Тайный апокриф Иоанна Богослова

Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан, апокрифические евангелия – это раннехристианские сочинения, не признанные церковью и отвергнутые ею. Они расширяют наши представления о христианской литературе, свидетельствуют о борьбе различных тенденций в христианской идеологии на ранних этапах ее развития.

Книга рассчитана на пропагандистов научного атеизма, преподавателей вузов, аспирантов и читателей, интересующихся проблемами критики религии.

От составителей 1

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции 1

Возникновение раннехристианской литературы 1

Неканонические речения (аграфа) и фрагменты неизвестных евангелий 7

Иудео-христианские евангелия 10

Евангелие от Петра 16

Протоевангелие Иакова 22

Евангелие детства (Евангелие от Фомы) 28

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади 36

Гностицизм и христианство 36

Апокриф Иоанна 38

Евангелие от Фомы 47

Евангелие от Филиппа 57

Гром. Совершенный Ум 63

Евангелие от Марии 67

От составителей

Проблемы становления христианства, возникновения его учения, различных внутренних течений представляют интерес не только для специалистов историков и философов, но и для достаточно широкого круга читателей. Цель предлагаемой книги – хотя бы частично удовлетворить этот интерес, познакомив читателей с некоторыми сочинениями христиан, созданными в первые века существования нового вероучения. Эти сочинения не признаются церковью священными; их принято называть апокрифами (тайными, подложными, от греческого “тайный”). Однако в I–III вв. они имели хождение среди различных групп верующих и почитались не менее чем книги, включенные в Библию.

Включенные в книгу апокрифические писания ограничены временными и жанровыми рамками. В первой части представлены фрагменты и полные тексты евангелий и речения, приписываемые Иисусу (в переводе с древнегреческого). Эти тексты (III вв.) по содержанию и по жанру связаны с традицией, представленной в евангелиях Нового завета. Во вторую часть в основном вошли переведенные с коптского тексты из так называемой гностической библиотеки, обнаруженной в 1945 г. в Наг-Хаммади (Египет). Они в большинстве своем восходят ко II–IV вв. и представляют собой переводы с греческого. Подробнее о библиотеке из Наг-Хаммади и гностических учениях, отвергаемых ортодоксальным христианством как ересь, рассказано во введении ко второй части книги. Памятники, представленные во второй части, являются самостоятельными произведениями, они внутренне связаны, отражают основные установки гностических учений. Два из них – Евангелие от Фомы и Евангелие от Филиппа – уже были опубликованы на русском языке в переводе М. К. Трофимовой (см.: Трофимова М. К… Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979).

Апокрифам новозаветной традиции и гностическим произведениям посвящена обширная литература, выходившая главным образом за рубежом. Для ее анализа понадобилось бы специальное историографическое исследование. Поэтому в примечаниях упоминаются только те работы, которые, по мнению составителей, отражают точки зрения, непосредственно касающиеся рассматриваемых произведений.

Каждому тексту предпослан отдельный очерк, анализирующий его. Кроме того, первую часть предваряет общее введение, где характеризуется процесс складывания раннехристианской литературы.

Книга снабжена справочным аппаратом: примечания к вступительным статьям расположены в конце каждой части, комментарии к текстам следуют сразу после них.

В переводах квадратными скобками обозначены лакуны в тексте и их восполнение, в круглых скобках даны дополнения, вносимые переводчиком для ясности, в угловых скобках – исправления ошибок, допущенных переписчиком в древнем оригинале, в фигурные скобки взяты вторично переписанные пассажи.

При цитировании приняты следующие обозначения: в текстах Нового завета первая арабская цифра указывает номер главы, вторая и последующие – номер стиха. В текстах из Наг-Хаммади (за исключением Евангелий от Фомы и от Филиппа) римской цифрой обозначен порядковый номер кодекса (книги), арабскими – номер произведения, номер страницы и строки (через точку). Евангелия от Фомы и от Филиппа цитируются с указанием номера изречений. В ссылках на сочинения античных и христианских писателей римские цифры обозначают номер книги (свитка), арабские – номер главы и параграфа.

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Возникновение раннехристианской литературы

Проблема определения времени и места возникновения древней христианской литературы, особенностей ее жанров, истоков и источников книг, как признанных, так и не признанных церковью священными, в современной науке до конца не решена <1>. В Новый завет – собрание почитаемых всеми христианами книг – входят двадцать семь произведений: четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), “Деяния апостолов”, двадцать одно послание апостолов. Авторство четырнадцати из них церковь приписывает апостолу Павлу (они адресованы тем или иным христианским общинам или конкретным людям), имеются также Послание Иакова, два Послания Петра, три Послания Иоанна и Послание Иуды: их принято называть “соборными” или “католическими”, т. е. адресованными всем христианам. Завершает Новый завет Откровение Иоанна Богослова. Тексты Нового завета считаются каноническими (“нормативными”), церковь провозглашает их боговдохновенными. Написаны они на греческом языке – разговорном языке многих восточных провинций Римской империи (хотя в самой Палестине, где появились первые христианские проповедники, говорили преимущественно по-арамейски).

Однако писания Нового завета были лишь незначительной частью обширной христианской литературы, создававшейся в I–III вв., т. е. до признания христианства официальной религией. Христианские писатели конца II–IV в. упоминают, цитируют, пересказывают различные евангелия: от Петра, от Андрея, от Варфоломея, два евангелия от Фомы, совершенно различные по содержанию, Евангелие от Марии. Во фрагменте письма богослова Климента Александрийского (ок. 200 г.) говорится, что имели хождение и три евангелия от Марка: каноническое (признанное), “подложное” (написанное неким проповедником по имени Карпократ) и тайное евангелие (написанное якобы самим Марком для “избранных”) <2>. Некоторые евангелия названы по тем христианским группам, среди которых они почитались (хотя, возможно, в их подлинных названиях также стояло имя какого-либо апостола), например Евангелие евреев, Евангелие египтян. Епископ Лугудуна (совр. Лион) Ириней (1-я пол. II – нач. III в.) в своем сочинении “Против ересей” с возмущением пишет, что последователи Валентина (крупнейший представитель религиозно-философского течения в христианстве – гностицизма) “дошли до такой степени дерзости, что свое недавнее сочинение назвали Евангелием Истины” (III. 11) <3>.

Кроме евангелий в произведениях христианских писателей упоминаются и другие, не вошедшие в Новый завет книги, которые почитались разными христианскими группами как источники вероучения: Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, деяния некоторых апостолов (Павла, Филиппа, Андрея), послания, “Пастырь” Гермы и др. Археологические раскопки конца XIX – начала XX в. открыли фрагменты и целые сочинения, не признанные церковью. Самым крупным среди этих открытий была библиотека христиан-гностиков из Наг-Хаммади (Египет). Для того чтобы понять длительный и сложный процесс разделения священных книг христиан на признанные и непризнанные (канонические и апокрифические), нужно прежде всего представить себе особенности формирования раннехристианской литературы в целом.

