Таинство соборования: что это такое, суть, соборование на дому

Что такое Таинство Соборования (Елеосвящения)?

Одно из семи Таинств православной церкви – это Соборование (его еще называют Елеосвящением). Считается, что это особое священнодействие, в котором непосредственно принимает участие сам Всевышний, даруя верующим, участвующим в Таинстве, Божью Благодать.

Таинство Соборования совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл.

  1. Суть Соборования
  2. Что требуется для проведения Таинства?
  3. Как проходит Таинство?
  4. Действительно ли Соборование излечивает от болезней?
  5. Правда ли, что Соборование проводится исключительно на смертном одре?

Суть Соборования

Если обратиться к катехизису Филарета Московского (Дроздова), в нем указано, что Елеосвящение состоит в помазании елеем прихожанина. Это символизирует просьбу к Всевышнему о получении Божьей Благодати, которая является спасение от физических недугов и душевных терзаний. Как правило, Соборование проводят над болеющими людьми.

Данное Таинство существует со времен раннего христианства. Сам Спаситель предоставил своим ученикам возможность помазывать освященным маслом больных, чтобы исцелять их с помощью Божественной Благодати, которая снисходит на человека в этот момент.

Когда наступает Великий Пост, Соборование проводится в храме для всех без исключения прихожан, явившихся на Таинство. Следует понимать, что проведение Елеосвящение не всегда приводит непосредственно к физическому исцелению от недуга. Его главная цель – стать спасением для души человека. Это обязательно произойдет, если прихожанин поучаствует в Таинстве со смирением, верой и покаянием.

Фото: Hrampokrova-vrn.ru

Пройдет или нет физический недуг, зависит от Божьей воли. Болезнь может остаться, если ее несение требуется для избавления от страстей, исправления верующего, приобретения им смирения.

С помощью Божьей Благодати человек обязательно преображается духовно. На него снисходят силы, позволяющие легче переносить физические страдания и недуги. Но намного важнее, что в этот момент верующий приобретает понимание того, какие существуют средство для духовного просветления и очищения.

Это Таинство помогает прихожанину глубже понять и осознать собственную греховность, часто позволяет вспомнить старые и забытые грехи, не искупив которые просто невозможно двигаться дальше. По этой причине в обязательном порядке требуется причащаться и исповедоваться до и после проведения Соборования.

Что требуется для проведения Таинства?

Если верующий не страдает от тяжелого физического недуга, участвовать в Соборовании требуется не чаще одного раза в год. Ведь изначальная суть этого Таинства заключается в спасении именно тех верующих, которые страдают от недугов.

Более того, Елеосвящение предполагает тщательную подготовку. Участвовать в Таинстве можно только при определенном настрое, поэтому выбирается Великий пост, так как это наиболее благоприятное время для совершения Соборования.

Когда прихожане интересуются, что требуется для соборования, священнослужители отмечают, что самое главное – искренняя вера человека во Всевышнего. Важно раскаяться в грехах. Необходимо понимать, что именно они нередко становятся непосредственными причинами наших физических недугов. Отправляясь на Соборование, следует во всем уповать на милость Божью.

Если останавливаться на проведении самого Таинства, то прихожане, являясь на соборование, обязательно должны взять с собой платки или салфетки, которыми потребуется протирать помазанные части тела.

Считается, что до начала Елеосвящения верующий должен посетить исповедь и причаститься. Однако церковь допускает причащение и исповедь и после проведения Таинства.

Как проходит Таинство?

Само понятие Соборование означает, что это Таинство должно совершаться собором, то есть собранием, состоящим из 7 священнослужителей. Такая практика существовала во времена раннего христианства. В настоящее время допускается, чтобы в Таинстве участвовал только один священник, именно это стало распространенной практикой.

Соборование может происходить как в храме, так и на дому у тяжелобольного человека. Такой вариант проведения Таинства допускается в том случае, когда состояние здоровья прихожанина не позволяет ему перемещаться на значительные расстояния.

Фото: Pravmir.ru

Начинается Соборование с чтения канона и подготовительных молитв. Когда начинается само Таинство, священнослужитель читает послания апостолов и Евангелие. После этого запланирована ектения (так называют молитвенное обращение к Всевышнему). Священнослужитель произносит его от имени всех, кто в данный момент проходит данное Таинство. Затем следует особая молитва, с помощью которой освящается елей. Не переставая молиться, священник начинает помазание участников Таинства.

Если Соборование проводится семью священниками, этот порядок действий повторяется каждым из них. Если Таинство проводит один священнослужитель, то всю процедуру он берет на себя. Строгих требований к тому, какие именно читать апостольские послания и части Евангелия, нет. Главное, чтобы в конце Соборования была произнесена заключительная молитва с обращением к Всевышнему. В ней просят простить грехи прихожан, участвующих в Таинстве, и исцелить их.

Когда Соборование совершается в храме, то оно включает в себя семь помазаний для каждого прихожанина. Когда Елеосвящение проходит на дому у тяжелобольного, ограничиваются одним помазанием (по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла).

Важно, что во время Таинства помазание осуществляется именно с использованием елея, в который добавляют немного вина. Это символ Божьей милости, изливающейся на прихожан. Во времена раннего христианства вино рассматривалось верующими как эффективное лекарственное средство, а растительным маслом часто смазывали раны. Символическое значение имеет то, что в греческом языке слова «милость» и «масло» являются созвучными.

