Толкование нагорной проповеди Иисуса Христа

Нагорная проповедь Иисуса Христа: содержание и значение

Нагорная проповедь Иисуса Христа считается одним из самых важных источников, повествующих о принципах христианской морали. По сути, проповедь являет собой некое собрание изречений Иисуса, произнесенных перед своими учениками и толпой людей и содержащихся в Евангелии от Матвея.

Место и слушатели

Гора Блаженств, на которой читал проповедь Иисус, получила позже такое название благодаря Заповедям блаженств, которые были озвучены в проповеди. Так как настоящих гор в той части Галилеи, о которой идет речь, нет, скорее всего, имелся в виду один из небольших холмов у Галилейского озера, а название “гора” появилось в результате сложностей с переводом.

Древнее византийское предание гласит, что гора Блаженств — это гора Карней Хиттин, расположенная недалеко от города Тверия. Этой же версии позже придерживались крестоносцы, а в католической и греческой православной традициях этой теории продолжают придерживаться до сих пор.

Перед произнесением проповеди Иисус садится, поэтому считается, что предназначена она была по большей части для учеников, а не широких масс, ведь учителя в синагогах обычно учили сидя. Но услышать проповедь мог любой желающий.

Содержание проповеди

Нагорную проповедь можно условно разделить на несколько логических частей:

  • Заповеди блаженства. Их можно счесть комментарием к Десяти заповедям. Однако основная суть Десяти заповедей состоит в запрете на греховные дела, ограничении. Они были даны людям ветхозаветных времен и были призваны удержать их от злых помыслов и деяний. Заповеди блаженства даны людям не для того, чтобы их в чем-то ограничивать и указывать, как себя вести, а чтобы они могли понять, как приблизиться к святости.
  • Притчи о соли и свете. Соль и свет — это некая метафора, которую использовал Христос. В Нагорной проповеди особое внимание уделяется выражению “соль земли”, которое в разные времена имело разное толкование. Для древних евреев соль имела огромное ритуальное значение, ведь ее использовали в ритуалах жертвоприношения. Соль считалась очищающим и консервирующим веществом, говоря метафорически, соль в данном случае означает сохранение чистоты. Также она входила в состав удобрения, а добрый христианин, как известно, должен дарить миру процветание, как соль дарит плодородность земле. Другое толкование гласит, что ввиду несовершенства методов солеварения соль во времена Христа не была похожа на ту, которую мы привыкли видеть в магазинах, — она была грязной, с частичками земли. Кроме того, некоторые торговцы, чтобы обогатиться, сэкономив на качестве товара, подмешивали в соль другие вещества.

  • Объяснение Закона. Как уже говорилось, Заповеди блаженства считаются пояснением Десяти заповедей Моисея, но для них не характерен прямой запрет на какие-либо действия, они содержат наставления, следуя которым, христианин будет вести праведный образ жизни, иметь лишь праведные помыслы, приблизится к Богу и собственной святости. Если в Десяти заповедях мы видим четкий наказ, например “не убий”, то Заповеди блаженства поясняют его так: не только само физическое убийство является грехом, но и мысль о причинении вреда другому человеку, излишний гнев на ближнего. Так, грехом прелюбодеяния считается не только сам греховный акт, но и испытываемое вожделение, мысль и даже страстный взгляд на объект желания. Иисус в Нагорной проповеди приводит исчерпывающие толкования каждой из заповедей, тем самым облегчая их понимание, он не изрекает новые законы, а объясняет Закон Моисея, подтверждая его истинность.
  • Не делай так, как делают лицемеры. Далее Иисус учит своих последователей, что земные блага не должны становиться целью их существования, ведь не помогут достичь святости и Царствия Небесного. Заботиться нужно в первую очередь о чистоте своей души, а не о благосостоянии тела.
  • Молитва Господня. Именно в Нагорной проповеди Иисус учит своих слушателей молитве “Отче наш”, которая сегодня известна каждому христианину.
  • Не судите, да не судимы будете. В этой части проповеди Иисус утверждает, что, прежде чем осуждать и критиковать других, нужно посмотреть на самого себя и собственные недостатки. Каждый верующий христианин должен заботиться в первую очередь о собственной душе, оценивать собственные поступки, а не судить дела других. Начинать путь к улучшению мира нужно с себя.
  • Благость Небесного Отца и святость. В завершение проповеди Иисус предупреждает слушателей о том, что не стоит слушать лжепророков, коих много на земле. Также он утверждает, что без божественного вмешательства человек не способен сделать что-либо благое. Поясняет это он на примере двух людей: один человек, в которого Бог вложил искру благоразумия, строит свой дом на камне, а второй, которого Бог не коснулся, — на песке. Разумеется, всем понятно, чей дом простоит дольше.

    Значение проповеди

    Несмотря на то, что Заповеди блаженства являются толкованием Десяти заповедей, для многих верующих они по-прежнему остаются не до конца понятными. Комментарии и трактовки этих заповедей можно найти в трудах многих богословов и священнослужителей, в которых дается исчерпывающее объяснение их истинного смысла.

    Считается, что именно Нагорная проповедь Иисуса Христа содержит основы христианского вероучения, является источником христианского пацифизма. Именно к ней обращались многие известные философы: Ганди, Мартин Лютер Кинг, Лев Толстой и другие.

    Толкование Библии, Послание к Галатам

    Новый Завет

    Послание к Галатам
    • Евангелие от Матфея
    • Евангелие от Марка
    • Евангелие от Луки
    • Евангелие от Иоанна
    • Деяния Апостолов
    • Послание Иакова
    • 1 Послание Петра
    • 2 Послание Петра
    • 1 Послание Иоанна
    • 2 Послание Иоанна
    • 3 Послание Иоанна
    • Послание Иуды
    • Послание к Римлянам
    • 1 Послание к Коринфянам
    • 2 Послание к Коринфянам
    • Послание к Галатам
    • Послание к Ефесянам
    • Послание к Филиппийцам
    • Послание к Колоссянам
    • 1 Фессалоникийцам
    • 2 Фессалоникийцам
    • 1 Послание к Тимофею
    • 2 Послание к Тимофею
    • Послание к Титу
    • Послание к Филимону
    • Послание к Евреям
    • Откровение Иоанна

    Послание Галатам Апостола Павла.

