Святой Тарасий архиепископ Константинопольский

Главная страница

Святитель Тарасий, архиепископ Константинопольский

о единстве Церкви

Ὁ Ἅγιος Ταράσιος Κονσταντινουπόλεως περί τήν ἑνότητα τῆς Ἐκκλησίας

St. Tarasios the archbishop of Konstantinopol about the unity of the Church

свт. Тарасий, архиепископ Константинопольский,

фреска, Феофан Критский 16в.

Поистине существует между нами некоторого рода война, – без оружия правда, на одних словах. Победным трофеем ее служит непобедимая истина.

свт.Тарасий. Послание к архиереям и священникам Антиохии, Александрии и Святого Града.

В наше время , когда постоянно говорится о необходимости сохранения единства в Церкви и единства Церкви, появляется необходимость понять в чём состоит сложившаяся по ряду причин принципиальная разница в понимании этого единства в наше время и у святых Отцов Церкви. Сегодня единство Церкви понимается как:

просто каноническая верность предстоятелю поместной Православной Церкви,

при этом каноническая верность предполагает категорический запрет на всякое критическое восприятие действий предстоятеля поместной Церкви, и даже в тех случаях, когда они противоречат учению Церкви и святым канонам Церкви,

чтобы оправдать, например , канонические нарушения, которые вводят в соблазн паству (совместные молитвы с инославными, присутствие иноверцев и инославных на божественной литургии и др.), внедряются антиканоническое сознание в епископате и пастве. Одним их таких является совершенно неприемлемое утверждение о праве епископского собора изменять или издавать решения, которые противоречили бы общеканоническому порядку или бы его пересматривали. Именно это и преследует, судя по перечню вопросов, готовящийся т.н. «Великий святой Всеправославный собор»,

в рамках межправославных отношений это единство воспринимается как просто формальное единство внешнего плана. При этом допускается сосуществование разногласий по ряду вопросов канонического и экклезиологического характера,

ради сохранения этого внешнего единства допускается преступление священных канонов и правил Православной Церкви, которые рассматриваются как не что-то обязательное и неизменяемое, а как изменяемое и даже упраздняемое,

ради этого единства (формального) допускаются богословские формулировки противоречащие вере Церкви (отношение к инославию и их таинствам – это прежде всего).

То есть единство даже Православной Церкви не мыслится как строгое следование вере Отцов, а следование каким-то принятым на высшем церковном уровне, иерархическом каким-то общепринятым формулировкам и постановлениям. То есть вера отходит на задний план, она становиться не фундаментом для единства, а лишь одним из инструментов для выстраивания определенного рода дипломатических отношений между Церковью и миром, между Церковью и инославием.

В связи со всем этим мы хотели бы сегодня обратить наше внимание на свт. Тарасия, архиепископа Константинопольского, на те , может быть крайне немногочисленные его высказывания, которые сохранились до нашего времени. Причина, по которой мы обратились именно к личности свт. Тарасия, состоит в том, что именно в его время Константинопольская церковь оказалась в состоянии схизмы, раскола по отношению ко всей Вселенской Церкви из-за ереси. Мы сразу же заметим, что до нашего времени не сохранилось какого-то корпуса сочинений свт. Тарасия. Все его пастырские послания преимущественно сохранились в Деяниях VII Вселенского собора.

При тщательном изучении Деяний Вселенских соборов, позиции Святых Отцов по вопросу о единстве Церкви, отношению ее к ереси, инославию мы можем лишь констатировать факт удивительного единомыслия. И это единомыслие пронизывает все Вселенские соборы, всех Святых Отцов Церкви на протяжении не только исторического отрезка времени, который ограничивается семью Вселенскими соборами, но и даже в более поздние века.

Положение Церкви накануне VII Вселенского собора и избрание свт. Тарасия.

С вятителю Тарасию пришлось взойти на патриарший Константинопольский престол в крайне трудное время. В это время всю Константинопольскую церковь волновала иконоборческая ересь. Эта ересь особенно укрепила свои позиции после проведения Константинопольского лже-Вселенского собора в 754г. На самом соборе не было представителей восточных патриарших престолов, а также не было представителей из Рима. 1 В 764г. против иконоборчества как ереси высказались восточные патриархи, которые в то время находились в положении политической независимости от Константинополя ,т..к все территории были захвачены арабами-магометанами. В Иерусалиме патриархом Феодором была составлена Синодика (Συνοδικήν), которая была им отправлена в Антиохию и Александрию. Принятая там патриархами, она была дополнена и была на правлена папе Римскому Константину II. В свою очередь папа Константин, приняв это исповедание восточных патриархов, посылает ее в качестве свидетельства православной веры королю франков Пипину. 2 При такой ситуации Константинопольская церковь оказалась в состоянии раскола по отношению ко Вселенской Церкви. Поэтому предшественник свт. Тарасия патриарх Павел IV Кипрянин (780-784гг.), видя полное расстройство Константинопольской церкви и захват ее еретиками, оставил патриарший престол и, приняв великую схи з му удалился в затвор в монастырь Флора. 3 На вопрос императрицы Ирины о причине ухода с кафедры, как сообщает Феофан в своей хронике , патриарх Павел ответил: « Он обливаясь слезами отвечал ей: если б и сначала не садился я на престол священства церкви Божьей, насильствуемой, отчужденной от всех прочих православных церквей вселенских, и преданной анафеме. Она, призвавши патрициев и первых мужей из сената, послала к нему послушать слов его; и он говорил им: если не будет вселенского собора и не исправится погрешность среди нас, то вам не иметь спасения ». Единственное, что он смог сделать – это упросить императриц у Ирину вместо него поставить патриархом тогда ещё главного секретаря императорской канцелярии патриция Тарасия. Пожелание патриарха Павла было исполнено , и императрица Ирина настоятельно предлагала занять патриаршую вакансию Тарасию на что свое согласие дали и епископы. Феофан сообщает об этом избрании: « Тут все единогласно сказали, что нет другого человека, кроме Тарасия секретаря, и царица отвечала им: мы его же назначаем, но он не слушается; пусть он скажет, по какой причине не принимает он голоса царицы и всего народа ». 4 Тарасий поставил главным условием для своего возведения на патриаршую вдовствующую кафедру обязательный созыв Вселенского собора для осуждения иконоборческой ереси. « Меня , – пишет в своём послании свт. Тарасий к восточным патриархам, – доныне находившегося в числе мирян и состоявшего на государственной службе, не знаю, какими судьбами он возвел на священно-начальническую кафедру, после убедительной и настоятельной просьбы, обращенной ко мне со стороны поборников истины, благочестивейших и православных императоров наших, а также святейших епископов и клириков. Я вынужден был им уступить и пожать плод моего послушания ». 5