Первые христианские проповедники меньше всего думали о записи своего учения. Можно сказать, что и учение в точном смысле слова до конца I в. еще не сложилось. Странствующие пророки передавали то, что было известно им о спасителе, распятом в Иудее во время правления императора Тиберия (14–37), помазаннике божием Иисусе Христе, в воскресение которого они уверовали. Христианские проповедники использовали в качестве образца бытовавшие в иудейской среде притчи, поучения, рассказы об отдельных эпизодах из жизни знаменитых учителей (рабби). Так создавалась устная христианская традиция.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

День памяти Святого Тарасия выпадает на 10 марта. Он канонизирован в лике святых православной и католической церковью.

Житие святого Тарасия

Будущий патриарх был знатного происхождения, при дворе служил секретарем императрицы Ирины и играл важную роль в государственных делах Византии. Когда в 784 году умер глава церкви Павел, Ирина организовала собрание в Мангаварском дворце для выбора кандидатуры. Многие стали предлагать Тарасия, который не был священным служителем. Императрица тоже хотела видеть его главой церкви.

По правилам тех времен не обязательно было выбирать его Святейшество или Папу Римского среди духовных лиц, это мог быть любой человек знатного рода. Главное – это:

  • отсутствие брака;
  • вероисповедание;
  • образование.

В давние времена знания богословия и языков давались практически всем.

Тарасия ввели в чины священного служителя, 25 декабря 784 года он стал патриархом Константинополя. Затем он отправил по традиции свое вероисповедание и предложение принять участия во Вселенском Соборе, где впоследствии был председателем и говорил о восстановлении иконопочитания.

Жизнь святителя Тарасия патриарха Константинопольского связана с судьбой внучки Филарета Милостивого Марией, которая стала супругой императора. Патриарх отказал Константину расторгнуть брачные отношения с супругой. Он считал единственным основанием – прелюбодеяние. Византийский царь хотел отправить жену в монастырь и женится на Федоте. Позже святитель принял постриг у Марии. Это вызвало возмущения в православном мире, а олимпийская обитель отреклась от Византийской церкви.

Тарасий вел скромную жизнь, он помогал бедным, сиротам и вдовам. На Пасху организовывал обеды, на которых самостоятельно обслуживал людей. В течение двадцати двух лет разумно руководил церковью и умер 10 марта 806 года. Был похоронен в мужской обители на Босфоре.

Икона и мощи святого

После его смерти у мощей происходили чудеса исцеления. Одна женщина мучилась несколько лет кровотечением. Так как обитель была особая, она оделась в мужское одеяние. Когда больная коснулась усыпальницы с верой и взяла елей, то излечилась. Один мужчина плохо видел одним глазом, когда намазал его елеем, то исцелился.

На иконе святой Тарасий изображен седовласым старцем с бородой по пояс. В руках евангелие. Молится принято у его святого лика так:

О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Тарасие! Приими сие малое моление от нас грешных, к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Осталось давнее пророчество Тарасия Константинопольского: предсказание братоубийственной войны и появление императора Иоанна, помазанника Господа.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом архиепископе Тарасие Константинопольском:

Святитель Тарасий, архиепископ Константинопольский

Аудио

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)

Память 25 февраля/ 9 марта

Св. Тарасий, светоч Православия, родился в Константинопо­ле в видной семье, члены которой обладали почетным титу­лом патрициев. От отца, известного судьи, он унаследовал понятия о неподкупности и долге защищать слабых и невинов­ных, а от матери — великое благочестие. Окончив полный курс светского образования, он был возведен в ранг консула и стал государственным секретарем (протасикритом) в 780 г., в прав­ление Ирины и ее сына Константина VI. Блистая политиче­скими талантами, он никогда не забывал, что обязан ими Богу.

В это время патриарх Павел IV (780-784), вернувший­ся к Православию от иконоборчества, устрашился запутан­ной ситуации, в которой находилась Константинопольская Церковь. Он отказался от кафедры и удалился во Флорский монастырь. На суровые упреки императрицы-регентши и ее сына он ответил, что не имеет больше сил сражаться, и поре­комендовал им Тарасия в качестве единственного человека, способного восстановить истинную веру и возобновить обще­ние Константинопольской Церкви с другими патриархатами.

Смущенный этим предложением и ссылаясь на то, что он мирянин, Тарасий вначале отказался. Но под давлением государей, сената и собравшегося народа вынужден был под­чиниться. Он, однако, выставил условие — немедленно со­звать Вселенский Собор, который должен положить конец ереси. Двадцать пятого декабря 784 г. он был рукоположен в архиепископа Константинополя.

Подобный светильнику, поставленному на подсвечник Церкви (ср.: Мф 5, 15; Лк 8, 16; 11, 33), св. Тарасий осиял ее све­том своих добродетелей: постом, долгими ночными бдения­ми, посвященными молитве и размышлениям над словом Божиим, делами евангельского милосердия. Подражая Господу, он считал себя слугой всех и каждого, и не переносил, чтобы кто-либо оказывал ему хоть малейшее услужение. Он одевал­ся очень просто и был смиренен во всех поступках. Так, про­поведуя собственным примером, Тарасий боролся с неслыханной роскошью, которой предавался в то время клир.

Милостыню архиепископ раздавал с таким рвением, что получил прозвище Новый Иосиф. По его повелению строи­лись приюты и странноприимные дома, бедные делили с ним его скромные трапезы, нуждавшимся выплачивалось месячное содержание, учет которому велся в специальных папи­русных регистрах. Зимой он сам, облачившись в священни­ческие одежды, раздавал бедным обильную пищу.

Подавая пример добродетельной жизни, он подвигнул многих учеников отказаться от мира и создал для них боль­шой монастырь на левом берегу Босфора, при впадении его в Черное море. Оттуда вышли многие епископы, например, св. Михаил Синадский и св. Феофилакт Никомидийский — столпы возрождавшегося Православия.

Читайте также:  День ангела Юрия по церковному календарю

Следуя обещанию, патриарх при поддержке государей со­звал великий Собор епископов в Константинополе, в церк­ви Святых Апостолов. Он должен был открыться в авгус­те 786 г. Однако иконоборцы ворвались в церковь и выгнали отцов. Восстание было с трудом подавлено. Тогда Собор пе­ренесли в Никею, где первое заседание состоялось 24 сен­тября 787 г. Св. Тарасий председательствовал, мудро и ав­торитетно вел диспуты, которые привели к осуждению ереси и восстановлению почитания святых икон.

Затем пастырь добрый приложил все усилия, чтобы мягко вернуть еретиков в лоно Святой Церкви, не пугая их слиш­ком суровыми наказаниями. Это вызвало недоверие к нему некоторых особенно строгих студитов: прп. Платона и его племянника прп. Феодора. Он радел также об иско­ренении симонии в среде священства. Патриарх Тарасий сам выступал за внедрение права убежища в церквях: так он за­щитил магистрата, который, украв государственные день­ги, пришел в Святую Софию искать спасения в углу алтаря, а воинов, решивших взять его силой, отлучил.