    Введение.

    Несмотря на то, что Послание к Галатам является одним из относительно коротких посланий Павла, оно считается одним из самых значительных по своему смыслу и той роли, которую оно сыграло. Поскольку как в Послании к Римлянам, так и в Послании к Галатам изложено учение об оправдании по вере, некоторые богословы рассматривают Послание к Римлянам как написанное в развитие Послания к Галатам и называют это последнее “кратким посланием к Римлянам”.

    Как и во 2 Послании к Коринфянам, Павел красноречиво защищает здесь свое апостольство и вкратце излагает все то, чему учил. В частности, в Послании к Галатам ясно и недвусмысленно говорится об оправдании верою, и именно на этом основании строится защита христианской свободы от любой формы законничества. Разделение между христианством и иудаизмом произошло уже на ранней стадии существования Церкви, и Послание к Галатам несомненно помогло прояснить характер этого раскола.

    А столетия спустя, оно сыграло такую важную роль в движении Реформации, что было названо “краеугольным камнем протестантской Реформации”. И это потому, что реформаторы в первую очередь и более всего говорили о спасении по благодати только через веру; именно это было главной темой их проповедей. Лютер придавал Посланию к Галатам особенно большое значение и называл его своим постоянным спутником, близким ему не менее жены. Он часто проповедовал на тему этой книги, а его “Комментарии на Послание к Галатам” были весьма популярны среди обычного люда.

    И сегодня воздействие на умы этого небольшого послания продолжается. Его вполне можно назвать “Великой Хартией христианской свободы”, возвещающей современному поколению, что спасение от наказания за грех и от силы греха не делами достигается, а дается по милости Божией, через веру во Христа.

    Автор.

    Автор письма дважды называет себя Павлом: при приветствии (1:1) и по ходу письма (5:2). Большая часть первых двух глав носит автобиографический характер и хорошо согласуется с описанием жизни и служения Павла в книге Деяний Апостолов. С богословской точки зрения послание полностью соответствует тому, о чем учил Павел и в других своих посланиях, таких как например Послание к Римлянам.

    Кому адресовано.

    Послание к Галатам было написано “церквам Галатийским” (1:2). Скорее всего это были южные районы Галатии, включавшие города Антиохию, Иконию, Листру и Дервию, т. е. города, где апостол побывал прежде, во время своего первого миссионерского путешествия (Деян. 13-14).

    Место и время написания.

    Послание было написано из Антиохии Сирийской примерно в 48 году, незадолго перед Иерусалимским собором (Деян. 15 гл.). Павел и Варнава возвратились в Антиохию по окончании первого миссионерского путешествия. Там их посетил апостол Петр, пришедший из Иерусалима, имел с ними общение; там же он перестал вкушать пищу вместе с христианами из язычников и был публично обличен Павлом за свое неподобающее поведение.

    Между тем, в южно-галатийские церкви проникли лжеучители законнического толка, которые отрицали апостольский авторитет Павла и учили, что обрезание необходимо для спасения. Быстро и решительно отреагировав на поведение Петра и на опасность соскальзывания галатийских верующих на позиции законничества, Павел и написал это строгое послание – прежде, чем отправиться на собор в Иерусалиме.

    Цель написания.

    Иудаисты, проникшие в галатийские церкви, не только дискредитировали Павла, но и проповедовали лже-евангелие. Так Павел столкнулся с необходимостью отстоять и апостольство свое и учение, чему и посвящает две первые главы Послания. В этом автобиографическом разделе он убедительно показывает, что и то и другое явилось результатом откровения, полученного им от воскресшего Христа.

    В главах 3 и 4 апостол отстаивал истинность доктрины о благодати, то есть об оправдании только по вере. В заключение, чтобы показать, что христианская свобода не санкционирует вседозволенности, в главах 5 и 6 апостол учит, что христиане должны жить силою Духа Святого, и что когда они так поступают, в жизни их являют себя не дела плоти, а плоды Духа Святого.

    Послание к Галатам было написано для оказания помощи в опасной ситуации. Цель его состояла в том, чтобы удержать первых христиан от возвращения к Моисееву закону, чтобы вернуть их в сферу действия благодати и веры. В нем звучит проникнутое убежденностью и сильным чувством утверждение, что спасение дается не делами, а верою, и сегодня это положение столь же актуально и верно, как тогда, когда было сформулировано впервые.

    План книги:

    I. Вступление (1:1-10)

    А. Приветствие (1:1-5)

    Б. Обличение (1:6-10)

    II. Автобиографическая часть: зашита Павлом его апостольства (1:11 – 2:21)

    А. Он был независим от других апостолов (1:11-24)

    1. Благовествование Павла явилось результатом откровения (1:11-12)

    2. События, предшествовавшие обращению Павла (1:13-14)

    3. События во время его обращения (1:15-16а)

    4. События после обращения (1:16б-24)

    Б. Признание Павла как апостола (2:1-10)

    В. Обличение Павлом признанного главы апостолов (2:11-21)

    III. Доктринальная часть: утверждение оправдания по вере (главы 3-4)

    А. Защита доктрины (глава 3)

    1. На основании опыта самих галат (3:1-5)

    2. На примере Авраама (3:6-9)

    3. На основании конечного действия закона (3:10-12)

    4. На основании сделанного Христом (3:13-14)

    5. Исходя из постоянства фактора веры (3:15-18)

    6. Исходя из цели закона (3:19-25)

    7. На основании нынешнего положения верующих (3:26-29)

    Б. Подтверждение доктрины на примерах (глава 4)

    1. На примере пребывания под законом (4:1-7)

    2. Личная просьба (4:8-20)

