Вонифатий Римский

Святой мученик Вонифатий

В первый день нового года по церковному календарю отмечается день памяти святого мученика Вонифатия. Так вышло, не без Промысла Божия конечно, что в новогодний праздник, когда бывает наибольшее количество случаев алкогольного опьянения, вспоминается святой, который помогает от страсти винопития. Он сам страдал этим недугом, поэтому благословлен помогать таким же несчастным.

  1. Жизнь святого
  2. Путешествие за мощами
  3. Мучения Вонифатия
  4. Прибытие домой
  5. Дальнейшая жизнь Аглаиды
  6. Мощи
  7. О чем молятся святому Вонифатию
  8. День памяти

Жизнь святого

Святой Вонифатий родился в третьем веке нашей эры во время царствования императора Диоклетиана, который был ярым гонителем христиан. В то время христианское учение только набирало силу. Многие уверовали во Христа благодаря проповедям апостолов. Все больше людей бесстрашно называли себя христианами и посылались на мучения от властей, принимая мученическую кончину.

Однако, развратная жизнь знати еще имела место. Прежние обычаи римских богачей еще присутствовали в те времена. Пьянство, праздность и блуд были довольно распространены среди знатных людей Рима.

У такой богатой римлянки был раб по имени Вонифатий. Ее звали Аглаида, она была дочерью проконсула. Вонифатий имел пристрастие к спиртному, беззаботно предавался пьянству и разврату, как было принято в те времена. Со своей госпожой он тоже вступал в блудную связь, как и со многими другими женщинами.

Но он имел доброе сердце, принимал странствующих, кормил голодных, был неравнодушен к чужой беде. За это Господь призрел на него.

Путешествие за мощами

Однажды Аглаида услышала о христианском учении, сердце ее размягчилось. Она была готова стать христианкой. Но богатая женщина, всю жизнь проведшая в грехе, убоялась наказания за свою развратную жизнь. Она услышала от христиан, что тем людям, которые имеют в своем доме мощи святых, Господь прощает множество грехов.

Тогда она приняла решение добыть хотя бы часть святых мощей. Аглаида позвала к себе раба Вонифатия и приказала ему отправиться в дорогу с этой целью. Но он вдруг ответил ей: «А что, если тебе привезут мои мощи?!» На это Аглаида лишь рассмеялась. «Сейчас не время для шуток!» — ответила она.

Но как выяснилось позже, он не шутил. Вонифатий отправился в Малую Азию, где в то время было наибольшее количество мучеников. Он приехал в Киликийский город Тарс. При нем находилось много сопровождающих с золотом и необходимыми для бальзамирования тел предметами. Он пришел в амфитеатр, где как раз в это время происходило истязание христиан.

Одного из них яростно бичевали, другого подвесили вниз головой и били, третьего строгали железными крючьями. Но, несмотря на все это, мученики были тверды в своей вере. Вонифатий вдруг растрогался, стал каяться в своей многогрешной жизни, просить прощения у Бога, со слезами целовать останки тел святых, а затем громко при всем народе объявил себя христианином. Такая сила покаяния была ему явлена от Бога. Он совсем забыл про страх смерти, ведь он знал, что его ждет после такого всенародного признания.

Мучения Вонифатия

Его тут же схватили стражники. Прося молитв у находившихся тут святых, Вонифатий смело отправился на суд к правителю области. Он отказался поклониться идолам, и его стали мучить.

Ему втыкали в ноги острые тростники, лили в рот раскаленный свинец, бросали в кипящую смолу. Но все мучения Вонифатий претерпел мужественно и стойко. Когда его бросили в котел с кипящей смолой, Ангел охладил огонь, поэтому святой не пострадал совсем. А пламя вырвалось и опалило многих язычников, стоявших рядом. После всех мучений его приговорили к отсечению головы мечом. Перед смертью мученик горячо помолился об оставлении своих грехов.

Тем временем его спутники, потеряв Вонифатия, подумали, что он пошел в трактир и напился, как обычно. Но когда прошло много времени, они начали беспокоиться и искать его везде, спрашивать у прохожих.

Один из них, родственник палача, рассказал им, что похожий на их приятеля, был казнен недавно. Тогда они поспешили в амфитеатр и нашли там тело Вонифатия. Выкупив его за большие деньги, они повезли его домой.

Прибытие домой

Тем временем Аглаида уже начала беспокоиться, поскольку слишком долго не возвращался ее слуга с мощами. Она ходила на дорогу несколько раз – встречать их, но никого не было. Тогда она начала усердно молиться.

Тогда ей явился Ангел Господень и объявил, что мощи уже близко. Он велел ей идти встречать того, кто раньше был грешником, а теперь раскаялся и кровью своей искупил свои грехи. Теперь ради его мучений простятся и ей грехи ее. Ангел велел богатой госпоже принять мощи Вонифатия как господина своего, а не как раба.

Аглаида встала и поспешила навстречу шествию. Она слезами облила гроб Вонифатия. На этом месте госпожа велела построить церковь и поместить там мощи мученика. Так сбылось пророчество Вонифатия, сказанное им при жизни, которому тогда не поверила госпожа.

Дальнейшая жизнь Аглаиды

После этого события жизнь богатой и порочной женщины полностью изменилась. Она полностью раскаялась в своих прежних грехах и никогда уже не возвращалась к ним. Остаток жизни своей Аглаида провела в глубоком покаянии и слезах раскаяния.

Когда она преставилась, тело ее по завещанию положили рядом с мощами Вонифатия в церкви, которую она велела выстроить на месте встречи мощей.

