В чем помогает святая великомученица Евфимия Всехвальная

Святая Евфимия

Святая Евфимия

Евфимия Всехвальная

Фреска XVII века (церковь Троицы в Никитниках, Москва)
умерла304 год
почитаетсяв Православной и Католической церквях
в ликевеликомучеников
день памятив Православии: 11 июля и 16 сентября (по юлианскому календарю), в Католицизме: 16 сентября
подвижничествомученическая смерть, чудо во время Четвёртого Вселенского собора

Евфимия Всехвальная (Евфимия Халкидонская; ? — 16 сентября 304, Халкидон) — христианская святая, почитаемая в лике великомучеников. Память совершается в Православной церкви 11 июля и 16 сентября (по юлианскому календарю), в Католической церкви 16 сентября.

Содержание

Жизнеописание

Согласно житию́ Евфимия была жительницей Халкидона, происходила из христианской семьи. Во время гонений императора Диоклетиана Приск, правитель города, повелел собрать всех жителей на праздник в честь бога Арея (Марса). Местная христианская община во время праздника тайно совершала богослужение, за что её члены, в том числе и Евфимия, были арестованы и приведены к правителю. После продолжительных мук христиан отправили на суд к императору, а молодую Евфимию правитель оставил в городе, решив, что без поддержки она не выдержит истязаний: «мучитель изобретал всякие средства, чтобы прельстить ее, ласковыми словами, подарками и различными обещаниями уловляя ее девическое сердце». [1]

После того, как Евфимия отвергла предложения Приска, её подвергли различным истязаниям, в которых, как повествует житие, она осталась невредимой благодаря Божией помощи (от колеса с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела, её спас явившейся ангел, остановивший колесо и исцеливший раны; в огненной печи, куда Евфимию должны были бросить, воины Виктор и Сосфен увидели двух ангелов и сами стали христианами). Видя мужество Евфимии, Приск приказал отдать её на растерзание зверям:

Когда святую вели в цирк, где ее должны были растерзать звери, она молилась, чтобы Господь послал конец ее мучению, принял душу ее в Свои руки и повелел ей из многострадального тела перейти в желанную страну.

Когда святая Евфимия окончила свою молитву, на нее были выпущены звери — львы и медведи, но они, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Одна только медведица нанесла ей небольшую рану, из которой потекла кровь; в это время послышался голос с неба, призывавший ее в горние обители, и тотчас она предала дух свой Господу, ради Коего со всею преданностью пострадала. И потряслась земля и город заколебался, стены разрушались, храмы падали и всеми овладел великий ужас. Когда же все в страхе убежали из цирка, святое тело мученицы осталось простертым на земле. [1]

Тело Евфимии было взято её родителями и похоронено в окресностях Халкидона. Позднее над её могилой был построен величественный храм, в котором в 451 году проходил Четвёртый Вселенский собор. Мощи святой при императоре Феодосии Великом былы перенесены в Александрию, но затем вновь возвращены в Халкидон. В 617 году после завоевания города персами мощи перенесли в Константинополь. В период иконоборчества при императоре Константине Копрониме мощи Евфимии были выброшены в море и, как повествует Церковное Предание, были обнаружены у берегов острова Лимасол, где тайно хранились в местной церкви под спудом. При императрице Ирине мощи святой Евфимии были торжественно возвращены в Константинополь.

Существует предание, что в 800 году саркофаг с мощами святой исчез из Константинополя и был найден в хорватском городе Ровинь, где для него был был построен собор, ставший кафедральным. В настоящее время он является местом христианского паломничества к мощам великомученицы Евфимии.

Чудо святой Евфимии

В 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии проходили заседания Четвёртого Вселенского собора, на котором шли споры с монофизитами о наличии в Иисусе Христе двух природ: божественной и человеческой. Согласно церковному преданию, константинопольский патриарх Анатолий предложил Собору решить этот спор через обращение к Богу посредством мощей святой Евфимии. Была вскрыта рака с её мощами и на грудь святой положили два свитка с православным и монофизитским исповеданием веры. Раку закрыли и в присутствии императора Маркиана опечатали. На три дня участники Собора наложили на себя строгий пост и усиленно молились:

С наступлением четвёртого дня пришёл царь и весь собор к честному гробу святой и, когда, сняв царскую печать, открыли гроб, то увидели, что свиток правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток зловерных лежит у ней в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку как живая, подала царю и патриарху свиток с правым исповеданием. [2]

В память о данном чуде в Православной церкви установлено особое празднование в честь святой Евфимии, совершаемое 11 июля (по юлианскому календарю).

Примечания

  1. 12 Страдание святой всехвальной великомученицы Евфимии
  2. Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной

Ссылки

  • Святая великомученица Евфимия Всехвальная, мученики Виктор и Сосфен на сайте Православие.Ru
  • Воспоминание чуда святой Евфимии Всехвальной

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Святая Гора
  • Святая Екатерина

Смотреть что такое “Святая Евфимия” в других словарях:

Евфимия Халкидонская — Евфимия Всехвальная Фреска XVII века (церковь Троицы в Никитниках, Москва) умерла 304 год почитается в Православной и Католической церквях … Википедия

Евфимия Всехвальная — Фреска XVII века (церковь Троицы в Никитниках, Москва) … Википедия

ЕВФИМИЯ Всехвальная — ЕВФИМИЯ Всехвальная, Халкидонская (ум. 304), святая великомученица, пострадавшая в гонение императора Диоклетиана (см. ДИОКЛЕТИАН). Существует предание, что на Четвертом Вселенском соборе мощи святой Евфимии были использованы для разрешения спора … Энциклопедический словарь

ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ — († нач. IV в.), вмц. Халкидонская (пам. 16 сент., 11 июля), пострадала при имп. Диоклетиане. Год ее смерти неизвестен, возможно 303 или 304 г. Сохранилось большое количество анонимных редакций Мученичества Е. В. (в основном неизданные).… … Православная энциклопедия

Санта-Эуфемия — (порт. Santa Eufémia, исп. Santa Eufemia Святая Евфимия) топоним: Санта Эуфемия (Испания) город и муниципалитет в Испании, входит в провинцию Кордова, в составе автономного сообщества Андалусия. Муниципалитет находится в… … Википедия

Ирсина — Коммуна Ирсина Irsina Страна ИталияИталия … Википедия

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I — [Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. საჟართველოს მართლმადიდებელი ეკლესია], Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и… … Православная энциклопедия

ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия

ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II — Е. в православной Церкви II тысячелетия Е. в Византии в XI в. К XI в. визант. богослужение приобрело почти тот вид, какой оно сохраняло в правосл. Церкви все последующее тысячелетие; в его основе лежала древняя к польская традиция, значительно… … Православная энциклопедия

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (Портаитисса, Вратарница) [греч. Πορταΐτισσα] (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы обретение, 13 окт. перенесение в Москву в 1648, в нек рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.), одна из самых чтимых святынь христ. Востока.… … Православная энциклопедия

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Исаакий Далматский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

День святого Исаакия почитается среди православных. Он отличился произведением некоторых чудес и не раз помогал нуждающимся своими молитвами и наставлениями. Не удивительно, что даже после его смерти люди не перестают обращаться к нему за помощью.

