Святой Корнилий Псково-Печерский в чем помогает и от чего защищает

Святой Корнилий Псково-Печерский в чем помогает и от чего защищает

Преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому (тропарь, кондаки и молитва)

П ско́во-Пече́рская оби́тель, / издре́вле сла́вная чудесы́ ико́ны Богома́терни, / мно́гия и́ноки Бо́гови воспита́, / та́мо и преподо́бный Корни́лий / по́двигом до́брым подвиза́ся, / чу́дную Богома́терь сла́вя, / инове́рныя просвеща́я, / и́ноки и мно́гия лю́ди спаса́я, / оби́тель же свою́ ди́вно украша́я и огражда́я. / Та́мо и му́ченичества вене́ц / по мно́гих ле́тех па́стырства своего́ до́блестне прия́т. / Те́мже воспои́м, лю́дие, / Христа́ Бо́га и Пречи́стую Его́ Ма́терь возблагодари́м, / я́ко дарова́ нам преподобному́ченика сла́вна // и моли́твенника о душа́х на́ших достоблаже́нна.

С ве́тлый свети́льник Правосла́вия / и сугу́бая Пско́вския земли́ защи́та был еси́, / многобо́жие искореня́я и лю́ди к Бо́гу наставля́я. / Дом Богома́тери тобо́ю укрепи́ся и просла́вися, / доброде́тельми же украшен, вене́ц му́ченика прия́л еси́, // помина́й нас, чад твои́х, и у Го́спода, преподобному́чениче Корни́лие.

Ин кондак, глас 2:

И з мла́да, Корни́лие чу́дный, / трудо́м и по́двигом себе́ преда́в, / игу́меном Пско́во-Пече́рстей оби́тели поста́влен был еси́, / о́бразом ве́ры и по́стнического жития́ всем быв, / мно́гия лю́ди к Бо́гу приве́л еси́. / За своя́ же вели́кия доброде́тели / за́вистию от злых гони́м, / му́ченически ду́шу свою́ Бо́гови пре́дал еси́. / Того́ ра́ди с ве́рою возопии́м: / преподобному́чениче Корни́лие достосла́вный, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

О святы́й преподобному́чениче Корни́лие! Смире́нно припа́даем к ра́це моще́й твои́х и уми́льно мо́лим тя: ми́лостиво при́зри на ско́рби на́ша душе́вныя и теле́сныя и изба́ву нам пода́ждь; помози́ нам, свя́тче Бо́жий, от наве́та злых челове́к, от ни́хже и сам ты неви́нно на земли́ пострада́л еси́. Защити́ нас от наси́лия диа́вола, стра́стно вою́ющаго в не́мощных удесе́х на́ших, умоли́ Го́спода Бо́га и Пречи́стую Его́ Ма́терь дарова́ти нам ти́хое и безгре́шное житие́, взаи́мную бра́тскую нелицеме́рную любо́вь и ми́рную христиа́нскую кончи́ну, да чи́стою со́вестию предста́нем нелицеме́рному стра́шному суди́лищу Христо́ву, и в Ца́рствии Его́ просла́вим Животворя́щую Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  • ГЛАВНАЯ
  • КАЛЕНДАРЬ
  • ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
  • НОВЫЙ ЗАВЕТ
  • ПСАЛТИРЬ
  • МОЛИТВОСЛОВ
  • Ц. СЛ. СЛОВАРЬ
  • ТИПИКОН
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ
  • ТЕКСТЫ СЛУЖБ
  • ТРЕБНИК
  • = МОЛИТВОСЛОВИЯ =
  • * Господу и Кресту
  • * Богородице
  • * Ангелам
  • * Пророкам
  • * Апостолам и равноапостольным
  • * Князьям и царям
  • * Святителям
  • * Мученикам
  • * Преподобным
  • * Праведным, юродивым, блаженным и безсребренникам
  • * Соборам святых и в Недели
  • * Новомученикам и исповедникам XX века
  • * Общие святым
  • * В различных нуждах
  • * О усопших
  • * Триоди постной
  • * Триоди цветной
  • = КАНОНЫ =
  • * Каноны Господу Богу
  • АКАФИСТЫ
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Гостевая книга
  • Вопросы-ответы
  • Просьба о молитве
  • Новости
  • Объявления
  • ПОМОЩЬ САЙТУ

Новости

    16 Февраль 2021

Обновление на сайте

Размещены на сайте Богослужебные указания за март (до 14 числа) 2021 года.

Обновление на сайте

Отредактированы и размещены на сайте Богослужебные указания за февраль 2021 года.

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Святой Мартиниан, Белозерский игумен

