Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресенье

Православный праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение) — 12 апреля 2020 года

Сын Божий в сопровождении преданных учеников отправился из своего селения в столицу Иудеи. Христос, взойдя на ближайший холм, устремлял взгляд на Иерусалим, которому суждено было стать местом Его Страданий. Множество народа встречали Его пришествие с ветвями пальмы и криками «Осанна!» (слава, спасение).

Праздник Вход Господень в Иерусалим аллегорически означает Второй Приход. Первое прибытие на иудейскую землю характеризовалось стремлением Всевышнего предстать в образе Спасителя, искупающего греховные дела человечества.

Суть праздника

Событие оказало главенствующее влияние на жизнь Сына Божьего. Оно описывается четырьмя апостолами-евангелистами. Торжественный приход Искупителя в иудейскую столицу накануне Пасхи предшествует Мучениям Христе Боже на Голгофе и был описан в ветхозаветных пророчествах.

Важно! Православная Церковь ежегодно проводит праздник, где прихожане и служители вспоминают это грандиозное событие. Его отмечают в воскресенье, которое идет перед Пасхой. Соответственно, праздник входит в ранг переходящих торжеств. В 2020 году Вербное воскресенье намечено на 12 апреля.

Событие имеет и другое наименование: Неделя пальмовых ветвей (ваий). Эти атрибуты занимают главное место в символике торжества и литургического расписания. Святитель Амвросий объясняет это положение и дает трактовку.

  • Он говорит, что дела милосердия аллегорически обозначаются через исходящий из масличного дерева специфический елей, заживляющий раны и избавляющий от различных недугов.
  • Белые кончики финикового дерева символизируют то, что после жизни, преисполненной скорбями и страданиями, верующих ожидает чистый свет отеческого блаженного дома.

На заметку! На Руси пальму заменили на ветви вербы, поэтому торжество обрело название Вербного воскресенья. Впрочем, для традиции славян известно наименование Недели цветоносной.

Православное Празднование Входа Господня в Иерусалим отдает почтение Живому Богу, идущему на смерть. Народ, принявший Его с восхвалениями и любовью, вскоре вынужден сопроводить Христа на Голгофу. Символическое посещение Святого Града отныне празднуется во всем православном мире.

Торжество призвано склонить людей к пониманию деяний Господа и переосмыслению собственной жизни.

Краткая история праздника входа Господа в Иерусалим

В 30-е г. нашей эры вокруг Святого Града стали появляться слухи о неком путешественнике, который творит чудеса, исцеляя смертельно больных и воскрешая мертвецов. Народ твердил, что слепые прозревают, а прокаженные получают здоровую кожу. Эти чудесные метаморфозы совершал Иисус Христос, названный Спасителем людского рода.

У Сына Божьего в короткие сроки появляется колоссальное количество последователей, разносивших добрую молву о своем учителе. Простой народ видит в Христе счастливое будущее и избавление от римского ига.

Правительство Святого Града не разделяло торжественного настроения людей, потому что Мессия являлся тем аргументом, который мог пошатнуть или вовсе уничтожить существующий порядок.

И вот настал день Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). Христос вознамерился посетить столицу иудейского царства. Божий Сын попросил своих учеников найти для входа в град молодого осла и отправился на животном к главным вратам. В те времена въезд в город на коне расценивался как объявление войны, поэтому Спаситель выбрал существо, которое показало его чистые намерения.

О других двунадесятых праздниках в честь Господа:

Встречающий люд ликовал и устилал путь Христа листьями пальмы и собственными одеждами, демонстрируя уважение и бесконечную любовь к Сыну Бога. За осликом бежали дети, матери, отцы и старики, размахивавшие ветвями. Православный праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует веру иудейского народа в Спасителя, Отца-Бога, пришедшего для несения добра и гармонии. Однако через четыре дня эта же масса народа будет требовать распятия Мессии.

На заметку! В послании от Матфея говорится о паре животных — матери-ослице и молодом осле. Возникает противоречие в текстах, когда говорится, что он сел на них одномоментно. Для разрешения вопроса предлагают несколько версий. Самая рациональная: животных было два, чтобы молодая особь не ощущала страха и волнения перед шумным народом во время въезда.

Особенности проведения торжества в православии

В литургической процессии этот праздник знаменует начало Страстной недели. Для Церкви важна связь между Входом Христа, чудесным воскрешением мертвого Лазаря и Страстями Сына Бога.

  • В древней традиции священнодействия в праздник Вербного воскресенья проходило шествие с ветвями пальмы. Ход возглавлял архиепископ верхом на вьючном осле, как это сделал Спаситель.
  • В Константинополе IX–XII веков литургия начиналась внутри храма, построенном в честь 40 христианских мучеников, куда святой патриарх направлялся на символичном животном.
  • Современную форму празднование Входа Господня в Иерусалим получило после событий иконоборства.
  • Торжество официально включено в группу Постной триоди. Главная особенность Вербного воскресенья — отсутствие предпразднеческих приготовлений и отдаяний. Однако в православной традиции существуют литургические аналоги — Лазарева суббота и вечерня перед самим торжеством.
  • В русском богослужении ХVI—XVII в. Огромная роль отводилась именно процессу шествия в Неделю ваий. Он основывался на усложненной версии праздничного хода, где архиерей, с крестом и Священным Писанием, ехал по городу на торжественно наряженной лошади.

Согласно Уставу Церкви общий формуляр Вербного воскресенья имеет следующее описание:

  • Перед праздником обязательно всенощное бдение, которое состоит из великой вечерни, чтения священного текста и утрени.
  • Далее, в определенный час осуществляется исход из монастыря, являющийся символом возврата в божественную обитель.
  • В литургической программе обязательны торжественные песнопения (антифоны).
  • По рукописям известно, что на событии использовалось четыре вида молитв для благословения прихожан и освящения веток. В настоящее время только одна из них используется ежегодно. Перед чтением настоятель храма проводит обряд освящения вербы, а после молитвы она окропляется святой водой.

Правила поведения мирян

Православные верующие в дни Вербного воскресенья должны придерживаться особых уставов и знать, какое поведение не одобряется Церковью.

В этот день нужно освящать ветви растения в самом монастыре или на территории. Вербы можно приобрести на рынке, в церковной лавке или срезать самостоятельно. Чтобы избавиться от прошлогодней вербы, следует ее сжечь.

Православное Вербное воскресенье, проведенное по святым канонам Церкви, помогает забыть о жизненных проблемах и обрести некоторую долю благословения.

  • В день торжества обязательно посещение храма, чтобы окрепнуть духовно и отстраниться от греховных помыслов.
  • Посещающие храм в день праздника должны строго придерживаться поста.
  • Родным и друзьям следует собраться вместе и поздравить друг друга от чистого сердца.
  • В традиции Вербного воскресенья стоит запрет на распитие вина, поэтому проводится только чаепитие.
  • Накануне торжества избавляются от прошлогодних веток, а новые освящают в условиях храма.
  • В этот день необходимо проявлять великодушие и милосердие по отношению к окружению.
  • В древние времена для православного Вербного воскресенья на Руси существовал обычай печь блины из гречневой муки, варить брагу и готовить пироги из рыбы. К тому же хозяева пекли праздничные хлебцы по количеству членов семьи.

