Воскресенский кафедральный собор в Твери: история, святыни, расписание богослужений

Вознесенский собор Твери

Вознесенский собор Твери — культовое сооружение, возведенное на месте, где ранее были расположены 2 небольшие деревянные церкви: Вознесения и Богоявления. Построены они были более 400 лет назад. Затем, во время русско-польской войны, они были сожжены и позже отстроены заново. Однако Богоявленская вскоре снова была сожжена новым пожаром. Через некоторое время аналогичная участь постигла и церковь Вознесения Господня.

В середине XVIII века было начато строительство и проведено освящение новой церкви. Помня о событиях прошлых лет, строители в этот раз в качестве основного строительного материала использовали камень, а не дерево. Вскоре после строительства вновь случился пожар. Однако новая церковь лишь несколько пострадала и вскоре была реставрирована. В начале XIX века к ней были пристроены колокольни.

В течение следующих лет здание было подвержено многократным реконструкциям: возведен еще один придел — Антония и Феодосия Печерских, сделан позолоченный иконостас.

После революции иконы собора были конфискованы, а в 1935 году храм был закрыт. Затем какое-то время здание использовалось под музей краеведения. Лишь в 90-х годах он вновь стал православным храмом.

В 1994 году было решено вернуть православную традицию шествия с иконой Тихвинской Богоматери. Начинается процесс в соборе Христорождественском, а заканчивается в Воскресенском.

При Воскресенском соборе действует центр паломничества. Здесь регулярно организуют паломнические поездки к различным святыням, расположенным в Тверской области и за ее пределами.

Собор ведет активную работу с детьми и молодежью. Так, в соборе реализуются следующие направления деятельности:

  • воскресная школа для детей 4–17 лет. Здесь ребята изучают православную культуру и этику. При школе организованы дополнительные занятия — бесплатные кружки: изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, резьба по дереву, театр, музыкальная секция.
  • школа-студия тверской вышивки «Светлица». Занимаются в студии девочки от 9 лет и глухонемые дети. Занятия проходят индивидуально, они включают изучение истории русской народной вышивки, композиции изделий, основ православия. В авторской студии учатся также студенты и взрослые, обучение длится 2–3 года и дает возможность освоить дополнительную профессию.
  • православный молодежный клуб «Ирини». В клубной деятельности участвует молодежь 16–35 лет. К основным направлениям относятся: православное образование и духовное просвещение, приобщение к социальному и миссионерскому служению, культурно-просветительские и спортивно-оздоровительные мероприятия. Более подробную информацию о клубе можно найти в официальной группе ВКонтакте.

Расписание богослужений в Вознесенском соборе Твери

Службы проводятся в соборе ежедневно, утром и вечером:

  • 07:40 — Божественная Литургия;
  • 17:00 — Вечерня.

В дни церковных праздников время проведения служб может измениться.

Вознесенский собор Твери внутри

Стиль собора можно отнести к неоклассицизму. Квадратное здание отличается некоторой массивностью. Под полукруглым куполом имеется центральный барабан. Также здесь находится трехъярусная колокольня аналогичной квадратной формы.

Из белого камня сделаны колонны, карнизы, цоколь, ступени и колокольни. Сам собор покрашен в цвет охры с белыми деталями декора. Внутри собора — красивая роспись, купол украшен изображением неба.

Красоту интерьера лучше всего рассмотреть сверху, поднявшись по лестнице на второй этаж, где расположены книжный магазин и церковная лавка.

Святыни

В соборе хранятся две важные религиозные реликвии:

  • мощи священномученика Фаддея, перенесенные сюда в 1994 году. Они стали самой знаменитой святыней храма, за помощью к которой обращаются прихожане в сложных жизненных ситуациях. На протяжении последних лет инициативная группа занимается проектом по созданию храма-часовни священномученика Фаддея. Планируется разместить ее на месте погребения священномученика на бывшем Неопалимовском кладбище в Затверечье.
  • копия иконы Божией Матери «Тучная Гора». Оригинал ее с довольно редким письмом некогда был утерян. Известно лишь, что ранее она хранилась в Смоленской кладбищенской церкви Твери.

Как добраться до Собора Вознесения Господня в Твери

Собор расположен в Центральном районе по адресу: ул. Советская, 26. Доехать до него можно на общественном транспорте:

  • Трамвай № 5, остановка «Новоторжская».
  • Автобус № 30, 104, 107, 111, 114, 118, 128, 138, остановка «Новоторжская»; № 5, 15, 21, 31, 41, 110, 119, остановка «Трехсвятская»; № 20, 154, остановка «Библиотека им. Горького».
  • Маршрутное такси № 1, 7, 24, 52, 106, остановка «Новоторжская»; № 12, 51, 55, 106, 207, 233, остановка «Трехсвятская»; № 52, 211, остановка «Библиотека им. Горького».
  • Троллейбус № 2, 3, 4, 7, остановка «Трехсвятская».

К собору можно приехать на такси: в Твери работают службы «Такси Везёт», Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Вознесенский кафедральный собор на Google.maps:

Видео о соборе (колокольный звон):

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Воспоминания о приезде епископа

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Разнеслась по селу весть, что приезжает епископ. Его решили встретить с почестями. Настал долгожданный день. Дьякон отправился на станцию. Сошедших с поезда пассажиров оказалось мало. Из первого вагона вышел старичок в простой одежке. Подождал он на перроне, никто и не подошел к нему, расспросил он у прохожих, как добраться до села, и пошел, куда сказали.

В пути старичок был уже с полчаса, вдруг слышит конский топот сзади. Видит – несутся лошади, запряженные в красивый тарантас, управляет ими молодой человек.

– Вот и помощь, – подумал старичок и поднял руку, чтоб его подвезли.

– Что ты хочешь, старик?

– Подвезете меня до села? – спросил странник.

– Идти не далеко, сам доберешься.

– Спасибо – кротко ответил старичок.

Понеслись лошади дальше.

Вернувшись в церковь, дьякон сказал настоятелю:

– Не приехал епископ.

– Что-то, видно, случилось, раз не смог приехать.

Вечером старичок добрался до села. Видит колодец с журавлем. Он заночевал у него.

