Свято-Троицкий собор в Пскове: история, святыни, расписание, где находится

ПСКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ СОБОР

Псковский Троицкий собор

Собор в честь Троицы Живоначальной г. Пскова, кафедральный собор Псковской епархии

Первый Троицкий собор во Пскове был построен из дерева по велению равноапостольной княгини Ольги в середине X века:

Второй собор возвел в камне в XII в. Всеволод-Гавриил, первый князь Пскова. Облик этого храма приблизительно можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком соборе (Всеволод-Гавриил писан в рост, держащим на ладони модель храма).

Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года (освящен 30 января 1368 года), сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Реконструкция собора говорит о 25 (!) его престолах (с храмами Довмонтова города), одноглавии мощного храма и 32 (!) скатах его перекрытия.

Во время большого пожара 1609 года в соборе почти все погорело, но огонь совершенно не тронул раки с мощами Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея. В 1623 году в соборе поставлен вновь созданный дубовый Ольгин крест, вместо сгоревшего в пожаре 1609 года точно такого же креста равноапостольной княгини Ольги.

Нынешний Троицкий собор, четвертый по счету, был заложен в 1682 году на том же месте, где стояли предыдущие храмы. Строительство было завершено в 1699 году.

Храм двухэтажный. На северной и южной стенах расположены окна. В соборе были первоначально приделы благоверного князя Александра Невского и благоверного князя Гавриила Псковского, который освящен 8 апреля 1703 года. При архиепископе Симоне (Тодорском) в подклете собора устроен придел в честь равноапостольной княгини Ольги. Этот придел уничтожен пожаром в 1770 году.

Иконостас в главном храме семиярусный, резной, позолоченный, выполнен в конце XVII – начале XVIII веков. Верхние ярусы выполнены в конце XVIII – начале XIX веков. В 1759 году печерский монах Иасон «поправил» и вновь позолотил его.

Одновременно с храмом, отдельно от него, построена колокольня. Её основой является стоявшая здесь крепостная башня. Основу колокольни строили псковские мастера. Она перестроена в конце XVIII – начале XIX веков. Верхняя часть колокольни была деревянной, после пожаров 1770 и 1778 годов перестроена в кирпиче. Часы на башне впервые были установлены в XVIII веке, в настоящее время на башне часы немецкой работы, установлены в 1884 году.

В 1770 году для укрепления стен здания после пожара построены контрфорсы.

В XVII-XVIII веках подклет Троицкого собора стал усыпальницей псковских архиереев.

После завершения в 1836 году строительства теплого Благовещенского собора богослужения в Троицком соборе совершались только летом.

22 августа 1852 года открыт позолоченный центральный купол собора. Позолота производилась на средства, собранные среди псковичей по подписке, значительную сумму внес городской голова. В 1856 году вновь позолочен иконостас, обновлены иконы придельной церкви святого Александра Невского.

При входе в собор вместо деревянной в 1891 году построена каменная сторожка, здесь в ночное время находились сторожа собора. В 1894-1895 годах собор был снаружи оштукатурен. 22 апреля 1901 года состоялось полное освящение Троицкого собора, отремонтированного на средства Синода и собственные.

Церковно-приходского попечительства, приходской школы при Троицком соборе не было, поскольку не было прихода. Имелась богадельня на 9 человек при приписной церкви святых Жен-мироносиц.

В марте 1922 года началась кампания по изъятию церковных ценностей. Комиссия по изъятию ценностей дважды не могла попасть в Троицкий собор, их появление встречало возмущение и бурные протесты верующих. Только когда «комиссии удалось незаметно проникнуть в собор, изъятие всё же было произведено».

4 октября 1922 года в Троицком соборе проходил епархиальный съезд псковского духовенства. На съезд прибыли 80 человек. Обновленцы рассчитывали утвердить новую редакцию устава, которая позволила бы им захватить власть в епархии, устранить верных патриарху Тихону священников, однако их надежды рухнули, Псковская епархия осталась верна патриарху.

Уже в 1923 году собор оказался в рукахобновленцев. Согласно документам, управлял собором церковно-приходской совет, а сам собор назывался «Городским». Известно, что «обновленцам» не удалось увлечь за собой верующих. Об этом свидетельствует и письмо совета собора от 15 сентября 1924 года в губернский страховой отдел: «Ввиду несостоятельности совета из-за весьма скудных материальных средств, на которые едва-едва производятся расчеты с причтом, сторожами и острыми нуждами собора» он «категорически отказывается от уплаты за страховку», просил «снять с собора страховку на всё будущее время». В свою очередь, губернский страховой отдел 22 сентября 1924 года сообщал губернскому исполкому, что, «несмотря на все принятые меры, причитающиеся платежи по страховому сбору . внесены в срок не были». Псковский губернский исполком 13 ноября 1924 года принял постановление о расторжении договора «с группой верующих, пользующихся Троицким собором», причина – «неисполнение группой верующих заключенного договора». Собор передан другому обновленческому составу церковно-приходского совета собора.

На заседании Псковского окружного исполкома от 15 декабря 1935 года заслушано ходатайство церковной двадцатки о закрытии Троицкого собора. Ходатайство решено было удовлетворить, «здание собора передать в ведение музея для организации филиала музея (антирелигиозного)». В 1938 году в соборе был открыт антирелигиозный музей. В соборе установили маятник Фуко, кощунственно выставили мощи святых.

В годы Великой Отечественной войны немцы разрешили Псковской Православной миссии открытие собора. Троицкий собор стал первым храмом, открытым старанием митрополита Сергия (Воскресенского) на Псковской земле. Службы шли каждый день утром и вечером, и храм всегда был полон народа. Провозгласив на оккупированной земле «религиозную свободу», фашисты надеялись, что открываемые храмы станут центрами антисоветской пропаганды. Но храмы стали центрами возрождения русского национального самосознания, православия.

