Святой хлеб из монастыря Матроны Московской

Хлеб из монастыря Святой Матроны, что делать, можно ли выбросить

Не один год освященный хлеб из монастыря Святой Матроны порождает большое количество самых разнообразных мнений, даже несмотря на некоторые имеющиеся противоречия, однако все де их объединяет одно – это верование в то что в этом мире существуют чудеса, и православный человек, воззвавший за вспоможением к Святой, обязательно получит ее. Ибо в этом случае совмещаются несколько великих сил – святость хлеба и религия, что является началом всего живого, обитаемого на земле. Узнать же более подробно в том, что представляет собой эта выпечка, какова ее польза и вред, можно ли выбросить закваску и не только поможет данный источник.

Закваска от Матроны Московской

Хлеб необходимо приготавливать к выпечке 6 суток. Постепенно добавлять к нему различные продукты: сахарный песок, муку, молоко. Далее закваска делится на равные доли. Одна часть используется для приготовления хлеба себе, оставшиеся надо отдать с рецептурой благочестивым людям. Заквасочная паста всё время должна быть открытой, без крышки.

Испечённый каравай, предназначенный для собственной семьи, разделяется на каждого члена семейства. Каким-то чужим людям отдавать нельзя. Данная хлебная выпечка изготавливается единожды. Почему так делается — никто не знает. Происхождение данного продукта окутано завесой тайны, известно об этом мало кому. Монастырский хлеб Матронушки, не один в своём роде. Существуют чудодейственные яства в других обителях и храмах.

На слуху у всех продукт из церкви Гроба Господня, у которого Иерусалимское происхождение. Ещё говорят, что состав святой закваски замешан более двух десятилетий назад. Она распространяется без взимания денег. Есть мнение, кто съест кусочек этого хлеба, забудет навсегда, что такое неудачи, болезни, скорби, в доме поселится благополучие, здоровье. Одно условие — воспрещается просить у святой Матроны деньги.

Не монастырская она

Мы позвонили в монастырь, где узнали, что с подобными вопросами туда не раз обращались туляки.

«Эту закваску надо выбросить или сжечь, — сказали нам служители Покровского ставропигиального женского монастыря

. — Никакого отношения к Матронушке она не имеет. Не Божье это дело. Неизвестно, кто сделал, кто написал и распространил. Сделано это для того, чтобы верующих ввести в заблуждение».

Эту закваску надо выбросить или сжечь.

Кстати, на официальном сайте монастыря даже обращение есть:

«Дорогие братья и сестры! Убедительная просьба не брать у распространителей рецепт закваски на изготовление «Хлеба из монастыря Матроны Московской». Доводим до Вашего сведения, что монастырь такую закваску не изготавливает и не распространяет, и не несет ответственности за здоровье людей, выпекающих по этому рецепту хлеб!»

« Эта закваска ничего общего с Православием не имеет, — говорит отец Максим Троеглазов

,
настоятель храма Димитрия Солунского
. — Задача у церкви другая, это в первую очередь преображение человека (был злой — стал добрый, был хамом — стал культурным, если простым языком, прим. авт.).

В храме есть один Святой хлеб, тот который мы принимаем во время причастия. А эта закваска больше напоминает жизнь по инструкции — съешь хлеб, и будет тебе счастье. Если бы действительно человек съел его и, к примеру, бросил пить…. Это действо без внутреннего духовного наполнения и больше похоже на одну из высших сектантских подмен. В этом действии одна большая ложь. Благодатью человек себя должен наполнять по-другому. Каждый день мы делаем выбор, сделать доброе дело, помочь кому-то или отвернуться, сходить развлечься или в храм Божий, полежать на диване или помолиться…

Никто не может дать ответ, откуда появилась закваска. Возможно, её распространяют секты либо те, кто очень далёк от православия. Несёт ли она в себе опасность для здоровья духовного или телесного? Возможно, если рассмотреть с точки зрения гигиены. Где и когда побывала эта самая закваска, до того как попала к вам, никто не знает, какие продукты туда добавляли, тоже не известно. Поэтому, если вдруг вам предложат испечь хлеб Матронушки, хорошенько подумайте» .

Рецепт хлеба из Монастыря святой Матроны

Вокруг монастырского хлеба идут споры, слухи, разговоры. Некоторые люди уверены в чудотворной силе закваски, другие подвергают сомнениям этот факт. Чтобы удостовериться в благодатной силе хлеба, надо испечь его. Имея закваску приступить к приготовлению:

Понедельник. Заквасочную пасту поставить на стол, открыть крышку, накрыть горловину ёмкости двумя слоями марли. Оставить в таком положении на ночь.

Вторник. Сформировать слои из: муки, сахарного песка, молока, всех продуктов брать по 1 стакану. Размешивать нельзя, поместить в холодное место.

Среда. Вынуть баночку из холодильника, хорошо размешать слои деревянной лопаткой. Поставить смесь обратно на холод.

Четверг. Снова уложить в слои: муку, сахар, молоко, также по одному стакану. Не перемешивать, убрать в холодильник.

Пятница. Продукт размешать, вернуть на прежнее место.

Суббота. Вынуть из холодильника закваску, взболтать, разлить по четырём ёмкостям. Одну оставить себе, остальные раздать добрым людям.

Взять оставленную часть закваски, вбить туда пару яиц, всыпать щепотку соли — 2-3 грамма, столько же соды, 200 граммов пшеничной муки. Перемешать, сформировать каравай и поставить в разогретый до 180 гр. духовочный шкаф. Выпекается хлеб в течение получаса.

Полученный продукт должны есть только члены одной семьи. Скрыть его от посторонних глаз, ножом не резать, а отламывать по куску.

«Закваска счастья» — происхождение явления и обещания

Обманщики используют мечту человека о счастье, которое появится без особых усилий, и склонность к суевериям. В психологии есть термин «магическое мышление», оно проявляется, когда человеку плохо, когда ситуация становится неуправляемой и не зависит от действий и воли человека.

Это может быть хроническое безденежье, беспросветное одиночество, полоса бед и несчастий. И человек, желая вернуть себя в зону комфорта, не видя причинно – следственных связей происходящего, обращается к сверхъестественному. К сюжетам из сказок. Выбирая для себя наименее затратные действия, потакая своей лени и нежеланию трудиться душой и умом.

Когда-то пересылали друг другу «письма счастья», обещавшие деньги, здоровье и удачу, если переслать письмо не меньше, чем шести адресатам. И люди покупали конверты, переписывали от руки письма, и рассылали их знакомым. Теперь по тому же принципу передают закваску.

В эпоху интернета появился интересный термин: «вирусное распространение информации». Он очень удачно описывает эпидемию пересылки такого доступного, и вместе с тем такого ложного счастья.

Ответ на вопрос — «зачем так поступают?» — кроется к психологии и греховной лени человека. Так хочется поверить, что чудо вот оно, рядом, надо лишь немного потрудиться, недельку подождать, и всё сбудется.

Всего – то надо согласиться взять у знакомого банку с закваской, приготовить на её основе хлеб, скопировать инструкцию и передать дальше. Кажется, ну что тут плохого? Ведь не спиртное, не со злыми намерениями: с добром добрым людям, и хлеб, а не что-то непонятное.

От чего помогает монастырский хлеб Матроны Московской

Святую Матронушку знают все как покровительницу семьи. Ей возносят молитвы с просьбой успешного зачатия ребёнка. Просят помочь найти мужа или жену и прожить вместе в любви, согласии. Матрона способствует быстрому излечению от самых тяжёлых болезней. Народ утверждает, что хлеб чудесным образом действует на человека. Маленький ломтик способен избавить от таких напастей как:

  • Порча, сглаз;
  • проклятия;
  • неудачи.
  1. Здоровье души, тела.
  2. Благополучие.
  3. Мир.

Стоит запомнить, озвучивая просьбу у Матроны Московской нельзя просить материальные блага. Желание может не сбыться, или наоборот получится негативный эффект.

Предупреждение о мошенничестве

Закваска с прилагаемым к ней рецептом выпечки хлеба из монастыря, передаётся из рук в руки давно. Технология приготовления, описываемая в рецептуре, не меняется, меняется название места, где якобы освящалась закваска. Для придания значимости упоминают Иерусалим, Афон и разные известные монастыри, в том числе Покровский, в котором сохраняются мощи святой Матроны Московской.

