Упражнение “Перед лицом Божиим” (Митрополит Сурожский Антоний)

митроп. Антоний Сурожский

Статья опубликована в «Вестнике РХД» №189

«Первенство» и «преимущества чести»

Первый Вселенский Собор в Никее (325) прекрасно обошелся без всякой претензии на непогрешимость. Новейшие исторические исследования отметили, каким образом глава Собора, Афанасий, наряду со многими греческими отцами, равно как и с Августином, обосновал подлинный, хотя вовсе не непогрешимый, авторитет Собора. Собор провозглашает истину не потому, что он созван законным и не вызывающим возражений образом; не потому, что присутствуют большинство епископов тогдашнего мира; не потому, что он утвержден каким-либо человеческим авторитетом, — короче говоря, не потому, что он изначально не мог ошибаться; а потому что, несмотря на новые выражения, он не говорит ничего нового, потому, что он передает прежнее предание новым языком, потому что он свидетельствует о первоначальном учении, он дышит духом Писаний, потому что за ним стоит Евангелие.

Вот где, я бы сказал, разница между авторитетом и властью. Власть означает — как провозгласил Первый Ватиканский собор, несмотря на то, что многие епископы ушли с него и возражали против непогрешимости, — что дело обстоит так-то, и вы должны либо согласиться с этим, либо быть отвергнуты сами. Но на Первом Вселенском Соборе мы не видим действия власти. И все, что мы восприняли на протяжении истории от Вселенских Соборов, было голосом, звучащим из глубин Писания, то есть голосом Самого Бога, голосом Духа Святого, провозглашающим истину, то, что Церковь может признать за истину. Церковь признала в этом истину благодаря тому, что уловила совершенную гармонию между первичным, первоначальным словом Божиим, и тем, что провозгласили эти Соборы, — между словом Духа и словом человеческим. Красота этой гармонии — вот что было убедительной силой провозглашенном ими Истины.
В нашей теперешней ситуации смысл 34-го Апостольского правила может открыться нам по-новому. Исторически первенствующие кафедры, большие конгломерации, созданные историей — слава Богу! — распадаются и постепенно рассыпаются на части. Мы постепенно теряем формы, которые были созданы по образу политических государств: Рима, Византии и других. Русская Церковь — печальный пример такого образа, потому что Патриархат столь велик, столь тесно спаян и действует настолько по монархическому принципу, что очень трудно при этом вернуться к духу ранней Церкви. И видение Церкви как отражения Бога во Святой Троице — больше, чем отражения: живого, динамичного бытия — не очень-то легко углядеть в Церкви. Его надо проявить. А его можно проявить, но только в небольшом образовании, где все знают друг друга, где люди знают и уважают друг друга, в небольших епархиях, где епископ знает каждого и священники знают епископа. (Это не всегда будет в пользу епископа, потому что его будут знать не только в его сане, но и как то жалкое существо, которым он порой является). Церковь должна существовать в виде небольших образований, которые можно видеть, а не таких больших, которые невозможно охватить мыслью или взглядом. Вот, мне кажется, чем должно стать первенство и преимущество чести в Церкви. В каком-то смысле с этим гораздо лучше справляется методистский суперинтендант, который отвечает за небольшой круг людей, чем огромный Патриархат, где Патриарх может оказаться лишь фотографией в календаре, возглашаемым именем и иллюзией, что он как бы «начальство».
Я предпочел бы кончить не на такой грустной ноте, но мне думается, мы должны молиться о том, чтобы богословское видение Церкви нашло свое реальное, конкретное, глубокое выражение в согласованности, которая существует в рамках образований, где такая согласованность осмысленна. Невозможна согласованность между прихожанином в Иркутске и Патриархом Московским иначе, как на допущении: что бы Патриарх ни сказал, он прав; или на потаенном чувстве, что он, возможно, ошибается, но с этим ничего не поделать. Нам надо обрести вновь такое богословское видение и превратить его в проявление истины. Можно, по соображениям административного или практического порядка, иметь и что-то более обширное, но оно не будет соответствовать 34-му Апостольскому правилу. Не это поможет выправить сначала в сознании людей, а затем и в практике Церкви ужасные результаты неправильного понимания 3-го правила Константинопольского Собора относительно двух «первенствующих» кафедр, результаты, которые постепенно, как сорняки, распространились на другие области жизни Церкви.
Я хотел бы сказать в заключение, что ради того, чтобы достичь этого, мы должны стать более христианами, чем мы есть, должны быть более во Христе и в Духе. И мы должны вернуться к подлинному, истинному богословию первенства, потому что невозможно построить видение истинной Церкви на ложных предпосылках.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Успение Пресвятой Богородицы: история праздника, приметы, традиции, что означает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

28 августа Успение Пресвятой Богородицы – один из двенадцати самых главных православных праздников. Его очень почитают в православном мире, доказательством чего является много Успенских храмов, церквей, монастырей. Многие верующие не совсем понимают понятие «успение». Поэтому далее будет рассмотрен вопрос — что означает праздник Успение Пресвятой Богородицы, какие приметы существуют в этот день и как правильно молиться Деве Марии.

Какого числа Успение Пресвятой Богородицы

Упоминание об этом празднике относит верующих далеко в прошлое, к V веку. Именно тогда стали отмечать Успение Девы Марии, но название было несколько иным – «Память Блаженной», и праздновали этот день только жители Сирии.

Сегодня этот праздник отмечают в один и тот же день каждый год. И выпадает он на 28 августа. Этому дню предшествует недолгий пост — успенский (14 августа – 28 августа), но он очень строгий и идет вторым после Великого поста по значимости. Во время этого поста отмечают еще два праздника – Медовый спас(14 августа) и Яблочный Спас (19 августа).

Праздник Успения Пресвятой Богородицы называют еще Первой Пречистой или Пасхой Богородицы. В церквях в этот день к иконе с изображением усопшей Богородицы преподносят цветы и прикладываются.

На Пречистую следует освятить в церкви хлеб. Такая выпечка будет иметь по истине целебные свойства. Потерять или уронить такой хлеб было очень плохой приметой.

По традиции в праздник Пресвятой Богородицы устраивали складчину. Верующие собирались вместе, накрывали на стол, пекли пироги, варили медовуху. Принято было не забывать и о нуждающихся православных верующих.

Успение Пресвятой Богородицы, история праздника

По преданию после того, как Христа распяли, Пресвятая Дева каждый день ходила на Голгофу и молилась у гроба Спасителя. В один из таких дней к ней явился Архангел Гавриил и сообщил ей о скорой кончине. Эта новость была для нее радостной, ведь ее смерть означала скорую встречу с сыном, поэтому последние земные дни, а их было три, она проживала, молясь Господу, и призывая остальных поступать также.

Когда Пресвятая Дева отходила, к ней явился Спаситель в окружении всех своих ангелов и архангелов.

Тело Девы было похоронено в родовой гробнице, где уже покоились ее родители и супруг. Похороны были очень торжественны и как-будто загорожены большой стеной от внешнего мира. Многие пытались помешать похоронить тело, но они были наказаны за свои попытки.

