Святой мученик Вонифатий: житие, в каком храме есть Икона, Молитва от пьянства

Святой мученик ВОНИФАТИЙ (†290)

В дни празднования гражданского Нового года, как правило, стоит более тёплая, чем обычно зимой, погода: слабеет мороз, утихает вьюга. Православные говорят, что это благодаря святому мученику Вонифатию, память которого приходится на 1 января. Он при жизни был подвержен страсти пьянства, и теперь молится за всех невоздержных в новогодний праздник, чтобы они не замёрзли.

Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в III веке, в царствование римских императоров Диоклитиана и Максимиана.

До принятия мученического венца он жил в Риме и вел распутный образ жизни (“в нечистоте валяшеся и пияница бяше”). Вонифатий был молод и красив и служил управляющим имениями знатной римлянки Аглаи (Аглаиды), дочери проконсула Акакия. Будучи незамужней, она наслаждалась свободой, красотой и богатством, и состояла в любовной связи со своим управляющим. Но Вонифатий, будучи не чуждым добродетели, внутренне терзался такой жизнью.

Он имел милостивое сердце: щедро помогал нищим и принимал странников. Сознавая свою немощь, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он помог ему исправиться. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим.

В то время на Востоке было сильное гонение на христиан, и Аглаида услышала, что тот, кто имеет у себя в доме мощи Христовых мучеников и благоговейно чтит их, получает от Бога помощь ко спасению, а грех в доме не умножается. Не имея никого вернее и исполнительнее Вонифатия, Аглаида посылает его за мощами, снабдив золотом для выкупа. Вонифатий с радостью согласился на ее предложение и выразил полную готовность идти в путь. Выходя из дому, он, как бы в шутку, сказал своей госпоже: «А что будет, госпожа, если я не найду никакого тела мученика, и мое тело, замученное за Христа, принесут к тебе, – примешь ли ты его тогда с честью?» Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником и укорила его за бесчинство, обязав вести благочестиво: «Помни, что ты собираешься служить святым мощам, до которых мы не только коснуться, но даже и взглянуть на них недостойны». Серьезно задумался Вонифатий над ее словами и решил не есть мяса, не пить вина. Всю дорогу он сокрушался о содеянных грехах и молился Богу.

Приидя в киликийский город Тарс (Малая Азия), Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где судья Симплиций при стечении множества народа подвергал жесточайшим пыткам 20 христиан. Один из них висел вниз головою над огнем; другой был крестообразно привязан к четырем столбам; третий лежал, перепиленный пилой; четвертого мучители строгали острыми орудиями. Иному выкалывали глаза, иному отсекали части тела, иного сажали на кол. У одного были сломаны кости, у другого были отсечены руки и ноги, и он, подобно клубку, катался по земле. Потрясенный страшным зрелищем, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целуя и обнимая их, моля Господа о даровании и ему мученического венца. Он смело объявил себя христианином и, отказавшись принести жертву идолам, тут же был предан на мучения.

Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзали под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов.

Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову. Из раны истекли кровь и молоко, а в городе произошло сильное землетрясение. Видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Так окончил свою земную жизнь мученик Вонифатий. Посланный за мощами святых, он сам стал святым. Случилось это 14 мая 290 года .

Между тем спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он где-нибудь напился и проводит время с блудницами. «Вот, как наш Вонифатий пришел отыскивать святые мощи!» – смеялись они. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Однако они не поверили ему: «Разве пьяница и распутник будет страдать за Христа?!». И тогда свидетель привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Приложив голову его, лежавшую отдельно, к туловищу, они совершенно удостоверились, что это – Вонифатий. Спутники святого со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем. Каково же было их изумление, когда Вонифатий приоткрыл глаза и милостиво им улыбнулся. Затем они, выкупив за 500 золотых монет останки мученика, помазав благовонными мастями, повили их чистыми плащаницами и, положив в ковчеге, доставили их с почестями своей госпоже.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи. И вспомнила она то пророчество, которое изрек святой, отходя в путь, и благодарила Бога, устроившего так, что святой Вонифатий за свои и ее грехи стал жертвою, благоприятною Богу. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика. Пожертвовав одну часть своего имущества монастырям, другую нищим, она отпустила на волю всех рабов и с несколькими девами стала вести иноческую жизнь. В покаянии Аглая прожила около 18 лет и была похоронена рядом с Вонифатием. По преданию, она получила от Бога дар изгонять бесов и исцелять болезни.

Храм святого Вонифатия в Риме на Авентинском холме

Храм святого Вонифатия в Риме на Авентинском холме в дальнейшем не раз перестраивался. С ним связано житие еще одного святого – преподобного Алексия, человека Божьего. Прп. Алексий жил в доме рядом с храмом св. Вонифатия, венчался в нем, в нем же и был погребен. Позднее над храмом св. Вонифатия был сооружен более обширный храм во имя св. Алексия, человека Божия, и мощи обоих святых в 1216 г. перенесены из нижней церкви в новую верхнюю, в ризнице которой в настоящее время честные головы их хранятся отдельно от мощей.

