Успенский кафедральный собор в Ярославле: история, расписание, адрес

Успенский кафедральный собор в Ярославле

Белоснежный храм с золотыми куполами в честь Успения Богородицы с интересом и благоговением посещают местные жители и гости города. Сегодня это масштабное строение не может не вызывать восторга. А начиналось все еще в домонгольскую эпоху, о чем свидетельствуют записи летописей.

История постройки

Исследователи выяснили, что первоначальный храм был заложен в 1215 году ростовским князем Константином Всеволодовичем. Он величественно возвышался на берегу Волги и украшал древний город многие века. Хотя неоднократно его стены подвергались разрушению пожарами и военными снарядами. Однако каждый раз здание восстанавливали, а временами и перестраивали по-новому.

Самые печальные события пришли вместе с большевистской властью. В 1918 году при борьбе с восстанием белогвардейцев, в собор попали снаряды. Но приходской совет сумел найти средства на ремонт повреждений. В 1922 году по всей стране прокатилась волна акций, направленных на конфискацию церковных ценностей. Не обошла она стороной и Ярославский храм, который располагал богатейшей ризницей, утварью тонкой работы и многочисленными реликвиями. В 1929 году власти отдали приказ снести колокольню. Также подверглась ликвидации религиозная община.

Другие православные храмы Ярославля:

Сначала в разграбленном соборе устроили мастерскую по пошиву. Также постройка служила складом для произведений древнерусского искусства, которые собирались продать за границу. Позже храм отдали под складское помещение для хранения зерновых культур. Снос всего собора произошел в 1937 году.

Возрождение

После распада СССР христианская жизнь в стране начала понемногу возрождаться. В канун праздника 1000-летия Крещения Руси, власти и общественность задались целью вновь отстроить знаменитый собор. В качестве основы был выбран проект архитектора из Москвы, А. Денисова. Согласно задумке, новое сооружение должно было стать масштабней, а в цокольной части намеревались разместить палату заседаний, ризницу и трапезную.

26 октября 2005 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил закладной камень, который находится за алтарем.

В 2006 году стартовала кампания по возведению собора. Все денежные вопросы на себя взял Виктор Тырышкин, которые руководил процессом. Работы в течение 4 лет выполняла московская компания «Корпорация ВИТ». В тысячелетний юбилей Ярославля в 2010 году Успенский собор в торжественной обстановке был освящен патриархом Кириллом в сослужении архиереев.

На историческое место возвратили раку с мощами святых благоверных князей Василия и Константина. Также в храме поставили список Ярославской иконы Богородицы, очень чтимой прихожанами.

В 2011 году 2 октября из Феодоровского храма перенесли мощи благоверных князей Феодора и его сыновей — Константина и Давида. Во время молебна 5 мая 2013 года на Пасху было дано благословение на восстановление колокольни.

После того как команда археологов проведет все необходимые исследования почвы, отведенной под строительство, начнутся работы. Ныне Успенский собор является настоящим украшением старого Ярославля и, как и много столетий назад, здесь возносится хвала Господу от православных верующих.

Описание

По площади здание храма занимает 2 тыс. кв. м и внешне не похоже на своего предшественника. Однако это не делает церковь менее красивой. До основания креста высота здания достигает 50 м.

Колокольня, которую не все хотят видеть, будет возвышаться на 70 м. Дело в том, что, по мнению некоторых представителей организации защиты исторического наследия города, колокольня окончательно нарушит исконный вид Ярославля.

Пятикупольный прямоугольный собор прекрасно просматривается со всех сторон и придает завершенность городской панораме.

Современное состояние и деятельность прихода

Храм действующий, в нем совершаются ежедневные службы.

В будние дни — с 8:00 и с 17:00. В праздники и по воскресеньям — с 8:40 и 17:00.

Сюда приходят многие веряне, чтобы преклонить головы перед святыми мощами и помолиться у почитаемого списка Ярославского образа Богородицы.

Пока внутреннее убранство не отличается богатством и разнообразием, здесь довольно пусто. Но в ближайшее время росписью займутся художники.

Святыни и престольные праздники

В храме хранятся:

  • рака с мощами благоверных князей Василия и Константина;
  • список Ярославской иконы Девы Марии.

Престольный праздник отмечают 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.

Как добраться

Собор находится в Ярославле на Которосльной набережной, д. 2/1.

Если добираться в город на автомобиле, то следует ехать по трассе М8. В черте города дорога называется Московским проспектом. Нужно переехать по мосту через реку Которосль, затем свернуть направо. Набережная выведет к Успенскому собору.

Из Москвы также следуют экспрессы, на которых можно добраться в Ярославль за 3,5 часа. Обычный поезд едет около 5 часов. По прибытии можно доехать к храму на такси или пройтись пешком — он находится всего в 3,5 км от Московского вокзала.

Золотоверхий собор, несмотря на сопротивление некоторых защитников культурного наследия Ярославля, гордо возвышается на волжском берегу и радует глаз своей праздничной красотой.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Успенский собор в Смоленске

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди большого количества православных храмов, которые находятся на территории России, хочется обязательно вспомнить и выделить Успенский кафедральный собор Смоленска. Важным фактом есть то, что его возвели в честь героической обороны города в начале 17 века. Прежде на данном месте находился храм 12 века.

История храма

История Успенского собора в Смоленске достаточно интересная. Изначально в 1101 году по распоряжению князя Владимира Мономаха было заложено первый камень в основание будущего величественного собора. В начале 17 века Смоленск почти три года терпел напады со стороны Речи Посполитой.

После двух лет обороны, защитниками было принято решение подорвать взрывчатку, которая находилась в погребах, недалеко от холмов собора. Из-за взрыва развалилась часть собора и забрала с собой большое количество детей и женщин. После такого события было принято решение о том, чтобы возвести собор снова. Два следующих века этим и занимались.