Гробницу Пресвятой Девы закрыли плотно камнем. Через три дня после похорон пришел в Иерусалим апостол Фома. Он не успел на процессию и слезно просил открыть могилу, чтобы проститься с Девой. Когда камен отодвинули и вошли внутрь гробницы, тела не оказалось, были только одеяния Богородицы.

Все апостолы собрались вместе за общим столом, что бы отметить воскрешение Пресвятой Девы, и пришла к нам Богородица, молвив: «Возрадуйтесь! – Я с вами». Поэтому, хотя и успение – это смерть, но праздник этот нужно отмечать. Ведь Пресвятая Дева находится рядом со всеми верующими, и не только в этот день.

Исторически сложилось так, что именно в этот день священники проводят службу в светло-голубом одеянии. В этот праздник проводится самое развернутое богослужение, чего нет ни на один другой святой день.

Успение Пресвятой Богородицы, приметы

28 августа праздновали в народе обжинки, что означало конец жатве. В начале дня старались освятить те поля, где росли пшеница и жито.

Этот праздник приходиться на конец лета, поэтому по погодным условиям в этот день судили, какой будет осень:

  • если появляется радуга на небе – осенние дни будут теплыми;
  • если погода на Успение ясная и солнечная, тогда осень будет дождливой и пасмурной;
  • много паутины – ранняя, морозная и малоснежная зима;
  • если после Успения наступают морозы, то осень будет очень продолжительной;
  • наблюдали за тем, как ведет себя вода. Если не волнуется, тогда осень будет безветренная, а зимой не будет метелей;
  • если в день Успения очень туманно, следует ожидать большого урожая грибов, и теплое время будет еще немного радовать людей;
  • иней на растениях 28 августа сулит очень короткую осеннюю пору, а морозы наступят очень скоро.

Особое значение предавали в этот день обуви, в которой ходили целый день. Натереть мозоль означало приобрести длительный и сложный путь к успеху. Поэтому старались обувать старую разношенную обувь.

На Пречистую принято было засылать сватов. Именно начиная с этого дня проводили помолвки и сватанье. Ведь осень – пора свадеб, и, кто не успевал найти свою пару, оставались одни до следующего года. По такому случаю говорили: «Несет сватов нечистая – пришла Пречистая».

Также у православных христиан в этот день отмечается праздник одного из главных символов Украины – калины. Это празднество было только для девчат, среди которых устраивали соревнования. Первая добежавшая до куста и сорвавшая ягоду должна была и первой быть засватана. Калиной было принято украшать весь двор, она является очень сильным оберегом.

Успение Пресвятой Богородицы, что нельзя делать

Так как перед праздником Успения Пресвятой Богородицы следует пост, то очень важно 28 числа при выходе из поста не согрешить. Имеется в виду не придаваться чревоугодию, что очень любят делать православные за пышным застольем.

  • В это день нельзя заниматься работай ни на поле, ни в саду, ни в огороде, ни в доме. Считается плохим знаком воткнуть в этот день нож в землю. Последующий урожай будет плохим.
  • Веряне утверждают, что в день Успения нельзя ходить босиком по земле. А то многие болезни нападут. Также не стоит обижать близких родственников и соседей, браниться с ними.
  • Молодым девушкам 28 августа нельзя стричь волосы и выбрасывать их. Таким образом ,они могут навлечь слезы Девы Марии.
  • Не желательно в этот день разводить огонь, чтобы не привлекать разные напасти в дом.

Единственное что делают на Успение Пресвятой Богородицы — это снимают порчи и различные заговоры.

В день Пречистой принято было заниматься консервацией овощей, особенно огурцов и помидоров. Свежие овощи уже отходили, а заготовки на зимнюю пору необходимо было сделать. Также в этот день собирали урожай в саду: калину, груши и яблоки.

Молитвы Деве Марии

Светлый праздник Первой Пречистой следует обязательно совместить с молитвами. Молитвы на Успение Пресвятой Богородицы направлены на упоминание Девы Марии, преклонение перед ней и приближение к Богородице. Основная молитва достаточно продолжительна и имеет следующий текст:

«О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление.
Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение.»

«О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя.
Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний.»

«О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную.
Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии.
Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь»

Читайте также:  Радоница - что это за праздник, традиции, история

Молитва в этот день к Богородице – обязательна тем, кто поклоняется Деве Марии, и кто осознанно постился во время Успенского поста. Это поможет приблизиться к Пресвятой Деве и духовно обогатится.

Таким образом, изложив, что означает Успение Пресвятой Богородицы, уверенно можно сказать, что смерть не следует воспринимать, как трагедию. Христос Спаситель после своего распятия взял все грехи на свой счет, а все, кто после умирают, не погибают, а усыпают (засыпают), таким образом, переходя в вечное царство. Поэтому день Успения Девы принято праздновать, соблюдая некие правила и традиции.

Господь всегда с Вами!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео об Успении Пресвятой Богородицы:

Успение Пресвятой Богородицы: коротко о празднике

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Православной Церкви.

Дата праздника: 28 августа

Слово «успение», однокоренное со словом «усопший», означает «сон». Так в Церкви называют день кончины Пресвятой Богородицы.

Событие праздника Успение Богородицы:

Священное Писание ничего не говорит нам о жизни Пресвятой Богородицы после Воскресения Христова. Поэтому об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют основу того Предания, которое жило в ранней Церкви.

Все годы после Распятия, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя Господа наравне с апостолами. Но вот настало время Ее земной кончины.

Однажды во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, некогда возвестившего Ей великую радость — что Ей суждено стать Матерью Спасителя мира. На сей раз известие было другое: через три дня душа Ее оставит тело. Но Богородица очень обрадовалась. Ведь Ее ожидала встреча с Тем, Кого Она любила гораздо больше, чем жизнь.

Три дня спустя в доме апостола Иоанна, где жила Мария, собрались и другие апостолы: Господь чудесным образом устроил так, что все они вернулись к этому дню из дальних странствий, где проповедовали Христа. Не было только Фомы.

Апостолы стали свидетелями блаженной кончины Святой Девы. Сам Христос, окруженный множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Ее в рай.

Тело же Ее апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг, праведный Иосиф. Сопровождая гроб, апостолы и другие жители Иерусалима несли светильники и пели псалмы. Иудейский священник Афоний, которого раздражало почитание Иисусовой Матери, толкнул гроб, желая перевернуть его, — и тут же лишился кистей обеих рук: их отсек ангел, невидимо стоявший рядом. «Теперь ты видишь, что Христос истинный Бог», — сказал Афонию апостол Петр. Тот сразу покаялся — и руки срослись.

На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома. Вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не было! В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы увидели Пресвятую Деву, шедшую по воздуху со множеством ангелов. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами».

