Святой Симеон Мироточивый: житие, Икона и Молитва

Чудотворная лоза Симеона Мироточивого исцеляет от бездетности

26 февраля Православная Церковь праздновала день памяти святого, который стал отцом основоположника Православия в Сербии – святителя Саввы. К преподобному Симеону часто в молитве прибегают бездетные супруги с просьбой о даровании детей.

Собиратель сербских земель

Стефан Неманя как сын князя получил от отца в управление одну из областей Сербии, которая в те годы называлась Рашка.

Он пережил притеснения и тюремное заключение от братьев, претендовавших на вверенные ему земли. Однако благодаря твердой вере и заступничеству великомученика Георгия, при его правлении государство стало одним из самых могущественных и богатых. Князь Стефан расширил границы государства и объединил свою нацию, отвоевав сербские земли у венгров и византийцев. Враги боялись сильного соперника в лице Стефана и не рисковали нападать на страну.

К тому же Стефан утвердил в своем государстве православную веру и искоренял богумильскую ересь. Благодаря ему, в Сербии были возведены многие храмы и монастыри, которые действуют и поныне.

Вымоленный сын

У Стефана и его благочестивой супруги Анны было два сына. Когда они уже были в зрелых годах, им захотелось родить еще наследника, «который бы прославил Сербию и укрепил православную веру» – так горячо молились они будущем чаде. Бог откликнулся на благочестивую просьбу: когда Стефану Немане исполнилось 57 лет, у него с Анной родился сын Растислав.

В семнадцатилетнем возрасте Растко втайне от родителей ушел на Афон и принял постриг с именем Савва. На нем исполнились все молитвы отца и матери. В 1219 году святитель Савва основал на Родине автокефальную поместную православную Церковь и Священное коронование на престол, начиная с его родного старшего брата Стефана Первовенчанного, также прославленного в лике святых.

Мироточивые мощи

Когда Стефан состарился, Савва уговорил отца передать правление Сербией старшему сыну и посвятить Богу последние годы жизни. Отец послушался Савву и на Афоне принял постриг с именем Симеон. Вместе с сыном они построили на Святой горе сербский монастырь Хиландар, где Симеон блаженно почил в 84 года.

После смерти тело святого оставалось нетленным, мягким и теплым, как живое. А его мощи источали благоуханное миро, которое исцеляло болезни (поэтому Церковь именует подвижника «Мироточивым» – прим. О.Б.).

Поначалу он покоился в Хиландарском монастыре. Но вскоре Савва покинул Святую гору Афон и забрал отцовские мощи, чтобы примирить враждующих из-за власти братьев Стефана и Вукана. Они стали свидетелями мироточений и чудесных исцелений. И княжичи помирились.

А мощи с большим почетом были перенесены в Студеницкую лавру (храм Пресвятой Богородицы на реке Студенице – прим. О.Б.), которую Симеон, еще будучи главой государства, основал и отстроил.

Мироточение прекратилось лишь однажды, когда его престолонаследник Стефан ради политических причин решил сменить веру. Это вразумило сына.

«Чадородная» лоза святого

Монахи Афона поначалу очень скорбели и плакали из-за того, что лишились святыни. Но преподобный Симеон явился во сне игумену Мефодию, рассказав, что его мощи должны остаться на Родине, а в утешение братии и в память о нем вырастет чудотворная лоза.

Это пророчество сбылось в 1207 году. Из каменной стены (!) пустой гробницы стала расти виноградная лоза. Стебель лозы выходит на высоте 1,5 метров от земли. Предание монахов гласит: пока лоза приносит плод – благословение преподобного будет над Хиландаром.

Это растение избрано Богом и святым Симеоном неслучайно. В Евангелии от Иоанна Христос уподобляется виноградной лозе: «Аз есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1—2)».

А от преподобного Симеона Мироточивого, подобно лозе, пошли ветви благочестивого рода Неманичей – королевской династии, многие представители которой прославились в лике святых. «Радуйся, лозо Церкви Сербския славная», – поется в его акафисте.

Ежегодно монахи собирают с лозы обильный урожай. Виноград сушат и раздают бездетным супругам.

«Для того чтобы получить ягоды целебной лозы, нужно написать на Афон письмо и сообщить в нём имена супругов в святом крещении»

Для того чтобы получить ягоды целебной лозы, нужно написать на Афон письмо и сообщить в нём имена супругов в святом крещении. Никаких денег отсылать не требуется. Примерно через месяц-полтора придёт с Афона конверт с тремя ягодами, с пояснением на русском языке, как их вкушать, и с сообщением о том, что братия монастыря Хиландар начала 40 дней усиленно молиться Богу, чтобы Он даровал супругам ребенка.

Братия Хиландара просит, когда у вас родится просимый у Бога младенец, сообщить им об этом и, по возможности, прислать фотографию.

