Святой Дух

Святой дух – мистика или реальность, как стяжать благодать святого духа?

Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

Святой Дух – мистика или реальность?

Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

Святой Дух в православии

Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали сверхъестественные способности.

Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.

Признаки отсутствия Святого Духа

Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

  1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
  2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
  3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
  4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
  5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
  6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
  7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия. Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия. Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения. Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества. Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета. Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума. Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку изменить свою жизнь.
  7. Дар премудрости. Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

  1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
  2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
  3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
  4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
  5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Православные молитвы Святому Духу

На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

Молитва призывания Святого Духа

Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.

Молитва Святому Духу на исполнение желания

Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.

Молитва о помощи Святому Духу

Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать увереннее в себе. Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Преподобный Евфимий Солунский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Молитва Евфимию Новому Солунскому защитит от неблагоприятных ситуаций и исцелит от душевных и физических болезней, святой обладал даром чудотворения. Он провел большую часть жизни в монашеской требовательности, во всем следовал Божьим заповедям, за что его причислили к лику святых. Святой Евфимий – это пример возвышения духа над телом.

Житие преподобного Евфимия Нового Солунского

Евфимий жил в городе Анкиры в семье христиан с именем Никита. С детства был покорным, добрым и честным мальчиком. Когда он достиг возраста семи лет, умер глава семьи. По наставлению матери он пошел на воинскую службу и женился. Когда родилась дочка, ушел тайком из семьи в монастырь.

Больше пятнадцати лет находился на возвышенности Олимп, где обучался отшельничеству. Затем последовал на Афонскую гору. По пути он узнал, что все члены семьи живы и здоровы и призывал следовать за ним. На горе принял обет и жил три года в пещере в одиноком молчании, сражаясь с соблазнами.

Он давал наставления людям и лечил болезни, очистил свой ум так, что мог откровенно разговаривать с Господом и по его велению стал жить на горе Перистера, вблизи от Солуни. Создал две обители, где руководил четырнадцать лет в чине диакона. В одной из них принял в монахини мать и жену. Перед смертью ушел на островок у Афона, где прожил четыре месяца, и умер 15 октября 889 году.

Через два года 13 января после смерти святого монахи Перистеры решили забрать останки. Прибывшие иноки обнаружили нетленное тело Евфимия.

Церковь Евфимия Солунского

История храма Евфимия Солунского началась в 1786 году в Екатеринограде с установления дощечки со словами «благодеяние Великия Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны». Строительство начали через четыре года. Территориальная городская единица была ликвидирована, а на месте оставили станицу Екатериноградскую, поэтому стройка прекратилась.

Только через 55 лет году после посещения государя Николая Первого начали строить храм святого Евфимия. Для возведения здания и наличия строительных материалов император распорядился разобрать здание главного командующего и казармы бывшего крепостного вооружения. Поэтому в церкви долго хранился голубой шелковый флаг казачьего полка с надписью «За турецкую войну в 1828-29 годах».

Перед Великой отечественной войной 1941 года церковь была закрыта и приказано разобрать ее стены. Но благодаря живущим там людям здание осталось в нетронутом виде, станичники хранили там зерно. После ремонта в 1991 году строение возвращено верующим.

В Александро-Невской церкви города Тулы находится придел и икона святого Емфимия Солунского. Церковь была построена согласно предсмертному распоряжению купца Евфимия Харитоновича Кучина составленному в 1862 года. Однако в период советской власти утратила свое назначение. В ней была трудовая школа, затем хлебозавод. С 2001 года решается вопрос о реконструкции здания.

Чем помогает святой Евфимий

Православные часто обращают свои молитвенные просьбы к святому лику чудотворца, ведь молитвы и пение акафиста преподобному Евфимию Солунскому помогает:

  • избежать соблазнов;
  • избавиться от неуверенности;
  • укрепиться в вере;
  • найти успокоение в душевных и физических муках.

Тропарь и кондак Евфимия Солунского

Тропа́рь, гла́с 8:

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу: прии́м бо кре́ст, после́довал еси́ Христу́, и де́ющи, учи́л еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прехо́дит бо, прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней; те́мже и со Ангелы сра́дуется, преподо́бне Евфи́мие, ду́х тво́й.

Кано́н преподо́бнаго. Гла́с 2.

Пе́снь 1.

Ирмос: Гряди́те лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.

Ра́дуйся, исто́чниче, кипя́щий струю́ спаси́тельную, от нея́же почерпа́ем вси́ целе́бную благода́ть прегреше́ний, любо́вию приходя́щим тебе́, приснопа́мятне.

Святы́ню прие́м от Христа́ Бо́га, от утро́бы, сла́вне, и яви́лся еси́ избра́нный сосу́д, Ду́ха благода́ть всю́ прие́мый, о́тче Евфи́мие.

Да жи́зни прича́стник нетле́нныя яви́шися, вре́менныя, о́тче прему́дре, небре́гл еси́: и Бо́гу присту́пль, непреста́нно мо́лиши спасти́ся все́м на́м.

Богородичен: Глаго́лу му́дрому Твои́х усте́н после́дующе, ра́дующеся, Пренепоро́чная, Тя́ ублажа́ем, бы́вшую на́м вину́ неизрече́ннаго блаже́нства.

Пе́снь 3.

Ирмос: На ка́мени мя́ ве́ры утверди́в, разширил еси уста моя на враги моя, возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен, паче Тебе, Господи.

Всесве́тлый показа́лся еси́, богому́дре, сто́лп, наставля́я чи́ны мона́шествующих, о́блак же, осеня́ющь жре́бий Бо́жий, ли́ца неви́димых враго́в помрача́ющь благода́тию Всецаря́.

Стои́ши пред лице́м твоего́ Влады́ки, неосла́бным манове́нием моля́ся изба́витися ста́ду твоему́ от рабо́ты тмы́, преподо́бне, и мучи́тельства страсте́й, и твои́х моли́тв послу́шает Бо́г.

Пло́ти твоея́ двиза́ния умертви́в кре́пким поще́нием, богоглаго́льниче, бы́л еси́ оби́телище Влады́ки. Его́же умоли́ изба́витися скорбе́й и страсте́й смуще́ния к тебе́ прибега́ющим.

Богородичен: Сви́ток Тя́ прови́де Иса́ия, в не́мже пло́тски Сло́во зна́менася, раздра́в начерта́ние первозда́ннаго, е́же преступле́нием подписа́, и подаде́ оставле́ние рабо́ты на́м.

