Святой Киприан

Священномученик Киприан и мученица Иустина

Этих святых считают защитниками от колдовства, нечистой силы, злых человек. Некоторые православные отрицают факт существования колдовства, некоторые даже считают, что грех говорить, что колдовство действует, но, возможно, они не читали житие святых Киприана и Иустинии.

  1. Священномученик Киприан
  2. Святая мученица Иустиния (Иустина)
  3. Искушение Иустинии
  4. Последние попытки Киприана искусить Иустинию
  5. Обращение Киприана в христианскую веру
  6. Мучения Киприана и Иустинии
  7. Казнь святых

Священномученик Киприан

Во втором веке нашей эры в Антиохии жил один человек по имени Киприан. Он в детстве был обращен в язычество. В десять лет его привезли на гору Олимп, где стояло множество идолов и капищ. Там и научился юноша колдовству и всяким чернокнижным наукам. Он умел вызывать дождь и шторм, наводить порчу на сады, насылать болезни на людей. В юности Киприан уже стал языческим жрецом.

Он утверждал, что видел воочию самого диавола. Тот полюбил его и хвалил его способности. Многих людей погубил Киприан: приносил в жертву идолам молодых людей, насылал болезни и смерть на людей. Многих склонил он с помощью колдовства на блуд и измены. Некоторых он научил волхованию, летать по воздуху и ходить по воде. Но Всемилостивый Бог, не хотящий смерти грешникам, не дал погибнуть даже такому явному грешнику.

Святая мученица Иустиния (Иустина)

В это время жила благочестивая девушка по имени Иустиния. Она родилась в языческой семье, родители её кланялись идолам. Но она не желала последовать им. Однажды мимо их дома шёл диакон. Он проповедовал о Христе, и Иустиния заинтересовалась. Она пришла в христианскую церковь и ей там понравилось. Она стала часто посещать храм, а затем сумела обратить в христианскую веру своих родителей. Она вместе с ними приняла Таинство крещения.

В то время один богатый юноша пленился красотой Иустинии и решил во что бы то ни стало завладеть ей. Он пытался прельстить её ласковыми речами и комплиментами, но девушка была бесстрастна. Тогда юноша предложил ей выйти за него замуж, но Иустиния заявила, что она ни за кого не выйдет, потому что обручилась Христу. Пленившись плотской страстью, молодой человек подкараулил красавицу и набросился на неё, намереваясь завладеть её телом силой. Но она побила его, закричала, и на крик прибежали её слуги и прогнали хулигана.

Искушение Иустинии

Отчаявшись, юноша пришел к Киприану, прося его навести чары на непокорную девицу. Тот ответил, что это – проще простого, и послал к деве беса блудодеяния. Когда Иустиния молилась ночью, бес напал на нее, искушая блудными помыслами и разжением плоти. Девушка сначала сильно смутилась, потому что не испытывала такого раньше, но, поняв дело лукавого, стала молиться еще усерднее, осенив себя крестным знамением. Бес испугался креста и убежал.

Когда бес вернулся к Киприану, тот спросил его, выполнил ли он свое дело. Но бес ответил, что испугался неизвестного знамения. Тогда Киприан послал к ней более сильного беса. Но и его смогла победить Иустиния молитвой и постом. Тогда Киприан решил послать беса в образе Иустинии к молодому влюбленному. Но когда он увидел и назвал его именем Иустинии, бес убежал, испугавшись даже имени святой.

После этого Киприан сам пришёл к Иустинии в образе женщины и стал совращать её умными речами, о том, что жизнь с мужчиной – не грех. Но Иустиния смогла понять лукавство беса и прогнала его.

Последние попытки Киприана искусить Иустинию

Тогда Киприан заставил беса принести юношу по воздуху к дому Иустинии. Но когда бес увидел святую, то бежал, бросив юношу, и тот упал. Киприан, видя, что все его старания напрасны, стал мстить деве. Он навёл на нее тяжелую болезнь. Но и от этого она не отчаялась, а утешала свою мать, которая плакала возле неё.

Киприан навёл также болезни на скот, а потом и на всех жителей города. Они уговаривали девушку выйти за влюбленного юношу, чтобы все из-за неё не погибли. Но она помолилась, и болезни прошли.

Киприана же все стали ненавидеть, он не мог спокойно появляться в городе. Тогда он сказал диаволу: «ты говоришь, что всемогущ, а сам испугался знамения, которое сотворила Иустиния! Не буду больше верить и служить тебе!». После таких слов диавол набросился на колдуна и бил его. Тогда Киприан вспомнил о знамении Иустинии, перекрестился и крикнул: «Боже Иустинии, помоги мне!».

Диавол словно ошпаренный убежал от крестного знамения. Киприан продолжал креститься, а диавол, стоя неподалеку, угрожал, что все равно победит его.

Обращение Киприана в христианскую веру

Колдун взял все свои книги по чародейству и пришел к епископу, прося окрестить его. Архиерей, зная, что этот человек много колдовал, не поверил его покаянию. Тогда он заплакал, сжёг свои колдовские книги и отправился в храм. Когда диакон велел ему выйти, как оглашенному, тот ответил, что никуда не уйдет, пока не примет Святое крещение. Удивленный диакон поведал о том епископу, и тот крестил его в тот же день.

Святая Иустиния возрадовалась и возблагодарила Бога, когда узнала об обращении колдуна. Вскоре Киприана постригли в диаконы, а затем в иереи. Он ревностно служил, заботился о духовном своём стаде. Иустинию он сделал диаконисой и поручил ей окормлять женский монастырь.

Мучения Киприана и Иустинии

На следующий день правитель призвал их отречься от Христа, но они отказались. Тогда он велел бить Иустинию, а Киприана повесить на дереве и строгать тело его железными когтями. Но и после этого они не отказались от веры своей. Тогда их бросили в темницу.

Наутро их повезли в Никомидию к Клавдию. Тот попытался уговорить их ласково отречься от Христа, но они отказались. Тогда их бросили в кипящий котел, но они остались живы. Один из воинов, решив, что котел плохо растоплен, сам окунулся в него и тут же умер.

Казнь святых

Тогда Киприану и Иустинии было решено отрубить головы. Киприан просил казнить первую Иустинию. Она с радостью склонила голову под меч. Некто Феоктист, наблюдавший их казнь, тоже провозгласил себя христианином и был тоже усечен мечом. Затем казнили Киприана. Тела святых шесть дней пролежали на улице. Потом некоторые люди взяли их тайком привезли к одной богатой христианке в Рим, которая с почестями похоронила их. От мощей святых сразу же начали происходить чудеса.

День памяти святых мучеников Киприана и Иустинии – 15 октября по новому стилю. Головы их хранятся в деревне Менико на Кипре. Часть мощей святых находится на Афоне.

