Святой праведный Симеон Верхотурский: житие, Икона, мощи

Икона праведного Симеона Верхотурского

  1. СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ: ИКОНА И ЧУДЕСА СВЯТОГО
  2. ИКОНА СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО
  3. ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО
  4. ИСЦЕЛЯЮЩИЕ МОЩИ СВЯТОГО ПРАВЕДНИКА СИМЕОНА В МЕРКУШИНО И ВЕРХОТУРЬЕ
  5. ДЕНЬ ПАМЯТИ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО
  6. КАК МОЛИТЬСЯ СВЯТОМУ СИМЕОНУ ВЕРХОТУРСКОМУ И В ЧЕМ ОН ПОМОГАЕТ

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ: ИКОНА И ЧУДЕСА СВЯТОГО

  1. МОЛЕБЕН ПОКРОВУ О БЛАГОПОЛУЧИИ
  2. МОЛЕБЕН ОТ ПРОКЛЯТИЯ
  3. МОЛЕБНЫ О ДЕТЯХ
  4. МОЛЕБЕН ПАНТЕЛЕЙМОНУ ЦЕЛИТЕЛЮ

Сегодня люди все больше убеждаются в существовании Бога, Его всемогуществе. Больше людей стало на субботних и воскресных богослужениях в храмах. Молитва ко Господу и святым Его поистине творит чудеса. Одним из чтимых святых чудотворцев является святой Симеон Верхотурский. В тяжелые для верующих годы ХХ века его имя было забыто — над ним насмехались, места его земных подвигов постарались предать поруганию, да и места Урала, где подвизался святой, находятся вдалеке от цивилизации.
Однако праведный Симеон Верхотурский – один из интереснейших русских святых. Он просиял своими подвигами на Урале, неподалеку от Екатеринбурга, на границе Европы и Азии — в Верхотурье. Он не был ни великим правителем, ни пустынником-основателем монастыря, однако его подвиг праведничества и пример жизни сделали его одним из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви. Простой ремесленник, странник, он показал современникам и потомкам, как можно жить и достигнуть святости в миру, обычному человеку. Блаженная простота, мудрые советы, прижизненным и посмертные чудеса прославили его на весь мир.

ИКОНА СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО

  1. МОЛЕБЕН МАТРОНЕ МОСКОВСКОЙ
  2. МОЛЕБЕН СПИРИДОНУ ТРИМИФУНТСКОМУ О ЖИЛЬЕ
  3. МОЛЕБЕН НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ

Святой Симеон Верхотурский был прославлен в XVII веке. К этому времени относятся его первые иконы, которых на сегодня есть несколько типов:

      Наиболее распространена икона праведника во весь рост. Он изображён в синем кафтане и белой рубахе со свитком духовных наставлений в левой руке.

    Лик святого изображает его мужчиной средних лет с короткой темной бородой.
    Фон иконы в этом случае обычно голубой, как небо Урала.
    Легко узнать святого по ветвям ели, которые видны за его спиной.
    Также в отдалении часто написан белый монастырь — он существует и поныне под название Симеоно-Верхотурский. Иногда изображается и маленький белый Архангело-Михайловский храм села Меркушино, где были обретены мощи праведного Симеона.

На верху иконы обычно помещено изображение Христа за золотом фоне, Который благословляет Симеона на духовные подвиги. От Него идет свет Божией благодати, лучом опускающийся на праведника.

На свитке, который святой Симеон держит в руке, надпись: «Молю вас, братия, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную».

    • Кроме того, есть много современных икон, где праведный Симеон написан до пояса на золотом фоне.
    • Редкий тип иконографии святого праведного Симеона Веротурского — житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более десятка сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в течение веков. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в полный рост или по пояс с благословляющим жестом правой руки.

Интересно, что праведного Симеона Верхотурского очень почитала семья последнего российского императора Николая Второго — святые Царственные Страстотерпцы. В их странствиях и даже в ссылке в Екатеринбурге и Тобольске с ними был образ святого праведного Симеона. Очевидно, его молитвами они смогли выдержать издевательства большевиков и обрести мученический венец.

ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО

Святой Симеон Верхотурский родился в XVII веке в обычной семье сибирских дворян. Несмотря на высокий статус и обеспеченность семьи, будущий святой решил посвятить себя Богу и людям. Это история подвига простого мирянина.

Симеон родился в дворянской семье, однако оставил семью, усадьбу, наследство и стал отшельничать Христа ради. Неизвестно, какое именно событие подвигло его оставить семью и имущество, однако он отправился странником по Сибири.

Он непрестанно молился, питаясь, чем Бог пошлет и что люди подадут. По дороге он останавливался в домах сибиряков, шил и чинил им шубы и обувь. Он помогал людям — приходил в дом, предлагал починить меховую одежду за кров и еду, а за свое скорнячное ремесло денег не брал, только немного питался постной едой и жил в доме. Если же предлагали или настаивали — оставлял совсем немного не дошитой «до утра» одежду, а ночью тайно уходил, чтобы не брать вознаграждения.

Вскоре люди стали замечать, что помогает он не только своим безвозмездным трудом. Многие жители Сибири в то время были еще не просвещены светом Православия, оставаясь язычниками. Однако с праведным Симеоном как с обычным ремесленником, за разговором, делились своими трудностями. И потом уже замечали, что он молится Господу Иисусу Христу, в том числе о напастях хозяев дома, где он обретал временное пристанище. Видели все и его доброе расположение к каждому человеку.

Святой Симеон много говорил с людьми о Православной вере, провидя их грехи и беды. Помогал он и своей молитвой: многие замечали, как непрестанно молился Симеон, а с его уходом в доме воцарялось спокойствие и любовь, исцелялись больные, восстанавливался материальный достаток.

После долгих лет странствий он поселился в глухой сибирской тайге, неподалеку от села Верхотурье, где непрестанно молился, питаясь только травами, ягодами и выловленной им самим рыбой. По преданию, праведник скончался в возрасте всего лишь 35 лет, в 1642 году. Похоронили его в храме Архистратига Господня Михаила. В Меркушино

Через полвека после тихой кончины святого жители деревни, где он был погребён, чудесно обрели его нетленное тело -святые мощи. У его могилы забил родник. Так сама земля по воле Божией подняла гроб святого — в нем местные жители с изумлением обнаружили нетленные мощи. Тогда поселяне и вспомнили о необычном молитвеннике, жившем рядом с ними 50 лет назад. К нему стали обращаться в молитве. Люди со всего Урала стали приезжать в Верхотурье — место погребения святого, чтобы поклониться его честным мощам, обрести помощь, исцеление духовное и физическое.

Святой источник, поднявший мощи праведного Симеона, бьет и сегодня у церкви Архангела Михаила. По свидетельствам людей, многие, испившие из родника и умывшиеся в нем, исцелялись от различных болезней. Так слава о праведнике распространялась по всему Уралу. Он был канонизирован Церковью для общецерковного почитания. Своим примером святой Симеон показывал: учение Христа,Православие просвещает людей светом Благодати истинного Бога.