Разбудили его утром женщины, что пришли за водой. Спросил странник, где живут христиане.

– Тут все христиане, – был ответ.

И пошел старик по селу просить милостыню. Кто картошечку даст, кто сухую корку хлеба. Старичок складывал милостыню и подписывал на ней имя давшего.

Вечер нищий провел в уголке храма. Закончилась служба. Священник возблагодарил Господа за благодеяния. Возблагодарил Господа и нищий.

Растроганными прихожане покидали службу. Проходя мимо старичка-нищего, говорили:

– Оставайся с Господом.

Храм закрыли на ночь. Пошел старичок ночевать к колодцу-журавлю.

Так продолжалось два дня.

На третий день, когда собрались все христиане в храме, перед началом службы старичок-нищий вышел из угла и, пройдя к престолу, раскрыл котомку, и начал выкладывать заплесневелые корки хлеба, кусочки картошки и прочую не слишком привлекательную еду. Дьякон, тот самый, что ездил на вокзал, увидел это, двинулся к старичку, чтобы навести порядок…

Нищий твердым властным голосом сказал:

– Сегодня я буду вести службу. Я епископ, которого вы ждали.

В храме сделалась жуткая тишина.

А епископ продолжал:

– Сейчас я буду вести проповедь на тему “Раздели хлеб твой с голодным.”

Он поднял сухой заплесневелый кусочек хлеба и, назвав имя подателя, человека зажиточного, и обратился к нему с вопросом:

– Может человек прожить твоим подаянием? Посмотрите, братья и сестры.

Краска стыда залила лицо вопрошаемого. Ему вспомнились слова Христа: “Что ты сделал ближнему, то сделал Мне…” И: “Отойдите… Отойдите… От Меня. ..”

Епископ уже держал в руке кусочек картошки. Обличение звучало для другого человека…

Вынимая из сумки все новые огрызки, епископ называл имена.

Под конец он вынул два увесистых свертка с хорошей едой. Их пожертвовали две многодетные семьи.

Впервые в жизни богачам хотелось оказаться на месте этих бедняков. Некоторые начали искать оправдания, типа такова человеческая природа. Но два последних свертка заставили всех содрогнуться. Мало кто сумел удержать слезы от горечи и стыда.

– Ничего, – стал их утешать растроганный, забывший все недоброе, епископ, – я очень рад, что Господь пробудил вас.

Настоятель обратился к гостю с вопросом:

– Где же вы ночевали?

– У брата Журавля, – был ответ.

– Колодец-журавль стал моим братом, приютил меня на ночь.

Воспоминания о приезде епископа остались в памяти надолго. Такое разве забудешь?

«Я знаю, как мне пробраться в Рай»

Воспоминания о встрече с епископом Афанасием

Из уст друзей я узнал, что владыка Афанасий (Евтич) посетил Санкт-Петербугскую духовную академию и очень порадовался за ребят. В связи с этим событием хочу поделиться своими воспоминаниями о приезде владыки Афанасия в Московскую духовную академию в 2010 году. С тех пор прошло уже 4 года, кое-что забылось, конечно, но многое врезалось глубоко в память.

Если святой Иустин (Попович) является духовным отцом владыки Афанасия, то святителя Николая Сербского можно именовать его духовным дедушкой

Преосвященный Афанасий имел радость быть учеником святого Иустина Челийского (Поповича) и ныне очень ценит это. Владыка на сей день не является правящим архиереем. Заботы, связанные с устроением епархии, возложены на молодого епископа, сам же владыка обитает в монастыре, молится, да издаёт наследие своего духовного отца – преподобного Иустина. Издано уже около 27 томов из того огромного наследия, что оставил преподобный Иустин. Владыка Афанасий имел хороших учителей, ведь если святой Иустин является духовным отцом преосвященного Афанасия, то святителя Николая Сербского можно именовать его духовным дедушкой. Широко известный святитель Николай, который уже многим полюбился, был в некоторой мере учителем преподобного Иустина. Невозможно представить авву Иустина без духовной традиции святителя Николая, а владыку Афанасия без аввы Иустина. Каждый из них является не только признанным во всем православном мире учёным, но и доступным для малограмотных людей пастырем; уединенным молитвенником и активным деятелем, богословствующим схоластом и мистическим богословом; прозаичным философом и лиричным поэтом; блаженным счастливцем и великим страдальцем.

Ранее, когда я читал труды владыки Афанасия, я не мог и подумать, что встречусь с этим уединенным богословом вживую. Я был безмерно рад, когда узнал, что владыка Афанасий приехал в Россию. В 2010 году он делал доклад в Москве о нравственности и православном вероучении, а затем, 19 ноября посетил Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде. Сербский студент Александр защищал в этот день диссертацию на тему «Антропология преподобного Иустина Поповича». Эта защита отличалась от большинства наших сухих исследований тем, что Александр с неподдельным трепетом относился к имени и наследию святого Иустина. Владыка Афанасий был приглашён как внешний оппонент.

Выглядел епископ совсем не как солидный архиерей, его легче было принять за старенького монаха или послушника, нежели за епископа. На владыке был обветшалый подрясник, поверх его была накинута бесформенная жилетка. Голову архиерея венчала скуфья… Я бы не смог однозначно ответить, кто старше: я, или эта скуфейка. Панагию и крест владыка поместил в нагрудный карман подрясника, не снимая цепей с шеи.

Началась защита диссертации. Преосвященного попросили сесть за стол в центр, где стояло мягкое кресло. Владыка взял деревянный стул, убрал в сторону кресло, и приютился на этом скромном седалище.

В действиях владыки просматривалось некое юродство. Заметив икону Божьей Матери, которая была за его спиной, он отвернулся от зала и устремил свой взор к образу Богородицы. Через некоторое время владыка вновь сел лицом к присутствующим.

Особо в споры не вступал, но все его немногочисленные реплики были краткими и содержательными.

Запомнилось следующее. Заслуженный профессор К. Е. Скурат спросил у диссертанта о том, что значит в его работе выражение «креститься в Бога Слово»?

Профессор настаивал на том, что правильнее было бы говорить просто «креститься в Бога», без добавления «Слово». По мнению профессора, крещение совершается в Троицу, а не во Христа.

