Табынская Божья Матерь

Икона Пресвятой Богородицы «Табынская»

Дошедшие до нас сведения о Табынской иконе туманны и отрывочны. Это подчеркивает загадочность лика. Вспоминают ее в разных местах в России. Но скудость сведений не делает святыню менее значительной в духовном отношении.

В чем может помочь Пресвятая Богородица

Как и многие другие иконы Божьей Матери, Табынская икона Божией Матери является проводником духовной силы Богородицы в нашем земном мире.

Бесчисленны случаи помощи и заступничества как в отношении отдельных людей, так и целых городов и сел. Особенно выделяются случаи исцеления целых поселений от чумы, холеры и других смертельно опасных болезней.

О чем можно молиться перед Табынской Иконой Божьей Матери:

  • о том, чтобы не заразиться во время эпидемий опасных болезней;
  • об излечении от тяжких физических и психических болезней;
  • об облегчении и избавлении от боли при тяжких недугах;
  • при сильных колебаниях в вере и вообще при порабощении души греховными страстями;
  • при необходимости принять важное жизненное решение;
  • для избавления от алкоголизма, табакокурения, наркомании, вообще от пагубных привычек;
  • если мир и согласие в семье поколебались;
  • вообще в любых материальных и духовных нуждах.

Из истории явлений святыни

Первые свидетельства о явлении Табынской Иконы появляются в конце 16 века. Чести принять святыню удостоились монахи. Это было в районе села Табынское Стерлитамакского уезда. Отсюда — и название образа.

Еще о святых образах:

Иеродиакон Амвросий вечером возвращался в обитель. Он проходил мимо источника. Тут он услышал голос: «Возьми Мою икону». Но, будучи опытным и искушенным в духовной жизни монахом, Амвросий предположил, что это может быть прелесть.

В каком значении слово прелесть используется в православной аскетике? Оно происходит от глагола прельщать, от корня «лесть». Оно обозначает состояние ложного духовного переживания — фальшивки, которую делает дьявол. Например, бес может являться в облике ангела. Так он старается ввести человека в духовное заблуждение, и часто ему это удается. Часто таким образом человек теряет здравый рассудок и иногда даже кончает самоубийством.

Важно: Подобных ловушек со стороны дьявола очень опасаются монахи, ведь их враг ненавидит особенно.

Так вот, именно такой прелести опасался брат Амвросий. Поэтому он сначала не обратил на чудесный голос внимания. Но через день он проходил той же дорогой и снова услышал голос. Обернувшись, он увидел икону Божьей Матери, стоящую на камне над источниками.

Внутренний голос подсказал ему, что это от Бога, что этому чуду можно доверять. Монах поклонился, пошел в обитель и привел помощников.

Монахи с благоговением поставили образ в храме. Но на следующее утро посмотрели, а иконы там не было. Ее нашли на воротах монастыря. Ее сняли и снова поместили в храме, но на следующее утро все повторилось.

Тогда братья поняли, что Воля Божья есть на то, чтобы образ был на вратах. На этом месте началось ее молитвенное почитание.

Второе явление святыни

Потом для этих мест настали неспокойные времена — различные бунты и волнения. При таких обстоятельствах икона была утеряна. Но в конце 17 века, во время одного из башкирских восстаний, произошло второе чудесное явление.

Рядом с тем же самым источником соленой воды образ увидели три башкира. Они принадлежали к мусульманскому вероисповеданию и ненавидели православных. Увидев икону, они посчитали, что смогут нанести физический ущерб «Русскому Богу» и набросились с топорами. Но тут их поразил Гнев Божий — они ослепли. Башкиры сразу поняли, что Бог их покарал за святотатство, и в слезах раскаялись. Они стали молиться и просить прощения. Господь смилостивился, и они прозрели.

О других православных чудесах:

Есть сведения, что, по крайней мере, один из башкир впоследствии крестился в православную веру и даже стал истовым подвижником.

Интересно: Этот башкир был невиданным долгожителем — дожил до 130 лет и умер на одном из молений.

С того момента многими чудесами прославилась не только икона, но и вода в том источнике.

Второе явление, как и первое, произошло на девятую пятницу после Пасхи, поэтому в этот день чествуется Табынская Божья Матерь.

Местонахождение иконы

Сведения о местонахождении иконы были утрачены в период Гражданской Войны в России. Белые казаки под командованием атамана Дутова отступали и взяли с собой святыню. Вероятнее всего, она была направлена в Китай.

Дальнейшая ее судьба неизвестна. Существуют разные версии, одна из них — в Китае в районе города Кульджи. Другие — в Париже, в Нью-Йорке и даже в Австралии. Российские энтузиасты создают организации и фонды по поиску, но пока что точных сведений о местоположении святыни не найдено.

Списки, то есть иконы, написанные по образцу оригинала, в настоящее время пребывают в Оренбургской епархии. Там в девятую после Пасхи пятницу совершаются крестные ходы и молебны.

Каждый год совершается Крестный ход во главе с чудотворным ликом. Празднование дня Табынской иконы происходит в девятую пятницу после Пасхи. В это день было явление святыни.

В честь Табынской Иконы Божьей Матери есть акафист, канон, служба, молитвы.

Важно: Можно молиться и своими словами, главное — вера.

Также следует упомянуть, что акафист Табынской Божьей Матери можно читать перед любой иконой Богородицы, необязательно перед списком с Табынской.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Таинство Евхаристии, как происходит обряд

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Одним из главных обрядов Церкви является Таинство Евхаристии. Данный церковный обряд способен очистить душу, возвышает и приближает к пониманию божественного. Чем является Таинство Евхаристии и молитвы Евхаристии, рекомендации по подготовке и кто может причащаться — расскажем в данной статье ниже.

Суть Таинства Евхаристии

Таинство Евхаристии, как было сказано уже выше это и есть причастие. Как понятно уже с самого слова речь идет о причастности к чему — то важному. Господь сам указал на то, что нужно всем христианам принимать участие в Евхаристии, показанным Христом на Тайной Вечери, где Иисус Христос и установил Таинство Евхаристии. Тайная Вечеря – это последняя его трапеза с учениками в пасхальную ночь, перед Его взятием под стражу и распятием.