Лестница, под которой прожил 17 лет святой Алексий, сохранилась и доныне. Сейчас она висит на стене внутри базилики. В пределах храма сохранился также колодец времен Аглаиды, из которого черпали воду ее слуги.

Мученик Вонифатий получил особенную благодать помогать в избавлении от пьянства и запоев. Церковь молится ему о чадах, страдающих этими недугами, и они по силе своей веры получают исцеление.

В 1914 году недалеко от Петровского парка на средства А.И.Коншиной было открыто убежище для увечных воинов и выстроен домовый храм в честь св.мч. Вонифатия. В настоящее время эти здания занимает Московская областная психическая больница. Храм св.мч. Вонифатия при больнице (ул.8 марта,1) действует и помогает страждущим и сегодня.

Тропарь, глас 4
К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

Кондак, глас 4
Священие непорочное самовольно Тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.

Молитва святому мученику Вонифатию Тарсийскому
О, многострада́льный и всехва́льный му́чениче Вонифа́тие! Ко твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний нас, пою́щих тебе́, не отве́ржи, но ми́лостиво услы́ши нас. Виждь бра́тию и се́стры на́ша, тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мыя, виждь того́ ра́ди от ма́тере своея́, Це́ркве Христо́вой и ве́чнаго спасе́ния отпа́дающия. О, святы́й му́чениче Вонифа́тие, косни́ся се́рдцу их да́нной ти от Бо́га благода́тию, ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных и ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Го́спода Бо́га, Его́ же ра́ди страда́л еси́, да прости́в нам согреше́ния на́ша, не отврати́т ми́лости Своея́ от сыно́в Свои́х, но да укрепи́т в нас трезве́ние и целому́дрие, да помо́жет Свое́ю десни́цею трезвя́щимся спаси́тельный обе́т свой до конца́ сохрани́ти во дни и нощи́, о нем бо́дрствующе и о нем до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́лище да́ти. Приими́, уго́дниче Бо́жий, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих; жен честны́х, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад си́рых и убо́гих, от пиа́ниц оста́вленных, всех нас, ико́не твое́й припа́дающих, и да прии́дет сей вопль наш моли́твами твои́ми ко престо́лу Всевы́шняго дарова́ти всем по моли́твам их здра́вие и спасе́ние душ и теле́с, наипа́че же Ца́рство Небе́сное. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный час исхо́да на́шего помози́ прейти́ непреткнове́нно возду́шные мыта́рства и моли́твами твои́ми изба́ви ве́чнаго осужде́ния. Умоли́ же Го́спода дарова́ти нам к Оте́честву на́шему любо́вь нелицеме́рную и непоколеби́мую, пред врага́ми Це́ркве святы́я ви́димыми и неви́димыми си́лу непобеди́мую, да покры́ет нас ми́лость Бо́жия в несконча́емыя во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Святой мученик Иоанн Казанский

Аудио

Святой мученик Иоанн Казанский

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святой Иоанн родился в Нижнем Новгороде. В 1529 году он был взят в плен во время набега татар и отдан в услужение хану Али-Шукуру. Невзирая на юный возраст пленника, татары пытались силой обратить его в ислам. Укрепляемый верой в Бога и молитвой, он оставался непреклонен и не страшился угроз. Святого Иоанна подвергли жестоким мучениям, но он продолжал исповедовать веру в Иисуса Христа. Полумертвым его выбросили на снег, но он чудесным образом спасся и сумел сообщить о случившемся Великому князю Московскому. 24 января 1529 года в Казани святой Иоанн отошел ко Господу.

6 февраля 2013 г.

скрыть способы оплаты

“Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!”

Господи Всемилостивый, в великом трепете души молитвенно прошу, спаси Украину Имени Твоего Святаго ради Ими же веси судьбами.
Святая блаженная Ксения Петербургская, Святой мученик Иоанн Казанский, молите Всемилостивого Бога, да воссияет благодать Божия и мир на земле Украинской!
Святой мученик Иоанн Казанский, всею душою своею смиренно прошу неустанной молитвы твоей к Богу о нас грешных Владимире, Наталье, Владиславе, об укреплении и приумножении наших душевных и телесных сил; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миролюбия, духа чистоты и правды!
Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь.

св. мч. Иоанн моли Бога о нас.

Этот пример показателен. Сейчас неприятно видеть девушек гуляющих (как вы понимаете и не только) в компании мусульман – чеченцев, ингушей, кабардинцев, аварцев, лезгин.
А на курортах в Египте, турции, там вообще откровенный блудный грех, многие женщины и девушки с пост. советского пространства за этим туда и ездят.

Разговаривая с такими людьми, они бахвалятся, со сколькими “русскими”, “православными” они переспали.