Помазание во время Елеосвящения осуществляет в форме креста. Священнослужитель прикасается ко лбу, носу (ноздри), щекам, губам, груди и рукам верующего (с внешней и тыльной стороны).

Действительно ли Соборование излечивает от болезней?

Таинство Елеосвящения связано с большим количеством заблуждений даже среди православных верующих. Нередко его ошибочно воспринимают как некий магический ритуал или медицинское лечение, игнорируя духовную составляющую, которая занимает главное место.

Подойти к Таинству нужно с верой и благоговением перед Всевышним. Исцеление – это свободный дар Господа, а не гарантированный результат каких-то внешних действий. Иногда Богу угодно послать человеку недуг, чтобы спасти его душу, призвав к смирению. Важно понимать, что духовное исцеление намного важнее и ценнее физического.

Правда ли, что Соборование проводится исключительно на смертном одре?

Это еще одно заблуждение, из-за которого многие люди бояться этого Таинства, связывая его со скорой кончиной. Соборование действительно часто проводится в конце жизни человека, так как к этому Таинству часто прибегают при тяжелых заболеваниях. Даже если больной не исцеляется, для него это становится важным утешением, помогающим принять свою судьбу.

Само по себе данное Таинство никак не связано с непременной смертью человека, который проходит Соборование. Его рекомендуется проводить регулярно на протяжении всей жизни во время Великого Поста.

Тайная Вечеря

Тайная Вечеря — последняя трапеза Христа

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии — величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93)

Перед самым началом Своих страстей Господь собирает учеников на Тайную вечерю. Хотя Господь наш имел право сказать: «Я ничего не говорил втайне» (как Он сказал Своим врагам); хотя христианству чуждо настроение заговора и конспирации, а тем более пустая игра в мнимые тайны, в таинственность, в секреты, как это свойственно оккультистам, в сердце христианства — тайна.

Вечеря Христова — тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой предательства остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, — и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину Евхаристии! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе — непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы — слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, — о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей — неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга — укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, — это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его — дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, — это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание — это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны — тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Блаженный Августин говорил о Евхаристии довольно трудные для нашего малодушного сердца слова. Он толковал Евхаристию, в частности, как призыв к мученическому подвигу: за тело и кровь, которые Христос предал за нас, мы должны быть готовы отдать наше тело и нашу кровь. К подвигу мученичества в полном смысле призваны немногие, и не будем говорить о вещах, слишком для нас высоких. Но если Господь наш предает нам, омыв наши ноги, Свое тело и Свою кровь, как же нам не терпеть великодушно хотя бы те малые невзгоды, которые нам приходится терпеть?!

Помолимся, чтобы нам никогда не забывать тайны, в которую мы взяты великой тайной — Тайной вечерью, чтобы нам никогда не выдать ее врагам видимым и невидимым, никогда не иметь окамененного нечувствия в отношении к ней. И чтобы наше сердце рвалось послужить Царю царствующих, который так милосерден, так близок — до последней близости, до близости вкушаемого нами Яства.

И еще одна мысль должна посетить каждого, кто слушает это Евангельское чтение. Мы видим, что Господь наш в земной Своей жизни соблюдал ветхозаветный Закон. И в город Иерусалим Он пришел в связи с тем циклом празднеств, которые были у иудеев, — между иудейской Пасхой и иудейской Пятидесятницей. Он пришел не разрушить, но исполнить, и Его жизнь началась с того, что Он по Закону подвергся обрезанию. Почему же в одном Господь наш так последовательно бросал вызов законничеству — в вопросе о полном бездействии, которого иудейские законники требовали от человека в субботу?

Конечно, это учит нас тому, что доброта важнее обряда, важнее обрядовой правильности, это избавляет нас от опасности обрядоверия. И всё-таки, кажется, дело не только в этом. Что значило для верующего иудея особо строгое почитание субботы? — Что творящая деятельность Бога окончена к седьмому дню: в седьмой день Бог опочил от трудов Своих, и эта завершенность Божьего творения празднуется каждую субботу.

И бездействие верующего — свидетельство о его вере в то, что мир изменен не будет. (Хотя у иудеев во времена Христа было учение, не очень ясное, о будущем веке и о воскресении, в которое верили фарисеи; саддукеи, впрочем, отрицали его, так что это еще не было всеобщей верой.) Если празднуется покой Бога, понимаемый как полное бездействие, как прекращение Его творчества, значит, мир стабилен. Это описано со скорбной красотой в книге Екклесиаста: что было, то и будет.

Читайте также:  Святая Елена

Этому Господь наш противопоставляет другое учение, не разрушающее смысл Ветхого Завета, но его дополняющее: покой Бога — это не прекращение Его творчества (хотя мир Божий завершен и совершенен в той мере, в какой он не испорчен действием падших духов и падших людей). Мы и сейчас, видя каждое творение Божье — распускающиеся ветви весной и любое другое творение, — слышим слова Творца о том, что это весьма хорошо.

Всё же замысел Бога еще не осуществлен — замысел о преображении мира. Бог создал нас людьми, а мы сами себя сделали падшими людьми. Но Бог хочет нас возвести к такому достоинству, для которого апостол Иоанн в своем послании не находит и слов, говоря: мы сейчас дети Божии, но не знаем, чтo будем. И слова Господа: Отец продолжает делать, продолжает творить, и Я продолжаю. Знамение этого — исцеление в субботу.