    а. Призыв не обращаться к законничеству (4:8-11)

    б. Просьба не забывать об их прежнем отношении к нему (4:12-16)

    в. Призыв помнить об отношении Павла к ним (4:17-20)

    3. Подтверждение на примерах из Библии (4:21-31)

    а. Исторические факты (4:21-23)

    б. Объяснение иносказания (4:24-27)

    в. Применение этого иносказания к ним лично (4:28-31)

    IV. Практическая часть: защита христианской свободы (5:1 – 6:10)

    А. Жизнь не под законом (5:1-12)

    1. Обращение к закону несовместимо с действием благодати (5:1-2)

    2. Обращение к закону делает человека должником (5:3)

    3. Обращение к закону приводит к отпадению от благодати (5:4-6)

    4. Обращение к закону мешает духовному росту (5:7-10)

    5. Обращение к закону прекращает действие Креста (5:11-12)

    Б. Жизнь не по принципу вседозволенности (5:13-15)

    В. Жизнь по Духу (5:16-26)

    1. Обещание победы над грехом (5:16-18)

    2. Что препятствует победе над грехом (5:19-21)

    3. Что дает силу для победы над грехом (5:22-23)

    4. Что обеспечивает победу над грехом (5:24-26)

    Г. Жизнь служения (6:1-10)

    1. Отношение к согрешившему христианину (6:1)

    2. Отношение к христианину, несущему бремя (6:2-5)

    3. Отношение к пасторам-учителям (6:6-9)

    4. Отношение ко всем людям (6:10)

    V. Заключение (6:11-18)

    А. Автограф Павла (6:11)

    Б. О противниках Павла (6:12-13)

    В. Чем “хвалится” Павел (6:14-16)

    Г. Павлова благословение (6:17-18)

    Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

    Толковая Библия
    Толкование на Послание Святого Апостола Павла к Галатам

    Читатели послания

    До сих пор еще не установлено, где искать читателей этого послания – Галатийские церкви. По давно установившемуся взгляду, Галатия, куда направлял Ап. Павел свое послание, – это страна в центре Малой Азии, получившая свое название от поселившихся в ней галльских (кельтских) племен (около 277 г. до Р. X.), у которых главными городами были Анкира и Пессин. Сторонники этого взгляда говорят, что Павел посетил эту страну впервые во время путешествия, о котором упоминается в Деян.16:6 , и в это время проповедовал там Евангелие. Потом он еще раз посетил Галатию ( Деян.18:23 ; ср. Гал.4:13 ).

    Другие ученые полагают, что под Галатией нужно разуметь не только страну, где обитали Галаты, но всю римскую провинцию Галатию, в которую входили собственно Галатия и кроме того страны Фригия, Писидия и Ликаония, т. е. те страны, которые Ап. Павел и Варнава посетили во время первого апостольского путешествия ( Деян.13:14 ), с городами: Антиохией (в Писидии), Иконией, Листрой и Дервией. При таком предположении, первое пребывание Апостола в Галатии совпадает с тем путешествием, о каком говорится в Деян.13 и Деян.14 , а второе – с тем, о котором говорится в Деян.16:6 .

    Из этих двух предположений мы более правильным признаем первое, т. е. полагаем, что у Ап. Павла под Галатией разумеется страна только Галатов или собственно северная часть римской провинции Галатии, и вот по каким соображениям. По Гал. 4:13 и сл. Павел основал церкви в Галатии потому, что был задержан в тех местах болезнью своею. И в Деян.13 и Деян.14 нет никакого намека на какую либо болезнь Апостола. Напротив, по изображению этих глав, Ап. Павел в то время развил крайне интенсивную деятельность и быстро проходил из одного места в другое. Между тем, чрезвычайно вероятно, что именно болезнь, постигшую Павла в Галатии, и разумеет писатель кн. Деяний в Деян.16и сл., где говорится, что “Дух” воспрепятствовал Павлу идти в Асию, т. е. на берег нынешней Малой Азии, почему Апостол и остался проповедовать Евангелие в средине Малой Азии (во Фригии и Галатии). Но если Апостол тогда в первый раз пришел к «Галатам», то, очевидно, под «Галатами» нужно разуметь не те христианские общины, о каких упоминается в Деян.13 и Деян.14 , а те, какие существовали в Галатии в узком смысле этого названия.

    Около времени Ап. Павла Галаты уже, по крайней мере в городах, стояли под влиянием греческой культуры и сменили свой кельтский язык на греческий. Но тем не менее характер их – живой, восприимчивый и непостоянный – сохранился. Кроме того, они были суеверны, высокомерны и склонны ко взаимным распрям, но в то же время гостеприимны и радушны. Среди них жили также иудеи, которые привлекли немало Галатов на сторону Моисеева закона.

    Итак, Ап. Павел основал церковь в Галатии во второе свое апостольское путешествие, после того как им основаны были (в первое путешествие) церкви в Писидии и Ликаонии. Апостол начал проповедь в Галатии при неблагоприятных обстоятельствах – больной, но однако дело его здесь было успешно, и Галаты приняли его как Ангела Божия, как самого Христа ( Гал. 4:14–15 ). Новая жизнь сказалась в различных духовных дарованиях среди Галатов. В третье свое апостольское путешествие Апостол снова побывал в Галатии, но теперь уже заметил в Галатах склонность к появившемуся там иудаизму и обличал за это Галатов ( Деян. 18:22–23 ; Гал. 1:9 ). В церковь Галатийскую несомненно, как главный элемент, входили обращенные Павлом язычники ( Гал. 4:9 ), но там же были и иудеи и прозелиты.

    Повод и цель написания послания

    В Галатийские церкви, по уходе Ап. Павла из Галатии, вторглись иудействующие – противники Ап. Павла. Павел отзывается о них в высшей степени презрительно. Он называет их церковными смутьянами Евангелия Христова ( Гал.1:7, 5:10 ). Он упрекает их в оппортунизме, лицемерии и суетности (Гал.6и сл.).