По церковным канонам, Таинство должно проводиться ежедневно за исключением некоторых дней Великого поста. Но, к сожалению, об этой традиции уже давно забыли. Ее поддерживали первые христиане. В те времена считалось, что если человек три раза подряд пропустил данный обряд без уважительной причины, то он отошел от церкви.

Сутью причастия является возможность стать соучастником Тайной Вечери. Благодаря этому мы можем прикоснуться к Божьей энергии, очистить свою душу от злого и всего плохого.

Основные моменты необходимости обряда

Обряд Евхаристии можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю стороны. Каждая из них несет в себе свои важности и условия. К внутренней стороне относиться:

  1. Необходимость. Среди святых отцов бытует мнение, что бесы больше всего боятся крещения, причастия и креста. Но очень часто случается так, что люди со временем разрушают силу благодати таинства, вследствие чего бесы снова могут приступить к властвованию над человеком. Поэтому причастие является обязательным обрядом, благодаря которому человек получает надежную защиту от злых духов.
  2. Значение и важность. Евхаристия помогает уверенней пройти все невзгоды и испытания на жизненном пути. Дает возможность почувствовать себя под защитой.
  3. Условия, при которых можно проходить обряд. Главным условием является православная вера.

К внешним сторонам относят:

  • Проведение самого обряда. Во время, которого перед Святыми Дарами обязательно нужно сделать земной поклон.
  • Частота. Причащаться нужно в каждый большой пост. А перед такими постами как Рождественский и Пасха – два раза.
  • Приготовление. Перед тем как прийти на обряд, нужно пройти специальную подготовку, детали которой будут описаны ниже.
  • Придерживаться правильного поведения после Евхаристии. Нужно обязательно выслушать благодарственные молитвы и пребывать в молчании.

Евхаристия (причащение): правила подготовки

Перед тем как прийти на Евхаристию нужно на протяжении трех дней придерживаться поста, на протяжении которого исключают следующую пищу:

  • Мясо,
  • Молочные продукты,
  • Яйца.

Если придерживаться строгого поста, то следует воздержаться и от рыбы. Но несмотря на эти запреты разрешенные, постные продукты следует употреблять в умеренном количестве.

Супругам во время говения рекомендуется воздержаться от телесной близости. Также нужно помнить, что девушки не могут причащаться в дни, когда у них менструация. Нужно отметить, что важно постится не только телом, но и умом. Не нужно держать зла на близких, в случае каких-либо обид необходимо их прощать.

Пост перед причастием может ослабить для беременных, кормящих грудью и больных. Обряд должен проводиться строго натощак.

Говоря об участии верных в Евхаристии нужно сказать, что она требует специальной подготовки. Верующие, которые готовятся к причастию читают три канона:

Покаянный ко Господу Христу:

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.

Молебен ко Пресвятой Богородице:

Ирмо́с: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежaв, изрaильтянин вопияше: избaвителю и Богу нашему поим.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Многими содержимь напaстьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о, Мaти Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Страстей мя смущaют прилози, многаго уныния исполнити мою душу; умири, Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Спaса рождшую Тя и Бога, молю, Дево, избaвитися ми лютых: к Тебе бо ныне прибегaя, простирaю и душу и помышление.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Недугующа телом и душею, посещения Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, едина Богомaти, яко благая, Благaго же Родительница.

Ирмо́с: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желaний крaю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Предстaтельство и покров жизни моея полагaю Тя, Богородительнице Дево: Ты мя окорми ко пристaнищу Твоему, благих виновна; верных утверждение, едина Всепетая.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родилa еси, едина Пречистая.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Благодетеля рождши добрых виновнаго, благодеяния богатство всем источи, вся бо можеши, яко сильнаго в крепости Христа рождши, Богоблаженная.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Лютыми недуги и болезненными страстьми истязaему, Дево, Ты ми помози: исцелений бо неоскудное Тя знаю сокровище, Пренепорочная, неиждивaемое.

Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегaем, яко нерушимей стене и предстaтельству.

Призри благосердием, всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь.

Канон Ангелу – Хранителю:

Ирмо́с: Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися.

Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.

Песнь воспети и восхвалити, Спасе, Твоего раба достойно сподоби, безплотному Aнгелу, наставнику и хранителю моему.

припев: Святый Aнгеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене, погибающа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления, да получу от Бога отдание грехов, и ненавидети ми злых настави мя, молюся ти.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молися, Девице, о мне, рабе Твоем, ко Благодателю, со хранителем моим Aнгелом, и настави мя творити заповеди Сына Твоего и Творца моего.

Кроме вышеописанных молебнов, также необходимо читать Проследование ко святому причащению. В него входит канон к причастию и специальные молитвы. Все эти молитвы и каноны можно найти в православном молитвослове.

Накануне проведения обряда Святой Евхаристии необходимо обязательно посетить вечернюю службу. У многих возникнет вопрос, почему вечернюю? – потому что церковный день начинается с вечера.

Покаяние

Одним из важных моментов проведения всего обряда является покаяние. Оно совершается в Таинстве исповеди. Существует мнение, что два данных обряда можно разделить и приступить к причастию без исповеди. Но на самом деле это больше касается Поместных Церквей. Наша же Церковь, только начала оправляться от духовной катастрофы.

По сравнению с другими странами у нас очень мало священнослужителей и православных храмов. Жизнь и духовный уровень современных верующих по сравнению с жизнью первых христиан намного ниже. Поэтому наша Церковь строго придерживается практики исповеди перед причастием. Кстати многие священники покаяние считают вторым крещением. Ведь подобно тому, как омывает душу от грехов крещенская вода, так и слезы покаяния очищают нашу душу.

Конечно, иногда приходится наблюдать, как человека кто-то из близких, заставляет идти на данный обряд. Принуждая они делают огромную ошибку, ведь человек, который не несет в себе веру не получит очищения души. Для него это будет простой формальностью. Поэтому к прохождению Евхаристии человек должен дойти самостоятельно.

Если вы будете проходить обряд впервые, тогда рекомендуем посетить церковь или храм, подойти к священнику и получить у него благословение.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о Таинстве Евхаристии:

Таинство причащения.
Часть 1. Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии

Значение таинства причащения в жизни православного христианина

Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение»), занимает главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.