Житие святого

Есть мнение, что он был сирийским отшельником. Во времена гонений он скрывался в пустыне. Там он услышал голос с небес, который повелел ему отправляться в Константинополь.

С того момента житие Исаакия Далматского очень изменилось. Царь как раз собирался в поход. Святой приходил несколько раз и молил о прекращении гонения христиан. В таком случае Господь будет всегда и во всем помогать ему. Только тот отмахнулся и велел схватить старца и кинуть в плохо пахнущее болото. Из него никому не удавалось выбраться, но 2 ангела спасли его. После этого он вернулся к императору и предрек разгром его войск в битве, а также погибель в огне.

Разъяренный властелин отдал приказ поместить его в темницу до того момента, когда он вернется. Но не судилось им снова встретится. Сбылось все, о чем он говорил.
Вести о нем дошли до Константинополя. Новый властелин велел выпустить заключенного и принял, как подобает самому дорогому гостю в своем дворце. Он выявил желание отправится назад в пустыню, но благочестивые богачи начали упрашивать его не покидать их. Взамен на это он попросил построить ему келью. Она была в пригороде.

К нему постоянно шли целые толпы паломников со своими молитвами. Через некоторое время вокруг нее образовали монастырь. Там святой прожил до конца своих дней. перед кончиной он созвал своих учеников и назначил приемника. После кончины его останки были погребены в алтаре храма св. Стефана. Есть упоминания в некоторых летописях о том, что частица мощей хранится на Афоне в скиту Новая Фиваида.

Дни памяти Исаакия Далматского выпадают на:

  • 4 апреля;
  • 12 июня;
  • 16 августа.

Икона святого Исаакия

Мы все в сложных жизненных ситуациях обращаемся к высшим силам. Мы проливаем горькие слезы и стараемся обратить на наши проблемы их внимание. Чаще всего к нему обращаются для:

  • наставления на путь истинный;
  • принятия правильного решения;
  • исцеления от многих недугов и прочего.

Считается, что особую силу имеют те прошения, которые произносятся перед иконой Исаакия Далматского. Но в данном случае не столь важны слова, сколько вера в Господа и направление на положительный результат.

«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Исаакий, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.»

Собор святого

Одним из наибольший по значимости есть собор святого Преподобного Исаакия Далматского в Санкт Петербурге. Он поражает своей красотой и многогранностью. Не раз вокруг него были споры по поводу того, отнести его стоит к религиозным сооружениям или музеям. Большинство искусствоведов считают его уникальным по своему строению.

Это практически единственный собор на территории России в его честь. Изначально он был деревянным, но после его отстроили из камня. В нем соединилось внутреннее убранство и прекрасный архитектурный ансамбль. При украшении его были использованы различные отделочные камни. А взгляд не возможно отвести от витражей и мозаик.

Те, кто увидели его хоть раз, больше никогда не забудут его красоты.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о свято Исааке:

Святой Исаакий Далматский

Согласно историческим сведениям, преподобный Исаакий был рожден в Сирии, но о детстве и юношестве христианского подвижника мы не знаем почти ничего. Сам же Святой неоднократно говорил, что его жизнь до начала отшельнического пути не имеет большого значения для последователей, ведь главным делом жизни Исаакия Далматского было служение Господу.

До нас дошло много исторических свидетельств об отшельническом периоде жизни праведника — благодаря христианским подвигам и истинному благочестию Святой Исаакий смог прославить свое имя в веках.

Житие Исаакия Далматского

Святой Исаакий вел отшельнический образ жизни и провел в пустыне несколько десятков лет, прежде чем услышал глас свыше, повелевающий ему отравляться в Константинополь. В те времена столица Византии была охвачена еретическими учениями, сторонниками которых был действующий император Валент.

Святой Исаакий неоднократно просил Валента отречься от лжеучения и прекратить гонения на православных христиан, но правитель не хотел слышать никаких доводов праведника. Своим воинам он приказал избить Исаакия и бросить его в болото, из которого прежде не удавалось спастись ни одному человеку.

Однако правитель не предвидел, что ангелы спасут праведника из зловонной тины, и он вновь предстанет перед императором, не отказавшись от своих намерений защитить христиан от произвола властей. Тогда Валент приказал бросить Святого в темницу, пообещав Исаакию разобраться с ним по возвращении из военного похода.

Святой сказал правителю, что их встрече не суждено состояться, и предсказал Валенту страшную смерть. Так случилось на самом деле — войско императора было разгромлено неприятелем, а сбежавший правитель был сожжен заживо в амбаре, в котором он хотел спрятаться от преследователей.

Читайте также:  Гордий Каппадокийский

Наследником престола стал Феодосий Великий. Сразу после восхождения на трон он приказал освободить Святого Исаакия из темницы и принял его во дворце со всеми почестями. После участия во Втором Вселенском Соборе Святой хотел отправиться в свою келью и продолжить пустынножительство, но его ученики упросили его не делать этого и остаться в Константинополе.

Интересно! Иногда Исаакий сам посещал тех людей, которые из-за слабого здоровья не могли прийти к нему сами. Неоднократно монарх Феодосий приглашал праведника к себе во дворец, где встречал его с неизменными почестями.

Для Святого построили уединенную келью, чтобы он мог проводить достаточно времени в молитве, полностью посвящая себя общению с Богом. Несмотря на то, что келья Святого располагалась за чертой города, туда постоянно приходило много людей. Простые жители Константинополя ежедневно приходили к Святому за советами и наставлениями, и Святой Исаакий не отказывал никому.

Вскоре на том месте, где изначально была построена келья монаха, был возведен монастырь. В нем Исаакий Далматский и прожил до самой смерти. Святой предчувствовал скорое приближение смерти, поэтому заранее выбрал преемника из числа своих учеников. Сразу после этого Святой тихо отошел к Господу.

Феодосий Великий был сильно огорчен смертью подвижника и приказал похоронить Исаакия Далматского в кафедральном соборе Константинополя с большими почестями. Однако ученики Исаакия и простые иноки монастыря знали, что предстоятель был скромным человеком, не желавшим пышных торжеств. Они упросили правителя похоронить Святого в церкви, расположенной недалеко от монастыря, в котором жил праведник. Так Исаакий Далматский был похоронен в алтаре храма святого Стефана.

Образ преподобного Исаакия

Святой Исаакий особо почитается Русской Православной Церковью, иконы с изображением этого Святого украшают стены многих храмов, часто встречаются в домашних иконостасах верующих. Даже после его смерти верующие продолжают обращаться к Святому за помощью.

Обычно на иконах Исаакий Далматский изображен в виде пожилого монаха, одетого в темную рясу. В правой руке праведник держит крест, а в левой — свиток. В православной традиции встречаются преимущественно поясные изображения Святого.