Адрес монастыря Хиландар: MONASTERE HILANDAR 63086, KARYES, MOUNT ATHOS, GREECE Телефон: 8-10-30-23770-23797

В России иконы и фрески этого святого находятся в Архангельском храме Московского Кремля, на Сербском подворье в церкви святых Петра и Павла у Яузских ворот, а также в екатеринбургском храме в честь преподобного Симеона Мироточивого.

Рассказы счастливых родителей

Самое древнее сохранившееся предание о чуде рождения малышей у бесплодных супругов датируется 1585 годом, когда один турок привел своего сына-первенца, чтобы оставить его в Хиландаре на служение Богу, ибо получил он его, как и других своих детей, после вкушения винограда святого Симеона.

А эти два чуда разрешения от бесплодия случились в русских семьях Марии и Надежды.

«Здравствуйте! Могу рассказать на своем примере о лозе Симеона Мироточивого. У нас с мужем не получалось родить ребенка больше 10 лет. У меня были проблемы со здоровьем. Мы начали ходить в храм, обвенчались, очень много молились, но детей не было!

И в 2014 году в мае один знакомый монах привез нам из афонского монастыря Хиландара лозу. И 13 октября 2015 года у нас родился сыночек, назвали в честь преподобного Симеона Мироточивого в благодарность за долгожданного ребенка.

А в феврале 2018 родилась доченька! У Бога нет ничего невозможного! Верьте! И всё у вас получится!»

«О лозе Симеона Мироточивого случайно узнала от подруги в сентябре прошлого года. У них с мужем долго не было деток, и батюшка благословил супруга посетить Афон и привезти лозу святого Симеона. Он съездил, привез лозу. Подруга с мужем выполнили правило (40 дней поста, пить святую воду, в которую окунается лоза, 50 поклонов в день), и через 3 месяца она забеременела. Теперь у них подрастает замечательная доченька. Более того, они сразу захотели родить и второго малыша, который сначала тоже не получался. Но чудо, сейчас она беременна вторым!»

Тропарь преподобному Симеону Мироточивому
глас 3

Боже́ственною благода́тию просвети́вся,/ и по сме́рти показу́еши све́тлость жития́ твоего́,/ источа́еши бо ми́ро благоуха́ния/ притека́ющим к ра́це моще́й твои́х,/ и лю́ди твоя́ наста́вил еси́ к све́ту Богоразу́мия,/ Симео́не о́тче наш,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Дорогой читатель!

Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект – поддержите нас удобным для Вас способом!

(Вы можете самостоятельно указать сумму)

Святитель Тарасий, архиепископ Константинопольский

Аудио

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)

Память 25 февраля/ 9 марта

Св. Тарасий, светоч Православия, родился в Константинопо­ле в видной семье, члены которой обладали почетным титу­лом патрициев. От отца, известного судьи, он унаследовал понятия о неподкупности и долге защищать слабых и невинов­ных, а от матери — великое благочестие. Окончив полный курс светского образования, он был возведен в ранг консула и стал государственным секретарем (протасикритом) в 780 г., в прав­ление Ирины и ее сына Константина VI. Блистая политиче­скими талантами, он никогда не забывал, что обязан ими Богу.

В это время патриарх Павел IV (780-784), вернувший­ся к Православию от иконоборчества, устрашился запутан­ной ситуации, в которой находилась Константинопольская Церковь. Он отказался от кафедры и удалился во Флорский монастырь. На суровые упреки императрицы-регентши и ее сына он ответил, что не имеет больше сил сражаться, и поре­комендовал им Тарасия в качестве единственного человека, способного восстановить истинную веру и возобновить обще­ние Константинопольской Церкви с другими патриархатами.

Смущенный этим предложением и ссылаясь на то, что он мирянин, Тарасий вначале отказался. Но под давлением государей, сената и собравшегося народа вынужден был под­чиниться. Он, однако, выставил условие — немедленно со­звать Вселенский Собор, который должен положить конец ереси. Двадцать пятого декабря 784 г. он был рукоположен в архиепископа Константинополя.

Подобный светильнику, поставленному на подсвечник Церкви (ср.: Мф 5, 15; Лк 8, 16; 11, 33), св. Тарасий осиял ее све­том своих добродетелей: постом, долгими ночными бдения­ми, посвященными молитве и размышлениям над словом Божиим, делами евангельского милосердия. Подражая Господу, он считал себя слугой всех и каждого, и не переносил, чтобы кто-либо оказывал ему хоть малейшее услужение. Он одевал­ся очень просто и был смиренен во всех поступках. Так, про­поведуя собственным примером, Тарасий боролся с неслыханной роскошью, которой предавался в то время клир.

Милостыню архиепископ раздавал с таким рвением, что получил прозвище Новый Иосиф. По его повелению строи­лись приюты и странноприимные дома, бедные делили с ним его скромные трапезы, нуждавшимся выплачивалось месячное содержание, учет которому велся в специальных папи­русных регистрах. Зимой он сам, облачившись в священни­ческие одежды, раздавал бедным обильную пищу.