ИСЦЕЛЯЮЩИЕ МОЩИ СВЯТОГО ПРАВЕДНИКА СИМЕОНА В МЕРКУШИНО И ВЕРХОТУРЬЕ

В 1692 году нетленные мощи святого были подняты из могилы, а в 1694 году праведный Симеон был канонизирован, то есть официально признан Церковью святым. 18 декабря 1694 года митрополит Тобольский Игнатий возглавил торжества открытия и перенесения мощей в Михайловскую церковь Меркушино. Он же благословил собрать известные факты из жизни святого, составить житие и акафист святому Симеону Верхотурскому, который читается и сегодня.

12 сентября 1704 года уже митрополитом Тобольский Филофеем мощи святого были перенесены в Никольский Симеоно-Верхотурский монастырь, основанный в 1604 году иеромонахом Ионой из Пошехонья. Мощи были помещены в серебряную раку. Через 12 лет совершилось чудо: обитель горела, выгорели многие хозяйственные постройки и храм, однако мощи святого праведника остались невредимыми.

Под покровом праведного Симеона монастырь жил до революции: тут действовали школа и богадельня, шла монашеская жизнь. После революции он был отдан под колонию для малолетних преступников. С годами он лишь разрушался.

В 1990 году Верхотурский монастырь был возвращён Церкви. 12 мая 1992 года при большом стечении народа совершилось второе обретение мощей святого Симеона. Ныне обитель процветает, отреставрирован ее главный собор, мощи святого Симеона почивают в новой раке.

ДЕНЬ ПАМЯТИ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО

Поскольку неизвестна дата кончины святого, Церковь празднует память праведного Симеона Верхотурского несколько раз в год:

12 мая — второе обретение мощей (1992 год),
12 сентября — первое обретение мощей (1704 год),
18 мая — прославление (1694 год).

В эти дни на во всех храмах Урала, а также в церквях, где особо почитают преподобного и, конечно, в Верхотурье и Меркушино, накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святому Симеону: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти.

Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент, в болезни, при трудных жизненных обстоятельствах:

Мирской суеты избегая, все желания твои обратил ты к Богу, чтобы видеть восход Солнца Христа, потому избегал обманов страстей и пороков сердца, но очистил душу и тело и принял даже благодать подавать исцеления верующим и неверующим людям, приходящим к тебе, праведный Симеон. Потому по данному тебе дару, попроси у Христа Бога исцеление нам, болеющим душевными и телесными недугами и молись Ему, да спасет души наши.
Жизни мирской отвергал ты радости, чтобы наследовать блага вечной жизни, возлюбил незлобие и чистоту души и тела. Что искал ты, то и получил, о том свидетельствуют гроб твой и нетление мощей твоих, и благодать чудотворений особенно. Ты подаешь исцеления всем, приходящим к тебе и даже непросвещенным светом веры Христовой, о Симеон блаженный, чудотворец предивный.

КАК МОЛИТЬСЯ СВЯТОМУ СИМЕОНУ ВЕРХОТУРСКОМУ И В ЧЕМ ОН ПОМОГАЕТ

Этот чудотворец, в земной жизни бывший обычным мирянином, как большинство из нас, много помогает молящимся ему: он имеет особую благодать помогать больным глазными болезнями и помраченным рассудком, исцелять детей и даровать здоровье беременным.

Праведный Симеон совершил многие чудеса после кончины. Известно, что по сей день он часто является во сне больным, молящимся ему, и исцеляет их, а также по молитвам близких вразумляет впавших в зависимость от алкоголя, табака, наркотиков, игроманов. Отмечают, что святой не просто исцелял, но во всех видениях подавал мудрый духовный совет людям, как исправить грехи и изменить свою жизнь.

Паломничество к мощам праведного Симеона приносило многим людям избавление от бед и страстей. Однако к святому Симеону молятся и дома, и на молебне, заказанном в любом храме. По свидетельствам, сохранившимся на протяжении трех веков, святой имеет особую благодать помогать при

    • Трудностях в зачатии и вынашивании ребенка,
    • Мужском бессилии,
    • Болезнях ног и опорно-двигательного аппарата,
    • Параличе, инсульте,
    • Эпилепсии — «падучей», как говорили раньше,
    • Офтальмологических заболеваниях и слепоте.

Святой праведный Симеон Верхотурский имеет особую благодать в изгнании злых духов, исцелении болезней глаз, духовном утешении. Молитва святому Симеону — это сильная защита от всякого зла.

Кроме того, ему как страннику, прошедшему многие километры дорог Сибири с Божией помощью, молятся люди в путешествии.

Святые — не небожители от рождения, без греха только один Бог. Однако все святые шли по пути, указанному Христом, и с Его помощью достигли Царствия Небесного. Святой Симеон — пример для каждого человека, ведь он был обычным мирянином, можно сказать, рабочим или ремесленником, кормился делом своих рук — однако смог достичь степени святости.

Заказать молебен, богослужение святому Симеону, приобрести его икону можно в любом храме, обратившись в церковную лавку. Молиться же дома лучше перед иконой святого — ведь и в разлуке с родными, желая пообщаться с ними, мы стараемся говорить по видеосвязи или ставим на видное место фото, скучая по родным. Молитесь святому с искренней верой — как знакомому, как другу, который может помочь вам своей силой и председательством перед престолом Божиим.

Молитву святому Симеону Верхотурскому можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже

О святой праведный Симеон! Ты своей чистой душой пребываешь в небесных обителях между святыми, а нетленным телом почиваешь в храме Верхотурья по данной тебе от Господа и Бога нашего благодати! Милостиво посмотри с небес на нас, грешных! Хотя мы и недостойны чудес и помощи твоей по грехам и страстям нашим, но с верой и любовью молимся тебе! Попроси у Господа прощения наших грехов, в которые мы впадаем постоянно, каждый день и час. Как ты исцелил и тех, кто не мог видеть из-за глазных болезней, и находящихся в тяжелых смертельных болезнях, и как ты совершил многие славные благие дела — так избави и нас от болезней и немощей физических и духовных, от горестей и печалей! Испроси у Господа блага для нашей земной жизни и все нужное для нашего спасения в Царствии Небесном, чтобы твоими молитвами и заступлением перед Богом мы получили только полезное! Хотя мы и недостойны всех благ, но помоги нам — и мы вновь благодарно восхвалим тебя и прославим Господа, дивного в святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвами святого праведного Симеона Верхотурского да хранит вас Господь наш Иисус Христос!

Житие преподобного Варсонофия Оптинского и его наследие, тексты молитв

Пути праведников к Православной церкви и святой обители известны только Господу, направляющему своих избранников к их великой миссии, как через лишения и страдания, так и через достаток и почет. Так, мастер военного дела Павел Плиханков по проведению Божию стал архимандритом Варсонофием и одним из Оптинских провидцев. Священнослужитель, возведенный в ранг святых, познавал и проповедовал учение Христа, мог читать человеческие души и творить чудеса.