У иконы Исаакия Далматского верующие читают молитвы в следующих случаях:

  • в поисках жизненного предназначения;
  • с просьбой о наставлении на верный путь;
  • с просьбой об укреплении в вере;
  • для принятия правильного решения в сложной жизненной ситуации.

Обращаясь к Святому с молитвенным воззванием, верующие читают следующую молитву:

Православия ревнителю и ереси обличителю, Церкве поборниче и иноков похвало, преподобне отче наш Исаакие! К тебе во умилении сердец наших притекаем и твоея помощи ко спасению нашему просим. Ты бо пророку Божию Илии поревновал еси и Царя злочестиваго небоязненно обличил еси: ты к познанию Веры Православныя того увещевал еси и от него поругания и злострадания радуяся претерпел еси. Вразуми убо и нас молитвами твоими Евангельское благовестие неизменно соблюдати и всякой ереси противостояти, искушением же от многострастныя плоти нашея, от мира сего и от диавола бывающым противитися. Научи нас во храмех Божиих неленостно собиратися и по вся дни покаяние Господеви приносити. Веруем и уповаем, угодниче Божий, яко не вотще благолепнейшая во стране Российской церковь в Царствующем граде нашем волею Божиею во твое имя создася, но да вси православнии, от всея страны нашея во храм сей притекающии, на подвиг твой взирающе, вере твоей подражают. Испроси убо, преподобне отче Исаакие, Благоверной Ввеликой княгине нашей здравие и спасение, на супостаты же одоление, пастырем Церкве о спасении верных ревность, всем же православным христианом в Вере единомыслие и в любви преспеяние, усопшим же блаженное упокоение, да сия вся молитвами твоими восприемлюще, купно с тобою прославим Бога, дивнаго во святых своих, в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Собор Святого Исаакия

Именно в честь Исаакия Далматского назван крупнейший православный храм северной столицы. Кафедральный Исаакиевский собор был четвертым храмом, построенным в Санкт-Петербурге в честь этого Святого. Первый храм на месте современного собора был построен еще во времена правления государя Петра Великого: Петр Алексеевич с особым почтением относился к Исаакию Далматскому, так как считал его своим небесным покровителем.

По мере обветшания деревянных построек на этом месте несколько раз возводились новые храмы, названные в честь этого Святого. Так продолжалось до тех пор, пока Николай Первый не принял решение о начале масштабного строительства: в 1818 году был заложен фундамент монументальной постройки будущего собора.

Величественную храмовую постройку возводили в течение 40 лет, но даже скептики не скрывали восторга при взгляде на новый храм — полученный результат превзошел все ожидания. Вот уже на протяжении многих лет собор остается самым красивым и аутентичным храмом Петербурга, став настоящей визитной карточкой города.

Как и житие многих православных Святых, жизненный путь Исаакия Далматского отнюдь не был простым: тяжелый отшельнический быт, гонения со стороны властей, огромная ответственность за жизни людей, обратившихся за помощью — все это требует духовных сил и самоотречения. Однако все эти трудности не помешали преподобному Исаакию всегда оставаться защитником христианства и простых верующих людей.

Преподобный Исаа ́ кий Далматский, игумен

Дни памяти

Житие

Пре­по­доб­ный Иса­а­кий про­ис­хо­дил «с во­сто­ка», по всей ве­ро­ят­но­сти из Си­рии. Он под­ви­зал­ся в пу­стыне, по­ка не услы­шал го­лос с небес, по­велев­ший ему от­пра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль. При­быв ту­да, свя­той за­стал сто­ли­цу охва­чен­ной ере­сью ари­ан­ства, при­вер­жен­цем ко­то­рой был им­пе­ра­тор Ва­лент (364–378). Ко­гда им­пе­ра­тор со­би­рал­ся на вой­ну с вар­ва­ра­ми [1] , прп. Иса­а­кий несколь­ко раз под­хо­дил к нему с уве­ще­ва­ни­я­ми, про­ся от­крыть церк­ви и пре­кра­тить го­не­ния на пра­во­слав­ных. За это при­бли­жен­ные им­пе­ра­то­ра из­би­ли свя­то­го, а Ва­лент при­ка­зал бро­сить его в зло­вон­ное бо­ло­то, из ко­то­ро­го жи­вым не вы­би­ра­лось ни од­но су­ще­ство. Но 2 ан­ге­ла чу­дес­ным об­ра­зом из­ба­ви­ли прп. Иса­а­кия от ги­бе­ли. При­дя к им­пе­ра­то­ру в по­след­ний раз, он пред­ска­зал ему по­ра­же­ние в войне и ги­бель в огне. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор по­ве­лел бро­сить по­движ­ни­ка в тем­ни­цу до сво­е­го воз­вра­ще­ния. По про­ро­че­ству свя­то­го ар­мия Ва­лен­та бы­ла раз­би­та вар­ва­ра­ми, а им­пе­ра­тор, спа­са­ясь бег­ством, сго­рел в де­ре­вян­ном ам­ба­ре, по­до­жжен­ном пре­сле­до­ва­те­ля­ми.

О встре­че прп. Иса­а­кия с Ва­лен­том и пред­ска­за­нии по­ра­же­ния и ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра со­об­ща­ют так­же цер­ков­ные ис­то­ри­ки блж. Фе­о­до­рит Кир­ский [2] , Со­зо­мен [3] и неко­то­рые дру­гие. В си­нак­сар­ном Жи­тии прп. Исаакия [4] в свя­зи с эти­ми со­бы­ти­я­ми при­ве­де­на ис­то­рия, не встре­ча­ю­ща­я­ся в дру­гих ре­дак­ци­ях: святой узнал о ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра еще до то­го, как ве­сти до­шли до Кон­стан­ти­но­по­ля, ибо он чу­дес­ным об­ра­зом чув­ство­вал за­пах со­жжен­но­го те­ла, до­но­сив­ший­ся с ме­ста сра­же­ния [5] . Эта ис­то­рия бы­ла впо­след­ствии пе­ре­ска­за­на ис­то­ри­ком Иоан­ном Зо­на­рой [6] .