Седа́лен преподо́бнаго, гла́с 8.

Отре́кся пло́ти Христа́ ра́ди и духо́вный яви́вся народоводи́тель, услы́шал еси́ словеса́ та́йных уче́ний; мона́хов же яви́лся еси́ пра́вило пра́вости и стра́сти вся́ кре́пко попра́л еси́. Те́м и де́монов кова́рство до конца́ испепели́л еси́; к Нему́ зря́ всегда́, богоно́се Евфи́мие, моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Пе́снь 4.

Ирмос: Пою́ Тя, слу́хом бо, Го́споди, услы́шах и ужасо́хся: до мене́ бо и́деши, мене́ ища́, заблу́ждшаго. Те́м мно́гое Твое́ снизхожде́ние, е́же на мя́, прославля́ю, Многоми́лостиве.

Жела́ние боже́ственное тя́ распали́, разгре́яв твое́ се́рдце, и жела́нная пости́гл еси́ до конца́, богому́дре о́тче, оста́вль земны́х пристра́стие, единосе́льник вы́шних бы́в служи́телей.

Ласка́ния сопру́жницы, преподо́бне, попра́л еси́ всеобра́зно; вни́де бо раче́ние Соде́теля в тя́, богому́дре, те́пле, и соде́янных мра́чная жела́ния до конца́ отри́ну.

На па́жить чи́сту возгна́л еси́ воздержа́ния ста́до твое́, о́тче, и ко исто́чнику приве́л еси́ то́е нему́тному безстра́стия, мы́сленныя зве́ри побежда́я, е́же и ны́не моли́твами твои́ми спаса́й.

Богородичен: Се́ Тебе́ ро́ди сла́вят родо́в, я́коже прорекла́ еси́, Отрокови́це. Созда́теля бо была́ еси́ пала́та и Боже́ственный хра́м, в не́мже всели́ся Высоча́йший, пло́тию обло́жся, да спасе́т на́с.

Пе́снь 5.

Ирмос: Просвеще́ние во тме́ лежа́щих, спасе́ние отча́янных, Христе́ Спа́се мо́й, к Тебе́ у́тренюю, Царю́ ми́ра, просвети́ мя сия́нием Твои́м, ино́го бо ра́зве Тебе́ Бо́га не зна́ю.

Ве́сь Бо́гу прилежа́, о́тче, в пусты́нях мра́з нощны́й претерпе́л еси́ до́блественне, и дневны́й нося́ ва́р; и бы́л еси́ до́м му́дрости Бо́жия доброде́тельным сия́нием многообра́зно украша́емь.

Юношески наступи́в на поще́ние, чревонеи́стовства зми́я не прие́мь сове́тника, о́тче, но а́лчбою, и моли́твами непреста́нными, и чистото́ю соедини́вся Бо́гу, прича́стник бы́л еси́ сла́дости лу́чшия.

Доброде́телей возше́д на о́блаки, скрижа́ли прия́л еси́, блаже́нне, напи́санныя руко́ю Бо́жиею, и мона́шествующих мно́жества научи́л еси́ веще́ственных все́х оша́ятися, возводя́ на го́ру Боже́ственнаго позна́ния.

Богородичен: Яви́лася еси́, Чи́стая, богопра́отцу ле́ствица небесе́ высоча́е, иму́щи Созда́теля седя́ща. Из Тебе́ бо Бо́г, вопло́щся, показа́ся и совокупи́ разстоя́щаяся пре́жде. Те́м Тя́ Богоро́дицу ве́рнии сла́вим.

Пе́снь 6.

Ирмос: Ко Го́споду от ки́та Ио́на возопи́: Ты́ мя возведи́ из глубины́ а́да, молю́ся, да я́ко Изба́вителю, во гла́се хвале́ния, и́стины же ду́хом пожру́ Тебе́.

Пострека́емь Влады́чнею любо́вию, оста́вил еси́ вся́ чу́вственная и Тому́ после́довал еси́, на ра́нена и́го ле́гкое взе́м му́жески благоду́шия, тезоимени́те.

Нака́зан неизрече́нных зна́нию, блаже́нне, научи́л еси́ твое́ ста́до небе́сная му́дрствовати и страсте́й наше́ствия отгоня́ твои́ми поуче́ньми.

Житие́ твое́ подо́бно вы́шних си́л, о́тче, бы́сть, дерзнове́ние тебе́ даде́, е́же держа́л еси́ всегда́, страсте́й изба́вити твое́ ста́до Христа́ умоли́.

Богородичен: Разуме́в Твое́ неизрече́нное, Чи́стая, та́инство, го́ру приосене́нную Авваку́м Тя́ провозвести́; из Тебе́ бо Соде́тель за милосе́рдие вопло́щся, дре́внее отъя́т изрече́ние.

Конда́к, гла́с 2.

Волне́ний мно́жества невла́жно преходя́, безпло́тныя враги́ струя́ми сле́з твои́х кре́пко погрузи́л еси́, богому́дре Евфи́мие преподо́бне, и чуде́с да́р прие́м, исцеля́еши стра́сти вся́кия, моли́ непреста́нно о все́х на́с.

Отве́рзи моя́ уста́, треблаже́нне, благоприя́тными твои́ми моли́твами предстоя́ Бо́гу, всесла́вне Евфи́мие, да воспою́ боже́ственное твое́ житие́ и возглаго́лю досто́йно доброде́тели твоя́, я́же на земли́ Христа́ ра́ди Бо́га соверши́л еси́ преподо́бно. Сто́лп бо яви́лся еси́ и пра́вило мона́хов светле́йшее, равноа́нгельное стяжа́в житие́, в нехо́дная и́стинно всели́вся, моли́ непреста́нно о все́х на́с.

Пе́снь 7.