1 января 1942 года в качестве пропаганды оккупанты организовали передачу собору Тихвинской иконы Божией Матери, спасенной из горящего храма в Тихвине. Однако протоиерей Георгий Бенигсен в присутствии немецкого командования в своей проповеди говорил о подвиге Александра Невского, освободившего Псков и Новгород от захватчиков. В пасхальную ночь 1943 года собор был переполнен молящимися, среди которых было много молодёжи. Службу возглавил экзарх митрополит Сергий, своей проповедью он вызвал у собравшихся слёзы умиления и радости. Эта служба транслировалась по радио. 21 ноября 1943 года состоялся грандиозный крестный ход с мощами Святого Всеволода-Гавриила, участники крестного хода несли чудотворную икону Божией Матери, хоругви, кресты.

При отступлении фашисты заминировали Троицкий собор. Мины-сюрпризы они установили даже у Царских врат. При разминировании собора погибли сапёры, был поврежден нижний ярус иконостаса. Взрыв мин, установленных в других частях собора, сапёрам удалось предотвратить.

После войны необходимые ремонтно-реставрационные работы в соборе проведены на церковные средства под руководством Юрия Павловича Спегальского. В официальных отчетах особо подчеркивалось, что «В плане работ на 1946 год Троицкий собор не числился».

Впервые после 1917 года в Троицком соборе встречали 23 июля 1946 года патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Многочисленные толпы народа с цветами пришли приветствовать Патриарха. Патриарх освятил вновь открытый в годы войны собор.

Директор краеведческого музея в докладной записке в областной комитет КПСС от 18 апреля 1962 года предлагал вновь превратить храм в музей под названием «Дом научно-технической пропаганды». Предлагалось вернуть в собор маятник Фуко, «оставив иконостас, оставить на месте мощи, оборудовать планетарий, создать выставочный зал». Однако закрыть собор советские власти не решились, собор оставался действующим.

В 1980-е годы вновь освящен придел святого Серафима Саровского, всё убранство придела выполнено по проекту архитектора С.П. Михайлова. Утраченная к этому времени часть изразцов снаружи восполнена петербургскими керамистами Е. Перлом и В. Цивиным.

В настоящее время кроме главного храма в соборе три придела: Казанской иконы Божией Матери, благоверного князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского. Южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери освящен после уничтожения в 1960 году Казанской церкви. В этот придел перенесено все имущество Казанской церкви. Трехъярусный иконостас перенесен из церкви в с. Кунесть.

Псковский Троицкий кремлёвский собор

Архитектура

Собор построен в общерусских московских традициях: это многоярусный (72 метра), шестистолпный, пятиглавый храм, с тремя высокими апсидами, двумя приделами, галереями, подцерковьем (с храмом св. Серафима Саровского). Архитектурное решение достаточно строго: четкий объем храма, беленые стены, немного декора (в стиле «нарышкинского барокко» и яркие пятна псковских поливных изразцов — в первом ярусе). Несмотря на перестройки в XVIII веке (крыльцо, контрфорсы, закладка галерей) и ремонт конца XIX века, собор сохранил первоначальное решение.

Колокольня построена на месте древней башни «на Радчине всходе» Квадратная в плане, многоэтажная, завершена ярусными пролетами звона, декоративным ярусом башенных часов и шпилем с крестом. Верхние ярусы надстроены в XVIII-XIX вв.

Троицкий собор вместе с колокольней имеет значение центрального, заглавного элемента, высотной доминанты в градостроительной структуре Пскова, он остается действующим кафедральным собором Псковской епархии.

Настоятели

  • Михаил Кунинский (XIX в.)
  • Михаил Лавровский (1 октября 1895 – не ранее 29 июня 1917) [1]
  • Сергий Ефимов (ноябрь 1941 – апрель 1942)
  • Николай Жунда (декабрь 1943 – февраль 1944)
    • Иоанн Преображенский (1946 – июль 1948), и/о, настоятель Псковской Казанской церкви [2]
  • Владимир Благовещенский (1 сентября 1948 – 10 октября 1951)
  • Геннадий (Высокоостровский) (1952 – 1955)
  • Гавриил (Стеблюченко) (22 января 1972 – 7 апреля 1975)
  • Иоанн Муханов (1996 [3] – 22 мая 2018 [4])
  • Фома (Демчук) (22 мая – 14 июля 2018)

Святыни

Замечательны многие иконы, в том числе: «Святая Троица», Чирская икона Божией Матери и прославленная Псково-Покровская икона Божией Матери, возвращенная на родину из Германии. Мощи псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта, юродивого Николы Саллоса и других — хранятся в раке. В соборе и вокруг него — захоронения великих «мужей пскович».

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Свято троицкий собор в Саратове

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Свято-Троицкий кафедральный собор в Саратове является памятником архитектуры конца семнадцатого начала восемнадцатого столетия. Это старейшее здание в городе стиля московского барокко. Летописные сведения отмечают факт посещения храма Петром Первым. В те времена храм окружал лес, и государь ходил в него по утрам.

История

Саратов был возведен первоначально как крепость в конце шестнадцатого столетия московскими стрельцами. Изначально строение церкви в Саратове было деревянной конструкции, которое полностью сгорело в конце семнадцатого столетия. Существует предположение, что зодчим был крепостной графа Голицына. На его месте православные христиане решили построить строение из камня, которое без существенных потерь простояло до двадцатого столетия.

Стихии причиняли ущерб собору, появились трещины и его хотели разобрать. Но купец Устинов на собственные средства отремонтировал здание, укрепил стены контрфорсами и соединил колокольню и собор в единое целое. До этого строение колокольни находилось отдельно. После этого храм еще несколько раз страдал от пожаров. В начале девятнадцатого столетия его восстановили.

В тридцатые годы прошлого века здание передали краеведческому музею. В начале Великой отечественной войны здание передали общине верующих, в конце сороковых годов оно вернулось в лоно православной церкви.