По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Ва­лен­та на пре­стол взо­шел им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий I Ве­ли­кий (379–395). Услы­шав о про­ро­че­стве свя­то­го, им­пе­ра­тор при­ка­зал от­пу­стить его из тем­ни­цы и с по­че­стя­ми при­нял во двор­це. По­сле это­го прп. Иса­а­кий, со­глас­но Жи­тию, участ­во­вал во II Все­лен­ском Со­бо­ре (381) (од­на­ко в спис­ках участ­ни­ков Со­бо­ра он не от­ме­чен). За­тем свя­той хо­тел вер­нуть­ся в пу­сты­ню, но бла­го­че­сти­вые вель­мо­жи Са­тур­нин и Вик­тор про­си­ли его не по­ки­дать Кон­стан­ти­но­поль и не остав­лять сво­их ду­хов­ных чад. Вняв их уго­во­рам, прп. Иса­а­кий по­про­сил по­стро­ить ему ке­лью. Каж­дый из вель­мож воз­вел в сво­ем име­нии жи­ли­ще для него, и свя­той вы­брал скром­ную ке­лью, со­ору­жен­ную Са­тур­ни­ном. Она на­хо­ди­лась в при­го­ро­де Кон­стан­ти­но­по­ля, за го­род­ски­ми сте­на­ми. К свя­то­му при­хо­ди­ло мно­го лю­дей из го­ро­да, он по­се­щал жи­те­лей по их прось­бам, чтобы по­мо­лить­ся с ни­ми и бла­го­сло­вить их до­ма. Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий так­же неод­но­крат­но при­гла­шал его во дво­рец. Прп. Иса­а­кий все­гда стре­мил­ся по­мо­гать бед­ным, и ес­ли кто-то, встре­тив его на до­ро­ге, про­сил ми­ло­сты­ни, то он сни­мал с се­бя плащ и от­да­вал ни­ще­му. Ес­ли он воз­вра­щал­ся из го­ро­да и во­ро­та уже бы­ли за­кры­ты, то по­сле мо­лит­вы и крест­но­го зна­ме­ния свя­то­го они все­гда чу­дес­ным об­ра­зом от­кры­ва­лись. Через неко­то­рое вре­мя во­круг ке­льи Иса­а­кия был ос­но­ван мо­на­стырь, впо­след­ствии на­зван­ный Дал­ма­та мо­на­стырь, ко­то­рый счи­тал­ся древ­ней­шим в Кон­стан­ти­но­по­ле [7] ; там свя­той про­жил до кон­ца сво­их дней.

По­чув­ство­вав при­бли­же­ние смер­ти, прп. Иса­а­кий со­звал уче­ни­ков, на­став­лял их в пра­вой ве­ре и вы­брал сре­ди них од­но­го, по име­ни Дал­мат, ко­то­ро­го на­зна­чил сво­им пре­ем­ни­ком.

По­сле кон­чи­ны свя­то­го им­пе­ра­тор при­ка­зал со­вер­шить тор­же­ствен­ное по­гре­бе­ние с про­цес­си­ей к церк­ви св. Ири­ны (ко­то­рая то­гда бы­ла ка­фед­раль­ным со­бо­ром Кон­стан­ти­но­по­ля). Бра­тия мо­на­сты­ря и уче­ни­ки свя­то­го ис­про­си­ли раз­ре­ше­ние по­ло­жить остан­ки Иса­а­кия в церк­ви св. Сте­фа­на, по­стро­ен­ной непо­да­ле­ку от Дал­мат­ско­го мо­на­сты­ря. Св. Иса­а­кий был по­гре­бен в ал­та­ре это­го хра­ма, спра­ва от свя­то­го пре­сто­ла.

Ис­хо­дя из тек­ста Жи­тия Иса­а­кия, го­дом его смер­ти сле­ду­ет счи­тать 383-й [8] . Од­на­ко дру­гие ис­точ­ни­ки та­кую да­ту не под­твер­жда­ют. Со­глас­но Жи­тию Дал­ма­та, Иса­а­кий жил еще при ар­хи­епи­ско­пе Ат­ти­ке (406–425). Кал­ли­ник, ав­тор Жи­тия прп. Ипа­тия Ру­фи­ни­ан­ско­го, так­же со­об­ща­ет, что св. Иса­а­кий был жив еще в 406 г., ко­гда по­се­щал прп. Ипа­тия в его мо­на­сты­ре. При этом дру­гая вер­сия Жи­тия Дал­ма­та, из­дан­ная М. Ге­део­ном, под­твер­жда­ет 383 г. как да­ту кон­чи­ны свя­то­го, од­на­ко сам из­да­тель кри­ти­че­ски от­но­сит­ся к да­ти­ров­кам это­го со­чи­не­ния, ука­зы­вая на раз­но­об­раз­ные несо­от­вет­ствия, встре­ча­ю­щи­е­ся в тек­сте [9] .

Ис­сле­до­ва­те­ли неод­но­крат­но за­тра­ги­ва­ли этот во­прос, и, по об­ще­му мне­нию, 383 г. нель­зя счи­тать го­дом смер­ти пре­по­доб­но­го. В на­сто­я­щее вре­мя об­ще­при­знан­ной яв­ля­ет­ся да­ти­ров­ка его кон­чи­ны пе­ри­о­дом по­сле 406 г. [10] Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли бо­лее кон­крет­но опре­де­ля­ют год смер­ти св. Иса­а­кия. Так, А. Ка­ме­рон от­но­сит его кон­чи­ну к 416 г. на ос­но­ва­нии дан­ных о церк­ви пер­во­мч. Сте­фа­на, в ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны мо­щи Иса­а­кия [11] . Су­ще­ству­ет мне­ние, что свя­той скон­чал­ся в 424 или 425 г. [12]

Со­глас­но О. Мей­нар­ду­су, ча­сти­цы мо­щей прпп. Иса­а­кия и Дал­ма­та хра­нят­ся в ски­ту Но­вая Фива­и­да на Афоне [13] .

По­чи­та­ние прп. Иса­а­кия в Рос­сии свя­за­но с лич­но­стью им­пе­ра­то­ра Пет­ра I, день рож­де­ния ко­то­ро­го (30 мая) сов­пал с днем па­мя­ти свя­то­го. Им­пе­ра­тор счи­тал его сво­им небес­ным по­кро­ви­те­лем, и в честь свя­то­го был воз­двиг­нут Иса­а­ки­ев­ский со­бор в С.-Пе­тер­бур­ге.

При­ме­ча­ния

[1] Речь идет о по­хо­де про­тив ве­ст­го­тов 378 г.

