Святой апостол Андрей Первозванный: Икона, мощи, чем помогает

Апостол Андре ́ й Первозванный

Дни памяти

3 июня – Собор Карельских святых

13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

28 декабря – Собор Крымских святых

Житие

Краткое житие апостола Андрея Первозванного

Свя­той апо­стол Ан­дрей Пер­во­зван­ный пер­вым из апо­сто­лов по­сле­до­вал за Хри­стом, а за­тем при­вел к нему сво­е­го род­но­го бра­та – свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра (Ин.1:35-42). С юно­сти бу­ду­щий апо­стол, ко­то­рый был ро­дом из Виф­са­и­ды, всей ду­шой об­ра­тил­ся к Бо­гу. Он не всту­пил в брак и вме­сте со сво­им бра­том за­ни­мал­ся ры­бо­лов­ством. Ко­гда над Из­ра­и­лем про­гре­мел глас свя­то­го про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на, свя­той Ан­дрей стал его бли­жай­шим уче­ни­ком. Свя­той Иоанн Кре­сти­тель сам на­пра­вил двух сво­их уче­ни­ков, бу­ду­щих апо­сто­лов Ан­дрея Пер­во­зван­но­го и Иоан­на Бо­го­сло­ва, ко Хри­сту, ука­зав, что Он есть Аг­нец Бо­жий.

По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов свя­той Ан­дрей от­пра­вил­ся с про­по­ве­дью Сло­ва Бо­жия в во­сточ­ные стра­ны. Про­шел Ма­лую Азию, Фра­кию, Ма­ке­до­нию, до­шел до Ду­ная, про­шел по­бе­ре­жье Чер­но­го мо­ря, Крым, При­чер­но­мо­рье и по Дне­пру под­нял­ся до ме­ста, где сто­ит те­перь го­род Ки­ев. Здесь он оста­нав­ли­вал­ся у Ки­ев­ских гор на ноч­лег. Встав утром, он ска­зал быв­шим с ним уче­ни­кам: “Ви­ди­те ли го­ры эти? На этих го­рах вос­си­я­ет бла­го­дать Бо­жия, бу­дет ве­ли­кий го­род, и Бог воз­двигнет мно­го церк­вей”. Апо­стол под­нял­ся на го­ры, бла­го­сло­вил их и во­дру­зил крест. По­мо­лив­шись, он под­нял­ся еще вы­ше по Дне­пру и до­шел до по­се­ле­ний сла­вян, где был ос­но­ван Нов­го­род. От­сю­да апо­стол про­шел через зем­ли ва­ря­гов в Рим для про­по­ве­ди и вновь вер­нул­ся во Фра­кию, где в неболь­шом се­ле­нии Ви­зан­тии, бу­ду­щем мо­гу­чем Кон­стан­ти­но­по­ле, ос­но­вал хри­сти­ан­скую Цер­ковь. Имя свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея свя­зы­ва­ет мать – Цер­ковь Кон­стан­ти­но­поль­скую с ее до­че­рью – Рус­ской Цер­ко­вью.

На сво­ем пу­ти Пер­во­зван­ный апо­стол пре­тер­пел мно­го пе­ча­лей и мук от языч­ни­ков: его из­го­ня­ли из го­ро­дов, из­би­ва­ли. В Си­но­пе его по­би­ли кам­ня­ми, но, остав­шись невре­ди­мым, вер­ный уче­ник Хри­стов неустан­но нес лю­дям про­по­ведь о Спа­си­те­ле. По мо­лит­вам апо­сто­ла Гос­подь со­вер­шал чу­де­са. Тру­да­ми свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея воз­ни­ка­ли хри­сти­ан­ские Церк­ви, ко­то­рым он ста­вил епи­ско­пов и свя­щен­ство. По­след­ним го­ро­дом, ку­да при­шел Пер­во­зван­ный апо­стол и где ему суж­де­но бы­ло при­нять му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, был го­род Пат­ры.

Мно­гие чу­де­са Гос­подь явил через уче­ни­ка Сво­е­го в го­ро­де Пат­ры. Недуж­ные ис­це­ля­лись, сле­пые про­зре­ва­ли. По мо­лит­ве апо­сто­ла вы­здо­ро­вел тя­же­ло боль­ной Со­сий, знат­ный го­ро­жа­нин; на­ло­же­ни­ем апо­столь­ских рук ис­це­ли­лась Мак­си­мил­ла, же­на пра­ви­те­ля Патр­ско­го, и его брат Стра­то­клий. Со­вер­шён­ные апо­сто­лом чу­де­са и его пла­мен­ное сло­во про­све­ти­ли ис­тин­ной ве­рой по­чти всех граж­дан го­ро­да Пат­ры. Немно­го оста­ва­лось языч­ни­ков в Пат­рах, сре­ди них был пра­ви­тель го­ро­да Эге­ат. Апо­стол Ан­дрей не раз об­ра­щал­ся к нему со сло­ва­ми Бла­го­ве­стия. Но да­же чу­де­са апо­сто­ла не вра­зум­ля­ли Эге­а­та. Свя­той апо­стол с лю­бо­вью и сми­ре­ни­ем взы­вал к его ду­ше, стре­мясь от­крыть ему хри­сти­ан­скую тай­ну веч­ной жиз­ни, чу­до­твор­ную си­лу Свя­то­го Кре­ста Гос­под­ня. Раз­гне­ван­ный Эге­ат при­ка­зал рас­пять апо­сто­ла. Языч­ник ду­мал опо­ро­чить про­по­ведь свя­то­го Ан­дрея, ес­ли пре­даст его смер­ти на кре­сте, ко­то­рый про­слав­лял апо­стол. С ра­до­стью при­нял свя­той Ан­дрей Пер­во­зван­ный ре­ше­ние пра­ви­те­ля и с мо­лит­вой ко Гос­по­ду сам взо­шел на ме­сто каз­ни. Чтобы про­длить му­че­ния апо­сто­ла, Эге­ат при­ка­зал не при­би­вать ру­ки и но­ги свя­то­го, а при­вя­зать их ко кре­сту. Два дня апо­стол с кре­ста учил со­брав­ших­ся во­круг го­ро­жан. Лю­ди, слу­шав­шие его, всей ду­шой со­стра­да­ли ему и по­тре­бо­ва­ли снять свя­то­го апо­сто­ла с кре­ста. Ис­пу­гав­шись на­род­но­го воз­му­ще­ния, Эге­ат при­ка­зал пре­кра­тить казнь. Но свя­той апо­стол стал мо­лить­ся, чтобы Гос­подь удо­сто­ил его крест­ной смер­ти. Как ни пы­та­лись во­и­ны снять апо­сто­ла Ан­дрея, ру­ки им не по­ви­но­ва­лись. Рас­пя­тый апо­стол, воз­дав Бо­гу хва­лу, про­из­нес: “Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, при­и­ми дух мой”. То­гда яр­кое си­я­ние Бо­же­ствен­но­го све­та осве­ти­ло крест и рас­пя­то­го на нем му­че­ни­ка. Ко­гда си­я­ние ис­чез­ло, свя­той апо­стол Ан­дрей Пер­во­зван­ный уже пре­дал свою свя­тую ду­шу Гос­по­ду († 62). Мак­си­мил­ла, же­на пра­ви­те­ля, сня­ла со кре­ста те­ло апо­сто­ла и с че­стью по­греб­ла его.

Несколь­ко сто­ле­тий спу­стя, при им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине Ве­ли­ком, мо­щи свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны в хра­ме Свя­тых Апо­сто­лов ря­дом с мо­ща­ми свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки и уче­ни­ка апо­сто­ла Пав­ла – апо­сто­ла Ти­мо­фея.