Милость Божия безгранична, щедра, она упреждает человека, его просьбы и мольбы, не говоря уже о его исправлении. Но милость Божия требовательна. Мы знаем, как мы себя ведем с чужими маленькими детьми и со своими детьми. Чужих маленьких детей, за которых мы не несем ответственности, мы рады приласкать, если уж не вовсе злые люди, дать им что-нибудь сладкое, обрадоваться за них и ничего от них не требовать. Мы за них не отвечаем. Это для них и для нас радость на мгновение, не имеющая продолжения и дальнейшего смысла. Но Бог добр к нам не как чужой дядюшка, который дарит нам конфетку и идет своим путем, ничего от нас не требуя. Христос встречает исцеленного Им человека и напоминает ему о том, что великая милость, им полученная, — это одновременно и требование: не греши. Чем больше Бог нам дает, тем больше Он от нас и требует.

Еще лучше будет, если мы поймем, что Его требовательность к нам — это самое лучшее, что Он нам дает. Слова «не греши» были сказаны человеку, исцеленному от очень тяжелой, очень длительной болезни, вызволенному из горчайшей беды. Но каждый из нас, даже живущий благополучной и как будто безопасной жизнью, не знает, над какими безднами проводит его, не зрящего, не видящего этих бездн, рука Божия. И эти слова обращены к каждому из нас: не греши, чтобы с тобой не сделалось чего худшего. Ибо даже те из нас (а много ли таких среди нас?), у кого нет воспоминаний о прошедшей мимо, чудом миновавшей тяжелой беде или беде уже настигшей и потом отступившей, имеют все основания знать, что с нами каждое мгновение может быть много хуже. Мы привели себя и Божий мир в такое состояние, когда беды должны с нами случаться. И благоразумно нам — не говоря о том, что это долг благодарности — не грешить, потому что не по грехам нашим поступает с нами Господь.

Помолимся о том, чтобы Бог воздвиг наши расслабленные души, расслабленные сердца и чтобы он совершил дело возрождения нашего Отечества. И мы сегодня должны ещё молиться о душах тех, кто своей кровью заплатил за победу нашего Отечества. Мы должны также вспоминать людей, отдавших свою жизнь в русской диаспоре за спасение тех, кому угрожала бесчеловечность гитлеровского режима. Мы должны вспоминать таких людей, как мать Мария. Помолимся о том, чтобы, как расслабленный, потерявший земную надежду, наше Отечество не по нашим грехам получило бы здравие. Аминь.

(Аверинцев С.С. Духовные слова, М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 71-78)

Богослужение на Тайную Вечерю:

Тайная Вечеря в иконах и картинах

В Четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает Тайную Вечерю. На Тайной Вечере было установлено таинство Евхаристии.

Тайная вечеря

Тáйная вéчеря [1] — событие Евангелия, последняя трапеза Иисуса Христа с учениками и апостолами.

Содержание

Квартодецимане

Порядок проведения основан на указаниях апостола Павла (1 Коринфянам 11:23—34):

24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. 31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. 33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.

В течение нескольких столетий многие исповедовавшие христианство отмечали смерть Иисуса один раз в год. Так как они делали это 14 нисана (соответствует 5 апреля в 2012 году), их назвали квартодециманами (квартодецимианами), что означает «четырнадцатники» («четыренадесятники»).

В связи с обычаем, существовавшим во II веке, историк Иоганн Лоренц фон Мосхайм пишет: «Христиане Малой Азии привыкли праздновать этот священный праздник, знаменующий учреждение Вечери Господней и смерть Иисуса Христа, в то же самое время, в которое евреи ели своего пасхального агнца, а именно вечером четырнадцатого дня первого месяца [нисана]. …Они считали, что пример Христа для них — закон».

Макклинток и Стронг сообщают: «Церкви Малой Азии праздновали день смерти Господа в день, соответствующий 14-му дню месяца нисан, в тот день, когда, согласно убеждению всей древней церкви, произошло распятие» [2] .

Историк Амброджо Донини также пишет о Пасхе, что «христиане Малой Азии отмечали одновременно с евреями, в четырнадцатый день месяца нисан» [3] .

«День празднования пасхи в малоазийских церквах большинство учёных определяют одинаково. Все источники говорят о 14-м нисана… Феодорит прямо говорит о четыренадесятниках, что они, ссылаясь на евангелиста Иоанна, „торжествуют“ в 14-й день луны память страдания (Спасителя)» ( [4] ).

Профессор Лениградской духовной академии Н.Д. Успенский пишет, что «христиане апостольского времени в своем богослужении основывались на тех же благочестивых традициях иудейства и связанных с этими традициями текстах Ветхозаветного Писания, которые…соблюдал Сам Иисус Христос. Не нужно забывать, что первые христианские священные книги появились около 20 лет спустя после Вознесения Господа, тогда как Вечеря Господня совершалась с первых дней после Сошествия Святого Духа на апостолов. Мы ближе будем к истине, допустив, что апостолы и христиане ближайшего к ним поколения, совершая Вечерю Господню, следовали примеру Самого Господа» [5] .

Сюжет

В Великий Четверг (в народе этот день называется Четверток, а Страстная Пятница — Пяток) Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом.

Об установлении таинства Евхаристии на Тайной вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие от Матфея (26,20-30).

