Тихон Белавин патриарх Московский и всея Руси

Святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея Руси

Память 7 апреля, 9 октября и в первое воскресенье
после 7 февраля в день собора новомучеников
и исповедников Русских

П атриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 года в Торопце Псковской губернии. Отец его — тамошний священник — предвидел великое будущее своего сына.

Духовное образование Василий получил в Псковской Духовной Семинарии, где товарищи шутливо, но прозорливо называли его Архиереем. В Петроградской Духовной Академии он продолжил свое обучение, и здесь его прозвали уже не иначе, как Патриархом, что наглядно свидетельствует о том, как любили и уважали его товарищи.

По окончании учебы, в 1891 году, Василий принял постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского. Пробыв недолго инспектором Холмской Духовной Семинарии, он получает самостоятельную Алеутско-Аляскинскую кафедру в Северной Америке. В 1905 году его возводят в сан Архиепископа и призывают к управлению древнейшей в России Ярославской епархией. Вскоре его переводят на Виленскую кафедру, а со временем — на Московскую. На Соборе 1917 года его возводят в сан митрополита, а спустя малое время и патриарха Московского и Всея Руси.

Его называли самым добрым из современных ему иерархов Русской Православной Церкви, полагавшимся во всем только на Бога. Пройдя весьма скорбный путь служения, святой патриарх Тихон отошел ко Господу в Благовещенье 1925 года в 23 часа 45 минут. Погребен на кладбище Донского монастыря, рядом с убитым незадолго до его кончины Яковом (Полозовым) — верным келейником Патриарха. К лику святых причислен Собором Русской Православной Церкви в 1989 году.

Патриарх Тихон — 12-й по счету патриарх РПЦ и первый после более чем 200-летнего перерыва, учиненного рукой Петра Первого, стал великим страдальцем эпохи послереволюционных гонений. Волей Всевышнего ему пришлось возглавить Церковь в те жестокие годы, когда глава Церкви был обречен на голгофу. Избранием Церкви и жребием Божиим он стал одновременно и патриархом, и жертвой, обреченной на страдания, ибо произошло это в ноябре 1917-го, когда бесчинствовала и замышляла свои кровавые преступления безбожная власть Советов. Противиться ей было небезопасно. Но святитель Тихон противостал ей: мудро и смиренно, но твердо, как истинный архипастырь Христов.

Еще за неделю до вооруженного восстания в Петрограде, 19 октября (ст.ст.), на Поместном Соборе РПЦ он выступил с призывом к большевикам совершить «покаянную молитву». Когда стало известно о победе большевиков 25 октября, многие члены Собора заявили о своем неприятии незаконной власти. С подобными заявлениями выступили и некоторые священники Петрограда и Москвы, несмотря на запрещение подобных высказываний в церкви. В Царском Селе произошел, пожалуй, первый после Октябрьского восстания вооруженный конфликт с трагическим исходом: неподчинившегося требованиям рабоче-солдатского патруля протоиерея Иоанна Кочурова застрелили в храме. Этот случай вызвал бурю недовольства среди духовенства. Собор выразил свой протест. Но это было только самое начало голгофы.

Декрет об отделении Церкви от государства вначале был опубликован под названием «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (23 января 1918 года), но уже вскоре его напечатали под более конкретным названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Церковь лишилась значительной части своего имущества, лишилась прав юридического лица, а ее возможность влиять на умы людей резко сузилась. Было запрещено преподавание религии в школах, и даже проведение традиционных пасхальных служб, крестных ходов. Существовал также запрет на исполнение колокольного звона. Началось закрытие монастырей. А в 1918 году с событий в Александро-Свирском монастыре началась кампания по ликвидации святых мощей, хранимых и чтимых церковью. Осенью 1919 года было принято решение о вскрытии мощей Сергия Радонежского, а также была закрыта Троице-Сергиева Лавра. Патриарх Тихон, следуя воле вверенной ему паствы и своей совести, пытался изменить ситуацию, неоднократно обращался к Ленину с просьбой о сохранении в неприкосновении православных святынь. Но 30 июля 1920 года Совнарком все же принял постановление «О ликвидации мощей во Всероссийском масштабе».

Все чаще стали звучать разговоры о «подстрекательской деятельности патриарха». Уже начиная с 1918, когда карательные органы начали осуществлять аресты духовенства РПЦ, подвергается арестам и Патриарх Тихон. Шквал протестов от верующих просто атакует правительство. Святейшего то освобождают, то вновь берут под арест в связи с очередным сфабрикованным против него делом. Газета «Известия» публикует материал о том, как «патриарх спекулирует свечами в Иверской часовне». В центральные руководящие органы идут письма с требованиями «пресечь преступную деятельность главного церковника — Тихона», единственной виной которого была верность Православию и своему архипастырскому долгу.

В начале Октябрьского переворота патриарх анафемствовал большевиков, однако со временем, увидев всю неизбежность нависшей над страной и над Церковью беды, запретил священникам поддерживать как белых, так и красных. Осенью 1918 года он отказался благословить «белое движение», чтобы не подстрекать антиправославную власть к террору. В этом проявилась его мудрость и смиренная забота о пастве. Однако осень 1918 все равно явилась началом широкой кампании наступления на духовенство. Примерно с весны 1919 года отдел Наркомюста, Наркомат внутренних дел, Революционный трибунал при ВЦИКе и ВЧК начали расследование по так называемому «делу объединенного Совета приходов Москвы», в состав активных членов которого довольно произвольно органами дознания был включен весьма широкий круг духовных лиц, якобы боровшихся за свержение советской власти. Главной мишенью следствия, вероятно, был патриарх Тихон. Сообщниками его еще до суда и следствия были объявлены все окружавшие его лица, многие члены Всероссийского Собора, клирики и епископат Московской епархии. Правда, тогда следствие зарилось на бывшего обер-прокурора Синода, «махрового религиозника» А.Д. Самарина, в защиту которого выступил Патриарх. Однако суд над Самариным вынес ему суровую меру наказания «за антисоветские настроения и действия». В то время на Украине умами некоторых «горячих голов» завладели обновленческие призывы к автокефалии, которая была отвергнута и Украинским, и Всероссийским соборами. Именно в связи с участием в этом деле был осужден Самарин. Любопытно, что советская власть была заинтересована в автокефальном расколе на Украине.

В 1919 году Ардатовский Совдеп насильственно закрыл и разорил общину Серафимо-Дивеевского монастыря. После чего П.А Красиков добился у Ленина разрешения на проведение громкого пропагандистского мероприятия — вскрытия святых мощей в Чудовом монастыре Московского Кремля в начале весны 1919 года. Прочитав докладную записку об успехе этой акции, а также об очередном, тоже успешном, вскрытии мощей в Троице-Сергиевой лавре, Ленин жаждет, «чтобы поскорее показали это «кино» по всей Москве».

Патриарху Тихону вменяли в вину террористическую деятельность, связи с Британской разведкой. Его называли «шпионом империалистических государств, а также сообщником интервентов и белогвардейцев». Вся эта ложь категорически отрицалась многострадальным и многотерпеливым святителем. «Две силы, — говорил Патриарх, — борются в стране, привлекая на свои стороны православный люд. Но Церковь у них одна. И верховный пастыреначальник по воле Господа Бога у них тоже один. Поэтому мой долг и обязанность — духовно окармливать и тех, и других». От Патриарха ждали определенной позиции, ясного отношения к советской власти: кто — за, кто — против. И он вынужден был в этой сложной ситуации вновь и вновь искать способы устоять против раскола, чтобы сохранить единство Церкви Христовой и, как он говорил, всей «православной нации». И все же, несмотря на все старания святителя, определенная часть духовенства уходит в Карловацкий (обновленческий) раскол, принесший немало страданий лично Святейшему и всей Русской Православной Церкви.

Сразу после окончания Гражданской войны в стране разразился страшный голод, ставший поводом к новому периоду кампании по изъятию церковных ценностей. 19 марта 1922 года в совершенно секретном письме Молотову Ленин пишет: «…мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». Одним из главных вдохновителей и зачинщиков этой кампании был Троцкий (Бронштейн), хотя это всячески скрывалось в связи с распространившимися слухами о еврейском, точнее, жидо-масонском заговоре против православной России.

Таким образом, относительно мирный период объявлялся законченным. Власть жаждала применить силу. А Патриарх в это время был обеспокоен долей голодающих и пытался сделать все возможное для добровольной выдачи церковных ценностей, а также сбора денег и продовольствия для помощи голодающему населению. Однако, если внимательно просмотреть прессу того времени, нетрудно заметить перемену в форме подачи информации. Атеизм постепенно становится воинствующим, кричащим, и материалы подаются таким образом, чтобы сложилось впечатление, что в разразившемся голоде виновен патриарх. Фабрикуется фальшивое представление об якобы издевательском отношении церковников и патриарха к нуждам страдающих от голода людей. Раздаются призывы типа «Хватит терпеть наглость духовенства» и прочие. Патриарх Тихон не раз публично называл Троцкого «гонителем Церкви» и критиковал многие его действия. Святейший считал его одним из инициаторов развязывания гражданской войны и обвинял его в гибели миллионов христиан.