Подавая пример добродетельной жизни, он подвигнул многих учеников отказаться от мира и создал для них боль­шой монастырь на левом берегу Босфора, при впадении его в Черное море. Оттуда вышли многие епископы, например, св. Михаил Синадский и св. Феофилакт Никомидийский — столпы возрождавшегося Православия.

Следуя обещанию, патриарх при поддержке государей со­звал великий Собор епископов в Константинополе, в церк­ви Святых Апостолов. Он должен был открыться в авгус­те 786 г. Однако иконоборцы ворвались в церковь и выгнали отцов. Восстание было с трудом подавлено. Тогда Собор пе­ренесли в Никею, где первое заседание состоялось 24 сен­тября 787 г. Св. Тарасий председательствовал, мудро и ав­торитетно вел диспуты, которые привели к осуждению ереси и восстановлению почитания святых икон.

Затем пастырь добрый приложил все усилия, чтобы мягко вернуть еретиков в лоно Святой Церкви, не пугая их слиш­ком суровыми наказаниями. Это вызвало недоверие к нему некоторых особенно строгих студитов: прп. Платона и его племянника прп. Феодора. Он радел также об иско­ренении симонии в среде священства. Патриарх Тарасий сам выступал за внедрение права убежища в церквях: так он за­щитил магистрата, который, украв государственные день­ги, пришел в Святую Софию искать спасения в углу алтаря, а воинов, решивших взять его силой, отлучил.

Когда Константин VI стал единодержавным императором (790), он возомнил себя выше церковных законов и отверг свою супругу Марию Армянскую, чтобы женить­ся на своей служанке Феодоте. Патриарх отказался благо­словить прелюбодейный брак и сурово осудил императора, пригрозив отлучением, если тот будет коснеть во грехе. Раз­гневанный император приказал заключить Тарасия и нико­го к нему не пускать. Законную супругу Константин выну­дил принять схиму, а новый брак благословил склонный к интригам священник Иосиф, эконом Великой Церкви. Суд Божий, однако, не заставил себя ждать — на следую­щий год Константин VI пал жертвой заговора, был ослеп­лен и свергнут с трона.

Св. Тарасий, вновь обретя свободу, отлучил Иосифа, при­мирился со студитами, которые отказывали ему в общении, увлекши в раскол многих верующих. Сохраняя, подобно Ио­ву, спокойствие, душевный мир и сосредоточенность во вся­ких треволнениях, святой патриарх продолжал наставлять на­род укреплять возрожденную веру исполнением заповедей. Церковь наконец обрела мир с приходом императора Ники­фора I (802-811), и св. Тарасий завершил свое дело.

На двадцать второй год патриаршества его постигла тя­желая болезнь, но он не переставал каждый день служить Божественную литургию, опираясь на посох. Когда патри­арх оказался на пороге смерти, можно было видеть, что он ведет страшную битву с бесами, которые старались обви­нить его в мнимых грехах. Чистая совесть перед Богом да­ла ему силы отгонять их рукой, потому что говорить он уже не мог. Когда же в церкви запели: Приклони, Господи, ухо Твое иуслыши мя (Пс 85, 1), его блаженная душа освободи­лась от телесного одеяния и отправилась в Небесные чер­тоги, сопровождаемая стенаниями всего города. Св. Тарасий был похоронен в своем монастыре 25 февраля 806 г. От масла, горевшего в лампаде над его могилой, произо­шло множество чудес.

Читайте также:  Феофан Исповедник

В 820 г. император Лев Армянин, пять лет поддерживав­ший иконоборцев и жестоко преследовавший православных, увидел во сне суровый лик св. Тарасия, который приказывал некоему Михаилу пронзить императора мечом. И действительно, через шесть дней Лев был убит Михаилом Травлом, который захватил власть.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

День памяти Святого Тарасия выпадает на 10 марта. Он канонизирован в лике святых православной и католической церковью.

Житие святого Тарасия

Будущий патриарх был знатного происхождения, при дворе служил секретарем императрицы Ирины и играл важную роль в государственных делах Византии. Когда в 784 году умер глава церкви Павел, Ирина организовала собрание в Мангаварском дворце для выбора кандидатуры. Многие стали предлагать Тарасия, который не был священным служителем. Императрица тоже хотела видеть его главой церкви.

По правилам тех времен не обязательно было выбирать его Святейшество или Папу Римского среди духовных лиц, это мог быть любой человек знатного рода. Главное – это:

  • отсутствие брака;
  • вероисповедание;
  • образование.

В давние времена знания богословия и языков давались практически всем.

Тарасия ввели в чины священного служителя, 25 декабря 784 года он стал патриархом Константинополя. Затем он отправил по традиции свое вероисповедание и предложение принять участия во Вселенском Соборе, где впоследствии был председателем и говорил о восстановлении иконопочитания.

Жизнь святителя Тарасия патриарха Константинопольского связана с судьбой внучки Филарета Милостивого Марией, которая стала супругой императора. Патриарх отказал Константину расторгнуть брачные отношения с супругой. Он считал единственным основанием – прелюбодеяние. Византийский царь хотел отправить жену в монастырь и женится на Федоте. Позже святитель принял постриг у Марии. Это вызвало возмущения в православном мире, а олимпийская обитель отреклась от Византийской церкви.

