Восьмиконечная звезда в православии значение символа

Восьмиконечная звезда в Православии

  1. Октограмма
  2. Вифлеемская восьмиконечная звезда
  3. Звезда Христа Спасителя
  4. Что такое звезда Богородицы
  5. Восьмиконечная звезда дома

Октограмма

  1. Акафист Животворящему Кресту
  2. Акафист Семистрельной Божией Матери
  3. Акафист Иисусу Сладчайшему

Множество таинственных символов есть в Православии. Это неудивительно, ведь учение Христа насчитывает более двух тысяч лет. Менялась культура и мировосприятие человека. Неизменным оставалось лишь слово Божие.

Некоторые знаки и символы различных эпох — например, изображение рыбы, по которому узнавали друг друга некоторые общины первых христиан, — канули в небытие. Другие живут на иконах и в книгах, в живой церковной традиции. Одним из таких символов является восьмиконечная звезда или октограмма. Сегодня ее можно увидеть на многих европейских и российских домах под Рождество. Однако это не просто украшение, октограмма имеет целый ряд значений.

Вифлеемская восьмиконечная звезда

  1. Акафист Божией Матери Умягчению злых сердец
  2. Молебен о семье
  3. Молебен Петру и Февронии Муромским

Изначально восьмиконечная звезда обозначала Рождественскую или Вифлеемскую. Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.

Вифлеемская звезда — это вытянутый ромб, вписанный в квадрат, именно так образуются восемь ее лучей. Такой знак был богословски осмыслен на иконе «Спас в силах», став знаком силы Христа — неслучайно звезда Вифлеемская стала Его звездой.

Звезда Христа Спасителя

Изображение Христа «Спас в силах» обычно помещается в центре каждого церковного иконостаса. Каждый верующий человек хорошо знает ее: Господь торжественно восседает на троне. Необычное название иконы «Спас в Силах» означает, что в конце времен Господь Иисус Христос предстанет перед людьми всех веков как сильный и славный Вседержитель, окруженный Небесными Силами, то есть разными членами Ангельской иерархии. На иконе вокруг Христа изображается и ряд символов, охватывающих земную историю, людей и животных — так, как, в соответствии с Божественным Замыслом, мир после Страшного Суда вновь обретет черты рая, когда все земное и небесное соединится под властью Христа.

Звезда, в которую вписано изображение Христа на иконе «Спас в Силах» — это написанный языком иконописных визуальных символов богословский трактат о Страшном Суде Господа Вседержителя, Судящего праведно, идущего, по слову Евангелия, судить живых и мертвых — всех людей всех веков

Главной узнаваемой особенностью иконографии «Спаса в Силах» являются сложные символические фигуры, которых нет ни на одном другом образе Христа: образы ангелов, животных и геометрические фигуры, заполняющие все пространство иконы. Все они имеют особенный богословский смысл и обозначают разные силы и явления на материальном и духовном уровнях. Цвета фигур взяты из библейских текстов. В общем смысле их символику можно описать как Всесилие, Всеведение, Благость и Милость, природную Непостижимость и Таинственность Бога.

Фигура Христа на троне вписана в красный ромб или в растянутый вдоль за престолом красный овал с заостренными краями. Далее идет синяя овальная или круглая сфера, помещенная в красный квадрат, обычно создающий некий фон всей композиции.

Красный ромб вокруг Христа — это сияние Божественного огня, отсвет Божественной природы Господа.

В синем поле круга видны абрисы или силуэты Небесных Ангельских чинов, то есть воинств Небесного Царя. Видно, что они находятся в движении, создавая динамику иконной композиции. Ангелы изображаются бесполыми крылатыми существами, похожими на юношей, или просто символически — ликами в крыльях. Овал или круг как бесконечная всеобъемлющая фигура означает духовную, небесную сферу, мир бесплотных духов, небесный свод. То, что мы видим как небо, икона показывает видимым духовным зрением как наполненное Ангелами пространство. Зачастую на иконе присутствуют ангельские крылья с глазами, крылатые колеса на подножии престола и полупрозрачные изображения на престоле — все это также символы Небесных Сил, чинов Ангелов, окружающих Бога и помогающих Ему.

Красный квадрат с вытянутыми концами означает землю, имеющую четыре стихии. На его концах — описанные в Апокалипсисе символы четырех евангелистов: ангел (Матфей), телец (Лука), лев (Марк) и орел (Иоанн) — несущие Слово Божие на все четыре стороны света.

Само цветовое решение иконы, построенное на сочетании красного и синего цвета, означает объединение Божественной и человеческой, земной природы Спасителя в Нем Одном, огня Духа Святого и воды Живой учения Христова, единство Небесного царства и мира земного под Божией властью. Иногда красно-синими изображаются также одежды Спасителя.

Интересно, что именно икона «Спас в Силах» является созданным в Древней Руси типом образа Христа. «Спас в Силах» — сложившаяся в XIV-XV веках разновидность изображения Господа Пантократора как осмысление древнерусскими иконописцами Апокалипсиса. В традиционном русском иконостасе именно она заняла центральное место, никакие другие иконы Христа традиционно в главном, деисусном ряду иконостаса не размещают. Можно назвать эту икону русской звездой Христа.

Что такое звезда Богородицы

Восьмиконечная звезда Богородицы, октограмма — это равноконечная звезда. Ее можно увидеть на большинстве образов Божией Матери.

Чаще всего икона Божией Матери написана по золотому фону, символизирующему Божественный Свет, или по небесному — символизирующему Небеса, где Она находится. Темно-вишневое верхнее одеяние Богородицы, мафорий, имеет изображение золотой вышивки трех звезд Богородицы: надо лбом и по плечам. Они означают, что Богородица до, во время и после Рождения Ею Сына Божьего оставалась и осталась Девой, сияющей добродетелью целомудрия и другими.

На иконе Богородицы Неопалимая купина Ее изображение с Сыном вписано в восьмиконечную звезду (но это не «звезда Богородицы»). Это достаточно поздний иконографический тип, он несет в себе тот же символизм, что и икона Спаса в Силах.

Восьмиконечная звезда дома

Сегодня восьмиконечная звезда — один из наиболее красивых и светлых символов Православия. Она освещает и освящает многие иконные киоты, церковную утварь, украшения благочестивых христианок. Нет греха и в том, чтобы использовать ее в декоре дома на Рождество, напротив, это очень благочестивый и красивый обычай. Можно сделать ее и своими руками, приклеив, например, в центр бумажную икону Рождества Христова.

Восьмиконечная звезда напоминает нам и о силе Божией, и о сиянии Царствия Божия, и о нашем жизненном пути, по которому мы должны идти вслед за Вифлеемской путеводной звездой, словно волхвы навстречу Младенцу Христу. Нужно суметь и самому стать в этом мире путеводной звездой для людей с помощью добрых дел.

Молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых да хранит вас Господь!

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Всеволод Мстиславич князь Новгородский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Любое житие святого насыщенно событиями как положительного, так и отрицательного характера. За пример можно взять жизнь святого князя Всеволода (в крещении Гавриила). В большинстве случаев о нем говорят как о государственном деятеле, и мало кто может сказать, что помимо этого, он еще и почитаемый в православии. Хотя заслужил он такой почет именно своими деяниями и верой в Господа.

Житие святого князя

Точной даты его появления на свет нет, но известно то, что местом его рождения считается Новгород. Занял княжеский трон он в 1117 году, после перевода его отца в Белгород. Тут же спустя некоторое время он соединился браком с представительницей черниговских князей.

Второе посажение на трон в Новгороде считают произошло из-за заключения договора с жителями о том, что правление Всеволода Мстиславича будет тут длится конца его дней. Но так не случилось. По всем традициям занять правящий пост в Киеве должен был его старший брат. После смерти отца старший взошел на престол, а младший перешел в Переяславль-Южный. Многие считали, что княжение в этом городе имеет все предпосылки на дальнейшее унаследование трона.

Этим возмутились иные представители рода Мономашичей и прогнали Всеволода из города. Такие действия и стали началом великой войны.

Он был вынужден вернуться в родной город, но там его встретили враждебно. Первое заявление было о том, что он покинул свой удел. Изначально они настаивали на изгнание князя Всеволода Мстиславича из Новгорода, но после опомнились. Хоть тогда ситуация решилась и мирным путем, но обиду его подчиненные затаили на него. После им было принято решение о поддержке своего брата и желание посадить его на трон в Суздали.