Ирмос: Купина́ в горе́ огненеопа́льная и росоно́сная пе́щь халде́йская, я́ве предписа́ Тя, Богоневе́сто, Боже́ственный бо невеще́ственный в веще́ственнем чре́ве, Огнь неопа́льно прия́ла еси́. Те́мже из Тебе́ Ро́ждшемуся пое́м: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Авраа́мский стяжа́в нра́в, прему́дре, от земли́ твоея́ пресе́льник бы́в, и Бо́га узре́л еси́, обещава́юща ти́ воздая́ние бога́тно. Те́м, веселя́ся, усе́рдно пе́л еси́: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Распаля́емь ду́хом, преподо́бне, ко́зни вра́жия разори́л еси́ и побе́ды одоле́ния взя́л еси́, ору́жием огражде́н на́с ра́ди пригвозди́вшагося на Кресте́ Влады́ки. Те́м, веселя́ся, усе́рдно пе́л еси́: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

К горе́ моли́твы приступи́л еси́, и вше́д во о́блак Ду́ха, Бо́жия за́дняя ви́дел еси́, и сла́ву прие́м разсужде́ния, бы́в, о́тче, сто́лп непоколеби́мь. Те́м приле́жно моли́ изба́витися искуше́ния вра́жия пою́щим тя́.

Богородичен: Зако́на Испо́лнителя родила́ еси́, пре́жде ве́к Го́спода вся́ческих, Сы́на, Му́дрость же и Си́лу, напосле́док, Пречи́стая, преесте́ственно пло́тию на обновле́ние земны́м. Те́м благоче́стно, Де́во Чи́стая, благослове́н, из Тебе́ Ро́ждшемуся зове́м, Бо́же оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмос: В пе́щь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго, и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте, дела́, я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Сле́з твои́х тече́ньми огнепа́льныя сла́сти испепели́л еси́, гее́нскаго пла́мене стра́х отгна́л еси́, о́тче му́дре, соверше́нною любо́вию Созда́теля твоего́ сраствори́вся стра́хом, во вся́ ве́ки.

Якоже Ено́х к Бо́гу преста́влься, от Него́ прия́т бы́л еси́, о́тче, и с вы́шними ли́ки водворя́яся, пое́ши: вся́ дела́ Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Ны́не нетле́нных даро́в наслажда́яся и трисо́лнечныя све́тлости исполня́яся, блаже́нне, певцы́ твоя́ страсте́й и тмы́ моли́твами изба́ви, да досто́йно Христа́ славосло́вим.

Богородичен: Кля́тву разреши́ла еси́ дре́внюю, Пречи́стая, земны́х, неизрече́нным сло́вом Бо́га заче́нши, воплоще́нна из Тебе́ за милосе́рдие, Пренепоро́чная Влады́чице, Его́же превозно́сим во ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмос: От Бо́га Бо́га Сло́ва, неизрече́нною му́дростию прише́дшаго обнови́ти Ада́ма, я́дию в тле́ние па́дшаго лю́те, от Святы́я Де́вы неизрече́нно воплоти́вшагося на́с ра́ди, ве́рнии, единому́дренно пе́сньми велича́ем.

Просвеще́н добро́тою по́стничества, о́тче, и оде́ян ри́зою нетле́ния, Евфи́мие, и увязе́н венце́м даро́в па́че ума́, Влады́це все́х предстои́ши, ра́дуяся.

В пребыва́лища присноживу́щая всели́лся еси́, блаже́нне, иде́же апо́стол собо́р и мно́жество му́ченик, преподо́бных собра́ние, проро́ков ли́цы, боле́зней воздая́ния от Бо́га прие́мь досто́йно, богому́дре достосла́вне.

Всесве́тел, богоглаго́льниче, бы́л еси́, заря́ми Све́та Трисо́лнечнаго све́тло озаря́емь, испроси́ прегреше́ний разреше́ние, лю́тых избавле́ние и злы́х отчужде́ние все́м, любо́вию к тебе́ притека́ющим.

Богородичен: Воплоти́вся неизрече́нно Влады́ка все́х из Тебе́, Богороди́тельнице Мари́е, соверше́н бы́сть Челове́к, и роди́вся, я́коже пре́жде рождества́ Де́ву сохрани́ Тя чи́сту, Его́же моли́ спасти́ от бе́д ду́ши на́ша.

Свети́лен.

Мирска́го пристра́стия я́ко тру́дна избе́гл еси́ и неяде́нием пло́ть увяди́л еси́, обнови́в же душе́вную кре́пость, преподо́бне, и сла́вою обогати́лся еси́ небе́сною, приснопа́мятне. Те́м моля́ся не преста́й о на́с ко Го́споду.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Ужа́сно Твое́ предста́тельство, Мари́е Богоукра́шенная, и стра́шная Твоя́ сла́ва все́й земли́, Богоро́дице; в Тебе́ бо ны́не хва́лимся и Тя́ Хода́таицу иму́ще к Сы́ну и Созда́телю Твоему́, неусы́пною Твое́ю моли́твою да спасе́мся вси́.

Стихира, гла́с 2:

Преподо́бне о́тче, из младе́нства доброде́тель приле́жно испра́вив, орга́н бы́л еси́ Свята́го Ду́ха, и от Того́ прие́м чуде́с де́йство, увеща́л еси́ челове́ки преоби́дети сла́дкая; ны́не же Боже́ственным све́том чисте́е облиста́емь, просвети́ и на́ша помышле́ния, о́тче Евфи́мие.

Читайте также:  Храм иконы Державной Божией Матери в Чертаново: история, расписание, адрес

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Евфимие:

28 октября. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Преподобный Евфимий Новый, Солунский

Аудио

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 28 октября, Православная Церковь совершает память преподобного Евфимия Нового, Солунского. Преподобного Евфимия называют Новым в отличие от преподобного Евфимия Великого.

Преподобный Евфимий Новый, в миру Никита, был уроженцем города Анкиры в Галатии. Родители его, Епифаний и Анна, вели добродетельную христианскую жизнь, и сын их с детства был кротким, честным и послушным. Семи лет он остался без отца и вскоре стал опорой матери во всех делах.

Пройдя воинскую службу, Никита, по настоянию матери, женился. После рождения дочери он тайно оставил дом, чтобы поступить в монастырь. Пятнадцать лет преподобный Евфимий подвизался на горе Олимп, где научился у старцев монашеским подвигам.

Потом преподобный переселился на Святую Афонскую Гору. По дороге, узнав, что его мать и жена в добром здравии, он известил их о том, что стал иноком, и послал им крест, призывая последовать его примеру. На Афоне преподобный принял великую схиму и жил три года в пещере, в полном безмолвии, борясь с искушениями.

Долгое время святой Евфимий подвизался на столпе, недалеко от Солуни, наставляя приходящих за советом и врачуя болезни. Преподобный настолько очистил свой ум и сердце, что сподобился Божественных видений и откровений.