Тарасий вел скромную жизнь, он помогал бедным, сиротам и вдовам. На Пасху организовывал обеды, на которых самостоятельно обслуживал людей. В течение двадцати двух лет разумно руководил церковью и умер 10 марта 806 года. Был похоронен в мужской обители на Босфоре.

Икона и мощи святого

После его смерти у мощей происходили чудеса исцеления. Одна женщина мучилась несколько лет кровотечением. Так как обитель была особая, она оделась в мужское одеяние. Когда больная коснулась усыпальницы с верой и взяла елей, то излечилась. Один мужчина плохо видел одним глазом, когда намазал его елеем, то исцелился.

На иконе святой Тарасий изображен седовласым старцем с бородой по пояс. В руках евангелие. Молится принято у его святого лика так:

О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Тарасие! Приими сие малое моление от нас грешных, к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Осталось давнее пророчество Тарасия Константинопольского: предсказание братоубийственной войны и появление императора Иоанна, помазанника Господа.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом архиепископе Тарасие Константинопольском:

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Дни памяти: 25 февраля


вятитель Тарасий, Патриарх Константинопольский , происходил из знатного рода, родился и был воспитан в Константинополе, где получил хорошее образование. Он быстро выдвинулся при дворе императора Константина VI Порфирородного (780 — 797) и его матери, святой царицы Ирины (797 — 802; память 7 августа), и достиг звания сенатора.

В те времена Церковь волновали иконоборческие смуты. Святой Патриарх Павел (780 — 784; память 30 августа), не сочувствовавший в душе иконоборчеству, по слабости характера не мог решительно бороться с ересью и потому удалился в монастырь, где принял схиму. Когда к нему пришла святая царица Ирина со своим сыном-императором, святитель Павел объявил им, что достойным преемником его может быть только святой Тарасий (в то время мирянин). Тарасий долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию, с условием, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси.

П ройдя в короткое время все иерархические ступени, святой Тарасий был возведен на патриарший престол в 784 году. В 787 году под председательством святителя — Патриарха Тарасия в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов. На Соборе было утверждено почитание святых икон. Те из епископов, которые принесли покаяние в иконоборчестве, были вновь приняты Церковью.

С вятитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вел суровую аскетическую жизнь. Всё свое имение он истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал.

С вятой Патриарх бесстрашно обличил царя Константина Порфирородного, когда тот оклеветал свою супругу, императрицу Марию, внучку праведного Филарета Милостивого (+ 792; память 1 декабря), чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Святитель Тарасий решительно отказался расторгнуть брак императора, за что подвергся опале. Вскоре, однако, Константин был низложен своей матерью, царицей Ириной.

С вятитель Тарасий скончался в 806 году. При кончине бесы, напоминая его жизнь с самой юности, старались приписать святителю не совершенные им грехи. «Я неповинен в том, о чем вы говорите, — отвечал святитель. — Вы ложно клевещете на меня, нет у вас надо мной никакой власти». Оплакиваемый Церковью, святитель был погребен в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса.

Т ропарь святителя Т арасия, архиепископа К онстантинопольского

П равило веры и образ кротости,/ воздержания учителя,/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Тарасие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

К ондак святителя Т арасия

П равославными догматы Церковь уяснив,/ и Христову, блаженне, честную икону почитати/ и покланятися всех научив,/ обличил еси иконоборцев безбожное веление./ Сего ради вопием ти:// о отче, радуйся, мудре Тарасие.

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Google
  • Елицы

Добавить комментарий Отменить ответ

Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка

Ваша помощь сайту и приходу

П равославный просветительский сайт нашего прихода является некоммерческим проектом. Для развития, расширения и совершенствования нам требуется финансовая поддержка. Если Вы обладаете возможностью поддержать нас, молитвенно просим вас не оставаться в стороне. Любая сумма, которую Вы сможете перечислить крайне важна для нас.

Д ополнительные способы пожертвований и платёжные реквизиты Вы найдёте здесь .

Календарь — архив записей

Март 2015

ПнВтСрЧтПтСбВс
« ФевАпр »
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Неделя о блудном сыне (подборка материалов сайта)

Православный календарь

Икона дня

Святитель Мака́рий (Невский), митрополит Московский, Алтайский

День памяти: 16 февраля, 23 августа (Моск.), 5 октября (Моск. Свт.)

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.

В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию – Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных – 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его. В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков. Их желание – всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими. ». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».

В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне – последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.

Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» – под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре – священноархимандритом которой он был – сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св. Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой» – так называли его современники – почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю).

Тропарь святителю Макарию, митрополиту Московскому, Алтайскому

Боже́ственныя ве́ры пропове́данием,/ зе́млю Сиби́рскую озари́л еси́,/ теплоту́ и све́т Христо́в источа́я,/ ко Христу́ мно́гия лю́ди приве́л еси́,/ первопресто́льному гра́ду Москве́ и всея́ России́ пресла́вное украше́ние яви́лся еси́,/ апо́стольским дея́нием ревну́я,/ созида́л еси́ Це́рковь Христо́ву,/ па́стырю на́ш до́брый святи́телю Мака́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся все́м на́м.