Но поход не удался из-за разногласий приверженцев и противников князя в Новгороде. Через некоторое время князь вновь настоял на втором походе. Но и он не увенчался успехом. Поражение на Ждане-горе стало толчком для свержения с новгородского престола Всеволода Мстиславича. Весной 1136 года его вместе с семьей схватили и посадили на владычном дворе под стражу.

После он посел трон в Пскове, но правил не долго, так как скоропостижно скончался. Но это оказывается было только началом интересного продолжения его земной жизни. Тело его изначально было погребено в церкви Святого Дмитрия Солунского, а после перенесены в главный псковский храм Святой Троицы, где находятся и по сегодняшний день.

В чем помогает святой

За время своего княжества он внес серьезный вклад в развитие Новгорода и Пскова. Согласно летописным источникам он построил не мало христианских храмов. Его особенно почитают в Пскове и считают его покровителем. К нему часто обращаются за:

  • помощью в военном деле;
  • защитой от нападения врагов;
  • подмогой в обороне родной земли и прочим.

Нередко к нему обращались перед угрозой набега.

Днями памяти считают:

  • 24 февраля;
  • 5 мая;
  • 10 декабря.

Особенно обращают на них внимания те, кому необходима помощь данного святого. Есть мнение, что если обратится к нему именно в эти дни, то молитвенные тексты будут иметь большую силу.

О, великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святый благоверный княже Всеволоде Гаврииле, града Пскова и всея державы Российския небесный заступниче и покровителю, и всех нас усердный пред Богом предстателю и защитителю!

Предстоя Престолу Великаго Царя и Бога нашего, в Троице Святей славимаго и покланяемаго, велие дерзновение имаши к нему, яко верный раб Его и угодник.

К тебе убо, яко сроднему нам и многомощному пред Господем ходатаю, прибегаем мы грешнии и недостойнии и умиленно просим тя:

моли Триединаго Бога, да отвратит от нас гнев свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и презрев безчисленныя прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и спасения.

Огради молитвами твоими в мире живот наш, и во всем благом благое поспешение и вся, яже к животу и благочестию потребная, нам даровати испроси.

И якоже древле град твой Псков от пленения и разорения ратнаго дивно избавил еси, тако и ныне нас и вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед, и напрасныя смерти, предстательством твоим избави, и от всех враг видимых и невидимых покровом твоим защити.

Моли присно милостиваго Бога:

страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к нему,

многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте,

и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, и сподобимся Небеснаго Царствия, славяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, во веки веков.

Лик святого

Изображают его в основном как мужчину средних лет в княжеских одеждах с длинной бородой и темными волосами. Есть изображение 15 века, где он представлен в момент вокняжения в Новгороде. Но на большинстве его изображают в руках с Троицким собором. Чтение молитв ему можно проводить как в храме, так и дома.

Желательно использовать при данном процессе икону. Она поможет сконцентрироваться и отвлечься от прочих мыслей. Самое важное в молитве – это не столько слова, сколько вера, с которой они произносятся. Помните, что святой – только посредник между нами и Господом. В большей части все зависит от нас.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом князе:

Культпривет

История. Религия. Искусство.

Новгородский князь Всеволод Мстиславович

Всеволод Мстиславович (1095 – 1138) известен, как новгородский князь. При крещении его именовали Гавриилом. Русской православной церковью причислен к святым благоверным князьям под именем Всеволод Псковский. Был сыном Мстислава Владимировича и внуком Владимира Мономаха. В 1117 году выбран отцом в качестве руководителя Новгорода, коим пробыл до 1132 года.

В соответствии с договоренностью отца Всеволода и Ярополка Владимировича, последний переводит племянника в Переяславль (город государственного значения, их родовая столица). Братья Ярополка посчитали такой жест намерением сделать Всеволода своим наследником. Поэтому вскоре Всеволод был выгнан Юрием Долгоруковым, занявшим место руководителя Переяславля.

Через некоторое время Ярополк снова попытается сдержать обещание, данное старшему брату, и передает управление над Переяславлем брату Всеволода – Изяславу Мстиславовичу. Однако и эта попытка увенчалась ничем. Изяславу такой исход крайне не понравился. Он переезжает к своему брату в Новгород, где предварительно обговорив все детали, они совершают поход по Ростово-Суздальскому княжеству. Это событие запомнилось как битва на Жабче поле (1134), характеризовалось многочисленными жертвами, однако существенных результатов не принесло.

Князь Всеволод Мстиславович известен как родоначальник уставной грамоты, подаренной общине купцов-вощаников «Ивановское сто» в 1134 году. Община торговала медом и воском неподалеку от церкви Иоанна Предтечи в Новгороде – церкви заложенной в честь одного из сыновей Всеволода. Грамота впервые в истории упоминает термин «пуд», как меру веса.

В этом же году князь благодаря новгородскому посаднику Константину Микульчицу возвращается в Новгород, но задержался на посту недолго, так как в 1136 году город охватил мятеж, где Всеволоду Мстиславовичу припомнили и попытку обмена Новгорода на Переяславль, и побег с поля сражения на Жабче поле.

Князь вместе с семьей был заточен в епископский двор, а через полтора месяца вовсе изгнан из города. Об этом писал советский историк Б.Д. Греков в своей работе «революция в Новгороде XII века». Как он говорит именно эта революция послужила началом становления Новгородской республики. И.Я. Фроянов считает, что событие 1136 года нельзя назвать революцией, комментируя это тем, что восстание носит внезапный характер, а в 1136 году все происходило на вече, организованной новгородцами.

После изгнания, Всеволод подался в Киев, где в это время командовал Ярополк. От него князь получил Вышгород. Чуть позже он напал на Новгород и новгородский князь Святослав Ольгович едва не погиб от рук сторонников Всеволода. В 1137 году псковичи приняли Всеволода в качестве своего князя, а новгородцы догадались, что князь снова планирует попытку завладения Новгородом и направили в Псков армию под командованием Святослава.

Помимо новгородцев войско состояло из курян и половцев. Жители Пскова отчаянно просили не проливать крови «родных братьев своих», но этого и не произошло, так как Всеволод сам умер в начале 1138 года. Понимая, что конец не далеко, последний год князь провел в строгом воздержании и молитве. В этот же год он возвел каменный соборный храм в честь Пресвятой Троицы. Оставаясь псковским князем, он был погребен в Пскове.

Жители считали князя своим защитником. В молитвах они еще много веков обращались к Святому Всеволоду за помощью: и во времена ярости царя Грозного, и во многочисленных внутренних междоусобиях, и во времена правления Стефана Батория, когда город чуть было не захватили и другое. В 1893 году жители отпраздновали 700-летие овладения защитой Святого Всеволода-Гавриила.

В 1549 году в Макарьевском соборе Русской церковью Всеволод Мстиславович был канонизирован. В память ему назначены дни календаря: 11 февраля, 27 ноября и 22 апреля.

8 апреля 1703 года тело князя было перенесено в псковский Троицкий собор 1193 г., а на старом месте погребения возведена церковь Святого Великомученика Солунского Дмитрия. Тело находится в данном соборе в правом приделе Святого Гавриила и до сегодняшнего дня.

Во время жизни Всеволод был единожды женат на дочке Святого Князя Николы Святоши, имя которой не сохранилось. От нее имел троих сыновей: Владимира-Дмитрия, Ивана и Мстислава, не оставивших потомства, и одну дочь Верхуславу, ставшей женой польского князя.

Князь Всеволод был богобоязненным и одновременно мужественным человеком. Всегда до конца оставался преданным своему делу, высоко уважал чувство чести и не прощал врагам дерзости.

До сегодняшнего дня в музее сохранился величественный меч святого Всеволода, на котором выгравирована надпись: «Чести моей не уступлю никому». На иконах его образ предстает именно с этим бесценным артефактом в руке.

Всеволод Мстиславич, князь Новгородский

Святой благоверный князь псковский Всеволод, в крещении Гавриил (икона конца XVI века)

Всеволод Мстиславич (не раньше 1095 — 11 февраля 1138) — князь новгородский, в крещении Гавриил. Старший сын киевского великого князя Мстислава Великого Владимировича и старший внук киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха. Почитается Русской православной церковью как святой благоверный князь Всеволод Псковский.

