Тайная вечеря

История и значение иконы Тайная вечеря, где вешать и в чем помогает

Последние часы жизни Иисуса Христа перед казнью описаны в Новом Завете. Иисус, зная, что его ждет, собрал учеников для празднования еврейской Пасхи. На иконе «Тайная вечеря» изображен момент, когда Спаситель сообщает апостолам о предателе, своей скорой смерти, завещает им Евхаристию. Сюжет наполнен глубоким смыслом: святое Причастие стало одним из главных таинств христианства.

История написания образа

Событие, изображенное на иконе, описано в Евангелиях от Луки, Матфея, Марка. Действие происходит в Иерусалиме во время празднования Пасхи (даты возвращения евреев из египетского рабства). Иисус собрал на ужин (вечерю) своих самых близких учеников (12 апостолов), чтобы отметить этот праздник и проститься с ними.

Первосвященники нашли апостола, который согласился выдать Учителя. Иисус знал, что Иуда предаст его, и сказал об этом ученикам. Его будущее было предопределено Богом-Отцом.

Перед трапезой Иисус омыл ноги учеников. Во время вечери Христос раздал апостолам хлеб и вино и пояснил, что это символы Его плоти и крови. Кто попробует хлеб и вино, тот духовно станет един с ним. Этим обрядом Спаситель установил Новый Завет – Евхаристию (благодарение), таинство Причастия.

Иуда причастился, как и остальные апостолы, и покинул вечерю. В Гефсиманском саду этой же ночью он выдал Иисуса страже первосвященников. Дальше были унижения, крестный путь, распятие, страдания, смерть и воскресение Христа.

После тайной вечери и искупительной жертвы Спасителя апостолы наполнили Пасху другим содержанием. Теперь это праздник Воскресения Христа, победы над смертью. Православная церковь события этого дня поминает в Великий (чистый) четверг и на ежедневных литургиях в молитве Иоанна Златоуста.

Иконография

Самое известное изображение «Тайной вечери» принадлежит Леонардо да Винчи. Монументальная фреска (размер более 4 метров в высоту и 8 метров в длину) украшает заднюю стену трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грация в Милане. Время создания шедевра приходится на период расцвета Ренессанса (1495-1498 года). Заказчиком росписи был герцог Лудовико Сфорца, правитель Милана.

При создании фрески у художника возникла проблема, как должны выглядеть апостолы и Иисус Христос. В качестве модели Спасителя Леонардо да Винчи выбрал юного певчего из церковного хора. Молодой человек имел красивую, одухотворенную внешность.

Сложнее всего было найти прототип Иуды, как его себе представлял художник. Натурщиком для предателя-апостола стал бродяга. Пьяницу извлекли из канавы и привели к Леонардо да Винчи. Лицо несчастного было искажено страстями, злобным ожесточением.

Евангельский сюжет использовали, как известные художники и иконописцы, так и неизвестные древнерусские и средневековые мастера. На Руси иконы с одинаковым сюжетом датируются XV веком. Композиционное построение идентично для всех изображений: 12 учеников за общим столом, в центре – Иисус Христос. Отличие – в акцентах изображения.

На некоторых иконах подчеркивается предательство Иуды: у него одного отсутствует нимб, в руках может быть изображен кошель. Лица апостолов, узнавших, что среди них есть предатель, выражают удивление и негодование. На других образах нимб есть только у Христа. На столе изображены хлеб и вино. Иисус протягивает хлеб одному из учеников. Главный смысл такой иконы заключается в Причащении апостолов.

Значение иконы

Евангелисты повествуют, что Спаситель преподал апостолам 3 важнейших христианских заповеди:

  1. Смирение (когда омыл ноги учеников).
  2. Евхаристию.
  3. Любовь к ближнему.

Смирение стало одним из важнейших качеств христиан, в первую очередь, у монашествующих. Постом и молитвами монахи стараются победить в себе гордыню, превозносящую их перед другими верующими.

Смирение не унижает, а возвышает человека, потому как оно свидетельствует о его способности победить свои страсти, то есть силу духа. Когда смиряются слабые духом, то это не одно и то же, так как они подчиняются тем, кто сильнее их. Цель их смирения – возвыситься над другими. Иисус Христос, совершеннейший и безгрешный, показал пример смирения своим ученикам.

Нетрудно смирять себя перед Богом, осознавая свою греховность, перед самим собой. Намного сложнее смиряться перед другими людьми. Господь требует именно такого, истинного смирения, без которого невозможно единение с Ним.

На иконе «Тайная вечеря» изображены последние часы Христа до его смертных страданий. Евангелисты свидетельствуют, что Иисус являет ученикам свою любовь к ним со словами: «Как возлюбил меня Отец, и я возлюбил вас, пребудьте в любви моей». Он преломляет хлеб, наливает вина, поясняя, что это есть Плоть и Кровь Его.

Евхаристия – причащение к Телу и Крови искупителя людских грехов. Без Святого Причастия невозможно соединиться с Богом. Иисус Христос благословил апостолов на таинство до своего второго пришествия. Смысл иконы означает духовное соединение с Богом через принятие его искупительной жертвы.

В каких проблемах помогает?

В храме, перед иконой «Тайная вечеря» молят Господа о прощении грехов, (особенно во время поста, перед причащением к Святым дарам). Дома, в вечерней молитве перед образом благодарят за то, что есть достаток, никто не остался голодным. В молитвенном обращении к Господу можно изложить свои проблемы, испросить помощи.

Молитва и тропарь иконе «Тайная Вечеря»

Перед иконой полагается молиться следующими словами:

Тропарь

«В Великий Четверг Страстной недели одна из главных тем богослужения – предательство Иуды и просьба к Господу о прощении грехов перед Причастием».

Где нужно помещать икону в доме?

В православии значение иконы определяется ее положением в иконостасе. В церкви ее располагают над Царскими Вратами, иконами Спасителя и Богоматери. Где надо вешать икону дома, особой роли не играет. Но, исходя из сюжета святого изображения, ее часто размещают в помещении, где обедают, готовят пищу.

Тайный апокриф Иоанна Богослова

ТАЙНАЯ КНИГА ИОАННА

Учение Спасителя и откровение таинств, и сокрытого в молчании, и того, о чем Он научил Иоанна, Своего ученика.

Случилось же однажды, когда поднялся Иоанн, брат Иакова, — они сыновья Зеведеевы, — он поднялся к храму. Встретил его фарисей — его имя Ариман — и сказал ему: “Где Он, твой учитель, Которому ты следовал?”.

И я сказал ему: “Он ушел в место, из которого пришел”.

Сказал мне фарисей: “Соблазном соблазнил вас Назорей, и наполнил ваши уши ложью, и заключил ваши сердца. Он отвратил вас от преданий отцов ваших!”.

Услышав это, я, Иоанн, повернул от храма в место гористое и пустынное. И я очень печалился в сердце, говоря: “Как был назначен Спаситель? И зачем Он был послан в мир Своим Отцом? И Кто Его Отец, пославший Его? И каков тот эон, в который мы уйдем? Ибо о чем Он говорил, сказав, что этот эон, в который мы уйдем, принял образ эона нетленного? И Он не научил нас о том, каков он”.

Тотчас, как я подумал об этом, вот — небеса раскрылись, и осветилось все творение, которое под небом, и содрогнулся весь мир. Я испугался, и вот — я увидел в свете Ребенка. Он предстал мне. Когда я увидел Его, Он стал как взрослый, и он преобразил свой образ, став как старец. Это не было множеством передо мной и было видом многообразным в свете. Образы являлись один из другого, и вид был тремя образами.

Он сказал мне: “Иоанн, Иоанн, почему ты сомневаешься и почему испуган? Разве ты чужд этому виду? То есть — не будь малодушен! Я — сущий с вами во всякое время; Я — Отец, Я — Мать, Я — Сын, Я — незапятнанный и неоскверненный. Ныне Я пришел научить тебя о том, что есть, и что было, и чему надлежит быть, чтобы ты узнал о невидимом и видимом, и научить тебя о непоколебимом роде совершенного Человека. Итак, теперь подними свое лицо и слушай, чтобы принять то, чему Я научу тебя сегодня, и передать его своим братьям в Духе, тем, кто из непоколебимого рода совершенного Человека”.

И я просил, чтобы узнать. И Он сказал мне: “Единица — это единовластие, нет существующего над ним. Он существует как Бог и Отец всего, незримый, пребывающий над всем, пребывающий в нетленности, пребывающий в чистом свете, в который не может смотреть никакой взгляд.

Он — незримый Дух. Не следует думать о Нем как о богах или что Он таков, ибо Он превосходит бога. Нет ничего над Ним, ибо ничто не господствует над Ним. Он не пребывает ни в чем, меньшем Его, и все пребывает в Нем Самом. Он вечен. Поэтому Он не нуждается ни в чем, ведь Он весь совершенен. Он не имеет ни в чем недостатка, чтобы восполнить его, но весь Он постоянно совершенен в свете. Он беспределен, поскольку не было того, кто до Него, чтобы положить Ему предел.