Биография преподобного Варсонофия Оптинского

На протяжении всего жизненного пути святого Варсонофия Господь медленно, но верно вел его к развитию наивысшей духовности и силы веры. Добившийся значительных успехов и признания в миру, праведник дошел до Оптиной пустыни в зрелом возрасте. В течение всей земной жизни Бог подавал знаки будущему священнику, который имел дар замечать и понимать их.

Происхождение и детские годы

В 1845 году в семье зажиточного самарского торговца родился сын. Мать мальчика не пережила роды, а младенца, нареченного Павлом, тотчас окрестил священник. Отец новорожденного происходил из знатного казачьего рода, прародители которого принадлежали богатому сословию. В семье Павла, где царила добродетель, все искренне верили в Бога. Особо почитали в семье Плиханковых образ Казанской Божьей Матери, считая святыню покровителем рода.

Овдовевший отец женился второй раз на добродетельной и верующей женщине, которая воспитала мальчика как родного сына. Паша с ранних лет ходил с матерью в церковь, слушал молитвы женщины в стенах дома и уже в детские годы был истинным православным христианином.

Когда мальчику было 5 лет, с ним произошло первое знаковое событие, о котором он рассказывал, будучи взрослым. Павел гулял с отцом на территории охраняемого сада, как к ним подошел неизвестный странник со словами о том, что мальчику предначертано «выводить страждущие души из ада». После пророчества незнакомец исчез, и найти его не смогли.

В девятилетнем возрасте Павел поступил в гимназию, где числился прилежным, способным и старательным учеником. Рано утром до начала занятий он выходил в березовую рощу и молился Господу.

Служба в армии

После окончания гимназии юноша поступил в военное училище, а блестяще его окончив – на офицерские курсы. Карьера Плиханкова в армии складывалась успешно. Он был профессионалом военного дела, пользовался почетом и авторитетом среди сослуживцев, которые не переставали удивляться отшельническому образу жизни статного полковника.

Павел Иванович имел хорошее жалование, но был далек от мирских удовольствий. Значительную часть довольствия тратил на восстановление храмов и помощь детям-сиротам. В комнате военного, по убранству напоминающую келью инока, было много книг, в том числе православных, и икон.

Обращение к Богу

С годами офицер утвердился в желании уйти в монашество. Когда встал вопрос о выборе обители, Павел Иванович прочитал статью о старце Амвросии, проповедовавшем в Оптиной пустыне. Не мешкая, он отправился в благое место. Старец Амвросий предвидел прибытие Павла, встретил его с радостью и почтением. Преподобный велел ему приезжать через 2 года.

Вернувшись, полковник продолжал молиться и изучать духовную литературу, посещать церковные богослужения. Он занимался благотворительностью, оказывал помощь в восстановлении православных церквей.

В возрасте 36 лет военный заболел пневмонией. Во время тяжелой болезни он просил денщика читать Евангелие. В этот момент у военного случилось видение открытия небесных врат. Павел услышал глас Божий, направивший его в Оптину пустынь, куда он и поспешил после выздоровления.

Путь в Оптину

По прибытии в скиту праведника встретил святой старец Амвросий и согласился принять его, отведя 3 месяца на решение служебных дел. По истечении срока он должен был вернуться в святое место без опоздания. Когда же офицер подал рапорт об увольнении, его решили повысить в звании с увеличением довольствия.

Павел Иванович не поменял решения, но возникли непредвиденные финансовые трудности. Выплату жалования задерживали, окружение тоже не желало его отпускать. Преодолев препятствия, с благословением названной матери, он приехал в Оптину пустынь в последний день отведенного срока.

Оптинский старец

В возрасте 48 лет послушника постригли в рясофор, а еще через 7 лет он принял монашеский постриг и был наречен Варсонофием. Спустя 2 года был рукоположен в сан иеродиакона, а вскоре и иеромонаха. В том же году он стал помощником старца и духовным наставником в Шамординской женской обители. Последующие 3 года отец Варсонофий провел в госпитале имени Серафима Саровского, где отпускал грехи раненым и отпевал умерших солдат.

Вернувшись в скиту в 1907 году, он получил сан игумена и, по решению Святейшего Синода, стал настоятелем Оптинской обители. Об отце Варсонофии к тому моменту знали в разных уголках России. В скит приезжало множество верующих в надежде получить исцеление, отпущение грехов и найти ответы на терзающие душу вопросы.

Старец, достигший наивысшего уровня духовного развития, видел паломников насквозь, заранее знал о причине визита с подробностями их жизни. Заглядывая с помощью молитвы в людские души, Варсонофий творил чудеса:

  • исцелял телесные недуги;
  • изгонял из людей бесов;
  • направлял растерянные души на путь истинный;
  • поднимал падших.

Старец видел все человеческие грехи, даже если их тщательно скрывали прихожане, и рассказывал события в подробностях. Паломники выходили от Варсонофия с облегчением и благодатью.

Святой покидал скиту крайне редко, лишь по делам послушания. В 1912 году Варсонофия назначают настоятелем Свято-Голутвинской Богоявленской монашеской обители. В просьбах остаться в Оптине хотя бы послушником старцу отказали. Находятся те, кто жалуются и на истинных праведников.

Вверенный Варсонофию монастырь был запущен и, с тоской в сердце по ските, святой начал восстанавливать обитель. Народ по-прежнему шел к старцу, который принимал всех и помогал страждущим. В стенах обители святой чудесным образом исцелил глухонемого юношу.

Кончина

Вскоре после принятия монастыря старец тяжело заболел. Он отказался от лечения, терпел муки и молился, говоря о том, что ему известен исход и «он уже на кресте». В апреле 1913 года Варсонофий скончался. Похоронили старца в Оптиной пустыне.

Значение и почитание в православии

Варсонофий был причислен к лику местнопочитаемых святых Оптиной пустыни в 1996 году, а через 4 года возведен в ранг святых общецерковного почитания. Мощи святого находятся в стенах Оптинского Владимирского храма.

Память отца Варсонофия почитают в день кончины 14 (1 по старому стилю) апреля и 24 октября в Соборе Оптинских старцев. Священнослужители в храмах и верующие читают перед иконой святого молитвы, поют акафист.

Наследие

Знаки того, что Варсонофий был избранником Божьим, сопровождали его всю жизнь. Известно, что Иоанн Кронштадский поцеловал руку тогда еще военному Павлу Ивановичу в предвидении принятия схимы и причисления к Оптинским старцам.

Варсонофий говорил людям о том, что вести праведную жизнь можно не только в стенах монастыря, но и в миру: избегать грехов, не поддаваться искушению, соблюдать пост внешний и внутренний, читать молитвы. Те, кто обращаются всей душой к Господу, будут обязательно услышаны на Небесах.

Варсонофий написал книгу «Духовное наследие», как послание людям о необходимости веры в промысел Божий и благодарении Господа за все, что Он посылает. Старец говорил о неслучайности событий. О том, как воспитать силу духа и бороться с искусом, о вторичности мирских благ, о том, что только следование законам Божиим может спасти человечество от гибели.