На заметку! На Руси вообще никогда не росли пальмовые деревья, являющиеся священным атрибутом в теплых христианских странах. Поэтому православие авторитетно заявило, что на празднике в России можно использовать ветви вербы, которая не приживется в Палестине.

Корни символа на Руси

На Руси христианские праздники и традиции плотно переплетаются с язычеством. Для того, чтобы правильно понимать, где именно начинается противоположное православию вероучение, будет не лишним знать и языческие корни. Но следует помнить, что христианская церковь всегда строго осуждала участие в подобных культах и суеверные языческие вероучения.

Почему суеверие — это грех:

По одной из версий, происхождение торжества Входа Господа в Иерусалим берет начало в языческом празднике под названием Вербохлёст, знаменующий оплодотворение. В славянской традиции отношениям между полами никогда не придавали греховный оттенок, а воспринимали как демонстрацию божественного процесса, направленного на рождение благочестивых детей. Такое потомство вырастало и становилось могучими защитниками отечества, трудолюбивыми крестьянами, целомудренными матерями, опытными целителями и мудрыми учителями.

Славянские племена уделяли колоссальное внимание акту рождения детей и возлагали на него большие надежды. В этот праздник юноши хлестали ветками вербы по ногам девушек, а также прикладывались к рогатому скоту. Все эти увеселения направлялись на повышение качества рождаемых людей и скота.

Верба олицетворяет быстрый прогресс, мощь, волю к счастливой жизни, потому что распускает почки одной из первых среди других растений. С приходом христианства языческие традиции забываются, но история праздника на Руси возвращает в давние времена.

Многими отмечается невероятная сила вербы.

  • Она оберегает жилище от ударов грозы и пожаров, а почки имеют свойство исцелять различные хвори. Ветвь, освященная в церкви, ставится в изголовье ложа больного человека.
  • Побегами несильно хлестают детвору, чтобы придать их росту крепости и силы.
  • В отваре из веток купают новорожденных, укрепляя их иммунную систему.
  • Верба помогает избавиться от бесплодия, поэтому многие отчаявшиеся женщины принимают почки в пищу и молятся изображению Святой Девы Марии.

Иконографическое изображение торжества

Неоднозначные трактовки праздника православного Входа Господня в Иерусалим обрели отражение в искусстве создания списков. В IV в. Торжество, в двух вариациях, изображалось на саркофагах. На первом образце Христос восседает на вьючном животном, а на втором — Сын Божий также верхом, но рядом стоит ослица.

За Иисусом находятся апостолы, а впереди него — дети, возлагающие перед животным одежды. Некоторые из них забираются на пальмы и срывают ветви. Простой люд Святого Града встречает Спасителя, ликуют, размахивая побегами священного дерева. За стенами столицы Иудеи показан купол, увенчанный большим крестом.

Иногда вместо всех апостолов изображают Петра и Иоанна, находящимися по сторонам от Верховного Учителя.

После середины XIII Месиия на иконографиях изменил положение. Теперь он, верхом на осле, оборачивался к своим ученикам. Этот список, отличающийся малым количеством сюжета и изобразительного мастерства, широко распространился в русской живописи XV века. Эти образы смело опровергали устоявшиеся каноны вековой неизменности изображения этого торжества.

Вячеслав Чешский

11 октября, день гибели благоверного правителя Вячеслава, является днем празднования государственности Чехии.

Вячеслав Чешский — правитель Праги в конце 10 столетия, основоположник православного движения в Чехии, святой, убитый по приказу родного брата. Похоронен в соборе святого Вита, местом поклонения благоверному Вацлаву служат его мощи и иконы.

Предки благоверного князя Вячеслава Чешского

Согласно легенде чешский князь, дедушка Вячеслава, слыл язычником. Он по приглашению правителя соседней Моравии прибыл на званый прием, где гостю подали угощения на полу. Ошарашенному наглостью хозяина правителю Чехии Сватоплук объяснил, что в его доме, где чтится христианство, язычников принимают на уровне собак.

Интересен тот факт, что униженный князь не покинул прием, заинтересовавшись православием. Позже Вацлав Борживой с женой Людмилой приняли христианство, крещение проводил равноапостольный Мефодий.

По возвращении домой супруги начали активную деятельность по распространению христианства среди чехов:

  • строили храмы;
  • занимались благотворительностью;
  • обеспечивали всем приглашенных священников.

Это вызвало негодование среди последователей католицизма. После смерти отца, умершего в раннем возрасте и брата Спыгнева, на престол взошел Братислав, женой которого была ярая язычница Драгомира, они были родителями юного Вячеслава.

Первые шаги христианства

Воспитание внука святая Людмила доверила священнослужителю, личному духовнику, который научил мальчика читать на славянском языке. Радуясь успехам сына, отец находит для него учителя латыни в городе Будеч. Будучи молодым, Братислав погибает.

После смерти сына Братислава страной стала править благочестивая Людмила, она взяла на себя воспитание внуков. Именно от бабушки Вячеслав Чешский впервые услышал о Христе. Невестка Драгомира ненавидела свекровь, она наняла убийцу, который задушил святую Людмилу.

Принявший христианство молодой Вацлав не простил убийства бабушки и правительницы. Он сослал мать в крепость, продолжая укреплять православную веру среди населения, вскоре раскаялся, помня пятую заповедь, данную Творцом, и вернул мать во дворец.

По достижении совершеннолетия Вячеслав приказал перенести мощи святой Людмилы в Прагу в 925 году и перезахоронить их в Георгиевском храме.

Разумный правитель

Воспитанный благочестивой Людмилой Вячеслав Чешский обладал уникальным умом, знал несколько языков, в своем правлении образованию уделял немалое внимание. Благоверный Вацлав приказал выкупать из рабства язычников детей, отдавая их в приюты при монастырях.

Услышав о Вацлаве германский король Генрих Первый подарил правителю десницу итальянского святого Вита, для хранения ее была построена в Праге ротонда в 925 году, на месте которой позже был воздвигнут костел святого Вита.

Ныне Храм Вита — место захоронения королей и архиепископов, он является жемчужиной европейской готики одной из визитных карточек Праги.

Благочестивый и добрый Вячеслав славился справедливостью, с уважением и благоговением относился к Церкви и духовенству, жертвуя огромные суммы на укрепление веры и украшение храмов. Во время постов он совершал походы по церквям шел босой и пеший, сбивая ноги в кровь.

Мудрый правитель был для жителей города примером доброты, его внимания хватало как для увечных, так и для вдов, сирот. Выкупленные из плена солдаты прославляли имя князя, который сам пек просфоры для богослужений.

Ужасная смерть праведника

Существует несколько версий убийства Вацлава родным братом Болеславом.

По одной из них в день поминовения святых Космы и Дамиана было решено освятить новую церковь. Болеслав послал приглашение брату, уговорив того остаться после Литургии.

Предупрежденный слугами о готовящемся заговоре, старший брат не поверил в злые намерения Болеслава, с которым провел прекрасный день. Князь даже в мыслях не мог допустить, что в ту же ночь младший брат с заговорщиками обговаривал план его убийства. Зная, что святой обязательно пойдет на утреню, они устроили засаду по дороге к храму.

Вячеслав увидел брата, решил поблагодарить его за чудесный прием, но был пронзен копьем. После этого заговорщики стали буквально рубить его, искромсав на пороге храма. Последними словами благоверного стало обращение к Богу, в котором он отдал свою душу Господу.