По повелению Господа, святой Евфимий в 863 году на горе Перистера, недалеко от Солуни, основал две обители, которыми управлял четырнадцать лет, оставаясь в сане диакона. В одной из них приняли постриг его мать и жена.

Предузнав день своего успения, святой Евфимий 7 мая, в память перенесения мощей святого Евфимия Великого, призвал к себе на трапезу братию ближайших к нему Афонских монастырей и, отпраздновав с ними этот день, простился с ними. На другой день, никому ничего не говоря, он взял для служения себе только одного инока Георгия и удалился с ним с Афона в уединенное место, на так называемый Священный остров.

На этом острове он подвизался около четырех месяцев в одной найденной им пещере и, наконец, почти безболезненно почил – 15 октября 889 года. Господь судил ему безболезненно оставить бренное свое отечество за все те муки, кои пришлось испытать его юному сердцу, когда он покидал отчий дом, где жил, всех любя и сам всеми любимый.

Спустя два года иноки Перистеры пожелали перенести к себе тело почившего угодника Божия, дабы иметь в нем своего заступника за обитель даже и по смерти. С этою целью они послали на Священный остров иеромонаха Власия и инока Павла.

Посланные, прибыв туда, нашли тело святого Евфимия лежащим в той самой пещере, где он почил. Тление совершенно не коснулось его тела, хотя оно и лежало там очень долго. 13 января следующего года святые мощи преподобного перенесены были в город Солунь, или Фессалонику, где почивают и ныне.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Евфимия да избавимся и мы все от недугов душевных и телесных, и да сподобимся Царствия Небесного о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцом и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского;

свт. Афанасия исп., еп. Ковровского;

свт. Иоанна, еп. Суздальского;

сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах;

свт. Савина, еп. Катанского;

новомучеников и исповедников Российских: сщмч. Симеона Конюхова пресвитера, сщмч. Димитрия Касаткина пресвитера;

совершается празднование иконе Божией Матери «Спорительница хлебов».

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и неоскудевающей помощи Божией по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Евфимий Солунский

Евфимий Солунский (Новый, Младший [1] греч. Εὐθύμιος ὁ Νέος τοῦ ἐν Θεσσαλονίκῃ — Евфимий Новый Фессалоникийский, до пострига — Никита;824 год, Опсо под Анкирой — 15 октября 898 года, Палестина) — иеродиакон, аскет. Православный святой, почитается в лике преподобных, память совершается 28 октября (15 октября по юлианскому календарю).

Родился в христианской семье, по настоянию матери рано женился, но уже в 18 лет, оставив жену и дочь, принял постриг в монастыре на горе Олимп с именем Евфимий и был направлен в общежительный монастырь Писидион. В 858 году Евфимий принял великую схиму и ушел на Афон где поселился вместе с отшельником Иосифом. Они соревновались друг с другом в умерщвлении плоти. Когда молва его подвижничестве стала распространяться Евфимий укрывался от людей на на острове святого Евстратия рядом с Афоном. В 863 году он вернулся в Салоники и принял подвиг столпничества. После смерти своего друга Иосифа Евфимий переселился на гору Перистера к востоку от Салоник и, восстановив развалины монастыря святого Андрея, организовал монашескую общину. Также им был основан женский монастырь куда ушли часть его родственниц, следуя проповеди Евфимия. Когда жизнь основанных им монастырей стала устойчивой, он вновь вернулся на Афон. Перед смертью в 898 году он отправился в Палестину и там скончался. Его мощи были перевезены в Салоники, где хранятся в базилике Святого Димитрия.

Первое житие Евфимия было составлено его учеником архиепископом Василием. [2]

Примечания

  1. По сравнению с Евфимием Великим
  2. Евфимий Младший, Солунский, Новый

Ссылки

  • Евфимий Новый Фессалоникийский // Православная энциклопедия. Т. 17, С. 454-455.
  • Житие Евфимия Солунского на сайте Православие.Ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Массовое убийство в университете Северного Иллинойса
  • Золотое сердце (альбом)

Смотреть что такое “Евфимий Солунский” в других словарях:

Солунский — Солунский происходящий из греческого города Салоники. Персоналии Анастасий Солунский Димитрий Солунский Давид Солунский Иосиф Солунский Симеон Солунский Евстафий Солунский Евфимий Солунский Лупп Солунский Мефодий Солунский Матрона Солунская … Википедия

Евфимий — (Εὐφήμιος) греческое Другие формы: Ефим Иноязычные аналоги: итал. Eutimio … Википедия

898 год — Годы 894 · 895 · 896 · 897 898 899 · 900 · 901 · 902 Десятилетия 870 е · 880 е 890 е 900 е · … Википедия

824 год — Годы 820 · 821 · 822 · 823 824 825 · 826 · 827 · 828 Десятилетия 800 е · 810 е 820 е 830 е · … Википедия

АСКЕТИЗМ — [Греч. ἄσκησις от ἀσκέω упражнять], в языческой Греции слово «А.» обозначало упражнения тела (Геродот, Фукидид), упражнения ума и воли (софисты), религ. смысл стал прослеживаться уже у пифагорейцев, но особенно в поздней античности у Филона… … Православная энциклопедия

Ефим — а, муж.; разг. Ефимий, я; стар. Евфимий, я.Отч.: Ефимович, Ефимовна; разг. Ефимыч.Производные: Ефимка; Фима; Фимуля; Фиша.Происхождение: (От греч. euphemos благочестивый, священный.)Именины: 8 янв., 10 янв., 17 янв., 2 февр., 24 марта, 14 апр.,… … Словарь личных имен

ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ — построена на месте рим. терм, где, по преданию, был заключен и замучен вмч. Димитрий Солунский. История Базилика вмч. Димитрия Солунского Базилика вмч. Димитрия СолунскогоПосле 313 г. в одной из частей комплекса терм был основан небольшой… … Православная энциклопедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия

Читайте также:  Епископ Кассиан (Безобразов) и его перевод Нового Завета

ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II — Е. в православной Церкви II тысячелетия Е. в Византии в XI в. К XI в. визант. богослужение приобрело почти тот вид, какой оно сохраняло в правосл. Церкви все последующее тысячелетие; в его основе лежала древняя к польская традиция, значительно… … Православная энциклопедия

ВАТОПЕД — [греч. ῾Ιερὰ Μεγίστη Μονὴ Βατοπαιδίου, Βατοπεδίου; Βατοπαίδιον, Βατοπέδιον], во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон рь; расположен на берегу небольшой бухты, находящейся примерно посередине сев. вост. побережья п ова Афон… … Православная энциклопедия

На Евфимия Солунского 28 октября 2019 года вся нечить пытается проникнуть в дома к людям

Источник иллюстрации / фото: Depositphotos Реклама –>

Народный праздник Ефимий Солунский, который ежегодно празднуют 28 октября, содержит в себе много интересных обычаев и примет. Православная церковь 28 октября 2019 года почтит памяти преподобного иеродиакона Евфимия Нового, Солунского. Православные и народные традиции всегда тесно переплетены между собой, поэтому праздник имеет такую богатую и древнюю историю.