Установление таинства причащения

Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.

Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).

Читайте также:  Порча на семью: как определить, оберег, как уберечь

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это таинство.

Реальность таинства

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную» [1] .

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).

Необходимость причащения для православных христиан

Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни – Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца – Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье – подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем большее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем» [2] .

Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Евхаристия и жертва Христова

Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.

Господь устанавливает таинство евхаристии, потому что «теперь на земле в другом виде должна быть Его жертва, в которой бы Он всегда Себя приносил, как на кресте» [3] . С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.

Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха – главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира – основа нашей веры.

Чудо святого причащения

Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Святые дары – это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», – говорится в молитвах ко святому причащению [4] .

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на святые дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного. – о. П.Г.) видел, как небесный огонь сошел на святые тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься святых таин, Божественный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня “неопально, как древле купина неопально горевшая…”. Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись святых таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: “Чего так устрашился дух твой, чадо мое?”. “Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», – отвечал тот. “Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни”, – заповедал ему смиренный авва» [5] .

Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.

Тем, кто сомневается в чуде претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и дерзает при этом приступить к святой чаше, может быть дано грозное вразумление: «Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию-первому, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда воспитанники приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были святые тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему святые дары» [6] .

Да, таинство причащения – евхаристия – это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).

Происхождение литургии

Таинство причащения с древности получило также именование литургия, что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба – евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I–II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии – литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.

Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.

Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост – время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.

Что такое Евхаристия (Таинство Причащения)?

Православные христиане четко понимают тот факт, что им не просто нужно молиться дома или посещать церковь, но и принимать участие в Святых Таинствах, одним из которых является Евхаристия (Таинство Причащения). Среди 7 церковных Таинств оно является одним из самых важных.

Евхаристия (переводится с греческого как благодарение) — священнодействие, которое заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Обычно евхаристический канон служится в середине богослужения, во время чего, происходит претворение просфоры и вина в Тело и Кровь нашего Спасителя Иисуса Христа. Во время Таинства происходит единение христиан с Господом. Господь даровал нам это Таинство на Тайной вечери, на последней трапезе Иисуса Христа с его учениками.

  1. Как появилось Таинство Причастия – важные факты из истории
  2. Немного о назначении Таинства Евхаристии
  3. Как подготовиться к Евхаристии правильно?
  4. Как совершается Таинство?

Как появилось Таинство Причастия – важные факты из истории

Тот факт, что Евхаристия является основой Божественной Литургии и незаменимым Таинством для спасения человеческой души, хорошо понимают не только современные верующие люди, ведь знали об этом и первые христиане. Как только в жизнь человека вошло христианство, начали совершать и Таинство Евхаристии, но выглядело все немного по-другому, чем мы привыкли видеть сейчас. Первая проведенная Евхаристия называлась не Причастием, а «Агапа» и перевод этого слова имел очень символический смысл, поскольку звучал, как вечеря любви.

Именно на этой вечере, люди читали и толковали Священное Писание, а еще восхваляли Господа пением ветхозаветных гимнов. Первые христиане пекли специальный хлеб, имеющий название «Панагия» в честь Богородицы. Позже стали совершать чины служб, записанные известными святителями церкви: Василием Великим, Григорием Богословом, а также Иоанном Златоустом.

Что же касается других важных исторических фактов, касающихся именно таинства Евхаристии, то здесь стоит отметить следующее:

  • первое разделение агапы начали практиковать в Византии, что превратилось в благотворительные трапезы для людей, оказавшихся в сложном материальном положении – они получали частичку от самой Евхаристии;
  • гимны, возглашаемые первыми христианами в голос, превратились в тайные молитвы;
  • со временем появились такие понятия, как малые и великие входы;
  • священники практиковали служение агапы в вечернее время суток, а вот литургии совершали ранним утром;
  • постепенно перестали использовать такую практику, как вывод их храма кающихся, а также оглашенных;
  • появилось разграничение алтаря от основной части храма, а после того появились и иконостасы, которые мы привыкли видеть в храмах сейчас;
  • со временем священники стали использовать лжицу (небольшая ложка с крестом на конце рукояти) для причащения мирян.

Постепенно стали появляться такие песнопения, как «Трисвятое», «Символ веры», «Единородный Сыне», «Херувимская песнь», с которыми хорошо знакомы многие современные христиане. Постепенно начали появляться богослужения, совершаемые в утренние и вечерние часы.

Немного о назначении Таинства Евхаристии

Евхаристия – это не просто священнодействие, которое нужно отбыть и забыть, а нужна она христианам по следующим причинам:

  • это великое Таинство позволяет человеку воссоединиться с Самим Иисусом Христом;
  • после того как хлеб и вино претворяются в истинное Тело и истинную Кровь Господа, прихожане могут приступить к Святой Чаше. Таким образом, Господь входит в сердце верующего, освящая его душу и тело, делая его достойным Царствия Небесного.

Как подготовиться к Евхаристии правильно?

Подготовиться к тому, чтобы стать достойным участником Таинства Евхаристии, каждый верующий православной церкви может следующим образом:

  • всегда нужно подходить к этому Таинству полностью осознанно, не воспринимая Евхаристию, в качестве какого-то общепринятого церковного обряда;
  • не стоит рваться подойти к Чаше первым, спешить и суетиться;
  • нужно прочитать правило подготовки к Святому Причастию, которое есть в абсолютно каждом православном молитвослове;
  • перед Причастием стоит читать соответствующие тропари, псалмы, стихи, каноны и молитвы;
  • перед тем, как приступить к Причастию, святые отцы рекомендуют примириться с теми, кому мы нанести обиду либо кто обидел нас.

Одним из главных условия достойной подготовки к Тайне Евхаристии является именно прощение обид всем, кто задел интересы человека словом или делом. Имея в сердце обиду и злобу, затаив их очень глубоко, к Причастию рекомендуется не приступать, пока не будут преодолены эти проблемы. Христианин обязательно должен осознать, что в Чаше будут именно истинное Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина.

Перед Причастием, христианину стоит соблюдать пост, причем, как телесный (воздержаться от скоромной пищи: яиц, мяса, молока), так и душевный (воздержаться от злых мыслей, слов). Если состояние здоровья не позволяет, то можно поститься один день. Рекомендовано поститься перед причастием примерно одну неделю, но минимум хотя бы 3 дня.