В седьмом веке в Риме на Авентинском холме был построен храм в честь святого Вонифатия и Алексея Божьего человека. Туда было решено перенести мощи святого. Там они находятся и до сих пор.

О чем молятся святому Вонифатию

Святой Вонифатий чествуется не только в православной церкви, но и в католической, и в Армянской. Его день отмечается православными первого января по новому стилю. Этому святому молятся об избавлении от пьянства, блудной страсти, распутной жизни. Ему читают акафист и молитвы, если имеется родственник, страдающий от страсти винопития (если он сам не может и не хочет молиться и не имеет расположения избавиться от пьянства). Многие жены, у которых мужья-алкоголики обращаются к святому Вонифатию с горячей молитвой.

День памяти

День памяти святого мученика Вонифатия:

Проповедь прот. Игоря Коростелева о святом Вонифатии

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Воскресенский собор в Омске

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Воскресенский военный собор в Омске — новое возведенное здание в 2016 году на месте первого городского строения из камня, сооруженного по западноевропейскому стилю в восемнадцатом веке. Новая церковь была построена к юбилейной дате трехсотлетию города.

История Воскресенского собора в Омске

Омская церковь вошла в историю благодаря русскому писателю Достоевскому. В ней крестился художник Врубель, а поэт Дуров молился. Возведен был храм русскими умельцами братьями Козьмой и Иваном Черепановыми.

Строение на правом берегу реки Обь стало свидетельством русской обороноспособности перед набегами кочевников в середине восемнадцатого столетия. Монументальное сооружение обозначало освоение Сибири и степей Азии. Здания было оборонительного назначения с толстыми полутора метровыми стенами. Колокольню можно было использовать как вышку.

Церковь славилась уникальным иконостасом, подаренным Екатериной второй и была известна как культурный и просветительный центр города. Она имела большую церковную библиотеку и книжное хранилище для распространения книг по селам и деревням.

Здание неоднократно меняло свою принадлежность. В тридцатые годы девятнадцатого столетия его передали в полное владение Военно-инженерного департамента, а вначале прошлого века оно подчинялось Протопресвитеру военно-морского духовенства. После революционных событий семнадцатого года и гражданской войны церковь стала приходской, было отдана обновленцам. Затем ее внесли в перечень охраняемых памятников.

Перед Великой Отечественной войной строение было занято военным департаментом, колокольня разрушена, иконостас поломан, разобраны ограждения из чугунных решеток. Из библиотеки, которая состояла из более двух тысяч книг, сохранились только несколько экземпляров. Последние время исторический памятник использовали под склад фабрики. Судьба собора трагичная его снесли в период постройки дома по ул. Спартаковской в середине прошлого века.

Возрождение памятника истории состоялось в 2016 году. На основании программы «Культура России» осуществлено строительство Воскресенской церкви и всего за несколько месяцев было возведено новое строение. В строительство были вложены федеральные средства, которые выделялись под гарантию, что здание не будет передано церкви.

Архитектура

Архитектура полностью воспроизводит вид первоначального здания в стиле сибирского барокко с переходом к классицизму и элементами допетровского периода. Это восстановленный памятник архитектуры. Для него потребовались непростые арочные окна и двери. При этом они изготавливались из массивного дуба со сложной конфигураций и резьбой.

Стены покрашены чисто белым цветом, во внутреннем помещении иконы и большие люстры. Кроме того в строении будет располагаться музей и выставочная экспозиция предметов: Евангелие, презентованное Екатериной второй, офицерская шпага, гладкоствольный пистолет, эполет начала девятнадцатого столетия. Экспонаты музея будут обновляться.

Адрес и расписание

Адрес Воскресенского храма: г. Омск ул. Партизанская.

Добраться можно на автобусе и троллейбусе, остановка пр. Любинский, затем приблизительно шестьсот метров пешим ходом по улице Карла Либкнехта, затем повернуть направо на Партизанскую.

Расписание Воскресенского собора следующее.

Понедельник, вторник, среда, воскресенье:

  • 10:30 крещение;
  • 16:00 богослужение;
  • 10:30 крещение;
  • 11:00 соборование;
  • 16:00 вечернее богослужение;

Пятница и суббота:

  • 10:30 крещение;
  • 16:00 всенощное бдение.

Ежедневно в 08:00 песнопение, молебен, панихида.

Воскресенский собор в Омске

Современное здание Воскресенской военной церкви в Омске возведено в 2016 году, на месте каменного храма XVIII века, полностью уничтоженного в XX столетии.

Храм посещали многие известные культурные просветители, ученые, писатели и военные деятели своего времени. Здесь был крещен художник М. А. Врубель, бывал ссыльный Ф. М. Достоевский и поэт Д. С. Дуров. При храме функционировала церковная библиотека, школа, приют для сирот. В настоящее время в здании также действует небольшой музей и выставка старинного оружия.

Расписание богослужений Воскресенского военного собора в Омске

Посетить Собор Воскресения Христова можно ежедневно с 08:00 до 19:00.

Служба начинается в 16:00, обряд крещения в 10:30. В четверг в 11:00 соборование. Песнопения, молебны, панихиды проводятся ежедневно в 08:00.

Архитектура и убранство

Облик храма претерпел существенные изменения с момента постройки в 1769–1773 годах. Об этом свидетельствуют уцелевшие чертежи. Изначально церковь украшала башня с куполом и шатровой колокольней — популярный элемент зодчества сибирских мастеров конца ХVIII века, а вокруг здания храма была металлическая решетка на кирпичных основаниях. Внутренняя поверхность стен храма была расписана масляными красками.