Проблема становилась в том, что постоянно допускались ошибки в чертежах и расчетах, тем самым приводя к разрушению. Но строители не теряли веру и со временем они решили все проблемы. Он дошел до нашего времени практически в том состоянии, в котором они его построили.

Немало прочих трудностей пришлось также ему пережить. Он выстоял:

  • войну 1812 года,
  • Великую Отечественную войну,
  • богоборческие войны государства с храмами. В то время в здании храма решили разместить антирелигиозный музей.

Но несмотря на все это, храм не только сохранился и не перестал функционировать, он стал еще и важной туристической достопримечательностью.

Святыни

Много есть всяких рассказов об иконостасе Успенского собора Смоленска. Он поражает всех своим величием. Длина его достигает 30 метров. В вверх он идет на пять ярусов. Позолота и резьба, а также многие деревянные скульптуры придают ему небывалую роскошь. Такого могущественного и величественного вида Вы больше нигде не встретите.

На территории храма хранятся некоторые святыни, о которых известно далеко за пределами не только города, но и государства. Известен Успенский собор Смоленска поясом Богородицы. Кроме того есть и прочие вещи:

  • сандалии воина Меркурия,
  • плащаница мастерских Евфросинии Старицкой,
  • образ Смоленской Богородицы «Одигитрия».

Святой воин Меркурий был воеводой Смоленска. Он разбил отряд монголотатар недалеко от города. Самому спастись живым ему не удалось. Его обезглавил убегавший противник. Мощи его вместе с доспехами были положены в Успенском соборе, который построили по приказу Мономаха. После набегов поляков из доспехов пропали шлем и копье. Остались только сандалии. Есть предание о том, что пока доспехи будут хранится в Смоленске, то Богородица постоянно будет защищать город от разных бед.

Плащаница была сделана в 1561 году. Она была передана Успенскому собору для поминовения Владимира Старицкого. Во время франко-русской войны русские отбили обоз с награбленным у французов. Там оказалась и эта реликвия. Ее передали на хранение в Смоленский Успенский собор. По технике своего исполнения данная вещь является очень редкой и несет большую ценность.

Чудотворную икону «Одигитрия» относят к наиболее важным и ценным иконам христианского мира. Есть сказание о том, что написал ее Лука еще при жизни самой Богородицы. попала она в Смоленск в 12 веке благодаря Владимиру Мономаху. Он перенес ее с Чернигова и оставил тут. С тех пор ее начали называть «Смоленской». Она постоянно спасала и защищала город, а также жителей от нашествий. В 1812 году ее вывезли в Москву, а во время Великой Отечественной войны она бесследно исчезла.

В 1943 году, когда происходило освобождение города от немецких захватчиков, в собор перенесли надвратную икону Смоленской Богородицы. Она была написана в 1602 году с первоначального лика. Она была подарена Борисом Годуновым на освящение Смоленской крепостной стены. Именно этот список сейчас там и находится. Оставляя Смоленск 5 августа 1812 года русские войска взяли его с собой и до изгнания Наполеона из Смоленской губернии, она была с ними в войске. В 1912 и через столетие с этим образом совершили крестный ход до Бородино.

Престольным праздником данного храма считают православное Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Расписание богослужений Успенского собора Смоленска

По буднях: всенощное бдение – 18.00, литургия – 9.00.
Воскресенье и праздничные дни: всенощное бдение – 18.00, Ранняя Литургия – 7.00,
Поздняя литургия – 10.00.

Кроме того в храме совершают еще и молебны с акафистом:

  • по вторникам – иконе «Одигитрия»,
  • по четвергам – через неделю – Николаю Мирликийскому Чудотворцу; Серафиму Саровскому,
  • по воскресеньям – поочередно – Господу Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери.

Адрес Успенского собора в Смоленске: г. Смоленск, Соборный двор 5. Большинство местных жителей знают дорогу к храму и с радостью ее Вам покажут.

Более детальную информацию о расписании богослужений, проведении экскурсий и прочее можно узнать на сайте монастыря или по телефону. Помните, что приходить в храм и общаться с Господом – это неполное проявление веры в Господа. Вера заключается в том, что кроме молитв, стоит еще и уделять больше внимания своим поступкам и словам. Нет смысла в чтении молитв, если осознанно совершать плохие поступки, а потом стараться их замолить. Старайтесь идти в храм с чистым сердцем и светлыми помыслами, тогда Ваши просьбы обязательно будут услышаны и исполнены.

Успенский кафедральный собор в Смоленске

Смоленск — один из древнейших городов на Руси. Впервые упоминается в 863 году. За свои 1150 лет побывал он в составе Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, и наконец, Московского государства. Множество испытаний выпало на долю этого города. Духовную поддержку и помощь жители Смоленска черпают благодаря множеству храмов, находящихся на их земле, — самый величественный из которых Успенский кафедральный собор.

История постройки

Смоленский городской собор входит в число наиболее прославленных и величественных церквей России. Его здание возвышается над всеми городскими постройками. Появление храма стало возможным благодаря Владимиру Мономаху, который осуществил его закладку в начале XII века (1101 г.) Об этом есть подтверждение в «Ипатьевой летописи».

Мономах курировал возведение центрального городского собора. На то время каменные церкви были редкостью в Смоленском княжестве. Князь подарил новопостроенному собору образ Божьей Матери, передаваемый в его семье из поколения в поколение и прославивший себя чудесами, — икону «Одигитрю». Это событие имело огромное политическое значение, превращая Смоленск в стольный град княжества. По 1150 года отмечено освящение Успенского храма.

К тому времени была уже учреждена отдельная Смоленская епархия, а церковь становится главным кафедральным собором. До этого Смоленщина находилась в составе Переяслав-Хмельницкой епархии. При получении самостоятельности епископия дополнительно заимела от князя Ростислава, внука Мономаха, большие земельные владения, значительные доходы. Это соглашение между светскими и духовными властями известно в истории как «Уставные грамоты Ростислава».