Перевод: Божественной веры проповедью землю Сибирскую озарил ты, тепло и свет Христов источая, ко Христу многих людей привел ты, первопрестольного города Москвы и всей России прославленным украшением ты стал, апостольским трудам подражая, создавал ты Церковь Христову, пастырь наш добрый, святитель Макарий, моли Христа Бога спастись всем нам.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью 1 марта 2021. Святой Церковью читается Евангелие от Марка, глава 11, стихи 1–11.

Святитель Тарасий, архиепископ Константинопольский (806 г.)

Святитель Тарасий родился в Константинополе. Родители его были люди благородные и принадлежали к сословию патрициев. Получив прекрасное образование, святитель Тарасий быстро возвышался по лестнице почестей. За его благоразумие и добрый нрав его везде любили, где только он служил: и в царском дворце, и в других местах. Он был уже царским советником и сенатором, когда состоялось его назначение на патриаршую кафедру.

Произошло это назначение при следующих обстоятельствах. Императором в это время был Константин Порфирородный, а патриархом — Павел Кипрянин, муж добродетельный и благочестивый, но слишком слабовольный. В патриархи он был поставлен в царствование предшественника Константина Порфирородного — Льва Хазара, при котором иконоборческая ересь (гонение на св. иконы), получившая начало при императоре Льве Исаврянине, все более и более усиливалась. Будучи человеком слабохарактерным и слабовольным, патриарх Павел убоялся открыто исповедать иконопочитание, стал скрывать свое благочестие и начал даже сноситься с еретиками.

По смерти Льва Хазара патриарх Павел хотел было восстановить иконопочитание, но иконоборческая ересь слишком уже распространилась и получила силу, помощника же, могущего оказать ему деятельную поддержку, у патриарха не было. Тогда, не имея достаточно мужества, чтобы выступить на открытую борьбу с еретиками, патриарх решил совсем отказаться от патриаршей кафедры. Тайно оставив патриаршие палаты, Павел прибыл в монастырь св. Флора, где и восприял св. схиму. Когда императрица Ирина (правительница государства во время малолетства сына ее Константина) спросила у него о причине его ухода, то Павел ответил, что он чувствует себя недостойным занимать патриарший престол в такое неспокойное время. «Я отказываюсь, — сказал он, — быть пастырем в еретическом сонме и предпочитаю лучше умереть, чем подвергнуться анафеме от первосвятителей четырех апостольских престолов, не приемлющих еретического учения и чуждающихся нашей церкви. Воззри, государыня, на скорбь матери нашей церкви и не допусти, чтобы богомерзкая ересь, подобно вышедшей на луг свинье, опустошала и избивала виноград Христов во время твоего правления и оскверняла бы его злочестивыми мудрованиями. У вас при дворе есть искусный деятель, который поможет тебе и твоему сыну в благих начинаниях. На вопрос императрицы, кто это такой, Павел ответил, что он разумеет Тарасия, который занимает первое место в царском совете. «Я знаю, — сказал он, — что он вполне достоин управлять церковью, так как он может жезлом своего разума отразить лживое учение еретиков, быть добрым пастырем словесного стада Христова и собрать его во едино». Все духовенство было согласно с избранием такого преемника Павлу, но сам Тарасий не считал себя достойным занять такой ответственный пост и долго отказывался от него. Его усиленно упрашивали занять патриарший престол. Наконец, он согласился на это предложение, но поставил непременным условием, чтобы был созван вселенский собор, где бы православные христиане могли объединиться в вере, а иконоборческая ересь была подвергнута заслуженному осуждению. «Если же вселенский собор не будет созван, — сказал Тарасий, — если не будет общения между православными восточными и западными церквами, то я не соглашусь занять патриарший престол, чтобы не навлечь на себя проклятия и осуждения». На эти условия императрица Ирина согласилась, и Тарасий был посвящен в патриарший сан.

Пред его поставлением в этот сан все обещали ему послушание, подобно тому как овцы внимают гласу своего пастыря, — ибо все были твердо уверены, что Тарасий может наставить верующих на истинный путь.