Епископ Каскеленский Геннадия: житие святых Киприана и Иустинии

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона святому князю Данииле Московского в чем помогает и значение

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Часто в православии святыми становились князья, жизнь которых была примером благородства и великого уважения к людям, что выражалось в их деяниях во имя Господа и для всех живущих. Одной из таких памяток христианской культуры есть икона святого Даниила Московского.

Житие князя Даниила Московского

Будущий князь родился в славном городе Владимире и стал четвёртым сыном Александра Невского. В два года не стало отца, а со временем и матери. Юноша рано остался один, без поддержки родителей. Впоследствии его отец был канонизирован, а мать почиталась праведницей.

Позже молодой князь получил во владение Москву и прилегающие к ней земли. На берегу реки возвёл храм в честь своего покровителя – Даниила Столпника.

Вначале его правления княжество было небольшим и практически не развитым. Возмужав, он увеличил и укрепил его, но сделал это не путём войн и кровопролития, как другие представители власти, а с помощью миролюбия, что было удивительным решением для того времени.

Тогда же его брат Даниила, князь Андрей, имея огромную силу, вместе с татарами привёл в опустошение большие русские города, и тогда святитель, дабы спасти свой народ от неминуемой гибели, решился впустить Орду в Москву.

Все несчастья, выпавшие на долю его народа, правитель переживал вместе с ним. Отстаивая свои земли права, он был вынужден выступить против родного брата. И снова стремление к миру, благочестию и милосердию взяло верх, и это помогло избежать войны и жертв.

Через несколько лет князь Константин с татарами готовился к нападению на земли княжества, делая это подло и нечестно. Войско во главе с князем разбил врага, самого недоброжелателя взяли в плен, а большинство татар уничтожили. Эта победа стала настоящим знаком свободы и силы православной веры.

Будучи грамотным правителем и храбрым воином, Даниил никогда не шёл войной на другие земли, дабы захватить их и таким образом ещё больше расширить свои владения. В благодарность за это Всевышний дает ему возможность расширить границы владений. И после смерти своего дяди Даниил получил Переяславскую землю.

Святой развивал новые земли, но оставался верен Москве, что позднее сделало город более значительным для всех земель Русских и их последующего объединения.

День памяти

В 1303 году князь умер от тяжёлой болезни. Похоронить себя он завещал в Даниловом монастыре на общем кладбище, чтобы быть ближе к его народу и после кончины.

Спустя года после ухода князя в мир иной основанная им обитель стала достоянием Кремля, церковь объявили приходской, а кладбище – открытым для всех мирян.

Таким был Великий князь Даниил Московский, именины и день памяти которого с тех пор отмечается христианами 17 марта. В это день его почитают в храмах, возводят ему молитвы и обращаются с просьбами о помощи и покровительстве.

Где в Москве находятся мощи Даниила Московского

В 1652 году нетленные мощи Даниила были перенесены в церковь имени Святых Вселенских Соборов и положены в раке. Во все времена они являются символом опоры и верности своим убеждениям, на которых строиться основа человеческой жизни, как мирской, так и небесной, ибо духовное есть начало всего живого на земле.

Также Даниилов монастырь хранит огромное количество зафиксированных свидетельств о помощи князя в самых различных делах, касающихся всех сфер жизни человека. В книгах храма можно встретить самые нереальные истории и факты о делах мудрого и почитаемого правителя.

В чем помогает молитва святому князю

К святому князю Московскому обращаются в самых разных жизненных ситуациях. Вот в чем помогает святой Даниил Московский:

  • в защите от различного рода нападений;
  • в исцелении от всяческих хворей (в частности онкологии);
  • в рождении долгожданного ребёнка;
  • в помощи в поиске хорошей работы;
  • при обвинениях несправедливого характера;
  • в спорах (общественных и семейных);
  • при выборе руководства;
  • в решении любых проблем с жильём.

Кроме этого, святого считают покровителем Инженерных войск армии России и в день памяти он чинно почитается военнослужащими всей страны как пример настоящего воина, преданного своим идеалам до конца.

Весьма популярной считается молитва Даниилу Московскому о продаже жилья:

«Церкве Христовы похвале высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российский Божественное утверждение, преподобнекняже Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих.

Пролей теплоетвое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дйвнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь».

На иконах князь часто изображается в одеянии монаха (коим он стал при жизни), указывая своим благоразумием и смирением на выбор правильного пути, который находится в гармонии с идеалами христианства и глубокой верой. Святой является настоящим примером мудрого руководителя, пример которого непоколебим уже много лет.

Также важно помнить, что во всех спорах святой всегда принимает сторону справедливости, поэтому и помогает он лишь тем, на чьей стороне находится истина. В нечестных спорах помощи от святого ждать не приходится.

Храм в честь благоверного князя

Храм благоверного князя Даниила Московского является первым из московских монастырей, дошедших до нашего времени. Он известен и почитаем во всём православном мире. Дата его основания точно неизвестна, но в исторической литературе указывается конец XIII века.

Неоспорим и тот факт, что дела великого князя живут и будут жить в умах людских ещё огромное количество лет, ибо они есть правда и честь. Его монастырь ежедневно посещают сотни прихожан и тысячи паломников со всего мира, а Божья благодать, исходящая от его лика,учит благочестию и каждому жаждущему дарует истинную веру, что ведёт по жизни честно и праведно.

Житие князя Даниила Московского и день памяти святого, в чем помогает икона

Становление московского княжества проходило в трудное время, когда Русь находилась под гнетом монголо-татарского ига. На протяжении этого периода к власти приходили разные князья. Некоторые из них вошли в историю, как завоеватели, других помнят, как миролюбцев. К последней группе относят удельного князя Даниила Московского. Он запомнился своим отношением к религии. Спустя много лет после смерти Даниил был канонизирован православной церковью.

Читайте также:  Может ли священнослужитель быть присяжным заседателем

Краткое жизнеописание

Даниил родился в семье Александра Невского. Правление Данила Московского положило начало существованию московской династической ветви Рюриковичей.

Происхождение

Последнего сына Александра Невского назвали Даниилом в честь почитаемого святого, христианского аскета, Даниила стольника. Когда Даниилу исполнилось 2 или 3 года, его отец умер. Вся юность Даниила прошла рядом с дядьками, братьями отца. Они присматривали за ним до тех пор, пока он сам не взял на себя ответственность по управлению уделом.

Даниил Александрович стал первым московским князем.

Житие и деяния

По тому, как проходило его правление, о Данииле судили его последователи. Он участвовал в борьбе своих братьев за удельные княжества, но оставался приверженцем мира. За годы его правления были возведены:

  • Спасопреображенская церковь на территории московского Кремля;
  • Богоявленский монастырь;
  • храм святых Петра и Павла;
  • Свято-Данилово-Спасский монастырь.

На территории северо-восточной Руси Даниил внедрял идеи миролюбия, призывал к прекращению междоусобиц, организовывал встречи с князьями, проповедовал объединение земель.