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

В Великий Четверг обычно причащаются все православные христиане, поэтому храмы бывают наполнены верующим народом до отказа. В России до 1917 года большинство православных причащалось только в Великий Четверг — один раз в год; сейчас причащаются чаще, поскольку редкое причащение противоречит как установлению Самого Христа («сие творите в Мое воспоминание», — говорит Христос Своим Апостолам о Евхаристии), так и предание Церкви, но причащение в Великий Четверг все же остается совершенно особенным. В этот день на Литургии несколько раз повторяется молитва, читаемая перед причащением: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», эту молитву поет хор, читают священники, повторяют все верующие.

После Литургии Великого Четверга — в том случае, если служит епископ, — совершается чин умовения ног. По образу Христа, по величайшему смирению умывшего ноги Своим ученикам, епископ умывает ноги служащим с ним священникам и отирает их особым полотенцем. Этот чин совершается в воспоминание описанного в Евангелии от Иоанна события (Ин 13, 2-17).

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Также в Великий Четверг происходит заготовление Запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец — дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может прийти в храм и причаститься в храме.

В Великий Четверг издавна совершается в Православной Церкви еще и чин мироварения, во время которого лично Патриарх или те епископы, которых Патриарх благословил, варят и благословляют миро — особое благоуханное, ему подаются дары Святого Духа, которые он призван в себе сохранить и преумножить. Благословленное Патриархом в Великий Четверг миро затем развозят по епархиям, а из епархиальных центров — по приходам, вплоть до самого маленького, дальнего и захолустного сельского прихода. Этим подчеркивается единство Церкви: каждый вновь входящий в Церковь через Крещение человек помазуется тем самым миром, которое варил и благословлял Патриарх и которое впоследствии по этой длинной цепочке дошло до данного прихода и было передано в руки данному священнику. Раньше чин мироварения совершали непременно в Успенском соборе Московского Кремля.

Вечером Великого Четверга совершается продолжительное богослужение, во время которого все стоят в храме с зажженными свечами. Это Последование 12-ти Евангелий. В храме читают последовательно двенадцать отрывков из Евангелия, посвященных Страданиям Христа. Прощальная беседа Христа с учениками, скорбное моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание в руки воинов, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода, — обо всем этом слышат собравшиеся в храме скорбное евангельское повествование. Существовал в России обычай, кое-где удержавшийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12-ти Евангелий, а постараться донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые православные прихожане несут из храма домой.

Читайте также:  Молитва и Икона Апостола Иакова, брата Господня по плоти

В живописи

Тайная Вечеря является сюжетом множества икон и картин, из которых самое, вероятно, известное произведение это «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи, что объясняет наличие множества пародий на это произведение.

«Тайная вечеря» да Винчи

Фреска создана в трапезной доминиканского монастыря в Милане. Написана она так, словно Иисус с апостолами ели одновременно с церковниками.

Сюжет

Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.

Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

По одной из версий, по правую руку от Христа ближайший не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то ее положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.

Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.

Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Контекст

Для конца XV века, когда была создана фреска, воспроизведенная глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» — это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не дает автору право на ошибку.

Да Винчи получил заказ от своего постоянного клиента — герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.

Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Еще через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние. Так, в середине XVII века, когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.

Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй Мировой фреска чудом уцелела — попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.

«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м годам стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.

Судьба автора

Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 веков культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.

Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее. И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором. Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: описание, билеты

Фреска Тайная вечеря Леонардо да Винчи в Милане – где находится, как попасть, где купить билеты. Описание произведения, интересные и малоизвестные факты.

  • Описание
  • Интересные факты
  • Испытания временем и возрождение
  • Как посетить
  • Информация для туриста

Тайная вечеря Леонардо: описание произведения

Тайная вечеря Леонардо да Винчи – это визуальная интерпретация события, записанного во всех четырех канонических книгах христианского Нового завета. Представленная сцена, воссоздающая последнюю трапезу Христа с его учениками, наиболее соответствует описанию, изложенному в 13 главе Евангелие от Иоанна. В своей версии художник изобразил тот момент, когда Иисус объявляет о предательстве одного из присутствующих, вызвав различную реакцию у двенадцати его последователей – от разной степени ужаса до шока и гнева, запечатленную на лицах и в динамичных позах фигур, сидящих за трапезным столом. Таким образом, показывая необыкновенную напряженность между персонажами, Леонардо впервые ввел в художественное искусство великую христианскую драму, что в то время было крайне необычно. Кроме этого, мастер пренебрег традиционными иконописными канонами, осмелившись писать Спасителя без золотой мандорлы (сияния), а окружающих его апостолов – без традиционных нимбов в пользу реалистичности создаваемого шедевра.

Чтобы избавиться от использования ореолов святости, он поместил на заднем плане три окна, самое широкое из которых находится за Иисусом. Исходящий из него свет как бы окружил Спасителя почти божественным сиянием, концентрируя этим все внимание на главном персонаже, а попадавшие из окон трапезной реальные солнечные лучи дополняли и оживляли настенную роспись.

Несмотря на многочисленную критику священнослужителей Церкви, впоследствии они признали, что лучше передать смысл описанной в Евангелие божественной трапезы, как это сделал Леонардо да Винчи, не удавалось еще никому.

