Вячеслав Чешский

ВЯЧЕСЛАВ

[лат. Wenceslaus; чеш. Václav] (ок. 907 – 28.09.935), блгв. кн. Чешский (922-935), св. патрон Чехии (пам. 4 марта и 28 сент.). Сын чеш. кн. Вратислава и кнж. Драгомиры из полабско-слав. племени гаволян, внук мц. Людмилы и чеш. кн. Борживоя.

Главным источником сведений о В. являются жития. Наиболее ранние из них написаны, по-видимому, в 70-х гг. X в. в связи с учреждением в чеш. столице Праге епископской кафедры. Это легенда «Crescente fide» и первое слав. Житие В. Неск. лет спустя еп. Мантуи Гумпольд на основании материалов, доставленных из Чехии, написал Житие В. по заказу герм. имп. Оттона II (973-983). Ряд важных сведений о В. сохранились также в проложном Житии мц. Людмилы и хронике Видукинда Корвейского (нач. 70-х гг. X в.). Помимо этого, отдельные свидетельства можно извлечь из «Легенды Кристиана», написанной в Праге между 992 и 996 гг. Ее автор, работавший по поручению еп. Пражского св. Адальберта, старался отразить все, что к этому времени было известно в Праге о В. Еще 2 жития В. были написаны в XI в.: первое составлено Лаврентием из Монте-Кассино в 30-х гг. XI в. на основании материалов, полученных из Чехии, и второе -«Легенда Никольского», написанная во 2-й пол. XI в., по-видимому в Сазавском мон-ре в Чехии. В основу этого памятника было положено Житие В., написанное Гумпольдом, с дополнениями из каких-то неизвестных до наст. времени источников.

При реконструкции биографии В. возникает ряд трудностей, связанных с тем, что жития часто не дают точной датировки событий жизни В., а имеющиеся немн. хронологические указания истолковываются по-разному. Даже вопрос о годе смерти святого был длительное время предметом научной дискуссии. В наст. время наиболее обоснованными являются датировки событий из жизни В., предложенные Д. Тржештиком, исследователем ранней истории Чехии.

Версия, изложенная в первом слав. Житии В. (сохр. в древнерус. и хорват. списках) и частично в Житии, написанном Лаврентием из Монте-Кассино, заметно расходится с версией, получившей отражение в «Crescente fide», «Легенде Гумпольда» и «Легенде Кристиана». 2-я версия находит соответствие в свидетельстве проложного Жития мц. Людмилы. Согласно этой наиболее распространенной версии, от брака кн. Вратислава и кнж. Драгомиры родились 2 сына – В. и Болеслав. Когда умер отец, они были еще молоды и управление княжеством перешло к Драгомире, а В. был отдан на воспитание мц. Людмиле. Это вызвало неприязнь Драгомиры и окружавших ее дружинников, считавших, что мц. Людмила воспитывает В. не как князя, а как монаха. По приказу Драгомиры мц. Людмила была убита, а связанные с ней христ. священники во главе с архипресв. Павлом изгнаны из страны. В. побуждали приносить жертвы языческим богам, но он избегал этого, носил под одеждой «малую книгу» и тайно ее читал.

Достигнув совершеннолетия, В. взял власть в свои руки, изгнал из страны мать и ее сторонников. По его приказу останки мц. Людмилы были перенесены в Прагу и 21 окт. 925 г. захоронены в храме во имя вмч. Георгия. В. вернул изгнанных священников и призвал из соседних нем. земель мн. других и щедро одарил их. Он следил за тем, чтобы его дружинники вели образ жизни, подобающий христианам, провинившихся наказывали плетьми. Как правитель, он вершил справедливый суд, причем никого не приговаривал к смерти, разрушал тюрьмы и сносил виселицы, заботился о бедных, сиротах и вдовах. В. постоянно молился, носил на теле под одеждой власяницу, во время поста пеший и босой, сбивая ноги в кровь, «посещал христианские храмы в разных градах», по ночам готовил вино и пек просфоры для причастия.

В Праге В. построил храм, посвященный св. Виту, к-рый позднее стал кафедральным собором Пражского еп-ства. Рассказы агиографов об этом эпизоде из жизни В. дополнены Видукиндом, к-рый уточняет, что в 929 г. нем. кор. Генрих I предпринял поход на Прагу и В. вынужден был подчиниться его верховной власти и платить дань. Строительство храма во имя св. Вита, патрона Саксонии, принадлежавшей к владениям Генриха I, свидетельствует о желании В. наладить отношения с сюзереном.

Младший брат В. Болеслав и его дружинники составили заговор с целью убить В. Чтобы осуществить это намерение, Болеслав позвал брата в свой «град», известный в более поздних источниках как Стара-Болеслав, на празднование дня памяти святых Космы и Дамиана. В., хотя и знал о планах заговорщиков, не принял никаких мер и приехал на праздник. На следующий день, когда В. шел в храм к заутрене, Болеслав напал на него и ударил мечом, но не убил. Тогда он позвал на помощь дружинников, к-рые убили В. Это произошло 28 сент. Кровь князя, окропившую стены храма, тщетно пытались смыть в течение 3 дней. В. похоронили рядом с храмом, его единомышленников преследовали. Спустя 3 года после убийства В. 4 марта они тайно перенесли останки князя в собор св. Вита. Когда перед погребением открыли раку, то обнаружили, что останки не тронуты тлением, раны зарубцевались, кроме одной, к-рую нанес брат.

