Свято-Успенский собор во Владимире, описание, святыни, расписание, адрес

Успенский собор во Владимире — режим работы 2020 и стоимость билетов, история и официальный сайт

Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

Отели Владимира рядом с Успенским собором

Стоимость билетов в Успенский собор Владимира в 2020 г.

В часы работы музея вход в Успенский собор платный и составляет:

  • Для взрослых — 150 рублей
  • Для детей до 16 лет — бесплатно
  • Для детей с 16 лет и студентов — 100 рублей
  • Фотосъемка в храме запрещена!

Если время Вашего визита приходится на часы работы музея, то настоятельно рекомендуем взять билеты с экскурсионным обслуживанием. Они лишь немного дороже, но посещение этой уникальной достопримечательности Владимира, содержащей в себе, например, фрески знаменитого Андрея Рублева, станет намного интереснее.

Деятельность прихода и расписание богослужений

Посещение собора разрешено с 7:00 до 20:00 ежедневно за исключением понедельника. Проводить экскурсии можно с 13:00 до 16:45.

Участникам групп следует помнить о соблюдении некоторых правил при посещении церкви:

  • нельзя брать с собой собак;
  • нельзя вести разговоры по мобильному телефону;
  • запрещается курить и употреблять нецензурную лексику.


Богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе

Богослужения совершаются в здании храма и в часовне, куда привезли афонскую икону «Достойно Есть». Перед ней с понедельника по субботу проводятся службы в 11:00. По воскресеньям — в 12:00. В это время читается Акафист и освящается вода.

Из истории

В 1157 году при князе Суздальском, Владимирском и Ростовском Андрее Боголюбском город Владимир-на-Клязьме стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.

Покровительницей Руси всегда считалась Богоматерь, поэтому в центре Владимира Андрей Боголюбский решил возвести храм, посвященный Успению Богородицы.

Князь мечтал, чтобы Владимир по своему могуществу и богатству превзошел «матерь русских городов» — Киев и для возведения главного храма он пригласил мастеров со всего света. В город приехали архитекторы и иконописцы, ювелиры и золотильщики из Киева и Галича, Греции и Германии.

Первый камень в основание храма был заложен в 1158 году, в 1160 году строительство было закончено, а в следующем году была выполнена его роспись.

Когда со строения сняли леса, народ ахнул от изумления – на Руси еще никогда не было такой церкви. Как писал летописец, князь Андрей «украсил ее различными изделиями из золота и серебра», «драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями», а три «больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней…»

Как добраться до монастыря

Монастырь находится в поселке Боголюбово Суздальского района Владимирской области.

Как добраться

Доехать до обители несложно.

  1. До Владимира на поезде с Курского вокзала. Этот путь занимает от полутора часов до двух с половиной. Оттуда на местных маршрутах от Владимирского хлебозавода до Боголюбово.
  2. На автобусе — со Щелковского вокзала.
  3. На автомобиле — по трассе М7 мимо Владимира и далее по указателям Нижний Новгород – Боголюбово.

Удобно начать путешествие по Святым местам из Владимира.

  1. На электричке до Вязников и Коврова. Ехать всего 4 остановки. Далее от вокзала — пешком.
  2. На автобусе. Несколько маршрутов идут мимо центра на Соборную площадь примерно каждые полчаса.

Где остановиться

Есть возможность остановиться в самом монастыре – в гостинице (там же можно и пообедать в трапезной) или во Владимире, где найдутся отели на любой вкус и кошелек. Нужно помнить, что Боголюбово пользуется большой популярностью у туристов и паломников, и лучше забронировать номера заранее.

Успенский собор при Андрее Боголюбском

Успенский собор по своим размерам не уступал Киевской Софии, его высота составила 32,3 метра (высота Софийского собора – 29 метров) и в нем одновременно могли находиться до 2000 человек.

Это был пятиглавый храм, построенный из белого известняка. Впервые в русском зодчестве на его фасадах были изображены львиные и женские маски, а также рельефные композиции:

  • Три отрока в печи огненной
  • Сорок мучеников севастийских
  • Вознесение Александра Македонского на небо.

Центральная глава была покрыта «червонным золотом», а во всем наружном облике и во внутреннем оформлении ощущалась устремленность вверх.

Главному храму Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский пожертвовал огромные земельные владения и десятую часть княжеских доходов.

Прихожане входили в храм через порталы, двери которых были украшены золотом. Пол напоминал сверкающий ковер, выполненный из медных и цветных майоликовых плит.

Внутреннее убранство также блистало золотой отделкой, майоликой и росписью. Чувство радости, торжества и волнения испытывали прихожане во время службы — драгоценная утварь храма отражала блеск свечей, а над их головами, на хорах стоял князь и его окружение.

Описание архитектуры

Здание собора выполнено из белого тесаного камня. На крыше возвышается пять позолоченных куполов с ажурными коваными крестами. Помещение является пятизальным, пространственное решение представляет собой квадрат, образовавшийся благодаря пристроенным галереям. На пересечение стен — аркатурный колончатый пояс. Простенки между колоннами украшены фресками.


Иконостас Свято-Успенского собора

Молельня декорирована скульптурами в виде животных и людей. Проход в хоры храма пролегает через лестничную башню, примыкающую к западному пряслу. Внешнюю лаконичность гладких стен разбавляют рельефы, перенесенные со стен святилища Андрея Боголюбского. На юго-западной стороне собора расположены фигуры святых Артемия и Авраамия, стоящие на заиконостасных столпах.

Входные двери изготовлены из дерева с накладными декоративными элементами. Иконостас в стиле «елизаветинского барокко» с резными деталями и позолотой установили еще во второй половине XVIII века. Колокольня в классическом стиле с псевдоготическими нотами возвышается более чем на 70 метров.

Перестройка Успенского собора

Уже через 15 лет после возведения храма в 1185 году при князе Всеволоде III Успенский собор серьезно пострадал от пожара – сгорели все деревянные конструкции, а стены были сильно повреждены. На этот раз на восстановление и перестройку храма не стали приглашать иностранных специалистов, все работы выполнялись русскими мастерами.

К храму Боголюбского строители пристроили боковые галереи так, что старое сооружение оказалось как бы внутри нового большого собора. Увеличилась алтарная часть, а по углам были установлены четыре малые главы. Храм стал пятинефным и более вместительным, его ширина составила 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров. Теперь в нем могли находиться до четырех тысяч человек.

В ходе строительных работ убранство храма было не только восстановлено, но и стало более дорогим и красочным.

В феврале 1238 года во время нашествия монголо-татарского ига и взятия Владимира многие прихожане, княжеская семья и митрополит Митрофан укрылись в храме. Воины Батыя обложили церковь хворостом и подожгли ее, в результате укрывшиеся здесь владимирцы погибли от дыма и огня. Все реликвии и утварь храма были похищены.

Только к концу XIII века Успенский собор был восстановлен. В это же время с юго-западной его стороны пристроен придел Святого Пантелеймона (не существующий ныне).