«Это вы, дорогой коллега, неправославный, а святой Иустин очень православный»

Затем профессор спросил, кому принадлежит формулировка «Бог Слово»: автору диссертации или святому Иустину? Диссертант сказал, что так учил преподобный Иустин. «Тогда получается, он неправославный?!» – спросил Скурат. «Это вы, дорогой коллега, неправославный, а святой Иустин очень православный», – с улыбкой заметил владыка Афанасий. Господин Скурат покраснел.

Кто-то из студентов тихо пробормотал «елицы во Христа крестистеся», как бы вступая в полемику с профессором. И действительно, в диссертации отображалась мысль о том, что крестимся мы во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, но во Христа.

Вечером, освободившись от мероприятий, владыка навестил своих духовных детишек – сербов. Русский студент пятого курса – диакон Александр Афанасьев напросился к ним в гости, и меня прихватил с собой, за что ему огромное спасибо. Сначала нас было человек шесть, потом подошли ещё сербы. Владыка был как всегда прост. Расспросил нас с отцом Александром, откуда мы. Когда я сказал, что учился в Волгограде, владыка стал говорить о тех бедах, которые претерпел русский народ в ХХ веке, о Сталинградской битве. Преосвященный давал духовные наставления, а ещё рассказывал о своем горячо любимом авве – святом Иустине. Владыка говорил то на сербском языке, то на русском, и я не мог всего понять.

Попытаюсь пересказать фрагмент, который мне запомнился.

Владыка: А как далеко на юг распространяются границы Волгоградской епархии?

Я: Точно не могу сказать.

«Если ты увидел травинку, животное или иное творенье Божье, относись к ним с любовью, и они научат тебя любить Творца в его твореньях»

Владыка: Я люблю географию. Её нужно изучать… Один ученый знаток в этой области сказал: «географию нужно учить… ногами». С географией можно и в Царство Небесное найти дорогу! Да, да! Вот если ты увидел травинку, животное какое или иное творенье Божье, относись к ним с любовью, и они научат тебя любить Творца в его твореньях.

Была у нас одна монахиня. И однажды она имела неосторожность обидеть щенка. А тот на неё возьми, да и обидься. И с тех пор он совсем с матушкой не дружил, и есть от неё не хотел. Ну, не слюбился, и всё тут. Она и так, и этак – без толку. Щенок уже в пса вырос, а с матушкой не в ладах. Что делать? И пёс, кажется, нужен, да и матушка ещё нужна! Никого из них выгонять не хочется. Спросили отца Иустина о том, как быть, а он говорит, чтобы матушка от всей души прощения у собаки попросила. Монахиня последовала благословению отца Иустина. Пёс принял её покаяние и примирился с ней, забыл былую обиду, даже пищу от неё стал принимать.

Русский диакон Александр спросил владыку, где лучше получать богословское образование: в Европе или в Греции? Владыка сказал, что никакие профессора Европы и Америки не смогут дать того, что даст живая Церковь Греции и греческий язык, который важен для богословов, так как на нём писали святые Отцы. Владыка заметил, что на Афоне есть хорошие богословы.

Большую часть времени владыка разговаривал на сербском языке со своими чадами. Ребята его любят и ценят. Обстановка была непринужденной. Епископ пару раз кинул в нас бананами, которые лежали на столе, чтобы мы их поделили между собой. Владыка вел себя со всеми, как с родными детьми.

Архипастырь шутил: «Я знаю, как мне пробраться в Царство Небесное! Вот, когда вы будете в Раю, начнёте там баловаться, а потом скажете Богу: Господи, вот если Ты возьмёшь в Рай того грубого старика, который нас на земле гонял, он нас угомонит! И Господь возьмет меня в Рай».

Открытое письмо митрополита Сурожского Антония епископу Подольскому Илариону (Алфееву)

Дорогой владыка Иларион, с чувством глубокой скорби начинаю это письмо. Неужели ты не понимаешь и не чувствуешь, что, давая всенародную огласку трагедии, которая разыгралась в Сурожской епархии со времени твоего прибытия в Англию, ты не только расшатываешь стройную (до твоего приезда) жизнь епархии, но подрываешь многолетний труд, положенный другими, и всенародно позоришь имя Русской Церкви во всей Европе и Америке? А картина, которую ты даешь, большей частью не соответствует действительности. И сколько озлобления и мстительности может непредубежденный читатель прочесть в твоих личных нападках на владыку Василия и других!

Ты пишешь, что я сам просил Патриарха отрядить тебя в Сурожскую епархию. Сначала речь шла о твоем назначении исследователем при Кембриджском университете. Позже митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал, что он тебя в помощь мне не отпустит иначе как в сане епископа. Я на это согласился с готовностью, ожидая в твоем лице чуткого, понятливого сотрудника. В этом я ошибся: я ожидал одного человека, а прибыл другой. В самый первый день твоего приезда ты мне сказал глубоко смутившую меня фразу: «Когда на меня возложили руки при хиротонии, я почувствовал, что я теперь архиерей и ЧТО У МЕНЯ ВЛАСТЬ». Это меня ужаснуло, так как я всю жизнь верил, что мы призваны СЛУЖИТЬ, а не властвовать. Я обратил на это твое внимание, но, видно, безуспешно: с самых первых дней твоего пребывания в нашей среде ты своим авторитарным обращением настолько восстановил против себя все лондонское духовенство, что у меня попросили разрешения устроить встречу между нами, на которой они могли бы высказать тебе свои переживания.

Эта встреча благого результата не имела, ты не сумел «услышать» крик раненых душ и только вынес вражду против тех, кто с искренностью и правдивостью говорил тебе правду. То же самое случилось и тогда, когда другая группа духовенства (владыка Анатолий, опытный и правдивый архиепископ, протоиереи Сергий Гаккель и Михаил Фортунатто) встретилась с тобой и высказала свои недоумения, к которым я прибавил и свои критические замечания. Ответить нам ты отказался. Смущение, связанное с тобой, стало шириться и «темнеть». Ты начал, пользуясь всеми встречами с прихожанами, собирать вокруг себя почитателей и сторонников, все больше разделяя приход на «своих» и «иных». Я попросил тебя посещать провинциальные приходы, что ты и сделал очень успешно, однако и в них после твоих посещений началось разделение на «своих» и «чужих» не только среди мирян, но и среди духовенства.