Читайте также:  Авксентий Вифинский

Наверное не стоило об этом щдесь говорить.
Господи помилуй.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Мученик Иоа ́ нн Казанский

Дни памяти

17 октября – Собор Казанских святых

Житие

Краткое житие мученика Иоанна Казанского

Му­че­ник Иоанн Ка­зан­ский по­стра­дал за Хри­ста в го­ро­де Ка­за­ни 24 ян­ва­ря 1529 го­да. В кня­же­ние ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Ива­но­ви­ча та­та­ры на­па­ли на Ниж­ний Нов­го­род. Мно­гие жи­те­ли бы­ли взя­ты в плен и уве­де­ны в Ка­зань. В чис­ле их был и бо­го­бо­яз­нен­ный Иоанн. При раз­де­ле плен­ни­ков он до­стал­ся хан­ско­му род­ствен­ни­ку Алей-Шну­ру. Днем Иоанн чест­но слу­жил сво­е­му гос­по­ди­ну, а но­ча­ми мо­лил­ся, оста­ва­ясь без сна, тер­пе­ли­во пе­ре­но­ся оби­ды и на­смеш­ки. Хо­зя­ин ре­шил сде­лать сво­е­го неволь­ни­ка по­клон­ни­ком Ма­го­ме­та, но Иоанн твер­до объ­явил, что ис­по­ве­ду­ет Гос­по­дом Бо­гом Иису­са Хри­ста. Зи­мой та­та­ры при­ве­ли его на рус­ское клад­би­ще, смер­тель­но из­ра­ни­ли ме­ча­ми и свя­зан­но­го бро­си­ли на снег. Оч­нув­шись но­чью, свя­той Иоанн до­брал­ся до дво­ра жи­ву­щих в Ка­за­ни рус­ских, про­сил по­звать свя­щен­ни­ка, при­ча­стил­ся Свя­тых Тайн, всю ночь мо­лил­ся, а на­ут­ро скон­чал­ся.

Полное житие мученика Иоанна Казанского

Свя­той му­че­ник Иоанн Ка­зан­ский был ро­дом из Ниж­не­го Нов­го­ро­да. Он жил в на­ча­ле XVI ве­ка, ко­гда Мос­ков­ское го­су­дар­ство под­вер­га­лось ча­стым на­бе­гам ка­зан­ских та­тар. В один из та­ких на­бе­гов в цар­ство­ва­ние ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия IV Иоан­но­ви­ча (1505–1533) та­та­ра­ми был взят в плен бо­го­бо­яз­нен­ный юно­ша Иоанн. Его при­ве­ли в Ка­зань и от­да­ли в раб­ство хан­ско­му род­ствен­ни­ку Алей-Шпу­ру. Несмот­ря на тя­жесть раз­лу­ки с род­ны­ми, свя­той Иоанн со сми­ре­ни­ем по­ко­рил­ся во­ле Бо­жи­ей и стал без­ро­пот­но слу­жить сво­е­му гос­по­ди­ну. В то же вре­мя он усерд­но вы­пол­нял все за­по­ве­ди хри­сти­ан­ской ве­ры, ко­то­рым был на­учен бла­го­че­сти­вы­ми ро­ди­те­ля­ми с дет­ства. Свя­той Иоанн стро­го со­блю­дал по­сты, чест­но тру­дил­ся, был кро­ток и по­слуш­лив. Так как днем он все­гда был за­нят ра­бо­той, то мо­лить­ся ему при­хо­ди­лось толь­ко но­чью. И свя­той неле­ност­но про­во­дил боль­шую часть но­чи в мо­лит­ве. За та­кую стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь он неред­ко тер­пел уко­ры и на­смеш­ки от хо­зя­ев и слуг.

Ко­гда Алей-Шпур вме­сте с ка­зан­ским мул­лой за­хо­те­ли об­ра­тить свя­то­го Иоан­на в ма­го­ме­тан­ство, он объ­явил, что ис­по­ве­ду­ет Иису­са Хри­ста ис­тин­ным Бо­гом, а уче­ние Ма­го­ме­та счи­та­ет за­блуж­де­ни­ем. Ни лас­ки, ни угро­зы не по­ко­ле­ба­ли его. Алей-Шпур при­ка­зал пы­тать пра­вед­ни­ка, но и му­че­ния не за­ста­ви­ли свя­то­го Иоан­на от­речь­ся от Хри­ста и при­нять лже­уче­ние Ма­го­ме­та. Ви­дя твер­дость свя­то­го и бес­по­лез­ность сво­их пы­ток, Алей-Шпур при­ка­зал от­сечь ему го­ло­ву. Свя­то­му Иоан­ну свя­за­ли рем­нем ру­ки и вы­ве­ли за го­род, где на­хо­ди­лось рус­ское клад­би­ще. Там му­чи­те­ли из­ра­ни­ли его те­ло ме­чом, но удар, ко­то­рым хо­те­ли от­ру­бить го­ло­ву, по Про­мыс­лу Бо­жию, был на­не­сен неудач­но: свя­то­му толь­ко по­ра­ни­ли шею, и он, об­ли­ва­ясь кро­вью, по­те­рял со­зна­ние. Слу­ги Алей-Шпу­ра по­ду­ма­ли, что му­че­ник умер, и вер­ну­лись в го­род.