В версии, отразившейся в первом слав. житии, В. предстает образцовым христианином, к-рый строил церкви, помогал священникам, справедливым правителем, защищавшим бедных, вдов и сирот. Однако отношения В. с матерью и братом описаны здесь иначе, чем в более распространенной версии. Изгнание матери автор жития объясняет интригами «мужей чешских», внушивших В., что мать хочет отнять у него власть. В. затем раскаялся в своем поступке и вернул мать. После убийства сына она собрала разрубленные части его тела и оплакала его. Болеслав выступает в житии как орудие в руках «чешских мужей», он действительно хотел ударить брата мечом, но В. не дал ему это сделать, схватив и повалив на землю. Болеслав приглашает архипресв. Павла прочесть молитву над телом убитого брата. По этой версии сам Болеслав, раскаиваясь в своем поступке, приказал перенести останки В. в храм св. Вита. Эта версия, очевидно, была создана в среде, близкой к княжескому двору, с целью в наибольшей степени обелить членов княжеской семьи – прямых предков князей, правивших Чехией в X-XIII вв. Поэтому описание событий изложенной выше версии, связанной с духовенством собора св. Вита, представляется более близким к исторической действительности.

Канонизацию В. исследователи связывают с основанием в 973 г. Пражской епископской кафедры, кафедральным собором стал храм св. Вита, а патроном – В. Тогда же были установлены дни его памяти: 28 сент. (день убийства) и 4 марта (день перенесения мощей). Во 2-й пол. X в., когда город еще подчинялся чеш. власти, В. был посвящен храм, поставленный в Кракове, на Вавеле.

В сохранившихся текстах житий В. рассказы о чудесах не имеют дат, но в 70-х гг. X в. о них уже было известно Видукинду. В. исцелял больных, чудесным образом вызволял из тюрем раскаявшихся преступников, просивших святого о заступничестве, высвобождал из оков должников, попавших в кабалу по воле кредиторов.

Более поздние сочинения пополнили биографию В. 2 важными эпизодами. 1-й помещен как дополнение в «Легенде Кристиана», после рассказов о посмертных чудесах. В. и князь г. Коуржима договорились не начинать военных действий, а решить спор поединком. Когда они вышли в поле, чтобы сразиться, князь Коуржима увидел на челе В. изображение распятого Христа. В знак того, что он подчинился В., он припал к ногам святого. Возможно, это дополнение – запись рассказов о В., к-рые по неизвестным причинам не изложили более ранние агиографы.

Во 2-м эпизоде, к-рый содержится лишь в житиях В., записанных в XIII в. («Oriente iam sole», «Ut annuncietur»), сообщается, что В. опоздал на собрание князей, созванное имп. Генрихом (так он назван в этих текстах). Недовольные король и князья решили не приветствовать его и заставить стоять в их присутствии. Однако, когда В. появился, Генрих встал ему навстречу и посадил рядом с собой на трон. Князьям он объявил, что не мог поступить иначе, увидев, что В. сопровождали ангелы, голову его окружало сияние, а на челе было изображение креста. Император подарил В. драгоценную реликвию – часть мощей св. Вита. Тогда же он освободил Чешское княжество от уплаты дани в пользу империи. Отсутствие у предшествующих агиографов столь важного для биографии В. эпизода заставляет видеть в этом вымысел чеш. книжников XIII в., пытавшихся т. о. обосновать притязания чеш. правителей на привилегированное место в Свящ. Римской империи.

Первоначально В. почитался как мученик и патрон Пражской кафедры. В «Легенде Кристиана» о нем говорится как о патроне Чешской земли и чехов, к-рый помогает чеш. воинам в битве. Вмешательству В. приписывалось освобождение Праги от польск. войск в 1004 г. На монетах чеш. князей 1-й пол. XI в. на одной стороне помещалось изображение правителя с мечом, на другой – изображение В. с крестом. Если на относившихся к нач. XI в. самых ранних изображениях (иллюстрированная ркп. «Легенды Гумпольда», 1006) В. представлен как мученик, то во 2-й пол. XI в. появляются его изображения как правителя, сидящего на троне со знаками власти (Вышеградский кодекс 1086 г.). День памяти В. (28 сент.) стал одним из главных праздников в Чехии, к этому дню все чеш. вельможи съезжались в Прагу, где после торжественного празднования для них устраивался 3-дневный пир.

В XII в. В. также выступил защитником Чехии от врагов. С его чудесным вмешательством связывали победу чеш. кн. Собеслава I над войском нем. кор. Лотаря в 1126 г. Находившийся на поле битвы свящ. Вит увидел В. на белом коне, устремившегося на нем. войско. Позднее с чудесной помощью В. связывали и победу чеш. кор. Пржемысла II в битве с венг. войском у Кресенбрунна (ныне Гройсенбрунн, Австрия) в 1260 г. В этой битве В. выступал во главе сонма святых – покровителей Чехии. С сер. XII в. складывается представление о В. как о «вечном правителе Чехии», а тот, кто сидит на чеш. троне в тот или иной момент, является его наместником. На печатях чеш. правителей помещалась надпись: «Мир святого Вячеслава в руках князя имя рек». Особым почитанием пользовались копье В., чудесным образом обретенное накануне битвы в 1126 г. и сопутствовавшее в сражении чеш. войску, и его меч, к-рый в XIV в. во время коронации носили по Праге в торжественной процессии.

Временем расцвета почитания В. стала сер.- 2-я пол. XIV в.- годы правления чеш. кор. и рим. имп. Карла IV. Изготовленная в это время чеш. королевская корона была отдана под защиту В. Над могилой В. соорудили надгробие из золота, украшенное драгоценными камнями, и капеллу, где в 1373 г. поставили статую святого. В 1358 г. имп. Карл IV составил свою редакцию Жития В.; текст был разделен на 2 части, к-рые должны были читаться в день памяти В. и на праздник перенесения его мощей.