На протяжении периода правления Даниила укрепилась практика перестройки старых деревянных храмов в каменные, прочные. Даниилом Московским была придумана, а затем построена Ордынская дорога, которая выполнила одновременно несколько задач:

  • объединение земель;
  • возвышение Москвы;
  • создание стабильной транспортной коммуникации между населенными пунктами.

Смерть и место погребения

По записям многочисленных источников, Даниил Александрович перед смертью был пострижен в монахи. Он жил на территории Данилова монастыря, усердно молился, умер во время одного из молебнов. Даниил был погребен в Даниловом монастыре.

Канонизация

Обретением мощей называют специально проведенный процесс по извлечению останков из места захоронения. Православная церковь дает разрешение на эксгумацию мощей тех христиан, которые причислены к лику святых. После извлечения останки освидетельствуют, затем мощи переносят в храм, канонизируют. Преподобными называют святых, которые при жизни были монахами и усердно служили Господу.

Почитание св. преподобного Даниила относится к ведению местной московской епархии. Кроме установления праздников, предприняты меры по возданию дани памяти московскому удельному князю:

  • учрежден орден св. Даниила Московского 3 степеней;
  • храм св. Даниила является историческим центром военно-воздушных войск вооруженных сил страны с базой в подмосковном Нахабино;
  • с 1996 года атомная подводная лодка флота носит имя князя Даниила.

Где находятся мощи св. блгв. кн. Даниила Московского

Царь Алексей Михайлович велел перенести мощи Даниила в храм при Даниловском монастыре, затем они находились в Троицком соборе. С 1930 года перекочевали в храм Воскресения Словущего. После закрытия церкви мощи Даниила были утеряны.

День памяти по церковному календарю

Дни памяти Даниила посвящены празднованию именин Даниила, Александра, Павла, Семена. Священники совершают богослужения, посвященные ангелам-заступникам.

Праздники, когда вспоминают об основании Даниловского монастыря, а также канонизации мощей князя Даниила, проходят 17 марта и 12 сентября по новому стилю.

О чем можно просить святого

К каждому святому обращаются с конкретными просьбами. Это связано с характером деяний, с тем, о чем преподобный святой радел при жизни перед Богом, о чем сам молился.

Икону Даниила Московского часто можно увидеть на столах руководителей, тех, у кого в подчинении находятся люди, профессиональная деятельность которых связана с защитой государственных границ, сохранением дипломатических отношений между странами.

Защите от нападений

Будучи талантливым руководителем, объединителем московских земель, преподобный Даниил имеет покровительство над теми, кто молится о мире на земле, о защите от нападений, о прекращении войн. К Даниилу Московскому обращаются, когда хотят восстановить справедливое спокойствие, защитить рубежи своих владений.

Исцелении

Монашеский постриг, послушание и усердные молитвы Богу сделали Даниила святым, способным помочь в исцелении от болезней. К нему обращаются, когда просят здоровья для своих родных и близких.

Рождении ребенка

Особенность обращения к Даниилу по поводу рождения ребенка – молитвы от мужчин. Тем, кто просит о продолжении потомства, Святой князь Даниил исправно помогает.

Помощи в поиске хорошей работы

К Даниилу часто обращаются, когда ведут поиск работы. Одна из сильных востребованных молитв содержит тексты с прошениями о том, чтобы Даниил помог выбрать правильный путь.

При обвинениях несправедливого характера

Св. князь Даниил известен, как заступник невиновных. Он покровительствует людям, которые хотят избавиться от неоправданных обвинений и лжесвидетельств. Это связано с тем, что при жизни князь слыл мудрым руководителем, разрешал споры, выступал справедливым судьей.

В общественных и семейных спорах

При спорах с соседями, конфликтах с членами семьи обращаются к благоверному князю Даниилу. Одновременно с этим молятся о здравии близких людей.

При выборе руководства

Даниил помогает выбрать работу и найти хорошего руководителя. Это связано с его миролюбивым характером и дипломатическими навыками, проявленными при жизни.

В решении проблем с жильем

К Даниилу часто обращаются, когда хотят решить вопросы, возникшие с жильем. Молитвы обращают перед покупкой или продажей недвижимости.

Храм в честь благоверного князя

Данилов монастырь – один из самых старейших ансамблей на берегу Москвы-реки. Он состоит из нескольких зданий:

  • Храма отцов семи Вселенских соборов;
  • Троицкого собора;
  • Церкви Сименона столпника.

Со второй половины XX века монастырский комплекс является административным центром Русской православной церкви. Здесь проходят священные синоды, решаются важные вопросы, касающиеся устройства архиерейских соборов.

Иконография

Существует несколько списков с изображением Даниила Московского. Списки – это изображения, копирующие содержание первоисточника, которые со временем приобретают статус подлинных иконографических изображений. На иконах Даниила изображают несколькими способами:

  • во весь рост, в одежде монаха, напоминая о том, что перед смертью Даниил принял постриг;
  • во весь рост, держащим монастырь в руках – это свидетельство того, что князь Даниил Московский стал основоположником первого московского монастыря;
  • по пояс, с молитвенными списками в руках, как символ проповедования Даниилом усердных молитв, проявления смирения, миролюбия.

Одежда святого бывает монашеской или повторяет рыцарские одеяния. За свою нелегкую жизнь князь смог стать смиренным монахом и побывать успешным воином-завоевателем.

Как правильно молиться

Обращения к Даниилу совершают в храмах или дома. Домашний иконостас устанавливают с таким расчетом, чтобы иметь возможность сосредоточиться и побыть в уединении. Лучшее время для домашней молитвы: раннее утро или ранний вечер, до ужина. Священнослужители советуют бережно относиться к текстам, учитывать некоторые правила:

  • тексты из молитвослова, предназначенные для ежедневных молитв, заучивают наизусть;
  • перед заучиванием основные мысли переводят с церковно-славянского на русский, чтобы полностью понимать, о чем говорится;
  • молитвы с просьбами читают отдельно, сопровождая ежедневными текстами, а также словами благодарности.

На домашнем иконостасе иконы устанавливают в соответствии с законами иерархии. Рядом допускают размещение лампад, свечей.

Информация! Рядом с иконами не ставят фотографий, картин, не декорируют их салфетками, искусственными цветами.

Тексты молитв

Существует 3 основных текста для обращений к Даниилу Московскому:

«Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение, преподобне Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь».

«О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю. Теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах, к тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божией славы неусыпный. Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божией. Тихость Духа Божия да соблюдет сердце наше. Весна покаяния да украсит дела наша.

Княже милостивый и щедрый, Даниил, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими. Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости выну зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь».

«О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвам твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь».

Благоверный князь Дании ́ л Московский

Дни памяти

5 сентября (переходящая) – Собор Московских святых

Житие

Краткое житие благоверного князя Даниила Московского

Ро­дил­ся в 1261 го­ду и был чет­вер­тым сы­ном свя­то­го ве­ли­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. В жиз­ни св. бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, кро­то­стью и ми­ро­лю­би­ем.