    Эти иудействующие учители веры возвещали Галатам, что они обязаны соблюдать закон Моисеев. Они говорили, что только благодаря им Галаты могли ознакомиться с настоящим, истинным Евангелием ( Гал.1:6 ), что учение, какое к ним принесено Павлом, было не полно ( Гал.3:3 ). Павел не говорил Галатам – а это было необходимо будто бы сказать, – что только через исполнение закона Моисеева и через принятие обрезания язычники могут стать потомками Авраама и наследниками данных этому патриарху божественных обетований и вечного блаженства (Гал.3и сл.). При этом, однако, они не заставляли Галатов исполнять все отдельные предписания Моисеева закона, а только главные – именно постановления об обрезании и о соблюдении иудейских праздников ( Гал.5:2, 4:10 ).

    Рука об руку с восхвалением этого нового «Евангелия» в особой иудаистической форме шло у этих лжеучителей стремление дискредитировать Ап. Павла в глазах Галатов. Они указывали Галатам на то, что Павел не был непосредственным учеником Господа Иисуса Христа, между тем как за ними, иудаистами, стояли Апостолы, призванные Самим Христом, личности наиболее видные в Церкви ( Гал.2:2, 6:9 ), столпы христианства. Все, что в учении Павла хорошего, – получено от этих столпов, а все ему самому принадлежащее – не иное что, как произведение человеческой фантазии ( Гал.1:12 ). Своим апостольским положением Павел обязан посредничеству первоапостолов ( Гал.1:1 ) и его апостольство – низшего ранга. Он сам де признал это, когда представил на рассмотрение первоапостолов свое учение, во время пребывания своего в Иерусалиме ( Гал.2:2 ). Говорили они, что Павел такой человек, который может обмануть слушателей своим ораторским искусством ( Гал.1:10 ), что он ищет всякими способами себе популярности ( Гал.1:10 ) и иногда не стесняется даже и сам проповедовать, где это для него выгодно, необходимость обрезания ( Гал.5:11 ).

    Такими изветами противники Павла, сумели подействовать на Галатийских христиан. Когда Павел писал послание к Галатам последние были уже готовы стать на сторону законнического иудейства ( Гал.1:6 ), принять обрезание (Гал.5и сл.) и начали уже праздновать иудейские праздники ( Гал.4:10 ). Словом, с Галатами совершилась необыкновенная метаморфоза, и Павел прямо был поражен этим обстоятельством ( Гал.3:1, 5:7 ). Положение дела Евангелия Павлова было в высшей степени критическое. Решался вопрос о том должна ли юная христианская религия привязать себя к умиравшим формам застывшего во внешности иудейства или же продолжать свой орлиный полет над миром силою присущего ей нового духа. Галатия становилась ареной той борьбы, от исхода которой зависела судьба целого мира. То, что после произошло в Коринфе и Риме было только заключением к этой великой борьбе, только отзвуками ее. В послании к Римлянам не чувствуется уже такого боевого настроения, какое господствует в послании к Галатам: там слышится уже спокойный голос человека, одержавшего победу над иудаистами. А в послании к Галатам Ап. Павел выступает со всею страстностью борца за свою идею. Таким образом целью Апостола при написании послания к Галатам было: во-первых, защитить и восстановить собственный свой апостольский авторитет, а затем, во-вторых, утвердить в сознании Галатов ту мысль, что для перешедшего в христианство язычника не нужен вовсе закон Моисеев и обрезание, и что и без этого он становится наследником всех обетований данных Аврааму.

    Время и место написания

    Третье свое апостольское путешествие, во время которого он заходил и в Галатию ( Деян.18:23 ), Ап. Павел закончил долгим пребыванием в Ефесе (с 54 до 56-го года). Как видно из послания к Галатам, оно не могло быть написано слишком много спустя после удаления Апостола из Галатии. Он удивляется именно ( Гал.1:6 ), что Галаты «слишком скоро” переходят на сторону противников Павла – ясно, что он не так давно с ними расстался. По этому можно предполагать, что послание к Галатам написано Апостолом вскоре по прибытии его в Ефес, именно в конце 54-го или начале 55-го г.

    Разделение послания по содержанию

    По содержанию своему все послание к Галатам представляет раскрытие идеи о том, что для уверовавших во Христа язычников исполнение закона Моисеева совершенно не нужно. В этом случае оно напоминает собою послание к Римлянам с тем только различием, что там говорится о непригодности закона вообще как средства к оправданию человека, а здесь о ненужности его для христианина. Все содержание послания можно разделить на три отдела: 1)апологетический, обнимающий первые две главы послания, в котором Апостол опровергает взводимые на него иудействующими напраслины и восстанавливает свой апостольский авторитет, 2)догматико-полемический, простирающийся с Гал.3 до Гал.5:13 . Здесь Апостол доказывает, что от христиан не требуется брать на себя исполнение закона Моисеева, как будто бы помогающего христианину из язычников стать потомком Авраама и наследовать данные этому патриарху обетования, и 3)нравоучительный, где содержатся наставления относительно правильной христианской жизни.

    Подробно содержание каждого отдела излагается при объяснении послания.

    Подлинность послания

    Выдержки из послания к Галатам встречаются в самых ранних произведениях христианской письменности – в писаниях мужей апостольских, но только это собственно не цитаты, а несколько видоизмененное повторение мыслей содержащихся в послании. Чем далее, тем эти заимствования становятся яснее. В каноне Муратория и в Пешито оно уже находится как послание Ап. Павла. Но с 50-х годов 19-го века ученые критики школы Баура стали отвергать подлинность этого послания, и в 1888-м году проф. Штекк выпустил свой трактат о посл. к Галатам, в котором старался доказать, что это послание все свое содержание почерпает из посланий к Коринфянам и к Римлянам и возникло именно в то время, когда в христианской церкви обострилась борьба с иудейством, т. е. в начале второго века.