До позд­ней но­чи свя­той Иоанн ле­жал без чувств, по­лу­мерт­вый, но Гос­подь со­хра­нил пра­вед­ни­ка, чтобы вме­сте с ним не ис­чез­ла па­мять о его стра­да­ни­ях. Снег во­круг му­че­ни­ка рас­та­ял, а ру­ки его раз­вя­за­лись. Оч­нув­шись, он по­шел в го­род к по­слам ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го в Ка­за­ни и рас­ска­зал им о сво­их му­че­ни­ях. На­не­сен­ные свя­то­му Иоан­ну ра­ны бы­ли смер­тель­ны. Пред­чув­ствуя свою близ­кую кон­чи­ну, он по­про­сил при­ча­стить его Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. По­сле при­ча­стия остав­шу­ю­ся часть но­чи свя­той му­че­ник про­вел в слез­ной мо­лит­ве. Утром, при вос­хо­де солн­ца, он пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду († 1529). Свя­тое те­ло му­че­ни­ка Иоан­на бы­ло по­гре­бе­но на ста­ром рус­ском клад­би­ще близ Ка­за­ни.

6 февраля. Мученик Иоанн Казанский

Аудио

Началась сплошная седмица, поста на ней нет.

Сегодня Православная Церковь празднует память: мчч. III века Вавилы Сицилийского, пресвитера, и учеников его, Тимофея и Агапия. Прп. Македония, сирийского пустынника, и прп. Ксении (в миру Евсевии) Миласской, диаконисы (V).

Перенесение мощей прмч. Анастасия Персянина в VII веке.

Свт. Герасима, епископа Великопермского, Устьвымского святого XV века. Мч. Иоанна Казанского (XVI). Блж. Ксении Петербургской, подвижницы XIX столетия.

Мч. Николая Цикуры, пострадавшего в 1918 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы вступили в первую подготовительную седмицу к Великому посту. Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается через некоторое время после праздника Богоявления Господня в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего крещения удалился в пустыню для поста, в воспоминание о котором и установлена Четыредесятница. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные недели (что на современном русском языке означает «воскресных дня»): Неделя (без седмицы) мытаря и фарисея (та, что была вчера); седмица и Неделя о блудном сыне (та, что началась сейчас), а затем мясопустная и сыропустная седмицы. Последняя седмица, «сырная», в народе называется масленицей. Но суть ее, конечно, в том, чтобы плавно войти в делание Великого поста, а не в объедении блинами.

В продолжение подготовительных недель Церковь приучает христиан к подвигу поста постепенным усилением воздержания. После этой сплошной седмицы восстанавливаются посты в среду и пятницу, затем на масленицу запрещается вкушать мясную пищу, но дозволяется употреблять молочную пищу в среду и пятницу. Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви.

Как пишет выдающийся литургист ХХ века Гермоген Иванович Шиманский: «Приготовляя верующих к Святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах поступает, как военачальник, ободряющий мудрым и благовременным словом воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах Церковь говорит то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням бытия мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и обратить нас к Богу».

Святители IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие отцы Церкви оставили беседы и слова, сказанные ими в преддверии поста еще не наступившего, а только ожидаемого. Каноны и многие другие песнопения, в которых раскрывается значение приготовительных недель, были составлены в VIII веке. Преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Неделю о блудном сыне, мясопустную и сыропустную седмицы, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, написал канон на Неделю о мытаре и фарисее.

Но мы должны сегодня остановить наше внимание и на одном из святых дня. О блаженной матушке Ксении мы говорили в прошлом году, а в этом помянем святого мученика Иоанна Казанского. Он был родом из Нижнего Новгорода и жил в начале XVI века, еще до правления Иоанна Грозного, когда Казань не была взята и Московское государство подвергалось частым набегам казанских татар. В один из таких набегов в царствование великого князя Василия IV Иоанновича татарами был взят в плен богобоязненный юноша Иоанн. Его привели в Казань и отдали в рабство ханскому родственнику Алей-Шпуру.

Несмотря на тяжесть разлуки с родными, святой Иоанн со смирением покорился воле Божией и стал безропотно служить своему господину. В то же время он усердно выполнял все заповеди христианской веры, которым был научен благочестивыми родителями с детства. Святой Иоанн строго соблюдал посты, честно трудился, был кроток и послушлив. Так как днем он всегда был занят работой, то молиться ему приходилось только ночью. И святой неленостно проводил большую часть ночи в молитве. За такую строгую подвижническую жизнь он нередко терпел укоры и насмешки от хозяев и слуг.