Во все дни его жиз­ни ни­кто не на­нес ущер­ба дер­жа­ве его, и сам он не по­ку­шал­ся на­си­ли­ем при­об­ре­тать чу­жие об­ла­сти, бла­го­да­ря Бо­га за дан­ное ему в жре­бий бла­го­сло­вен­ное на­сле­дие – дер­жа­ву пре­слав­но­го гра­да Моск­вы. Со вре­мен бла­жен­но­го кня­зя Да­ни­и­ла честь и сла­ва пер­во­кня­же­ния и пер­во­свя­ти­тель­ства на­ча­ли при­бли­жать­ся к бо­го­лю­би­во­му гра­ду Москве. В 1302 г. Мос­ков­ское кня­же­ство уве­ли­чи­лось за счет мир­но­го при­со­еди­не­ния Пе­ре­я­с­лав­ско­го кня­же­ства. Од­на­ко св. князь не услаж­дал­ся вла­сто­лю­би­ем, но, ограж­да­ясь стра­хом Бо­жи­им, пре­успе­вал в бра­то­лю­бии.

Бо­го­угод­но гос­под­ствуя в Мос­ков­ских пре­де­лах, св. князь Да­ни­ил по­стро­ил за Моск­вой-ре­кой мо­на­стырь, ко­то­рый стал на­зы­вать­ся по его име­ни Да­ни­лов­ский. В этом мо­на­сты­ре сам князь при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние. При­няв схи­му, св. бла­го­вер­ный князь на 42 го­ду жиз­ни мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 4 мар­та 1303 го­да. 30 ав­гу­ста 1652 го­да мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми.

Бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил Мос­ков­ский, сын бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го, скон­чал­ся 4 мар­та 1303 го­да. 30 ав­гу­ста 1652 го­да мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми. Све­де­ния о нем по­ме­ще­ны 4 мар­та.

Полное житие благоверного князя Даниила Московского

Свя­той бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил Мос­ков­ский ро­дил­ся во Вла­ди­ми­ре в 1261 го­ду. Он был чет­вер­тым сы­ном свя­то­го Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го (па­мять 30 ав­гу­ста и 23 но­яб­ря) и пра­вед­ной Вас­сы. Двух лет от ро­ду он ли­шил­ся от­ца. Вре­мя пре­став­ле­ния его ма­те­ри в ле­то­пи­сях не ука­за­но, из­вест­но толь­ко, что по­гре­бе­на она в церк­ви в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва во Вла­ди­мир­ском Успен­ском мо­на­сты­ре (Кня­ги­нин мо­на­стырь) и у окрест­ных жи­те­лей по­чи­та­лась пра­вед­ной.

В 1272 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил по­лу­чил до­став­ший­ся ему по раз­де­лу го­род Моск­ву с при­ле­га­ю­щи­ми зем­ля­ми. Бла­го­вер­ный князь по­стро­ил на бе­ре­гу Моск­вы-ре­ки храм (и при нем мо­на­стырь) в честь сво­е­го те­зо­име­ни­то­го по­кро­ви­те­ля, пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла Столп­ни­ка (па­мять 11 де­каб­ря). Мос­ков­ское кня­же­ство бы­ло в те вре­ме­на ма­лень­ким и неза­вид­ным. Воз­му­жав­ший бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил укре­пил и уве­ли­чил его, но не пу­тем неправ­ды и на­си­лия, а ми­ло­сер­ди­ем и ми­ро­лю­би­ем. Неспо­кой­но бы­ло на Ру­си. Меж­до­усо­би­цы меж­ду удель­ны­ми кня­зья­ми бы­ли по­сто­ян­ны­ми. И ча­сто, бла­го­да­ря бла­го­вер­но­му кня­зю Да­ни­и­лу, его неустан­но­му стрем­ле­нию к еди­не­нию и ми­ру на Рус­ской зем­ле, уда­ва­лось предот­вра­тить кро­во­про­ли­тие. Ко­гда в 1293 го­ду его брат, ве­ли­кий князь Ан­дрей Алек­сан­дро­вич, вме­сте с при­зван­ны­ми из Ор­ды та­та­ра­ми во гла­ве с Дю­де­нем («Дю­де­не­ва рать») опу­сто­шил рус­ские го­ро­да: Му­ром, Суз­даль, Ко­лом­ну, Дмит­ров, Мо­жайск, Тверь, бла­го­вер­ный князь ре­шил­ся впу­стить их в Моск­ву, чтобы спа­сти на­род от ги­бе­ли. Сил для от­по­ра не бы­ло. Вме­сте со сво­им на­ро­дом князь пе­ре­жи­вал тя­го­ты ра­зо­ре­ния и раз­боя. От­ста­и­вая свои пра­ва, свя­той Да­ни­ил был вы­нуж­ден в 1295 го­ду вы­сту­пить про­тив сво­е­го бра­та близ ме­ста, на­зы­ва­е­мо­го Юрье­во Тол­чи­ще, но и здесь стрем­ле­ние к ми­ру по­бе­ди­ло в нем, и кро­во­про­ли­тия уда­лось из­бе­жать.

В 1300 го­ду, ко­гда Ря­зан­ский князь Кон­стан­тин Ро­ма­но­вич, при­звав на по­мощь та­тар, за­ни­мал­ся тай­ны­ми при­го­тов­ле­ни­я­ми к вне­зап­но­му на­па­де­нию на зем­ли Мос­ков­ско­го кня­же­ства, пре­по­доб­ный Да­ни­ил по­шел с вой­ском к Ря­за­ни, раз­бил непри­я­те­ля, взял в плен Кон­стан­ти­на и ис­тре­бил мно­же­ство та­тар. Это бы­ла пер­вая по­бе­да над та­та­ра­ми, по­бе­да негром­кая, но за­ме­ча­тель­ная – как пер­вый по­рыв к сво­бо­де. Раз­бив Ря­зан­ско­го кня­зя и рас­се­яв его со­юз­ни­ков – та­тар, бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил не вос­поль­зо­вал­ся по­бе­дою, чтобы отобрать чу­жие зем­ли или взять бо­га­тую до­бы­чу, как это бы­ло при­ня­то в те вре­ме­на, а по­ка­зал при­мер ис­тин­но­го нес­тя­жа­ния, люб­ви и бра­то­лю­бия. Ни­ко­гда не брал­ся свя­той князь за ору­жие, чтобы за­хва­тить чу­жие зем­ли, ни­ко­гда не от­ни­мал соб­ствен­но­сти у дру­гих кня­зей ни на­си­ли­ем, ни ко­вар­ством. За это Гос­подь рас­ши­рил гра­ни­цы его вла­де­ний. Иоанн Ди­мит­ри­е­вич, князь Пе­ре­я­с­лав­ля-За­лес­ско­го, пле­мян­ник Да­ни­и­ла, крот­кий, бла­го­че­сти­вый и бла­го­тво­ри­тель ни­щих, ува­жал и лю­бил сво­е­го дя­дю. В 1302 го­ду, уми­рая без­дет­ным, он пе­ре­дал свое кня­же­ство свя­то­му Да­ни­и­лу. Пе­ре­я­с­лав­ская зем­ля вме­сте с Дмит­ро­вым бы­ла по­сле Ро­сто­ва пер­вой как по чис­лу жи­те­лей, так и по кре­по­сти глав­но­го го­ро­да. Пе­ре­я­с­лавль-За­лес­ский был хо­ро­шо за­щи­щен со всех сто­рон. Свя­той князь остал­ся ве­рен Москве и не стал пе­ре­но­сить сто­ли­цу кня­же­ства в бо­лее силь­ный и зна­чи­тель­ный по то­му вре­ме­ни Пе­ре­я­с­лавль. Это при­со­еди­не­ние вы­дви­ну­ло Мос­ков­ское кня­же­ство в чис­ло наи­бо­лее зна­чи­тель­ных. Здесь бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло объ­еди­не­нию Рус­ской зем­ли в еди­ную мощ­ную дер­жа­ву.