После убийства князя злодеи напали на последователей политики правителя Чешского, при этом слышались призывы убить и мать Драгомиру, чтобы очистить путь к престолу для Болеслава, но тот решил повременить.

По другой версии представители католицизма организовали против поклонника православия кампанию, которую возглавил родной брат князя Болеслав. Насколько лицемерным должно быть сердце считающего себя христианином человека, чтобы таинство крещения собственного сына использовать для убийства родного человека.

Святой князь Вячеслав Чешский не поверил предостережениям охраны о возможном убийстве в доме родного брата во время крещения племянника, он пришел на праздник, где был встречен вооруженным братом. Не желая кровопролития, Вячеслав пытается уйти, но в воротах его встречают убийцы, поражая князя копьем в груди.

Изрубленное тело святого три дня лежало на площади, прикрытое покрывалом, пока туда не явилась Драгомира. Она собрала тело воедино, омыла, одела и принесла в церковь для последнего отпевания. Пролитая кровь праведника три дня оставалась на камнях, ее не могли смыть никакими усилиями, а по истечении трех суток просто испарилась.

Шел 935 год. Похоронив сына, мать спряталась от убийц в хорватской стороне. Болеслав начал гонения против православных, все службы в храмах следовало проводить на латыни.

Прошло три года, раскаявшись в содеянном Болеслав разрешил мощи святого перевезти в построенный храм святого Вита в Праге. Ныне св. Вацлав — патрон Чехии, почитается как православными, так и католиками. Основанием для канонизации стало несколько чудес.

Чудеса

Между князьями Праги и Коуржима могли начаться военные действия, правители решили встретится для боя один на один в поле. В момент встречи Коуржима увидел на лбу соперника распятого Иисуса. Увиденное настолько поразило неприятеля, что упал перед святым на колени.

Второй случай произошел при встрече князей с императором Генрихом. Опаздывающего правителя Вацлава решено было приветствовать сидя, а его самого заставить присутствовать на встрече стоя.

Как только святой появился, император, вопреки договоренности, устремился ему навстречу, ибо увидел вокруг Вацлава ангелов. Именно на этой встрече Чехии была подарена святыня — часть мощей святого Вита.

Интересно! В 12 веке благоверный Чешский чудесным образом вмешался в битву с войском немецкого короля Лотаря в 1126 году, священники увидели всадника на белом коне, который буквально врезался в войско немцев, обратив его в бегство.

1260 год ознаменовался победой чешского короля Пржемысла Второго над венграми, когда во главе чехов появился сонм святых во главе с Вацлавом.

Почитание в Русской православной церкви

По историческим данным в 11 столетии князь Борис считал чешского святого своим учителем. В Востоковской легенде имеется краткое жизнеописание благоверного Вацлава. 11 октября на Руси почитается день смерти чешского правителя, а 4 марта — дата перенесения его мощей.

Древнерусские списки хранят «Вторую старославянскую легенду о св.Вячеславе». Так как иконописцы 17 века не до конца знали о жизни священномученика, они написали икону, на которой изображен седовласый старец. Икона хранится в соборе Успения при Троице-Сергиевской Лавре.

Католическое почитание

Римская базилика апостола Петра славится алтарем в честь Вацлава, построенным в 1333 году.

В 1670 году папа Климент Десятый учредил общецерковный праздник в честь Чешского правителя.

Храм святого князя Чешского в России

Первая церковь в России в честь святого Вячеслава Чешского, мощи которого хранятся в Праге в соборе святого Вита, освящена в 2004 году в поселке Барвиха Московской митрополии. Храм был возведен под попечительством Агаджанова Вячеслава Кимовича на месте разрушенной в 1932 году Зачатьевской обители, является уникальной православной святыней, единственной в своем роде.

Архитектура великолепного строения выдержана в стиле морских петровских храмов, особенностью церкви является шпиль. Уникальным является и иконостас церкви, он сделан точной, уменьшенной копией иконостаса архитектора Растрелли, построенного ним в придворной церкви в Зимнем дворце Петербурга.

11 октября 2011 года престольный праздник храма ознаменовался благословением Митрополита Ювеналия закладки новой церкви в память святой Людмилы.

О чем молятся перед иконой святого

К иконе благоверного князя приходят с молитвой, в которой христиане просят святого мученика:

  • наставить на путь православия;
  • укрепить веру;
  • отогнать нечистые мысли;
  • научить, как простить врагов;
  • даровать смирение и терпение;
  • наполнить любовью и покоем.

О, великий воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе! Призри от Горния славы на нас грешных, яда теплохладности вкусивщих. Молися о нас, святче Божий! Да сподобит нас Господь во дни апостасии благодать для покаяния стяжати, с состраданием на брата и с любовию на врагов взирати, без злобы святую веру в оправдание себе пред Богом в чистоте содержати. Да сподобимся твоими молитвами последняго Царя на Святей Руси от Господа прияти, с тобою наследниками Царствия Небеснаго стати: вечнаго познания творений Божиих и благостнаго славословия Пресвятой Троицы: Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ВЯЧЕСЛАВ ЧЕШСКИЙ

Св. Вячеслав Чешский, икона

Вячеслав (Винчеслав, чеш. Вацлав) Чешский (+ 929 или 935?), святой страстотерпец, чешский князь, сын кн. Вратислава и Драгомиры.

Воспитан бабкой св. княгиней Людмилой в духе благочестия и любви к славянскому обряду, отцом же – в латинской церкви. Получил прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован.

Отец его, князь Вратислав погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. До 924-925 был под опекой матери, Драгомиры, убившей его бабку Людмилу, боровшейся с аскетически-религиозными наклонностями сына, наконец, изгнанной им.

Как самостоятельный правитель Вячеслав проводил религиозно-аскетические идеалы эпохи как в личной жизни (собирал вокруг себя духовенство, мечтал о путешествии в Рим, монашестве и т.п.), так и в государственной (отказался от пыток и от смертной казни). Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный собор во имя святого Вита.

Недовольство части народа, особенно знати, образом жизни князя, его политикой, особенно внешней (он признал себя вассалом немецкого короля Генриха I Птицелова), облегчило его брату, удельному князю Болеславу I, государственный переворот.

28 сентября 935 [1] в г. Старом Болеславе на празднике св. Вячеслав был убит своим родным братом и его слугами у дверей храма. Над его сторонниками в Праге была учинена жестокая расправа. Судьба сына Вячеслава, Збраслава, неизвестна.

Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца перенес его мощи в Прагу, похоронил их в соборе святого Вита (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта).

Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

Св. Вячеслав Чешский, икона

Тотчас по смерти Вячеслава появляется в Чехии почитание его как первого чешского мученика-святого, уже в первую четверть XI в. проникший и в Киевскую Русь (жития Бориса и Глеба, богослужебный канон св. Вячеславу и т.п.). Появляются жития его: 1) латинские: «Crescente fide», Гумпольда, Лаврентия – все конца X в., и 2) церковно-славянские: одно оригинальное, первой половины X в., другое, найденное проф. Н. Никольским и изданное Обществом любителей древней письменности,– позднейшее, переработка Гумпольда, но с интересными добавлениями (оба – в русских рукописях, но с чехизмами). Возникает гимн «Svaty Vaclave, vévodo ceské zeme»; в гуситскую эпоху укореняется возникшее еще в XIII в. представление (неверное) о Вячеславе как национальном герое-борце против немцев.