Долгое время на колокольне находилась пожарная вышка, а в конце восьмидесятых годов храм приобрел четыре колокола, которые огласили свой звон на весь город. Только 2007 году начались ремонтные и реставрационные работы. Отреставрировали и позолотили купола и кресты, провели ремонт верхней части колокольни, отреставрировали кирпичную кладку, восстановили декор, осуществили штукатурные работы, нанесли грунтовка и покраску.

Архитектура

Троицкий собор построен в духе нарышкинского барочного стиля. Это строение корабельного вида: полукруглое, с алтарным выступом. В центре Восьмерик, устремляется ввысь, как бы ведет за собой четверик, роскошь и грациозность вида растет с высотой.

За несколько лет было проведено полное восстановление фасадов и возвращен его исторический внешний вид. Заново были оформлены детали храмового украшения: обрамления, перекладины, были покрыты позолотой купола. Внесена новая цветовая композиция, заменена кровля и выступающие стороны парадного фасада перекладин и контрфорсов собора на медный материал. Полностью заменены галерейные узоры, восстановлено мозаичное напольное покрытие и сооружена новая ограда.

Три года проводился капремонт внутреннего помещения, его расширили за счет углубления пола. Изображения шестидесятых годов двадцатого столетия не представляли ценностей и были удалены. Иконописцами Палехской мастерской были расписаны стены. Росписи на сводах, стенах, оконных проемах выполненные в духе семнадцатого века, позволили приблизить строение к архитектурному стилю и придают собору неописуемую красоту.

Расписание богослужений Троицкого собора в Саратове

В православном храме службы проводятся ежедневно:

  • с понедельника по субботу песнопение в 08:00;
  • в воскресенья и праздничные дни песнопение в 07:00, в 09:00;
  • ежедневные вечерние службы в 17:00, дежурный священный служитель находится в здании с 08:00 до 15:00;
  • читаются акафисты: по средам Иисусу Христу, по воскресным дням Богоматери.

Уникальную святыню Троицкого собора представляет икона Нерукотворного образа Спасителя, которую привезли московские стрельцы основатели города.

Адрес Свято-Троицкого собора: Саратов, улица Московская, дом 6, музейная площадь.

Троицкий собор Саратов

Содержание:

Троицкий собор Саратова стоит уже более 3 веков. История храма начинается с основания самого города. У каменного собора было как минимум два деревянных предшественника. Может быть, и больше — ранняя история Саратова и его соборного храма довольно туманна.

Полное название — Собор во имя Живоначальной Троицы — православный собор на Музейной площади в Волжском районе города Саратова.

Строительство Троицкого собора в Саратове

Троицкий храм, судя по всему, существовал в Саратове изначально. Разумеется, деревянный. Население острога состояло по преимуществу из стрельцов — отсюда, возможно, посвящение собора Святой Троице.

Деревянных предшественников Троицкого собора в Саратове было несколько, последний из них в 1684 году сгорел. Архиерейское благословение строительства уже каменного храма приспело из Астрахани в 1689 году. Далее началось возведение Троицкого собора в камне.

В 1695 году освятили нижнюю Успенскую церковь; а потом очередной пожар опустошил город (собор, впрочем, почти не пострадал), и заготовленные на строительство верхней Троицкой церкви материалы пришлось отдать лишившимся крова погорельцам. Возобновлены же строительные работы в Троицком соборе были в 1697 году; полное освящение храма (с обеими церквами) датируется 1701 годом.

История Троицкого собора Саратова

Трехсотлетняя история саратовского Троицкого собора вместила в себя многое — и триумфы, и посещения высокими особами, и почти смертельную «болезнь» конца XVIII столетия, едва не приведшую храм к гибели, и трагические события богоборческой эпохи.

Новопостроенный и освященный Троицкий собор простоял «без приключений» недолго. Уже в 1712 году в Саратове разразился великий пожар, практически уничтоживший деревянный город. Сильно пострадал и соборный храм — в сущности, от него остались лишь почерневшие стены. Ремонт растянулся до 1723 года.

В конце XVIII века Троицкий собор чуть не разобрали. Многочисленные пожары и, видимо, некоторые ошибки при первоначальном проектировании сделали свое дело. После огненного вала, прокатившегося по Саратову в 1774 году, храм вовсе закрыли — на семь лет.

Для сохранения разрушающегося здания, укрепили нижние части стен храма контрфорсами, а над ними устроили крытую галерею, выходящую в западной части на двухэтажную паперть. Это спасло собор от обрушения. Трещины перестали увеличиваться, их закрыли кирпичами.

С момента освящения нового Александро-Невского собора в 1826 году Троицкий собор превратился в обычную приходскую церковь. Дальнейшая жизнь Троицкого собора в XIX столетии была тихой и почти бессобытийной.

После революции

В 1922 году новые власти ограбили Троицкий собор, однако еще двенадцать лет после этого в соборе звучала молитва, но в 1934 году церковь передали Краевому Музею для научных целей. Музей, в соответствии с советской практикой, решил разместить в храме отдел истории религии и атеизма.

В трудные военные годы отношение к религии в Советском Союзе изменилось, и спустя восемь лет, в 1942 году, Троицкий собор вернули верующим. До 2001 года Троицкий храм оставался кафедральным собором Саратовской епархии.

Возрождение

Новая эпоха в жизни Троицкого собора началась в 2004 году. Пребывавший в аварийном состоянии храм начали реставрировать. Капитальный ремонт включил в себя укрепление стен, фундамента и колокольни, полную замену коммуникаций, производство внешних и внутренних отделочных работ.

Одновременно реставрировались старинные иконы, в том числе издавна почитаемый в Саратове образ Спаса Нерукотворного. На благоустроенной храмовой территории вырос новый корпус.

В обеих церквах, нижней и верхней, мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» заново выполнены настенные росписи. Обновленный собор, и прежде являвшийся символом города, по окончании ремонта превратился в истинную жемчужину местной архитектуры.

Образ Спаса Нерукотворного в Троицком соборе Саратова

Образ Спаса Нерукотворного – главная святыня Троицкого собора, ровесница городу. Недавняя ее реставрация показала, что она была принесена стрельцами, основавшими Саратов, в виде хоругви.