Вселенский собор был созван в Нике в 787 г. Это и был седьмой вселенский собор, на котором было 367 св. отцов. Председательствовал на нем сам Тарасий. Первое заседание собора происходило 24 сентября; оно открылось речью св. Тарасия, в которой он, изложив повод к созванию вселенского собора, обратился к епископам с просьбой, чтобы они тщательно разобрали иконоборческую ересь и осудили ее, как весьма опасное заблуждение злоименного разума. Затем было прочтено и царское послание к собору, в котором также осуждалась иконоборческая ересь. Святые отцы похвалили ревность императора и его матери о вере православной. После того были приведены на собор те из еретиков, которые раскаялись в своем заблуждении; пред лицом всего собора они анафематствовали свои заблуждения и исповедали иконопочитание. Святой собор продолжался 80 дней. Св. отцы на его заседаниях рассматривали в Божественном Писании те места, где говорилось о почитании св. икон, и на основании этих мест, а также свидетельств св. Предания и учения св. отцов и учителей церкви, поражали лжемудрования еретиков. Наконец, после тщательных исследований и обстоятельных размышлений и рассуждений, собор проклял иконоборческую ересь и утвердил почитание икон. Великая радость была по этому поводу в святых храмах; весь народ торжествовал, провозглашая благие пожелания царям и отцам собора. Так великим попечением св. Тарасия и тщанием благочестивой царицы Ирины ересь иконоборцев была отвержена и попрана, и церкви Христовой был дарован мир.

Утвердив мир в церкви, св. Тарасий предался всецело деятельности по управлению своею паствою, для которой он был истинным отцом и вместе слугою. Служа другим, сам св. Тарасий отказывался от малейшей роскоши, все свое имение роздал нищим и нуждающимся, устраивал больницы, а в день Воскресения Христова устраивал для неимущих трапезу, во время которой он сам прислуживал убогим. Изумительно было воздержание этого угодника Божия, которого до своего пострижения проводил жизнь в великой роскоши; велико было его пощение и неустанна бодрость; немногие часы уделял он на сон, не имел мягкого ложа, одевался чрезвычайно просто. Обиженные, находившиеся в бедах имели в нем постоянного и усердного заступника и помощника.

Между тем Константин Порфирородный, достигший совершеннолетия, по навету своих злых советников устранил свою мать Ирину от участия в государственных делах управления. Освободившись же от опеки матери, он начал вести неблагопристойный образ жизни. Свою супругу Марию он возненавидел и решил освободиться от нее, прельстившись другой женщиной, своей родственницей Феодотией. Но так как развестись с законной супругой, женщиной совершенно невинной, не представлялось никакой возможности, то Константин прибегнул к клевете: он обвинил Марию в том, что будто бы она хотела отравить его. Эту ложь царь рассказывал всем, выдавая ее за истину. Весть об этом скоро дошла и до св. Тарасия, который искренно опечалился, ибо был уверен в невинности Марии. Когда Константин послал к нему одного своего вельможу, чтобы тот рассказал патриарху о злоумышлениях царицы и попросил у него благословения на новый брак Константина, то патриарх Тарасий с негодованием восстал против намерения царя и поручил посланному сказать царю, что он, Тарасий, не дает благословения на такой его шаг. «Как государь может требовать от подданных своих, — сказал смело Тарасий, — чтобы они жили честно и целомудренно, если он сам подает им такой пример? Царица невинна, я в этом убежден, и потому скорей умру, чем дам благословение царю на новый брак. Вот ответ мой: так будет отвечать и все духовенство. Скажи об этом царю». Надеясь, однако сломить упорство патриарха, Константин позвал его к себе и начал убеждать его осудить царицу Марию за ее якобы неблаговидный поступок, но все старания его были напрасны. Опасаясь, чтобы Константин не воздвиг опять иконоборческой ереси, Тарасий, правда, оставил царя пребывать в его беззаконии, но отстранился от него. Царь, гневаясь на патриарха, всячески притеснял его, святитель все это переносил терпеливо, благодаря Бога и поступая во всем согласно с высоким саном архипастыря.

Через некоторое временя кара Божия постигла царя. Видя беззаконное житие сына своего, видя попрание им закона Божия, любя более всего Бога и Его правду, мать Константина Ирина, посоветовавшись с высшими сановниками государства, восстала против царя, взяла его под стражу и заключила во дворец. Потом она приказала ослепить его, подобно тому, как он пять лет тому назад ослепил своих трех братьев. Так, наказанный Богом за свои беззакония, царь умер от болезни. С этого времени св. Тарасий мог руководить своим словесным стадом в мире и тишине.

Скончался св. Тарасий после 22-летнего управления церковью, в царствование Никифора, преемника Ирины, около 807 г. Сильно скорбели о кончине его царь, вельможи и весь народ, а в особенности нищие и убогие, сироты и вдовицы. Ибо ко всем он относился, как пастырь добрый, ко всем был милостив, всякому помогал в бедах и несчастиях. Честное тело св. Тарасия было погребено в устроенном им же самим монастыре на Босфоре. При его гробе многие получали исцеление.

Тропарь святителю Тарасию, епископу Константинопольскому

Тропарь, глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина, сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, Отче Тарасие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3

Православными догматы Церковь уяснив, и Христову, блаженно, честную икону почитати и покланятися всех научив, облечил еси иконоборцев безбожное веление. Сего ради вопием ти: о отче, радуйся, мудре Тарасие.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. Для подписки перейдите по ссылке .