В стенах собора хранились казачьи знамена XVIII века, Евангелие, богослужебная атрибутика, рукописи, книги. Значительная часть артефактов, увы, потеряна навсегда. Среди прочего, в храме находился старейший в Омске резной иконостас с элементами барокко, подаренный Екатериной II и оформленный Федором Черепановом. На нем были изображены архангелы с шашками в руках, что несло в себе метафорический смысл: своего рода благословение казачьих и регулярных войск Сибири. На нескольких иконах изображались воины, в том числе Георгий Победоносец.

Сегодня здание собора Воскресения Христова в Омске полностью восстановлено и почти в точности повторяет оригинал. Современный архитектурный облик храма сочетает в себе элементы классицизма и барокко, отдаленно напоминая Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. Гладкие с пилястрами стены выкрашены в белый цвет и украшены декоративными элементами различных стилей — отголосок влияния эклектики. Полукруглые окна оформлены наличниками. Скромное внутреннее убранство отличают белоснежные стены, позолоченные люстры и иконостас.

История

История Воскресенского военного собора в Омске, первого каменного здания в городе, началась в 1769 году. Собор строился по типу зальных западноевропейских храмов, венчался башенкой с куполом и дополнялся высокой колокольней. Возведением занимались выдающиеся русские мастера — братья Козьма и Иван Черепановы. Финансировали строительные работы собора военные.

Воскресенский придел храма освятили в 1773 году, вскоре после него — приделы Сергия Радонежского и великомученицы Екатерины.

Долгое время собор был символом культурной жизни города. Здесь располагалось одна из крупнейших в Сибири книгохранилищ (1875 томов). Отсюда литературу распространяли по деревням и поселкам для просвещения народа. Помимо своего прямого назначения, храм использовался как оборонительное сооружение: стены в полтора метра толщиной уберегали от набегов кочевых народов, а колокольня использовалась в качестве вышки для осмотра территории.

Военным Воскресенский храм стал в 1832 году, когда перешел к Военно-инженерному ведомству. Позднее, 16 января 1895 года, Воскресенская церковь переименовали в Омский кафедральный собор.

В начале XX столетия здание перешло во владение Протопресвитера военно-морского духовенства. После гражданской войны и революции церковь получила статус приходской. Ею занимались обновленцы. Спустя некоторое время здание попало в списки охраняемых памятников архитектуры.

Находясь во владении военного департамента, Воскресенский собор был сильно поврежден. В предвоенные годы колокольню разрушили, поломали иконостас, разобрали металлические ограждения. Книжное хранилище было уничтожено. Из двух тысяч экземпляров уцелели несколько изданий. Помещение собора эксплуатировалось под фабричный склад.

В 1950 годы храм было решено снести в угоду строительства нового дома по улице Спартаковской. Последние годы перед сносом его использовали как склад картографической фабрики. Церковь с почти двухсотлетней историей полностью разобрали в 1958 году. К этому времени библиотека перешла во владение краевого музея. Очень много икон было разломано в процессе переезда и «хранения» в музее. Пол был устлан картинами и ценными экспонатами. За их сохранностью никто не следил. Погибла суворовская икона и другие ценные вещи.

Возрождение исторической церкви состоялось только в 2016 году: Собор Воскресения Христова был отстроен за несколько месяцев и освящен. В основании храма находятся кирпичи 1769 года, их торжественно заложили в начале восстановительных работ. Часть помещений собора отдали под Музей военной истории Омской крепости.

Восстановленный Воскресенский собор в Омске на панорамах Google Maps

Как добраться до Воскресенского военного собора в Омске

Здание находится в 600 метрах от остановочного пункта «Любинский проспект». До него можно доехать на автобусах № 25, 28, 73, 78, 138, либо на маршрутном такси № 386. От остановки пройти по ул. К. Либкнехта, возле Финского университета повернуть направо на ул. Партизанскую.

Ближайшие остановки, от которых можно дойти пешком:

  • «КДЦ им. Маяковского»,
  • «Площадь Победы»,
  • «Драмтеатр»,
  • «Дом Туриста».

От железнодорожного вокзала ходит маршрутное такси № 307, выйти нужно на остановке « Дом туриста », которая располагается на ул. Гагарина в 950 метрах от здания. До дома туриста можно доехать также на автобусах № 24, 32, 46, 51, 69, 79, 110 или троллейбусе № 4.

От автовокзала отправляется автобус № 24 и маршрутка № 64. Ехать следует до пункта «КДЦ им. Маяковского». От речного вокзала до собора 10–15 минут ходьбы.

Заказывать такси в Омске удобно при помощи мобильных приложений Ру.Такси, Яндекс.Такси, Убер, Gett, Юнис-Лада и др.

Карта-схема движения транспорта от ж/д вокзала Омска до Воскресенского военного собора

Воскресенский Военный собор (Омск)

Содержание

  • 1 Фотогалерея
  • 2 Воскресенский собор. Историческая справка
  • 3 Воскресенский Военный Собор в советский период.
  • 4 О первом раскопе Воскресенского Собора .1999год.
  • 5 Подготовка к восстановлению Воскресенского собора. Археологические работы 2009год
  • 6 Предпосылки возведения храма
  • 7 Направление деятельности, особое служение
  • 8 Авторы-составители

Фотогалерея

Собор Воскресения Христова в Омске. Открытка конца XIX – начала XX века.