Тропарь преподобному Варсонофию Оптинскому

Чтобы прославить и просить святого о помощи, верующие читают молитвы и поют хвалебные песнопения.

Тропарь старцу Варсонофию Оптинскому

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу прии́м бо крест после́довал еси́ Христу́, и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прихо́дит бо: прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней: тем же и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Варсонофие, дух твой.

Молитва святому

О, пречестна́я и свяще́нная главо́, Небе́снаго Иерусали́ма граждани́не, изря́дный уго́дниче Христо́в и вели́кий Оптинский чудотво́рче, преподо́бне о́тче Варсоно́фие! При́зри от Го́рних высо́т на на́с, смире́нных и гре́шных, во умиле́нии серде́ц к тебе́ прибега́ющих. Тебе́ бо моли́твенника благоприя́тнаго ве́мы ко Всеми́лостивому Бо́гу и ко Пресвяте́й и Пречи́стей Ма́тери Его́, Влады́чице на́шей Богоро́дице и Присноде́ве Мари́и. Вознеси́ о на́с твоя́ святы́я моли́твы ко Престо́лу Человеколю́бца Го́спода, дабы́ не поги́бнути на́м со беззако́нии на́шими, но обрати́тися к покая́нию и исправле́нию, да про́чее вре́мя жития́ на́шего земна́го не в рабо́те греху́ и страсте́м, но в де́лании за́поведей Его́ святы́х и в благоче́стии провожда́ем, и со благо́ю наде́ждою дости́гнем кончи́ны на́шея. В ча́с же сме́ртный наипа́че яви́ся на́м, о́тче, засту́пник благи́й, ускори́ на моли́тву о на́с, безпомо́щных, и помози́ на́м со Прича́стием Та́инств Боже́ственных ми́рную и благу́ю кончи́ну улучи́ти, гро́зная мыта́рства возду́шная безбе́дно прейти́ и унасле́довати Го́рнее Ца́рство.

Е́й, о́тче приснопа́мятный, не пре́зри на́с и не посрами́ упова́ния на́шего, но бу́ди о на́с предста́тель немо́лчный к Бо́гу. Па́стырю на́ш до́брый, упаси́ на́с бо́дренными твои́ми моли́твами и сохрани́ ненаве́тны от вся́каго зла́, да сла́вим неизрече́нное человеколю́бие Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ оте́ческое заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Житие Варсонофия Оптинского

Духовные подвиги Варсонофия вызывали великое восхищение среди современников. Святитель являлся религиозным светочем Отечества в предреволюционный период, обладал даром пророчества и способностью глубокого разумения Священных Писаний и Преданий.

Духовный путь святителя

Родился будущий святитель в 1845 г. в Самаре, его отец являлся состоятельным человеком и занимался торговлей. Мать рано умерла, мачеха же оказалась любящей и благочестивой женщиной, которая привила мальчику любовь к Господу. Павел Плиханков (имя Варсонофия в миру) окончил военную гимназию, а после и училище, сделал карьеру в армии, носил звание полковника. У него была возможность продолжать жить в светском обществе, но он отказался от всех этих мнимых благ.

Когда Павлу Плиханкову было 46 лет, судьба привела его в небольшой старинный монастырь И. Крестителя. Здесь он полюбил молиться перед ракой с останками преподобного Варсонофия Казанского, чудотворца и Тверского епископа. Постепенно в его уме стала созревать мысль об уходе в монашество.

  • Его выбор пал на легендарную Оптину пустынь, в которой в то время пребывал старец Амвросий, знаменитый своим даром прозорливости и чудотворения. Святитель встретил Павла Плиханкова и сказал, что примет того в обитель только через два года. По прошествии времени полковник попросился в отставку, прибыл в монастырь, но не застал живым святителя Амвросия. Бывшего военного зачислили в число братии в 1892 г., через восемь лет его постригли в мантию и дали имя Варсонофия. Он стал иеромонахом в 1903 г.
  • Во время русско-японской войны преподобный отправился на фронт, где исповедовал, причащал и соборовал умирающих солдат, не страшась бродящей рядом смерти от пуль. По окончании конфликта Варсонофий вернулся к духовной деятельности и в 1907 г. получил сан игумена. К этому моменту слава о преподобном оптинском старце распространилась по всему Отечеству.

Интересно! Православный народ, предчувствуя приближение страшных событий, стремился получить у старца благословение и прощение грехов. Святитель исцелял больных телом и тех, чья душа совершенно погрязла в грехах, направлял на путь смирения и открывал в людях сокровенную сущность.

  • Лишь несколько раз за свою долгую жизнь преподобный Варсонофий покидал Оптину обитель. В 1910 г. он ездил к умирающему Л. Толстому. Святой отмечал, что писатель не смог проникнуться духом монашества, потому что крепко сковал себя узами материалистического видения мира. Некоторые иноки были недовольны тем, как преподобный Варсонофий совершал свои дела. В основном его противниками выступали монахи новой эпохи, пришедшие в обитель из опустившегося в духовном плане народа. Спустя некоторое время старца удалили из Оптины, несмотря на то, что он долгое время уговаривал оставить его хотя бы простым послушником.
  • В 1912 преподобного назначили настоятелем запущенной и неухоженной Богоявленской Старо-Голутвиной обители, что на окраине Коломны. Здесь старец мужественно переносил печаль от разлуки с родной пустынью, пытаясь восстановить вверенную ему территорию. Народ продолжал стекаться к хижине старца, чтобы получить мудрое наставление. Святой продолжал принимать людей, выслушивать их исповеди, несмотря на то, что сам изнемогал от многочисленных болезней тела. Никому он не отказал, всех принял с великой любовью и радушием.

Васонофий управлял Старо-Голутвиным монастырем чуть меньше одного года. Перед своей кончиной преподобный испытывал страшные муки. Он отказывался от всякой медицинской помощи, твердя, чтобы его оставили в покое, ибо тело уже находится на кресте.

В последние дни старец неустанно причащался, его душа отошла к Господу весной 1914 г. Святителя похоронили в Оптиной пустыни, рядом с духовным наставником Анатолием.

Дары от Бога

Варсонофий получил от Господа дар прозорливости и не уступал в этом другим старцам пустыни. Бог открывал ему все три времени в жизнях людей, приходящих к нему за помощью. Святитель видел душу как полотно, поэтому ему было проще направить мирянина на праведный путь, исцелить болезни, изгнать бесов. Этому дару старец был обязан непрерывному пребыванию в духовном подвиге через молитву, обращенную напрямую к Творцу.

Свидетели уверяли, что Варсонофия обнимало божественное пламя, когда в пустыни совершалась литургия.