Читайте также:  О чем молятся святому Феодосию Черниговскому

Как див­но на про­тя­же­нии ве­ков яс­но про­яв­лял­ся Про­мысл Бо­жий о на­шей Рус­ской Зем­ле, о ее судь­бе!

С бла­го­да­ре­ни­ем пом­ня о неот­ступ­ном Бла­гом Пу­те­во­ди­те­ле как в сво­ей лич­ной жиз­ни, так и в жиз­ни Рус­ско­го го­су­дар­ства, отец свя­то­го Да­ни­и­ла – свя­той бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Нев­ский вы­ра­зил то в сло­вах – “Бог не в си­ле, а в прав­де”.

В 1303 го­ду свя­той Да­ни­ил тя­же­ло за­бо­лел. Он при­нял ве­ли­кую схи­му и за­по­ве­дал по­хо­ро­нить се­бя в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. По глу­бо­ко­му сми­ре­нию он хо­тел быть по­гре­бен­ным не в церк­ви, а на об­щем мо­на­стыр­ском клад­би­ще. Скон­чал­ся бла­го­вер­ный князь 4 мар­та.

Не про­шло и 30 лет со вре­ме­ни пре­став­ле­ния бла­го­вер­но­го кня­зя Да­ни­и­ла, как ос­но­ван­ная им Да­ни­лов­ская оби­тель бы­ла в 1330 го­ду пе­ре­ве­де­на в Кремль, цер­ковь пре­вра­ще­на в при­ход­скую, а клад­би­ще ста­ло мир­ским. Во вре­ме­на ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на III (1462–1505) пре­по­доб­ный Да­ни­ил на­пом­нил о се­бе за­быв­чи­вым по­том­кам. Юно­ше из окру­же­ния ве­ли­ко­го кня­зя явил­ся некто неиз­вест­ный и ска­зал: «Не бой­ся ме­ня – я хри­сти­а­нин и гос­по­дин се­го ме­ста, имя мое Да­ни­ил, князь Мос­ков­ский, по во­ле Бо­жи­ей я по­ло­жен здесь. Ска­жи от ме­ня ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну: сам ты уте­ша­ешь се­бя, а ме­ня за­был, но не за­был ме­ня Бог». С то­го вре­ме­ни ве­ли­кий князь уста­но­вил петь со­бор­ные па­ни­хи­ды по род­ствен­ни­кам – кня­зьям. Во вре­ме­на ца­ря Иоан­на Гроз­но­го при гро­бе пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла ис­це­лил­ся уми­ра­ю­щий сын ко­ло­мен­ско­го куп­ца. Царь, по­ра­жен­ный чу­дом, воз­об­но­вил древ­ний Да­ни­лов мо­на­стырь и уста­но­вил еже­год­но со­вер­шать мит­ро­по­ли­ту со свя­щен­ным со­бо­ром крест­ный ход к ме­сту по­гре­бе­ния бла­го­вер­но­го кня­зя и слу­жить там па­ни­хи­ды.

В 1652 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил был про­слав­лен об­ре­те­ни­ем свя­тых нетлен­ных мо­щей, ко­то­рые 30 ав­гу­ста бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь в честь Свя­тых Отец Сед­ми Все­лен­ских Со­бо­ров.

Свя­тые мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в ра­ке «на про­слав­ле­ние Свя­тыя Тро­и­цы и на ис­це­ле­ние немо­щству­ю­щих». Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Пла­тон († 1812) в со­став­лен­ном им Жи­тии свя­то­го кня­зя пи­шет: «Сей-то пер­во­на­чаль­ный ос­но­ва­тель по­ло­жил на­ча­ло ны­неш­не­му ве­ли­чию Моск­вы, про­ло­жив для это­го ти­хи­ми сто­па­ми толь­ко ма­лую сте­зю. Ибо как и вся­кое зда­ние, со­ору­жа­е­мое не с чрез­вы­чай­ной по­спеш­но­стью, а толь­ко с боль­шим ис­кус­ством и ста­ра­ни­ем, по­лу­ча­ет осо­бую твер­дость и неру­ши­мо пре­бы­ва­ет дол­гое вре­мя; и как де­ре­во, мно­го ве­ков рас­ту­щее, на­чав преж­де с ма­ло­го пру­ти­ка, по­не­мно­гу утол­ща­ет­ся, и вет­ви его рас­про­стра­ня­ют­ся да­ле­ко окрест, так и гра­ду это­му над­ле­жа­ло воз­рас­ти от ма­лых, но твер­дых на­чал, чтобы пер­вый его блеск не омра­чил очи за­вист­ву­ю­щих и чтобы в пер­вое вре­мя не по­тря­стись и не пасть ему ско­рее, чем оно воз­рос­ло в свою вы­со­ту. Так преду­го­то­вил сей ве­ли­кий град ос­но­ва­тель, дав ему, хо­тя ма­лое, но не пре­ры­ва­ю­ще­е­ся ни­ка­ким ду­но­ве­ни­ем вет­ра си­я­ние, и предо­ста­вил боль­шую сла­ву его воз­вы­ше­ния сво­е­му сы­ну ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну Да­ни­ло­ви­чу, про­зван­но­му Ка­ли­той».

Икона Даниила Московского

Многим верующим святость кажется чем-то далеким и недостижимым. «Конечно, он свят по этим и этим обстоятельствам.. конечно, ему даровал милость Господь быть святым».. – говорят они. На самом деле святости может достичь каждый человек, и православная вера знает массу тому примеров. Более того, для обретения этого статуса совсем не требуется монашеский или священнический чин, требуется только вера и воплощение Божьей истины на земле. Подтверждением этому факту является личность и иконы Даниилы Московского, который по сей день почитается во многих храмах и вдохновляет прихожан.