Читайте также:  Молитва для успокоения сердца и души

Обязательно перед Таинством Причащения надо исповедоваться. Нужно очистить свою душу от грехов, которое совершается в Таинстве Исповеди.

Как совершается Таинство?

Евхаристический канон начинается во время Божественной Литургии после пения Символа Веры. Во время этого канона священник благословляет Дары и благодарит Бога за все, после чего происходит претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Завершается Евхаристический канон именно прославлением Богородицы, после чего причащаются священники в алтаре, а затем прихожане.

Перед Причастием читается специальная молитва, после чего исповедавшиеся христиане спокойно подходят к Чаше, сложив руки на груди. Стоя перед Чашей, креститься нельзя – это необходимая мера для того, чтобы не опрокинуть ее случайно. Далее христианину стоит назвать свое имя и открыть рот, чтобы священнослужитель с помощью лжицы положил туда частицу Крови и Плоти Христа. Также нужно поцеловать нижний край Чаши.

После причастия нужно отойти, взять со специального столика просфору и запить её. Далее стоит дождаться окончания литургии, а весь последующий день стоит хранить себя в чистоте, воздерживаться от грехов.

Нужно понимать, что Евхаристия – это очень важно и очень ответственно, поэтому причащаться нужно достойно, ведь только так можно получить от этого реальную пользу. Достойное принятие Евхаристии – это истинный путь к спасению, выбрав который, человек сможет воссоединиться с Богом, постепенно победив свои греховные привычки. Участником этого Таинства стоит становиться как можно чаще.

Таинство причастия в православной церкви

Православная вера предполагает обязательное участие христиан в церковной жизни. Но просто хождения в храм каждое воскресенье не будут иметь большого смысла, если человек не участвует в полноте церковной жизни, не становится единым телом с Церковью. Как же это можно сделать?

Нам дана великая радость, через которую мы можем по-настоящему соединиться с Господом, и которая вмещает в себя весь смысл христианства — это Таинство Причастия. Почему оно так важно и как правильно к нему приступать? Разберем в этой статье.

Евхаристия (причащение): правила подготовки

Перед тем как прийти на Евхаристию нужно на протяжении трех дней придерживаться поста, на протяжении которого исключают следующую пищу:

Если придерживаться строгого поста, то следует воздержаться и от рыбы. Но несмотря на эти запреты разрешенные, постные продукты следует употреблять в умеренном количестве.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

Супругам во время говения рекомендуется воздержаться от телесной близости. Также нужно помнить, что девушки не могут причащаться в дни, когда у них менструация. Нужно отметить, что важно постится не только телом, но и умом. Не нужно держать зла на близких, в случае каких-либо обид необходимо их прощать.

Обязательно к прочтению: История праздника Рождества Христова, традиции и обычаи

Пост перед причастием может ослабить для беременных, кормящих грудью и больных. Обряд должен проводиться строго натощак.

Говоря об участии верных в Евхаристии нужно сказать, что она требует специальной подготовки. Верующие, которые готовятся к причастию читают три канона:

Покаянный ко Господу Христу:

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.

Молебен ко Пресвятой Богородице:

Ирмо́с: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежaв, изрaильтянин вопияше: избaвителю и Богу нашему поим.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Многими содержимь напaстьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о, Мaти Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Страстей мя смущaют прилози, многаго уныния исполнити мою душу; умири, Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Спaса рождшую Тя и Бога, молю, Дево, избaвитися ми лютых: к Тебе бо ныне прибегaя, простирaю и душу и помышление.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Недугующа телом и душею, посещения Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, едина Богомaти, яко благая, Благaго же Родительница.

Ирмо́с: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желaний крaю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Предстaтельство и покров жизни моея полагaю Тя, Богородительнице Дево: Ты мя окорми ко пристaнищу Твоему, благих виновна; верных утверждение, едина Всепетая.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родилa еси, едина Пречистая.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Благодетеля рождши добрых виновнаго, благодеяния богатство всем источи, вся бо можеши, яко сильнаго в крепости Христа рождши, Богоблаженная.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Лютыми недуги и болезненными страстьми истязaему, Дево, Ты ми помози: исцелений бо неоскудное Тя знаю сокровище, Пренепорочная, неиждивaемое.

Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегaем, яко нерушимей стене и предстaтельству.

Призри благосердием, всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь.

Канон Ангелу – Хранителю:

Ирмо́с: Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися.

Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.

Песнь воспети и восхвалити, Спасе, Твоего раба достойно сподоби, безплотному Aнгелу, наставнику и хранителю моему.

припев: Святый Aнгеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене, погибающа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления, да получу от Бога отдание грехов, и ненавидети ми злых настави мя, молюся ти.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молися, Девице, о мне, рабе Твоем, ко Благодателю, со хранителем моим Aнгелом, и настави мя творити заповеди Сына Твоего и Творца моего.

Кроме вышеописанных молебнов, также необходимо читать Проследование ко святому причащению. В него входит канон к причастию и специальные молитвы. Все эти молитвы и каноны можно найти в православном молитвослове.

Обязательно к прочтению: Крещение ребенка правила, что нужно знать

Накануне проведения обряда Святой Евхаристии необходимо обязательно посетить вечернюю службу. У многих возникнет вопрос, почему вечернюю? – потому что церковный день начинается с вечера.

Таинство Соборования или Елеосвящения

Соборование — древнейшее таинство христианской церкви. Его основная миссия — исцеление телесных и душевых недугов. Соборование действует по принципу покаяния, но освобождает человека даже от тех грехов, о которых он мог забыть. Соборование проводится при помощи святого елея. Именно поэтому существует втрое название данного обряда — елеосвящение. Исполняет обряд обычно несколько священников.

Соборование может проводиться в любом возрасте, начиная с семи лет. Согласно правилам, для тяжело больных верующих, допускается проведение обряда на дому. Такое таинство совершается не чаще раза в год. Оно проводиться над больными людьми, которые желают исцелиться, а, также, над домочадцами. Соборование может проводиться и в церкви.