8. Мартиниан Белоезерский, преподобный

Преподобный Мартиниан Белозерский (в миру Михаил Стомонахов), родился около 1397 года в деревне Березники, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря. Первоначальное воспитание он получил в своей благочестивой семье, а когда же достиг отроческого возраста, стал обнаруживать наклонность к учению. Благоразумные родители задумались, кому бы отдать своего сына учиться грамоте, и привели его «по Божию научению» в монастырь к преподобному Кириллу, в 30 верстах от их села. Это было около 1410 года.
Будучи постриженным в монахи с именем Мартиниана, преподобный стал ревностно подражать своему учителю, Кириллу Белозерскому, у которого пребывал в совершенном послушании.
В монастыре он обучился грамоте и, по благословению преподобного, исполнял возложенное на него преподобным Кириллом послушание – занимался переписыванием книг. Преподобный Кирилл радовался успехам своего ученика и, благодаря Бога, говорил братии: «Этот будет искусный инок».
По прошествии некоторого времени преподобный Кирилл дает Мартиниану новое послушание — посылает его на службу в хлебню и поварню. Здесь юный инок смиренно выполнял трудные работы: носил воду, рубил дрова и приносил хлеб братии, прося у всех молитв и благословения. Преподобный Кирилл не переставал следить за духовной жизнью своего ученика. Так, случилось однажды Мартиниану зайти от трапезы к одному брату некоторой ради нужды. Когда увидел его святой, что он уклонился к чужой кельи, призвал его к себе и спросил: «Так ли сохраняешь ты чин монастыря, не мог ли ты пойти сначала в свою келью и совершить должное молитвословие, а потом, если было нужно тебе, пойти к брату?». Когда Мартиниан, улыбаясь, сказал: «Если бы я пришел в келью, то не мог бы выйти из ней», преподобный Кирилл заметил ему: «Так делай всегда: сперва иди в келью, келья всему научит тебя».
Этот эпизод из жизни преподобного Мартиниана можно найти в житии преподобного Кирилла Белозерского, составленного Пахомием Логофетом. С благодарностью принимал подобные указания старца святой Мартиниан и руководился ими в своей жизни.
Видя его ревность, святой Кирилл сделал его клириком, а спустя немного времени, преподобный Мартиниан был посвящен во иеродиакона, потом во иеромонаха.
Удостоенный священного сана, преподобный Мартиниан благоговейно совершал Божественную службу, руководясь примером своего наставника. Своими трудами и смирением, а также и близостью к святому Кириллу преподобный Мартиниан скоро снискал себе любовь и уважение братии. «Блажен брат сей, — говорили они, — что сподобился быть учеником такового подвижника», — и молили за него Бога.
Прошло уже немало времени с тех пор, как Мартиниан был пострижен в монашество. Ища высших подвигов для себя, преподобный все более желал уединения и безмолвия. Для этого он удалился на безлюдный лесистый остров на озере Воже, в 120 верстах от монастыря, и начал там пустынную жизнь. Но недолго пришлось преподобному быть в уединении – прослышали о месте его подвигов и стали к нему стекаться сподвижники. Общими трудами они создали церковь, освященную в честь Преображения Господня. Введя общежительный устав, в трудах и подвигах прожил в обители преподобный Мартиниан около десяти лет.
За это время его пустынь разрослась и братия умножилась; преподобный убедился, что он может со спокойной совестью покинуть созданный им монастырь. Тогда он оставляет свою обитель и дает заповедь ученикам своим иметь особенное попечение об устроенной им церкви. Сам же, помолившись Богу, отправляетсяся в Ферапонтов монастырь, где и был принят с великой честью и радостью игуменом и братией.
В Ферапонтовом монастыре, благодаря своему смирению и благоговению, а также и знанию устава монашеской жизни, преподобный Мартиниан скоро заслужил уважение всей братии, видевшей в нем своего наставника. В это время игумен Ферапонтова монастыря оставил свое место и инокам следовало выбрать себе нового игумена. Выбор братии пал на преподобного Мартиниана, которого и начали просить принять игуменство. Но, ссылаясь на свое недостоинство, преподобный смиренно отказался.
Собравшись снова, братия опять умоляли преподобного Мартиниана, и он покорился их мольбам и принял игуменство. Это произошло около 1435 года. Теперь к заботам о подвигах личного самоусовершенствования присоединились заботы о вверенном ему монастыре. Строгим сохранением иноческих правил преподобный Мартиниан возвысил и прославил Ферапонтову обитель, взяв за образец устав и обычаи монастыря преподобного Кирилла Белозерского. Он старался ввести порядок не только в церкви, но и в келейной жизни инока, и на трапезе братии, установив общую трапезу, «равную для всех и в строгом молчании». «Обитель Мартинианова» под управлением преподобного пришла в цветущее состояние.
Но тихая жизнь обители нарушаема была в неспокойное время: Василий Темный отправился с войсками искать потерянного им московского престола, но прежде чем вступить в борьбу с Шемякой, благочестивый князь по дороге к Москве посетил сперва Кириллов, а потом и Ферапонтов монастыри. Преподобный Мартиниан обнадежил его словом утешения. В ответ на это князь сказал: «Мартиниан! Если будет на мне милосердие Божие, Пресвятой Богородицы и великих чудотворцев моление и твоими молитвами сяду на столе своем великокняжеском, даст Бог, позабочусь о твоем монастыре, а тебя приближу к себе».
Вступив на московский престол, Василий Васильевич, согласно своему обещанию, вызвал в 1448 году преподобного Мартиниана и назначил его игуменом в обители преподобного Сергия, выбрав его к тому же своим духовником.
Но не изменило высокое положение святого подвижника, ставившего правду выше всяких расчетов. Однажды, «преступив слово», данное Мартиниану, заключил под стражу Василий Темный вернувшегося к нему на службу боярина. Услышав об этом от сродников заключенного боярина, преподобный Мартиниан оскорбился такой несправедливостью великого князя и немедленно явился в Москву. Войдя в княжескую палату, преподобный обратился к князю со следующей речью: «Так ли ты, великий князь самодержавный, научился судить праведно? Зачем велел ты заковать боярина, которого я призвал, ручаясь душою моею? Зачем преступил ты свое слово? Да не будет же благословения моего грешного на тебе и на твоем великом княжении». И повернувшись, вышел от князя, а потом уехал в Троицкий монастырь.
Раскаявшись, князь Василий освободил боярина и осыпал его милостями, а сам отправился в обитель преподобного Сергия. После молитв в храме преподобный дал ему прощение и сам просил прощения у великого князя. С тех пор Василий Васильевич еще более возлюбил своего духовного отца, ни в чем не оскорблял его, слушал во всем и почитал.
Но тяготила жизнь в монастыре, близком к столице, преподобного Мартиниана, искавшего уединения и безмолвия. С приближением старости все чаще вспоминал он слова своего наставника, преподобного Кирилла: «Хорошо иноку соблюдать молчание и нестяжательность и избегать всего, что может возмущать душевные чувства». Сдав управление монастырем и сердечно распрощавшись с братией, преподобный отправился в Ферапонтову обитель. Это было в начале 1455 года.
Ферапонтовские иноки, возрадовавшись возвращению любимого игумена и встретив его как своего отца, просили преподобного Мартиниана снова быть их пастырем и руководителем. «Для того я ушел из обители преподобного Сергия, чтобы в старости найти покой и безмолвие и оплакивать свои грехи»,- смиренно отказывался Мартиниан. И только после неотступной просьбы со стороны игумена и братии согласился он снова принять на себя бремя управления монастырем. Жизнь монастырскую он устроил отчасти по уставу Кирилловой обители, отчасти же руководясь порядками Троице-Сергиевой лавры.
Подвижник достиг глубокой старости и, чувствуя приближение своей кончины, созвал к себе всю братию и заповедал сохранять предание и устав обители: «Отцы и братия! Поступайте так, как я учил и поступал. Божия же любовь и милость и Пречистая Богородица да будет со всеми вами!».
Причастившись Святых Таин, преподобный Мартиниан мирно скончался в воскресенье 12 января 1483 года на 86 году от рождения, прожив в иночестве более 70 лет. Игумен и братия торжественно погребли честные мощи преподобного близ церкви Пресвятой Богородицы, на левой стороне от алтаря, где они находятся и поныне.