Суть праздника Успение Богородицы:

Название праздника — Успение — отражает христианское отношение к смерти. Смерть — не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни. В Евангелии повествуется о нескольких случаях, когда Христос воскресил умерших, и смерть Он называл при этом именно успением. Не умерла, но спит, — сказал Спаситель об умершей дочери начальника синагоги Иаира (Мф 9:24). И о Лазаре, который заболел и умер: Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его (Ин 11:11). В дни Пасхи в храме звучит песнопение: «Плотию уснув, яко мертв…» — и здесь сну уподоблена смерть Самого Христа.

Вот и праздник Успения Богородицы в народе называют «малой Пасхой». Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном. Христос воззвал Ее от смерти к вечной жизни, и в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива: теперь она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути ко Христу.

На примере Богородицы мы убеждаемся: Воскресение Христово действительно стало победой над смертью для всех, кто пребывает в общении с Ним и старается следовать Его заповедям.

Фильм «Успение Пресвятой Богородицы»

Почему в христианском мире Успение Пресвятой Богородицы, то есть день Ее смерти, принято отмечать, как великий церковный праздник? Понять духовный смысл одного из важнейших событий церковного года поможет митрополит Иларион (Алфеев). В своем авторском фильме владыка расскажет о том, как принято праздновать Успение в Иерусалиме, на греческом острове Тинос и в испанском городе Эльче. Чем отличается православное Успение от католического праздника Взятия Девы Марии на небо? И почему испанцы считают этот день едва ли не самым важным в году? Фильм митрополита Илариона (Алфеева), студия «НЕОФИТ».

Тропарь Успению Пресвятой Богородицы:

Тро­парь, глас 1:

В рож­де­стве дев­ство со­хра­ни­ла eси, во успе­нии ми­ра не оста­ви­ла eси, Бо­го­ро­ди­це, пре­ста­ви­ла­ся eси к жи­во­ту, Ма­ти су­щи Жи­во­та,
и мо­лит­ва­ми Тво­и­ми из­бав­ля­е­ши от смер­ти ду­ши на­ша.

Пе­ре­вод Оль­ги Се­да­ко­вой:

Рож­дая, со­хра­ни­ла Ты дев­ствен­ность.
По­чив, не оста­ви­ла Ты ми­ра, Бо­го­ро­ди­ца:
Ибо пе­ре­шла к жиз­ни
Ты, ис­тин­ная Ма­терь Жиз­ни,
И тво­им хо­да­тай­ством из­бав­ля­ешь
От смер­ти ду­ши на­ши.

Икона праздника Успение Богородицы:

Богородица на престоле славы возносится в горний Иерусалим.

Овальный нимб и чины ангелов вокруг Христа — символы славы Божией.

Святители Дионисий Ареопагит, Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин — творцы посвященных празднику Успения богослужебных текстов.

Младенец на руках у Христа — душа Богородицы

Люди вокруг одра Богородицы — апостолы и плачущие иерусалимские женщины.

Богородица лежит на одре, покрытом тканью багряного цвета. Багрянец — традиционный атрибут власти, в данном случае указывает на царское достоинство Пресвятой Девы.

Иудейский священник Афония, попытавшийся опрокинуть гроб Пресвятой Богородицы во время шествия в Гефсиманию и наказанный ангелом.

3 факта о празднике:

-1-

Успение Пресвятой Богородицы — последний двунадесятый праздник церковного года. Церковное новолетие празднуется 14 сентября (по старому стилю — 1 сентября), так что первым праздником года оказывается Рождество Богородицы, а последним — Ее Успение. Получается, весь год выстраивается в соответствии с событиями жизни Божией Матери.

-2-

Спуск в гробницу Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Елеонская гора, Иерусалим

Празднику Успения предшествует Успенский пост — самый короткий (всего две недели), но по строгости сопоставимый с Великим постом. Установился он около X века и изначально был частью «компенсаторного» летнего поста для тех, кто по каким-то уважительным причинам не смог выдержать Великий пост (например, находился в длительном плавании).

-3-

В связи с особым почитанием Богородицы бóльшая часть храмов в России начиная с XII–XIII веков освящалась в честь праздника Успения. Первый Успенский собор был построен во Владимире в 1158–1160 годах: князь Андрей Боголюбский возвел его как главный кафедральный собор Руси. В 1326 году был заложен Успенский собор Московского Кремля, ставший усыпальницей Московских Патриархов; как раз в это время из Владимира в Москву переместился митрополит. До XX века московский Успенский собор (перестроенный в 1470-х гг. Аристотелем Фиораванти) оставался главным кафедральным храмом России. В других городах Успенские церкви и соборы возводились в основном по подобию московского.

Приметы на Успение Пресвятой Богородицы: обычаи, верования, обряды праздника

  1. Приметы на Успение Пресвятой Богородицы: обычаи, верования, обряды праздника
  2. Приметы посвященные успению Пресвятой Богородицы.
  3. Успение Пресвятой владычицы нашей Богородицы.
  4. Православные традиции к празднику
  5. Запреты на важный день.
  6. Обычаи праздничного дня.
  7. Домашние праздничные обряды.
  8. Приметы на исцеление.
  9. Приметы на личное счастье.

Приметы на Успение Пресвятой Богородицы: обычаи, верования, обряды праздника

Одним из наиболее важных праздников христианского народа является 28 августа. Большое количество верующего народа ждет прихода этого дня. Как описывается в библейских верованиях, в один из последних летних дней произошло чудо: Святая Богородица, покинув душою своею тело, встретилась с Сыном Божиим. С того момента у православного мира есть великая молитвенница и главная заступница Небесная, а среди верующих появился ряд обычаев и верований.

Приметы посвященные успению Пресвятой Богородицы.

Церковный календарь в августе каждого года имеет особо выделенный праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Издавна этот день славится тем, что наблюдая за поведением погоды и природной обстановкой возможно понять, какая будет погода осенью и зимой.

В нашей статье вы узнаете ряд самых интересных примет в большой праздник Успение Пресвятой Богородицы, познакомитесь с народными традициями, которые пришли к нам из древних православных времен, а также получите информацию о том, чего не стоит совершать в этот Святой день. Для начала, раскроем сущность празднования Успения Пресвятой Богородицы. С первого взгляда главным парадоксом становится противоречия грусти в этот праздник.

  1. ПРИМЕТЫ В ЦЕРКВИ
  2. НАРОДНАЯ ПРИМЕТА «ГОРЯТ ЩЕКИ» — К ЧЕМУ БЫ ЭТО?!

Успение Пресвятой владычицы нашей Богородицы.

В последние летние дни, 28 августа по новому, и 15 августа по старому календарному стилю, традициями Русской Православной Церкви справляется празднование, которое, в полном именовании, звучит как Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – празднование, посвященное явлению, не описанному в библейских сказаниях, но дошедшиму к нам по церковному преданию. Буквальным переводом слова «успение» является «смерть». Пресвятая Матерь Божья, после того как Иисус вознесся на небеса, стала жить с апостолом Иоанном Богословом, под его попечением. Впоследствии христианских гонений царем Иродом, Иоанн и Богородица поселились в Эфесе, в доме его родителей. На этом месте Она часто читала молитвы, умоляя Господа забрать к себе. Однажды, за молитвой, на месте где Христос Вознесся на Небеса, Богородице пришёл Дух Архангела Гавриила и оповестил Её что, по окончанию следующих 3 дней Её существование на земле закончится, и придет Она Господу.