Явление набрало такой размах, что насельникам монастыря пришлось выпустить публичное предупреждение. В нём сказано, что монастырь к этой акции не имеет никакого отношения.

В стенах монастыря никогда ничего подобного не освящалось. И за последствия, наступившие для людей, поддавшихся лжи, монастырь не отвечает. Кроме того, служители монастыря разместили на сайте предупреждение (в разделе «Объявления»):

Плюсы монастырской выпечки

Достаточно много врачей придерживаются мнения, что приготовленная на дрожжах выпечка вредна для здоровья, поскольку содержащиеся в них грибы могут спровоцировать развитие в организме различных злокачественных опухолей и образований. Именно поэтому монастырский хлеб настолько полезен – отсутствие в нем дрожжей полностью убирает данный фактор.

К тому же готовится сама закваска посредством процесса брожения с применением полезных кисломолочных бактерий. Такая выпечка отлично усваивается желудочно-кишечным трактом, поскольку данные микроорганизмы естественны для желудочной среды.

Помимо приведенной выше пользы, хлеб, выпеченный на закваске, отличается более нежной текстурой и отличным вкусом. Попадая в организм, он очень быстро переваривается, а потому не начинает процесс брожения в самом организме. К тому же, несмотря на то что при приготовлении не используется каких-либо разрыхлителей, монастырский хлеб вполне можно хранить достаточно долгое время без порчи.

Как пекут просфоры в Киево-Печерской Лавре?

Возглавляет выпечку иеродиакон Тит. Только начинает светать, как монах уже начинает работу в лаврской пекарне. Ровно в 4:30 начинается выпечка просфор. Сначала делается замес теста примерно на 7500 просфор. Таких замесов может быть по количеству три, а иногда и больше, в зависимости от церковного праздника.

Для теста используется пшеничная мука первого сорта. К этой муке братия добавляет жидкость из солей и дрожжей, перемешивая и доливая воду. По монастырской традиции вода берется из источника святого Антония и Феодосия.

Готовое тесто должно настояться и вкиснуть. Его оставляют на 2 часа в покое. Ровно в шесть начинается выработка просфор. Работа братии постоянно сопровождается молитвой. Возжигаются подсвечники церковные перед святыми иконами. Сначала совершается общая молитва до Киево-Печерских святых. Далее каждый проговаривает внутренне Иисусову молитву.

Лаврский рецепт для просфор

Приводим лаврский рецепт в оригинале. Каждый сможет от заданных пропорций вычислить необходимые цифры для собственных объемов теста. Сначала монахи берут 100 кг муки первого сорта на 10 литров воды. Добавляют 1килограм и 700 граммов соли на 500 грамм дрожжей. В конце доливается 4, 5 ведра воды.

Рецепт для просфор приходской

Выпекание просфоры за приходским рецептом осуществляется в следующем алгоритме.

Берем 6 кг хорошей муки. Добавляем 15 грамм дрожжей и 12 чайных ложек мелкой соли. Просеиваем муку через сито и готовим водный раствор дрожжей и соли (объем воды точно 2 литра).

В тестомес засыпать муку и залить раствор. Перемешиваем тесто 15-20 минут. Вынимаем его из тестомеса и укутываем в пластмассовый таз для подхода на 2-3 часа.

Готовое тесто для проката располагаем на тестораскатке в состоянии однородной массы. Деламе два пласта : для нижних частей просфор пласт толщиной 10 мм, для верхних — 7 мм.

Выжимаем круги просфоры при помощи деревянных цилиндров.

При помощи увлажненной кисточки соединить верхние и нижние части, проколоть Просфоры иглой. Выпекаем в электрической духовке.

Православный форум Доброе слово

Также немного познакомимся, как это делают в Киево-Печерской Лавре.

Отметим, что просфоры выпекают благочестивые люди. Нужно, чтобы священник знал человека и лично благословил на это дело. В больших монастырях выпечкой просфор занимается большое количество послушников и монахов. Это связано с приезжими паломническими группами людей, которые принимают участие в богослужении. Напомним, что подавая записку за упокой или за здоровье в алтарь для молитвы, священник вынимает частички из просфоры и вспоминает эти имена.

Особенности приготовления

Как уже упоминалось ранее, монастырский хлеб без дрожжей требует приверженности древним методам. В первую очередь потребуется подготовить исключительно натуральные ингредиенты. Поэтому стоит сразу же отставить в сторону дрожжи. При приготовлении данного вида хлеба никогда они не использовались, поскольку считается, что готовить на дрожжах могут только ленивые люди.

Поэтому следует приготовиться к тому, что потребуется первоначально узнать, как приготовить закваску для хлеба, поскольку именно она здесь играет главную роль. Для ее приготовления потребуется не один день, так что сделать ее нужно заранее.

Ингредиенты закваски

Первым делом стоит приготовить отличную закваску для хлеба. В домашних условиях сделать это будет довольно сложно, но если подобрать качественные ингредиенты и обеспечить нужные условия, то сделать это вполне возможно. Итак, для приготовления закваски потребуется взять:

  • 1/2 стакана ржаной муки;
  • 1/2 стакана зерен ячменя;
  • 1 стакан зерен пшеницы;
  • 1 стакан белой муки высшего сорта;
  • 40 граммов сахара.

В современном городе будет достаточно сложно найти качественные ячменные и пшеничные зерна. Поэтому лучше всего будет отправиться в магазин здорового питания и купить там зерна для проращивания – они будут наиболее полезны.

Польза и вред от «хлеба святой»

Бездумное следование «инструкциям», прилагающимся к снадобью, наносит телесный и духовный вред, страдает и организм и душа человека.

Духовный вред тоньше, не бросается в глаза.

Использование «чудодейственного хлеба из монастыря» не что иное, как искушение. Пустое, невозможное обещание близкого блаженства, избавления от нищеты, скорби, порчи, сглаза, венца безбрачия и грехов.

Это суеверие, надежда на «доброе колдовство», отвращает человека от необходимости трудиться над собой, от истинной Веры. Развращает ожиданием незаслуженных благ.

Тест «Счастлива ли я?»

Когда человек разберется в причинах своих неудач, то проще будет понять, откуда это счастье берется. А в этом обязательно помогут тесты на счастье, помогающие объективно оценить уровень благополучия «в крови» человека.

Тест на счастье

Каждый человек вставал перед вопросом, что такое счастье? Ученые считают, что мало нивелировать последствия стресса. Всё-таки для каждого это ощущение имеет свой смысл. Тест на счастье позволит ответить на этот вопрос и определить, насколько вы счастливы.

Интересный тест на счастье

Многие полагают, что счастье в том, чтобы удачно выйти замуж. Иные могут сказать о себе, что Я – счастлива (-в), имея высокооплачиваемую работу. Третьи, стоя на вершине Эльбруса, понимают, что вот оно. А что это ощущение дает именно вам? И как часто вы счастливы?

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Христофор Псеглавец: житие, икона, молитва

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Христофор Псеглавец – личность довольно неоднозначная, ибо в православной культуре существуют разные сведения о его жизни и деяниях, а вместе с тем, и различного рода факты, которые свидетельствуют о достаточно противоречивых событиях исторического характера. Этим же и интересен образ святого, ибо ореол тайны и святости – это почести поистине великого человека.

Житие святого Христофора

О житие святого известны лишь некоторые сведения. Исторические источники сообщают, что Христофор до крещения имел другое имя – Репрев (в переводе – отверженный, осужденный).

Годы жизни мученика припадают на время правления императора Деция Траяна. По документальным данным человек с именем Репрев был захвачен римлянами в плен во время боя в Мармарике. Позже известно и его службе в римском подразделении мармаритов.

Память святого высоко чтится как на востоке, так и на западе, особенно в Испании. О нём существует множество историй, полных странностей и необыкновенных фактов. Согласно одной из версий, более распространённой, Репрев имел такие особенности:

  • огромный рост;
  • тело человека, а голова собаки (пса);
  • безобразный вид;
  • происходил из страны людоедов;
  • отличался ужасающим поведением.

Согласно другой, довольно поздней, получившей широкое распространение на Кипре, мученик от рождения имел красивую внешность, которая очень нравилась женщинам. И желая избежать соблазнов, он сам молился о том, чтобы Бог дал ему уродливый облик. И именно после этого он стал похожим на пса.