Мартиниан Белозерский (1370 – 1483), преподобный.
Память 12 января, 7 октября и в Соборе Радонежских святых
Преподобный Мартиниан Белозерский, в миру Михаил, родился в 1370 году в деревне Березники, недалеко от Кириллова монастыря. В тринадцать лет он оставил своих родителей и тайно пришел к преподобному Кириллу Белозерскому (память 9 июня), о котором ему много рассказывали как о великом подвижнике. Юный Мартиниан стал ревностно подражать своему учителю, у которого пребывал в совершенном послушании. В монастыре он обучился грамоте и, по благословению преподобного, занимался переписыванием книг.
Со временем Мартиниан был посвящен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. После смерти преподобного Кирилла († 1427) блаженный Мартиниан удалился из Белоезерской обители на остров Воже-озера, что в ста верстах от Кириллова. Когда начали стекаться к нему на сожительство ищущие уединения, поставил он, по убеждению их, церковь во имя Нерукотворного Образа и основал, в XV веке, монастырь (ныне несохранившийся), называвшийся Вожеозерским Спасским.
В 1447 году оказал поддержку сосланному на Белоозеро Василию II Темному в трудное для него время, когда на московский престол неправедно претендовал его двоюродный брат Димитрий Шемяка. Он всегда был поборником правды и справедливости. Позже, по настоянию великого князя, преподобный принял на себя управление обителью Преподобного Сергия Радонежского.
В 1455 году он вернулся в любимый им Ферапонтов монастырь, где и провел остаток жизни.
Трудами преподобного Мартиниана обитель начала разрастаться, став крупный центром просвещения. Преподобный Мартиниан особенно любил книжное дело и сам переписывал книги. При нем было положено начало обширной монастырской библиотеке. Известный церковный писатель Пахомий Логофет, посетивший Ферапонтово в 1461 году, писал, что монастырь «зело красен, много имуще братии работающих». На протяжении всего XV века монастырь являлся крупным духовным центром. Из его стен вышла целая плеяда известных просветителей и книжников.
Последние годы жизни прп. Мартиниан тяжело болел, не мог ходить, и братия носила его в храм. Скончался преподобный в возрасте 85 лет.
Мощи Мартиниана обретены спустя тридцать лет после его кончины. Мартиниан причислен к лику святых московским церковным собором 1549 года. Его могила — у южной стены собора в Ферапонтове. Над нею в 1502 году Дионисий написал фреску с изображениями Богородицы с младенцем Христом и коленопреклоненными Ферапонтом и Мартинианом. Позже, уже в XVII веке, на этом месте выстроена каменная шатровая церковь преподобного Мартиниана.
По материалам сайтов http://mospat.ru и http://russian-temples.ru

Тропарь преподобному Мартиниану Белоезерскому

Тропарь, глас 7:
От юности, отче, избран и возлюблен был еси Господом Богом, Иже, провидя доброе твое произволение, научи тя приити к преподобному угоднику Своему, Кириллу всеблаженному, от негоже наставлен быв на путь спасения, в страсе Божии и чистоте душевней, в благоговении же и непрестанных к Богу молитвах житие твое непорочно прешел еси и ныне, со дерзновением предстоя на Небесех Престолу Христову отче Мартиниане всеблаженне, не престай моля Христа Бога спасти и помиловати души наша.

Ин тропарь, глас 2:
Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя и провидящу твое добре произволение, наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику — Кириллу всеблаженному, от негоже наставлен бысть на путь спасения, страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением, и непрестанными к Богу молитвами во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси и заповеди Божия непорочно соблюл еси, пастырь и наставник иноком предивен был еси, и ныне престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех, со ангелы светлоликоствуя, отче преподобне Мартиниане всеблаженне, не престай моляся Христу Богу спасти и помиловати души наша.
Кондак, глас 8:
Благоизволив, преподобне, от юнаго возраста работати Господеви день и нощь, в страсе Божии и благоговении чистоту душевную соблюл еси, в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси, в подвизех же, злостраданиих тело твое изнурив, вся добродетели духовныя исправил еси и образ хотящим по тебе спастися явился еси. Темже ныне, присно зря на Небесех Пресвятую Троицу, молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение и житию нашему исправление, да вси верою вопием ти: радуйся, преподобне Мартиниане, отче наш.
Ин кондак, глас 8:
От юнаго возраста Божественным желанием разжегся, честному учителю вдан был еси и в воздержании мнозе, отче, пребыл еси, ревнуя благому наказанию, плод многодобродетелен Богу принесл еси, тем молим тя, отче Мартиниане, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Мартиниане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

  • Главная
  • Архистратиг Михаил
  • 70 лет Победы в Великой Отечественной войне
  • Расказы внуков о ветеранах
  • Начало прихода
  • Строительство храма
  • Иконы храма
  • Двунадесятые праздники
  • Святые Кубенского края
  • Северная Фиваида
  • Знаменитые земляки
  • Фотогалерея
  • Именной кирпичик
  • Видеоматериалы
  • О нашем селе
  • Летописцы края
  • Творчество прихожан
  • Знаете ли вы что.
  • Наш земляк – “Дядя Гиляй”
  • Вологда – «подстоличная Сибирь»
  • Горицкие затворницы
  • Новости епархии
  • Новости
  • Объявления
  • Контакты
  • Гостевая книга
  • От наших земляков
Читайте также:  Старцы Псково-Печерского монастыря

Новости

    15 Октябрь 2017

В день Покрова Божией Матери в Храме Архистратига Божия Михаила в селе Новленском впервые совершена Божественная Литугия

В день Покрова Божией Матери настоятель храма Архистратига Божия Михаила в селе Новленском иерей Александр Скородумов по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита ИГНАТИЯ совершил первую Литургию в строящемся храме.

Митрополит Игнатий и руководитель администрации Вологодского района Сергей Жестянников посетили Новленское

Митрополит Игнатий и руководитель администрации Вологодского района Сергей Жестянников вместе с активом прихода осмотрели строящуюся двухэтажную каменную церковь Архангела Михаила, в которой предусмотренно даже обустроить баптистерий для крещения взрослых полным погружением.В храме все поднимаемые жителями деревни вопросы касались хозяйственной части строящегося храма.Обсуждение волнующих прихожан и жителей деревни вопросов продолжилось за общей братской трапезой.

Мартиниан Белозерский

память 12/25 января

Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя и провидящу твое доброе произволение, наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику — Кириллу всеблаженному, от негоже наставлен бысть на путь спасения, страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением, и непрестанными к Богу молитвами во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси и заповеди Божия непорочно соблюл еси, пастырь и наставник иноком предивен был еси, и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех, со Ангелы светлоликовствуя, отче преподобне, Мартиниане всеблаженне, не престай молися Христу Богу спасти и помиловати души наша.

Преподобный Мартиниан был игуменом Ферапонтова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры. Житие Мартиниана написано в XVI веке иноком Ферапонтова монастыря и представлено как логическое продолжение жития его основателя св. Ферапонта Белозерского.

