Святой преподобный Варсонофий Оптинский

100-летие со дня преставления прп. Варсонофия Оптинского

14 апреля в Богоявленском мужском монастыре города Коломны прошли праздничные торжества, посвященные со дня преставления преподобного Варсонофия (Плиханкова), старца Оптинского и . Божественную литургию в Богоявленском соборе монастыря возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Ему сослужили: епископ Илиан, епископ Серпуховской Роман, епископ Балашихинский Николай, епископ Зарайский Константин — ректор Коломенской духовной семинарии, а также духовенство Коломенского благочиния и Московской епархии. На торжества прибыли гости из Введенского ставропигиального мужского монастыря — Оптиной пустыни — иеромонах Мефодий (Капустин) и иеродиакон Платон (Рожков). За богослужением молились многочисленные прихожане обители и паломники. После Литургии было совершено славление в честь святого, в конце которого Владыка митрополит прочитал молитву преподобному Варсонофию. За богослужением Владыка рукоположил во священники студента 5 курса Коломенской семинарии диакона Владислава Решетникова, а во диаконы — насельника Бобренева монастыря монаха Макария (Белова).

Со словами приветствия к Его Высокопреосвященству и собравшимся обратился настоятель монастыря, игумен Варлаам (Горбунов):

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Время Великого поста призывает нас к великим подвигам. На прошлой неделе мы видели образ Честнаго и Животворящего Креста и слышали призыв Господа нашего Иисуса Христа: „Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною“ (Мк. 8:34). Сегодня перед нами другой образ — образ Иоанна Лествичника, который написал книгу „Лествица“, и, оказывается, этот крест нам нужно нести не по ровному месту, а как бы по ступеням поднимаясь от одной добродетели к другой. И в этом нам помогают многие святые, которых мы любим, к которым обращаемся, но в первую очередь — святые покровители нашего города и нашего монастыря: преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Димитрий Донской, преподобномученик Никон, святитель Филарет, митрополит Московский, священноисповедник Феодосий, епископ Коломенский, мощи которого покоятся в нашем соборе, и, естественно, преподобный Варсонофий, старец Оптинский и , со дня преставления которого мы сегодня празднуем. Мы вспоминаем его труды — и то, что он возродил иноческое благочестие в этой обители, а также, призвав благотворителей, восстановил храмы, келии, гостиницу. Он с обеда до позднего вечера принимал посетителей, духовных чад, вел огромную переписку. Однажды святитель Трифон (Туркестанов) сказал о нем: „Как пастырь знаю, что такое старец. Когда человек изнемогает, нет сил, чтобы бороться, приходит старец и говорит — ты не один — обопрись на меня, я выведу тебя на дорогу“.

Дорогой Владыка, сегодня, празднуя память преподобного Варсонофия, мы все молитвенно взываем к нему, но при этом хочется сказать, что и Вы для нас являете пример служения. В этот день хочется пожелать Вам предстательства преподобного Варсонофия, старца Оптинского и , Божией помощи в Вашем архипастырском служении, многая Вам и благая лета!». После своего обращения отец Варлаам преподнес Владыке образ Казанской иконы Божией Матери, вырезанный мастерами монастыря.

В своем ответном слове митрополит Ювеналий сказал:

«Возлюбленные братья архипастыри, дорогой отец Варлаам, всечестные отцы, дорогие и возлюбленные братья и сестры! Я горячо и сердечно поздравляю всех вас с праздником, причастников и причаст-

ниц — с принятием Святых Христовых Тайн! Для нас сегодня как дар Божий этот праздник, который мы совместно совершаем. Бывает так, что еще при одном поколении люди забывают о тех, кто с ними жил, трудился, и память их исчезает. А о праведниках в Слове Божием сказано так: „Праведники во веки живут“ (Прем. 5:15). Это подтверждается и сегодня, когда прошло 100 лет со дня блаженной кончины настоятеля этой святой обители старца Варсонофия, который как дар Божий, как благословение и как наследие принес сюда из Оптиной пустыни свой многолетний опыт духовнической и пастырской деятельности, и, несмотря на то, что был период запустения в этом монастыре, когда не было здесь монашеской жизни, память о преподобном не ослабевала и не исчезала. А сейчас, когда с Божией помощью, вновь возродился этот монастырь, преподобный Варсонофий является постоянным и действенным помощником и нашим наставником. Его память сегодня — это и укор нашей совести, в первую очередь монашествующим, священнослужителям и мирянам, которые забывают свой долг, которые забывают заповеди Божии. И в то же время — это благодатная помощь и надежда, потому что мы знаем, что молитвенным предстательством святых Господь помогает нам восходить „от силы в силу“ (Пс. 83:8). Сегодня отец Варлаам напомнил нам, что день памяти преподобного Иоанна Лествичника, который всегда на этой неделе отмечается, говорит нам о том, что мы должны не с горки идти и падать в бездну греховную, а постепенно, оставляя грех, подниматься по лестнице, совершенствоваться. Я постоянно говорю о том, что мало не грешить, мало оставить грех, ведь мы призваны возлюбить друг друга, возлюбить Бога больше всего на свете и во имя этой любви нести дела милосердия, утешения и спасения людям. Старец Варсонофий был делателем молитвы Иисусовой и научал ей. И нам нужно вспомнить, что с именем Господа Иисуса на устах мы должны жить, созидая свое спасение. Великое для нас утешение, возлюбленные, что мы в день блаженной кончины старца собрались сегодня, для того чтобы почтить этот день и получить небесную, Божественную помощь от Господа предстательством преподобного отца нашего Варсонофия Оптинского.

Я благодарю тебя, возлюбленный отец Варлаам, за твое приветствие, за твой дивный дар, который напоминает о том, что братия помимо молитвы занимается и трудом, который является великим искусством — вырезать на дереве священные изображения. И я очень рад, что ты достойно несешь свое служение в этой древней обители, освященной стопами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Ты постепенно собираешь вокруг себя братьев, и люди любят службу, которая здесь совершается, здесь с каждым разом бывает все больше — это признак того, что здесь каждый приходящий находит утешение и успокоение своей душе. Я благодарю тебя и за то, что ты взял на себя инициативу организовать этот праздник, и самое для нас сегодня важное, помимо того, что будет еще научная конференция, что мы объединились в молитве в дни святого и Великого поста, когда сердце требует и молитвы и покаяния. Пусть Господь всех нас благословит Своим миром, даст нам силы для несения нашего жизненного креста. Призываю на всех вас, возлюбленные, благословение преподобного и богоносного отца нашего Варсонофия, чтобы через это Господь всех нас укреплял и ввел в Царство Небесное. Аминь».