  • Однажды к добродушному праведнику обратилась дочь богатого помещика с просьбой благословить её на хороший брак. Старец оповестил её, что она получит самого лучшего жениха, которого только можно придумать. В течение года девушка встречала интересных и красивых мужчин, но дальше дружественных отношений дела не шли. Во время гражданской войны она переезжала вместе с родителями в другой город. По дороге девушка заболела тифом и умерла. Перед смертью она успела приобщиться Святых Тайн и обрести Христа, своего жениха.
  • Когда Софья Лопухина была еще 16-летней девушкой, родители взяли её с собой в Оптину пустынь. Старец Варсонофий заприметил ребенка, вызвал к себе и подробно рассказал то, что ждет её в жизни, до мельчайших подробностей. Во второй раз Софья видела святителя, когда тот останавливался в Москве, направляясь в Голутвинский монастырь. Женщина получила в дар икону «Казанской» Богоматери, которую ей завещал сам Варсонофий после своей кончины. Софья Лопухина никогда не расставалась с этой священной реликвией, напоминающей о прозорливости преподобного святителя.

В своем последнем завещании преподобный отец просил, чтобы друзья и близкие простили его за прегрешения. Святой отметил, что он действовал в рамках сохранения божественных заветов и установлений древних подвижников. Варсонофий каялся о том, что был несовершенен и просил своих духовных чад следовать наставлениям мудрости и праведности.

Он особо подчеркивал:

«В деле просветления и достижения Царствия Небесного непременно поможет неугасаемая практика молитвы и чтение Святых Писаний. Уклонение от добродетелей и праведности хуже, чем принятие тысячи смертей. Необходимо проявить мужество в духовных подвигах, даже если сам ад восстанет против души».

Духовное наследие

Иоанн Кронштадтский видел в отце Варсонофие истинного подвижника христианского мировоззрения. Сохранилось предание, что святой, находясь в алтаре Андреевского храма, поцеловал руку офицеру русской армии, которому суждено было стать схимником и Оптинским старцем.

И. Кронштадский прославил имя Варсонофия, когда явился в видении одному сильно больному монаху и послал того для исцеления к великому Оптинскому чудотворцу.

Особое мнение преподобный старец имел по поводу того или иного искусства, которое способно услаждать как внешними формами, так и внутренним содержанием.

Варсонофий отмечал, что приятные явления в душе от созерцания искусств — это гости из духовных областей. Ум, расширяющийся посредством знания о Боге, естественным образом постигает божественное и способен непринужденно испытывать великую радость от общения с прекрасным. Райская жизнь выражается в том, чтобы уметь созерцать и наслаждаться великими творениями Господа.

Святитель говорил, что монах должен вести на земле жизнь, уподобленную ангелам. Каждый инок должен побороть пристрастие к материальным предметам, которые кратковременны и несостоятельны сами по себе. Для достижения ангелоподобного жития и смирения плоти помогают труды, пост и непрестанная молитва, обращенная к Богу. Иноки обязаны отвергать собственную волю и слышать повеления Господа, а также славословить Творца внутренней работой.

ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ

Прп. Варсонофий Оптинский, схиархимандрит

Варсонофий (Плиханков) (1845-1913), схиархимандрит, Оптинский старец, преподобный

В миру Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И. отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у Павла Ивановича даже поговаривали порой: «С ума сошел, а какой был человек. »

А между тем то были лишь вехи на пути Павла Ивановича к оставлению дольнего и восхождению горняя, Как-то ноги сами собой привели его в небольшой бедный монастырь, посвященный святому Иоанну Предтече. Там полюбилось ему молиться у мощей святителя Варсонофия Казанского, долгие часы простаивал он в монастырском храме у раки святого. Мысль о монашестве поначалу страшила, уход в монастырь казался делом невозможным, постепенно созревала решимость оставить мир. Оставалось лишь сделать выбор: в какой обители положить начало иноческому подвигу? В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем — статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии.

. Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла: — Павел Иванович приехали.

— Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий.

Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: «Через два года приезжайте, я вас приму». По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал.

10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу.

Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха.

В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Страна приближалась к страшной войне и неизмеримо более страшной революции. Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. С.М. Лопухина рассказывала, как, приехав 16-летней девушкой в Оптину, она попала в «хибарку», в которой принимал старец. Преподобный Варсонофий увидел ее и позвал в исповедальню и там пересказал всю жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая точно даты, когда они были совершены, но также называя и имена людей, с которыми они были связаны. А завершив этот страшный пересказ, велел: «Завтра ты придешь ко мне и повторишь мне все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как надо исповедоваться».

Оптину за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз — только по послушанию. В 1910 году, также «за послушание», ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому. Молил врачей, родных, ничего не помогло. Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника.

Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогавший от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь. Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», — поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он же вас не слышит, — растерянно восклицает мать, — он же глухой. » — «Это он тебя не слышит, — отвечает старец — а меня слышит», — и снова произносит что-то шепотом на самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса и он покорно кивает головой. После исповеди преподобный Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.

Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте. » Причащался старец ежедневно.

1 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу. Похоронен был преподобный Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем преподобным Анатолием «Старшим».

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой преподобный Варсонофий Оптинский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Его относят к великим представителям Оптинской пустыни. Духовное наследие преподобного Варсонофия Оптинского в современности не утратило своей актуальности. О нем говорили, как о том, кто за одну ночь по велению Господа, стал великим старцем. Он преобразился из гонителя христиан в ревностного послушника Божьего.

Житие святого

Рожден он был в 1845 году. Родители нарекли его Павлом. Большую часть жизни, а точнее 46 лет, он провел в миру. Принятие Господа в свое сердце проходило нелегко. Самым сложным стало то, что необходимо было отказаться от прежнего уклада жизни. Начавшиеся изменения в житие Варсонофия Оптинского считали одержимостью и лишением рассудка. Отказ от женитьбы, прекращение посещения пиршеств и балов были лишь ступеньками на пути к служению Всевышнему.

Однажды он прогуливался и набрел на монастырь Иоанна Предтечи. Над мощами святого Варсонофия Казанского он длительное время молился. Из головы он гнал мысли об уходе в обитель, но с каждым посещением он все больше приобщался к этому святому месту. В журнале он увидел статью об Оптинской пустыне и старцем Амвросии. В 1892 году его приняли в братство. Старца на тот момент уже не застал в живых.

Три года он по вечерам посещал старцев для бесед. Сохранил традицию преподобный варсонофий оптинский о беседах на святки. Через год его постригли в рясофор. После тяжелой болезни его постригли в мантию и нарекли именем Варсонофий. Началось постепенное схождение его по карьерной лестнице. С 1903 года и до начала войны с Японией он был поставлен помощником старца и духовником Шамординской женской пустыни. Во время военных действий он отправился на фронт, где под страхом смерти помогал раненным и умирающим. В 1907 году его ставят игуменом и назначают начальником скита.

Слава о нем распространилась далеко за пределы обители. Волнения народа заставляли его искать прибежища. Именно поэтому все стремились к святому. В 1912 году назначен был настоятелем Старо-Голутвинского Богоявленского монастыря. Но недовольные его положением донесли на него.

В следствии этого он был выдворен. Предоставили ему возможность руководить иным местом, которое было в крайне запущенном состоянии. К нему также продолжали приезжать нуждающиеся в помощи. Будучи даже тяжело больным он безотказно их принимает. Последние дни были очень мучительными для него. Почил он 14 апреля 1913 года.

Дни памяти выпадают на:

  • 1 апреля;
  • 11 октября.