Продолжались фабрикации судебных процессов и расстрел священнослужителей. Троцкий настаивал на аресте патриарха, чего и добился. Все эти потрясения сопровождаются внутрицерковной распрей, затеянной обновленцами. Звучат требования отречься от престола, обращенные к законно избранному всероссийскому патриарху. Интересно, что несмотря на домашний арест святителя, члены раскольнической группировки в сопровождении агентов ГПУ легко проникли на Троицкое подворье, хотя для других священнослужителей и даже иерархов это было весьма затруднительно. После некоторых колебаний, под угрозами А. Введенского, святитель решается пойти на компромисс. 12 мая 1922 года, чтобы не передать «самозванцам» полномочий по управлению Церковью, он как бы на время «отошел от дел» и поручил замещать себя ряду предложенных им иерархов, которые, к сожалению, вскоре оказались в заключении. Это, разумеется, существенно повлияло на дальнейший ход событий.

Патриарх удалился в Донской монастырь, где продолжал находиться под домашним арестом, ожидая суда, до которого дело все не доходило. А обновленцы-живоцерковцы мечтали о Соборе в Храме Христа Спасителя, главной задачей которого называли низложение патриарха Тихона — «главного церковного контрреволюционера», а также достижение единства обновленческого духовенства «в борьбе за социалистические идеалы». Радостно ожидали этого псевдособора и воинственные безбожники во главе с Ярославским (Губельманом). И он состоялся. После бурных прений он одобрил социалистическую революцию, осудил капитализм, отменил анафему на действия советской власти, наложенную патриархом Тихоном в 1918 году, а также постановил: «Собор считает Тихона отступником от подлинных заветов Христа и предателем Церкви и на основании церковных канонов объявляет его лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирянское положение». За эту резолюцию проголосовали в числе других и 16 епископов старого поставления, рукоположенных до 1917 года. Как известно, многие из ее противников тогда находились в заточении, в том числе и Сергий (Страгородский).

Сразу после завершения Поместного Собора началась подготовка к суду над Тихоном. Из-под домашнего ареста в Донском монастыре он к тому времени был переведен в тюрьму ГПУ. Но этот суд умело сорвал сам святитель. Организаторы процесса надеялись в лице патриарха осудить «всю тихоновскую церковную контрреволюцию», т.е. всю каноничную РПЦ и, таким образом, утвердить обновленчество. Однако святитель, понимая все это, обратился в Верховный суд с таким заявлением: «…Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям… Я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный суд изменить мне меру пресечения, т.е. освободить меня из-под стражи. »

Это заявление обескуражило организаторов процесса. Ведь получалось, что патриарх до суда признал свою вину и раскаивается. Под сомнение была поставлена сама необходимость процесса. И, после ряда угроз, после прессинга Святейший действительно был освобожден. Суд над святителем так и не состоялся.

Обновленцы засуетились. Они боялись возвращения Патриарха к богослужебной практике и подрыва едва удерживаемой ими власти (которой они вскоре все равно лишились). В церковных кругах тоже не знали, как реагировать на происшедшее. Одни считали, что святитель сошел с ума, другие, что он продался большевикам, а некоторые верующие совершенно искренне считали Тихона поддельным. И все боялись, чтобы Патриарх не перешел в обновленцы.

Трудно представить себе, как страдал от всего этого сам Святейший. Он терпел ежечасное мученичество с издевательствами и насилием, которые, безусловно, приблизили дни его кончины. Жертвуя своим именем, унижая себя и никого более, он спасал Церковь. За это и любили его не только простые верующие, но и иерархи Церкви. Так, один из епископов, когда чекисты спросили его об отношении к патриарху Тихону, ответил: «Я реально ощутил его святость», за что тотчас получил ссылку.

12 января 1925 года у Святейшего случился сильнейший сердечный приступ. Три месяца он провел в больнице. Как только ему стало чуть лучше, он стал выезжать на службы. Остается только гадать, как верующие узнавали, где он будет служить, ибо всегда его службы сопровождались большими столпотворениями. Один из свидетелей последних дней жизни Патриарха рассказывал: «На Благовещение он служил последнюю Литургию. 25 марта (ст.ст.) днем он чувствовал себя лучше и даже занимался делами. Вечером, около десяти, Святейший захотел умыться и с необычайной для него строгостью, серьезным тоном сказал: «Теперь я усну крепко и надолго… ночь будет длинная, темная-темная…» Около 12 часов Святейший после короткого забытья спросил: «Который час?», ему ответили. «Ну, слава Богу», — сказал Святейший, точно этого часа и ждал, и стал креститься. «Слава Тебе, Господи, — сказал он и перекрестился. — Слава Тебе…», — сказал он, занес руку для третьего крестного знамения и тихо отошел ко Господу».

Ужасная весть быстро облетела столицу. Верующие передавали друг другу печальную новость из Донского монастыря. На зданиях некоторых иностранных миссий были приспущены флаги в знак траура.

Перед положением во гроб тело Святейшего было внесено в алтарь и три раза обнесено вокруг престола. В это время через окна собора ярко заблистало солнце; но вот Святейший во гробе — и лучи мгновенно погасли. На людей это произвело потрясающее впечатление.

Знаменательно, что Патриарх умер в день смерти праведного Лазаря, и за его погребением началась Страстная седмица.

«Российский Златоуст»

Ко дню памяти святителя Тихона, Задонского чудотворца

«Собирателем сокровища духовной мудрости», «российским Златоустом» Церковь называет святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца. Пример жизни, поданный святым, служит образцом служения Господу и ближним, а его труды можно назвать бесценными для нас. 26 августа вспоминается день прославления и второго обретения мощей святителя.

Начало духовного пути

Мирское имя будущего святителя было Тимофей. Он родился в 1724 году. Местом его рождения стало село Короцко Новгородской губернии. Отец его – Савва Кириллов – служил псаломщиком в храме. Всего в семье Кирилловых было шестеро детей. Очень рано отец большого семейства умер, поэтому жить им пришлось впроголодь. Однажды мать хотела даже отдать Тимофея на усыновление бездетному соседу, бывшему ямщиком, который обещал оставить мальчику в наследство свое имущество. Однако этому вовремя воспрепятствовал старший сын многострадального семейства. Часто Тимофею приходилось наниматься за кусок хлеба к более обеспеченным соседям: с утра до ночи он обрабатывал чужие угодья.

По ходатайству своего старшего брата, в 14 лет Тимофей поступает в духовное училище в Новгороде. При поступлении он берет фамилию Савельев, очевидно, как давали, по традиции тех времен, представителям бедных семейств – по отцу. Однако руководство училища дало ему другую фамилию – Соколовский. Именно с ней имя Тимофея чаще всего встречается в документации учебного заведения, реже он подписывался фамилией Соколов. Отсюда и появилась путаница относительно настоящей фамилии святителя, который во время своего епископства больше склонялся к последнему варианту, как наиболее русскому. Откуда же взялась, собственно, фамилия Соколов? В первом известном жизнеописании святителя, принадлежащем митрополиту Евгению Болховитинову, указано, что такое прозвище имел отец Тимофея.

В 1740 году училище при архиерейском доме в Новгороде получило новый статус – оно стало семинарией. Здесь юноша, как один из способнейших учеников, продолжил обучение уже на казенном содержании. «Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: ‟Величаем тя, святителю!”» – вспоминал об этом времени будущий Воронежский епископ.

Еще учась на старшем курсе семинарии, Тимофей начал преподавать здесь греческий язык, а по окончании обучения получил место преподавателя риторики и философии. В 1758 году последовал постриг в монахи с именем в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского. Этому предшествовало два события, о которых он потом сам вспоминал и которые могли повлиять на решение принять постриг. Одним из них было ночное видение после молитвы, когда перед ним на время «разверзлись небеса». Второе произошло во время каникул в Александровском монастыре, куда Тимофей приехал погостить. Поднявшись на колокольню, молодой человек оперся на перила, желая лучше рассмотреть прекрасные виды монастыря. В тот же момент перила зашатались и упали на землю, а Тимофея как будто кто-то оттолкнул назад. Так чудом он остался жив. Однако последнее событие стало поводом для размышлений о быстротечности жизни и Промысле Божием.

В том же году отец Тихон получил должность префекта духовной семинарии. Вскоре после этого он был рукоположен сперва в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Обе хиротонии были совершены в Петербурге. В 1759 году отца Тихона направили в Тверь, где в сане архимандрита он возглавил Желтиков монастырь. Однако вскоре последовал перевод в Успенский Отроч монастырь, а также назначение ректором Тверской духовной семинарии.

На Воронежской кафедре

Трижды тянули жребий, и трижды доставали имя архимандрита Тихона

Сан епископа архимандрит Тихон получил в возрасте 37 лет. Произошло это 13 мая 1761 года, и также не без Промысла Божия. Когда выбирали епископа в Новгород, решили сделать это с помощью жребия. Кто-то предложил к числу семи других кандидатов добавить имя ректора Тверской семинарии Тихона. Вначале его не рассматривали в качестве претендента из-за слишком молодого возраста, к тому же для архимандрита уже готовилось другое место – в Троице-Сергиевой лавре. Однако решили написать и его. Трижды тянули жребий, и трижды доставали одно и то же имя – архимандрита Тихона.