После торжественного богослужения в актовом зале Коломенской православной духовной семинарии состоялась конференция, посвященная празднуемому событию. Гостями мероприятия стали: первый заместитель председателя Правительства Московской области , глава администрации губернатора Московской области , ректор Московского государственного областного института , начальник управления образования администрации города Коломны , многочисленные гости, а также учащиеся и преподаватели семинарии, прихожане монастыря.

К собравшимся с приветствием обратилась :

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой наш Владыка! Уважаемые участники конференции! В культурной жизни нашей области ежедневно происходят интересные события, встречи, конференции, и, я думаю, среди всего этого многообразия сегодняшний день — особенный. Сегодня, вспоминая великого старца Варсонофия Оптинского и , мы стараемся найти возможность, чтобы современная молодежь черпала идеалы не только через современные и доступные средства информации, которыми они располагают, но в том числе нашла интерес к наследию таких замечательных людей, которые сыграли столь большую роль в становлении нашей области и России в целом. И вот как найти путь к сердцу современного молодого человека и как заинтересовать его, чтобы он взял житие преподобного Варсонофия и прочитал его? Здесь как раз присутствует ректор нашего Коломенского института, и, я думаю, сейчас такие технологии уже существуют, и на студенческих конференциях мы стараемся это делать. Ведь действительно, Оптинский и Голутвинский старец в своей жизни был очень разнообразным, в своей жизни он интересовался очень разными вещами — проявлял большой интерес к литературе, писательству. Он писал, как встречался здесь, недалеко от Голутвина, с теми людьми, которые знали великих писателей, живших в Подмосковье и других городах России. Меня, например, очень потрясли воспоминания, которые он посвятил , его любви и его жизни. Старец написал такую замечательную фразу: „Жалко ослепление души“. Эти слова остерегают нас от того, что мы в своей жизни можем совершить такие поступки, которые будут неисправимы и которые приводят к жалкому состоянию нашей духовной жизни. Еще я хочу сказать, что мы можем учиться у наследия великого старца его непреклонной воле. Известно, как в начале ХХ века он здесь, в Коломне, когда начинало поднимать голову сектантство, боролся с ним. Сегодня ведь это очень актуально. Сейчас это происходит и зачастую незримо для нас. Я вспоминаю случай из личной жизни, о котором я рассказывала Владыке, когда однажды я была на одном приходе и встречалась со священником. Он мне рассказал, что его не пускают в местные учреждения для детей, говоря, что это не положено — пускать священника, тем более принимать от него подарки. И в то же время они рассказывали, как совершенно свободно они пускали к себе представителей неразрешенной секты. понятно, какое влияние они оказывают на детство и юношество. Естественно, я разобралась в этой ситуации, и те, кто должны были быть наказанными, наказаны. Этот пример я привела, чтобы показать, как зачастую посредством „дорогой конфетки“ пытаются купить душу человека, и мы все должны противостоять этому явлению. И этому мы тоже учимся как раз из наследия великого Голутвинского и Оптинского старца. Я еще хотела бы привести один пример. Мы часто в жизни стоим перед выбором. Почти каждый день — вот это делать или нет, служить или отдыхать, ведь все мы обычные люди. И я прочитала одно воспоминание преподобного Варсонофия, когда он приехал сюда в Голутвин. Он писал, что здесь ему все еще ново, ему трудно, что, когда он служил в Оптиной, то он после службы как дома — все понятно, знакомо, а здесь приходилось ко всему привыкать. И дальше он пишет, что надо работать, надо стараться, и эти его слова для меня имеют очень большое значение, потому что иногда ловишь себя на мысли — ну, а почему же ты должен это делать, ведь можно и не делать? И я, прочитав эти слова, подумала, что никогда нельзя останавливаться, всегда надо думать о том, что надо делать то, что принесет большую пользу. Поэтому я хотела бы пожелать, и обязательно, в первую очередь, тем людям, которые у нас отвечают за образовательную деятельность, чтобы появились эти книги, появилась эта информация в доступной форме, чтобы можно было бы заинтересовать нашу молодежь наследием таких великих людей. Вы, те, кто пришли сегодня в этот зал, — подготовленные люди, вы люди в вере, и вас в этом не надо убеждать. А ведь есть очень много тех, кто даже не подозревают о том, что они на самом деле губят свою жизнь. Поэтому мне хочется пожелать всем нам такой же веры, трудолюбия и такого же служения на благо нашей Родины, Подмосковья, как это делал многие годы назад великий Голутвинский старец».

К гостям конференции с приветствием также обратились глава администрации губернатора Московской области и митрополит Ювеналий.

Далее прозвучали доклады: настоятеля монастыря игумена Варлаама (Горбунова) «Путь монашеского подвига преподобного Варсонофия, старца Оптинского и »; ректора Московского государственного областного института, доктора исторических наук, профессора «Духовные традиции Богоявленского монастыря и преподобный Варсонофий Оптинский»; насельника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь иеродиакона Платона (Рожкова) «Учение преподобного Варсонофия о монашестве» и священника Илии Ничипорова, клирика Никольского храма города Красногорск, доцента МГУ, преподавателя КПДС, доктора филологических наук на тему «Литературное наследие преподобного Варсонофия Оптинского».

В завершение конференции участникам и гостям был предложен небольшой концерт, подготовленный учащимися воскресной школы и мужским хором монастыря.

митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

на конференции, посвященной со дня преставления

преподобного Варсонофия Оптинского

в монастыре Коломны

14 апреля 2013 года

дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую участников празднования столетия со дня преставления преподобного Варсонофия, старца Оптинского и . Подвижническое делание этого дивного угодника Божия проходило в сложные для нашего Отечества годы, когда уже назревали трагические разрушительные события ХХ века. Приняв монашеские обеты в зрелом возрасте, он, можно сказать, на склоне лет всего себя отдал служению Богу и людям. Как писал старец в своем дневнике: «В течение всей жизни я замечал в себе то, что мне всегда нравились только те люди и те разговоры, которые пробуждали в моем сердце высшие идеальные стремления, имевшие в основе своей веру в бессмертие человеческой души, веру в истину, благо и красоту».

Со всей России стекались в скит к преподобному богомольцы с просьбой о молитвенном предстательстве, а также в поисках духовного наставления и вразумления. Преподобный Варсонофий утешал приходящих, укрепляя их в вере и призывая к покаянию. Он говорил: «Берегите сознание своей греховности. Это — самое драгоценное перед Богом. Что спасло мытаря? Конечно, это сознание своей греховности: „Боже, милостив буди мне грешному!“… Мытарь сознает себя грешным, но в то же время надеется на милость Божию. Без надежды нельзя спастись».