Таинство Соборования или Елеосвящения

Все семь таинств несут в себе сакральный смысл, который доступен только истинно верующим людям. Не следует совершать таинство, если это не акт доброй воли, или, если нет понимания в его назначении.

Что означает – «верные в евхаристии»?

Эта фраза зачастую менее понятна, чем суть проводимого обряда причастия. Причина этого в том, что именно этим выражением зачастую пользуются при разъяснениях церковнослужители, но само его растолковать забывают.

Верные в евхаристии – это те участники вечери, которые не предавали Иисуса. Это самое простое и краткое объяснение смысла этого выражения. Разумеется, при применении его не к апостолам, а к прихожанам христианских храмов, толкование будет более усложненным. Кратко – это уже принявшие крещение.

При применении этого выражения в отношении верующих ему придается несколько иной смысл. Верные – это вверяющие Богу себя через вкушение «тела и крови» Христовых. То есть принявшие крещение, следующие за Христом в Царствие Небесное, спасшиеся через него.

Для чего нужно причащаться

Часто в околоцерковной среде можно услышать мнение, что если человек молится, соблюдает заповеди, старается жить по совести — то этого достаточно, чтобы считаться хорошим христианином. Чтобы считаться, может, и достаточно, но вот для того, чтобы быть настоящим христианином, нужно больше.

Можно привести такую аналогию: вот человек любит кого-то. Любит сильно, искренне, всей душой. О чем будут все помыслы любящего? Правильно — о том, как соединиться с любимым, быть с ним вместе каждый миг и каждый час. Так же и с Богом — если мы христиане, то мы любим Его всей душой, и стараемся выстроить свою жизнь так, чтобы быть всегда рядом с Ним.

И вот сам Господь дарует нам великое Чудо — возможность вмещать Себя в наши грешные тела. Вмещать так часто, как только мы этого захотим. Так можно ли нас называть верующими, если мы сами будем отказываться от этой встречи, избегать ее? Зачем тогда нужно все остальное, если Живого Бога мы не признаем?

Все святые отцы нашей церкви в один голос твердили о важности Причастия для жизни православного человека. Даже те из монахов, которые вели уединенную отшельническую жизнь, периодически выходили к братии, чтобы поучаствовать в Евхаристии. Для них это делание было естественной потребностью души, как дыхание, еда или сон для тела.

Важно! Нужно стремиться так глубоко впитать в себя Причастие, чтобы оно стало неотъемлемой частью духовной жизни христианина.

Нужно понимать, что все Таинства церкви — это не строгие правила, введенные Богом для нашего укрощения. Все это инструменты нашего спасения, которые необходимы самому человеку. Бог всегда стоит рядом с каждым человеком и всегда готов войти в его душу. Но сам человек своей жизнью не пускает в себя Господа, гонит Его, не оставляет для Него места в своей душе. И путь православной церковной жизни с обязательным участием в Таинствах — это способ открыть свою душу Богу, чтобы он смог там поселиться.

Основные моменты необходимости обряда

Обряд Евхаристии можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю стороны. Каждая из них несет в себе свои важности и условия. К внутренней стороне относиться:

Необходимость. Среди святых отцов бытует мнение, что бесы больше всего боятся крещения, причастия и креста. Но очень часто случается так, что люди со временем разрушают силу благодати таинства, вследствие чего бесы снова могут приступить к властвованию над человеком. Поэтому причастие является обязательным обрядом, благодаря которому человек получает надежную защиту от злых духов.Значение и важность. Евхаристия помогает уверенней пройти все невзгоды и испытания на жизненном пути. Дает возможность почувствовать себя под защитой.Условия, при которых можно проходить обряд. Главным условием является православная вера.

К внешним сторонам относят:

Проведение самого обряда. Во время, которого перед Святыми Дарами обязательно нужно сделать земной поклон.Частота. Причащаться нужно в каждый большой пост. А перед такими постами как Рождественский и Пасха – два раза.Приготовление. Перед тем как прийти на обряд, нужно пройти специальную подготовку, детали которой будут описаны ниже.Придерживаться правильного поведения после Евхаристии. Нужно обязательно выслушать благодарственные молитвы и пребывать в молчании.

7 таинств православной церкви

Согласно правилам церкви, любое из таинств, должны иметь две составляющие, чтобы считаться действительными. Первое — это проведение таинства каноническим священником, по всем правилам обряда. Второе — это внутреннее настроение самого верующего, чистота его помыслов и искренне желание принять таинство. В православной церкви существует 7 видов таинств:

Крещение
Миропомазание
Покаяние, или святая исповедь
Причастие
Венчание
Священство
Соборование, или елеосвящение

В чем было первое значение евхаристии?

В период становления христианства как религии евхаристии уделяли особое внимание. Считалось, что она является вершиной служения, своеобразным центром ритуалов христианского культа.

В связи со столь важным местом, которое занимала евхаристия в начале становления религии, с ней объединялись и все прочие христианские таинства. Евхаристия являлась неотъемлемой частью:

крещения; венчания; миропомазания; рукоположения; соборования; отпевания; покаяния и прочих обрядов.

В наши дни важность евхаристии для прихожан уже не столь очевидна, как для первых последователей Христа. Однако церковнослужителями причастие по-прежнему воспринимается как одно из наиболее важных таинств.

Таинство причащения (Евхаристия)

Самое главное из семи церковных Таинств, которому другие Таинства служат подготовкой. А также весь ежедневный церковный круг служб подводит к самому главному – Евхаристии.

  1. Что такое Евхаристия
  2. Немного истории
  3. Для чего нужна Евхаристия
  4. Как готовиться ко Святому Причастию
  5. Главные условия подготовки
  6. Как совершается Таинство Евхаристии
  7. Как вести себя после Причастия
  8. Как часто надо причащаться

Что такое Евхаристия

В переводе с греческого это слово значит – благодарение. Вечерня, часы, утреня служат подготовкой к Божественной Литургии , на которой совершается самое главное и великое Таинство – Евхаристия.

Евхаристический канон бывает в середине литургии. Во время него совершается претворение просфоры и вина в Тело и Кровь Христа. Это Таинство, перед которым благоговеют даже ангелы.