Родился в Новгороде. Точная дата рождения неизвестна. Новгородским князем Всеволод стал в 1117 г., когда его отец был переведен Владимиром Мономахом из Новгорода в Белгород. Здесь же, в Новгороде, в 1123 г. он женился на дочери князя Святослава (Святоши) Давыдовича, из рода черниговских князей. В 1125 г., после смерти Владимира Мономаха и провозглашения Мстислава Владимировича великим князем Киевским, в Новгороде вновь прошла церемония «посажения» Всеволода на новгородском княжеском столе. В следующем, 1126 г. Всеволод ездил к отцу в Киев и вернулся в Новгород 28 февраля 1127 г. Надо полагать, что двукратное утверждение Всеволода в качестве новгородского князя было связано с заключением им особого договора с новгородцами, по которому он, в частности, обязался княжить в городе до конца жизни, что позднее припоминали ему новгородцы .

Николай Зубков. Знатный русский воин 12-13 века

Отец Всеволода Мстислав, продолжая политический курс Владимира Мономаха, еще при своей жизни определил дальнейшую судьбу киевского престола, который должен был оставаться в руках старшей ветви Мономашичей. После смерти Мстислава киевским князем должен был стать его следующий по старшинству брат Ярополк, однако Ярополк целовал крест брату, что, в свою очередь, обеспечит переход Киева после своей смерти Всеволоду. В 1030 г. Всеволод вновь ездил в Киев к отцу; тогда, возможно, и были окончательно согласованы условия соглашения на этот счет.

Мстислав умер 14 или 15 апреля 1132 г. В соответствии с заключенным ранее соглашением, Ярополк Владимирович, занявший киевский престол, вывел Всеволода из Новгорода и дал ему княжение в Переяславле-Южном (ныне г. Переяслав-Хмельницкий). Княжение в этом городе, «отчине» Мономашичей, воспринималось как явная претензия на последующее занятие киевского престола. А потому вокняжению здесь Всеволода резко воспротивились младшие Мономашичи, Юрий Долгорукий и Андрей Владимировичи, которые немедленно изгнали Всеволода из города. Это привело к началу большой войны между князьями, в которую оказались втянуты и Мономашичи, и их племянники Мстиславичи, и черниговские князья Ольговичи и Давыдовичи.

Всеволод вернулся обратно в Новгород, однако переяславская история в итоге очень дорого обошлась ему. Он был крайне враждебно встречен новгородцами. В вину князю поставили сам факт ухода из города, нарушение им же данного обещания княжить в Новгороде до самой своей смерти. «…И бысть встань велика в людьх… выгониша князя Всеволода из города». Правда, на сей раз новгородцы одумались и вернули князя с дороги, но обиду на него затаили.

В начавшейся междоусобной войне Всеволод, поддержавший своего брата Изяслава, оказался на стороне князей Ольговичей против своего дяди Юрия Долгорукого, князя Суздальского. Осенью 1134 г. во главе новгородского войска он попытался вторгнуться в Суздальскую землю с целью посадить на княжение в Суздале Изяслава. Причем ему лишь с большими трудом удалось уговорить новгородцев принять участие в походе: в самом Новгороде дело дошло до открытых столкновений между сторонниками и противниками «Суздальской войны». Поход оказался неудачным. Войско дошло лишь до устья Дубны и повернуло обратно.

9 декабря 1134 г. в Новгород прибыл митрополит Михаил, пытавшийся предотвратить войну. Его приняли с «великою честию и радостию», однако все его увещевания и призывы («да не проливают напрасно крови христианьскиа и не творят брани») услышаны не были; более того, митрополита насильственно задержали в Новгороде. Всеволод Мстиславич все-таки сумел настоять на повторении суздальского похода. 31 декабря 1134 года огромное войско выступило из Новгорода. По словам летописца, «на Суждаль» поднялась «вся Новгородская область»; автор позднейшей Никоновской летописи пишет об участии в войне еще и наемников-«немцев» (может быть, шведов?). Двигались вновь по Волге, а затем по ее правому притоку Нерли. Путь оказался чрезвычайно тяжелым: «и сташа денье зли: мраз, вьялиця, страшно зело». Решающее сражение произошло 26 января 1135 г. на Ждане-горе (на р. Кубре, притоке Нерли Волжской). Оно закончилось катастрофой для новгородского войска: в битве погибли два новгородских посадника и «много добрых муж». Остатки новгородского войска бежали с поля боя, причем, как позднее вспоминали в Новгороде, князь Всеволод Мстиславич «ехал… с пълку переди всех».

Поражение на Ждане-горе стало роковым для Всеволода. Он прокняжил в городе еще год с небольшим, а 28 мая 1136 года новгородцы вместе с псковичами и ладожанами схватили его и посадили вместе с детьми, женой и тещей под стражу на владычном дворе.

Вооружение русских воинов: 1 — варяжский наемник (9-10 вв.); 2 -княжеский дружинник (12-13 вв.); 3 — княжеский дружинник(12-13 вв.)

«А се вины его творяху», — перечисляет обвинения в адрес князя новгородский летописец: во-первых, «не блюдеть смерд»; во-вторых, «чему хотел еси сести Переяславли?»; в-третьих, «ехал еси с пълку переди всех» — то есть первым бежал с поля битвы на Ждане-горе; и, наконец, в-четвертых, сначала заключил союз с черниговскими князьями, а затем «пакы отступити велить». (Автор Никоновской летописи дополняет перечень княжеских преступлений, проливая свет и на некоторые черты характера князя: «…почто възлюби играти и утешатися, а людей не управляти; и почто ястребов и собак собра, а людей не судяше и не управляаше… и другия многи вины събраша на нь». Здесь же сообщается о том, что князь Всеволод «умысли бежати в Немци», однако новгородцы «поимаша его». Все эти сведения вошли и в Житие князя Всеволода XVI века.) Князя продержали в заточении почти два месяца и 15 июля изгнали из города. Новгородским же князем стал Святослав Ольгович (из черниговских князей).

Всеволод уехал в Киев к своему дяде, великому князю Ярополку Владимировичу, и тот посадил его на княжение в ближний к Киеву Вышгород. Однако в самом Новгороде сторонники Всеволода остались, и между ними и сторонниками нового князя Святослава Ольговича начались распри. Дело вновь дошло до смертоубийства и сбрасывания политических противников с моста через Волхов. Какие-то «милостинники» Всеволода покушались даже на жизнь князя Святослава Ольговича, однако тот остался жив.

Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗК)

В марте следующего, 1137 г. года к князю Всеволоду Мстиславичу бежал новгородский посадник Константин Микульчич с несколькими «добрыми мужами». Тогда же в Вышгороде появились и посланцы от псковичей, приглашавшие князя снова занять новгородский стол: «Поиди, княже, хотять тебе опять». Всеволод с братом Святополком отправился в Псков. Когда в Новгороде узнали об этом, в городе начались беспорядки и паника: одни «не въсхотеша» его, другие, напротив, бежали в Псков, к князю; их дома принялись грабить, на имущество сторонников Всеволода наложили немыслимую контрибуцию. Святослав Ольгович призвал на помощь своего брата Глеба, вместе с которым в Новгород явились половцы. Объединенная новгородско-половецкая рать двинулась к Пскову, однако псковичи, еще год назад вместе со всеми изгонявшие Всеволода из Новгорода, теперь решили стоять за него до последнего. Новгородцы же не отважились начинать военные действия против своих всегдашних союзников. В разгар этих событий, 11 февраля 1138 г., князь Всеволод Мстиславич скончался в Пскове.

Русские воевода и ополченец начала 12 века. Чёрно-белые рисунки Е. Ю. Емельянова из книги В. Н. Шиканова «Византия — из варяг в греки. Русско-византийские войны IX-XII веков».

Посмертная судьба несчастливого и столь часто гонимого князя сложилась удивительно. В 1192 г. мощи князя были с почестями перенесены из церкви Святого Димитрия Солунского в главный псковский храм — во имя Святой Троицы. Тогда же князь был причтен Церковью к лику святых. (Относительно места первоначального погребения князя источники явно противоречат друг другу. В наиболее ранних и авторитетных летописях — Лаврентьевской, Ипатьевской, а также Псковских Первой и Второй — сообщается о его погребении сразу в церкви Святой Троицы, «юже бе сам создал», и этому свидетельству нельзя не верить. Житие же святого и Псковская Третья летопись называют местом погребения церковь Святого Димитрия Солунского, откуда мощи князя были перенесены в Троицкий собор. Возможно, они оказались в Дмитриевской церкви временно в связи с перестройкой или закладкой нового Троицкого собора.)Ныне святой и благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил) почитается как небесный покровитель града Пскова, а день его кончины, 11 февраля, и день обретения мощей, 27 ноября (по старому стилю), празднуются Русской Православной Церковью.