Старец Варсонофий любил молитву и призывал своих духовных чад неустанно воздавать хвалу Богу. «От нас требуется молитвенный труд, а радости посылаются от Бога, когда это Богу угодно и нам

на пользу. Итак, будем молиться Ему и положимся во всем на Его святую волю», учил он.

Последние годы земного бытия святого проходили в скорбях, ибо по искательству недоброжелателей он вынужден был покинуть возлюбленную Оптину пустынь. Но старец не унывал. Он писал: «По мере того, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше». И Господь послал ему новое послушание. Старец был назначен настоятелем Богоявленского монастыря, где много сил приложил к устранению нестроений и возрождению духовной жизни.

Читайте также:  Акафист Божией Матери Экономисса, текст акафиста

Через четыре года после блаженной кончины подвижника наша страна была ввергнута в водоворот революционных событий, сопровождавшихся гонениями на Святую Церковь и ее верных чад. Подверглись разрушению и осквернению святые обители, где подвизался преподобный Варсонофий. Однако, по милости Божией, наступило время, когда свободная Церковь возродилась, возобновив все виды своего общественного служения. Восстали из руин и поруганные святыни, чему свидетельство этот монастырь, где совершается монашеское делание, а рядом в стенах семинарии ведется подготовка молодых пастырей для Московской епархии.

Святой Варсонофий верил, что иначе и быть не может. Он горячо любил Родину, которую называл святой, и предвидел ее грядущее возрождение. Я хочу закончить свое краткое слово вдохновенными строками из стихотворения, обращенного к России и принадлежащего перу преподобного:

«В тебе таится сила возрожденья

Народов мира. К свету Воскресенья

И в царство жизни, радости полна,

Ты поведешь их мощною десницей

И плод духовный возрастишь сторицей,

Блаженная, счастливая страна!»

Поздравляю вас со столетием преставления преподобного Варсонофия. Это радостный и духоносный праздник для Богоявленского монастыря, а также для всей нашей епархии.

Желаю участникам конференции успехов в работе и призываю на вас Божие благословение!

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №45 (9539), 16/11/2011

Загадка святого Илариона

Командировка в XV век

Мы въезжаем в знаменитый Сороковой бор, о котором сложено немало легенд.

Здешние места поражают и завораживают дремучестью и первозданной красотой. В XV веке этот край и вовсе слыл непроходимой лесисто-болотистой пустыней, где на многие десятки верст не было ни одной человеческой души. Путники остерегались оказаться здесь в одиночку: за каждым деревом могли поджидать дикие звери, лихие разбойники, беспридельничавшие на старинном тракте Псков – Гдов или, ничем не отличавшиеся от них, вояки Ливонского ордена, делавшие периодические набеги. В ту лихую годину никому не известный монах Илларион присмотрел два острова на удивительной по красоте речке Желче, впадающей в Чудское озеро. По устному преданию, выдолбил в сосне дупло и в полном уединении стал в нем молиться. Только птицы вторили молитвам дивного отшельника. Сколько времени он молился в дупле – неделями, месяцами, годами – уже никто не скажет. Многие русские святые в ту пору искали подвигов во имя Христа: постничали, носили тяжелые железные вериги, молились на высоких столпах или внутри них. Святой Иларион Гдовский вошел в отечественную историю как столпник (если верить преданию).

Молва о пустынном отшельнике быстро разошлась в народе. К нему потянулись христолюбцы, и в 1470 году он основал на острове Покровский Княже-Езерский монастырь (Озерецкий), приняв сан игумена. При его жизни были построены церкви Покровская и Рождества Христова. Обитель находилась на границе с воинственным Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно подвергались нападениям. Сказывался и недостаток средств. Однако преподобный Иларион сумел укрепить и благоустроить обитель.

Умер он 10 апреля 1476 года. Братия похоронила его у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря.

В 1764 году указом Екатерины II обитель закрыли. Монастырское хозяйство пришло в упадок. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы сделали приходской, а храм Рождества Христова и вовсе разобрали.

В 1937 году, когда страну захлестнули репрессии, когда храмы повсеместно закрывались, тогдашний настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы отец Иоанн был брошен в тюрьму. С того времени службу в храме не проводили. Возобновилась она только в 1993 году. Тогда настоятелем был назначен иерей Евгений (Михайлов). Вдохновленный подвигом преподобного Иллариона, пораженный святостью места и руинами храма, он восстановил его, построил часовню, не имея денег, живя с матушкой Ольгой в землянке. Впрочем, это уже другая история, из новейших времен России.

Загадка святого Илариона

Сведения о нем скупы. Известно, что он оставил Елеазаровский монастырь по благословению своего учителя – преподобного Евфросина Псковского. Как это сделали в те годы монахи этого монастыря – Савва Крыпецкий и Досифей Верхне-Островский. Каждый поселился в пустынном месте, основал монастырь и позднее был причислен к лику святых.

Что побудило Илариона оставить обжитой Елеазаровский монастырь? Наверное, он искал уединения и аскетизма. Общежитие в стенах монастыря рассеивало его внутренний мир, не позволяло сосредоточиться.

По рассказу одной из местных жительниц (этот факт ничем не подтвержден), однажды из дупла сосны, в которой молился Илларион, вырвалось пламя, и он явился перед людьми. Это послужило поводом для возведения над ней часовни.

– Так гласит предание. Письменного подтверждения этому нет, – пояснил настоятель храма Покрова Божией Матери отец Евгений. – Жития преподобного Илариона Гдовского не сохранилось. Но по сей день стоит сосна, в которой, по преданию, молился отшельник. Ученые – дендрохнологи изучали ее и пришли к выводу, что ей более. 800 лет. Во времена святого Илариона, в 1470 году, ей было около 250 лет. Тогда же она перестала расти. Сегодня ствол сосны стоит внутри часовни преподобного Илариона Гдовского Чудотворца, построенной в 2001 году на месте старой, деревянной.

Я вошел внутрь и был потрясен. Подобных гигантских сосен мне видеть не доводилось. Ствол ее удерживается благодаря. корням. Сколько же потребовалось сил, терпения и времени преподобному Илариону, чтобы выдолбить примитивным инструментом дупло в сосне. Я обошел сосну, потрогал ствол рукой.

– Приезжая сюда, многие поклоняются дереву. Это неправильно. Это отголоски язычества, ведь сосна всего лишь место молитвенных подвигов святого Илариона. Поклоняться нужно единому Богу и святым, например, преподобному Илариону, – объяснил отец Евгений.