Авторы работы участвуют в раскопках на месте разрушенного храма

Выполняя это задание, мы составили летопись почти всех Омских храмов (см. Кратская справка по омским храма). Сознательно не стали «скачивать» из Интернета фотографии этих храмов, которых конечно множество, и, которые используют, вероятно, почти все. Мы разместили в этой летописи только те фотографии, которые были сделаны членами команды «Искатели». Но есть в нашем городе храм, а точнее был когда-то, говоря о котором, мы испытываем особые чувства. Это – Воскресенский собор. Ещё в 1999 году ученики нашей школы во главе с руководителем школьного краеведческого клуба «Горизонт» Э.Д. Кунеевской (она является одним из руководителей команды «Искатели») принимали участие в первых попытках раскопок на территории храма. Летом-осенью 2009 года наши одиннадцатиклассницы Проселкова Нина и Талызина Ольга, члены команды «Искатели» приняли уже более активное участие в раскопках на собора. (см. презентация с фотографиями с места раскопок).

Воскресенский собор. Историческая справка

Освоение русскими сибирских и Прииртышских территорий сопровождалось строительством крепостей и православных храмов. Русские несли на новые земли не только оружие, но и свою культуру, свою духовности, свою веру. Первая крепость, построенная у слияния Оми и Иртыша отрядом Бухгольца, и первая деревянная церковь Сергия Радонежского, не были масштабными постройками и свидетельствовали о присоединении территории к Российской империи.

Во второй половине 18 века пограничная Омская крепость была перенесена с левого берега Оми на возвышенный правый берег, построена по образцовому проекту. Обозначением завершающего этапа присоединения земель и освоения Прииртышья было сооружение на территории Новой (Второй) Омской крепости Воскресенского собора. Посетивший Омскую крепость в 1771г. (год завершения её строительства), академик Пётр Симон Паллос отметил, что «сия новая, весьма выгодное положение имеющая Омская крепость укреплена весьма прекрасным образом, по новым воинской архитектуры правилам … Строится же ещё одна прекрасная каменная церковь…» Собор строился по инициативе командира Иртышской линии пограничных укреплений генерал – поручика и кавалера Ивана Ивановича Шпрингера.

Строительство Воскресенского военного собора – одного из первых каменных сооружений крепости, подтверждало высокое геополитическое значение Омской крепости.

В 1773 году были освещены престолы во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и во имя Святой Екатерины – покровительницы царствующей императрицы. В 1778 году собор стал четырёх –престольным, под хорами был установлен престол во имя Смоленской Пресвятой Богородицы – по инициативе солдат и обер-офицеров Колыванского полка. Военное направление просматривалось и в архитектуре собора.

Собор строили народные умельцы из Тобольска – братья Иван и Козьма Черепановы, удачно сочетавшие традиции церквей заездного типа Петровской эпохи с народными традициями шатровых завершений колоколен. Колокольня военного Воскресенского собора была так высока, что могла использоваться в военных целях как наблюдательная вышка. В оформлении и убранстве собора были уникальные детали и изображения. Архангелы на иконах иконостаса были изображены с казачьими шашками, в алтаре при гробе были деревянные скульптуры ангела и трёх жён мироносиц. Большую ценность представляли Евангелие и богослужебные предметы, подаренные Екатериной II. Собор имел библиотеку из 1875 книг.

Настоятелем Воскресенского Собора с 1853 по 1868 год был отец Стефан (Стефан Яковлевич Знаменский). Его стараниями при Воскресенском Соборе была создана одна из лучших в Сибири духовных библиотек и открыта ланкастерская школа для девочек, ставшая позднее первой гимназией. Именно С.Я. Знаменский крестил в конце марта 1856г. Михаила Врубеля. Отец Стефан канонизирован Русской православной церковью как святой и праведный в 1984 году. При Соборе были школа и приют для сирот нижних воинских чинов Омского военного округа, убитых в войну с Японией.

Нам (команде «Искатели») удалось познакомиться с домовыми книгами Воскресенского Собора, почитать записи о крещении. Первая запись была сделана в январе 1773 года. Это запись о крещении «Омской Крепости уставного капрала Лариона Маинарова сын Василий восприемник ЛЕХной команды адъютант Пётр Волынин» (именно так записано в книге).

Интересны записи об известных в Омской истории личностях в домовой книге 1840 года. (см. презентация с фотографиями с места раскопок).

Воскресенский Военный Собор в советский период.

Важнейшим поворотом в судьбе Воскресенского военного собора был Декрет об отделении церкви от государства, по которому всё имущество церковных и религиозных общин объявлялось народным достоянием, а преподавание религиозных вероучений не допускалось. Собор стал приходским храмом и был передан обновленцам. Вследствие недоверия и неприятия обновленческая община собора в 1926 году распалась. Начиная с 1926 года судьба собора решается различными ведомственными комиссиями в направлении использования его под клуб, библиотеку, книгохранилище, антирелигиозного отдела музея. Заключение комиссии о высокой исторической, художественной, технической и ансамблевой ценности собора, не было принято во внимание и началось разграбление предметов убранства, книг, а так же уничтожение архитектурных деталей: иконостаса, колокольни, каменной ограды с решётками. Последние годы существования здание использовали как склад картографической фабрики. Собор снесли в конце 50-х годов. Вплотную к соборной ограде был построен жилой дом по улице Спартаковской, а на месте разрушенного собора высажены деревья, которые росли очень плохо, так как корнями упирались в фундамент храма.

О первом раскопе Воскресенского Собора .1999год.

Летом 1999года из города Владивостока по возрождающейся православной России шёл крестный ход. Каждая возрождённая епархия, каждый город, лежавший на маршруте, готовились к встрече крёстного хода. Одним из важных моментов подготовки была установка поклонного креста на месте предстоящей общей молитве.