В 1410 году полчища Орды вновь напали на город, они не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.

Согласно легенде, главные реликвии собора и драгоценности были надежно укрыты в тайнике внутри храма. Монголо-татары пытали священника Патрикия, но тот не выдал тайну хранения реликвий.

В 1536 году Успенский собор во Владимире вновь пострадал от пожара.

Фрески Успенского собора

Первая роспись была выполнена в 1161 году, но от нее сохранился лишь небольшой фрагмент, это два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент и фигуры пророков со свитками в руках.

После пожара 1185 года роспись выполняется заново. От этих фресок, написанных в 1189 году, до наших дней дошло лишь несколько фрагментов.

В 1237 году, за год до монголо-татарского нашествия, живопись храма была вновь обновлена, но после грабежа, разорения и пожара большая часть фресок погибла.

После этих трагических событий почти два столетия Успенский собор стоял в запустении. В 1408 году храм был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В западной части легендарные московские мастера выполнили роспись композиции «Страшного суда», от которой до нашего времени сохранились отдельные изображения.

Фрески храма, созданные Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным, являются главной ценностью Успенского собора. Кроме того, великие мастера написали иконы, составлявшие единый ансамбль с фресками храма.

Для справки: иконостас Успенского собора во Владимире состоял из икон деисусного, праздничного и пророческого рядов. Это был один из самых больших дошедших до нас иконостасов, соответствующий размерам храма. Так, деисусные иконы имеют высоту 3,14 метров.

В 1773-1774 годах старый иконостас из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был разобран и вывезен в село Васильевское в Ивановскую область, а позже иконы были переданы в Русский музей и Третьяковскую галерею, где в настоящее время их можно увидеть.

Для Успенского собора в конце XVIII века был создан новый иконостас, который сохранился до настоящего времени.

С тех пор Успенский собор еще несколько раз горел и подвергался разорению и, как следствие, состояние росписей стало плачевным. Поэтому в XVII веке патриарх московский Иосиф, родившийся во Владимире, послал мастеров для обновления живописи.

Большинство же дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Дальнейшая история

В 1810 году рядом с собором была построена стройная четырёхъярусная колокольня с высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту владимирского архитектора Николая Артлебена между колокольней и Успенским собором был сооружен Георгиевский придел, переходящий с севера в нижний ярус колокольни.

В 1888-1891 годах проведена научная реставрация Успенского собора, вернувшая ему первоначальный вид. Во многих местах была заменена облицовка стен, проведено восстановление утраченных на фасадах рельефов.

Современное состояние

В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года, по решению священноначалия, сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спас-Преображенского монастыря; возникло 2 монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и ещё девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Завершена реставрация росписи, с 2002 года изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

Официальный сайт Успенского собора во Владимире

Храм находится в совместном ведении:

  • Русской православной церкви: sobor33.ru
  • Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru

В создание Успенского собора неизвестные мастера XII века вложили всю свою любовь и талант. Храм прошел через погромы и пожары, много раз восстанавливался, он овеян гением великих мастеров, среди которых Андрей Рублев и Даниил Черный.

Успенский собор является памятником архитектуры мирового значения. В настоящее время он находится в совместном ведении Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, это одна из главных достопримечательностей Владимира. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт и работает как государственный музей.

Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород)

Свя́то-Ю́рьев монасты́рь — один из древнейших монастырей России. Основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. В прошлом — духовный центр Новгородской республики, ныне — действующий мужской монастырь Русской Православной Церкви. Находится в 5 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. При монастыре действует трапезная и гостиница.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Строения монастыря
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику
  • 10 Ссылки

История

По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.

Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

В 1125 году Мстислав наследовал престол киевский. Уже став великим князем, он женился на дочери новгородского посадника. В 1130 году он наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, написанная на пергаменте от лица Мстислава и его сына Всеволода, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится в Новгородском музее. При реставрации монастыря в 1990-е годы была обнаружена надпись на штукатурке (в бытовой графике) о посещении Мстиславом Великим (в крещении Феодором) на свои именины Юрьева монастыря: «Конязь былъ на Феодорово дьне Мстиславо».

Стены Юрьева монастыря впервые упоминаются в летописи 1333 года.

В XII—XIII веках монастырь стал государственным монастырём Новгородской республики, а её глава — новгородский архимандрит — главой городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных феодалов.

После секуляризации монастырских вотчин в 1770-х монастырь потерял значительную часть своих владений и пришёл в запустение.

В 1822 году во главе обители стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся благосклонностью Александра I. Ему также благоволила графиня Анна Орлова-Чесменская (дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), одна из богатейших помещиц России. Иждивением последней в монастыре начались обширные реставрационно-строительные работы. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году была построена колокольня по проекту архитектора Карла Росси.

В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьеве действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставался только один храм — Крестовоздвиженский. В начале 1930-х какое-то время богослужения велись в одном из помещений Архимандритского корпуса. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом им. Свердлова.

Читайте также:  Житие святых бессребреников Кира и Иоанна

Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части, и части прибалтийских коллаборационистов, в частности батальон литовской полиции вермахта. В эти годы здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям.

После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.

25 декабря 1991 года комплекс зданий монастыря был передан в ведение Новгородской епархии. В 1995 году была создана монашеская община.

В настоящее время богослужение совершается в 4-х храмах монастыря: Георгиевский собор, Крестовоздвиженский собор, Спасский собор (храм Рождества Христова), и церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина.

В 2005 году Священный Синод, по прошению архиепископа Новгородского Льва, благословил открытие в монастыре духовного училища, с назначением архиепископа Льва его ректором.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий.

В монастыре совершаются ежедневные богослужения. Для паломников действует трапезная и гостиница.

При монастыре действует Духовная семинария.

Строения монастыря

  • Георгиевский собор

Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей. Строительство собора продолжалось 11 лет. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца Новгородским епископом Иоанном.

Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году — принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Юрьевич Шемяка.

В 1820-30-е годы была проведена реставрация собора, в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века (оригинальная фресковая живопись (фрагменты святительского чина) сохранилась только на откосах окон и в верхней части лестничной башни, где располагалась небольшая церковь). Собор был полностью расписан заново. В 1898 году новые фрески были сбиты в ходе очередных ремонтных работ. В 1902 году отреставрированный собор был освящён архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием.

В 1929 году Юрьев монастырь был закрыт, богослужения в Георгиевском соборе были прекращены. Собор и монастырь были возвращены Русской православной церкви в 1991 году, с этого периода в Георгиевском соборе проходят богослужения.

В 2014 году под полом собора были обнаружены сбитые при архимандрите Фотии фрагменты фресковой живописи XII века., в том числе с древними граффити (о смерти архиепископа Антония (Добрыни Ядрейковича) в 1232 году, сыновей князя Ярослава Владимировича в 1198 году и о пожаре Троицкой церкви в 1160 году), начались работы по сбору фрагментов и реконструкции фресок.

