Толкование библейской притчи о мытаре и фарисее

Мытарь и фарисей. Суть притчи

Знаменитая притча о мытаре и фарисее является одной из основных в Евангелии от Луки (Лк.18,10-14). Именно эту притчу вспоминают во время литургии в православной церкви накануне великого поста. По этой причине она рассмотрена уже многими и, казалось бы, нет никакой необходимости на ней подробно останавливаться. Всё в ней разобрано от и до. И всё же к ней возвращаются снова и снова. А причина этого – в особой символичности данной притчи. Она хорошо показывает тот особый контраст людей в обществе на примере двух её ярких героев. Не смотря на то, что этой притче уже около двух тысяч лет, звучит она актуально и в наши дни. Ведь тема, затронутая здесь, даёт о себе знать на самом деле во все времена, поскольку касается людей, «которые уверены были в себе, что они праведны, и унижали других» (Лк.18,9). Такова присказка данной притчи, и о таких людях она рассказывает.
Начинается притча так: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Храм являлся центром всей духовной жизни древнего Израиля, и, конечно, одним из самых посещаемых мест Иерусалима. Это было довольно крупное здание, фактически вновь возведённое царём Иродом Великим. Место в храме, где могло произойти данное действо, скорее всего, так называемый Двор Израильтян, в непосредственной близости от жертвенника, куда могли войти все мужчины, кроме язычников. Поэтому вряд ли там посетителей было только двое. Скорее всего, были и ещё – мы к этому вернёмся. Но двое из них – особые. Первый, это, конечно, фарисей.
Так называемое движение фарисеев зародилось о II веке до Р.Х. после очищения храма от последствий предыдущего греческого завоевания. Слово «фарисей» по смыслу означало «отделившийся». Тогда встал вопрос о сохранении чистоты веры, подверженной в то время сторонним влияниям. Но в этом, несомненно, благородном деле фарисеи успели отчасти переусердствовать. Ими было установлено немало различных внешних формальностей, которые начинали уже затмевать собой духовную сущность истинной веры. Как говорил о них Иисус Христос: «очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды» (Мф.23,25). Однако ради справедливости следует сказать, что таковыми были не все фарисеи. Некоторые из них разделили и учение Христово, стали впоследствии учениками, как например апостол Павел. Но большая часть, всё-таки, были горды собой, считая себя чуть ли не высшими последователями религиозной истины. Именно один из таких фарисеев и зашёл, согласно притче, в храм помолиться.
«Фарисей, став, молился сам в себе так». «Став» – значит, что он специально встал на видное место, скорее всего для того, что его все видели. Для таковых было вообще характерно «молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф.6,5). Фарисей, при этом, «молился сам в себе». Что это значит? Древние иудеи возносили молитву, подняв вверх голову, устремив свой взгляд к небу, и приподняв руки ладонями вверх. То есть, как бы непосредственно обращаясь к Богу. Несомненно, что фарисей молился именно в такой позе, всю молитву обратив строго на себя. Молитва фарисея начинается со слов «Боже! Благодарю тебя». Толкователи указывают на то, что именно с этих слов начиналась любая молитва фарисеев. И это имело немалый смысл. Фарисей, видимо, понимает, что всё то, чего он достиг, получено им благодаря Богу, а не чисто собственными усилиями. Но хорошее начало молитвы содержит в себе далее неприглядное продолжение: «…что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Кто прочие люди? Я уже говорил о том, что фарисей зашёл в храм, вероятнее всего, не один, если, конечно, не считать мытаря. Иначе как бы его молитва была бы показной, если бы там, кроме несчастного мытаря, никого больше бы не было? Вот эти люди и были для него «прочими», которых он не постеснялся назвать грабителями, обидчиками и прелюбодеями. Дескать, он только один среди них праведный. Все остальные ему уже не равны, включая и вошедшего в храм мытаря, которого фарисей сразу приравнял к предыдущим категориям «прочих людей».
Что же такого особенного сказал про себя этот фарисей? Только исключительно о собственных заслугах: «…пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». То, что он начал говорить о соблюдении поста означает, что он взял для соблюдения собственного благочестия больше, чем для этого полагалось. Устав фарисеев такого правила в себе не предусматривал. Тем самым фарисей начал, прежде всего, как бы подчёркивать собственные «сверхзаслуги». А вот дальше он уже говорит об обязательной уплате десятины, как требовал этого Закон (Втор.26,12). Заметим, что в притче не сказано о том, что какие-либо приобретения фарисея не носят какого-то негативного характера. Всё, что данный фарисей заимел, добыто им было, очевидно, вполне честным путём. Впоследствии, как мы увидим, ему это вполне зачтётся.
Мытарь представлен здесь как полная противоположность фарисею. Мытарь – означает сборщик. Но во времена Иисуса Христа мытари были не просто сборщики пошлин. Территория Палестины была тогда завоёванной римской провинцией, а самой Иудеей управлял римский прокуратор, или, как его называли историки, префект. Его власть олицетворяла собой правление как наместника самого императора Рима на данной территории. И мытари собирали пошлины именно в римскую казну. Это обстоятельство неизбежно накладывало своеобразную форму отношения к мытарям со стороны местного населения. Их считали предателями и изменниками собственного народа, сотрудничавших с завоевателями. Многие мытари были «нечисты на руку», то есть собирали с населения больше положенного, обманывая тем самым людей собственной страны, не гнушаясь никакими причинёнными им обидами. Естественно, полученную таким нечестным способом дополнительную мзду, они обычно присваивали себе. Как бы сказали, клали прямо себе в карман. Ведь именно от этого предостерегал мытарей в своей проповеди Иоанн Креститель, чтобы они не брали себе ничего лишнего (Лк.3,13). Но следовали такому совету, конечно же, не все. Неудивительно, что общение с мытарями воспринималось тогда как прямое совершение греха. Ни один фарисей не позволил бы себе даже присесть рядом с мытарем, не говоря уже о дальнейших действиях. Именно поэтому они обвиняли Иисуса Христа в том, что он ел и пил вместе с мытарями и грешниками (Мф.9,11), сочтя это за недостойное поведение. И одного из таких мытарей увидел в храме фарисей, который, несомненно, знал этого человека, раз он его сразу назвал мытарем.