Выбором нашего владыки, архиепископа Феодосия, была территория первого каменного собора Омска – Воскресенского. Для установки поклонного креста бригада владыки на месте старинного собора начала делать раскоп-углубление под Поклонный крест. Но буквально через несколько минут работы, лопата издала характерный звук, ударивший о металлический предмет в недрах фундамента собора. Слегка расчистив углубление, рабочие обнаружили, что это верхняя арочная часть металлической двери крипты Собора. Узнав об этом, Владыка принял решение не нарушать недра собора и установить Поклонный крест на территории Успенского собора. Работы стразу переместились на старинную Соборную Площадь, где Поклонный крест и был установлен.

Раскоп, произведённый ранее на территории Воскресенского Собора, остался выразительным углублением и привлёк внимание детей, живущих на Спартаковской улице. Они продолжили копать, раскопали дверь на одну треть высоты, сломали её и оттащили верхнюю часть во двор своего дома.

Ситуация стала опасной не только для двери, но и для жизни и здоровья детей, которые могли оказаться под обвалом при дальнейшем раскопе. Наш краеведческий клуб «Горизонт» был на месте раскопок не раз, отслеживал ситуацию, но не брал инициативу в свои руки, считая, что соответствующие организации держат всё под контролем и произведут своевременную консервацию раскопа. Теперь стало необходимым извлечение двери, что было сделано при нашем участии.

Позднее на территории Воскресенского Собора был поставлен крест, как знак о предстоящем восстановлении храма (см. фотографию членов команды «Искатели» у этого креста в Кратская справка по омским храма).

Подготовка к восстановлению Воскресенского собора. Археологические работы 2009год

Работы начались в июне 2009 года: организация раскопок, сбор документации. В августе началась разбивка раскопа на квадраты. Далее начались работы по раскопу фундамента, изучению культурного слоя, сбору артефактов, одновременно шла нивелировка поверхности раскопа.

При расчистке кирпичной кладки собора было найдено немало артефактов. Но сейчас они обрабатываются историками, и поскольку в научный оборот не включены, мы не можем их называть, соблюдая авторские права омских учёных. Наши ученицы присутствовали при обнаружении некоторых из них. Сейчас раскопки продолжаются, а мы планируем продолжить сотрудничество с омскими археологами.

Предпосылки возведения храма

Направление деятельности, особое служение

Авторы-составители

Команда «Искатели», МОУ «Гимназия № 69 им.Чередова И.М.»

Воскресенский Военный собор (Омск)

Содержание

  • 1 Фотогалерея
  • 2 Воскресенский собор. Историческая справка
  • 3 Воскресенский Военный Собор в советский период.
  • 4 О первом раскопе Воскресенского Собора .1999год.
  • 5 Подготовка к восстановлению Воскресенского собора. Археологические работы 2009год
  • 6 Предпосылки возведения храма
  • 7 Направление деятельности, особое служение
  • 8 Авторы-составители

Фотогалерея

Собор Воскресения Христова в Омске. Открытка конца XIX – начала XX века.

Авторы работы участвуют в раскопках на месте разрушенного храма

Выполняя это задание, мы составили летопись почти всех Омских храмов (см. Кратская справка по омским храма). Сознательно не стали «скачивать» из Интернета фотографии этих храмов, которых конечно множество, и, которые используют, вероятно, почти все. Мы разместили в этой летописи только те фотографии, которые были сделаны членами команды «Искатели». Но есть в нашем городе храм, а точнее был когда-то, говоря о котором, мы испытываем особые чувства. Это – Воскресенский собор. Ещё в 1999 году ученики нашей школы во главе с руководителем школьного краеведческого клуба «Горизонт» Э.Д. Кунеевской (она является одним из руководителей команды «Искатели») принимали участие в первых попытках раскопок на территории храма. Летом-осенью 2009 года наши одиннадцатиклассницы Проселкова Нина и Талызина Ольга, члены команды «Искатели» приняли уже более активное участие в раскопках на собора. (см. презентация с фотографиями с места раскопок).

Воскресенский собор. Историческая справка

Освоение русскими сибирских и Прииртышских территорий сопровождалось строительством крепостей и православных храмов. Русские несли на новые земли не только оружие, но и свою культуру, свою духовности, свою веру. Первая крепость, построенная у слияния Оми и Иртыша отрядом Бухгольца, и первая деревянная церковь Сергия Радонежского, не были масштабными постройками и свидетельствовали о присоединении территории к Российской империи.

Во второй половине 18 века пограничная Омская крепость была перенесена с левого берега Оми на возвышенный правый берег, построена по образцовому проекту. Обозначением завершающего этапа присоединения земель и освоения Прииртышья было сооружение на территории Новой (Второй) Омской крепости Воскресенского собора. Посетивший Омскую крепость в 1771г. (год завершения её строительства), академик Пётр Симон Паллос отметил, что «сия новая, весьма выгодное положение имеющая Омская крепость укреплена весьма прекрасным образом, по новым воинской архитектуры правилам … Строится же ещё одна прекрасная каменная церковь…» Собор строился по инициативе командира Иртышской линии пограничных укреплений генерал – поручика и кавалера Ивана Ивановича Шпрингера.

Строительство Воскресенского военного собора – одного из первых каменных сооружений крепости, подтверждало высокое геополитическое значение Омской крепости.

В 1773 году были освещены престолы во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и во имя Святой Екатерины – покровительницы царствующей императрицы. В 1778 году собор стал четырёх –престольным, под хорами был установлен престол во имя Смоленской Пресвятой Богородицы – по инициативе солдат и обер-офицеров Колыванского полка. Военное направление просматривалось и в архитектуре собора.