Почитание В. в РПЦ

началось не позднее XI в. В 60-х гг. его почитали в Киеве, о чем свидетельствует упоминание о В. в «Сказании о Борисе и Глебе» как об образце, к-рому хотел следовать св. Борис. Сохранилась служба святому в составе Новгородских служебных Миней 1095 г. Достаточно рано стало известно и слав. Житие В. в его древнерус. разновидности, неск. отличной от текста хорват. списков (т. н. Востоковская легенда); его текст был использован при создании краткого жития, вошедшего в состав древнейшей редакции древнерус. Пролога, и сказания о перенесении его мощей, также включенного в Пролог. Днями памяти В. были на Руси, как и в Чехии, 28 сент.- день убийства, когда читались служба святому и его проложное житие, и 4 марта, когда читалось сказание о перенесении мощей. Памятники, связанные с В., послужили лит. образцами при создании «Сказания о Борисе и Глебе». В XVI в. слав. Житие В. было включено в состав Четьих-Миней митр. Московского Макария. Только в древнерус. списках сохранилась «Вторая старославянская легенда о св. Вячеславе» («Легенда Никольского»).

В росписях Успенского собора Троице-Сергиевой лавры и Софийского собора в Вологде 80-х гг. XVII в. В. изображен седовласым старцем, у иконописцев того времени были уже смутные представления о житии святого.

Почитание В. в католической Церкви

Память празднуется 28 сент. (в Пражском, Краковском и ряде др. еп-ств – с октавой 5 окт.); в нек-рых еп-ствах отмечается также перенесение его мощей (4 марта; во Вроцлаве – 5 марта), а в Пражском – обретение мощей (27 июня).

В 1333 г. в базилике св. ап. Петра в Риме был воздвигнут алтарь во имя В. В 1381 г. Пражский архиеп. Иоанн (Енштейн) учредил праздник для еп-ств Бамберг, Майсен, Регенсбург. В 1670 г. декретом папы Климента X праздник в память В. стал общецерковным и был причислен к разряду semiduplecis (полупраздничных), но до 1729 г. совершался по усмотрению местного епископа (ad libitum).

Красный угол. История, обычаи, правила

Оглавление:
1. Красный угол в православном обычае
2. Где устроить красный угол в своей комнате?
3. Как размещать иконы в красном углу?
4. Можно ли размещать иконы вне красного угла?

Красный угол (передний угол) — это часть жилого помещения, где установлена икона, или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.

1. Красный угол в православном обычае

В русском доме красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, – так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.

Красный угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали драгоценными окладами, ризами, цветами, возжигали перед образами лампады (стоячие или подвесные) и свечи. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя.

Обычно иконы размещались в киоте (иное название – божница) – специальном шкафчике – или на полочке. Иногда образа украшались вышитым рушником (или божником, иконником – длинным и узким полотенцем, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой), его клали так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Кроме икон, в красном углу хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве.

В прошлые времена в царских дворцах, в богатых дворянских и купеческих домах целые комнаты отводились под молельни, или Крестовые, моленные комнаты. В молельне иконы располагали не только в красном углу, но и на пространстве всех стен, здесь стоял и аналой со священными книгами. В таких комнатах семья читала утреннее и вечернее правило, родители благословляли детей в важные моменты жизни.

Историк И. Е. Забелин пишет:

«Крестовая, или Моленная, где совершались утренние и вечерние молитвы, а иногда и церковные службы, часы, вечерни, всенощные, была, как домашняя церковь, вся убрана иконами и святынею, разными предметами поклонения и моления. Одна стена ее сплошь была занята иконостасом в несколько ярусов, в котором иконы ставились по подобию церковных иконостасов, начиная с деисиса, или икон Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя, составлявших, так сказать, основу домашних иконостасов. Нижний пояс занят был иконами местными [местными они назывались оттого, что ставились на стене в особо устроенных местах вроде киотов], на поклоне, в числе которых, кроме Спасовой и Богородичной, ставились иконы особенно почему-либо чтимые, как-то: иконы тезоименитых ангелов, иконы благословенные от родителей и сродников, благословенные кресты, панагии и ковчежцы с св. мощами, списки икон прославленных чудотворениями, исцелениями; иконы святых, преимущественно чтимых, как особых помощников, молителей и заступников. Вообще иконостас Крестовой комнаты был хранилищем домашней святыни, которая служила изобразителем внутренней благочестивой истории каждого лица, составлявшего в своей Крестовой иконостас… Все более или менее важные события и случаи жизни сопровождались благословеньем или молением и призыванием Божьего милосердия и святых заступников и покровителей, коих иконописные лики благоговейно и вносились в хранилище домашнего моления. Местные иконы, кроме окладов золотых или серебряных с каменьями, украшались различными привесами, т. е. крестами, серьгами, перстнями, золотыми монетами и т. п. Икона Богородицы сверх того всегда почти украшалась убрусцом, род лентия, полагавшегося на венец икон, и ряснами жемчужными. Внизу икон особенно в праздники подвешивались застенки или пелены, шелковые, шитые золотом, низанные жемчугом, убранные дробницами, т. е. мелкими серебряными или золотыми иконами или какими другими изображениями.

…Кроме икон и крестов в Крестовой сохранялись и разные другие священные предметы, приносимые из местных монастырей или от паломников в Святую землю…»

2. Где устроить красный угол в своей комнате?