С вт.Тарасий и свт. Адриан, папа Римский о восстановлении единства в Церкви

В цитируемом нами послании свт. Тарасия мы находим не только обстоятельства, которые заставили его обратиться, « соединить разделенное и уврачевать долголетнюю рану » в Церкви, но и исповедание веры. Оно считалось обязательным после поставления нового предстоятеля одной из поместных церквей. Этим исповедание свт. Тарасий свидетельствовал о своём единстве с иными патриархатами в вере. Константинопольский иерарх не только перечисляет все шесть Вселенских соборов, но вместе с ними подтверждает верность их определениям и анафематствует тех еретиков, которые были анафематствованы Церковью на этих собора х . О V В селенском соборе свт. Тарасий говорит, что он « как меч духовный, отсек накопившиеся с давних времен неосновательные ереси и изобретателей их ». 6 О ереси монофелитства и их последователях он говорит: «. а их учение я возненавидел как содомский виноград и как гоморрскую виноградную ветвь с горькими плодами ». 7 Исповедуя в этом послании преданность апостольскому и отеческому обычаю почитать святые иконы, свт. Тарасий свидетельствовал о своём единомыслии и православии с другими патриархатами. Прочитанное папой Римский Адрианом это послание свт. Тарасия, исповедание в нем правосланой веры и почитания икон, дало право признать возведение Тарасия даже из чина мирян в патриаршее достоинство. « В вышеупомянутом соборном послании вашей святости мы находим, кроме полноты веры, чистоты исповедания священного символа и признании всех шести святых соборов, достойную похвали и удивления ревность о священных и честных иконах. » 8 именно это исповедание веры во всей ее полноте дает возможность свт. Адриану папе Римскому говорить со свт.Тарасием «в духе священного единомыслия ». 9 Однако свт. Адриан считал недостаточным для восстановления церковного единства только исповедание свт. Тарасия. Римский первосвятитель убеждает свт. Тарасия в необходимости убедить императора и императриц созвать Вселенский собор и осудить « лжесобор против священных икон , чтобы всякий плевел был с корнем вырван из церкви. ». 10 В противном случае, если не произойдет восстановления иконопочитания в Константинопольской церкви, то папа Адриан не сможет признать хиротонию свт. Тарасия. 11

В своей «Речи перед народом», записанной в Деяниях Собора свт. Тарасий разъясняет духовный смыл и содержания анафемы: « Тяжелое наказание анафема; оно удаляет от Бога, изгоняет из царства небесного, увлекает в тьму кромешнюю ». 12 И именно в таком состоянии и положении оказалась Константинопольская церковь по отношению к другим православных церквам востока и запада. « Мы отчуждены от них и каждый день анафематствуется ими » 13 , подчеркивал свт. Тарасий. И восстановление из-за ереси иконоборческой разорванного церковного единства свт. Тарасий также как и свт. Адриан Римский видел в восстановлении истины веры. Вот как об этом говорит и сам свт.Тарасий в своём «Защитительном слове народу» ( Ἀπολογητικός πρός τόν λαόν . ): « Итак, братия, я прошу, – думаю, что и вы просите, потому что знаю, что имеете страх Божий , – благочестивых и православных императоров наших созвать вселенский собор, чтобы мы, как сыны единого Бога, были едино, как почитатели Троицы, были объединенными, единодушными и равночестными, как члены единой нашей Главы Христа, были единым стройным и неразрывны телом, как почитатели Святого Духа, шли не друг против друга, но друг с другом, как почитатели истины созерцатели и говорили одну истину, чтобы не было между нами ни вражды, ни раздора, и чтобы мир Божий, превосходящий всякий ум, ограждал всех нас ». 14

Состоявшийся в Никее VII в 787г., провозгласив необходимость почитать иконы и осудив порицающих и отвергающих это почитание, совершил уврачевание длившегося более тридцати лет церковный раскол. То есть в основе преодоления расколе лежали не принципы современного «диалога любви», то есть не компромисс в вере, а согласие в вере Отцов. Неслучайно свт. Тарасий словно вслед за свт. Григорием Богословом 15 напоминает нам о неизбежности в церковной жизни войны за веру, за апостольскую веру, за сохранение ее чистоты. « Поистине , – говорит свт. Тарасий, – существует между нами некоторого рода война, – без оружия, правда, на одних словах, но зато ими или мы поражаем других, или нас другие поражают. Победным трофеем ея служит непобедимая истина ». 16

« Т аким образом разорванные члены соединялись в одно; утверждалось истинное согласие и Кафолическая церковь приобретала единение », – заключает свт. Тарасий.


Икона Святых Отцов Седьми Вселенских соборов

К асательно современного состояния Богословского диалога с Римо-Католической церковью, которая напомним с 1054г. 17 находится в состоянии раскола и отпадения от Вселенской Единой Соборной и Апостольской Церковью (Православной), необходимо заметить, что направленность его противоречит тому, о чем говорил и учит свт. Тарасий и свт. Адриан, папа Римский: исправлять раскол отвержением заблуждений и соборным их анафематствованием. Рассуждения Смешанной Богословской Комиссии по диалогу Православной Церкви с Римо-Католической о положении Римского епископа в Церкви в I и II вызывают и совершенно справедливо опасения православных людей, поскольку они носят совершенно неоправданный характер. Это же касается и диалога с т.н. Ориентальными Дохалкидонскими (Антихалкидонскими) церквами категорически не признающих решений IV Вселенского собора и Томоса свт. Льва Римского, то есть тех фундаментальных основ православной веры на которых в точности выстраивается православная христология. С нашей православной стороны идет совершенно неоправданный процесс попытки выстроить богословское оправдание компромисса. Мы надеемся на богомудрие наших пастырей, на то, что образ разрешения трудной церковной ситуации в VIII столетии послужит прекрасным примером для того, чтобы понять на чем и на каких основаниях выстраивается искомое разрушенное единство с теми, кто отпал по догматическим причинам от Церкви.