Читайте также:  Евфимий Великий

И еще одно немаловажное событие, предсказавшее ему епископство, предшествовало этому. Во время совместного богослужения епископ Афанасий помянул его пред престолом Божьим именно как епископа, а не архимандрита. Это произошло по ошибке, но вскоре ошибка стала действительностью. Архимандрит Тихон был рукоположен во епископа Кексгольма и Ладоги, с назначением викарием Новгорода. Эту должность он занимал около двух лет.

Святитель заботился о высоком нравственном и духовном облике пастырей

В 1763 году святитель, по желанию самой императрицы Екатерины II, был поставлен на Воронежскую кафедру. Много пришлось ему здесь потрудиться, поскольку Воронежская епархия была в ту пору одной из самых больших и неустроенных. За четыре с половиной года служения епископу Тихону удалось здесь многое совершить, приводя дела в порядок. Особое внимание святитель уделял просвещению духовенства, он ходатайствовал о доступности духовного образования для детей из бедных семей церковнослужителей. На базе Славяно-Латинской школы им была создана Воронежская семинария. Святитель очень заботился о высоком нравственном и духовном облике пастырей. С этой целью им был написан и разослан по приходам ряд посланий для священнослужителей, написанных в форме руководств и назидательных слов. Так же ревностно епископ следил за духовным состоянием своей пасты. Ему удалось навсегда искоренить ряд языческих обычаев, в том числе глубоко укоренившийся в этой местности культ Ярила. Кроме того, святителю Тихону пришлось бороться со многими раскольническими явлениями в народе.

Жизнь и труды владыки на покое

В Задонске епископ Тихон проводит большую часть времени в молитве и богомыслии, он регулярно посещал богослужения, а также занимался простым физическим трудом: ухаживал за садом, рубил дрова, возделывал землю. Из своего имущества владыка оставил лишь самое необходимое, все остальное он раздал нуждающимся. Иногда епископ посещал Толшевский монастырь, который ему полюбился, а также жил в селе Липовка в имении Бехтеевых. Встречался святитель и с людьми, но больше любил отвечать письменно, чем принимать посетителей или покидать свое уединение. От последнего сильно нарушился душевный покой, который владыка высоко ценил. Он также оказывал разного рода благотворительность, сам посещал заключенных в темницах, беседовал и помогал им, чем мог. Очевидно, что испытанная в детстве острая материальная нужда сделала Преосвященного Тихона более чутким к чужому горю.

Привыкший к активной деятельности, епископ стал сомневаться, правильно ли он поступил, что ушел на покой. Поправив немного свое здоровье, он стал серьезно раздумывать над предложением одного архиепископа возглавить Иверский монастырь на Валдае. Тогда он отправил своего келейника к монастырскому старцу Аарону с вопросом, как лучше поступить, согласно воле Божией. Старец ответил, что «Божия Матерь не велит выезжать из монастыря». Владыка смирился.

Часть времени он проводил за чтением, а также сам писал духовные сочинения и отвечал на письма. Особенно близкими ему были творения Иоанна Златоуста, много схожих черт можно найти в манере письма двух святителей. Свои сочинения Задонский затворник при жизни не публиковал, они распространялись в рукописях. Однако он завещал келейнику после своей смерти передать все рукописи в Священный Синод для рассмотрения. Объем этих трудов достигает нескольких томов. Наиболее известными из сочинений святителя можно назвать книги «Об истинном христианстве» в 2-х томах и «Сокровище духовное, от мира собираемое».

Глубина трудов, важность тем, в них поднятых, а также красота и изящество слога позволили еще при жизни владыки стяжать ему славу «российского Златоуста». Возможно, по этой же причине спустя столетие он станет одним из любимейших и почитаемых святых у таких классиков русской литературы, как Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский. Образы двух старцев в своих произведениях «Бесы» и «Братья Карамазовы» последний напишет именно с Задонского чудотворца.

Он смог настолько смирить себя, что кланялся в ноги келейнику при малейшем признаке раздражительности

Однако, помимо внешних трудов, не менее важна та внутренняя борьба, которую вел владыка со своими страстями. Известно, что от природы он имел чрезвычайно вспыльчивый и раздражительный характер. Некоторое время у него часто менялись келейники, которые не могли привыкнуть и выдержать строгости святителя. Однако со временем он смог настолько смирить себя, что низко кланялся в ноги своему келейнику при малейшем признаке раздражительности.

Хорошо известен и другой пример. Как-то в одном из домов святитель вступил в дискуссию с одним вольнодумным дворянином, обладавшим несдержанным характером. В разговоре дворянин все больше раздражался, а владыка, чувствуя это, старался говорить все тише. Однако такое спокойствие еще более возмущало собеседника, так что он наконец, не выдержав, дерзнул ударить епископа Тихона по щеке. Владыка тут же бросился дворянину в ноги, прося прощения за то, что довел его до такого состояния. И этот дворянин был настолько поражен поведением святителя, что сам упал ему в ноги и стал молить о прощении. Вскоре тот человек, осознав свое заблуждение, сделался христианином.

Как-то святитель слезно просил Господа даровать ему смирение. После этого он повстречал местного юродивого, и тот ударил владыку по щеке со словами «не высокоумь». В благодарность за то, что юродивый смирил его и помог навсегда избавиться от высокоумия, епископ Тихон стал его кормить каждый день и назначил небольшую пенсию. За такое высокое смирение Господь наградил Своего угодника многими духовными дарами, дважды ему даже являлась Сама Пресвятая Богородица с апостолами.

Вечный покой

В последние дни он часто вопрошал Господа о дне своей смерти и получил ответ, что произойдет это «в день недельный», то есть в воскресенье. Так и случилось. Владыка Тихон почил 13 августа (по старому стилю) 1783 года. Это было воскресенье. Незадолго до этого он составил свое духовное завещание. Похоронить себя епископ просил по дороге к алтарю Владимирского храма в монастыре, чтобы тело его, таким образом, было попираемо ногами. Однако этого, безусловно, сделать не могли: похоронили его под алтарем храма, в специально сооруженном склепе.

Прославление и второе обретение мощей

В 1846 году, спустя 63 года со дня погребения святителя, при строительстве в Задонске нового собора, тело его было обнаружено без следов тления. Прославление святого состоялось в 1861 году. Промыслом Божиим произошло это в день его упокоения – 13 (26) августа.

В 1919 году мощи святителя Тихона, по распоряжению советских властей, были изъяты из храма, долгое время они находились в качестве экспоната в музеях, вначале в Ельце, а затем в Орле. На небольшой срок (1947-1960 гг.) святыню было позволено поместить в Орловском Богоявленском соборе, где она была доступна для поклонения верующим. После этого мощи передали в краеведческий музей города Орла. И уже только в 1988 году, в день памяти святителя, произошло второе обретение мощей – святыня вернулась во Владимирский собор Задонского монастыря.

Избранные изречения святителя Тихона Задонского

О вере

Душа, хотящая принять в себя живую доброту, не должна чинить препятствий Христу в этом важном и спасительном деле, не отвращаться от Него, но всегда на Него взирать и воздыхать о том, и потерпеть для Него все, что ни благоволит ей делать.

Вера таинственно соединяет душу верного со Христом, как невесту с женихом.

Когда солнце зайдет, ночь и тьма бывает. Тогда люди не видят ничего, не отличают одной вещи от другой и ходят, как слепые, в ров падают и не знают, как уклониться от вреда. Таково состояние тех душ, в которых свет Христов не воссиял!

Воля Божия бывает и без нашего прошения. Поэтому не просим, чтобы Бог делал, что хочет, а просим, чтобы мы могли делать то, что воля Его хочет.

О добродетели

Всякая внешность без внутреннего – ничто. Чего внутри, в сердце, не имеется, того и в сути самой нет. Добродетель – не истинная добродетель, если в сердце не поселится.

Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем.

Работающие ради Иисуса и здесь награждение свое имеют. Ибо истинная добродетель сама по себе есть награждение имеющим ее. Ибо где истинная добродетель, там любовь; где любовь, там добрая и спокойная совесть; где спокойная совесть, там мир и покой; где мир и покой, там утешение, радость, веселье и сладость.

О грехе

Иное есть грех от немощи и неведения, которому и богобоязненные люди подвержены, а иное – от произволения, от дерзости и против совести грех, который не бывает иначе, как от сердца непокорного и бесстрашного.

Помни последние четыре: смерть, суд Христов, ад и Царство Небесное. Всегдашняя память и верное размышление об этом отвращает от греха.

О терпении

Победа христианская состоит в мужественном терпении. На брани мира сего тот побеждает, кто гонит неприятеля своего и поражает, но в христианской духовной брани не так бывает, но все противоположно этому. Здесь тот побеждает, кто: гонимый – терпит, обидимый – не мстит, злословимый – благословляет, лишаемый чего-то – не ищет, укоряемый – не укоряет и всякое находящее искушение и злострадание великодушно претерпевает.

Надежда без терпения быть не может. И где истинная надежда, там и терпение, и где терпение, там и надежда, поскольку надежда подвержена многому искушению, как и вера.

Кто в терпении, в благополучии и неблагополучии равно постоянен будет, тот в тишине, покое и мире всегда будет пребывать; и благоприятное, сладкое, Христову житию подобное и сообразное будет иметь житие; и на земле небесную будет чувствовать радость, и во временной жизни вечной жизни сладости вкушать.

