Святой апостол и Евангелист Марк

Марк Евангелист, Александрийский – история святого имени

Краткое житие апостола и евангелиста Марка

Родился в Иерусалиме, племянник апостола Варнавы. В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним (Мр.14:51-52). Ученик апостола Петра. Основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников.

Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, апостол укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников – епископа Ананию и трех пресвитеров. Вскоре язычники напали на апостола во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его.

Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге св. Евангелист скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Полное житие апостола и евангелиста Марка

Святой апостол и Евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян.12:12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк.14:51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян.12:12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян.13,6-12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1Пет.5,13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62–63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как , святитель (5 октября), святитель (память 5 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного богослужения, святой апостол Марк составил чин литургии для александрийских христиан.

Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: “В руки Твои, Господи, предаю дух мой”.

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр.4,7), святой евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр.5,5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк.16,20) и Духа Святого (Мк.13,11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (Мк.13,10, 16,15).

См. также: “” в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Что такое артос?

Зачем он нужен? Как его хранить и употреблять?

Артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

Со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали огромное символическое духовное и богослужебное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Сама Евхаристия или Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».

Вспомним также, дорогие братья и сестры, как в старину в крестьянских семьях относились к хлебу наши дедушки и бабушки. Это сейчас мы с ним обращаемся как с одним из ряда обычных продуктов, которые можно ронять на пол, выбрасывать в мусорную корзину и прочее. Но не так было раньше. В крестьянских семьях хлеб резали аккуратно и бережно, также вкушали его, крошки подбирали и высыпали в реку или отдавали животным.

С апостольских времен твердо установилась традиция во время общей трапезы один хлеб оставлять и откладывать его на возглавие стола Господу. Это было символом того, что Христос и по Своем вознесении на небо невидимо присутствует в Церкви. То же самое случилось и по Успении Пресвятой Богородицы. Апостолы и ученики начали по преданию на трапезе откладывать хлеб и для Девы Марии, назвав его «панагией», что переводится с греческого языка как «всесвятая» (один из эпитетов Божьей Матери). Позже панагией стали именовать и саму просфору, из которой на проскомидии изымалась частичка в честь Пресвятой Богородицы.

Издревле и по сей день в православных монастырях служится чин возношения панагии. После Божественной литургии игумен в специальном сосуде износил из храма на братскую трапезу панагию, где она раздроблялась и вкушалась братией со специальной молитвой перед едой. Таким образом, трапеза, как и в древние времена вечеря любви-агапа, на которой совершалась Евхаристия, становилась частью богослужения, непрерывно связанного с Литургией.

Отголоском данной древней традиции и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.

Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой – это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

Артос на специальном аналое перед началом пасхального всенощного бдения поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. По заамвонной молитве Литургии он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…» То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

Читайте также:  Феодосий Черниговский

Подтверждением тому, что артос есть великой святыней, является еще и тот факт, что его носят во время крестного хода вокруг храма во всю Светлую седмицу. Ведь он символизирует собой Воскресшего Бога и то, что Христос пребывает среди нас. И всю Светлую седмицу артос пребывает на почетном месте в храме в открытых Царских вратах.
В субботу же Светлой седмицы обычно по заамвонной молитве Божественной литургии совершается чин раздробления артоса. Священник читает определенную молитву, и затем артос раздробляется, а по окончании богослужения раздается верующим.

Как уже говорилось выше, артос – великая святыня. Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символом – духовным составляющим вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека.

Конечно же, нельзя путать артос с Телом и Кровью Христовыми. Это совершенно разные вещи. Святые Дары – самая великая церковная Святыня. Артос же одновременно духовное и телесное средство, подобное антидору, святой воде и просфоре, которое служит для поддержания духовных сил человека в нелегком нашем земном борении-странствии.

Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как это великая святыня, то желательно перед службой в субботу Светлой седмицы запастись пакетиком (лучше всего полотняным из органической ткани), куда следует положить полученный вами кусочек раздробленного артоса, чтобы не ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их. Артос можно раздавать, но перед этим вы должны убедиться, что он попадет к благочестивым верующим людям. Пакетики со святыней храните в открытом виде, чтобы артос не зацвел. Если же все-таки это случилось, то его следует либо принести в храм, либо пустить в проточную воду – реку или море (но не в озеро). Пакетик, в котором артос хранился, нужно сжечь в чистом месте. В небрежном отношении к артосу желательно потом поисповедоваться.
Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

В заключение, дорогие братья и сестры, хочется всем пожелать, чтобы пасхальная радость нас не покидала круглый год. Вспомним преподобного старца Серафима Саровского, приветствовавшего каждого приходящего к нему словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» И овеществленным выражением этой всеобъемлющей вселенской удивительной радости о Господе Воскресшем как раз является артос. Частичка хлеба, который был принесен нами в дар Богу и который возвращен Господом нам для того, чтобы оберегать, исцелять нас, грешных, величайшей силой Своего Воскресения.

Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)

Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» ( Ин. 6:48 ). Если земной хлеб питает чело­ве­че­скую жизнь, то Хри­стос, Хлеб небес­ный, при­об­щает чело­ве­че­скую жизнь к пол­ноте Боже­ствен­ной жизни в веч­но­сти.
И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом гово­рится в древ­ней евха­ри­сти­че­ской молитве: «Как этот хлеб был рас­сеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Цер­ковь Твоя от концов земли в Твое Цар­ствие» (Дидахе, гл. 9).

Просфо́ра своим про­ис­хож­де­нием уходит в первые века хри­сти­ан­ства, когда веру­ю­щие сами при­но­сили хлеб, вино, елей (то есть олив­ко­вое масло), воск для свечей – все, что нужно для совер­ше­ния бого­слу­же­ния. Это при­но­ше­ние (по-гре­че­ски просфора), или пожерт­во­ва­ние, при­ни­мали диа­коны; имена при­нес­ших вно­сили в особый список, кото­рый с молит­вой про­воз­гла­шали во время освя­ще­ния Даров. Из этих доб­ро­воль­ных при­но­ше­ний (просфор) отде­ля­лась часть хлеба и вина для пре­ло­же­ния в Тело и Кровь Хри­стову, из воска изго­тов­ля­лись свечи, а прочие дары, над кото­рыми также про­из­но­си­лись молитвы, раз­да­ва­лись веру­ю­щим. Впо­след­ствии просфо­рой стали назы­вать только хлеб, упо­треб­ля­е­мый для совер­ше­ния Литур­гии. Со вре­ме­нем в храмах стали вместо обык­но­вен­ного хлеба спе­ци­ально выпе­кать просфоры, при­ни­мая в каче­стве пожерт­во­ва­ния кроме обыч­ных при­но­ше­ний и деньги.
Просфору можно полу­чить за свеч­ным ящиком после Литур­гии, подав до начала бого­слу­же­ния записку «О здра­вии» или «О упо­ко­е­нии». Имена, ука­зан­ные в запис­ках, про­чи­ты­ва­ются в алтаре, и за каждое имя из просфоры выни­ма­ется частица, почему такая просфора назы­ва­ется еще «выну­тая».

В конце Литур­гии моля­щимся раз­да­ется антидо́р – части просфоры, из кото­рой на про­ско­ми­дии был извле­чён Святой Агнец. Гре­че­ское слово анти­дор про­ис­хо­дит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный пере­вод этого слова – вме­сто­да­рие.
«Анти­дор, – гово­рит святой Симеон Солун­ский, – есть свя­щен­ный хлеб, кото­рый был при­не­сен в пред­ло­же­ние и кото­рого сере­дина была вынута и упо­треб­лена для свя­щен­но­дей­ствия; этот хлеб как запе­чат­лен­ный копием и при­няв­ший Боже­ствен­ные слова пре­по­да­ется вместо Страш­ных Даров, то есть Таин, тем, кото­рые не при­ча­ща­лись их».