24. 02/ 10.03 память свт. Тарасия патриарха Константинопольского

1Анафематизм против иконопочитания собор кратко изложил так: «Если кто замыслит представить божественный образ Бога Слова, как воплотившегося , посредством вещественных красок,всесто того, чтобы от всего сердца умственными очами поклоняться Ему , превысше светлости солнечной одесную Бога в вышних на престоле славы седящему – анафема». Цит.по В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. СПб. 1907, т. 4, с. 527

Святой мученик Уар

Святой мученик Уар, житие

Святой мученик Уар происходил из знатной семьи. Он был военачальником при императоре Диоклетиане и служил в армии в Египте во времена гонений на христиан, в конце III — начале IV века. Святой Уар тайно помогал христианам, заключенным в тюрьме, по ночам принося им пищу, поддерживая их, врачуя их раны. Он был тайным христианином, но открыто не признавался в своей вере. Однако после того, как один из семи Святых подвижников, пребывавших в тюрьме за веру христову, скончался, Уар решил встать на его место и на суде открылся перед судьей.

Уара подвергли жесточайшим мучениям. Его избивали палками, подвесив на дереве, содрали кожу со спины и так разорвали его утробу, что внутренности выпали из нее. Только через несколько часов мучений Святой Уар скончался, а несколько его сподвижников казнили вместе с ним. До этого они, по просьбе Святого Уара, возносили молитвы о даровании ему сил достойно стерпеть страдания.

Присутствовавшая на казни благочестивая женщина Клеопатра дождалась наступления ночи и вместе с сыном Иоанном и другими христианами забрала останки Уара, чтобы похоронить его в подвале своего дома. Спустя некоторое время, Клеопатра решила вернуться на свою родину, в Палестину и забрала с собой Святые мощи Уара, сказав, что это ее покойный муж. Мощи Святого Уара поместили возле горы Фавор. Там построили Церковь, куда приезжали верующие, чтобы получить исцеление от Святых мощей.

Во время праздника в честь освящения храма сын благочестивой Клеопатры неожиданно скончался. Его мать была безутешна, рыдая она просила помощи Святого Уара, ведь раньше и сама она помогла ему. Измученная от слез женщина уснула и увидела во сне сына, который стоял рядом со Святым Уаром в сияющих доспехах Святого воинства. Уар упрекнул Клеопатру в маловерии и сказал, что ее сын предстоит престолу Божию, оставшись живым, он служил бы земному царю, а не небесному. Сын также уверил мать, что желает быть с Господом на Небе. Клеопатра умоляла забрать ее с собой, но Святой Уар ответил, что ее время еще не пришло, ей нужно еще потрудиться на земле во славу Божию.

Читайте также:  Тимофей Олимпийский (в Символах), пустынник

Проснувшись, Клеопатра облачила тело сына в праздничные одежды и погребла. Раздав все свое имущество нуждающимся, она стала служить в храме Святого Уара, там же, где похоронили ее сына Иоанна. Когда пришел ее срок, она отошла ко Господу мирно, Клеопатру погребли рядом с сыном.

Почитание Святого Уара в России

День памяти святого Уара и мучимых с ним христиан, блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна — 19 октября по старому стилю, 1 ноября по новому стилю.

  • Святого Уара особо почитают на Руси. Это связано с именем Святого благоверного царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Царевич Дмитрий родился 19 октября 1582 года в день памяти Святого мученика Уара. После гибели царевича Дмитрия народ стал молиться на мощах отрока, находившихся в приделе святого Уара Архангельского собора Кремля.
  • Верующие молились о детях, по их молитвам совершались исцеления и другие чудеса.
  • Святому Уару молятся о детях, о здравии младенцев. Есть также традиция считать Святого Уара молитвенником о тех, кто умер в неверии, без таинства Крещения, за повесившихся пьяниц и лишившихся ума сектантов. В храме молятся за чад Церкви, но келейно, в домашней молитве, люди просят Святого Уара о заступничестве, испросив на это благословение.

Молитвы святому Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

Читайте также

  • Мучеников нельзя не любить
  • «Мученик» — означает «свидетель»
  • Мученики встречают Христа

Святой мученик Уар

Аудио

Святой мученик Уар

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святой Уар происходил из весьма благочестивой и знатной семьи. Он служил в армии в Египте при императоре Диоклетиане, около 304 года. Мужество и доблесть Уара сделали его одним из любимцев императора, но эти почести не могли помешать ему смотреть с восхищением на подвиги святых мучеников. Уар имел обыкновение навещать в тюрьме семерых святых подвижников, которые пребывали в заточении за веру Христову.

Когда приблизился день суда, один из них умер. Уар увидел в этом Божественное знамение, указывавшее на возможность перебороть страх, который мешал ему предаться самому в руки палачей. Он решил встать в ряды мучеников вместо умершего.

Когда Уар вышел вперед и открылся перед судьей, тот не смог сдержать удивления. Но его охватил безудержный гнев, когда святой объявил, что ничто не заставит его изменить принятое решение и предпочесть радости преходящего мира вечным наслаждениям, которые обещаны верным воинам Христовым.

Тогда Уара привязали к дыбе, и судья приказал избить святого толстыми кожаными ремнями. Мученик направил взор на шестерых подвижников – свидетелей этого зрелища – и попросил их помолиться Богу, чтобы Он дал ему силы в испытании, ибо дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26: 41). Как только святые подняли руки к небу и обратили горячую молитву к Господу, Уар почувствовал, будто некая рука поддерживает его и смягчает удары розог и хлыстов еще до того, как они поражали его. Боль от пыток сменилась приятностью под воздействием благодати Духа, Который излечивал его, и впредь Уар с радостью переносил пытку.

Его спокойствие и уверенность удесятерили ярость мучителей. Связав его, они бросили христианина на землю, разорвали ему утробу, так что внутренности выпали на землю. Наконец они вновь привязали его к столбу. Уар отошел ко Господу только через пять часов, в течение которых он еще находил силы ободрять товарищей. Шесть его сподвижников были усечены мечом.

Одна благочестивая женщина по имени Клеопатра, родом из Палестины, присутствовала при мученической кончине святого Уара. С наступлением ночи она вместе с юным сыном и другими христианами отправилась взять драгоценные останки святого. Затем Клеопатра похоронила их в подвале своего дома.

Несколько лет спустя, пожелав вернуться на родину, она забрала с собой святые мощи, уверяя всех, что речь идет об останках ее покойного супруга. Клеопатра поместила святыню в местечке неподалеку от горы Фавор. Вскоре туда начали стекаться верующие, чтобы получить исцеление недугов от мощей святого. Там построили церковь, и в день освящения храма Клеопатра и ее сын служили паломникам весь день.