Бог не попускает нам искушение выше силы нашей. В хрустальный или стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение.

Как терпение, так и надежда в бедствии познается. Многие думают, что они на Бога надежду имеют, но пришедшая беда открывает надежду их и показывает, на кого они надеются. От кого кто ищет в напасти помощи и избавления, в том и надежду свою полагает.

Как счастье возносит, так и беда смиряет и в познание себя приводит человека.

О любви

Видим, что в зеркале то изображается, к чему оно обращается. Так и душа человеческая: к чему она с любовью обращается и присоединяется, то в ней и изображается. В зеркале, когда оно к небу обращается, видится небо, когда к земле обращается – земля. Так и душа человеческая: когда к небу обращается, небесный образ в ней и изображается, когда к земному прилепляется своей любовью, земной и скотский образ в ней изображается, и тем она губит свое благородство и небесную свою красоту.

Если любишь Бога, то надобно любить и того, кого Бог любит, потому что когда мы любим кого, то любим и того, кого любимый нами любит.

Как без любви всякое дело мертво и непотребно, так любовью всякое дело оживляется и благоприятно всякому бывает. Без любви никакое не может быть добро, а где любовь, там все добро.

Истинная любовь старается с радостью и весельем любимому благотворить и благотворить без всякой пользы для себя. Она в этом уподобляется плодовитому дереву, которое плодами своими не себя, но других питает; уподобляется земле, которая не ради себя, но ради нас плоды производит; уподобляется солнцу, которое не себе, но нам светит и нас согревает; или лучше – следует той вечной и несозданной Любви и Благости, Которая все блага нам подает без всякой Своей корысти.

О вражде

Погрешают те христиане и от должности своей уклоняются, которые друг с другом ссорятся и друг с другом враждуют; а так и с Богом иметь мира не могут, пока во вражде пребывают.

Враг наш истинный один – дьявол, который и людей учит, чтобы нас гнали, и так по большей части он причина злострадания нашего, а не люди; он нас через людей гонит и мучает, и его надо ненавидеть, а людям соболезновать, что его слушают.

Враги гонящие, злословящие и поносящие более делают нам добра, чем зла; ибо хотя телу и причиняют страдание, но душе пользу приносят. Также они смиряют нас, гордость, и тщеславие, и самомнение наше низлагают, приводят нас в познание самих себя и немощи нашей.

Сколь тяжкий грех делают те христиане, которые христиан обижают, поскольку эта обида Самого Христа касается, что и говорить страшно; но так на самом деле и есть.

О красоте

«Чем более душа украшается ныне, тем большей красоты сподобится и тело по воскресении»

Бог есть Красота всех красот, которой Ангелы святые и все Божии угодники насытиться не могут.

Когда рассудишь красоту и бесконечное благолепие величия Божьего, тогда познаешь, сколь великая, дивная красота и благолепие души человеческой, в которой образ и подобие Божие имеется.

Чем более душа украшается ныне, тем большей красоты сподобится и тело по воскресении.

О мудрости

Желающий получить от Христа просвещение непременно должен признать свою слепоту от сердца, иначе как был, так и будет всегда слеп, хотя и все Святое Писание наизусть будет знать, то есть письмена будет знать, а силы не уразумеет.

Премудрость христианская не в одном только познании Бога состоит, но заключает в себе и непорочное житие христианское. Не знает Бога и тот, кто воли Божией не творит, хотя устами и исповедует Его, и много о Нем разглагольствует.

Первый признак мудрости – сознавать свои погрешности.

Желай, христианин, не долгой жизни, как сыны века сего делают, но желай блаженной кончины.

Святитель Тихон Задонский: 10 граней драгоценного камня

26 августа — день памяти святителя Тихона Задонского.

Когда шли дебаты о восстановлении Патриаршества, то об одном из кандидатов – Тихоне (Белавине) – говорили: «Тих он». Те же слова можно сказать и о другом Тихоне, жившем ранее, в эпоху Екатерины.

Как появилась приставка к имени — Задонский

Свою приставку к имени – Задонский — Тихон получил по имени монастыря, в котором век коротал после отхода от дел. Достойно замечания то, что многие великие наши учителя и богословы для того, чтобы посвятить жизнь ученым трудам и молитвам постоянным, уходили с занимаемых кафедр. Таков, например, вместе с Тихоном и Феофан Затворник. Есть нечто болезненное в том факте, что управление епархией и богословские труды находятся в скрытом противоречии.

Тихон вышел в свет из жуткой нищеты. Такой нищеты, что в зрелые годы, уже будучи архиереем, вспомнив за обедом о голодном детстве, он не мог ложку до рта донести и с плачем уходил из-за стола.

Для меня трогательно в Тихоне то, что он – великий знаток и любитель Священного Писания. Псалтирь он знал наизусть и читал всегда по памяти, углубляясь в богомыслие. Так же хорошо знал и Евангельский текст, отчего поучался «в Законе Господнем день и ночь», как пишется в первом псалме, не требуя под руками книги. А за обедом всегда просил читать ему пророчества Исайи. Эту любовь к Святой Книге вынес он еще из детских лет, когда по ночам со свечным огарком бодрствовал над Святыми буквами.

Век тогда на дворе стоял вольнодумный и шатающийся. Верхи общества теряли уважение к вере из-за чада заморских идей. Простой люд прозябал в невежестве традиционном. С этой точки зрения Тихону пришлось учить и напоминать пастве вещи прописные и элементарные. Монахам он напоминал, какими обетами они со Христом связались. Священникам объяснял смысл Литургических действий, как если бы они все еще в семинарии учились. Умолял Слово Божие, хотя по малу, ежедневно читать. Просил даже ограды вокруг храмов ставить, чтоб домашний скот на паперти не заходил (!).

Некоторым труды Тихона были по сердцу. Большинство же встречало непривычную ревность владыки с холодным равнодушием (увещательные письма к монастырям, бывало, Тихону отправляли нераспечатанными – «сам, мол, читай»). Некоторые же озлоблялись даже до рукоприкладства. Случалось Тихону быть битым от игумена (!) в Задонском монастыре. Даже юродивый местный ударил его по щеке однажды, сказав: «Не высокоумь». Впрочем, это уже битье иного рода и для других целей. Но вообще интересно до дрожи – многократно битый по щекам от разных людей святой епископ!

Писания Тихона Задонского

Писания Тихона Задонского кажутся до крайности простыми. Святой Филарет Московский в разговоре с Игнатием (Брянчаниновым) сказал, что писания Тихона – «неглубокая река, но в ней есть золотой песок». Кажущееся отсутствие глубины в текстах Задонского архиерея объясняется темнотой паствы и необходимостью доносить до нее прописные, казалось бы, истины. Но стоит вчитаться в эти строки, как начинаешь понимать – здесь не слова одни. Здесь – опыт. Прежде чем дать людям молоко, сам он питался твердой пищей.

Собственное богословское творчество в ту пору на Руси было диковинным явлением. Всякий богослов по окончании школы носил в уме либо фундаментальные, либо отрывочные знания на латинском языке. Пастве от них не было ни холодно, ни жарко. Нужно было переводить, творчески осваивать и переваривать иноязычную и инославную мудрость на пользу родной паствы. Желающих было очень немного, и Тихон был один из них. Вот почему идею своей чудесной книги «Сокровище духовное от мира собираемое» он позаимствовал у известного тогда западного писателя Арндта. Вообще же в творчестве Тихон самостоятелен, и кроме Священного Писания цитирует одного лишь Златоуста, да и того не часто.

Читайте также:  Спасский Староярмарочный собор в Нижнем Новгороде, расписание служб, адрес

Всякий человек есть сын своей эпохи. Большинство людей только детьми своей эпохи и являются. Но цель в том, чтобы преодолеть земное притяжение и стать сыном вечности. Тогда человек будет принадлежать уже всем эпохам, чудотворно влияя на ход истории. Тихон влияет на нас, поскольку вошел в число молитвенников и за Русскую землю, и за Вселенскую Церковь.

Вообще образ Тихона на фоне эпохи одинок и скорбен. Это не образ святости, бодро шагающей в Небесное Царство (такая вряд ли существует, но многим хочется именно такой). Тихон – пример человека, плачущего о себе и о других. Он – пример человека чуткого и ранимого, измученного окружающей грубостью, вошедшей в привычку. Он человек проницательный и внимательный, ужасающийся повальной беспечности и рассеянности. Как житель затерянного в океане острова, он писал свои книги и бросал их в воду в надежде на сочувствие незнакомого читателя. Сегодня эти книги нужно читать миллионам православных потомков.

Перед смертью было ему видение. Высокая лестница, теряющаяся в облаках и голос: «Взойди!» Он идет, поднимается с трудом и страхом. И уже внизу не видно земли, а вверху все еще не видно конца. Страшно. Но тут множество рук слева и справа начинают поддерживать его и помогать подниматься.

Сон был истолкован так. Лестница ведет в Небесное Царство. А руки – это молитвы людей, которых Тихон учит и назидает. Этими молитвами он в Небесный Рай и войдет.