Когда Константин VI стал единодержавным императором (790), он возомнил себя выше церковных законов и отверг свою супругу Марию Армянскую, чтобы женить­ся на своей служанке Феодоте. Патриарх отказался благо­словить прелюбодейный брак и сурово осудил императора, пригрозив отлучением, если тот будет коснеть во грехе. Раз­гневанный император приказал заключить Тарасия и нико­го к нему не пускать. Законную супругу Константин выну­дил принять схиму, а новый брак благословил склонный к интригам священник Иосиф, эконом Великой Церкви. Суд Божий, однако, не заставил себя ждать — на следую­щий год Константин VI пал жертвой заговора, был ослеп­лен и свергнут с трона.

Св. Тарасий, вновь обретя свободу, отлучил Иосифа, при­мирился со студитами, которые отказывали ему в общении, увлекши в раскол многих верующих. Сохраняя, подобно Ио­ву, спокойствие, душевный мир и сосредоточенность во вся­ких треволнениях, святой патриарх продолжал наставлять на­род укреплять возрожденную веру исполнением заповедей. Церковь наконец обрела мир с приходом императора Ники­фора I (802-811), и св. Тарасий завершил свое дело.

На двадцать второй год патриаршества его постигла тя­желая болезнь, но он не переставал каждый день служить Божественную литургию, опираясь на посох. Когда патри­арх оказался на пороге смерти, можно было видеть, что он ведет страшную битву с бесами, которые старались обви­нить его в мнимых грехах. Чистая совесть перед Богом да­ла ему силы отгонять их рукой, потому что говорить он уже не мог. Когда же в церкви запели: Приклони, Господи, ухо Твое иуслыши мя (Пс 85, 1), его блаженная душа освободи­лась от телесного одеяния и отправилась в Небесные чер­тоги, сопровождаемая стенаниями всего города. Св. Тарасий был похоронен в своем монастыре 25 февраля 806 г. От масла, горевшего в лампаде над его могилой, произо­шло множество чудес.

В 820 г. император Лев Армянин, пять лет поддерживав­ший иконоборцев и жестоко преследовавший православных, увидел во сне суровый лик св. Тарасия, который приказывал некоему Михаилу пронзить императора мечом. И действительно, через шесть дней Лев был убит Михаилом Травлом, который захватил власть.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Патриарх Тарасий Константинопольский: как и зачем секретарь стал патриархом

Вчера Церковь праздновала день восстановления иконопочитания. А сегодня предлагаем читателю вспомнить о святителе Тарасии – человеке, избранного патриархом именно для проведения Никейского Вселенского Собора.

9 марта Православная Церковь празднует день памяти святителя Тарасия Константинопольского возглавившего Седьмой Вселенский Собор. В его жизни и небольшом письменном наследии есть ряд интересных моментов, о которых и хотелось бы сказать несколько слов.

Святитель Тарасий был возведен в патриаршее достоинство из мирян и случилось это вот как… 31 августа 784 года, его предшественник, патриарх Павел IV, раскаивается из-за невольного участия в иконоборчестве, отрекается от престола и удаляется в монастырь. Предварительно он посоветовал созвать Вселенский Собор для устранения раскола, возникшего в результате распространения ереси. Через небольшой промежуток времени патриарх Павел скончался, а на его место, по решению властей и духовенства, был избран секретарь императора Тарасий, уже известный как муж ученый.

Одним из условий, при которых Тарасий согласился взять на себя столь большую ответственность, было публичное императорское обещание провести Вселенский Собор.

Такой выбор обусловливался тем, что на Константинопольской кафедре необходим был не просто не замешанный в ереси человек, но еще и лицо компетентное в делах государственных, так как императрица Ирина нуждалась в поддержке в деле восстановления церковного мира. Одним из условий, при которых Тарасий согласился взять на себя столь большую ответственность, было публичное императорское обещание провести Вселенский Собор.

Возведение его в патриарший сан состоялось 25 декабря того же 784 года.

Обозначив основные события, теперь давайте вернемся к самому моменту избрания. Всем нам понятно, что даже для Византии IX столетия, возведение человека в патриархи из мирян – дело, мягко говоря, необычное. Думаю, что таковым его воспринимал и сам Тарасий. А потому в списке его сочинений числится «Апология перед народом», которая начинается весьма интересными словами: «Апология пред народом, вырвавшаяся из уст его в тот день, когда самодержцы объявили народу, что он делается патриархом».

Уже это небольшое вступительное предложение свидетельствует о том, что, во-первых, будущий патриарх прекрасно осознавал экстраординарность момента и счел необходимым объясниться с людьми, а во-вторых, волеизъявление народа в столь важных вопросах также учитывалось. Об этом свидетельствует и дальнейший текст «Апологии», в котором Тарасий говорит следующее: «Когда же я объявил, что недостоин этого и не делал им (т.е. императорам) ни малейшей уступки, как не имеющий сил поднять и понести это тяжелое иго, то они повелели представить меня пред ваше лицо; так, как и вы разделяете это их желание».

Всем нам понятно, что даже для Византии IX столетия возведение человека в патриархи из мирян – дело, мягко говоря, необычное. Думаю, что таковым его воспринимал и сам Тарасий.

Далее будущий святитель свидетельствует, что ему страшно принять это избрание, что он боится суда Божьего. Для него, как человека вращающегося в миру, принадлежащего к числу мирян и несущего службу при императоре, решиться вступить на высоту священнического служения будет попыткой дерзкой. Затем Тарасий много говорит, что церковная смута привела к разделениям и взаимным анафематствованиям, что он согласится взойти на Константинопольский престол лишь для ее уврачевания и т.д. о чем было уже сказано.

Из всего текста «Апологии» хотелось бы выделить еще одну мысль, которая хорошо применима к сегодняшней церковной ситуации в Украине и является, своего рода, контраргументом для тех, кто думает, что анафема – это нечто незначительное, важностью чего можно пренебречь или попросту отнести к числу политических «инструментов».

«Тяжелое наказание анафема; оно удаляет от Бога, изгоняет из Царства Небесного, увлекает во тьму кромешную», – говорит будущий святитель и добавляет, что требует от императоров внять его просьбе о созыве Вселенского Собора, так как в противном случае не находит возможным принять сан, дабы «не подпасть под анафему и не быть осужденным в день праведнаго Судии всех, когда не могут выручить меня ни императоры, ни священники, ни начальники, ни масса народа». Думаю, что выводы из этих речений лежат на поверхности.

«Тяжелое наказание анафема; оно удаляет от Бога, изгоняет из Царства Небесного, увлекает во тьму кромешную».