  1. История Даниила Московского
  2. Описание иконы Даниила Московского
  3. В чем помогает икона Даниила Московского
  4. Молитвы святому благоверному князю Даниилу Московскому

История Даниила Московского

Действительно, этот святой имел знатное происхождение – младший сын Александра Невского, который первым удостоился стать удельным князем московским. Однако действительно ли такое положение давало в те времена (вторая половина 13 века) какие-то преференции и облегченный путь к святости? Скорее наоборот.

Времена монгольской орды, Русь раздирается не только ханством, но и самими князьями, они подобно крысам в клетке, забыв о милосердии и собственной роли перед людьми и родной землей, впадают в склоки и междоусобицы. Основная цель – захватить побольше земли и ресурсов, получить привилегии для себя и собственного княжества, отдать остальных на поругание монголам. Уступчивость и мягкость является признаком слабости, а подлость (к примеру, обратиться за помощью к ханству, чтобы воевать с другими князьями) распространена повсюду.

Согласитесь, в таких обстоятельствах не так легко стать святым, тем более князю, которому нужно заботиться о собственной земле. Тем не менее, князь Даниил бережно хранит веру и поступает благоразумно в отличие от остальных. Благодаря этому заключается не только множество выгодных и полезных союзов, но и увеличивается Московское княжество, также Даниила зовут княжить и в другие города.

Часто, когда Даниил оказывался где-то с войском, ему удавалось провести грамотные переговоры и завершить дело миром. Такое отношение было вызвано повышенной заботой о людях, но никак не слабостью и тем более не страхом. Святой князь, когда нужно мог исполнить свою роль и этот факт проявится в противоборстве с рязанским князем (Константин Романович), после которого войско рязанское было разбито.

Даниил имел все возможности захватить Рязань, присвоить себе богатства города и даже поработить людей – так бы сделал практически каждый князь. Однако святой не чинит ущерба, он оставляет Рязань с миром и возвращается к себе в княжество.

Таким образом, он не чурался исполнения своего дела земного, но всегда стремился действовать в интересах людей, проявлять подлинную милость и в этом проявлялась его духовная сила.

Описание иконы Даниила Московского

Святой князь нередко изображается в монашеском облачении, так как практически перед собственной кончиной он принял монашество. Помимо этого распространен образ с изображением в одной из рук Даниловского монастыря. Этот монастырь создал сам князь, назвав в честь святого Даниила столпника.

Особым значением икона Даниила Московского пользуется у людей, которые занимаются управлением и руководством, ведь святой является примером мудрого руководства, которое не только не противоречит вере, но и согласуется с идеалами христианского делания. Помимо этого молятся перед иконой Даниила, когда требуется разрешить различные споры или просить о защите родной земли. Поэтому князь считается также защитником Руси и к нему обращаются в дни смуты или чего-то подобного.

В чем помогает икона Даниила Московского

Икона святого Даниила помогает в примирении различных противоборствующих сторон. Как вы помните, князь всегда умел отыскать выгодное решение для каждой стороны и поддерживал мир. Поэтому ему молятся часто для того чтобы простые бытовые неурядицы разрешились лучшим образом:

  • земельные и имущественные споры;
  • споры с соседями или родственниками;
  • выборы начальников и руководства – помогает принять лучший вариант.

Нередко Даниил Московский помогает в том, чтобы обрести собственное жилище или решить какой-то вопрос с недвижимостью. Помогает улучшить отношения с начальством.

При этом нужно помнить, что святой Даниил принимает сторону высшей справедливости, поэтому и помогает тем, на чьей стороне истина.

Молитвы святому благоверному князю Даниилу Московскому

Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение, преподобне княже Данииле! К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя. Всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа, Бога нашего, во веки веков. Аминь.

О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, Неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю, теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах! К тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божия славы неусыпный. Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божия. Тихость Духа Божия да соблюдет сердца наша. Весна покаяния да украсит дела наша. Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими. Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости присно зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.

О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвам твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Даниил Александрович Московский

Святой благоверный князь Даниил Александрович Московский, младший сын Александра Невского, родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.

Князь Даниил Московский родился в 1261 году. Его отец – великий князь Александр Ярославич Невский, мать – княгиня Александра Брячиславна, дочь Брячислава Васильковича, князя Полоцкого. Даниил был четвертым и самым младшим сыном великого князя. Александр Невский умер в 1263 году, и вскоре умерла мать Даниила. Он остается сиротой и долгое время зависит от старших братьев, которые, завладев великокняжеской властью, не спешили поделиться с ним отцовским наследством.

Князь Даниил рос кротким и незлобивым мальчиком, помогал нищим и страждущим. Как и отец, Александр Невский, любил Божий храм, молитву и церковное пение. В детстве, как и положено будущему правителю, обучался светским наукам, воинскому искусству и управлению государством.

Только в 1272 году братья выделили ему для княжения самое бедное и незначительное (по тем временам) Московское княжество. Выделенным княжеством князь остался доволен и претензий не высказал.

Город очень понравился юному князю. В нем было все и для охоты, и для торговли, и для сельскохозяйственной деятельности. Не было только хозяина. Все последние годы князья в Москве не жили, а управлялся город наместниками. Всюду вскрывались недоимки, приписки, казнокрадство и воровство.

Начал князь со строительства в городе монастыря. Князь сам объезжал окрестные села, принимал отчеты старост. В городе началось расширение кремля. Возведением стен и укреплений Даниил руководил лично.

Благодаря князю мы имеем Красную площадь, которая при нем стала главными торговыми рядами.

Новый московский князь Даниил своей политикой много сделал для того, чтобы из маленького и незавидного удела появилась первопрестольная столица Москва, и сам он стал первым великим князем Московским.

Времена Даниила Московского были особенно тяжелыми для Руси. Мало того что Русь не могла оправиться от монголо-татарского нашествия, так и свои князья раздирали страну в междоусобной вражде. И здесь большое влияние оказала политика князя Даниила Московского, который неустанно стремился к единению и миру на русской земле. Именно ему удавалось предотвращать надвигающиеся кровопролития.

Особенно кровавым уроком стало предательство старшего брата, Андрея: тот привел на Русь татарскую орду во главе с Туданом (Дюденем), который опустошил и разграбил множество русских городов, в том числе Муром, Суздаль, Тверь, Можайск, Коломну. Стараясь предотвратить кровопролитие, Даниил пустил татар в Москву, так как сил для отпора не было. После ухода захватчиков, оставивших после себя пепелище, князь раздал все свое имущество пострадавшим горожанам.

Важным моментом в биографии Даниила Московского и в целом переломным для судьбы страны стал съезд всех русских князей в городе Дмитрове в 1301 году. Именно здесь Даниил Московский убедил всех помириться и прекратить внутреннюю вражду.

В 1302 году умер племянник Даниила Московского Иван Дмитриевич, князь Переяславля-Залесского. Иван Дмитриевич был бездетным и очень любил и уважал своего дядю, которому и завещал все свое княжество в собственность.