Народные обычаи праздника Евфимий Осенний 28 октября 2019 года

Если верить древним народным поверьям, именно в этот день на белый свет начинала выходить грязная нечистая сила, которая пыталась затруднять женщинам всю домашнюю работу. Дьявольские прислужники били посуду, переплетали в доме нитки в станках, портили пищу, пугали домочадцев и творили многие другие пакости.

Особый вред в хозяйстве приносят такие чудища как кикиморы. На Руси верили, что увидеть кикимору можно лишь в одной ситуации — если она сядет за ткацкий стан, чтобы испортить работу ткачихи. Считается, что в этот момент ее необходимо перекрестить и прочитать молитву святому Евфимию Солунскому. Однако совсем кикимору можно выгнать из дома только с приходом весны. Для этого предки совершали специальные обряды.

Раньше говорили про этот день так: «Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, на природу сон навевает». Такое наблюдение за природой было верным, поскольку зима приближалась и все растения, животные готовились к ее приходу.

Кроме того, на Ефимия мужчины начинали готовить к зимнему периоду пчелиные улья. Еще было принято валять валенки к зиме, ремонтировать сельскохозяйственный инвентарь и ладить сани.

Приметы на Евфимия Осеннего 28 октября 2019 года

  1. На Евфимия Осеннего над восходящим солнцем проплывают облака — в ближайшее время хорошей погоды не будет.
  2. В этот день небо голубого цвета — не следует ждать теплую погоду.
  3. Если солнце при закате окружено красными кругами, то всю неделю будет морозная погода.
  4. Если на чистом вечернем небе рядом с луной есть небольшие круги, то грянет мороз. Если эти круги будут красноватого цвета и неясной формы, то будет снегопад и ветреная погода.
  5. Если звезды на небе тусклые, то тепло продержится еще две недели.
  6. Если на Евфимия снега надует, то к следующей осени хлеба прибудет.
  7. Если комары снова начнут летать, то зима будет мягкой.
  8. Родившиеся 28 октября — полны энергии. Они вечно что-нибудь организуют. Им следует носить амазонит.
  9. Атмосферное давление понижается — к ветреной погоде с осадками.
  10. Тучи сбегаются в одно место — к ненастью.
  11. Сильная изморось предвещает мороз.
  12. Сова-сплюшка издает свист днем и с наступлением темноты — к ненастью.

История жизни Преподобного Евфимия Солунского

Православная Церковь 28 октября 2019 года почтит память преподобного Евфимия Нового, Солунского. Преподобного Евфимия называют Новым в отличие от преподобного Евфимия Великого, еще в народе он носит имя Ефимий Осенний.

Преподобный Евфимий Новый был уроженцем города Анкиры в Галатии. Родители его, Епифаний и Анна, вели добродетельную христианскую жизнь, и сын их с детства был кротким, честным и послушным. А пройдя воинскую службу, Никита, по настоянию матери, женился. После рождения дочери он тайно оставил дом, чтобы поступить в монастырь.

Долгое время святой Евфимий подвизался на столпе, недалеко от Солуни, наставляя приходящих за советом и врачуя болезни. Преподобный настолько очистил свой ум и сердце, что сподобился Божественных видений и откровений.

По повелению Господа, святой Евфимий в 863 году на горе Перистера, недалеко от Солуни, основал две обители, которыми управлял 14 лет, оставаясь в сане диакона. В одной из них приняли постриг его мать и жена.

Предузнав день своего успения, святой Евфимий никому ничего не говоря, взял для служения себе одного инока Георгия и удалился с ним с Афона в уединенное место, на так называемый Священный остров. На этом острове он подвизался около четырех месяцев в одной найденной им пещере и, наконец, почти безболезненно почил – 15 октября 889 года.

Спустя 2 года туда прибыли монахи и нашли тело святого Евфимия лежащим в той самой пещере, где он почил. Тление совершенно не коснулось его тела, хотя оно и лежало там очень долго. 13 января следующего года святые мощи преподобного перенесены были в город Солунь, или Фессалонику, где почивают и ныне.

Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский

24 марта (11 марта ст. ст.) Церковь почитает память святителя Евфимия, архиепископа Новгородского.

Содержание:

Житие святителя Евфимия Новгородского

Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский (1390-е гг.? — 11 марта 1458 г.) жил в сложное для русских земель и русской Церкви время. Церковная деятельность архиепископа Евфимия приходится на период, когда Московское княжество было охвачено борьбой за престол между Василием II и Юрием Дмитриевичем, третьим сыном Дмитрия Донского, а после 1434 г. — между Василием II и сыновьями Юрия — Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Для Новгорода это время вошло в историю как последний период политической самостоятельности Новгородской республики, перед присоединением к централизованному Русскому государству со столицей в Москве (1478 г.).

Житие святителя, составленное Пахомием Сербом, известным агиографом, повествует нам о том, что владыка был родом из Новгорода. Вероятнее всего, время его рождения — 1390-е гг. Отец Евфимия, Михей, был священником, служил в новгородской церкви во имя святого великомученика Феодора. Благоверные супруги сильно скорбели о том, что у них нет детей, и усердно молились Господу о помощи свыше и ниспослании ребенка. Михей и Анна, мать Евфимия, дали обет, что при рождении младенца посвятят его Богу. Господь даровал благочестивой чете сына. При крещении святителю было дано имя Иоанн, во имя св. Иоанна Богослова.