Непостижимый, поскольку не было никого до Него, чтобы исследовать Его. Неизмеримый, поскольку не было никого до Него, чтобы измерить Его. Незримый, поскольку никто не видел Его. Вечный, существующий вечно. Неизреченный, поскольку никто не смог постичь Его, чтобы рассказать о Нем. Неименуемый, поскольку нет того, кто до Него, чтобы дать Ему имя.

Свет неизмеримый, непорочный, святой, чистый, неизреченный, совершенный в нетленности. Ни совершенство это, ни блаженство, ни божественность, но намного лучше. Ни телесный, ни бестелесный, ни великий, ни малый. Невозможно сказать, сколько Его и чему Он подобен. Никто не сможет понять Его. Он — не нечто из существующих, но намного лучше, не как избранный, но как принадлежащий Себе Самому.

Он не причастен векам, время не существует для Него. Ведь причастный веку — тот, кто уже приготовлен. Он не был наделен временем, ибо Он не получил ничего от другого. Ведь полученное — его берут взаймы. Ведь он не нуждается, Тот, Кто до каждого, чтобы принять от него. Ведь Сей созерцает Себя Самого в Своем свете.

[…] величие, Он обладает непорочностью неизмеримой. Вечность, дающая вечность, Жизнь, дающая жизнь, Блаженный, дающий блаженство, Знание, дающее знание, Благой, дающий благость. Сострадание, дающее сострадание и избавление, Милость, дающая милость, не потому, что обладает, но (потому), что дает. Свет неизмеримый, непостижимый.

Как Я буду говорить с тобой о Нем? Его эон — нетленность, Он спокоен и пребывает в молчании, покоясь, существуя до всего. Ведь Он — глава всех эонов, и Он дает им силу в Своей благости. Ведь мы не знаем (неизреченного и не понимаем) неизмеримого кроме явившегося из Него, то есть Отца, ибо это Он сказал нам самим. Ведь Он созерцает Себя Самого в Своем свете, окружающем Его, то есть в источнике воды живой. И Он содержит все эоны. И во всех обликах Он созерцает Свой образ, видя его в источнике Духа.

Он желает в Своем свете водном, который в источнике воды света чистого, окружающего Его. И Его мысль стала делом, и она открылась, явившаяся перед Его лицом в сиянии Его света. Это первая сила, появившаяся до всех, явившаяся из Его мысли, то есть Провидение всего. Ее свет светит подобно Его свету. Сила совершенная, то есть образ незримого, девственный Дух совершенный, первая сила, слава Барбело, слава, совершенная в эонах, слава откровения. Она прославила девственный Дух и благословила Его, ибо благодаря Нему она явилась. Это первая мысль, Его образ. Она стала утробой всего, ибо она до них всех. Мать-и-Отец, первый Человек, Дух Святой, третий муж, третья сила, третье имя андрогинное, и вечный эон среди незримых, и первый вышедший.

Тайный апокриф Иоанна Богослова

(Перевод В. Витковского)

I . После вознесения Господа нашего Иисуса Христа оказался я, Иоанн, один на горе Фавор, где чистое Божество Своё явил Он нам. И не мог я стоять, и пал на землю, и взмолился к Господу, и сказал: Господи Боже мой, удостоивший меня стать рабом Твоим, внемли голосу моему и научи меня о пришествии Твоём. Когда должен будешь Ты прийти на землю, что будет тогда? Что станется в те времена с небом, землею, Солнцем и Луной? Открой мне всё. Чаю, что услышишь Ты раба Твоего.

II . И провел я в молитве семь дней, и после того унесло меня с горы светлое облако и поставило меня пред ликом небесным, и услышал я голос, говоривший мне: Смотри, слуга Божий Иоанн, и знай. И посмотрев, узрел я небо разверзшееся, и из глубины неба изошел запах, полный аромата благовонного, и увидел я свечение великое, много более светлое, чем солнечное.

III . И вновь услышал я голос, говоривший мне: Смотри, праведный Иоанн. И возвел я взор и узрел книгу лежащую, и показалась мне толщина её в семь гор. Длины же её не может объять ум человеческий, и было на ней семь печатей. И сказал я: Господи Боже мой, открой мне, что написано в этой книге?

IV . И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. В книге, которую видел ты, записано то, что на небе, и то, что на земле, и то, что в аду, и всякого естества человеческого грехи и праведность.

V . И спросил я: Господи, когда свершится это, и в чем отличие тех времен? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Будет в то время изобилие хлеба и вина, какого не было на земле и не будет никогда, пока не придут те времена. Тогда колос хлебный произведет полхиникса, а гроздь виноградная – полкувшина вина. А в следующий год не найдется нигде на всём лице земли ни полухиникса хлеба, ни полукувшина вина.

VI . И снова спросил я: Господи, что сделаешь Ты тогда? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда явится Супостат, во мрак изверженный, коего зовут Антихристом. И снова сказал я: Господи, открой мне, каков он.

VII . И услышал я голос, говоривший мне: Лицом он мрачен, волосы на голове его остры словно стрелы, брови его – как у зверя, глаз его правый – как звезда, восходящая утром, а другой – как у льва, уста же его – в локоть шириной, зубы его – в пядь длиной, пальцы его – словно серпы, след ноги его – в две пяди, а на челе его – надпись “Антихрист”. До неба возвысится он, и до ада опустится, творя ложные знамения. И тогда сделаю Я небо медным, дабы не давало оно влаги земле, и укрою облака в скрытых местах, дабы не посылали они влаги на землю, и удержу ветра в рогах, дабы не дул ветер по земле.

VIII . И снова спросил я: Господи, сколько лет будет он на земле? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Три года продлятся те времена, и сделаю Я три года как три месяца, а три месяца – как три недели, а три недели – как три дня, а три дня – как три часа, а три часа – как три мгновения, по слову пророка Давида: Престол его наземь низверг Ты, сократил дни времени его, позором покрыл его. И пошлю Я тогда Еноха и Илию для обличения его, и покажут они, что лжец он и обманщик, и убьет он их на жертвеннике, по слову пророка: Тогда принесут на жертвенник Твой тельцов.

IX . И снова спросил я: Господи, а что должно свершиться после того? И услышал голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда исчезнет всякое естество человеческое, и не будет человека нигде на земле. И снова спросил я: Господи, что сделаешь Ты после того? И услышал голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда пошлю Я ангелов Моих и поднимут рога бараньи, лежащие на облаке, и выйдут за пределы неба, и вострубят Михаил и Гавриил в рога эти, как предрекал пророк Давид, гласом трубы роговой. И донесётся глас трубный до пределов вселенной, и от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, – то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое.

X . И снова спросил я: Господи, умершие от Адама и до сего дня, и в аду живущие от века, и те, кто умрет до последних веков – какими воскреснут они? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Всякое естество человеческое тридцатилетним воскреснет.

XI . И снова сказал я: Господи, мужской и женский пол умирают, и одни – старыми, другие – молодыми, а иные – младенцами. В воскресении какими восстанут они? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Как пчелы не разнятся одна от другой, но все одного вида и одного возраста, так в воскресении будут и все люди: и не будет ни белых волос, ни рыжих, ни черных, не будет и чернокожих или иных, отличных лицами, но все воскреснут одного вида и одного возраста. Всякое естество человеческое бестелесным воскреснет, как и сказал Я вам: В воскресении не женятся и не выходят замуж, но все – словно ангелы Божии.

XII . И снова спросил я: Господи, можно ли будет в мире том узнать друг друга: брату – брата своего, или знакомцу – знакомца своего, или отцу – собственных детей, или детям – собственных родителей? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Для праведных будет узнание, для грешников же – никакого, и в воскресении не смогут они узнать друг друга. И снова спросил я, Иоанн: Господи, будут ли там помыслы о виноградниках, о полях и об ином, что есть на земле? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Говорит пророк Давид: Вспомнил я, что мы – персть; дни человека – как трава; как цвет полевой, так отцветёт он, ибо пройдёт ветер над ним, и нет его, и не узнает более места своего. И еще сказал он: Выйдет дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.

XIII . И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда пошлю Я ангелов Моих по лицу всей земли, и возьмут они с земли всё славное и всё достойное, и святые и чтимые иконы, и славные и честные кресты, и святыни церковные, и божественные и священные книги. И чтимое и святое всё поднимется в воздух под облака. И тогда повелю Я поднять великий и священный скипетр, на коем простер Я руки Мои, и поклонятся ему все чины ангелов. И тогда будет поднято всякое естество человеческое на облака, как предрекал Апостол Павел: Вместе с ними будем мы восхищены на облака в воздухе, дабы ответить пред Господом. И тогда изойдет всякий дух злой, на земле, и в аду, где ни есть он от восхода Солнца до заката, и прилепятся к служившим дьяволу, или Антихристу, и будут подняты на облака.

Читайте также:  Никон Воробьев

XIV . И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда пошлю Я ангелов Моих по лицу всей земли, и сожгут они всю землю на восемь тысяч пятьсот локтей, и сгорят горы высокие, и все скалы рассыплются и сделаются как пыль, и сожжены будут всякое древо, и всякий скот, и всякий гад, ползущий по земле, и всё влекущееся по лицу земли, и всякая птица, летящая в воздухе, и не будет более на лице земли ничего, что шевелилось бы, и станет земля недвижной.