Неожиданно ребенок заболел и умер. Безутешная мать тотчас принесла его тело на могилу святого Уара и обратилась к нему с мольбой, напоминая о том, как она ему служила ранее. Изможденная, она заснула и увидела во сне святого, который держал ребенка на руках, – оба были в сияющих одеждах. Святой упрекнул Клеопатру в маловерии и сказал, что сын ее теперь находится под его покровительством. Ребенок же заверил мать, что ничто не заставит его оставить жизнь вечную и благостную, чтобы вернуться в мир страдания. Клеопатра захотела присоединиться к ним, но святой Уар поручил ей еще некоторое время потрудиться во спасение, и они исчезли, благословив ее.

Пробудившись, благочестивая женщина переодела тело сына в праздничные одежды и приступила, полная радости, к погребению. Она раздала все имущество бедным и посвятила жизнь служению при храме. Она так угодила Богу постом, ночным бдением, милостыней и молитвами, что удостоилась созерцать сына каждое воскресенье в его сияющей обители. Через семь лет она предала Богу душу и присоединилась к Уару и сыну в славе избранных.

Молитва святому мученику Уару

Смерть человека всегда является великим горем для его родных, но горечь от смерти близкого человека, окончившего жизнь без принятия святого православного крещения, или ушедших из жизни по собственному решению вырастает в несколько раз.

Каждый христианин знает, что некрещеных и самоубиенных не отпевают в храме и о них в дальнейшем не молятся на богослужениях. Тяжело осознавать уход дорогого человека из земной жизни, но намного тяжелее всю жизнь знать, что тот горит в аду, если нет ходатая о нем на небе и земле.

Молитва святому мученику Уару — молитвенное прошение родственников за своих умерших некрещеных родственников или самоубийц.

Отношение священников и святых к молитвам о самоубиенных и некрещеных

По Уставу Православной Церкви еретики и самоубийцы не заслуживают молитвенных служений, по закону Лаодикийской церкви даже ходить на их могилы запрещено.

Совет! Проводить молебны в стенах храма запрещено, но это можно сделать в честь ходатая, святого Уара, в домашних условиях, чтобы облегчить участь и страдания ушедших в мир иной.

Читая воззвания и прощения к святым заступникам умерших на небе, православные христиане по полноте своего сердца стараются облегчить участь дорогих их сердцу людей.

Почему читают молитву св. Уару

Уар, сын богатых римлян, жил в начале четвертого века. Выучившись, он стал служить при императоре Диоклетиане, был известен, как опытный военачальник. Во время гонений на христиан юноша знакомится с основами христианской веры и принимает ее всем своим сердцем, тайно крестится.

Долгое время юноша жил двумя жизнями, общался с подвижниками христианства и служил императору, при этом он испытывал сильное чувство страха при виде страданий людей. Группа христиан была приговорена к казни, и один из пленников скончался перед нею, тогда Уар занял его место, перешагнув через все свои страхи, открыто заявив о принадлежности к христианству.

Читайте также похожие статьи:

Гневу судей не было предела, они теряли не просто римлянина, а опытного воина, но даже множество пыток не сломило дух святого, принявшего смерть с улыбкой на устах.

Мучители после смерти бросили его тело диким животным, впоследствии закопав кости в поле.

Клеопатра, жительница Палестины, присутствовала во время казни Уара. Она тайком выкопала останки мученика и перезахоронила их в могиле своих родных-язычников. Через некоторое время страстотерпец явился Клеопатре во сне, заявив о том, что в благодарность за ее заботу о его теле Уар ходатайствует перед Всевышним о даровании ее родным места в Небесном крае.

Статьи о других мучениках за Христа:

С тех пор святой Уар является заступником некрещеных и самоубиенных.

На заметку! 1 ноября отмечается, как день почитания страстотерпца Уара.

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

Как правильно читать молитву

Каждый христианин, решивший ходатайствовать о своих близких, которые не являлись верными почитателями христианской веры или не приняли крещения, должен понимать, что молитва мученику Уару читается святому. Это — не обращение к грешникам, а просьба о ходатайстве перед Богом.

Владыка Афанасий (Сахаров), говоря о некрещеных мертворожденных младенцах, подчеркнул ценность домашней молитвы за них.

«Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных».

Перед чтением молитвенного обращения к страстотерпцу необходимо:

  • посетить храм;
  • встретиться со священником;
  • рассказать о жизни усопшего, о его грехах и добрых делах;
  • получить рекомендации о чтении ходатайственной молитвы.

Внимание! Молитва святому мученику Уару о некрещеных и самоубиенных может совершаться только вне храма, по благословению духовного наставника. Смирение и послушание более угодны Богу, чем стремление порой оказать псевдо помощь, но при этом пойти против или Бога и устава Церкви и навредить себе.

Патриарх Алексий ІІ подчеркивал рост почитания святого Уара. В его честь стали строить храмы и писать иконы, ибо множество людей ушло из жизни без покаяния.

Храм Святителя Николая архиепископа , архиепископа Мир Ликийских, чудотворца г. Уссурийск

наш приходской сайт

Святой мученик Уар (†307)

Святой мученик Уар особенно любим русским народом. К его предстательству прибегают, испрашивая облегчения участи душ родственников и ближних, умерших в неверии, не принявших Святого Крещения, не познавших Истинного Бога, уклонившихся от Божией правды. Кроме этого святому Уару молятся о здравии младенцев и малолетних детей, а также о младенцах, умерших во чреве матери или при родах.

Святой мученик Уар жил в царствование нечестивого римского императора Максимиана в Александрии в IV веке и был военачальником Тианской когорты. Веруя в Истинного Бога, но страшась идолопоклонников, он скрывал свою веру. Не имея мужества открыто исповедать свою веру во время гонений, Уар по ночам обходил тюрьмы, ухаживал за мучениками и просил их молитв.

Однажды он узнал, что среди заключенных находятся семь христианских учителей-пустынников. Их пытали, а потом связанных бросили в тюремную камеру, где несколько дней морили голодом. Подкупив сторожей, Уар вошел в тюрьму, освободил мучеников от оков, напоил и накормил.

«Помолитесь обо мне, угодники Божии,- просил он,— и я бы хотел пострадать за Христа, но боюсь пыток». «Вспомни, что сказано в Евангелии,— отвечали мученики.- «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Пойдем, брат, с нами ко Христу мученическим путем — потерпим вместе».

Наутро один из мучеников скончался от ран и святой Уар, вместо него представ перед наместником, сказал, что хочет пострадать с христианами. Его начали пытать: истязали, строгали железными ножами, затем, прибив к дереву вниз головой, сдирали со спины кожу, а по животу били суковатыми палками до тех пор, пока внутренности не выпали на землю. Когда святой Уар скончался, его тело выволокли из города и бросили на съедение псам.