«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо». «Стоя вдали» – мытарь фактически стоял у входа во Двор, на котором молился фарисей. В отличие от последнего мытарь счёл себя весьма недостойным даже войти на эту территорию, не говоря уже о том, чтобы встать рядом с фарисеем. Тот уж точно не потерпел бы такой «фамильярности». Тем более мытарь «не смел поднять даже глаз на небо». Не смог обратить свой взгляд туда, откуда на людей взирает Сам Господь Бог. Тяжесть грехов, которую, несомненно, ощущал в себе мытарь, не позволяло просто поднять свою голову. Тяжело было смотреть, очевидно, не только в сторону Божьего взгляда, но и, можно сказать, в глаза тех людей, которые тоже находились в храме, включая того же фарисея, который себя, как мы уже сказали, считал чуть ли не сосредоточением высшей нравственности.
«Но, ударяя себя в грудь, говорил». Ударять себя в грудь на Востоке означает искреннее раскаяние, эмоциональное свидетельство того, что человек говорит правду. Можно добавить, что эмоциональные выражения при обращении к Богу имели место в древнем Израиле. В Новом Завете есть эпизод, где исцелённый после неизлечимой болезни, находясь в храме, «ходил и скакал славя Бога» (Деян.3,8). Мытарь, соответственно, тоже делает со своей стороны эмоциональный жест, но только в качестве чувства в понимании собственных грехов. Слова же его были следующие: «Боже, будь милостив мне грешнику». В отличие от фарисея мытарю нечего даже сказать Богу в качестве благодарности. Он не знает, за что же он может благодарить Бога. Разве только за то, что он, мытарь, ещё ходит по этой земле, и что его ещё не постигла жестокая кара. Но он, возможно, понимает, что Бог долготерпелив (2Петр3,9), и не торопится с наказанием, давая время человеку для исправления. Ни одной заслуги своей перед Богом мытарь назвать не в состоянии. Однако, вместе с этим, мытарь не перечисляет и собственных грехов. Видимо, тяжесть их такова, что у него не хватает ни моральных, ни физических сил (как говорят – «язык не поворачивается»), для того чтобы эти грехи хотя бы просто перечислить. Мытарю стыдно за них не только перед стоящими в храме людьми, возможно из которых он тоже кого-то обидел. Ему, в первую очередь, стыдно перед Самим Богом. А ведь Бог, как известно, не смотря на всё, «поругаем не бывает» (Гал.6,7). Мытарь просил только об одном – о милости к нему, которую проявить к нему может только Бог. Признавая себя грешником, и, конечно же, являясь на деле таковым, мытарь мог просить прощения своих грехов только у Всевышнего, у Того, Кто только может отпустить ему их (Мих.7,18).
«Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в свой дом более, нежели тот». Обратим внимание на мысль: мытарь покинул храм более оправданным, нежели находившийся там же фарисей. Здесь выражение «более оправданным» имеет, в сущности, два значения. С одной стороны, оправданы были они оба – фарисей и мытарь. Да, фарисей вёл себя вызывающе, но Бога он не обманывал. Судя по содержанию притчи, фарисей действительно делал всё, что он говорил, соблюдал требования Закона и вёл, как мы уже говорили, вполне добродетельную жизнь. Не будем забывать, что Господь справедлив одинаково ко всем, «нелицеприятно судит каждого по делам» (1Петр.1,17), что «каждый понесёт своё бремя» (Гал.6,3). И фарисей здесь не стал исключением. В то же время, фарисей был оправдан не полностью, но об этом чуть позже.
Но за что же был оправдан мытарь? Ведь грехи его, судя по всему, были явно несопоставимы с грехами того же фарисея. А дело в том, что мытарь сумел проявить крайнее смирение, полностью осознавая всю тяжесть совершённого им греха, с трудом вымаливая у Бога за всё прощения. Фарисей, напротив, даже не пытался вспомнить, был ли он грешен в чём, тем более, просить у Бога за что-либо прощения. Вместо смирения фарисей только возгордился собой, не забыв ещё поставить в уничижительное положение других людей. Мытарь через своё искреннее раскаяние по-настоящему приблизил себя к Богу, тогда как фарисей, через проявленную им гордыню, через непомерное возвышение самого себя, только отдалился тем самым от Всевышнего. Фарисей как бы уже «расквитался» с Богом за свои собственные заслуги, а теперь как бы наступила очередь Самого Бога дарить те или иные блага фарисею. Как и сказано об этом в самой притче: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Как говорил апостол Пётр, Господь Бог «гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1Петр.5,5). Вот почему мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Мытарь предстал пред Богом таким, как писал в своё время пророк Исаия: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66,2). То есть, не имело никакого значения, какое место в храме занял фарисей, а какое мытарь. Бог смотрит, в первую очередь, на человеческое сердце, а не на географическое положение молящегося. И это обстоятельство было только на пользу мытарю.
В то же время, ради справедливости следует заметить, что мытарь ушёл именно «более оправданным», но всё же не полностью. Что можно на это сказать? С одной стороны, тяжесть совершённых мытарем грехов не позволяло ему полностью от них освободиться. Но с другой – достаточно ли для прощения грехов только один раз зайти в храм, пусть даже и для искреннего покаяния? Конечно же, нет. Здесь уже нужна постоянная работа над собой. Но если мытарь всё же положил этому начало, то фарисей собственное благочестие своим недальновидным поступком только остановил в своём поступательном развитии. Мытарь же через своё смирение только поднялся, тогда, как фарисей фактически опустил себя однозначно вниз. И в этом итог всей притчи.
Важность данной притчи состоит ещё и в том, что она очень актуальна сама по себе, как я уже говорил, и в наши дни. Нет, конечно, таких фарисеев и подобных мытарей теперь уже нет. Но сейчас, как и в древнем мире, человеческое общество имеет как бы расслоенный характер. Кто-то чувствует в нём себя как фарисей, а кто-то здесь в душе является мытарем. И между этими двумя полюсами общества образуется своего рода прослойка – такие же «прочие люди», как говорил в притче о них фарисей. Но ведь кто-то из них склоняется именно к фарисею, тогда как другие невольно ассоциируются с мытарем, хотя таковыми могут и не являться. По крайней мере, в отличие от мытаря, они вряд ли осознают всю тяжесть своих грехов, но терпят всё, что претерпел уже знакомый нам мытарь. И это расслоение на два полюса всё продолжает и продолжает усиливаться, что бесконечно вот так развиваться, разумеется, не может. А вот когда, как и во что в итоге всё выльется – то это уже совершенно отдельный вопрос.