  • Крестовоздвиженский собор

Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня находится на северо-восточном углу монастыря. Собор выстроен в 1823 году при архимандрите Фотии, на остатках безымянной, выгоревшей в 1810 году церкви, строительство которой было произведено в 1761 году.

Имеет 5 глав синего цвета, на которых размещены 208 восьмиконечных звёзд. После закрытия монастыря большевиками храм со временем утратил настенную роспись, и в настоящее время не имеет таковой. Внутренние стены окрашены в белый цвет. В советские годы в соборе располагались поочерёдно музей, почтовое отделение, склад, в 1990-91г. картинная галерея местных художников. Летом 2004 года были заменены деревянные каркасы и металлическая обшивка всех пяти куполов и крестов. Собор имеет систему отопления и используется для регулярных богослужений как в летнее, так и в зимнее время.

  • Спасский собор

Расположен к северо-западу от Георгиевского собора, с севера и юга к нему вплотную примыкают крылья Архимандритского корпуса.

В 1763 году в нескольких метрах западнее Георгиевского собора была построена каменная церковь Александра Невского и его брата Федора. Заказчик храма — архимандрит монастыря Иоанникий I. В 1823 году эта церковь сгорела во время сильного пожара. В 1823—1824 гг. на фундаменте старой церкви, с использованием старой кладки, был построен Спасский собор. Заказчик храма — архимандрит Фотий. Собор был построен с двумя приделами: Святой Анны и Фотия и Аникиты. В 1830 году по проекту новгородского губернского архитектора с западной стороны к собору пристраивается паперть. В 1836 году в подвальном этаже собора устраивается церковь Похвалы Богородицы. Позже в ней были погребены архимандрит Фотий и благотворительница монастыря Анна Орлова-Чесменская. В 1841 году с юга пристроен придел Всех Святых, который непосредственно примкнул к приделу Святой Анны. В 1848—1849 годах собор обновляется. В 1850 году с севера пристроен еще один придел — Алексия Митрополита Московского, примкнувший к приделу Фотия и Аникиты. Заказчик построек архимандрит монастыря Мануил.

В 1936 году при историке архитектуры, археологе М. К. Каргере были разобраны купола и барабаны, как погашающие доминанту облика монастыря – Георгиевский собор.

Также собор пострадал в годы Великой Отечественной войны. Восстанавливался в 1954—56 годах. В 2004-07 годах заново отстроены барабаны и восстановлены купола с крестами.

Памятник представляет собой рядовое здание XIX века, решенное в формах провинциального классицизма. Интерес могут вызвать планировка и характер сводчатых перекрытий.

  • Колокольня

Представляет собой четырёхъярусную постройку высотой 52 метра. Воздвигнута в 1838—41 годы архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Строительство велось после смерти архимандрита Фотия, финансировала работы графиня Анна Орлова. Колокольня имеет заметную несоразмерность частей. На этот счёт существует легенда, согласно которой Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, дабы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском кремле.

Раньше на колокольне (в круглой нише верхнего яруса) располагались часы. Время отбивали 17 связанных с ними колоколов (третий ярус). Ниже висели ещё 15 колоколов. Самый большой монастырский колокол звался «Неопалимая купина» и весил 2100 пудов (33,6 тонны). Второй по величине — «Крест» — 1140 пудов (18,2 тонны). В 2002—03 зимний сезон на верхнем ярусе колокольни были установлены антенны мобильной связи. Последняя масштабная реставрация прошла в 2009 году.

  • Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Монастырь нередко страдал от пожаров и по повелению архимандрита Фотия в 1828 году была заложена эта церковь в честь указанной иконы, считающейся в православии охранительницей от пожаров. Войти в церковь возможно только через коридор «Южного» корпуса, минуя кельи насельников. Церковь имеет отопление, но в настоящее время используется для служб только в праздничные дни и молебнов насельников. В отличие от паломников массовому туристу доступ в эту часть монастыря закрыт.

  • Церковь Архангела Михаила

Располагается в юго-восточной башне ограды монастыря. Сама башня постройки 1760 года. Церковь устроена в 1831 году при архимандрите Фотии. В ходе боёв за Новгород в 1941-44 годах была полностью разрушена. В 1950-х годах восстановлена форма здания. В 2010—13 годах восстановлены барабан и купол храма. Восстановление внутреннего убранства ожидается.

Юрьев монастырь в Великом Новгороде

кладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях…

Юрьевский монастырь в Великом Новгороде представляет собой один их наиболее старинных русских монастырей, который в прошлом являлся духовным сердцем в Новгородской республике, а на сегодняшний день – он считается действующей для мужчин обителью Русской Христианской Церкви. Находится же храм в 5 км от Новгородского областного центра и располагается неподалеку от озера Ильмень на берегах реки Волхов. Также следует отметить, что до 1918 г. храм носил статут 1-классной общины.

Описание

Белые стены монастыря далеко видны над синими водами реки Волхов, а неподалеку раскинулось и озеро Ильмень. Даже сегодня, когда комплекс Юрьева монастыря до конца не отремонтирован и не отреставрирован, но его сооружения смотрятся грандиозно. На территории обители располагается несколько корпусов и высится большая колокольня. Большинство зданий отделано в стиле классицизма и представляют собой традиционные русские храмы.

Георгиевский собор

Он стал центральным собором всего монастыря, а строительство его началось в 1119 году по инициативе князя Мстислава I и под руководством мастера того времени Петра. Руке мастера, по преданию, принадлежит и строительство церкви Благовещения, а также Николо-Дворищенского собора. Храм Св. Георгия строили в течение 11 лет и только летом 1130 года он был освящен. Поскольку это был самое большое строение на территории монастыря, собор стал некрополем для новгородских знатных людей и русских князей.

В 1820-е годы собор был отреставрирован, но при этом пострадали его фрески, датируемые XII веком — они сохранились лишь частично. Во время реставрации оформление собора было проведено заново. В 1902 году отремонтированное здание вновь было освящено.

С приходом большевиков и советской власти в соборе были остановлены богослужения, его сильно повредили военные действия и восстановили лишь в 1951–1952 гг. Сегодня в нем продолжаются работы по восстановлению, хотя богослужения уже активно проводятся.

Крестовоздвиженский собор

Строительство нового собора проходило под руководством архимандрита Фотия и было поистине масштабным. Новый собор имел белые традиционные стены снаружи и внутри, и яркие синие купола со звездами. Главу храма видно издалека, а при ближайшем рассмотрении становится ясно, что украшали их с любовью. Всего на главах насчитывается 208 восьмиконечных звезд.

С приходом советской власти здание было определено вначале под музей, затем почту и склад. В начале 90-х годов тут располагалась галерея местных мастеров-живописцев. Только в 19991 году здание вернулось под руководство РПЦ и началась масштабная реконструкция — в 2004 году деревянные каркасы сменились металлическими, обновилась обшивка глав, система отопления была налажена. Сегодня в соборе проходят службы каждое воскресенье.