Красный угол – это место молитвы, общения с Богом и святыми, место, где расположены священные предметы, поэтому для него должно быть выделено отдельное пространство. Недопустимо ставить святые образа среди посуды или мирских книг, или, что ещё хуже, на телевизор, по которому порой показывают далеко не благочестивые сцены. Такое расположение святыни не только не благоговейно, оно близко к кощунству.

Выбирая место для икон, можно руководствоваться несколькими принципами. Подобно нашим предкам, можно поместить их напротив двери, в дальнем от входа углу, там, куда сразу падает взгляд входящего. Однако современные квартиры спланированы так, что к дальнему по диагонали углу может примыкать окно во всю стену, лоджия или балкон. В этом случае можно выбрать другой, более тёплый, уютный и почётный угол напротив двери, или разместить иконы на прямой части стены, как это делали наши предки в моленных комнатах.

При выборе места для красного угла можно руководствоваться и другим традиционным методом: ориентацией на восток. При этом не стоит педантично вычислять восточное направление с точностью до градуса, достаточным посмотреть, с какой стороны восходит солнце.

Об ориентации красного угла на восток иеромонах Иов (Гумеров) пишет:

«С древности христиане молились на восток. Об этом пишет святитель Василий Великий. Богословское объяснение этому дает преподобный Иоанн Дамаскин: «Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Иоан. 1, 5), и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток». По этой причине принято устраивать красный угол и размещать иконы на восточной стороне дома. Если планировка комнаты или другие причины не позволяют в точности это исполнить, то надо выбрать ближайшую к востоку стену или угол. Следуя этой благочестивой традиции, мы не должны ее абсолютизировать. Часть икон можно расположить и на других сторонах дома, чтобы вид святых образов поддерживал в нас постоянное молитвенное настроение».

По высоте красный угол следует устраивать на уровне глаз или несколько выше. Внизу под полкой красного угла часто ставят столик, на котором обычно тоже стоят иконы, лежат священные книги и другие святыни. В таком столе хорошо хранить и святую воду.

3. Как размещать иконы в красном углу?

Для домашнего иконостаса лучше всего использовать специальные полочки, одноярусные или многоярусные. Иногда образа ставят на обычную книжную полку, освобождённую от книг, но тогда перед иконами нельзя будет поставить свечу или стоячую лампаду, так как верхняя часть полки будет нагреваться огнём, почернеет и может загореться. В этом случае можно будет пользоваться лишь подвесной лампадой. Лампаду принято затепливать по крайней мере во время молитвы и вечерами накануне праздников. Иногда в православных домах перед особо чтимыми образами теплятся неугасимые лампады.

При размещении икон в красном углу тоже руководствуются определёнными правилами. В центре домашнего иконостаса обязательно должен быть образ Спасителя. Это могут быть иконы, называющиеся «Господь Вседержитель», «Спас Нерукотворный».

Выше этой иконы можно поместить только Распятие или образ Святой Троицы. Справа от образа Спасителя (по правую руку Спасителя) уместно поместить икону Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии, величайшей заступницы за людей перед Господом. Существует множество иконографических изображений Божией Матери, здесь выбор остается за христианином.

Если слева от иконы Иисуса Христа поместить образ святого Иоанна Предтечи, то получится классический Триптих. Изображение Христа с обращенными к Нему в молитве Богородицей и Иоанном Крестителем в древнерусских иконостасах называлось Деисис, что в переводе с греческого означает «моление».

Или на это место можно поместить икону другого великого святого, например святителя Николая Чудотворца.

Эти иконы – минимум, который является основой красного угла. Все другие иконы можно разместить по обе стороны от них, или ниже. Здесь должны быть образа небесных покровителей семьи – святых, чьи имена носят члены семьи. Кроме того, в красном углу часто помещают иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и других великих заступников христиан. При этом важно помнить, что это обязательно должны быть иконы тех святых, к которым христианин обращается с молитвой, благодарно почитая их образа как некое духовное окно общения с их святыней, молитвенно чтя дни их церковной памяти. Не надо также забывать, что сами по себе иконы еще не соединяют нас с Богом. Чтобы получить благодатную помощь, надо сначала ее попросить в молитве.

4. Можно ли размещать иконы вне красного угла?

Святые иконы должны быть в каждой комнате жилища христианина. Они освещают собой весь дом, напоминают нам о присутствии Божием, поддерживают в нас постоянное молитвенное настроение.

Икона должна быть и на кухне, чтобы можно было помолиться Богу перед едой и после вкушения пищи. Для этого лучше всего подойдет икона Спасителя.

Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате. В детской и в спальне икону помещают так, чтобы ее было видно с кровати. Если ребенку приснится страшный сон, проснувшись, он увидит Того, у Кого можно и нужно просить защиты и утешения. В русской традиции матери ставили в спальне детей икону Богородицы, мягко освещённую лампадой.

Так, Михаил Макаров вспоминает:

«В нашей детской комнатке на ночь ставили на стол образок явления Божией Матери Сергию и горящую лампадку. Это делалось для того, чтобы я не боялся, если проснусь ночью. И, действительно, когда проснешься ночью и увидишь спокойно горящую лампадку, благодатно освещающую лики Божией Матери, двух апостолов, стоящего на коленях Сергия и закрывшегося от неизреченного света преподобного Михея, — не только нет никакого страха, столь свойственного детям ночью, но душа наполняется тихой радостью, и под отрывочные мысли: «Пришла. Сама Владычица. к Сергию. » — сладко вновь засыпаешь».

Кроме того, ложась ночью спать и просыпаясь утром, и детям и каждому христианину важно обратиться за благословением ко Творцу.