Тарасий Константинопольский – Tarasios of Constantinople

Святой Тарасий (также Святой Тарасий ; греч . : Άγιος Ταράσιος ; ок. 730-25 февраля 806 г.) был Вселенским Патриархом Константинополя с 25 декабря 784 г. до своей смерти 25 февраля 806 г.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Седьмой Вселенский Собор
  • 3 Развод Константина VI
  • 4 Конец Патриархата
  • 5 Святость
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Задний план

Тарасий родился и вырос в городе Константинополе . Сын высокопоставленного судьи, Тарасий был родственником важных семей, в том числе и более позднего патриарха Фотия Великого . Тарасий начал карьеру в светской администрации и дослужился до сенатора , а затем стал имперским секретарем ( асекретисом ) императора Константина VI и его матери, императрицы Ирины . Первоначально он принял иконоборчество , но позже раскаялся, оставил свой пост и удалился в монастырь , приняв Великую схиму ( монашеский обряд ).

Поскольку он проявлял как симпатии иконоборцев, так и готовность следовать императорским приказам, когда они не противоречили вере, он был избран Константинопольским патриархом императрицей Ириной в 784 году, хотя в то время он был мирянином . Тем не менее, как и все образованные византийцы , он хорошо разбирался в богословии , и избрание квалифицированных мирян епископами не было чем-то неслыханным в истории Церкви.

Он неохотно согласился при условии восстановления церковного единства с Римом и восточными патриархами . Чтобы сделать его подходящим для должности патриарха, Тарасий был должным образом рукоположен в диаконат, а затем в священство до его хиротонии в епископа .

Седьмой Вселенский Собор

Перед тем как принять достоинство Патриарха , Тарасия требовал и получил обещание , что почитание из иконок будет восстановлено в церкви. В рамках своей политики улучшения отношений с Римом он убедил императрицу Ирину написать папе Адриану I , приглашая его послать делегатов в Константинополь на новый собор, чтобы отвергнуть ересь . Папа согласился послать делегатов, хотя он не одобрял назначение мирянина в патриархат. Собор созвался в церкви Святых Апостолов 17 августа 786 года. Мятежные войска ворвались в церковь и разогнали делегатов. Потрясенные папские легаты немедленно отправились в Рим. Мятежные войска были выведены из города, и легаты вновь собрались в Никее в сентябре 787 г. Патриарх исполнял обязанности председателя ( истинным председателем считался Христос ). Совет, известный как второй Совет Никея , осудил иконоборчество и официально утвердил почитание на иконы . Патриарх проводил умеренную политику в отношении бывших иконоборцев , что вызвало сопротивление Феодора Студита и его сторонников.

Развод Константина VI

Примерно десять лет спустя Тарасиос оказался вовлеченным в новую полемику. В январе 795 года император Константин VI развелся со своей женой Марией Амнийской , и Тарасий неохотно попустительствовал разводу. Монахи возмутились с согласия патриарха. Лидеры протеста, аббат Платон из Саккудиона и его племянник Феодор Студит, были сосланы, но шум продолжался. Большая часть гнева была направлена ​​на Тарасиуса за то, что он позволил последующему браку императора с Феодотом состояться, хотя он отказался исполнять обязанности. Под сильным давлением Феодора Тарасий отлучил от церкви священника, заключившего второй брак Константина.

Конец Патриархата

Тарасия продолжал преданно служить последующие имперские режимы Ирэн и Никифор I . Репутация патриарха пострадала от критики его якобы терпимости к симонии . С другой стороны, его податливость оказалась весьма желанной для трех очень разных монархов и объясняет, что Тарасиос продолжал занимать свой пост до самой смерти. Позднее избрание мирянами Никифора и Фотия патриархами могло быть частично вдохновлено примером Тарасия.

Святость

Хотя некоторые более поздние ученые критиковали то, что они считали слабостью Тарасия перед имперской властью, он по-прежнему почитается в восточных православных церквях за его защиту использования икон и его борьбу за мир и единство Церкви. Его праздник отмечается 25 февраля католиками восточно-православного и византийского обрядов, а 18 февраля – католиками римского обряда. (Эта дата по юлианскому календарю в настоящее время соответствует 10 марта по григорианскому календарю ).

10 марта. Святитель Тарасий Константинопольский, архиепископ

Аудио

Сегодня, 10 марта, Православная Церковь совершает память святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского.

Святой Тарасий, светоч православия, родился в Константинополе в видной семье, члены которой обладали почетным титулом патрициев. От отца, известного судьи, он унаследовал понятия о неподкупности и долге защищать слабых и невиновных, а от матери – великое благочестие.

Окончив полный курс светского образования, Тарасий был возведен в ранг консула и стал государственным секретарем (протасикритом) в 780 году, в правление Ирины и ее сына Константина VI. Блистая политическими талантами, он никогда не забывал, что обязан ими Богу.

В это время патриарх Павел IV, вернувшийся к православию от иконоборчества, устрашился запутанной ситуации, в которой находилась Константинопольская Церковь. Он отказался от кафедры и удалился во Флорский монастырь. На суровые упреки императрицы-регентши и ее сына он ответил, что не имеет больше сил сражаться, и порекомендовал им Тарасия в качестве единственного человека, способного восстановить истинную веру и возобновить общение Константинопольской Церкви с другими патриархатами.