У Бога всемилосердного не в обычае презирать угодников своих, молящихся и служащих ему день и ночь, но всегда оказывается Он для печальных утешителем, для сирых отцом, для нищих кормильцем, ибо верный заступник Он тех, кто обращается к Нему. Так услышал Он и мольбу этого раба Своего Ферапонта и сделал — как некогда в древности израильтянам: взяв у них пророка Моисея, дал им вместо него Иисуса Навина, чтобы тот пекся и заботился о них. Так же и здесь таким же образом Он поступил: хоть и изволила милость Его взять у нас Ферапонта, но тогда же, в тот же час послал на его место преподобного Мартиниана, ученика святого Кирилла чудотворца.

Преподобный Мартиниан в молодости пришел к святому Кириллу Белозерскому и стал жить в его монастыре. Кирилл сначала отдал Мартиниана учиться, а потом постриг в монахи.

И пока тот был еще мальчиком, испытывал и наблюдал его святой, (стараясь понять), к чему тот способен. И повелел ему святой изучать книги. Подолгу тщательно расспрашивая о нем — не из дальних ведь стран пришел отрок, но из одного из ближних волостей от святого, называемого Сяма, — увидел преподобный его кротость и смирение, особенно же душевную чистоту и беззлобность, и очень его полюбил. И постриг он его, и, одев в иноческие одежды, нарек ему имя Мартиниан.

Мартиниан быстро всему научился, был поставлен в дьяконы и стал известен.

Одни любили его и молили Бога о нем, другие же, подстрекаемые завистью, порицали и осуждали его, ибо часто бывает, что людей смущает эта страсть. А он все это Бога ради терпел, никакого значения этому не придавая, так как был научен святым старцем все Бога ради претерпевать. На одних праведных он смотрел и тем себя воспитывал, считая всех равными, равно всех почитая, со смирением и любовью всем покоряясь, всех слушая, всем низко кланяясь и с любовью всем отвечая.

После смерти своего духовного учителя Мартиниан пожил какое-то время в монастыре, а потом ушел отшельничать на безлюдный остров и там основал новую обитель.

Однажды пришло Мартиниану желание безмолвствовать и начать свое жительство. Помолившись Богу и Пречистой Богородице, побывав у гроба преподобного отца своего Кирилла, благословившись у него, ушел он на другое место, на немалом расстоянии, поприщоколо ста, называемое Воже озеро. Есть на нем остров немалый, очень удобный для уединенной жизни или даже чтобы многим удаляться от мирских людей. Там он начал свое пустынное и безмолвное житие.

В какой-то момент Мартиниан покинул остров и стал игуменом Ферапонтова монастыря. Житие рассказывает также о длительном (не без политических приключений) пребывании Мартиниана в Троице-Сергиевой Лавре. Однако, под конец жизни преподобный Мартиниан захотел вернуться в Ферапонтово.

Немало кручинился преподобный и об обители Пречистой Ферапонтова монастыря: «Начал я там игуменствовать, — говорил он, — а пользы им никакой не принес». И очень озабочен был блаженный тем, как бы им помочь, потому что, говорил он, что «не вполне еще та обитель самым необходимым удовлетворяется», и словно шипом постоянно колола его совесть, чтобы он заботился о той обители.

Ферапонтов монастырь. Фото: Аркадий Авдохин.

Вернувшись, Мартиниан занялся устройством монастырской общины, используя свой опыт и знания.

И так трудился блаженный и такие подвиги совершал в старости жизни своей, что все изумлялись и удивлялись тому, как он старался и усердствовал в заботах и о соборном о Боге благочинии, и об устройстве монастырском, и о крепости братства, вынимая из недр своих, как из некоего сокровища, что-то из устава Кириллова монастыря, что-то из устава Живоначальной Троицы Сергиева монастыря, как некий купец или победитель, пришедший из дальней земли, достающий из сокровищ своих, по апостолу, старое и новое, насыщая и передавая душам жаждущим и желающим напитаться от его духовной трапезы.

Основу монашеской жизни составляло богослужение , от которого сам Мартиниан не отступал, несмотря на старость и болезни.

Блаженный Мартиниан, как уже было сказано, хорошо подвизался, ибо и к глубокой старости уже приблизившись, и частые недуги, подступающие к нему, видя, и ничего не ожидая, кроме прихода смерти и последнего часа, однако же такое блаженный усердие имел и веру в Бога, что до самых последних дней неуклонно не желал отступать от соборной службы. О келейной же что и говорить! Так же и пост он совершал, как научен был отцом своим, преподобным Кириллом. А на соборную службу братия возили его, иногда же на руках носили его по причине старости и большой немощи.

Кирилло-Белозерский монастырь. Рисунок Е.Н. Иноземцевой.

Мартиниан Белозерский

ок.1400
Белозерский край

Мартиниан Белозерский (мирское имя Михаил; около 1400—1483) — преподобный Русской церкви. Ученик преподобного Кирилла Белозерского. Основатель Вожеозерского Спасского монастыря [1] , игумен Ферапонтова и Троице-Сергиева монастырей. Память его празднуется 12 (25) января.

Содержание

Ранние годы и монастырская жизнь

Согласно житию преподобного, родился он в Белозерском крае, в деревне Сяма [2] близь Кирилло-Белозерского монастыря в крестьянской семье Стомонаховых и при рождении был наречён Михаилом. Примерно десяти лет от роду мальчик был приведён родственниками [3] в Кирилло-Белозерский монастырь к преподобному Кириллу. Отрок сам упросил святого принять его в свою обитель.

Обучением отрока, по благословению преподобного Кирилла, занимался живший неподалёку от монастыря мирской [4] дьяк Олеш (Алексей) Павлов. Впоследствии одним из послушаний Мартиниана стало списание книг. Коснулось его и нелёгкое монастырское послушание в хлебне и поварне. Все свои послушания будущий преподобный нёс со старанием и смирением. Житие образно и поэтично отмечает раннее прилежание святого к строгой аскетической жизни: «И воспринимал он пост словно некое наслаждение, а наготу — словно прекрасное одеяние, и таким образом томил свою плоть воздержанием, по словам апостола, „плоть изнуряя, душу же просвещая“».

Способный и образованный юноша, исполненный монашескими добродетелями ещё в юных годах был пострижен Кириллом Белозерским, а по возмужанию был сделан сначала клириком соборной церкви, а затем хиротонисан в иеромонаха.

Вскоре после преставления своего учителя (в 1427 году), Мартимиан в стремлении к безмолвию ушёл за сто вёрст от монастыря и поселился на острове на озере Воже.