Единственным прошением Пресвятой Девы Марии перед концом своей жизни, было желание встречи со всеми апостолами. Но, в то время, они находились в разных местах проповедуя христианские верования. Силами Святого Духа было исполнено желание Богородицы. Все апостолы тот час появились у покоев, где была Пресвятая Богородица, где Она, читала молитву, ожидая конца. Сам Всевышний в присутствии Агнцев явился к Ней, для того чтобы взять Её душу к Себе. Прошением к Господу Пресвятой Богородицы было дарственная молитва, с которой Она вымолила благословение тех, кто почитал Её память.

Большое смирение было проявлено Ею. Получив святость, которая несравнима с абсолютно любым человеком, честнейшая Херувим и славнейшая без всяких сравнений Серафим, несла молитвы к Сыну своему, о защите Ее души от темных сатанинских сил и мытарства, которые приходится перенести каждой душе. Увидавшись с каждым из апостолов, радостная Богоматерь отдала свою душу в ладони Господне и в ту же минуту зазвучали ангельское пения.

Когда произошла кончина, тело Пречистой Девы положили в гроб, который после, отнесли в пещеру, которая находилась в Гефсимании. После захоронения, вход в пещеру завалили камнями. На протяжении 3 дней, апостолы находились рядом с пещерой, где читали молитвы. Один из апостолов, Фома, опоздав на процесс погребения, был очень взволнован и расстроен, что не удосужился отдать поклон останкам Пресвятой Девы. Сжалившись, апостолы разрешили раскрыть вход к могиле, чтобы Фома поклонился праху. Открыв гроб, и увидав, что тело Пречистой Девы исчезло, присутствующие замерли, убедившись, что она чудом вознеслась на небеса. За вечерним приемом пищи этого же дня, Дух Матери Божьей явился к ним, сказав «Радуйтесь! Я с вами — во все дни!»

О кончине Богородицы, церковь говорит как об успении, но не смерти. Объяснением тому служит разница кончин по сравнению с человеческой. Имеется в виду, возвращение тела в землю, а духа на небеса, что не попадает под описание приданого.

Пречистая Дева только уснула для пробуждения ,получив жизнь вечно блаженную, и подождав 3 дня в нетленным теле, вселилась в стены небесного нетленного жилища. Тяжкое бодрствование, Её много скорбной жизни обернулось для Неё сладким сном. Став «Матерью Жизни» среди верующих, Пречистая Дева, при помощи молитв своих, и прощений, уводя от смерти множество душ земных, стала вселять в них, Успением Своим, веру в жизнь вечную.

Православные традиции к празднику

В христианских традициях, приближением этого праздника является начало 2 недельного поста. Еще давно, это время перестало относиться к строгому и тяжелому посту, объясняясь тем, что в августе большую урожайность имеют овощи, фрукты, орехи и другие дары природы, которые позволено употреблять во время поста.

Непосредственно день праздника носит имя «Первая Пречистая», и имеет значение настоящего праздника и знаменательного события, у которого есть ряд своих поверий и примет. Накануне этого праздника сборы урожая подходят к концу, что несет с собой радость, создавая величественную и особенную атмосферу, которая установилась и закрепилась впоследствии времени.

Необходимо существенно обратить внимание на подготовку накануне этого дня:

• Дома должно быть убрано и чисто.

• Необходимо уладить все конфликты, решить разницу разногласий и озадачится примирением с родными.

• Обеденный стол должен украшается щедрыми и разнообразными угощениями.

• Атмосфера дома на протяжении всего праздника должна быть спокойной и доброжелательной.

Запреты на важный день.

Множество обычаев связанных с Успением Пресвятой Богородицы имеют непосредственную связь с духом празднования, а также имеет отражение особенностей связанные с сезоном и временем года.

Этот день в календаре, издавна имеет достаточное количество запрещенных действий, соблюдение которых является обязательным.

Большой запрет несёт использование колющих и режущих предметов. В этом случае, использование за обедом вилки или ножа будет несущественным. В основном, пища уже должна быть приготовлена до праздника, во избежание нарушения важного запрета.

Читайте также:  Молебен Николаю Чудотворцу, как заказать, читать молебен

В праздник запрещается босая ходьба по траве. У этого условия есть два объяснения: по мнению верующих, капли росы в праздник именуются как слезы, которое обронила Пресвятая Дева, в огорчении, покидая землю, и лишаясь возможности помочь людям. Второе толкование — это остывшая земля, хождение по которой босиком могло нести в себе переохлаждение и болезни.

Особого внимания стоило обращать на то, чтобы ноги не были натертые обувью которая может быть неудобна. Как указывать народные верования это может способствовать вовлечению проблем и неприятностей.

Обычаи праздничного дня.

Особенные ритуалы и обряды являются основой примет, которые соблюдаются в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Величественный дух этого праздника с давних времен понимался как особенный и неповторимый. Такое понимание закрепили у народа обычаи, которые имеют непосредственную связь с праздником последних летних дней. Хронология таких обрядов и обычаев, берет свое начало в поселениях, которые относили этот праздник к виду престольных. Во второй половине дня, по окончанию молитвенного обращения к Богоматери, люди сходились к центру поселения. Высоко подняв икону, организовавшись в Крестный ход, народ отправлялся в поле, громко читая молитвы к Богородице. Таким образом, люди воспевали чудотворца и заступницу.

Утренняя служба знаменовалась свечением хлеба который после выносили в поле. На месте освященный каравай раздавали, надкусывали и запивали святой водой. Смыслом этого обряда было обеспечение урожайности на следующий год. Строгим правилом к соблюдению, было недопущение падение хлебных крох на землю.

Домашние праздничные обряды.

Чтобы привлечь в свои покои достаток исцеление от любой болезни, было необходимым проведение специального обряда дома. Хорошая примета на праздник Успения Пресвятой Богородицы — в день праздника, поместить икону, на которой изображён Лик Богоматери на территории двора возле дома. Икона должна находиться на месте в течение всего дня, а хозяин в обязательном порядке должен обращать внимание на ее расположение.

Образ Богородицы, смотрящий в праздничный день со стороны входа во двор на дом, предвещает приход счастья удачи и достатка.

Расположение иконы Божьей Матери практически посередине двора, защитит от различных заболеваний, которые преследуют семью.

Заносить в дом икону рекомендуется после того, как Она побывала в церкви на утреннем молебне. В комнатах зажигаются свечи и лампады. Особое внимание стоит уделить свече, которая не должна погаснуть на протяжении всего праздника.

Приметы на исцеление.

Одним из важных моментов в праздничный день, которые не упускают верующие, является ряд примет и обрядов, который стоит проводить, чтобы избавиться от болезни и недуга.

Семьи, члены из которых, переносят тяжёлые заболевания в большей степени, должны обращать внимание на такие обряды. Непосредственно сам болеющий обязан прийти в Храм на молебен, а также поучаствовать в крестном ходе, вначале которого идёт икона с изображением Богоматери. Стремившиеся провести этот обряд, родственники тяжелобольного члена семьи несли его на руках.