Смущенный этим предложением и ссылаясь на то, что он мирянин, Тарасий вначале отказался. Но под давлением государей, сената и собравшегося народа вынужден был подчиниться. Он, однако, выставил условие – немедленно созвать Вселенский Собор, который должен положить конец ереси. 25 декабря 784 года он был рукоположен в архиепископа Константинополя.

Подобный светильнику, поставленному на подсвечник Церкви, святой Тарасий осиял ее светом своих добродетелей: постом; долгими ночными бдениями, посвященными молитве и размышлениям над словом Божиим; делами евангельского милосердия. Подражая Господу, он считал себя слугой всех и каждого и не переносил, чтобы кто-либо оказывал ему хоть малейшее услужение.

Он одевался очень просто и был смиренен во всех поступках. Так, проповедуя собственным примером, Тарасий боролся с неслыханной роскошью, которой предавался в то время клир. Милостыню архиепископ раздавал с таким рвением, что получил прозвище Новый Иосиф. По его повелению строились приюты и странноприимные дома, бедные делили с ним его скромные трапезы, нуждавшимся выплачивалось месячное содержание, учет которому велся в специальных папирусных регистрах. Зимой он сам, облачившись в священнические одежды, раздавал бедным обильную пищу.

Подавая пример добродетельной жизни, святой Тарасий подвигнул многих учеников отказаться от мира и создал для них большой монастырь на левом берегу Босфора, при впадении его в Черное море. Оттуда вышли многие епископы, например, святой Михаил Синадский и святой Феофилакт Никомидийский – столпы возрождавшегося православия.

Следуя обещанию, патриарх при поддержке государей созвал великий Собор епископов в Константинополе, в церкви Святых Апостолов. Он должен был открыться в августе 786 года. Однако иконоборцы ворвались в церковь и выгнали отцов. Восстание было с трудом подавлено. Тогда Собор перенесли в Никею, где первое заседание состоялось 24 сентября 787 года. Святой Тарасий председательствовал, мудро и авторитетно вел диспуты, которые привели к осуждению ереси и восстановлению почитания святых икон.

Затем пастырь добрый приложил все усилия, чтобы мягко вернуть еретиков в лоно Святой Церкви, не пугая их слишком суровыми наказаниями. Это вызвало недоверие к нему некоторых особенно строгих студитов: преподобного Платона и его племянника, преподобного Феодора.

Святой радел также об искоренении симонии в среде священства. Патриарх Тарасий сам выступал за внедрение права убежища в церквях: так, он защитил магистрата, который, украв государственные деньги, пришел в Святую Софию искать спасения в углу алтаря, а воинов, решивших взять его силой, отлучил.

Когда Константин VI стал единодержавным императором (790), он возомнил себя выше церковных законов и отверг свою супругу Марию Армянскую, чтобы жениться на своей служанке Феодоте. Патриарх отказался благословить прелюбодейный брак и сурово осудил императора, пригрозив отлучением, если тот будет коснеть во грехе. Разгневанный император приказал заключить Тарасия и никого к нему не пускать. Законную супругу Константин вынудил принять схиму, а новый брак благословил склонный к интригам священник Иосиф, эконом Великой Церкви. Суд Божий, однако, не заставил себя ждать – на следующий год Константин VI пал жертвой заговора, был ослеплен и свергнут с трона.

Святой Тарасий, вновь обретя свободу, отлучил Иосифа, примирился со студитами, которые отказывали ему в общении, увлекши в раскол многих верующих. Сохраняя, подобно Иову, спокойствие, душевный мир и сосредоточенность во всяких треволнениях, святой патриарх продолжал наставлять народ укреплять возрожденную веру исполнением заповедей.

Церковь наконец обрела мир с приходом императора Никифора I, и святой Тарасий завершил свое дело. На двадцать второй год патриаршества его постигла тяжелая болезнь, но он не переставал каждый день служить Божественную литургию, опираясь на посох.

Когда патриарх оказался на пороге смерти, можно было видеть, что он ведет страшную битву с бесами, которые старались обвинить его в мнимых грехах. Чистая совесть перед Богом дала ему силы отгонять их рукой, потому что говорить он уже не мог. Когда же в церкви запели: «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя», его блаженная душа освободилась от телесного одеяния и отправилась в Небесные чертоги, сопровождаемая стенаниями всего города.

Святой Тарасий был похоронен в своем монастыре 25 февраля (по старому стилю) 806 года. От масла, горевшего в лампаде над его могилой, произошло множество чудес.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых новомучеников Российских:

сщмч. Алексаандра Виноградова, пресвитера;

прмц. Мстиславы (Фокиной), монахини;

сщмч. Николая Троицкого, пресвитера.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Пусть Великодаровитый Господь по молитвам ваших небесных покровителей дарует вам здравие телесное, спасение душевное. Будьте Богом хранимы, многая вам и благая лета!

Ссылка на основную публикацию