    Однако уже то обстоятельство, что только немногие ученые стали на сторону Штекка, показывает, что основания, какие он приводил в защиту своей гипотезы, показались довольно слабыми для ученых богословов. И в самом деле, главное соображение Штекка о том, что послание своей полемикой против иудаизма выдает свое позднее происхождение, совершенно несостоятельно, потому что для оппозиции со стороны иудаизма Павлову Евангелию поводы могли существовать именно в первом веке, когда еще только возникали церкви из язычников. После же, во втором веке, коллизии между иудаизмом и Евангелием Павла были бы совершенно непонятны, так как во втором столетии миссионерская деятельность по обращению язычников в лоно Церкви Христовой уже была завершена. Кроме того, из писаний мужей апостольских видно, что среди христиан второго века вопрос об отношении закона считался уже разрешенным в духе учения Ап. Павла. Что касается близости послания к Галатам с посланиями к Коринфянам и Римлянам, то это вполне естественно было ожидать от послания, появившегося в одно время с указанными. Прочие же возражения против подлинности послания к Галатам представляют собою не иное что как проявление чисто субъективного непонимания некоторых действительно затруднительных для толкования мест из посл. к Галатам.

    Литература

    Из святоотеческих толкований на послание к Галатам заслуживают особого внимания толкования Ефрема Сирина, Августина, блаж. Иеронима, Иоанна Златоуста, Феодорита и бл. Феофилакта, а из русских – архим. Агафангела, архиеп. Филарета, епископа Феофана, свящ. И. Галахова (Казань 1897) и проф. Я. Я. Глубоковского: Благовестие христианской свободы в послании Ап. Павла к Галатам (Пет. 1902). Из иностранных самым лучшим комментарием является толкование проф. Цана (Лейпциг 1907). Подробно литература послания до 1897-го г. указана в книге свящ. Галахова. В 1912 году появилось «Общедоступное объяснение посл. к Галатам, Ефесянам, Колоссянам и Филиппийцам» прот. Зефирова (Могилев).

    Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва : Дар, 2009. / Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. – 1296 с. / Послание святого апостола Павла к Галатам. 812-872 с. ISBN 978-5-485-00276-3

    Вам может быть интересно:

    1. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Тимофею – профессор Александр Павлович Лопухин
    2. Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
    3. Толкование на послание к Галатам – святитель Феофан Затворник
    4. Толкование на послание к Галатам – блаженный Феодорит Кирский
    5. Толкование на послание к Галатам – святитель Иоанн Златоуст
    6. Послание к Галатам – преподобный Ефрем Сирин
    7. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – Послание к Галатам – профессор Александр Васильевич Иванов
    8. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол – О книге Деяний Святых Апостолов – архиепископ Аверкий (Таушев)
    9. Толковый Апостол. Соборные послания – епископ Михаил (Лузин)
    10. Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола к Галатам – профессор Николай Никанорович Глубоковский

    Поделиться ссылкой на выделенное

    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

    Послание к галатам святого апостола Павла

    Апостол Павел в своем обращении к галатам обличил лжеучителей, которые всячески старались подорвать его авторитет в глазах новообращенных галатских христиан. Также он привел свои рассуждения о Ветхом и Новом Завете, об основах христианской морали.

    Это послание несколько отличается по характеру от других евангельских текстов и больше напоминает порицание. Однако именно такой подход в некоторых случаях помогает понять, что можно делать, а чего нельзя.

    Читатели послания

    Исследователи до сих пор не до конца выяснили, кто именно должен был читать написанное Павлом послание.

    1. Одни историки склонны считать, что Галатией была страна в центре Малой Азии, куда за двести лет до Рождества Христова заселились галльские племена.
    2. Другие же доказывают, что под Галатией следует понимать всю римскую провинцию под тем же названием.

    Более верной выглядит первая версия. Известно, что во время своего первого путешествия в Галатию апостол Павел заболел и пробыл там дольше, чем планировал изначально. За этот период ему удалось основать там церкви и благополучно вести евангельскую проповедь.

    Другие статьи об апостоле Павле:

    Во второй раз, прибыв к галатам, Павел отметил их склонность к следованию закону Моисееву, поскольку на этой территории также поселились иудеи и всячески способствовали обращению местного населения в иудаизм.

    Важно! За приверженность иудаизму, как лжеучению, Павел обличал галатов.

    Повод и цель написания послания

    Когда Павел покинул Галатию, в церкви активно вторглись иудействующие. Они возвещали галатийским жителям о необходимости соблюдать закон Моисея, ведь только так они получат доступ к вечному блаженству после смерти. По их словам, Павел не давал им полного евангельского учения. Но интересно то, что иудеи не заставляли выполнять отдельные положения Моисеева закона. Самое главное было — обрезание и соблюдение иудейских праздников.

    Активно дискредитировался авторитет Павла, как апостола. Лжеучителя обвиняли его в том, что он не был избран самим Господом Иисусом Христом и никогда не видел его. Все лучшее, что есть в его учении — это от первых апостолов, призванных Христом, все остальное — только плод его собственной фантазии. Звучали убеждения в том, что Павел способен обмануть слушателей и просто ищет себе популярности.

    Читайте также похожие статьи:

    Павлово евангелие было в крайне неприглядном положении. Галаты уже готовы были полностью принять иудейское вероучение и праздновать их праздники. Тогда апостол Павел и решает написать свое послание. Галатия превращается в арену, на которой решалась судьба молодой религии.

    Важно! В этом послании Павел выступает борцом за свою идею, он доказывает галатам, что для обращенных в христианство нет необходимости блюсти положения Моисеева закона — они и так становятся наследниками Царства Обетованного.

    Он также отстаивал свой апостольский авторитет, защищаясь от нападок и клеветы противников.

    Время и место написания

    Относительно времени написания послания галатам, можно заключить, что это было сделано на рубеже 54-55 годов. Его третье путешествие в эти края закончилось пребыванием в Эфесе с 54 года по 56.