XV . И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда отворю я четыре страны света, и изойдут четыре ветра великие, и выметут всё лицо земли от края до края. И выметет Господь грех с земли, и побелеет земля, словно снег, и станет как лист, и не будет на ней ни пещеры, ни горы, ни холма, ни скалы, но будет лицо земли от восхода до заката гладким как стол и белым как снег. И выжжены огнем будут недра земные, и возопит земля ко Мне, говоря: Девственна я пред Тобою, Господи, и нет на мне греха. Как предрекал пророк Давид: Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. А иной пророк сказал: Всякое ущелье да наполнится и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими, и узрит всякая плоть спасение Божие.

XVI . И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда очистится земля от греха, и преисполнится она благовония, ибо должен буду Я сойти на землю. И тогда выйдет великий и священный скипетр с тысячами ангелов, славящих его, как предрекал Я: И явится тогда с небес знамение Сына Человеческого с силою и славою великой. И тогда узрит это творящий неправедное со слугами его и заскрежещет громко зубами, и все нечистые духи в бегство обратятся. И схваченные силой незримой, не имея, куда бежать, заскрежещут они зубами, говоря ему: Где сила твоя? Что же ты обманул нас? И убежали мы, и отпали от славы, коей причастны были чрез Грядущего судить нас и всякое естество человеческое. Увы нам, ибо во мрак внешний извергнет Он нас.

XVII . И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Тогда пошлю Я ангела с неба, и воскликнет он голосом громким, говоря: Слушай, земля, и крепись, говорит Господь, ибо к тебе нисхожу Я. И услышан будет голос ангела от края до края вселенной и до глубин ада. И содрогнется тогда вся сила ангелов и многооких, и раздастся шум великий в небесах, и содрогнутся девять листов небесных, и страх и смятение великое случится среди всех ангелов. И разверзнутся тогда небеса от восхода солнца до заката, и сойдут на землю множества ангелов неисчислимые, а после раскроются кладовые небесные, и снесут вниз всё чтимое и благовония воскуряемые, и низведут на землю Иерусалим, словно невесту в наряде. И пройдут тогда предо Мною тысячи тысяч ангелов и архангелов, неся престол Мой и восклицая: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Небо и земля полны славой Твоей! И тогда выйду Я с силою и славой великой, и всякое око на облаках узрит Меня, и тогда преклонится всякое колено небесное, земное и подземное. И пребудет тогда небо пустым, и сойду Я на землю, и низведено будет на землю всё, что в воздухе, и всякое естество человеческое и всякий злой дух с Антихристом, и поставлены все будут предо Мной, нагие и сокрушенные.

XVIII . И снова спросил я: Господи, что будет с небом, Солнцем, Луною и звездами? И услышал голос, говоривший мне: Смотри, праведный Иоанн. И воззрев, увидел я агнца, семь глаз и семь рогов имевшего. И вновь услышал я голос, говоривший мне: Повелю Я пройти агнцу предо Мной и скажу: Кто откроет эту книгу? И ответят все множества ангелов: Да будет дана книга этому агнцу, дабы открыл он её. И тогда повелю Я открыть книгу.

XIX . И когда снимет он первую печать, падут звезды с небес от края и до края. А когда снимет вторую печать, сокроется Луна, и не будет в ней света. А когда снимет третью печать, угаснет свет Солнца, и не станет света на земле. А когда снимет четвертую печать, уничтожатся небеса, и будет воздух неустроенный, как говорит пророк: Они сгинут, а Ты пребудешь, и все, как риза обветшают. А когда снимет пятую печать, разверзнется земля и откроются все места судные по всей земле. А когда снимет шестую печать, исчезнет половина моря. Когда же снимет седьмую печать, откроется ад.

XX . И спросил я: Господи, с кого спросится и кто примет суд первым? И услышал я голос, говоривший мне: Духи нечистые вместе с Врагом. Повелю Я им идти во мрак внешний, что под водою. И спросил я: Господи, в каком это месте? И услышал голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Там, где муж тридцатилетний может скатить камень и сбросить его в воду и, упав, двадцать лет не достигнет он основания ада. Как предрекал пророк Давид: И сокрыла его тьма.

XXI . И спросил я: Господи, а после них какой язык спрошен будет? И услышал голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Спрошены будут языки от Адама и язык эллинский: и те, кто верил в идолов, и в Солнце, и в звезды, и те, кто ересью осквернил веру, и те, кто в святое Воскресение не веровал, и те, кто не признавал Отца и Сына и Святого Духа. Тогда пошлю Я их в ад, как предрекал пророк Давид: Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога. И ещё сказал он: Как овец поставил Он их в аду, и смерть будет пастырем их.

XXII . И снова спросил я: Господи, а после этих кого будешь Ты судить? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда спросится с племени Евреев, кои Меня, словно злодея, на древе распяли. И спросил я: Какие же наказания и в каком месте должны будут претерпеть они, таковое Тебе сотворившие? И услышал я голос, говоривший мне: Пойдут они в преисподнюю, как предрекал пророк Давид: Возопили, но не было спасающего, ко Господу – но Он не внял им. И ещё сказал Апостол Павел: Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут, а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся.

XXIII . И снова спросил я: Господи, а принявшие крещение, что же они? И услышал я голос, говоривший мне: После спросится и с племени Христиан, принявших крещение, и тогда придут праведники по мановению Моему, и явятся ангелы и отделят их от грешников, как предрекал пророк Давид: Не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных. И встанут все праведники одесную Меня и воссияют, словно Солнце. Как видишь ты, Иоанн, звезды на небе, которые все сходны, но светом своим разнятся, так будет и с праведниками и грешниками: ибо воссияют праведники, как светила и как Солнце, а грешники да будут темны.

XXIV . И снова спросил я: Господи, все ли Христиане одно наказание примут: цари, первосвященники, священники, патриархи, богатые и бедные, рабы и свободные? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Как предрекал пророк Давид, терпение бедных не погибнет вконец. Что же до царей, то будут они гонимы как рабы и заплачут как дети. Что же до патриархов, иереев и левитов согрешивших, то разделены они будут в наказаниях по образу согрешения каждого из них: одним – огненная река, другим – червь неусыпный, иным же – семиустый кладезь мучений. Таким наказаниям преданы будут разные грешники.

XXV . И снова спросил я: Господи, а где поселятся праведники? И услышал голос, говоривший мне: Тогда раскроется Рай, и будут весь мир и Рай – одно, и пребудут праведники по всему лицу земли с ангелами Моими, как предрекал Дух Святой чрез пророка Давида: Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

XXVI . И снова спросил я: Господи, каково число ангелов? И кого больше: ангелов или людей? И услышал я голос, говоривший мне: Каково число ангелов, таково же и рода человеческого, как сказал пророк: Установил Он пределы народам по числу ангелов Божиих.

XXVII . И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И каким будет мир? Открой мне всё. И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. С того времени не будет страданий, не будет скорби, не будет стенаний, не будет злопамятства, не будет слез, не будет зависти, не будет ненависти к братьям, не будет несправедливости, не будет гордыни, не будет клеветы, не будет обиды, не будет забот жизненных, не будет страданий от родителей или детей, не будет страданий ради золота, не будет злых речей, не будет дьявола, не будет смерти, не будет ночи, но всё – сплошной день. Как предрек Я: Будут у Меня и иные овцы, не сего двора, то есть люди, уподобившиеся ангелам по добродетели своей; их приведу Я, и услышат они голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

XXVIII . И снова услышал я голос, говоривший мне: Вот, всё это слышал ты, праведный Иоанн. Передай это верным людям, чтобы и других научили, и не пренебрегли, но и не бросали бы жемчуг наш свиньям, да не попрут его ногами своими.
И когда еще слушал я голос тот, понесло меня облако вниз и поставило на горе Фавор. И дошел до меня голос, говоривший: Блаженны ожидающие Суда и творящие справедливость во всякий час, и блажен дом, где так мыслят. Как сказал Господь: Любящий Меня хранит слова Мои во Христе Иисусе, Господе нашем. Слава Ему вовеки. Аминь.

[1] Текст приведен по изданию: Новозаветные апокрифы / Сост., коммент. С. Ершова; Предисл. В. Рохмистрова. – СПб.: Амфора, 2001. – 423.