Господь дал нам это Таинство во спасение душ и телес. Его Он даровал во время Своей земной жизни, а именно, на Тайной вечери. Это – последняя трапеза, на которой находились Христос и ученики. Именно тогда Христос, преломив хлеб, произнес странные для всех слова: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». А затем, подняв кувшин с вином, сказал: «Пийте от нее вси, сия есть Кровь Моя, еже за вы изливаемая».

Этим Он положил начало новому и важному Таинству – Евхаристии (претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа). Ничего не поняли тогда апостолы, но только после крестной смерти Христа стало понятно многое.

Немного истории

Первые христиане поняли, что Евхаристия – основа всей службы, и поэтому совершали ее постоянно. Конечно, выглядело это все иначе, чем сейчас. Первая христианская служба называлась «агапа», что значит в переводе – вечеря любви.

На ней читалось и толковалось Священное Писание, пелись ветхозаветные гимны. Древние христиане отлагали специальный хлеб для Пресвятой Богородицы, который назвался «Панагией».

Позже появились чины служб, записанных святыми:

  • Иоанном Златоустом;
  • Василием Великим;
  • Григорием Богословом.

Эти чинопоследования существуют и до сей поры в современной православной Церкви. Позже в Византии произошло разделение агапы, которые превратились в благотворительные трапезы для бедных, от самой Евхаристии. Многие гимны превратились в тайные молитвы. Появились великие и малые входы. Раньше агапы служились по вечерам, а литургии стали служиться по утрам.

Затем перестали выводить из храма оглашенных и кающихся. Появилось разграничение алтаря от основной части храма. Так появился иконостас. Для причащения мирян стали использовать лжицу.

Были написаны многие современные песнопения:

  • «Единородный Сыне» — в 6-м веке;
  • Трисвятое – в 5 веке;
  • Символ веры – в 5 веке;
  • Херувимская – в 6 веке.

Потом появились другие службы суточного круга: вечерня, утреня и т.д.

Читайте также:  Молитва Николаю Чудотворцу на удачу в торговле, бизнесе, помощи в делах

Для чего нужна Евхаристия

Причастие Святых Христовых Таин – это великое Таинство, благодаря которому человек может соединиться с Самим Христом. После того, как хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, прихожане могут приступить к Святой Чаше. Таким образом, Христос входит в сердце человека, освящая его душу и тело и делая его достойным Царствия Небесного.

Надо понимать, что Евхаристия – не воспоминание претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа на Тайной вечери, а настоящее действие, Христос действительно входит в Чашу на каждой литургии. Он мог бы создать Себе любое Тело, но, поскольку мы по немощи можем принять только съедобную пищу, то Он выбрал продукты, наиболее похожие на Тело и Кровь.

При причащении мирян священник произносит такие слова: «причащается раб Божий (раба Божия) во оставление грехов и жизнь вечную». Это означает, что человеку прощаются грехи на причастии, и он становится достоин вечной жизни.

Хор поет во время причастия: «Тело Христово примите, Источника Бессмертного вкусите». Это означает, что принимая Тело Христово, мы делаем свою душу бессмертной. В Евангелии есть слова Христа, что кто не ест Тело Христа и не пьет Его кровь, не может быть достойным Царствия Небесного.

В молитве ко Причастию говорится, что человек причащается во исцеление души и тела. Т.е. Святое Причастие оздоровляет не только душу, но и тело. Были случаи, когда люди выздоравливали после этого Таинства.

Как готовиться ко Святому Причастию

Для того чтобы достойно принять Христа в свое сердце, надо тщательно подготовиться к этому Таинству. Апостол Павел в посланиях предупреждает, что те, кто причащаются недостойно, становятся немощными и даже иногда умирают. Поэтому он советует подходить к Таинству осознанно, без суеты, не стремясь подойти первыми.

Святые отцы создали чин подготовки ко Причастию. Оно так и называется «Правило ко Святому Причастию» и находится в каждом православном молитвослове.

В чине содержатся:

  • псалмы;
  • тропари;
  • канон ко Причастию;
  • молитвы ко Причастию;
  • стихи.

Духовные стихи написаны святыми отцами и введены в чин для лучшего осознания цели Таинства. В них говорится, что Причастие есть Огонь, опаляющий недостойные, что перед тем, как приступить к Таинству, надо примириться с обидчиками. Об этом написано и в Евангелии, что перед тем, как идти к царю, надо примириться с соперником. Также есть евангельская притча о должнике, который не простил друга своего, и царь, простивший ему долг, узнав об этом, посадил его в темницу. Если Господь прощает нам множество грехов, то мы тем более должны простить меньших прегрешений своему брату.

Главные условия подготовки

Итак, первое условие подготовки к Святому причастию – это прощение обид. Желательно попросить у всех прощения, примириться со всеми. Если это сделать невозможно (человек уехал далеко или его уже нет в живых), то хотя бы мысленно простить его.

Нельзя приступать к Таинству причастия с обидой и злобой в сердце на кого-то. Можно причаститься в суд и осуждение, если приступить с неготовым или холодным сердцем. Христос недолго пробудет в таком сердце, и просто выйдет из него. А может быть и болезнь, по словам апостола. Важно помнить, что Тело Христово – это Огонь «опаляющий недостойных».

Перед Причастием желательно поститься неделю. Если не получается, то хотя бы три дня. Если человек серьезно болен, то можно поститься один день. Так написано в требнике.

Иногда человек находится на грани жизни и смерти, тогда его причащают и после еды, без поста.

Как совершается Таинство Евхаристии

Во время Божественной Литургии после пения Символа веры начинается Евхаристический канон. Начинается он со слов Архангела Михаила, которые он произнес до начала сотворения мира, чтобы остановить падение ангелов («Станем добре, станем со страхом»). Потом следует благословение священника и благодарение Бога за все. Дальше поются ангельские слова («Свят, Свят, Свят Господь Саваоф») и слова Христа на Тайной вечери. И во время пения «Тебе поем» совершается самое главное — осуществляется претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.

Евхаристический канон завершается прославлением Божией Матери. Потом причащаются священнослужители в алтаре, затем миряне.