Интересные факты о Тайной вечере Леонардо да Винчи

  • Наиболее воспроизводимая в мире настенная роспись целиком занимает поперечную стену в огромном зале бывшей трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Главное, что бросается в глаза при созерцании Тайной вечери Леонардо да Винчи – это необычайная пространственная глубина созданной перспективы. Будучи изобретательным инженером и ученым, художник добился практически объемного изображения, которое, как кажется, приглашает зрителя самому принять участие в драматической сцене. Считается, что наилучшая точка восприятия рассматриваемого шедевра находится, примерно, в 9 метрах от него в глубине зала.

Роспись была заказана герцогом Милана Людовико Мария Сфорца (1452-1508), над которой Леонардо да Винчи работал 3 года, предположительно с 1495 по 1498гг. Столь длительный срок, понадобившийся на написание, обусловлен масштабными размерами (4,6х8,8 м), а также многочисленными экспериментами художника с приготовлением красок.

Образ каждого из представленных персонажей был написан с реально существовавших в жизни современников Леонардо да Винчи. Известно, что для своего произведения он отыскивал наиболее подходящие типажи, прогуливаясь по улицам Милана, а образ Иуды искал не только в самых злачных его районах, но даже в городской тюрьме.

Многие исследователи склоняются к мнению, что на фреске имеется портрет Леонардо да Винчи. Художник запечатлел себя в образе апостола Иуды Фаддея, упоминавшегося в Евангелиях от Иоанна и Луки. Данный неподтверждаемый документально факт на протяжении нескольких столетий остается спорным, однако изображенный образ и анализ имеющихся автопортретов да Винчи наглядно демонстрирует необычайное сходство.

  • Настенная роспись не является фреской в классическом понимании этого термина, так как мастер, в качестве эксперимента, использовал разработанную им собственную технику написания, что в конечном итоге чуть не привело к гибели шедевра.
  • Тайная вечеря — испытания временем и возрождение шедевра

    Леонардо да Винчи не устраивала традиционная техника написания фрески, предусматривавшая нанесение мазков краски по влажной штукатурке, так как при этом он не имел возможности прорисовывать мельчайшие детали и видеть в полной мере натуральность получаемого цвета, терявшего при окончательном высыхании свою изначальную яркость. Кроме того, подобный способ создания настенной росписи, применявшийся большинством его современников, требовал быстрой работы набело и не позволял заново перекрашивать поверхность, что было неприемлемо для Леонардо, часто вносившего изменения и дополнения в создаваемое им то или иное художественное произведение. Поэтому, чтобы не жертвовать мастерством исполнения, художник в качестве эксперимента использовал смесь темперы и масла, нанося получившуюся краску непосредственно по сухой штукатурке. Однако он не знал или же не принял во внимание, что столь плотное сухое основание не было способно впитать в полной мере приготовленную на масляной основе краску, которая уже через несколько лет начала шелушиться и отслаиваться от стены, в результате чего мастеру еще при жизни пришлось собственноручно исправлять и восстанавливать испорченные фрагменты.

    В 1652 году жители монастыря вырезали новую дверь в стене с уже изрядно осыпавшейся фреской, удалив при этом небольшую ее часть, на которой были изображены ноги Христа. В дальнейшем, многочисленные и неумело проведенные реставрации, начавшиеся уже в XVI веке, только усугубили плачевное состояние шедевра. Лишь в 1954 году Тайная вечеря Леонардо да Винчи была расчищена от нанесенных ранее слоев, выявленные остатки подлинной живописи закреплены, а некоторые утраченные фрагменты восстановлены по старинным копиям. Как известно, трое учеников художника сделали полномасштабные копии с оригинала фрески Леонардо да Винчи. В частности, хранящаяся сегодня в лондонской Королевской академии художеств картина Тайная вечеря, воспроизведенная на холсте в мельчайших деталях Джампетрино (Giovan Pietro Rizzoli), была взята за основу при последних восстановительных работах, завершенных в 1999 году.

    Тайная вечеря. Копия Джампетрино. 1520г.

    Еще один подобный экземпляр работы итальянского живописца Андреа Солари (Andrea di Bartoli Solari, 1460-1524) находится в монастыре аббатства Тонгерло в Бельгии, а третий, работы Чезаре да Сесто(Cesare da Sesto, 1477-1523) – в церкви Сан Амброджо в Швейцарии. Благодаря этим точным копиям, оригинал Тайной вечери Леонардо да Винчи не был утрачена безвозвратно и сегодня его по-прежнему можно лицезреть в здании, находящемся рядом с церковью Санта Мария делле Грацие на одноименной площади Милана.

    Как посетить и где купить билеты

    Тайная вечеря Леонардо да Винчи, несомненно, одна из самых привлекательных достопримечательностей Милана. Однако количество поступающих в продажу билетов очень ограничено, так как здание бывшей трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие абсолютно не приспособлено для приема большого количества туристов.

    В помещение допускаются лишь небольшие группы, порядка 20-25 человек, которые могут созерцать шедевр в течение 15 минут. Так как поток желающих практически никогда не иссякает, билеты необходимо покупать заранее, не менее чем за 1-2 месяца либо через официальный сайт, либо через сайт авторизованного партнера, приведенные в форме ниже.

    Предварительное бронирование билетов на Тайную Вечерю является обязательным. При этом стоит учитывать, что приобретенные билеты он-лайн, можно получить в кассах только при предъявлении документа, удостоверяющего личность заявленного в заказе посетителя, и не менее чем за 30мин до обозначенного времени.