В прихожей также принято помещать икону Спасителя, чтобы, выходя из дома, помолиться Ему и попросить Его помощи и благословения. Кроме того, существует благочестивый обычай в христианских домах, по подобию церкви, помещать небольшие образа над дверями, так что, ходя по дому по обычным делам, христианин видит над собой благословляющее напоминание о горнем, что поддерживает в нём Божию память и молитвенный, покаянный и благодарный, настрой.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Где должен быть красный угол в доме

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Красный угол (или как его еще принято называть домашний иконостас, святой угол или божница) представляет собой своего рода должное определение для размещения чудотворных изображений с целью произнесения молебельных речей в определенных местах дома или же квартиры, а вот что делать если дома нет красного угла, как молиться, где размещать и как оформить можно узнать из нижеприведенной статьи.

Любое жилое помещение, принадлежащее верующему христианину принято считать, как отображение православного храма, а святой угол в свою очередь расценивается как подобие святилища. Сама по себе божница является наиболее почитаемым и важным в доме/квартире местом. В соответствии с установленным этикетом, тот человек, который пришел в дом попасть в священное место может только согласно особого приглашения домовладельцев.

Как определить красный угол в доме

Домашний иконостас – это молебельное пространство, где верующий человек может общаться со Святыми и Господом, а также размещать различные божественные предметы и именно поэтому для иконостаса необходимо выделять особое место.

Красный угол в доме где должен быть? Чудотворные иконы лучше всего размещать на наиболее видном месте в восточной части будь то, квартиры или дома, однако вместе с тем, это не обязательное правило и если, к примеру, из-за планировки жилище эту рекомендацию затруднительно выполнить, то тогда следует подобрать тот угол/стену, которые наиболее ближе всего расположены к востоку (который всегда находится там, где встает солнце).

Если же в доме имеются иконописные изображения, которые не вмещаются в иконостас, то разрешается располагать их по своему усмотрению в разных частях комнаты или в других помещениях. Например, священные иконы, используемые при венчании можно разместить в спальне, а образ самого Вседержителя на кухне, для того чтобы вознести молебень перед началом и после трапезы.

Однако, следует помнить, что размещенный на кухне чудотворный образ обязательно должен находиться в киоте (или проще говоря застекленный шкафчик), дабы не нанести вред святыне, ведь повышенная влажность, постоянные перепады в температурном режиме, попадание прямых лучей солнца, могут спровоцировать появление выгорания, микротрещин в досточке, а также шелушении окрашенных слоев.

Особенности размещения иконостаса

При обустройстве домашнего иконостаса следует принимать во внимание не только то, где должен находиться красный угол в доме, а и еще некоторые особенности:

  • священные образы следует устанавливать таким образом, чтобы во время молебельного обращения их было видно верующему;
  • божницу лучше всего вешать где-то на уровне глаз или немного выше;
  • категорически запрещается развешивать возле святого угла предметы светского характера такие как, картины и фотографии;
  • перед тем как оформить красный угол в доме, необходимо удостовериться что он будет находиться как можно дальше от батареи, так как из-за регулярного воздействия повышенных температур древесина может ссохнуться и растрескаться;
  • по возможности молебельный угол не стоит располагать возле зеркал, где вас может быть видно во время произнесения молитв, дабы не отвлекаться на разглядывание себя в зеркале;
  • по желанию божницу можно украсить решником с вышивкой, а если вам позволяет место, то под ней можно разместить небольшой столик, где можно хранить емкость с освяченой водой, лампадки, православные христианские книги, которые используются при молитве и не только.

Размещение чудотворных образов

Священные образы в домашнем иконостасе нужно размешать согласно церковному иконостасу, то есть слева (по отношению к смотрящему) от лика Вседержителя должен размещаться образ Богоматери, справой стороны обычно устанавливают образ Св. Николая. Сверху над образами Небесной Царицы и Всевышнего допускается размещение изображения Распятия или же Троицы.

Как правило, оформляя красный угол для иконы в доме стараются соблюдать определенную иерархию и не вешать чудотворные образы Святых, которые являются большими по размеру от образов Божьей Матери и Господа Бога, также не следует располагать лики Святых над иконами Божьей Матери и Господа Бога.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о том, что такое красный угол:

Домашний иконостас — как правильно устроить красный угол

Домашний иконостас

В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, звучит келейная молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Мы постараемся их объяснить.

Какие иконы нужно иметь дома

Важно помнить, что

  • Не количество икон определяет степень благочестия жизни человека.
  • Иконы нельзя «коллекционировать» и собирать, как предметы быта.
  • Нужно помнить о молитвенном предназначении иконы.

Где разместить домашний иконостас

Наши предки выбирали для расположения икон наиболее просматриваемое в доме место и называли его «красным углом». Там же помещались предметы, имеющие отношение к церковным праздникам — пасхальное яичко, веточка вербы с Прощеного воскресенья, веточка березы с праздника Святой Троицы.

Домашний иконостас находился на восточной стороне. Это место было самым светлым, так как угол дома, где располагались иконы был оборудован двумя стенами с окнами. В настоящее время при устройстве домашнего иконостаса не всегда удается расположить иконы на восточной стороне комнаты. Поэтому можно использовать любую стену вашего дома.

При этом важно предусмотреть свободный доступ к иконостасу, чтобы при молитве не чувствовалось тесноты и неудобства.

Выбирая место для домашнего иконостаса, проследите, чтобы

  • Иконы не соседствовали с бытовой техникой, предметами декоративного убранства,
  • С книгами, содержание которых противоречит православному вероучению.
  • Изображения святых, их фотопортреты также следует поместить в другом месте.