Когда Алей-Шпур вместе с казанским муллой захотел обратить святого Иоанна в ислам, то он объявил, что исповедует Иисуса Христа истинным Богом, а учение Магомета считает заблуждением. Ни ласки, ни угрозы не поколебали его. Алей-Шпур приказал пытать праведника, но и мучения не заставили святого Иоанна отречься от Христа и принять лжеучение Магомета.

Видя твердость святого и бесполезность своих пыток, Алей-Шпур приказал отсечь Иоанну голову. Святому связали ремнем руки и вывели за город, где находилось русское кладбище. Там мучители изранили его тело мечом, но удар, которым хотели отрубить голову, по Промыслу Божию был нанесен неудачно: святому только поранили шею, и он, обливаясь кровью, потерял сознание. Слуги Алей-Шпура подумали, что мученик умер, и вернулись в город.

До поздней ночи святой Иоанн лежал без чувств, полумертвый, но Господь сохранил праведника, чтобы вместе с ним не исчезла память о его страданиях. Очнувшись и освободившись от пут, он пошел в город к послам великого князя московского в Казани и рассказал им о своих мучениях.

Нанесенные святому Иоанну раны были смертельны. Предчувствуя свою близкую кончину, он попросил причастить его Святых Христовых Таин. После причастия оставшуюся часть ночи святой мученик провел в слезной молитве. Утром, при восходе солнца, он преставился ко Господу. Было это в 1529 году. Святое тело мученика Иоанна было погребено на старом русском кладбище близ Казани.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Иоанна Казанского

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Иоанн Казанский мученик родился в Нижнем Новгороде. Жил во время князя Василия Ивановича в шестнадцатом столетии. А сегодня является весьма почитаемым святым в православии.

Житие святого

Когда татары взяли город и увели многих пленных, среди них был Иоанн. Его забрал как слугу Алей-Шпур. Юноша был требовательный к православной вере, придерживался поста и молился. За исполнительность и добропорядочность Алей-Шпур сделал его своим слугой. Иоанн старался и выполнял все обязанности, терпел насмешки, тосковал по родине.

Алей-Шпур решил изменить его веру. Но кроткий юноша сказал, что он православный. Отказ рассердил хозяина, он приказал отсечь ему голову. Иоанну связали веревкой руки и вывели на русское захоронение. Ударив мечом, мучители не отсекли голову, а только смертельно ранили. Юноша упал весь в крови. Они подумали, что он мертвый и вернулись домой. До вечера лежал он на снегу, а когда очнулся, то встал и пошел в город к русским послам в Казани и рассказал о своих страданиях. Предчувствуя скорую смерть, Иоанн попросил о причащении. Утром он скончался. Комната наполнилась благоуханием. Тело было похоронено рядом с Казанью на русском кладбище.

После взятия Казани воинов захоронили в общей могиле на берегу речки Казанки. Царь Иоанн четвертый распорядился построить Свято-Успенскую мужскую обитель. Место было очень неудачное. В полноводье строение наполнялся водой. Затем здание возвели на Зилантовой горе, а на братском захоронении построили храм Спаса Нерукотворного Образа.

О чем молятся святому

Святой мученик считается защитником иноков, ему молилась братия:

  • о заступничестве;
  • об укреплении веры в Господа;
  • об исцелении недугов тела и души.

Когда в Гражданскую войну шли сражения за Казань, солдаты Красной армии ворвались в обитель и расстреляли всех монахов. В 2000 году православная церковь причислили их к лику святых.

На иконах Иоанна Казанского изображают молодым юношей с вьющимися русыми волосами, на лице бородка. Из одеяний красивое убранство, красный плащ как знак молодости. День памяти — 24 января (6 февраля). В этот день просят у святого защиты и наставления на путь Божий, читая молитву.

Читайте также:  Феодот Анкирский

Молитва святому мученику Иоанну:

Ди́вный во страда́льцех, страстоте́рпче Госпо́день Иоа́нне! К тебе́, ско́рому помо́щнику и те́плому моли́твеннику, недосто́йнии, прибега́ем, смире́нное моле́ние принося́ще: не пре́зри ны, немощны́я, по вся дни и часы́ в беззако́ния впада́ющия. Ей, свя́тче Бо́жий, не оста́ви ны, твоея́ ми́лости прося́щия, ве́лие бо и́маши дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему, я́ко мно́ги му́ки и страда́ния за Него́ и главы́ усече́ние от неве́рных ага́рян прия́л еси́, и ны́не со А́нгелы Престо́лу Бо́жию предстоя́, умоли́ Го́спода Бо́га изба́вити ны от вся́кия ско́рби и боле́зни и вся́каго зла, наипа́че же от нахожде́ния врага́ те́мнаго, Це́ркве Правосла́вней благоде́нствие да́руй; град Каза́нь, в не́мже страда́ния прия́л еси́, и всю зе́млю Ру́сскую ми́ром огради́, от вся́каго зла́го обстоя́ния изба́ви и вся к животу́ вре́менному поле́зныя и ко спасе́нию ве́чному приводя́щия дарова́ти нам у Го́спода Бо́га на́шего испроси́, да моли́твами твои́ми христиа́нскую кончи́ну получи́ти вси сподо́бимся и ко́зней диа́вольских и му́ки ве́чныя изба́вльшеся, бесконе́чнаго блаже́ннаго Ца́рствия прича́стницы бу́дем, сла́вяще Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

ИОАНН I

(† 24.01.1529, Казань), мч. (пам. 24 янв., 4 окт.- в Соборе Казанских святых), Казанский.