Страдания сопровождали святого всю жизнь. Он обличал инакомыслящих, которые преследовали христиан, за что часто жестоко был избит. Но принимал всё со смирением, ибо это ради слова Христа. Мученик старался никогда не превращать свои слова и действия в гнев, ибо тогда перед его силою не устоял ни один человек, даже сам император.

Одна из историй гласит, что однажды 200 воинов было послано за Псеглавцем, дабы привести его к императору. Но когда они шли, то увидели нереальные чудеса:

  • сухой жезл в руках святого расцвёл;
  • когда в путешествии у воинов не хватило хлеба, то святой дал его в изобилии.

Эти великие дела привели воинов в удивление – они уверовали в Господа и были крещены вместе со святым (тогда он и получил имя Христофор).

Не раз император заставлял мученика отречься от Христа: сначала хитростью, потом применяя различные методы насилия и к нему, и к людям, которые вместе с ним познали волю Христа. Но всё было тщетно. Праведник не испытывал страданий ни от огненных языков, ни от раскалённого сосуда, ни от гвоздей, что вонзались в его тело. Видя всё это, многие простые люди поверили ему и также обратились ко Христу, за что приняли смерть.

И даже после всего содеянного страдания святого не прекратились, император жаждал кончины Христофора:

  • сначала ему привязали на шею камень и бросили в колодец, но чудесным образом ангел достал его оттуда и вернул к жизни;
  • потом на него надели раскаленную медную одежду;
  • и наконец, отсекли голову мечом.

Так мученик скончался в Ликии около 250 года.

Мощи и голова святого долгое время хранились в Константинополе, а затем были перевезены на остров Раб (Хорватия), который они чудесным образом защитили от нападения норманнов. С тех пор одна из крупнейших средневековых крепостей этого острова названа в честь мученика Христофора.

День памяти

Святой мученик Христофор имеет и свой день памяти в православном календаре. Это 9 (22) мая. В этот день к его чудодейственной силе обращаются тысячи христиан по всему миру.

Святой Христофор Псеглавец, икона

Иконографические сюжеты изображения Христофора также являются достаточно “спорными”. До XVIII века в православии святой изображался с головой пса и в облике воина. Позже святого стали изображать только в образе человека.

Также в христианстве существует и аналогичный западному вариант изображения Христофора: в момент переправы через реку, в виде великана с Младенцем Христом на плечах.

Святой Христофор в православии ассоциируется с праведностью смирением. Поэтому и сегодня его почитают как символ незыблемой веры, вечной и всепобеждающей, которая способна изменить весь мир.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о святом Псеглавце:

Читайте еще:

  1. Икона Владимирской Божьей Матери в чем помогает
  2. Икона и молитва — Сорок Севастийских мучеников, в чем помогают
  3. Святой Иоанн Воин: акафист, икона, в чем помогает
  4. Старцы Псково-Печерского монастыря
  5. Житие преподобного Силуана Афонского, в чем помогает и от чего молятся
  6. Иоанн Богослов икона, в чем помогает, значение, как молиться
  7. Икона «Жировицкая» в чем помогает и про что просить
  8. Икона Александр Свирский в чем помогает
  9. «Знамение» икона Божией Матери в чем помогает
  10. Икона «Страстная» в чем помогает
  11. Икона Божьей Матери Иверская в чем помогает и значение
  12. Икона Невеста Неневестная в чем помогает
  • Иконы
  • икона
  • Христофор Псеглавец
Читайте также:  Нина Грузинская

2 thoughts on “ Святой Христофор Псеглавец: житие, икона, молитва ”

Вы читать умеете? молитва — Христу, а не мученику Христофору, или вы их не различаете?

Думаю, что всё таки этот человек не был наполовину псом, а был обычным человеком, но с особенностями здоровья…… Возможно имел серьёзные гормональные нарушения, что тогда вполне могло бы объяснить довольно высокий для того времени рост, возможно сильное оволосение тела, отчего человека воспринимали, как животное, например пса. Добавьте ещё к этому агрессивный вспыльчивый нрав….. Возможно эти гормональные нарушения были приобретены на генетическом уровне, либо возникли от частого и длительного воздержания, при высоком либидо. + мужчина носил бороду…..у него был большой нос……большие уши. А не то, что у человека внезапно выросла пёсья голова. Просто был похож на первый взгляд на лохматую собаку……

Святой мученик Христофор и его иконография

Святой мученик Христофор. Византийская икона ХІІІ века, ныне хранящаяся в Афинах

Тропарь, глас 4:

Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.

Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).

В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.

Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века

О сем преславном мученике, память которого весьма чтится как на востоке, так и – еще больше – на западе, особенно в Испании, рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов. Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов (κύνος – собака и κεφαλή – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён, или антропофагов (άνθρωπος – человек и φαγείν – есть). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.

По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

Святой мученик Христофор

Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г.), и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστόφορος). Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения. Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы. Сильно разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица, но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия. После этого император приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к святому и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе. Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову. Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. 250 г.

Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии – местности в Константинополе – в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.

День памяти святого мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая.

Иконография святого Христофора в православии

Святой мученик Христофор

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Однако, как говорится в житии Христофора, «когда святой был приведен к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа. ». Таким образом сам вид святого был необычен и он уже к этому времени не был язычником. Поэтому здесь речь идет не о символическом образе святого, а о реальном.

Древнейшее подобное изображение святого находится на керамичесчкой иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527–565).

Святой мученик Христофор

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века. Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.

Святой мученик Христофор. Старообрядческая икона

Таким образом большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее.

С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.

В православии существует и вариант иконографии Христофора, аналогичный западному: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с Младенцем Христом на плечах.

Житие и иконография святого Христофора в католицизме

Святой мученик Христофор.

Житие святого Христофора в западной традиции гласит, что он был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Гигант Репрев отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос. Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя – Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций – в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Святой мученик Христофор

В католицизме святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (см. букв. перевод его имени – «несущий Христа») – эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах.

Монеты с ликом святого Христофора чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

В 1969 году, в свете реформаторских постановлений II Ватиканского Собора, день памяти святого Христофора, вместе с днями памяти некоторых других общехристианских святых, был удалён Ватиканом из всеобщего католического календаря. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

Так как в православном житии святого Христофора мы не обнаруживаем упоминания о том, что Христофор был перевозчиком через реку и о явлении ему при этом Младенца Христа, то можно предположить, что в восточной и западной версиях жития святого Христофора речь идет о двух совершенно разных святых.

Католические изображения св. Христофора относятся к очень узкому периоду времени: это примерно одно столетие, с 1430 по 1530 гг. Самые известные изображения выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии.

Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор – великий мореплаватель Христофор Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 гг. Как св. Христофор переносит младенца Христа через реку, так Колумб через Атлантический океан приносит в Новый Свет католическую миссию, которая была лишь прикрытием для колонизации, ограбления и физического уничтожения коренного населения Америки. Напротив, восточные православные изображения св. Христофора встречаются на протяжении очень длительного периода времени и представлены в разных иконописных стилях: если самые ранние изображения святого относят к VI-VII веку, то поздние пишут и в наши дни именно с песьей головой. Множество таких икон относится к XIX веку.

Поэтому помещенные ниже современные православные иконы св. Христфора, несущего на своих плечах Младенца Христа, не соответствуют древней восточной традиции изображения этого святого.

Святой Христофор Псеглавец

Истории о Христофоре Псеглавце значительно отличаются от описания жизни других православных Святых. Легенды о нем довольно странные и неординарные. Христофор Псеглавец — человек огромного роста, необычного поведения и обладающий пугающей особенностью — по преданию, он имел голову собаки и ранее жил в краю людоедов.

Происхождение и внешность Христофора Псеглавца

Среди историков по-прежнему нет согласия по поводу места и даты рождения Христофора. По одним источникам, Христофор был рожден на земле хананеев. Ханаан — древнее государство, на территории которого возник город Иерусалим. Хананеи — первые жители этой земли. До принятия христианства Святой носил имя Репрев, что означает «Отверженный». По другим, он произошел из рода кинокефалов — людей с собачьими головами.