Александр Милька.

Фото автора.

Совершить путешествие к мощам святого вы можете в нашем фоторепортаже.

Надежда Боярищева, д. Озера:

– Ни спроста сюда приезжают паломники из Москвы, Питера и других крупных российских городов. Здесь замедляется бег времени. Оглядываясь назад, начинаешь по-другому относиться ко многим вещам. Происходит некая переоценка ценностей. Здесь неожиданно находишь ответ на вопросы, на которые ни в состоянии ответить сам.

Вера Фомина, д. Озера:

– Верующей я не была. Помню, первый раз пришла в этот храм и неожиданно почувствовала благодать. Словами не описать это состояние. Для меня оно было новым. Хотя, все вокруг было разрушено, иконы – на кнопочках. С тех пор моя душа осталась в этом храме. В моей жизни были эпизоды, когда я обращалась за помощью к преподобному и все свершалось.

Любовь Филиппова, д. Залахтовье:

– Много грехов за жизнь наделала, вот, и приезжаю сюда – прошу у Бога прощения. Я в эту церковь еще со своей бабушкой ходила. В 1959 году, когда храм был разрушен, крестила в этом храме своего сына. Мне нравится настоятель храма отец Евгений – очень верующий. И матушка его – трудолюбивая, заботливая. Святой Иларион видит их усердие, вот и помог восстановить из руин храм. Разве это не чудо?

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Преподобный Иларион Гдовский, Псковоезерский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Праведный Иларион Псковоезерский – ученик преподобного Евфросина, создателя Спасо-Елеазаровской обители.

Житие Илариона

В течение двух столетий с шестнадцатого по семнадцатый век Псковская область была местом Российской глубинки, где находили пристанище многие отшельники. Люди искали безмолвия среди лесов и болот. Неслучайно этот край, наполненный древними кельями, именуют Палестиной.

Такую же уединенную местность на острове речки Желча выбрал Иларион Гдовский. Пустынножитель питался растительной пищей, постоянно боролся с невидимой силой, освобождал ум от греховности, наслаждался духовным умиротворением.

В 1460 году преподобный создал Покровскую обитель, которая располагалась на рубеже с Ливонским орденом, поэтому монахи часто страдали от нападений воинов. Святой Иларион утвердил в монастыре благочестивость и организовал порядок.

Он совершил при жизни духовное деяние, читал молитвы в дупле сосны. Это дерево и сейчас находится рядом с Псковским храмом. Вся жизнь праведника состояла в трудах, почитании, покорности, смирении, аскетизме и преданности Господу.

Скончался Иларион Гдовский в 1476 году и был предан земле в храме Пресвятой Богородицы. Псковская церковь стала приходской по указу Екатерины Второй, а последнее богослужение произошло в 1942 году, здание пришло в упадок. Колокола, отлитые по приказу Ивана Грозного, хранятся в музее Пскова.

В 1993 году возобновили службу и реконструировали церковь, которую сейчас украшают колокола, изготовленные на Уральском заводе. Останки преподобного по-прежнему хранятся в храме пресвятой Богоматери в деревне Озерная, которая являются местом богомолья.

О чем молятся святому

На иконе святой изображен стоящим на берегу речки Желча на фоне обители со свитком в одной руке, четками в другой. Монашеское одеяние, волосы темные с сединой, лицо худощавое.

Молятся у иконы святого Илариона, прося его помощи:

  • в исцелении болезней телесных и душевных;
  • в укреплении веры и наставлении на богоугодный путь;
  • в тяжкие минуты жизни, чтобы найти выход;
  • о вразумлении детей своих;
  • о прощении грехов своих перед Богом.

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Иларио́не! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й на́с всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до твое́, е́же са́м упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́д твои́х. Моли́ за ны́, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вная, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны́ ко Го́споду, и не пре́зри на́с ве́рою и любо́вию чту́щих тя́. Помина́й на́с недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о на́с ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бы́сть благода́ть за ны́ моли́тися. Не мни́м бо тя́ су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от на́с, но и по сме́рти жи́в сы́й пребыва́еши. Не отступа́й от на́с ду́хом, сохраня́я на́с от стре́л вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю на́ш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима е́сть всегда́, свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи досто́йно весели́тся. Ве́дуще у́бо тя́ вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, к тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о на́с всеси́льному Бо́гу о по́льзе ду́ш на́ших, и испроси́ на́м вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́; Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

День памяти святого 3 ноября.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о церкви в честь Илариона Псковоезерского в Павлицево:

ИЛАРИОН

Время ухода И. из основанного прп. Евфросином Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста монастыря не установлено. Согласно преданию, до поселения на р. Желче И. на нек-рое время останавливался при бьющем из пригорка ключе (впосл. на этом месте стоял деревянный сруб, источник сохр.), расположенном недалеко от совр. дер. Дряжно Плюсского р-на Псковской обл. Местность на р. Желче, выбранная И. для подвига пустынножительства, называлась Сосновый Бор. На старинном кладбище неподалеку от бывш. монастырской Покровской ц. сохранилась часть дерева, в дупле к-рого, согласно преданию, святой начинал отшельническую жизнь (над этим деревом восстановлена часовня). Основание Покровского мон-ря, как правило, датируется 1460 либо 1470 г. без ссылок на источники. Н. И. Серебрянский считал, что, хотя ученики прп. Евфросина устраивали мон-ри «на началах строго общежительных правил», в маленькой обители И. устав прп. Евфросина не мог найти полное применение. Согласно «Описанию о российских святых», И. преставился 28 марта 1476 (6984) г. Преподобный был погребен у сев. алтарных врат в построенном при его жизни Покровском храме. Память И. отмечена в Отенских святцах 1718 г., в «Алфавите российских чудотворцев» монаха-старообрядца Ионы Керженского (ЯМЗ. Собр. Лукьянова. № 675. Л. 324, 1807-1811 гг.).

В 1695 г. Покровский мон-рь был приписан к Псковскому архиерейскому дому, в 1764 г. упразднен. Покровская ц., перестроенная в 1687 г., стала приходской. Деревянную ц. в честь Рождества Христова, вероятно построенную при жизни И., в 1843 г. за ветхостью разобрали. В 1871 г. возвели сохранившуюся каменную ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделами в честь Рождества Христова и во имя прп. Илариона Великого (святого, тезоименитого И.). Богослужения в Покровской ц. совершались до 1942 г. В 1993 г. началось возрождение храма, в 1996 г. реставрация была завершена. Мощи И. покоятся под спудом в Покровской ц., с левой стороны иконостаса. На месте погребения святого стоят 2 раки. Одна, выполненная из красного дерева, неизвестного происхождения (хранилась в ц. во имя арх. Михаила в дер. Кобылье Городище, возвращена в 1994); другая была пожертвована в 1887 г. псковским живописцем А. С. Бириным (возвращена в Покровскую ц. в 1993 из гдовского собора).