Толковая Библия
Толкование на книгу Бытия

Наименование книги. Первая священная книга нашей славяно-русской Библии носит наименование «Бытие». Такое ее наименование есть буквальный перевод греческого надписания данной книги в тексте LXX, указывающего на содержание первой священной книги (в тесном смысле – двух первых глав ее), надписываемой в еврейском ее подлиннике первым словом текста 1-го стиха – בראשית – bereschith.

Происхождение и смысл ее наименования. Из сказанного уже ясно, что ключ к разгадке наименования первой книги Библии должно искать в тексте ее подлинника. Обращаясь к последнему, мы видим, что каждая из первых пяти книг Библии, образующих так называемую Тору («кн. Закона») или Моисеево пятикнижие, получили свое название от первого или двух первых ее слов; а так как начальная книга в еврейском подлиннике открывается словами בְּרֵאשִׁית בָּרָא , то эти именно слова и были поставлены евреями в качестве ее заголовка. 1-я книга (или Бытие) в еврейском тексте называется bereschith («в начале»); 2-я (Исход) – elleh-schemoth («сии имена»); 3-я (Левит) – vajigra («и воззвал»); 4-я (Чисел) – vajedabber («и сказал»; другое название – bemidbar – «в пустыне», ср. Чис. 1:1 ) ; 5-я (Второзаконие) – elleh-haddebarim. Но хотя наименование книги «Бытия» и имеет случайное происхождение, однако оно удивительным образом совпало с ее существенным содержанием и полно широкого смысла. В 1-й книге Моисея многократно встречается синонимичное слову «Бытие» название toldoth. Под именем תוֹלְדוֹת toldoth – «порождения, происхождения, потомства» (от евр. гл. תלד «рождать») у евреев были известны их родословные таблицы и находящиеся при них историко-биографические записи, из которых впоследствии составлялась и самая их история. Ясные следы существования таких «генеалогических записей», исправленных и объединенных рукой их богодухновенного редактора Моисея, можно находить и в кн. Бытия, где не менее десяти раз мы встречаемся с надписанием תוֹלְדוֹת toldoth, а именно «происхождение неба и земли» ( Быт. 2:4 ), «родословие Адама» ( Быт. 5:1 ); “житие Ноя” ( Быт. 6:9 ); «родословие сынов ей Но я» ( Быт. 10:1 ); «родословие Сима» ( Быт. 11:10 ); «родословие Фарры» ( Быт. 11:27 ); «родословие Измаила» ( Быт. 25:12 ); «родословие Исаака» ( Быт. 25:19 ); «родословие Исава» ( Быт. 36:1 ); «житие Иакова» ( Быт. 37:2 ).Отсюда очевидно, что первая книга Библии есть по преимуществу книга родословий и что ее греческое и славяно-русское название как нельзя лучше знакомят нас с ее внутренней сущностью, давая нам понятие о небе как о первой родословной мира и человека.Что касается разделения книги Бытия, то наиболее глубоким и правильным должно признать разделение ее на две далеко неравные части: одна, обнимающая одиннадцать первых ее глав, заключает в себе как бы универсальное введение во всемирную историю, поскольку касается исходных пунктов и начальных моментов первобытной истории всего человечества; другая, простирающаяся на все остальные тридцать девять глав, дает историю уже одного богоизбранного народа еврейского, и то пока еще только в лице его родоначальников – патриархов Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.Единство и подлинность книги Бытия доказываются прежде всего из анализа ее содержания. Вникая глубже в содержание этой книги, мы, при всей ее сжатости, не можем не заметить удивительной стройности и последовательности ее повествований, где одно вытекает из другого, где нет никаких действительных несогласий и противоречий, а все стоит в полном гармоническом единстве и целесообразном плане. Основной схемой этого плана служит вышеуказанное нами деление на десять «генеалогий» (toldoth), составляющих главные части книги и объединяющих в себе большее или меньшее количество второстепенных, смотря по важности той или другой генеалогии. Подлинность книги Бытия имеет для себя как внутренние, так и внешние основания. К первым, помимо всего вышесказанного о содержании и плане этой священной книги, должно отнести ее язык, носящий следы глубокой древности, и особенно встречающиеся в ней библейские архаизмы. Ко вторым мы относим согласие данных Библии с естественнонаучными и древне-историческими известиями, почерпаемыми из различных внешних научных источников. Во главе всех их мы ставим древнейшие сказания ассиро-вавилонских семитов, известные под именем «халдейского генезиса», дающие богатый и поучительный материал для сравнения с повествованиями библейского генезиса 1 .Наконец, важность книги Бытия понятна сама собою: являясь древнейшей летописью Мира и человечества и давая наиболее авторитетное разрешение мировых вопросов о происхождении всего существующего, книга Бытия полна глубочайшего интереса и имеет величайшее значение в вопросах религии, морали, культа, истории и вообще в интересах истинно человечной жизни.

Читайте также:  Андрей Первозванный

Подробнее об этом смотри Comely, «Introductio in libro V. T». II, 1881; Арко, «Защита Моисеева Пятикнижия», Казань, 1870 год; Елеонский, «Разбор рациональных возражений против книги Бытия»; Вигуру, «Введение в Священное Писание Ветхого Завета», перевод священника Воронцова.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва : Дар, 2009. / Т. 1: Ветхий Завет / [ред. группа: М. В. Грацианский и др.]. – 1055 с. / Книга Бытия. 28-385 с. ISBN 978-5-485-00270-1

Вам может быть интересно:

  1. Толковая Библия Ветхого и Нового Завета – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Книга Бытия – преподобный Ефрем Сирин
  3. Толкование на Книгу Бытия – святитель Филарет Московский (Дроздов)
  4. Толкование на книгу Бытия – блаженный Феодорит Кирский
  5. Толкование на пророка Исайю – святитель Иоанн Златоуст
  6. Толкования на Книги Ветхого и Нового Завета – святой Беда Достопочтенный
  7. Толкование на Евангелие от Матфея – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
  8. Священная Библейская история Ветхого Завета – епископ Вениамин (Пушкарь)
  9. О книге Бытия буквально – блаженный Аврелий Августин
  10. Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов

Толкование на книгу Бытие

Глава 1. Первый день творения. Второй день творения. Третий день творения. Четвертый день творения. Пятый день творения. Шестой день творения. Сотворение человека.

Глава 2. Божественный покой седьмого дня. Творение первого человека. Описание рая. Первая заповедь в раю. Наречение имен животным. Творение первой жены. Установление брака.

Глава 3. Змий искуситель. Грехопадение прародителей. Обличение их Богом. Проклятие змия. Первообетование Мессии. Наказание прародителям. Первые одежды. Изгнание падших прародителей из рая.

Глава 4. Первое рождение. Жертвоприношение первых сыновей Адама. Братоубийство Каина. Суд и наказание Каина. Построение первого города. Начало пастушеской и промышленной жизни. Ламех и его жены, песнь Ламеха. Рождение Сифа. Религия Еноса.

Глава 5. Генеалогия сифитов. Благочестие Еноха и взятие его живым на небо. Ной и три сына.

Глава 6. Всеобщее развращение человечества. Праведный Ной. Построение им ковчега.

Глава 7. Вход Ноя в ковчег. Начало, возрастание и продолжение потопа.

Глава 8. Уменьшение вод потопа. Остановка ковчега на горе Арарат. Выпуск из ковчега ворона и голубя. Выход из ковчега. Построение жертвенника и жертвоприношение Ноя. Завет Бога с Ноем.

Глава 9. Бог благословляет Ноя. Запрещение вкушения крови и человекоубийства. Заключение завета Бога с Ноем. Дарование знамения радуги. Ной насаждает виноградник. Засыпает и осмеивается своим сыном. Ной проклинает Ханаана. Благословляет Сима. Молитва Ноя за Иафета. Смерть Ноя.

Глава 10. Потомство Ноя. Потомки Иафета. Потомки Хама. Нимрод и первая монархия. Потомство Сима.

Глава 11. Вавилонское столпотворение. Смешение языков и расселение народов. Родословие семитов. Генеалогия Фарры, отца Авраама. Выход Фарры из Ура в Харан.

Глава 12. Бог призывает Аврама и благословляет его обетованием о Мессии. Он отправляется вместе с Лотом из Харрана. Приходит в землю Ханаанскую и во сне получает откровение об обладании ею. Аврам бежит от голода в Египет. Аврам подвергается опасности потерять жену. Счастливое избавление от опасности.

Глава 13. Аврам с Лотом возвращаются из Египта. Они расходятся в разные стороны. Бог повторяет Свои обетования Авраму. Аврам отодвигается к Хеврону и ставит там алтарь.

Глава 14. Война союзных царей против царей долины Сиддим. Пленение Лота. Аврам освобождает его. Мелхиседек благословляет Аврама. Аврам делит добычу между своими соучастниками.

Глава 15. Бог ободряет Аврама. Аврам скорбит об отсутствии у него потомства. Бог обещает ему сына и многочисленное потомство. Аврам оправдывается верою. Подтверждение завета Бога с Аврамом. Видение.

Глава 16. Сара, будучи бесплодной, отдает свою служанку Агарь Авраму. Заносчивость Агари и жалоба на нее Сары. Бегство Агари в пустыню и явление ей там Ангела Иеговы . Пророчество Господа на потомство Агари.

Глава 17. Бог возобновляет завет Свой с Аврамом. В знак этого Он изменяет имена Авраму и Саре. Установление обрезания, как знамения завета. Обетование о рождении Исаака. Обрезание Авраама и Измаила.