Апокриф Иоанна – Apocryphon of John

  • Список гностических сект

Сирийско-египетский

  • Офиты
  • Сифианство

Самаритянские баптистские секты

  • Досифей
  • Симон Волхв ( Simonians )
  • Menander

Александрийский

  • Василид
    • Василиды

Римский

  • Валентин
    • Валентинизм

Христианский гностицизм

  • Апеллес
  • Cerinthus
  • Джастин
  • Маркион
    • Маркионизм
  • Николаизм
  • Perates
  • Сатурнин

Авраамический

  • Друзы
  • Мандеизм
  • Нусайризм
  • Сабиане

Персидский

  • Бабизм
  • манихейство
  • Язданизм

Китайский

  • Китайский манихейство

Современное

  • Современные школы
  • Мистика Меркабы
  • Апокалиптическая литература
  • Мессия
  • Филон
  • Средний платонизм
  • Иоанн Креститель
  • Раннее христианство
    • Павел
      • Павел и гностицизм
  • Христология
  • Докетизм
  • Мудрость (персонификация)
  • v
  • т
  • е
  • Евангелие
  • Послания
    • Первый
    • Второй
    • В третьих
  • Открытие
    • События
  • Апокриф
  • Акты
  • Знаки Евангелия
  • v
  • т
  • е

Секретная книга Иоанна , также называют Апокриф Иоанна или Секретная Откровение Иоанна , является вторым века Sethian гностический христианский текст тайных учений. Поскольку он был известен Иринею , Отцу Церкви , он должен был быть написан около 180 г. Он описывает появление Иисуса и передачу тайного знания ( гнозиса ) Апостолу Иоанну . Автор описывает, что это произошло после того, как Иисус «вернулся в то место, откуда пришел». Считается, что книга несет это откровение.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 История
  • 3 Влияние
  • 4 Краткое содержание текста и его космология
  • 5 Примечания
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 Источники

Обзор

Многие христиане второго века, как гностики, так и ортодоксы, надеялись получить трансцендентное личное откровение, такое как апостол Павел, переданный церкви в Коринфе ( 2 Коринфянам 12: 1–4 ), или то, что Иоанн испытал на острове Патмос , которое вдохновило Книга Откровения . Как Деяния повествуют о том, что произошло после того, как Иисус вознесся на небо, так и Апокриф Иоанна начинается с того же места, но повествует о том, как Христос снова явился Иоанну.

Начальные слова Тайной Книги Иоанна : «Учение Спасителя и откровение тайн и вещей, сокрытых в молчании, даже тому, чему он учил Иоанна, своего ученика ». Автор Иоанн сразу же указан как « Иоанн , брат Иакова , сыновья Зеведея ». Остальная часть книги – это видение духовных сфер и предшествующей истории духовного человечества.

Есть четыре отдельных сохранившихся рукописи «Тайной книги Иоанна». Один был куплен в Египте в 1896 году ( Берлинский кодекс ); три из них были найдены в кодексах Наг-Хаммади в 1945 году. Все четыре версии относятся к IV веку. Три из них, по-видимому, представляют собой независимые коптские переводы оригинального греческого текста. Два из четырех достаточно похожи, что, вероятно, представляют собой копии одного источника.

Хотя разные версии текстов имеют незначительные варианты ( Берлинский кодекс имеет много незначительных отличий от Наг Хаммади II и IV), все тексты в целом согласны с утверждением, что главным раскрывающим существом был Иисус.

История

Книга под названием Апокриф Иоанна была упомянута Иринеем в Adversus Haereses , написанном около 185 года, среди «неописуемого количества секретных и незаконных писаний, которые они сами подделали, чтобы сбить с толку умы глупых людей, которые не знают об этом. Истинные Священные Писания »- Священные Писания, которые сам Ириней помог установить (см. канонические четыре ). Среди писаний, которые он цитирует, чтобы разоблачить и опровергнуть их, – Евангелие Истины , Евангелие от Иуды и эта секретная книга Иоанна .

Об этом тексте было мало что известно до 1945 года, когда тайник из тринадцати папирусных кодексов (переплетенных книг), который был спрятан в 4 веке, был случайно обнаружен в Наг-Хаммади в Египте ( CG II ). Апокриф Иоанна был одним из текстов, в трех коптских версиях , переведенных с греческого. Две версии очень похожи и представляют одну рукописную традицию; они включают в себя длинный отрывок из определенной Книги Зороастра, приложенный к Апокрифу (как главы 15:29 – 19: 8f). Более короткая версия Апокрифа, найденная в Наг-Хаммади, не содержит вставок и представляет собой другую рукописную традицию. Еще одна версия этого короткого издания текста была обнаружена в древнем коптском кодексе, приобретенном доктором Карлом Рейнхардтом в Каире в 1896 году. Этот манускрипт (идентифицированный как «Берлинский гностический кодекс» или BG 8502) использовался вместе с тремя версиями. найден в Наг-Хаммади для создания доступных переводов. Тот факт, что сохранились четыре рукописных «издания» этого текста – две «длинные» версии и две «короткие» версии – предполагает, насколько важен этот текст в ранних гностических христианских кругах. В трех кодексах Наг-Хаммади Апокриф Иоанна всегда появляется в первой версии.

Влияние

Апокриф , набор в обрамлении устройства откровения выступили воскреснувший Христос к Иоанну, сын Зеведея, содержит некоторые из самых обширной детализации классической дуалистической гностической мифологии, которая выжила; как один из основных текстов библиотеки Наг-Хаммади, это важный учебный текст для всех, кто интересуется гностицизмом . Фредерик Виссе, который перевел его, утверждает, что « Апокриф Иоанна все еще использовался в восьмом веке месопотамскими аудианами » (Wisse, стр. 104).

Апокриф Иоанна стал центральным текстом для изучения гностической традиции Античности. Мифология сотворения, подробно описанная в нем, была изучена Карлом Юнгом и Эриком Фогелином .

Резюме текста и его космология

В настоящее время сохранились четыре копии «Тайного откровения Иоанна» . Они во многом одинаковы по своей основной структуре и содержанию. Заметным отличием кодексов является их индивидуальная длина. Берлинский кодекс и Кодекс Наг-Хаммади III короче Кодексов Наг-Хаммади I и II. Еще одна отправная точка между кодексами – изображение Спасителя / Христа. Берлинский кодекс обычно использует термин «Христос» чаще, тогда как повествование Кодекса Наг-Хаммади III часто заменяет термин «Господь» или «Спаситель». Однако Кодекс Наг-Хаммади III завершает свой текст молитвой «Иисус Христос, аминь». Дополнительным отличием, касающимся христианского оформления текстов, является то, что Кодекс Наг-Хаммади III более подробно описывает сошествие фигуры Христа / Спасителя в тюремный мир Демиурга и его роль в содействии пробуждению и освобождению человечество. Эти различия могут представлять определенную степень вариации в том, как гностическая космология вплеталась в христианский контекст.

Приведенное ниже краткое изложение Апокрифа взято из перевода Виссе.

Текст начинается с того, что Иоанн описывает собственное состояние горя и недоумения после распятия Христа. Затем появляется Спаситель, принимает различные формы и, изгнав страхи Иоанна, дает следующее космологическое повествование.

Высший божественный принцип – это Монада. Монада описывается как «монархия с чем над ним». Он высший, абсолютный, вечный, бесконечный, совершенный, святой и самодостаточный. Однако подчеркивается и его запредельная невыразимость. Его невозможно измерить количественно, и его качества невозможно описать по-настоящему. Монада существует в немыслимом совершенстве.

Монада производит из его мысли женскую божественную сущность или принцип по имени Барбело . Она описана как «первая мысль» и «образ» Монады. Хотя Барбело всегда называют «она», она также описывается как изначальная мать и отец. Она также считается «первым мужчиной» и описывается в различных терминах андрогинности . Она первая из класса существ, именуемых Эонами , и обмен между ней и Монадой приводит к появлению других Эонов. Кроме того, свойства Света и Разума рождаются из отражения Монады на Барбело. Свет является синонимом Христа, также называемого «Христос Автоген». Свет и Разум участвуют в дальнейшей творческой деятельности, опираясь на высшие принципы Барбело и Монады и прославляя их. Вместе они порождают новые Эоны и силы.

В конце концов, одна из Эонов, София «из Эпинойи», нарушает гармонию этих процессов, занимаясь творческой деятельностью без участия или согласия Духа Монады и без помощи супруга-мужчины. Творческая сила ее мысли создает сущность по имени Ялтабаоф , которая является первой из серии неполных демонических сущностей, называемых Архонтами . Ялтабаоф, злобный и высокомерный персонаж, также имеет гротескную форму. Его голова – голова льва, а тело змеиное. Признавая деформированную, несовершенную природу своего отпрыска, София пытается спрятать его где-нибудь, где другие Эоны не обнаружат его. Акт сокрытия Ялтабаофа также приводит к тому, что сам Ялтабаоф остается в неведении о верхнем мире и других Эонах.

Читайте также:  Молебен Николаю Чудотворцу, как заказать, читать молебен

Несмотря на то, что Ялтабаоф имеет только одного родителя и был создан без согласия Духа Монады, он достаточно силен, чтобы имитировать творческие процессы высших Эонов. Он создает множество других Архонтов, каждый из которых имеет свой собственный несовершенный характер, и создает мир для их обитания. Этот мир в корне уступает миру выше. Он создан из тьмы, но оживлен светом, украденным у Софии. В результате получается мир, который не является ни «светлым, ни темным», а «тусклым». В своем высокомерии и невежестве Ялтабаоф объявляет себя единственным и ревнивым Богом этого царства.

Признавая несовершенство Ялтабаофа и его поддельного мира, София раскаивается. В прощение за ее ошибку Дух Монады помогает другим Эонам и силам в попытке искупить Софию и ее внебрачное создание. Во время этого процесса Ялтабаоф и его Архонты слышат голос Духа Монады. В то время как они напуганы голосом, его эхо оставляет след образа Духа на «водах», образующих крышу их царства. Надеясь использовать эту силу для себя, они пытаются создать копию этого изображения. Конечным результатом этого процесса стал первый человек, Адам.