Читайте также:  Акафист Остробрамской Божьей Матери, читать акафист

В XIX в. И. почитался как канонизированный святой: его память была внесена в «Полный христианский месяцеслов» под 28 марта (К., 1875). Имеются краткая служба (тропарь и кондак) И. (Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 270), акафист и молитва. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых (празд. установлено в 1987) и в Собор С.-Петербургских святых (празд. установлено в 2000).

Иконография

Сведения об изображениях И. отсутствуют до кон. XVIII в., несмотря на существование данных о его почитании в XVI-XVII вв. Описание облика святого содержится в иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. под 28 марта: «Брада аки у Иоакима Богоотца, подоле и поострее, в схиме, ис под схимы около главы власки, риза преподобническая, испод празелень дичь, в правой руке свиток сжат, другая молебна» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 131). В обширных материалах писцовых книг, клировых ведомостей и описаний мон-рей и церквей Пскова и его уездов XVI-XVIII вв. сведений об образах И. не обнаружено. Так, в Переписной книге крупнейшего Псково-Печерского монастыря 1652 г. нет ни одной иконы И. (ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 1-202).

Ранние иконы И. могли не сохраниться, т. к. деревянные постройки Покровского мон-ря неоднократно уничтожались пожарами и набегами. После нашествия войск Стефана Батория в 1581 г. отстраивать обитель было велено «игумену Никандру з братьею, что высланы из Юрьева Ливонскаго из Воскресенскаго монастыря». Игумен привез «образы, и книги, и колокола, и иное всякое церковное строение», в т. ч. ок. 300 икон, но изображений И. среди них не было. В описи оставшегося имущества обители отмечено почти 80 икон, образ святого отсутствует. Очевидно, впосл. иконографические образцы разрабатывались в стенах обители, возможно прибывшими иноками (Писцовая книга 1584-1588 гг. Г. И. Мещанинова-Морозова и И. В. Дровнина с товарищами – РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 827. Л. 537-543 об.). Предположительно к XVI-XVII вв. относилась икона-пядница И. над царскими вратами – в описании убранства Покровской ц. 1907 г., сделанном П. П. Покрышкиным, упомянут «маленький образок Илариона в басменном окладе» (на древность памятника косвенно указывает наличие басменного оклада, см.: Покрышкин. 1907. С. 36).

Редкие сохранившиеся изображения преподобного связаны с основным центром почитания И.- храмом Покрова Пресв. Богородицы бывш. Покровского монастыря. В 1885 г. там находилось не менее 17 икон И. (Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1885. Вып. 10). Самая ранняя известная икона И. кон. XVIII – 1-й четв. XIX в. (под записью, в наст. время в ц. в честь Державной иконы Божией Матери в Гдове) в кон. XIX в. размещалась «за ракой с мощами преподобного на восточной стене» Покровского храма (Акафист прп. Илариону Псковоезерскому Гдовскому и ист. описание ц. Покрова Богородицы дер. Озёра / Сост.: О. К. Михайлова. СПб., 2000. С. 13). В 1962 г. она была вывезена экспедицией ГЦХРМ им. И. Э. Грабаря в ПИАМ, в 1991 г. передана в Гдов. Святой представлен слева, стоящим на берегу р. Желча, на фоне обители («белокаменной» – деревянной, обшитой тесом и побеленной церкви и 3-ярусной колокольни со шлемовидным куполом со шпилем), вполоборота вправо, в молении образу благословляющего Иисуса Христа в облаке. И. в монашеском облачении, с куколем на плечах, в правой руке – развернутый свиток с молитвой (не читается), в раскрытой ладони левой руки – четки. Лик худощавый, с близко поставленными глазами, с тонким носом, с морщинистым лбом, с бородой средней величины и волнистыми темными волосами с проседью. Подобная «портретная» иконография в др. изводах не встречается. Вверху надпись: «стыи: преподобны: оцъ: Иларионъ псково езерскiи». Внизу помещен пространный текст из истории мон-ря и Жития преподобного (поновлен). Такая композиция получила широкое распространение в иконографии основателей мон-рей в XVIII-XIX вв., образ исполнен в иконописной стилистике с элементами «живоподобия».

В Покровской ц. сохранилась рака И., на верхней доске – икона, выполненная в академической манере (ок. 1887). Святой изображен с нимбом, в рост, в мантии, с непокрытой головой, с длинными волнистыми седыми прядями волос (на плечах), с бородой средней величины, глаза закрыты, в правой руке – крест, в левой – Евангелие. По сторонам резной позолоченной раки – 4 сюжета из Жития И. в картушах. Сохранились 2 авторские композиции: «Пострижение прп. Илариона» и «Благословение прп. Иларионом братии». «Строительство обители» и «Погребение прп. Илариона» восстановлены совр. иконописцами. Рака была создана и пожертвована в 1887 г. псковским живописцем «из учителей рисования» А. С. Бириным, им же, вероятно, написана нагробная икона (см. о нем: Родникова И. С. Бирин А. С. // Псковский биогр. словарь. Псков, 2002. С. 47). На стене возле раки – небольшой образ И. кон. XIX – нач. XX в. в киоте, исполненный в иконописной стилистике на золотом фоне: поясное изображение седовласого старца в монашеском облачении – коричневой мантии и сине-зеленой схиме, с непокрытой головой; лик испещрен морщинами, волосы длинные, с волнистыми прядями по плечам; десница в жесте благословения, в левой руке – четки.

Согласно описи обследования Покровской ц. в 1974 г., в храме среди 47 икон находилась «трехчастная икона с изображением Илариона Псково-Озерского, св. Платона и Илариона Великого» с надписью: «…1476 г. марта 28-го… мощи его почивают…» (Паспорт памятника хранится в Псковских архитектурно-реставрационных мастерских). В наст. время эта икона кон. XIX – нач. XX в. помещается в ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря. Она попала в эту церковь в кон. 70-х гг. XX в.; при обследовании Покровской ц. в 1981 г. все иконы уже отсутствовали. На иконе представлены в рост в центре свт. Иларион Меглинский, справа прп. Платон исповедник (в поновленной надписи ошибочно назван прп. Иларионом Великим), слева И. в иконографическом варианте, близком к нагробной иконе: старец в монашеском облачении, с непокрытой головой, с длинными волосами по плечам (на прямой пробор) и седой бородой средней длины, с впалыми щеками, в правой руке – крест, в левой – Евангелие. Над фигурами святых 2 ангела держат образ Спаса Нерукотворного, внизу овал с частично сохранившейся надписью (текст восходит к рукописным святцам XVII в.).