Собор строили народные умельцы из Тобольска – братья Иван и Козьма Черепановы, удачно сочетавшие традиции церквей заездного типа Петровской эпохи с народными традициями шатровых завершений колоколен. Колокольня военного Воскресенского собора была так высока, что могла использоваться в военных целях как наблюдательная вышка. В оформлении и убранстве собора были уникальные детали и изображения. Архангелы на иконах иконостаса были изображены с казачьими шашками, в алтаре при гробе были деревянные скульптуры ангела и трёх жён мироносиц. Большую ценность представляли Евангелие и богослужебные предметы, подаренные Екатериной II. Собор имел библиотеку из 1875 книг.

Настоятелем Воскресенского Собора с 1853 по 1868 год был отец Стефан (Стефан Яковлевич Знаменский). Его стараниями при Воскресенском Соборе была создана одна из лучших в Сибири духовных библиотек и открыта ланкастерская школа для девочек, ставшая позднее первой гимназией. Именно С.Я. Знаменский крестил в конце марта 1856г. Михаила Врубеля. Отец Стефан канонизирован Русской православной церковью как святой и праведный в 1984 году. При Соборе были школа и приют для сирот нижних воинских чинов Омского военного округа, убитых в войну с Японией.

Нам (команде «Искатели») удалось познакомиться с домовыми книгами Воскресенского Собора, почитать записи о крещении. Первая запись была сделана в январе 1773 года. Это запись о крещении «Омской Крепости уставного капрала Лариона Маинарова сын Василий восприемник ЛЕХной команды адъютант Пётр Волынин» (именно так записано в книге).

Интересны записи об известных в Омской истории личностях в домовой книге 1840 года. (см. презентация с фотографиями с места раскопок).

Воскресенский Военный Собор в советский период.

Важнейшим поворотом в судьбе Воскресенского военного собора был Декрет об отделении церкви от государства, по которому всё имущество церковных и религиозных общин объявлялось народным достоянием, а преподавание религиозных вероучений не допускалось. Собор стал приходским храмом и был передан обновленцам. Вследствие недоверия и неприятия обновленческая община собора в 1926 году распалась. Начиная с 1926 года судьба собора решается различными ведомственными комиссиями в направлении использования его под клуб, библиотеку, книгохранилище, антирелигиозного отдела музея. Заключение комиссии о высокой исторической, художественной, технической и ансамблевой ценности собора, не было принято во внимание и началось разграбление предметов убранства, книг, а так же уничтожение архитектурных деталей: иконостаса, колокольни, каменной ограды с решётками. Последние годы существования здание использовали как склад картографической фабрики. Собор снесли в конце 50-х годов. Вплотную к соборной ограде был построен жилой дом по улице Спартаковской, а на месте разрушенного собора высажены деревья, которые росли очень плохо, так как корнями упирались в фундамент храма.

О первом раскопе Воскресенского Собора .1999год.

Летом 1999года из города Владивостока по возрождающейся православной России шёл крестный ход. Каждая возрождённая епархия, каждый город, лежавший на маршруте, готовились к встрече крёстного хода. Одним из важных моментов подготовки была установка поклонного креста на месте предстоящей общей молитве.

Выбором нашего владыки, архиепископа Феодосия, была территория первого каменного собора Омска – Воскресенского. Для установки поклонного креста бригада владыки на месте старинного собора начала делать раскоп-углубление под Поклонный крест. Но буквально через несколько минут работы, лопата издала характерный звук, ударивший о металлический предмет в недрах фундамента собора. Слегка расчистив углубление, рабочие обнаружили, что это верхняя арочная часть металлической двери крипты Собора. Узнав об этом, Владыка принял решение не нарушать недра собора и установить Поклонный крест на территории Успенского собора. Работы стразу переместились на старинную Соборную Площадь, где Поклонный крест и был установлен.

Раскоп, произведённый ранее на территории Воскресенского Собора, остался выразительным углублением и привлёк внимание детей, живущих на Спартаковской улице. Они продолжили копать, раскопали дверь на одну треть высоты, сломали её и оттащили верхнюю часть во двор своего дома.

Ситуация стала опасной не только для двери, но и для жизни и здоровья детей, которые могли оказаться под обвалом при дальнейшем раскопе. Наш краеведческий клуб «Горизонт» был на месте раскопок не раз, отслеживал ситуацию, но не брал инициативу в свои руки, считая, что соответствующие организации держат всё под контролем и произведут своевременную консервацию раскопа. Теперь стало необходимым извлечение двери, что было сделано при нашем участии.

Позднее на территории Воскресенского Собора был поставлен крест, как знак о предстоящем восстановлении храма (см. фотографию членов команды «Искатели» у этого креста в Кратская справка по омским храма).

Подготовка к восстановлению Воскресенского собора. Археологические работы 2009год

Работы начались в июне 2009 года: организация раскопок, сбор документации. В августе началась разбивка раскопа на квадраты. Далее начались работы по раскопу фундамента, изучению культурного слоя, сбору артефактов, одновременно шла нивелировка поверхности раскопа.

При расчистке кирпичной кладки собора было найдено немало артефактов. Но сейчас они обрабатываются историками, и поскольку в научный оборот не включены, мы не можем их называть, соблюдая авторские права омских учёных. Наши ученицы присутствовали при обнаружении некоторых из них. Сейчас раскопки продолжаются, а мы планируем продолжить сотрудничество с омскими археологами.

Предпосылки возведения храма

Направление деятельности, особое служение

Авторы-составители

Команда «Искатели», МОУ «Гимназия № 69 им.Чередова И.М.»

На освящение омского Воскресенского собора приедет патриарх Кирилл

Дата публикации 9 декабря 2016 15:49 Автор Татьяна Ачаирская Источник фото patriarchia.ru

Об этом глава Омской митрополии, владыка Владимир, сообщил в эфире программы «Благовест. Слово пастыря» на «12 канале». Освящение храма полным чином состоится в 2017 году.