Признавая возможность вернуть свет, заключенный во тьме Ялтабаофа и его мира, София и агенты высшего порядка, именуемые по-разному как «пленория» или « Эпиноя », а позже как «плерома», разрабатывают план . Они обманом заставляют Ялтабаофа вдувать свою духовную сущность в Адама . Это одновременно оживляет Адама и освобождает Ялтабаоф от части его существа, полученного от Софии.

Видя яркость, интеллект и общее превосходство ныне одушевленного Адама, Ялтабаоф и Архонты сожалеют о своем творении и делают все возможное, чтобы заключить его в тюрьму или избавиться от него. В противном случае они пытаются нейтрализовать его, поместив в Эдемский сад . В этом повествовании Эдемский сад – это ложный рай, где плоды деревьев – это грех, похоть, невежество, заключение и смерть. Предоставляя Адаму доступ к Древу Жизни , они скрывают Древо Познания Добра и Зла . Согласно этому повествованию, Древо познания фактически представляет проникновение положительных сил высшего мира и Эпинойи в царство Ялтабаофа.

В этом месте повествования Христос открывает Иоанну, что именно он заставил Адама съесть плод Древа познания. Кроме того, выясняется, что Ева – помощница, посланная агентами высшего порядка, чтобы помочь освободить свет, заключенный в творении Ялтабаофа и в Адаме. Она создана, когда Ялтабаоф пытается вытянуть свет из Адама. Это приводит к созданию женского тела. Когда Адам воспринимает ее, он видит отражение своей собственной сущности и освобождается от чарующей силы Ялтабаофа.

Затем повествование подробно описывает попытки Ялтабаофа восстановить контроль над сущностью Света. Его основная схема – инициировать деятельность по воспроизводству человека, с помощью которой он надеется создать новые человеческие тела, населенные поддельным духом. Этот поддельный дух позволяет Ялтабаофу и его агентам обмануть человечество, удерживая их в неведении об их истинной природе, и является основным средством, с помощью которого Ялтабаоф держит человечество в подчинении. Это источник всего земного зла и смятения, заставляющий людей умирать, «не найдя истины и не познав Бога истины».

После этого откровения повествование принимает форму серии вопросов и ответов между Иоанном и Спасителем. Они затрагивают ряд вопросов, но в основном имеют сотериологический характер. Иоанн спрашивает Христа, кто имеет право на спасение, и Христос отвечает, что те, кто соприкасаются с истинным Духом, получат спасение, а те, над кем доминирует ложный дух, будут осуждены. В этом контексте Христос также раскрывает свою собственную роль освободителя высшего царства. Христос, называющий себя «памятником Пронойи » и «памятованием плеромы », приносит свет во тьму темницы Ялтабаофа. Здесь он пробуждает заключенных к пробуждению и воспоминаниям. Те, кто получают и пробуждаются от откровения Христа, воскреснут и «запечатаны… в свете воды пятью печатями». Таким образом они избавлены от смерти и проклятия. Этот аспект роли Христа более полно раскрыт в Кодексе Наг-Хаммади III, тогда как в Берлинском кодексе он опущен.

На этом завершается весть Христа. Наконец, Спаситель заявляет, что всякий, кто поделится этими откровениями ради личной выгоды, будет проклят. Версия текста Кодекса Наг-Хаммади III заканчивается молитвой «Иисус Христос, аминь».

В Евангелии нет ничего тайного

Слово «апокриф» для многих людей, в том числе порой и для живущих церковной жизнью, означает нечто загадочное и непонятное. Что это — «тайные знания» или просто часть Предания Церкви? Можно ли читать апокрифы православному христианину? Об апокрифических текстах мы беседуем с секретарем комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии священником Максимом Плякиным.

— Что такое апокрифы в принципе? Что нужно знать о них, чтобы уже не воспринимать как таинственное нечто?

— Слово «апокриф» происходит от греческого слова, означающего «тайный, скрытый». И связано это наименование с тем, что древние гностики, в субкультуре которых и возникла апокрифическая литература, противопоставляли свои тайные писания открытому и всем доступному Евангелию Церкви. Они пытались проводить мысль о том, что священные книги могут быть доступны только избранным, а то, что открыто профанам, не имеет никакой цены. Следовательно, изначально апокрифы — это тексты, созданные вне церковной традиции и сознательно противопоставленные Евангелию. Но со временем исследователи стали называть так любые неканонические тексты библейской тематики, в том числе и те, которые учению Церкви не противоречат.

— Не противоречат, но Церковь все равно их не признаёт?

— Они не признаются священными, богодухновенными книгами, но их содержание находит отражение в Предании Церкви. Откуда, например, мы знаем историю о рождении Девы Марии, о Ее введении во храм? Все это описано в так называемом Протоевангелии Иакова — апокрифическом тексте, который приписывается апостолу Иакову, брату Господню. Мы не знаем, кто его автор, но ученые сходятся во мнении, что этот текст был известен в христианской среде уже в начале II века, то есть в то время, когда еще живы были непосредственные ученики апостолов. И то, что празднование этих событий вошло в церковную традицию, говорит о том, что первые поколения христиан признавали их правдой.

Другой подобный пример — история о конце земной жизни Пресвятой Девы Марии, на основании которой установили праздник Успения. Повествование ведется от лица апостола Иоанна Богослова, но это текст IV–V века, его автором никак не мог быть евангелист Иоанн. И Церковь отказывает этому тексту в праве быть в Новом Завете, но признаёт, что в нем отражены реальные события.

А есть, допустим, такой текст, как «Евангелие от Фомы». Он сильно отличается по форме от канонических Евангелий: там нет повествования — только изречения Иисуса Христа. Как утверждается в рукописи, это «тайные слова, которые сказал Иисус Христос живой и которые записал Дидим Иуда Фома» — таково полное имя апостола. Святой Климент Александрийский в III веке на вопрос о том, можно ли верить содержанию этого текста, говорил, что в нем, несомненно, присутствуют фрагменты подлинных речений Господа. Но уже само упоминание о «тайных» словах указывает, что рукопись пришла к нам от гностиков — и настоящие слова Христа разбавлены в ней таким количеством гностической отравы, что принять этот текст в целом Церковь не может.

— А как все-таки определялась достоверность-недостоверность?

— Прежде всего вопрос ставился так: к какому времени восходит этот текст и к чьему авторству? Возник ли он в кругу апостольских учеников, имеет ли он отношение к самим апостолам? Естественно, что когда история христианства насчитывала всего сотню или пару сотен лет, определить это было достаточно просто. Далее определяли, насколько то, что написано в тексте, соответствует тому, что получили Церкви через апостольскую проповедь. Уверенность в подлинности этой проповеди была выше, чем доверие любому имени, которым подписывался текст.

Один из раннехристианских отцов сказал: «Не Евхаристия проверяется Писанием, но Писание проверяется Евхаристией». Это сложно, наверное, понять человеку нецерковному, но любой верующий, осознанно пребывающий в Церкви человек понимает: выше всего — реальное присутствие в Церкви Самого Христа, в Котором созиждется ее бытие. И если для этой жизни во Христе сказанное не оказывается чужеродным, оно принимается.

Поразительно, что в разных концах христианского мира, в эпоху, когда между городами и странами отсутствовали коммуникации, хотя бы отдаленно напоминающие современные, разные церковные общины вынесли одно и то же суждение: совершенно подлинными являются только четыре Евангелия. Мы не имеем такого духовного опыта, поэтому нам непонятно, как это может быть. А первых христиан это не поражало.

— Есть ли какие-то мифы и суеверия в православной среде, которые возникли именно на основе апокрифов?

— Я бы сказал, что это не конкретный миф или суеверие, а определенная мировоззренческая склонность. Склонность считать Бога подателем чудес ради самих чудес, ради их внешнего эффекта. В апокрифах Христос часто изображается таким, особенно в тех, где идет речь о детстве Спасителя. Мы знаем, что в Евангелии о детстве и отрочестве Христа говорится очень кратко. И авторы неевангельских текстов пытаются закрыть эти, как им кажется, белые пятна, самым причудливым образом. Описывается, как маленький Христос лепит из глины птичек — и они оживают и улетают, как в ответ на злые слова кого-то из соседских мальчиков Он умерщвляет его одним-единственным словом. Это потрясает воображение, но это совершенно не в духе евангельском. Евангельское чудо никогда не происходит «просто так», оно всегда связано со спасением человека. Христос подзывает Петра, и тот идет по воде — здесь нам явлено могущество веры; Христос воздвигает праведного Лазаря — и утверждает накануне Своих страданий и Свое воскресение, и будущее всеобщее воскресение мертвых. Но люди ищут сказочных чудес — ищут в Церкви какого-нибудь старца, у которого будут улетать глиняные птички. Апокрифические «басни», как говорит апостол Павел, эту жажду подогревают. Но в Евангелии нам не случайно приводятся слова Самого Христа: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамения не дастся ему (Мф. 12, 39). Нам прямо говорится: не ищите чудес — ищите Царства Небесного, и остальное приложится вам.

— До какого времени создавались новые апокрифы?