    Как свидетельствуют евангельские тексты, его поразило, с какой скоростью галатийское население перешло на сторону противников Павла. Следовательно, он не мог обратиться к ним спустя многие годы. Требовалось действовать как можно скорее.

    Разделение послания по содержанию

    Послание апостола можно разделить на несколько структурных частей.

    1. Первая — это предисловие, в котором он приветствует и обозначает основные темы, на которые следует поговорить.
    2. Затем идет защитная часть, где Павел обличает лживые обвинения в свой адрес и отвечает на самые несправедливые выпады.
    3. В вероучительной части он приводит свои мысли и умозаключения по поводу Ветхого и Нового Завета, а также закона Моисея.
    4. Вопросов христианской морали и ее основ Павел касается в нравоучительной части.
    5. В заключение приводятся апостольские наставления и благословение.

    Авторство послания к галатам

    В среде ученых никогда не высказывалось сомнений относительно подлинности авторства самого апостола Павла. Но что касается времени написания послания к галатам, то тут споры идут до сих пор. Одна сторона считает, что написан текст в 48 году в Антиохии и является первым посланием Павла, другая придерживается мнения, что послание появилось около 56 года в Эфесе.

    Как бы там ни было, главная цель, которую преследовал автор — донести новым христианским общинам принцип равенства перед Богом бывших язычников и верующих иудеев. Ведь главное — это вера.

    Подлинность послания

    Цитаты из евангельского текста к галатам часто использовались в последующие века другими последователями христианства.

    С середины XIX века критики из школы Баруа стали опровергать подлинность этого послания. Профессор Штекк, выпустивший собственный трактат по этому поводу, высказывает мысль о том, что полемика данного послания очень сильно перекликается с посланием Коринфянам и Римлянам. По его утверждениям оно могло быть написано в то время, когда борьба христианства с иудаизмом особенно обострилась, то есть в начале II века.

    Интересные статьи о православии:

    Некоторые ученые приняли сторону профессора, но всё-таки большинство не согласилось с его взглядами и доводами. В первую очередь потому, что причины для противостояния между иудеями и Евангелием Павла могли возникнуть именно на этапе появления церквей из язычников. Во втором же веке это уже не имело бы смысла, поскольку обращение языческого населения в лоно церкви было завершено.

    Литература

    Многие авторы выпускали труды, посвященные толкованию послания к галатам апостола Павла. Наиболее интересными являются работы:

    • Ефрема Сирина;
    • Августина Блаженного;
    • блаженного Иеронима;
    • Иоанна Златоуста;
    • архим. Агафангела;
    • архиеп. Филарета;
    • проф. Я.Я. Глубоковского и др.

    Толкование и смысл послания

    Хотя обращение Павла было направлено определенной общине и совершенно в другое время, если говорить относительно нынешней современности, оно применимо к жизни вне временных рамок. В нем освещены все истины, которые должен соблюдать верующий христианин, независимо от своего происхождения и эпохи, в которую он живет. В послании много говорится о процессе обрезания, о равности верующих и язычников перед Богом.

    Важно! По словам апостола, спасение возможно только посредством сильной веры и благодати. Деяния законные успокаивают лишь совесть, но не душу.

    Особое внимание уделено вопросу любви к ближнему. Также апостол разграничил понятия «плод духа» и «дело плоти».

    Что касается смысла послания, то в этом отношении существует много точек зрения, которые основываются на личных нюансах мировоззрения. Для всей полноты понимания учения апостола Павла, следует ознакомиться и с другими евангельскими текстами.

    Поскольку галаты не знали религиозных правил, то они легко подпали под влияние ревностных блюстителей этих самых правил — евреев.

    Важно! В послании выражается сопротивление религиозному ханжеству и христианству, воспринимаемому, как что-то должное.

    Павел выражает презрение к людям, которые создали видимость, но не поняли сути веры. Он всеми силами старается укрепить веру галатских христиан.

    Послание Апостола Павла к Галатам.

    Послание к Галатам апостола Павла — книга Нового Завета, которую Павел адресовал общине христиан Галатии, которую он учредил во время миссионерского путешествия.

    Галатия – малоазийская область, первоначально заселенная греками, но затем ассимилированную галлами (кельтскими племенами). В 26 г. Галатия стала римской провинцией. Это была процветающая провинция, поэтому данные земли привлекали евреев — переселенцев из Иудеи.

    Читать Послание к Галатам.

    На сайте Вы можете прочесть или послушать Послание Павла к Галатам по главам.

    Всего в послании 6 глав:

    По обсуждаемым темам данное послание схоже с Посланием к Римлянам.

    Композиционно Послание Апостола Павла к Галатам можно разделить на:

    • Предисловие. Приветствие и вступление Павла. Автор намечает основные темы послания.
    • Защитительная часть. Апостол защищает свое Апостольское достоинство от нападок лжеучителей.

    Павел отвечает на следующие обвинения в свой адрес:

    • Павел никогда не видел Иисуса Христа.
    • Павел научился Евангельскому учению от других апостолов.
    • Павел составил собственное учение о ненужности закона Моисеева.
    • При встрече с другими Апостолами Павел намеренно не показывает свои разногласия с апостольскими учениями.
    • Вероучительная часть. Рассуждения Павла о Ветхом и Новом Заветах, о Моисеевом Законе.
    • Нравоучительная часть. Раскрытие основ христианской морали.
    • Заключение. Дальнейшие наставления. Апостольское благословение.

    Авторство, время и место написания Послания к Галатам.

    В том, что авторство принадлежит святому апостолу Павлу, практически никогда и ни у кого не вызывало сомнений, в отличие от времени написания. Одни исследователи считаю, что Послание к Галатам — самое первое послание Павла и написано оно в Антиохии около 48 года. Другие уверены, что Послание написано не ранее 56 года, когда апостол находился в Эфесе. Мы разделяем данную точку зрения, так как в тесте Послания есть указания на первое и второе посещение Павлом Галатии. Послание к Галатам, в отличии от, скажем, Послания к Римлянам, было написано Павлом собственноручно.