К 15 годам Иоанн пожелал принять иноческое звание: «Смиренный юноша не ведал своего высокого назначения; Господь же, свыше руководя избранников своих, внушил ему сперва любовь к пустыне, чтобы потом вызвать его из глубины безмолвия и поставить на высоком свещнике святительства». Святитель Евфимий был пострижен в Вяжищском монастыре, согласно новгородскому летописанию, монастырь был основан в конце XIV века иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Несколько лет инок Евфимий подвизался в Вяжищском монастыре. По сообщению Димитрия Ростовского: «Проживая в монастыре, преподобный Евфимий оказывал во всем такое строгое повиновение настоятелю своему и братии, что вызывало общее удивление, а также и похвалу за то, что, будучи в таком юном возрасте, обладал умом многолетнего мужа». Боголюбивого юношу заметил и взял в Новгород Симеон, новгородский архиепископ, в 1415-1421 гг. Инок Евфимий становится казначеем архиепископского дома, он более остальных подходил к этому делу, так как сочетал в себе административный талант с искренним бескорыстием. После кончины Симеона архиепископом Новгородским становится игумен Клопского монастыря Феодосий. Два года (1421-1423) управлял он Новгородской епархией, за это непродолжительное время сумел вызвать на себя недовольство новгородцев и был изгнан обратно в Клопский монастырь. Святитель Евфимий же после смерти Симеона жил в Хутынском монастыре, а затем в Лисицкой обители.

Николо-Вяжищский женский монастырь. Расположен рядом с д. Вяжищи в Новгородской области. В 1438 г. святитель Евфимий заменил деревянную Никольскую церковь на каменную, в 1457 г. построил и расписал каменную церковь во имя Иоанна Богослова. Владыка Евфимий был погребен в этой обители

В 1429 г. скончался архиепископ Евфимий I Брадатый, занимавший архиепископскую кафедру в Новгороде после Феодосия. На вече все граждане единогласно выступили за священноинока Лисицкого монастыря Евфимия. Избрание Новгородского владыки с 1156 г. зависело не от митрополита с епископами, а исключительно от веча, самих новгородцев.

Преподобный Евфимий, считая себя недостойным такого высокого звания, долго отказывался принимать сан архиепископа. Наконец, он принял волю Божию и подчинился решению избравших его новгородцев. Однако после своего архиерейского избрания преподобный Евфимий несколько лет оставался в звании инока, посвящение его затруднялось из-за отсутствия на Руси митрополита Киевского. В течение четырех лет святитель управлял Новгородской епархией, оставаясь архиепископом, и только в 1434 года был посвящен. Архиерейскую хиротонию возглавлял Герасим, митрополит Киевский и всея Руси в 1433-1435 гг. Более 25 лет святитель Евфимий мудро руководил своей епархией.

О кончине святителя Пахомий Логофет пишет, что при наступлении Великого поста 1458 года владыка Евфимий заболел. Для молитвенного уединения он хотел отправиться Вяжищский монастырь, но остался в Новгороде. В прощеное воскресенье к святителю Евфимию пришли его духовные чада, смиренно прося у него прощения. Вечером святитель покинул Новгород и отправился в Лисицкий Рождество-Богородицкий монастырь. Новгородцы провожали его с любовью, кланяясь до земли. Святитель Евфимий всех благословлял и сам просил прощения. В Лисицкой обители, несмотря на упадок сил, святитель Евфимий всю первую седмицу Великого поста ходил на служение. Братия видели его слабость, но в нем самом никто не замечал печали. Скончался святитель в глубокой старости в этом же году. Святитель Евфимий был похоронен в Вяжищском монастыре близ Никольского собора.

Святитель Евфимий Новгородский. Тропарь, кондак и канон

Тропарь, глас 4:

Избран быв Богови от юности, святителю Евфимие, и сего ради архиерейства саном почтен быв, упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя: темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси, исцеляти различныя недуги. Того моли о нас совершающих честную память твою, да тебе вси непрестанно ублажаем.

Кондак, глас 8:

Яко архиереем сопрестольник, и святителем изрядный поборник был еси, святителю Евфимие: не престай сохраняя отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающыя, и честным мощем твоим поклонящыяся, да велегласно тебе вси вопием: радуйся святителю богомудре.

Церковная деятельность святителя Евфимия, архиепископа Новгородского

Расцвет церковной художественной культуры Новгорода пришелся на время правления новгородской церковью святителя Евфимия II. В 1430-е гг. по велению святителя составляется текст Новгородской Четвертой летописи. В эти же годы в Новгород приезжает афонский монах Пахомий Серб, который пишет службу Варлааму Хутынскому (XII век, Великий Новгород — 1192 г.) основателю Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. Благодаря святителю Евфимию произошло оформление почитания иконы «Знамения» Божией Матери — одной из главных святынь Великого Новгорода. По его инициативе были написаны: служба Знамению Богородицы, слово похвальное о Знамении и воспоминание о Знамении.

В 1440-е гг. архиепископ Евфимий строит Борисоглебский собор в Новгороде и Спасский собор в Старой Руссе. Церковь Бориса и Глеба не сохранилась. В 1405 году из-за пожара церковь сильно пострадала, и в 1441 году по указу архиепископа Евфимия II строится новый храм на месте старого основания. Ныне близ того места, где была церковь Бориса и Глеба, расположена церковь Андрея Стратилата в Великом Новгороде. Спасский собор в Старой Руссе (Новгородская область) входил в ансамбль Спасо-Преображенского монастыря. После Октябрьской революции храм был закрыт. В настоящее время от ансамбля монастыря сохранились собор Спаса Преображения, храм Сретения с трапезной, храм иконы Божией Матери Старорусская.

Церковь Андрея Стратилата XV-XVII вв. Изначально на месте церкви был построен каменный храм Бориса и Глеба. Великий Новгород

Особое внимание владыка уделял не только строительству новых церквей, но и их украшению. Согласно летописям, сохранились следующие сведения о росписи храмов и других построек: в 1434 г. расписана палата на Владычном дворе, в 1437 г. надвратная церковь Иоанна Златоуста на Владычном дворе, в 1439 г. гробы князя Владимира и его матери Анны в Софийском соборе, в 1441 г. Никольская церковь в Вяжищах, Спасо-Преображенский собор в Старой Руссе.

Став архиепископом, Евфимий развернул активную литературную деятельность. По его инициативе около 1432 г. при владычном дворе был составлен новый летописный свод — «Софийский временник». Для исторической науки «Софийский временник» представляет особый интерес, так как в его начале были помещены фрагменты из летописного памятника Начального свода более древнего, чем Повесть временных лет.