Имя князя Всеволода Мстиславича отразилось также в двух церковных установлениях, получивших широкое распространение в Новгороде. Это «Устав великого князя Всеволода о церковных судах, и о людях, и о мерилах торговых» и «Устав», или «Рукописание», князя Всеволода новгородской церкви Св. Иоанна на Опоках (наиболее ранние списки обоих памятников датируются серединой XV в.). Однако по мнению большинства современных исследователей, обе грамоты не имеют отношения к князю Всеволоду Мстиславичу и должны датироваться (даже в своей основе) более поздним временем.

Канонизирован Русской церковью на Макарьевском соборе 1549 года как святой благоверный князь Всеволод Псковский. Память совершается 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября (по юлианскому календарю).Князь Всеволод-Гавриил построил в Новгороде церковь св. Иоанна Предтечи на Опоках (в честь рождения сына Иоанна; заложена в 1127) и храм Успения Пресв. Богородицы на Торгу (заложен в 1135; оба храма сохранились в перестройках 1453 и 1458 гг. соответственно), а в Пскове — главный собор в честь Пресвятой Троицы на том, месте, где было некогда видение великой княгине Ольге.

От брака с княгиней Святославлей Всеволод имел нескольких детей. Известно, что его первенец Иван умер ребенком. В Новгородской летописи упоминается еще один его малолетний сын Владимир, который во время заточения Всеволода на короткое время был провозглашен новгородским князем. Более, однако, князь Владимир Всеволодович в источниках не упоминается; не исключено, что в летопись вкралась ошибка и речь идет о шестилетнем на тот момент брате Всеволода Владимире Мстиславиче. Одна из дочерей Всеволода, Верхуслава, была выдана в 1136 г. замуж за польского князя Болеслава IV Кудрявого.

Св. Всеволод. Икона. Русь. XVII в. Из Новгородского Софийского собора.

Прп. Сергий Радонежский, св. Всеволод Псковский и свт. Григорий Нисский. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1962-73 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского).

Благоверный князь Всеволод-Гавриил, Псковский

Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Покров. XVI в. (ПИАМ)

Благоверные князья Всеволод (Гавриил) и Мстислав Ростиславич. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург)

Бглв. кн. Всеволод (Гавриил) Святцы на ноябрь. Гравюра. Худож. Г. Тепчегорский. 1713 г.

Святой князь Всеволод Мстиславич псковский

10 декабря (27 ноября ст. ст.) Церковь чтит обретение мощей святого благоверного князя Всеволода, нареченного во святом Крещении Гавриила, псковского чудотворца. 24 февраля (11 февраля ст. ст.) празднуется преставление святого благоверного князя Всеволода, нареченного во святом Крещении Гавриила, псковского чудотворца.

Содержание:

Житие святого благоверного Всеволода Мстиславича, князя псковского

В 1363 г. в Пскове случилось чудесное событие. Пономарю собора во Имя Святой Троицы во сне явился святой основатель собора — чтимый во Пскове благоверный князь Гавриил, мощи которого уже почти два века почивали в церковном здании. Святой повелел собрать клир и вынести из церкви все иконы и литургические сосуды. Когда эвакуационные мероприятия были завершены и последний человек удалился из храма, каменные своды с шумом рухнули. Наутро в завалах отыскали мощи блаженного Гавриила, и при этом выяснилось, что они почти не пострадали — немного задет был череп, от которого откололась небольшая часть. На руинах старого собора был в течение пяти лет выстроен новый, и в 1368 г. состоялось торжественное переложение мощей святого Гавриила, князя псковского, в новую раку. Отколовшаяся при обрушении церкви частица черепа святого через два столетия, уже по канонизации князя к общерусскому почитанию под своим родовым именем Всеволод, была помещена в отдельный, специально изготовленный серебряный ковчег.

В течение второй половины XIV в. было составлено Слово об обретении честных мощей святого Гавриила Псковского и краткое Житие, вошедшее в Пролог.

События XIV века, а также составленные тогда же Слово об обретении мощей святого Гавриила, краткое Житие в Прологе и устные сказания «неложных мужей псковских старейших» послужили материалом для составления уже в XVI веке псковским священником Василием (в иночестве Варлаамом) более развернутого Жития святого благоверного князя Всеволода Мстиславича, в крещении Гавриила, включающего древнее проложное Житие, Слово об обретении мощей и описание чудес от мощей святого князя; последнее чудо датируется в этом памятнике 1550-м годом. Развернутое Житие благоверного князя «от Василия-Варлаама», написанное в XVI веке, вошло в Великие Четии-Минеи свт. Макария Московского, а затем и само, в свою очередь, послужило «базой» для написания различных «редактированных», «дополненных» или «сокращенных» вариантов Жития Всеволода Мстиславича Псковского, издаваемых в XVII-XIX вв. и позднее.

Мы воспользуемся двумя ранними сказаниями, помещенными в Пролог: кратким Житием и Словом на обретение мощей святого князя; некоторые же пояснения и подробности жизни Всеволода Мстиславича мы узнаем из развернутых вариантов Жития святого.

Итак, Пролог сообщает, что Всеволод, во святом крещении Гавриил, был сын великого князя Мстислава киевского и внук Владимира Мономаха, правнук же Всеволоду Ярославичу, праправнук Ярославу Мудрому, внуку святого равноапостольного Владимира. В 1117 году (в лето 6625 по Прологу) Мономах «пересадил» сына своего Мстислава из Нова-города в Бел-город под Киев (ныне городище у дер. Белогородка в 23 км от Киева); Мстислав вместо себя оставил в Новгороде сына (внука Мономаха) — Всеволода. Из летописей известно, что Всеволод женился на дочери Святослава Давыдовича черниговского, к тому времени уже Николы, инока Киево-Печерского монастыря (прп. Никола Святоша); в браке рождаются дети — двое сыновей, Иоанн (преставился в младенчестве в 1128 г.) и Владимир, и дочь Верхуслава. «Посем, — продолжает Пролог, — блаженныи нача благоугодно жити и праведно правити власть свою, яко же лепо есть православным князем». Всеволод был «Богобоязнив и правдив, тих и кроток, и любовь нелицемерну имяше равно ко всем, церковныи чин и иноческии любяше, и милостыню даяше им многу, и чтяше яко братию Божию; вдовиц и сирот заступаше, и миловаше нищыя, и немощныя упокоеваше, и кормлю довольну подавая». Образ князя-Христолюбца предстает перед нами из проложного Жития. После смерти отца, Мстислава Владимировича, в 1132 г. Всеволод покидает Новгород и «садится» в Переяславле-Русском (в Прологе — Переяславль). Этот перевод из города в город был частью династической реформы, задуманной Мономахом и проводившейся его сыновьями Мстиславом и Ярополком, и направленной на укрепление позиций внуков Мономаха в Киеве и Новгороде: заняв стол в Переяславле, сын Мстислава становился претендентом на княжение в Киеве. Но «некий князь Георгий» (по Проложному списку Жития), т.е. Юрий Владимирович Долгорукий и его брат Андрей, младшие Мономашичи, в первый же день переяславского княжения Всеволода, решительно настроенные против такой реформы, подступили к стенам города, и тот уступил им без сопротивления и вернулся в Новгород. Новгородцы припоминали, что Всеволод в свое время целовал Крест в закрепление своего обещания всегда пребывать в Новгороде, и, поскольку нарушил он это Крестное целование, приняли Всеволода с прохладцей.