Об условиях своего избрания святитель Тарасий оповещает папу и патриархов посредством окружного послания. Интересно, что в ответном письме папа Адриан поддерживает его в стремлении утвердить иконопочитание, однако довольно ясно намекает, что, в случае невыполнения взятых обязательств, хиротонию его не признает. В этом документе также можно заметить уже некоторые идеи, вылившиеся, впоследствии, в учение о примате римского понтифика. Папа утверждает, что епископ занимающий кафедру апостола Петра, «есть глава всех Церквей Божиих».

Седьмой Вселенский Собор. Фреска XVI века в монастыре Ставроникита на Святой Горе Афон. Иконописец Феофан Критский. Фото: yadi.sk

Для выполнения своих обязательств святителю Тарасию пришлось изрядно потрудиться. Довольно сильная иконоборческая партия долгое время не давала возможности созвать Вселенский Собор. Нам известно, что его открытие состоялось в 786 году в Константинополе. Ряд еретичествующих влиятельных митрополитов, пытаясь сопротивляться проведению Собора, начали параллельно созывать свои совещания, но патриарху Тарасию удалось пресечь эти инициативы, предупредив, что все участвующие в них будут низложены.

Однако, как мы знаем из истории, Собору в Константинополе было не суждено состояться. Сразу после начала первого заседания в столичном храме святых апостолов разъяренная толпа вместе с воинами ворвалась в его помещение, из-за чего Собор пришлось прекратить.

Повторный созыв Седьмого Вселенского Собора в городе Никее произошел в мае 787 года. И здесь важно подчеркнуть, что его акты свидетельствуют о серьезной проповеднической и богословской работе, которую проделали православные иерархи во главе с патриархом Тарасием. Посвящать время подробному разбору всех деяний Собора мы не будем, так как говорим собственно о личности святителя, поэтому, на основании доступных текстов, давайте просто посмотрим, что он писал об иконопочитании.

Догматы Церкви – это не отвлеченные определения.

В своем послании папе Андриану, написанному уже после осуждения иконоборчества, патриарх Тарасий говорил, что все нераскаявшиеся противники икон низложены наряду с теми, кто проповедовал еретические учения до них. В этом действии Божественной благодати он усматривает тот факт, что Истина принципиально неодолима, с чем, в общем-то, нельзя не согласиться.

«Противостоять ей не может решительно ничто. И она вполне сильна для того, чтобы идти войною против всякаго врага и ниспровергать возстающия против нея полчища. Вот и теперь она заградила уста лжесвидетелей и разсеялась тьма неуместных злословий; вместо нея заблистала красота истинных догматов», – добавляет святитель.

В этих замечательных словах мы можем видеть свидетельство того, что догматы Церкви – это не отвлеченные определения. Для таких светочей как патриарх Тарасий, они были самой жизнью, свидетельством Истины, без которого невозможно нормальное духовное возрастание.

Скажем теперь о себе самих: если нас церковное учение не беспокоит, если нам оно кажется сложным и далеким от реальности, то это можно воспринимать как свидетельство мертвенности души, когда наш интерес заострен на чем угодно, только не на Христе и Его Церкви.

Давно знакомая нам традиция может «ожить» в нашем сердце, засиять новыми «красками» и превратиться из простого обряда, воспринимаемого как должное, в Истину, за которую боролись отцы Седьмого Вселенского Собора.

В подтверждение важности и жизненности догмата иконопочитания приведем слова святителя из его послания к пресвитеру Иоанну:

«Согласно древнему законоположению святых отцев наших, Церковь вновь получила законоположение делать живописныя изображения и ставить их на видных местах, чтобы они служили к возвышению ума нашего и сообщали нам освящение. Чтo святое Евангелие открывает нам, когда мы читаем его, тоже открывают нам и иконы; о чем свидетельствуют мученические акты, повествующие о страданиях мучеников, о том же (повествуют) и иконы. Мы с любовию принимаем их, так как они суть отображение первообразов, а не что-нибудь другое».

Этот отрывок – пример того, как давно знакомая нам традиция может «ожить» в нашем сердце, засиять новыми «красками» и превратиться из простого обряда, воспринимаемого как должное, в Истину, за которую боролись отцы Седьмого Вселенского Собора, возглавляемые замечательным человеком – святителем Тарасием Константинопольским, ревности, трудолюбия и упорства которого хотелось бы пожелать всем нам – христианам.

Святитель Тарасий, архиепископ Константинопольский (806 г.)

Святитель Тарасий родился в Константинополе. Родители его были люди благородные и принадлежали к сословию патрициев. Получив прекрасное образование, святитель Тарасий быстро возвышался по лестнице почестей. За его благоразумие и добрый нрав его везде любили, где только он служил: и в царском дворце, и в других местах. Он был уже царским советником и сенатором, когда состоялось его назначение на патриаршую кафедру.

Произошло это назначение при следующих обстоятельствах. Императором в это время был Константин Порфирородный, а патриархом — Павел Кипрянин, муж добродетельный и благочестивый, но слишком слабовольный. В патриархи он был поставлен в царствование предшественника Константина Порфирородного — Льва Хазара, при котором иконоборческая ересь (гонение на св. иконы), получившая начало при императоре Льве Исаврянине, все более и более усиливалась. Будучи человеком слабохарактерным и слабовольным, патриарх Павел убоялся открыто исповедать иконопочитание, стал скрывать свое благочестие и начал даже сноситься с еретиками.

По смерти Льва Хазара патриарх Павел хотел было восстановить иконопочитание, но иконоборческая ересь слишком уже распространилась и получила силу, помощника же, могущего оказать ему деятельную поддержку, у патриарха не было. Тогда, не имея достаточно мужества, чтобы выступить на открытую борьбу с еретиками, патриарх решил совсем отказаться от патриаршей кафедры. Тайно оставив патриаршие палаты, Павел прибыл в монастырь св. Флора, где и восприял св. схиму. Когда императрица Ирина (правительница государства во время малолетства сына ее Константина) спросила у него о причине его ухода, то Павел ответил, что он чувствует себя недостойным занимать патриарший престол в такое неспокойное время. «Я отказываюсь, — сказал он, — быть пастырем в еретическом сонме и предпочитаю лучше умереть, чем подвергнуться анафеме от первосвятителей четырех апостольских престолов, не приемлющих еретического учения и чуждающихся нашей церкви. Воззри, государыня, на скорбь матери нашей церкви и не допусти, чтобы богомерзкая ересь, подобно вышедшей на луг свинье, опустошала и избивала виноград Христов во время твоего правления и оскверняла бы его злочестивыми мудрованиями. У вас при дворе есть искусный деятель, который поможет тебе и твоему сыну в благих начинаниях. На вопрос императрицы, кто это такой, Павел ответил, что он разумеет Тарасия, который занимает первое место в царском совете. «Я знаю, — сказал он, — что он вполне достоин управлять церковью, так как он может жезлом своего разума отразить лживое учение еретиков, быть добрым пастырем словесного стада Христова и собрать его во едино». Все духовенство было согласно с избранием такого преемника Павлу, но сам Тарасий не считал себя достойным занять такой ответственный пост и долго отказывался от него. Его усиленно упрашивали занять патриарший престол. Наконец, он согласился на это предложение, но поставил непременным условием, чтобы был созван вселенский собор, где бы православные христиане могли объединиться в вере, а иконоборческая ересь была подвергнута заслуженному осуждению. «Если же вселенский собор не будет созван, — сказал Тарасий, — если не будет общения между православными восточными и западными церквами, то я не соглашусь занять патриарший престол, чтобы не навлечь на себя проклятия и осуждения». На эти условия императрица Ирина согласилась, и Тарасий был посвящен в патриарший сан.