«Мартемьянов» монастырь

Отшельничество Мартемиана на Вожеозере длилось не долго. Как это обычно бывает, узнав о подвигах кирилловского иеромонаха, к нему вскоре пришли другие иноки из Кирилловой братии и уговорили святого принять их. Вскоре была поставлена церковь, которую освятили во имя Преображения Господня. Так возник новый монастырь [5] , получивший впоследствии название Вожеозерского Спасо-Преображенского [6] .

Однако вскоре святой покинул основанный им монастырь, чтобы стать игуменом Ферапонтова монастыря. Ранее основатель монастыря преподобный Ферапонт Белозерский по настоянию Можайского князя Андрея Дмитриевича покинул основанную им обитель, чтобы основать близь Можайска Лужецкий Рождества Богородицы монастырь. Очевидно в Ферапонтовом монастыре не нашлось достаточно подготовленного инока, который продолжил бы дело своего настоятеля, поэтому братия упросила преподобного Мартемиана стать их игуменом. Мартемиан Белозерский ввёл в монастыре устав преподобного Кирилла, а также прилагая усилия для благоустройства монастыря, вскоре привёл его в процветающее состояние. Поэтому именно Ферапонтов монастырь со времени игуменства там Мартиниана долгое время носил название «Мартемьяновского».

Преподобный Мартиниан и Василий II

Знакомство преподобного с великим князем Василием Тёмным произошло в 1447 году, когда тот, поддержанный большинством боярства, церковными иерархами и игуменами важнейших монастырей [7] с новонабранным войском проходил через Белозерские пределы. Великий князь посетил Кирило-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Встреча с Мартинианом, по всей видимости, произвела на него особое впечатление. Житие рассказывает, что великий князь, получив благословение у святого, и, выслушав наставления, пообещал приблизить его к себе. Действительно, вскоре преподобный был поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря. В декабре 1447 года Мартимиан Белозерский подписал послание иерархов Русской Церкви Дмитрию Шемяке, уже как игумен Троице-Сергиева монастыря [8] . Житие сообщает, что преподобный Мартиниан стал духовником великого князя.

Примечателен случай, который показывает, насколько велик был авторитет святого у великого князя. Некий великокняжеский боярин, не названный в источниках по имени, «отъехал» от Василия на службу к тверскому князю. Желая вернуть боярина, князь просил Мартиана о посредничестве, обещая боярину прощение. Святой выполнил просьбу князя, но по возвращении боярин был брошен в темницу. Узнав от родственников опального боярина о клятвопреступлении великого князя, Мартиниан срочно прибыл в Москву, и со всей решительностью, пренебрегая принятым дворцовым этикетом, обличил Василия: «Зачем боярина того, мною призванного, моею душою, повелел оковать и слово свое преступил? Да не будет мое, грешного, благословение на тебе и на твоем великом княжении!» После этого святой столь же стремительно отбыл назад, в обитель Пресвятой Троицы. Князь, как это не удивительно, раскаялся в своё поступке [9] , прибыл в Сергиев монастырь и просил прощения, а боярин был освобождён и восстановлен в своих правах.

В 1455 году преподобный оставил игуменство в Сергиевом монастыре и вернулся в Ферапонтов. Агиограф святого мотивирует его уход стремлением вернуться к безмолвию, которое было недостижимо для игумена большого, расположенное вблизи столицы монастыря. По другой версии, высказанной Н. С. Борисовым, причиной удаления преподобного из Сергиева монастыря было его отрицательное отношение к убийству Дмитрия Шемяки, совершённого по указу великого князя (в 1453 году). Как и в деле с опальным боярином, преподобный был принципиален, чем и вызвал немилость Василия II. По меньшей мере, после 3 июля 1453 года в великокняжеских жалованных грамотах троицкий игумен перестаёт упоминаться по имени, что свидетельствует об охлаждении к нему Василия, более того, раздражения [10] . Дата совпадает со временем, когда в Москве узнали об убиении Дмитрия. Преемником Мартиниана на игуменстве стал постриженник Пафнутиево-Боровского монастыря Вассиан (Рыло). Он же стал и духовником великого князя.

Читайте также:  Каин и Авель - краткое содержание истории Ветхого Завета

Последние годы жизни и преставление преподобного

Однако и в Ферапонтовом ему не удалось в полной мере предаться безмолвию: братия упросила его занять должность монастырского строителя и продолжить попечения об устройстве обители.

В 60-х годах Пахомий Логофет, именно со слов Мартиниана написал житие Кирилла Белозерского.

В последние годы жизни преподобный болел, но не оставлял ни келейного правила, ни общей церковной службы. Когда он уже не мог ходить, братия монастыря носила его на руках в храм, чтобы святой мог принять участие в монастырском богослужении.

Преставился преподобный Мартиниан Белозерский 12/25 января 1483 года. Обретение мощей святого состоялось 7/20 октября 1514 года при погребении постриженника Ферапонтова монастыря и ученика преподобного Мартиниана архиепископа Ростовского Иоасафа.

К лику святых преподобный Мартиниан был причислен Макарьевским собором в 1547 году. В это же время было написано известное житие преподобного.

Ученики Мартиниана Белозерского

Примечания

  1. Следует отличать от ныне существующего (с 1520 года) Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря в Карелии.
  2. В житии написано: «Не из дальних ведь стран пришел отрок, но из одного из ближних волостей от святого, называемого Сяма». Встречается утверждение, что отрок происходил из другого близкого к Кириллову села Березники.
  3. В литературе встречается утверждение, что Михаил родительский дом покинул тайно.
  4. По некоторым спискам «монастырский».
  5. Основанный преподобным Мартимианом Вожеозерский Чарондский Спасо-Преображенский монастырь упразднен в XVIII в.
  6. Посвящение, характерное для монастырей, ориентированных на безмолвие (исихию).
  7. Осенью 1446 года захвативший Москву Дмитрий Шемяка пытался получить поддержку Церкви, собрав нечто вроде церковного собора, но собор высказался за освобождение ослеплённого и заключённого в Угличе Василия. В результате Василий был освобождён и получил в удел Вологду. Однако Шемяка так и не получил поддержки у большинства боярства и в декабре 1446 года был изгнан из Москвы сторонниками великого князя Василия.
  8. «Послание Российского духовенства Углицкому князю Дмитрию Юрьевичу. 29 декабря 1447 года». «Акты исторические» т.1 № 40.
  9. Его внук великий князь Василий III в сходных обстоятельствах за отказ дать «опасную» (охранную) грамоту свёл митрополита Варлаама с митрополии и сослал его в Спасо-Каменный монастырь
  10. Борисов так же предполагает, что история с беглым боярином произошла в 1454 году и имела иной исход, чем это описано в житии. Н. С. Борисов. Иван III. стр 138-139.