Печать Всеволода Мстиславича. 1117-1136 гг. Прорись, НГОМЗ

Восстанавливая отношения с новгородцами, Всеволод строит несколько больших церквей, в том числе собор св. Иоанна Предотечи на Опоках (заложен 1127 г. в честь рождения сына Иоанна, который через год преставился; церковь сохранилась в перестроенном в 1453 г. и восстановленном после Великой Отечественной войны виде) и собор св. влмч. Георгия в Юрьевом монастыре (1119 г., освящен в 1130 г., неоднократно перестроен). В конце 1134 года Всеволод организовывает поход новгородского войска против суздальцев, закончившийся неудачей из-за отсутствия единства в войске. Но князь строит планы следующего, второго похода. Пытающийся отговорить Всеволода киевский митрополит Михаил, прибывший в Новгород, не был услышан. Зимой 1135 года новгородское войско выдвинулось на Суздаль и Ростов (обратим внимание: не только «суздальцы» ходили войнами на «новгородцев», но и «новгородцы» на «суздальцев»!) против Юрия Долгорукого, и на холмистом берегу реки Кубрь, на Ждан-горе, новгородцы потерпели жестокое поражение. Результатом битвы на Ждан-горе было укрепление Юрием западных рубежей Ростовской земли по реке Дубне и Яхроме (крепость в Дмитрове), а также возведение в торгово-ремесленном поселке на реке Москве крепости (кремля) — будущего города Москвы; в Новгороде вернувшийся с остатками дружины Всеволод закладывает с епископом Нифонтом в память убиенных на поле брани церковь Успения Богородицы на Торгу (строилась девять лет, закончена после изгнания Всеволода — в 1144 г.; сохранилась в значительных перестройках XVI-XVIII вв.). В 1136 году решением новгородского вече Всеволод был лишен стола, а на его место был призван Святослав из враждебного Мономашичам рода Ольговичей; горемычного Всеволода вместе с семьей полтора месяца продержали под стражей на архиерейском дворе, а по прибытии Святослава «пустиша из города». Изгнание Всеволода Мстиславича из Новгорода считается началом периода т.н. «новгородской республики», длившегося до второй половины XV в. — до начала «эпохи Московской Руси».

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Великий Новгород, 1119-1130 гг. Реконструкция

Изгнанный из Новгорода, Всеволод направляется к своему дяде Ярополку Владимировичу в Киев, и тот посаждает племянника в северном форпосте Киева, Вышгороде — древнем, расположенном на днепровских кручах городе княгини Ольги с церковью Бориса и Глеба, где на тот момент почивали мощи святых братьев-страстотерпцев. Вскоре в Вышгород прибывает делегация старейшин Пскова, которые молят Всеволода прийти и княжить у них во Пскове. Всеволод принимает решение стать князем псковским. Исторически он был первым псковским князем, избранным по воле самих псковичей.

«И бысть радость велика во граде Пскове святаго ради прихода, — читаем мы в Прологе. — Святому же такожде радующуся о пришествии своем во град Псков яко же в горний Иеросалим. Провиде (бо) Духом, яко честным своим мощем положеным быти в нем».

И, — пишет Пролог, — «тако Господу Богу Человеколюбцу изволившу. И абие в болезнь телесную впад, Пречистаго Тела Христова причастися во исход души своея. И мир дав домочадцем своим и гражданом, и отъиде ко Господу». Было это «в лето шесть тысящ шестьсот сорок шестое», т.е. в 1138 году.

От момента призвания на псковский стол до смерти князя Гавриила (его псковичи называли, главным образом, по крестильному имени) прошел всего один год. Но за этот год князь успел заложить в кремле большую соборную церковь во Имя Святой Троицы. Источники расходятся в том, каковым было детище Гавриила: одни говорят о первой во Пскове каменной церкви, другие — о деревянной, построенной на месте обветшавшей древней церкви, основанной еще княгиней Ольгой. Отсюда происходит и двойственность сообщений о первом месте положения мощей новопреставленного Гавриила: одни, более ранние, упоминают в качестве первого реликвария князя церковь св. влмч. Димитрия Солунского: «И тако проводивше святаго честно вси гражане, и игумены, и священных множества. И положиша во церкви святаго великомученика Димитрия Солуньскаго». Но это противоречит летописным свидетельствам. Вторя летописям, и более поздние источники указывают на Троицкий собор, основанный самим Гавриилом псковским. Собор на сегодняшний день еще не исследован досконально учеными-археологами, поэтому датировки его постройки колеблются от 30-х до 90-х годов XII столетия. Можно предположить, что Гавриил выдвигал идею обновить древнюю Ольгину деревянную церковь и начал с того, что перестроил ее сперва в дереве, но воплощение этой идеи в камне пришлось на несколько десятков лет позже смерти князя, из-за чего, возможно, останки Всеволода-Гавриила были сперва положены в деревянную Троицкую церковь, а затем, когда началось сооружение каменного собора на месте деревянного, были отнесены в церковь св. Димитрия. С другой стороны, известно, что начало местного почитания святого приходится на 90-е гг. XII в. Таким образом, в конце XII века останки князя были вновь, на этот раз торжественно, перенесены в законченный к тому времени каменный Троицкий собор. «Бранное же оружие его и щит поставлено бысть на гробе святаго, на похвалу и на утвержение граду Пскову даже и до днесь». Действительно, в Псковском Историко-Архитектурном Музее (ПИАМ) хранится меч, долгое время висевший над ракой с мощами Гавриила. Первые упоминания об этом мече относятся к XV веку. Неизвестно происхождение этого меча; исследователями он устойчиво относится к типу западных рыцарских мечей XV века и позднее. На перекрестии меча вырезана латинская надпись: HONOREM MEUM NEMINI DABO, «Чести моей никому не отдам», вероятнее всего принадлежащая рыцарской фамилии. Может быть, в XII веке существовал подлинный княжеский меч святого Гавриила, подобный рыцарскому, и который почему-то был заменен через триста лет; может быть, в XV веке некто, вернувшийся с поля битвы, принес к раке мощей Гавриила добытый им в бою рыцарский меч, в благодарность за избавление от смерти в бою, — и тот и другой вариант, как нам представляется, допустимы.

Упоминается (мы сошлемся здесь на Проложное Житие) о некой делегации — уже из Новгорода, прибывшей во Псков вскоре после смерти Всеволода «по мощи святаго», возглавляемой протопопом по имени Полюд, видимо, осведомленной о почитании Гавриила во Пскове и желающей «по праву новгородцев», князем которых был святой, вывезти чудотворные мощи «на полагающееся им место», — в Новгород. Делегация не смогла увезти раку, которая «абие не подвижеся», но святой лишь «спусти ноготь с честныя и святыя своея руки». Вышерекомый протопоп Полюд с благоговением взял этот ноготь и увез в Велик Нов-град «на Благословение». С этих времен, по слову проложного Жития, и «до днесь», многие исцеления начали происходить от гроба святого Гавриила, о Христе Исусе, Господе нашем. Так заканчивается Житие святого Всеволода-Гавриила, князя новгородского и псковского. Преставление его ко Господу празднуется 11 (24) февраля.

По преставлении же святого князя, сообщает Пролог, вложил Бог благой помысл князю здравствующему псковскому, посадникам и «всему священному собору», перенести мощи Гавриила в новопостроенный Троицкий собор из церкви св. влмч. Димитрия. Речь идет, по-видимому, о т.н. местной канонизации благоверного Гавриила (1190-92 гг.). Когда открыли в церкви св. Димитрия раку с мощами святого, то обнаружили, что тело его сохранило вид, «яко же первое», — оно не подверглось истлению за несколько десятков лет. И понесли «со псалмопением и фимияном» мощи блаженного князя в новопостроенный собор во Имя Святой Троицы, и положили «на правей стране близ амбона».

Рака с мощами св. блгв. князя Всеволода в Троицком соборе г. Пскова

Через много лет, в 1363 году, «в полунощную стражу напрасно паде лоб церковный», — с этого события мы и начали наш рассказ, который теперь близится к завершению. После восстановления собора к нему был пристроен придел Благовещения Пресвятой Богородицы, куда и были перенесены мощи князя.

На состоявшемся в 1549 г. соборе святой Всеволод (Гавриил), князь новгородский, князь псковский, был канонизован к общерусскому почитанию. На тот момент от мощей блаженного уже было зафиксировано множество исцелений.

В лихую годину псковичи всегда обращались к заступничеству святого князя Гавриила. Очень может быть, повторимся, что так называемый «меч Всеволода Мстиславича» есть на самом деле вотивный предмет-трофей, принесенный неким воином по обету, в честь победы, одержанной псковским войском, молившимся святому Гавриилу как покровителю Пскова.

В 1581 году Псков осаждали войска польского короля Стефана Батория (в ходе Ливонской войны). Положение было критическим. Поляки намеревались ворваться в город через штурм участка Окольного города (второй линии укреплений, окружающей кремль-детинец в древнерусском городе) у Покровской башни. Накануне штурма старый инок псковского Покровского монастыря Дорофей на молитве увидел Божию Матерь, перед которой молитвенно предстояли святой равноапостольный князь Владимир (Василий) и псковские святые, среди которых — князь Всеволод (Гавриил).