Напомним, что открытие восстановленного Воскресенского собора состоялось накануне празднования 300-летия Омска, когда в наш город приезжал министр культуры РФ Владимир Мединский. Тогда председатель попечительского совета по восстановлению храма Леонид Полежаев пообещал, что первая служба в соборе пройдет на Рождество. Но до этого его необходимо освятить.

В эфире программы «Благовест. Слово пастыря» на «12 канале» митрополит Омский и Таврический Владимир сообщил, что для прихожан храм распахнет двери 25 декабря. В этот день в соборе пройдет божественная литургия, а перед ней — освящение, которое проведет митрополит Владимир. А освящение полным чином состоится в следующем году. И его проведет патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«На семидесятилетии патриарха я его пригласил в Омск. Он дал свое согласие и твердое слово, что на будущий год он приедет. Поэтому я хочу оставить Воскресенский собор, чтобы он его освятил полным чином, как полагается», — отметил митрополит Омский и Таврический Владимир в эфире телеканала.

Комментарии пользователей (всего 4):

Замечу, что восстановление собора не предполагает его использование в качестве культового учреждения. Здесь будет размещен филиал краеведческого музея.

Читать далее: http://omskregion.info/news/39980-muzey_pod_kupolami/
© Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН»

3901 0 17 января 2021

4396 2 25 января 2021

2015 © Информационное агентство “ОМСКРЕГИОН”

Вся информация, размещенная на сайте omskregion.info, охраняется в соответствии с законодательством РФ. Использование опубликованных материалов, в том числе воспроизведение, распространение, переработка возможно только с активной ссылкой на сайт omskregion.info.

Материалы, публикуемые на сайте omskregion.info, представлены информационным агентством при Правительстве Омской области “ОМСКРЕГИОН”

Информационное агентство при правительстве Омской области «ОМСКРЕГИОН» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 30 июля 2020 года.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ИА № ФС 77 – 78572

Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Воскресенский собор

Ярким свидетельством военной мощи русского государства и его укрепления на границе с кочевниками стало возведение Воскресенского собора в новой Омской крепости, построенной на правом берегу Оми. Подчеркнем геополитическое значение Омской крепости, реализованное средствами архитектуры. Величественный собор призван был обозначить освоенность территории Сибири и степных территорий Средней Азии христианской цивилизацией. Даже факт заложения церкви в день Воскресения Христова 1769 года, ставший престольным праздником собора, определил важность Омской крепости как оплота христианской культуры. Соборная колокольня использовалась в военных целях как наблюдательная вышка.

Собор — это культурно-просветительский и благотворительный центр Омска. При храме была самая большая церковная библиотека в городе, в 1908 году она насчитывала 1875 томов. При соборе был создан книжный склад для распространения книг по городским и сельским храмам.

В 1897 году при соборе была открыта школа, в которой обучались двадцать восемь мальчиков и семь девочек, а с 1906 года появляется приют-школа для сирот, потерявших семью в войне с Японией, при Омском Воскресенском военном соборе содержалось 15 сирот.

Статус собора менялся в зависимости от обстоятельств. В 1832 году он был принят в полную собственность Военно-инженерного ведомства. 16 января 1895 года Положением Государственного Совета Воскресенская церковь была переименована в Омский кафедральный собор.

В Гражданскую войну большая часть духовенства поддерживала Белое движение. В это время в Омске находились православные митрополиты и епископы Казанский, Самарский, Симбирский, Чебоксарский и другие иерархи. За 1919 год в Сибирь прибыло около 3000 православных священнослужителей.

Священники прибыли в Сибрь из-за гонений в годы Гражданскоц войны. К тому моменту у большевиков уже возникла мысль- уничтожить религию. Тактика в достижении этой цели менялась. Политика в отношении Церкви, разработанной весной 1923 года, сводилась к приданию действиям властей законности, выражающейся в выполнении властью единодушной воли трудящихся.

История Воскресенского военного собора после 1919 года типична для культовых зданий в советский период. Судьба собора в советскую эпоху определена сначала его военным статусом, а, затем, антирелигиозной политикой государства и исторической значимостью памятника.. По Декрету об отделении Церкви от государства собор стал приходским и вскоре, как и другие соборы города, был передан обновленцам. В июле 1923 года было решено использовать храм как клуб или библиотеку.

В ноябре 1924 года комиссия ознакомилась с ценностями собора, в числе которых отмечены два комплекта риз и облачения престола и жертвенника, подаренные Екатериной II, древний требник Богослужебная книга, в которой указан порядок Таинств и священнодействий, не входящих в общественное богослужение. Требник написан на церков. – рукопись митрополита Галицкого Петра Могилы 1647 года, два древних Евангелия, труды митрополита Сибирского Иоанна Максимовича, метафизика на латинском языке, 3 воинских знамени различных полков с 1711 г., богословские книги на мусульманском языке. В сентябре 1928 года среди других памятников был перечислен военный собор в крепости, и в постановлении фиксировалось: сфотографировать здания и просить Ф. Г. Виноградова осмотреть сооружения для решения вопроса о реставрации.