Читайте также:  Таинство соборования: что это такое, суть, соборование на дому

Пред его поставлением в этот сан все обещали ему послушание, подобно тому как овцы внимают гласу своего пастыря, — ибо все были твердо уверены, что Тарасий может наставить верующих на истинный путь.

Вселенский собор был созван в Нике в 787 г. Это и был седьмой вселенский собор, на котором было 367 св. отцов. Председательствовал на нем сам Тарасий. Первое заседание собора происходило 24 сентября; оно открылось речью св. Тарасия, в которой он, изложив повод к созванию вселенского собора, обратился к епископам с просьбой, чтобы они тщательно разобрали иконоборческую ересь и осудили ее, как весьма опасное заблуждение злоименного разума. Затем было прочтено и царское послание к собору, в котором также осуждалась иконоборческая ересь. Святые отцы похвалили ревность императора и его матери о вере православной. После того были приведены на собор те из еретиков, которые раскаялись в своем заблуждении; пред лицом всего собора они анафематствовали свои заблуждения и исповедали иконопочитание. Святой собор продолжался 80 дней. Св. отцы на его заседаниях рассматривали в Божественном Писании те места, где говорилось о почитании св. икон, и на основании этих мест, а также свидетельств св. Предания и учения св. отцов и учителей церкви, поражали лжемудрования еретиков. Наконец, после тщательных исследований и обстоятельных размышлений и рассуждений, собор проклял иконоборческую ересь и утвердил почитание икон. Великая радость была по этому поводу в святых храмах; весь народ торжествовал, провозглашая благие пожелания царям и отцам собора. Так великим попечением св. Тарасия и тщанием благочестивой царицы Ирины ересь иконоборцев была отвержена и попрана, и церкви Христовой был дарован мир.

Утвердив мир в церкви, св. Тарасий предался всецело деятельности по управлению своею паствою, для которой он был истинным отцом и вместе слугою. Служа другим, сам св. Тарасий отказывался от малейшей роскоши, все свое имение роздал нищим и нуждающимся, устраивал больницы, а в день Воскресения Христова устраивал для неимущих трапезу, во время которой он сам прислуживал убогим. Изумительно было воздержание этого угодника Божия, которого до своего пострижения проводил жизнь в великой роскоши; велико было его пощение и неустанна бодрость; немногие часы уделял он на сон, не имел мягкого ложа, одевался чрезвычайно просто. Обиженные, находившиеся в бедах имели в нем постоянного и усердного заступника и помощника.

Между тем Константин Порфирородный, достигший совершеннолетия, по навету своих злых советников устранил свою мать Ирину от участия в государственных делах управления. Освободившись же от опеки матери, он начал вести неблагопристойный образ жизни. Свою супругу Марию он возненавидел и решил освободиться от нее, прельстившись другой женщиной, своей родственницей Феодотией. Но так как развестись с законной супругой, женщиной совершенно невинной, не представлялось никакой возможности, то Константин прибегнул к клевете: он обвинил Марию в том, что будто бы она хотела отравить его. Эту ложь царь рассказывал всем, выдавая ее за истину. Весть об этом скоро дошла и до св. Тарасия, который искренно опечалился, ибо был уверен в невинности Марии. Когда Константин послал к нему одного своего вельможу, чтобы тот рассказал патриарху о злоумышлениях царицы и попросил у него благословения на новый брак Константина, то патриарх Тарасий с негодованием восстал против намерения царя и поручил посланному сказать царю, что он, Тарасий, не дает благословения на такой его шаг. «Как государь может требовать от подданных своих, — сказал смело Тарасий, — чтобы они жили честно и целомудренно, если он сам подает им такой пример? Царица невинна, я в этом убежден, и потому скорей умру, чем дам благословение царю на новый брак. Вот ответ мой: так будет отвечать и все духовенство. Скажи об этом царю». Надеясь, однако сломить упорство патриарха, Константин позвал его к себе и начал убеждать его осудить царицу Марию за ее якобы неблаговидный поступок, но все старания его были напрасны. Опасаясь, чтобы Константин не воздвиг опять иконоборческой ереси, Тарасий, правда, оставил царя пребывать в его беззаконии, но отстранился от него. Царь, гневаясь на патриарха, всячески притеснял его, святитель все это переносил терпеливо, благодаря Бога и поступая во всем согласно с высоким саном архипастыря.

Через некоторое временя кара Божия постигла царя. Видя беззаконное житие сына своего, видя попрание им закона Божия, любя более всего Бога и Его правду, мать Константина Ирина, посоветовавшись с высшими сановниками государства, восстала против царя, взяла его под стражу и заключила во дворец. Потом она приказала ослепить его, подобно тому, как он пять лет тому назад ослепил своих трех братьев. Так, наказанный Богом за свои беззакония, царь умер от болезни. С этого времени св. Тарасий мог руководить своим словесным стадом в мире и тишине.

Скончался св. Тарасий после 22-летнего управления церковью, в царствование Никифора, преемника Ирины, около 807 г. Сильно скорбели о кончине его царь, вельможи и весь народ, а в особенности нищие и убогие, сироты и вдовицы. Ибо ко всем он относился, как пастырь добрый, ко всем был милостив, всякому помогал в бедах и несчастиях. Честное тело св. Тарасия было погребено в устроенном им же самим монастыре на Босфоре. При его гробе многие получали исцеление.

Тропарь святителю Тарасию, епископу Константинопольскому

Тропарь, глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина, сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, Отче Тарасие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3

Православными догматы Церковь уяснив, и Христову, блаженно, честную икону почитати и покланятися всех научив, облечил еси иконоборцев безбожное веление. Сего ради вопием ти: о отче, радуйся, мудре Тарасие.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

Главная страница

Святитель Тарасий, архиепископ Константинопольский

о единстве Церкви

Ὁ Ἅγιος Ταράσιος Κονσταντινουπόλεως περί τήν ἑνότητα τῆς Ἐκκλησίας

St. Tarasios the archbishop of Konstantinopol about the unity of the Church

свт. Тарасий, архиепископ Константинопольский,

фреска, Феофан Критский 16в.

Поистине существует между нами некоторого рода война, – без оружия правда, на одних словах. Победным трофеем ее служит непобедимая истина.

свт.Тарасий. Послание к архиереям и священникам Антиохии, Александрии и Святого Града.