Интересно знать! Киноцефалы — персонажи, встречающиеся в культуре разных стран. Представляют собой существо с телом человека и головой волка или пса. Описание собакоголовых людей часто встречается в античной литературе.

Историки и богословы и сегодня спорят, была ли в действительности у святого собачья голова.

  • По одним свидетельствам, Христофор имел такую внешность с рождения.
  • По другим, более поздним источникам, Христофор был очень красивым молодым человеком, своей внешностью прельщал многих женщин. Тогда Святой стал просить Бога, чтобы тот дал ему безобразный облик, так как он не хотел быть невольной причиной чужих грехов. После этого лицо мужчины стало похожим на собачье.

После победы над врагами киноцефалы пили кровь из их ран. Возможно, Святой ранее принадлежал к этому племени, поэтому и обладал такой специфической внешностью.

Житие Христофора Ликийского

По свидетельствам некоторых современников, будучи язычником, Христофор был жестоким и сильным воином. Согласно легенде, он согласился служить только тому, кто могущественнее его. Узнав, что нет никого на свете, кто был бы могущественнее Христа, Христофор стал ревностно служить ему, обращая народы в христианскую веру.

После принятия этого решения Христофор отправился защищать христиан от гонений. За эти действия его жестоко избил некий Вакх, но Христофор, обладающий огромной силой, молча терпел побои. После этого Святой сказал, что не поддался гневу только из любви к Христу. Если бы его охватили эмоции, его никто не смог бы остановить, и все гонители на христианство были бы мертвы.

Император Декий решил посмотреть на Христофора и послал за ним 200 воинов. Святой не стал противиться им и согласился предстать перед правителем. По пути к императору посох, который нес Христофор в руке, расцвел. Это произвело на окружавших его солдат огромное впечатление. Когда у воинов подходила к концу провизия, Христофор приумножил хлеб во много раз.

Увидев чудеса, воины уверовали в Христа и приняли крещение. Сам Христофор до этого момента не был крещен. Он принял крещение вместе с солдатами. Когда император увидел Христофора, он в ужасе лишился чувств. Придя в себя, он решил хитростью заставить Святого отречься от Христа. Император отправил к праведнику блудниц, которые славились своей красотой.

Они должны были посеять в душе Святого стремление к плотским наслаждениям, заставить его отречься от христианства и вернуться к язычеству. Однако, Святому удалось убедить девушек в том, что блудный образ жизни губит их собственные души.

Важно! Девушки не только отказались соблазнять Святого. Они объявили себя христианками и терпели жестокие мучения, но не отказались от веры. После продолжительных пыток обе женщины погибли.

Обозленный император велел казнить всех воинов, которые после бесед с Христофором приняли христианство. Самого же Святого Декий приказал заключить в металлическом сосуде, а затем раскалить его. Он рассчитывал, что праведник откажется от своей веры, не выдержав жуткой боли. В противном случае смерть Святого обещала быть долгой и мучительной. Но Христофор остался невредимым. Он стоял груде раскаленного металла и ни единого ожога не возникло на его теле.

Многие из людей, кто был свидетелем экзекуции, кинулись на помощь к Христофору, за что были изрублены слугами императора. Император приказал утопить Святого, но ангел избавил его от смерти и в этот раз. Тогда император понял, что никакие мучения не заставят Христофора отречься от Христа. Он отдал приказ отсечь голову праведника мечом. Так святой Христофор окончил свой земной путь.

Иконография

В древнерусской иконографии Христофор изображался с головой пса, но в 1722 году такие изображения были запрещены Священным Синодом. После этого Святого стали изображать антропоморфно, в виде воина. Существуют иконы, на которых человеческая голова была нарисована поверх собачьей. Образ Христофора-киноцефала встречается на старых иконах и в настенной росписи древних храмов. Такие иконы стали большой редкостью в наши дни, так как очень много образов было уничтожено в годы гонений на Церковь и иконоборчества.

Интересно знать! На иконах старообрядцев Христофор по-прежнему изображается с головой собаки. На более поздних иконах голова Святого стала больше походить на лошадиную.

Сейчас в церковных лавках можно встретить икону Святого, где Христофор в человеческом облике переносит младенца на плечах. Такой образ олицетворяет собой легенды о Святом Христофоре, которые широко распространены в католицизме.

Некоторые богословы выступают против этого образа, так как считают, что Христофор Псеглавец, почитаемый в Православии и католический святой Христофор — два разных человека.

Память и почитание Святого

День памяти Святого в Православии отмечается 9 мая.

День памяти Святого Христофора в Католицизме отмечается как местночтимый праздник, так как католическая церковь считает свидетельства о его подвигах недостаточными. Многие документы, в том числе свидетельства современников, были утрачены после завоевания региона арабами и турками. Но Христофор не был деканонизирован и остается Святым католической церкви.

Интересно! Особенно почитают Святого в Испании. Там в его честь называют населенные пункты, просят у него защиты и исцеления от болезней. В Испании Святого считают покровителем автомобилистов, мостостроителей и садовников.

Святой Христофор является покровителем девяти городов, в том числе — столицы Литвы.

Житие Святого в Католицизме

Согласно католическим преданиям, Христофор был римлянином. Он обладал невероятной физической силой, ранее носил имя Репрев. Праведник хотел служить Христу, и один отшельник посоветовал Репреву переносить людей через опасный брод на реке Иордан.

Репрев помог многим странникам, и однажды он нес через реку маленького мальчика. На середине пути он почувствовал такую тяжесть, как будто нес в своих руках весь мир, а не хрупкого ребенка. Христофор испугался, что не сможет донести малыша до берега. Тогда Святой узнал, что в виде младенца ему явился сам Христос.

Праведник чувствовал тяжесть, потому что Христос несет на себе все тяготы мира. После крещения Репрев получил свое новое имя — Христофор, что означает «несущий Христа». Это чудо обратило в христианскую веру многих людей. Прослышав об этом, император приказал заточить Святого в темницу, где он умер после долгих истязаний.

Интересно! На древнейшей македонской иконе Христофор поражает змия вместе с Георгием Победоносцем. А на картинах западных художников Христофор изображается в виде великана, несущего на руках младенца.

Молитвы святому Христофору

  • Христофор был изгоем в своем мире, поэтому его образ близок людям, обладающим физическими недостатками.
  • Так же своим защитником Христофора считают моряки, паромщики и путешественники.
  • К Святому обращаются с просьбой укрепить в вере, подсказать выход из трудной ситуации.
  • Христофору молятся перед дальней дорогой и водители, и пассажиры.

Обращаются к святому Христофору чаще всего дома, перед иконой. Во время воззвания к праведнику верующие читают молитву и дополняют ее своими словами.

О преславный и добропобедный мучениче Христов Христофоре, истинный воине святыя Церкве, сродником твоим земным похвало и украшение. Ты, не убоявся безбожнаго гонения, веру Православную даже до крове исповедал еси, страдании же твоими образ верным подая, вратами правды в Царство Небесное вшел еси.Темже молим тя, якоже некогда молитвою твоею ко Господу силу претерпети страдания стяжал еси, тако и ныне молися, да подаст нам Господь силу заповеди Его животворныя соблюдати, и да избавит нас от уз греха и безбожия, Отечество же наше да сохранит в Православии до скончания века. Аминь.

Несмотря на споры и критику, сам факт существования святого Христофора доказан и не вызывает сомнений. По свидетельствам Святого Амвросия, своими чудесами Христофор привел к христианской вере около 50 тысяч язычников, что позволяет говорить о нем, как о великом христианском подвижнике.

В свете духовных подвигов Святого, его необычная внешность теряет значение. Ведь какими бы физическими недостатками ни обладал этот человек, главное — его непоколебимая вера и стремление к Истине, которую он пронес через всю свою жизнь.

Житие святого мученика Христофора, икона Псеглавца и значение в православии

Православная церковь чтит святых мучеников и почитает их молитвами и благодарственными обращениями. Те, кто пострадал за веру в Иисуса Христа, остаются в памяти, благодаря иконографическим изображениям и описанием жития. Святой мученик Христофор известен тем, что при жизни смог обратить в христианскую веру более пятидесяти тысяч язычников с помощью демонстрации чудес и силы своего слова.