А́ртос (от греч. ἄρτος — хлеб) — боль­шая просфора с изоб­ра­же­нием Вос­кре­се­ния Гос­подня или Креста, освя­ща­е­мая в день Пасхи, пола­га­е­мая, затем, в храме на аналое, где хра­нится всю Свет­лую сед­мицу, раз­дроб­ля­е­мая и раз­да­ва­е­мая веру­ю­щим в Свет­лую суб­боту с целью бла­го­го­вей­ного потреб­ле­ния.
В память того, что Гос­подь по Своем Вос­кре­се­нии мно­го­кратно являлся апо­сто­лам и вкушал с ними пищу, апо­столы и после Его Воз­не­се­ния имели обычай остав­лять за тра­пе­зой неза­ня­тым сред­нее место и пола­гать пред ним часть хлеба, как бы для Гос­пода, при­сут­ству­ю­щего среди них. Вот этот хлеб и пред­став­ляет собой ныне упо­треб­ля­е­мый в Церкви артос. В про­дол­же­ние Свет­лой сед­мицы он лежит в храме на аналое, перед ико­но­ста­сом, а вне службы – перед откры­тыми Цар­скими вра­тами, напо­ми­ная о явле­ниях вос­крес­шего Гос­пода апо­сто­лам и о пре­бы­ва­нии Его с нами. Сооб­разно с зна­че­нием Пасхи, кото­рая соеди­няет в себе собы­тия смерти и Вос­кре­се­ния Гос­пода, на артосе изоб­ра­жа­ется зна­ме­ние победы Хри­сто­вой над смер­тью, или крест, увен­чан­ный тер­нием, или икона Вос­кре­се­ния Хри­стова.
Освя­ща­ется артос молит­вой, окроп­ле­нием святой водой и каж­де­нием в день Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния на Литур­гии после заам­вон­ной молитвы. Его пола­гают на солее против цар­ских врат на уго­то­ван­ном столе. После каж­де­ния вокруг стола с арт­осом свя­щен­ник читает особую молитву, после чего трижды окроп­ляет артос святой водой со сло­вами «Бла­го­слов­ля­ется и освя­ща­ется артос сей окроп­ле­нием воды сея свя­щен­ныя во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь».
Во все дни Свет­лой сед­мицы по окон­ча­нии литур­гии тор­же­ственно совер­ша­ется крест­ный ход вокруг храма с арт­осом. В мона­сты­рях он еже­дневно постав­ля­ется на тра­пезу и пола­га­ется на особом столе или аналое, для напо­ми­на­ния мона­хам, что среди них, как неко­гда среди апо­сто­лов, неви­димо при­сут­ствует Сам Гос­подь, истин­ный Хлеб жизни. В чине артоса поются тро­пари, в кото­рых гово­рится о Вос­кре­се­нии Христа и о Его пре­бы­ва­нии с нами.
В суб­боту Свет­лой сед­мицы в конце Литур­гии свя­щен­ник про­из­но­сит особую молитву, во время чтения кото­рой артос раз­дроб­ля­ется, а при цело­ва­нии креста раз­да­ется народу как свя­тыня.
Частицы а́ртоса, полу­чен­ные в храме, бла­го­го­вейно хра­нятся веру­ю­щими как духов­ное вра­чев­ство от болез­ней и немо­щей. Артос при­нято упо­треб­лять в особых слу­чаях, напри­мер, в болезни, всегда со сло­вами «Хри­стос Вос­кресе!»
Артос по бла­го­дати ниже анти­дора, но выше просфоры. Т.е. если веру­ю­щий захо­чет при­нять сразу артос, анти­дор и просфору, то сна­чала вку­ша­ется анти­дор, затем артос, а затем просфора. Свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский в слове перед раз­да­чей артоса сказал: «Его должно упо­треб­лять с бла­го­го­ве­нием как свя­тыню, но не сле­дует при­да­вать ему какое-нибудь боль­шее зна­че­ние. Неко­то­рые думают, будто этот хлеб может заме­нять боже­ствен­ное При­ча­ще­ние Святых Хри­сто­вых Тайн. Такое мнение – греш­ное, хри­сти­а­нин должен знать и пом­нить, что ничто, ника­кая свя­тыня не может заме­нить Пре­чи­стого Тела и Крови Гос­пода нашего Иисусa Христа. Поэтому нет ника­кой надоб­но­сти хра­нить целый год этот хлеб, как делают сие неко­то­рые, при­пи­сы­вая артосу зна­че­ние, какого он не имеет. Это запре­щено и цер­ков­ной вла­стью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Просфора

Анти­дор

Артос

Как хра­нить освя­щён­ный хлеб?