В наше время , когда постоянно говорится о необходимости сохранения единства в Церкви и единства Церкви, появляется необходимость понять в чём состоит сложившаяся по ряду причин принципиальная разница в понимании этого единства в наше время и у святых Отцов Церкви. Сегодня единство Церкви понимается как:

просто каноническая верность предстоятелю поместной Православной Церкви,

при этом каноническая верность предполагает категорический запрет на всякое критическое восприятие действий предстоятеля поместной Церкви, и даже в тех случаях, когда они противоречат учению Церкви и святым канонам Церкви,

чтобы оправдать, например , канонические нарушения, которые вводят в соблазн паству (совместные молитвы с инославными, присутствие иноверцев и инославных на божественной литургии и др.), внедряются антиканоническое сознание в епископате и пастве. Одним их таких является совершенно неприемлемое утверждение о праве епископского собора изменять или издавать решения, которые противоречили бы общеканоническому порядку или бы его пересматривали. Именно это и преследует, судя по перечню вопросов, готовящийся т.н. «Великий святой Всеправославный собор»,

в рамках межправославных отношений это единство воспринимается как просто формальное единство внешнего плана. При этом допускается сосуществование разногласий по ряду вопросов канонического и экклезиологического характера,

ради сохранения этого внешнего единства допускается преступление священных канонов и правил Православной Церкви, которые рассматриваются как не что-то обязательное и неизменяемое, а как изменяемое и даже упраздняемое,

ради этого единства (формального) допускаются богословские формулировки противоречащие вере Церкви (отношение к инославию и их таинствам – это прежде всего).

То есть единство даже Православной Церкви не мыслится как строгое следование вере Отцов, а следование каким-то принятым на высшем церковном уровне, иерархическом каким-то общепринятым формулировкам и постановлениям. То есть вера отходит на задний план, она становиться не фундаментом для единства, а лишь одним из инструментов для выстраивания определенного рода дипломатических отношений между Церковью и миром, между Церковью и инославием.

В связи со всем этим мы хотели бы сегодня обратить наше внимание на свт. Тарасия, архиепископа Константинопольского, на те , может быть крайне немногочисленные его высказывания, которые сохранились до нашего времени. Причина, по которой мы обратились именно к личности свт. Тарасия, состоит в том, что именно в его время Константинопольская церковь оказалась в состоянии схизмы, раскола по отношению ко всей Вселенской Церкви из-за ереси. Мы сразу же заметим, что до нашего времени не сохранилось какого-то корпуса сочинений свт. Тарасия. Все его пастырские послания преимущественно сохранились в Деяниях VII Вселенского собора.

При тщательном изучении Деяний Вселенских соборов, позиции Святых Отцов по вопросу о единстве Церкви, отношению ее к ереси, инославию мы можем лишь констатировать факт удивительного единомыслия. И это единомыслие пронизывает все Вселенские соборы, всех Святых Отцов Церкви на протяжении не только исторического отрезка времени, который ограничивается семью Вселенскими соборами, но и даже в более поздние века.

Положение Церкви накануне VII Вселенского собора и избрание свт. Тарасия.

С вятителю Тарасию пришлось взойти на патриарший Константинопольский престол в крайне трудное время. В это время всю Константинопольскую церковь волновала иконоборческая ересь. Эта ересь особенно укрепила свои позиции после проведения Константинопольского лже-Вселенского собора в 754г. На самом соборе не было представителей восточных патриарших престолов, а также не было представителей из Рима. 1 В 764г. против иконоборчества как ереси высказались восточные патриархи, которые в то время находились в положении политической независимости от Константинополя ,т..к все территории были захвачены арабами-магометанами. В Иерусалиме патриархом Феодором была составлена Синодика (Συνοδικήν), которая была им отправлена в Антиохию и Александрию. Принятая там патриархами, она была дополнена и была на правлена папе Римскому Константину II. В свою очередь папа Константин, приняв это исповедание восточных патриархов, посылает ее в качестве свидетельства православной веры королю франков Пипину. 2 При такой ситуации Константинопольская церковь оказалась в состоянии раскола по отношению ко Вселенской Церкви. Поэтому предшественник свт. Тарасия патриарх Павел IV Кипрянин (780-784гг.), видя полное расстройство Константинопольской церкви и захват ее еретиками, оставил патриарший престол и, приняв великую схи з му удалился в затвор в монастырь Флора. 3 На вопрос императрицы Ирины о причине ухода с кафедры, как сообщает Феофан в своей хронике , патриарх Павел ответил: « Он обливаясь слезами отвечал ей: если б и сначала не садился я на престол священства церкви Божьей, насильствуемой, отчужденной от всех прочих православных церквей вселенских, и преданной анафеме. Она, призвавши патрициев и первых мужей из сената, послала к нему послушать слов его; и он говорил им: если не будет вселенского собора и не исправится погрешность среди нас, то вам не иметь спасения ». Единственное, что он смог сделать – это упросить императриц у Ирину вместо него поставить патриархом тогда ещё главного секретаря императорской канцелярии патриция Тарасия. Пожелание патриарха Павла было исполнено , и императрица Ирина настоятельно предлагала занять патриаршую вакансию Тарасию на что свое согласие дали и епископы. Феофан сообщает об этом избрании: « Тут все единогласно сказали, что нет другого человека, кроме Тарасия секретаря, и царица отвечала им: мы его же назначаем, но он не слушается; пусть он скажет, по какой причине не принимает он голоса царицы и всего народа ». 4 Тарасий поставил главным условием для своего возведения на патриаршую вдовствующую кафедру обязательный созыв Вселенского собора для осуждения иконоборческой ереси. « Меня , – пишет в своём послании свт. Тарасий к восточным патриархам, – доныне находившегося в числе мирян и состоявшего на государственной службе, не знаю, какими судьбами он возвел на священно-начальническую кафедру, после убедительной и настоятельной просьбы, обращенной ко мне со стороны поборников истины, благочестивейших и православных императоров наших, а также святейших епископов и клириков. Я вынужден был им уступить и пожать плод моего послушания ». 5