В конце хода больной имел возможность окунуть свой нательный крест в резервуар со святой водой. больного окропляли остатками святой воды стекающей с креста. Участки тела, на которых болезнь влияла сильнее, также смазывала святой водой.

Главным верованием народа была возможность получить исцеление от любого недуга. В особенности, речь идёт о суставах и позвоночнике. 28 августа у людей появлялась возможность снять боли в растянутой мышце, в суставе, которые могут деформировать артроз. Появлялась возможность исцелиться от посттравматической болезни в конечности.

Приметы на личное счастье.

Множество девушек с особой жаждой ждали приближение этого дня. Объясняется это тем, что существуют приметы, которые могли сделать девушку счастливой.

Когда заканчивался Успенский пост, приходил период «мясоеда», в который, большинство молодых людей пытались, до того момента как наступит покрова, положительно закончить поиски пары для себя. Тем, кто не успевал сделать это вовремя, обычаи грозил одиночеством до наступления весны.

Чтобы обеспечить себя благополучием в следующем периоде, а молодым людям не составило труда в поисках друг друга, верования советуют, в доме, где живет молодая незамужняя девушка, накрыть щедрый стол, угощая при этом каждого посетителя и гостя. В таком доме нельзя затевать ссору и ругаться. Важно выдерживать необходимую праздничную и светлую атмосферу.

Каждому члену семьи полагаются нести добро и положительное настроение. По наступлению вечера молодёжи давалась возможность собраться вместе.

Успение Пресвятой Богородицы не является одним из важнейших праздников православного народа, но является важным днём для того кто существует с Господом

Что разрешается делать на Успение Пресвятой Богородицы и чего делать нельзя, обычаи и традиции праздника

В православной церкви есть немало великих и двунадесятых праздников, одним из которых является Успение Пресвятой Богородицы. Его отмечают христиане всех стран, но дата разнится в зависимости от того, какого календаря принято придерживаться. Праздник венчает собой двухнедельный пост и связан со многими традициями и обрядами.

  1. История праздника
  2. Какого числа Успение Пресвятой Богородицы
  3. Обычаи и традиции праздника
  4. Что можно и нельзя делать на Успение
  5. Народные приметы на Успение Пресвятой Богородицы
  6. Подведем итог

История праздника

Пресвятая Богородица не была великомученницей, но православный люд почитает ее особым образом, говоря о ней: «. Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим…» Божья Матерь как никакая другая достойна почитания, ведь Сам Творец избрал ее на служение, а она покорилась Его воле со всей Своей кротостью и смирением.

Она приняла высочайшую святыню, самого Сына Божия в Себя, подарив миру Спасителя. Известно, что после Распятия Иисуса Христа она жила у самого любимого его ученика апостола Иоанна, проповедовала вместе с учениками Евангелие и часто посещала для молитвы Гефсиманский сад, Голгофу и Гроб Господень.

Однако, каких-либо точных сведений о ее жизни в этот период нет, как нет данных о времени и обстоятельствах ее кончины. Более того, христианская Церковь обратила внимание на саму личность Марии только после V века, а достоверные сведения о празднике Успения Пресвятой Богородицы появляются лишь в конце VI века.

Поначалу он не был общераспространенным, а сама дата колебалась между январем и августом. Одни христиане связывали его с Богоявлением, другие с «рождением Госпожи Марии».

По преданию, Пресвятой Богородице явился сам Архангел Гавриил, сообщив, что через 3 дня она «отойдет ко Христу Богу». Богоматерь стала готовиться к этому событию. Она строго постилась и много молилась, а в назначенный день мирно почила.

Некоторых далеких от христианской религии людей удивляет, как можно праздновать смерть. Но в переводе со славянского «успение» означает сон. Сам праздник Успения Пресвятой Богородицы еще раз доказывает, что смерти, ожидающей каждого до Воскресения Христова, больше нет, а значит нет скорби и нет перед ней страха.

Праздник Успения предваряет двухнедельный пост, во время которого православные подражают подвигу Пресвятой Богородицы, восхваляя ее и стремясь хотя бы на малую толику уподобиться ее чистоте.

Какого числа Успение Пресвятой Богородицы

Отсутствие общей распространенности праздника, приурочивание его к самым разным событиям внесло сумятицу в определение точной даты празднования Успения Пресвятой Богородицы.

Император Маврикий в конце VI века установил дату празднования на 15 августа. Она остается таковой до сих пор в тех странах, которые ведут летоисчисление по юлианскому календарю. По григорианскому календарю дата празднования приходится на 28 августа.

Успение Пресвятой Богородицы было и остается любимейшим праздником на Руси. Святой князь Владимир сделал все, чтобы на всей территории современной России появились Успенские храмы, а люди почитали ту, благодаря которой в мир пришел Спаситель. Он же и забрал Пресвятую Богородицу в рай, сойдя в необычном свете с неба в окружении Ангелов и душ ветхозаветных праведников.

Без всякого телесного страдания, как бы засыпая, Пречистая Дева предала в Его руки Свою пречистую душу. Погребение осуществлялось в присутствии всех апостолов, кроме Фомы, которые чудесным образом перенеслись на облаке из разных стран, где проповедовали Евангелие, в Иерусалим.

Обычаи и традиции праздника

Большая часть православных праздников связана с многочисленными традициями и обрядами, веками складывающимися под влиянием предков, живших натуральным хозяйством, много работавших на земле. В течение Успенского поста верующие отмечают три главных праздника, посвященные Всемилостивому Спасу.

В Древней церкви к ним приурочивали освящение урожая, созревающего к этому моменту:

  • в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста в храм на освящение несли мед и травяные снадобья;
  • в праздник Преображения – виноград, яблоки, другие фрукты;
  • на Нерукотворный Спас – орехи.

Дело в том, что в те времена христиане стремились освящать все свои действия, предметы и неважно, касались ли они быта, работы или семейной жизни. Все было подчинено церковному Уставу. Неукоснительное следование ему еще больше укрепляло веру, закаляло дух, помогало бороться с грехами и в конце концов делало ожидание праздника и его встречу более полной и радостной.

Само Успение Пресвятой Богородицы тоже сопровождалось определенными обрядами. Например, на утреню в храм несли на освящение свежеиспеченный хлеб, для приготовления которого использовалась мука нового урожая. Оставшиеся дома родные дожидались своего «свяченого куска», не имея право вкушать никакую другую пищу.

Хлебом было принято разговляться после двухнедельного поста, а остатки каравая заворачивали в чистую хлопчатобумажную ткань и прятали за иконами. Их доставали и употребляли в пищу в самых крайних случаях, например при тяжелых болезнях, храня как святыню.

Дни Успенского поста уже считаются осенними. Отворяются ворота нового времени года, завершается церковный год, 14 сентября по новому стилю – это уже церковное новолетие. С этого дня хозяйки начинают готовиться к зиме, запасая продукты впрок, засаливая в кадушках огурцы, томаты, грибы, моченые яблоки, другие дары природы.