На иконе кон. XIX в. из ц. Св. Духа погоста Толбицы близ Пскова И. изображен в числе избранных псковских подвижников: прп. Евфросина Псковского и его учеников (преподобных Серапиона, Саввы Крыпецкого, Досифея Верхнеостровского, Игнатия и И., см.: Русь святая: Кр. иллюстр. история Православия на Руси. М., 1995. С. 146). Святые предстоят в молении благословляющему Иисусу Христу в облаке на фоне лесного и гористого пейзажа с Трехсвятительским собором Елеазарова мон-ря. И. изображен в правой группе за прп. Евфросином, с седыми недлинными волосами и бородой средней величины, правая рука прижата к груди, в левой – развернутый свиток с текстом: «Г[оспо]ди Б[о]же мой призри на смирение рабы сво # ». В наст. время данный извод используется в качестве иконографического образца ( Таисия (Карцева), мон. Рус. святые. СПб., 2000. С. 223). В часовне во имя И. в Озёрах (кон. XIX – нач. XX в.), где находилась старая сосна, в дупле к-рой, по преданию, подвизался И., по воспоминаниям очевидцев, была устроена божница. В ней до 1960 г. сохранялось до 11 икон, в т. ч. 2 образа святого на фоне зданий мон-ря.

Сложившаяся в XVIII-XIX вв. иконография И. содержит постоянную деталь – преподобный изображен с непокрытой головой. В кон. XIX в. появился извод, в к-ром святой представлен в полной схиме с прижатой к груди левой рукой и с книгой в деснице ( Филарет (Гумилевский). Жития. Март. С. 221). Подобный вариант встречается в стенописи галереи рус. подвижников, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х – 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 70-х гг. XX в.).

И. изображен в группе С.-Петербургских (Петроградских) чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг. и кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой), созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), и на совр. списках этой композиции (храм Христа Спасителя, ц. Воскресения Христова в Сокольниках, ц. свт. Николая в Клённиках в Москве и др.). На лицевых святцах рус. святых мон. Иулиании, выполненных после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. С. 40), фигура И., с непокрытой головой и небольшой бородой, помещена под 21 окт. вместе с др. святыми.

Иларион Гдовский

Иларион Гдовский, Псковоезерский (умер 28 марта 1476 года) — русский православный святой, почитается в лике преподобных. Память совершается: в день тезоименитства — 21 октября и 28 марта — день преставления (по юлианскому календарю).

Жизнеописание

Иларион был учеником преподобного Ефросина Псковского, основателя Трехсвятительского Елеазарова монастыря. Основатель и первый игумен Озерского Покровского монастыря, расположенного близ Гдова на берегу впадавшей в Чудское озеро реки Желчи. Несмотря на близкое соседство с Ливонским орденом, основанный преподобным Иларионом монастырь быстро стал значительным религиозным центром; стараниями святого православие распространялось среди эстонцев.

Отдав много сил благоустройству и развитию монастыря, преподобный Иларион преставился 28 марта 1476 года и был погребён у северных врат иконостаса в Покровском храме основанного им монастыря.

Ссылки и источники

  • Преподобный Иларион Гдовский, Псковоезерский
  • Преподобный Иларион Псковоезерскнй, Гдовский

  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Иларион (Кириллов)
  • Иларион Суздальский

Смотреть что такое “Иларион Гдовский” в других словарях:

Иларион (преподобный) — Иларион Гдовский, Псковоезерский (умер 28 марта 1476 года) русский православный святой, почитается в лике преподобных. Память совершается: в день тезоименитства 21 октября и 28 марта день преставления (по юлианскому календарю). Жизнеописание… … Википедия

Иларион Псковоезерский — Иларион Гдовский, Псковоезерский (умер 28 марта 1476 года) русский православный святой, почитается в лике преподобных. Память совершается: в день тезоименитства 21 октября и 28 марта день преставления (по юлианскому календарю). Жизнеописание… … Википедия

Иларион — Об имени см.: Илларион. Иларион правильная форма транслитерации мужского имени греч. Iλαρίων («тихий», «радостный»). Иларион (Алфеев) (род. в 1966) митрополит Волоколамский, викарий Московской епархии, председатель Отдела внешних… … Википедия

ИЛАРИОН ПСКОВОЕЗЕРСКИЙ — Гдовский, преподобный (ск. 28.03.1476), один из учеников св. Евфросина Псковского. Около 1460 прп. Иларион основал новый монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы на речке Желче, вблизи городка Гдов в Псковских землях почти на самой границе… … Русская история

Иларион, преподобный Гдовский или Псковский — преподобный гдовский или псковский, ученик препод. Евфросина псковского, скончался 28 марта 1476 г. В 1431 г. новгородцы заложили два новых города, Выбор и Гдов. В этой части Новгородской области еще не было ни одного монастыря. Препод. Иларион в … Большая биографическая энциклопедия

Иларион — – преподобный гдовский или псковский. На берегу реки Желчи, где И. поселился, он построил (1470 г.) Покровский Озерский монастырь, просуществовавший до 1764 г. Скончался И. в 1476 г … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Иларион, преподобн. Гдовский — псковский игум. и основатель Покровского Озерского мон. в Гдовском уезде; † 28 март. 1476 г. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия

Илларион Гдовский — Иларион Гдовский, Псковоезерский (умер 28 марта 1476 года) русский православный святой, почитается в лике преподобных. Память совершается: в день тезоименитства 21 октября и 28 марта день преставления (по юлианскому календарю). Жизнеописание… … Википедия

Митрополит Иларион — Иларион правильная форма транслитерации мужского имени греч. Iλαρίων («тихий», «радостный»). Святые: Иларион Великий (288 372) святой, христианский аскет. Иларион Гдовский (умер в 1476) русский православный святой. Иларион Грузинский (умер в… … Википедия

Илларион Псковоезерский — Иларион Гдовский, Псковоезерский (умер 28 марта 1476 года) русский православный святой, почитается в лике преподобных. Память совершается: в день тезоименитства 21 октября и 28 марта день преставления (по юлианскому календарю). Жизнеописание… … Википедия

Иларион Псковоезерский Гдовский

Памяти Преподобного Илариона Гдовского

10 апреля (28 марта ст. ст.) – день Памяти Преподобного Илариона Псковоезерского Гдовского (? – 28 марта 1476) – основателя Озерецкого Покровского монастыря на р. Желче (ныне – Гдовский район).