Икона Богоматерь Псково-Покровская, «Видение старца Дорофея». Псков, первая четверть XVII в.

В день штурма псковичи крестным ходом пришли к Покровской башне, неся на раменах своих мощи святого князя. К вечеру начавшийся штурм был отбит. Со стороны псковичей геройски полегло на поле брани более 600 человек, со стороны поляков потери были втрое больше.

Покровская башня. Псков, начало XVI века. Реставрирована в 2010-2011 гг.

Тропарь, кондак и канон святому Всеволоду Мстиславичу, князю псковскому

Тропарь, глас 4:

Измлада явился еси Богомудре княже Гаврииле, Божественныи сосуд избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюд. Многи святыя церкви устроив, изгнание претерпел еси от своих, яко же и целомудрии прародители твои от брата убиение. С ними же предстоя Святей, Троице, молися, державы русския начальником сохраненом быти, и всем нам спастися.

Кондак, глас 8:

Многомудрено преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле, плод благии Богови в жизни сей был еси, присно цветущ добродетельми и яко же Давыд – незлобием, того ради получил еси жизнь вечную на Небесех, всегда зря Святую Троицу; моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти, радуися утвержение граду нашему.

Иконография святого князя Всеволода Мстиславича, князя псковского

Первое свидетельство о появлении иконографического образа святого князя Гавриила приходится на начало XVI века, когда один из исцеленных, богатый человек из Боровичей, заказал покров на раку Гавриила в Троицкий собор.

Святой Всеволод псковский. Русь, XVI в. Святой князь Всеволод псковский. Архангельский собор Московского Кремля, Москва. Фреска на юго-восточном столпе, западная грань, второй ярус. 1652–1666 гг.

Вообще иконография святого благоверного князя Гавриила испытала влияние более ранней иконографии святых князей, таких как Борис и Глеб, святой равноапостольный Владимир и т.д. Этот образ типичен: князь представлен как муж-средовек в княжеском одеянии, с пышными волосами, а также средней длины или, чаще, длинной бородой, в круглой шапке с меховой оторочкой. К середине XV века восходит самая распространенная иконография князя Гавриила, где святой изображен держащим в левой руке Троицкий каменный собор, а правая рука — в жесте моления. Протографом этому типу изображений служила икона, писанная по заказу дьяка Юрия (Софрония в иночестве) Сидорова и поставленная над ракой князя в Троицком соборе. Икона эта уже в XVI веке почиталась как чудотворная. После первых упоминаний о «мече Всеволода Мстиславича» (XV-XVI вв.) появляются изображения святого князя с мечом в руке.

Святой Всеволод. Русь. XVII в. Из Новгородского Софийского собора Святой Всеволод. Современная икона. Автор: Чанга И. (выпускник Иконописной школы Сергиев Посада). 1993 г. Святой благоверный князь Всеволод, Борис и Глеб. Икона из церкви св. Василия на горке. Псков. 10-е гг. XVII в. ПИАМ

Всеволод Мстиславич

Всеволод (в крещении Гавриил) Мстиславич († 11 февраля 1138), князь Новгородский, Псковский.

Старший сын князя Новгородского, а затем великого князя Киевского Мстислава Владимировича († 1132), внук Владимира Мономаха († 1125). Мать Всеволода — первая супруга Мстислава, шведская принцесса Христина, дочь шведского короля Инге Стейнкельссона.

Родился в Новгороде. Точная дата рождения неизвестна. В поздней, начала XVII в., редакции его Жития (т. н. редакции Григория) приведен расчет лет его жизни в Новгороде до изгнания из города летом 1136 г.: «…поживе… 45 лет и месяца 4 и мало выше до изгнания втораго», из чего следует, что князь будто бы родился в феврале-марте 1091 г. (когда его отцу было всего 15 лет). Однако эта дата едва ли может быть принята, поскольку брак Мстислава и Христины скорее всего был заключен позднее. По-другому полагают, что Всеволод появился на свет незадолго до 1103 г., в связи с чем в этом году его отец заложил в своей резиденции Городище под Новгородом церковь Благовещения Пресв. Богородицы.

Новгородским князем Всеволод стал в 1117 г., когда его отец был переведен Владимиром Мономахом из Новгорода в Белгород. Здесь же, в Новгороде, в 1123 г. он женился на дочери князя Святослава (Святоши) Давыдовича, из рода черниговских князей. В 1125 г., после смерти Владимира Мономаха и провозглашения Мстислава Владимировича великим князем Киевским, в Новгороде вновь прошла церемония «посажения» Всеволода на новгородском княжеском столе. В следующем, 1126 г. Всеволод ездил к отцу в Киев и вернулся в Новгород 28 февраля 1127 г. Надо полагать, что двукратное утверждение Всеволода в качестве новгородского князя было связано с заключением им особого договора с новгородцами, по которому он, в частности, обязался княжить в городе до конца жизни, что позднее припоминали ему новгородцы («…целовав крест к новгородцем, яко “хоцю у вас умерети”»). (Согласно гипотезе В. Л. Янина, вторичное посажение Всеволода в Новгороде имело место в феврале 1127 г., а ранее, в 1125 — начале 1127 гг., новгородским князем был его малолетний сын Иван.)

Новгородское княжение Всеволода продолжалось почти два десятилетия. В феврале-марте 1124 г. он совершил поход на финское племя емь (хяме). Новгородцы одержали победу, однако на обратном пути в войске начался жестокий голод. В феврале 1130 г., по повелению отца, Всеволод совершил успешный поход на чудь (в Эстонию): «самы исеце (самих перебили. — А. К.), а хоромы пожьже, а жены и дети приведе домовь». Однако следующий поход на чудь, в январе 1131 г., оказался неудачным: в местности Клин (на новгородско-торопецком пограничье, между реками Ловать и Большой Тудер), новгородцы потерпели поражение: «створися пакость велика, много добрых мужь избиша». Еще один поход на чудь, наиболее успешный, Всеволод совершил в феврале 1134 г., уже после смерти отца: 9 февраля новгородское войско взяло г. Юрьев (нынешний Тарту).

Отец Всеволода Мстислав, продолжая политический курс Владимира Мономаха, еще при своей жизни определил дальнейшую судьбу киевского престола, который должен был оставаться в руках старшей ветви Мономашичей. После смерти Мстислава киевским князем должен был стать его следующий по старшинству брат Ярополк, однако Ярополк целовал крест брату, что, в свою очередь, обеспечит переход Киева после своей смерти Всеволоду. В 1030 г. Всеволод вновь ездил в Киев к отцу; тогда, возможно, и были окончательно согласованы условия соглашения на этот счет.

Мстислав умер 14 или 15 апреля 1132 г. В соответствии с заключенным ранее соглашением, Ярополк Владимирович, занявший киевский престол, вывел Всеволода из Новгорода и дал ему княжение в Переяславле-Южном (ныне г. Переяслав-Хмельницкий). Княжение в этом городе, «отчине» Мономашичей, воспринималось как явная претензия на последующее занятие киевского престола. А потому вокняжению здесь Всеволода резко воспротивились младшие Мономашичи, Юрий Долгорукий и Андрей Владимировичи, которые немедленно изгнали Всеволода из города. По свидетельству летописи, «с заутрья» Всеволод «сел» в Переяславле, «а до обеда выгна и (его. — А. К.) Гюрги (Юрий. — А. К.), приехав с полком на нь…». Это привело к началу большой войны между князьями, в которую оказались втянуты и Мономашичи, и их племянники Мстиславичи, и черниговские князья Ольговичи и Давыдовичи.

Всеволод вернулся обратно в Новгород, однако переяславская история в итоге очень дорого обошлась ему. Он был крайне враждебно встречен новгородцами. В вину князю поставили сам факт ухода из города, нарушение им же данного обещания княжить в Новгороде до самой своей смерти. «…И бысть встань (восстание, мятеж. — А. К.) велика в людьх… выгониша князя Всеволода из города». Правда, на сей раз новгородцы одумались и вернули князя с дороги, но обиду на него затаили.

В начавшейся междоусобной войне Всеволод, поддержавший своего брата Изяслава, оказался на стороне князей Ольговичей против своего дяди Юрия Долгорукого, князя Суздальского. Осенью 1134 г. во главе новгородского войска он попытался вторгнуться в Суздальскую землю с целью посадить на княжение в Суздале Изяслава. Причем ему лишь с большими трудом удалось уговорить новгородцев принять участие в походе: в самом Новгороде дело дошло до открытых столкновений между сторонниками и противниками «Суздальской войны». Поход оказался неудачным. Войско дошло лишь до устья Дубны и повернуло обратно.