Впервые после пятидесяти трех лет моего служения в Великобритании и Ирландии начало рождаться взаимное отчуждение. Ты начал ставить священникам на вид, что даже после многих лет служения они не удостоились церковных наград. (Я на самом деле в награды не верю, считая, что служить Богу и людям – самая большая честь, которая может выпасть на долю человека, и отмечал крестом лишь многолетнее служение и саном протоиерея многолетние труды.) Также ты обращал внимание священников на незначительность их «зарплаты» и на то, что некоторые из них совмещают служение Богу и людям с мирской работой, ввиду того, что приходы в провинции немногочисленны и пастырское окормление верующих не может заполнить «рабочий день». Я сам несколько лет совмещал пастырское служение с работой врача в Париже. Денежная тема, как и тема о награждениях, стала играть роль, которую она раньше не играла. (Сам ты потребовал 40 тыс. фунтов.)

А теперь я хочу перейти на основную тему и сказать несколько слов о самой Сурожской епархии, являющейся «наследницей различных течений в истории современной Русской Церкви». До революции во всех столицах были посольские храмы, после революции их не стало, но зародились молитвенные центры либо в оставшихся часовнях и храмах (как в Париже), либо в домовых церквах. Они обслуживались духовенством, которое уже жило за границей, либо новоприбывшими изгнанниками. Их отличала крайняя беднота и пламенная русская православная вера в Бога и Родину. Поколение моих родителей и мое поколение познали Бога «по-новому»: до революции Бог пребывал «во славе» в церквах и соборах, здесь же Бог открылся нам как Изгнанник, преследуемый на нашей Родине и «не имущий, где главу преклонити». В Нем мы с изумлением познали Бога-Изгнанника, Который все понимает, «ниже Которого никто не может быть унижен». В предельной бедноте домов и храмов Он жил среди нас, Он был нашей надеждой и силой, утешением и вдохновением. И из этих глубин прозвучал голос Бердяева, говорящий нам, что мы не побежденное стадо, но что Бог нас избрал, чтобы мы в немощи нашей принесли православие всему миру. И мы по-новому увидели и себя, и земли нашего изгнания. Мы нашли призвание в том, в чем раньше было неизбывное горе. И мы стали свидетелями православия и возлюбили нашу бедноту, которая открывала нам доступ к самым обездоленным.

Много лет спустя я встретил Патриарха Алексия I, будучи только что рукоположенным во епископы, он мне дал поручение: строить Церковь, которая была бы православной до самых своих глубин, чисто русской духовной и богословской традиции и была бы открыта всем, кто ищет Бога или Его еще не ищет, какова бы ни была их национальность и язык. В то же время и лондонский приход созрел для осуществления этого призвания. Умножились смешанные браки, дети стали менее свободно говорить по-русски. Мы тогда открыли школу, где преподавался русский язык и все предметы, которые связаны с русской культурой и православием. Мы обнаружили, что русская стихия дремлет даже в душах детей, для которых русский язык уже не был языком их мысли и речи. Когда мы стали учить детей русским песням, одна девочка подошла ко мне и сказала: «У меня всегда было чувство, что что-то в моей душе спит, с тех пор как мы начали петь песни на русские мотивы, случилось, будто чья-то рука коснулась дремлющих струн моего сердца, и оно все запело». Но смешанные браки числом увеличились, все больше мужей и жен уже не были русскими по происхождению (за все годы мы совершали браки на восьми языках). Тогда русскоговорящие члены прихода решили вводить в богослужения английский язык (до этого я в частном порядке для небольших групп детей и молодежи периодически служил по-немецки, по-французски и по-английски). Так вырос многоязычный, многонациональный приход чисто русской традиции. И когда мне митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) предложил перейти на служение в Америку, я ответил, что для твердого установления многоязычного многонационального русского православия в Англии мне нужно еще тридцать лет.

Эти годы прошли, и ты, владыка, мог бы полностью включиться в работу, охватив и огромный наплыв новых русских эмигрантов. Но ты стал разделять одних от других, тогда как при прекрасном знании языков ты мог бы стать “всем для всех”. Я тебя просил не вносить ничего нового в епархию, пока ты не впитаешь ту жизнь, которой она жива, но ты решил вести «свою» работу по-своему. На замечание одного священника о том, что ты меняешь нашу практику, ты ответил: «Он поступает по-своему, я – по-своему».

Такое строительство было возможно лишь при ПОЛНОЙ ВЗАИМНОЙ ОТКРЫТОСТИ всех членов прихода и епархии. Эта открытость требовала с самого начала готовность прислушиваться друг ко другу независимо от иерархического положения, ибо воля и истина могут открыться только через готовность слушать и слышать другого, кто бы он ни был. Этого ты не сумел принять. На критику ты отозвался негодованием, чувством унижения и обиды и отреагировал враждебным отношением к тем, кто не только имел право говорить с тобой без обиняков, но считал это своим долгом перед тобой и перед общиной, Церковью все высказывать без прикрас. Только на началах такой открытости надеялся я построить общину, состоящую из ответственных людей, не боящихся высказываться на все темы жизни. На этих началах мы строили приходские советы, приходские собрания, собрания священников, съезды епархии, архиерейские совещания, одним словом, все встречи, на которых каждый мог бы все сказать, что он думает, в уверенности, что будет услышан. Такой подход исключает всякую авторитарность («с епископом не спорят»). Такой подход требует глубокого принятия другого не как иного, а как друга, как частицу Тела Христова.