Одна благочестивая вдова по имени Клеопатра, муж которой был военачальником в Египте, со скорбью смотрела издалека на страдания святого Уара. Когда его тело было брошено вне города, блаженная Клеопатра ночью тайно принесла его в свой дом и погребла в спальне. Она постоянно возжигала свечи над гробом святого мученика и горячо молилась, почитая его великим заступником и ходатаем перед Богом.

Когда гонение прекратилось, Клеопатра уехала в Палестину, в селение Эдра. Под видом останков своего мужа Клеопатра перенесла мощи святого мученика Уара и положила в древней гробнице своих предков. Каждый день ходила она к гробнице, ставила свечи, совершала каждение, а по ее примеру и другие христиане стали прибегать к молитвам святого Уара и получали при его гробе исцеления.

Блаженная Клеопатра, видя, что множество людей собирается ко гробу Уара, решила построить в его честь храм. К тому времени сын ее Иоанн достиг семнадцатилетнего возраста. Клеопатра испросила для него у царя почетную должность в войске и решила, что он начнет службу по окончании строительства храма. Когда церковь была построена, блаженная Клеопатра призвала епископов, священников и иноков, и честные мощи святого Уара были переложены на драгоценный одр, а сверху мощей Клеопатра положила пояс и воинскую одежду, которую должен был вскоре надеть ее сын. Она усердно молилась святому Уару, чтобы он был помощником ее сыну и испросил бы для него у Господа то, что будет Ему угодно, а сыну полезно.

Читайте также:  Икона Богородице Неувядаемый Цвет, значение и в чем помогает

После освящения храма мощи святого Уара положили под престолом, на котором совершили Божественную литургию. После службы блаженная Клеопатра устроила угощение для гостей и вместе с сыном прислуживала им. Внезапно Иоанн заболел горячкой и в полночь скончался, оставив мать в безутешном горе. С плачем Клеопатра устремилась в храм и, припав к гробнице, стала укорять святого мученика: «Так-то отплатил ты мне, угодник Божий, за то, что столько потрудилась для тебя! Такую-то помощь ты оказал мне, когда я возлагала на тебя всю свою надежду! Кто погребет мое тело? Лучше мне умереть самой, чем видеть мертвым моего сына. Отдай же мне его или же и меня тотчас возьми отсюда, ибо мне от горькой печали жизнь стала в тягость».

От крайней усталости и великой скорби Клеопатра заснула прямо у гроба. В сновидении ей явился святой Уар, который держал на руках ее сына. Оба они были светлы, как солнце, а одежды их были белее снега; на них были золотые пояса и прекрасные венцы на головах. Увидев их, блаженная Клеопатра бросилась к ногам святых, но мученик Уар поднял ее и сказал: «О, женщина, что ты жалуешься на меня? Неужели ты думаешь, что я забыл те благодеяния, которые ты оказала мне? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, не сподобившихся Святого Крещения, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их. Потом я взял на служение Небесному Царю твоего сына. Не ты ли сама молила испросить у Бога для него то, что будет Ему угодно и полезно тебе и сыну твоему? Сын твой теперь предстоит Престолу Божию и служит Царю Небесному, но, если хочешь, чтобы он служил царю земному и временному, возьми его обратно».Но отрок, сидевший на руках святого Уара, обнял его и сказал: «Нет, заступник мой! Не слушай матери моей, не лишай меня общения со святыми». Обращаясь к блаженной Клеопатре, святой Иоанн сказал: «Что ты плачешь, мать моя? Я причислен к воинству Небесному и предстою Христу вместе с Ангелами». Блаженная Клеопатра сказала: «Возьмите же и меня с собой, чтобы мне быть с вами». Но святой Уар ответил: «И здесь, оставаясь на земле, ты все-таки с нами; иди же с миром, а потом, когда повелит Господь, придем взять тебя».

После этих слов оба они стали невидимы. Придя в себя, блаженная Клеопатра почувствовала несказанную радость и рассказала священникам о видении. Вместе с ними она с честью погребла своего сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. После этого Клеопатра раздала имение свое нуждающимся и, отрекшись от мира, стала жить при церкви святого Уара, проводя день и ночь в посте и молитвах. Каждое воскресенье во время молитвы являлся ей святой Уар с ее сыном.

Проведя семь лет в таких подвигах и благоугодив Богу, блаженная Клеопатра преставилась в 327 году.

День памяти святого мученика Уара — 19 октября (1 ноября по новому стилю).

Святой мученик Уар – единственный христианский святой, являющийся небесным ходатаем за некрещеных умерших и младенцах, умерших во чреве матери или при родах. В дореволюционной России не было ни одного храма в честь святого Уара, и это неслучайно: весь народ, за исключением иноверцев, был крещен в Православной вере, поэтому и не было потребности прибегать к заступничеству святого мученика. В наше время необходимость молитвенного обращения верующих к этому святому чрезвычайно остра: ведь за 70 с лишним лет богоборческой власти в нашей стране миллионы людей были насильно отлучены от Церкви; они жили, трудились, воевали, и покидали этот мир, так и не приняв Святого Крещения. Да и в наши дни далеко не все, связывающие себя с традициями и культурой нашего народа спешат принимать таинство Крещения.

В 2008 году в Архангельском Соборе Кремля после реставрации открыли придел в честь святого мученика Уара .

Архангельский собор Кремля

Придел святого Уара в Архангельском Соборе Кремля

Этот придел был построен ещё в начале XVII века. Тому есть две причины. В Смутное время умирали некрещеными множество детей. Шляхта, поляки, шведы, литовцы, оккупанты несли на Русь не только разрушение храмов и монастырей, но и голод, холод, эпидемии, и в этих бедах погибало множество детей, которые на приняли крещения в силу обстоятельств, и в том числе из-за разрушения поляками храмов и монастырей. Святейший Патриарх Гермоген благословил поминовение, благословил молитву мученику Уару об облегчении участи некрещеных детей. Именно с того времени берет начало канон мученику Уару . Патриарх Гермоген благословил создание предела мученику Уару еще и по такой причине. Царевич Дмитрий последний сын Ивана Грозного, который погиб в конце XVI века, как и все в то время, имел два имени: Дмитрий – это имя крестильное, а второе (родильное) имя царевича Дмитрия было Уар. И вот когда его почитание распространилось среди москвичей, то был сооружен придел, посвященный мученику Уару, и обращение к Уару стало входить в обиход верующих на Руси.

Где в Москве можно помолиться святому Уару

В поселке Вешки Мытищинского района, что за МКАДом, в районе Алтуфьевского шоссе находится Храм святого мученика Уара .