Литература

  • Житие Мартиниана Белозерского. перевод Г. М. Прохорова и Е. Э. Шевченко//Библиотека литературы Древней Руси / Том 13
  • Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозёрские. — СПб., 1994.
  • Терентьева Е. Э. Мартиниан Белозерский //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Вторая половина XIV—XVI в. Часть 2. Л-Я. — М.: «Наука», 1989.
  • Ф. Я. Коновалов. Мартиниан Белозерский //Выдающиеся вологжане: биографические очерки.
  • И. М. Концевич. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси.
  • Акты Исторические. Т.1 1334—1598. — СПб.1841 г.
  • Н. С. Борисов. «Иван III». — М. «Молодая гвардия». 2000 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мартини, Франческо де
  • Мартиникский ара

Смотреть что такое “Мартиниан Белозерский” в других словарях:

Мартиниан Белозерский — (в миру Михаил) (ок. 1400 – 11 I 1483) – игумен Троице Сергиева монастыря, ученик Кирилла Белозерского; устные рассказы М. послужили Пахомию Сербу основой для Жития Кирилла; книгописец. Согласно местному преданию, М. происходил из рода крестьян… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

МАРТИНИАН БЕЛОЗЕРСКИЙ — игумен (ок. 1397 12.01.1483). В 1410 бедные крестьяне из окрестностей Вологды привели к прп. Кириллу Белозерскому своего сына Михаила, который был пострижен в монашество с именем Мартиниан. Юный инок много времени уделял св. книгам, их переписке… … Русская история

Кирилл Белозерский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Кирилл (значения). Кирилл Белозерский … Википедия

Малый Ивановский монастырь (Кирилло-Белозерский монастырь) — Монастырь Малый Ивановский монастырь Страна Россия Город Кириллов … Википедия

Большой Успенский монастырь (Кирилло-Белозерский монастырь) — Монастырь Большой Успенский монастырь Страна Россия Город Кириллов … Википедия

Старый город (Кирилло-Белозерский монастырь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Старый город. Архитектурный комплекс Старый город Страна Россия Город … Википедия

Острог (Кирилло-Белозерский монастырь) — Часть архитектурного комплекса Острог Страна Россия Город Кириллов … Википедия

Колокольня (Кирилло-Белозерский монастырь) — Колокольня Колокольня Кирилло Белозерского монастыря … Википедия

Новый город (Кирилло-Белозерский монастырь) — Архитекурный комплекс Новый город Страна Россия Город Кириллов … Википедия

Кирилл Белозерский/tmp — Образ преподобного Кирилла Белозерского, писанный его учеником Дионисием Глушицким. Хранится в Третьяковской галерее Кирилл Белозерский или Кирилл Белоезерский (мирское имя Козьма; 1337 1427) религиозный деятель, преподобный Русской церкви,… … Википедия

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

А втор подробно описывает житие и чудеса преподобного Мартиниана Белозерского, канонизированного в середине XVI века ученика преподобного Кирилла Белозерского, на фоне исторических событий того времени с привлечением обширного круга источников. Иллюстрации по тексту дают представление о природе Вологодского края, памятниках истории и культуры.

И здание будет интересно как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся жизнью и подвигами русских святых.

Содержание (читать книгу):

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Google
  • Елицы

Добавить комментарий Отменить ответ

Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка

Ваша помощь сайту и приходу

П равославный просветительский сайт нашего прихода является некоммерческим проектом. Для развития, расширения и совершенствования нам требуется финансовая поддержка. Если Вы обладаете возможностью поддержать нас, молитвенно просим вас не оставаться в стороне. Любая сумма, которую Вы сможете перечислить крайне важна для нас.

Д ополнительные способы пожертвований и платёжные реквизиты Вы найдёте здесь .

Календарь — архив записей

Январь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« ДекФев »
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Неделя о блудном сыне (подборка материалов сайта)

Православный календарь

Икона дня

Святитель Мака́рий (Невский), митрополит Московский, Алтайский

День памяти: 16 февраля, 23 августа (Моск.), 5 октября (Моск. Свт.)

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.

В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию – Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных – 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его. В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков. Их желание – всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими. ». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».

В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне – последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.

Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» – под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре – священноархимандритом которой он был – сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св. Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой» – так называли его современники – почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю).

Тропарь святителю Макарию, митрополиту Московскому, Алтайскому

Боже́ственныя ве́ры пропове́данием,/ зе́млю Сиби́рскую озари́л еси́,/ теплоту́ и све́т Христо́в источа́я,/ ко Христу́ мно́гия лю́ди приве́л еси́,/ первопресто́льному гра́ду Москве́ и всея́ России́ пресла́вное украше́ние яви́лся еси́,/ апо́стольским дея́нием ревну́я,/ созида́л еси́ Це́рковь Христо́ву,/ па́стырю на́ш до́брый святи́телю Мака́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся все́м на́м.

Перевод: Божественной веры проповедью землю Сибирскую озарил ты, тепло и свет Христов источая, ко Христу многих людей привел ты, первопрестольного города Москвы и всей России прославленным украшением ты стал, апостольским трудам подражая, создавал ты Церковь Христову, пастырь наш добрый, святитель Макарий, моли Христа Бога спастись всем нам.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью 1 марта 2021. Святой Церковью читается Евангелие от Марка, глава 11, стихи 1–11.

Мартиниан Белозерский

Мартиниан Белозерский
Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские
Икона XVIII века. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Имя в мируМихаил
Рождениеок. 1400
деревня Сяма, Белозерское княжество
Смерть1483 ( 1483 )
Ферапонтов монастырь, Белозерское княжество
Почитаетсяв Русской православной церкви
Канонизированв 1547 году
В ликепреподобного
День памяти12 (25) января
7 (20) октября

Мартиниан Белозерский (мирское имя Михаил; около 1400—1483) — преподобный Русской православной церкви. Ученик преподобного Кирилла Белозерского. Основатель Вожеозерского Спасского монастыря [1] , игумен Ферапонтова и Троице-Сергиева монастырей. Память его празднуется в день преставления святого 12 (25) января, в день обретения мощей 7 (20) октября, а также в Соборе Вологодских святых в третью неделю по Пятидесятнице.

Содержание

  • 1 Ранние годы и монастырская жизнь
  • 2 «Мартемьянов» монастырь
  • 3 Преподобный Мартиниан и Василий II
  • 4 Последние годы жизни и преставление преподобного
  • 5 Прославление и почитание
  • 6 Ученики Мартиниана Белозерского
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Ранние годы и монастырская жизнь

Согласно житию преподобного, родился он в Белозерском крае, в деревне Сяма [2] близ Кирилло-Белозерского монастыря в крестьянской семье Стомонаховых и при рождении был наречён Михаилом. Примерно десяти лет от роду мальчик был приведён родственниками [3] в Кирилло-Белозерский монастырь к преподобному Кириллу Белозерскому. Отрок сам упросил святого принять его в свою обитель.