В день Успения Пресвятой Богородицы было принято праздновать «Дожинку», когда заканчивали уборку зерновых культур, связанную с различными ритуалами, заговорами, заклинаниями. По окончанию работ жницы начинали кататься по полю, читая специальный заговор со словами благодарности матушке-земле, даровании урожая и возвращения ей сил для новых посевов.

В день Успения Пресвятой Богородицы люди поздравляли друг друга с окончанием жатвенной страды, пели песни, водили хороводы, устраивали, как сегодня принято говорить, пикники, угощаясь чем Бог послал.

По обычаю на поле обязательно оставляли несколько несжатых колосьев. Их них плели «бороду» с особыми словами, призывая хороший урожай в следующем году. Особые молитвы в день Успения Пресвятой Богородицы воссылали Николаю Чудотворцу и пророку Илии, считающимся покровителями земледелия и хлебопашества.

В некоторых областях было принято уносить последний сжатый сноп в дом и хранить там вплоть до нового года, по небольшому пучку скармливая скотине и домашней птице.

Что можно и нельзя делать на Успение

Большинство церковных праздников так или иначе накладывает свой отпечаток на быт православных людей, ограничивая или, наоборот, освобождая от тех или иных обязанностей, привычных дел. Многие из сложившихся традиций – не более чем суеверие далеких от религии людей.

Считается, что работать в церковные праздники, в том числе Успение Пресвятой Богородицы, нельзя. Нельзя убираться в доме, шить, вязать. Но сведений об этом в церковном Уставе нет. Возможно, появление этих запретов связано с тем, что люди редко посещают храмы, а любой батюшка скажет, что тот, кто отсутствовал на литургии в храме, должен работать вдвое больше, чем обычно.

Присутствие на службе само по себе освобождало человека от работы. Пока он доберется до храма, пока отстоит службу, до пока придет домой, пройдет полдня. На многие бытовые дела уже не остается времени, поэтому и появилось суеверие, что делать ничего нельзя. Однако, это не так.

Как видно из описанных выше обрядов и традиций, наши предки активно работали в день Успения Пресвятой Богородицы, собирали последний урожай, готовились к зиме. Молодежь, как ей положено, веселилась, пела, плясала. Многие в это время создавали пары, гуляли свадьбы.

В день Успения Пресвятой Богородицы было принято ходить в гости, угощать чем Бог послал и самому вкушать угощение. Закончился пост – такой же строгий, как Великий, а значит можно вдоволь наесться скоромной пищи. Уже упомянутым свежеиспеченным хлебом из муки нового сезона было принято подавать милостыню.

Наши предки верили, что на Успение Пресвятой Богородицы нельзя:

  1. Ходить босиком по росе. Роса олицетворяла собой слезы Пресвятой Богородицы, поэтому топтать их считалось святотатством. Кроме того, окончание полевых работ знаменовало собой начало нового периода, когда земля «отдыхала» и нарушать ее покой было нельзя.
  2. Обувать новую, тесную обувь или неподходящую по размеру. С высокой долей вероятности она могла натереть мозоль, а это считалось плохой приметой.
  3. Стричь волосы и заплетать косу. Считалось, что это может нарушить планы девушки на скорое и счастливое замужество.

Народные приметы на Успение Пресвятой Богородицы

На этот праздник существовали приметы:

  1. С Успения молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается.
  2. Холодный туман стелется низко, держится до полудня – ночью жди дождя.
  3. Если паутины было больше, чем обычно, ждали холодную морозную зиму без снега. Активная деятельность пауков сулила угрозу будущему урожаю.
  4. Кто сквернословит и злословит на Успение Пресвятой Богородицы, будет неудачлив в делах.
  5. Венчаться в праздник Успения Пресвятой Богородицы – обречь себя на несчастливую семейную жизнь.
  6. Жадным, особенно по отношению к беднякам и нищим, Господь не благоволит.

Подведем итог

Православное Успение Пресвятой Богородицы – большой праздник, символизирующий победу над смертью. Даже после отшествия от земной жизни Пресвятая Богоматерь не оставляет мира, не зря все православные вопрошают к ней в молитвах: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Она выполнила особую миссию и заслужила быть подле своего Сына в раю. Ее успение или сон – это лишь начало новой жизни – жизни вечной. Об этом должен помнить каждый православный христианин. Земная жизнь – это лишь подготовка. Со смертью тела ничего не заканчивается. Дух будет жить вечно. Об этом нужно подумать уже сейчас, чтобы достойно войти в Царствие Небесное.

Расскажите в комментариях, как вы празднуете Успение Пресвятой Богородицы. Сохраняйте статью в закладках, делитесь ею в социальных сетях.

Также рекомендуем посмотреть видео, которое закрепит знания и ответит на оставшиеся вопросы.

Главный праздник Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы.

Успение Пресвятой Богородицы.

Когда отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы, что можно и нельзя делать? Ответы у нас на сайте в статье по ссылке.

Успение Пресвятой Богородицы — что можно и нельзя делать в праздник

В конце августа православные отмечают важное торжество, прославляющее Божью Матерь. С Успением Богородицы связано множество примет и ритуалов, традиционно соблюдаемых верующими.

Богоматерь почила, но была вознесена на небо. Благодаря этому, христиане обрели вечную небесную заступницу, которая просит за мирян Своего сына. Поэтому в праздник старались не нарушать передаваемых из поколения в поколение традиций, примечать погодные явления, проводить принятые ритуалы.

Традиции праздника Успение Пресвятой Богородицы

Праздничная дата приходится на 28 августа, относится к важным событиям в жизни православных христиан. По церковным канонам считается двунадесятым празднеством, знаменует переход Божьей Матери от земной к вечной жизни.

Читайте также:  Отчаянных Единая Надежда

В представлении народа праздник означал завершение тяжких сельскохозяйственных работ, поворот к осени. Он венчал короткий, но строгий по своим правилам Успенский пост, длившийся две недели. Неслучайно в традиционных мероприятиях праздника основная тема – прославление Богородицы, угощения родных и нищих, благодарение высших сил небесных за урожай.

Русская православная церковь отмечает событие одним днем предпразднства и восьмью днями попразднства. Обязательно Всенощное бдение, обнесение вокруг храмов плащаницы с изображением усопшей Божьей Матери. Во время службы священники освящали принесенные караваи хлеба. Прихожане ставили свечи перед ликом Богородицы, молились о защите, просили о благополучии для родных и близких.

После служб праздничного дня прихожане во главе со священнослужителями совершали крестный ход к близлежащим полям. Несли иконы Богородицы, читали молитвы, пели молебен, воспевая народную заступницу. Освященными в храмах караваями угощали присутствующих, при этом следили, чтобы не пропало ни единой крошки.

Приметы на Успение

День кончины Богородицы, несмотря на суть события, считается праздничным. Согласно христианскому вероучению, переход Матери Божьей в мир небесный был необычным, отсюда и название – Успение (сон). Мария перешла в мир иной, но не оставила людей, став их заступницей.