Житие И.

было составлено ранее нояб. 1552 г., когда оно было включено в Великие Четьи-Минеи митр. свт. Макария («В лето 7037 месяца генваря 24 мучение святого Ивана»; нач.: «В граде Казани бе некый полонянин у дядки царева»; см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 412). 50-ми гг. XVI в. датируется список Жития И. в сборнике РНБ. Q.XVII.64 («О святем мученице Иване, иже за Христа мучен во граде Казани»; см.: Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 101-102, 104), происходящем из Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Сборник был переписан архим. Нифонтом (Кормилицыным), в 1543-1554 гг. управлявшим Новоспасским московским в честь Преображения Господня монастырем. В записи архим. Нифонт завещает отдать сборник в Иосифо-Волоколамский мон-рь, где ранее он был игуменом. По предположению Р. П. Дмитриевой, архим. Нифонт мог быть составителем первоначального краткого рассказа о мученичестве И. Нифонт мог узнать об И. во время похода рус. войск на Казань в 1550 г., в котором он принимал участие. К сборнику архим. Нифонта восходит список Жития И. 2-й пол. XVI в. в волоколамском сборнике Мартина (Рыкова) РГБ. Волок. № 520; известны также др. списки памятника. Под 24 янв. рассказ о мученичестве И. был включен в Чудовские (1600) и Тулуповские (1627-1632) Четьи-Минеи.

Биография

Нижегородец (или житель Нижегородского у.) И. был захвачен в плен казанскими татарами во время нападения на Н. Новгород хана Мухаммед-Эмина в 1505 г. (о походе см.: ПСРЛ. М., 2001. Т. 6. С. 249-252), в ходе к-рого город не был взят. Встречающиеся в лит-ре утверждения о том, что И. был воином, недостоверны. В Казани И. находился в рабстве («в услужении») у вельможи Алей-Шпура (Алей-Шнура, Алейшунура, Али Шукуря), «царева дядьки», т. е. воспитателя казанского хана Мухаммед-Эмина (хозяина И., по всей видимости, звали Аллашукур, это имя до сих пор распространено у турок и крымских татар). «Али Шукуров сын» упоминается в рус. летописях 2-й четв. XVI в. под 1531 г. как убитый казанцами наряду с «иными князьями» в ходе восстания против хана Сафа-Гирея, инспирированного грамотой Московского вел. кн. Василия III Иоанновича (ПСРЛ. Т. 8. С. 277; Т. 13. С. 57).

Согласно житийному рассказу, хозяин принуждал И. принять ислам, однако не смог заставить его отречься от Православия, более того, святой «и Магомета их прокля. заплева лице их, и веру их прокля». Тогда И. отвели на гору (согласно позднейшим пересказам Жития, там находилось рус. кладбище), нанесли множество ран, мечом прокололи насквозь живот и нанесли удар по шее, после чего мучители удалились, считая И. мертвым. Однако поздним вечером страдалец очнулся, его веревки сами собой развязались. И., поддерживая руками голову, «иде к детем болярским великого князя», т. е., вероятно, туда, где жили российские послы. Предчувствуя близкую кончину, он попросил священника исповедать и причастить его. Остаток ночи И. провел в молитве и утром скончался, при этом дом наполнился благоуханием. И. был погребен «в Казани, в месте сокровенне, на лесе, на старом кладбищи русском» (РНБ. Q.XVII.64. Л. 254). В позднейшей традиции местом погребения называлась Зилантова гора, но в Казани ханских времен рус. кладбище находилось в др. месте, точное его расположение неизвестно.

Почитание

О мученичестве И. сообщил патриарху Московскому и всея Руси св. Иову Казанский митр. сщмч. Ермоген (впосл. патриарх Московский и всея Руси) грамотой от 9 янв. 1592 г. Митр. Ермоген ходатайствовал об установлении памяти И. и др. Казанским мученикам – Стефану и Петру († 1552), а также рус. воинам, погибшим под Казанью в 1552 г. В ответной грамоте патриарх Иов установил совершать поминовение Казанских мучеников в день кончины И.: «С собором митрополиту панихида и обедня служити самому, також и по всем церквам святым – и по монастырям и по мирским – написати их и поминати. на литиях и на обеднях» (цит. по: Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии. Каз., 1868. С. 67). Грамота сщмч. Ермогена вошла в нек-рые списки «Казанской истории» 2-го типа. Из «Казанской истории» Житие И. в позднейшей редакции было перенесено в 1692 г. в «Скифскую историю» А. Лызлова. Грамота сщмч. Ермогена была известна архиеп. Платону (Любарскому) по рукописному сборнику, составленному в кон. XVIII в.