Около 1460 г. на Псковской земле, на берегу р. Желчи, впадающей в Чудское озеро, неподалеку от Гдова, существовал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы – Псково-Озерская обитель. Ее основатель – Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский – один из молитвенников-пустынножителей, ученик преподобного Евфросина Псковского, основателя Спасо-Елеазаровского монастыря.

В XV – XVI веках в разных уголках Псковского края возникали скиты пустынножителей, которые в поисках безмолвия уединялись от людей в глухой пустыни, среди леса, болот и мхов. Не зря Псковскую область, полную древних скитов и монастырей, православные называют Палестиной.

Такое же место для молитвы выбрал Преподобный Иларион: территорию дремучего Сорокового бора около Чудского озера, на пустынном острове реки Желча. Пустынник питался травами и кореньями, очищая ум духовным созерцанием и пребывая в неустанной борьбе с невидимыми духами.

В 1460 году он основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители.

Читайте также:  Святой Целитель Пантелеймон в чем помогает Икона и ее значение

При своей жизни преподобный Иларион нес подвиг столпничества – молился в дупле дерева. До сих пор эта сосна сохраняется в часовне имени святого недалеко от Покровской церкви. Сохранилось предание, что он уже в земной жизни обладал благодатью узнавать, кто и с чем пришел, и кто какой страстью одержим. Вся жизнь преподобного заключалась в непрестанном труде, самопонуждении ко всему доброму, внимании к себе, бдении, молитве, богомыслии, воздержании, кротости, смирении и всецелой преданной любви к Богу.

Преставился преподобный Иларион 28 марта 1476 года и был погребён у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря.

Часовня святого Илариона Псковско-Язерского. Фото 2005 г.

Впоследствии в обители был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря. Указом Екатерины II монастырь был упразднён, Покровская церковь стала приходской. В ней обычно совершал Литургию в день празднования памяти преподобного священномученик Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. Последняя служба в храме прошла в 1942 году.

В 1993 году по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, а также по молитвам и с благословения старца отца Николая (Гурьянова) настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы стал иерей Евгений Михайлов, который возобновил Богослужения и восстановил храм. Два колокола Покровской церкви, отлитые по личному заказу Ивана Грозного в 1570 году, находятся в Псковском музее-заповеднике, а на колокольне церкви сегодня находится пять новых колоколов, отлитых на Урале. Островная деревня Озера, где стоит церковь Покрова Богородицы, в которой сберегаются святые мощи преподобного, является местом паломничества православных.

храм Покрова Пресвятой Богородицы (бывший Покровский монастырь)

Преподобный Иларион истово защищал православную веру на протяжении всей своей жизни, много боролся с пограничными жителями – немцами, шведами и эстонцами.

Имя святого увековечено на псковской иконе XIX века, где изображены: преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Серапион Спасоелеазаровский, Игнатий Псковский.

Памятные дни: 28 марта (10 апреля), 21 октября (3 ноября), в Соборах Псковских и Санкт-Петербургских святых.

3 ноября. Преподобного Илариона Великого. Преподобного Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах

21 октября по старому стилю / 3 ноября по новому стилю
вторник

Прп. Илариона Великого (371–372). Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206).
Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303).
Сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мч. Киприана Анникова (1937); сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937); сщмчч. Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, прмчч. Софрония Несмеянова и Неофита Осипова (1937); прмц. Пелагии Тестовой (1944).

1 Сол., 263 зач., I, 6–10. Лк., 44 зач., IX, 23–27, и за среду (под зачало): 1 Сол., 264 зач., II, 1–8. Лк., 47 зач., IX, 43–50. Прп.: 2 Кор., 188 зач., IX, 6–11. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Тропарь преподобного Илариона Великого, глас 8:
Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси,́/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Иларио́не, о́тче наш:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Илариона Великого, глас 3:
Я́ко свети́льника незаходи́маго у́мнаго тя Со́лнца,/ соше́дшеся днесь, восхваля́ем в пе́снех,/ возсия́л бо еси́ су́щим во тьме неве́дения,/ вся возводя́ к Боже́ственней высоте́, Иларио́не./ Те́мже вопие́м:// ра́дуйся, о́тче, всех по́стников основа́ние.

Преподобный Иларион Великий родился в 291 году в палестинском селении Тавафа. Его послали для изучения наук в Александрию, где он познакомился с христианами и принял святое Крещение. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого (память 17 января), Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и нищим, Иларион поселился в пустыне около города Маиума. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой. Дьявол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы святой Иларион слышал плач детей, рыдание женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы.

Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Скоро о святом подвижнике узнала вся Палестина. Господь даровал преподобному Илариону власть изгонять нечистых духов. Этим благодатным даром он освободил от уз много недужных. Больные приходили для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Через обоняние святой узнавал, какой страстью одержим тот или иной человек. Приходили к преподобному Илариону и желающие спасать свою душу под его руководством. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Переходя из одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. За семь лет до кончины († 371–372) преподобный Иларион поселился на Кипре, где подвизался в пустынном месте, пока Господь не призвал его к Себе.