Смутное время обрекло храм на печальную участь. Король Сигизмунд выступил военным походом против России. И в сентябре началась 20-месячная осада Смоленска. Этот страшный и одновременно героический период в истории города завершился именно здесь. По предположению, горожанами были взорваны складские помещения, хранившие порох и другие боеприпасы.

Читайте также:  Иерусалимская Икона

Архитектура и убранство храма

Взрывом здание храма было основательно разрушено, но все равно оставалось жемчужиной архитектурного зодчества. Поляки использовали полуразрушенный собор для своих богослужебных нужд и устроили в нем костел. Даже несмотря на то, что вверху храм был серьезно поврежден, — перекрыли кровлю досками.

На месте поврежденного войной собора впоследствии был возведен другой, обновленный храм. Его архитектурные особенности:

  • крестово-купольный;
  • кубический;
  • с трехчастной апсидой;
  • с тремя порталами входа.

Украшением кафедрального собора служит иконостас, покрытый позолотой, выполненный из липового дерева и являющийся шедевром декоративно-прикладного искусства. В его росписи участвовали мастера, чье искусство формировалось под влиянием школы Андрея Рублева.

Собор внутри очень просторный, он имеет около двух тысяч метров. Внутри высота достигает около тридцати метров, снаружи — более семидесяти метров. Закончена постройка собора была к 1772 году, и с этого времени никаких изменений во внешнем виде здания не было.

В завершении XVIII века вблизи храма построили помещение для городских часов, а также колокольню, на которой разместилось три колокола:

  • праздничный;
  • всемилостивый;
  • будничный.

Именно отсюда начинается колокольный звон над городом. Нынешний ансамбль соборного холма составляет:

  • сам собор;
  • храм Иоанна Предтечи;
  • Благовещенская церковь;
  • архиерейские и бывшие гостиные палаты.

К собору вверх по склону ведет большая широкая лестница, подчеркивающая величественность места, которое тысячелетиями является сердцем Смоленской земли.

Смоленск нередко страдал от различных войн, но редкая и величественная красота храма покоряла даже сердца захватчиков. Существуют исторические свидетельства тому, что сам Наполеон преклонил обнаженную главу перед зданием храма, когда вел свои войска на Москву. А генерал-полковник Гудериан, возглавлявший немецкие танковые войска в 1941 году, издал приказ о бережном отношении к зданию собора.

Советским артиллерийским войскам тоже было запрещено во время обстрела оккупированного города использовать храм в качестве ориентира. В советское время в стенах собора находился антирелигиозный музей.

Важно! По-настоящему святыня ожила, когда Смоленскую кафедру возглавил нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который провел здесь 25 лет своего архиерейского служения. Ежедневно сюда приходят сотни людей для того, чтобы совершить молитву, чтобы проникнуться той необычайной атмосферой, которая царит здесь на соборном холме.

Святыни

В соборе два престола главный — освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный — в честь чудотворного образа «Одигитрии».

Икона «Одигитрия»

Этот святой лик заслуживает особого внимания. По легенде икона написана Лукой, апостолом и евангелистом. Из Антиохии святыня проделала путь в Иерусалим, затем в Константинополь, где хранилась во Влахернском храме. Отсюда попала в наши земли, где и стала именоваться Смоленской.

Греческий император-отец, благословляя свою дочь на брак с сыном Ярослава Мудрого, подарил молодоженам святой лик. От этого брака родился Владимир Мономах, который и передал икону, благословение своей матери, в Смоленский городской собор.

По молитвам к этому святому лику произошло множество чудес:

  • спасение от татарского набега (1239 г.);
  • помощь в победе над французскими захватчиками (1812 г.);
  • многие другие.

Древний, первоначальный образ «Одигитрии», пришедший к нам на Русь из Константинополя, бесследно исчез. Его дальнейшая и нынешняя судьба неизвестна. Но по Руси разошлось множество списков с чудотворной иконы, которые стали не менее популярны среди верующих и почитаемы ими. В кафедральном соборе Смоленска сейчас находится копия, создание которой датируется 1602 годом.

Плащаница «Положение во гроб»

С левой стороны на одном из опорных столбов находится плащаница «Положение во гроб». Это уникальное, редкой красоты произведение, являющееся образцом древнерусского шитья. Как сообщает нам надпись у стоп Христа, также сделанная вышивкой, плащаница была сотворена в мастерских Ефросинии Старицкой (1561 г.), которая являлась близкой родственницей и тетей Иоанна Грозного.

Ещё статьи о православии:

Была похищена французскими воинами во время похода на Русь в 1812 году. Русский отряд отбил у неприятеля обоз, в котором находилась святыня. Была передана в Смоленский кафедральный собор на вечное хранение, учитывая заслуги города в Отечественной войне.

Меркурий Смоленский

По легенде, когда войска хана Батыя стояли под Смоленском, некий иностранец именем Меркурий молился перед иконой смоленской Божьей Матери «Одигитрии». И Богоматерь повелела одеть ему броню и отправиться в стан орды. Когда посреди ночи в татарском стане появился богатырь с мечом и перебил множество воинов, татары испугались и отошли от Смоленска. Меркурий почитается в этом городе как святой, а его сандалии хранятся в соборе.

Существует предание, что до тех пор, пока в кафедральном соборе хранятся доспехи св. Меркурия, Царица Небесная будет хранить Смоленск от всяческих бед и вражеского нашествия.

Преп. Авраамий Смоленский

В храме хранится несколько икон с изображением этого святого.

Сам он родом из Смоленска, здесь же и подвизался в монастыре, отдав иноческому подвигу 50 лет. Родился во 2-й половине 12-го века в богатой семье. Праведностью и святой жизнью возбуждал к себе зависть и соперничество со стороны знати и духовенства. Претерпел много клеветнических обвинений и гонений. Был назначен настоятелем монастыря в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы.