[2] Theodoret. Hist. eccl. IV 34

[3] Sozom. Hist. eccl. V 40

[4] Су­ще­ству­ет две вер­сии Жи­тия прп. Иса­а­кия. Бо­лее пол­ная (BHG, N 956) со­хра­ни­лась в ру­ко­пи­си Vat. gr. 1671 (X в.) и из­да­на бол­лан­ди­ста­ми (ActaSS. Mai. T. 7. P. 247–258). Ее пе­ре­вод на сла­вян­ский язык со­дер­жит­ся в Су­п­расль­ском сбор­ни­ке (XI в.), а так­же вклю­чен под 21 мар­та в ВМЧ митр. Ма­ка­рия (Иосиф, ар­хим. Оглав­ле­ние ВМЧ. С. 37; Ива­но­ва К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. Со­фия, 2008. С. 493). Ав­тор, по всей ве­ро­ят­но­сти, был ино­ком Дал­ма­та мо­на­сты­ря. Ис­сле­до­ва­те­ли обыч­но да­ти­ру­ют это Жи­тие VI–VIII вв. (Dagron. 1970. P. 231; Lenski. 2004. P. 108). Крат­кая вер­сия (BHG, N 955) оста­ет­ся неиз­дан­ной, лат. пе­ре­вод был осу­ществ­лен А. Лип­по­ма­ном и из­дан вме­сте с пол­ной вер­си­ей Жи­тия (ActaSS. Mai. T. 7. P. 258-260). Крат­кое си­нак­сар­ное Жи­тие прп. Исаакия (BHG, N 956b), со­дер­жа­щее неко­то­рые све­де­ния, не встре­ча­ю­щи­е­ся в др. вер­си­ях, бы­ло из­да­но Ф. Аль­ке­ном в 1948 г. Н. Лен­ски вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние, что обе ре­дак­ции Жи­тия, а так­же крат­кое си­нак­сар­ное Жи­тие вос­хо­дят к од­но­му ар­хе­ти­пу (Lenski. 2004. P. 108). Ис­сле­до­ва­тель Ф. Но упо­ми­на­ет о су­ще­ство­ва­нии еще од­ной вер­сии Жи­тия Иса­а­кия – в ру­ко­пи­си Paris. gr. 1453 (XII в.). Fol. 225v – 226 и при­во­дит из нее неболь­шой от­ры­вок, од­на­ко пол­ный текст до сих пор оста­ет­ся неиз­дан­ным (Nau F. Sur les mots ΠΟΛΙΤΙΚΟΣ et ΠΟΛΙΤΕΥΟΜΕΝΟΣ et sur plusieurs texts grecs relatifs à Saint Étienne // ROC. 1906. Vol. 11. P. 198-216).
До­пол­ни­тель­ные све­де­ния об Иса­а­кии и о Дал­ма­те мож­но по­черп­нуть из Жи­тия прп. Ипа­тия Ру­фи­ни­ан­ско­го (Callinicos. Vie d’Hypatios / Introd., texte crit., trad. et not. G. J. M. Bartelink. P., 1971. (SC; 177)), ко­то­рое, по мне­нию ис­сле­до­ва­те­лей, яв­ля­ет­ся бо­лее до­сто­вер­ным с ис­то­ри­че­ской точ­ки зре­ния со­чи­не­ни­ем, т. к. оно бы­ло со­зда­но вско­ре по­сле опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий; имен­но к это­му Жи­тию сле­ду­ет об­ра­щать­ся в слу­чае со­мни­тель­ных да­ти­ро­вок.

[5] Halkin F. Le synaxaire grec de Christ Church, à Oxford // AnBoll. 1948. Vol. 66. P. 77

[6] Zonara. Epit. hist. XIII 16

[7] Theoph. Chron. P. 443

[8] Это слу­чи­лось при им­пе­ра­то­ре Фе­о­до­сии I (379–395), по­сле объ­яв­ле­ния со­пра­ви­те­лем его сы­на Ар­ка­дия (383), при ар­хи­еп. Нек­та­рии (381–397), в год кон­суль­ства Ме­робав­да и Са­тур­ни­на (383).

Читайте также:  Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, расписание и как добраться

[9] Γεδεών. 1899. Σ. 144–145

[10] См.: Pargoire. Les débuts. 1899. P. 124; Idem. Date de la mort. 1899. P. 145; Dagron. 1970. P. 233; Lenski. 2004. P. 109.

[11] Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley, 1993. P. 73–75). Су­ще­ству­ет мне­ние, что И. скон­чал­ся в 424 или 425 г. (Παπαδόπουλος Σ. Γ. ᾿Ισαάκιος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007).

[12] Παπαδόπουλος Σ. Γ. ᾿Ισαάκιος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007

[13] Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 166, 194

Преподобный Исаакий Далматский

Аудио

Память 30 мая / 12 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Преподобный Исаакий Далматский

Св. Исаакий был сирийским отшельником. Он жил в пу­стыне во время антихристианских гонений императора Валента (364-379). В 378 г., когда император готовился к военному походу против готов, которые стояли в большом числе на берегах Дуная, угрожая Константинополю, св. Исаа­кий по Божественному откровению явился пред Валентом и сказал: «Царь! Отопри храмы для православных, и то­гда Господь благопоспешествует пути твоему». Но прави­тель пренебрежительно отмахнулся от пустынника. На сле­дующий день блаженный старец снова предстал перед ним, но Валент опять не прислушался к его словам. И на третий день подвижник подошел к царю. Взяв за узду его коня, Исаа­кий начал еще усерднее увещевать и просить царя открыть храмы. Когда они дошли до глубокой пропасти, поросшей терниями, раздраженный император приказал стражникам бросить туда святого.

По Божией милости, Исаакий упал в терния как на мягкое ложе. Тогда явились ему два светлых мужа в белых сияющих одеждах, извлекли из пропасти и тут же перенесли здравым и невредимым в Константинополь, оставив посреди агоры, куда только что прибыл император. В крайнем изумлении Валент спросил, тот ли перед ним, кого он приказал бросить в пропасть. Святой сказал ему в ответ: «Отопри храмы, и то­гда ты возрадуешься. Не послушаешь меня — знай, что, хоть и спасешь свою жизнь бегством, суждено тебе принять смерть от врагов своих на куче соломы». Царь, хотя и был потрясен таким предсказанием, тем не менее не внял ему и приказал сановникам Саторнику и Виктору содержать Исаакия в узах до своего возвращения.

Сражение, произошедшее около Адрианополя 9 авгус­та 378 г., обернулось поражением войск императора. Валент сумел выбраться с поля боя и со своим советником спрятал­ся в куче соломы. Варвары, пустившиеся за ним в погоню, обнаружили его там и подожгли. Вот так бесславно погиб ти­ран, так сбылось пророчество св. Исаакия.

Некоторые уцелевшие после битвы воины, вернувшись, желали испытать Исаакия и сказали ему: «Готовься держать ответ за свои слова, ибо император возвращается». А святой им ответил: «Еще семь дней назад до меня дошел запах его сожженных костей».

Когда власть взял Феодосий Великий, он, зная, какую роль сыграл в событиях святой инок, освободил его и незамедли­тельно издал эдикт, по которому православным возвраща­лись храмы после сорокалетнего перерыва.

Исаакий решил, что, поскольку его миссия завершена, ему остается лишь вернуться в сирийскую пустыню. Однако Саторник и Виктор со слезами молили святого остаться в го­роде, чтобы споспешествовать восстановлению иноческой жизни, подорванной во время арианских гонений. В кон­це концов он уступил при ус­ловии, что у него будет келья в уединенном и тихом месте, где он сможет закончить свои дни в безмолвии. Оба санов­ника, ставшие духовными сы­новьями Исаакия, соперни­чали в усердии, предлагая ему такое место. Подвижник оста­новил свой выбор на поме­стье Саторника, расположен­ном за тогдашней городской оградой, в квартале Псамафия (Саматья), около Ксиролофских ворот. Там он поселил­ся в маленькой келье и стал вести ангелоподобную жизнь отшельника.