Полное житие апостола Андрея Первозванного

Апо­стол Ан­дрей был ро­дом из Га­ли­леи. Эта се­вер­ная часть Свя­той Зем­ли от­ли­ча­лась пло­до­ро­ди­ем и жи­во­пис­но­стью, а жи­те­ли ее – доб­ро­ду­ши­ем и го­сте­при­им­ством. Га­ли­ле­яне лег­ко ужи­ва­лись с гре­ка­ми, во мно­же­стве на­се­ляв­ши­ми их стра­ну, мно­гие го­во­ри­ли по-гре­че­ски и да­же но­си­ли гре­че­ские име­на. Имя Ан­дрей – гре­че­ское и в пе­ре­во­де зна­чит «му­же­ствен­ный».

Ко­гда Иоанн Кре­сти­тель на­чал про­по­ве­до­вать на бе­ре­гах Иор­да­на, Ан­дрей вме­сте с Иоан­ном Зе­ве­де­е­вым (про­ис­хо­див­шим с ним из од­но­го го­ро­да – Виф­са­и­ды) по­сле­до­вал за про­ро­ком, на­де­ясь в его уче­нии най­ти от­вет на свои ду­хов­ные во­про­сы. Мно­гие на­ча­ли ду­мать, что, мо­жет быть, Иоанн Кре­сти­тель и есть ожи­да­е­мый Мес­сия, но он объ­яс­нил лю­дям, что он не Мес­сия, а по­слан толь­ко при­го­то­вить Ему путь. В то вре­мя Гос­подь Иисус Хри­стос при­шел к Иоан­ну Кре­сти­те­лю на Иор­дан для Кре­ще­ния, и тот, ука­зы­вая на Гос­по­да, ска­зал сво­им уче­ни­кам: «Вот Аг­нец Бо­жий, Ко­то­рый бе­рет на се­бя гре­хи ми­ра». Услы­шав это, Ан­дрей с Иоан­ном по­сле­до­ва­ли за Иису­сом. Гос­подь, уви­дев их, спро­сил: «Что вам на­доб­но?» Они ска­за­ли: «Рав­ви (Учи­тель), где Ты жи­вешь?» – «Пой­ди­те и уви­ди­те», – от­ве­тил Иисус, и с то­го вре­ме­ни они ста­ли Его уче­ни­ка­ми. В этот же день апо­стол Ан­дрей по­шел к сво­е­му бра­ту Си­мо­ну Пет­ру и ска­зал ему: «Мы на­шли Мес­сию». Так Петр при­со­еди­нил­ся к уче­ни­кам Хри­сто­вым.

Од­на­ко апо­сто­лы не сра­зу все­це­ло по­свя­ти­ли се­бя апо­столь­ско­му зва­нию. Из Еван­ге­лия мы зна­ем, что бра­тья Ан­дрей и Си­мон Петр и бра­тья Иоанн и Иа­ков долж­ны бы­ли на ка­кое-то вре­мя вер­нуть­ся к сво­им се­мьям и за­нять­ся сво­ей обыч­ной ра­бо­той – рыб­ной лов­лей. Несколь­ко ме­ся­цев спу­стя Гос­подь, про­хо­дя ми­мо Га­ли­лей­ско­го озе­ра и уви­дев их ло­вя­щи­ми ры­бу, ска­зал: «Иди­те за Мной, и Я сде­лаю вас лов­ца­ми че­ло­ве­ков». То­гда они оста­ви­ли свои лод­ки и се­ти и с то­го дня ста­ли неот­луч­ны­ми уче­ни­ка­ми Хри­сто­вы­ми.

Ан­дрей, ра­нее дру­гих апо­сто­лов по­сле­до­вав­ший за Гос­по­дом, по­лу­чил на­име­но­ва­ние Пер­во­зван­но­го. Он пре­бы­вал с Хри­стом в те­че­нии все­го пе­ри­о­да Его об­ще­ствен­но­го слу­же­ния. По­сле Вос­кре­се­ния Спа­си­те­ля апо­стол Ан­дрей вме­сте с дру­ги­ми уче­ни­ка­ми удо­ста­и­вал­ся встреч с Ним и при­сут­ство­вал на Еле­он­ской го­ре, ко­гда Гос­подь, бла­го­сло­вив их, воз­нес­ся на Небо.

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха апо­сто­лы бро­си­ли жре­бий, ко­му в ка­кую стра­ну сле­ду­ет ид­ти для про­по­ве­ди Еван­ге­лия. Свя­то­му Ан­дрею до­ста­лись стра­ны, ле­жа­щие вдоль по­бе­ре­жья Чер­но­го мо­ря, се­вер­ная часть Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва и Ски­фия, т. е. зем­ля, на ко­то­рой позд­нее об­ра­зо­ва­лась Рос­сия. Со­глас­но пре­да­нию, апо­стол Ан­дрей про­по­ве­до­вал на Та­ври­че­ском по­лу­ост­ро­ве, по­том по Дне­пру под­нял­ся на се­вер и до­шел до ме­ста, где впо­след­ствии воз­ник Ки­ев. «Верь­те мне, – ска­зал апо­стол сво­им уче­ни­кам, – что на го­рах сих вос­си­я­ет бла­го­дать Бо­жия: ве­ли­кий го­род бу­дет здесь, Гос­подь про­све­тит сию зем­лю Свя­тым Кре­ще­ни­ем и воз­двигнет здесь мно­го церк­вей». За­тем апо­стол Ан­дрей бла­го­сло­вил ки­ев­ские го­ры и во­дру­зил на од­ной из них крест, пред­воз­ве­щая при­ня­тие ве­ры бу­ду­щи­ми оби­та­те­ля­ми Ру­си.

По­сле воз­вра­ще­ния в Гре­цию апо­стол Ан­дрей оста­но­вил­ся в го­ро­де Па­трос (Пат­ра), рас­по­ло­жен­ном у Ко­ринф­ско­го за­ли­ва. Здесь через воз­ло­же­ние рук он мно­гих лю­дей ис­це­лил от неду­гов, в том чис­ле и знат­ную Мак­си­мил­лу, ко­то­рая от все­го серд­ца уве­ро­ва­ла во Хри­ста и ста­ла уче­ни­цей апо­сто­ла. Так как мно­гие жи­те­ли Пат­ры уве­ро­ва­ли во Хри­ста, мест­ный пра­ви­тель Еге­ат воз­го­рел­ся нена­ви­стью про­тив апо­сто­ла Ан­дрея и при­го­во­рил Его к рас­пя­тию на кре­сте. Апо­стол, ни­сколь­ко не устра­шив­шись при­го­во­ра, во вдох­но­вен­ной про­по­ве­ди рас­крыл пе­ред со­брав­ши­ми­ся ду­хов­ную си­лу и зна­че­ние крест­ных стра­да­ний Спа­си­те­ля.

Пра­ви­тель Еге­ат не по­ве­рил про­по­ве­ди апо­сто­ла, на­звав его уче­ние безу­ми­ем. За­тем он ве­лел рас­пять апо­сто­ла так, чтобы он по­доль­ше стра­дал. Свя­то­го Ан­дрея при­вя­зав ко кре­сту на­по­до­бие бук­вы X, не вби­вая гвоз­дей в его ру­ки и но­ги, чтобы не вы­звать ско­рой смер­ти. Неспра­вед­ли­вый при­го­вор Еге­а­та вы­звал в на­ро­де воз­му­ще­ние, тем не ме­нее этот при­го­вор остал­ся в си­ле.

Ви­ся на кре­сте, апо­стол Ан­дрей непре­стан­но мо­лил­ся. Пе­ред раз­лу­че­ни­ем его ду­ши с те­лом небес­ный свет оси­ял крест Ан­дрея, и в его бли­ста­нии апо­стол ото­шел в веч­ное Цар­ство Бо­жие. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го по­сле­до­ва­ла око­ло 62 го­да по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва.