Лисицкий монастырь, в котором когда-то пребывал иноком владыка Евфимий, являлся важным центром книгописания Новгородской земли. В конце XIV века игумен монастыря Иларион привез со Святой Горы Афон в Новгород книгу «Тактикон» Никона Черногорского, его сочинение не теряет актуальности для истории церкви. В 1397 году эта книга, по благословению архиепископа Новгородского Иоанна II (1388-1415 гг.), была переписана лисицкими иноками для своего монастыря. Впоследствии святитель Евфимий уделял пристрастное внимание переписыванию святоотеческих творений и богослужебной литературы. Он всячески содействовал сохранению книгописной монастырской традиции.

Для исследователей проблема политических взглядов архиепископа Евфимия II является первостепенной в контексте изучения новгородско-московских отношений во второй трети XV в., перед присоединением Новгорода. В целом исследователи приходят к мнению, что святитель Евфимий стремился достичь мира и компромисса между Новгородом, митрополитом и великим князем, сохранив судебную автономию Новгорода. Вместе с тем, будучи церковным иерархом, Евфимий оставался лояльным к княжеской власти. Мнение об антимосковской нацеленности политической деятельности Евфимия, в том числе храмостроительной, будто бы стремившегося к утверждению Великого Новгорода как центра Православия в противовес Москве, не имеет достаточных оснований.

Прославление святителя Евфимия, архиепископа Новгородского

После смерти Евфимия, по заказу Новгородского архиепископа Ионы (ум. 5 ноября 1470 г.), святитель Пахомий Логофет написал житие и службу святителю. Об этом сообщают В. О. Ключевский, П. М. Строев и другие. Точное время написания жития святителя Евфимия неизвестно, но некоторые фрагменты текста, с конкретными историческими сведениями, дают основание полагать, что это произошло до 1462 года.

Рака с мощами святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, Чудотворца

Празднование памяти святителя Евфимия было установлено на Московском Соборе 1549 года.

Читайте также:  Святой великомученик Феодор Стратилат, небесный покровитель Костромы

Иконография святителя Евфимия, архиепископа Новгородского

Спас на престоле с припадающим святителем Евфимием Новгородским. XVI в. Из Собора Покровского монастыря в Суздале Святитель Евфимий Новгородский. Шитьё. Новгород. 1549 г. Святой Евфимий Вяжищский, с житием. Складень конец XVII — начало XVIII в. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород Святые Никола Чудотворец и Евфимий Новгородский. ХVII век. Новгород Свт. Евфимий. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1962-73 годы Святители Никита, Иоанн и Евфимий Новгородские. Икона (таблетка). Оборот таблетки «Святая Троица». Русь. XVI век. Из Рождественского собора Суздаля

Автор: Маргарита Лапина

Литература:

  1. Советская историческая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982
  2. Севастьянова О. В. Новгородская Четвёртая летопись как источник по изучению политических взглядов новгородского архиепископа Евфимия II // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 2(40). 2010. С. 56—73.
  3. Антипов И. В. Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского. Москва : Индрик, 2009. 367 с.

28 октября. Память преподобного Евфимия Нового, Солунского

21-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 15 октября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Священномученика Симеона Конюхова пресвитера (1918); священномученика Димитрия Касаткина пресвитера (1942).

Преподобный Евфимий Новый

В юности Евфимий, питавший склонность к монашеству, из послушания матери женился, и у него родилась дочь. Но вскоре он тайно оставил дом, чтобы посвятить себя служению Богу. Вначале Евфимий жил в монастыре на Олимпе, где учился иноческим добродетелям и умерщвлению страстей, безропотно выполняя послушания, а затем переселился на Афон. Там он обосновался в небольшой пещере, где стал подвизаться в полном безмолвии, постом и молитвой побеждая демонов. Подобно преподобному Симеону Столпнику, Евфимий подвизался и на столпе близ Фессалоники, наставляя всех приходящих к нему, исцеляя недуги и изгоняя бесов. По повелению Господнему преподобный основал мужскую и женскую обитель на горе Перистера и долгие годы мудро управлял ими. Скончался святой на небольшом острове близ Афона. Мощи его были перенесены в Фессалонику.

Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский

Будущий пресвитер Лукиан в 12 лет остался сиротой. Раздав имущество нищим, он отправился в город Эдесса к исповеднику Макарию, под руководством которого прилежно читал Священное Писание и учился подвижнической жизни. За благочестие и ревностное распространение христианства среди иудеев и язычников Лукиан был поставлен пресвитером. Позже в Антиохии он открыл школу, где собрал множество учеников и наставлял их книжной премудрости. Сам же занимался учеными трудами, исправлял тексты библейских книг. Во время гонений императора Диоклетиана святого схватили по доносу и отправили в никомидийскую темницу, где он в течение 9 лет укреплял бывших с ним христиан в исповедничестве, убеждая их не бояться мучений и смерти. Скончался в темнице от пыток и голода. Перед смертью, желая причаститься Христовых Таин, прикованный цепями к ложу мученик совершил Бескровную Жертву на своей груди, и все христиане, находившиеся в темнице, причастились. Так он установил традицию совершать Литургию на мощах мучеников.

Святитель Афанасий Ковровский

Святитель Афанасий Ковровский (в миру Сергий Сахаров) родился в 1887 году. Окончил Владимирскую духовную семинарию. В 1912 году принял монашество. После революции в 1920–1921 годах был наместником Рождественского монастыря во Владимире. Святитель Афанасий — один из авторов Службы всем святым, в земли Российстей просиявшим. Впервые был арестован в 1927 году. Приговорен к трем годам в Соловецком лагере, потом — в Туруханском крае. В 1936 году «за связь с Ватиканом» приговорен к 5 годам в Беломоро-Балтийских лагерях. В третий раз его арестовали уже в ишимской ссылке, новый приговор — 8 лет заключения в Добровлаге. Последние годы жизни провел в городе Петушки. Многие из заключенных помнили, как святитель ободрял их: «Господь сподобил тебя немного за Него пострадать. Благодари Бога за это!»

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» написана в 1890 году иеромонахом Оптиной пустыни Даниилом (Болотовым) по заказу преподобного Амвросия Оптинского. Этой иконой старец благословил Шамординскую женскую обитель. Он назвал образ «Спорительница хлебов», указывая, что Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного», и составил особый припев к акафисту иконе: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!» Он заказывал фотоснимки с этой иконы, раздавал и рассылал их. Перед смертью он установил день празднования образу 28 октября. В этот самый день его, почившего 23 октября 1891 года, предали земле. В том же 1891 году, голодном для всей России, по молитвам к Богородице перед Её иконой «Спорительница хлебов» в Калужской губернии собрали прекрасный урожай. В 1892 году, когда в Воронежской области была засуха и её жителям угрожал голод, они отслужили молебен перед списком этой иконы, и сразу пошёл дождь.