Имя И. вошло в Устав служб московского Успенского собора, составленный по распоряжению патриарха Филарета (Романова) во 2-й четв. XVII в. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 414), а также в месяцеслов РНБ. Кир.-Бел. № 516/773, 1626 г. (под 21 янв. и 24 марта; ср.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 23), в Месяцеслов сер. 50-х гг. XVII в. келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) (под 24 янв.: «святаго мученика Ивана синклитика, Нижгородскаго, страдавша в Казани от безбожных в лето 7037»; под 24 марта: «в день 24 страдание святаго священомученика Ивана, иж в Казани от безбожных татар» – РГБ. МДА. № 201. Л. 310 об., 313-313 об.), в святцы 3-й четв. XVII в. РНБ. Погод. № 637 (под 24 янв.: «Иоанн воин, родом нижегородец» (Л. 283); под 24 марта: «мученик Иоанн, иже в Казани» (Л. 335)), в «Описание о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.; см.: Описание о российских святых. С. 254).

И. особо почитался в казанском Зилантовом в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре, где, по преданию, святой был похоронен. Имя И. как местночтимого святого вошло в составленный Владимирским архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 7, 65), что свидетельствует о состоявшемся к этому времени местном прославлении святого. Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. Имя И. также вошло в Собор Казанских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. Житие И., акафист и молитва мученику были составлены свящ. Сергием Галямовым, опубликованы в Казани в 2006 г. по благословению архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина).

Иконография

Изображения И. редки и связаны с местом почитания. Из дореволюционной лит-ры известно о существовании в Казани неск. икон, на к-рых присутствовал образ И. В единоверческой ц. во имя свт. Николая Чудотворца находилась икона святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова с изображением на полях И. и свт. Епифания, архиеп. Иерусалимского. В нач. XX в. исследователи датировали этот образ нач. XVIII в. (икона передана с др. имуществом церковной общины в Гохран в нач. 30-х гг. XX в.). Некое «иконописное изображение казанских угодников» (неясно, картина или стенопись), в т. ч. И., размещалось на зап. стороне «пещёрки» за алтарем монастырского Преображенского собора в Казанском кремле (к 70-м гг. XIX в. утрачено; см.: Деятель. 1901. С. 251; Алексеев И. Е. Во имя Христа и во славу государеву: История «Казанского общества трезвости» и Казанского отдела «Русского собрания» в кр. очерках, док-тах и коммент. к ним. Каз., 2003. Ч. 1. С. 98).

На иконе кон. XIX – нач. XX в. (Железноборовский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь, см.: Минея (МП). Янв. 1983. Цв. вкладка) И. представлен средовеком с темно-русыми волосами и короткой бородой, в длинной зеленой рубахе, с крестом в правой руке, на фоне реки и белых строений (стена, надвратная башня, церковь) – условный образ Зилантова мон-ря. Погрудное изображение И. в круглом медальоне сохранилось среди акварельных набросков В. М. Васнецова (1890, ГТГ), предназначавшихся для украшения арок главного купола Владимирского собора в Киеве. Святой молод, рус, с небольшой бородой, одет в кафтан, в деснице крест.

Образ И. встречается в композиции «Собор Казанских святых», в частности на иконе нач. ХХ в. (Там же. Март. 1984. Цв. вкладка) – крайний справа в 1-м ряду, средовек, в темной рубахе со светлым отложным воротником, с препоясанием, в деснице крест. В составе Соборов рус. святых И. (юный, без бороды, в хитоне и плаще) представлен рядом с мч. Стефаном в произведениях выговской иконописи: напр., на иконах кон. XVIII – нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). И. введен в группу подвижников XVI в. в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х – 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Мученик изображен в группе Казанских святых на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) для свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ), на 2 авторских повторениях нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на творческих списках кон. XX – нач. XXI в.

В совр. произведениях, выполненных преимущественно в Казанской епархии, образ И. варьируется. На иконах Казанских чудотворцев он изображается вместе с мучениками Петром и Стефаном безбородым юношей с короткими волосами, в светлом платье с шитьем по подолу, на рукавах и оплечье, в красном плаще. Разработана житийная иконография И., напр. икона с 12 клеймами жития, подробным циклом мученичества, с видами Казани на фоне средника и Зилантова монастыря на нижнем поле (ц. в честь Всех святых в Успенском Зилантовом мон-ре). Как средовек со светлыми волосами, с недлинной, слегка раздвоенной бородой И. написан в составе композиции «Собор Казанских святых» кон. XX в. на сев. стене нижней ц. Сретения Господня Петропавловского собора Казани, на иконе нач. XXI в., выполненной по архиерейскому заказу для кафедрального Никольского собора (находится в Николо-Низской ц.) Казани.