Краткое жизнеописание

Жизнь воина-христианина была короткой. Он уверовал в Господа на рубеже III-IV веков, при правлении римского императора Декия. Декий был известен своей нетерпимостью к православным символам, слыл ярым гонителем христиан. На протяжении периода его правления было предпринято несколько попыток полного уничтожения целых поселений, где жили люди, отказавшиеся от язычества. Император посылал солдат, которые поджигали деревни, казнили христиан.

Происхождение

О том, кем был Христофор, до сих пор спорят исследователи. Существует несколько версий его происхождения:

  • происходил из римского племени, носил имя Репрев;
  • был представителем племени киноцефалов, варварского племени, где рождались люди с видоизмененной внешностью;
  • родился в Риме, был сыном одного из легионеров;
  • по одной из версий, Репрев родился на территории Римской империи, был красив и силен, стал служить императору благодаря своим воинским качествам.

Проповедь Слова Божия

Источники утверждают, что Репрев пришел ко Христу задолго до собственного крещения. Вера его была глубока, основана на истинном уважении основных законов православия. Он проповедовал Божье Слово, о чем стало известно императору, поборнику христианства. Император велел арестовать воина и привести его во дворец для выяснения. Христофор со смирением принял арест и пошел во дворец.

По дороге он читал проповеди, после которых некоторые воины приняли его веру. На них произвели впечатление божественные чудеса:

  • слова и молитвы Христофора заставили зацвести деревянный посох, который был в его руках;
  • благодаря его молитвам на столах преумножился хлеб, которого не хватало воинам, производившим его арест.

Смерть Каллиникии и Акилины

Репрев предстал перед императором с христианским смирением. Несмотря на это Декий был испуган его грозным видом. По многим легендам, Христофор обладал высоким ростом, был наделен силой. Император лишился чувств, но после того, как пришел в себя, он решил сломить веру грозного христианина обманным путем. Декий подослал к отдыхающему воину блудниц, двух женщин, Калинникию и Акилину. Они явились к Репреву под покровом ночи и попытались соблазнить его, тем самым принуждая к греховным утехам.

Христофор обратился к женщинам с проповедью, через некоторое время они перешли к христианской вере. Император негодовал, узнав об этом.

Акилина была подвешена за волосы, а к ее ногам привязали тяжелый камень. Она умерла от мучительных страданий на следующий день. Каллиникия сказала, что хочет вновь стать язычницей и попросила отвести ее в языческий храм, к статуе Зевса. Там она привязала свой пояс к торсу языческого бога и опрокинула его. Женщина также успела опрокинуть статуи Аполлона и Геркулеса прежде, чем ее схватили слуги императора. Декий велел проткнуть тело Каллиникии копьем. Она умерла, обращая молитвы к Иисусу Христу. С тех пор Каллиникию и Акилину упоминают, как мучениц, пришедших к вере через раскаяние в грехах.

Мучения

После смерти блудниц последовали казни воинов-язычников, которые были обращены в веру Христофором. Затем император приказал казнить воина. Его мучения были ужасны. Сначала Христофора посадили в железный ящик, который подвешивали над большим костром. По задумке императора, святой должен был сгореть в муках, но он не чувствовал боли и читал проповеди. Вокруг костра собирались язычники и восхищались верой мученика.

После этой пытки император велел бросить воина на дно глубокого колодца, привязав к ногам тяжелый камень. Через некоторое время из колодца его вынес ангел. Мучения происходили на фоне языческого праздника, к ним было привлечено внимание большинства жителей города. Император приказал обезглавить Христофора, чтобы не допустить народных восстаний.

Значение в православии

Псеглавец Христофор признан православной церковью святым мучеником. Его непоколебимая вера и преданность Иисусу Христу не вызывает сомнений у историков. Такие фигуры как Христофор всегда высоко ценятся и почитаются православной церковью. Это пример несгибаемой силы духа, подкрепленный неистребимой верой.

Имя «Христофор» возникло, как словосочетание «несущий Христа». Его возникновение объясняют несколькими версиями. По одной из них, воин был тем самым великаном, который перенес маленького Иисуса на плечах через бурлящий горный водный поток. В этом случае имя имеет буквальное значение. По другой распространенной версии, несение Христа в сердце было признано за воином во время пыток и мучений, когда даже самые преданные язычники увидели силу, с которой мученик верил Богу.

Иконография и тайна песьей головы

До середины прошлого столетия Христофора изображали на иконах с собачьей головой. Самые древние иконы датированы V-VI веками. Керамические изображения воина с головой собаки стали прообразом иконографических более поздних изображений. Эта особенность объясняется по-разному:

  1. По одной из версий, прозвище Христофора было неправильно истолковано церковными источниками: местность Киноскефалия положила начало легенде о наличии собачьей головы, тогда как другие исследователи утверждают, что речь шла о регионе Римской империи, Фефалии.
  2. Существует версия, что описание ужасной, пугающей внешности могло быть воспринято иконописцами древности буквально.
  3. Один из вариантов – это толкование верности и непоколебимого следования Христу, как собачей верности, ведь эти животные известны своей уникальной преданностью.
  4. Происхождение Христофора в некоторых источниках описывается, как рождение среди людей племени с собачьими головами, о которых было много упоминаний в описаниях античных времен.
  5. По одной из версий, Христофор обладал от рождения привлекательной внешностью, за что был любим женщинами. Внешность мешала Христофору, поэтому он молитвами добился ее изменения.

Песьеголовым Христофор изображался вплоть до начала XVII века, затем Синод наложил запрет на подобные изображения, которые смущали многих прихожан.

С XVIII века святой Христофор на иконах изображается двумя способами:

  • как прекрасный длинноволосый юноша с крестом в руках, имеющим 4 конца;
  • как великан, который несет на плече Младенца Иисуса, тем самым помогая ему перейти широкую глубокую реку.

Иконы, на которых у Христофора нарисована голова собаки, сохранились в старообрядческих монастырях и храмах. Статуя песьеголового святого мученика также хранится на территории Собора Парижской Богоматери во Франции.

День празднования и почитание мученика

Католическая церковь закрепила за днем 9 мая празднование и почитание святого Христофора. Особенно почитаем святой жителями европейской части континента. Его называют защитником путешественников, поэтому нередко можно увидеть медальоны или магниты с изображением святого, которыми торгуют сувенирные лавки. Он также покровительствует морякам, таксистам, водителям.

Христофор является покровителем Литвы, его изображение включено в основной герб города Вильнюс. На территории этого города его именем названы школы, а также главный духовой оркестр. Статуэтка Христофора святого является наградой за заслуги перед жителями Вильнюса. Церемония ее вручения проходит ежегодно накануне Рождества.

На Кубе выстроен храм, названный именем святого мученика. Жители Гаваны идут к Христофору за утешением и укреплением веры.

Египетский монастырь, выстроенный по замыслу неизвестного архитектора, полуразрушен, но по-прежнему способен приютить нескольких монахинь. Испания – одна из стран, где Христофор известен, как покровитель мореплавателей. Здесь продают амулеты с изображением святого Христофора, открыты небольшие храмы, названные его именем. Испанцы считают, что амулет, освященный в храме, защищает путешественников на море от штормов и неожиданных морских ловушек.

О чем просят у святого

Святого Христофора просят о защите. Часто к нему обращаются перед домашним иконостасом. При этом, вознося молитву, не обязательно иметь изображение святого перед глазами, достаточно сосредоточиться на его облике, вспомнить его заслуги, думать о силе его веры.

Воину-христианину молятся по разным причинам:

  • из-за его необычной внешности к нему обращаются люди, имеющие физические недостатки, страдающие от различных недугов;
  • путешественники и водители просят защиты на дорогах во время путешествий;
  • верующие люди просят укрепить веру, помочь найти выход из трудной ситуации;
  • многие православные обращаются к мученику, когда хотят защитить себя или своих близких от соблазнов, просят указать истинный путь.

Считается, что святой помогает исцелять заразные болезни и унимать зубные боли.

Текст молитвы

О преславный и добропобедный мучениче Христов Христофоре, истинный воине святыя Церкве, сродником твоим земным похвало и украшение. Ты, не убоявся безбожнаго гонения, веру Православную даже до крове исповедал еси, страдании же твоими образ верным подая, вратами правды в Царство Небесное вшел еси. Темже молим тя, якоже некогда молитвою твоею ко Господу силу претерпети страдания стяжал еси, тако и ныне молися, да подаст нам Господь силу заповеди Его животворныя соблюдати, и да избавит нас от уз греха и безбожия, Отечество же наше да сохранит в Православии до скончания века. Аминь.