Утешение проповеднику

Какое утешение всякому проповеднику! Какое ободрение в трудах! Но теперь Тихон уже достиг цели, и никакие руки его больше не подталкивают. Зато сам он может протягивать руку с высоты и помогать подниматься тем, кто взывает о помощи. В день памяти Тихона я буду просить: «Отче Тихоне, моли Бога о мне!» И вы просите.

святитель Тихон Задонский

Биография

Голодное детство

Родился на территории Новгородской губернии, в селе Короцке, в 1724 году. По рождении родители дали ему имя Тимофей.

Отец будущего святителя, Савелий Кириллов, служил в селе дьячком и имел скромный достаток. Умер он рано, и бремя по содержанию детей, четырех братьев и двух сестёр, легло на плечи вдовы, Доминикии.

Нужда, с которой столкнулась по смерти кормильца семья, порой виделась матери настолько безотрадной, что однажды она едва не отдала Тимофея на воспитание бездетному соседу, служившему ямщиком и желавшему его усыновить. Старший брат Тимофея, Пётр, занявший место отца, как мог ободрял свою мать. В этом случае он своевременно вмешался и развеял её душевные сомнения.

Бывало, что у семьи не хватало средств даже на скудную еду. Нередко единственной пищей служил чёрный хлеб, да и того не хватало. Чтобы хоть как-то помочь своей матери Тимофей нанимался к зажиточным землепользователям вскапывать грядки за гроши или за еду. При этом все дети воспитывались в любви к Богу, и очевидно, что именно надежда спасала семью от чрезмерной печали и скорби.

Обучение в семинарии. Начало монашеского пути

В тринадцатилетнем возрасте Тимофей был определен в духовное училище, функционировавшее при Архиерейском Новгородском доме. Бедная мать, конечно же, не имела средств, чтобы оплачивать обучение сына, но здесь снова вмешался его старший брат, Пётр, обещавший взять содержание Тимофея в училище на себя. Сам Тимофей, зная, как тяжело достаются необходимые для него средства, по возможности подрабатывал, где придётся.

Вскоре училище было преобразовано в семинарию. Тимофей занимался усердно и в 1740 году в числе лучших воспитанников продолжил обучение в семинарии за казённый счет. К образованию он подходил со всею ответственностью. Нередко, тогда как его сверстники позволяли себе играть и шалить, он засиживался за учебниками. Бывало, что он продавал часть пайка, покупал на вырученные деньги свечи и читал по ночам.

Случалось, что легкомысленные сверстники подтрунивали над ним, кадя ему лаптями и адресуя насмешливые величания.

Ввиду не полной укомплектованности семинарии профессорско-преподавательским составом обучение длилось дольше обычного регламентированного срока.

В 1750 году, будучи студентом богословского класса, Тимофей, доказав руководству свою состоятельность, стал преподавать греческий язык, за что получал 50 рублей жалования и немного муки. В дальнейшем, по окончании курса, ему доверили должность преподавателя риторики и философии.

В апреле 1758 года исполнилось одно из самых заветных желаний Тимофея: он принял монашеский постриг. Тогда же ему было дано новое имя — Тихон. В этот период он занял место префекта семинарии.

Вскоре его вызвали в Петербург и посвятили в иеродиакона, а затем в иеромонаха

В 1759 году отец Тихон был направлен в Тверскую епархию, а по прибытии в Тверь его возвели в архимандрита Желтиковой обители. Несколько позже он был направлен в Отрочь монастырь и назначен на должность ректора Тверской семинарии. В этот период он зарекомендовал себя и как преподаватель Богословия.

Епископская деятельность

В мае 1761 года отец Тихон был посвящен в епископа Кексгольмского и Ладожского.

Этому поставлению предшествовал примечательный случай. Однажды, во время Божественной Литургии, когда архимандрит Тихон служил в Тверском храме совместно с епископом Афанасием и попросил помянуть его, тот вместо фразы «священноархимандритство твое. » неожиданно для себя произнёс «епископство твое да помянет Господь. ».

Когда святитель Тихон посетил город Новгород, где прошли его молодые годы, среди духовенства он встретил и тех своих сверстников, которые когда-то подшучивали над ним, наигранно воздавая незаслуженные почести. Он без злобы напомнил им об их шалостях. Они просили у него прощения и он по-христиански их простил.

Кроме того здесь он встретил свою родную сестру, жившую на гране нищеты. Святитель готов был взять её под своё попечение, но вскоре она умерла. Он лично участвовал в её отпевании и, как свидетельствуют исторические источники, в этот момент её лицо выражало улыбку.

В 1763 году решением Святейшего Синода (по настоянию императрицы) святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру вместо почившего Иоанникия Павлуцкого.

К этому времени многое в Воронежской епархии нуждалось в реорганизации. Не хватало священнослужителей, оставляло желать лучшего религиозно-нравственное состояние мирян. Епископ Тихон, приступив к новым обязанностям, быстро сориентировался в ситуации и принял необходимые меры. За время служения на кафедре он лично объезжал с проповедью села и деревни, боролся с языческими предрассудками, принимал и выслушивал посетителей, организовывал школы, занимался повышением нравственного и образовательного уровня вверенного ему духовенства.

С целью повышения качества образования будущих священнослужителей он воссоздал Воронежскую семинарию, лично присутствовал на занятиях, беседовал со студентами, разрабатывал правила поведения, прилагал усилия к приумножению библиотечного фонда.

Увольнение на покой

Монашеские подвиги и борьба с многочисленными трудностями подорвали здоровье святителя. Кроме того, он всё больше стремился к уединенной созерцательной жизни. Он трижды направлял руководству прошение об освобождении от управления епархией. Дважды ему отказывали и он вынужден был обратиться к императрице.

Наконец, в 1767 году его просьба была удовлетворена. Святитель был уволен на долгожданный покой с назначением пенсионного содержания в размере 500 рублей.

Поначалу в качестве места дальнейшего пребывания была выбрана Толшевская Преображенская обитель, однако в связи с несоответствием тамошних условий ухудшившемуся состоянию здоровья святителя, в 1769 году он перебрался в Задонский монастырь.

Здесь он раздал свое скудное имущество, оставив лишь самое необходимое, и зажил простой монашеской жизнью: регулярно участвовал в богослужении, регулярно молился келейно, занимался монастырскими хозяйственными делами.

Нередко он выходил к людям под видом обыкновенного инока, желая узнать об их трудностях, а потом помогал, в том числе из своей пенсии, тем из них, кому считал нужным.

Далеко не все обитатели монастыря относились к святителю Тихону с подобающим его сану почтением: кто-то злословил, кто-то шептал ему вслед. Он принимал это смиренно и любил повторять, что прощение лучше, чем мщение.

За святость жизни Бог наградил Своего угодника даром прозорливости.

О времени приближения смерти, как это нередко случалось со святыми подвижниками, святитель узнал заблаговременно. 13 августа 1783 года он с миром почил о Господе.

В качестве литературного наследия от святителя Тихона Задонского дошло множество сочинений. Среди них встречаются наставления нравственного, аскетического и догматического характера.

В качестве наиболее известных произведений можно выделить: Наставления, писанные для монашествующих, Об истинном христианстве. Книга 1, Об истинном христианстве. Книга 2, Некие примечания, из Св. Писания выбранные, пробуждающие грешника от сна греховного и к покаянию призывающие, с последующими образами, Письма келейные и другие творения, Должность священническая, Плоть и дух, Сокровище духовное от мира собираемое.

Тропарь святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому Чудотворцу, глас 8

От юности возлюбил еси Христа, блаженне, / образ всем был еси словом, житием, любовию, / духом, верою, чистотою и смирением, / темже и вселился еси в Небесныя обители, / идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, / моли, святителю Тихоне, // спастися душам нашим.

Ин тропарь святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому Чудотворцу, глас 4

Православия наставниче, благочестия учителю, / покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, / пастырю предобрый, / новый России светильниче и чудотворче, / паству твою добре упасл еси / и писаньми твоими вся ны наставил еси, / темже венцем нетления / украшен от Пастыреначальника, // моли Его спастися душам нашим.

Кондак святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому Чудотворцу, глас 8

Апостолов преемниче, / святителей украшение, / Православный Церкве учителю, / Владьще всех молися / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.