— На протяжении всей нашей эры, вплоть до сего дня. В этом смысле можно говорить о ветхозаветных апокрифах, которые писались иудеями в конце эпохи Ветхого Завета, в годы земной жизни Христа. Позднее возникали тексты, которые соотносились по форме с посланиями апостолов. В эпоху Средневековья гностическую идею о тайном духовном знании развивало движение альбигойцев, у них были свои писания — апокрифы XI-XII веков. К апокрифам можно отнести, как ни странно это прозвучит, и некоторые произведения русских писателей. Скажем, Лев Николаевич Толстой написал «евангелие» для детей, в котором выразил свое собственное учение. В этом тексте не отражена история Рождества Христова, в нем не рассказывается о чудесах Господа, поскольку писатель считал Спасителя лишь добродетельным учителем нравственности — и, конечно, в нем нет Христова воскресения, поскольку Лев Толстой в него не верил. Получается, что в этом изложении евангельских событий начисто утрачен евангельский смысл, хотя ничего вымышленного там нет.

А повествование про Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» — разве не апокриф? Это антиевангелие — недаром у Булгакова эту историю рассказывает Воланд, то есть диавол. И здесь мы опять же видим, что нет чудес, что Царство Небесное проповедует полусумасшедший бродячий философ. Перед нами не всесильный Господь — укротитель бури на Генисаретском озере. И не Сын Божий, Который с Креста обещает разбойнику встречу в раю. Но тем самым Михаил Афанасьевич как бы предупреждает: смотрите, тот, кто будет вам рассказывать о таком Иисусе, говорит не от себя, он лишь озвучивает историю, автор которой — Воланд.

В начале ХХ века было популярно так называемое «Тибетское евангелие», которое является на самом деле литературным трудом Николая Нотовича, плодом его фантазии. Он утверждал, что во время путешествия по Кашмиру обнаружил рукопись под названием «Жизнь святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих». Там якобы рассказывается о том, что до Своей проповеди в Палестине Иисус многие годы провел в Индии и Тибете, учась у тамошних гуру, что на Кресте Он впал в состояние транса, и его тело, получившее астральные характеристики, было перенесено на Восток. Там Он прожил еще много лет, умер и был похоронен. Исследования и отзывы на эту книгу востоковедов показали, что речь идет даже не о пересказе каких-то тибетских преданий, а просто о подделке, о лжи. Но для определенного круга людей, представителей интеллигенции, эта книга стала соблазном.

Возникает вопрос: для чего автор вообще всё это писал? Ключевой момент здесь в том, что Христос в этой книге не воскресает. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна»,— говорил апостол Павел (1 Кор. 15, 17). И вот это желание убедить христиан в напрасности веры в Христа Спасителя и есть то, что движет создателями такого рода новоизмышленных апокрифов.

— Несколько лет назад в СМИ была громкая новость о том, что найдено некое «Евангелие от Иуды». Что это за «откровения» такие, почему они так взбудоражили людей?

— Я бы сказал, что в этих попытках взбудоражить первична коммерческая составляющая. О существовании такого текста известно, как минимум, с IV века — это типичный гностический апокриф, связанный с конкретной мифологической системой. В наши дни впервые был найден этот текст целиком, дотоле известный лишь во фрагментарных пересказах; в 2006 году, после исследований, его опубликовали — из этого СМИ и пытались сделать сенсацию.

По сравнении с другими гностическими памятниками там нет ничего необычного — все евангельские смыслы перевернуты с ног на голову. Иуда представлен как самый близкий ученик Христа, пошедший на предательство как на личный подвиг ради исполнения замысла о распятии Господа. В этой парадигме поступок Иуды ставится наравне со служением Самого Спасителя, потому что он — орудие искупления от греха человеческого рода. В таком восприятии Иуды, повторюсь, нет ничего нового — церковные полемисты развенчивали эту идею, начиная с глубокой античной древности. Но сегодня оказалось выгодно достать из пыльного сундука этот пафос гностиков — «но мы-то знаем, как все было на самом деле…»; в современном обществе, жаждущем острых развлечений, он востребован. По этой же причине была такая шумиха вокруг фильма «Код да Винчи», где вся идея строится вокруг того, что у Иисуса Христа были жена и потомство, и эта линия потомков продолжается до сих пор. Люди, которые с интересом смотрят такие фильмы, хотели бы, чтобы вся церковная история, все церковные заповеди оказались враньем. А они сами — в числе духовно избранных, возвысившихся над обманутым человечеством. За всем этим стоит бесплодное желание унизить христианство, и в этом смысле между иудейской подделкой — «Родословием Иисуса», гностической подделкой — «Евангелием от Иуды», мусульманской подделкой — «Евангелием от Варнавы», оккультистской подделкой — «Евангелием мира от ессеев» — никакой принципиальной разницы нет.

— Стоит ли для расширения кругозора читать апокрифы православному христианину? Хотя бы те апокрифические произведения, которые не являются антицерковными по смыслу.

— Думаю, что если человек понимает, что за тексты перед ним, то это чтение не причинит ему вреда. Но нужно быть столь же осторожным, как с лекарствами на аптечной полке — при неумелом употреблении можно отравиться. Впрочем, как показывает нам печальная история человечества, люди порой и Новый Завет умудряются прочитать так, что впадают в прелесть. Так что это вопрос разумности восприятия. Я бы посоветовал взять не просто сборник апокрифов, а исследовательский труд, в котором присутствует трезвый взгляд и анализ. Например, книгу историка Бориса Деревенского «Иисус Христос в документах истории». Она написана с нецерковных позиций, но ее автор — честный исследователь. Каждому опубликованному фрагменту он предпосылает предисловие, где разбирает исторический контекст появления этого текста, показывает конфликт апокрифического мировоззрения с церковным. Это помогает получить действительно объективное представление.

Газета «Православная вера» № 04 (648)

Апокриф Иоанна

Апокриф Иоанна (или «Тайная книга Иоанна») — это гностическая апокрифическая рукопись, изготовленная из папируса и датируемая IV—V вв н. э. В апокрифе излагаются основы космологического учения секты Гностиков. Апокриф Иоанна следует отличать от более позднего апокрифа (X—XI века) не гностического происхождения «Тайной книги богомилов», иногда также называемой «Тайной книгой Иоанна».

Содержание

  • 1 Историография
  • 2 Текст «Апокрифа Иоанна»
    • 2.1 Содержание:
    • 2.2 Часть 1 Начало
    • 2.3 Часть 2 Теогония и высшая космогония.
    • 2.4 Часть 3 Космогония.
    • 2.5 Часть 4 Диалог Иоанна со Спасителем о сотериологии и антропогонии.
    • 2.6 Часть 5 Диаолог Иоанна со Христом о сотериологии.
  • 3 Космогония
  • 4 Антропогония
  • 5 Гностические мотивы
  • 6 Композиционные и стилистические особенности текста
  • 7 Примечания
  • 8 Литература и источники

Историография

Библейская текстология предполагает, что изначально текст апокрифа был написан на древнегреческом языке около 170 года н. э. Однако до наших дней дошли лишь рукописи, датируемые IV—V вв н. э. и переведенные на коптский язык. Текст «Апокрифа Иоанна» существует в двух версиях: краткой и пространной. Краткая версия «Тайной книги Иоанна» наряду с «Евангелием от Марии», «Премудростью Иисуса Христа» и «деяниями Петра» сохранилась в составе Берлинского кодекса 8502, найденного в Каире в конце XIX в. и приобретенного Берлинским музеем в 1896 г. В 1945 году в собрании древних коптских рукописей из библиотеки Наг-Хаммади были найдены три другие версии апокрифа: одна краткая и две пространные (кодексы III, II, IV).Точную датировку рукописей из Наг-Хаммади трудно определить. Кодексы появились приблизительно в конце IV в. н. э. Помимо основных текстологических свидетельств, существует также косвенное подтверждение того, что рукописи из Наг-Хаммади нельзя датировать позднее IV в. н. э. Как предполагается, кодексы могли принадлежать монахам первого христианского монастыря общежитного типа, основанного египетским подвижником Пахомием Великим. На это указывает переплет рукописей, изготовленный из писем сподвижников Пахомия. Помимо этого, место, где была найдена библиотека, находилось недалеко от монастыря. Таким образом, основной причиной захоронения рукописей, позволяющей нам определить приблизительную дату их создания, мог послужить указ александрийского митрополита Афанасия Великого о запрещении и уничтожении неканонических текстов. Тексты «Апокрифа Иоанна», найденные в библиотеке Наг-Хаммади являются более ранними по времени создания текстами, в отличие от аналогичной рукописи из Берлинского Кодекса в Каире.

Текст «Апокрифа Иоанна»

Содержание:
Часть 1 Начало
  • Встреча Иоанна с фарисеем по имени Ариман
  • Размышление Иоанна о спасении души, Спасителе и об Нерушимом Эоне.
Читайте также:  Святитель Герасим Великопермский, Устьвымский епископ
Часть 2 Теогония и высшая космогония.
  • Явление Иоанну высшей божественной триады: Отец, Мать, Сын.
  • Сущность Единого, Невидимого Духа, Отца, Монады.
  • Сущность и происхождение Единого Образа Отца, Матери, Барбелы, Первого

человека, Мысли, Пронойи.