Храм святого мученика Уара в Вешках

В Москве чудотворная икона святого мученика Уара находится в правом приделе в Храме св. вмч. Димитрия Солунского на Благуше (м.«Семёновская», ул. Ибрагимова, д. 6).

Храм св. вмч. Димитрия Солунского на Благуше (м.«Семёновская»)

В 2004 году была построена церковь святого мученика Уара на Домодедовском кладбище (Московская обл., Домодедовский р-н, Домодедовское кладб.).

Церковь Уара Мученика на Домодедовском кладбище (справа)

За некрещеных Церковь в обычном порядке не молится, их имена не разрешается поминать на Божественной литургии и заупокойных службах, – однако за них можно просить, молитвенно обращаясь к святому мученику Уару.

Каждую субботу в храме Свт. Николая в Кузнецах (м.«Павелецкая», «Новокузнецкая», Вишняковский переулок, д. 15) служатся молебны святому мученику Уару с поминовением некрещенных усопших.

Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе (Никола в Кузнецах)

В Храме Живоначальной Троицы в Вишняках (м.«Третьяковская», «Добрынинская», ул. Пятницкая, 51), где служит ректор Свято-Тихоновского Богословского Института прот. Владимир Воробьев, также есть чтимая икона мученика Уара , перед которой каждую субботу после литургии совершается молебен.

Храм Живоначальной Троицы в Вишняках

Имеются свидетельства верующих об исполнении их молитв святому Уару о своих некрещеных родственниках. Так многие рассказывают, как во сне приходят души некрещеных, общаются со своими родственниками, просят их помолиться и говорят, что молитва услышана Богом, что им становится легче. И именно об этом канон мученику Уару, в том, что есть возможность облегчить участь некрещеных и это подтверждается практикой. Бывали случаи, что не знали – крещеный человек или нет, и тогда душа приходила и сообщала о том, что крещение было и можно по уставу отпеть. Это касалось в частности многих воинов, которые погибли, и о которых думали, что они некрещеные. Но они были крещены до войны монахами, которые втайне жили в те годы в Советской России. И когда допытывались у дальних-дальних родственников, то действительно оказывалось, что человек был крещен. Такие случаи тоже бывают и неоднократно.

Практика молебнов мученику Уару подтверждает, что эта молитва спасительна, спасительна, как для усопших, так и для живых и тех, кто переступает порог храма. А ведет их любовь, любовь к своим родственникам. А ведь Бог есть любовь, значит, ведет их Бог, значит сам Господь благословляет.

Святому Уару можно молиться за некрещеных. Ему можно помолиться и за младенцев, во чреве убиенных. Можно просить святого мученика Уара за сына-наркомана, дочку-проститутку, за брата-сектанта…Если ваша мольба будет услышана, Уар попросит за них перед Господом Богом.

Оставлять записки за упокой и поминать в храме некрещённых и самоубийц НЕЛЬЗЯ . Лишь частная, домашняя молитва допускается и всегда допускалась за некрещеных. Святому Уару можно молиться ЗА некрещеных, но НЕ за самоубийц .

Для домашней келейной молитвы за умерших неправославных сродников можно рекомендовать Канон мученику Уару , но читать этот канон в православных храмах и часовнях на общественных богослужениях и требах запрещено.

Преподобный старец Лев Оптинский , не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так:

«Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Замечательный пример действенности личной молитвы можно найти в житии святителя Григория Двоеслова: когда он узнал, что давно умерший римский император Траян сотворил дело столь великого милосердия, что оно казалось делом больше христианина, а не язычника (поспешно выступая против врага во главе армии, император остановился во всем своем вооружении и заступился за обиженную вдову), то проливал потоки слез в молитве за душу этого человека и получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны. Душа языческого императора была избавлена от ада и даже вымолена слезами святого Григория. Хотя это и очень редкий случай, но он подает надежду тем, чьи близкие умерли вне Церкви.

Молитва об умершем некрещеным, св. мученику Уару
О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небесного Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначального Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, прими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Святой Уар – молитвенник за самоубийц?

1 ноября по новому стилю — день памяти святого мученика Уара. По традиции, многие христиане просят его молитвенного заступления за близких, умерших некрещеными или покончивших с собой. Боль потерявших любимых людей понятна, ей нельзя от души не посочувствовать. Но никакие человеческие чувства не должны заглушать голос Христовой Церкви. Правильна ли такая постановка вопроса с канонической точки зрения?

К сожалению, та форма, которую приобрело почитание этого подвижника в наше время, вызвала серьезное беспокойство среди образованного духовенства. В свое время покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ писал: “Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению” (“Журнал Московской Патриархии”, 2004 г., №4).

Представление об этом святом как о покровителе некрещеных и самоубийц пришло из так называемой неуставной службы, одно время бытовавшей в околоправославном обиходе. Об этом антиподе традиционной службы, где Уар прославляется со святым пророком Иоилем, не упоминается в Типиконе. Но ее начало звучит именно так: “Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения”.

Насколько это чинопоследование, если можно так выразиться, легитимно? Основным (и зачастую единственным) нормативным источником для составления любого молитвенного прошения ко святому подвижнику является его житие. В агиографии святого Уара, военачальника, жившего в IV веке в Египте, нет ни одного примера его помощи умершему некрещенным человеку. Его жизнеописание, составленное в свое время святителем Димитрием Ростовским, говорит о том, что Уар, возглавляющий Тианскую когорту, подвизался служением христианским узникам. Он использовал и свой немалый достаток, и довольно высокое положение в обществе для того, чтобы проникать в темницы и там, целуя руки святым, принося им пищу и накладывая повязки на множество ран, ободрять их в горькой участи.

Когда же около 307 году во время гонений на христианство императора Максимина были схвачены семь известных христианских учителей, миссионеров его времени, Уар посетил их в узах и, поддержав их, посетовал, что сам не способен на такой подвиг. В ответ на это будущие мученики сказали ему: “Если ты боишься временной муки, то не избежишь вечной; если страшишься исповедать Христа на земле, то не будешь насыщаться видением лица Его на небе. Иди же, брат, и шествуй с нами путем мученичества ко Владыке, взирающему на наши подвиги; пострадай вместе с нами, ибо другую такую дружину ты найдешь не скоро”.