Почитание саратовского образа Спаса Нерукотворного, хранившегося в Троицком соборе со времени его основания, началось лишь в начале XIX века; до этого он был практически «забыт».

Вот как это случилось. В 1812 году в собор пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сообщил, что его хозяин, исцелившийся от опасной болезни, просил отыскать образ Спасителя в саратовском Троицком соборе (уточнив при этом, что икона должна находиться над внешней южной дверью) и сделать на образ ризу.

Икону обнаружили на указанном месте, внесли в собор и отслужили перед ней благодарственный молебен. Вскоре она была украшена сребропозлащенной ризой.

С тех пор у образа Спаса Нерукотворного стали происходить многочисленные исцеления. Люди, их получившие, передавали иконе серебряные «дары», исполненные в виде тех частей человеческого тела, болезни которых проходили после молитв перед нею. Этих «подвесов» оказалось в конце концов так много (общий их вес превышал килограмм), что часть их переплавили, чтобы сделать венцы для других чтимых икон.

С образа Спаса Нерукотворного в XIX веке выполнили список, который тоже хранился в Троицком соборе и немало почитался: его обычно носили на требы в дома саратовцев.

В 1934 году, после закрытия храма, обе иконы большевики изъяли и передали в краеведческий музей. В 1942 году, с возвращением Троицкого собора верующим, одна из них вернулась «домой», однако никто не знал — какая: та ли, что была принесена стрельцами в конце XVI века, или список с нее.

Все сомнения разрешились в 2006 году, в процессе проведения реставрационных работ, на время которых икону, находившуюся в чрезвычайно плохом состоянии, никуда не вывозили, а пригласили к ней московских реставраторов.

После проведенных исследований стало ясно, что, хотя на иконе и обнаружили следы поновлений и доработок XVIII—XIX веков, сам по себе образ — гораздо более древний и, вероятнее всего, именно конца XVI столетия, то есть именно тот, с которым пришли в эти места стрельцы, чтобы основать новую русскую крепость. Более того, сама структура иконы, способ прикрепления крупнозернистого холста с изображением к доске подвигли реставраторов к выводу — первоначально она была воинской хоругвью.

Так разрешились загадки, связанные с главной иконой Саратова.

Троицкий собор Саратова архитектура

Главная часть Троицкого собора, имеющего две церкви, нижнюю и верхнюю, представляет собой барочный «восьмерик на четверике». Обе церкви продлены обширными трапезными. В верхнем этаже устроена крытая обходная галерея.
Длина собора — более сорока метров, ширина — около двадцати метров. При этом ширина внутренних «отсеков» значительно меньше и в каждой части храма варьируется. Если усреднить эти значения, то получится чуть более десяти метров.

Архитектурно Троицкий собор Саратова, несомненно, барочный храм, и хронологически его строительство совпадает с расцветом так называемого «нарышкинского», или «московского», барокко. В ряде исследований собор безоговорочно относят к этому стилю.

Вместе с тем, в Троицком соборе встречаются и с другие стили. Впрочем, само «нарышкинское барокко» являет собой причудливое сочетание западноевропейской традиции с древнерусским зодчеством:

  • «восьмерик на четверике», но в основе-то — кубическая форма с вполне узнаваемыми апсидами.
  • барочный декор, но при этом вполне сопоставимый с хорошо знакомым нам «русским узорочьем», выступающим ближайшим предшественником «московского барокко».
  • «храм-корабль», но пропорции-то его совершенно не соответствуют принятому «золотому сечению».

Признанный образец барочной архитектуры, саратовский Троицкий собор — это некий гармонический гибрид сразу нескольких — разновременных! — стилевых течений в отечественном зодчестве.

Интерьер Троицкого собора Саратова

Внутренняя структура Троицкого собора довольно необычна. Трапезные обеих церквей, нижней и верхней, увеличили во время ремонта собора, сильно обгоревшего в 1712 году, после чего храм приобрел дополнительные помещения в обоих уровнях, которые можно назвать притворами, хотя на классические притворы они не слишком похожи — очень уж просторны.

Росписи Троицкого собора

Главное внимание привлекает не столько структура сама по себе, сколько стенная живопись. Росписи выполняли мастера Палехской иконописной мастерской «Лик» в возрожденной палехской традиции иконописи — то есть в стилистике, ориентирующейся на XVII век, когда, собственно, был построен и сам собор. Другими словами, по завершении росписи экстерьер и интерьер Троицкого собора самым счастливым образом стилистически совпали.

Остановимся чуть подробнее на росписях нижней, Успенской церкви, выполненных в голубых тонах, что, вообще говоря, является решением концептуальным — именно голубой цвет есть цвет Богородичных праздников, включая Успение Божией Матери.

В алтарной части помещены композиции «Собор апостолов», «Великий вход» и «Служба святых отец» с изображением святителей. Росписи основного четверика посвящены Страстям Христовым. В трапезной — Богородичные праздники. Росписи притвора иллюстрируют ветхозаветные сюжеты; на западной стене — традиционный Страшный Суд.

Свято-Троицкий собор в Саратове

Свято-Троицкий собор — самая древняя православная постройка Митрополии Саратова, уникальный памятник архитектуры, гордость российской культуры и городской символ.

На фоне высоких новостроек спрятавшийся в густой зелени великолепный храм выглядит сказочным, перенесенным с древних веков. Изящные линии, уникальная архитектура и роспись привлекает к саратовской православной жемчужине прихожан, паломников и просто гостей города.

История создания

Историки не сохранила точной даты появления первой церкви Святой Троицы в Саратове. Предполагают, что впервые церковь была заложена на левом берегу Волги параллельно с основанием крепостных сооружений в 1615 году, ибо в исторических документах 1621 года найдено упоминание о ней.

В 1674 году город «перебрался» на правобережную половину, где был возведен новый Троицкий храм, который сгорел через несколько лет.

По благословению митрополита Савватия на правом берегу Волги возводится новая деревянная церковь в 1685 году.