Тропарь, глас 4

Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. / Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: / помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.

Ин тропарь, глас 1

Благочестиваго корене отрасль пречестная, / святый благоверный великий княже Вячеславе, / поборник быв Восточныя в Чехах Церкве / и прибежище теплое убогим и сирым, / яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, / во главу усечен рукою брата пред враты церковными. / Темже и всели тя Христос, / яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, / прослави всечестную память твою в словенских языцех / и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. / Молися о людех твоих ко Господу, / да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.

Кондак, глас 1

С лики ангельскими предстоя, блаженне княже Вячеславе, / наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, / и оттуду благодетельныя дары почерп чудес, / всем притекающим верою под твою святыню / источаеши цельбам дарование.

Святой Вячеслав, князь земли чешской…

Вряд ли найдется хотя бы один гость чешской столицы, который, осматривая Прагу, обошел своим вниманием центральную площадь — Вацлавске намнести, или, как называют ее пражане, Вацлавак. Начинаясь от улицы На Пршикопе, площадь плавно идет в гору, а на самой высшей ее точке, у Национального музея, находится созданная скульптором Й. Мыслбеком в конце XIX в. конная статуя святого Вацлава — небесного покровителя чешских земель.

Князь словно оглядывает свои владения: все ли в порядке, не нужна ли его помощь.

28 сентября 2000 г. Чехия впервые отметила День государственной независимости, хотя на эту дату не приходится ни одно событие, так или иначе связанное со становлением чешской государственности. Почему же именно этот день выбран для национального праздника? Согласно католическому церковному календарю 28 сентября — день памяти св. Вацлава. Без малого одиннадцать веков назад «добрый князь Вацлав» был предательски убит по приказу собственного брата Болеслава у врат церкви. Возможно, это покажется странным. Найдется ли еще одна страна в мире, главный государственный праздник которой связан с подобным событием? Чтобы понять, насколько важной фигурой для жителей Чехии является их святой покровитель, обратимся к истории.

«Святой Вацлав, князь земли чешской», — этими словами начинается прославленный старочешский гимн, «Сватовацлавский хорал», написанный в конце XII в. Во времена гуситов этот гимн был дополнен следующей строфой: «Наследник чешской земли, вспомни о своем народе, не дай погибнуть нам и нашим потомкам»… Со времен средневековья чешский народ в тяжелые периода своей истории ожидал исполнения легенды о бланицких рыцарях, согласно которой в горе Бланик всегда готовы к бою рыцари св. Вацлава. Когда чехам придется хуже всего, они выедут на помощь, и во главе их будет скакать сам Вацлав верхом на белом коне.

Большинство сведений о князе Вацлаве взяты из церковных текстов и так называемых «старовацлавских легенд», записанных в средние века как на латинском, так и на славянском языках. Достоверных исторических сведений о нем сохранилось немного, и они достаточно противоречивы. На этом основании некоторые историки даже пытались утверждать, что св. Вацлав — фигура мифическая, и на самом деле его никогда не существовало.

Происходивший из династии Пршемысловцев князь Вацлав родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно любопытных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу — как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти — младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Историки расходятся во мнениях, носили ли ее разногласия со свекровью Людмилой религиозный характер, или это была банальная борьба за власть. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей — Вацлава и Болеслава — занималась опять же Людмила.

Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим — напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она также была канонизирована как святая мученица и считается еще одной небесной покровительницей Чехии. Историки утверждают, что Вацлав не мог простить матери ее злодеяния и даже сослал в крепость Будеч. Однако есть и такая легенда, что вскоре после совершенного ею преступления княгиня Драгомира вместе со своим экипажем провалилась сквозь землю недалеко от пражского Града. Это место до сих пор показывают экскурсантам.

Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел помимо родного славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. По одной из легенд, принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

О Вацлаве говорили как о добром и милостивом правителе, и доброта его на многие века осталась в преданиях и легендах. Большой популярностью и поныне пользуется написанный Джоном Нилом в середине XIX в. на основе «Деяний святых» католический рождественский гимн (carol) о чуде святого Венсесласа (под этим именем святой известен на западе). В этом гимне повествуется о том, как «добрый король Венсеслас» в день святого Стефана (празднуемый 27 декабря, сразу после Рождества) увидел крестьянина, собирающего хворост в страшную метель. Он узнал, где живет крестьянин, и вместе со слугой отправился к нему через заснеженные леса, взяв дрова, а еще вино и мясо от княжеской трапезы. И когда замерзший слуга взмолился о том, что не в силах идти дальше, св. Вацлав приказал ему ступать точно по его следам — доброе сердце князя источало такое тепло, что растопило снег и согрело землю.

С личностью князя Вацлава связано одно очень важное для чешского народа историческое событие, которое до сих пор не имеет достоверного объяснения. Из единственной сохранившейся и частично искаженной записи следует, что по неизвестным причинам чешский князь сразился с немецким королем Генрихом I по прозвищу «Птицелов». Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань — 120 волов и 500 гривен серебра. Что же произошло? Если битва была проиграна, то как же у князя оказались святые мощи? Если же напротив Вацлав одержал победу, то каким образом он стал данником Генриха Птицелова? Наиболее вероятным выглядит следующее предположение: князь понимал, что его маленькое государство легко может стать добычей враждебно настроенных соседей, поэтому предпочел добровольно стать сюзереном немецкого короля, сохранив тем самым свою страну. Генрих же в знак добрых намерений передал князю мощи св. Вита.

Однако младший брат князя Болеслав счел положение вассала немецкого королевства позорным. Как это часто случается в истории, его возмущением воспользовались заговорщики — те, кого правление Вацлава никак не устраивало. Чтобы понять расстановку политических сил на тот момент, придется совершить небольшой экскурс в историю церкви.

В IX-X вв. католическая церковь официально еще не отделилась от православия, однако противоречия между Римом и Византией множились и углублялись. Страны, принявшие христианство от Византии, пользовались при богослужении своим родным языком, а не латынью. Поэтому моравский князь Ростислав в середине IX в. обратился в Византию с просьбой прислать просветителей, которые наладили бы в его владениях богослужение на славянском языке. Как известно, этими просветителями стали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Однако в церковном отношении Моравия и прилегающие к ней земли подчинялись Риму и входили в состав Зальцбургского архиепископства. По ходатайству Кирилла и Мефодия римский папа Адриан II выделил моравские и чешские земли в отдельную административно-церковную единицу, сделал св. Мефодия в ее архиепископом и благословил перевод богослужебных книг на славянский язык. Однако немецкое духовенство всячески противилось деятельности «солунских братьев», а после смерти Мефодия в 885 г. постепенно начало возвращать себе как церковное, так и светское влияние. Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством Болеслава и уговорили его занять престол, убив брата.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав). Единой точки зрения на то, когда это произошло, не существует. В 1929 г. пышно отмечалось тысячелетие смерти св. Вацлава, поскольку в то время историки придерживались мнения, что князь был убит 28 сентября 929 г. Однако сегодня более вероятным годом его смерти считается 935 или даже 936 г., поскольку из записей немецкого летописца Видукинда следует, что в 929 г. чешский князь Вацлав только-только стал вассалом Генриха Птицелова.

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою смерть. Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Трудно сказать, что подтолкнуло его к этому шагу — угрызения ли совести или что-то иное. Как бы там ни было, тело Вацлава — по одним сведениям, тайно, ночью, по другим, напротив, пышно и торжественно — перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен «мартиром» — мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу. Однако официально князь был канонизирован почти полвека спустя, после того как было основано пражское епископство.