Тогда Уар не ушел с рассветом, как обычно, а разделил жребий обреченных на смерть Божиих угодников. Заставшая его поутру охрана удивилась и стала уговаривать уважаемого воина не подвергаться, как они думали, напрасной кончине. Но христианин был непреклонен, и Волей Божией Он занял место седьмого брата, умершего в темнице от ран, за что и был казнен вместе с ними. И только после смерти и погребения мощей святого блаженной Клеопатрой стало очевидно, насколько Бог почтил Уара за эту самопожертву.

Читайте также:  Молитвы за верных друзей: здоровье, примирение, приобретение

С личностью Клеопатры и ее родственниками как раз и связано убеждение многих о том, что святой Уар является спасителем душ самоубийц. Но это можно считать лишь народной трактовкой жития. В действительности же, по агиографии святителя Димитрия Ростовского, молитвенная просьба Клеопатры о своих близких, обращенная к похороненному ею мученику, звучала так: “Ты допустил умереть моему единственному сыну, погубил мою надежду, отнял у меня свет очей моих. Кто теперь пропитает меня в старости? Кто закроет мне очи по смерти? Кто погребет мое тело? Лучше бы мне умереть самой, чем видеть мертвым моего сына, как цветок, увядший прежде времени. Отдай же мне моего сына, как никогда Елисей Соманитянке (4Цар.4), или же и меня тотчас возьми отсюда, ибо мне от горькой моей печали жизнь стала в тягость”. Сын блаженной Клеопатры, о котором она молилась, не был язычником: юноша отказывался идти служить в армии правителя до тех пор, пока не окончится строительство церкви святого Уара и туда не будут перенесены мощи подвижника.

Вряд ли такое ревнование могло быть присуще неверующему и некрещеному. Тем более, что после слезного воззвания об умершем от сильной горячки чаде Клеопатре явилось дивное видение: она увидела своего 17-летнего отпрыска в Царствии Небесном рядом со святым покровителем, держащим его за руку. На головах обоих были венцы неописуемой красоты. Преобразившийся, “светлый, как солнце”, юноша обратился к своей матери: “Что ты так плачешь, мать моя? Я причислен к воинству Царя — Христа и мне дано право предстоять Ему на небе вместе с ангелами, а ты теперь просишь о том, чтобы взять меня из царства в уничижение”. Получив доказательство спасения своего ребенка, блаженная Клеопатра успокоилась и стала терпеливо дожидаться своего воссоединения с небесным духовником Уаром и любимым сыном.

Больно осознавать то, что рядом с ними, скорее всего, не смогут быть самоубийцы, последний поступок которых не только в Православии, но и во всех других христианских конфессиях считается непростительным грехом. Но обманывать себя — это не выход. Можно келейно просить и Господа, и святого Уара, и других подвижников об уменьшении страданий покончивших с жизнью, но следует помнить об одном. Человек всегда имеет право выбора — спасти свою душу или погубить. И ни самый любящий родственник, ни святой мученик Уар, ни Сам Бог насильно в рай никого не затащат…

Читайте также:

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Житие святого мученика Уара и значение, о чем просят перед иконой и текст молитвы

Многие раннехристианские святые прославлены в лике мучеников. В Римской империи гонения на последователей Христа требовали от верующих мужества, стойкости, глубокой любви к Богу. Уар – христианский святой, римский офицер, принявший мученическую смерть после того, как заявил о вере в Иисуса и поддержал истязаемых единоверцев. Уара глубоко почитают все христиане, святому молятся за некрещеных людей.

Краткое жизнеописание

Святой жил во времена, когда христианская вера была вне закона, считалась ересью, подрывом устоев Римской империи. Пантеон римских богов требовал поклонения от всех граждан, исповедовать Христа можно было только тайно, верующие совершали обряды в пещерах, скрытно от властей. Христиан травили на аренах дикими животными, истязали, публично казнили, требуя отречения.

Происхождение

Уар (на латыни Varus) жил на рубеже 3-4 веков. Молодой человек происходил из знатной семьи, его карьера в армии императора Диоклетиана складывалась успешно. Уар командовал когортой в Египте – одной из провинций империи. Заслужил уважение и любовь подчиненных и был в почете у начальников.

Христианскую веру Уар исповедовал тайно, по должности следил за соблюдением обрядов поклонения римским богам, Иисусу молился, когда никто не видел.

Житие и служение Богу

Видимая жизнь святого была отдана исполнению воинского долга, служению римским законам. В душе Уара жила глубокая вера в Иисуса, восхищение теми, кто не боится открыто исповедовать христианство, терпит муки, не отрекаясь от Бога. Открытое признание принадлежности к запрещенной вере означало позор, унижение, изгнание из армии, пытки, мучительную смерть.

В Александрии в узилище находилась группа христиан, которых истязали, требуя отречения, и приговорили к казни. Уар тайно посещал заключенных, пытался облегчить их муки, перевязывал раны, носил пищу. Святой исполнял христианский долг и глубокую душевную потребность быть с единоверцами.

Не выдержав истязаний, один из узников скончался. Уар понял, что Господь дал знак, что настало время перебороть страх боли, заявить о принадлежности к гонимым. Восхищаясь мужеством христиан, нерушимостью их духа, молодой человек встает на место умершего узника, перед судом признается, что верит в Иисуса.

Мученическая смерть

Заявление Уара повергло судей и наместника императора в гнев, они отдали приказ добиться от святого отречения. Армия теряла опытного командира, престижу империи был нанесен серьезный ущерб. Уар не поддался на уговоры и увещевания, просил узников поддержать его молитвами. Долго и страшно истязали святого, пытаясь вырвать отречение от Христа. Уара били палками, прибив ноги к дереву, содрали кожу со спины. Видя упорство Уара, палачи зверели и умножали усилия.

Когда святой упал, колотили палками по животу, пока внутренности не выпали на землю. Истязания продолжались долго, оставленный мучителями Уар скончался через пять часов. Смерть святого произошла около 307 года. Сподвижников-христиан тоже казнили.

Справка: Уар прославился силой духа, несокрушимой верой в Христа, готовностью принять муки и смерть. Святой сумел преодолеть страхи, объявил себя последователем Христа, «стоял за Него даже до крови».

История мощей

Истерзанное тело Уара палачи вывезли за город и бросили на дороге. Благочестивая христианка Клеопатра видела казнь святого, отыскала тело, обмыла его и погребла в своем доме. Женщина видела подвиг Уара, стойкость его веры, глубоко почитала за героическую смерть. Клеопатра молилась на могиле, ставила свечи, надеялась на заступничество мученика за веру перед лицом Господа.