После короткого времени твоего пребывания в нашей среде, когда взаимные отношения стали слишком натянуты, я решил созвать все духовенство на встречу, на которой каждый смог бы все высказать и на которой я сам вдумчивым обсуждением проблем смог бы водворить мир и открыть путь к открытости и крестному принятию друг друга. Я сознательно тебя на эту встречу не пригласил, чтобы все могло быть высказано и объяснено, чтобы открылся путь, быть может тернистый, но такой путь, по которому мы пошли бы, «взяв крест» и с готовностью собой пожертвовать ради тебя и друг друга. Увы! Кто-то дал тебе знать об этом собрании. Ты на него прибыл, разразился часовым докладом и погубил возможное единство. И сделал ты это, даже не снесясь со мной. Собрание стало стычкой, еще резче отделившим тебя и «твоих» от «других» и перепутавшим все в сознании многих, так как мирное обсуждение твоего положения и той бури, которая грянула в связи с твоим приездом, стало невозможным. До этого еще твои сторонники начали «наводнять епархию полемической литературой, вербуя и священников и мирян в твой лагерь», при активном и вредном участии твоей матери (которая за все месяцы пребывания в Лондоне ни разу не подошла ко мне даже поздороваться). Весь упор такого собрания в том, чтобы верующие – ответственные православные – воссоздали то единомыслие и единодушие, которое было пошатнулось. Этому ты не дал сбыться, а только углубил разделение, радуясь, что «многие» стали на твою сторону, не понимая, что речь шла не о победе одних над другими, а о воссоздании того единства, которое существовало в течение 33 лет до твоего приезда. Мы создавали с трудом и верой ответственную, зрелую общину. За этот труд мы должны взяться заново. Ты оказался причиной (не только поводом) к разрыву. Мне пришлось после нашего разговора втроем (с тобой, владыкой Василием и мной) попросить тебя подать Святейшему прошение о переводе тебя на другую кафедру или должность. (Письмо, посланное тобой Патриарху, ты не счел нужным мне показать, я об этом и не просил, доверяя тебе.)

А теперь, не довольствуясь той смутой, которую ты произвел в сложной, но единой созревающей епархии, ты и твои сторонники решили вынести всю эту тьму в среду иноязычных недоброжелателей, только ожидающих повода затопить грязью нашу многострадальную Русскую Церковь. Епархия «в становлении» (в ней собрались различные национальности Христа ради, как в древней Церкви, кладущей начало будущей Православной Церкви Западной Европы, живущей верой и кровью мучеников Церкви Русской) будет воспринята как распадающаяся община, которая не устояла и забыла свое призвание.

В твоих публичных выступлениях меня прежде всего поразило непонимание встревоженности ответственных деятелей епархии. Владыка Василий, например, ждал твоего приезда, как и все мы, с открытым сердцем, надеждой на сотрудничество и с надеждой на будущее. Ты напрасно усмотрел у него недоброжелательность. Однако он вернулся из России после участия в твоей хиротонии в смущении. Ходили слухи о том, что, как только я уйду на покой, именно ты будешь назначен митрополитом Сурожским без году неделю после того, как стал епископом, самым младшим архиереем Русской Церкви. Это шло против всех наших ожиданий и было несовместимо с правилом об избрании архиерея епархией и принятием его Патриархией. Мы все ожидали, что на мое место вступит владыка Василий, и были удивлены тем, что такое решение принято Москвой без единого слова, обращенного к нам. Ты сам по приезде сообщил мне ту же новость якобы со слов митрополита Кирилла, взявшего с тебя слово, что ты мне об этом ничего не расскажешь. Ты не счел возможным этого скрыть от меня как от своего духовника. Но когда в силу распространившихся слухов я поставил напрямик вопрос владыке Кириллу, то он мне ответил, что это ложь, что ничего подобного он тебе не говорил. Как избежать смущения?

Известие это, конечно, потрясло многих, усмотревших в нем то, что ты называешь «вмешательством Москвы». Причем не Патриарха, а именно ОВЦС, являющимся всего лишь административной инстанцией, а не иерархическим началом, которым может быть только Патриарх.

В действиях владыки Василия ты усмотрел вражду по отношению к себе, тогда как на самом деле его реакция соответствует нашим чувствам на подобное самоуправство.

Так же как владыка Василий и я, отреагировали и выборные члены епархиального и епископского советов, но без той личной злобы, которую ты усматриваешь во всяком проявлении неодобрения. Для тебя они стали врагами, тогда как на самом деле они являются хранителями строя епархии, защищающими нас от управления ОВЦС, которому многие русские не доверяют из-за сложных отношений, существовавших и, быть может, до сих пор еще существующих между Церковью и государством.

Мы в свое время предоставили Патриарху набросок возможного Устава, соответствующего и Вселенским канонам, и Постановлениям Собора 1917–1918 гг., и, что немаловажно, законам Великобритании. Патриархия на нашу повторную просьбу рассмотреть и принять этот Устав (если нужно с небольшими поправками) ни словом не отозвалась. Мы предполагали безмолвное согласие, имея в виду слова, сказанные мне покойным Патриархом Алексием I: «Мы этот Устав в данное время принять не можем, но живите по нему». Согласие, а не холодное отвержение без обсуждения. Но мы горько ошиблись: видимо, в твоем лице ОВЦС хочет безраздельно управлять всей русской диаспорой.

В течение десятилетий было невозможно пригласить кого-либо из России в нашу епархию из-за недоверия, которое внушали нам некоторые деятели, посещавшие нас из далекой, любимой, но все еще несвободной Родины. Этим объясняется то, что у нас нет достаточного числа русских молодых священников. В этом также играют роль и стесненные денежные обстоятельства (много лет мы не хотели получать какую бы то ни было помощь из России, чтобы деньги не стали кандалами на наших руках и ногах, а главное, на нашей совести и свободе).

Все сейчас меняется, и кое-что можно было бы и пересмотреть. Но, во всяком случае, выбор священника должен быть, безусловно, за нами. Если бы ты приехал к нам священником и после нескольких лет осел бы окончательно и был бы нами принят, то не было бы теперешних проблем.

Я не стану возвращаться к вопросу о том, как архиепископ Анатолий был принужден уйти на покой для того, чтобы уступить тебе свое место. Об этом я писал отдельно.

Дорогой владыка, пожалей Русскую Церковь и вели своим сторонникам прекратить подрывную деятельность. Замолчим все, станем молить Бога о его мире и положим благое начало дальнейшему строительству Сурожской епархии и твоей новой деятельности на благо Русской Церкви вне приделов Великобритании и Ирландии. Да будет Христос посреди нас!

«Петровка, 38»

Для любого храма — великий праздник, когда его посещает архипастырь и под сводами его звучат величественные песнопения Архиерейского Богослужения.

