шутливым, на самом деле очень мудрый. Потому что иногда бывает так, что человеку нужно просто прийти в себя, взять паузу. Но ни в коем случае не соглашаться с таким состоянием, а, отдохнув, постепенно возвращаться к молитве. И здесь, как я уже сказал, очень важное значение имеет память о том периоде, когда человек молился и был услышан Богом, когда ощущал единение с Ним, Его близость.

— «Уже много лет читаю вечерние и утренние молитвы, но встаю на правило с огромным трудом. Чем бы ни заниматься — лишь бы не молиться… Как изменить свое отношение к молитве, как полюбить ее? Татьяна»

— Бывает, что человек просто, что называется, осуетился, то есть обычные дневные заботы и хлопоты заняли слишком большое место в его жизни. Но при этом остался такой рудимент: надо встать на молитву утром и вечером. Конечно, когда живого отношения к Богу нет, через какое-то время этот рудимент начинает раздражать: ну зачем, спрашивается, тратить время на то, чтобы одни и те же слова повторять, когда сердце молчит? Нужно опять же остановиться и разобраться в себе. Причина всегда в самом человеке.

Еще бывает, что человек перестает молиться, держать пост, ходить в церковь, когда его образ жизни становится далеким от христианского. Мы ведь какие? Согрешили в одном, в другом, в третьем — но нам ведь тяжело, и времена такие, все так живут… Все мы знаем этот набор самооправданий. И постепенно, когда накапливаются какие-то недостатки, грехи, может быть, даже пороки, молиться становится невозможно. Попытки молиться вызывают только отторжение.

Причиной может быть все что угодно. Поэтому Татьяне и всем, у кого похожее состояние, надо подумать, разобраться в себе, в своей жизни и постараться внести коррективы. Тогда человек снова сможет молиться внимательно.

— Вы как-то говорили, Владыка, об опыте непрестанной молитвы. Но эти дела, хлопоты, о которых пишет наша читательница, они же не всем мешают молиться, по слову преподобного Серафима Саровского, который говорил, что молитва делу не помеха?

— Непрестанная молитва — это все-таки делание монашествующих, да и то не всегда в наше время это встретишь. В миру к этому стремиться не надо, но молиться часто можно и нужно. Знаете, есть непрестанная молитва, а есть ее противоположность —непрестанная суета… Вот эту непрестанную суету надо все-таки отодвинуть в сторону. Кроме того, молитва — это память о Боге. И хорошо приобрести такой навык: вот я хожу, разговариваю, что-то делаю —и все время помню, что есть Бог, Он над всеми моими делами. А обычно мы живем так, как будто Его нет, и вспоминаем о Нем редко. На самом деле, надо о Нем помнить всегда.

— «Подскажите, пожалуйста, как правильно поступать, если во время молитвы в голову лезет все что угодно, кроме самой молитвы. Читала два совершенно полярных мнения: перестать молиться, так как Бог все равно такую молитву не слышит,— или понуждать себя, молиться через силу. Инна»

— Останавливаться ни в коем случае не надо, следует понуждать себя. Чтобы восстановить внимание на молитве, можно время от времени делать такое упражнение: когда вы читаете правило и вдруг понимаете, что внимание «улетело», надо вернуться назад и читать уже со вниманием. Это сложно, и не нужно это делать постоянно, но пробовать надо, чтобы наладить в себе навык внимательного чтения.

Еще у того же святителя Феофана есть замечательный ответ на похожий вопрос. Одна из его духовных чад спросила: «Иногда я понимаю, что постояла на молитве и ничего в моем сердце не шевельнулось. Что делать?». Он ответил: «Тогда встаньте перед иконами, перекреститесь, вздохните, и скажите: “Господи, я не смогла Тебе сегодня принести мое сердце, прими от меня хотя бы ноги”». Он много говорит в своих письмах, что надо приучаться держать себя в порядке, быть собранным. Например: вот ты лежишь на диване, вспомни, что это неправильно, и вместо этого сядь, как полагается, выпрямись. Такие вроде бы мелкие внешние вещи помогают человеку держать себя в необходимых рамках, потому что, когда мы эти рамки упраздняем, мы растекаемся, теряем свою собранность. А без этого многое невозможно, не только Богу молиться — например, учиться. Посмотрите, многое из того, что мы говорим о молитве, можно сказать студенту, который не умеет учиться, потому что там точно то же самое: нет внимания. Поэтому многое в жизни человека изменится, многое станет делать легче, человек будет достигать больших успехов, если он настроит себя на правильную внимательную молитву.

Хочу посоветовать авторам этих вопросов и всем нашим читателям обязательно прочитать книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это ответы на подобные вопросы в форме писем. А тем, кто любит читать и не боится толстых книг, я рекомендовал бы собрание писем святителя Феофана, в которых содержатся исключительно глубокие, очень ценные, вполне современные материалы. Святитель отвечает на вопросы своих духовных чад, которые не так уж отличаются от тех, которые задаются сегодня. В свое время мне самому эти книги очень помогли.

Фото Алексея Лузгана и Андрея Гутынина

Еще у того же святителя Феофана есть замечательный ответ на похожий вопрос. Одна из его духовных чад спросила: «Иногда я понимаю, что постояла на молитве и ничего в моем сердце не шевельнулось. Что делать?». Он ответил: «Тогда встаньте перед иконами, перекреститесь, вздохните, и скажите: “Господи, я не смогла Тебе сегодня принести мое сердце, прими от меня хотя бы ноги”». Он много говорит в своих письмах, что надо приучаться держать себя в порядке, быть собранным. Например: вот ты лежишь на диване, вспомни, что это неправильно, и вместо этого сядь, как полагается, выпрямись. Такие вроде бы мелкие внешние вещи помогают человеку держать себя в необходимых рамках, потому что, когда мы эти рамки упраздняем, мы растекаемся, теряем свою собранность. А без этого многое невозможно, не только Богу молиться — например, учиться. Посмотрите, многое из того, что мы говорим о молитве, можно сказать студенту, который не умеет учиться, потому что там точно то же самое: нет внимания. Поэтому многое в жизни человека изменится, многое станет делать легче, человек будет достигать больших успехов, если он настроит себя на правильную внимательную молитву.

Зачем нужно молиться дома?

Но ведь Господь видит и слышит нас везде, где бы мы не находились и что бы не делали, и Ему не важно, стоим мы перед иконой или готовим дома обед. Поэтому не стесняйтесь всегда говорить с Ним: хотите пожаловаться на судьбу — расскажите Богу о своих проблемах, случилось в жизни радостное событие — поблагодарите, имеете какую-то нужду — выскажите свою просьбу. Ведь сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7).

Для верующего человека молитва — это естественное состояние и потребность общения с Богом. Пока мы находимся на улице или на работе, нас постоянно отвлекают какие-то дела и заботы, а вот дома — утром и вечером — можно немного отдохнуть от дневной суеты и спокойно пообщаться с Богом и святыми. Вспомнить, что хорошего случилось за день и поблагодарить за это или подумать в чем согрешили и попросить прощения, искренне раскаявшись. И не сомневайтесь, вы будете услышаны.

А вот если говорить об обязательности исполнения всех молитвенных правил, то тут мнения святых отцов разнятся. Некоторые настаивают на том, что молиться нужно обязательно, поскольку это еще и дисциплинирует человека, а другие полагают, что если совсем нет возможности прочитать объемное правило, то ничего не случится. Главное, не злоупотреблять этим и всякий раз не выискивать поводы для того, чтобы не молиться.

Добавить комментарий