Обучением отрока, по благословению преподобного Кирилла, занимался живший неподалёку от монастыря мирской [4] дьяк Олеш (Алексей) Павлов. Впоследствии одним из послушаний Мартиниана стало списание книг. Коснулось его и монастырское послушание в хлебне и поварне. Все свои послушания будущий преподобный нёс со старанием и смирением. Житие отмечает раннее прилежание святого к строгой аскетической жизни: «И воспринимал он пост словно некое наслаждение, а наготу — словно прекрасное одеяние, и таким образом томил свою плоть воздержанием, по словам апостола, „плоть изнуряя, душу же просвещая“».

Способный и образованный юноша, исполненный монашеских добродетелей, ещё в юных годах был пострижен Кириллом Белозерским, а по возмужанию был сделан сначала клириком соборной церкви, а затем хиротонисан в иеромонаха.

Вскоре после преставления своего учителя (в 1427 году), Мартиниан в стремлении к безмолвию ушёл за сто вёрст от монастыря и поселился на острове на озере Воже.

«Мартемьянов» монастырь

Отшельничество Мартиниана на Вожеозере длилось недолго. Как это обычно бывает, узнав о подвигах кирилловского иеромонаха, к нему вскоре пришли другие иноки из Кирилловой братии и уговорили святого принять их. Вскоре была поставлена церковь, которую освятили во имя Преображения Господня. Так возник новый монастырь [5] , получивший впоследствии название Вожеозерского Спасо-Преображенского [6] .

Однако вскоре святой покинул основанный им монастырь, чтобы стать игуменом Ферапонтова монастыря. Ранее основатель монастыря преподобный Ферапонт Белозерский по настоянию можайского князя Андрея Дмитриевича покинул основанную им обитель, чтобы основать близ Можайска Лужецкий Рождества Богородицы монастырь. Очевидно, в Ферапонтовом монастыре не нашлось подготовленного инока, который продолжил бы дело прежнего настоятеля, поэтому братия упросила преподобного Мартиниана стать их игуменом. Мартиниан Белозерский ввёл в монастыре устав преподобного Кирилла, а также, прилагая усилия для благоустройства монастыря, вскоре привёл его в процветающее состояние. Поэтому именно Ферапонтов монастырь со времени игуменства там Мартиниана долгое время носил название «Мартемьяновского».

Преподобный Мартиниан и Василий II

Знакомство преподобного с великим князем Василием Тёмным произошло в 1447 году, когда тот, поддержанный большинством боярства, церковными иерархами и игуменами важнейших монастырей [7] с новонабранным войском проходил через белозерские пределы. Великий князь посетил Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Встреча с Мартинианом, по всей видимости, произвела на него особое впечатление. Житие рассказывает, что великий князь, получив благословение у святого, и, выслушав наставления, пообещал приблизить его к себе. Действительно, вскоре преподобный был поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря. В декабре 1447 года Мартиниан Белозерский подписал послание иерархов Русской Церкви Дмитрию Шемяке, уже как игумен Троице-Сергиева монастыря [8] . Житие сообщает, что преподобный Мартиниан стал духовником великого князя.

Примечателен случай, который показывает, насколько велик был авторитет святого у великого князя. Некий великокняжеский боярин, не названный в источниках по имени, «отъехал» от Василия на службу к тверскому князю. Желая вернуть боярина, князь просил Мартиниана о посредничестве, обещая боярину прощение. Святой выполнил просьбу князя, но по возвращении боярин был брошен в темницу. Узнав от родственников опального боярина о клятвопреступлении великого князя, Мартиниан срочно прибыл в Москву, и со всей решительностью, пренебрегая принятым дворцовым этикетом, обличил Василия: «Зачем боярина того, мною призванного, моею душою, повелел оковать и слово своё преступил? Да не будет мое, грешного, благословение на тебе и на твоем великом княжении!» После этого святой столь же стремительно отбыл назад, в обитель Пресвятой Троицы. Князь, как это не удивительно, раскаялся в своём поступке [9] , прибыл в Сергиев монастырь и просил прощения, а боярин был освобождён и восстановлен в своих правах.

В 1455 году преподобный оставил игуменство в Сергиевом монастыре и вернулся в Ферапонтов. Агиограф святого мотивирует его уход стремлением вернуться к безмолвию, которое было недостижимо для игумена большого, расположенного вблизи столицы монастыря. По другой версии, высказанной Н. С. Борисовым, причиной удаления преподобного из Сергиева монастыря было его отрицательное отношение к убийству Дмитрия Шемяки, совершённого по указу великого князя (в 1453 году). Как и в деле с опальным боярином, преподобный был принципиален, чем и вызвал немилость Василия II. По меньшей мере, после 3 июля 1453 года в великокняжеских жалованных грамотах троицкий игумен перестаёт упоминаться по имени, что свидетельствует об охлаждении к нему Василия, более того, раздражении [10] . Дата совпадает со временем, когда в Москве узнали об убиении Дмитрия. Преемником Мартиниана на игуменстве стал постриженник Пафнутиево-Боровского монастыря Вассиан (Рыло). Он же стал и духовником великого князя.

Последние годы жизни и преставление преподобного

Однако и в Ферапонтовом монастыре ему не удалось в полной мере предаться безмолвию: братия упросила его занять должность монастырского строителя и продолжить попечение об устройстве обители.

В 60-х годах Пахомий Логофет именно со слов Мартиниана написал житие Кирилла Белозерского.

В последние годы жизни преподобный болел, но не оставлял ни келейного правила, ни общей церковной службы. Когда он уже не мог ходить, братия монастыря носила его на руках в храм, чтобы святой мог принять участие в монастырском богослужении.

Преставился преподобный Мартиниан Белозерский 12/25 января 1483 года.

Много выдающихся людей было среди учеников преподобного Мартиниана: одни заняли епископские кафедры, другие — места настоятелей в монастырях, руководителей иноческих братств, третьи просияли святостью жизни и прозорливостью.

Прославление и почитание

Нетленные мощи преподобного Мартиниана были обретены 7/20 октября 1513 года при погребении постриженника Ферапонтова монастыря и его ученика архиепископа Ростовского Иоасафа. К лику святых преподобный Мартиниан был причислен Макарьевским собором в 1547 году. В это же время было написано известное житие преподобного.

В 1641 году над могилой святого был возведён храм во имя преподобного Мартиниана [11] .