Рус­ская Цер­ковь, при­няв ве­ру из Ви­зан­тии, епи­ско­пы ко­то­рой ве­дут пре­ем­ство от апо­сто­ла Ан­дрея, то­же счи­та­ет се­бя его пре­ем­ни­цей. Вот по­че­му па­мять свя­то­го Ан­дрея Пер­во­зван­но­го так тор­же­ствен­но по­чи­та­лась в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. Им­пе­ра­тор Петр I учре­дил в честь апо­сто­ла Ан­дрея пер­вый и выс­ший ор­ден, ко­то­рый да­вал­ся в на­гра­ду са­нов­ни­кам го­су­дар­ства. С пет­ров­ских вре­мен рус­ский флот сде­лал сво­им стя­гом Ан­дре­ев­ский флаг, на бе­лом фоне го­лу­бой крест фор­мы X, под се­нью ко­то­ро­го рус­ские одер­жа­ли мно­же­ство по­бед.

Житие святого апостола Марка и в чем помогает икона, где находятся мощи и текст молитвы

Апостолы-евангелисты занимают особое место в иерархии христианского учения. Об апостоле Марке говорят как о талантливейшем евангелисте, основавшем Александрийскую церковь. Марк – один из четырех евангелистов, которых относят к группе апостолов от семидесяти, следовавших за Иисусом Христом в качестве избранных учеников. Евангелие от Марка является симбиозом описаний Луки и Матфея, оно было предназначено для христиан, перешедших в веру из язычества.

Краткая биография

Многие исследователи церковных книг считают, что Евангелие от Марка – это художественный и талантливый пересказ кратких описаний апостола Петра. Марка причисляют к числу его последователей и верных учеников. Деятельность Марка – это традиционно просветительская деятельность. Она была связана с опасностью языческих традиций, отсутствием моральных устоев у населения, преклоняющегося богам, проповедовавшим разврат и насилие.

Марк взял на себя не только миссию по пропаганде учения Христа, но и оценил масштабы просветительской деятельности с практической стороны. Именно он стоял у истоков планирования и постройки церквей Александрии, он следил за тем, как они функционировали, как справлялись со своими задачами.

Происхождение

Семья Марка была верующей. Мать Мария активно поддерживала христианскую религию. В доме часто собирались сторонники Христа. Родиной апостола был один из величайших символов античности, город Кирена. Затем семья переехала в Иерусалим.

Многие исследователи считают, что именно там Марк родился, но сторонники версии о Кирене возражают и объясняют это родством с Варнавой. По многочисленным данным, Марк приходился племянником апостолу Варнаве. Дядя уже тогда входил в число апостолов от семидесяти, был одним из основателей Киренской церкви.

Иерусалим стал городом, откуда Марк начал свои паломничества, именно там он получил основные знания об учении Христа, познакомился с его жизнью, многое видел своими глазами.

Житие

Марк постепенно стал одним из самых любимых учеников апостола Петра. С ним он попал в Иерусалим, с ним побывал в Риме. Вера и принципы двигали им, когда он с воодушевлением читал проповеди для языческого населения, постепенно обращая в свою веру все больше и больше людей.

По некоторым церковным книгам, исследователи делают вывод, что именно Марк был тем юношей, который следовал за Христом по Гефсиманскому саду, когда наступила ночь предания Иисуса Иудой. Евангелие от Марка упоминает этого юношу, но прямого признания на страницах книги не сделано. После казни Христа апостол Петр явился в дом Марии с Марком. Они сообщали весть, стоя рядом друг с другом. На протяжении жизненного пути Марк опирался на крепкое плечо своих учителей – Петра, Павла, Варнавы.

Создание Александрийской церкви совпало с написанием Евангелия. Он собирал знания и наблюдения, делая их единой законченной книгой. Евангелие от Марка стало второй книгой Нового Завета. Это каноническое описание жизни и проповедований Христа. Особое внимание Марк уделяет событиям, которые обнаруживают чудесную природу деяний Иисуса, его делам на земле, при жизни. Книга предназначена для простых людей, написана с использованием разговорных выражений, понятных и доступных слов.

Исследователи отмечают, что Евангелие от Марка является самым коротким из четырех Евангелий. Но собранные сведения так талантливо систематизированы, что сведений из этой книги можно почерпнуть достаточно много. Книга начинается проповедью Иоанна Крестителя, продолжается последовательным описанием всех событий, связанных с земной жизнью Христа. Помимо церкви, апостол создал первое церковное училище, откуда вышли истинные последователи веры. Там читали лекции, знакомили с основами богослужений, объясняли суть деятельности церковнослужителей.

Смерть

Апостол Марк трудился на благо Александрийской церкви несколько лет. После постройки он следил за деятельностью сторонников, составлял тексты литургии, помогал организовывать богослужения. Из Александрии он часто уезжал с проповедями в Африку, Ливию. Постепенно за ним закрепился статус епископа Александрийской церкви.

Деятельность Марка была сосредоточена на территории Африки. Просветительская работа, включавшая поездки с чтением проповедей, занимала много времени. Очередная поездка была прервана из-за того, что на территории Александрии участились случаи проявления языческих настроений. Епископ вернулся из поездки и приступил к основной работе.

Празднование святой Пасхи совпало с празднованием языческого праздника Сераписа. Тем вечером Марк совершал торжественное богослужение в соответствии с установленными правилами. Язычники, разъяренные тем, что под сводами церкви собралось много прихожан, ворвались на богослужение, схватили епископа. Они связали его, привязали к седлу коня, таскали по улицам, предместьям города, а затем измученного бросили в темницу.

По некоторым летописям, ночью к апостолу Марку явился ангел, а затем пришел сам Господь, который помог пережить физические страдания и наполнил душу истерзанного ученика покоем и благодатью. Марк продолжал говорить о вере до тех пор, пока его не покинуло сознание.

На следующий день язычники снова издевались над мучеником. Вечером был разведен костер, на котором хотели сжечь епископа заживо. Внезапно начался сильный дождь с грозой, молнией. Язычники отступили. Тело осталось на площади. К этому моменту апостол был мертв, поэтому прихожане церкви смогли достойно похоронить Марка по христианским традициям.

Значение святого в православии

Евангелист Марк стал не просто апостолом от семидесяти. Он стал одним из мучеников, которые отдали свою жизнь ради христианского учения. Трагическая смерть стала символом истинной веры, самопожертвования, сильной воли.

Почитание

Над мощами апостола Марка в 310 году была выстроена церковь. После того, как спустя несколько столетий Египет стал местом для оседания мусульман-арабов, мощи были перевезены в Венецию для сохранения и дальнейшего почитания. Сарацины приступили к разрушению церкви через час после того, как рака с мощами покинула ее.

Венецианский собор, куда были перевезены останки, является одним из классических примеров византийского архитектурного стиля. Под сводами была выстроена базилика для святого апостола Марка, где покоятся останки. Апостол стал покровителем Венеции, его почитают как защитника, хранителя. Символом Венеции является небесный символ апостола – крылатый лев. Дни памяти, установленные Русской Православной Церковью:

  • 8 мая;
  • 17 января.
Читайте также:  Святой Олег Брянский: день памяти, Икона, о чем ему молятся

Иконография

Марка часто изображают на сводах церквей, на различных фресках как одного из самых известных семидесяти апостолов, ученика Петра и Павла. Иконы с его изображением традиционно разделяют по нескольким группам:

  1. Старец или мужчина среднего возраста сидит за столом, на руках он держит раскрытую книгу. Допустимо использование нимба над головой апостола. Эти изображения символизируют просветительскую деятельность, а также указывают на то, что он стал одним из авторов четырех Евангелий.
  2. Старец или мужчина идет по дороге, за спиной у него нарисован крылатый лев. Лев с крыльями – это символ сверх могущества, один из традиционных знаков, свидетельствующих о существовании царства Спасителя.

Одной из самых известных икон с изображением святого апостола остается икона, написанная в XIV веке на территории Греции. Здесь Марк изображен с книгой и пером в руках. На нем простые одежды странника, над головой едва угадывается нимб. Это изображение стало основой для создания разнообразных списков, а также фресок или мозаичных выкладок.