Глава 18. Авраам под видом трех странников принимает Иегову и с Ним двух Ангелов . Сарра получает новое откровение о рождении от нее сына и обличается в недостаточности ее веры. Бог открывает о предстоящей погибели Содома и Гоморры. Авраам ходатайствует о сохранении этих городов.

Глава 19. Лот оказывает гостеприимство двум Ангелам с опасностью для своей жизни. Нечестивые содомляне поражаются слепотой. Лот выводится Ангелами из Содома и спасается бегством в Сигор. Гибель Содома и Гоморры. Жена Лотова обращается в соляной столб. Лот живет в пещере. Происхождение моавитян и аммонитян.

Глава 20. Авраам и Сарра поселяются в Гераре. Авимелех, царь герарский, берет Сарру в свой дом. Бог является Авимелеху во сне и угрожает ему за это смертью. Авимелех возвращает Сарру. Авимелех исцеляется по молитве Авраама.

Глава 21. Рождение Исаака. Обрезание Исаака. Изгнание Агари. Явление ей Ангела в пустыне. Авраам и Авимелех заключают союз близ Вирсавии.

Глава 22. Бог дает повеление Аврааму принести в жертву Исаака. Авраам дает сильнейшее доказательство своей глубокой веры и полного послушания. Ему является Ангел и останавливает его руку. Место жертвоприношения получает наименование Иегова-ире . Авраам получает божественное благословение. Исчисление родов от Нахора до Ревекки.

Глава 23. Смерть Сарры. Покупка пещеры Махпела, места погребения Сарры.

Глава 24. Авраам посылает своего домоправителя раба за женой для Исаака. Путешествие этого раба. Его молитва. Ревекка встречает этого раба. Обнаруживает свою высокую доброту. Слуга благословляет Бога. Посредничество Лавана. Слуга открывает ему цель своего посольства. Лаван и Вафуил одобряют ее.

Глава 25. Дети Авраама от Хеттуры. Раздел его имущества. Смерть и погребение Авраама. Потомство Измаила и его смерть. Молитва Исаака о разрешении неплодства Ревекки. Рождение двух близнецов Исава и Иакова. Различие в их характере и образе жизни. Исав продает свое первородство.

Глава 26. Пребывание Исаака в Гераре и новое откровение Божие Исааку. Случай с Ревеккою. Обогащение Исаака и удаление его из Герара по требованию Авимелеха. Борьба филистимлян с Исааком из-за колодцев. Пребывание Исаака в Вирсавии и союз с Авимелехом. Женитьба Исава.

Глава 27. Намерение и распоряжение Исаака. Противоположная деятельность Ревекки и Иакова. Приход Иакова к отцу и благословение его последним. Скорбь Исава и благословение его. Побуждения к бегству Иакова.

Глава 28. Бегство Иакова и новая женитьба Исава. Сон Иакова и Божие ему обетование. Обет Иакова.

Глава 29. Иаков приходит в Харран и у колодца встречает пастухов. Иаков знакомится с Рахилью. Лаван встречает и принимает Иакова. Заключает с ним договор. Женитьба Иакова на Лии. Женитьба Иакова на Рахили. Лия рождает четырех сыновей.

Глава 30. Рахиль, огорченная неплодством, дает рабыню Валлу Иакову в качестве наложницы, которая рождает Дана и Неффалима. Лия из ревности отдает Иакову свою служанку Зельфу и последняя рождает Гада и Ассира. Лия рождает последних детей: Иссахара, Завулона и дочь Дину. Рахиль рождает Иосифа. Иаков, собираясь возвратиться в Ханаан, заключает новый договор с Лаваном, снова работает у него 6 лет и, благодаря искусству и хитрости своей, богатеет.

Глава 31. Иаков приготовляется к возвращению на родину и извещает об этом жен. Иаков со всею семьею своею и со всем имуществом своим, тайно от Лавана, двигается в Ханаан. Лаван преследует его, догоняет, имея намерение мстить зятю своему, но, вразумленный свыше, примиряется с совершившимся и заключает, пред окончательною разлукою с зятем, дочерьми и внуками, дружественный союз с Иаковом.

Глава 32. В страхе предстоящего свидания с Исавом Иаков получает ободрение свыше видение Ангелов, молитва Иакова. Для умилостивления брата Иаков посылает навстречу брату дары и переходит с семьею через поток Иавок. Иаков борется с Ангелом в Пенуеле и от Ангела получает имя Израиля.

Глава 33. Встреча Иакова с Исавом и прибытие первого в Ханаан.

Глава 34. Насилие Сихема над Диной. Брачное предложение его Иакову и братьям Дины. Фанатическая месть сихемлянам со стороны Симеона и Левия. Огорчение Иакова.

Глава 35. По повелению Божию Иаков переходит в Вефиль, где окончательно утверждается за ним имя Израиль. На пути Рахиль рождает Вениамина и умирает. Преступление Рувима, родословная семейства Иакова, смерть и погребение Исаака.

Глава 36. Родословие потомства Исава и хоритов, древнейших обитателей Сеира.

Глава 38. Иуда и его сыновья. Фамарь и ее два сына.

Глава 39. Иосиф в доме Потифара. Искушение со стороны жены его и целомудрие Иосифа, клевета и заключение его в темницу. Милость Божья к Иосифу в темнице.

Глава 40. Иосиф в темнице с двумя придворными фараона. Истолкование сна виночерпия. Истолкование сна хлебодара. Исполнение толкования Иосифом снов.

Глава 41. Возвышение Иосифа на степень первого вельможи фараона и правителя Египта: Сны фараона. Мудрецы Египта и Иосиф. Рассказ снов и толкование их. Применение толкования снов совет Иосифа фараону. Возвышение Иосифа и его государственная деятельность. Рождение детей; начало голода.

Глава 42. Первое прибытие братьев Иосифа в Египет. Суровый прием им со стороны Иосифа. Заключение их и освобождение под условие привести Вениамина и с оставлением Симеона в качестве заложника. Возвращение 9 сыновей Иакова к отцу и отказ его отпустить Вениамина.

Глава 43. Иаков под давлением необходимости и по усиленным просьбам сыновей отпускает с ними Вениамина. Иосиф принимает братьев и учреждает для них пиршество.

Глава 44. Хитрость Иосифа с целью испытать привязанность братьев к Вениамину. Иуда ходатайствует за него и самоотверженно предлагает себя Иосифу в рабство вместо него.

Глава 45. Иосиф открывается братьям и успокаивает их. Иосиф посылает братьев за отцом. Братья Иосифа отбывают домой. Радость Иакова.

Глава 46. Иаков со всем своим станом поднимается с места скитания своего в Ханаане и направляется к Египту; в Вирсавии удостаивается видения, которое окончательно утверждает его в намерении идти в Египет. Родословие ближайших потомков Иакова, вышедших с ним в Египет. Иосиф встречает отца и братьев и наставляет последних относительно предстоящей аудиенции у фараона.

Глава 47. Иосиф представляет фараону отца и пять своих братьев, с позволения фараона поселяет семью отца в Гесеме и снабжает их вссеми припасами. Деятельность Иосифа в управлении Египтом в голодные годы. Иаков с клятвою завещает Иосифу погрести останки его в Ханаане.

Глава 48. Иаков усыновляет сыновей Иосифа, Ефрема и Манассию. Иаков благословляет их. Иаков отдает предпочтение Ефрему. Пророчество Иакова о возвращении его потомков в землю отцов.

Глава 49. Иаков предрекает судьбу своих потомков.