В чем помогает молитва святому

Молитва Варсонофию Оптинскому может помочь в решении многих проблем. Искрение слова от чистого сердца способны привлечь на свою сторону благосклонность. За любовь к Богу ему была дарована способность творения чудес. Чаще всего это проявляется в:

  • исцелении души и тела человека;
  • открытии сокровенного;
  • направлении на истинный путь;
  • изгнании бесов.

Вот текст сильного молитвенного обращения к святому:

«О, пречестна́я и свяще́нная главо́, Небе́снаго Иерусали́ма граждани́не, изря́дный уго́дниче Христо́в и вели́кий Оптинский чудотво́рче, преподо́бне о́тче Варсоно́фие! При́зри от Го́рних высо́т на на́с, смире́нных и гре́шных, во умиле́нии серде́ц к тебе́ прибега́ющих. Тебе́ бо моли́твенника благоприя́тнаго ве́мы ко Всеми́лостивому Бо́гу и ко Пресвяте́й и Пречи́стей Ма́тери Его́, Влады́чице на́шей Богоро́дице и Присноде́ве Мари́и. Вознеси́ о на́с твоя́ святы́я моли́твы ко Престо́лу Человеколю́бца Го́спода, дабы́ не поги́бнути на́м со беззако́нии на́шими, но обрати́тися к покая́нию и исправле́нию, да про́чее вре́мя жития́ на́шего земна́го не в рабо́те греху́ и страсте́м, но в де́лании за́поведей Его́ святы́х и в благоче́стии провожда́ем, и со благо́ю наде́ждою дости́гнем кончи́ны на́шея. В ча́с же сме́ртный наипа́че яви́ся на́м, о́тче, засту́пник благи́й, ускори́ на моли́тву о на́с, безпомо́щных, и помози́ на́м со Прича́стием Та́инств Боже́ственных ми́рную и благу́ю кончи́ну улучи́ти, гро́зная мыта́рства возду́шная безбе́дно прейти́ и унасле́довати Го́рнее Ца́рство.
Е́й, о́тче приснопа́мятный, не пре́зри на́с и не посрами́ упова́ния на́шего, но бу́ди о на́с предста́тель немо́лчный к Бо́гу. Па́стырю на́ш до́брый, упаси́ на́с бо́дренными твои́ми моли́твами и сохрани́ ненаве́тны от вся́каго зла́, да сла́вим неизрече́нное человеколю́бие Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ оте́ческое заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Старайтесь максимально сосредоточиться на том, что происходит. Если Вы читаете ее дома, то поставьте перед собой лик и зажгите свечу. Это поможет отрешиться от всех окружающих факторов. Нередко в храмах можно услышать чтение канона Варсонофию Оптинскому. Есть мнение, что он имеет значительную силу.

Пророчества оптинского старца

Он любил проводить вечера в беседах с старцами для углубления познаний в христианском учении. За такое желание более глубокого постижения религии ему был дан дар прозорливости. Нередко являлись ему святые, которые предрекали будущее. Многие исследователи используют такие его «беседы» как основу для изучения его биографии.

В пророчествах Варсонофий Оптинский призывает к тому, чтобы не прельщаться к материальным благам и прочим страстям. Стоит следовать законам Божьим, ведь только таким образом Вы сможете обеспечить себе Царство Небесное в будущем. Еще он говорил о том, что если все отвернуться от Христа, то человечество погибнет. Некоторые бегут от Христа и всячески стесняются Его, отказываясь он Него.

Больше всего таких проявлений он относит к богатым людям. Это отбирает у них возможность прийти к Всевышнему и покаяться в совершенных грехах. Не пуская Его в свое сердце – они не обретут покоя.

Помните, что какие бы дела ни происходили на Земле, мы должны верить в Господа и в спасение.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святом оптинском старце:

Варсонофий Оптинский

Варсонофий Оптинский 1845 – 1913 гг.

Преподобный Варсонофий – великий Оптинский старец , являлся одним из духовных светочей России в наиболее тяжелый, предреволюционный период в начале 20 века. 14 (1 ст. ст.) апреля русская православная церковь чтит его память.

Этот человек бросил карьеру военного и ушел в Оптину после встречис преподобным старцем Авмросием Оптинским: тот определил, что Варсонофию предстоит стать великим подвижником — задолго до того, как Варсонофий сам это понял. Варсонофий Оптинский обладал всей полнотой даров, присущих Оптинским старцам: духовным рассуждением, прозорливостью, молитвой, которая, как молния, поднималась к небу, способностью изгонять нечистых духов и исцелять болезни. Его видели на молитве озаренным неземным светом. После своей смерти он несколько раз являлся Оптинским монахам.

В миру Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого он всегда считал своим покровителем. Мать его, Наталия, скончалась при родах, отец происходил из казаков и занимался торговлей. Все члены семьи были благочестивыми и глубоко верующими людьми, много помогали находившемуся на этой же улице храму Казанской иконы Божией Матери. Семья считала, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери.

Его путь к монашеству был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет – большая часть его жизни. Сам старец часто рассказывал о своем детстве и молодости, обычно добавляя: «Какой глубокий смысл в событиях нашей жизни, как она располагается – точно по какому-то особенному таинственному плану».

Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера в заслуженном чине полковника. Возможность к стяжанию всех мирских благ, какие только были ему доступны. И… отказ от всего.

Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в этом стройном, красивом полковнике, весь облик которого так и дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Пришла пора жениться – он не женится, балов и званых обедов, как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. Пока его сослуживцы прожигали жизнь в развлечениях, он приходил в своём быту всё к большему аскетизму. Комната его напоминала келью монаха: простота убранства, порядок, а также множество икон и книг.

Как-то ноги сами собой привели его в небольшой бедный монастырь , посвященный святому Иоанну Предтече. Там понравилось ему молиться у мощей святителя Варсонофия Казанского. Долгие часы простаивал он в монастырском храме у мощей этого святого. Мысль о монашестве его поначалу страшила, а уход в монастырь казался делом невозможным. Но постепенно созревала решимость оставить мир. Оставалось лишь сделать выбор, в какой обители положить начало монашескому подвигу.

В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу одиндуховный журнал, а в нем – статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии. « Так вот кто укажет мне, в какой монастырь поступить» , — подумал молодой военный, и, взяв отпуск, отправился к Старцу. От старца он услышал такие слова: «Искушение миром должно продлиться еще два года. После этого приезжайте в Оптину, я вас приму ».

В 1881 году Павел заболел воспалением лёгких. Когда, по просьбе больного полковника, ему начали читать Евангелие, ему явилось чудесное видение, во время которого наступило духовное прозрение больного. Он увидел открытыми небеса, и содрогнулся весь, от великого страха и света. Вся жизнь пронеслась мгновенно перед ним. Глубоко проникнут был Павел Иванович сознанием покаяния за всю свою жизнь, и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину Пустынь. У него открылось духовное зрение. По словам старца Нектария, « из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божьему, он стал старцем» . К удивлению всех, больной стал быстро поправляться, а по выздоровлении поехал в Оптину.