О чем просят перед образом

Православная традиция считает апостола Марка покровителем семьи. К нему обращаются, когда необходимо укрепить брачные узы, защитить семью от неудач и бедствий. Перед образом принято просить об укреплении веры, о защите от плохих мыслей, от сглаза. Молитвы обращают утром или вечером, совершают различные церковные обряды.

Акафист апостолу Марку – это текст, из которого любой верующий человек может узнать о преданности, истинном служении Богу, самопожертвовании.

Слова молитвы апостолу могут быть самостоятельно дополнены собственным именем или именем близкого человека, за которого просят.

Текст молитвы

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, благодарение и поклонение, во веки веков. Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца, Сына, Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне, присно, во веки веков. Аминь.

Загадки Евангелия от Марка

Сегодня Православная Церковь вспоминает апостола «от 70-ти» Марка, автора одного из четырех Евангелий – самого короткого. Что известно об этом человеке? Почему он взялся за свой труд? И чем необычен его рассказ об Иисусе Христе?

В чем загадка личности апостола Марка?

Апостол Марк и в самом деле личность загадочная. Доподлинно мы знаем о нем меньше, чем даже об апостоле и евангелисте Матфее, которому Священное Писание уделяет всего несколько строк. О Матфее известно во всяком случае, что он был мытарь (то есть собирал налоги в пользу Рима), а затем оставил свое занятие, последовал за Христом и вошел в круг двенадцати ближайших Его учеников.

Марка церковное Предание именует одним из апостолов «от семидесяти», но уже здесь возникают вопросы. Традиционно так называют Христовых учеников «второго призыва», которых Господь избрал после Преображения, намечая Свой последний путь в Иерусалим – и на Крест. Избрал Господь и других семьдесят учеников, – рассказывает об этом евангелист Лука, – и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Лк. 10: 1-2).

Но Марк в число этих семидесяти, посылавшихся Господом на проповедь, возможно, и не входил. Во всем Евангелии – то есть собственно рассказе о земной жизни Иисуса Христа, – есть только один маленький эпизод, в котором толкователи традиционно видят Марка. Это история о юноше, который после ночного ареста Иисуса Христа в Гефсимании, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк. 14: 51, 52). Этот эпизод, совершенно, казалось бы, незначительный, есть только в Евангелии от Марка, и очень похоже, что этим юношей сам Марк и был: воспоминание о той ночи было дорого ему по личным причинам, потому он и вставил его в текст.

Так почему же Церковь называет его апостолом?

Апостол (по-гречески – ἀπόστολος) значит «посланник». Это тот, кто обходит мир с благовестием о возможности для всякого человека спастись от греха и смерти через веру в Иисуса Христа. Тот, в чьём служении Церковь видела непосредственных продолжателей дела Самого Христа и двенадцати ближайших Его учеников. Именно таков и был святой Марк. Из книги Деяний святых апостолов и ряда апостольских посланий мы знаем, что Марк неоднократно был спутником и сотрудником апостола Павла в его миссионерских путешествиях, а также что по крайней мере однажды он сопровождал апостола Петра, когда тот посещал Рим (так часто толкуют концовку Первого послания апостола Петра, где идет речь о «Вавилоне»: под Вавилоном нередко разумели столицу Римской империи).

А из предания известно, что Марк бывал и в египетской Александрии; более того – Александрийская Церковь почитает этого апостола как своего основателя. Поэтому, даже если формально он и не входил в число семидесяти учеников, знакомых со Христом во время Его земной жизни, – право называться апостолом он заслужил точно.

Если сам Марк не знал Христа близко – как он мог написать Евангелие?

Марк составил свое Евангелие не по личным воспоминаниям о встречах с Господом, а на основе рассказов апостола Петра, которого он сопровождал в проповеднических путешествиях (по крайней мере в Рим). Древнейшее из свидетельств об этом принадлежит Папию, епископу города Иераполя Фригийского, который сам был учеником Иоанна Богослова, а около 130 года написал книгу «Истолкование слов Господа». Из этой книги до нас дошли только фрагменты, включенные в виде цитат в «Церковную историю» Евсевия Кесарийского.

Со слов некоего «пресвитера Иоанна» – церковные историки предполагают, что речь тут об Иоанне Богослове, – Папий утверждал, что Марк был «переводчиком», или, точнее, «истолкователем» Петра.

«Он точно записал всё, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слушал Господа и не ходил за Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Так что Марк ничуть не погрешил, записывая всё так, как он запомнил. Заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно».

Этот же рассказ потом воспроизводили церковные авторы, жившие позднее, например, Ириней Лионский (около 130-202 гг.), Климент Александрийский (около 150-215 гг.), Тертуллиан (около 160-около 220 гг.). Климент Александрийский уточнял на основе каких-то данных, известных ему, что Марк писал Евангелие по просьбе христиан из Рима, причем апостол Петр знал об этом и не стал запрещать этот труд, хотя никак специально и не поощрял его.

Русский богослов и знаток Священного Писания Николай Никанорович Глубоковский, трудившийся в конце XIX – первой трети XX века, обращал внимание, что Евангелие от Марка, при всей его краткости, наполнено множеством живых и красочных деталей, эмоциональных описаний, свидетельствующих как о том, что автор его лично присутствовал при описанных событиях, так и о его чуткой и впечатлительной натуре. Например, рассказывая об исцелении слепого Вартимея, Марк уточняет, что, подходя к Иисусу, тот сбросил с себя верхнюю одежду (Мк. 10: 50). Петрову тещу Господь исцелил от горячки не иначе, как взяв за руку и приподняв (Мк. 1: 31). Прежде чем накормить народ, пришедший Его послушать, Он повелел рассадить всех на зеленой траве (Мк. 6: 39). В момент Преображения Христа одежды Его сделались блестящими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9: 3). Прежде чем исцелить сухорукого в синагоге, Господь с гневом воззрел на фарисеев (те считали, что в субботу – «день покоя» – исцелять нельзя), скорбя об ожесточении сердец их (Мк. 3: 5).

Апостол Петр – горячий, отзывчивый, на лету ловивший каждое слово и движение Спасителя, – идеально подходит на роль такого наблюдателя, запомнившего и передавшего все эти событиях в их подробностях. А Марк добросовестно и точно всё это записал. «Вся его миссия состояла в истолковании, в уяснении их (событий земной жизни Спасителя. – Прим. ред.) для обширного круга людей, – пишет Глубоковский. – В этом отношении он двойник апостола Петра и сливается с ним по авторитету до нераздельности, как эхо с самим голосом».

Марк почти дословно повторяет других евангелистов. Он что, занимался плагиатом?

Действительно, уже давно замечено, что Евангелие от Марка – наименее оригинальное с точки зрения своего содержания. Почти всё, о чем рассказывает этот евангелист, так или иначе встречается и у других апостолов-благовестников, прежде всего у Матфея и Луки. Еще церковный историк Евсевий Кесарийский, живший в IV веке, подсчитал, что в Евангелии от Матфея уникальный материал занимает примерно 1/6 всего содержания, в Евангелии от Луки – 1/4, а в Евангелии от Марка – менее 1/10. Это, например, тот самый эпизод с юношей, закутавшимся в покрывало; знаменитое изречение Господа о том, что суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2: 27) и кое-что еще.

Но три первых Евангелия – от Матфея, от Марка и от Луки – вообще многим похожи: недаром их стали называть синоптическими (от греч. σύνοψις – совместный обзор). Похожи они и общей последовательностью событий, и тем, какая часть общественного служения Христа попадает в фокус их внимания: все они большей частью сосредоточены на проповеди Спасителя в Галилее и оставляют в стороне многое происходившее в Иудее. А отдельные места в этих Евангелиях совпадают чуть ли не буквально! И вопрос, как так могло получиться, занимает ученых-библеистов уже много столетий. В науке он с XVIII века называется «синоптической проблемой».