Глава 50. Плач по Иакову. Перевезение тела Иакова в Ханаан. Объяснение братьев с Иосифом и великодушное прощение с его стороны их вины. Предсмертное завещание и смерть Иосифа.

Читать онлайн PDF-версию книги (А. П. Лопухин. Толковая Библия. Том I. Издание С. Петербург 1904 г.).

Интернет-магазины православной книги

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Библия — Книга Бытия

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Знание православной Книги Бытия – важный аспект для каждого верующего человека. Ее считают первой из Пятикнижия Ветхого Завета. В основе ее есть сведения о появлении мироздания, становлении живого и появлении еврейского народа. Труд включает в себя 50 глав. Начало повествования основано на точке возникновения всего существующего и окончание описывается окончанием жизни Иосифа на землях египетских.

Название и содержание

Оглавление обязано своим термином переводу с латинского Иеронимом Вульгатом. Он же говорит о том, что данное слово было найдено им в тексте на греческом языке. Значение его – рождение, начало, происхождение или создание. В ней нет никаких точных утверждений о том, кому принадлежит ее авторство. Но многие говорят, что им выступает Моисей.

Читайте также:  Преподобный Захария Печерский, постник

Краткое содержание Книги Бытия описывает события, которые разворачиваются на трех локациях:

  • первые 11 глав происходят в Месопотамии;
  • с 12 по 38 – в Ханаане;
  • еще 12 – в Египте.

В самом труде выделяют две основные части:

  • Историю человечества от начала и до появления патриархов. Тут можно почерпнуть знания о всемирной истории, так как объясняются основные моменты первобытного человечества.
  • Патриархи и их семьи. Описывается возникновение еврейского народа и их разделение на колена.

Основные сюжеты

Есть несколько самых важных моментов, о которых стоит знать каждому, даже не особо мудреному в религии. Согласно Книге Бытия сотворение мира происходило Господом за определенный период времени. В описании это показано в виде недели:

  • В первый день он сделал свет, а на второй – небо.
  • Далее земную твердыню и растительный мир.
  • На четвертый – поместились на небе светила, а также звезды.
  • После он сделал представителей фауны, населяющих водные и воздушные просторы и пресмыкающихся.
  • На последний день он оставил животных и человека.
  • На седьмой день – Господь был в спокойствии. Именно так он закончил свой труд.

Первым Бог создал мужчину, наделил он его душой и поселил в райском саду. Затем создал и женщину. Им дозволено было пользоваться всем, кроме вкушения плодов Дерева Добра и Зла. Но они нарушили данное правило и за это были изгнаны.

Большое количество цитат из Книги Бытия разобраны не численным количеством людей, которые взяли их за основу своей жизни.

Помимо истории о сотворении мира есть и прочие важные события. Среди них выделяют:

  • свершение греха;
  • период до большой воды;
  • всемирный потоп;
  • таблица народа;
  • приношение жертвы Исааком;
  • сон, приснившийся Иакову;
  • наследники Иакова;
  • кончина Иосифа в Египте.

Изучение хотя бы вышеперечисленного даст возможность понять основоположные принципы религии.

Точка зрения Ефрема Сирина

Толкование на Книгу Бытия Ефрема Сирина основано на глубоком изложении сути написанного. Его труд направлен на более детальное изложение сути всего происходящего. Он дает всем желающим понять прочитанный текст не с точки зрения своего опыта, а относительно тех уставов и догм, которые описываются во всех прочих священных писаниях.

Ефрем Сирин считает, что прочтение данного труда должно быть произведено каждым верующим для углубления своего познания и расширения мировоззрения. Также это поможет укрепить веру и наставит на путь истины.

Пусть хранит Вас Господь!