Выше упоминались и поныне пользующиеся большой популярностью «старовацлавские легенды». Вот одна из них.

История эта произошла в 1126 году в Хлумецкой долине. Князь Собеслав I, собираясь на битву против оломоуцкого князя Отика Черного и германского императора Лотаря, повелел достать копье св. Вацлава из храма св. Вита и взять его на поле битвы. Князь рассказал священнику о том, как увидел во сне св. Войтеха. Святой указал ему, где хранится знамя Вацлава, которое должно было принести чехам победу. Священник поехал по поручению князя во владения рода Славников, нашел за алтарем церкви тайник, а в нем — древнее знамя: раздвоенное на конце шелковое полотнище с вышитой звездой. Знамя привезли на поле боя, надели на копье. Когда чехи шли в бой, в облаках над ними стоял св. Вацлав на белом коне и со знаменем. Немцы не устояли под натиском чехов. Видя поражение своего войска, Лотарь хотел бежать, но был окружен и с остатками войска сдался в плен. К этой легенде, а также к сказанию о бланицких рыцарях обращался в своем творчество классик чешской литературы Алоис Ирасек, написавший знаменитые «Старинные чешские сказания».

Особое распространение почитание св. Вацлава приобрело в XIV в. при императоре Священной римской империи и одновременно чешском короле Карле IV, который старался подчеркнуть преемственность своей власти по отношению к местной династии. Им было написано (или отредактировано) житие св. Вацлава, в котором большое внимание уделялось его государственно-политической деятельности. Именно в эту эпоху созданы многие памятники культуры, связанные с почитанием святого. На иконах Вацлав изображался как молодой человек в рыцарском облачении, с мечом и знаменем в руках, его фигура помещалась в непосредственной близости от Христа.

Вацлав даже считался постоянным чешским монархом, его трон на земле лишь временно занимал очередной князь или король, который тем самым становился наместником святого в этом мире. Именно так ученые толкуют изображение на печати Пражского университета, где изображен Карл IV, преклонивший колена перед сидящим на чешском троне св. Вацлавом. В центральном храме Чехии — соборе святого Вита на Пражском Граде — особо выделена капелла св. Вацлава, где он погребен. Стены капеллы и гробница святого украшены полудрагоценными камнями, а композиционный центр капеллы — статуя Вацлава работы Петра Парлержа — принадлежит к шедеврам чешской скульптуры. Сравнение сохранившегося черепа князя с головой статуи, которое недавно провели археологи, показало, что анатомически Парлерж изобразил князя удивительно точно.

Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу). Уже в конце XI в. существовала тесная связь между Сазавским монастырем возле Праги и Киево-Печерской Лаврой. Тогда и появились на Руси рукописные сказания о «добром князе Винчеславе» и его благочестивых предках (так называемые «Пражске зломки»), а из уст в уста легенды о нем передавали и ранее.

Сегодня можно воспринимать св. Вацлава как символ чешского патриотизма и национального самосознания. Историки уверяют, что традиционное растолкование таинственной битвы 929 г. не полностью соответствует истине. Согласно одной из легенд немецкий король, который перед битвой увидел Вацлава во главе чешской армии, сошел с коня и покорился ему. Когда Вацлав удивился, почему он сдается без боя, немецкий король ответил: «Разве я могу с тобой сражаться, если за твоей спиной стоят два ангела в таких пышных доспехах?»

Храм великомученика Димитрия Солунского

В посёлке Восточный

17 марта-Благоверный Князь Вячеслав Чешский

Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол.

Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита.

Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935 году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургии только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученика, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронил их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

Полное житие благоверного князя Вячеслава Чешского

Святой Вячеслав происходил из княжеского рода, правившего в Чехии[1], и приходился внуком святой мученице Людмиле[2]; его родители – Вратислав[3], князь Чешский, и жена его Драгомира имели, кроме него, еще двух сыновей: Болеслава и Спытигнева, и несколько дочерей; среди всех он выдавался своими дарованиями и добротой. Когда святой Вячеслав стал подрастать, отец его, по обычаю того времени, просил епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие. Епископ, отслужив литургию в церкви Пресвятой Богородицы и поставив затем отрока на ступени храма, благословил его такими словами:

– Господи Боже, Иисусе Христе, благослови сие отроча, якоже благословил еси праведных Твоих – Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену.

С этого-то особенно времени Божией благодатию отрок стал расти и преуспевать. Бабка его, святая Людмила, поручила одному священнику, своему духовнику, учить его славянской грамоте, которою святой очень скоро овладел вполне. Видя его успехи, отец отправил его в город Будеч учиться латинскому языку и другим наукам; во всем этом он преуспевал к удивлению учителей.

Но волею Божиею случилось, что князь Вратислав скоро умер[4], и святой Вячеслав, юный еще возрастом, вступил на родительский престол. Здесь в сане правителя выказал он в особенности свои дарования: вместе с своею матерью он старался об улучшении управления страны, заботился о своем семействе: выдал замуж сестер своих в соседние княжества, наблюдал за воспитанием младших братьев, не упуская случая и самому расширить свои познания, так что скоро он изучил вполне не только славянскую и латинскую, но и греческую грамоту, превосходя в этом отношении всякого священника или даже епископа. Бог благословлял его деятельность, одаряя его премудростью. Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову Евангельскому: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф.25:35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом.

Но диавол, исконный враг рода человеческого, и теперь всячески старался посеять смуты: некоторые зломысленные вельможи захотели воспользоваться молодостью святого, так как по смерти отца своего он остался всего восемнадцати лет. И вот, сначала они стали восстанавливать князя Вячеслава против его матери, говоря, что она убила его бабку, святую Людмилу, и злоумышляет против него. Вячеслав сперва поверил этим словам и отправил свою мать в город Будеч, но скоро вспомнил слова апостола Павла: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием» (Еф.6:2); вернул мать обратно в свой дом и с горькими слезами каялся, говоря:

– Господи Боже мой, не вмени мне сего во грех, – и повторял слова Псалмопевца: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай» (Пс.24:7).

С этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась его благочестию и доброте: он питал увечных, заботился о вдовах и сиротах, выкупал пленных, всем делал добро, и всюду прославлялось имя доброго и праведного князя Вячеслава.

Злонамеренные вельможи, увидав, что их замыслы не удались вследствие разума и благонравия святого, стали возмущать против него брата его – Болеслава, который, как младший, должен был подчиняться Вячеславу. Они внушили Болеславу, будто князь Вячеслав со своими советниками и с матерью умышляют извести его, и советовали ему для спасения своей жизни убить святого князя и самому занять княжеский престол. Эти злобные советы соблазнителей смутили ум Болеслава, и он стал помышлять о смерти своего брата, подобно тому, как почти сто лет спустя[5] Святополк Окаянный, желая быть единовластным в Русской земле, задумал избить братьев.