Мы не будем пересказывать здесь все точки зрения – их много, и это отдельный большой и сложный разговор. Скажем лишь, что православным авторам удалось найти много убедительных доводов в защиту святоотеческой точки зрения, которую сформулировал еще блаженный Августин (354-430 гг.): каждый из евангелистов записывал то, что было известно лично ему, но при этом имел перед глазами тексты, уже написанные его предшественниками, и что-то заимствовал оттуда. Создавались Евангелия, по мнению Августина (и вообще большинства святых отцов), в той же последовательности, в какой они и следуют друг за другом в известном нам традиционном порядке, так что Марк уже был знаком с Евангелием от Матфея и отчасти ориентировался на него.

Что значит – ориентировался? Ведь можно найти целые большие фрагменты текста из Матфея, которые у Марка повторяются почти что дословно! Дело в том, объясняет Глубоковский, что Марк работал в том числе как редактор Матфея. С одной стороны, он взял его Евангелие как основу для того, чтобы сделать свой рассказ последовательным, правильно расположить события друг за другом, – ведь воспоминания Петра, как мы помним, часто были разрозненными и неупорядоченными. Но, с другой стороны, иногда он находил какие-то хронологические неточности и у Матфея – и исправлял их, ориентируясь на рассказ Петра. Например, в рассказе об укрощении бури на озере при переправе в Гадаринскую страну Марк уточняет, когда именно это случилось, – вечером того же дня, когда Христос рассказывал притчи о Царстве Небесном, стоя в лодке перед собравшимся народом (Мк. 4: 35; у Матфея о притчах и буре рассказывается в разное время). Повествуя о воскрешении дочери Иаира, Марк уточняет: это произошло по возвращении Спасителя из Десятиградия (Мк. 5: 21; у Матфея между этими событиями происходят еще некоторые другие).

Второй евангелист – Марк, – несомненно, «знал труд первого (Матфея. – Прим. ред.), но не копировал его рабски и чувствовал за собой право дозволять изменения и отступления, считая себя не менее достоверным свидетелем жизни и дел Господа по свидетельству очевидца их – апостола Петра», делает вывод Глубоковский.

Апостолы вообще не были склонны настаивать на собственном авторстве воспоминаний о Христе. Они рассматривали Евангелие как единое благовестие о спасении и отводили себе скромную роль тех, кто дополняет это единое повествование, вносит свою лепту – всё то, что запомнил или узнал сам. Апостол Иоанн, заметив существенные пробелы в рассказах своих собратьев, написал Евангелие, почти не повторяющее уже сказанного ими, а лишь восполняющее эти пробелы. А Марк и Лука, знавшие не так много, как Иоанн, повторяли уже рассказанное раньше, дополняя кто чем мог. Но все они рассказывали одну и ту же историю.

А почему иногда говорят, что Марк писал свое Евангелие первым?

Такая точка зрения высказывалась в XIX веке в контексте обсуждения той самой «синоптической проблемы». Сегодня она не самая авторитетная.

В свое время эта идея приобрела популярность по причинам прежде всего мировоззренческим. Ведь именно в Евангелии от Марка, самом коротком из четырех, опущены многие моменты, требующие веры и смущавшие позитивистски настроенный разум. В нем почти нет догматических утверждений (которых множество в Евангелии от Иоанна). Нет рассказа о непорочном зачатии Иисуса Христа (об этом говорят Матфей и Лука). Даже концовка его с упоминанием о явлениях воскресшего Спасителя, возможно, является позднейшей вставкой! (Об этом нам ещё предстоит поговорить ниже.) И, конечно, мысль о том, что все эти «легенды» – не что иное, как позднейшие напластования, «дописки», церковный вымысел, многим казалась (а кому-то и теперь кажется) соблазнительной.

Наиболее последовательным защитником тезиса о первенстве Евангелия от Марка был протестантский библеист и богослов Генрих Юлиус Гольцман, живший во второй половине XIX века. Во-первых, доказывал он, Евангелия от Матфея и Луки совпадают в порядке изложения материала только тогда, когда следуют за Евангелием от Марка. Когда же они отходят в сторону от Марка, то тут же начинают расходиться и друг с другом. Во-вторых, в Евангелии от Марка очень мало уникального материала, которого не было бы у Матфея и Луки (об этом мы уже упоминали). И, в-третьих, тот материал, который имеется у всех трёх евангелистов, отражает стилистическое своеобразие именно Марка, писавшего более простым языком; те фрагменты текста, которые есть только у Матфея или Луки, с литературной точки зрения лучше отшлифованы. Гольцману казалось логичным предположить, что Матфей и Лука взяли текст Марка за основу, отредактировав его и дополнив с помощью еще какого-то не дошедшего до нас первоисточника (или нескольких источников), который можно условно обозначить как Q,(от нем. Quelle – «источник»).

Читайте также:  Апостол Марк

Но это предположение имеет сразу несколько серьезных уязвимостей.

Хорошо известно, что древняя Церковь очень бережно хранила все записи и свидетельства о Христе. Как же вышло, что она потеряла такой ценный документ, как «источник Q»?

Если у каждого из евангелистов имелось по несколько источников, сведения из которых они стремились собрать воедино, то почему они не создали в итоге общими усилиями единое повествование о жизни и проповеди Христа? Иными словами, почему мы имеем четыре Евангелия, а не одно?

Как получилось, что разные евангелисты позаимствовали из своих источников настолько разный материал? Несмотря на все сходство между тремя Евангелиями, каждое из них все-таки очень и очень своеобразно!

Самое же главное – до сих пор не обнаружено никаких иных письменных источников о жизни Христа, помимо Евангелий. А без них версия о первенстве Евангелия от Марка просто несостоятельна, слишком о многом оно умалчивает в сравнении с рассказами других евангелистов.

Говорят, что концовка Евангелия от Марка написана не им. Это правда?

Изучая древние рукописи и комментарии к Евангелию от Марка, некоторые исследователи предположили, что бóльшая часть заключительной 16-й главы в изначальном тексте отсутствовала. Такая гипотеза есть и сейчас, но это именно гипотеза.

Согласно ей, сам евангелист поставил точку на словах: И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись (Мк. 16: 8). Эти слова заключительные в таких авторитетных древних источниках, как Ватиканский и Синайский кодексы (оба IV века), а также в нескольких древних армянских рукописях, двух эфиопских, одной старолатинской, одной арабской и еще в некоторых. Жены-мироносицы слышат от ангела о воскресении Христовом, видят пустой гроб – а затем в страхе бегут и страшатся рассказать о виденном. Даже друзьям-апостолам.

Тем не менее, существует не меньшее число рукописей, и тоже вполне древних и уважаемых, в которых мы находим традиционную концовку – рассказ о том, как воскресший Спаситель несколько раз явился ученикам, а затем вознесся на Небо. Эта концовка (Мк. 16: 9-20) имеется в древнем сирийском переводе Библии – так называемой Пешитте; в старолатинской Итале (обе созданы не позднее V века); в египетских, готских, армянских, эфиопских списках…

Более того, исследователи Ватиканского и Синайского кодексов обнаружили интересные подробности. В первой из этих рукописей на месте спорного фрагмента оставлена незаполненной целая колонка – уникальное явление для новозаветного раздела кодекса и, по мнению Глубоковского, «неоспоримый знак, что у копииста был еще материал, но он воздержался воспроизводить его». А в Синайском кодексе более половины колонки, где должна была бы располагаться концовка Евангелия от Марка, закрашено чернилами и киноварью. Всё это явные признаки того, что концовка была хорошо известна, но что-то вызывало у переписчиков сомнения в ее подлинности.