Читайте также:  Псалмы Соломона

С вт.Тарасий и свт. Адриан, папа Римский о восстановлении единства в Церкви

В цитируемом нами послании свт. Тарасия мы находим не только обстоятельства, которые заставили его обратиться, « соединить разделенное и уврачевать долголетнюю рану » в Церкви, но и исповедание веры. Оно считалось обязательным после поставления нового предстоятеля одной из поместных церквей. Этим исповедание свт. Тарасий свидетельствовал о своём единстве с иными патриархатами в вере. Константинопольский иерарх не только перечисляет все шесть Вселенских соборов, но вместе с ними подтверждает верность их определениям и анафематствует тех еретиков, которые были анафематствованы Церковью на этих собора х . О V В селенском соборе свт. Тарасий говорит, что он « как меч духовный, отсек накопившиеся с давних времен неосновательные ереси и изобретателей их ». 6 О ереси монофелитства и их последователях он говорит: «. а их учение я возненавидел как содомский виноград и как гоморрскую виноградную ветвь с горькими плодами ». 7 Исповедуя в этом послании преданность апостольскому и отеческому обычаю почитать святые иконы, свт. Тарасий свидетельствовал о своём единомыслии и православии с другими патриархатами. Прочитанное папой Римский Адрианом это послание свт. Тарасия, исповедание в нем правосланой веры и почитания икон, дало право признать возведение Тарасия даже из чина мирян в патриаршее достоинство. « В вышеупомянутом соборном послании вашей святости мы находим, кроме полноты веры, чистоты исповедания священного символа и признании всех шести святых соборов, достойную похвали и удивления ревность о священных и честных иконах. » 8 именно это исповедание веры во всей ее полноте дает возможность свт. Адриану папе Римскому говорить со свт.Тарасием «в духе священного единомыслия ». 9 Однако свт. Адриан считал недостаточным для восстановления церковного единства только исповедание свт. Тарасия. Римский первосвятитель убеждает свт. Тарасия в необходимости убедить императора и императриц созвать Вселенский собор и осудить « лжесобор против священных икон , чтобы всякий плевел был с корнем вырван из церкви. ». 10 В противном случае, если не произойдет восстановления иконопочитания в Константинопольской церкви, то папа Адриан не сможет признать хиротонию свт. Тарасия. 11

В своей «Речи перед народом», записанной в Деяниях Собора свт. Тарасий разъясняет духовный смыл и содержания анафемы: « Тяжелое наказание анафема; оно удаляет от Бога, изгоняет из царства небесного, увлекает в тьму кромешнюю ». 12 И именно в таком состоянии и положении оказалась Константинопольская церковь по отношению к другим православных церквам востока и запада. « Мы отчуждены от них и каждый день анафематствуется ими » 13 , подчеркивал свт. Тарасий. И восстановление из-за ереси иконоборческой разорванного церковного единства свт. Тарасий также как и свт. Адриан Римский видел в восстановлении истины веры. Вот как об этом говорит и сам свт.Тарасий в своём «Защитительном слове народу» ( Ἀπολογητικός πρός τόν λαόν . ): « Итак, братия, я прошу, – думаю, что и вы просите, потому что знаю, что имеете страх Божий , – благочестивых и православных императоров наших созвать вселенский собор, чтобы мы, как сыны единого Бога, были едино, как почитатели Троицы, были объединенными, единодушными и равночестными, как члены единой нашей Главы Христа, были единым стройным и неразрывны телом, как почитатели Святого Духа, шли не друг против друга, но друг с другом, как почитатели истины созерцатели и говорили одну истину, чтобы не было между нами ни вражды, ни раздора, и чтобы мир Божий, превосходящий всякий ум, ограждал всех нас ». 14

Состоявшийся в Никее VII в 787г., провозгласив необходимость почитать иконы и осудив порицающих и отвергающих это почитание, совершил уврачевание длившегося более тридцати лет церковный раскол. То есть в основе преодоления расколе лежали не принципы современного «диалога любви», то есть не компромисс в вере, а согласие в вере Отцов. Неслучайно свт. Тарасий словно вслед за свт. Григорием Богословом 15 напоминает нам о неизбежности в церковной жизни войны за веру, за апостольскую веру, за сохранение ее чистоты. « Поистине , – говорит свт. Тарасий, – существует между нами некоторого рода война, – без оружия, правда, на одних словах, но зато ими или мы поражаем других, или нас другие поражают. Победным трофеем ея служит непобедимая истина ». 16

« Т аким образом разорванные члены соединялись в одно; утверждалось истинное согласие и Кафолическая церковь приобретала единение », – заключает свт. Тарасий.


Икона Святых Отцов Седьми Вселенских соборов

К асательно современного состояния Богословского диалога с Римо-Католической церковью, которая напомним с 1054г. 17 находится в состоянии раскола и отпадения от Вселенской Единой Соборной и Апостольской Церковью (Православной), необходимо заметить, что направленность его противоречит тому, о чем говорил и учит свт. Тарасий и свт. Адриан, папа Римский: исправлять раскол отвержением заблуждений и соборным их анафематствованием. Рассуждения Смешанной Богословской Комиссии по диалогу Православной Церкви с Римо-Католической о положении Римского епископа в Церкви в I и II вызывают и совершенно справедливо опасения православных людей, поскольку они носят совершенно неоправданный характер. Это же касается и диалога с т.н. Ориентальными Дохалкидонскими (Антихалкидонскими) церквами категорически не признающих решений IV Вселенского собора и Томоса свт. Льва Римского, то есть тех фундаментальных основ православной веры на которых в точности выстраивается православная христология. С нашей православной стороны идет совершенно неоправданный процесс попытки выстроить богословское оправдание компромисса. Мы надеемся на богомудрие наших пастырей, на то, что образ разрешения трудной церковной ситуации в VIII столетии послужит прекрасным примером для того, чтобы понять на чем и на каких основаниях выстраивается искомое разрушенное единство с теми, кто отпал по догматическим причинам от Церкви.

24. 02/ 10.03 память свт. Тарасия патриарха Константинопольского

1Анафематизм против иконопочитания собор кратко изложил так: «Если кто замыслит представить божественный образ Бога Слова, как воплотившегося , посредством вещественных красок,всесто того, чтобы от всего сердца умственными очами поклоняться Ему , превысше светлости солнечной одесную Бога в вышних на престоле славы седящему – анафема». Цит.по В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. СПб. 1907, т. 4, с. 527

Тарасий (патриарх Константинопольский)

Жизнеописание

Во время реакции против иконоборчества Тарасий, имевший знатное происхождение, занимал должность секретаря императрицы Ирины и был значимой фигурой в делах управления империей.

В целях подготовки к проведению Вселенского собора Ириной было организовано избрание нового константинопольского патриарха вместо умершего в 784 году Павла. При обсуждении кандидатов на организованном Ириной собрании в Мангаварском дворце Константинополя после приветственной речи императрицы раздались возгласы в поддержку Тарасия, который не был духовным лицом. Ирина сама желала видеть патриархом Тарасия («мы его же назначаем, но он не слушается» [1] ) и он согласился, произнеся продолжительную речь о необходимости проведения Вселенского собора.

Тарасий был быстро возведён во все степени священства и 25 декабря 784 года в праздник Рождества Христова был поставлен константинопольским патриархом. После этого Тарасий по традиции разослал изложение своего вероисповедания всем предстоятелям церквей, включая папу римского — «…отправил в Рим соборные послания и книгу своего вероисповедания, которая и принята папою Адрианом». [2] Дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, её сына Константина и самого Тарасия.

На состоявшемся в 787 году в Никее Седьмом Вселенском соборе Тарасий был председательствующим и отстаивал восстановление иконопочитания.