Другие святыни

Среди особо почитаемых святынь смоленского кафедрального собора следует упомянуть Казанскую икону Божьей Матери. Была вынесена из алтаря в левый придел после случившегося с ней чуда мироточения (22.11.1991 г.). Очень почитаема верующими икона преподобного Серафима Саровского. Особое отношение к ней появилось после мироточения (14.03.1994 г.).

В правой части храма находится большое деревянное Распятие, роспись которого предположительно принадлежит В. Васнецову. Пятиярусный иконостас выполнен известным мастером С. Трусицким и его помощниками (1730-40 гг.).

Деятельность прихода

На территории кафедрального собора ведется широкая просветительская деятельность. Все желающие могут посещать образовательные лекции, проводимые в рамках:

  • воскресной школы для взрослых. Птн.,18-00 и вс.,12-00, в тронном зале епархиального управления;
  • молодежного дискуссионного клуба «Богослов». Пн., 19-00, в административном здании Успенского собора;
  • кадетского класса «Хутор Рай».

Воскресная школа проводит занятия по изучению Священного Писания, богословских трудов, клиросного пения.

Расписание богослужений и престольные праздники

График служений в кафедральном Соборе города Смоленска в общих чертах выглядит примерно так:

Молебен с акафистом Смоленской иконе Божьей Матери «Одигитрии»

Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу или преп. Серафиму Саровскому (поочередно, через неделю)

Молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему или Казанской иконе Божьей Матери (поочередно, через неделю)

Как добраться

Находится кафедральный собор в г. Смоленске по ул Соборный двор, дом 5. Недалеко расположена остановка «Ул. Соболева», добраться до которой можно:

  • автобус — №№ 164, 113, 38, 33, 31, 27, 23, 22ш, 22, 19, 10, 9, 7,3;
  • маршрутка — №№ 119, 56н, 55н, 52н, 46н, 41н, 38н, 27н, 16н, 13н, 9н, 2н.

От остановки до собора идти не более десяти минут. С ул. Соболева свернуть на ул. Соборная гора.

Успенский кафедральный собор в Смоленске

Смоленск в конце XI века становится по-настоящему родным для Владимира Мономаха. В 1101 году он закладывает здесь Успенский собор, освящает его. Современный облик собор приобрел при императрице Екатерине II.

История собора

После строительства в 1101 году, храм простоял около 5 веков. Во время войны с поляками в 1611 году, на складах святыни хранили порох и боеприпасы. Поляки, ворвавшиеся за стены святыни, взорвали собор и на руинах обустроили костел. Смоленск был освобожден только в 1677 году. После чего и началось новое строительство храма. Окончательно достроить святыню удалось только в 1740 году.

При пожаре 1812 года церковь устояла. Во время Великой Отечественной войны, даже немцы не тронули ее. Советским солдатам запретили святыню использовать даже в качестве ориентира для наведения оружия. Таким образом, собору удалось устоять ни смотря ни на какие войны.

Строительство нового собора

Процесс возведения нового храма в 1676 году был возложен на зодчего Королькова Алексея, после нескольких попыток восстановить старый. План нового собора был выслан царем Алексеем Михайловичем, которые возжелал возведения нового на прежнем месте.

Из государственной казны на нужды строительства было выделено 2 тысячи рублей серебром и целых 399 пудов железа.

В 1677 году, 2 августа в торжественной обстановке был заложен первый камень. Стройка шла «стахановскими» методами. Уже через 1,5 года были сооружены стены собора, за что архиепископ Симеон получил сан митрополита, а также 6 лошадей.

Однако не все так было гладко. Материалов катастрофически не хватало, из-за чего Королькову пришлось серьезно отступать от проекта. Он даже не сделал за иконостасом капитальную стену. В следствие чего иконостас отошел от стен по всей высоте и работы прекратили.

Вернулись к строительству храма в 1712 году. Освятили его только в 1740 году. Но буквально через 20 лет произошла трагедия – купол провалился вместе с западными главами.

Екатерина II вторая принимает решение провести реконструкцию святыни и выделяет на это порядка 12 тысяч рублей. Верующие не остаются в стороне и жертвуют тоже свои личные деньги. Работы проводятся под руководством Обухова Петра, который вместо семиглавия делает пятиглавую церковь.

В итоге, в 1772 году, храм приобретает тот вид, который сохранился до наших времен.

Современный вид собора

Современный собор сочетает в себе барокко и древнерусский стиль. Внутри святыни очень светло. Высота сооружения – 69 метров.

Иконостас — это 30-метровое пятиярусное сооружение, с позолотой и резьбой. На нем множество деревянных скульптур. Такой красоты нет ни в одном храме России.

В соборе 3 святыни:

  • чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигрия»;
  • сандалии святого воина Меркурия;
  • золотая тканая плащаница .

Также в стенах храма хранится годуновский список.

Ранее в церкви даже хранился шлем Св. Меркурия, который является покровителем Смоленска. Но он исчез во время войны с французами.

Вторая святыня храма – сандалии святого Меркурия Смоленского. Несмотря на свое иностранное происхождение, заслышав весть о том, что Батый напал на город, он тут же прибыл в Смоленск и отогнал их. Но в схватке сам погиб, благодаря чему и причислен к лику святых.

Третья значимая святыня – плащаница «Положение во гроб». На ней вышита дата изготовления – 1561 год. Изготовили ее в мастерской тетушки Ивана Грозного – Ефросиньи Старицкой. Изначально она находилась в Московском Кремле. В 1812 году французы ее похитили. Однако смоленским солдатам удалось ее отобрать и в знак благодарности она была пожалована Успенскому храму.

Чудотворная икона Одигитрия

В Смоленске две иконы Богородицы Одигитрии, одна находится в соборе, другая в Православной гимназии.

Легенда гласит, что икону, находящуюся в соборе, написал евангелист Лука. Она изначально находилась в Антиохийской церкви, затем попадает в Константинополь во Влахернский храм.

Когда Мономах отдает свою дочь за черниговского князя, он благословляет ее этой иконой. Позднее, после строительства храма на Соборной горе, Мономах привозит икону из Чернигова и в последствии она выступает в качестве главной святыни собора.