    Как экономить на отелях

    Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!

    Тайная вечеря Леонардо: информация для туристов

    Piazza di Santa Maria delle Grazie, 2

    вт-вс с 8:15 до 19:00 (последний вход в 18:45)
    Закрыто: каждый понедельник, 1 января, 1 мая, 25 декабря.

    10 евро (+2 евро за обязательное бронирование)

    “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи

    Великий итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519)

    Одно из прославленных произведений Леонардо — знаменитая “Тайная вечеря” в доминиканском монастыре Санта Мария деллe Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане – была выполнена между 1495 — 1497 годами.

    Кисть Леонардо запечатлела последнюю совместную трапезу (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун дня (Страстной пятницы) крестной смерти Христа.

    Размер фрески 460 x 880 см, смешанная техника.

    “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи (1495-1497) до реставрации

    К миланской росписи Леонардо готовился тщательно и долго. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. Считается, что “Тайная вечеря” привлекла его не своим догматическим содержанием, а возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показать различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно, и ясно обрисовать его переживания. Он воспринял “Тайную вечерю” как сцену предательства и поставил себе целью внести в это традиционное изображение то драматическое начало, благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание.

    Обдумывая замысел “Тайной вечери”, Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: “Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление. ” В записи не указаны имена апостолов, но Леонардо, по-видимому, ясно представлял себе действия каждого из них и место, которое каждый призван был занять в общей композиции. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие.

    Нельзя не поражаться гениальной простоте решения фрески, ее строгой организованности. Удивляет почти стереоскопическая перспектива, обладающая абсолютной убедительностью – убедительностью математической формулы. Когда чуть прищуришь глаза и пропадает ощущение стертости красок, кажется, что перед тобой реальное, но удивительно закономерное, «разумное» пространство, спокойствие которого подчеркивает драматическую напряженность разворачивающейся в нем сцены.

    «Тайная вечеря» — первое в истории искусства произведение, обладающее драматическим единством, создающим ощущение развития, изменения, нарастания и успокоения человеческих чувств, которые в каждой из фигур выражены с поразительной ясностью и цельностью.

    Кажется, только что царил полный покой. Но вот Христос, спокойно и с оттенком покорности разводя руками, произнес слова: «Один из вас предаст меня»,— и в тот же миг все изменилось. Отшатнулся от учителя и печально поник Иоанн, отпрянул пораженный Иаков Старший. Их движения выдают то первое потрясение, когда человек еще не в состоянии разобраться в случившемся. Ближе к краям фрески это расходящееся движение замедляется, лица апостолов становятся все более сосредоточенными, их жесты — вопрошающими. Наконец, две кажущиеся особенно массивными и большими фигуры апостолов—Варфоломея (слева) и Фаддея (справа) — ритмически останавливают идущее от центра смятенное движение; в их лицах сосредоточенность осмысления случившегося перерастает в стремление высказать к нему свое отношение. Инстинкт сменяется мыслью, мысль рождает потребность действовать.

    Апостол Варфоломей уже приподнялся со своего места, весь подавшись вперед.

    И движение в удесятеренном, уже порывистом ритме катится обратно к центру композиции, к Христу. Справа юный Филипп подался вперед, вопрошая учителя, не его ли тот подозревает, и в то же время прижимая руки к груди, как бы желая показать свою готовность отдать за него жизнь. «Если тебе грозит опасность, то вот я — пусть она обрушится на меня», — как будто говорит это исполненное чистой преданности движение.

    Слева виден неистово бросившийся к Христу Петр, думающий не о жертве, а о возмездии неведомому предателю.

    Напряжение нарастает.

    Но вокруг Христа — свободное пространство, особо заметное в этой фреске, где фигурам довольно тесно. За его спиной в просвете окна тихий, голубовато-зеленый пейзаж, сероватое, задернутое столь характерной для Ломбардии пасмурной дымкой небо, спокойная и чуть грустная гармония природы.

    Леонардо выделил фигуру Христа и перспективным построением (голова Христа находится почти в точке схода основных перспективных линий, она лишь чуть сдвинута вправо), и ритмической цезурой, и рамой окна, и пейзажным фоном. Однако он не ограничился этим. Ближайшее к фреске окно трапезной (все окна расположены слева от фрески) отстоит довольно далеко от угла, и таким образом свет из него всегда, в любую погоду и в любое время дня, падает на центр фрески, оставляя менее освещенными боковые фигуры.

    Все это не только выделяет фигуру Христа, но и создает вокруг него какую-то совсем особую эмоциональную атмосферу, отличную от той, в которой находятся апостолы, и в какой-то мере недоступную им. Зритель не может не испытывать ощущения особой свободы именно этой фигуры, ее движений и положения в пространстве фрески. Здесь сочетаются покорность судьбе и в то же время почти неуловимый оттенок властвования над ней. В спокойствии Христа есть что-то такое, что заставляет воспринимать его как «дирижера» собственной трагедии, необходимая закономерность которой доступна только его мудрости. Леонардо раскрывает трагедию «Тайной вечери» в сопоставлении грандиозных характеров, и именно поэтому она обретает оттенок бестрепетности перед неизбежным. Христос будто сам решает свою судьбу. Вот почему он не удостаивает взглядом Иуду, отшатнувшегося в страхе, но со злобной решимостью глядящего на него, и не хочет ответить на вопросы и чувства учеников. Вот почему все страсти апостолов возвращаются к Христу, в нем как бы получают свое мудрое и высокое человеческое очищение.