Знали и цитировали эту традиционную концовку такие церковные писатели, как Ириней Лионский (II век), Амвросий Медиоланский (IV век), Иоанн Златоуст (IV-V век) и многие другие. Словом, вопрос о подлинности или неподлинности этого фрагмента вовсе не однозначен.

Не может быть, чтобы апостол Петр не рассказывал Марку о явлениях воскресшего Господа. В книге Деяний святых апостолов мы не раз видим Петра, смело проповедующего, что Иисуса воскресил Бог, чему все мы свидетели (например, Деян. 2: 32; 3: 15).

Так может ли быть, чтобы Марк умолчал о самом главном свидетельстве в пользу христианской веры? Ведь его целью было убедить римлян – язычников, не склонных к легковерию, – в безусловной необходимости принять Христа как истинного Бога!

Но даже если мы усомнимся в подлинности этой концовки, нужно подчеркнуть: о воскресении Христовом – самой сердцевине нашей веры, без которой она, по слову апостола Павла, тщетна (1 Кор. 15: 17), – Марк упоминает в любом случае. И даже если концовка его Евангелия «дописана» кем-то другим, в основе ее – не вымысел, а правда: ведь то же самое (не дословно, но по сути) рассказывают евангелисты Матфей и Лука. Так что, подлинный ли это фрагмент или позднейшая вставка, оснований говорить о какой-то фальсификации или подмене благовестия у нас в любом случае нет.

Читайте также:

Погружение в Евангелие – Евангелие от Марка и толкование на него, подготовленные для чтения день за днем. Это чтение займет время дороги на работу, а если вы остались дома на карантине – может стать полезным способом себя занять.

Cвятой апостол и евангелист Марк — 8 мая день памяти

Cвятой апостол и евангелист Марк

Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51–52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6–12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62–63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 17 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (Мк. 13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (Мк. 13, 10; 16, 15).

Апостол от 70-ти Марк Евангелист , Александрийский, епископ

Дни памяти

17 января – Собор 70-ти апостолов

Житие

Краткое житие апостола и евангелиста Марка

Ро­дил­ся в Иеру­са­ли­ме, пле­мян­ник апо­сто­ла Вар­на­вы. В ночь крест­ных стра­да­ний Хри­ста он сле­до­вал за Ним (Мр.14:51-52). Уче­ник апо­сто­ла Пет­ра. Ос­но­вал Цер­ковь в Егип­те, был пер­вым епи­ско­пом в Алек­сан­дрии. Здесь по­ло­жил на­ча­ло хри­сти­ан­ско­му учи­ли­щу. С про­по­ве­дью Еван­ге­лия пу­те­ше­ство­вал в Ли­вии, Нек­то­по­ле, по­се­тил внут­рен­ние об­ла­сти Аф­ри­ки. По­се­тил апо­сто­ла Пав­ла в Ри­ме, где он на­хо­дил­ся в узах. По пре­да­нию, здесь апо­стол Марк на­пи­сал Еван­ге­лие для уве­ро­вав­ших языч­ни­ков.

Древ­ние цер­ков­ные пи­са­те­ли сви­де­тель­ству­ют, что Еван­ге­лие от Мар­ка яв­ля­ет­ся крат­кой за­пи­сью про­по­ве­ди и рас­ска­зов апо­сто­ла Пет­ра. Вер­нув­шись в Алек­сан­дрию, апо­стол укреп­лял ве­ру­ю­щих, про­ти­во­дей­ствуя языч­ни­кам, что воз­бу­ди­ло их нена­висть. Свя­той Марк, пред­ви­дя свой ко­нец, по­спе­шил оста­вить по­сле се­бя пре­ем­ни­ков – епи­ско­па Ана­нию и трех пре­сви­те­ров. Вско­ре языч­ни­ки на­па­ли на апо­сто­ла во вре­мя бо­го­слу­же­ния, из­би­ли его, про­во­лок­ли по ули­цам го­ро­да и бро­си­ли в тем­ни­цу. Но­чью ему явил­ся Спа­си­тель и во­оду­ше­вил его.

На­ут­ро тол­па языч­ни­ков сно­ва вар­вар­ски по­влек­ла апо­сто­ла Мар­ка в су­ди­ли­ще, но по до­ро­ге св. Еван­ге­лист скон­чал­ся со сло­ва­ми: «В ру­ки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой».

Полное житие апостола и евангелиста Марка

Свя­той апо­стол и Еван­ге­лист Марк, на­зы­ва­е­мый так­же Иоанн-Марк (Деян.12:12), апо­стол от 70-ти, пле­мян­ник апо­сто­ла Вар­на­вы (па­мять 11 июня), ро­дил­ся в Иеру­са­ли­ме. Дом его ма­те­ри Ма­рии при­мы­кал к Геф­си­ман­ско­му са­ду. Как го­во­рит цер­ков­ное пре­да­ние, в ночь Крест­ных стра­да­ний Хри­ста он сле­до­вал за Ним, за­вер­нув­шись в плащ, и убе­жал от схва­тив­ших его во­и­нов (Мк.14:51-52). По­сле Воз­не­се­ния Гос­под­ня дом ма­те­ри свя­то­го Мар­ка стал ме­стом мо­лит­вен­ных со­бра­ний хри­сти­ан и при­ста­ни­щем для неко­то­рых из апо­сто­лов (Деян.12:12).

Свя­той Марк был бли­жай­шим спо­движ­ни­ком апо­сто­лов Пет­ра, Пав­ла (об­щая па­мять 29 июня) и Вар­на­вы. Вме­сте с апо­сто­ла­ми Пав­лом и Вар­на­вой свя­той Марк был в Селев­кии, от­ту­да от­пра­вил­ся на ост­ров Кипр и про­шел его весь с во­сто­ка на за­пад. В го­ро­де Па­фе свя­той Марк был сви­де­те­лем то­го, как апо­стол Па­вел по­ра­зил сле­по­той волх­ва Ели­ма (Деян.13,6-12).

По­сле тру­дов с апо­сто­лом Пав­лом свя­той Марк вер­нул­ся в Иеру­са­лим, а за­тем вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром по­бы­вал в Ри­ме, от­ку­да по его по­ве­ле­нию от­пра­вил­ся в Еги­пет, где ос­но­вал Цер­ковь.

Во вре­мя вто­ро­го бла­го­вест­ни­че­ско­го пу­те­ше­ствия апо­сто­ла Пав­ла свя­той Марк встре­тил­ся с ним в Ан­тио­хии. От­ту­да он от­пра­вил­ся на про­по­ведь с апо­сто­лом Вар­на­вой на Кипр, а за­тем опять ушел в Еги­пет, где вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром ос­но­вал мно­го Церк­вей, в том чис­ле в Ва­ви­лоне. Из это­го го­ро­да апо­стол Петр на­пра­вил по­сла­ние ма­ло­азий­ским хри­сти­а­нам, в ко­то­ром с лю­бо­вью от­зы­вал­ся о свя­том Мар­ке, сво­ем ду­хов­ном сыне (1Пет.5,13).

Ко­гда апо­стол Па­вел на­хо­дил­ся в узах в Ри­ме, апо­стол Марк был в Ефе­се, где ка­фед­ру за­ни­мал свя­ти­тель Ти­мо­фей (па­мять 4 ян­ва­ря). Вме­сте с ним апо­стол Марк при­был в Рим. Там он и на­пи­сал свя­тое Еван­ге­лие (ок. 62–63).

Из Ри­ма свя­той Марк сно­ва уда­лил­ся в Еги­пет и в Алек­сан­дрии по­ло­жил на­ча­ло хри­сти­ан­ско­му учи­ли­щу, из ко­то­ро­го впо­след­ствии вы­шли та­кие зна­ме­ни­тые от­цы и учи­те­ли Церк­ви, как Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, свя­ти­тель Ди­о­ни­сий (5 ок­тяб­ря), свя­ти­тель Гри­го­рий Чу­до­тво­рец (па­мять 5 но­яб­ря) и дру­гие. Рев­нуя о устро­е­нии цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния, свя­той апо­стол Марк со­ста­вил чин ли­тур­гии для алек­сан­дрий­ских хри­сти­ан.