Священное Писание

Кол., 251 зач., I, 18-23

18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, 22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, 23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.

Лк., 37 зач., VIII, 22-25

22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что же значит познать Бога (см. Ин. 17, 3)? Что скрывается за этими словами? Невозможно человеку ни познать Бога, ни уверовать в Него, если он будет иметь мысли и чувства не просто от Бога далекие, а Богу противоречащие. Все хорошо знают: чтобы поймать какую-нибудь радиостанцию или телеканал, нужно настроиться на определенную волну. Можно иметь самые замечательные теле— и радиоприемники, но не поймать волну, если на нее не удастся настроиться. Точно так же человек: если он не настраивается на волну, на которой Бог говорит с людьми, он не только не сможет познать Бога, но даже Его почувствовать. Такой человек никогда не сможет в Него поверить, потому что его жизненный курс не совпадает с Божественным курсом, и чем дальше человек удаляется от Бога, тем меньше шансов, что он когда-то откроет для себя Божественное начало.

О несении жизненного креста

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. Однажды он горячо взмолился к Богу, прося себе иной крест.

Той же ночью снится ему сон, будто стоит он в комнате, смотрит и удивляется: «Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и, наконец, нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, и говорит:

— Боже, можно мне взять этот?

— Можно, — слышит он в ответ, — только это и есть твой собственный крест.

Принципы правильного толкования Библии (Герменевтика) − Часть 1

1) Учёт богодухновенности.

Поскольку Библия написана в соавторстве с Богом, постольку следует ей доверять. Если какой-либо библейский фрагмент кажется непонятным или не соответствующим естественнонаучному знанию, это ещё не значит, что он ложен. Осмысливать священные тексты следует с опорой на толкования святых отцов, которые совместили высоту богословской мысли со святостью жизни. При этом нужно учитывать, что отцы могли делать акцент на разные грани понимания того или иного отрывка.

2) Учёт всего текста.

Вырывать цитаты из контекста считается дурным тоном в любой области человеческого знания. Пример некорректного цитирования из Книги Деяний апостольских: «Велика Артемида Ефесская» (Деян.19:28), или из Псалтири: «Нет Бога» (Пс.13:1; Пс.52:2). Очевидно, что Священное Писание не прославляет языческое божество и не проповедует атеизм. Или эпизод суда над Спасителем (Мф.26:63-66), где первосвященник основывает приговор на фрагменте Моисеева закона о богохульстве, не желая видеть ни других цитат, ни того, что Христос очевидно Мессия (исполнившиеся пророчества, чудеса. ). Те, кто вырывают цитаты из контекста и искажают смысл Писания, в какой-то мере уподобляются этому первосвященнику.

Текст всегда предполагает контекст. Нельзя рассматривать то или иное выражение Библии (тем более ту или иную мысль, цитату) как самоценную единицу. Необходимо рассматривать ее в комплексе с контекстом и со всем Священным Писанием. Тогда любая цитата получает свое «место» и значение как элемент грандиозной и прекрасной мозаики Слова Божьего.

Молитвословия

Тропарь преподобного Евфимия Нового

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо Крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней,// темже и со Ангелы срадуется, преподобне Евфимие, дух твой.

Кондак преподобного Евфимия Нового

Волнений множества невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси,/ богомудре Евфимие преподобне,/ и, чудес дар прием,/ исцеляеши страсти всякия,// моли непрестанно о всех нас.

Тропарь святителя Иоанна, епископа Суздальского

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Суждалю пресветлый светильниче,/ святителем Богодухновенное удобрение, Иоанне премудре,/ учением твоим паству твою просветил еси;/ святителю блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь святителей Иоанна и Феодора Суздальских

Яко апостолом единонравных учителей Суждальския страны,/ и целителей душ и телес премудрых,/ и служителей Богу благоприятных,/ к ракам честных мощей ваших притекающе,/ ублажаем вас, святителие Богоблаженнии, Феодоре и Иоанне,/ в песнех же и пениих, радующеся, славим Христа,/ даровавшаго вам благодать исцелений/ и граду нашему Суждалю великое в вас утверждение.

Кондак святителя Иоанна, епископа Суздальского

Богомудрым учением и святым житием,/ яко светильник, сиял еси в Церкви Божией;/ темже Божественнаго заступления сподобился еси,/ внегда ослепнути очесем злоумышленных клеветников твоих,/ ихже прозрети сотворив молитвою твоею,/ вспять возвратился еси во град твой,/ и добре упасл еси стадо словесных овец;/ ихже чадом помогай и нам, молитвами твоими,/ святителю Христов Иоанне.

Кондак святителей Иоанна и Феодора Суздальских

Б ожественных и пречестных святителей Христовых и чудотворцев Иоанна и Феодора,/ вернии, поюще, да ублажим, / яко днесь, в память их притекающе к ракам мощей их, / молим многообразных нас обстояний избавити, да вопием вам:/ радуйтеся, граду нашему и Церкви Христовей великое утверждение.

Тропарь преподобномученика Лукиана

Воздержанием постничества и мучения кровию/ ты, стяжав венец неувядаемый, священномучениче Лукиане,/ Антиохийская похвало,/ о нас моли Христа Бога,// творящих святую память твою.

Кондак преподобномученика Лукиана

В пощении первее просиявшаго,/ и во страдании второе светяща,/ вси, яко светило пресветлейшее,/ Лукиана песньми славно почтим,// молящаго непрестанно о всех нас.

Тропарь священномученика Лукиана Печерского

И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход. Сего ради, Слово Истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Лукиане, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак священномученика Лукиана Печерского

Во священстве и иночестве благочестно пожив/ и мучения путь прошед,/ мучителя и бесовская полчища посрамил еси/, темнее, почитающе тя, тако вопием ти:/ от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Лукиане.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Спорительница хлебов

Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли,/ благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения,/ и подаеши им вся обильно к наслаждению./ Спорительнице сущи хлебов им,/ избавляя их всякия нужды и утеснения,/ и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Спорительница хлебов»

О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. Для подписки перейдите по ссылке .

Ссылка на основную публикацию