Икона святого Христофора Псеглавца

  1. СВЯТОЙ ХРИСТОФОР ПСЕГЛАВЕЦ: ИКОНА САМОГО НЕОБЫЧНОГО СВЯТОГО
  2. ИКОНА СВЯТОГО ХРИСТОФОРА
  3. ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА
  4. МОЩИ СВЯТОГО ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА
  5. ПОЧИТАНИЕ МУЧЕНИКА ХРИСТОФОРА
  6. ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ХРИСТОФОРА В РАЗНЫХ СТРАНАХ ПО ВСЕМУ МИРУ
  7. МОЛИТВА СВЯТОМУ ХРИСТОФОРУ – ЗАЩИТА В ОПАСНОСТИ, ПОМОЩЬ В ТОРГОВЛЕ И БИЗНЕСЕ

СВЯТОЙ ХРИСТОФОР ПСЕГЛАВЕЦ: ИКОНА САМОГО НЕОБЫЧНОГО СВЯТОГО

  1. СИЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ В БОЛЕЗНИ, В БЕДЕ
  2. СОРОКОУСТ О ЗДРАВИИ И ЗА УПОКОЙ — КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКАЗАТЬ
  3. МОЛИТВЫ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ РАЗНЫЕ

Как ясно из прозвища святого, в переводе с церковнославянского — Собакоголовый — он явно выделяется среди других святых. Вокруг него — ореол легенд и мифов, а между тем в дни его памяти икона человека с собачьей головой лежит посреди всех православных церквей, люди молятся ему и просят помощи во многих жизненных обстоятельствах.

Кто же такой Христофор Псеглавец — фольклорный персонаж, выдуманный лжесвятой или реально существовавший человек?

ИКОНА СВЯТОГО ХРИСТОФОРА

  1. МОЛИТВЫ МАТРОНЕ МОСКОВСКОЙ РАЗНЫЕ
  2. МОЛИТВЫ ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ И ИСПОВЕДЬЮ
  3. ИКОНА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
  4. ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Разумеется, икону святого узнать проще, чем икону любого другого святого: на ней изображен человек с очень странной головой. Иногда это оскаленная собачья морда, иногда — голова лошади. Одет святой в воинские доспехи. Однако нужно отметить, что изображение его имеет определенную иконографическую историю, и именно необычную икону с собачье головой теперь трудно приобрести — в храмах на аналой по праздничным дням кладут только древние изображения святого в таком виде, новые иконописцы делают только по особому заказу. Также можно найти такую икону в старообрядческом храме или заказать в старообрядческой мастерской.

Иконы Христофора с собачьей или лошадиной головой в Православной Церкви существовали только в XVI-XVIII веках, а самая ранняя такая икона была создана на территории Византийской империи в VI веке.

В 1722 указом Святейшего Синода в России запретили их писать как слишком смущающие многих людей. Сейчас в церковных мастерских создаются иконы святого Христофора в образе обычного воина с подписью «Святой Христофор». На иконе святой опирается за расцветший посох в воспоминание о чуде святого, благодаря которому уверовал во Христа целый отряд воинов-гонителей христиан.

Отметим, что в католической традиции и в южных областях России распространена икона святого Христофора с Христом-Младенцем на плечах: это отражение одной из легенд, согласно которой Христофор был великаном-перевозчиком на реке и в своей молодости встретил маленького Христа, хотевшего перейти через реку. Христофор перенес Его на плечах, а позже услышал проповедь уже взрослого Господа Иисуса и уверовал в Него. Однако такая легенда лишена оснований, ведь в церковных книгах зафиксировано, что святой Христофор пострадал за Христа через 250 лет после Его рождения.

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА

Христофор жил в III веке после Рождества Христова и пострадал за Него при римском императоре Декии, гонителе христиан. Разные источники сообщают, что он происходил из варварских племен: хананеев, берберов или киноцефалов — имел высокий рост и свирепый характер, был очень силен.
Главная загадка жизни святого — зверообразное лицо. Оно объясняется по-разному: обычной для его племени, но ужасающей для римлян внешностью; объективным уродством из-за, например, генетической аномалии при рождении; метафорой, которая показывает звероподобность его нрава до того, как он был просвещен Светом Христа. Римляне называли его Репрев (в переводе — плохой, отверженный). Также существует предание, согласно которому святой, наоборот, от рождения имел внешность, соблазняющую женщин. Когда он уверовал — причем неизвестно, почему он поверил в Бога и кто наставил его на путь христианства — то чтобы избегать блудных соблазнов от женщин, Репрев стал молиться и выпросил себе у Бога столь страшный облик.

Римский император Декий преследовал христиан как государственных преступников: ведь они признавали Богом только Христа, а не императора. Римская же империя стояла на уверенности в том, что император — бог, он непогрешим и все делает правильно. Святость жизни, праведность или простая нравственность не требовались — напротив, из истории мы знаем множество развратных и преступных императоров-пьяниц. Зато императора не свергали, простой народ боялся выступать против бога — его могли только убить, и то делали это сами приближенные императора. Ко времени распада Империи люди уже не верили в божество императора и всех богов римского пантеона, приносили жертвы иногда, по привычке. Император Декий решил поднять религиозный дух римлян по-имперски своеобразно: урегулировав жертвоприношения, после каждого из которых гражданину выдавался документ о его религиозном рвении. Христиане же, по мнению императора, разваливали государство и заставляли Фортуну — богиню удачи — отвернуться от Рима. Сегодня мы упоминаем ее имя в поговорках вроде «колесо фортуны», забывая, как много христиан погибли из-за поклонения удаче.

Когда император Декий узнал о христианской вере Репрева, а он очень ценился в войсках и был известен своей силой, то послал к нему 200 воинов, чтобы привести этого силача ко двору. Возможно, это житийное преувеличение, однако отправление хотя бы отряда свидетельствует о действительно необычайной силе мученика. Сам же он пошел к императору без всякого сопротивления, кротко, как подобает истинному христианину. По дороге ко двору Репрев рассказывал о Христе, и сухая трость в его руках расцвела, а также умножился хлеб, которого не хватало его же арестовавшим воинам. Таким образом воины узнали о Христе и удостоверились в чудесах Божиих, а затем сами уверовали во Христа и были крещены епископом Антиохии Вавилой. Неизвестно, был ли до того крещен Репрев, но имя Христофора (по-гречески «свет Христов») он получил именно после того, как сам привел ко крещению целый отряд.

Когда все они наконец пришли к императору Декию в город Ликия, он, по преданию, велел казнить обратившихся в христианство своих воинов. Увидев же святого Христофора, его страшное лицо и силу, царь, по преданию, упал от страха! Он побоялся святого Христофора: сначала император решил действовать хитростью. Отправив Христофора до времени отдыхать, он послал к нему двух блудниц, то есть женщин легкого поведения, которых было множество при дворе, чтобы заставить его впасть во грех, а там и склонить к принесению жертвы римским богам. Но Христофор и падших женщин обратил в христианство. Они сами стали проповедовать веру императору, который приказал за это предать их смерти.

Затем Декий приказал своим военачальникам связать Христофора Псеглавца и поместить в раскаленный металлический ящик. Святой кротко и смиренно отправился на мучения, несмотря на свою великую силу — и Господь явил над ним Свои чудеса. Пытки не вредили ему, из колодца, куда его бросили умирать от голода, святого вынес Ангел, и Декий вынужден был приказать отсечь святому голову мечом.

Известно, что Христофор уже во время пыток своими чудесами, спокойствием и проповедью даже среди истязаний смог обратить в веру Христову еще около 50 тысяч язычников (об этом пишет святитель Амвросий Медиоланский).

МОЩИ СВЯТОГО ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА

После прихода к власти Константина Великого христиане получили свободу. Вера в Господа Иисуса стала государственной религией. Многие мощи святых были обретены — так и тело святого Христофора Псеглавца было перенесено для поклонения верующих в Толедо, затем в аббатство Сен-Дени во Франции. Кроме того, в течение веков они были носимы по разным странам, хранились в Константинополе и даже в Москве (причем один из историков, константинопольский диакон Павел Алеппский, писал, что действительно видел удлиненный вперед, как у собаки, череп святого). Со временем, в революционных события, эта святыня была частично утеряна, частично перенесена в Хорватию: именно здесь сегодня хранится часть черепа святого Христофора в золотом реликварии.