Через 10 лет храмовое духовенство во главе с протопопом Игнатием Даниловым по благословению митрополита Савватия начали подготовку к возведению каменного строения православной святыни. Подаренные царем Петром Первым в 1696 году земли, на которых помимо угодий находились и две часовни, впоследствии позволили собрать необходимые деньги для возведения каменного храма.

В 1697 году Астраханский митрополит Сампсон благословляет начало строительства, а через год был возведен нижний придел в честь Успения Богородицы.

Нет точной даты завершения и освящения нововозведенного храма Святой Троицы, предположительно это 1701-1710 год.

К великому сожалению не сохранилось имя архитектора, создавшего уникальную жемчужину русского, московского барокко. 18 век стал временем значительных перестроек и реконструкций, в то время была пристроена трапезная с западной стороны собора, и крытая галерея.

Великолепие праздничного декора и характерное для московского барокко двуцветие сохранилось и по сей день. Шатровая колокольня относится к исконно русскому деревянному зодчеству. В 1722 году Саратов и кафедральный собор святой Троицы посетил Петр Первый, в этом городе состоялась встреча царя и калмыцкого хана Аюки.

Пожары испокон веков были настоящим бедствием для России, огненная стихия в 1774 году не пощадила и святыню, которую каждый раз реконструировали.

По распоряжению Астраханского митрополита Антония в 1786 было предписано старинную ветхую постройку разобрать, на ее месте возвести новый храм. Саратовцы не смогли уничтожить любимую православную святыню, и при содействии Михаила Устинова, пожертвовавшего средства для реконструкции, к концу 18 века старое здание обновилось новой папертью и треугольным фронтоном над ней.

В результате изменения первоначального облика и внешнего обрамления Троицкий собор в Саратове приобрел индивидуальность, многие прихожане сравнивали его вид с кораблем, ковчегом спасения.

Интересно! Подаренные Свято-Троицкому кафедральному собору в Саратове в 1809 году дорогие облачения, преподнесенные от имени императора Александра Первого, наделали много шума. Таких дорогих подарков от царских особ местный храм не видел со дня своего основания.

Впоследствии саратовскую святыню не единожды посещали царские особы. В 1863 великий князь Николай Александрович молился у иконы Спаса Нерукотворного, в 1913 году Троицкий собор принимал великих княгинь Марию Александровну и Марию Павловну, в честь который была организована пышная встреча церковным священством.

Тревожные времена и чудо спасения

Революционные времена привели к упадку религиозной деятельности храмов. Средств на их содержание катастрофически не хватало, что привело к обветшанию и частичному разрушению собора.

В 1934 году прозвучал страшный вердикт — храм закрыть и передать в собственность музея.

Ещё интересные статьи о православии:

Несмотря на просьбы православной общины в феврале 1936 года деятельность Саратовского Троицкого храма была прекращена, он стал государственной собственностью. Краеведческий музей, ставший собственником святыни, приложил все усилия для спасения православного храма, обустроив в нем хранения архивов.

Война и тяжелое время вновь привели людей к Богу, духовную опору прихожане нашли во вновь открытом храме, переданном в октябре 1942 года в аренду православной Церкви.

Время восстановления и обновления

8 октября настоятелем собора иеромонахом Борисом была произнесена первая проповедь после открытия святыни. Троицкому собору возвращается статус кафедрального, переданного в 1826 году Вознесенскому храму.

До середины 20 века церковные стены не были расписаны, все изменилось после посещения Троицкого собора 22 июня 1949 года Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Первым, который благословил роспись храма.

Протоиереем Иоанном Цветковым, настоятелем храма, были привлечены палехские иконописцы, сделавшие росписи в Троицком Соборе.

В 1972 году ленинградский архитектор Д.Бабенков руководил реставрацией куполов, их покрытии медью и позолотили.

Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году проходили в обновленных храмовых постройках, Свято — Троицкий собор принимал гостей из зарубежья.

В начале лета 1993 год при посещении саратовской святыни Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым было совершено богослужение.

К началу 21 столетия храмовые здания нуждались в серьезном ремонте, уклон колокольни представлял опасность для жизни прихожан. Было принято решение начать реконструкцию, на время которой статус кафедрального храма передали собору Сошествия святого Духа.

Масштабная реконструкция

Благодаря покровительству Высокопреосвященнейшего митрополита Саратовского и Вольского Лонгину в начале третьего тысячелетия началось масштабное восстановление Свято-Троицкого собора в Саратове.

10 декабря 2006 года состоялось освящение нижней церкви Успения Божьей Матери, ремонтными работами в ней руководил настоятель храма игумен Пахомий (Брусков) ныне преосвященнейший Пахомий, епископ Покровский и Николаевский.

Строители-реставраторы под руководством М.Фунта к октябрю 2014 года закончили все ремонтные работы и в верхнем храме.

Установление вентиляции, отопления, замена потолочных перекрытий требовало полного снятия штукатурки, поэтому рабочие физически не могли сохранить палехские росписи, новая роспись храмов переняла преемственность стиля древнего оформления.

Важно! 24 октября 2014 Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл присутствовал при освящении отреставрированного Свято-Троицкого Собора, которому вернули статус кафедрального.

В подарок обновленному собору от Святейшего Патриарха Кирилла была передана икона Покрова Божьей Матери и дарохранительница.

Современное состояние

Восстановленный изнутри и снаружи Троицкий собор ныне является духовной святыней, в окормлении у которой находится весь город.

Социальная работа воцерковленных христиан во главе со священниками включает:

  • обучение в воскресной школе детей и взрослых;
  • возможность участвовать в любительском хоре;
  • оказание благотворительной помощи нуждающимся и больным;
  • занятия по обучению звонарей.

Все желающие христиане могут присоединиться к волонтерской компании «Добро», здесь открыт музей.

Святыни

Самой древней достопримечательностью собора Троицы в Саратове является святой образ Спаса Нерукотворного, его еще называют Стрелецким Заступником или Троицким Спасом.