Спасский собор

Первая церковь, которая стала затем Спасским собором, была воздвигнута в 1763 году по заказу архимандрита Иоанникия I. Однако через 60 лет произошел сильный пожар, полностью уничтоживший строение. На фундаменте сгоревшего здания был воздвигнут Спасский собор по заказу того же архимандрита Фотия.

Храм имеет четыре придела, которые достраивались на протяжении 100 лет и паперть, которую также построили гораздо позже основного здания (только в 1830 году). Тем не менее общий стиль здания был сохранен, и он величественно сегодня смотрится как цельный комплекс, чему поспособствовали неоднократные реставрации. зданию пристроили паперть, а в 1836 году на цокольном этаже разместилась церковь Похвалы Богородицы. Именно в ней были захоронены тела Фотия и благодетельницы Анны Орловой-Чесменской.

При советской власти здание не использовалось по назначению и было несколько демонтировано — разобрали его купола и барабаны, чтобы они не затмевали главную церковь обители, Георгиевский собор. Здание серьезно пострадало в 1941-1945 годы и было частично восстановлено в 1950-х годах. Только после возвращения собора в РПЦ были отстроены заново купола и храм стал иметь прежний величественный вид.

Мелкие постройки

На территории внимание привлекает колокольня — она датируется 1841 годом воздвижения и имеет 4 яруса и высоту в 52 м. Ее части заметно различаются по параметрам — по легенде Николай I лично внес правки в уже готовый проект так, чтобы итоговое здание не стало выше или лучше колокольни в Кремле. Наверху колокольни ранее были часы с 17 колоколами, которые отбивали время. Самый большой из них весил 33,6 тонны — это был колокол «Неопалимая купина». Сегодня на ее вершине не только купола, но и вышка мобильной связи.

Две церкви на территории обители построены не отдельно, но стали частью больших зданий. Одна из них — это храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Она была заложена как просьба к Богу о защите монастыря от пожаров, поскольку именно от огня он несколько раз полностью сгорал. В 1828 году была заложена церковь, но войти в нее можно только из Южного корпуса.

Внимание! Сегодня там проводят службы для насельников и в праздники. Туристы не могут самостоятельно посетить эти помещения.

Второй храм — это церковь Архистратига Михаила, которая находится в башне с юго-восточной части стены. Башню возвели как часть ограды в 1760 году, а церковь там устроили в 1831 году. Реставрации тут впервые произошла в 2010-2013 гг.

Святыни и праздники

Особенные торжественные богослужения проводятся 4 раза в год, за исключением великих христианских праздников — Рождества, Крещения и Пасхи. Престольные праздники обители приходятся на следующие даты:

Георгий Победоносец — день памяти 6 мая.Воздвижение — 27 сентября.День памяти образа «Неопалимая Купина» — 17 сентября.День памяти Михаила Архистратига — 19 сентября и 21 ноября.

Паломники могут приехать в один из праздников, чтобы присутствовать на торжественном богослужении. Но и в обычные дни в обители можно приобщиться к святыням, которые там хранятся:

Икона свт. Георгия и Богородицы «Неопалимая Купина».Мощи священномученика Феоктиста Новгородского и княгини Феодосии Владимирской.Плащаница Д. Шемяки, вышитая золотом.

До революции в обители хранился кусок скалы, на которой была прикована знатная девица — именно ее спас великомученик Георгий. Там же в ризнице сохранялась и драгоценное блюдо, подарок от князя Всеволода-Гавриила. Но после революции эти святыни были утеряны или украдены.

На заметку! На территории расположен большой некрополь, в котором упокоены многие знатные люди Новгорода. Среди них и Анна Алексеевна Орлова-Чесменская — графиня, которая выступала покровительницей монастыря.

Постройки

Целый ансамбль из соборов и храмов составляет Юрьев монастырь (Великий Новгород). Фото карты монастыря висит при входе. Ознакомиться с нею может любой желающий. В состав монастыря входят:

Георгиевский собор, являющийся главным храмом.Крестовоздвиженский собор – прекрасная церковь с синими куполами, украшенными золотыми звездами.Спасский собор.Колокольня, которая в высоту достигает 52 метра, является визитной карточкой.Каменная беседка, где ранее находился освященный источник воды.Старинная ветряная мельница, относится к музею «Витославлицы».

Мужской Свято-Юрьев монастырь, краткая история

Сам храм был основан в 1030 г., который согласно преданьям, был заложен Ярославом Мудрым (при обряде крещения получившего имя Георгий с произнесением на русском языке как Юрий), то бишь именно этот факт и послужил названием для будущей обители.

В летописях же первое упоминание об общине было еще в 1119 г., так несколько столетий была именуемой как Лавра и среди других святынь была первой по значимости. В 15-м же веке обитель представляла собой крупнейшим и зажиточнейшим православным феодалом. В 20-м веке (где-то 20-30 гг.) церковная община была закрыта, а в последствии разграблена.

Также не обошла стороной обитель и Вторая мировая война, где во время боевых действий находились военные части испанско-немецких захватчиков. В послевоенные годы храм стал местом для проживания многих людей, при этом на его территории были расположены здания техникума, музея, почты, магазины и не только. Окончательным возвращением обители Русской христианской церкви состоялось в 1991 г.

Читайте также:  Утреннее правило молитвы в православии

Юрьев монастырь

Монастырь Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев (Юрий-диалектная форма имени Георгий, широко распространенная в древнерусском языке), принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской Епархии, но всей России. Он был основан в 1030 году сыном равноапостольного крестителя Руси, православным русским князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий и глубоко чтил своего небесного покровителя, во имя святого воина-мученика он создал монастыри в Киеве и Новгороде. С начальных времен христианизации Руси и на всем протяжении ее истории св. Георгий становится бесконечно почитаемым заступником Отечества и русского княжеского дома.

Построенный князем Ярославом на берегу Волхова у самых его истоков монастырь первоначально был деревянным, как и его соборная церковь св. Георгия. В 1119 году повелением еще одного выдающегося русского военачальника и правителя св. благоверного князя Мстислава Великого был заложен каменный храм. Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава Всеволода, княжившего тогда в Новгороде. Князь Всеволод-Гавриил остался в памяти народа не только как великий воин, но как великий храмоздатель, построивший многие церкви, в том числе кафедральный Троицкий собор во Пскове, где и был погребен в 1138 году. Церковное почитание князя сложилось уже в конце XII века, после обретения нетленными его мощей. Память о святом князе Всеволоде, веками жившая в Юрьевском монастыре, отразилась в посвящении ему престола храма, не сохранившегося до наших дней.

Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры, неповторимо прекрасный храм отразил самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии, они строили не здание, но образ Церкви в ее вселенском значении. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному. Внутренне убранство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, “палати” по-славянски, здесь же, на хорах, располагалось два придела – Благовещения Пречистой и святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Незадолго до освящения собора, около 1030 года, стены его были расписаны; к сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только небольшие фрагменты орнаментальных украшений оконных откосов в основном объеме собора и роспись маленького храма, находящегося в северо-западной башне.