Теории и заблуждения. Библия. Книга бытие. Глава 1

Сотворение неба и земли.
Выделены библейские стихи. ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА НУЖНО ЧИТАТЬ ОРИГИНАЛ.
>
Мало кто из читающих библию обращает должное внимание на этот текст, каждый в основном воспринимает его как начало сотворения Богом земли, да это конечно так, но если взглянуть внимательнее то можно задаться простым вопросом: о каком таком небе идет речь. Попробуйте спросить об этом любого первого попавшего человека, уверен, большинство укажет на небо, которое у нас с вами над головой.
Но если это так, то, что же тогда создает бог в 6-8 стихе. >. Очевидно, мы видим создание неба земного, иначе говоря, того, что у нас над головой.
Тогда вновь возникает все тот же вопрос, о каком небе сказано в первом стихе.
Рассматривая варианты ответа, хочу обратить внимание на слова святителя Августина, епископа Гиппонского: > .
Высшая или низшая телесная тварь, кто то скажет, что телесная тварь идет как нечто греховное, несовершенное. Но вспомните, первый человек был безгрешен и в то же время вполне телесен. Тогда напрашивается вывод что и бог телесен, но читая библейские тексты мы понимаем, что это ни так, ведь человека мы видим, а Бога нет (я не имею ввиду Христа).
Продолжая читать, святителя Августина, мы видим: >
Если честно, я не вижу смысла в этой общепринятой теории. Ведь одно лишь сказать, >, да и даже если это так, то человек сам по себе постоянно являет нечто духовное и так или иначе приходит к теории творения не важно эволюция это или что то еще. Да и жизнь телесная в отвлечении от качеств сопутствующих ей действительно трудно представить.
Есть еще одно интересное мнение, которое высказал святитель Августин: >
Это всего лишь некоторые из общепринятых мнений человека, если вы спросите, а какое мое личное, я скажу: понятие небо это больше похоже на, то откуда сошел Дьявол в сильной ярости, ища кого поглотить. Итак, ищите истину, а я лишь предложу вам >.
Хочу также заметить, что исследование библии используя лишь один источник, на мой взгляд принесет довольно грубое и неполное ее понимание, поэтому я буду приводить примеры из Библий разных переводов. В приведении красным шрифтом будет использоваться стандартный русскоязычный синодальный перевод. В случае приведения другого перевода, будет указываться источник.
Далее дословный перевод с церковно славянского языка звучит: > В данном случае слово тьма имеет два значения 1)темнота 2)множество. Отсюда получается, что возможно писатели синодального перевода под словом тьма имели ввиду, как раз таки, некое множество. На этом вопросе опять рождается немало споров и мнений. Лично я думаю, что оба варианта вполне могли бы быть жизнеспособны, ведь множество тоже является тьмою как ни крути.
>. Ответ последовал сразу 6 дней. Тогда я решил уточнить у него: >. Конечно я прекрасно понимал что данный текст относится скорее к пророчествам о конце мира чем к процессу создания, но сам факт остается в том что многие священно служители не могут обосновать то что земля создавалась именно 6 дней а не шесть тысяч лет. Некоторые конфессии это трактуют приблизительно так:
1) у Бога 1000 лет как 1 день и 1 день как 1000 лет!”- это про пророческое летоисчисление (1260 дней – 1260 лет и т.п.).К сотворению Земли и возрасту планеты это отношения не имеет .В днях сотворения употребляется слово “йом”,
слово “йом”, если употребляется в сочетании с конкретным числом, оно всегда обозначает буквальные сутки (24 ч)
2)В Бытии 1:3—31 не обсуждается первоначальное сотворение материи или небесных тел. Там описывается подготовка уже существовавшей Земли для жизни людей. В эту подготовку включалось сотворение основных видов растений, морской жизни, летающих созданий и наземных животных, а также сотворение первой человеческой пары. Говорится, что все это было сделано в течение шести «дней». Однако у еврейского слова, переведенного словом «день», есть много разных значений, в том числе «длительный период времени» и «время, в которое происходит что-нибудь чрезвычайное» (Wilson W. Old Testament Word Studies. Гранд-Рапидс, Мичиган, 1978. С. 109). Используемое слово допускает мысль о том, что каждый «день» мог длиться тысячи лет. .
Приводят люди и третий вариант 3) Коран: “День у Вашего Господа как тысяча лет, из тех, что вы считаете”
Из всех этих вариантов боле менее достойного я не нахожу по нескольким причинам:1) книгу бытие писал Моисей для неграмотных израильтян, у которых в те времена не было даже торы, эти люди физически не смогли бы понять такое. Так зачем приводить апостола Петра,, говорящего на совершенно другую тему, исходя из которой эту фразу вообще не стоит принимать буквально, который к тому же жил в ином временном промежутке. 2)мы совершенно забыли, что в те времена было иное время и лето исчисление.3) сам Иисус ходил по субботам в синагогу, тем самым подтверждая правильность этого церковного ритуала того времени, а значит он признавал и смысл всего процесса создания, ведь израильтяне также верили что Бог опочил в седьмой день, то есть завершил все свои дела. 4) я перечитал первую главу со славянского языка и слово > ни нашел ни виде окончаний ни как любо еще. Библия книга, написанная для людей, не для Бога, так зачем ему там представлять бы свое летоисчисление, если оно нам не нужно и сложно, в данном смысле.
Что касательно буквального восприятия тоже несаглошусь и причина лишь одна – это разница во времяисчислении того времени и нашего (во времена Моисея сутки длились около 6-8 часов), кстати суббота в нашем календаре это шестой день по порядку, а по правилам суббота является седьмым днем только если воскресенье – первым. Но и это не все 14-19- стихи, показывают, что времяисчисление земной системы вещей начало быть в 4й этап творения (при возникновении разделения суток). Таким образом , стих подтверждает мысль о том, что выражение «день» не может означать буквальный 24х часовой пояс, по отношению к нашему времени.
Это были трактования и описания лишь одной темы затронутой в данном периоде, интересно также было бы рассмотреть и не менее щекотливую тему которые религии относят к первым упоминаниям о душе, смотрим с 20-24 стихи, мне хотелось бы как пример представить учение одной известной конфессионной ветки: >
Если брать в счет православие и католицизм, то они видят под словом, >, некую субстанцию, точнее дыхание жизни которое впоследствии уйдет вновь к тому, кто ее создал.
Также многие другие люди видят здесь доказательство существования загробного мира, считая, что душа живая, это и есть, определение той самой субстанции которая остается на земле ввиду незаконченных дел.
Сотворение человека.
И СКАЗАЛ БОГ: СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ И ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ, И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ, И НАД СКОТОМ, И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ, И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО ЗЕМЛЕ. И СОТВОРИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ БОЖИЮ СОТВОРИЛ ЕГО; МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ.
Некоторых людей, возможно, удивит некая текстовая несостыковка библии, а конкретнее перечитайте 26 стих: сотворим человека по образу Нашему, в то время как в 27 стихе написано: и сотворил Бог человека по образу Своему.
Во многих конфессиях этот стих приводится как подтверждение того что Бог создавал мир не один, и что у него был некий помощник или помощники, на мой взгляд это немного странно ведь здесь даже не отмечено к кому он обращался говоря по образу Нашему, нельзя ли также допустить, что были некие наблюдатели которые созерцали процесс создания мира. Я не подтверждаю и не отрицаю, того создавал ли Бог мир один или у него был помощник, но приводить в пример стих в котором ни чего об этом не говорится, несколько неправильно.
Есть и другое мнение, по образу своему, люди приводят и четко утверждают, что здесь сказано будто он создавал человека сугубо по своему образу и подобию, говоря проще люди совершенно не обращают внимание на 26 стих в котором говорится о том что Господь создавал используя не только лишь свой образ, но по образу. Нашему, имея ввиду кого-то еще.
Так все же, по чьему, по образу нашему, или по образу своему. Я вижу тут нечто немного общее, ведь говоря по образу Нашему Бог имел ввиду и себя, как бы показывая, что все создания его созданы по образу и подобию ему. Ведь не зря же вначале написано по образу нашему, как обобщение, а лишь потом по образу своему.
Вот вам хорошая тема для вашего развития и размышления, постарайтесь сами для себя понять этот текст, беря на вооружение мнения других людей, которые я вам предложил или которые вы уже знаете.
Как пометку для изыскателей хочу заметить, что здесь указана и последовательность создания, то есть сотворил его – мужчину, затем женщину, и заметьте мужчина и женщина здесь сразу представлена как одна плоть, а именно написано вначале мужчина, затем они оба (сотворил их). Для более точного восприятия советую прочесть этот текст в церковно-славянском переводе.
И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ БОГ, И СКАЗАЛ ИМ БОГ: ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, И ОБЛАДАЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ, И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ, И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ, ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ ПО ЗЕМЛЕ.
Здесь завершается процесс создания нашего мира и начинаются указания которые Бог дает Адаму и Еве.
Хочется затронуть тему лишь косвенно относящуюся ко стиху, с которого начинается евангелистический спор, касательно того как выглядели первые люди.
Из дальнейших описаний все конфессии принимают, что они были наги, также, что были редкой красоты.
Наги это описано, но про физическую красоту ни сказано ни чего, да они были совершенны, но давайте не забудем чем является совершенство в описании Библии, где оно представлено как нечто духовное, даже о Христе как о примере совершенства описано, ни как не в смысле красоты лица, сказано: он был духовно чист пред Богом, посему его искупление и имеет силу, а про физическое тело ни сказано ничего.
Как таковое в Торе и евангелиях, вообще практически нет внешних описаний тех или иных героев, за исключением небольших оговорках, которые напрямую относились к какой либо теме священного писания.
И СКАЗАЛ ИМ БОГ: ВОТ, Я ДАЛ ВАМ ВСЯКУЮ ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЯ, КАКАЯ ЕСТЬ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, И ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, У КОТОРОГО ПЛОД ДРЕВЕСНЫЙ, СЕЮЩИЙ СЕМЯ, – ВАМ СИЕ БУДЕТ В ПИЩУ. А ВСЕМ ЗВЕРЯМ ЗЕМНЫМ, И ВСЕМ ПТИЦАМ НЕБЕСНЫМ, И ВСЯКОМУ ПРЕСМЫКАЮЩЕМУСЯ ПО ЗЕМЛЕ, В КОТОРОМ ДУША ЖИВАЯ, ДАЛ Я ВСЮ ЗЕЛЕНЬ ТРАВНУЮ В ПИЩУ. И СТАЛО ТАК.