Поэтому с Богородичным праздником связано огромное количество разных примет. Считалось, что если в этот и последующие дни засылать сватов, то жизнь молодых пар будет счастливой и удачной. В семьях, где пока не планировали выдавать дочек замуж, нередко говорили: «Пришла Первая Пречистая – принесла сватов нечистая!». После Успения принято было назначать даты свадеб, Божья Матерь дает благословение и будет поддерживать семьи. Если же сваты не приходили, то сидеть девушке незамужней до следующего года.

Важно было помочь нуждающимся, согласно приметам, человек, проявивший милосердие от чистого сердца, будет удачлив. В то же время священнослужители призывали проявлять доброту и помогать тем, кто нуждается, в любой день, независимо от праздничных дат. Плохим знаком считали натереть мозоль в праздник. Надевали удобную, пусть и плохонькую обувь, так как появление мозоли – к беде, несчастьям и болезням.

Множество поверий связано с земледелием, все-таки для крестьян земля была основной кормилицей. С 28 августа было принято начинать копку картофеля на огородах (урожай будет добрым), также завершали посевы озимых зерновых. Полным ходом заготавливали припасы на зиму, собирали в лесу ягоды, грибы.

Во многих регионах страны праздник означал приход осени, начало первого (молодого) бабьего лета.

Поэтому наблюдали погоду на последующий период:

  • в день Успения на ветках деревьев висит много паутины – зима будет морозной, а снега будет мало;
  • туманное утро – к ясной погоде на последующие две недели. Также туман предвещал отличный урожай грибов в лесах;
  • в течение праздничного дня на небе появилась радуга – ждать теплых и сухих осенних деньков;
  • если 28 августа стоит жара – сентябрю быть холодному;
  • дождь с грозой на Успенье – ранняя дождливая осень;
  • на реке или озере вода не рябит – зима будет без метелей.

К концу августа улетали ласточки, знаменуя приход осени и холодов. Примечали, что к Успению замолкали квакать лягушки.

Что нельзя и можно делать на Успение Пресвятой Богородицы

Один из основных запретов Первой Пречистой связан с работой. Так как дата относится к важнейшим православным праздникам, то работать в поле, дома, в огородах в этот день нельзя. Земле и себе давали кратковременный отдых, проводя день в молитвах и общении с семьей. Женщины старались сделать хозяйственные дела до праздника, откладывали рукоделие, шитье, стирку.

Нельзя оплакивать Божью Матерь, тосковать и грустить. День праздничный, прославляет Богородицу, воссоединение Матери с Сыном. Запрещалось ругаться, злословить, ссориться. Конфликты и раздоры не нужны в любой день, но в праздник особенно важно быть внимательными, терпеливыми к близким. Девушкам на выданье запрещали стричь волосы, плести косы в этот день. Говорили, что если не выполнять запрет, ждать сватов придется долго.

Блюда для праздничного застолья старались приготовить с вечера, так как был запрет на использование в этот день режущих приборов. Даже хлебные караваи в праздник принято было ломать. Строго запрещалось ходить босиком, особенно с утра. Роса – слезы Богородицы, топтать их – страшный грех.

  • поминать усопших родных и близких;
  • крестить младенцев (по согласию и договоренности с батюшкой храма);
  • засылать сватов к родителям молодых девушек на выданье;
  • разговляться. После поста накрывали столы, выставляли освященные в храмах продукты, заранее готовили праздничные блюда. Радовались окончанию страды, обсуждали дальнейшие дела и заботы;
  • обязательно раздать угощения – нищим, нуждающимся;
  • помочь соседям, другим жителям деревни или села.

Во многих населенных пунктах раньше было принято на праздник Успения Божьей Матери накрывать общий стол. Приходили селяне, приносили припасы, пироги, кулебяки, сладости. К столу приглашали всех, и считалось плохим знаком отказывать в угощении нищим и убогим. С Богородичного праздника солили огурцы на зиму, недаром была поговорка: «На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить».

В молитвах обязательно обращались к Богородице, просили о защите семьи, о здоровье близких и родных людей, о спокойной, без потерь и тягот жизни. Считали, что в Успение Матерь Божия обязательно услышит обратившихся к ней и поможет.

Ритуалы и обряды на праздник

В праздничный день, когда прославляли Деву Марию, принято было проводить ритуалы для закрепления семейного союза, от сглаза, наговоров и порчи, для здоровья. Молодые девушки молились и гадали на суженого, просили у Матери Божьей хорошего и верного спутника жизни.

Обряды и магические ритуалы запрещаются церковью, но традиции старины сильны в памяти людей. Тем и особенны праздничные дни православного календаря, что в них тесно переплетаются языческие воззрения и христианство.

Девушки привлекали женихов:

  • обязательно ставили свечу у иконы Богородицы, после службы уходили из храма домой, стараясь ни с кем не разговаривать;
  • ранним утром до восхода солнца вставали у окна, смотрели в сторону дома, где живет суженый. Читали молитву Деве Марии, обращались с просьбой исполнить желание – пойти под венец с любимым человеком;
  • девушки без жениха рвали гроздья ягод калины, раскладывали ветки в доме. Верили, что калина привлекает молодых парней и в скором времени у девушки появится возлюбленный;
  • купались в бане в отваре трав, расчесывали волосы, при этом обращались к Богородице с молитвами.

В день Успения не приветствовались заговоры на приговоры, старались обращаться к Матери Божьей только с молитвенным словом. Считали, что ритуалы ведут к проблемам с близким человеком, нездоровью.

Широко распространены были ритуалы на урожайный год. На богослужение в храм брали колоски для освящения, а затем приносили их домой. Перевязывали растения лентой, убирали в «красный угол», за иконы. Благодарили Божью Матерь, просили хороший урожай на следующий год. Также во многих местностях было принято наряжать сноп пшеницы, а затем освящать его.

Особый обряд связан с хлебом. Хозяюшки пекли караваи из зерна нового сбора, святили в храме. Освященный хлеб считался целебным, помогал немощным. Также важно было угостить таким хлебом беременную женщину – для достатка в собственном доме и для счастья будущей матери.

Обращаться к Богородице следовало только с чистым сердцем и светлыми помыслами. Любые просьбы в этом день, по поверьям, могут исполниться, главное – верить и не желать другим зла и горя.

Суеверия

Вера в заступничество и защиту Матери Божьей очень сильна, поэтому православные старались соблюдать традиции, обрядовые действия. Верили, что те или иные ритуалы помогут в будущем, дадут в дом согласие, достаток, благополучие.

Можно называть это суевериями, но следование некоторым правилам действительно помогало. Запреты на ссоры и ругань в праздник позволяли решить какие-то вопросы мирно, в общих обсуждениях. Традиция собирать праздничные общие застолья позволяла накормить и приветить нуждающихся, помочь тем, кто болеет. Помощь заключалась не только в угощениях, старались «миром» (селянами) закончить жатву, сообща вспахать поля под озимые. Сплочение в дни праздника означало и общий положительный настрой в будничных делах, отсутствие конфликтов и ссор.