Положение Юрьева монастыря в Новгородской епархии было исключительным, основанная русскими князьями обитель на протяжении веков почиталась первой по значению среди новгородских монастырей, именовалась даже Юрьевской Лаврой. С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в соборе были похоронены два сына князя Ярослава Владимировича – Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав. В июне 1233 года в соборе был погрбен яный князь Феодор Ярославич, старший брат святого благоверного князя Александра Невского. Смерть постигла четырнадцатилетнего Феодора внезапно, молодому князю уготован был на земле удел воина и защитника Отечества, но иначе судил Бог, Русь защитил Он рукою брата его Александра, в лице Феодора народ обрел воина и заступника небесного. Через одиннадцать лет, 5 мая 1224 года, умерла мать Феодора и Александра княгиня Феодосия Мстиславна, перед смертью она приняла иночество в Юрьевом монастыре под именем Ефросиния, княгиню похоронили у южной стены собора, подле могилы старшего сына.

В 1611-17 годах монастырь претерпел жестокое разорение от шведских интервентов, но в эти страшные годы шведского пленения в обители промыслом Божиим совершилось знаменательное для Новгорода и России явление – обретение мощей святого благоверного князя Феодора Ярославича. В 1614 году охваченные безудержной жаждой наживы шведские солдаты принялись раскапывать могилы в поисках кладов. Вскрыв одно из погребений в Георгиевском соборе, они обнаружили в нем нетленные останки святого князя, вытащив его из могилы, они поставили его к стене, неразрушенное тело стояло как живой человек.

В послереволюционные годы Юрьев монастырь разделил участь всех русских обителей, крестный путь Церкви. В 1922 году изъятие церковных ценностей носило характер бессовестного разграбления монастыря, были переплавлены снятые с икон ризы, серебряная рака св. Феоктиста, богослужебные сосуды. Лишь малая часть ценностей стала достоянием российских музейных собраний. Через несколько лет, в 1929 году, монастырь был окончательно закрыт, уцелевшая братия разогнана. Разорение монастыря довершилось в 1935 году, при архитектурной реставрации Георгиевского собора по странным и необдуманным соображениям эстетического порядка был уничтожен семиярусный иконостас.

Юрьев монастырь был возвращен Русской Православной Церкви 25 декабря 1991 года, Новгородская епархия получила достаточно обветшавшие храмы и постройки обители, в которой не осталось ни единой иконы, не говоря уж об убранстве церквей, и грандиозные проблемы по сохранению и поддержанию древнего монастыря. С 1995 года в Юрьеве была возобновлена монашеская обитель. Молитвами и трудами священноархимандрита Георгиевского монастыря высокопреосвященнейшего Льва, Архиепископа Новгородского и Старорусского, немногочисленной пока братии и приезжающих жить и работать помощников монастырь возрождается, совершается богослужение по монастырскому уставу, постепенно восстанавливаются храмы, пишутся иконы, устраивается монастырское хозяйство.

НОВГОРОДСКИЙ ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ

Новгородский Юрьев монастырь

Новгородский мужской монастырь во имя великомученика Георгия (Юрьев) Новгородской епархии, один из древнейших монастырей в России

Стоит при истоке Волхова из озера Ильмень.

Древний расцвет

По преданию обитель заложил благоверный великий князь Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, в 1030 году. Им же построена была деревянная церковь во имя великомученика Георгия. С первых лет своего существования монастырь выступает как один из крупнейших центров новгородской церковной и политической жизни.

Обитель стала крупнейшей из монастырей Новгородской земли и именовалась лаврой. Монастырь владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность. В 1119 году благоверный князь Всеволод Мстиславич, совместно с игуменом Кириаком заложил каменную соборную церковь, уступающую по своим масштабам только Софийскому собору среди всех Новгородских храмов. В 1130 году собор был освящен, а князь Мстислав наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями – жалованная грамота об этом являлась на начало XXI века старейшим из сохранившихся русских юридических документов.

С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но и русских князей, новгородских посадников, и некоторых святителей. Не позднее 1226 года известно наименование настоятелей обители архимандритами. Юрьевский архимандрит именовался “архимандритом Новгородским” и считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа, главой городских магистратов. В первой половине XIV века в обители настоятельствовал будущий Новгородский святитель Моисей, в те же годы монастырь был окружен стеной. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных собственников.

Благодаря покровительству великих князей, а потом и царей, монастырь неизменно быстро оправлялся и благоустраивался несмотря на различные бедствия и вражеские нашествия.

Синодальный период

После секуляризации церковных земель в 1764 году Юрьев монастырь потерял бо́льшую часть своих владений. При этом, его значение видно из того что он был определён третьим среди первоклассных монастырей России.

В январе 1786 года в монастырь, в Георгиевский собор, были перенесены мощи святого архиепископа Новгородского Феоктиста из находящегося неподалеку упраздненного Благовещенского монастыря.

За многовековую историю Юрьев монастырь особенно часто страдал от пожаров. Очередной пожар известен в 1810 году.

Новый подъём древней обители произошел в начале XIX века, благодаря архимандриту Фотию (Спасскому), который снискал особое уважение императора Александра I. Духовной дочерью отца Фотия была графиня Анна Орлова-Чесменская обладавшая огромным состоянием. Когда в 1822 году отец Фотий был назначен в Юрьев монастырь, он нашёл братию в большой бедности, постройки – многие деревянные – в ветхости. Пожар в 1822 или 1823 году усугубил трудности. Но графиня оказала архимандриту всемерное содействие в осуществлении его планов. На её богатые вклады в обители развернулось обширное строительство. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничной церковью Неопалимой Купины. В 1841 году была построена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси. Внутренне убранство храмов также было обновлено с небывалой роскошью. В ризнице монастыря находилось много богато убранных церковных облачений, сосудов, крестов, ковчегов и другой утвари, принесенной в дар от царей, императоров, патриархов и именитых благотворителей, много древних грамот, большое количество рукописных и старопечатных книг, а также памятников старины.

25 декабря 1833 года Синодом было разрешено всем настоятелям Юрьева монастыря иметь жезл с сулком.

Вновь ремонтные работы в монастыре проводились в конце XIX-начале XX века. При монастыре имелась бесплатная гостиница для богомольцев, больница и богадельня.

Хотя новая слава монастыря в Синодальный период связана с именем архимандрита Фотия, за эти годы в обители настоятельствовали еще три прославленных подвижника – святители Павел (Конюскевич) и Филарет (Дроздов), а также священномученик Иувеналий (Масловский).

Юрьев монастырь. Фото ок. сер. XX в. Фото с сайта монастыря georg.orthodoxy.ru

Новейшее время

15 декабря 1921 года пришла телеграмма от Троцкого об экспроприации имущественных ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьевом монастыре ещё действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставалась только одна, а в 1929 году монастырь был закрыт. В 1920-1930-х годах монастырь был разорён и ограблен. Во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди оставшиеся без крова.