По давно существующей традиции домашний иконостас украшают лишь вышитыми полотенцами, а рядом с иконами могут находиться церковные свечи, лампадки и освященные масла.

Лампадки зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам.

Существуют традиции, которые обязательны к соблюдению. Так, например, необходимо знать, как правильно располагать иконы.

В каком порядке расположить иконы

  1. Над всеми иконами находится православный Крест.
  2. Центральное место в иконостасе занимает икона Спасителя (поясное изображение).
  3. Над этой иконой размещают образ Святой Троицы.
  4. Справа от иконы Спасителя ставят икону Божией Матери. Чаще всего в домашнем иконостасе можно увидеть икону Богородицы «Умиление» и «Одигитрия».
  5. Образы Святых размещают по бокам от икон Спасителя и Богородицы. Можно расположить их и выше.
  6. В русском православии особо почитают святителя Николая Чудотворца. Его икону можно увидеть в любом домашнем иконостасе. Часто встречаются иконы пророка Илии, первоцерковных апостолов Петра и Павла, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика и целителя Пантелеймона.
  7. Хорошо, если в доме есть образы святых Евангелистов, Святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила, а также иконы церковных праздников.
  8. Выбор икон может быть индивидуальным, в домашнем иконостасе часто размещают святых покровителей семьи, имена которых носят домашние.

С выбором икон всегда поможет определиться священник. Главное — не превратить домашний иконостас в бесцельное собирательство икон, к которым потом не обращаются с молитвой.

Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме

«Келлия устава не знает» — есть такая монашеская поговорка. И, хотя она не вполне соответствует действительности, доля правды в этом есть. Свой молитвенный уголок христианин обустраивает так, как ему удобно. Есть лишь несколько замечаний, которые, как мне кажется, важны:

1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься.

2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо.

3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем.

4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке

5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика.

6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло.

7. Иконы нужны не для антуража. Если вы не планируете молиться перед иконами, не стоит их вешать в доме. Лучше сначала стать христианином, воцерковиться и лишь тогда повесить икону для регулярной перед ней молитвы.

8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место.

9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.

10. Икона — не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от воров а «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто по факту того, что их повесили на стену. Чудеса бывают в жизни христианина, но это именно чудеса, нарушение привычного хода жизни в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство — это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми.

Молитвы перед домашним иконостасом

Молитва Смоленской иконе Божией Матери

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

«Красный угол»: как устроить домашний иконостас?

Еще в Домострое было указано, что каждый верующий христианин должен иметь дома место, где бы он мог помолиться, остаться наедине с Богом. В православии считается, что дом – продолжение храма, поэтому здесь допускается и даже поощряется размещение святых образов. Иконостас необходимо расположить там, где он будет хорошо заметен. Это не должен быть укромный уголок, а одно из главных мест в квартире. Этого правила предстоит придерживаться и жителям современных квартир, если они стремятся к праведной жизни.

  1. Где размещать иконы?
  2. Как вешать иконы в доме?
  3. Священники о размещении икон в своем доме

Где размещать иконы?

Устраивая домашний иконостас, важно помнить о том, что степень благочестия в православии никогда не определяется количеством икон. Кощунством считается собирать их в качестве украшения интерьера или коллекционировать, даже с искусствоведческой точки зрения. Всегда следует помнить о главном предназначении святого образа – молитвенном.

Решая, где обустроить красный угол, издавна отдавалось предпочтение месту, которое сразу бросается в глаза. Здесь обязательно размещали не только иконы, но и другие предметы, относящиеся к православным праздникам. Например, на Прощеное воскресенье это могла быть веточка вербы.

В квартире полагалось вешать иконы на стене, обращенной на восток. Правда, если выполнить это условие не получается, это не считается слишком большим нарушением.

Намного важнее обеспечить любому человеку свободный доступ к иконостасу. Верующий не должен чувствовать тесноту или физические неудобства, которые будут его отвлекать от молитвы.

Важно соблюсти некоторые условия:

  • поблизости от святых образов не должно оказаться бытовой техники, дизайнерских вещиц;
  • не должно быть книг, противоречащих христианскому учению;
  • не следует вешать рядом иные изображения святых, например, их фотопортреты.

Домашний иконостас украшают только полотенцами с ручной вышивкой. Поблизости на постоянной основе могут находиться только лампады, свечи и освященные масла.

Как вешать иконы в доме?

Порядок размещения икон — традиция, которую необходимо строго соблюдать. Существует несколько рекомендаций, способных помочь все сделать правильно.

  1. Православный крест располагают максимально высоко. Над всеми иконами без исключения.
  2. В центре обязательно должна быть икона Иисуса Христа.
  3. Сверху над ней — икона Святой Троицы.
  4. Справа от Христа принято вешать икону Богородицы.
  5. Иконы со святыми принято располагать справа и слева от Божьей Матери и Спасителя.
  6. В православии среди святых особенно почитают Николая Чудотворца. Также популярны апостолы Петр и Павел, пророк Илия, преподобный Сергий Радонежский.
  7. Хорошим дополнением станут иконы архангела Гавриила, Иоанна Предтечи, святых Евангелистов.
  8. Строгих требований к тому, какие святые лики должны располагаться в красном углу, не существует. Часто вешают иконы святых, которых считаются собственными покровителями, чьи имена носит кто-нибудь из родственников.

При необходимости можно посоветоваться со священником, чтобы батюшка подсказал, какие именно иконы повесить дома.