    Нет сомнений и в том, что сам Апостол Павел положил основание христианским общинам в городах Галатии. Об этом можно прочесть в Деяниях Апостолов, а также в тексте Послания к Галатам. Из текста следует, что Павел провел в Галатии больше времени, чем изначально планировал, ввиду некоего «недуга плоти». Долгое пребывание в Галатии позволило Павлу склонить большое количество местных жителей к вере во Христа.

    Послание к Галатам: толкование

    Послание к Галатам направленно против того, что принято называть «иудеохристианством», которое призывало к соблюдению Моисеева закона в целом и в частности к исполнению различных обрядов ветхозаветной иудейской религии (обрезание и пр.). Автор в своем послании пытается донести идею, что новообращенные верующие из кругов язычников и верующие иудеи равны в глазах Бога. Автор говорит, что истинное спасение определяется лишь верой.

    Оппоненты Павла считали его прочтение религии в корне неверным и объясняли его стремление «отмахнуться» от ветхозаветных основ лишь попытками снискать любовь среди новообращенных язычников. Многие Галаты переняли идеи иудейсвующих еретиков. В Послании Апостол Павел убеждает Галатов в их заблуждении, обличая совратителей.

    В богословском плане Послание к Галатам важно как утверждение любви к ближнему и разделение плодов плоти и духа.

    В автобиографической части произведения Павел защищается от нападок лжеучителей в том, что он получил свои знания Евангельского учения не от Иисуса, а от других Апостолов. Павел рассказывает о том, что во все тайны христианского учения он был посвящен Самим Господом в многократных явлениях. Говорит он также о том, что на Апостольском соборе в Иерусалиме было постановлено о необязательности соблюдения обрядов Моисеева закона для христиан, и о том, что Павлово благовестие получило на соборе одобрение старейших Апостолов. Апостолы признали, что Павлу вверено благовествование для необрезанных, как Петру — для обрезанных.

    Православные иконы и молитвы

    Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

    Послание апостола Павла к галатам

    «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    Большинство священных писаний направлено на то, что верующие должны получить из них некие сведения о том, как стоит правильно вести себя относительно христианских догм. Но есть такие, которым не свойственно придерживаться некоторых правил. Учителя должны проявлять некоторое снисхождение, но порой и необходимо делать выговоры. Вот именно при разборе Послания к Галатам, можно найти именно такие порицания. Такие правила помогают систематизировать все поступки, которые можно и нельзя делать. Именно с их помощью можно контролировать соблюдение всех требований.

    Смысл послания апостола

    В древней христианской традиции его принимали все единодушно и не высказывали никаких противоречий относительно правильности суждений, которые описаны в нем. Многие относят его написание к 48 году. Считается, что сделано это было в Антиохи после первого апостольского путешествия. Это было самое первое и самое раннее послание Павла. В ее основе положена северо-галатийская теория.

    Другое мнение основано на том, что оно написано было в 56 году в Эфесе. Многие ученные отмечают сходство его с посланием к римлянам. Специфические черты в тексте свидетельствуют о том, что оно было произведено на свет после апостольского собора. Вневременные принципы в Послании к Галатам могут быть использованы и сегодня. В них изложены все истинны, которые необходимо соблюдать не зависимо от века и происхождения.

    Особое внимание в данном труде уделено процессу обрезания. В послании нет разницы между верующими и язычниками. Там говорится о том, что перед Господом все равны. Пророк говорит о том, что спасение можно обрести только верой в Бога и благодатью. А вот «законные дела» успокоят только совесть, но не душу. Павел описывал также и некоторые исторические события. Немало уделил внимания пониманию любви к ближнему, а также отделил такие термины как «плод духа» и «дело плоти».

    Толкование писания

    Есть различные точки зрения относительно смысла данного текста. Большинство из них основаны на личных тонкостях мировоззрения и отношении к окружающему миру. Чтобы правильно объяснить все тонкости, необходимо изучить четко и другие святые тексты. Именно в них можно найти ответы на большинство вопросов, которые нас интересуют.

    Представители Галатии не знали правил верования. Большое влияние оказало на них соблюдение правил самыми ревностными представителями веры – евреями. В данном письме Павел еще раз напомнил о том, кто был их первым руководителем в вере. С такой точки зрения толкование Послания к Галатам святого апостола Павла стоит рассматривать как противостояние против религиозного ханжества, христианства, как должного, а также убеждений тех людей, которые только носят подобное название, а не поняли суть самой веры.

    Основную цель, которую он преследовал – это доказательство своего учительства, а также укрепление веры галатских христиан.

    Основные главы

    Все писание состоит из нескольких глав. Каждая из них имеет определенное задание, которое направлено на раскрытие того или иного аспекта. Есть некоторые особенности написания данного текста.

    Так, Библия Послание к Галатам 1 главу, рассматривает как послание, которое имеет не особо типичный характер. Во вступлении нет выражения благодарности Господу за верующих, зато сразу постает вопрос о том, что достоверность апостольства Павла поставлена под сомнение. Проповедника часто обвиняли в том, что он отходит от догм и старается угодить язычникам, тем самым искривляя законы и нарушая парадигмы. Это приводило некоторых верующих в смятение, так как становилось не понятно то, как происходит спасение. Он говорил о том, что Евангелие было написано человеком и выдвигало на первое место именно человеческие поступки.

    Глава 2 Послания к Галатам рассказывает о признании апостола Павла проповедником Евангелия на соборе в Иерусалиме. Кроме того он сам обличает апостола Петра в Антиохии. Отличительная черта от первой заключается в том:

    • больше внимания он уделяет содержанию, а не источнику его происхождения;
    • если в первой он говорит о своей независимости от других апостолов, то тут он показывает основание, которое их соединяет.

    А вот глава 5 Послания апостола Павла к Галатам говорит о жизни не по закону. Каждый христианин должен думать перед своим поступком:

    • об отсутствии зависти и тщеславия;
    • раздражения и прочих негативных проявлений греховной натуры.