    Правда, время и многочисленные невзгоды, выпавшие на долю творения Леонардо, сделали невозможным сохранить что-нибудь большее, нежели поблекшую тень созданного им. И все же оставшегося достаточно, чтобы глубоко потрясти каждого.

    Долгое время гениальная работа находилась на реставрации. Для реконструкции произведения использовались самые последние технологии, позволившие постепенно убрать слой за слоем. Таким образом, были сняты вековая затвердевшая пыль, плесень и всевозможные другие инородные материалы. Причём скажем прямо, от оригинала, в течение 500 лет было потеряно 1/3 или даже половина первоначальных красок. Но общий вид росписи намного преобразился. Она как бы ожила, заиграв весёлыми, живыми красками, которыми одарил ее великий мастер. И, наконец, весной 26 мая 1999 года, после реставрации, длившейся 21 год, произведение Леонардо да Винчи было вновь открыто для всеобщего обозрения. В городе по этому случаю устроили большой праздник, а в церкви – концерт.

    “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи (1495-1497) после реставрации
    Чтобы предохранить эту деликатную работу от повреждений, в здание, через специальные фильтрующие устройства, поддерживаются постоянная температура и влажность воздуха. Вход производится не более 25 человек, каждые 15 минут. Входной билет необходимо заказать заранее.

    ЛЕГЕНДА О ТОМ, КАК ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
    ПИСАЛ “ТАЙНУЮ ВЕЧЕРЮ”

    Когда Леонардо задумал сюжет

    Читайте также:  Молитва семейная Петра и Февронии, о семейном благополучии

    Прощания Божьего Сына,

    Он знал, что ещё пролетит много лет,

    Пока он закончит картину.

    Ведь цель Леонардо была непроста –

    Раскрыть исключительность этой минуты –

    Добро, заключённое в лике Христа

    И зло, заключённое в роже Иуды,

    А люди, чья вера – лишь тонкая нить,

    Всё это увидеть сумели.

    Но, чтоб этот замысел в жизнь воплотить,

    Нужны ему были модели.

    Он всюду искал подходящие лица,

    И долго не мог их найти.

    Но, как-то он в храме решил помолиться,

    Туда заглянув по пути.

    И там, на ступенях церковного хора,

    Как будто сама чистота,

    Стоял один юноша, певчий собора,

    С улыбкой и взглядом Христа.

    Прошло с этих пор уже целых три года,

    Но мастер спешить не любил.

    Поэтому было таких и немного,

    Кто истинным гением слыл.

    К концу подходила почти уж работа,

    Осталось лишь сделать одно –

    На проклятом месте Искариота

    Всё так же белело пятно.

    И вот, как-то раз, со своими друзьями

    Шёл мастер под вечер домой,

    И видит, как с пьяным, глухим бормотаньем

    По узкой ночной мостовой,

    Идёт человек, очевидный мерзавец.

    Едва на ногах он держась,

    О чём-то орал, непотребно ругаясь,

    Шатаясь и падая в грязь.

    Он был молодой, но души его прах

    Всосала ужасная пропасть

    Пороков и зла, и читалась в глазах

    Иуды змеиная подлость.

    И тут же художник велел притащить

    Пьянчугу к нему в мастерскую.

    И там он, задумчиво взявшись за кисть,

    И начал поспешно на фреску бросать

    Черты рокового портрета –

    Продажность, предательство, похоть, азарт,

    Связав воедино всё это.

    Пока Леонардо работал над фреской,

    Пьянчуга слегка протрезвел,

    Увидел картину, отпрянул вдруг резко,

    И стал он белее, чем мел.

    В отчаянье голову сжал он руками

    И хрипло, неслышно едва,

    С трясущихся губ, вперемешку с рыданьем,

    Слетели такие слова, –

    Три года назад, да, я вспомнил, когда

    Я был ещё чист и невинен,

    Какой-то художник Иисуса Христа

    Писал с меня в этой картине.

    2004г. Цыкало Сергей Анатольевич (оживший миф)

    ИНФОРМАЦИЮ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
    МОЖНО ДОПОЛНЯТЬ В КОММЕНТАРИЯХ!

    Смысловое значение иконы “Тайная вечеря” в православной религии

    История написания образа

    Событие, произошедшее более 2000 лет назад, послужило вдохновением для многих деятелей искусства. Мировым шедевром стала фреска «Тайная Вечеря», созданная Леонардо да Винчи. Появившаяся в XVI веке картина выделяется уникальной техникой написания. Спаситель расположен в центре, а по бокам его окружают апостолы, которые разбиты на группы.

    Появившаяся в XVI веке картина выделяется уникальной техникой написания

    Христианская икона и фреска да Винчи отличны по смысловой нагрузке, заложенной в основе их сюжета. Художник хотел передать реакцию последователей Христа на новость о предательстве своего учителя. Однако ни одному художнику не удалось в точности воссоздать место, в котором проводилась вечеря.

    Изучая исторические записи тех времен, искусствоведы пришли к выводу, что длинных столов и стульев еще не существовало. Пищу расставляли на лавках, а люди сидели на подушках. Это родило предположение, что обеденный стол – символ ритуала Евхаристии, которую Спаситель преподнес своим ученикам в последний вечер. Православная церковь использует длинный стол, как прообраз церковного престола, который расположен в алтарной части храма.