Ожидание архиерея

Архиерейство по своей духовной сути и содержанию — совершенно другой уровень священства — преосвященство, высокопреосвященство. На каждом епископе пребывает вся полнота священнической благодати, которой наделяет его Господь наш Иисус Христос в непрерываемом уже 2000 лет Таинстве Рукоположения, и каждый епископ ведёт свою духовную родословную с апостольских времён. Тогда ближайшими Христовыми учениками были рукоположены первые архиереи первохристианской церкви. Без епископов нет литургической жизни, только они имеют право совершать все Таинства, в том числе — рукополагать на приходы священников и диаконов. Они же и несут перед Господом всю полноту ответственности за духовное состояние Церкви в целом и каждого прихода в отдельности. Существует неразрывная связь епископа и прихода, имя правящего архиерея возглашается за всяким богослужением. В православной церковной жизни даже есть традиция называть епископов Ангелами Церкви, её хранителями.

10 декабря 2013 года встречи с таким Ангелом Церкви — Высокопреосвященнейшим Владыкой Арсением, архиепископом Истринским, первым викарием Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющим Центральным и Южным викариатствами города, удостоился и наш гарнизонный храм. Заботу о встрече архиерея разделили с настоятелем и руководство ГУ МВД России по г. Москве, и рядовые сотрудники московской полиции, и благодетели из прихожан, и простые общинники. Каждый постарался внести свою лепту в это торжество!

Цветы для владыки

По молитвам Богородицы Господь устроил всё наилучшим образом. Организационная работа к празднику Знамения лежала, конечно, на плечах настоятеля, и, в первую очередь, он чувствовал ответственность за соблюдение Устава и за порядок архиерейского богослужения. Неоценимую помощь здесь оказал секретарь Святейшего Патриарха Кирилла, благочинный Центрального округа и настоятель храма Большое Вознесение у Никитских ворот протоиерей Владимир Диваков, под чьим отеческим руководством начинал своё пастырское служение отец Александр Трепыхалин. Помогли в проведении архиерейского богослужения благочинный Иверского благочиния настоятель Богоявленского храма протоиерей Геннадий Нефёдов, отцы близлежащих храмов и монастыря. Чистотой ремонтируемого помещения храма и его территории, пока больше похожей на стройплощадку, занимались служители, рабочие и прихожане под неустанным руководством и при участии старосты Виктора Адамовича Агиевича, подполковника милиции в отставке, некогда зам. начальника Хозяйственного управления главка.

Цветы для владыки

В благоукрашении цветами помогали и руководство Главного управления, и независимый профсоюз полиции, и общество «Мария» при ГУ МВД, и отдельные сотрудники. А создавали неземную красоту из цветочных композиций, букетов и венков две наши девушки — флористы Алеся и Вика. О праздничной трапезе позаботилась Алиса Ивановна Осипенко — руководитель комбината питания главка со своими сотрудниками, верное и преданное чадо настоятеля, много лет безвозмездно поддерживающая Знаменскую общину. Многие-многие люди были задействованы в праздничных мероприятиях и жили в ожидании того дня, когда архипастырь посетит «виноград сей, егоже насади десница Господня».

Наконец, к празднику Знамения Пресвятой Богородицы храм был готов к приёму долгожданного гостя — архиепископа Арсения. Накануне вечером Всенощная служба прошла в предвкушении предстоящей встречи.

Владыка Арсений

Утром, уже за несколько часов перед приездом архиерея, чувствовался праздник. Начинался он со встречи архиерея. За 10 минут священнослужители выстроились вдоль расстеленной посередине храма дорожки. Прямо на ней находился священник, который держал перед собой на специальном красивом подносе крест. Многочисленные прихожане молча стояли по сторонам (традиционно, мужчины — справа, женщины — слева). У входа в церковь владыку ждали благочинный Центрального округа отец Владимир и настоятель храма отец Александр. Притихшие дети с букетами цветов готовились к чему-то неизвестному. Все стояли в волнительном ожидании.

В назначенное время, ровно в 9.30, архиерей подъехал и вышел из машины. Поясной поклон встречающих и благословение владыки, вручение цветов и детское: «С праздником, дорогой владыка Арсений!» Архиерей улыбается, гладит ребятишек по головам, благодарит встречающих и заходит в храм. Громогласно провозглашает протодиакон Валерий, его слова подхватывает хор… Архиерейское богослужение началось.

Цветы для владыки

Служба на храмовый праздник Знамения сама по себе отличается праздничностью. А архиерейским богослужением, в сослужении пяти священников, двух дьяконов и шести иподьяконов, служба прошла с необыкновенным величием и торжеством. Мужской хор под управлением Игоря Черкашина, состоящий из певцов двух храмов — Большого Вознесения у Никитских ворот и нашего Знаменского храма, пел на особом подъёме. Храм — полон молящимися, причём большинство мужчин — в форме. Как, наверное, радовались в этот день на Небе «государевы люди» – стрельцы полковника Никифора Ивановича Колобова, воздвигнувшие этот дивный Знаменский храм!

На архиерейском богослужении присутствовали высокие гости от руководства — и.о. начальника ГУ МВД России по г. Москве, начальник полиции генерал-майор полиции Олег Анатольевич Баранов; зам. начальника ГУ МВД России по г. Москве, начальник тыла генерал-майор внутренней службы Надежда Николаевна Ромашова; зам. начальника полиции, начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве генерал-майор полиции Александр Владимирович Ильин; председатель Совета ветеранов генерал-майор внутренней службы Виктор Васильевич Антонов; генерал-майор милиции в отставке Владимир Иванович Попов; начальник Центра специального назначения ГУ МВД России по г. Москве полковник полиции Дмитрий Юрьевич Дейниченко; начальник Управления делопроизводства и режима ГУ МВД России по г. Москве полковник внутренней службы Лариса Владимировна Пантелеева; начальник Культурного центра ГУ МВД России по г. Москве полковник внутренней службы Юрий Александрович Рыбальченко; зам. начальника Центра хозяйственного и сервисного обеспечения полковник внутренней службы Сергей Витальевич Малыш; полковник милиции в отставке Анатолий Михайлович Зубарев; бойцы СОБРа и ОМОНа, сотрудники полиции и прихожане храма.