Каждое утро оба сановни­ка, прежде чем приниматься за дела, приходили к нему за благословением. Все больше и больше благочестивых людей посещали Исаакия ради бесед об истинной вере и духовной жизни. Сам император Феодосий бывал у отшельника, про­сил дать советы и вступиться перед Господом за него и за империю. Многие христиане приглашали его к себе, и святой, отринув дух тщеславия, иногда покидал келью и навещал их.

Понемногу ширился круг его учеников. Место, где он под­визался, вскоре стало первым монастырем Константинопо­ля (382). Под его влиянием возникли другие монашеские со­общества числом до ста пятидесяти иноков как в самом городе, так и в его окрестностях, среди которых и община св. Ипатия [17 ин.] в Руфинианском монастыре. Чтобы поддержать их духовное усердие, св. Исаакий регулярно посещал всех иноков. Несмотря на то что он не обладал никакой офици­альной властью, он почитался отцом всех столичных иноков.

Узнавая, что кто-то остро нуждается, он, если сам не мог помочь, обращался к зажиточным христианам, и те предо­ставляли нуждающимся еду и одежду. Так св. Исаакий стал не только наставником в вере и духовной жизни, но и в де­лах милосердия и благотворительности.

Когда св. Иоанн Златоуст стал епископом Константино­польским (398), он, видя, что большое число иноков ходит по городу и посещает дома горожан, принял меры против таких нарушений, приказав всем не покидать монастыри. Кроме того, он приступил к реорганизации благотворитель­ности, в частности создал больницу, ответственных за кото­рую назначал сам. Такие важные пастырские меры затмили дела св. Исаакия, и многие иноки почувствовали себя от­страненными.

Их недовольством поспешил искусно воспользоваться архиепископ Александрийский Феофил. Он прибыл в Кон­стантинополь и, стремясь направить против Златоуста те об­винения, которые выдвигались против него самого, привлек на свою сторону Исаакия и его иноков. И старый отшельник, к сожалению, принял активное участие в Соборе под дубом, будучи среди обвинителей св. Иоанна (403). Златоуст был свергнут и отправлен в ссылку. Однако такой приговор вы­звал столь бурный протест, что святой епископ вскоре был восстановлен на престоле, но, увы, ненадолго.

Св. Исаакий с тех пор больше не вмешивался в церковные дела и мирно прожил остаток жизни в своем монастыре. По­лучив Божественное откровение о скором конце своей зем­ной жизни, он собрал учеников, наказал им быть твердыми в истинной вере и назначил Далматина своим преемником, а затем отошел ко Господу (406).

Его оплакивал весь народ с императором во главе. После поминальной службы в кафедральном соборе, которую от­служил патриарх, процессия с его останками направилась в монастырь. Но Аврелиан, один из важных дворцовых са­новников и горячий почитатель святого, преградил дорогу, выставив военный отряд. Воины завладели святыней и по­ложили тело св. Исаакия в крипту церкви, построенной Аврелианом в честь св. Севастиана. Вынужденные смириться с таким благочестивым насилием, иноки возвратились в мо­настырь, лишенные утешения от мощей духовного отца.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Житие и икона Исаакия Далматского, о чем просят святого и тексты молитв

Христианское вероучение на протяжении столетий подвергается попыткам переосмысления и видоизменения. Преподобного Исаакия Далматского в Православной Церкви почитают за смелость в противостоянии византийскому императору, поддерживавшему арианскую ересь. Обладая даром прозорливости, святой грозил правителю гибелью, если он не изменит своих взглядов.

Биография святого Исаакия Далматского

После смерти апостолов в Церкви развернулась идеологическая борьба в понимании и трактовании Священного Писания. Преподобный Исаакий Далматский сыграл важную роль в сохранении православных догматов веры.

Автором первой ереси, расколовшей христианскую церковь, был Арий, пресвитор Александрийской церкви. Он подверг сомнению основной догмат христианства о Триединой сущности Бога (Троицы). В своем учении он отрицал двойственную природу Иисуса Христа: Богочеловека. Раскол на протяжении 60 лет поддерживался константинопольскими императорами, имевшими большой вес в Православной Церкви.

Император Валент был последним константинопольским правителем, вставшим на сторону ариев и продолживший гонение на православных епископов, сохранивших приверженность прежнему догмату веры.

Известно два жизнеописания святого: краткое и полное. Краткое повествование было составлено при преемнике преподобного, Далмате. Полное написано спустя V столетий.

Происхождение и детские годы

Точных сведений о том, где родился, в какой семье Исаакий рос, не имеется. Предполагают, что он был сириец.

Житие и служение Господу Богу

По одной версии прибытие Исаакия в Константинополь было не по собственному желанию, а в составе новобранцев, насильно завербованных по приказу Валента для войны с варварами. Косвенными доказательствами историки считают взаимоотношения преподобного с императором, его приближенными, солдатами.

По другой – до появления в Константинополе святой жил отшельником в пустыне. По велению Господа направился в столицу Византийской империи для защиты христианского вероучения от арианской ереси.

Исаакий появился в Константинополе, когда Валент отправился на войну с готами. Пытаясь переубедить императора, подвижник трижды вставал на его пути и требовал открыть храмы и выпустить из темниц епископов. Разгневанный Валент приказал бросить его в болото, из которого не было спасения. Но ангелы Божии извлекли святого из трясины, и он снова предстал перед императором.

Исаакий предрек правителю, что если он не прекратит гонения на истинных православных, то его войско будет разбито, а сам он погибнет от огня. Утвердившийся в ереси император не послушал Исаакия и повелел бросить его в темницу до своего возвращения.

Предсказание преподобного сбылось. Армия была разбита варварами. Валент, спасаясь от преследователей, решил временно спрятаться в деревянном строении. Враги обнаружили императора и подожгли сооружение. Святой почувствовал гибель императора до того, как весть о его гибели дошла до Константинополя. Император Феодосий I приказал выпустить святого из темницы. По его велению был собран II Вселенский собор, осудивший арианство окончательно.

Преподобный решил вернуться в пустыню, но два знатных вельможи, Сатурнин и Виктор, упросили его остаться в Константинополе. Для его пребывания каждый построил келлию. Исаакий выбрал келлию, возведенную Сатурнином в пригороде столицы.

К преподобному приходило множество людей с просьбой помолиться за них Богу, освятить их жилища. Святой Исаакий проводил время в служении людям во имя Господа. Особенно он стремился помочь бедному люду. Если у него не было денег, то он снимал с себя плащ и отдавал нуждающемуся. Вельможа Виктор просил святого жить иногда и в его келлии. Император Феодосий приглашал преподобного к себе во дворец.

Спустя короткий срок возле жилища святого был основан монастырь. Исаакий стал первым игуменом обители и руководил ею до последних дней.

Кончина

Незадолго до смерти он призвал к себе монахов, благословил и дал наставление в православной вере. Среди учеников он выбрал себе преемника по имени Далмат.

Предполагаемая дата смерти святого – 406 год от Р. Х. По просьбе монахов останки святого были погребены в алтаре церкви святого Стефана, построенной рядом с Далматским монастырем. Часть мощей хранится на Афоне, в обители Новая Фиваида.