  • Сущность и происхождение единородного и самородного Сына, Аутогена,
  • Умопостигаемый космос. Плерома и четыре Света.
  • Истинный Человек и три человеческих рода.
Часть 3 Космогония.
  • Проступок последнего Эона Софии и создание протоархонта Ялдафаофа.
  • Сотворение Ялдаваофом умопостигаемого мира по образу высшего.
  • Самодовольство Ялдаваофа. Изъян в Плероме. Утраченное совершенство
Часть 4 Диалог Иоанна со Спасителем о сотериологии и антропогонии.
  • «Метание» Софии. Раскаяние и спасение Софии.
  • Откровение Отца. Сотворение семью силами Ялдаваофа духа первого человека по

образу Небесного Человека.

  • Сотворение тела человека.
  • Гностическая интерпретация библейской истории о рае.
  • Сотворение женщины
  • Изгнание Адама и Евы из рая. Три сына. Рождение Каина и Авеля от союза Евы с
  • Ялдаваофом. Рождение Сета от Адама и Евы.
  • Просветление человека посредством духа, снизошедшего от Софии.
  • Восстановление и утверждение Софии в святом высшем Эоне.
Часть 5 Диаолог Иоанна со Христом о сотериологии.
  • Борьба Ялдаваофа со Светом, со Святым Духом и Матерью: создание силами

Ялдаваофа судьбы, Всемирного Потопа.

  • Ответ Христа о происхождении противодействующего Духа.
  • Указание Христа передать изложенное Им учение совершенному роду людей,

«родственных» по духу Иоанну.

Космогония

Спаситель рассказывает Иоанну, что в начале было Единое, Невидимый Дух. Все содержа в себе, Единое не могло быть познано. Оно неописуемо, поскольку нет ничего внешнего относительно него. Для описание неописуемого автор использует приемы апофатического богословия, последовательно отвергая все возможные характеристики этого Абсолюта. Сменяя различные определения друг за другом, автор называет Единое Богом, но потом говорит, что «о нем нельзя судить как о богах или чем-то [подобном], потому что Оно выше Бога». Со временем Единое, то есть Монада перешла в Плерому,то есть к единству множества эонов высшего мира. Переход от единого к множеству происходит посредством самооткровения Единого, через самопознание. Единое узнает свой образ в окружающем его свете. После того, как Единое познало себя на свет появилась Мысль- первый эон под названием Пронойя. Процесс открытия незримого в образах продолжался. За первым эоном – Пронойей (иначе – Барбело) последовало появление других эонов. Высший мир стал представляет собой единство во множестве обеспеченное двусторонним знанием – самопознанием единого и эонов.

Антропогония

Сотворение человека начинается с откровения Единого. Образ Единого открывается с тем, чтобы был исправлен изъян, нанесенный поступком Софии Плероме. Властители мира земного, то есть первый архонт и его власти творят человека соответственно увиденному ими отражению образа незримого Духа. Образ, сотворенный Ялдаваофом в незнании передает только внешнее сходство с “первым Человеком” вышнего мира. Многие ангелы и демоны трудились над частями “вещественного и душевного тела” человека . Однако тело человека оставалось неподвижным до тех пор, пока сила света не перешла в него от Ялдаваофа, дунувшего ему в лицо по наущению посланцев света. Посланцы пришли в мир, чтобы защитить в человеке силы Софии, чтобы Плерома стала вновь без изъяна. С этой же задачей в помощь человеку посылается Эпинойа света, то есть производная света. Она помогает всему творению, трудясь вместе с ним, направляя его к свету.

Гностические мотивы

Важное место в апокрифе Иоанна, как и во всей гностической философии отводится теме самопознания. Для гностиков незнание – зло и тьма, а знание- свет и истина. В тесте четко прослеживается мысль, что незнание есть злодеяние. В этом ключе в тексте истолковывается акт последнего Эона Софии, приведший к рождению не знающего себя архонта Ялдаваофа. Кроме того, о связи незнания и зла говорится в частях, посвященных созданию человека и спасению человеческих душ. Свет и свобода от зла не присущи сотворенному, но они низошли от мира вышнего. Этот верховный мир, вышедший из Единого посредством самопознания им самого Себя обладает высшим знанием. С точки зрения гностицизма апокрифа, человек является «образом совершенного Человека»,носителем высшего знания, полученного от Монады, Единого. Это знание необходимо познать. Познавая самого себя человек познает основы мироздания. Таким образом, согласно гностическому умонастроению в самопознании человек-гностик смыкается с мирозданием, начинает обладает высшим знанием. Еще одной характерной чертой памятника является дифференциация людей на две группы: избранных, способных постичь знание, называемых в тексте представителями «рода недвижимого», и не избранных, не способных приблизится к постижению истины. Также важное место в памятнике занимает общая для всех гностических систем проблема дуализма, то есть противопоставления духа и материи. Например, в мифе о Ялдаваофе образование низшего материального мира трактуется как нарушение единства в высшем духовном мире. В результате этого разлада появляется материя, постоянно вступающая в противоборство с духом.

Композиционные и стилистические особенности текста

  • Прием «Рассказ в рассказе»: повествование в апокрифе идет сначала от третьего

лица, а потом от первого.

  • Через все произведение красной нитью проходят две линии: линия Иоанна,

соответствующая пути познающего, и линия спасителя – пути посвящающего.

  • В апокрифе наблюдается разная манера повествований. Создается впечатление,

что текст апокрифа был составлен из множества отдельных частей.

  • Текст памятника пестрит аллюзиями на различные культурные традиции:

зороастризм, иудаизм, иранскую мифологию, христианство, верования кумранитов. Например, фарисей упоминающийся в начале текста в диалоге с Иоанном носит имя зороастрийского духа зла Аримана.

Тайна беззакония – тайны апокрифов (часть9)

Как и писал ранее, многие не понимают Библии. Человеческий мозг может воспринимать любую ложь, но его постоянно терзает подсознание, которое видя ошибки начинает бунтовать. Библия была переведена, а точнее переписана так, как того хотели первосвященники, которые, заметьте, были иудеями, а не христианами, и язычник Константин на Никейском Соборе. Причем, переводя Библию переписчики как целенаправленно, так и отклоняясь от правильного перевода делали серьезные ошибки.

К примеру, в одной из книг входящих в Библию написано: В начале сотворил Бог небо и землю . Однако, в оригинале говорится: В начале сотворил Элохим небо и землю. Элохим множественное число, обозначающее Бог и . Эль Верховный Бог. Хотя, все же, я больше убеждаюсь, что Элохим означает скорее ангела, чем Бога. Об этом говорится и в Исходе : ; И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает . т.е. тот, кто назвался Яхве был всего лишь ангелом. Кстати, Эль или Элоха в арамейском языке пишутся как Alah, что соответствует Корану. Итак, в главе первой Бытия говорится о том, что Элохим (Боги/ангелы), создали землю, и людей, благословив их плодиться и размножаться. А вот во второй главе Бытия появляется ;Яхве Элохим, т.е. бог, а точнее ангел, под именем Яхве, который из глины создает Адама. Причем, он не создал людей на земле, а создал их ;на востоке, назвав место Эдемом.

Это не единственные значительные ошибки в переводе, но к ним вернемся позже.

Прежде чем начинать разбираться в количестве Богов и т.п., было бы неплохо узнать, с чего все началось. О падении Люцифера, кто такой Самаэль, каким боком Лилит причастна ко всему этому.

Нигде в Библии об этом не говорится. А почему? Все просто, все это написано в Откровениях, которые отнесены к Апокрифам.

Апокриф писание, не признанные церковью и иудеями. Чаще всего церковь утверждает то, что Апокрифы не писались теми людьми, которыми подписаны, и что они появились либо до, либо после рождества Христова. Однако, церковь все таки добавила в Библию писания, которые писались после рождества христова, и людьми, которые даже не знали апостолов, а многие ;писаки даже не знали географию того времени, чем допускали многие ошибки в географических фактах.

Почему церковь отказывается от апокрифов мы рассмотрим далее, сейчас мы будем разбирать сами апокрифы.

Итак, сначала разберемся с Сатанаилом (Люцифером) и Самаэлем.

Итак, для начала возьмем легенду ордена храмовников, которые многое знали, и благодаря этому были уничтожены церковью.

Сатанаил

Итак, Сатанаил был прекраснейших из серафимов. Но он был не только прекраснейшим, у него была и огромная власть:

Итак, Сатанаил решил сорвать печати, дабы все имели доступ подниматься по лестнице познания, до самого Бога.

Михаил попытался не допустить Сатанаила к печатям, однако, Сатанаил собрал большое воинство, которому Михаил не мог противостоять.

Итак, многие боги отказались воевать с Сатанаилом. На бой решились лишь основные силы Истинного Бога начала:

Само собой, Сатанаил не мог противостоять таким силам, однако, вопреки церковным учениям, он не был изгнан:

т.е. никто его не свергал на землю, а он лишь был отлучен от собраний серафимов.