Главная святыня города является его хранительницей. Икона нерукотворного Спаса от дня основания собора находится в стенах храма. Около великой святыни всегда людно, пронзительный взгляд Спасителя не оставляет ни одну душу равнодушной, приходит покаяние, очищение и особая благодать.

Паломники и прихожане приносят свои молитвы к иконам Богородицы:

  • Казанской;
  • Иверской;
  • Августовской.

Святые образа святителей Иннокентия, Василия великого, Спиридона Тримифунтского, Никола чудотворца, Серафима Саровского и многие другие по сей час дарят молитвенникам чудеса исцеления и ответы на волнующие проблемы. Всегда людно у ковчега с мощами святых праведников, Божьих угодников.

Интересно! Нижняя Успенская церковь является хранительницей мощевика с 132 частями святых мощей. Афонская братия передала саратовской православной жемчужине несколько святых образов Богородицы, среди них «Скоропослушница», «Взыскание погибших», «Иверская». Икона целителя Пантелеимона также была привезена со святой горы Афон.

Престольные праздники

На Пятидесятницу или Троицу, на престольный праздник собора собираются тысячи прихожан, чтобы воздать Господу хвалу за чудесный духовный центр, богослужения в котором направлены на спасение общества.

Зимой,25 февраля, весной, 6 мая и осенью 26 октября воздается дань памяти святому образу Божьей матери «Иверская».

В помощь паломникам и туристам

Богослужения проходят по будням 8.00 — утреня, 17.00 — вечерня. 9.00- Литургия. Все неотложные вопросы можно решить с дежурным священником, который находится в соборе с 8.00-15.00. Каждую среду читается акафист Спасу Иисусу Христу, по воскресеньям — Богородице.

Адрес Троицкого собора: г. Саратов, улица Московская дом 6, ехать до остановки «Музейная площадь» маршрутами:

  • троллейбусными 1,4,5;
  • автобусными 11,33;
  • такси 3,32,33.

Даже короткое пребывание в храмах Свято-Троицкого кафедрального собора в Саратове наполняет душу спокойствием, умиротворением позволяет отрешиться хоть на время от мирской суеты.

САРАТОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ СОБОР

Собор во имя Пресвятой Живоначальной Троицы города Саратова (“Старый Собор”), 2009 г.

Саратовский (Старый) собор во имя Живоначальной Троицы, кафедральный собор Саратовской епархии

Первоначальный храм был построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Астраханского Парфения в 1674-1675 годах. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем – три: главный – в честь Успения Божией Матери, в правом приделе – во имя Трёх вселенских святителей, а в левом – во имя апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии. О посвящении Святой Троице имеется предположение, что собор был построен стрельцами – коренными москвичами, которые вдали от родной святыни назвали храм в память о Троице-Сергиевой Лавре.

Первоначальный вид Саратовского Троицкого собора 1695 г. постройки

Изначально собор был деревянным. Несколько раз горел, но всякий раз усердием саратовцев был возобновляем. После того, как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, до 1689 года. 13 октября 1695 года собор был освидетельствован. Первым было закончено строительство нижней Успенской церкви и хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих. Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к 1701 году. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря, средней подкупольной части, а также трапезной, к которой с западной стороны примыкал фронтон – небольшая галерея.

20 мая 1712 года сильнейший пожар в который уже раз уничтожил город. Собор также пришлось почти весь перестраивать заново. В этот период было принято решение о его расширении – пристройке новых трапезных по обоим этажам и о строительстве каменной колокольни. На уровне второго этажа фасада была устроена галерея на арках с широкими лестницами-всходами.

Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722-1723 годам. Летописцы отметили, что во время своего путешествия по Волге в Персидский поход, Петр I посетил Саратов с 3 по 4 июня 1722 года и осматривал собор. Троицкий собор тогда был окружен лесами, на которые, по преданию, Государь всходил ранним утром, когда расположившиеся на ночлег на лесах рабочие еще спали.

Колокольня изначально строилась стоящей отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем.

Саратовский Троицкий собор. Фото 1850-х гг.

С течением времени стихии разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости. В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М. А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм воедино. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы.

После этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости. Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского – В. И. Суранова и тамбовского – Н. В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен.

В 1904 году по проекту саратовского архитектора В. А. Люкшина была произведена переделка боковых входов собора.

Саратовский Троицкий собор. Фото 1950-х гг.

В годы Советской власти

С 1936 года согласно постановлению Комитета по охране памятников старины и искусства при ЦИК нижний этаж здания собора использовался под хранилище научных фондов Музея краеведения. В 1937 году храм был закрыт.

8 октября 1942 года на основании решения исполнительного комитета Саратовского городского совета депутатов трудящихся соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих. На деле храм был передан верующим чуть ранее – первое богослужение в нем было совершено в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 1942 года. В том же году архиепископом Григорием (Чуковым) был совершен чин великого освящения верхнего, Троицкого, храма. Внутри храма не сохранилось никакого убранства – ни икон, ни иконостасов, сохранились лишь росписи по стенам. В 1946 году из икон, переданных из запасников саратовских музеев, по проекту Николая Яковлевича Богачевского был устроен в нижнем храме новый иконостас.

В 1947 году храм был окончательно возвращен Православной Церкви, из краеведческого музея передан чудотворный образ Спаса Нерукотворного, особую святыню Троицкого собора. С того времени храм служил кафедральным собором Саратовской епархии.

В 1948 году епископом Борисом (Виком) был совершен чин великого освящения нижнего, Успенского, храма. В том же году вокруг храма была выстроена кирпичная ограда.

В 1950 году под руководством настоятеля собора, протоиерея Иоанна Цветкова, в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П. Л. Париловым. Им же в том же стиле были исполнены 45 росписей трапезных верхнего храма. В 1954 году подвал собора был засыпан и перекрыт плитами. В конце того года был сооружен новый трехъярусный иконостас и в нижнем храме. Здесь также выдержан стиль XVII века и удачно воспроизведены некоторые детали иконостаса Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. В 1972-1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа.

Долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню Духосошественского собора. До 1988 года вход на колокольню оставался заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение.

Как вспоминал протоиерей Лазарь Новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского), “в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. Нужно прибить здесь вешалку – не имеем права: это архитектурный памятник. Покрасить облупившуюся стену, пол – целая история. Это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: «Вот видите, им дали, а они до чего довели».”

26 июня 1988 года в верхнем и нижнем храмах при огромном стечении народа проходили торжества, связанные с празднованием в Саратове 1000-летия Крещения Руси. 27 апреля 1989 года собор приобрел в Воронеже четыре колокола для колокольни, затем еще два: один весом в 1200 кг и другой весом в 150 кг. 21 октября того же года эти колокола огласили город своим мощным звучанием. Это был первый колокольный звон, официально разрешенный в Саратове после десятилетий гонений и запретов.

Интерьер верхнего храма в честь Святой Живоначальной Троицы.

В наши дни

16 марта 2001 года, в связи с аварийным состоянием, собор лишился статуса кафедрального. 30 октября того же года постановлением мэра города № 790-405 приходу в бессрочное пользование был выделен земельный участок общей площадью 0,8871 га, из которого 0,5363 га занимает здание собора и 0,3508 га занимает сквер на Музейной площади. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2004 года комплекс зданий собора были признаны находящимися в собственности Саратовской епархии.

В 2007 году в храме велись ремонтно-восстановительные работы, в том числе: реконструкция бывшей крещальни с устройством на 1-м этаже административных помещений; реставрация и золочение куполов и крестов на куполах, подзорах; изготовление, позолота и подготовка к монтажу утраченые подзоры на четверик; реставрация четверика, восьмерика и верхней части колокольни (отбита штукатурка, отреставрирована кирпичная кладка, воссоздан утраченый декор, проведены штукатурные работы, произведена пропитка штукатурки укрепляющим составом, нанесены грунтовка и покрасочный слой). В 2008 году реставрационные работы были продолжены.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 26 октября 2014 года собору присвоен статус кафедрального [1].

Интерьер нижнего храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, 2009 г.

Архитектура

На начало XXI века – самый ранний архитектурный памятник Саратова. Здание построено в стиле московского или “нарышкинского” барокко.

Святыни

  • Икона с частицей мощей свт. Иннокентия Пензенского
  • Икона с частицей мощей свт. Феодосия Черниговского
  • Икона с частицей мощей свт. Иннокентия Московского
  • Мощевик князя Голицына, содержащий 132 святыни [2]
  • Мощевик с частицей мощей и иконой сщмч. Гермогена (Долганева), еп. Тобольского
  • Икона с частицей погребального облачения прп. Серафима Саровского
  • Древняя чудотворная икона Спаса Нерукотворного – хорошо выполненная репродукция Нерукотворного Образа Спасителя кисти преподобного Андрея Рублева со стены Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
  • Иверская икона Божией Матери – привезена со Св. Горы Афон

Настоятели

  • Иоанн Цветков (упом. 1950) прот.
  • Всеволод Васильцев (июль 1988 – 13 сентября 1989)
  • Лонгин (Корчагин) (с 13 декабря 2011), митр. Саратовский

Литература

  • Соколов В. П., Саратовский Троицкий (старый) собор. Краткий исторический очерк, Изд. строительного комитета при Старом соборе в г. Саратове, Саратов: Паровая скоропечатня губернского правления, 1904.
  • Справочная книга Саратовской епархии, Саратов, 1912, 2.
  • Мосальская Е. А., Повесть о брате моем А. А. Шахматове. Ч. I. Легендарный мальчик, М., 1929.
  • Вениамин (Милов), еп., “Троицкий кафедральный собор в г. Саратове (К 260-летию со времени освящения),” Журнал Московской Патриархии, № 7, 1955.
  • Валеев В. Х., Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник, Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990, 76-82.
  • Семенов Н. Н., Старый Саратов. Фотоальбом (из частной коллекции), 3-6.
  • Справка Управления по историко-культурному наследию Министерства культуры Саратовской области № 1-22/272 от 29.02.2000 г.
  • Максимов Е. К., “Троицкий собор в Саратове – памятник московского барокко,” Труды Саратовского историко-краеведческого общества, вып. 2, Саратов, 1992, 14-23.
  • Шошин С., “Наше достояние,” Православная вера, №10(39), 1995, 2.
  • Никон (Лысенко), архим., “Можно ли спасти Троицкий собор?”, Православная вера, №12(90), 1997, 1, 3.

Свято-Троицкий собор в Саратове: разбираемся по порядку

Свято-Троицкий собор в Саратове (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Свято-Троицкий собор — главная православная церковь Саратова. Она была основана еще в 17 веке, и, как многие культовые сооружения в России, не единожды уничтожалась, отстраивалась заново, закрывалась и вновь открывалась. Сегодня один из древнейших храмов Нижнего Поволжья переживает рассвет: недавно здесь закончилась масштабная реставрация, работают воскресная школа, библиотека. Помимо саратовских верующих, частые гости Свято-Троицкого собора — паломники из других городов России и туристы, приезжающие сюда поклониться древним реликвиям и полюбоваться замечательной росписью.

История

Строительство первого предка Троицкого собора датируется 1675 г. Храм успел прослужить лишь 10 лет, так как был из дерева: церковь сгорела, ее еще несколько раз восстанавливали после пожаров. После очередного уничтожения в 17 веке было решено строить абсолютно новый храм, который в целом без потерь простоял до 20 века.

В 1936 г. собор был национализирован, его здание передали Краевому музею. Это сыграло ключевую роль в сохранении церкви, музей приспособил здание под хранилище фондов. В 1939 г. в Троицком соборе планировалось открыть Музей истории религии и атеизма. Начавшаяся война эти планам помешала.

В 1942 г. в соборе разместилось Главное архивное управление НКВД СССР. Осенью этого же года городские власти приняли историческое решение: Свято-Троицкий собор отдали в аренду верующим. Таким образом, в тяжелейший для города и страны 1942 г. собор стал духовной опорой для прихожан. Горожане приносили сюда деньги и вещи, которые затем отправлялись на фронт.