Еще одно чудо связано с мощами святого Христофора, когда они пребывали в Хорватии. В 1075 году зданий город Раб осадили норманны, но горожане вынесли на крепостную стену мощи святого с молитвой. Тогда появился сильных вихрь и снес все вражеские корабли от острова. . По сей день в благодарность за это чудо одна из крупнейших крепостей Раба имеет имя мученика Христофора.

ПОЧИТАНИЕ МУЧЕНИКА ХРИСТОФОРА

День памяти святого в Православной Церкви — 22 мая (католики молятся ему 9 мая, это связано с различиями в юлианском и григорианском богослужебных календарях). В этот день перед иконой святого молятся тысячи христиан всего мира.

Накануне вечером совершается торжественное Всенощное бдение, а в сам день памяти — Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы мученику Христофору — тропари и кондаки. Их можно читать онлайн и в любой трудный жизненный момент:

Одежды твои твоей же кровью украсились, когда предстал ты, поминаемый всеми Христофор, перед Царем Небесным и Господом Ангелов, теперь на небесах с бесплотными Небесными Силами и мучениками поешь ты Господу во Святой Троице прекрасные молитвы и радуешься: так твоими молитвами спасай молящихся тебе.

Мученик Твой, Господи, Христофор, в своем страдании получил венец неувядающий от Тебя, Бога нашего: он имел силу Твою, потому мучителей постыдил, разрушил и бессильные нападения демонов. По его молитвам спаси, Боже, души наши!

Светлой звездой стал ты людям, истинную веру миру — Солнца Христа проповедуя людям, светом благодати Божией, о мученик Христофор, погасил все искушения, и сейчас подаешь нам свет благодати Божией, молясь всегда о всех нас.

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ХРИСТОФОРА В РАЗНЫХ СТРАНАХ ПО ВСЕМУ МИРУ

Святой Христофор почитается Православной Церковью как воплощение смирения и праведности, кротости при великой силе. Ему молятся об укреплении веры, возрастании в духовной жизни, перенесении трудностей.

Память святого почитается и в Православии, и в Католичестве. Известно, что мученик Христофор Псеглавец особо почитается во многих европейских странах. Его считают особым покровителем Испании, где ему молятся в заразных болезнях (известно, что эта страна сильно пострадала во время Средневековых эпидемий, одна из страшных форм гриппа уже в XIX-XX веках даже называлась «испанкой»).

Кроме также названной нами Хорватии, святому молятся в Италии — здесь он является одним из покровителей путешествующих, есть даже поговорка, которую прикрепляют в сувенирной продукции на автомобили: «Если верите в Святого Христофора, не умрёте в аварии». Святой Христофор почитается как покровитель города Вильнюса в Литве. Некоторое время в Средние века была налажена чеканка монет с образом святого Христофора в Чехии и Вюртембергском герцогстве.

По сей день в Европе существует традиция ставить статуи святого мученика Христофора у входа в любое помещение: не только церковь, но и в ратушу, и обычный жилой дом. Интересна традиция ставить статуи святого на мостах с молитвой-благословением: «Кто посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В кафедральном соборе Кельна существует чудотворная статуя святого Христофора, которая защищает молящегося от внезапной смерти.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ХРИСТОФОРУ — ЗАЩИТА В ОПАСНОСТИ, ПОМОЩЬ В ТОРГОВЛЕ И БИЗНЕСЕ

По благочестивой традиции, православные молятся святому Христофору в следующих жизненных обстоятельствах:

    • В опасностях;
    • В дороге;
    • При болезни, особенно при зубной боли;
    • В речных и морских круизах уберегает от бед, а также сохраняет всех, чья профессия связана с морем;
    • О хорошей, честной и прибыльной торговле и бизнесе;
    • При проблемах в делах, отсутствии прибыли;
    • Для избежания нищеты, банкротства;
    • О даровании разумения, сил и терпения, честных партнеров.

Не упустите возможность обратиться за помощью к святому мученику Христофору. Ведь наша жизнь лишь кажется цепью наших собственных усилий и дел, изредка перемежаемой случайностями. Все творится нашими усилиями и по воле Божией. Зачастую мы не замечаем пути, который предлагает нам Господь, а то и своими грехами разрушаем этот путь. Простой пример возможности для добродетели: обманув кого-то в делах, мы наживаемся на человеке, извлекаем сиюминутную выгоду, но если бы обмана не было, он бы продолжил доверять нам, а разбогатев, помог и нам улучшить свою жизнь.

Традиция молитвы об успешной торговле известна купцам, торговцам, и бизнесменам всех времен. В торговле и бизнес фактор случайности играет очень большую роль — а пословица гласит: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога». Вот почему в трудных обстоятельствах люди всегда усматривают волю Божию. Если вы молились, но вас постигла неудача — значит, вы избежали и более серьезной опасности.

Церковь благословляет успешное мышление, развитие своего бизнеса Ведь материальная обеспеченность является залогом хорошего образования детей, крепкой семьи, поддержки нуждающихся людей. А между тем создание собственного бизнеса — дело непростое. Но молиться перед началом дела — значит впустить Бога в свою жизнь, защититься призванием Имени Его от злых сил и завистников. Известно, что человек, не защищенный молитвой, добрыми делами, церковными Таинствами Крещения, Исповеди и Причастия будет подвержен воздействию темных сил.

Сильная молитва святому Христофору — просьба о помощи в важных аспектах жизни и о благословении на хорошее ведение бизнеса. Ее можно читать дома или в храме, перед иконой святого.

    • По традиции в храмовой лавке покупают свечу, затем походят к иконе;
    • Нужно перекреститься дважды, поклониться, поцеловать руку или край одежды святого и перекреститься вновь.
    • Затем зажечь и поставить перед иконой на подсвечник свечу, помолиться

Помните, что любая молитва не должна восприниматься как заговор — механическое проговаривание текста, чтобы получить некий результат, «подарок». Молитесь святому, понимая, что вы поистине общаетесь с ним благодатью Божией. Научно доказано, что мозг по-особому работает во время молитвы, создавая коммуникативные связи с незримым — со Всемогущим Богом и его святыми, которые живы и близки к нам.

Конечно, мученик Христофор будет помогать вам не в беззаконных делах, а в честных сделках, правильном ведении бизнеса со справедливым отношением к людям. Молитвами его Господь не оставит без награды трудолюбивого, усердного и доброго человека: с Божией помощью вашему делу будет сопутствовать процветание, а семье — мир и любовь.

Сильную молитву на удачу в торговле святому мученику Христофору можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О прославляемый всеми, одержавший великую победу над кознями дьявольскими мученик Божий Христофор, истинный воин Святой Церкви, родной стране твоей и семье похвала и радость всех почитающих тебя! Ты, не испугавшись гонения безбожного императора, Христианскую веру исповедовал даже до крови, твоими страданиями пример всем современникам своим и всем гонимым в последующие века подав, воротами правды в Царство Небесное легко вошел.
Потому молимся тебе, как ты когда-то молитвой твоей ко Господу получил силу терпеть страдания и чудесно невредимым остался, так и сейчас молись о нас, чтобы Господь дал нам силу соблюдать заповеди Его дающие жизнь вечную, чтобы избавил Он нас от плена греха и искушений неверия, Отечество наше сохранил в спокойствии, мире тишине и исповедании веры Православной до конца времен. Аминь.

Молитвами святого мученика Христофора Псеглавца да хранит вас Господь!

Почему святого Христофора называют Песьеглавцем

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

  • Мученик с песьей головой
  • Почитание в православии
    • Житие
    • Полезные материалы
  • Как изображают святого на иконах
    • Католическое почитание и иконы
  • День празднования
  • О чем молятся этому святому
  • Молитва
    • Похожие статьи

Мученик с песьей головой

Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века

Одним из святых мучеников прославленных христианами прошедших эпох , является мученик Христофор . Облик его узнать проще, чем изображение любого другого святого , т.к. его изображают в чересчур непривычном образе: с собачьей или лошадиной головой. М ежду тем , в наше время встретить икону с таким его изображением довольно сложно и нынешние православны е христиан е слышали о нем не так много .