Священники о размещении икон в своем доме

При этом православные священники подчеркивают, что все это не строгие правила. Самое главное, чтобы верующий обустроил молитвенный уголок так, как будет удобнее именно ему, даже если при этом переиначит какие-то рекомендации на свой лад.

Говоря об этом, богословы даже приводят в качестве примера монашескую поговорку: «Келья устава не знает». Конечно, она не в полной мере соответствует действительности, но, как и в любом образном выражении, доля правды в этом есть.

Уточняется, что существует только несколько условий, которые необходимо строго соблюдать в обязательном порядке.

  1. Иконы следует расположить в месте, где человеку привычно молиться. Желательно, чтобы они были при этом видны при возвращении домой, в этот момент важно перекреститься, обратившись к святому образу.
  2. Не нужно вешать икону за телевизором или поблизости от него. Общение с Господом недопустимо путать с просмотром телевизора. Важно установить разделение между местом для увеселения и серьезной молитвой.
  3. Образ Спасителя следует повесить в центре комнаты, но допустимы вариации. Например, разрешается повесить Богородицу с младенцем на руках.
  4. Следует отказаться от икон со святыми, к которым человек не собирается никогда обращаться. Когда житие святого неизвестно, верующий его не почитает, то это тоже, что иметь в дорогом сердцу альбоме с воспоминаниями фотографию незнакомца.
  5. Не нужно возле икон вешать фотографии близких людей. Святой образ считается пропуском в высший мир, а вот изображение родственника таковым никогда не будет.
  6. Хорошо, если получится рядом поставить лампаду. При этом не стоит увлекаться, зажигая слишком много лампад. Все-таки жилой дом никогда не будет храмом в полном смысле этого слова, все это может только негативно отразиться на микроклимате в квартире. В качестве альтернативы допускается использование растительного масла. Однако лучше ограничиться только одной лампадой.
  7. Святые образы не допускается размещать как своеобразный дизайнерский элемент или для антуража. Откажитесь от красного угла, если в принципе не собираетесь регулярно молиться.
  8. Не допускается появление икон в таких местах, как ванная комната, баня и санузел. Они должны висеть на открытом месте, прятать их в чулан кощунственно.

Наконец, помните, не святой образ освящает место, а сам человек, когда живет праведно, искренне молится и соблюдает заповеди.

Красный угол — домашний иконостас

Место для икон в доме

Красный угол в славянских странах — особое место в доме, где стоят иконы. Такое название для домашнего иконостаса используется уже много столетий. «Красный» со старославянского означает «красивый», «прекрасный», главный. Угол с иконами называли так, чтобы подчеркнуть значимость и святость этого места, оно было самым почётным в доме. Использовались и другие названия: святой угол, передний угол, божница, киот.

Красный угол в доме было принято обустраивать у восточной стены. Причём таким образом, чтобы вошедший в помещение человек в первую очередь обращал внимание именно на иконы. Войдя в дом, христианин сначала крестился и поклонялся иконам красного угла и только потом здоровался с хозяином.

Сегодня в христианской среде возрождаются старинные традиции красного угла и совместной домашней молитвы. Но у недавно начавшего церковную жизнь человека могут возникнуть вопросы, в том числе где должен быть красный угол в доме. Эта статья поможет новоначальному православному в вопросах обустройства домашнего иконостаса.

Красный угол — зачем молиться дома

Согласно Катехизису святителя Филарета Дроздова, молитва является возношением нашего ума и сердца к Богу. Без неё невозможно представить полноценную христианскую жизнь. Молитвой можно славить и благодарить Господа, выражать раскаяние и просьбы. Но в основе любой молитвы лежит любовь к Богу, стремление приблизиться к Нему, ощутить Его присутствие в своей жизни. Видя это стремление, Бог идёт навстречу молящемуся, дарует Свою Благодать, спасительную надежду.

Храм – это место богослужения, торжественной соборной молитвы, в которой участвуют и священнослужители, и миряне. Домашняя, келейная молитва является продолжением храмовой. Христиане читают дома утреннее и вечернее молитвенные правила, Последование ко Причастию, акафисты, каноны, молятся перед и после вкушения пищи.

Красный угол с иконами является местом для домашней молитвы. Чтобы узнать, как правильно расположить иконы в доме, нужно вспомнить об их значении. Иконы помогают верующему через написанный образ обращаться к Первообразу – Господу, Богоматери, святым или ангелам. Молящийся духовно возносится к изображённой на иконе личности, соединяется с ней. Икона является проводником, окном в высший, духовный мир.

В “Добротолюбии” можно найти высказывание преподобного Феодора Студита о значении иконопочитания:

“Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу”.

Как правильно расположить иконы в квартире

Иконы должны присутствовать в доме каждого христианина, но нужно помнить, что не их количеством или величиной габаритов определяется уровень благочестия человека. Нельзя делать священный образ предметом пустого собирательства или воспринимать его как элемент интерьера. Икона предназначена только для молитвы.

Где должна висеть икона в доме? Иконы являются святынями, поэтому располагать их в квартире нужно обдуманно и с благоговением. Иконам не место в уборной, ванной комнате, подсобных помещениях. Не следует помещать их возле предметов мирского назначения, например, телевизора, а также среди картин, светских книг, статуэток, сувениров. Для молитвы до и после принятия пищи одну-две иконы можно разместить на кухне. Но главным местом сосредоточения икон в квартире должен быть красный угол.

На какой стороне расположить иконы в доме? Святой угол желательно устроить в восточной стороне одной из комнат, в открытом и доступном месте, чтобы домашней молитве ничего не мешало.