Примерно в 1399 году, икона оказывается в Москве и возвращается в храм только в 1456 году. Вплоть до 1941 года, икона не покидала стен храма, но в тот год она исчезла без следа.

Теперь на ее месте красуется икона Богоматери Одигрии, которая была написана для надвратной церкви. У нее овальное завершение. Размер 243 Х 130 см.Драгоценный оклад она приобрела только в 1954 году.

Соборная колокольня

Как выглядела колокольня при Владимире Мономахе так и не удалось установить. Первое упоминание об отдельно стоящей колокольне есть в летописях от 1656-1669 годов. После разрушения храма возвели «филаретовскую» колокольню, примерно в 1763-1772 годах. Запечатлена она на иконе «Святые Авраамий и Меркурий Смоленские». Тогда она имела два яруса.

Сохранившееся до наших времен строение возведено в барочном стиле. Это 2 декорированных четвертака, с 24 колоннами на 1 ярусе и 16 на верхнем ярусе.

Самые полные сведения о колоколах храма можно найти только в документах Советского периода. В 1929 году, когда началась компания по снятию колоколов, проводится их подсчет, включая и Успенский собор. Тогда в описи числится 6 колоколов, самый большой весом в одну тысячу пудов и датированный 1741 годом. Участь их неизвестна, в музее даже не сохранились скопированные орнаменты и надписи.

Детинец на Соборной горе

Первое упоминание о Смоленске есть в летописях от 863 года. Культурный слой на Соборной горе, где расположен храм, по толщине составляет от 1,2 до 5,6 метра. Здесь найдены множественные остатки деревянных строений, предметы из бронзы и меди, стеклянные изделия, украшения. Во время раскопок удалось установить, что пик развития на горе пришелся на XII-XIII века.

Читайте также:  На какой день после похорон открывают зеркала по православию

Детинец находится на левом берегу реки Днепр, на горе Соборная. Первые поселенцы здесь появились в VI-VIII веках. Следов пребывания людей в период IX-X веков не обнаружено. Именно в XI веке, гора превращается в детинец. Тогда это была сплошная застройка из деревянных домов на площади в 3 га.

Как добраться самостоятельно

К собору добраться на общественном транспорте очень просто. В эту сторону двигаются автобусы №№ 3, 9, 19, 7, 10, 22 и 22 ш, 31, 33, 38, 164, 113. Выходить необходимо на остановке «Улица Соболева». Много маршрутных такси №№ 27н, 119, 41н, 38н.

Правда, от остановки придется немного пройтись. На остановке необходимо повернуть на улицу Соборная гора и пройтись около 10 минут.

Если приехать в город на поезде, то от него можно дойти пешком, буквально за 30 минут. Для этого необходимо выйти на улицу 12 лет Октября, повернуть на улицу Кашена, затем на улицу Беляева, пройтись по мосту и выйти на улицу Соболева, откуда уже виднеется храм.

Не забывайте, что для входа в святыню необходимо соблюдать определенные правила. Не допускается заходить в пляжных вещах, шортах или спортивной одежде. Женщины не должны быть в брюках и обязательно с покрытой головой.

Утренние богослужения в будни дни начинаются в 9 утра, вечерние в 6 вечера. В праздничные и выходные дни в 7 и 10 утра, вечером в 18:00.

Успенский кафедральный собор в Смоленске — рассказываем суть

Смоленский кафедральный собор – один из самых почитаемых храмов России. Он возведен в память о героической обороне города (1609–1611 гг.).

Главные его святыни — Смоленская икона Богоматери «Одигитрия», сандалии Св. Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена «Положение во гроб».

Исторические сведения

Древний собор Мономаха

Основание собора

Первоначальный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан Владимиром Мономахом в 1101 году. Получив в своё владение смоленскую и суздальскую земли, Владимир Мономах одновременно начал строительство соборов Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске и Суздале. Точно так же, как собор Успения Пресвятой Богородицы в Суздале положил начало каменному строительству на северо-востоке Руси, каменный собор, заложенный Владимиром Мономахом в Смоленске, почти полвека оставался единственным каменным храмом города, чем было ознаменовано начало монументального зодчества Смоленского княжества.

В Успенский собор Смоленска Владимир Мономах перевёз из Чернигова икону Богородицы Одигитрии, доставшуюся ему по наследству от его матери. В связи с этим икона получила наименование Смоленской иконы Божией Матери.

Существует предположение, что эти соборы были построены зодчими из другого княжества Владимира Мономаха — Переяславля-Русского, где ранее епископом Ефремом уже было осуществлено строительство целого ряда каменных монументальных построек.

Учреждение Смоленской епархии

«В се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». Ипатьевская летопись

В 1127 году смоленским князем стал внук Владимира Мономаха князь Ростислав Мстиславич. Сумев отстоять за собой право на смоленский стол в междоусобных войнах и последовательно проводя внутреннюю политику, направленную на устроение смоленской земли, Ростислав Мстиславич привёл Смоленское княжество к его расцвету, став родоначальником династии смоленских князей Ростиславичей.

Несмотря на сообщение Ипатьевской летописи, Успенский собор не имел кафедры при жизни Владимира Мономаха, запись о чём является поздней вставкой летописца, сделанной уже после учреждения Смоленской епархии. Во время постройки каменных соборов в Смоленске и Суздале эти города, как и Переяславское княжество, находились во владении Владимира Мономаха, у которого не было причин для их обособления и выведения смоленских и суздальских земель из подчинения переяславского епископа. Тем не менее, одновременное возведение соборов в Смоленске и Суздале может говорить о намерении Владимира Мономаха создать там наместничества Переяславской епархии.