Молитва святителю Тихону Задонскому

О великий святителю Христов и чудотворче Тихоне! Услыши нас, многогрешных, прибегающих к тебе с теплою верою и умиленною мольбою. Зане вемы ангелоподобное благое житие твое на земли, прославляем во всем твою милость, благоговеем пред высотою твоих христианских добродетелей, имиже во благовремении преуспевал еси к славе дивно прославившаго тя Господа. Ты воистинну был еси добрый пастырь словеснаго стада Христова, таин Божиих добльственный строитель, столпе и украшение Церкве Православный, рос­сийский Златоусте, языческих обычаев крепкий искоренителю, пре­искусный истолкователю евангельскаго учения, ревностный блюсти­телю священных отеческих преданий, любителю монашескаго без­молвия, богодухновенный собирателю сокровища духовныя мудрости от видимаго мира сего, премудро Богом сотвореннаго. Ты, яко избранный сосуд благодати, неленостно поучал еси всех жаждавших спасения словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Ты был еси милостивый защитник сирых, призрение вдовиц, убогих и всем сущим в бедах и напастех скорый утешитель, и ныне вемы, яко предстоиши пред лицем Господа славы и имееши велие к Нему дерзновение; сего ради к тебе, отче, прибегаем и усердно молим тя: буди о всех нас ходатай у Престола Всевышняго. Да простит Он беззакония и неправды наша; да просветит омраченный суетою ум наш и направит к истинному свету богопознания; да сохранит слабыя сердца наша от любострастных греховных увлече­ний и тлетворнаго мудрования века сего; да подаст земли благовременное орошение дождей и плодоношение и вся нам полезная, яже к животу временному и вечному, да вси притекающие к раце нетленных мощей твоих обретут мир, любовь и безмятежие. Церкви нашей испроси у Небеснаго Царя милость, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление. Отечество наше огради спокойствием и тишиною. Сохрани обитель твою святую от всяких соблазнов и научи всех нас благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да сподобимся и мы купно с тобою и со всеми святыми стати одесную Господа сил в день страшнаго всемирнаго суда Его. Помяни, угодниче Христов, святителю отче Тихоне, во святых своих молитвах и души отшедших отец и братий наших, да упокоит их Господь в Небесных селениих; не презри и наше воздыхание, да выну прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Житие святителя Тихона Задонского и в чем помогает икона, тексты молитв

К ликам святителей-чудотворцев Русская Православная церковь относит тех, кто собственной жизнью доказал силу своей веры. Святителя Тихона Задонского канонизировали и причислили к лику чудотворцев во второй половине 1861 года. Архиереем написано множество поучительных книг. Многие из них до сих пор считаются основой для изучения классического богословия.

Биография святителя Тихона Задонского

Тихон Задонский остается крупнейшим просветителем, сторонником традиционных учений Русской Православной церкви. Немногие знают, что архиерей происходил из бедной семьи, смог обучаться в духовной семинарии только потому, что был необыкновенно умен.

Происхождение и детские годы

Тимофей родился в 1724 году. Семья мальчика была бедной. Святитель вспоминал, что иногда ему с братьями и сестрами нечего было есть. Отец умер, когда младшему ребенку не было 5 лет. После его смерти семья стала нуждаться еще больше.

Несмотря ни на что, старший брат, который взял на себя обязанности кормильца, решил дать образование младшему брату. Когда мальчику было 7 лет, мать отвезла его в Новгород для поступления в духовную семинарию.

Тимофея считали очень способным учеником, поэтому он учился на казенном довольствии. На обучении он провел 14 лет, после чего статус его пребывания изменился. Из-за нехватки учителей Тимофея взяли на должность преподавателя риторики и греческого языка.

Одновременно с преподаванием будущий архиерей занимался повышением собственного уровня образования. Он много читал, начал записать собственные мысли по поводу совершенствования системы богослужения.

Житие и служение Богу

1758 год стал переломным годом. Тимофей принял монашеский постриг. Он получил имя Тихон и был назначен преподавателем философии Новгородской духовной семинарии. Через год стал архимандритом Тверского монастыря. Некоторое время он провел здесь, затем был рукоположен епископом Спасо-Варлаамиева монастыря.

К концу 1763 года святитель уже стоял во главе Воронежской епархии. Его обязанностями стало налаживание работы епархии, обустройство монастырей и храмов, попечительство в школах и семинариях. Чудотворец писал поучения и составлял статьи о том, как исправить состояние вверенных ему заведений. Он постоянно работал, заботился о подчиненных, вникал во все подробности дел.

Кончина

Здоровье святителя резко ухудшилось к 1767 году. Он был вынужден просить об отдалении от работы. Когда его прошение было одобрено, архиерей удалился на покой, которой нашел внутри Задонского монастыря. Там он жил до самой кончины. Тихон знал о кончине заранее, был готов к ней. Святитель встретил смерть во сне, с улыбкой на устах.

Значение в православии

Архиерей Тихон – одна из ключевых фигур среди группы просветителей Русской Православной церкви. Епископом создано множество книг, которые необходимы для изучения основ богословия. На рубеже веков Тихон стоял на страже религиозного мира, он боролся против несправедливостей, защищал служителей церкви, стремился к упорядочиванию системы богослужения.

После кончины Тихона было издано более 15 томов с текстами. Полное собрание сочинений включает следующие книги:

  • мысли о христианстве;
  • полное собрание писем;
  • мысли об учении Евангелия;
  • краткие нравоучения на разные темы;
  • различные проповеди.

Один из томов был полностью посвящен описанию жития Тихона. Святейший Синод, по единогласному решению, издавал книги несколько раз. Последнее издание представляло собой систематизированную коллекцию текстов, расположенных в хронологическом порядке. С тех пор сочинения архиерея издавались несколько раз.

Интересно, что Федор Михайлович Достоевский взял за основу при описании образа старца Зосимы в своем произведении «Братья Карамазовы» фигуру Тихона Задонского.

Иконография

Иконы написаны с прижизненных портретов. На полотнах Тихона изображают в архиерейском обличии. Одной рукой святитель держит посох, другая сложена благословляющим жестом. Существуют ростовые изображения, а также иконы по пояс. Помимо иконописных изображений, существуют фрески. На них Тихон выглядит как просветитель, проповедник.

Почитание

Мощи были обретены дважды. Обе даты почитаются православными. Это 25 мая и 13 августа. От мощей происходили многочисленные исцеления, поэтому к ним до сих пор принято приходить для того, чтобы просить о даровании здоровья.

Поучения, написанные Тихоном Задонским более двух веков назад, до сих пор актуальны. В этом исследователи видят пророческую сущность святителя-чудотворца.

О чем просят у святого

Святитель Тихон Задонский традиционно помогает избавить родных и близких от болезней, от душевного страдания или алкоголизма. Чудотворец дарует утешение, восстанавливает утерянную веру, возвращает спокойствие.

Православные тексты

К святителю Тихону обращаются с многочисленными молитвами. В храмах ежегодно проводят службы с молебнами за упокой души святителя.

Молитва

О, вели́кий святи́телю Христо́в и чудотво́рче Ти́хоне! Услы́ши нас, многогре́шных, прибега́ющих к Тебе́ с те́плою ве́рою и умиле́нною мольбо́ю. Зане́ ве́мы ангелоподо́бное благо́е житие́ твое́ на земли́, прославля́ем ко всем твою́ ми́лость, благогове́ем пред высото́ю твои́х христиа́нских доброде́телей, и́миже во благовре́мении преуспева́л еси́ к сла́ве ди́вно просла́вившаго тя Го́спода. Ты вои́стинну был еси́ до́брый па́стырь слове́снаго ста́да Христо́ва, та́ин Бо́жиих до́бльственный строи́тель, сто́лпе и украше́ние Це́ркве Правосла́вный, Росси́йский Златоу́сте, язы́ческих обы́чаев кре́пкий искорени́телю, преиску́сный истолкова́телю Ева́нгельскаго уче́ния, ре́вностный блюсти́телю свяще́нных оте́ческих преда́ний, люби́телю мона́шескаго безмо́лвия, богодухнове́нный собира́телю сокро́вища духо́вныя му́дрости от ви́димаго ми́ра сего́, прему́дро Бо́гом сотворе́ннаго. Ты, я́ко избра́нный сосу́д благода́ти, неле́ностно поуча́л еси́ всех жа́ждавших спасе́ния сло́вом, житие́м, любо́вию, Ду́хом, ве́рою, чистото́ю и смире́нием. Ты был еси́ ми́лостивый защи́тник си́рых, призре́ние вдови́ц, убо́гих и всем су́щим в беда́х и напа́стех ско́рый уте́шитель. И ны́не ве́мы, я́ко предстои́ши пред лице́м Го́спода сла́вы и име́еши ве́лие к Нему́ дерзнове́ние; сего́ ра́ди к Тебе́, о́тче, прибега́ем и усе́рдно мо́лим тя: бу́ди о всех нас хода́тай у Престо́ла Всевы́шняго. Да прости́т Он беззако́ния и непра́вды на́ша; да просвети́т омраче́нный суето́ю ум наш и напра́вит к и́стинному све́ту Богопозна́ния; да сохрани́т слабая се́рдца на́ша от любостра́стных грехо́вных увлече́ний и тлетво́рнаго мудрова́ния ве́ка сего́; да пода́ст земли́ благовре́менное ороше́ние дожде́й и плодоноше́ние и вся нам поле́зная, я́же к животу́ вре́менному и ве́чному, да вси притека́ющии к ра́це нетле́нных моще́й твои́х обрету́т мир, любо́вь и безмяте́жие. Це́ркви на́шей испроси́ у Небе́снаго Царя́ ми́лость, благоде́нствие, спасе́ние, на враги́ же побе́ду и одоле́ние. Оте́чество на́ше огради́ споко́йствием и тишино́ю, сохрани́ оби́тель твою́ святу́ю от вся́ких собла́знов и научи́ всех нас благогове́йно и богобоя́зненно ше́ствовати по стезя́м за́поведей Бо́жиих, да сподо́бимся и мы ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми ста́ти одесну́ю Го́спода сил в де́нь стра́шнаго всеми́рнаго Суда́ его́. Помяни́, уго́дниче Христо́в, святи́телю о́тче Ти́хоне, во святы́х свои́х моли́твах и души́ отше́дших оте́ц и бра́тий на́ших, да упоко́ит их Госпо́дь в Небе́сных селе́ниих; не пре́зри и на́ше воздыха́ние, да вы́ну прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь

От ю́ности возлюби́л еси́ Христа́ блаже́нне,/ о́браз всем был еси́ сло́вом, житие́м, любо́вию,/ ду́хом, ве́рою, чистото́ю и смире́нием,/ те́мже и всели́лся еси́ в Небе́сныя оби́тели,/ иде́же предстоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы,/ моли́, святи́телю Ти́хоне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Читайте также:  Иисус Христос

Кондак

Апо́столов прее́мниче,/ святи́телей украше́ние,/ Правосла́вныя Це́ркве учи́телю,/ Влады́це всех моли́ся,/ мир вселе́нной дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Величание

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю,/ покая́ния пропове́дниче,/ Златоу́стаго ревни́телю,/ па́стырю предо́брый,/ но́вый Росси́и свети́льниче и чудотво́рче,/ па́ству твою́ до́бре упа́сл еси́/ и писа́ньми твои́ми вся́ ны́ наста́вил еси́,/ те́мже венце́м нетле́ния/ украше́н от Пастыренача́льника,// моли́ Его́ спасти́ся душа́м на́шим.