Читайте также:  Молись святому Николаю Чудотворцу и святому Спиридону Тримифунтскому. Ведь они скорые помощники и молитвенники наши.

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Дни памяти: Январь 24


ученик Иоанн Казанский пострадал за Христа в городе Казани 24 января 1529 года.

В княжение великого князя Василия Ивановича татары напали на Нижний Новгород. Многие жители были взяты в плен и уведены в Казань. В числе их был и богобоязненный Иоанн. При разделе пленников он достался ханскому родственнику Алей-Шнуру. Днем Иоанн честно служил своему господину, а ночами молился, оставаясь без сна, терпеливо перенося обиды и насмешки.

Х озяин решил сделать своего невольника поклонником Магомета, но Иоанн твердо объявил, что исповедует Господом Богом Иисуса Христа. Зимой татары привели его на русское кладбище, смертельно изранили мечами и связанного бросили на снег. Очнувшись ночью, святой Иоанн добрался до двора живущих в Казани русских, просил позвать священника, причастился Святых Тайн, всю ночь молился, а наутро скончался.

Т ропарь мученика И оанна К азанского

С трастотерпче святый Иоанне, блаженна земля, напившаяся крове твоея, Христа бо со дерзновением проповедав, многия муки от неверных агарян приял еси, страданьми своими противных дерзости низложив, Троицы поборник явился еси, Юже и моли даровати нам велию милость.

К ондак мученика И оанна К азанского

З везда светла среди неверных явился еси, многострадальне Иоанне, зарями твоими Солнце Христа возвещающи, прелесть агарянскую посрамил еси и нам подаеши свет, моля непрестанно Христа Бога о всех нас.


М олитва мученику И оанну К азанскому

Д ивный во страдальцех, страстотерпче Господень Иоанне! К тебе, скорому помощнику и теплому молитвеннику, недостойнии, прибегаем, смиренное моление приносяще: не презри ны, немощныя, по вся дни и часы в беззакония впадающия. Ей, святче Божий, не остави ны, твоея милости просящия, велие бо имаши дерзновение ко Христу Богу нашему, яко многи муки и страдания за Него и главы усечение от неверных агарян приял еси, и ныне со Ангелы Престолу Божию предстоя, умоли Господа Бога избавити ны от всякия скорби и болезни и всякаго зла, наипаче же от нахождения врага темнаго, Церкве Православней благоденствие даруй; град Казань, в немже страдания приял еси, и всю землю Русскую миром огради, от всякаго злаго обстояния избави и вся к животу временному полезныя и ко спасению вечному приводящия даровати нам у Господа Бога нашего испроси, да молитвами твоими христианскую кончину получити вси сподобимся и козней диавольских и муки вечныя избавльшеся, бесконечнаго блаженнаго Царствия причастницы будем, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Google
  • Елицы

Добавить комментарий Отменить ответ

Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка

Ваша помощь сайту и приходу

П равославный просветительский сайт нашего прихода является некоммерческим проектом. Для развития, расширения и совершенствования нам требуется финансовая поддержка. Если Вы обладаете возможностью поддержать нас, молитвенно просим вас не оставаться в стороне. Любая сумма, которую Вы сможете перечислить крайне важна для нас.

Д ополнительные способы пожертвований и платёжные реквизиты Вы найдёте здесь .

Календарь — архив записей

Февраль 2015

ПнВтСрЧтПтСбВс
« ЯнвМар »
1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Неделя о блудном сыне (подборка материалов сайта)

Православный календарь

Икона дня

Святитель Мака́рий (Невский), митрополит Московский, Алтайский

День памяти: 16 февраля, 23 августа (Моск.), 5 октября (Моск. Свт.)

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.

В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию – Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных – 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его. В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков. Их желание – всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими. ». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».

В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне – последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.

Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» – под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре – священноархимандритом которой он был – сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св. Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой» – так называли его современники – почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю).

Тропарь святителю Макарию, митрополиту Московскому, Алтайскому

Боже́ственныя ве́ры пропове́данием,/ зе́млю Сиби́рскую озари́л еси́,/ теплоту́ и све́т Христо́в источа́я,/ ко Христу́ мно́гия лю́ди приве́л еси́,/ первопресто́льному гра́ду Москве́ и всея́ России́ пресла́вное украше́ние яви́лся еси́,/ апо́стольским дея́нием ревну́я,/ созида́л еси́ Це́рковь Христо́ву,/ па́стырю на́ш до́брый святи́телю Мака́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся все́м на́м.

Перевод: Божественной веры проповедью землю Сибирскую озарил ты, тепло и свет Христов источая, ко Христу многих людей привел ты, первопрестольного города Москвы и всей России прославленным украшением ты стал, апостольским трудам подражая, создавал ты Церковь Христову, пастырь наш добрый, святитель Макарий, моли Христа Бога спастись всем нам.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью 1 марта 2021. Святой Церковью читается Евангелие от Марка, глава 11, стихи 1–11.

Ссылка на основную публикацию