Преемник Исаакия, Далмат, был, по мнению историков, тоже сириец. У него была семья: жена, сын и дочь. Прослышав о святом Исакии, Далмат отправился в Константинополь, чтобы получить благословение. Через неделю Далмат собрался в обратный путь, но Исаакий воспротивился его желанию, сказав, что его место здесь, чтобы начать служение Господу.

Благочестивый Далмат не стал возражать преподобному. Вернувшись домой, он передал имущество жене и дочери, а с сыном Фавстом вернулся в монастырь. Далмат стал достойным последователем преподобного Исаакия. Он пользовался большим авторитетом и уважением среди монастырской братии, православных верующих. В память о нем монастырь стали называть Далматским.

Значение святого в православии

Православная Русская Церковь чтит память преподобного Исаакия Далматского, как бесстрашного борца за чистоту веры, основателя первого монастыря в Константинополе.

Почитание

В России святой Исаакий получил особый статус почитания, так как день его памяти совпал с днем рождения императора Петра I и днем основания новой российской столицы на Неве (30 мая по старому стилю, 12 июня – по новому). Император Петр I считал преподобного своим Небесным защитником, построив в его честь в Санкт-Петербурге знаменитый Исаакиевский собор.

Общая память трех первых настоятелей Далматского монастыря (Исаакия, Далмата, Фавста) почитается 16 августа (по новому стилю).

Иконография

Святого Исаакия изображают чаще всего в полный рост или до пояса, в монашеском одеянии. Седобородый старец держит в левой руке свиток, правой рукой благословляет молящихся перед иконой. Житийные изображения в русской иконописи встречаются намного реже.

Читайте также:  Проведение Стоглавого собора русской православной церкви

На одном из таких образов, выполненных М. Архиповым, вокруг фигуры преподобного размещены сцены, известные из Жития Святых:

  1. Молитва Исаакия в пустыне.
  2. Обличение императора Валента.
  3. Обращение к Валенту о защите православия от ереси.
  4. Спасение из болота.
  5. Тюрьма.
  6. Сражение с варварами.
  7. Смерть Валента.
  8. Беседа с Феодосием I.
  9. Обращение Виктора и Сатурнина.
  10. Изгнание ариан.
  11. Келлия Сатурнина.

Первые изображения преподобного Исаакия датируются XII веком.

О чем просят у Исаакия Далматского

Перед иконой Исаакия Далматского православные верующие просят:

  • помощи в принятии верного решения в трудной ситуации;
  • укрепления в вере;
  • облегчения в физических страданиях.

Обращаясь к Небесным силам, надо помнить, что прошения возымеют действие, если молящийся верит в Господа и очистил свои мысли от злобы, ненависти и зависти. Искренность, смирение – главные условия получения милости Божией.

Православные тексты

В тропаре прославляют одновременно трех игуменов Далматского монастыря: Исаакия, Далмата, Фавста. Кондак составлен отдельно для преподобного Исаакия, в то же время в нем присутствует обращение к троим настоятелям.

Тропарь

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Кондак

Яко угодник Божий верный, по Христове церкви ревностию разжегся, бразды уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкве пагубную смерть предрекл еси преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя Исаакие преподобне.

Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и е́реси разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас.

В чём помогает святой Исаакий Далматский

Святой преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке. Совершал монашеский подвиг в пустыне. При арианствующем Императоре Валенте (царствовал в 364-378) явился в Константинополь, чтобы поддержать православных молитвой и утешением. Призывал Императора Валента прекратить гонения на Православие и предостерегал его о страшной смерти в огне, если преследования православных продолжатся. За обличение арианства был подвергнут заключению. Освобожден после гибели Императора Валента, потерпевшего поражение в войне с готами и заживо сожженного ими. Принят с честью св. Императором Феодосием Великим (царствовал в 379-395), который восстановил в правах Св. Православие. Для преп. Исаакия вельможи св. Императора Феодосия Великого Сатурнин и Виктор построили в предместье Константинополя жилище, ставшее основой монашеской обители, получившей наименование Далматская по имени ученика преп. Исаакия – преп. Далмата (настоятеля монастыря после кончины преп. Исаакия в 383). В день памяти преп. Исаакия Далматского 30 мая 1672 родился Император Петр I Великий. В честь этого провиденциального для России события в Санкт-Петербурге во имя св. Исаакия Далматского воздвигнут величественный собор (вместо прежних более скромных Исаакиевских храмов, первый из которых был сооружен по воле самого Петра Великого в 1707; Государь очень дорожил этой, тогда еще совсем скромной, церковью. Именно там 19 февраля ст.ст. 1712 он обвенчался с Екатериной Алексеевной (буд. Императрицей Екатериной I). С 1723 в той же церкви приносили присягу офицеры и моряки Балтийского флота и чины Адмиралтейства). В советское время Исаакиевский собор был закрыт и осквернен, но сохранил свой внешний и внутренний облик. Во время Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда пострадал от немецких артиллерийских обстрелов. В 1990 в нем возобновились Богослужения. За первым Патриаршим Богослужением 24 октября/6 ноября 1991 в соборе св. Исаакия молились Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государь Великий Князь Владимир Кириллович и Его Августейшая Супруга Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Леонида Георгиевна. Это был первый и последний визит Великого Князя на Родину. В Исаакиевском соборе 29 апреля 1992, в присутствии всей Императорской Семьи и тысяч молящихся, состоялось и отпевание Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Государя Владимира III Кирилловича, в Бозе почившего 21 апреля 1992. С 1998 Богослужения в Исаакиевском соборе совершаются регулярно, хотя официально он еще остается музеем. Дни памяти св. преп. Исаакия: 22 марта/4 апреля, 30 мая/12 июня (преставление в 383) и 3/16 августа

Тропарь, глас 8: В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, Преподобне Исаакие, дух твой.

Молитва Преподобному и Богоносному отцу нашему Исаакию Исповеднику Игумену Далматскому

Православия ревнителю и ереси обличителю, Церкве поборниче и иноков похвало, преподобне отче наш Исаакие! К тебе во умилении сердец наших притекаем и твоея помощи ко спасению нашему просим. Ты бо пророку Божию Илии поревновал еси и Царя злочестиваго небоязненно обличил еси: ты к познанию Веры Православныя того увещевал еси и от него поругания и злострадания радуяся претерпел еси. Вразуми убо и нас молитвами твоими Евангельское благовестие неизменно соблюдати и всякой ереси противостояти, искушением же от многострастныя плоти нашея, от мира сего и от диавола бывающым противитися. Научи нас во храмех Божиих неленостно собиратися и по вся дни покаяние Господеви приносити. Веруем и уповаем, угодниче Божий, яко не вотще благолепнейшая во стране Российской церковь в Царствующем граде нашем волею Божиею во твое имя создася, но да вси православнии, от всея страны нашея во храм сей притекающии, на подвиг твой взирающе, вере твоей подражают. Испроси убо, преподобне отче Исаакие, Благоверной ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ нашей здравие и спасение, на супостаты же одоление, пастырем Церкве о спасении верных ревность, всем же православным христианом в Вере единомыслие и в любви преспеяние, усопшим же блаженное упокоение, да сия вся молитвами твоими восприемлюще, купно с тобою прославим Бога, дивнаго во святых своих, в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ф. Лемер. Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом

12 июня по новому стилю – один из символических дней нашей северной столицы, связанный с именем, знакомым нам с детства. Обратимся к древнему описанию одного эпизода неспокойной римской жизни 378г.
Церковный историк Феодорит Кирский сохранил рассказ о дерзновенной проповеди Исаакия, обращенной к римскому императору Валенту, гонителю православных и стороннику еретического направления в христианстве, – т. н. «арианства», отрицавшего равенство природ Бога Отца и Бога Сына, их «единосущие». Император шел с войском во Фракию и остановился в Константинополе (378г.), где жил в то время Исаакий.
«Говорят, что Исаакий, имевший там монашескую келью, увидев проходившего с войском царя, так восклицал к нему: “Куда идешь, царь, воюющий против Бога и не пользующийся его помощью? Ведь Он-то и подвиг против тебя варваров – за то, что ты изощрил много языков на богохульство, а славословящих Бога изгнал из святых храмов. Перестань воевать против Него – и Он оставит эту войну; возврати паствам превосходных пастырей – и ты легко получишь победу. Если же предпримешь войну, не сделав ничего этого, то на опыте узнаешь, как бедственно идти против рожна, потому что и сам не воротишься, и потеряешь войско!” Раздраженный царь сказал ему: “Ворочусь и убью тебя, будешь мне отвечать за ложные предсказания”. А Исаакий, нисколько не убоявшись угрозы, воззвал: “Убей, если откроется лживость моих слов!”» (2) .
Сдержать обещание злосчастный император не смог: “дерзкий монах” оказался прав. Валент потерпел сокрушительное поражение от вестготов в битве при Адрианополе и пал на поле битвы.
Можно утверждать, что об этом знают лишь историки, а слово “Исаакий” – один из символов города! Почему же знаменитый собор – один из величайших в мире! (3) – посвящен константинопольскому монаху, жившему задолго до крещения Руси и никак с ее позднейшей территорией не связанному?

Действительно, имя преподобного Исаакия исповедника (4) († 383), игумена небольшого Далматского монастыря в окрестностях Константинополя, мелким шрифтом значится в нашем календаре 30 мая по юлианскому календарю (12 июня по н. ст.), между тем – оно у всех на устах! Причиной тому – знаменательное историческое совпадение.

30 мая 1672 года, в день памяти Исаакия Далматского, у царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной родился наследник, чьим небесным покровителем определили ап. Петра, – будущий Петр Великий.
Православные на Руси раньше праздновали день своего Ангела (именины), – это воплотилось в названии города, – но день рождения “помазанника Божия” – все же особый день. Известно, что “европеец” Петр охотно вводил западноевропейские обычаи, а праздновать dies natalis императора – традиция Римской империи. Поэтому уже в 1707г. на лугу против Адмиралтейских ворот появилась первая деревянная Исаакиевская церковь. Вскоре ее разобрали, и в 1717г. построили вторую, на месте будущего Медного Всадника. В 1735г. ее постигла участь первой. Третий храм, на месте современного, строился Екатериной II по проекту Антонио Ринальди. С поспешностью завершаемый Павлом I, он вызывал насмешки современников своей явной дисгармонией:

“Двух царствований памятник приличный:
Низ каменный, а верх кирпичный”.

Поэтому имп. Александр I утвердил в 1817г. проект уже четвертого по счету храма. Им и стал Исаакиевский собор Огюста Монферрана, освященный в престольный день, 30 мая 1858г. Построенный архитектором католиком, храм стал воплощением открытого и экуменического характера православия в нашем европейском городе.

Несколько слов о размерах храма. Площадь интерьеров собора – 4 тыс. кв. м. Он вмещает от 7 до 12 тысяч человек. Внешняя высота – 101,5 метра (включая крест). Внутренняя высота – 80 метров. Размах крыльев укрепленного под куполом парящего голубя – 2 метра. При строительстве использовано 400 кг золота, причем на купол – 300 кг, и 14 сортов мрамора. Храм окружают и поддерживают в общей сложности 112 колонн (верхних и нижних).

Легко догадаться, какой оказалась судьба этого последнего Исаакия в ХХ веке. Будучи главным кафедральным храмом России, Исаакиевский собор претерпел судьбу большинства церквей нашего многострадального Отечества: богослужения прекратились в нем в 1928г. и возобновились лишь через 62 года. С 1931 по 1986 годы здесь назойливо раскачивался – убеждая в том, в чем нормального человека убеждать не нужно – пресловутый маятник Фуко.

Хорошо помню исторический день возобновления богослужения! 17 июня 1990г., в “Неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших”, Божественную Литургию в соборе совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его интронизация состоялась неделей ранее, 10 июня. Знаменательно, что во время богослужения, рядом с патриархом в алтаре мы видели Б. Н. Ельцина (в то время – Председателя Верховного Совета России), А. А. Собчака и других политических деятелей. Это было зримым символом начала духовного возрождения России и единения всех здравомыслящих россиян.

С тех пор торжественные богослужения (иногда с крестным ходом) совершаются в Исаакиевском соборе несколько раз в году – на Пасху, Рождество Христово, в День основания города (27 мая), в день престольного праздника (12 июня) и в ряде других случаев. Правда, исторический день рождения Петра I (9 июня) не совпадает теперь с днем церковной памяти Исаакия (12 июня по н. ст.). Это связано с тем, что разница между юлианским и григорианским календарем составляла в XVII в. 10 дней, а в XX и XXI веках составляет уже 13 дней. Отсюда и разрыв в три дня.
Думается, драматическую историю Исаакия-человека и Исаакия-собора нелишне помнить каждому культурному петербуржцу.

(1) В несколько сокращенном виде под названием «За что мы любим Исаакий» статья напечатана в журнале “Вода Живая”, Санкт-Петербургский церковный вестник, № 6, 2007 [89].

(2) Феодорит Кирский. Церковная история, IV, 34.(3) До 1990 года самым большим христианским храмом на планете был собор св. Петра в Риме, на втором месте – собор св. Павла в Лондоне, на третьем Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, наш Исаакий – на четвертом. Затем была построена церковь Пресвятой Девы в Ямусукро (Кот Д’Ивуар, Африка), ставшая на первое место, был восстановлен Храм Христа Спасителя (выс. 103 м).(4) “Преподобный” принадлежит к разряду святых, подвиг которых заключается в их монашеском аскетическом делании. “Исповедниками” называют тех святых, которые за открытое оглашение своей веры претерпели гонения и муки, но не умерли от них, как “мученики”, а были пощажены и скончались позднее естественной смертью.

Ссылка на основную публикацию