Стражи правопорядка на праздничном богослужении

Архиерейская служба — это реальное соприкосновение с Божественным бытием и вечностью. Эта служба торжественна и красива, она всегда приносит духовную радость всем, кто участвует в ней. Обладая полнотой священнических даров, архиерей может преподавать пастырское благословение не одной, а двумя руками. И когда архиерей осенял народ свечами, каждый чувствовал свою причастность к чему-то очень важному.

А во всём происходящем в храме ощущался не просто праздник, а величайшее божественное событие, в котором каждый человек принимал участие и получал божественную благодать. В архиерейское богослужение, первое после возобновления регулярных служб, владыкой были добавлены прошения о здравии действующих сотрудников полиции и об упокоении душ погибших стражей правопорядка.

Архиерейское благословение

Литургия закончилась. Служба пролетела быстро, легко и свободно, даже дети не успели устать. В знак искренней благодарности и на молитвенную память об этом дне, настоятель храма преподнёс в дар владыке Арсению икону Спасителя, написанную палехскими мастерами.

Проповедь архиепископа Арсения была недолгой, по-отечески простой и доброй. Он передал поздравление Святейшего Патриарха Кирилла, поблагодарил настоятеля, клир и прихожан за сослужение ему и поздравил всех с праздником Знамения, особо выделив в своём поздравлении сотрудников полиции. В заключение владыка пожелал скорейшего окончания реставрации Знаменского придела, чтобы ещё при жизни послужить и помолиться там всем присутствующим, и благословил всех собравшихся архиерейским благословением.

Праздник закончился праздничной трапезой в банкетном зале МОБ ГУМВД. На ней присутствовали высокие гости, священнослужители и члены общины. Настоятель храма сердечно поблагодарил владыку Арсения за оказанную честь и за снисхождение к возможным погрешностям во время службы. Слова особой признательности были высказаны в адрес отца Владимира Дивакова, благодаря которому этих погрешностей не было. Ещё отец Александр выразил огромную благодарность руководству главка в лице присутствовавших на службе и за праздничным столом сотрудников, и высказал сожаление о том, что начальник ГУ МВД России по г. Москве Анатолий Иванович Якунин находится в настоящее время в отпуске.

Отец Александр передаёт в дар икону Спасителя

Сотрудники полиции благодарили архиепископа Арсения за полученную радость от архиерейской службы, за выбор владыки настоятелем для своего гарнизонного храма отца Александра Трепыхалина, поздравляли владыку со своим храмовым праздником Знамения, радость от которого они разделили с правящим архиереем, и выражали надежду на новые встречи с ним. От общины выступил первый староста Знаменского храма, председатель Союза краеведов России, профессор РГГУ и председатель Ревизионной комиссии храма Владимир Фотиевич Козлов. Он более 20-ти лет знаком с владыкой и в его поздравлении было много интересных воспоминаний и благодарений в адрес владыки Арсения. Благотворитель храма Дмитрий Дмитриевич Найдёнов поблагодарил Бога за то, что находится в общине Знаменского храма, участвует в этом торжестве и выразил искреннюю благодарность владыке Арсению, отцуАлександру и всем присутствующим священнослужителям за праздничную службу.

Владыка Арсений, в свою очередь, сказал тёплые слова в адрес отца Александра с матушкой и порадовался за видимое в этот день в храме единство воинства и Церкви, которое удалось достичь их стараниями. Владыка поблагодарил Алису Ивановну с помощниками за праздничную трапезу и вкусные угощения, а всех присутствующих — за понесённые труды. Владыка пожелал, чтобы общими усилиями храм Знамения Пресвятой Богородицы поскорее возродился, а сотрудничество московской полиции и прихода храма крепло.

Знаменская икона, украшенная к празднику

В заключение трапезы, после многократно пропетого «Многая лета!», стражи правопорядка напоследок традиционно грянули: «Гип-гип! Ура, ура, ура-а-а!», чем очень порадовали владыку Арсения.

Так прошёл праздник Знамения Пресвятой Богородицы в храме Знамения за Петровскими воротами при ГУ МВД России по г. Москве в этом году.

Г. ТРЕПЫХАЛИНА, О. ФАСТИЙ, фото Максима ОКТЯБРЬСКОГО и Алексея КОСТЫЛЁВА

Официальный сайт Югорской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

  • Служения Архипастыря
  • Новости приходов
  • Православные гимназии
  • Воскресные школы
  • Курсы
  • Конкурсы
  • Методические материалы
Визит епископа Фотия в гп. Талинка

24 января 2021 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, епископ Югорский и Няганский Фотий возглавил Божественную литургию в храме городского поселения Талинка.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Няганского благочиния иерей Еварест Нигамедьянов, настоятель храма в честь преподобного Серафима Саровского гп. Талинка иерей Максим Фирсов и штатный клирик кафедрального собора святителя Алексия митрополита Московского г. Нягани диакон Алексий Голодников.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Няганского благочиния под управлением Алёны Исламовой.

За литургией сугубо молились о строительстве в Югорске кафедрального собора Богоявления Господня, о даровании мира и правоверия Православной Церкви, об избавлении от пагубного поветрия коронавирусной инфекции.

Проповедь перед причастием произнёс иерей Максим Фирсов.

По завершении литургии было совершено славление празднику Богоявления. После чего правящий архиерей обратился к прихожанам с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Возлюбленные отцы, братья и сёстры, досточтимый настоятель сего храма отец Максим, благочинный отец Еварест, сегодня воскресный день и идёт попразднство Богоявления Господня. Пользуясь случаем, поздравляю вас с прошедшими праздниками. Это замечательные праздники, которые даже взрослых возвращают в детство, потому что мы всегда ждём Новый год и Рождество Христово, с восхищением смотрим на нарядную ёлку и с духовным воодушевлением молимся за ночной Божественной литургией в праздник Рождества Христова. После чего проходят святки, когда мы друг друга поздравляем, поём рождественские песнопения, разделяя ту духовную радость, которая свершилась через пришествие в мир Спасителя. Не случайно в эти дни духовенство в храме совершает богослужение в светлых одеждах. Всё это вдохновляет и укрепляет нас.