Но на фоне подъёма Смоленского княжества и стремления Ростислава Мстиславича к проведению независимой политики внутри Древнерусского государства перед ним встал вопрос об учреждении особой смоленской епархии, которая и была основана в 1136—1137 годах. К моменту учреждения Смоленской епархии строительство Успенского собора, заложенного Владимиром Мономахом, было уже завершено. Первым смоленским епископом был назначен Мануил Грек, а Успенский собор стал кафедральным. Между князем Ростиславом Мстиславичем и первым епископом было заключено соглашение, вошедшее в историю под названием «Уставные грамоты Ростислава».

Достройка собора князем Ростиславом

Получение Успенским собором кафедры является событием, подтверждающим завершённость его строительства. Тем не менее, в правление смоленского князя Ростислава Мстиславича была проведена значительная достройка первоначального собора, заложенного Мономахом, о чём говорят летописные свидетельства. Однако, формулировка статьи за 6673 год о смерти Ростислава, приведённая в Супрасльской летописи — «святую Богородицу строил в Смоленьсце» — породила среди некоторых исследователей ошибочное предположение касаемо того, что слово «строил» следует понимать в значении «благоустраивал», «окружал заботами», а не, собственно, «строил».

Вопрос о достройке Успенского собора был окончательно снят по итогам работы на Соборной Горе археологической экспедиции в 1965 году. В ходе раскопок, проводимых вокруг существующего собора, были обнаружены многочисленные остатки древнего строительного материала, в частности, плинфы, принадлежащей зданию Успенского собора XII века. В результате анализа всех образцов найденной плинфы, её геометрической форты и размеров, состава примесей в тесте материала, изучения прочностных характеристик, наличия знаков и клейм на ряде образцов, исследователи пришли к выводам, позволившим классифицировать плинфу на две основные группы, категорически отличные друг от друга. Было установлено, что плинфа первой группы использовалась при постройке первоначального собора Владимира Мономаха начала XII века. Ко второй группе принадлежит более 70% найденной плинфы, принадлежащей времени правления в Смоленске князя Ростислава Мстиславича, полностью идентичной плинфе, использованной при строительстве Борисоглебского собора Смядынского монастыря, заложенного при князе Ростиславе в 1145 году, что подтвердило факт достройки Успенского собора в правление этого князя. В 1150 году Успенский собор выл повторно освящён, что, возможно, было связано с завершением нового этапа строительных работ.

Из Смоленских торговых грамот (договоров Смоленска с Ригой и Готским берегом) XIII — XIV веков известно, что в Смоленске в древности хранилось два эталона веса «вощных пуда». Один из них находился у епископа в Успенском соборе: «Лежить капь в святое богородице на горе, а другая в немецьскои богородици».

Уничтожение

В 1611 году после почти двулетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей, которых уже убивали ворвавшиеся захватчики.

Поляки восстановили здание собора, и в нём разместилась кафедра архиепископа Русской униатской церкви.

История существующего здания

После возвращения Смоленска в состав Русского государства старое здание было разобрано в 1674—1675 годах. В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объёма.

Приостановленные в 1679 работы возобновились лишь в 1732 году. Через 8 лет было завершено строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звездами. Тогда же артель украинских резчиков (С. Трусицкий с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым) выполнила пятиярусный иконостас. Впоследствии иконы не раз поновлялись. В 1740-е гг. храм был расписан в стиле барокко.

Архитектор собора неизвестен, хотя краевед С. Д. Ширяев в 1924 г. заявил, что по виденной им архивной записи в строительстве участвовал некто Антон Шедель, больше нигде не упоминаемый. В 1761 году обрушились центральная и западные главы собора. В 1767—1772 годах архитектор П. Обухов перестроил его верх, оставив традиционное пятиглавие.

Во время наполеоновского нашествия и ожесточённых боёв в округе здание собора не пострадало. Поражённый величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны. Во время нашествия исчез хранившийся в храме железный шлем, принятый французами за золотой.

В 1941 г. после вступления в Смоленск немецких войск генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан выкроил время, чтобы ознакомиться со Свято-Успенским собором, который он нашёл невредимым. В центральной и левой частях здания размещался антирелигиозный музей. Правая половина была отведена для богослужений. Генерал вспоминает:

…Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора. Я приказал найти кого-нибудь из русских, на кого можно было бы возложить ответственность за сохранение этих ценностей. Нашли церковного сторожа-старика с длинной белой бородой, которому я передал через переводчика, чтобы он принял под свою ответственность ценности и убрал их на место. Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности. Что стало потом с собором, я не знаю.

Во время оккупации из церкви исчезло копьё святого Меркурия Кесарийского.

Успенский кафедральный собор Смоленска: история, святыни, иконостас

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Свято-Успенский кафедральный собор Смоленска

Успенский собор Смоленска – это и главный, кафедральный собор города, и памятник, символизирующий героическую и бурную его историю, и, вместе с остальными постройками Соборной горы, роскошный архитектурный ансамбль, являющийся главной доминантой Смоленска, его символом и украшением. Если здесь не побывать, значит, и города не увидеть. И поэтому первым делом отправляемся к Свято-Успенскому собору.

1. Ансамбль Соборной горы в том виде, в котором он существует сегодня, сложился в основном к середине XVIII века. Как хорошо, что в историческом центре Смоленска нет многоэтажной застройки! Благодаря этому бирюзовый с белой лепниной собор хорошо виден почти из любой точки города, и даже из проезжающих через Смоленск поездов. Слева – Успенский собор, справа – надвратный Богоявленский собор, построены в разные годы, но в одном стиле – барокко. Попасть на вершину Соборного холма можно, пройдя под сводом надвратного Богоявленского собора, построенного в 1787 году, или по лестнице с Большой Советской.

2. В конце XI века Смоленск стал удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии. К 40-м годам XII века сложился древний архитектурный ансамбль на Соборной горе.

3. На Соборной горе располагается не только ансамбль Успенского собора, но и комплекс архиерейского двора.

4. До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальный вид. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск. Героическая оборона города продолжалась 20 месяцев. Во время штурма были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом был разрушен практически весь верх собора. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.