Пока он свежий, раз­режьте его на малень­кие кусочки, поло­жите их в полот­ня­ный мешо­чек, чтобы они высохли (можно и в поли­эти­ле­но­вый, только не закры­вайте его, чтобы был доступ воз­духа). Когда частички про­сох­нут, их можно хра­нить дли­тель­ное время. Малень­кие кусочки удоб­нее вку­шать; кроме того, цель­ная просфора гораздо быст­рее заплес­не­веет, потому что внутри ее сохра­ня­ется влага.

Артос

А́ртос (греч. άρτος — хлеб) — используемый в Православной церкви на Пасхальной седмице освящённый квасной (дрожжевой) хлеб, общий всем членам Церкви, иначе — просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из неё частиц). На артосе изображается Крест, на котором виден только терновый венец, но нет Иисуса Христа. Это символизирует победу Христа над смертью, Его Воскресение. В русской церковной практике артос — высокий хлеб, а в афонских монастырях — небольшой хлебец, подобный тому, что благословляется за всенощным бдением.

Первое сообщение об использовании артоса зафиксировано в Евергетидском Типиконе (первая половина XII века). Согласно нему, после литургии в Светлый понедельник: «По окончании же [трапезы] глаголем: „Благословен Бог, питающий нас“, и тотчас трапезарий возвышает хлебы [άρτος], говоря: „Христос воскресе“», а в субботу Светлой седмицы «иерей раздробляет хлебы (άρτος), а трапезарий раздает всем братиям» [1] . Схожие указания содержит Иерусалимский Типикон.

Читайте также:  Молитвы и иконы - реальные Отзывы собранные из социальных сетей

Литургические комментарии связывают происхождение артоса с апостолами, которые после Вознесения Христова оставляли за трапезой для Него часть хлеба, тем самым символически изображая Его присутствие за трапезой. Это сказание отражено в памятниках древнерусской литературы: послание Нила Грека, епископа Тверского к вельможе Георгию Дмитриевичу «О воздвижении пресвятыя и о артусе» и «Вопрошении известно от некоих» Максима Грека.

В современной церкви артос освящается в первый день Пасхи на литургии после заамвонной молитвы, с каждением, чтением молитвы и окроплением святой водой. Всю Светлую седмицу он находится в храме на аналое перед Царскими вратами, а во время богослужений перед иконой Христа. Во время Крестного хода, совершаемого каждый день этой недели, он обносится вокруг храма. В Светлую субботу, как и в древней церкви, после литургии по прочтении молитвы и раздробления артос раздаётся всем предстоящим в храме.

В России распространён обычай вкушения артоса дома, натощак.

Примечания

  1. М. С. Желтов, Ю. И. Рубан.Артос // Православная энциклопедия. Том III. — М . : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — С. 470—472. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-008-0

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Автомобильная шина
  • Плетикоса, Стипе

Смотреть что такое “Артос” в других словарях:

артос — артос, а … Русский орфографический словарь

АРТОС — (греч. от artos хлеб). В православной церкви хлеб, приготовляемый на закваске, освящаемый в первый день Пасхи и раздаваемый народу в субботу, в воспоминание преломления хлеба Иисусом Христом на тайной вечери. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

АРТОС — муж., греч., церк. квашеный, кислый хлеб, освящаемый в первый день Пасхи и раздаваемый в субботу Св. Недели народу. | Артос или Артус? влад., ласк. сокровище, пригожий, дорогой, неоцененный, ненаглядный. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… … Толковый словарь Даля