19-20 октября 2013 года в Вологодской епархии праздновалось 500-летие обретения мощей преподобного Мартиниана Белоезерского. Богослужение проходило в храме преподобного Мартиниана Феропонтова монастыря. Богослужение возглавил правивший в то время архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (ныне архиепископ Песоченский и Юхновский). Несмотря на сильный и холодный ветер, состоялся многолюдный крестный ход [12] . К празднованию были приурочены двенадцатые Ферапонтовские чтения [13] .

Ферапонтово

59° 56.8128 ′N , 38° 34.7580 ′E
59.94688N, 38.57930E
59°56′48.77″N, 38°34′45.48″E

18 материалов по 6 объектам, 314 фотографий

  • Карта
  • Заметки 9
  • Фотографии 314
  • Отели 0
  • Кафе, рестораны 0
  • Достопримечательности 9 / 6
    • архитектура, памятники, парки 4 / 2
    • музеи, выставки 5 / 4
    • театры, кино, музыка 0
    • развлечения 0
    • природа 1 / 1
    • ночные клубы 0
    • спорт 0
    • другое 0
    • общие советы 0
  • Шоппинг 0
  • Транспорт 0
  • Полезное 0
  • Дневники 2 Сообщество

    Ссылки от бывалых

    Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
    Подробнее

    • в Моих лентах

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Ферапонтово.

    Церковь Мартиниана Белозерского / Ecclesia S. Martinian Belozersky

    59° 57.3926 ′N , 38° 34.0228 ′E
    59.95654N, 38.56705E
    59°57′23.56″N, 38°34′1.37″E

    Ошибка в координатах?

      Скрыть пустые объекты

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

    Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

    Ферапонтов монастырь. Церковь Мартиниана Белозерского

    Материал понравился:

    59° 57.3986 ′N , 38° 34.0503 ′E
    59.95664N, 38.56750E
    59°57′23.92″N, 38°34′3.02″E

    Архитектура церкви проста и лаконична – небольшой куб с восьмигранным шатром и тонким барабаном. Но, вот световое решение церкви – уникально! Пространство шатра оканчивается световым барабаном и создает эффект туннеля, ведущего в Небесное царство. Кроме того, размещенные только вверху объема окна направлены таким образом, что поток солнечных лучей попадает на захоронение Мартиниана, создавая иллюзию его свечения.

    Преподобный Мартиниан занимает особое место в истории монастыря. Придя сюда для управления монастырем после отъезда Ферапонта в Можайск, он превратил монастырь в крупнейший культурный и духовный центр Белозерья. За образец устава Старец взял устав и обычаи Кириллово-Белозерского монастыря, в который он пришел в тринадцатилетнем возрасте и достиг за годы пребывания там достаточно больших высот – он был посвящен в иероманахи.

    После смерти своего учителя Кирилла Мартиниан удалился на безлюдный остров озера Воже для уединенной молитвы. Но, уступив уговорам братии Ферапонтова монастыря, слышавшей о нем много хорошего, согласился принять игуменство.

    Мартиниан старался ввести порядок не только в церкви, но и в келейной жизни монахов, и на трапезе братии, установив общую трапезу «равную для всех и в строгом молчании».

    Строгим сохранением иноческих правил преподобный возвысил и прославил Ферапонтову обитель.

    В 1446 году Димитрий Шемяка захватил великокняжеский престол, а великого князя Василия Васильевича ослепил, сослал в Углич, а затем и в Вологду. К обиженному князю стали стекаться недовольные правлением Шемяки бояре и народ. Обнадеженный обещанной помощью тверского князя, Василий Темный отправился отвоевывать трон. Но прежде, чем вступить в борьбу, князь приехал в Ферапонтов монастырь, просить помощи и совета.

    Игумен Мартиниан встретил князя и, отслужив молебен Пресвятой Богородице, благословил того на борьбу. В ответ на это князь пообещал: «Мартиниан! Если будет на мне милосердие Божие, Пресвятой Богородицы и великих чудотворцев моление и твоими молитвами сяду на столе своем великокняжеском, даст Бог, позабочусь о твоем монастыре, а тебя приближу к себе».

    Вступив на престол, согласно обещанию, Василий Темный вызвал преподобного к себе в Москву и назначил его игуменом в обители Преподобного Сергия Радонежского, выбрав так же своим духовником. Но жизнь вблизи столицы тяготила Мартиниана, и он вернулся обратно, в свое любимое Ферапонтово.

    Подвижник дожил до глубокой старости. Несмотря на немощность, не оставлял не только келейного правила и поста, но и не пропускал церковных служб. Когда он уже не мог ходить, его водили под руки или возили в храм.

    Скончался Преподобный Мартиниан в возрасте 85-ти лет, 12 января 1483 года. Похоронен был у южной стены собора Рождества Богородицы и над его могилой, на стене Великий Дионисий написал образ Богородицы Печерской с архангелами Михаилом и Гавриилом, святителем Николаем и припадающими на коленях к ногам Богородицы основателями монастыря – Ферапонтом и Мартинианом. Это очень редкое изображение преподобных. Здесь они представлены еще без нимба, так как канонизировали их только в середине XVI века.

    К сожалению, в полном виде эта фреска не сохранилась. Значительную утрату роспись получила в XIX веке, когда выступающая часть пилястры собора была сбита, а поверхность фрески покрыта штукатуркой и расписана заново. Впоследствии, при реставрации, штукатурный слой был удален, фреска открыта, но образ Богородицы, который и размещался на пилястре, оказался безвозвратно утрачен.

    Спустя 30 лет после кончины Мартиниана были обретены его мощи. Случилось все это следующим образом. Скончался ученик и постриженик преподобного – Иосаф, бывший тогда уже Ростовским архиепископом. Игумен и братия решили похоронить его вблизи от учителя и стали рыть могилу. Но, когда открыли захоронение, оказалось, что несмотря на то, что гроб был полон водою, не только тело, но и одежда его не подверглись тлению. По поверью, той водой, взятой из гроба, исцелено было множество народа.

    Была и повторная попытка обретения мощей преподобного Мартиниана, но она окончилась неудачей.

    В 1646 году, при царе Алексее Михайловиче, над могилой Мартиниана была установлена резная деревянная рака: в четырех кругах южной ее стороны, окруженных резным орнаментом, помещены выдержки из жития преподобного. В них кратко рассказывается о его погребении, обретении мощей и первых чудесах исцелений, происшедших у гроба. Крышкой раки является икона преподобного, где он изображен в облике седовласого старца в монашеских одеждах с развернутым свитком, на котором написаны начальные слова его духовного завещания братии.

    В настоящий момент над могилой Мартиниана установлена копия раки, а сам оригинал вместе с вещами преподобного хранится Музее монашеского быта ( Ферапонтов монастырь. Музей монашеского быта)

  • Ссылка на основную публикацию