Это присоединение, по сути, выдвинуло Московское княжество в число самых крупных. Еще одним результатом этого присоединения стало начало объединения русских земель в единую мощную державу.

Тем не менее в 1301 году рязанский князь Константин Романович при содействии татар напал на Московское княжество. Даниил Александрович разбил неприятеля, взял рязанского князя в плен и уничтожил большое количество татар. Это была первая победа над татарами, пусть небольшая, но очень значимая.

Великий князь не воспользовался победой, чтобы захватить чужие земли, и побежденному рязанскому князю в Москве оказал соответствующие почести. Победа над рязанским князем продемонстрировала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

Читайте также:  Что значит Бог для человека?

В 1303 году великий князь тяжело заболел. Накануне смерти он принял монашество. Даниила Александровича похоронили в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены повелением царя Алексея Михайловича в храм Семи Вселенских Соборов в основанной им обители.

После смерти Даниила Александровича титул великокняжеской власти наследует его сын Иоанн Данилович, и после него данное достоинство переходит от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до смерти Федора Иоанновича в 1598 году.

Святой Даниил Московский — миролюбивый князь (+ ВИДЕО)

Предлагаем вниманию читателей портала «Православие и мир» статью известного историка С. Перевезенцева в сопровождении двух фильмов о святителе Данииле Московском.

Фильм с участием протоиерея Алексия Уминского

Ордынские ханы в XIII–XIV столетиях продолжали осуществлять свою политику «разделяй и властвуй», стравливали русских князей, всячески пользуясь при этом и их личными притязаниями, и соперничеством между ними. Совсем не случайно в течение XIV века титул «великих князей» был дарован нескольким русским правителям, в результате чего на Руси возникло сразу же несколько «великих княжеств» — Тверское, Московское, Рязанское, Смоленское, Нижегородское. По мысли ордынцев, подобный политический расклад должен был значительно помешать возможному процессу объединения русских земель.

Но в Орде не учли одного важного момента — практически во всех русских княжествах в этот период нарастает движение к консолидации как духовной, так и политической. Ведь именно XIV столетие впервые за предыдущие двести лет явит примеры совместных действий русских князей, подчинивших свои личные устремления и удельные интересы интересам общерусским, отдавших свои силы и даже жизни обеспечению решения общерусских задач. Конечно, подобное поведение еще не стало общепринятой практикой, но даже отдельные примеры показывали общую и все более нарастающую тенденцию в духовно-политическом развитии Руси.

В исторической литературе вот уже полтора столетия не утихают споры о том, почему именно Москва стала центром объединения русских земель и образования единого Русского государства. В самом деле, географическое положение Москвы было куда менее выгодным, нежели положение Твери, Углича или Нижнего Новгорода, мимо которых шел самый легкий и безопасный торговый путь по Волге. Москва не имела того боевого опыта, каковой имели Смоленск и Рязань. Новгород Великий был намного богаче, а Ростов и Суздаль обладали гораздо более глубокими традициями культуры.

Возвышению Москвы вроде бы не способствовала и династическая ситуация. Стоит напомнить, что князь Даниил Александрович Московский, возглавивший княжество в конце XIII в., был всего лишь четвертым сыном Александра Невского. Причем он даже не успел побывать великим князем, ибо умер раньше своего старшего брата Андрея. В свою очередь, и Иван Данилович Калита — это тоже четвертый сын Даниила. По всем признакам Иван Калита — четвертый сын четвертого сына Александра Невского! — не имел, казалось бы, даже возможности занять великокняжеский стол, ибо не обладал никакими правами на «старейшество». К примеру, тверской князь Михаил Ярославич перед сыновьями Даниила Юрием и Иваном имел преимущество третьего поколения перед четвертым.

И все же именно Московское княжество оказалось той центростремительной силой, которая собрала вокруг себя все русские земли, смогла покончить с тягостью монголо-татарского ига и возродить из пепла новое единое Русское государство.

Еще в конце XIII века Москва являлась небольшим и небогатым уделом, там даже не всегда были князья. В начале 1280-х гг. Москва досталась младшему, четвертому сыну Александра Невского — Даниилу Александровичу. Именно Даниил Александрович (1261—1303) и стал родоначальником московской княжеской династии.

Впервые Даниил выступил на политической арене в 1282 г., когда принял участие в усобице старших братьев на стороне Андрея. Московский князь старался не проявлять активности в этой войне и, по возможности, дистанцировался от Орды.

Как сообщает Житие святого, мудро, «имея разум богопросвещенный», управлял Даниил Александрович своим княжеством. Он был смелым воином, стойко оборонял родные земли. Как и всем прочим русским правителям того времени, Даниилу Александровичу приходилось участвовать и в междоусобных войнах. Но московский князь отличался редким для той поры миролюбием. Он старался большинство споров своих братьев-князей решать миром, умирял их раздоры. И недаром древние песнопевцы именовали Даниила Александровича с любовью — «Братолюбец».

Сам же князь Даниил Александрович не выказывал желания властвовать над кем-либо. Он свято чтил тогдашний закон престолонаследия и не поднимал меча против своих старших братьев в борьбе за великокняжеский стол.

Миролюбие князя Даниила Александровича снискало московскому правителю любовь и уважение современников. К Москве потянулись люди из других княжеств — бояре, ремесленники, земледельцы… А князь Даниил гостеприимно встречал тех, кто искал в ней приюта. На рубеже XIII–XIV вв. Даниил принимает у себя беглецов из разоренных земель, среди которых были Федор Бяконт, отец будущего святителя, митрополита Московского Алексия, и Радион Несторович, родоначальник Квашниных. Каждому новоприбывшему московский князь находил дело по его призванию и склонности, имея недреманное попечение о пользе своих подданных. И многолюдно становилось в московских землях. И росли новые села, умножались крестьянские хозяйства, возрождались ремесла.

Такая позиция обеспечила московскому князю значительную популярность на Руси, но не уберегла Москву от разорения в 1293 г., когда его старший брат Андрей, в борьбе за великий престол с братом Дмитрием, привел на Русь страшную ордынскую «Дюденёву рать». Однако Даниил быстро оправился от погрома и после окончания боевых действий возглавил коалицию, направленную против Андрея Александровича. В 1295/96 г. он отказался от приглашения в Новгород, защищая Переяславль, город своего племянника Ивана Дмитриевича.

А Москва в годы правления князя Даниила постепенно строилась и крепла. Даже страшное разорение, которому Москва подверглась во время «Дюденёвой рати», не погубило её. Всем миром трудились москвичи, заново отстраивая свой город. И снова князь Даниил Александрович подал всем пример небывалой милости. Он отдал все свое имущество на помощь разоренным людям и на восстановление Москвы. И Москва быстро оправилась от погрома. Скоро и следа не осталось от пронесшейся татарской бури.