артос — гостия, хлеб, облатка Словарь русских синонимов. артос сущ., кол во синонимов: 3 • гостия (3) • облатка … Словарь синонимов

Артос — (гр. – хлеб) – так называется круглый хлеб с изображением Креста или Воскресения Христова, который ставится пред царскими вратами в церкви на Светлой седмице. Этот хлеб освящается в конце пасхальной литургии. В субботу Светлой седмицы артос… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Артос — (греч. «квасной хлеб») общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая. Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. Его сохраняют в … Православие. Словарь-справочник

Артос — Квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины

АРТОС — квасной пшеничный хлеб, символ Иисуса Христа, который есть Хлеб Небесный, питающий в жизнь вечную. Артос освящается в первый день Пасхи, а в пасхальную субботу раздробляется и раздается верующим как святыня, долженствующая напомнить о пребывании… … Русская история

Артос — ♦ (ENG eulogia) (греч. счастливый дар) благословенный (но не освященный) хлеб, раздаваемый после евхаристии в восточных церквях; более распространенное название антидор . В римско католической церкви термин артос используется также для… … Вестминстерский словарь теологических терминов

артос — АРТОС, а, м Святыня у христиан квасной хлеб (просфора с изображением увенчанного тернием креста), освещаемый на Пасху и раздаваемый прихожанам в субботу светлой недели. Артос хранится у нас в киоте, со святой водой, с крещенскими и венчальными… … Толковый словарь русских существительных

Артос: пасхальный хлеб

В фото- и видеоистории Владимира Ештокина

Всю светлую седмицу в православных храмах можно увидеть большую просфору, лежащую на специальном столике на самом почетном месте – перед открытыми Царскими вратами. Это артос. Так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб».

Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своем Учителе – они вспоминали каждое Его слово, каждое действие. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб.

Продолжая Апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. В православных монастырях эта традиция сохранилась практически в неизменном виде: всю Светлую седмицу артос приносят в трапезную и поставляют на свободное место за столом или же на отдельный столик. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни.

Как пекут артос

Как правило, артосы начинаю выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Это зависит, в первую очередь, от их необходимого количества. В приходских храмах, где выпекают небольшое количество хлебов, вполне управляются за неделю до Пасхи; в больших монастырях, где счет идет на тысячи, делать это начинают задолго до Великого поста.

При этом сам процесс выпекания артосов, по сути своей мало чем отличается от выпечки обычных просфор, и, может, не столько сложен, сколько трудоемок. Достаточно сказать, что только сама выпечка продолжается более четырех часов. А ведь еще надо подготовить тесто, остудить выпеченные артосы…

Полный технологический цикл выпекания артосов длится без малого двадцать четыре часа. А выпекают артосы в… обычных алюминиевых кастрюлях, обмазанных изнутри воском. Готовность выпеченного хлеба определяют по цвету. Тело артоса должно иметь цвет человеческого тела, то есть практически белый с легким желтоватым оттенком.

Готовые артосы убирают в специально отведенное место , где они и лежат до Пасхи. Правильно испеченный артос при правильном хранении может храниться несколько месяцев, ничуть не теряя своих качеств.

И вот, наконец, светлый праздник Воскресения Христова. На Пасхальном богослужении после Литургии артос выносят в храм и устанавливают перед Царскими вратами. Совершается чин освященяя артоса. Священник читает подобающие торжественному моменту молитвы и окропляет артос святой водой.

Освященный артос, положенный на специальном столике перед Царскими вратами мы и видим всю светлую седмицу. Каждый день, после Литургии, с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место.

Когда раздают артос

Ну а в светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.

Откроем читателю небольшую тайну. На больших приходах, где на праздничную службу приходит очень много народу, артосы, а их бывает очень много, начинают дробить уже в пятницу, иначе в субботу можно просто не успеть одарить всех желающих святым хлебом.

Получив благословение от батюшки, где-нибудь в самом спокойном уголке храма собираются бабушки и с Божией помощью, под пение молитв совершают они это почти что таинство, чтобы утром следующего дня никто не остался обделенным.

Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.