Описание жития и значение заветов святителя Тихона Задонского

Полное житие Тихона Задонского

Жизнь святителя была трудной, однако он не уставал прославлять Господа и нести в мир Его Слово. Из биографии подвижника мы видим, насколько близок он был к Всевышнему, не забывая при этом о духовном воспитании мирян.

Святитель Тихон Задонский

Видео «Молитва святителю Тихону Задонскому»

Аудиозапись молитвы святителю Тихону Задонскому.

Детство и отрочество

В 1724 году у церковнослужителя Савелия Кириллова из Новгородской губернии родился сын, которого нарекли Тимофеем. Вскоре отец умер, оставив вдову с пятью детьми. Видя бедственные условия, которые претерпевала семья, один бездетный богатый ямщик предложил усыновить мальчика. Мать с трудом согласилась, однако вернувшийся из армии старший брат не дал женщине совершить этого. Он пообещал, что найдет средства и будет обучать ребенка грамоте.

До 14 лет Тимофей жил вместе с матерью. Житие их было очень бедным, а потому мальчик ел черный хлеб, запивая его водой. Когда подворачивался случай, он работал на поле у помещика, чтобы принести домой хоть какую-нибудь еду.

Вскоре вышел указ императрицы Анны, которым все неграмотные дети родом из семей церковнослужителей должны служить родине. Чтобы спасти сына от воинской службы мать решила отдать его в духовную семинарию. Благодаря старшему брату Тимофей быстро устроился на новом месте, начав свой образовательный путь.

Годы обучения

У мальчика была сильная тяга к знаниям, а потому вскоре его перевели на бесплатное обучение. Несмотря на это, Тимофей все равно остро нуждался в средствах. Он вынужден был за деньги отдавать часть своего пайка, чтобы покупать свечи. Такая бедность часто становилась поводом для шуток среди остальных учеников. Однако юноша никогда не злился на обидчиков, продолжая скрупулезно изучать грамоту.

Старания будущего монаха не прошли даром. Учился он лучше всех, а экзамены всегда сдавал только на высшие оценки. Он достиг высот в риторике, теологии, грамматике, а когда выпустился из семинарии, был назначен преподавателем греческого языка. По совместительству Тимофей также обучал богословию и красноречию.

Среди коллег молодой человек отличался скромностью, доброжелательностью, благочестием. Именно преподавая в семинарии, будущий святой окончательно осознал, что должен идти по пути Божьему. Он начал еще тщательней изучать Евангелие и неустанно молиться.

Период монашества

Апрель 1758 года обозначился для Тимофея как начало монашеского пути. Приняв постриг, он был наречен именем Тихон. Далее инок отправился в Санкт-Петербург, где вскоре стал иеромонахом. Получив должность преподавателя при здешней семинарии, будущий святой обучал учеников философии, а позже был назначен префектом.

Спустя несколько лет преподобный переезжает в Тверскую губернию, где получает сан архимандрита Желтикова собора. Там же он становится игуменом и продолжает свою преподавательскую деятельность, читая богословие учащимся местной семинарии. Параллельно святитель пишет свой первый труд, где описывает принципы христианской веры.

Другие священнослужители пророчествовали архимандриту высшие чины, однако Всевышний рассудил иначе. Когда пришло время назначать нового епископа, все безоговорочно указали на святителя. Так, Тихон Задонский в 37 лет становится духовным учителем всея Руси.

Житие Тихона Задонского

Жизнь в покое

Выполнение обязанностей епископа наложило свой отпечаток на здоровье преподобного. Почувствовав ухудшение самочувствия, он в 1767 году оставил должность и возвратился к аскетичному монастырскому житию. Свои дни инок проводил за чтением молитв, Священного Писания, составлением собственных трудов. Ежедневно он посещал храм, молясь за спасение всех мирян.

Тихон много странствовал по разным обителям, отдавая все свои деньги бедным. Однажды он посетил Елец, где встретился с заключенными, чтобы наставить их на путь истинный. Бог наделил святителя даром предвидения, способностью творить чудеса, а также читать мысли. Чудотворец очень любил общаться с людьми, помогал нуждающимся, утешал, выслушивал и давал советы.

Скончался преподобный 13 августа 1783 года, а ровно через 78 лет его канонизировали, возведя в святые.

«Сокровище духовное» и другие книги

По мнению теологов, на творчество Тихона Задонского повлиял немецкий пиетизм, а особенно книги Иоганна Арндта. «Сокровище духовное» в четырех томах Тихон Задонский начал писать после того, как оставил должность епископа. Кроме этой работы из-под пера святителя вышли и другие труды:

  • о принципах христианства;
  • письма келейные и посланные;
  • про евангельское учение;
  • нравоучительные слова;
  • проповеди епаршеских трудов.

Все творчество преподобного пронизано глубокой назидательной мудростью, приносящей спасение и приводящей к Богу. Творения Св. Тихона стали доступны мирянам с марта 1784 года, после решения Св. Синода.

В 1875 году было издано собрание всех работ чудотворца, представленных по хронологическому порядку их написания.

Чудеса по молитвам к святителю

Святой Тихон помогает всем искренне просящим. Молитвы к нему совершают чудеса там, где медицина оказывается бессильной. Ниже представлены только несколько случаев чудесного исцеления:

  1. Врачи не могли вылечить больную циррозом печени монахиню, и та с последней надеждой обратилась к образу святого в Задонске. После долгой молитвы болезнь отступила.
  2. У одной женщины от холеры умирал супруг. Она долго молилась чудотворцу о спасении ее мужа, и тот вскоре поправился.
  3. Многие свидетели рассказывали, что преподобный приходил к ним во сне после молитвы, а на утро они просыпались здоровыми.

Почитание святого Тихона Задонского

Святителя глубоко почитают во всем православном мире. Ведь именно он не дал окончательно укорениться атеизму в XVIII веке, обращая все больше и больше людей к истинной вере.

Дни памяти

Поминают святого несколько раз в году:

  • 26 августа;
  • 17 сентября;
  • 23 сентября.

Также день памяти приходится на Собор Тверских святых.

Обычно иконописцы изображают чудотворца по пояс или в полный рост

Где находятся мощи

Во время правления советской власти святыня долгое время принадлежала музею. Лишь в 1988 году она была передана кафедральному собору Орловской епархии. Спустя три года, на день памяти чудотворца, мощи окончательно вернули во Владимирский храм Рождество-Богородицкой обители города Задонск.

Иконы святителя

Первые портреты были написаны еще при жизни преподобного. Сегодня изображения святого можно увидеть во многих храмах страны в виде икон, фресок, росписей или мозаик. Иногда рядом с Тихоном Задонским на них можно увидеть святителя Митрофана Воронежского.

Обычно иконописцы изображают чудотворца по пояс или в полный рост. На святом всегда надет архиерейский наряд, как символ святости и высокого сана. Левой рукой преподобный удерживает посох, а правая поднята для благословения.

О чем просят святого

Верующие приходят к Тихону Задонскому с просьбой о помощи в разных жизненных ситуациях. Они молятся чудотворцу о следующем:

  • исцелиться от болезней;
  • искоренить из души злобу;
  • одолеть печаль;
  • победить депрессию;
  • избавиться от алкогольной или наркотической зависимости;
  • избежать бедности.

Молитва Тихону Задонскому

Попросить святителя о чуде можно в храме. Если церковь посетить не получается, читать молитву можно дома.

После себя великий русский богослов оставил большое количество мудрых заветов. Его наставлениям следуют до сих пор, воспитывая в молодом поколении любовь к Богу и желание идти по праведному пути.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Житие святителя Тихона Воронежского, Задонского

Этот преподобный является чрезвычайно почитаемым православным богословом и деятелем. Жил он в XVIII столетии, а после кончины был торжественно причислен к лику святых чудотворцев Церкви. За свои заслуги перед Господом он получил титул епископа, что позволило Тихону расширить благотворительную деятельность.

Житие святого Тихона Задонского демонстрирует правильную духовную жизнь, в которую входит неустанный аскетизм и милосердие к своему окружению. Преподобный монах стремился к простой жизни и пище, не стеснялся тяжелого труда и прославился искренней любовью к Творцу.