    Это стоит помнить, а вот толкует данные слова каждый по своему. Все зависит от глубины веры.

    Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла

    “Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла” – классический экзегетический труд известного представителя христианской Антиохийской школы V века, богослова, экзегета и церковного историка блаженного Феодорита, епископа Кирского (393–466). Данное произведение обнаруживает внутреннее трезвение, глубочайшее смирение, глубокое почитание личности и подвигов святого апостола Павла, а также верность святоотеческому Преданию, которые характеризуют и самого Кирского епископа, и его подход к Священному Писанию, что поставляет его в число наипервейших и лучших толкователей Древней Церкви и было отмечено еще в древности свт. Фотием Константинопольским. Изъяснение этой важной части Нового Завета сквозь призму грамматико-исторической по преимуществу антиохийской традиции толкования Библии поможет лучше понять его смысл как исторический, так и богословский, а следовательно, еще глубже и сознательнее проникнуть в смысл Божиих глаголов Писания.

    Блаженный Феодорит Кирский как толкователь Посланий святого апостола Павла 1

    Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла 7

    Толкование на Послание к Римлянам 9

    Толкование на Первое Послание к Коринфянам 32

    Толкование на Второе Послание к Коринфянам 53

    Толкование на Послание к Галатам 63

    Толкование на Послание к Ефесянам 70

    Толкование на Послание к Филиппийцам 77

    Толкование на Послание к Колоссянам 81

    Толкование на Первое Послание к Фессалоникийцам 86

    Толкование на Второе Послание к Фессалоникийцам 89

    Толкование на Послание к Евреям 92

    Толкование на Первое Послание к Тимофею 107

    Толкование на Второе Послание к Тимофею 113

    Толкование на Послание к Титу 116

    Толкование на Послание к Филимону 118

    Блаженный Феодорит, епископ Кирский
    Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла́

    Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 13-220-1726

    Печатается по: Блаж. Феодорит Кирский. Творения. М.: Паломникъ, 2003 (Библиотека отцов и учителей Церкви, т. 12).

    Блаженный Феодорит Кирский как толкователь Посланий святого апостола Павла

    Трудно переоценить значение для учения Церкви и духовной жизни христианина экзегезы – толкования Священного Писания святыми отцами Церкви и церковными писателями. Эта часть Священного Предания Церкви представляет особый интерес: в ней как бы сходятся воедино Священное Писание и Священное Предание – эти два столпа, на которых основывается церковное учение. Но особенно важна экзегеза Нового Завета – книг первостепенной значимости для всякого христианина, книг, по которым он призван жить и поверять свою жизнь. И несмотря на то что на первом месте среди них стоят Евангелия, поскольку они в наибольшей степени отражают земную жизнь Господа Иисуса Христа, Его воплощение, проповедь, страдания, крестную смерть, воскресение и вознесение на небо (о значении Евангелий говорит и большое количество церковных толкований этих книг), но также важны и апостольские Послания, среди которых большую часть составляют Послания Апостола язычников – святого апостола Павла. Именно им и посвятил свое “Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла” блаженный Феодорит Кирский (393–466), которое и публикуется в данной книге.

    О жизни, произведениях и богословской деятельности блж. Феодорита, этого крупного представителя христианской Антиохийской школы V века, богослова, экзегета и церковного историка, на русском языке написано не так много работ, но зато глубоких и обстоятельных .

    Если кратко обрисовать его жизнь, то можно сказать, что она была насыщена событиями, нередко довольно драматическими. Родился будущий епископ Кирский около 393 года в знатной христианской семье в Антиохии и имя “Феодорит” (“дарованный Богом”) получил не случайно. Он был вымолен у Бога своими родителями, долго не имевшими детей и обращавшимися за молитвенной помощью к известным святым подвижникам, жившим в окрестностях Антиохии .

    Уроки святости Феодорит получил у этих сирийских угодников Божиих, но, кроме того, учился он у них разным светским наукам. По оценке Н. Н. Глубоковского, “нет ни одной области знания, которая осталась бы неведомой Феодориту. Философия, история, астрономия, медицина, геометрия: все эти и другие науки были достоянием ума ученого епископа” . Относительно же богословского образования, как замечает А. И. Сидоров, “не менее (если не более) вероятно предположение, что христианскую науку юный Феодорит освоил самостоятельно путем усердного чтения Священного Писания и творений святых отцов” . Действительно, Священное Писание стало для него духовной пищей еще сызмальства: от святых антиохийских подвижников Феодорит мог слышать те или иные библейские повествования, с детства ему был привит вкус к красоте псалмов, на богослужениях в Антиохии, куда Феодорит ходил вместе с родителями, звучали слова Священного Писания. В 16 лет он стал чтецом в церкви, и это объясняет факт хорошего знания им Писания . Именно таким путем, как можно предположить, Феодорит не только глубоко изучил Библию, но и усвоил экзегетические и богословские принципы антиохийской богословской традиции, которые затем воплощал в жизнь в своих многочисленных творениях.

    Возгоревшись желанием угождать Богу в иноческом образе, Феодорит поселился в монастыре Никерт недалеко от Апамеи. Здесь на формирование блж. Феодорита как экзегета могло повлиять знакомство с местным епископом – Полихронием Апамейским (умер до 431 года), известным экзегетом и братом Феодора Мопсуестийского . К. Морескини и Э. Норелли отмечают, что блж. Феодорит, “как и его антиохийские предшественники, занимался экзегетическими трудами в течение всей своей жизни. И так же, как у его предшественников, экзегеза не может быть отделена от его богословских размышлений… Рожденный в христианской семье, он с самой юности посвятил себя чтению Священных текстов, даже если его экзегетическая подготовка и изысканность метода пришли к нему позже – в монастыре Никерт” .

    Читайте также:  Стефанида Дамасская
  • Ссылка на основную публикацию