При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения – при небрежном к нему отношении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в стеклянной таре. Употребляют его натощак, как правило, запивая святой водой.

Берегите артос. Берегите себя.

Благодарим приход храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе за возможность фото- и видеосъемки.

Смотрите также: Инфографика Просфора

Святой артос что это и как принимать

  • Дом милосердия
  • Храм
  • Сестричество
  • Мы помогаем
  • Статьи
  • Книги
  • Контакты
  • Как помочь
  • Милосердие и благотворительность
  • Слово Патриарха
  • Разговор со священником
  • Листая православный календарь
  • Православная семья
  • Что смотреть, читать, слушать
  • Православная трапеза
  • Людям о людях
  • Здоровье
  • Помогаем помогать

Нужна помощь

Новости строительства школы и Дома Причта на 22 февраля

Продолжается штукатурка стен внутри храма свт.Иннокентия. Идет подготовка к гидроизоляции оставшейся части полов первого этажа в самом большом корпусе – Церковно-приходской школы. За февраль на 21.02.21 собрано 55 486 руб. (+32 596 руб. за неделю).

Дом милосердия: справимся вместе!

Возобновились очные занятия воскресной школы! По-прежнему работают пункты помощи вещами и реабилитационным оборудованием. Продолжаем охранять территорию, отапливать домики от сырости. За февраль на 21.02.21 на Дом милосердия собрано: 67 732 руб. (+27 048 руб. за неделю).

Новости

Благословение для тех, кто перенес коронавирусную инфекцию

В связи с тем, что переболевшим коронавирусом часто требуется реабилитация, о.Сергий благословляет переболевшим в легкой форме согласовать меру поста с духовником, в зависимости от состояния организма. А​ также: чаще причащаться, быть на воздухе, минимум контактов.

Продолжаем транслировать проповеди прот. Сергия Филимонова

На сайт добавлены видео проповедей настоятеля храма Державной иконы Божией Матери о.Сергия, произнесенных в феврале 2021 года.

Разговор со священником

Артос, антидор и святая просфора

Артос — это хлеб, освященный после Пасхальной Литургии. Его раздают в субботу первой недели после Пасхи. Он раздробляется и потребляется малыми частицами во время болезни (после святой воды).

Читайте также:  8 сильных молитв от злых людей на работе, защита от врагов и недоброжелателей

Антидор — часть той просфоры, из которой была взята часть Святого Агнца. Антидор дают главным образом тем, кто не приготовил себя к Причащению. Святой Симеон Солунский пишет: «Мы идем для принятия телесной пищи, но и это не бывает без освящения, потому что сначала принимаем освященную пищу, ибо при чтении: «Благословлю Господа», — раздается антидор и бывает отпуст… Этот хлеб, назнаменованный копием и над которым произнесены Божественные глаголы, преподается вместо Страшных Таинств непричастившимся… Принимающие его не причащаются Тела Христова, ибо таинственный хлеб — тот. А этот хлеб преподает только освящение и сподобляет Божественного дара, так как в преложении произносились над ним священные слова».

Святая просфора — маленький хлеб, из которого вынута частица о здравии или упокоении во время проскомидии на литургии. На верхней части просфоры может быть изображение креста, Божией Матери или святого. Дома просфору нужно раздробить и высушить для последующего потребления (после утренних молитв, во время болезни или поста). Потребляется после святой воды.

Ежедневное потребление в болезни с верой и упованием на милость Божию артоса и просфоры способствует скорейшему выздоровлению от болезни, в том числе после операции.

В церквях, в том числе больничных, всегда есть святыни (например, святая вода, святой елей, просфоры), которые можно испросить и с благословения пользоваться ими.