Детство и отрочество будущего святителя

Тихон жил в XVIII столетии, которое отличалось широким распространением атеистических верований. Безбожники рассматривали веру в качестве обыкновенного этнографического признака большего количества людей. В России атеизм укоренился после внедрения реформ Петра Великого. Задача святителя состояла в поддержании авторитета христианства и борьбе против греха богохульства.

Читайте о святителе:

Отец будущего монаха числился дьячком (церковнослужитель без степени священства) в Новгородской губернии. Он умер, оставив свою жену с пятью детьми. Тихон появился на свет в 1724 г. и был назван Тимофеем. Старший его брат пошел по стопам отца, а средний отправился на военную службу. Тимофей и двое других детишек жили в большой бедности. В таких условиях он практически не имел шансов получить образование даже для должности церковного пономаря.

Однако особенную родительскую привязанность к Тимофею испытывал друг семьи, бездетный и богатый ямщик. Он проявлял большую заботу о подростке и желал усыновить его. Матушка решилась отдать сына, оценив губительное финансовое положение семьи. Однако старший брат, вовремя вернувшийся со службы, отговорил её тем, что сам достанет денег и попытается обучить Тимофея грамоте. Этот эпизод показывает, как Божья воля с раннего детства направляла судьбу будущего святителя.

Тимофей оставался в родительском доме до 14 лет, живя очень скудно и питаясь черным хлебом. Нередко он уходил на пахоту к богатому помещику, чтобы получить некоторое количество еды.

В этот период императрица Анна издала указ, в котором отмечалось, что все церковнослужительские дети, не обучающиеся грамоте, должны пойти на военную службу. Матушка Тимофея, в надежде спасти сына от такой судьбы, отправилась вместе с ним на рассмотрение в духовное училище. В благоустройстве на новом месте помог старший брат, взявший на себя обязанности присмотра за будущим монахом.

Интересно! Святитель получил от Господа дар видения будущего и совершения чудес, к тому же он мог читать мысли своего собеседника. Летописи приписывают Тихону Задонскому предсказания в период правления Александра Первого. Он видел победу русских войск и поражение наполеоновского замысла.

Годы обучения

В 1728 г. Тимофея зачисли в духовное заведение, которое через два года стало называться семинарией.

Юноша отличался способностью к знаниям и вскоре заслужил переход на бесплатное обучение. Однако Тимофей продолжал испытывать нужду и продавал половину своего пайка, чтобы купить свечей. Некоторые ученики из богатых семей глумились над его бедностью, но юноша не держал зла и продолжал смиренное самообразование.

  • Тимофей стоял выше всех сверстников и успешно сдавал экзамены на протяжении 14 лет. Здесь он поднаторел в грамматике, риторике и богословской философии. Длительность обучения была обусловлена малым количеством учителей в духовной семинарии. Будущий святитель закончил обучение в 1754 г.
  • Он получил должность учителя греческого языка, а также риторики и философии. Тимофей запомнился всем как скромный, доброжелательный преподаватель и человек благочестивого характера.
  • В этот период будущий святитель все более тяготел к Господу, изучал Священные Писания и стремился к богомыслию. Окружение подмечало: в этом человеке созревает великая духовная личность, которой будет суждено возродить авторитет религии в атеистический век.
  • Тихон Задонский принял окончательное решение об иноческой жизни после знамения на небесах.

На заметку! Святитель являлся одним из немногих монахов, поддерживающих в себе стремление быть честным и блюсти моральные принципы. Его слова никогда не расходились с последующими свершениями, а его мысли не противоречили добропорядочности.

Период монашества

В апреле 1758 г. Тимофей принял постриг и получил имя Тихон. После этого события духовенство отправило его в Санкт-Петербург, где святитель обрел чин иеромонаха. В здешней семинарии Тихон преподавал философию и получил пост префекта.

  • Через год работы в Санкт-Петербурге он был назначен архимандритом Желтикова собора в Тверской губернии. На новом месте отец преподавал богословский предмет и служил настоятелем одного из монастырей.
  • Святитель довольно быстро продвигался по духовной карьере. Многие братья оценили его благочестивый, смиренный нрав и пророчили ему высший чин епископства.
  • Два года Тихон Задонский преподавал в тверской духовной семинарии. В этот период выходит его книга, описывающая принципы истинного христианства, где начертано всеобщее назидание для отечественной православной традиции.
  • Сам Тихон никогда не помышлял о высочайшем ранге монашества, но у Господа были иные планы, и Он распорядился возвести святителя на место духовного учителя всего государства.
  • Вскоре произошла церемония выбора нового епископа. Сперва имя Тихона не было включено в список кандидатов, потому что он был достаточно молод для получения высшего сана. Однако архимандрит из Смоленска уговорил собрание принять кандидатуру тверского ректора. Жребий бросили трижды, и каждый раз выпадало имя святителя Тихона. Собрание согласилось, что судьба и Бог стоит на стороне молодого священника.
  • В возрасте 37 лет Тихон стал епископом. Он проповедовал христианское учение и побуждал братию и прихожан очнуться от глубокого сна, навязанного нынешним веком.

О других святителях православной церкви:

  • Спиридон Тримифунтский
  • Молитва святителя Филарета Московского
  • Акафист святителю Иоанну Шанхайскому

Интересночо! В Воронеже продолжали справлять праздник, прославляющий языческое божество по имени Ярило (бога солнца у славян). Это торжество заработало неприятную репутацию бесчинствами и отвратительным поведением справляющих. Святитель Тихон лично явился на этот праздник и всенародно обличил всех тех, кто вел себя аморально. Его слова подействовали совершенным образом, и это торжество прекратили справлять.

Жизнь в покое

Тяжелая работа в должности епископа расстроили здоровье преподобного Тихона Задонского. В 1767 г. он подал прошение на увольнение, свои последние годы провел в мирной монастырской жизни. В его распорядок дня входили продолжительные молитвы, чтения Священных Текстов, благотворительные деяния и составление полезных религиозных трудов. На сон Тихон отводил не более четырех-пяти часов в сутки.

Каждый день он приходил в храм, а дома часто приклонял колена перед изображениями святых и взывал о спасении всех существ. Когда святитель отправлялся в странствие по монастырским местам, он всегда брал с собою миниатюрный Псалтирь. Всю пенсию этот милосерднейший человек отдавал на нужды беднякам.

Свои долгом он считал посещение заключенных города Елец, где пытался утешить их и расположить к искреннему покаянию.

Его жизнь была проста, питался Тихон как обычный крестьянин. Садясь за стол, святитель вспоминал о нищих, голодных и тревожился о том, что не способен накормить каждого. Он обладал великой совестью и не стыдился глубоко кланяться тем, кого мог обидеть словом. Но всегда отвечал добром на оскорбление со стороны.

Святой Тихон был наделен даром видения будущего, он совершал чудеса и читал мысли своего собеседника.

Преподобный любил общение с простым народом, утешал несчастных и обездоленных, помогал финансами и вещами.

Обретение мощей

Перед смертью Тихон Задонский спрашивал у Господа о точном времени кончины, и ответ пришел утром. Всевышний обещал святителю вход в Небесную обитель через три года. После этого старец уединился в собственной келье, ему приготовили литургические одежды и гроб, перед которым он часто проливал слезы.

Однажды после божественного сновидения Тихон почувствовал себя дурно, левая щека и нога перестали слушаться. Преподобный принял болезнь с искренней радостью. О кончине стало понятно после сна, в котором народ помогал Тихону взобраться по лестнице в царство Божье.

В августе 1783 г. в возрасте 59 лет святитель отошел в мир иной. Останки, которые совершили многообразные чудеса, хранятся во Владимирском храме. Канонизация Тихона Задонского состоялась спустя 88 лет после его мирной кончины.

Заветы святителя

Благодаря обретенному знанию Священных писаний и врожденному благородству преподобный имел силу морально воздействовать на человека, ищущего спасения от страданий.

  1. Находите в несчастиях радость, потому что первое побеждается вторым. Такое правило подходит ко всем порокам.
  2. Всюду лицезрите Бога Всемогущего и Вездесущего. Это помогает человеку отдаляться от совершения преступлений против естества.
  3. Верующий должен понять, что всякий грех — чудовищная глупость, которая не приносит никакого счастья, так как все совершенное отражается на делающего.
  4. Чтобы получить пост начальствующий, человек обязан сделаться истинным христианином, имеющим рассудительный ум и крепкую волю.
  5. Имеющий высокую должность обязан быть проще, дабы не возгордиться и не забыть себя рассматривать объективно.
  6. Мудрый Тихон советует радоваться тем, кому даются тяжелые испытания, потому что Бог посылает столько, сколько человек способен вынести.
  7. Любовь истинная — приязнь бескорыстная ко всему окружению.

Тихону Задонскому, родившемуся в XVIII столетии, пришлось бороться с окружающим атеизмом. Несмотря на быстрое продвижение по церковному чину, святитель не поддался гордыни и продолжал вести простую жизнь, помогая беднякам и всякому просящему.

Оставив после себя множество заветов, Тихон Задонский до настоящего времени имеет колоссальную славу в православном мире.

Ссылка на основную публикацию