25 декабря 1991 года, благодаря усилиям епископа Новгородского Льва, Юрьев монастырь возвратили Церкви. В то время на территории жили несколько семей, располагалось СПТУ, общежитие и мастерские художников. Храмы монастыря стояли без иконостасов, на Спасском соборе были разрушены купола, в корпусах произведена перепланировка, монастырский сад стоял запущенным, вся территория была завалена мусором. Обитель была вновь учреждена Синодальным решением от 2 октября 1993 года. За короткий срок был отремонтирован Северный корпус с Крестовоздвиженским собором и в обители снова стала совершатся Божественная литургия. Затем пошёл ремонт Орловского корпуса и Южного братского корпуса с Неопалимовской церковью. В качестве скита Юрьева монастыря начала возрождаться Перынская обитель. При обители в 2004 году открылось Новгородское духовное училище и начато было восстановление обезглавленного Спасского собора. С 2009 года в монастыре начались масштабные ремонтно-реставрационные работы.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Храмы, архитектура

Георгиевский собор

Соборный храм во имя великомученика Георгия Победоносца был заложен в 1119 году повелением благоверного князя Мстислава Великого. Сам Мстислав Владимирович в это время находился в Киеве, поэтому попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава, благоверного князя Всеволода-Гаврила. Строителем собора стал мастер Петр – первый известный по имени русский зодчий.

Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало назначение главной церкви монастыря одновременно княжеским храмом. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, на которых располагалось два придела – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя святых Бориса и Глеба. Незадолго до освящения собора, около 1130, года стены его были расписаны. 12 июля 1130 года новый огромный собор был освящен при Новгородском епископе Иоанне и игумене Исаие.

В 1830-е годы при архимандрите Фотии в монастыре были проведены значительные работы, при которых особое внимание уделялось Георгиевскому собору. В то время древние фрески XII века были почти полностью сбиты со стен, фрагменты древних изображений послужили материалом для подсыпки при планировке территории обители, частично же были выброшены. Стены собора расписали заново. Тогда же был выполнен роскошный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. В состав иконостаса, наряду с новыми, вошли и древнейшие иконы Георгиевского собора. Иконы с почтением одели в драгоценные серебряные позолоченные ризы, сверкавшие множеством драгоценных камней. Мраморный престол покрывала серебренная риза под бронзовой сенью; в соборе были повешены огромные паникадила. В алтаре на горнем месте вместо святительской кафедры стояло стальное кресло, принадлежавшее императору Петру I. Даром графини Орловой был образок Знамения Божьей Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами.

В 1898 году в Георгиевском соборе вновь начались ремонтные работы. Фотиевская живопись была сбита и заменена новой, более соответствующей по представлениям своего времени древнему интерьеру соборного храма Юрьевской обители. Для росписи пригласили артель одного из самых известных тогда в России иконописцев М. Н. Сафонова. В 1902 году Георгиевский собор после поновления освятил архиепископ Новгородский Гурий.

При реставрационных работах 1931-1935 годов многочисленные разновременные пристройки вокруг собора были разобраны, и облик собора был приближен к первоначальному.

Каменный трехкупольный собор считается одним из самых замечательных творений древнерусской архитектуры. Сохраняя верность византийской и киевской традиции, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри и снаружи. Высота его стен ныне достигает 20 метров, а при постройке была более чем на метр выше. Кровля четырехскатная, но при постройке имел покрытие позакомарное, повторяющее форму сводов. Древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только фрески маленького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей в лестничной башне и небольшие фрагменты орнаментального украшения оконных откосов в основном объеме собора.

Крестовоздвиженский собор

Храм в честь Воздвижения Креста Господня находится на северовосточном углу обители, в составе Северного корпуса, и сторонами северной и восточной выдаётся за черту монастырских зданий.

В 1760 году здесь была построена каменная церковь с деревянным осмериком. Она оставалась неосвященной до 1810 года, когда пожар уничтожил все деревянные строения. На оставшемся основании церкви усердием архимандрита Фотия в 1823 году был сооружен, а в 1826 году – освящен новый Воздвиженский храм. До захвата власти большевиками собор, как и другие храмы обители, имел богатое убранство с крашеными стенами и с сюжетной росписью. Можно отметить крест над царскими вратами из самшита, обделанный перламутром. Этот крест был пожалован императором Александром I, которому он был прислан со Святой Горы Афон. На стенах висели иконы, замечательные по древности.

В советское время в храме был устроен клуб, затем почта. В 1970-е и 1980-е годы здесь располагался музей, а в подцерковном помещении – картинная галерея. С начала 1990-х годов в храме возобновилось Богослужение и в начале XXI века он был основным монастырским храмом.

Каменный пятиглавый храм квадратный в плане с просторными нижними помещениями и купольным объёмом посередине. Покрытие куполов со времени постройки до настоящего времени сохраняет “золотые” звезды на синем фоне. Размеры храма в длину и ширину ок. 20 м, в высоту – ок. 30 м.

Неопалимовский храм

Находится посередине Южного корпуса, который был предназначен для проживания больных и престарелых монахов. Храм в честь иконы Божией матери “Неопалимая Купина”, к которой молятся об избавлении от пожаров, был возведен в связи с частыми пожарами от которых страдала обитель. Церковь была заложена 4 сентября 1828 года и освящена 20 августа 1831 года.

Старанием благодетеля и братией монастыря в начале 1990-х годов, церковь отремонтирована и в ней началось богослужение. На начало XXI века церковь была основным местом для чтения братского правила и восхваления образа Пресвятой Богородицы.

Величиной церковь в длину, в ширину и высоту до главы по 10 м.

Рождественский училищный храм и колокольня Юрьева монастыря. Фото 8 февраля 2011 г., с официального сайта Новгородской епархии vn-eparhia.ru

Рождественский (Спасский) училищный храм

Храм в честь Рождества Христова был построен в 1820-30-х годах. Упоминается действующим на 8 февраля 2011 года.

Прочие корпуса и храмы

В 1820-1830-х годах были также построены Западный корпус с церковью Всех Святых и восточный Орловский корпус с кельями для братии.

В предреволюционный период в составе монастырских храмов упоминаются также:

  • церковь во имя святителя митрополита Алексия Московского с приделом во имя святого Гавриила Псковского
  • церковь во имя Архистратига Михаила
  • церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы

Колокольня

Была построена в 1841 году по проекту знаменитого архитектора Карла Росси. По преданию она задумывалась выше Московской колокольни Ивана Великого, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус.

Стены

Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году, когда они “. поставлены были на 40 сажень с заборолами, при архимандрите Лаврентии.”