В борьбу за здание храма вступили военное ведомство, требовавшее его под клуб и музей для размещения в нем антирелигиозного отдела. 13 октября 1928 года Омским краевым музеем было принято решение о создании Комиссии для обследования исторического и художественного значения собора. Обследовав Собор, комиссия пришла к следующим заключениям, в условиях Сибири такой памятник представляет безусловно большой исторический интерес и значение; является ценным архитектурным памятником; общий архитектурный ансамбль – гауптвахта в стиле барокко, казармы начала ХIХ в., уцелевшие крепостные ворота – представляет собой главнейшую историческую часть города, что еще подчеркивает необходимость сохранения в полной неприкосновенности, занимающего видное место в ансамбле, внутреннее убранство, отличающиеся хорошим качеством выполнения и соответствием с архитектурой здания, должно быть сохранено в полной мере; особую художественную ценность по своей общей композиции представляет резной иконостас, отдельные части которого гармонично связываются друг с другом. По мнению комиссии, иконы иконостаса переписывались, художественного значения не имеют, но в отдельных случаях дают ряд любопытных моментов в отношении трактовки тех или других деталей сюжета, например, архангелы с казачьими шашками; стенная роспись никакого значения не имеет ни в художественном, ни в историческом отношении, поэтому сохранению не подлежит

Члены комиссии решили, что как памятник искусства и старины крепостной собор должен быть использован под Музей, книгохранилище и т.п., но с непременным условием сохранения его наружного и внутреннего вида. Использование собора под клуб или аудиторию не представляется возможным, так как помимо указанных причин исторического и художественного характера, он не велик по размерам, плох в отношении акустики и имеет ряд других архитектурных неудобств.

Комиссия обратила внимание на необходимость большей охраны и изыскания средств на реставрацию других крепостных сооружений, представляющих собой исторический интерес, как Гауптвахта, крепостные ворота, казарменные сооружения. В первую очередь они выдвигали вопрос о ремонте башни над зданием Гауптвахты, как пришедшей в ветхость и наиболее угрожаемой.

Но заключение комиссии не было учтено работниками Окрисполкома, в связи с чем, 31 октября 1928 года музей вновь поднимает вопрос о соборе и необходимости возбуждения Музеем ходатайства о передаче ему здания с соответствующими кредитами на его содержание для устройства там антирелигиозного отдела музея. В итоге, музею не удалось получить здание собора, но в конце 1929 года в нем была организована выставка в честь 10-летия освобождения города от армии А. В. Колчака.

Конечно, наиболее яркое явление в убранстве собора представляет собой иконостас. Старейший омский иконостас воплотил в себе как древнерусские традиции, так и веяния стиля барокко. Сочная пропильная и флемская резьба, подчеркивающая упругость барочного декора иконостаса служит прекрасным обрамлением европейской живописи икон. На нечетких снимках мы видим отдельные фрагменты икон, выполненных в объемно-пространственной манере с довольно темпераментной передачей сюжетов, отражающих возрожденческие приемы в реальном отражении сакральной тематики. На единственной крупно снятой иконе изображение юного воина, вероятно, Георгия Победоносца, в европейском костюме: светлые доспехи почти прикрыты темным плащом, шлем украшен крупными перьями, на поясе – шашка (или сабля), а в левой руке – копье. Святые-воины изображены еще на нескольких иконах, но на фотографии они плохо видны. Так в Омском Соборе отражена динамика стиля барокко в интерпретации замечательных сибирских зодчих, резчиков и художников Черепановых.

Вернемся к важнейшему для нас вопросу – восприятию собора как памятника. Омская комиссия считает храм достаточно древним, имеющим историческую, художественную, техническую ценность. Очень важен средовой подход, дважды указано на то, что собор входит в ансамбль барочных и классицистических зданий Омской крепости, возведенных в последней трети XV III – первой трети ХIХ вв.

Обратим внимание на то, что директор музея Ф. В. Мелехин видел в Соборе, прежде всего возможность расширить площади музея для идеологической пропаганды. В «Объяснительной записке об использовании Краевым музеем старого крепостного собора» он писал: «Самое здание, история его постройки и обстановка (иконостас с его иконами, на которых изображены святые в виде екатерининских «орлов» с казачьими шашками и т.д.) будут служить средством антирелигиозной пропаганды».

12 мая 1941 года из Народного Комиссариата просвещения директору Омского краевого музея поступил запрос о сохранности иконостаса Воскресенского собора и о том, в каком состоянии он находится, а также о том, состоит ли на местной государственной охране собор, кем и с какой целью используется и в каком состоянии находится. Из отдела музеев и краеведения просили прислать краткую историческую справку и фотоснимки фасада и интерьеров. 7 июня заместитель директора музея Белозеров сообщил, что собор занят военным ведомством, его верхняя часть и колокольня разобраны, иконостас сломан и разобрана каменная ограда с чугунными решетками. Из библиотеки состоявшей из двух тысяч томов уцелело несколько книг. Здание на учете не состояло.

В конце 1942 года храм был упомянут в списке омских памятников. Последние годы существования здания его использовали как склад картографической фабрики. Храм снесли во время строительства дома по ул. Спартаковской, в 1950-е годы. Судьба иконостаса и икон трагична: « Вообще-то в отношении антирелигиозной пропаганды у омичей есть чему поучиться, – заметил А.Ф. Палашенков. – В свое время пол большого зала краеведческого музея был сплошь застлан иконами, ликами кверху. В результате такого мероприятия погибла хранившаяся в Омском кадетском корпусе… суворовская икона, принадлежавшая отцу великого полководца, а также ряд интересных икон… Военного собора, на которых были изображены архангелы с типом лица сибирских казаков и в казачьих папахах». Отметим, что А. Ф. Палашенков приехал в Омск через несколько лет после ликвидации антирелигиозного музея, поэтому, он не мог видеть этих икон.

В декабре 2016 года Воскресенский собор был восстановлен и освещен. В день первой литургии собору была принесена в дар Тихвинская икона Божьей Матери, которая, мы надеемся, станет одной из главных святынь города, помогающей всем прихожанам.

Ссылка на основную публикацию