Спустя несколько лет вдова переехала из Египта в Палестину, на родину. Останки святого Клеопатра забрала с собой. Она захоронила мощи в селении Эдра в семейном склепе, возжигала фимиам, почитала Уара как святого. Слава о чудодейственных мощах быстро разнеслась по округе, к могиле стекались больные, обретавшие исцеление по молитвам к святому.

Позже Клеопатра построила храм, в который перенесли мощи. Женщина неустанно молилась святому, считала его заступником и молельщиком перед Богом за свою семью. Сын Клеопатры готовился принять офицерский чин, его ждала карьера в армии. Женщина мечтала об успехах и счастье для сына, просила Уара вымолить у Господа самое лучшее, что в Божьей воле.

Во время праздника освящения построенного храма Иоанн внезапно заболел и спустя короткое время скончался. Потеряв любимого единственного сына, Клеопатра в слезах обратила к святому упреки за жестокую долю и несправедливость. Она роптала на Уара, который не откликнулся на ее молитвы и просьбы помочь сыну после многих лет трудов и прославления святого.

Устав от слез и отчаяния, Клеопатра уснула и увидела сон. Уар и Иоанн в блестящих доспехах Небесного воинства стоят перед ней. Святой объяснил, что исполнил ее просьбу в точности. Иоанн служит не в земном, а в Небесном воинстве, по милости Господа приближен к Его престолу. Можно ли ожидать большей милости? Сын просил Уара не слушать мольбы матери и оставить его служить Господу. Клеопатра в тоске умоляла и ее забрать с собой, но святой сказал, что ее время не пришло.

О своем видении Клеопатра рассказала священнику и прихожанам храма. Они погребли юношу рядом со св. Уаром. Скорбь и горе женщины утихли, она обрела покой, но отошла от радостей земной жизни. Клеопатра раздала имущество, проводила дни в молитвах на могиле сына и у мощей святого в построенной церкви. Во время горячих молений святой и сын часто являлись перед женщиной, поддерживали, укрепляли в вере. Клеопатра тихо отошла, причислена к лику святых.

Почитание святого

Уара чтят как мученика, принявшего смерть за христианскую веру. Святой долго скрывал свои убеждения, верно служил Римской власти, но сумел преодолеть страх боли, решился на признание и муки во славу Христа. С Божьей помощью святой вытерпел пытки, не отрекся и не отступил от веры.

В России построено много храмов в честь святого. Традиции особого почитания мученика сложились в 16 веке. Сын царя Ивана Грозного, Димитрий, родился в день памяти Уара, при крещении получил его имя. Тело убитого отрока было перевезено и захоронено в приделе святого Уара в Архангельском соборе Кремля. К могиле Димитрия шли безутешные родители погибших детей, вели больных.

В смутное время многие дети гибли, не успев получить крещение. По разрешению церкви сложилась традиция просить святого о милости и прошении перед Богом за тех младенцев, кого не успели окрестить. Иконы святого есть во многих православных храмах, придел Уара сохранен в Архангельском соборе, который сейчас является музеем.

День памяти святого мученика – 1 ноября.

Иконография

На иконах Уара пишут молодым человеком в одежде римского воина – поясно или в рост. В руках святого крест – символ мучений и смерти за веру. С крестом изображают тех, кто, подобно Христу, претерпел муки, но не отрекся от Господа. Красный цвет одежды на иконе напоминает о пролитой крови и обретенной святости.

Вокруг святого на иконах нередко изображают лики 7 христианских учителей Уара, которые помогли ему обрести смелость, выдержать испытания, молитвами поддерживали во время истязаний.

В Архангельском соборе бережно хранится почитаемая икона святого, явившая немало чудес исцеления. На иконе 18 века святая Клеопатра стоит в молитве на коленях, перед нею мученик Уар, держащий Иоанна на руках.

О чем просят у святого мученика

Святые являются заступниками и просителями за христиан перед Господом. Они поддерживают молитвы людей, помогают испросить Божью помощь в добрых начинаниях. Святого мученика просят:

  • об укреплении веры, помощи, когда человек чувствует себя богооставленным, потерянным;
  • помощи в принятии трудных решений;
  • о здоровье и благополучии детей;
  • при домашней молитве – молятся за некрещеных усопших близких.

Традиция просить у святого милости для тех, кто не является христианином, возникла давно. В житиях святого сказано, что Клеопатра после возвращения в Палестину захоронила мощи среди могил своих предков, которые не были христианами. Когда после смерти сына женщина возроптала, что Уар оставил ее, лишил милости, мученик явился ей во сне.

Святой сказал, что умолил Господа о тех нехристианах, среди которых был захоронен, их грехи были прощены. По христианским традициям, Уара считают единственным заступником перед Всевышним за некрещеных. В смутные времена, наступившие после смерти Грозного, отцы церкви разрешили молитвы мученику за младенцев, скончавшихся до принятия обряда крещения, погибших до рождения, если мать принимала причастие до родов.

После революции в России наступили тяжелые времена для православных, церкви разрушали и закрывали, миллионы людей жили и умирали некрещеными. Православные хотят молиться за умерших близких людей, просить у Бога милости для них, прощения грехов. Церковь разрешает такие молитвы дома, келейно, перед иконой святого Уара. Заказывать службу в церкви о некрещеных запрещено, нельзя писать имена нехристиан для упоминания в литургии и заупокойных службах.

Православным остается только просить святого мученика дома перед иконой о тех, кого любят и помнят, кто лишен церковной поддержки. Предварительно нужно получить благословение на такие молитвы, поговорить со священником своего прихода, испросить совет.

Справка: домашние молитвы перед иконой Уара читают об усопших некрещеных близких.

Текст молитвы

Православная церковь разрешает читать молитвы в храмах только за тех, кто принял таинство крещения. Церковная молитва Уару:

Тропарь, глас 4

Воинством святых страстотерпец страждущих законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и мучения венцем увязеся, и со Ангелы ликовствуеши: моли непрестанно за души наша.

Молитва

О, святый мучениче Уаре! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною. Приими наше прошение и молитвами твоими от вечных мук свободи нас. Аминь.

Величание

Величаем тя, страстотерпче святый Уаре, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Молитва о тех, кто не принял крещение, разрешено читать только вне церкви:

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

Святой Уар почитаем в лике мучеников, принявших смерть во славу Христа. Он сумел преодолеть страх боли и смерти, заявил о своей вере и не отрекся от Господа во время истязаний. Но особенно почитаем святой за милость к тем, кто остался вне христианской веры, умер некрещеным. Мученик молит Господа оказать милость всем людям, за которых просит Его паства, помогает обрести покой и утешение православным, потерявшим близких нехристиан.

Ссылка на основную публикацию