Настоятели

  • Кириак (упом. 1119 – 1128)
  • Исаия (1128 – 1134)
  • ? Иона (ок. 1138)
  • Дионисий (1158 – 1194)
  • Савватий (1194 – 16 апреля 1226)
  • Савва, Грек (1226 – 15 марта 1230)
  • Арсений (1230 – ?)
  • Варлаам (? – 1270)
  • Иоанн (1270 – 1274)
  • Кирилл (1295 – 1310)
  • Свт. Моисей (? – 1325)
  • Лаврентий (упом. 1333)
  • Иосиф (1337 – 1345)
  • Никифор 1352.
  • Савва (упом. 1375, 76; 1- 29 июля 1377)
  • Давид (1386)
  • Парфений (1398)
  • Варлаам (1408; 1410 – 1419)
  • Харитон 1420
  • Мисаил 1449.
  • Григорий 1460.
  • Феодосий 1476.
  • Кассиан (1499 – декабрь 1504)
  • Иона I (1517 – 1523)
  • Силуан (2 октября 1530 – ?)
  • Гурий (? – 15 сентября 1539)
  • Кассиан (? – 1551)
  • Иларион (1551 – 1553)
  • Геннадий (Межов) (1554 – 1558)
  • Варфоломей (23 июля 1558 – 1564)
  • Леонид (15 ноября 1567 – 1568/1570)
  • Феоктист (сентябрь 1571 – август 1572)
  • Александр (? – 1576)
  • Мисаил (январь 1580 – 1589)
  • Иоаким (1589 – 1599)
  • Никандр (1606 – 1618)
  • Дионисий (1618 – 1632)
  • Иона II (1632 – 1633)
  • Герасим (Путников/Куница) (январь 1634 – 1635)
  • Нифонт (7 марта 1635 – 1639)
  • Иларион (1640 – 1660)
  • Феодосий (1661 – 23 мая 1667)
  • Парфений (1666 – 1672)
  • Симеон (1672 – 1676)
  • Иов (6 июня 1676 – 1701)
  • Сильвестр (Холмский-Волынец) (1701 – 23 октября 1704)
  • Гавриил (Домецкий) (декабрь 1704 – август 1708)
  • Исаак (август и октябрь 1708)
  • Аарон (Еропкин) (27 декабря 1708 – 1723)
  • Андроник (1723 – 1725)
  • Маркелл (Радышевский) (27 сентября 1725 – 1726)
  • Аарон (Еропкин), 2 раз (9 января 1728 – 1730)
  • Андроник, 2 раз (20 января 1731 – 4 сентября 1734)
  • Иосиф (Хвабулов) (август 1734 – 9 октября 1740)
  • Гавриил (Воронов) (18 октября 1740 – 24 января 1741)
  • Маркелл (Радышевский), 2 раз (24 января 1741 – 1742)
  • Свт. Павел (Конюскевич) (23 июля 1743 – 1758)
  • Иоасаф (Хотунцевский) (31 мая 1758 – 29 апреля 1759)
  • Иоанникий (Святковский-Зверев) (1 мая 1759 – 3 июня 1768)
  • Иоанникий (Микрицкий) (25 августа 1768 – 17 мая 1775) [1]
  • Виктор (Онисимов) (8 мая 1775 – 3 июля 1782)
  • Арсений (Бузановский) (26 мая 1782 – 1785)
  • Свт. Афанасий (Волховский) (13 ноября 1785 – 1788)
  • Ириней (Клементьевский) (30 июня 1788 – 1792)
  • Иакинф (Карпинский) (27 июня 1792 – 18 апреля 1795)
  • Гервасий (Линцевский) (6 мая 1795 – 1796)
  • Арсений (Тодорский) (21 июня – 15 августа 1796)
  • Иоанн (Островский) (25 августа 1796 – 10 сентября 1797)
  • Амвросий (Келембет) (17 сентября 1797 – 13 ноября 1799)
  • Михаил (Десницкий) (6 декабря 1799 – 20 июля 1802)
  • Амвросий (Протасов) (4 июня 1802 – 1804)
  • Парфений (Петров) (12 января 1804 – 1809)
  • Сергий (Крылов-Платонов) (27 января 1810 – 1811)
  • Амвросий (Орнатский) (1811 – 1812)
  • Свт. Филарет (Дроздов) (27 марта 1812 – март 1816)
  • Владимир (Ужинский) (10 марта – 11 мая 1819)
  • Дамаскин (Россов) (27 мая – 14 декабря 1819)
  • Анатолий (Ставицкий) (8 февраля 1820 – 21 августа 1822)
  • Фотий (Спасский) (1822 – 26 февраля 1838)
  • Мануил (Соловьев) (1 мая 1838 – 8 февраля 1857)
  • Варлаам (Денисов) (22 марта 1857 – 21 августа 1860)
  • Геронтий (Артюховский) (1860 – 1865)
  • Герман (Осецкий) (3 марта 1866 – 1867)
  • Иоаким (1869)
  • .
  • Иоанникий (Дьячков) (1905 – 1907)
  • Иосиф (Петровых) (1907 – 27 февраля 1909)
  • Анатолий (Юнгер) (27 февраля 1909 – 23 октября 1910)
  • сщмч. Иувеналий (Масловский) (23 октября 1910 – 1914)
  • Никодим (Воскресенский) (26 августа 1914 – 1922)
  • Сергий (Васильев) (1922 – ?)
    • 1929-1991 – закрыт
    • с 1991 – настоятелями-священноархимандритами являются владыки Новгородские
  • Феодор (Тараскин) (17 июля 1996 – 19 апреля 2000)
    • Арсений (Перевалов) (с 2008 – упом. 10 января 2011) и.о.

Святыни

  • мощи свт. Феоктиста Новгородского – принесены в 1786 году, хранились в серебряной раке в Георгиевском соборе
  • кусок скалы, к которой была прикована царевна которую спас вмч. Георгий – до революции хранилась в ризнице вместе с блюдом, дарованным святым князем Всеволодом-Гавриилом
  • вышитая золотом плащаница князя Димитрия Шемяки

Некрополь

В Георгиевском соборе были погребены:

  • Изяслав Ярославич (+ 1198) княжич, сын князя Ярослава Владимировича
  • Ростислав Ярославич (+ 1198) княжич, сын князя Ярослава Владимировича
  • Мирошка Нездинич (+ 1203) новгородский посадник
  • Дмитро Мирошкинич (+ 1207) сын посадника Мирошки
  • Блгв. кн. Феодор Ярославич (+ 1233) – впоследствии мощи перенесены в Софийский собор
  • Св. кн. Феодосия Мстиславна, в монашестве Евфросиния (+ 1234) мать святых кнн. Феодора и Александра Ярославичей, у южной стены собора

В храме Похвалы Пресвятой Богородицы были погребены:

  • Фотий (Спасский) (+ 1838) архим. Юрьевский
  • Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (+ 1848) графиня-благотворительница

Литература

  • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне, СПб., Сойкин П. П., 1994 (репр. изд. 1910).
  • Каргер, М. К., Новгород Великий: Архитектурные памятники, Ленинград, Москва, 1966.
  • Соловьева, Мария, “Воспоминание о Юрьевом монастыре,” Московский Церковный вестник, 1994, № 10(107), 3.