Желая исполнить свое преступное намерение, Болеслав пригласил брата к себе на освящение церкви, которое должно было произойти в воскресный день, с коим совпало тогда и празднование памяти святых Космы и Дамиана. Святой Вячеслав, приехав и отслушав святую литургию, хотел возвратиться обратно в Прагу[6], но Болеслав стал удерживать его, упрашивая не обидеть его отказом от угощения, которое он приготовил. Святой согласился остаться, хотя, когда он вышел на двор Болеславов, слуги предупреждали его о замыслах брата. Святой не поверил этому, возлагая всю свою надежду на Бога. Весь тот день они в радости провели вместе; а между тем ночью злодеи собрались во дворе одного из заговорщиков, по имени Гневыса, и вместе с Болеславом обдумывали, как бы им убить св. Вячеслава, и решили напасть на него, как только он встанет и пойдет к утрене, так как знали, что по благочестию своему святой не пропустит службы. И их предположения сбылись: лишь только раздался благовест к утрене, Вячеслав тотчас встал со словами:

– Слава Тебе, Господи Боже мой, яко дал еси свет и мне дожити до сего утра.

Затем он оделся и, умывшись, пошел в церковь; в воротах дома его догнал Болеслав. Святой, обернувшись, сказал:

– Здравствуй, брат; вчера хорошо…

Но не успел он докончить своей речи, как Болеслав по наущению диавола выхватил свой меч из ножен и ударил им брата по голове со словами:

– Сегодня хочу тебя еще лучше угостить.

– Брат, что ты задумал?

И схватив его и повалив на землю, спросил:

– Брат мой, какое зло я сделал тебе?

Но тут подбежал один из заговорщиков и поразил святого в руку. Тогда он, оставив Болеслава, побежал к церкви. Заговорщики бросились за ним и двое из них – Честа и Тира – зарубили его в самых дверях церковных, а третий – Гневыса – пронзил его еще мечом в ребра. Блаженный испустил дух со словами:

– Господи, в руки Твои предаю дух мой.

По убиении князя злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого святой Вячеслав приютил в своем доме; заговорщик Тира стал советовать Болеславу напасть и на мать, чтобы сразу избавиться и от брата и от матери, но тот ответил, что это еще успеется, так как ей некуда скрыться.

Тело же святого Вячеслава заговорщики изрубили и бросили без погребения, только какой-то священник прикрыл его покрывалом. В то время мать святого, услышав о его убиении, бросилась искать его и, увидев изрубленные его останки, залилась горькими слезами. Она собрала все части его тела и, не смея отнести их к себе, тут же, на дворе священника этой церкви, омыла, одела, и тогда его отнесли в церковь и положили там. Отдавши этот последний долг своему мученически погибшему сыну, мать святого Вячеслава, спасаясь от смерти, укрылась в стране хорватов[7], так что, когда Болеслав вздумал и к ней послать убийц, то они ее уже не могли найти.

Останки блаженного князя несколько времени еще находились в церкви, ожидая погребения, пока, наконец, позволили позвать священника, чтобы совершить отпевание святого мученика и похоронить его. А кровь его, пролитую в дверях церковных, как ни старались, никак не могли отмыть. По истечении же трех дней она сама исчезла чудесным образом[8].

Вскоре братоубийца Болеслав сознал свой тяжкий грех и горько плакал, раскаиваясь и говоря:

– Я согрешил, и грех мой и беззакония мои я знаю, Боже, помоги мне, грешному.

Он послал священников и своих приближенных перенести мощи святого Вячеслава в стольный град Прагу, и их с честью положили по правую сторону алтаря в церкви святого Вита, которую создал сам святой.

Примечания

[1] Чехия занимает Среднеевропейское плоскогорье, окруженное со всех почти сторон горами и орошаемое рекой Лабой (Эльбой) с ее притоками. В отдаленной древности эта страна была занята кельтским народом – бойями, от которых она носит другое название – Богемии. Незадолго до Р.Х. бойи были изгнаны германцами, маркоманами, ведшими долгие войны с римлянами и окончательно исчезнувшими в половине V в.; вскоре после этого, вероятно, поселились в опустевшей стране….

Жизнеописание и иконография Вячеслава Чешского, о чем просят и молитвы

Зарождение и распространение христианской религии часто сопровождалось различными проблемами. Существует много исторических фактов, согласно которым проводилось немало гонений на христиан. С некоторыми появлявшимися проблемами боролся князь Вячеслав. Сегодня многие верующие люди читают Вячеславу Чешскому молебны, чтобы укрепить свою веру в Господа.

Краткое жизнеописание

Прежде чем помолиться святому Вячеславу, необходимо ознакомиться с его краткой биографией.

Происхождение

О происхождении Вячеслава известно не так много. Даже сегодня историки не знают точной даты его рождения. Известно, что он был внуком княгини Людмилы, которая занималась его воспитанием. Именно она привила ему любовь к христианской вере. Она настояла на том, чтобы парень получил качественное образование. Для этого его отдали на обучение пресвитеру Павлу, который ранее был одним из учеников Мефодия.

Отец Вячеслава погиб, когда парню было восемнадцать лет. Случилось это в начале 920-х годов во время битвы с венграми. После этого трагичного события молодому Вячеславу пришлось вступить на княжеский престол, чтобы занять место отца.

Житие и служение Богу

Правление Вячеслава Чешского многие историки считают мудрым и справедливым. Во времена своего княжества он немало времени уделял христианской вере и заботился о ней. Князь также способствовал христианскому просвещению своего народа. Прага и другие города застраивались священными храмами, в которые люди могли приходить для проведения молебнов. Вячеслав даже выкупал деток язычников, которых продавали в рабство, и отдавал их на перевоспитание в христианские школы.

Князь был очень миролюбивым человеком, он уважал духовенство, строил и украшал уже возведенные храмы. Он сделал многое, чтобы на территории Чехии укрепить христианство. Например, благодаря поручению Вячеслава мощи мученика Вита были перенесены в Прагу. Специально для этого в столице был построен храм, названный в честь Вита.

Смерть

Немецкое духовенство, которое ранее занималось преследованием Мефодия, начало противодействовать и Вячеславу. Они делали все, чтобы настроить против него влиятельных чешских вельмож. Духовенству это удалось, так как против князя начали плестись различные интриги. Им даже удалось повлиять на младшего брата Болеслава. Они пообещали, что он займет престол, если Вячеслав погибнет. Чтобы избавиться от старшего брата, Болеслав пригласил его на освящение церкви. Вячеслав пришел туда утром, после чего был убит родным братом и его близкими друзьями. Похоронен Вячеслав был в небольшой церквушке. Однако позже его мощи были перенесены в столицу в храм святого Вита.

Почитание святого

У Вячеслава Чешского, как и у любого другого святителя, есть определенные даты для почитания. Многие считают, что почитать святого необходимо на его именины, однако это не так. В Русской православной церкви днем почитания считается 11 октября. Это день, когда князь был убит рукой собственного брата. Также день ангела празднуется 4 марта. Именно в этот период мощи святого были перенесены в Прагу.

Иконография

В православии иконы с изображением святого Вячеслава Чешского появились не сразу. Дело в том, что до начала семнадцатого века о священнослужителе было известно не так много информации. Поэтому сначала иконописцы изображали святителя не так, как он выглядел на самом деле. Тогда каждая икона показывала седовласого старца. Однако на самом деле в последние дни жизни князь был довольно молод. Найти такие старые иконы довольно сложно. Одна из них хранится в Успенском соборе. Поэтому каждый желающий может посетить его и собственными глазами увидеть, как раньше изображали чешского князя.