10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

Вскоре начинается русско-японская война, и Варсонофий отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны Варсонофий возвращается к Оптину. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

Конечно, дела скитские – хозяйственные – оказались несколько запущенными. «Когда я принимал настоятельство от отца Иосифа, – вспоминал отец Варсонофий, – то он вручил мне 100 рублей денег, с которых 54 рубля велел заплатить одному козельскому торговцу, у которого он брал для скита рыбу и другие припасы. Следовательно, осталось 46 рублей на содержание скита. Сначала приходило на ум, как я на такие средства буду содержать скит, но затем я успокоился, положившись на волю Божию. Ведь скит-то не мой, а Иоанна Крестителя, он нас и прокормит, чего мне смущаться. И действительно, Иоанн Креститель не оставил скит. Мы ни в чем не нуждались. Рекой полились пожертвования.” Он умолчал, однако, о первом пожертвовании, внесенным им в скитскую казну, – собственных сбережениях – в 60 тысяч рублей.

Варсонофий уплатил долги, отремонтировал скит, обновил ризницу, устроил библиотеку. Он умел строгость соединять с нежно-любовным отношением к скитской братии и был полон забот о них. Часто припоминал он слова старца Амвросия: « Монаху простому нужен терпения воз, а настоятелю – целый обоз ». К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. В те годы Страна приближалась к войне и революции. И как в спасительную гавань, стремились люди в благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию за исцелением не только тела, но и очищением души, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись?

Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им таинства исповеди.

Оптину за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз – только по послушанию. В 1910 году, также за послушание, ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: “Не допустили меня к Толстому… Молил врачей, родных, ничего не помогло”.

В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной пустыни. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника, но ему было отказано.

Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И, как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И, как прежде, он, сам уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет и направляет на путь жизни приходящих к нему за помощью.

Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь – следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве» , – поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он же вас не слышит, – растерянно восклицает мать, – он же глухой. ..» – « Это он тебя не слышит , – отвечает старец, – а меня слышит », – и снова произносит что-то шепотом в самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса, и он покорно кивает головой… После исповеди преподобный Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.

Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мучительными. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: « Оставьте меня, я уже на кресте…».

14 апреля 1913 года старец умирает. Похоронен был преподобный Варсонофий в Оптиной пустыни, рядом со своим духовным отцом и учителем. В 1996 году преподобный Варсонофий был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года прославлен для общецерковного почитания. Мощи его покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

Молитва преподобному Варсонофию Оптинскому

О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, изрядный угодниче Христов и великий Оптинский чудотворче, преподобне отче Варсонофие! Призри от Горних высот на нас, смиренных и грешных, во умилении сердец к тебе прибегающих. Тебе бо молитвенника благоприятнаго вемы ко Всемилостивому Богу и ко Пресвятей и Пречистей Матери Его, Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Вознеси о нас твоя святыя молитвы ко Престолу Человеколюбца Господа, дабы не погибнути нам со беззаконии нашими, но обратитися к покаянию и исправлению, да прочее время жития нашего земнаго не в работе греху и страстем, но в делании заповедей Его святых и в благочестии провождаем, и со благою надеждою достигнем кончины нашея. В час же смертный наипаче явися нам, отче, заступник благий, ускори на молитву о нас, безпомощных, и помози нам со Причастием Таинств Божественных мирную и благую кончину улучити, грозная мытарства воздушная безбедно прейти и унаследовати Горнее Царство.

Ей, отче приснопамятный, не презри нас и не посрами упования нашего, но буди о нас предстатель немолчный к Богу. Пастырю наш добрый, упаси нас бодренными твоими молитвами и сохрани ненаветны от всякаго зла, да славим неизреченное человеколюбие Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.

Иная молитва преподобному Варсонофию Оптинскому

О священне воине и богомудрый отче наш Варсонофие, Оптинскаго старчества венценосный поборниче. Ты славу мира сего не возлюбив, ниже почести и житие разслабленно, но воинскую честь соблюд до конца и земное тризнище оставив, ввоинился еси Царю Христу и со безплотными Ангелы на демоны ратовал, и победы почести приял еси. Темже под твое предстательство, яко под крепкий щит, прибегаем, и на лук молитв твоих надеющеся, молим тя, отче преподобне, утеши ны яко отец чадолюбивый, и яко сынов нас утверди, облегчая скорбь належащую, избавляя от нужд души наша. Даждь нам твоему житию последовати и неуклонно соблюсти предания святых отец, ихже ты заповедал еси блюсти даже до смерти. Ей, отче, буди нам поборник в мысленных бранех наших, ихже ведем со страстьми и духами лукавыми, яко немощни есмы и неискусни. Ты же, яко искус послушания прошед и благодать старчества унаследовав, можеши и нам искушаемым помощи. Да под кровом молитв твоих храними, воспоем и прославим Подвигоположника нашего Господа Иисуса Христа со Отцем и Животворящим Его Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный Варсонофий Оптинский

5 июля 1845 года в Самаре у купца Ивана Плиханова родился сын, младенца назвали Павлом. Жена Ивана умерла сразу же после родов, поэтому он вынужден был жениться вторично.

Старец Варсонофий рассказывал: «Моя мачеха была глубоко верующей и необычайно доброй женщиной, так что вполне заменила мне мать. Вставала она очень рано, и каждый день бывала со мной у утрени. Любила она и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Однажды, когда мне было 6 лет, был такой случай. Мы жили на даче в своём имении под Оренбургом. Наш дом стоял в огромном саду-парке и был охраняем сторожами и собаками, так что проникнуть в парк незаметным постороннему лицу было невозможно.

Однажды мы гуляли с отцом по парку, и вдруг, откуда ни возьмись, перед нами появился какой-то старец. Подойдя к моему отцу, он сказал:

– Помни, отец, что дитя в своё время будет таскать души из ада.

Сказав это, он повернулся и исчез. Напрасно потом его везде разыскивали, никто из сторожей не видел его.

Десяти лет я был отдан в гимназию. Потом поступил на службу и поселился в Казани под покров Царицы небесной.

Когда мне было 35 лет, матушка обратилась ко мне:

– Что же ты, Павлуша, всё сторонишься женщин, скоро и лета твои выйдут, никто за тебя не пойдёт?

За послушание, я исполнил желание матери. В этот день у одних знакомых давался званный обед. «Ну, – думаю, – с кем мне придётся рядом сидеть, с тем и вступлю в пространный разговор». И вдруг рядом со мной, на обеде, поместился священник, отличавшийся высокой духовной жизнью, и завёл со мной беседу о молитве Иисусовой.

Когда же обед кончился, у меня созрело твёрдое решение не жениться.

Господь неисповедимыми путями вёл меня к монашеству. По милости Божией я узнал Оптину и Батюшку Амвросия, благословившего меня поступить в монастырь».

В 1881 году Павел заболел воспалением лёгких. Когда по просьбе больного полковника денщик начал читать Евангелие, последовало чудесное видение, во время которого наступило духовное прозрение Павла. По словам старца Нектария «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем».