Свято-Юрьев монастырь

Автобус№ 7,7А остановка “Юрьевский монастырь”

Там, где речка Волхов стекает с озера Ильменского, в далёком 1030 году основал князь Ярослав Мудрый святую обитель. Так как крёстное имя его было Георгий, то назвали её Свято-Юрьевской (Георгий и Юрий разные диалекты одного имени). Так гласят легенды, а в летописных документах первое упоминание о нём датируется 1119 годом. Это один из самых древних монастырей земли русской.

Расположен он недалеко от града Великого Новгорода, в пяти километрах к югу на берегу речки в живописном месте. В былые времена являлся он центром духовным для новгородцев, сейчас — самый крупный в области монастырь. До 1918 года он считался третьим из пятнадцати первоклассных монастырей России.

В первом варианте постройки обители были срублены деревянными, в том числе и главная церковь в честь Святого Георгия, которую построил основатель. Другой богоугодный князь Мстислав дал указ в 1119 году заложить на монастырской территории храм из камня. Искусный умелец Пётр воздвигнул великолепный собор — Георгиевский. По своим масштабам он уступал только Софии Новгородской.

Когда Мстиславу перешёл по наследству киевский престол, и он взял в жёны дочку посадника новгородского, то заимел в своём распоряжении огромные земельные владения. Он щедро наделил Юрьев Монастырь большими угодьями. Документ об этом сохранился в музее Новгорода. Он представляет собой тщательно выписанную на старом листе грамоту, жалованную от имени Светлейшего и сына его. Это самый древний оставшийся юридический документ ушедшей эпохи. В помещении на стенке в одном месте кто-то из монастырских жителей того времени оставил надпись о посещении храма Мстиславом в свои именины. Это было выявлено при реставрационных работах только в 1990 году.

Монастырские стены были сооружены в 1333 году. Это можно прочить в летописных документах: «…на 40 сажень с заборолами…». Он постепенно становится монастырём государственного значения, его глава — юрьевский архимандрит являлся вторым духовным лицом в Великом Новгороде. К концу 15-го века монастырь превратился в крупнейшего церковного феодала. При Екатерине Второй начался процесс уничтожения монастырских вотчин. В это трудное время обитель божья теряет часть своих богатств и владений.

В 1822 на должность главы вступает новый архимандрит Фотий. И, благодаря ему, у монастыря появляются новые благотворители в лице Александра Первого и графини Анны Орлово-Чесменской. Ей досталось в наследство очень большое состояние. Работы по строительству и реставрации закипели с новой силой. Были воздвигнуты собор Спасский, церкви Всех Святых и Неопалимой Купины, здание храма Воздвижения Креста, колокольня и многое другое. Проектировал колокольню известный зодчий Карло Росси

В 20-х годах 20-го века всё монастырское имущество подвергли экспроприации. Сначала оставалось шесть действующих храмов, потом действовал один. В начал 30-х службы ещё проводились в помещении Архимандритского корпуса. В конце концов, монастырь был распущен и обворован. В 1932 году в комплексе построек расположили дом для инвалидов.

В период военных действий монастырь оказался в оккупированной зоне. Здесь располагались различные военные подразделения врага. Кроме немецких солдат были испанские вояки, батальон литовской полиции вермахта… Некоторые постройки монастыря сильно разрушились.

После окончания войны, уцелевшие здания использовались под различные нужды. Здесь жили люди, которые не имели своего жилья, работали почта, музей, образовательное учреждение, магазин для продовольственных товаров, художественный салон.

В 90-х годах все здания бывшего монастыря передали Новгородской епархии. Началось восстановление обители. В 1995 организовали мужскую монашескую общину. В 2005 году здесь открыли духовное училище. Сейчас на территории ведутся службы в четырёх храмах. Пострадавшие здания и корпуса с божьей помощью ремонтируются.

Постройки Юрьева Монастыря:

  • Георгиевский собор
  • Крестовоздвиженский собор
  • Спасский собор
  • Колокольня
  • Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
  • Церковь Архангела Михаила

Свято-Юрьев мужской монастырь, г. Великий Новгород

Официальный приходской сайт

Контактная информация

  • Тип монастыря: мужской
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): Утреннее богослужение – 07.00. Вечернее богослужение – 17.45. Воскресные и праздничные дни Всенощное бдение – 16-45, Литургия – 10.00
  • Наместник: и.о. наместника – иеромонах Арсений (Перевалов)
  • Престольные праздники: 06.05 – день памяти вмч. Георгия Победоносца
  • Краткая историческая справка: Свято-Юрьев мужской монастырь, самый крупный из новгородских монастырей. По преданию, обитель при истоке Волхова из озера Ильмень, заложил князь Ярослав Мудрый ( во святом крещении Георгий) в 1030 году. Им же построена была деревянная церковь во имя Св. Великомученика Георгия. Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей, и именовалась лаврою. Монастырь владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность. Юрьевский архимандрит считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа. В 1119 году Св. благоверный князь Всеволод Мстиславович, совместно с игуменом Кириаком заложил каменную соборную церковь, уступающую по своим масштабам только Софии Новгородской. Георгиевский собор-одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры, созданное выдающимся зодчим средневековой России, мастером Петром. Несмотря на византийские и киевские традиции в архитектуре, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма совершенно нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри и снаружи, хотя высота его стен достигает 20 метров. Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году, когда они”. поставлены были на 40 сажень с заборолами, при архимандрите Лаврентии”По указу императрицы Екатерины II “О секуляризации церковных земель” Юрьев монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России причисленных к 1 классу. Новое возрождение древней обители начинается в начале 19 века, и связанно с именем архимандрита Фотия(Спасского), чья глубокая вера, благочестие и деятельный характер, вызывали уважение в самых высоких кругах, в том числе и у императора Александра I. Духовной дочерью отца Фотия была графиня Анна Орлова(единственная дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), обладавшая огромным состоянием.

Когда в 1822 году о.Фотий был назначен в Юрьев монастырь, графиня оказала ему всемерное содействие в осуществлении его планов. На её богатые вклады в обители началось обширное строительство. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых,Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины.В 1841 году была построена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, по преданию она задумывалась выше колокольни Ивана Великого в Москве, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус. Сам архимандрит Фотий вел очень строгую жизнь, отказываясь от чая и кофе, выпивая только стакан горячей воды. С наступлением поста, он строго выполнял обет безмолвия, все распоряжения делались письменно, а все время о.Фотий проводил в церкви почти без пищи. С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Мраморный престол покрывала серебренная риза под бронзовой сенью. Храмовая икона св.Георгия 12 века была покрыта драгоценною ризою украшенную драгоценными камнями. Даром графини Орловой был образок Знамения Божьей Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами.

В 20-30-е годы монастырь разделил судьбу всей Православной Церкви в России, он был закрыт и разграблен, во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди оставшиеся без крова. Только в 1991 г. благодаря усилиям архиепископа Льва, Юрьев монастырь возвратили Церкви, и с этого времени жизнь в обители начала возрождаться.

Ссылка на основную публикацию