О чем просят у св. князя Вацлава

Чаще всего перед иконой Вячеславу Чешскому молятся люди, которые находятся на военной службе или чьи родственники принимают участие в ведении военных конфликтов. Также многие преклоняются перед иконой святого, чтобы укрепить свою веру. При жизни князь был мудрым правителем и поэтому ему часто молятся для благополучия в стране. Семейные пары обращаются за помощью к святителю и просят его о гармонии в семье.

Также Вячеславу молятся для:

  • устранения проблем в личной жизни;
  • решения финансовых проблем;
  • улучшения здоровья.

Текст молитвы

Прежде чем помолиться Вячеславу Чешскому, необходимо ознакомиться с текстом молитвы:

О, святы́й благове́рный кня́же му́чениче Вячесла́ве, избра́нный воево́до земли́ Че́шския и всех христиа́н слове́нских те́плый пред Бо́гом предста́телю! Днесь, в па́мять твою́ единоду́шно соше́дшеся в честне́м хра́ме сем и пред ико́ною твое́ю умиле́нно моля́щеся, си́це из глубины́ се́рдца на́шего к тебе́ взыва́ем: Ты в житии́ твое́м ревни́тель и защи́тник правосла́вныя ве́ры был еси́, и нас в ней те́плыми твои́ми к Бо́гу моли́твами непоколеби́мы утверди́. Ты вели́кое возложе́нное на тя служе́ние усе́рдно проходи́л еси́, и нас твое́ю по́мощию пребыва́ти коего́ждо, в не́мже призва́н есть, наста́ви. Ты супоста́тов полки́ от оте́чества твоего́ си́лою ра́тною и му́дростию управи́тельною отгна́л еси́, и на нас ополча́ющихся всех враго́в ви́димых и неви́димых низложи́. Ты в преде́лах страны́ своея́ пра́вду и мир и милосе́рдие насажда́ти потща́лся еси́, и нам от ми́лостиваго Бо́га в сих доброде́телех преуспе́яние испроси́. Ты безви́нную кровь твою́ а́ки А́вель от руки́ бра́та своего́ пред враты́ церко́вными пролия́л еси́, и нас, я́ко чад еди́ныя ма́тере Це́ркве, братолю́бию и кро́тости научи́. О, вели́кий и сла́вный кня́же Вячесла́ве, ра́ди вя́щшия сла́вы Небе́сныя вене́ц земна́го княже́ния оста́вивый и венце́м му́ченическим пра́ведно увенча́нный! Ны́не с му́дрою наста́вницею, прама́терию твое́ю Людми́лою, и все́ми святы́ми у Престо́ла Бо́жия предстоя́, не забу́ди нас си́рых и убо́гих, я́коже в животе́ твое́м никого́же от таковы́х оста́вил еси́. И предста́тельством твои́м житие́ ти́хое и безгре́шное и к ве́чному Ца́рствию ше́ствие устро́й нам, да просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Канон

Канон Вячеславу Чешскому состоит из нескольких песен и кондаков, с текстом которых нужно заранее ознакомиться.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.

Лику́им дне́сь, ве́рнии, ра́достно, све́тлыми душа́ми пою́ще Спа́са на па́мять пречу́дную Христо́ва служи́теля Вячесла́ва.

Влады́чним Страсте́м сла́вне уподо́бился еси́, я́ко а́гня непоро́чно, без пра́вды убива́емь, те́м с ли́ки му́ченик, богоблаже́нне, ны́не весели́шися.

Сме́рть хода́таицу жи́зни прии́м, вся́ческим Влады́це ны́не в сла́ве предстои́ши, ея́же и на́м улучи́ти умоли́, свя́те, творя́щим твою́ па́мять пречу́дную.

Кто́ испове́сть твоя́ чудеса́, сла́вне, я́же твори́ши в ми́ре без числа́? Вы́ну бо все́м ве́рным оби́льно дае́ши исцеле́ние.

Богоро́дичен: Впа́дша мя́ в разбо́йники душегу́бными де́лы и сме́ртию потопле́на воздви́гни, молю́ Ти́ ся́, Госпоже́: Сы́ну Своему́ и Бо́гу за мене́ помоли́ся.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.

Любо́вию Христо́вою при́сно разжиза́емь к це́ркви святе́й, та́мо, преблаже́нне, я́ко а́гнец незло́бив, непра́ведное претерпе́л еси́ убие́ние.

Кро́вию ти́ пресве́тлою Це́рковь твоя́ укра́шшися, све́тлы лучи́ испуща́ет чуде́с, пою́щи па́мять ти́, достосла́вне.

Заря́ми Тро́ичными измла́да просве́щся, Христу́ насле́дник, свя́те, бы́сть, Его́же моли́ посла́ти ми́р душа́м на́шим.

Богоро́дичен: Чу́до Бо́жия Рождества́ Ти́, Чи́стая, вся́каго естества́ прехо́дит чи́н: Бо́га бо Пресу́щна зача́т во чре́ве и, ро́ждши, пребыва́еши Присноде́ва.

Конда́к, гла́с 3:

Кня́же, во́ине страны́ Боге́мии преди́вныя, смире́нным кня́жеским служе́нием спасе́ние стяжа́вый, у ца́рскаго престо́ла, свя́те Вячесла́ве, вене́ц сла́вы му́ченика за Христа́ прия́л еси́, и ны́не усе́рдно мо́лишися о ве́рных, Ду́хом Бо́жиим к ве́чному блаже́нству угото́ванных, страну́ Че́шскую храни́ти в Правосла́вии с любо́вию призыва́я, во е́же спасти́ся душа́м на́шим.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.

Благоде́тельно измла́да в ве́ре чи́сте воспита́н, чи́стыми свои́ми труды́ любо́вию Влады́це после́довал еси́, наде́ждею На́нь льсти́ваго врага́ посрами́в.

Све́тлостию сия́я, свя́те Вячесла́ве, грехи́ омраче́ны су́щия просвети́ твои́ми моли́твами, с ли́ки му́ченик имы́й дерзнове́ние за на́с моли́тися.

Мечи́ ссека́емь, свя́те, непобеди́ме, врага́ лука́ваго мече́м терпе́ния ссе́кл еси́, те́м и вене́ц прия́т из руки́ Вседержи́теля.

Богоро́дичен: Неизглаго́ланы и непостижи́мы, богоподо́бны вои́стину су́ть Твоего́, Богоро́дице, Рождества́ земны́м и небе́сным, Присноде́во, та́йны.

Конда́к, гла́с 1.

С ли́ки а́нгельскими предстоя́, блаже́нне кня́же Вячесла́ве, наслажда́ешися Боже́ственныя и неизрече́нныя добро́ты, и, отту́ду благоде́тельныя да́ры поче́рп чуде́с, все́м притека́ющим ве́рою под твою́ святы́ню источа́еши цельба́м дарова́ние.

Молитвы святому Вячеславу Чешскому

Зарождение и распространение христианства проходило не без проблем. Из истории всем известно о гонениях на христиан, трудной и долгой борьбе с язычеством. В этой борьбе принимал участие и Вячеслав Чешский. Теперь же читают молитвы святому Вячеславу, чтобы укрепить веру в Господа.