5. После возвращения Смоленска царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора на месте прежней церкви. 2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли сначала довольно быстро. Но с 1679 года строительство храма было приостановлено и только в 1728 году возобновилось. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. 13 августа 1740 года собор был освящен. Но его непрочность обнаружилась почти сразу: опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.

6. К 1760 году архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Он убрал семиглавое завершение и увенчал собор традиционным пятиглавием, вместо большого каменного купола установил деревянный.

7. В XIX и XX веках собор пережил тяжелые времена. Он чудом уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Взяв Смоленск, французы не только не разрушили храм, но и охраняли его. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Святого Меркурия. Во время Великой Отечественной войны собор тоже устоял, однако навсегда утратил свою главную святыню – Смоленскую чудотворную икону Божьей матери “Одигитрия”.

Читайте также:  Евангелие по Матфею. Глава 6:19-34

8. Кованые ворота, ведущие во двор собора.

9. У северо-западного угла собора в 1766-1772 годах была возведена изящная двухъярусная колокольня. Она имеет выпуклую крышу с главкой и два этажа, нижний из которых возведен на остатках колокольни XVII века. Каменная ограда вокруг Успенского собора и верхняя часть лестницы из гранита строились одновременно c колокольней (60-70-е годы XVIII века).

10. К восточной стене колокольни примыкает пристройка для часов. Часы были изготовлены в 1791 году смоленским мастером В. Соколовым.

11. Деталь декора колокольни.

12. На бирюзовых фасадах собора и колокольни – обилие белого барочного декора.

13. Около колокольни на деревянной подставке стоит древний колокол. Дата на нём -1636 год.

14. С двух сторон от входа в собор висят таблички, рассказывающие о героической истории Смоленска: “Памятник архитектуры Успенский собор. Возведен как памятник героической обороны Смоленска в 1609-1611 гг. Строительство его начато в 1677 году московским каменных дел подмастерьем Алексеем Корольковым. В 1679 году при строительстве обрушилась восточная стена. Работы прекратились. Строительство собора закончено в 1732-1740 гг. по проекту архитектора Шеделя А.И.”.

15. Собор хранит множество уникальных предметов. Главные его святыни – Смоленская икона Богоматери “Одигитрия”, сандалии святого Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена “Положение во гроб”.
Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы написаны, вероятно, теми же мастерами. Иконостас – выдающийся памятник барочной архитектуры.

16. Точно не известно, как попала на Русь древняя икона “Одигитрия”. По преданию, ее привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез ее в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться “Смоленской”.
Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери “Одигитрия” (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на чугунной площадке у иконы.

17. В левом опорном столбе находится другая святыня смоленского собора – плащаница “Положение во гроб”. Как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа – плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монатстырь близ Кириллова. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой – одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в Русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.

22. 9-12 июня стали особенными днями для Свято-Успенского кафедрального собора. В собор были доставлены частица мощей – десница святого великомученика Георгия Победоносца, и чудотворная икона.

23. Ковчег с мощами сопровождала делегация монахов–афонитов монастыря Ксенофонт. Они же принимали записки у верующих во дворе собора.

24. На Соборной горе в сувенирном магазине можно купить иконы, книги, буклеты.

25. Вид от Успенского собора на Воскресенский монастырь.

27. Лестница, ведущая из собора. Направо – памятник Кутузову и автостоянка, налево – Большая Советская.

29. За стенами собора.

.

30. Вид на колокольню и Успенский собор.

33. Интересно, что исторически комплекс Соборной горы начинается не с собора, а со смотровой площадки в восточной части. Здесь когда-то находился княжеский терем, построенный в середине XII столетия, предположительно, князем Ростиславом. Что ещё можно увидеть отсюда?

Под сенью золотых куполов

Успенский собор – один из символов Смоленска. Храм, переживший вместе с городом и нашествие армии Наполеона, и оккупацию фашистов. Объект, без которого не обходится практически ни одна местная экскурсионная программа…

Однако получается некий парадокс: порой туристы знают о нашем соборе гораздо больше, чем сами смоляне. Мы решили попытаться восполнить этот пробел и обратились за помощью к председателю Смоленского отделения Союза краеведов России иеромонаху Рафаилу (Ивочкину).

В память об обороне

– Успенский собор – живая история. Он свидетель и участник многих событий, происходивших в нашем, можно сказать, уникальном регионе. Ведь Смоленщина, пожалуй, единственная область, которая является и приграничной и пристоличной.

Нынешний собор был возведён в память о героической обороне Смоленска 1609-1611 годов на месте одноимённого храма XII века. Последний был основан Владимиром Мономахом ещё в 1101 году. И именно сюда князь перевёз из Чернигова доставшуюся ему в наследство от матери икону Богородицы Одигитрии, которую чуть позже станут называть Смоленской.

Храм частично обрушился в 1611 году, когда защитники города от войск Речи Посполитой взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах недалеко от соборного холма. Окончательно старое здание было разобрано после освобождения Смоленска в середине семидесятых годов 17 века. Тогда же, в 1677 году, под наблюдением зодчего Алексея Королькова начали строительство нового храма.

Однако завершал работы уже другой архитектор – Готфрид Шедель. Только в 1740 году собор, увенчанный семью куполами синего цвета с золотыми звёздами, был построен. Однако в таком виде храм простоял всего двадцать лет: в 1761 году обрушились центральная и западная главы. Поэтому в 1767-1772 годах архитектор Пётр Обухов перестроил верх собора, оставив традиционное пятиглавие.

– В тридцатые годы двадцатого века собор закрыли для верующих – он стал музеем истории религии и атеизма. Там разместили чучела животных, одетых в церковные облачения, памятник Ленину, маятник Фуко и прочие атрибуты антирелигиозного толка. А во время Великой Отечественной войны вообще было принято решение об уничтожении собора: при отступлении генерал Лукин получил приказ взорвать храм, поскольку тот использовался врагом как ориентир для наведения артиллерийских орудий. И только благодаря героизму Михаила Лукина, проигнорировавшего волю Верховного главнокомандующего, Успенский собор остался цел.