Прп. Иларион схимник

Есть мнение, что святой Иларион схимник, мощи которого нетленно почивают в Дальних пещерах, есть пятый митрополит Киевский Иларион, в 1051 году произведенный в митрополиты Собором русских епископов по желанию великого князя Ярослава Владимировича и управлявший Русской Церковью, по одним сведениям до 1055 года, а по другим – 1067 года. И в каталоге Российских архиереев новгородской Софийской библиотеки говорится об Иларионе, что он положен был в Печерском монастыре и крайней ради его добродетели был свят и чудотворец предивен, и в некоторых других рукописях он называется святым, даже в каноне преподобным отцам Ближних пещер имя митрополита Илариона поставлено в ряду с именами Михаила и иных святителей. Другие утверждают, что преподобный Иларион схимник есть тот самый монах Иларион, ниже по вся дни и нощи писаше книги в кельи преподобного отца нашего Феодосия, оному псалтырь поющу усты тихо, руками же прядущу волну, или ино что делающу. Доказательством этому, по-видимому, служит и сравнение предания об Иларионе схимнике, записанного в кратком жизнеописании, с тем, что говорится о монахе Иларионе в житии преподобного Феодосия. В кратком рукописном жизнеописании вот как говорится о нем: Преподобный Иларион схимник такового воздержания был, иже в тыждень раз только и то мало едал, ревнуючи преподобному Феодосию, бо и сожитель его был, молитв же и молений много день и нощъ с коленопреклонением и слезами творящи, угодил Господу Богу, и телом зостает в пещере, а духом в небе, и молит Господа Бога за всех, которые кланяются мощем его святым. В житии же преподобного Феодосия повествуется еще, что упомянутый Иларион открывался преподобному Нестору, как искушали его бесы и как преподобный Феодосий часто увещевал его терпеть эти искушения и своими молитвами избавил его от них. Говорят также, что в святцах XIII и XIV веков нет имени митрополита Илариона. Но предание о сожитии Илариона схимника с преподобным Феодосием, очевидно, взято из жития преподобного Феодосия, а заимствовавшие это сказание могли не знать, что Иларион схимник был митрополитом. Они могли не знать, что митрополит Иларион погребен в Печерском древнем монастыре, или, что все равно, в Дальних пещерах, могли не знать, что он был свят и чудотворец предивен, а знали только мощи святого чудотворца Илариона, которые от древних времен чтились и хранились. В древних святцах имени митрополита Илариона не было потому, почему не было и других имен преподобных отцов Дальних пещер. Их имена доселе не помещены в святцах. Они чтились местно. И святые мощи преподобного Ефрема, епископа Переяславского, долгое время считались святыми мощами просто преподобного Ефрема. То же самое было и со святыми мощами Михаила, первого митрополита Киевского. Будучи перенесены из Десятинной церкви в Антониеву пещеру в 1103 году, они оставались там в неизвестности до 1730 года, когда они были перенесены в большую Лаврскую церковь. В древности все святители погребались по чину монашескому, часто они принимали на себя схиму, и потому удобно имена их могли быть смешиваемы с именами других святых иноков, не имевших епископского сана. Митрополит Иларион принял монашество от преподобного Антония, как сказано в его житии (Житие преподобного Антония. Киев, 1825 г.), и, если он скончался в 1067 году, приняв на себя схиму, то мог быть сожителем преподобного Феодосия, который до кончины Антония, или до 1073 года был строителем ветхого Печерского монастыря, или нынешних Дальних пещер. Митрополит Иларион мог отказаться от управления паствой прежде своей кончины, чтобы остальные свои дни жизни провести в иноческих подвигах там, куда он удалялся на молитву, когда был еще священником села Берестово, и где он принял монашество – в Дальних пещерах. Потому представляется вероятным мнение, что святые мощи преподобного Илариона схимника суть действительно мощи святого митрополита Илариона. Память его 21 октября.

Свт. Иларион Меглинский.

Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского, в болгарский город Тырнов состоялось в 1206 году. До этого события тело святителя покоилось в городе Меглине. Святитель Иларион получил хорошее христианское воспитание. На 18-м году жизни он оставил мир и ушел в монастырь, где вскоре за добродетельную и строгую жизнь был избран настоятелем. Заботясь о спасении вверенных ему душ, он неустанно призывал иноков не терять дорогого времени, предназначенного для спасения. Особенно настойчиво искоренял Иларион пьянство. В 1134 году он был рукоположен во епископа Меглинского. В это время в Болгарии распространилась богомильская ересь. Еретики придерживались ложного учения, по которому добро и зло являются самостоятельными началами, между которыми происходит борьба. Святитель Иларион с апостольской ревностью и усердной молитвой встал на борьбу с лжеучением. Он неутомимо обличал ересь богомилов, снимая с них лицемерную личину благочестия. Опровергая учение еретиков, святитель говорил: «Вы вовсе не христиане, ибо враждуете против Креста Христа Спасителя, не признаете Бога Единаго, поносите древнее Откровение (Ветхий Завет), чтимое христианами. Простых людей вы обманываете лицемерной кротостью, а исполнены гордости. Не может быть истинного благочестия в тех, кто не признает в себе сердечной порчи и не испрашивает благодати Божией молитвой и смирением. Злые мысли, зависть, тщеславие, суетность, коварство, ложь – не дело злого вещества в человеке и не побеждаются постом. Они плод самолюбия и потому требуют для искоренения духовных подвигов».

Многие еретики после святительского назидания оставили лжеучение и вернулись в лоно Святой Церкви. Так же неутомимо и успешно боролся святитель Иларион с проникновением в Болгарию ереси армян-монофизитов, признававших во Христе только одну природу. Преставился святитель в 1164 году.

Иларион Псковоезерский, Гдовский

Иларион Псковоезерский, Гдовский (+ 1476), преподобный.
Память 28 марта, 21 октября, в Соборах Псковских и Санкт-Петербургских святых

Ученик преподобного Евфросина Псковского, в 1460 году он удалиля на пустынный остров реки Желчи, недалеко от Гдова, в дремучий Сороковый бор близ Чудского озера. Здесь он жил в уединении, питался травами и кореньями, очищая ум духовным созерцанием и пребывая в неустанной борьбе с невидимыми духами. Вскоре к нему стали собираться другие иноки, желавшие стать его учениками. В 1470 году он основал Озерский (или Княже-Озерский) Покровский монастырь где принял игуменство.

Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители. Преподобный также не оставлял аскетизы, неся подвиг столпничества – он молился в дупле сосны близ своей обители. Сохранилось предание, что святой уже в земной жизни обладал благодатью узнавать, кто с чем пришел и кто какой страстью одержим.

Преподобный Иларион преставился 28 марта 1476 года и был погребен братией у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря.

Впоследствии в обители был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря. Монастырь был упразднен в XVIII веке, но Покровская церковь остаётся действующей на 2010 год и является местом паломничества. Мощи святого и поныне покоятся на месте их погребения. Также сохранилась и сосна, в которой он молился – в часовне близ Покровской церкви.

Тропарь
В молитвах бодрствуя, / пресветлый храм Духа Святаго был еси, / темже и чудотворец предивный явился еси, / преподобне отче наш Иларионе. / О нас моли Христа Бога / светом Божественнаго познания просветити ны / и спасти души наша.

Преподобные Феофил и Иаков Омучские подвизались на острове Коневце вместе с преподобным Арсением (память 12 июня). В 1396 году на реке Омуче в Псковской епархии, недалеко от города Порхова, святые Феофил и Иаков основали пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Кончина их последовала около 1412 года.

Святые мученики Дасий, Гаий и Зотик приняли мученическую кончину в 303 году, при императоре Диоклитиане (284–305), за разрушение идольского капища. После истязаний святых мучеников утопили в море.

Ссылка на основную публикацию