Человек, который обрёл дорогу в храм – счастливый человек. Именно в храме человек через духовный труд, молитву, которая очень необходима каждому, через участие в церковных таинствах укрепляет свои духовные и телесные силы. Мир настолько разнообразен и порой лукаво преподносит немало испытаний и искушений, в которых человек может теряться. Но благодаря тому духовному стержню, которому человек приобретает в храме, он может в любой ситуации обрести выход и понять что нужно делать, чтобы сохранить себя, своё физическое и духовное здоровье, своих близких.

Сейчас мы переживаем непростые времена, которые даже способствуют отдалению друг от друга, ведь мы опасаемся той болезни, с которой столкнулся наш мир. Но Бог никогда не оставляет человека одного и не даёт испытаний сверх сил. Это мировое испытание тоже попущено Господом Богом. Но, несмотря на определённое разделение, это время очень многих сблизило и дало ощутить ценность человеческой жизни. Ведь именно в таких условиях человек начинает более остро ощущать то, что для него дорого: жизнь, близкие родственники, сотрудники, жильцы по дому.

Сегодня в Евангелии мы слышали, что когда Господь вышел на общественное служение, то первое, что он сказал людям: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (Мф. 4:17). А что такое покаяние? Это переоценка нашей жизни. И именно эти испытания дают человеку возможность глубже оценить происходящее и проанализировать правильность своих действий и отношения к ближним. Ценность православного храма именно в том и состоит, что Господь Бог оставил нам такое церковное таинство анализа своей жизни. Ведь каждая исповедь – это мужественный поступок, дающий человеку духовный, интеллектуальный и творческий рост, вдохновляющий на большее нежели мы могли бы сделать без помощи Божией.

Будем об этом помнить, дорогие братья и сёстры, и вдохновляться этой милостью Божией, которую мы имеем в православном храме. И будем прибегать к молитве и церковным таинствам, возрастая в Духе Святом. Аминь».

Владыка Фотий тепло поприветствовал главу поселения Ирину Криворученко, поздравил с праздниками и вручил небольшой подарок. В свою очередь Ирина Кронидовна выразила благодарность епископу Фотию за посещение городского поселения и пожелала всех благ.

Также правящий архиерей поздравил участников епархиальных фестивалей «Югорская звонница» и «Красота Божиего мира» из Талинки. Владыка вручил грамоты и памятные подарки почётному прихожанину храма – Виктору Пономареву и Софье Ефимкиной – воспитаннице воскресной школы.

Facebook

Разнеслась по селу весть, что приезжает епископ. Его решили встретить с почестями. Настал долгожданный день. Дьякон отправился на станцию. Сошедших с поезда пассажиров оказалось мало. Из первого вагона вышел старичок в простой одежке. Подождал он на перроне, никто и не подошел к нему, расспросил он у прохожих, как добраться до села, и пошел, куда сказали.

В пути старичок был уже с полчаса, вдруг слышит конский топот сзади. Видит – несутся лошади, запряженные в красивый тарантас, управляет ими молодой человек.

– Вот и помощь, – подумал старичок и поднял руку, чтоб его подвезли.
– Что ты хочешь, старик?
– Подвезете меня до села? – спросил странник.
– Идти не далеко, сам доберешься.
– Спасибо – кротко ответил старичок.

Понеслись лошади дальше. Вернувшись в церковь, дьякон сказал настоятелю:

– Не приехал епископ.
– Что-то, видно, случилось, раз не смог приехать.

Вечером старичок добрался до села. Видит колодец с журавлем. Он заночевал у него. Разбудили его утром женщины, что пришли за водой. Спросил странник, где живут христиане.
– Тут все христиане, – был ответ.

И пошел старик по селу просить милостыню. Кто картошечку даст, кто сухую корку хлеба. Старичок складывал милостыню и подписывал на ней имя давшего. Вечер нищий провел в уголке храма. Закончилась служба. Священник возблагодарил Господа за благодеяния. Возблагодарил Господа и нищий. Растроганными прихожане покидали службу. Проходя мимо старичка-нищего , говорили:
– Оставайся с Господом.

Храм закрыли на ночь. Пошел старичок ночевать к колодцу-журавлю .
Так продолжалось два дня. На третий день, когда собрались все христиане в храме, перед началом службы старичок-нищий вышел из угла и, пройдя к престолу, раскрыл котомку, и начал выкладывать заплесневелые корки хлеба, кусочки картошки и прочую не слишком привлекательную еду. Дьякон, тот самый, что ездил на вокзал, увидел это, двинулся к старичку, чтобы навести порядок.

Нищий твердым властным голосом сказал:
– Сегодня я буду вести службу. Я епископ, которого вы ждали.

В храме сделалась жуткая тишина. А епископ продолжал:
– Сейчас я буду вести проповедь на тему “Раздели хлеб твой с голодным”

Он поднял сухой заплесневелый кусочек хлеба и, назвав имя подателя, человека зажиточного, и обратился к нему с вопросом:
– Может человек прожить твоим подаянием? Посмотрите, братья и сестры.

Краска стыда залила лицо вопрошаемого. Ему вспомнились слова Христа: “Что ты сделал ближнему, то сделал Мне. ” И: “Отойдите. Отойдите. От Меня. ..”

Епископ уже держал в руке кусочек картошки. Обличение звучало для другого человека. Вынимая из сумки все новые огрызки, епископ называл имена.

Под конец он вынул два увесистых свертка с хорошей едой. Их пожертвовали две многодетные семьи. Впервые в жизни богачам хотелось оказаться на месте этих бедняков. Некоторые начали искать оправдания, типа такова человеческая природа. Но два последних свертка заставили всех содрогнуться. Мало кто сумел удержать слезы от горечи и стыда.
– Ничего, – стал их утешать растроганный, забывший все недоброе, епископ, – я очень рад, что Господь пробудил вас.

Настоятель обратился к гостю с вопросом:
– Где же вы ночевали?
– У брата Журавля, – был ответ.
– Кто это?
– Колодец-журавль стал моим братом, приютил меня на ночь.

Воспоминания о приезде епископа остались в памяти надолго. Такое разве забудешь?

Ссылка на основную публикацию