    Видео «Икона «Тайная вечеря» – описание»

    В этом видеосюжете представлено описание святого образа и его значение.

    Описание иконы «Тайная Вечеря»

    История насчитывает множество созданных изображений «Тайной Вечери», все они призваны показать разные аспекты произошедшего деяния. Однако существуют каноны, которые прослеживаются на всех полотнах. Христос расположен в центре стола, а по обе стороны от него собрались все его ученики. На столе расположена чаша с вином и хлеб, которые они разделили в канун Пасхи.

    Христос и его последователи часто изображены с нимбами, в то время как у Иуды его нет. Все апостолы обращены к своему учителю и внимают его словам. Выделяется только Иуда, который тянется за бокалом вина, что символически показывает его вульгарность и отречение от слов Спасителя. Иногда он изображен с кошельком в руках, в котором находятся монеты, полученные за предательство.

    Значение иконы и срытый символизм

    Сюжет, отображенный в картине, понятен даже тем, кто поверхностно знаком со Священным Писанием. Понимание значения таинства, происходящего на вечере, рано или поздно приходит к каждому человеку. Христиане знают, что круглогодично в церкви проводят определенное таинство, которое носит название Евхаристия.

    Оно было передано Спасителем своим апостолам на последнем ужине, который состоялся 2000 лет назад. Пасха в те времена праздновалась в честь освобождения еврейского народа от египетского гнета. В канун праздника Иисус Христос собственноручно омыл ноги ученикам и разделил с ними последнюю трапезу. На ней он преломил хлеб со своими последователями, который стал символом его страждущего тела. После преподнес в качестве угощения вино, символ его крови и очищения от грехов.

    Описание случившихся в тот вечер деяний не отражает полноту глубинного смысла, заложенного в иконе. В момент совершения таинства Иуда уже предал своего учителя, для которого это не было тайной. Сюжет призван показать, что каждый человек способен свернуть с праведного пути и предать Всевышнего. Однако искренне раскаяться в своих деяниях могут не все. Икона наполняет ощущением того, что Бог ждет каждого человека к себе с раскаянием до последнего вздоха.

    В чем помогает и о чем молятся

    Православному христианину икона служит проводником к Всевышнему, который слышит мольбы своего раба. К ней обращаются с мольбами о помощи и раскаянии в совершенных деяниях. Храмы и церкви размещают ее в непосредственной близости от алтаря, подчеркивая особую символичность изображения.

    Икона помогает в таких деяниях:

    • служит проводником между Всевышним и молитвами верующих, которые открывают ему свои тревоги и пытаются обрести душевное спокойствие;
    • при приготовлении пищи хозяйка просит наставления, чтобы еда получилась вкусной;
    • до и после трапезы возносятся благодарственные молитвы;
    • неподалеку от святого образа люди получают причастие;
    • согрешившие просят о прощении своих деяний.

    Местонахождение божественного образа

    Изображение находится в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Фреска размером примерно 4×8 находится в трапезной этого монастыря, на одной из стен.

    Святыня находится в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

    Где расположить святой образ в доме

    Месторасположение в доме не меняет глубинный смысл святого образа. Образ может находиться в кухне или гостиной комнате. Обращаются к святому облику в любой момент, когда хочется поведать о своих мыслях. Хозяйкам, занимающимся приготовлением еды, изображение посылает благословение на удачное завершение дел.

    Христиане считают, что вешать икону в спальне неприемлемо. Конкретных запретов на это церковь не дает. Дом православного человека наполнен иконами, которые располагаются практически везде.

    Единственным исключение служит ванная комната, где размещение святых образов является неприемлемым.

    Празднование и народные приметы

    Событиям Тайной вечери отведен специальный день в страстную неделю, а именно Великий Четверг. В этот день весь православный мир вспоминает таинство, совершенное на вечере и сопереживает страданиям, пережитым спасителем на Голгофе. Верующие проливают слезы по предсказанной кончине и радуются воскресенью. В конце богослужения они приобщаются к учению Христа, исповедуясь и причащаясь.

    Традиции, соблюдающиеся в «Чистый» четверг:

    • праведные христиане должны посетить баню и принять ванну, чтобы очиститься;
    • в древней Руси крестьяне ходили на реку и набирали ведро чистой воды. Она считалась освященной и помогала смыть все грехи;
    • вернуть здоровье в этот день можно было добровольно отдав реке личную вещь, вместе с которой уносились болезни и невзгоды;
    • русским женщинам не удавалось посетить реку, поскольку они занимались готовкой еды и накрывали большой стол для гостей. Дети делали крашенки, поскольку до пасхи оставалось мало времени;

    Православному христианину икона служит проводником к Всевышнему

    Молитва и акафист иконе «Тайная Вечеря»

    Молитва иконе «Тайная Вечеря»:

    Тропарь на Великий Четверг глас 8:

    Кондак на Великий Четверг глас 2:

    Икона «Тайная Вечеря» олицетворяет переломный момент, после которого ученикам откроется божественная природа Иисуса Христа и пример жертвенной любви к Всевышнему. События того вечера помогают праведным христианам укреплять свою веру в сложных ситуациях, превращая печаль в надежду.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Ссылка на основную публикацию