Даниил Александрович являл для всех пример истинного благочестия. Сердечно заботился князь и о духовном просвещении своих подданных. Время правления князя Даниила Александровича Московского — это и время становления Москвы, как религиозного центра. Начало этому было положено основанием московским князем монастыря в честь преподобного Даниила Столпника, своего небесного покровителя. Житие Даниила Московского так рассказывает об этом событии: «Богоугодно господствуя в Московской земле, блаженный князь Даниил построил за Москвою-рекою монастырь, который зовется по его имени Даниловский, создал церковь во имя ангела своего преподобного Даниила Столпника и поставил в нем архимандрита». Возможно, архимандрит Данилова монастыря на рубеже XIII–XIV вв. являлся главой всех остальных священников Москвы.

Свято-Данилов монастырь — первый из известных нам и дошедших до нашего времени московских монастырей. Точная дата его основания неизвестна. В исторической литературе называют 1272 г. или 1282 г., иногда просто указывают — «конец XIII века». В последнее время, сравнительное изучение исторических свидетельств, позволило историкам предположить, что монастырь был основан в 1298–1299 гг. Впрочем, вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Судьба Данилова монастыря сложилась удивительно. По легенде князь Даниил завещал похоронить себя как простого монаха именно здесь, в основанном им монастыре. В 1330 г., при его внуке, Иване Калите, братия была переведена в княжеский двор и монастырь пришел в запустение. Иван Грозный повелел восстановить его в 1560 г. Во времена его правления был построен двухъярусный храм Семи Вселенских Соборов, а территория была обнесена мощными каменными стенами с боевыми башнями. В нижнем ярусе храма расположился престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в другом ярусе престол Даниила Пророка. На месте же старой деревянной церкви позже была построена церковь Воскресения Словущего. В 1648 г. над северными воротами возвели колокольню со звонницей в третьем ярусе и главкой в виде царской короны. Впоследствии все храмы перестраивались, стены укреплялись.

Когда в 1572 г. крымский хан Казы-Гирей подошел к Москве, его встретили метким огнем пушек со стен и башен Данилова монастыря. Во времена польско-литовской интервенции его стены были обстреляны, а деревянные шатры башен сожжены. У стен монастыря повесили сподвижников И. Болотникова, здесь же в 1610 г. прокричали царю Василию Шуйскому, чтобы он отрекся от престола, здесь же был убит восставшими казаками воевода Прокопий Ляпунов.

Чуть позже князь Даниил устроил в Москве и другой монастырь — Богоявленский, во имя Святого Богоявления.

Князю Даниилу Александровичу удалось значительно расширить пределы своих владений. Он сумел присоединить к московскому княжеству Коломну и Переяславль-Залесский. Подготовил Даниил Александрович и присоединение Можайска, но этот город вошел в Московское княжество уже после его смерти, в 1303 году. В 1301 г. Даниил захватывает у Рязани Коломну. На следующий год переяславский князь, умирая, завещает город своему дяде и покровителю. Князь Даниил всячески старался расширить пределы Московского княжества. В 1303 г. он подготовил присоединение Можайска, но внезапно умер. Можайск вошел в Московское княжество при его сыне Юрии.

Князь Даниил Александрович так и не стал великим князем. Он скончался 5 марта 1303 года. Перед своей кончиной он, по примеру своего отца, великого князя Александра Ярославича Невского, принял монашеский постриг.

У князя Даниила Александровича осталось четыре сына. Двое из них умерли. А двум другим — Юрию Даниловичу и Ивану Даниловичу — предстояло и далее исполнять отцовский завет об устроении родного княжества.

Русский народ всегда с благодарностью вспоминал праведную жизнь князя Даниила Александровича. И потому в XVI веке, в 1547 г., князь Даниил Московский был канонизирован Русской Православной Церковью.

А еще через сто лет, 30 августа 1652 г., мощи святого Даниила Московского были обретены нетленными. Их поместили в серебряную раку и поставили в храм Семи Вселенских Соборов в Свято-Даниловом монастыре. Предположительно и Иван Калита был захоронен первоначально здесь. В этом же храме хранились и мощи Бориса и Глеба.

Житие Даниила Московского рассказывает о чудесах, свершенных московским святым после смерти. Однажды великий князь Иван III Васильевич проезжал мимо места древнего Даниловского монастыря, где почивали мощи блаженного князя Даниила. И вот у одного знатного юноши споткнулся конь, и он остался один, отстав от княжеской свиты. Внезапно юноше явился незнакомый человек. Юноша испугался, а незнакомец стал говорить: «Не бойся меня, ибо я христианин, месту же сему господин. Имя мое Даниил Московский. По Божию изволению положен я здесь, на Даниловском сем месте. Иди, юноша, к великому князю Иоанну и скажи ему: вот, ты всячески себя утешаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог мой не забывал меня никогда». Сказав это, незнакомец стал невидим.

Юноша тотчас догнал князя и рассказал ему о чудесном видении. С того времени великий князь повелел петь соборные панихиды и божественные службы, и устроил раздачу милостыни и трапезы по отошедшим душам своих родственников, поживших в благочестии.

Вот еще одно чудо. В годы царствования Ивана Грозного в Коломне жил купец. Однажды на лодке он вместе с сыном выехал для торговли в Москву. По дороге его сын заболел. Купец приплыл к церкви, где почивали мощи блаженного князя Даниила, принес больного сына ко гробу святого и начал горячо молиться. И тотчас сын его стал здоровым, и они продолжали путь. С тех пор отец сильно уверовал в святого Даниила и каждый год в день исцеления сына приходил к его гробу, совершал там молебны и творил милостыню.

И вот ведь как удивительно промыслительно распорядилась история. В 1547 г. вместе с другими русскими святыми и вместе с благоверным князем Даниилом Московским, Русская Православная Церковь прославила и его отца – великого князя Александра Ярославича Невского.

А в начале XVIII века, в 1724 г., тогдашний российский император Петр I Алексеевич совершил перенесение мощей благоверного великого князя Александра Ярославича Невского – из Владимира их торжественно перенесли в Санкт-Петербург. А свершилось это великое деяние… 30 августа (или – 12 сентября по новому стилю). И снова церковные праздники в честь перенесения мощей святого князя Александра Невского и его сына святого князя Даниила Московского выпали и до сих пор свершаются в один день.

Наверное, это не случайно. Ведь именно Даниил Московский оказался истинным продолжателем дела своего отца по сбережению Русской земли. Именно князь Даниил Александрович, который и не знал толком собственного отца, ибо Александр Ярославич умер в тот момент, когда его младшему сыну было всего два года, но именно Даниил Александрович оказался продолжателем отцовской политики, той политики, которая, в итоге, спасла Русскую землю от ордынского владычества, а затем превратила Русское государство в великую, свободную и мощную державу.

Читайте тажке:

Женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться. Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал: — Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег.

Ссылка на основную публикацию