Две Одигитрии

Одно из почётных мест в сегодняшнем соборе занимает Смоленская Одигитрия. Перед иконой установлена чугунная площадка с ажурными решётками и лестницей.

– Ничего этого до 1848 года не было. Тогда к иконе просто приставлялась лестница, которая, согласно историческим источникам, «угрожала падением и могла привести к травмам богомольцев». Ситуацию исправил архиепископ Тимофей. Частично на собственные средства, частично на деньги смоленских купцов он заказал обустроить удобный доступ к святыне. Тогда же там появились и иконы «Исцеление Спасителем расслабленного», «Смоленские святые», хотя первоначально планировалось поместить картины с изображением истории Одигитрии и её почитания.

Конечно, в те годы в соборе хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери – тот самый, что привёз Владимир Мономах. Однако та икона бесследно исчезла во время немецко-фашистской оккупации. И сейчас её заменяет более поздний список, который больше первообраза по размеру, поскольку был сделан специально для Днепровских ворот Смоленской крепости.

– Долгое время среди историков бытовало мнение, что эта икона была написана по приказу Бориса Годунова и привезена в Смоленск. На самом деле это не так. Она изначально была написана, чтобы висеть над Днепровскими вратами Смоленской крепостной стены: она большая и видна издали. Поэтому позже её и стали называть надвратной. И живопись, скорее всего, местного характера – по крайней мере, так утверждают искусствоведы.

Обыкновенное чудо

История Смоленской Одигитрии богата на чудеса. Не случайно и первообраз, и надвратная икона считаются чудотворными. Впрочем, об этом написано немало, в том числе и в «Смоленской газете». А между тем в Успенском соборе есть ещё две иконы, явивших чудо мироточения. Это Казанская икона Божией Матери и образ преподобного Серафима Саровского.

– До девяностых годов теперь уже прошлого века Казанская икона Божией Матери находилась в алтаре и была мало известна богомольцам. Но однажды священники перед службой увидели, что образ мироточит. Об этом сообщили митрополиту Кириллу, ныне патриарху. И он благословил установить в честь этой иконы местное празднование.

Сейчас Казанская икона Божией Матери установлена вне алтаря, чтобы верующие могли свободно ей поклониться. Также, как и образ преподобного Серафима Саровского, тоже мироточивший в девяностых годах прошлого века.

– Чем было тогда это мироточение, не известно. Может быть, Господь показывал свою милость смолянам. А может быть, предупреждал о чём-либо. В любом случае это чудо. Как с духовной точки зрения, так и с физической: учёные тоже не могут объяснить, как появляется этот состав.

А ещё в Успенском соборе есть уникальная иконописная композиция, авторство которой приписывают Виктору Васнецову. Это распятый на кресте Иисус и две скорбных фигуры рядом.

– Как эта композиция попала в Смоленск, я не знаю. И кто установил авторство, честно говоря, тоже – хотя об этом говорят буквально все. Впрочем, даже если это работа и не самого Васнецова, то точно его школы. И это нисколько не умаляет её художественного достоинства.

Под гнездом пеликана

Отдельно стоит сказать и об иконостасе Успенского собора. Это тоже своего рода уникальное произведение искусства 18 века: и декоративно-прикладного, и живописного. Искусства, где русские мотивы тесно переплелись с западноевропейскими и, в частности, польскими.

– Наш иконостас уникален, прежде всего, грандиозностью замысла. Тридцать метров в высоту, пять ярусов икон – целая художественная галерея смоленской живописи. Липовая резьба, местами двух- и трёхслойная. Нехарактерное для православия обилие скульптуры. Последнее объясняется тем, что иконостас делали мастера из Малороссии, где в то время уже была подписана уния об объединении православной и католической церквей.

Своей величиной поражают и Царские врата. Они считаются самыми большими в Европе. Кроме того, нетрадиционно их завершение гнездом с сидящей в нём птицей.

– Обычно Царские врата венчает чаша или изображение Святого духа в виде голубя. А у нас – гнездо с птицей, которая разрывает себе грудь, чтобы накормить птенцов собственной кровью. Это пеликан – древнехристианский символ. Хотя некоторые исследователи считают, что это птица Феникс, отсылая нас к гербу Смоленска. Однако, если внимательно вчитаться в герб, то и там мы видим райскую птицу – никак не Феникса.

За воинскую доблесть

Ещё одна святыня и одновременно уникальное произведение декоративно-прикладного искусства – плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в мастерских тётки Ивана Грозного Ефросиньи Старицкой.

– Плащаница была изготовлена как вклад в Успенский собор Московского кремля. Но что во время войны 1812 года она была похищена наполеоновскими войсками и в качестве трофея отправлена во Францию. Однако на территории Смоленщины вражеский обоз был отбит русскими партизанами. И тогда по приказу императора Александра I плащаница была помещена уже в наш Успенский собор – в знак ратной доблести смолян. Можно сказать, что это своеобразная воинская награда нашего храма.

Интересно, что за четыре с лишним столетия шитьё на плащанице сохранилось практически в первозданном виде. И при реставрации к 1150-летию Смоленска её по сути просто переложили на новую подкладку.

– Дело в том, что плащаница двести лет висела вертикально, и под тяжестью золотного шитья и цветных шелков ткань попросту стала расползаться от ветхости. Поэтому реставраторы из Москвы заменили подкладку. И сейчас плащаница выставлена почти горизонтально, под наклоном – чтобы максимально предотвратить деформацию материала. Кроме того, она закрыта специальным стеклом, не пропускающим ультрафиолетовые лучи, которые могут оказать на неё неблагоприятное воздействие.

Особое место в Успенском соборе связано с именем Святого Меркурия – небесного покровителя Смоленской земли. Но это уже тема для отдельного материала…

Ссылка на основную публикацию