10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к старцу Анатолию, а затем к старцу Иосифу.

26 марта 1893 года послушник Павел был пострижен в рясофор, а в декабре 1900 года пострижен в мантию с именем Варсонофия.

29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха.

В 1903 году иеромонах Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

В 1904 году отец Варсонофий был послан обслуживать лазарет имени преподобного Серафима Саровского, исповедовать, причащать, соборовать раненых и умирающих солдат. По возвращении после окончания войны в Оптину Пустынь, отец Варсонофий был возведён в сан игумена и назначен святейшим Синодом настоятелем Оптинского скита.

Старец Варсонофий впоследствии напишет: «Все мои действия и желания сводились к одному – охранить святые заветы и установления древних отцев подвижников и великих наших старцев, во всей их Божественной красоте, от различных тлетворных веяний мира сего. »

Продолжая традиции Оптинского старчества, он врачевал души людей, «таскал души из ада». По милости Божией ему открывалась жизнь приходящих к нему людей. Помогая верующим вспомнить забытые грехи, осторожно обличая, он учил покаянию, по его молитве люди исцелялись душевно и физически.

Из воспоминаний духовной дочери старца Варсонофия:

– Дошли мы до скита, враг всячески отвлекал меня и внушал уйти, но, перекрестившись, я твёрдо вступила в хибарку. Перекрестилась я там на икону Царицы Небесной и замерла. Вошёл Батюшка, я стою посреди келии. Батюшка подошёл к Тихвинской и сел.

Я робко подошла.

– Стань на коленочки. У нас так принято, мы сидим, а около нас по смирению, становятся на коленочки.

Я так прямо и рухнула, не то, что стала. Взял Батюшка меня за оба плеча, посмотрел на меня безгранично ласково, как никто никогда не смотрел, и произнёс:

– Дитя моё, милое, дитя моё сладкое, деточка моя драгоценная! Тебе 26?

– Тебе 26, сколько лет тебе было 14 лет тому назад?

Я, секунду подумавши, ответила:

-Верно, и с этого года у тебя есть грехи, которые ты стала скрывать на исповеди.

Хочешь, я скажу тебе их?

– Скажите Батюшка, – несмело ответила я.

И тогда Батюшка начал по годам и даже по месяцам говорить мои грехи так, как будто читал их по раскрытой книге.

Исповедь, таким образом, шла 25 минут. Я была совершенно уничтожена сознанием своей греховности и сознанием, какой великий человек передо мной.

Как осторожно открывал он мои грехи, как боялся, очевидно, сделать больно и в то же время как властно и сурово обличал в них, а, когда видел, что я жестоко страдаю, придвигал ухо своё к моему рту близко-близко, чтобы я только шепнула:

А я ведь в своём самомнении думала, что выделяюсь от людей своей христианской жизнью. Боже, какое ослепление, какая слепота духовная!

– Встань, дитя моё!

Я встала, подошла к аналою.

– Повторяй за мной: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Откуда эти слова?

– Ты будешь читать этот псалом утром и вечером ежедневно.

– Какая икона перед тобой?

– А какая это Царица Небесная? Тихвинская. Повтори за мной молитву.

Когда я наклонила голову, и Батюшка, накрыв меня епитрахилью, стал читать разрешительную молитву, я почувствовала, что с меня свалились такие неимоверные тяжести, мне делается так легко и непривычно.

– После всего, что Господь открыл мне про тебя, ты захочешь прославлять меня, как святого, этого не должно быть – слышишь? Я человек грешный, ты никому не скажешь. Сокровище ты моё. помоги и спаси тебя Господь!

Много – много раз благословил меня опять батюшка и отпустил.

Во время бесед с духовными детьми старец Варсофий говорил:

– Есть разные пути ко спасению. Одних Господь спасает в монастыре, других, в миру.

Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову – и Христос не оставит вас.

Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб.

Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий.

Ищущие Христа обретают Его, по неложному евангельскому слову: «Стучите и отверзется вам, ищите и обрящете», «В доме Отца Моего обителей много».

И заметьте, что здесь Господь говорит не только о небесных, но и о земных обителях, и не только о внутренних, но и о внешних.

Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию. Это и есть внешняя обитель, исполняет же душу покой мира и радования − внутренняя обитель, которую готовит Господь любящим и ищущим Его.

Не читайте безбожных книг, оставайтесь верными Христу. Если спросят о вере, отвечайте смело. Нельзя научиться исполнять заповеди Божии без труда, и труд этот трехчастичный – молитва, пост и трезвение.

Жизнь есть блаженство. Блаженством станет для нас жизнь тогда, когда мы научимся исполнять заповеди Христовы и любить Христа. Тогда радостно будет жить, радостно терпеть находящие скорби, а впереди нас будет сиять неизреченным светом Солнце Правды – Господь. Все Евангельские заповеди начинаются словами: Блажени – блажени кротции, блажени милостивыи, блажени миротворцы. Отсюда вытекает, как истина, что исполнение заповедей приносит людям высшее счастье.

Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Нет случайного в жизни, все творится по воле Создателя. Чтобы уподобиться Богу, надо исполнять Его святые заповеди.

Как спастись? Единственно – через смирение. «Господи, во всем-то я грешен, ничего нет у меня доброго, надеюсь только на беспредельное Твое милосердие».

Когда в сердце закроется клапан для восприятия мирских наслаждений, тогда откроется иной клапан для восприятия духовных. Но как стяжать это?

– Прежде всего миром и любовью к ближним: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих, не обижается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине. »

Затем терпением. Кто спасётся?

– Претерпевший до конца.

Далее – удалением от греховных удовольствий, каковы, например, игра в карты, танцы.

Я не хочу сказать, что чтение произведений наших великих писателей было грехом, но есть чтение более полезное и назидательное. Во-первых – чтение Псалтыри. Книга эта, хотя и написана св. царём и пророком Давидом, но по внушению Духа святого, сам пророк Давид говорит: «Язык мой – трость книжника скорописца».

Затем – «Жития Святых» представляют незаменимое чтение, которое так благотворно действует на душу, особенно читаемое на славянском языке.

Посещайте монастыри, особенно в праздники. чтобы отдохнуть душой.

Хотя монашеская жизнь и полна скорбями и искушениями, но она же несёт с собой и великие утешения, о которых мир не имеет ни малейшего понятия.

Впрочем, как бы не спастись, только бы спастись и достигнуть Царствия небесного, которого да сподобит нас всех Господь. Аминь.

В 1912 году старца Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника.

Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И как прежде, стекается к старцу Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь. Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь – следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», – поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он же вас не слышит, – растерянно восклицает мать, – он же глухой. » – «Это он тебя не слышит, – отвечает старец – а меня слышит», – и снова произносит что-то шепотом на самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса, и он покорно кивает головой. После исповеди старец Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.

Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и, какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте». Причащался старец ежедневно.

1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу.

Преподобный Варсонофий Оптинский, моли Бога о нас!

Читайте также:  Святой Вонифатий
Ссылка на основную публикацию