В правление императора Константина VI Тарасий вначале отказался расторгнуть его брак с Марией Амнийской, внучкой праведного Филарета Милостивого, чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Император попытался обвинить Марию в попытке отравить его. Патриарх заявил, что единственным основанием для расторжения брака является доказанное прелюбодеяние. Позднее под давлением императора Тарасий согласился на постриг Марии и император смог вступить в новый брак со своей фавориткой Федотой и даже короновал её. Это вызвало волнения среди христиан, монастырь на Олимпе даже отложился от византийской церкви, ставя в вину патриарху Тарасию постриг Марии. С воцарением Ирины Тарасий продолжил возглавлять церковь и по словам жития: «пребывал в мире и тишине, ревностно пася словесное своё стадо». Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вёл суровую аскетическую жизнь. Всё своё имение он истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал.

Согласно житию Тарасия, перед смертью бесы, напоминая его жизнь с самой юности, старались приписать святителю не совершённые им грехи, но он обличил их в клевете. [3]

Скончался Тарасий 25 февраля 806 года после болезни. Был погребён в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса. [3]

Примечания

  1. Хронология Феофана, год 6277 / 777 (784)
  2. Хронография Феофана, год 6277 / 777 (785)
  3. 12Святитель Тарасий Константинопольский, архиепископ

Ссылки

  • Андрей Первозванный
  • Стахий
  • Онисим
  • Поликарп I
  • Плутарх
  • Седекион
  • Диоген
  • Елевферий
  • Феликс
  • Поликарп II
  • Афинодор (Афиноген)
  • Евзой
  • Лаврентий
  • Алипий (Олимпий)
  • Пертинакc
  • Олимпиан
  • Марк I
  • Филадельф
  • Кириак I (Кириллиан)
  • Кастин (Константин)
  • Евгений I
  • Тит
  • Дометий
  • Руфин
  • Проб
  • Митрофан
  • Александр
  • Александр
  • Павел I
  • Евсевий
  • Македоний I
  • Евдоксий
  • Демофил
  • Евагрий
  • Григорий I
  • Максим I
  • Нектарий
  • Иоанн Златоуст
  • Арсакий
  • Аттик
  • Сисиний I
  • Несторий
  • Максимиан
  • Прокл
  • Флавиан
  • Анатолий
  • Анатолий
  • Геннадий I
  • Акакий
  • Фравита
  • Евфимий
  • Македоний II
  • Тимофей I
  • Иоанн II
  • Епифаний
  • Анфим I
  • Мина
  • Евтихий
  • Иоанн III
  • Иоанн IV
  • Кириак II
  • Фома
  • Сергий I
  • Пирр I
  • Павел II
  • Петр
  • Фома II
  • Иоанн V
  • Константин I
  • Феодор I
  • Георгий I
  • Павел III
  • Каллиник I
  • Кир
  • Иоанн VI
  • Герман I
  • Анастасий
  • Константин II
  • Никита I
  • Павел IV
  • Тарасий
  • Никифор
  • Феодот I
  • Антоний I
  • Иоанн VII
  • Мефодий I
  • Игнатий (Никита)
  • Фотий I
  • Стефан I
  • Антоний II
  • Николай I Мистик
  • Евфимий I
  • Стефан II
  • Трифон
  • Феофилакт
  • Полиевкт
  • Василий I
  • Антоний III
  • Николай II
  • Сисиний II
  • Сергий II
  • Евстафий
  • Алексий Студит
  • Михаил Керуларий
  • Константин III
  • Иоанн VIII
  • Косьма I
  • Евстратий Гарида
  • Николай III
  • Иоанн IX
  • Лев Стипп
  • Михаил II Куркуас (Оксеит)
  • Косьма II
  • Николай IV
  • Феодот II
  • Неофит I
  • Константин IV
  • Лука Хрисоверг
  • Михаил III
  • Харитон Евгениот
  • Феодосий Ворадиот
  • Василий II
  • Никита II
  • Леонтий Феотокит
  • Досифей
  • Георгий II
  • Иоанн X
  • Михаил IV
  • Феодор II
  • Максим II
  • Мануил I
  • Герман II
  • Мефодий II
  • Мануил II
  • Арсений Авториан
  • Никифор II
  • Герман III (Лаз Маркуца)
  • Иосиф I
  • Иоанн XI
  • Григорий II
  • Афанасий I
  • Иоанн XII
  • Нифонт I
  • Иоанн XIII
  • Герасим I
  • Исайя
  • Иоанн XIV
  • Исидор I
  • Каллист I
  • Филофей
  • Макарий
  • Нил
  • Антоний IV
  • Каллист II
  • Матфей
  • Евфимий II
  • Иосиф II
  • Митрофан II
  • Григорий III
  • Афанасий II
  • Геннадий Схоларий
  • Исидор II
  • Софроний I
  • Иоасаф I
  • Марк II
  • Симеон I
  • Дионисий I
  • Рафаил I
  • Максим III
  • Нифонт II
  • Максим IV
  • Иоаким I
  • Пахомий I
  • Феолепт I
  • Иеремия I
  • Иоанникий I
  • Дионисий II
  • Иоасаф II
  • Митрофан III
  • Иеремия II
  • Пахомий II
  • Феолепт II
  • Матфей II
  • Гавриил I
  • Феофан I
  • Мелетий I
  • Неофит II
  • Рафаил II
  • Кирилл I
  • Тимофей II
  • Григорий IV
  • Анфим II
  • Кирилл II
  • Афанасий III
  • Неофит III
  • Парфений I
  • Парфений II
  • Иоанникий II
  • Кирилл III
  • Паисий I
  • Парфений III
  • Гавриил II
  • Прокопий
  • Парфений IV
  • Феофан II
  • Дионисий III
  • Климент
  • Мефодий III
  • Дионисий IV
  • Герасим II
  • Афанасий IV
  • Иаков
  • Каллиник II
  • Неофит IV
  • Гавриил III
  • Неофит V
  • Киприан I
  • Кирилл IV
  • Афанасий V
  • Косма III
  • Иеремия III
  • Каллиник III
  • Паисий II
  • Серафим I
  • Неофит VI
  • Кирилл V
  • Каллиник IV
  • Серафим II
  • Иоанникий III
  • Самуил
  • Мелетий II
  • Феодосий II
  • Софроний II
  • Гавриил IV
  • Прокопий I
  • Неофит VII
  • Герасим III
  • Григорий V
  • Каллиник V
  • Иеремия IV
  • Кирилл VI
  • Евгений II
  • Анфим III
  • Хрисанф
  • Агафангел
  • Константий I
  • Константий II
  • Григорий VI
  • Анфим IV
  • Анфим V
  • Герман IV
  • Мелетий III
  • Анфим VI
  • Кирилл VII
  • Иоаким II
  • Софроний III
  • Иоаким III
  • Иоаким IV
  • Дионисий V
  • Неофит VIII
  • Анфим VII
  • Константин V
  • Герман V
  • Мелетий IV
  • Григорий VII
  • Константин VII
  • Василий III
  • Фотий II
  • Вениамин
  • Максим V
  • Афинагор
  • Димитрий
  • Варфоломей I

Что такое Wiki.cologne Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Ссылка на основную публикацию