За­тем свя­той Марк с про­по­ве­дью Еван­ге­лия по­се­тил внут­рен­ние об­ла­сти Аф­ри­ки, был в Ли­вии, Нек­то­по­ле.

Во вре­мя этих пу­те­ше­ствий свя­той Марк по­лу­чил по­ве­ле­ние от Ду­ха Свя­то­го вновь ид­ти в Алек­сан­дрию для про­по­ве­ди и про­ти­во­дей­ствия языч­ни­кам. Там он по­се­лил­ся в до­ме са­пож­ни­ка Ана­нии, ко­то­ро­му ис­це­лил боль­ную ру­ку. Са­пож­ник с ра­до­стью при­нял свя­то­го апо­сто­ла, с ве­рой вни­мал его по­вест­во­ва­ни­ям о Хри­сте и при­нял Кре­ще­ние. Вслед за Ана­ни­ей кре­сти­лись мно­гие жи­те­ли той ча­сти го­ро­да, где он жил. Это воз­бу­ди­ло нена­висть языч­ни­ков, и они со­би­ра­лись убить свя­то­го Мар­ка. Узнав об этом, свя­той апо­стол по­ста­вил Ана­нию епи­ско­пом, а трех хри­сти­ан: Мал­ка, Са­ви­на и Кер­ди­на – пре­сви­те­ра­ми.

Языч­ни­ки на­па­ли на свя­то­го Мар­ка, ко­гда апо­стол со­вер­шал бо­го­слу­же­ние. Его из­би­ли, во­лок­ли по ули­цам го­ро­да и бро­си­ли в тем­ни­цу. Там свя­той Марк удо­сто­ил­ся ви­де­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый укре­пил его пе­ред стра­да­ни­я­ми. На сле­ду­ю­щий день разъ­ярен­ная тол­па сно­ва по­влек­ла свя­то­го апо­сто­ла по ули­цам го­ро­да на су­ди­ли­ще, но по до­ро­ге свя­той Марк скон­чал­ся со сло­ва­ми: “В ру­ки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой”.

Языч­ни­ки хо­те­ли сжечь те­ло свя­то­го апо­сто­ла. Но ко­гда раз­ве­ли ко­стер, все по­мерк­ло, раз­дал­ся гром и про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние. Языч­ни­ки в стра­хе раз­бе­жа­лись, а хри­сти­ане взя­ли те­ло свя­то­го апо­сто­ла и по­греб­ли его в ка­мен­ной гроб­ни­це. Это бы­ло 4 ап­ре­ля 63 го­да. Па­мять его Цер­ковь празд­ну­ет 25 ап­ре­ля.

Читайте также:  Параскева Пятница

В 310 го­ду над мо­ща­ми свя­то­го апо­сто­ла Мар­ка бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. В 820 го­ду, ко­гда в Егип­те уста­но­ви­лась власть ара­бов-ма­го­ме­тан и Хри­сти­ан­скую Цер­ковь тес­ни­ли ино­вер­ные, мо­щи свя­то­го пе­ре­нес­ли в Ве­не­цию и по­ста­ви­ли в хра­ме его име­ни.

В древ­ней ико­но­гра­фи­че­ской тра­ди­ции, усво­ив­шей свя­тым еван­ге­ли­стам сим­во­лы, за­им­ство­ван­ные из ви­де­ния свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва (Откр.4,7), свя­той еван­ге­лист Марк изо­бра­жа­ет­ся со львом – в озна­ме­но­ва­ние мо­гу­ще­ства и цар­ствен­но­го до­сто­ин­ства Хри­ста (Откр.5,5). Свя­той Марк пи­сал свое Еван­ге­лие для хри­сти­ан из языч­ни­ков, по­это­му он оста­нав­ли­ва­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но на ре­чах и де­лах Спа­си­те­ля, в ко­то­рых осо­бен­но про­яв­ля­ет­ся Его Бо­же­ствен­ное все­мо­гу­ще­ство. Мно­гие осо­бен­но­сти его по­вест­во­ва­ния мож­но объ­яс­нить бли­зо­стью его к апо­сто­лу Пет­ру. Все древ­ние пи­са­те­ли сви­де­тель­ству­ют, что Еван­ге­лие от Мар­ка яв­ля­ет­ся крат­кой за­пи­сью про­по­ве­ди и рас­ска­зов пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла. Од­ной из цен­траль­ных бо­го­слов­ских тем в Еван­ге­лии свя­то­го Мар­ка яв­ля­ет­ся те­ма си­лы Бо­жи­ей, со­вер­ша­ю­щей­ся в немо­щи че­ло­ве­че­ской, ибо Гос­подь де­ла­ет воз­мож­ным то, что у лю­дей невоз­мож­но. При дей­ствии Хри­ста (Мк.16,20) и Ду­ха Свя­то­го (Мк.13,11) уче­ни­ки его идут по все­му ми­ру и про­по­ве­ду­ют Еван­ге­лие всей тва­ри (Мк.13,10, 16,15).

МАРК, АПОСТОЛ

Апостол и евангелист Марк

Марк или Иоанн-Марк [1] (+ 63), апостол от 70, евангелист – автор Евангелия от Марка

Племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Апостол Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафосе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6-12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал апостол Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62-63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли знаменитые отцы и учители Церкви. Ревнуя о устроении церковного богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Апостол и евангелист Марк. Книжная миниатюра. Греция, X в.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Аниана, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял крещение. Вслед за Анианом крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Аниана епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: “В руки Твои, Господи, предаю дух мой”.

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года.

В 310 году над мощами апостола Марка была построена церковь. В 820 году мощи святого были перенесены в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5).

Молитвословия

Тропарь, глас 3 [3]

У верхо́внаго Петра́ научи́вся,/ апо́стол Христо́в был еси́/ и, я́ко со́лнце страна́м возсия́л еси́,/ Александри́ом удобре́ние быв, блаже́нне:/ тобо́ю Еги́пет от пре́лести свободи́ся,/ ева́нгельским твои́м уче́нием просве́щ вся,/ я́ко свет, столп церко́вный./ Сего́ ра́ди твою́ па́мять чту́ще, све́тло пра́зднуем,/ Ма́рко, Богогла́се,/ моли́ тобо́ю благовести́маго Бо́га,// да согреше́ний оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

С высоты́ прии́м благода́ть Ду́ха,/ ри́торская плете́ния разруши́л еси́, апо́столе,/ и, язы́ки вся улови́в, Ма́рко всесла́вне,/ твоему́ Влады́це приве́л еси́,// Боже́ственное пропове́дав Ева́нгелие.

  • Тропарь, глас 4, из греческой Минеи [4]

Петро́в спутеше́ственник/ и о́бщник свяще́нный,/ сло́ва служи́тель и прозорли́вец му́дрый/ яви́лся еси́, апо́столе./ Те́мже Спа́сово Благове́стие боже́ственное, Ма́рке, начерта́еши,/ я́ко таи́нник небе́сный.// Сего́ ра́ди, евангели́сте, тя любо́вию велича́ем.

Апостол Марк – юноша из Библии

Марк — один из семидесяти апостолов. Тех, которые проповедовали христианство в I веке. Биография евангелиста Марка насчитывает много путешествий, связанных с миссионерским трудом. О жизни святого известно из текстов Нового Завета и свидетельств древних писателей. Святой присутствовал при аресте Христа и воспоминания об этом перенесёт на страницы своего Евангелия.

Картина художника Валантен де Булонь «Апостол Марк», XVII век

Матфей, Лука, Марк, Иоанн — святые евангелисты, чьи книги вошли в Новый Завет. Проповедуя христианство, приняли мученическую смерть все, кроме Иоанна. Святой Матфей считается автором первого Евангелия.