9 декабря 1134 г. в Новгород прибыл митрополит Михаил, пытавшийся предотвратить войну. Его приняли с «великою честию и радостию», однако все его увещевания и призывы («да не проливают напрасно крови христианьскиа и не творят брани») услышаны не были; более того, митрополита насильственно задержали в Новгороде. Всеволод Мстиславич все-таки сумел настоять на повторении суздальского похода. 31 декабря 1134 года огромное войско выступило из Новгорода. По словам летописца, «на Суждаль» поднялась «вся Новгородская область»; автор позднейшей Никоновской летописи пишет об участии в войне еще и наемников-«немцев» (может быть, шведов?). Двигались вновь по Волге, а затем по ее правому притоку Нерли. Путь оказался чрезвычайно тяжелым: «и сташа денье зли: мраз, вьялиця (вьюга. — А. К.), страшно зело». Решающее сражение произошло 26 января 1135 г. на Ждане-горе (на р. Кубре, притоке Нерли Волжской). Оно закончилось катастрофой для новгородского войска: в битве погибли два новгородских посадника и «много добрых муж». Остатки новгородского войска бежали с поля боя, причем, как позднее вспоминали в Новгороде, князь Всеволод Мстиславич «ехал… с пълку переди всех».

Поражение на Ждане-горе стало роковым для Всеволода. Он прокняжил в городе еще год с небольшим, а 28 мая 1136 года новгородцы вместе с псковичами и ладожанами схватили его и посадили вместе с детьми, женой и тещей под стражу на владычном дворе. «А се вины его творяху», — перечисляет обвинения в адрес князя новгородский летописец: во-первых, «не блюдеть смерд»; во-вторых, «чему хотел еси сести Переяславли?»; в-третьих, «ехал еси с пълку переди всех» — то есть первым бежал с поля битвы на Ждане-горе; и, наконец, в-четвертых, сначала заключил союз с черниговскими князьями, а затем «пакы отступити велить». (Автор Никоновской летописи дополняет перечень княжеских преступлений, проливая свет и на некоторые черты характера князя: «…почто възлюби играти и утешатися, а людей не управляти; и почто ястребов и собак собра, а людей не судяше и не управляаше… и другия многи вины събраша на нь». Здесь же сообщается о том, что князь Всеволод «умысли бежати в Немци», однако новгородцы «поимаша его». Все эти сведения вошли и в Житие князя Всеволода XVI века.) Князя продержали в заточении почти два месяца и 15 июля изгнали из города. Новгородским же князем стал Святослав Ольгович (из черниговских князей).

Всеволод уехал в Киев к своему дяде, великому князю Ярополку Владимировичу, и тот посадил его на княжение в ближний к Киеву Вышгород. Однако в самом Новгороде сторонники Всеволода остались, и между ними и сторонниками нового князя Святослава Ольговича начались распри. Дело вновь дошло до смертоубийства и сбрасывания политических противников с моста через Волхов. Какие-то «милостинники» Всеволода покушались даже на жизнь князя Святослава Ольговича, однако тот остался жив.

В марте следующего, 1137 г. года к князю Всеволоду Мстиславичу бежал новгородский посадник Константин Микульчич с несколькими «добрыми мужами». Тогда же в Вышгороде появились и посланцы от псковичей, приглашавшие князя снова занять новгородский стол: «Поиди, княже, хотять тебе опять». Всеволод с братом Святополком отправился в Псков. Когда в Новгороде узнали об этом, в городе начались беспорядки и паника: одни «не въсхотеша» его, другие, напротив, бежали в Псков, к князю; их дома принялись грабить, на имущество сторонников Всеволода наложили немыслимую контрибуцию. Святослав Ольгович призвал на помощь своего брата Глеба, вместе с которым в Новгород явились половцы. Объединенная новгородско-половецкая рать двинулась к Пскову, однако псковичи, еще год назад вместе со всеми изгонявшие Всеволода из Новгорода, теперь решили стоять за него до последнего. Новгородцы же не отважились начинать военные действия против своих всегдашних союзников. В разгар этих событий, 11 февраля 1138 г., князь Всеволод Мстиславич скончался в Пскове.

Посмертная судьба несчастливого и столь часто гонимого князя сложилась удивительно. «Малу же времени минувшу по преставлении святого, — сообщает его Житие, составленное в XVI в. псковским агиографом Василием-Варлаамом, — начаша знамения и чюдеса бывати многа от честныя раки его с верою приходящим: слепым, и хромым, и сухоруким, и разслабленым, и бесным, и трясавицею одержимым, и огненую болезнию, или чревом кто боляй, вси равно исцеление приимаху благодатию Христовою и молитвами его святыми; отходяху в домы своя, радующеся и славяще Бога». Согласно преданию, записанному в Житии, сразу же после его кончины новгородцы прислали в Псков протопопа храма Святой Софии, некоего Полюда, и с ним еще нескольких «благоговейных мужей» — «взяти святыя мощи блаженнаго великаго князя Всеволода на утвержение Великому Новуграду и на исцеление недугом». Однако рака с мощами не сдвинулась с места: святой «благоволил бо есть пребывати, идеже и преставися». Новгородцам достался лишь ноготь, который «с великою честию и радостию» был отвезен в их город. Впрочем, этот эпизод скорее всего относится к более позднему времени — уже после церковного прославления князя в 1192 г.

В 1192 г. мощи князя были с почестями перенесены из церкви Святого Димитрия Солунского в главный псковский храм — во имя Святой Троицы. Тогда же князь был причтен Церковью к лику святых. (Относительно места первоначального погребения князя источники явно противоречат друг другу. В наиболее ранних и авторитетных летописях — Лаврентьевской, Ипатьевской, а также Псковских Первой и Второй — сообщается о его погребении сразу в церкви Святой Троицы, «юже бе сам создал», и этому свидетельству нельзя не верить. Житие же святого и Псковская Третья летопись называют местом погребения церковь Святого Димитрия Солунского, откуда мощи князя были перенесены в Троицкий собор. Возможно, они оказались в Дмитриевской церкви временно в связи с перестройкой или закладкой нового Троицкого собора.)

Ныне святой и благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил) почитается как небесный покровитель града Пскова, а день его кончины, 11 февраля, и день обретения мощей, 27 ноября (по старому стилю), празднуются Русской Православной Церковью.

В истории Новгорода Всеволод оставил очень заметный след. С его именем связано построение нескольких новгородских храмов. Еще в 1119 г. он вместе с игуменом Кириаком закладывает каменный храм Св. Георгия в Юрьевом монастыре. В 1127 г. Всеволод закладывает церковь Св. Иоанна «на Петрятине дворе» (знаменитая церковь Рождества Иоанна Предтечи на Опоках) в честь своего первенца княжича Ивана, который, однако, умер в следующем, 1128 г. (Церковь же Иоанна Предтечи завершена строительством в 1130 г.) В 1133 г. строятся две деревянные церкви на Торговище: Св. Богородицы и Св. Георгия. В том же году был обновлен обрушившийся мост через Волхов. При князе Всеволоде был выстроен и каменный Троицкий собор в Пскове.

Известны несколько жалованных грамот, данных князем Всеволодом Мстиславичем новгородскому Юрьеву монастырю — как им самим, так и совместно с отцом, великим князем Мстиславом Владимировичем: на «рель от Волхова по крест»; на «Терпужский погост Ляховичи с землею, и с людьми, и с коньми, и лес, и борти, и ловища на Ловати…»; на село Буйце «с данию, и с вирами, и с продажами». Помимо прочего, Всеволод сделал вклад в Юрьев монастырь — «блюдо серебряно в 30 гривен серебра».

Имя князя Всеволода Мстиславича отразилось также в двух церковных установлениях, получивших широкое распространение в Новгороде. Это «Устав великого князя Всеволода о церковных судах, и о людях, и о мерилах торговых» и «Устав», или «Рукописание», князя Всеволода новгородской церкви Св. Иоанна на Опоках (наиболее ранние списки обоих памятников датируются серединой XV в.). Однако по мнению большинства современных исследователей, обе грамоты не имеют отношения к князю Всеволоду Мстиславичу и должны датироваться (даже в своей основе) более поздним временем.