Красный угол обычно обустраивают следующим образом. В центре ставят икону Иисуса Христа, над ней образ Святой Троицы. Справа от иконы Спасителя располагают образ Богоматери. По бокам – иконы святых, в том числе покровителей членов семьи. Над всеми же иконами ставят православный крест. Чтобы знать, как правильно повесить икону, следует учитывать иерархию святых образов. Например, иконы святых или ангелов не принято помещать над иконами Спасителя или Богородицы.

В красном углу помимо икон ставят лампадку. Также там часто хранят святую воду, свечи, пасхальное яйцо и другие освящённые предметы. Святой угол можно украсить живыми цветами, а отдельно висящие большие иконы – обрамить полотенцами. Древняя традиция украшать святые образы полотенцами отсылает нас к Нерукотворному Образу Спасителя. По преданию, лик Христа чудесным образом запечатлелся на полотенце, которым Спаситель отёр лицо после умывания.

Где вешать иконы в доме

Где вешать иконы в доме

Предки православных христиан в своих жилищах обустраивали красный угол. Он располагался на юго-восточной стороне дома. В этом углу ставились образа, столики для записей и молитв.

Организация красного угла в современной квартире

Помимо классического иконостаса, который считается одной из основных составляющих православных храмов, существует домашний иконостас. Это специально отведенное в доме или квартире место, где можно по всем правилам совершить молитвенный обряд. Перед иконами должно быть достаточно свободного пространства, чтобы молящийся не чувствовал дискомфорта при совершении молитвы.

Иконостас должен размещаться на горизонтальной поверхности. Существуют варианты размещения на вертикальных поверхностях, однако горизонтальное размещение предпочтительнее.

При выборе пространства для организации святого угла следует соблюдать следующие правила:

  • Учитывая тот факт, что перед иконами будут зажигаться свечи и лампадки, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Недопустимо располагать полочку для икон слишком высоко. Она должна находиться на уровне глаз, либо немного выше.
  • Подход к красному углу должен быть свободным.
  • Нежелательно располагать иконы в зоны прямого попадания солнечных лучей. От прямого воздействия ультрафиолета иконы могут испортиться.
  • Не следует размещать иконостас поблизости к бытовой технике, плакатам, художественным картинам.
  • Само место с иконами оформляется только красиво оформленными салфетками и церковной атрибутикой.

Какие иконы выбрать для красного угла

В христианстве не существует каких-либо правил, которые обязывают оформлять домашний иконостас теми или иными иконами. Также не существует единого правила, по которому оформляется красный угол. Однако при его оформлении следует строго придерживаться принципов главенства и иерархии: недопустимо размещать иконы Святых выше икон Спасителя, Святой Троицы и Божьей Матери.

Большинство молитв в христианстве обращены к Спасителю и Божьей Матери. Помимо этих двух икон, особенной популярностью пользуется икона Святителя Николая.

  1. Икона Спасителя часто занимает главное место в иконостасе. Исторически сложилось так, что Спаситель изображается на иконах по-разному. Несмотря на это, каждый лик обладает чудотворной силой. Для домашнего иконостаса чаще всего выбирают поясное изображение Спасителя. Особенностью такого иконографического типа является изображение благословляющей руки и раскрытой книги.
  2. Образ Небесной Царицы ассоциируется с милосердием и добротой. Перед этой иконой молятся о спасении души и отпущении грехов. Образ Богородицы – воплощение любви, прощения и смирения. Подобных икон существует множество. Среди наиболее распространенных можно отметить:
  • Казанская.
  • Семистрельная.
  • Покрова.
  • Владимирская.
  1. Среди наиболее почитаемых христианских святых Николай Чудотворец занимает самое почетное место. Причина такой популярности – многогранность его служения. Он считается покровителем властителей и князей. В то же время является защитником обездоленных и попавших в несчастье.

Как расположить иконы

При горизонтальном размещении иконостаса в центре ставится наиболее почитаемый образ. В данном случае речь идет об иконе Спасителя. Икона Богоматери располагается справа. Икона Божьей Матери должна находиться справа именно по отношению к иконе Спасителя – слева для молящегося. Образ Николая Чудотворца размещается в иконостасе слева от образа Спасителя.

В дополнение к основным образам, в иконостас можно добавить иконы святых, в честь которых названы члены семьи. Современному человеку достаточно сложно самостоятельно определиться с выбором необходимых икон и атрибутов. В таких случаях лучше обратиться в мастерские, которые занимаются производством икон и православной атрибутики, например, в Дивеевскую мастерскую «Япос». Продукция компании пользуется большим спросом, а ее качество подтверждается международными сертификатами.

Уход за домашним иконостасом

  1. Иконы, помимо того, что изображают некоторых персонажей библейских и церковных историй, являются художественными картинами. Они требуют особого отношения и ухода. Так, наиболее благоприятной считается температура от 18 до 20°С. Влажность воздуха не должна превышать 40%.
  2. Пыль с икон необходимо вытирать сухими тряпочками или же при помощи кистей. Протирка влажной тряпкой требует особой осторожности. В таких случаях лик стараются сильно не мочить. Моющие средства и бытовую химию не используют.
  3. Если на иконе появились стойкие загрязнения – ее необходимо отнести в специализированную реставрационную мастерскую.

Некоторые образы становятся для семьи настоящими реликвиями. Чем больше возраст иконы, тем более бережного отношения она требует. Для подобных икон существуют специальные приспособления – киоты. Киот – небольшой герметично закрытый ящик. Основная функция такого приспособления – защита иконы от деструктивного воздействия внешних факторов.

Ссылка на основную публикацию