Биография евангелиста Марка насчитывает много путешествий, связанных с миссионерским трудом. Апостол Лука был первым иконописцем. Святой Иоанн написал пять книг для Нового Завета.

Сын Павла и Марии, будущий апостол Марк, родился в Кирене (современная Ливия). Вскоре после его рождения семья перебралась в Иерусалим.При появлении на свет получил двойное имя Иоанн-Марк. Иоанн — еврейское имя, Марк – латинское.

Апостол происходил из рода священников, из колена Левина. Родился в состоятельной семье, что обеспечило святому хорошее образование. Он изучал иврит, греческий язык, латынь.

В Иерусалиме мама Марка, Мария, становится одной из первых последовательниц Иисуса Христа. В её доме собирались христиане, верующие в Него, поэтому Марк ещё юношей присоединился к общине Иисуса. Существует предание, что сама Тайная Вечеря происходила в доме у матери Марка.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. По преданию, она происходила в доме Марии, матери Марка

Позже, когда апостол напишет Евангелие, в рассказе об аресте Христа он упомянет одного молодого человека. По преданию, считается, что Марк описывает себя.

«Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них».

После вознесения Иисуса на небо, во времена гонения христиан, дом матери святого служил пристанищем и для некоторых апостолов. Стал он временным жильём и для апостола Петра, который впоследствии испытывал к Марку тёплые отеческие чувства и называл его в посланиях своих «сын мой». А Святой Варнава, доводившийся Марку родным дядей, познакомил племянника с апостолом Павлом.

Апостол Варнава, дядя и ближайший друг Святого Марка. Проповедовали вместе христианство несколько лет

В начале 40-х гг. Варнава берёт племянника в миссионерское путешествие, которое возглавляет апостол Павел. Вместе с ними Святой Марк был в Селевкии, затем пустился в путь на остров Крит. Его апостол прошёл весь с востока на запад. Оттуда он отправился в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром посетил Рим.

Апостол Пётр являлся учителем Марка. Во время миссионерства в Риме, Марк был ему переводчиком и помощником в становлении христианской общины

В Риме Пётр и Марк нашли уже существующую христианскую общину. Апостол Пётр своим словом и чудесами умножил римскую церковь, а Марк стал его правой рукой. Марк был переводчиком между Петром, который плохо говорил по-гречески, и его слушателями.

Святой Марк выполнял свою миссионерскую работу среди еврейской диаспоры в Риме, которая насчитывала около 45 тысяч человек.

Именно в Риме, по мнению многих, Марк написал Евангелие для язычников и уверовавших в Него. Церковные писатели того времени свидетельствуют, что Евангелие от Марка является записью рассказов Петра. Сам Пётр подтвердит точность и правдивость составленной Марком книги и одобрит её для чтения в церквях.

Евангелие от Марка, первая страница в рукописном варианте

По велению своего старшего друга и товарища, Марк отправился в Египет.

В Александрии святой основал церковь и стал первым епископом Александрийским. В этом городе апостол составил чин Литургии для христиан и фактически создал церковную иерархию. В Александрии он основал училище, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы церкви, как Григорий чудотворец, Климент Александрийский, святитель Дионисий и др.

Климент Александрийский получил образование в христианском училище, основанным Святым Марком

Литургия Святого Марка – классический образец александрийского богослужения. Благодаря своей краткости и чёткости, она была популярна во многих местах христианского мира до XII века. Затем её вытеснила Литургия византийского происхождения.

После того, как евангелист Марк основал фундаменты церкви, многие египтяне отошли от язычества и приняли христианство, что вызвало обеспокоенность Рима.

25 апреля 68 г. праздник Святой Пасхи совпал с торжеством в честь египетского бога Сераписа. В этот день язычники схватили Марка в храме во время богослужения, избили и бросили в темницу.

На следующий день на шее святого завязали верёвку, а другой конец привязали к быку. Целый день животное водили по улицам. Израненный Марк волочился за ним по земле. К вечеру все улицы города были в крови апостола. Потом его отвязали и посадили обратно в тюрьму.

Мученичество Святого Марка. Язычники связали Марка и таскали по улицам города в течение нескольких дней.

Ночью Марку явился Иисус и сказал, что тот завтра умрёт. С утра пытка повторилась. Бык тащил святого на верёвке, пока его голова не оторвалась от туловища. Потом христиане забрали тело Святого апостолаи его голову и похоронили. В IV веке н.э. над могилой Святого Марка построили церковь.

Евангелие Святого Марка

Марк, Лука, Матфей, Иоанн — святые евангелисты, чьи книги вошли в Новый Завет. Проповедуя христианство, приняли мученическую смерть все, кроме Иоанна.

Евангелисты. Слева направо сверху вниз: Матфей, Иоанн, Лука, Марк

Евангелие от Марка — вторая книга Нового Завета. Но некоторые современники считают, что Евангелие от Марка было создано первым из канонических Евангелий и стало основой для написания благой вести Луки и Матфея.

Святое Евангелие Марка является самым коротким из четырёх. Оно делится на 2 части и состоит из 16 глав. Было написано на греческом языке и в разговорном стиле. В первых восьми главах показаны истории чудес Христа, в доказательство, что он сын Божий.

По этой причине лев был выбран в качестве символа Святого Марка. Лев возвышается над другими животными, так же, как Иисус Христос представлен в Евангелии от Марка всемогущим и царственным.

Апостол Марк и его символ — царственный лев. Именно таким Марк описал Иисуса в своём Евангелии: всемогущим и всесильным.

Существует две версии места написания — Рим и Александрия.

Ещё в 200 г. Климент Александрийский заявил, что благая весть апостола написана в Риме. Имеется ряд факторов, которые подтверждают его слова:

  1. Марк — единственный евангелист, который использует несколько типичных римских слов по-гречески.
  2. Апостол использует латинские слова и выражения, которые употреблялись в Риме.
  3. В Евангелии от Марка нет подробностей иудейской жизни.
  4. Использует принятое в Риме времяисчисление.
  5. Евангелие написано по-гречески для обхвата наибольшей аудитории. В то время греческий язык считался международным.

В Евангелии от Марка больше внимания уделяется поступкам Христа, а не его речам.С особым чувством написано о воскрешении Христа и встрече с учениками в Галилее.

«Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.» (Мк.16:14-15)

Цели Евангелия от Марка:

  1. Доказательства, что Иисус Христос — сын Божий.
  2. Укрепление в вере новообращённых христиан и наставление их.
  3. Привлечение новых последователей к христианской вере.

Но также для первых поколений христиан важно было не только показать божественный уровень Христа, но и настоять на том, что это был человек, иначе его страдания смешны. Во второй части Евангелия Марк описывает слова Иисуса, объясняющие необходимость искупления грехов человеческих смертью на кресте.

Собор Святого Марка в Венеции

В 828 году в Египте правят арабы-мусульмане, которые разрушают христианские храмы для возведения мечетей. Венецианские купцы взяли на себя миссию спасти святые мощи от осквернения и перевезти их себе на родину. В Аквилее Марка особо почитали, как основателя христианской общины.

По преданию, купцы взяли священную реликвию, перенесли к себе на корабль и обложили свиными тушами. Мусульмане, проверявшие товар, побрезговали к ним притрагиваться. Так мощи святого были доставлены на Адриатику, в Собор Святого Марка. Раньше мощи святого хранились в нижней части храма, теперь покоятся в каменном саркофаге в алтаре собора.

С того времени апостол Марк и Венеция неразлучны. Лев Марка стал государственным символом Венеции, он украшает городской флаг.С того времени апостол Марк и Венеция неразлучны. Лев Марка стал государственным символом Венеции, он украшает городской флаг.

Флаг Венеции с символом Святого Марка — львом

День памяти святого православная и католическая церкви отмечают 25 апреля по восточному календарю.

Ссылка на основную публикацию