Читая Библию и писания, я часто задавался вопросом. Если Бог милостив и беспристрастен, почему же он не простил Сатану, почему не простил ангелов, почему не прощал людей? На этот вопрос есть ответ все в том же апокрифе от Иоанна, на самом деле Сатана был прощен:

Как видите, в отличии от Библии, тут описана полная война небесных воинств, а не только упоминание о ней. Но давайте узнаем о Самаэле.


Сразу оговорюсь, на греческом Эон означает Бог. Эон над Эонами Верховный Бог, Создатель всего Сущего.

    • София же Эпинойа, будучи эоном, измыслила замысел в себе с помышлением незримого Духа и предвидением.
    • Она пожелала явить подобие из себя без воли Духа, – Он не благоволил – и без своего супруга, без его мысли. Не согласился же лик её мужественности и не нашла она согласного с ней.
    • Она решила без воли Духа и знания согласного с ней, она выкинула.
    • (10) И из-за неодолимой силы, которая в ней, её помышление не было праздным, и явилось из неё создание незавершённое и отличное от её образа, ибо она создала его без своего супруга.
    • И оно не было подобно виду своей матери, будучи иного образа.
    • Когда же она увидела своё желание, оно стало образом изменчивым, – змея с мордой льва. Его глаза были как огонь молний сверкающих.
    • Она выбросила его прочь из тех мест, чтобы никто из бессмертных не увидел его, поскольку она создала его в неведении.
    • И она окружила его световым облаком. И она поставила в середине облака престол, чтобы никто не увидел его, кроме Духа Святого, называемого Матерью живых.
    • Она назвала его именем Ялдаваоф. Это первый архонт; он получил большую силу от своей матери.
    • Он удалился от неё, он ушёл из мест, в которых был рождён. Он захватил другие места, он сотворил себе другие эоны, в пламени светлого огня, существующего ныне.
    • И он соединился со своим безумием, которое пребывает в нём, он породил власти для себя.

Итак, как видно из этого отрывка Бог не один. Есть есть и другие Боги, а тот, кого принято считать Богом Бог над Богами.

Итак, богиня София решила породить потомство, однако она не смогла найти себе достойную пару. Видно, довольно большая победа Сатанаила придала ей сил, на то, чтобы она попробовала зачать ребенка без помощи супруга, нарушая законы. Однако, когда она увидела ;зверушку (змея с мордой льва), она испугалась, и спрятала там, где никто из богов не увидит его. Она спрятала его на небе, посадив на престол над облаками. Он имел огромную силу, так как его мать была богиней. Он был двуполым, так как он не являлся богом, и зачала его София без помощи партнеров. Эта двуполость передавалась и дальше всем поколениям Самаэля.

Итак, Сатанаил решил сорвать печати, но ему этого не удалось. Находиться в Мирах Арлегов он уже не мог, а находиться в темных мирах ему не позволяло духовное развитие, основным качеством которого является Созидание. Он решил создать свой светлый мир, и продолжить путь по лестнице к знаниям.

Видя мир, который создал Отец, и завидуя тому, какой он прекрасный, он решил создать свой мир:

Как мы помним, София поставила трон Самаэля на облаке, и он стал ангелом неба, создав себе ангелов в подчинении. Однако, не смотря на силу полученную от матери, Самаэль был гораздо слабей Арлега Сатанаила, который получил свою силу и власть от Бога. Поэтому когда Сатанаил спустился на землю, для создания своего мира, всем ангелам пришлось подчиняться ему:

Сатанаил решил сделать все так же, как делал невидимый Отец.

Итак, Сатанаил пытался сделать все так же, как делали Элохимы невидимого Отца. Он создал для себя сушу и воды, огонь, тьму и свет, ангелов для служения себе.

Тут не учитывается большой промежуток времени, так как в действительности Сатанаил не смог вдохнуть душу в человека, так как его и предупреждал Бог – ; . Ты не владеешь Силой Любви, чтобы творить. .

Итак, Сатанаил, Самаэль и остальные темные решили сделать вылепленное ими существо живым, и тем самым узнать божественную тайну. Однако, их творение не поднималось.

Ангелы Второго Неба не смогли сделать тела истинно живыми, как Сатанаил видел на земле.

Но тут вмешалась София:

  • Мать же, пожелав забрать силу, которую она отдала первому архонту, взмолилась к Матери-и-Отцу всего, Великомилостивому.
  • Он послал пять светил по решению святому в облике ангелов первого архонта.
  • Они дали ему совет, – чтобы забрать силу матери, – и сказали ему: “Подуй в его лицо духом твоим, и поднимется его тело”.
  • И он подул в его лицо своим духом, то есть силой своей матери.
  • Он не понял, ведь он пребывает в невежестве, и вошла сила матери из Ялдаваофа в душевное тело, изготовленное по подобию Предвечного.
  • Оно начало двигаться и стало сильным, и засветилось.
  • Позавидовали тотчас остальные силы, ибо оно появилось благодаря им всем, и они отдали свою силу человеку.
  • И его мудрость усилилась более сотворивших его и более первого архонта.

София поняв что наделала, решила забрать силу у своего сына, для этого послав ангелов, которые дали совет Самаэлю как оживить человека, однако, это было сделано для того, чтобы Самаэль передал остатки света, который достался ему от матери, человеку.

Это что касается Лилит.

Сатанаил создал Еву, взамен Лилит, с которой Адам не мог ужиться. Но Самаэль узнал о том, что вдохнул оставшийся у него свет в Адама, и решил уничтожить этот свет, чтобы он Адам стал полезен ему. Для избавления от света было необходимо впадение в грех, поэтому Самаэль велел им сотворить плотское дело, но глиняные тела не знали как. Так как в Адаме была сила Софии, которую Самаэль по незнанию передал от себя, и силы не осталось, Сатанаил приказал Ангелу Первого Неба войти в Еву, и воодушевить ее. Так как Сатанаил не был богом, он не знал другого способа оживить свое детище, так как опыт с ангелами Второго Неба не удался, он решил что более сильный ангел сможет управлять телом, которое он создал.

Опыт Сатанаила показался ему удачным, и он решил создать свою землю, которую назвал Эдем. Однако, Самаэль уже давно возомнил себя богом, и решил обмануть Сатанаила, для этого и был посажен тростник в середине Эдема.

Сатанаил полностью чувствовал себя богом, так как ему удалось сделать что-то похожее на то, что он уже видел на земле. Однако, тщеславие Самаэля перепутало все карты Сатанаилу.

  • И он наделил их своим огнём, но не послал им от силы света, полученной от его матери. Ведь он – тьма неведения.
  • Свет же, смешавшись с тьмой, заставил тьму светиться; тьма же, смешавшись со светом, помрачила свет и не стала ни светом, ни тьмой, но стала больной.
  • И у больного архонта три имени: первое имя – Ялтаваоф, второе – Сакла, третье – Самаэль.
  • И он нечестив в своём безумии, которое пребывает в нём, ведь он сказал: “Я – Бог, и нет другого Бога, кроме Меня!” – не зная своей силы – места, из которого он вышел.
  • …Самонадеянная тварь с мордой льва… Он открыл свои глаза и увидел материю, великую и беспредельную; он стал высокомерен и сказал: ;Я есмъ Бог, и нет Бога, кроме меня. Сказав это, он согрешил против Всего. И глас сошёл с высоты Высшей Власти… ;Ты ошибаешься, Самаэль.
  • И после того, как создал он всё свое и увидел творение, окружавшее его, и множество ангелов вокруг себя, которые возникли через него, сказал им он: ;Я – Бог ревнитель, и нет другого Бога, кроме Меня. Но, объявив это, показал он ангелам, которые были у него, что есть другие Боги. Ведь если б не было других, к кому бы мог он ревновать?

Сатанаил хотел создать свой мир, однако, единым богом себя провозгласил Самаэль. Так и появился монотеизм в христианстве.

Самаэль принял облик юноши, чтобы соблазнить Еву. Это нужно было ему для того, чтобы уничтожить свет в Адаме.

  • Я же, Я научил их вкусить. И я сказал Спасителю: ;Господи, разве не змей научил Адама вкусить?
  • Спаситель рассмеялся, сказал мне: ;Змей научил их вкусить от зла размножения, похотей истления, чтобы он стал полезен для него.
  • И он узнал, что он непослушен ему из-за света мысли, пребывающего в нём, исправившего его в его мысли, более первого архонта.
  • И он захотел вынести силу, данную ему им, и навёл забытье на Адама.

Самаэль пытался забрать силу, данную, по своему незнанию, Адаму, ибо Адам был непослушен ему из-за света мысли.

Итак, Адам поддался соблазну и согрешил после того, как Самаэль согрешил с Евой. Итак, от Самаэля родился первый человеко убийца, под стать своему родному отцу Самаэлю. Уничтожив Авеля, он принес первую жертву своему отцу, тем самым воплотив сразу два греха братоубийство и убийство. После этого Ева родила еще одного мальчика:

  • И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

Ключевое фраза последняя. Итак, Сиф родился ни от семени Адама, а от семени, которое бог (Самаэль) вложил в нее.

Итого, мы имеем, что единственное потомство от Адама было уничтожено, и осталось только потомство Самаэля.

Ссылка на основную публикацию