Почитание в православии

В православной Руси его о собое почитание пришлось на XVI — XVII век а . Считалось, что святой Христофор с давних времен защищал русск о е население от заразных заболеваний . В это время начала распространятся самая крупная эпидемия чумы. Народ считал страшную болезнь наказанием Божиим за грехи, поэтому и путь к спасению видели в вере и обращении к Богу , в том числе и через святого Христофора .

Житие

Христофор – мученик , который прич исл ен к лику святых как у католиков, так и у православных христиан. Родился святой в третьем веке по Р.Х. на просторах Римской империи . О его происхождении ходит много загадок и легенд. По некоторым сказаниям, Христофор был очень привлекательным молодым человеком, он был красив лицом, имел могучее тело, высокий рост. Своим внешним видом он вызывал большой интерес у противоположного пола.

Полезные материалы

Но , так как он был очень верующим человеком, то не хотел подвергать искушению себя и других людей. Он стремился жить в чистоте, целомудр ии, воздержании и поэтому горячо молился Господу, чтобы О н избавил его от этого, как он считал, недостатка. Бог услышал его прошения и обезобразил его лицо . Отчего и звали его до крещения Репрев , что означает «отверженный, непригодный».

Другая версия гласит, что Репрев ( Христофор ) был наделен странной внешностью с рождения. Из одних источников следует, что Репрев принадлежал к выходцам из земли ханане йской , из други х , к племени « псоглавцев » или « кин о кефалов » – собакоголовых людей , а человеческую внешность обрёл после крещения .

Проповедь Слова Божия

Репрев , будучи не крещенным , был преданным проповедником С лова Бож ь его . Из-за этого его ненавидело большинство жителей, т.к. в то время было много язычников . О н строго осуждал тех, кто притеснял христиан . Однажды, после очередн ых Богоугодных поучений , его избил Вакх, приближенный императора. Но , ко всеобщему изумлению , Репрев не стал отвечать на его унижения , а со смирением стерпел, как заповедал сам Г осподь:

В то время в Рим е царствовал император Деций Траян – самый жестокий ненавистник христиан ства из всех бывших правителей. Он вошёл в историю, как первый организатор систематического гонения христиан. Как только он взошёл на трон, его главной задачей стало сплотить духовные силы языческой религии ради поддержки своей власти. Ради этого он приказал главам местных округов применять против христиан любые наказания, муки и угрозы, если те не отрекутся от Христа и не поклонятся языческим богам. Тех, кто отказывался приносить жертвы язычникам и оставался верен своей религии , ждала смертная казнь.

Всё это предстояло испытать и Репреву . Император послал за ним цел ый батальон из 200 воинов . И опять Репрев не стал сопротивляться, полностью доверившись воле Божьей, и беспрекословно подчинился стражникам. Но даже под конвоем Репреву удалось увеличить число новообращенных . По дороге в столицу произошло несколько чудес: сначала сухая палка, на которую опирался Репрев , у всех на глазах пустила ростки , затем, когда солдаты проголодались, но поняли, что есть им нечего, Репрев , помолившись, умножил хлеба, по примеру самого Господа .

Эт и невероятные события ошеломили воинов, и Божья благодать коснулась их. Они тут же, одновременно со святым , приняли святое крещение от епископ а Антиохийск ого священномученик а Вавил ы , который позже мученическ и скончался во время гонений императора Декии .

Смерть Каллиникии и Акилины

Злостный правитель , с нетерпением ожидал возвращения своих ратников с ценным пленником. Но при виде Христофора, почувствовал страх и упал в обморок. Он испугался его безобразного лица и могучего тела , и понял, что силой не сможет заставить его отречься от Христа. Поэтому он решил с помощью хитрости и соблазнов отвратить его от веры в Господа. В его покоях было много блудниц.

Он приказал привести двоих самых красивых — Каллиникию и Акилину — и повелел им искушать Христофора св о им развратным поведением. Он надеялся, что под действием их чар Христофор отречется от Христа и поклонится языческим богам. Но Христофор стал проповедовать женщинам слово Божье и они не смогли отвратить его от истинной веры . Через какое-то время блудницы вернулись к императору и доложили, что не только не соблазнили Христофора, но и сами отказываются служить идолам, и теперь они тоже являются христианками .

Рассвирепевший Деций распорядился доставить к нему Христофора и на его глазах казнить новоявленных исповедниц христиан с тва . Они подверглись жутким издевательствам и умерли мученической смертью за веру . Кроме женщин , он подверг казни и всех воинов, отправл енных за Христофором , которые были крещены вместе с ним . Они не побоя л ись гнева Деция и поклонились Христофору в его присутствии. Деций отдал приказ обезглавить стражник ов , а тела предать огню.

Мучения Христофора

После этого он принялся подвергать пыткам самого Христофора. Сначала он приказал поместить его в литую чашу , прикова ть гвоздями к не й Христофора, чтобы он не смог выбраться и раскалить сосуд на костре . Но Христофор, по своим молитвам и Божьей милости , оставался невредим. Видя такие чуд еса , многие из присутствовавших обратились в правосла в ие .

Они вынули истязаемого из огненного котла и за это Деций повелел своим палачам придать их казни . Деций продолжать пытать мученика. Привязав тяжелый камень к шее Христофора , он бросил его в глубокую яму . Но тотчас я вился ангел Господень и извлек невинного из колодца. Но все эти чудесные спасения не вразумили императора , наоборот, он лишь сильнее свирепел и продолжал с ещё большей яростью пытать и мучить святого.

Наконец, он приказал надеть на него раскаленные доспехи и отсечь ему голову. Со смирением и терпением переносил Христофор все муки и издевательства от Дец и я , следуя заповеди Христовой:

Как изображают святого на иконах

Н а икона х образ Христофора представлен с собачь ей , а иногда с лошадиной морд ой . В основном он изображ ается во весь рост, облаченный в сверкающие доспехи , в правой руке находится четырехконечный крест. Есть иконы, где он стоит рядом с мученицами Верой, Надежной, Любовию и Софией , со с вятыми Флором и Лавром. Также ранн ее изображение показывает, как он убивает дракона вместе с Георгием Победоносцем. Сам ое первое создание такой икон ы приходится на VI век н.э. в Византийской импер ии .

Но отображения Христофора на иконах и храмовых стенах , также как и его происхождение, считаются весьма неоднозначными . Первоначально его лик воспроизводился по римскому обычаю, как Дмитрий Солунский – красивы й молод ой человек , с распущенными локонами . В Православ ии иконографическ ие иллюстрации Христофора с пёсьей или конской головой бытовал и лишь в XVI-XVIII веках. Позже в России начали возникать разногласия о том, в каком образе святого необходимо представл ять на иконах.

В очертаниях святого Христофора смешаны облик христианского вер оучения и следы ереси . Считалось, что наличие звериной голов ы на иконах святого следует воспри нимать символически . Возможно , так описывалс я его дикий озверелый характер в то время , когда он был язычником . Или же цивилизованные жители греко-римского мира просто привыкли так обрисовывать тех, кто жил за пределами империи, как странных обитателей чужих земель, людоедов, собакоголовых народов.

Но авторы жития святого Христофор а не предполагали, что его описание как « собакоголового » будет приниматься буквально. Также некоторые жители того времени специально добивались звероподобной внешности. Остроконечные уши , изуродованные щеки, заточенные клыки вместо зуб ов наделяли их черт ами чудовищ . Своим детям они с младенчества меняли внешний вид черепа, пр и давали ему вытянутую форму , как у собаки или волка . И все это для того, чтобы приводить врагов в ужас .

С вятитель Димитрий Ростовский (1651 – 1709), выступал против зверовидного вида на иконах святого , с песьей или волчьей головой, считая их совершенно неприемлемыми .

В 1707 году Синодом обсуждалось предписание о недопустимости изображения ликов «противных естеству, истории и истине», в том числе и описание святого пс о главца . Этому обсуждению послужил приказ Петра I придерживаться тех иконописных канонов , которые приня л Боль шо й Московск ий собор в 1667 году.

Ссылка на основную публикацию