От брака с княгиней Святославлей Всеволод имел нескольких детей. Известно, что его первенец Иван умер ребенком. В Новгородской летописи упоминается еще один его малолетний сын Владимир, который во время заточения Всеволода на короткое время был провозглашен новгородским князем. Более, однако, князь Владимир Всеволодович в источниках не упоминается; не исключено, что в летопись вкралась ошибка и речь идет о шестилетнем на тот момент брате Всеволода Владимире Мстиславиче. Одна из дочерей Всеволода, Верхуслава, была выдана в 1136 г. замуж за польского князя Болеслава IV Кудрявого.

Летописи: Новгородская Первая; Лаврентьевская, Ипатьевская, Никоновская, Тверская; Псковские летописи. Вып 1, 2; Степенная книга царского родословия (Житие Всеволода-Гавриила); Грамоты Великого Новгорода и Пскова. С. 139—141; Древнерусские княжеские уставы. С. 153—165; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV—XVII вв. Т. 1: Жития князей Всеволода-Гавриила и Тимофея-Довмонта (Исследование и тексты). СПб., 2007.

Янин В. Л. Новгородские посадники. 2-е изд, М., 2003. С. 78—135; Православная энциклопедия. Т.

Всеволод Мстиславич Новгородский

Св. Всеволод Мстиславич (колено 9). Из рода Рюриковичей. Сын Мстислава 1 Владимировича и шведской королевны Христины Инговны. Кн. Новгородский в 1117-1136 гг. Кн. Вышгородский в 1136 г. Кн. Псковский в 1137-1138 гг.

Жена: дочь кн. Черниговского Святослава.

В 1130 году Всеволод с братьями Изяславом и Ростиславом ходил походом на чудь. Война была удачной: было перебито множество врагов, разорены и пожжены их дома, привезен богатый полон. Но не так счастлив был чудский поход одного Всеволода в следующем году: сотворилась напасть великая, говорит летописец, перебили многодобрых мужей новгородских в Клину. В 1133 году Всеволод в третий раз ходил на чудь и взял Юрьев.

В 1132 году умер отец Всеволода, Мстислав. Великое княжение наследовал брат его Ярополк. Еще при жизни Мстислав уговорился с Ярополком, чтоб тот немедленно по принятии старшего стола перевел на свое место в Переяславль старшего племянника Всеволода из Новгорода. Распоряжение это вызвало сильное раздражение младших дядей – Юрия Долгорукого и Андрея. Они сказали: “Брат Ярополк хочет по смерти своей дать Киев Всеволоду, племяннику своему”, -и поспешили предупредить последнего. Утром въехал Всеволод в Переяславль, а до обеда еще был выгнан дядею Юрием. Не получив стола на юге, Всеволод возвратился в Новгород, но нашел здесь сильное волнение – встань великую в людях, по выражению летописца; пришли псковичи и ладожане в Новгород, и Всеволод должен был выехать из него; потом, однако, горожане скоро одумались и возвратили его назад. Можно, впрочем, с вероятностью полагать, что Всеволод был принят не так уже, как прежде, что здесь положено начало условиям или “рядам” новгородцев с князьями; вероятно также, что с этого времени и посадник переменяет свой характер чиновника княжеского на характер чиновника народного, избираемого от веча, хотя и не без участия князя. С этого времени Всеволод не имел надлежащего значения в Новгороде, не мог заставить его жителей выслать в Киев обычную печорскую дань, за которою великий князь Ярополк должен был послать другого племянника, Изяслава; последнему удалось взять дань.

В 1134 году Изяслав Мстиславич вновь явился в Новгород с тем, чтобы уговаривать брата и горожан идти войною на дядю Юрия, добыть для Мстиславичей хотя бы Ростовскую волость, если им не нашлось удела в южной Руси. После этого предложения было бурное вече: одни хотели защитить Мстиславичей и добывать им волость, другие нет; большинство оказалось на стороне первых, решено было идти в поход, а несогласных побросали с моста в Волхов, как говорит летописец. Мстиславичи с посадником Петрилой отправились на войну, но едва достигли реки Дубны, как несогласия городского веча повторились в полках: противники похода опять подняли голос и на этот раз пересилили, заставили князя возвратиться и тут же, отняв посадничество у Петрилы, отдали его Ивану Павловичу. Нов Новгороде ждало их поражение: здесь противники их опять пересилили, и опять Всеволод со всею Новгородскою областью пошел на Ростовскую землю. В то время были жестокие морозы и метели. На Ждановой горе новгородцы встретились с ростовскими полками и потерпели жестокое поражение, погибли посадник Иван и многие другие добрые мужи. Возвратясь домой, новгородцы начали еще больше злобиться на Всеволода.

В 1136 году Всеволод Ольгович одержал на юге победу над Ярополком Владимировичем. Противники Всеволода Мстиславича воспользовались этим, чтоб восстать против него. В том же году новгородцы призвали псковичей, ладожани стали думать, как бы выгнать князя. Подумавши, посадили его в епископском дворе с женою, детьми и тещею, приставили сторожей стеречь его день и ночь с оружием по 30 человек на день и не выпускали до тех пор, пока не приехал новый князь, Святослав Ольгович из Чернигова. Вины Всеволода так означены в летописи: 1) не блюдет смердов; 2) зачем хотел сесть в Переяславле; 3) в .битве на Ждановой горе прежде других побежал из. полку; 4) вмешивает Новгород в усобицы: сперва велел приступить к черниговским Ольговичам, а теперь велит отступить.

Всеволод поехал к дяде Ярополку и получил от него Вышгород. Но на этом распря в Новгороде не. закончилась. В том же году прибежал в Вышгород к Всеволоду посадник Константин с друзьями. Беглецы стали говорить Всеволоду, что у него много приятелей в Новгороде и Пскове, которые ждут только его появления: “Ступай, князь, хотят тебя опять” – Всеволод отправился с братом Святополком и тотчас был принят во Пскове. Некогда в Новгороде узнали, что Всеволод во Пскове и хочет опять сесть у них, то начался сильный мятеж; большинство не захотело Мстиславича, приятели его принуждены были бежать к нему во Псков. Святослав Ольгович собрал всю землю новгородскую и пошел выгонять Всеволода из Пскова, но псковичи с первого раза уже показали стойкость, какой отличались после, тем более что для них было выгодно получить особого князя и освободиться таким образом от влияния старшего города; они не покорились новгородцам, не выгнали от себя Всеволода, но приняли меры предосторожности на случай нападения, сделали повсюду засеки. Святослав и новгородцы увидели, что война будет долгой, успех неверный, и потому возвратились с дороги.

В начале следующего года Всеволод умер и погребен в Пскове в церкви Дмитрия Солунского. Из Жития его можно заключить, что князь этот был добрый и мягкий.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

Всеволод Новгородский, Псковский, князь (ск. 24.02.1138), во св. крещении Гавриил, был сыном кн. Мстислава Великого и внуком Владимира Мономаха. В молодости св. Всеволод многие годы был наместником отца в Новгороде Великом. В голодный год истратил в помощь новгородцам свою казну, защищал их своим мечом от внешних врагов, построил величественный собор Св. Георгия в Юрьевом монастыре. После смерти отца, кн. Мстислава, Всеволод — по воле Киевского кн. Ярополка — был переведен на правление в Переяславль Южный, но этому воспротивились южные князья. Св. Всеволод добровольно, не желая междоусобиц, вернулся в Новгород, но его жители проявили к своему князю черную неблагодарность: за неудачный поход на Суздаль в 1135-36 изгнали его с новгородского княжеского престола. Тогда кн. Всеволода приютили псковичи, много слышавшие о его достоинствах. Он построил на месте др. храма Пресвятой Троицы, возведенного еще св. равноап. вел. кн. Ольгой, величественный каменный собор. Когда князь почил в Бозе, из-за плача народа не было слышно церковного пения. Св. Всеволод погребен в церкви Св. Димитрия Солунского, а рядом с гробом поставлены щит князя и его меч с надписью: “Чести своей никому не отдам”. В октябре 1192 мощи святого были обретены, перенесены в Троицкий собор и положены в приделе, ему посвященном. В мае 1834 — в первый день Пасхи — их с торжеством переместили в сам собор.

Память блгв. кн. Всеволоду отмечается 11/24 февраля, 27 ноября/10 декабря (обретение мощей в 1192) и 22 апреля/5 мая (перенесение мощей в 1834).

Ссылка на основную публикацию