Год с Настоятелем. Православный календарь 2016.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия – первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Похожие материалы:

Господь уже обожил нас

Сегодня праздник Вознесения Господня. Давайте задумаемся о том, что он означает для нас с вами. Из проповеди прот. Сергия Филимонова

  • Сказал — исполнил, пообещал — выполнил

    Человек, который слушает слово Божие и исполняет его, спокойным взором смотрит на дорогу своей будущей жизни. То же самое касается помимо слова Божия и наших с вами простых слов, обещаний, советов другим людям. Из проповеди прот. Сергия Филимонова

  • Духовный прием борьбы со грехом: страх Божий

    Для противодействия греху существуют разные духовные приемы, накопленные опытом Святой Церкви. Эти приемы помогают человеку уберечься от искушений дьявольских, дают возможность Богу сохранить его от подстерегающих падений в земной жизни. Из проповеди прот.Сергия Филимонова

    Артос. Правила обращения с великой святыней

    По окончанию Светлой седмицы игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий обратился к братии монастыря с назидательным словом:

    Сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на то, что у каждого сейчас на столе лежит часть пасхального хлеба – артоса.

    Тем, кто знает, что это такое – не нужно объяснять, но, тем не менее, сейчас в монастыре есть много молодых братьев, трудников, которые пришли недавно в обитель и, может, не все знают, что это святыня в течение всей пасхальной недели, стояла в Царских вратах. Совершался чин освящения артоса. Священник читал подобающие торжественному моменту молитвы и окроплял артос святой водой. Рядом с ним проходили все богослужения Светлой седмицы.

    Вкушение этого святого хлеба помогает при болезни, дарует здравие. Поэтому, если вы не можете его сохранить, то лучше отдайте какому-нибудь благочестивому христианину или благоговейно употребите сами. Сохранился старый русский обычай, когда не удавалось попасть на службу Светлой седмицы, этот святой хлеб так же, как антидор и просфору, люди употребляли натощак со святой водой. Сейчас мы часто можем бывать в храме, необходимости в этом нет, но отношение при этом должно быть к святыне благоговейное.

    Мне рассказали, что кто-то употребляет артос с чаем, а у кого-то он плесневеет. Этого допускать не нужно, потому что пренебрежение к святыне – это грех. Поэтому, пожалуйста, пусть каждый из вас хранит или употребляет свой кусочек так, чтобы действительно пошло на пользу.

    В заключение, дорогие отцы и братья, хочется всем вам пожелать, чтобы пасхальная радость нас не покидала круглый год. Вспомним преподобного старца Серафима Саровского, приветствовавшего каждого приходящего к нему словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» И овеществленным выражением этой всеобъемлющей вселенской удивительной радости о Господе Воскресшем как раз является артос. Частичка хлеба, который был принесен нами в дар Богу и который возвращен Господом нам для того, чтобы оберегать, исцелять нас, грешных, величайшей силой Своего Воскресения.

    Артос на специальном аналое перед началом пасхального всенощного бдения поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. По заамвонной молитве Литургии он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…» То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

    Подтверждением тому, что артос есть великая святыня, является еще и тот факт, что его носят во время крестного хода вокруг храма всю Светлую седмицу. Ведь он символизирует собой Воскресшего Бога и то, что Христос пребывает среди нас. И всю Светлую седмицу артос пребывает на почетном месте в храме – в открытых Царских вратах.

    В светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки и раздает верующим.

    Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символ – духовная составляющая вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека.

    Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.

    Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как это великая святыня, то желательно перед службой в субботу Светлой седмицы запастись пакетиком (лучше всего полотняным из органической ткани), куда следует положить полученный вами кусочек раздробленного артоса, чтобы не ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их. Артос можно раздавать, но перед этим вы должны убедиться, что он попадет к благочестивым верующим людям. Пакетики со святыней храните в открытом виде, чтобы артос не зацвел. Если же все-таки это случилось, то его следует либо принести в храм, либо пустить в проточную воду – реку или море, – но не в озеро. Пакетик, в котором артос хранился, нужно сжечь в чистом месте. В небрежном отношении к артосу желательно потом поисповедоваться.

    Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

    Со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали огромное символическое духовное и богослужебное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Сама Евхаристия или Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».

    Отголоском древней традиции чина возношения панагии и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.

    Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой – это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

    Материал впервые опубликован 22 апреля 2017 г.

  • Ссылка на основную публикацию