Светлый праздник Успения Богородицы православные ожидают с радостью, с верой в лучшее. Стараются провести его в полном соответствии с предписанными правилами и традициями, соблюдая обряды и настраивая себя на добро.

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы. История праздника, традиции, запреты, приметы

Успение Богородицы – один из важнейших христианских праздников, завершающий Успенский пост. В народе Успение называют Первая Пречистая.

Русская православная церковь отмечает Успение пресвятой Богородицы 28 августа. Полное название праздника – Успение пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник является двунадесятым (одним из важнейших) и непереходящим (всегда отмечаемым в один и тот же день). Праздник Успение завершает Успенский пост, который длится с 14 по 27 августа включительно.

Католики и православные церкви, придерживающиеся современного летоисчисления, отмечают Успение Богородицы 15 августа.

История

Праздник Успение Богородицы посвящен воспоминанию об окончания земной жизни девы Марии – матери Иисуса Христа. Согласно евангельскому преданию, после окончания земной жизни Христа его мать – дева Мария – жила в Иерусалиме в доме на горе Сион. Она часто поднималась на Голгофу и молилась у Гроба Господня. Богородица прожила достаточно долго, более 70 лет. Однажды, когда Мария молилась, ей явился архангел Гавриил и предрек скорое окончание земной жизни и встречу с сыном Иисусом.

Архангел просил Марию не печалиться и не бояться физической смерти, ведь ей предстояла вечная жизнь в царствии божием. Поэтому праздник Успение преисполнен светлой грусти – когда слезы утраты мешаются с радостью, что Мария узрела царство божие и встретилась с горячо любимым сыном, с которым рассталась много лет назад.

В евангельских источниках говорится, что, чувствуя приближение конца земной жизни, Богоматерь пожелала увидеть всех апостолов, которые проповедовали Христово учение в дальних странах. Ангелы исполнили ее желание, мгновенно перенеся учеников Христа в Иерусалим к дому Богоматери.

Увидев учеников своего сына, Мария тепло с ними простилась, затем вокруг ее ложа распространилось сияние, и она мирно скончалась. Апостолы похоронили деву Марию в пещере в Гефсимании, рядом с ее родителями Иоакимом и Анной и супругом Иосифом Обручником. Затем по древней традиции апостолы завалили вход в пещеру камнем.

Согласно апокрифу, апостол Фома, который в свое время не успел на первое явление воскресшего Христа, опоздал и на похороны Богоматери. Ради Фомы остальные апостолы отвалили камень, закрывающий вход в пещеру, но, как и в случае с Христом, тела Богоматери там не оказалось. Фома был так расстроен, что не успел проститься с матерью своего учителя, что Мария в утешение бросила апостолу с неба свой пояс, который впоследствии, говорят, был найден и стал известной святыней.

Традиции

Праздник Успение Богородицы в народе называют Первая Пречистая. Вторая Пречистая отмечается 21 сентября (Рождество Богородицы), Третья Пречистая – 4 декабря (Введение Богородицы во Храм).

Богородичные праздники знаменуют окончание осенних полевых работ и наступление зимы. На Руси говорили: «Первая Пречистая рожь засевает, Вторая – дождем поливает, Третья – снегом укрывает».

После праздника Успение женщин на селе старались освободить от тяжелой работы, поэтому бытовала поговорка: «Пришла Первая Пречистая – стала девушка речистая» (то есть появилось время на посиделки с разговорами).

После праздника Успение Богородицы на Руси традиционно начиналась пора осенних свадеб, которые в основном играли на Покров (14 октября).

На Успение принято освящать в церкви колосья, либо зерно нового урожая, можно также освятить муку или свежеиспеченный хлеб. В этот день на Руси было принято подавать хлебную милостыню, щедро угощать свежим хлебом нищих и голодных.

На Успение традиционно молятся о близких, особенно угодна Богородице молитва за детей, девушек на выданье и замужних женщин. Богоматерь – постоянная заступница перед богом за всех детей и женщин, а также за слабых, сирых, немощных.

На Руси с Успения начинали активно готовиться к свадьбам, которые было принято массово играть на Покров (14 октября), когда урожай был собран, излишки проданы, и у зажиточных рачительных хозяев появлялись свободные деньги. Считалось, если родители на Успение договорились о свадьбе, которую потом сыграют на Покров, то у молодых жизнь будет долгая и счастливая, в достатке и с многочисленным потомством.

Запреты

На Руси на Успение, как на любой большой праздник, под запретом была работа, даже несмотря на осеннюю страду. Из этого запрета было одно исключение: в этот праздник разрешалось засаливать огурцы.

Считалось, что на Успение девушке нельзя стричь волосы и плести косы, иначе замуж не возьмут.

На Успение строжайше запрещено ругаться и сквернословить, иначе Богоматерь при всей своей кротости может наслать немоту.

На Успение не принято готовить пищу, особенно, если праздник приходился на постный день – понедельник, среду или пятницу, как в этом году, когда праздник приходится на среду. В этом случае действуют правила поста в праздничный день: под запретом мясное, молочное и яйца, разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыба и морепродукты. В сам праздник запрещалось что-либо варить или жарить: еду следовало приготовить накануне. Считалось, если хозяйка по нерасторопности нарушила запрет, всю ее семью ждет голод и безденежье.

Незамужней девушке, которая мечтает поскорее найти суженого, утром на Успение нельзя ни с кем разговаривать. Прежде чем сказать первое слово, будущая невеста должна умыться студеной водой, трижды приговаривая про себя: «Пресвятая Богородица, ты всех венчаешь, семьи соединяешь – и мне жениха помоги найти».

На Успение в деревнях старались не ходить босиком, поскольку по поверью в этот день босые ноги могут притянуть страшные болезни. Дело в том, что на Успение природа оплакивает смерть Богородицы, и роса – слезы матушки-земли – в этот день очень горькие.

Приметы

  • По примете, после Успения в свои права вступает осень, забирая тепло.
  • По поверьям, с 28 августа перестают квакать лягушки, и если они все еще подают голос, то тепло еще немного постоит.
  • После Успения начинается Бабье лето. Оно будет прохладным, если в день праздника стоит погожая погода.
  • Если на Успение пройдет гроза, то осень будет с дождями и наступит рано.
  • 28 числа иней с утра сулит скорую зиму с крепкими морозами и короткую осень.
  • Радуга после дождя в этот день предвещает теплую и продолжительную осень.
  • Паутина на деревьях – признак морозной зимы с малым количеством снега.
  • Туман на Успение сулит обильный урожай грибов в 2019 году.
  • По поверьям, в этот день нужно посмотреть на воду в водоеме, и если она спокойна, зимой не будет сильных вьюг и метелей.
  • По примете, в этот день девушки могут привлечь суженых, а если не поторопятся, то целый год просидят в одиночестве.
  • В день праздника босиком по земле ходить – болезни собирать.
  • Волосы стричь – в слезах ходить.

Подготовлено на основе информации из открытых источников

Ссылка на основную публикацию