  1. Жизнеописание Вячеслава Чешского
  2. В чем помогают молитвы святому Вячеславу?
  3. Молитвы Вячеславу Чешскому
  4. Тропарь, глас 4
  5. Ин тропарь
  6. Кондак, глас 1
  7. Величание благоверному князю Вячеславу Чешскому
  8. Молитва благоверному князю Вячеславу Чешскому

Жизнеописание Вячеслава Чешского

  • 17 марта — Перенесение мощей
  • 11 октября

В православии почитается святая Людмила, княгиня Чешская, она же была бабушкой Вячеслава, воспитавшей его христианином. В 18 лет он взошел на престол, после смерти отца, князя Вратислава, в 920 году. Хотя он был слишком юн для упавших на его плечи обязанностей, управлял подданными и землями Вячеслав мудро. Его обучал ученик святителя Мефодия, пресвитер Павел, потому знал грамоту, имел широкий кругозор, владел латинским, греческим и славянским языками.

Князь Вячеслав все силы бросил на искоренение язычества и распространение христианства на своих землях. Он выкупал детей-рабов и направлял на воспитание христианам, возводил церкви, украшал храмы. При нём был построен храм святого Вита в Праге, куда были перенесены мощи святого Вита.

Немецкое духовенство, не переносившее святителя Мефодия, ополчилось и на Вячеслава, подговаривая его вельмож. Интриги стали сплетаться вокруг брата князя, Болеслава, мечтавшего о престоле. Для Вячеслава устроили ловушку – Болеслав позвал брата якобы на освещение храма. Верные слуги пытались предупредить князя Вячеслава о заговоре, но он не желал слушать. Когда же князь пришел к утрене, брат и вельможи зарезали его прямо на пороге храма. Изуродованное тело так и лежало днями, приводя народ в ужас. Мать княжичей, узнав о случившемся, похоронила сына в церкви у княжеского имения. Кровь с порога храма долго не получалось оттереть, но спустя несколько дней она пропала сама.

Занявший престол Болеслав стал насаждать католичество, искореняя в Чехии православие. При его правлении литургии читали лишь на латинице. Спустя время брат раскаялся в содеянном и перенес мощи Вячеслава, прозванного народом «мученик», в церковь святого Вита.

День памяти святого Вячеслава отмечают 11 октября, его, как и бабушку – святую Людмилу, почитают как покровителя Чехии.

В чем помогают молитвы святому Вячеславу?

С молитвой к святому Вячеславу Чешскому обращаются, чтобы исповедаться или попросить благословения. Он наставляет на истинный путь, укрепляет веру и отгоняет нечистые мысли.

Молитву Вячеславу Чешскому читают для защиты от нечистых сил и недругов. Чтение молитвы помогает избавиться от стресса и негатива, которые пагубно сказываются на делах и здоровье. Также молитва святому Вячеславу помогает обрести смирение и любовь, терпение и добродетель.

Молитвы Вячеславу Чешскому

Тропарь, глас 4

Днесь А́нгели с челове́ки ра́дуются вку́пе о́бщим весе́лием,/ Не́бо и земля́ све́тло лику́ют в па́мять твою́, свя́те./ И мы, гре́шнии, приле́жно ти вопие́м:/ помоли́ся к Влады́це о нас,/ изба́вити ны от напа́сти/ ви́димых и неви́димых враг,// чту́щих пресве́тлую па́мять твою́.

Перевод:

Сегодня Ангелы с людьми радуются вместе общей радостью, Небо и земля громко поют в память твою, святой. И мы, грешные, настойчиво к тебе взываем: помолись Владыке о нас об избавлении от нападения видимых и невидимых врагов, так как мы почитаем пресветлую память твою.

Ин тропарь

Благочести́ваго ко́рене о́трасль пречестна́я,/ святы́й благове́рный вели́кий кня́же Вячесла́ве,/ побо́рник быв Восто́чныя в Че́хах Це́ркве/ и прибе́жище те́плое убо́гим и си́рым,/ я́ко вторы́й А́вель, незло́биве претерпе́л еси́ смерть,/ во главу́ усече́н руко́ю бра́та пред враты́ церко́вными./ Те́мже и всели́ тя Христо́с/ я́ко испове́дника пра́выя ве́ры во оби́тели Небе́сныя,/ просла́ви всечестну́ю па́мять твою́ в слове́нских язы́цех/ и дарова́ тя ско́раго помо́щника всем, почита́ющим тя./ Моли́ся о лю́дех твои́х ко Го́споду,// да обрати́т их в ло́но Правосла́вныя Це́ркве и спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 1

С ли́ки А́нгельскими предстоя́,/ блаже́нне кня́же Вячесла́ве,/ наслажда́ешися Боже́ственныя и неизрече́нныя добро́ты,/ и отту́ду благоде́тельныя да́ры поче́рп чуде́с,/ всем, притека́ющим ве́рою под твою́ святы́ню// источа́еши цельба́м дарова́ние.

Перевод:

С ангельскими хорами пребывая, блаженный князь Вячеслав, наслаждаешься Божественной и несказанной красотой, и оттуда почерпнув дары благотворения чудес, всем, приходящим с верой к твоей святыне, источаешь исцелений дарование.

Величание благоверному князю Вячеславу Чешскому

Велича́ем тя́, благове́рный кня́же Вячесла́ве, и чти́м святу́ю па́мять твою́, ты́ бо мо́лиши за на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва благоверному князю Вячеславу Чешскому

О, святы́й благове́рный кня́же му́чениче Вячесла́ве, избра́нный воево́до земли́ Че́шския и всех христиа́н слове́нских те́плый пред Бо́гом предста́телю! Днесь, в па́мять твою́ единоду́шно соше́дшеся в честне́м хра́ме сем и пред ико́ною твое́ю умиле́нно моля́щеся, си́це из глубины́ се́рдца на́шего к тебе́ взыва́ем: Ты в житии́ твое́м ревни́тель и защи́тник правосла́вныя ве́ры был еси́, и нас в ней те́плыми твои́ми к Бо́гу моли́твами непоколеби́мы утверди́. Ты вели́кое возложе́нное на тя служе́ние усе́рдно проходи́л еси́, и нас твое́ю по́мощию пребыва́ти коего́ждо, в не́мже призва́н есть, наста́ви. Ты супоста́тов полки́ от оте́чества твоего́ си́лою ра́тною и му́дростию управи́тельною отгна́л еси́, и на нас ополча́ющихся всех враго́в ви́димых и неви́димых низложи́. Ты в преде́лах страны́ своея́ пра́вду и мир и милосе́рдие насажда́ти потща́лся еси́, и нам от ми́лостиваго Бо́га в сих доброде́телех преуспе́яние испроси́. Ты безви́нную кровь твою́ а́ки А́вель от руки́ бра́та своего́ пред враты́ церко́вными пролия́л еси́, и нас, я́ко чад еди́ныя ма́тере Це́ркве, братолю́бию и кро́тости научи́. О, вели́кий и сла́вный кня́же Вячесла́ве, ра́ди вя́щшия сла́вы Небе́сныя вене́ц земна́го княже́ния оста́вивый и венце́м му́ченическим пра́ведно увенча́нный! Ны́не с му́дрою наста́вницею, прама́терию твое́ю Людми́лою, и все́ми святы́ми у Престо́ла Бо́жия предстоя́, не забу́ди нас си́рых и убо́гих, я́коже в животе́ твое́м никого́же от таковы́х оста́вил еси́. И предста́тельством твои́м житие́ ти́хое и безгре́шное и к ве́чному Ца́рствию ше́ствие устро́й нам, да просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ссылка на основную публикацию