Когда выносится Чаша, священник читает молитву перед Причастием. Затем прихожане, прошедшие исповедь , подходят к Чаше без суеты, не толкаясь по очереди, сложив руки на груди. Перед Чашей нельзя совершать крестное знамение , чтобы не опрокинуть случайно Чашу. Подойдя к Чаше, надо громко назвать свое имя и широко открыть рот. Потом поцеловать нижний край Чаши, словно ребро Самого Христа.

Как вести себя после Причастия

Причастившись, надо молча отойти к столику, где находится запивка, взять кусочек просфоры и запить. Потом отойти, чтобы не мешать другим запивать. После причастия нельзя сразу уходить, надо дождаться конца литургии, подойти ко кресту, выслушать благодарственные молитвы.

В молитвослове написано, что в день причастия надо хранить себя в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы сохранить принятого Христа. Лучше после причастия молчать, иначе можно потерять Благодать. Также надо воздерживаться от грехов, хотя бы в этот день.

Как часто надо причащаться

Древние христиане причащались на каждой литургии. Но занятому современному человеку трудно соблюдать это. Частоту приступания к Чаше должен определять духовник. Для кого-то раз в пост достаточно, а кто-то причащается чаще. Православный человек должен причащаться обязательно в каждый пост. А преподобный Серафим Саровский советовал причащаться раз в месяц. Священники причащаются за каждой литургией. У каждого есть своя мера.

прот. Андрей Ткачёв о том, что нам даёт Таинство Причащения

Значение таинства причастия и порядок проведения, сколько длится и что дает человеку

Существующие традиции совершения церковного богослужения включают последовательные обряды с предустановленными правилами. К одному из таких ритуалов относят евхаристию, который также называют таинством причастия. Для обозначения этого ритуала используют другие словосочетания, которые описаны Библией и имеют особую историю. Причастие или причащение признано христианским православием обязательным для проведения.

Что собой представляет таинство евхаристии

Причастие или причащение – это один из элементов священнодействия, которое составляет основу Божественной литургии. Православная церковь называет евхаристию вечерей Господней, так как корни этого действа восходят к событиям, связанным с последними событиями земной жизни Иисуса Христа.

Трапеза с ближайшими последователями положила начало таинству евхаристии. Одновременно с этим Христом была преподана заповедь о смирении, которое символизировало омовение ног. Христос проповедовал также о любви без корысти, которая способна покрыть любые неблаговидные поступки, им было предсказано предательство Иуды и дальнейшие судьбы христианской церкви во всём мире. Великий четверг, время, когда в христианстве проходит Страстная неделя, стал началом обряда причащения.

Таинство включает в себя 2 этапа:

  • преломление и вкушение хлеба обозначены Иисусом Христом, как принятие его тела;
  • испитие красного вина из предложенной чаши преподнесено, как символ крови Господней.

Установление ритуала символизирует прощание Христа и оставление им своего тела и крови, как напоминания о перенесенных страданиях. Причащение служит верующим свидетельством принесенной Христом Спасителем жертвы, является причащением его тела и крови, воплощенным в таинстве евхаристии.

Превращение хлеба и вина в плоть и кровь Христом, дальнейшее вкушение даров стали началом введения обязательного причащения всех верующих.

Как пройти в православной церкви

Многие патриархи и священнослужители считают, что большинство богослужений является своеобразной подготовкой к участию в причащении. Это самый важный в системе иерархии богослужений акт, который является апогеем, объединяющим человека с Богом. Геннадий Схоларий считал, что обряд евхаристии должен стоять выше, чем таинство крещения или исповедания.

Для православных верующих обряд проходит с учётом длительной поэтапной подготовки. По мнению священнослужителей, он представляет собой полнейшее преображение тела и потрясение души. Чтобы быть готовым к причащению, необходимо соблюдать основные правила:

  • осознанное отношение к причастию;
  • искренняя вера в Господа;
  • понимание смысла причащения;
  • владение основными теоретическими знаниями;
  • достижение полного умиротворения (прощение и примирение с окружающими людьми);
  • знание благодарственных молитв и текстов («Последование ко Святому Причащению»).

Эти правила касаются внутреннего состояния верующего, но существуют конкретные приемы, без которых таинство невозможно:

  1. Евхаристический или литургический пост. Это пост перед обрядом, который заключается в том, чтобы не есть накануне причастия, начиная с полуночи предыдущего дня. Пост длится с учетом подготовки верующего, но не может быть меньше 6 часов.
  2. Исповедание. Это одно из таинств, которое называется таинством покаяния. Его проводят вечером, накануне причастия, или утром, до начала литургии.

Взрослым людям, которые исповедуются впервые, рекомендуют проходить покаяние, исключая воскресные или праздничные дни. Детям до достижения определенного возраста разрешено не исповедоваться.

Длительность обряда в храме

Церковнослужители сообщают заранее, какой период времени больше подходит для священного причастия. Обычно его совершают на ритуальном богослужении, литургии, в первой половине дня. Литургии длятся с 7 до 11 часов, их продолжительность напрямую зависит от количества тех людей, которые хотят причаститься, а также от характера службы, то есть ее посвящения.

Причащающиеся должны выстоять литургию с самого начала, а также должны присутствовать на вечернем богослужении накануне причащения. Этот этап считают подготовкой к обряду. Литургии проводят в монастырях и больших храмах ежедневно.

Справка! Для приходских церквей периодичность проведения литургии определяется священником.

Порядок проведения в православии

Священное Таинство включает в себя 3 основных части:

  1. Проскомидия. Символизирует принесение хлеба и вина. В качестве хлеба используется просфора, это выпечка из квасного теста. Красное виноградное вино разбавляют водой и наливают в специальную чашу. Вино – символ Христовой крови, вода необходима для того, чтобы напомнить христианам о смешении крови и воды, которые текли по телу господню, когда он был на кресте. Проскомидию устанавливают на специальном столе-жертвователе, вино находится в чаше. Хлеб представлен пятью просфорами, что обозначает число пяти хлебов, упомянутых в Евангелии. Священник молится о тех, кто пришёл на литургию для причащения. На клиросе читаются: 3 час, Суд Пилата. Последним читают: «О пригвождении Господа к кресту».
  2. Литургия оглашенных. Эта часть включает усердное моление о мире. Во время литургии оглашенных священник выходит из алтаря и выносит Евангелие в руках. Этот выход называют малым, он символизирует первый выход спасителя на проповедь. На протяжении этой части поют тропари и кондаки специального составления, одновременно христиане вспоминают о своих близких и усердно молятся святым за их здравие. По окончанию молитв священник просит выйти из храма, что является напоминанием о недостоинстве принятия причащения.
  3. Литургия верных. Эта часть причащения начинается с каждения священников. Это символизирует шествие Христа к страданиям на кресте. Одновременно закрывают ворота церкви, что является напоминанием об оберегании души от гнусных помыслов. Священники проводят благословление вина, хлеба, которые находятся на столе-жертвователе. Они преклоняются перед ним, оповещая о том, что на столе уже не хлеб и вино, а настоящая плоть и кровь Христа. Это один из важнейших моментов обряда. Священники проводят тайные молитвы, хор обращается к Богородице, верующие считают традиционную молитву «Отче наш». Священник преломляет хлеб, а затем в алтаре за закрытой занавеской священнослужители принимают плоть, затем пьют кровь из чаши. Это действие сравнимо с тем, как угощались апостолы на тайной вечере. После причащения священников начинается таинство посвящения евхаристии, пришедших мирян. Каждый из них подходит к чаше, соблюдая очередь.

Что нужно делать во время таинства

Во время причащения верующие складывают крестообразно руки на груди, а затем, при подходе к чаше, называют своё имя и целуют ребро чаши. Этот поцелуй символизирует преклонение перед телом Господа, прикосновением к ребру, пронзенному копьем.

При причащении соблюдают очередность, спокойно дожидаясь своей очереди, пропускают вперёд детей, стариков. Действие происходит спокойно, без лишних разговоров и движений.

Церковнослужители напоминают: Христос был автором высказывания о том, что «первые будут последними, а последние станут первыми».

Необходимость причащения

Таинство евхаристии означает соединение с Богом. Оно дает понимание главного содержания веры. Соединение с Христом постоянно сопровождает существование православного верующего. Через священный обряд Бог входит в душу, сердце, а также соединяется с плотью от плоти своей.

Как правильно подготовиться

Подготовке к причастию уделяют особое внимание. Этот период важен для каждого верующего, как основа, на которую возлагается вся суть священного ритуала. Подготовка к причастию может зависеть от возраста и других особенностей верующего.

Молитвенное правило

Домашняя молитва занимает важное место при подготовке к обряду. Накануне читают «Последование», которое называют причастным священнодействию. На богослужении принято читать последовательно 3 канона:

  • обращенный к Матери Божьей;
  • покаянный ко Христу Спасителю;
  • покаянный к Ангелу хранителю.

Ведение поста зависит от верующего:

  1. Тем, кто регулярно соблюдает посты, рекомендуют совершать только литургический короткий пост.
  2. Тем, кто начинает приобщаться к церкви и не соблюдал постов, советуют проходить трёхдневный или семидневный пост. Срок поста зависит от рекомендаций священника, с которым обсуждаются эти нюансы накануне планирования причащения.

Исповедь

Исповедь и отпущение грехов обсуждают со священником заранее. Время для исповеди выбирают так, чтобы его хватило на подробное действие по осознанию самого себя. Иногда священник может попросить об исповеди повторно и отложить причастие до следующего раза.

Особенности причащения

Проведение таинства может быть осложнено состоянием здоровья или возрастом верующего. Существуют отдельные правила, которые касаются проведения обрядов для детей и людей, у которых диагностированы серьезные заболевания.

Детей

Младенцев причащают одновременно с крещением. Детям до 7 лет разрешают не исповедоваться, не соблюдать пост и не читать молитв до причащения.

Больных

Для тяжелобольных людей установлены определенные правила:

  1. Те, кто не в состоянии подготовиться к причастию и исповедаться, причащаются без проведения подготовки. При этом священник обращается к Господу, просит о вере и одновременно отпускает грехи больному.
  2. Те, кто отлучены от богослужений, но находятся на грани смерти, или их жизнь подвержена серьезной опасности, причащаются в специально обговоренное со священником время.

Как часто можно причащаться

О частоте причащения говорят многие священники. Для большинства верующих еженедельное причащение является желательной нормой. Многие служители ставят в пример праведника, Иоанна Кронштадтского, который достиг земного идеала: причащался ежедневно на утренней литургии.

Информация! Для верующих, которые не могут часто посещать церковь по разным причинам, рекомендуют причащаться один раз на протяжении двух или трех недель.

Что делать после причастия

После совершения обряда, приложения к чаше выслушивают благодарственные молитвы. Одновременно с этим благодарят Господа за его дары.

Если по каким-то причинам благодарственные молитвы не произносят в храме, их обязательно читают дома. На протяжении всего дня советуют быть отстраненным от бытовой суеты или пустословия, рекомендуют читать духовную литературу. Эти приемы помогают надолго сохранить полученную Благодать.

Правила поведения в храме

Существует несколько традиционных правил о том, как вести себя на богослужении. Они необходимы для тех, кто только приобщается к церковной жизни, или для тех, кто хочет научить детей:

  1. Начинающим, вступившим на путь воцерквления, разрешено пользоваться молитвословом.
  2. Для похода в храм выбирают специальную одежду: не носят брюки, короткие юбки, не оголяют части тела. Для женщин обязательно наличие платка, шарфа, мужчинам необходимо снять головной убор.
  3. При входе обязательно кланяются, предварительно перекрестившись.
  4. При выходе из храма поклоны повторяют.
  5. Для совершения молитв советуют закрывать глаза, сосредотачиваться на своем внутреннем мире, не смотреть вокруг, думать о своих делах.
  6. Время нахождения на литургии, по церковным канонам, означает принесение жертвы Богу, поэтому всю службу выстаивают от самого начала до конца. Сидеть при этом разрешено только пожилым или больным людям.

Толкование и символы

Главными символами тайны причастия являются пшеничный выпеченный хлеб и красное вино. Духовная литература часто изображает причащение в виде виноградной грозди и пшеничного колоса, обвивающего крест.

Особое значение имеет печать, которую накладывают на выпеченную просфору. Она отображает буквы: «ИС ХР» и «НИ КА», что толкуется, как сообщение о победе Иисуса над смертью и грехом.

Ссылка на основную публикацию