Довольно большое количество людей считают, ориентируясь на вторую главу, что Адам услышал Божий запрет относительно дерева познания добра и зла, в то время когда Ева еще не была создана.
Иегова после создания людей (обоих) показывает им чертоги рая и поясняет о некоторых здешних правилах. (повторю что из прочитанного контекста можно вынести то, что к данному событию относились уже оба персонажа, так как Бог обращается к людям во множественном числе).
Многие со мной не согласятся, ссылаясь на повествование второй главы. Я скажу, что такие люди крайне не внимательно исследуют библию, ведь если первая глава имеет сугубо порядковый характер, то вторая описывает те или иные моменты в отдельности, это описание рая, запрет про древо познания, наречение имен животным, и наконец создание жены. Читая 15 стих мы видим поселение людей в рай, а в 19 Бог образовал животных и привел к человеку – получается что 15 и 19 стих это совершенно разные моменты, ведь животные при Адаме были уже созданы, из чего следует что 19 стих необходимо отнести к более раннему моменту. Описание создания жены также не имеет временного ограничения, но из 20 стиха видно, что это произошло довольно скоро после наречения. Порядковая не состыковка 19 текста встает в правильный диапазон лишь в том случае если поменять местами создание жены и запрет Бога, и воспринять 19 текст о произведении животного мира, как обособленный описательный характер, где видно то как и из чего были сотворены звери и птицы, и что произошло после создания человека.
Конечно будет много тех, кто не согласится с моими довыдами, сочтя их несколько не правдоподобными, но на самом деле, достаточно разделить 2 главу на события, прочитать как отдельный фрагмент и сравнить с написанием 1 главы, где еще раз хочу обратить внимание на разбираемый нами текст, в котором четко видно, что Бог обращается к нескольким людям.
В церковно славянском разительного изменения разбираемого текста нет, там лишь более конкретно указано что дадено нам в пищу, пишется: >.
И УВИДЕЛ БОГ ВСЕ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, И ВОТ, ХОРОШО ВЕСЬМА. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
Великое завершение дел, которое мы видим, доставило явное удовольствие, то самое которое мы испытываем, завершив, что-либо и узрев, что оное получилось великолепно

Читайте также:  Можно ли крестить в пост

Зачем читать Ветхий Завет

О трудных местах и таинственных образах в текстах Библии, написанных до Христа

Ключ к пониманию ветхозаветных текстов помогает нам найти священник Андрей Выдрин, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии. Он родился в 1983 году в Кирове. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Много занимался изучением Ветхого Завета. Этой теме были посвящены и его диссертация, и другие труды. Он часто выступает с лекциями о различных аспектах библейской истории, в том числе — о пророках, в академии и других аудиториях.

Почему трава появилась раньше солнца

— Нужен ли вообще православному человеку Ветхий Завет? Там ведь много непонятного и совсем не по-христиански жестокого. Стоит ли во всём этом разбира ться?

— Мне кажется, что Ветхий Завет надо обязательно читать любому православному христианину. Ещё в древности Святые Отцы осудили негативное отношение к Ветхому Завету, которое пропагандировала группа еретиков, утверждавших, что он был написан другим, жестоким Богом, а потом пришёл истинный Бог и явил миру Новый Завет. Святые Отцы признали подобное мнение еретическим, потому что как раз в Ветхом Завете содержатся пророчества о приходе долгожданного Мессии, Который спасёт не только избранный израильский народ, но и всё человечество. По сути дела, к принятию Спасителя человечество подготавливалось именно Ветхим Заветом, что для нас — свидетельство его истинности и богодухновенности.

— Уже начало Библии может кого-то смутить. Например, в третий день творения начинают активно расти деревья, трава — и всё это без солнца, так как солнце создано в четвёртый день. Как понимать такой текст?

— Сегодня некоторые люди рассматривают текст Шестоднева с точки зрения биологии или физики, пытаясь найти в нём подтверждение или опровержение научных гипотез. Однако древний пророк не намеревался создавать научный трактат. Шестоднев — это прежде всего богословское произведение. Священный писатель стремился посредством поэзии изложить богословское учение о создании мира Единым Богом. Речь не об очерёдности и научном обосновании тех или иных процессов, а о тайне творения и о всемогуществе Бога. Господь повелевает земле произрастить траву и деревья, и, несмотря на отсутствие солнца, «стало так». Слово Божие и слово человеческое

— В книгах Ветхого Завета много жестокостей, которые не только не осуждаются, но даже представляются нормой. Как это воспринимать?

— К подобным моментам в Ветхом Завете надо относиться с позиции древнего человека. Мы воспитаны в христианской культуре, для нас гуманизм — одна из ценностей. В древности всё было по-другому. Тогда человек воспринимался лишь как часть коллектива, своего рода или племени. Так, Бог заключил завет не с Моисеем только, а со всем израильским народом, который и должен был наследовать Землю обетованную — Древний Ханаан. Согласно археологическим данным, известно, что в древности именно среди хананеев были распространены ужасные обычаи человеческих жертвоприношений. Своим божествам они нередко приносили в жертву маленьких детей. Такого не было ни в Месопотамии, ни в Египте. Глупо было бы надеяться на исправление этих диких нравов. Поэтому, как понимали это сами израильтяне, только полное истребление жителей того или иного ханаанского города могло пресечь распространение этой заразы.

— Это было мнение израильтян или Божия воля?

— Израильтяне мыслили себя в это время исполнителями воли Бога. И когда мы читаем в тексте о том, что истребление повелевалось Самим Богом, следует иметь в виду, что Священное Писание — это не только слово Божие, но и слово человеческое. В нём отражены представления о Боге, бытовавшие среди древних израильтян, находившихся на дохристианском этапе исторического и нравственного развития. И всё же следует особо оговорить, что, кроме особых случаев, ветхозаветные правила ведения войны были довольно мягкими даже в сравнении с нынешним временем.

Личный выбор святого Иеремии

— Важное место в Ветхом Завете занимают пророки. Кто из них вам ближе и почему?

— Мне лично ближе пророк Иеремия, потому что в книге, носящей его имя, в отличие от писаний других пророков ярко представлен его внутренний мир, образ личности. Иеремия на удивление подробно описывает не только свои действия, но и свои переживания. Например, когда он вступает в живое общение с Богом, то буквально начинает спорить, говоря, что не будет больше произносить слово Божие, поскольку народ его не слушает. И на какое-то время он действительно перестаёт пророчествовать, однако ненадолго. Вскоре он сообщает: «Слово, подобно огню, жжёт моё сердце так, что я устал его удерживать» (Иер. 20:9). Причём мы видим, что не Господь принуждает Иеремию дальше проповедовать, а это его личный выбор. Пророк всей душой болеет за свой народ, невзирая на то, что его обвиняют в предательстве, сажают в тюрьму и вообще готовы убить. Как человек, он приходит в смятение, хочет отказаться от своего дара, но в конечном итоге продолжает нести слово Божие, чтобы дать людям шанс спастись.

— Эта жертвенность близка духу Нового Завета…

— Да, пророк Иеремия является наиболее выразительным прообразом Иисуса Христа. Он призывает иудеев следовать Божественным заповедям, его не принимают, оскорбл яют и в конце концов убивают — побивают камнями. Именно в его книге впервые появляется сравнение с агнцем: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание» (Иер. 11:19), которое впоследствии Иоанн Креститель применил в отношении Христа: «Вот агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

Откуда взялись «колёса, полные очей»

— А что за странные видения у пророка Иезекииля, похожие на фантастические фильмы и романы? Чего стоят только существа в человеческом облике, но с несколькими лицами, которые двигались со скоростью молнии, а между ними ходил огонь, над головами были кристаллические своды, а перед ними — колёса, в которых находились другие колёса…

— Действительно, у пророка Иезекииля очень много таинственных видений. На мой взгляд, они связаны с окружающей его обстановкой. В отличие от большинства пророков Иезекииль нёс своё служение за пределами Палестины — в Вавилоне, огромном мегаполисе, который был на тот момент центром мира. Переселение в Вавилон явилось для израильтян своеобразным культурным шоком, они столкнулись со множеством невиданных доселе явлений. Например, вавилоняне поклонялись целому сонму богов, каждому из которых строился огромных размеров храм, тогда как в Иерусалиме был всего один храм. В шумеро-аккадской традиции существовало большое количество изображений фантастических существ, что было запрещено в Израиле. Передавая Божественную весть, Иезекииль использовал образы, которые его окружали и были понятны его современникам.

— То есть на самом деле он видел нечто иное?

— Нельзя сказать, что он точно описывает то, что видел. Иезекииль постоянно употребляет выражения «подобие» и «как бы»: «как бы огонь», «как бы животные», «как бы подобие престола» и так далее. Он передаёт Божественное откровение как может — посредством того, что его окружало, потому что это нечто запредельное, выходящее за рамки земной реальности. Например, описывает «колёса, полные очей». Образ взят из религиозного обычая: жители Вавилона вывозили статую своего божества на колеснице, ободья колёс которой были украшены драгоценными камнями. Эти камни называли тем же словом, которым обозначались глаза. Иезекииль использует этот образ, но вкладывает в него иной смысл: их божества ездят на сияющей колеснице, а Вселенский Бог израильтян пребывает на надмирной колеснице всего мироздания.

Есть ли в наши дни пророки

— Возможны ли пророки в наше время? Как относиться к многочисленным пророчествам, которые приводятся в Интернете?

— Существование пророков возможно в любое время, если возникает такая необходимость. В ветхозаветную эпоху пророки часто появлялись в критические моменты истории израильского народа. В начале христианской эры они служили для распространения Евангельской вести по миру. Мне кажется, что в наше время пророческий дар перешёл к людям, которых принято называть старцами. Но к цитированию пророчеств следует относиться с осторожностью. Знаю примеры, когда какие-то слова выдаются за сказанные старцем, хотя он никогда их не произносил, либо его слова неправильно интерпретировали.

К тому же надо помнить, что Господь не ограничен пророчеством. Бог может что-либо открыть старцу, но это может и не исполниться. Именно такой случай описан в Книге пророка Ионы: услышав его пророчество, люди стали каяться, и Господь отменил уже предвозвещённое наказание.

Как Христос повысил планку

— Иисус Христос сказал: «Я пришёл не нарушить закон или пророков, но исполнить». И всё же христианство явно противоречит многим ветхозаветным установкам, начиная с «око за око». Можно ли сказать, что Христос всё-таки изменил, усовершенствовал ветхозаветные законы?

— Да, конечно. Ветхозаветные нормы и учение Христа действительно во многом различаются. Господь пришёл исполнить закон, то есть довести его до полноты или завершённости. Принцип «око за око» впервые появился в месопотамских правовых нормах за тысячу лет до упоминания в Библии, затем он перешёл в Кодекс вавилонского царя Хаммурапи. В частности, там говорится, что если по вине строителя рухнула стена и придавила ребёнка хозяина дома, то ребёнок строителя должен быть убит. Делалось это не из-за жестокости, а с целью ограничения кровной мести, то есть за ущерб полагалось равное возмездие.

Через несколько веков Господь приносит людям Благую весть и доводит древние законы до совершенства. Так, он говорит в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду» (Мф. 5:21.22). Христос повышает планку, говорит, что надо стараться избавиться от пожелания зла даже в мыслях. Господь даёт новую заповедь о любви друг к другу до самопожертвования: «Нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Это вершина закона любви, идеал, к которому нужно стремиться.

Толкование Ветхого Завета Библии, Книга Бытие

Понятие о Библии.

Со словом “Библия” у нас соединяется представление об одной большой книге, заключающей в себе все Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета. Но, в сущности, это не одна книга, а целый, строго определенный Церковью сборник священных книг, написанных в разное время, в разных местах и с различными целями и принадлежащих или богодухновенным (книги канонические), или только богопросвещенным мужам (книги неканонические).

Такой состав и происхождение Библии открывается уже из истории самого термина – “Библия.” Он взят с греческого языка от слова βίβλος, что значит “книга,” и употреблен во множественной форме τά βιβλία от единств, уменьшительного – τό βιβλίον, означающего “небольшую книгу,” “книжечку.” Следовательно, τά βιβλία буквально означает собой целый ряд или собрание таких небольших книг. Ввиду этого св. Иоанн Златоуст толкует это слово как одно собирательное понятие: “Библия, – говорит он, – это многие книги, которые образуют одну единую ” .

Это коллективное обозначение Священного Писания одним собирательным именем несомненно существовало уже и в ветхозаветный период. Так, в своей подлинной греческой форме τά βιβλία встречается в первой Маккавейской книге (1 Мак. 12:9), а соответствующий сему еврейский перевод дан у пророка Даниила (Дан. 9:2), где произведения Священного Писания обозначены термином “Гассефарим” (םירפםה), что значит “книги,” точнее – известные определенные книги, так как сопровождаются определенным членом – “га”.[1]

В период новозаветной истории, по крайней мере на первых его порах, мы еще не находим слова “Библия,” но встречаем целый ряд его синонимов, из которых наиболее употребительны следующие: “Писание” (ή γραφή Лк. 4:21; Ин. 20:9; Деян. 13:32; Гал. 3:22), “Писания” (αί γραφαί – Мф. 21:41; Лк. 24:32; Ин. 5:39; 2 Пет. 3:16), “Святые Писания ” (γραφαί άγίαι – Рим. 1:2), “Священные Писания” (τά ίερά γράμματα – 2 Тим. 3:15).

Но уже у мужей апостольских, наряду с только что перечисленными названиями Священных Писаний, начинает встречаться и термин τά βιβλία.[2] Однако во всеобщее употребление он входит только со времени известного собирателя и истолкователя Священного Писания – Оригена (III в.) и особенно святого Иоанна Златоуста (IV в.).

От греческих авторов такое собирательное обозначение Священного Писания перешло и к латинским писателям, причем множественная форма среднего рода τά βιβλία окончательно получила здесь значение единственного числа женского рода bіblіа. Это последнее наименование, в его латинской форме, перешло и к нам в Россию, благодаря, вероятно, тому обстоятельству, что наши первые собиратели славянской Библии стояли, между прочим, и под влиянием латинской Вульгаты.

Главной чертой, отличающей Священные Писания “Библии” от других литературных произведений, сообщающей им высшую силу и непререкаемый авторитет, служит их богодухновенность. Под ней разумеется то сверхъестественное, божественное озарение, которое, не уничтожая и не подавляя естественных сил человека, возводило их к высшему совершенству, предохраняло от ошибок, сообщало откровения, словом – руководило всем ходом их работы, благодаря чему последняя была не простым продуктом человека, а как бы произведением самого Бога. По свидетельству святого Апостола Петра, “никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Пет. 1:21). У Апостола Павла встречается даже и самое слово “богодухновенный” и именно в приложении к Священному Писанию, когда он говорит, что “все Писание богодухновенно” (ΰεόπνευστος: 2 Тим. 3:16). Все это прекрасно раскрыто и у отцов Церкви. Так, святой Иоанн Златоуст говорит, что “все Писания написаны не рабами, а Господом всех – Богом;” а по словам святого Григория Великого “языком святых пророков и апостолов говорит нам Господь.”

Но эта “богодухновенность” Священных Писаний и их авторов не простиралась до уничтожения их личных, природных особенностей: вот почему в содержании священных книг, в особенности в их изложении, стиле, языке, характере образов и выражений мы наблюдаем значительные различия между отдельными книгами Священного Писания, зависящие от индивидуальных, психологических и своеобразных литературах особенностей их авторов.

Ссылка на основную публикацию