После войны церковь была отреставрирована — специалисты выполнили ремонт фасада, воссоздали новые фрески.

Архитектура

На начало XXI века — самый ранний архитектурный памятник Саратова. Здание построено в стиле московского или «нарышкинского» барокко.

Что посмотреть

Свято-Троицкий собор — уникальный для Саратовской области памятник, созданный в редком стиле московского барокко.

Покрывающие своды, проемы окон и стены росписи придают храму удивительную красоту. У алтаря размещены красивейшие композиции «Великий вход», «Собор апостолов» и «Служба святых отцов».

Над царскими вратами расположена главная реликвия храма: образ Спаса Нерукотворного.

В центральной части собора находится роспись, повествующая о последних днях земной жизни Иисуса: молитва о чаше, предательство Иуды, суд Пилата, восхождение на Голгофу и распятие. Притвор Успенского храма украшен ветхозаветными сценами. По традиции на западной стене изображен страшный суд.

На паперти можно увидеть картину об истории Саратова: здесь иллюстрировано предание об основании города московскими стрельцами и принесении ими из Троице-Сергиевой лавры иконы Спаса Нерукотворного, по сей день пребывающей в Троицком соборе.

При храме работает воскресная школа, выпускается газета. Чтобы сохранять и изучать церковные древности и исторические сведения о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории собора, при нем создан церковный музей. Посетить его может любой желающий.

Образ Спаса Нерукотворного — главная святыня Троицкого собора, ровесница городу. Недавняя ее реставрация показала, что она была принесена стрельцами, основавшими Саратов, в виде хоругви

Почитание саратовского образа Спаса Нерукотворного, хранившегося в Троицком соборе со времени его основания, началось лишь в начале XIX века; до этого он был практически «забыт».

Вот как это случилось. В 1812 году в собор пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сообщил, что его хозяин, исцелившийся от опасной болезни, просил отыскать образ Спасителя в саратовском Троицком соборе (уточнив при этом, что икона должна находиться над внешней южной дверью) и сделать на образ ризу.

Икону обнаружили на указанном месте, внесли в собор и отслужили перед ней благодарственный молебен. Вскоре она была украшена сребропозлащенной ризой.

С тех пор у образа Спаса Нерукотворного стали происходить многочисленные исцеления. Люди, их получившие, передавали иконе серебряные «дары», исполненные в виде тех частей человеческого тела, болезни которых проходили после молитв перед нею. Этих «подвесов» оказалось в конце концов так много (общий их вес превышал килограмм), что часть их переплавили, чтобы сделать венцы для других чтимых икон.

С образа Спаса Нерукотворного в XIX веке выполнили список, который тоже хранился в Троицком соборе и немало почитался: его обычно носили на требы в дома саратовцев.

В 1934 году, после закрытия храма, обе иконы большевики изъяли и передали в краеведческий музей. В 1942 году, с возвращением Троицкого собора верующим, одна из них вернулась «домой», однако никто не знал — какая: та ли, что была принесена стрельцами в конце XVI века, или список с нее.

Все сомнения разрешились в 2006 году, в процессе проведения реставрационных работ, на время которых икону, находившуюся в чрезвычайно плохом состоянии, никуда не вывозили, а пригласили к ней московских реставраторов.

После проведенных исследований стало ясно, что, хотя на иконе и обнаружили следы поновлений и доработок XVIII—XIX веков, сам по себе образ — гораздо более древний и, вероятнее всего, именно конца XVI столетия, то есть именно тот, с которым пришли в эти места стрельцы, чтобы основать новую русскую крепость. Более того, сама структура иконы, способ прикрепления крупнозернистого холста с изображением к доске подвигли реставраторов к выводу — первоначально она была воинской хоругвью.

Так разрешились загадки, связанные с главной иконой Саратова.

При подготовке материала были использованы:

  1. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Стр. 2.
  2. В. Х. Валеев. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990. Стр. 76 – 82.
  3. В. П. Соколов. Саратовский Троицкий (старый) собор. Краткий исторический очерк. Издание Строительного Комитета при Старом Соборе в г. Саратове. Саратов. Паровая скоропечатня Губернского Правления. 1904.
  4. Епископ Вениамин (Милов). Троицкий кафедральный собор в г. Саратове (К 260-летию со времени освящения). // Журнал Московской Патриархии, №7, 1955.
  5. Н. Н. Семенов. Старый Саратов. Фотоальбом. Из частной коллекции. Стр. 3 – 6.
  6. Справка Управления по историко-культурному наследию Министерства культуры Саратовской области № 1-22/272 от г.
  7. Е. К. Максимов. Троицкий собор в Саратове — памятник московского барокко. // Труды Саратовского историко-краеведческого общества. Вып. 2. Саратов, 1992. Стр. 14 – 23.
  8. С. Шошин. Наше достояние. // Православная вера, №10(39), 1995. Стр. 2.
  9. Никон (Лысенко), архимандрит. Можно ли спасти Троицкий собор? // Православная вера. №12(90), 1997. Стр. 1, 3.
  10. Е. А. Мосальская. Повесть о брате моем А. А. Шахматове. Ч. I. Легендарный мальчик. — М., 1929.

Практическая информация

Адрес: Саратов, ул. Московская, 6. Веб-сайт.

Добраться до Свято-Троицкого собора можно на троллейбусах №№ 1, 4, 5, автобусах № 11, 33 и маршрутном такси № 3, 32, 33, 82 (остановка «Музейная площадь»).

Литургии проводятся с понедельника по субботу в 8:00. По воскресеньям и церковным праздникам ранняя литургия начинается в 7:00, а поздняя — в 9:00.

Свято-Троицкий кафедральный собор (Саратов)

Свя́то-Тро́ицкий собо́р – самый древний храм Саратовской митрополии, живой памятник русской культуры и истории, духовный символ города. Находится на Музейной площади в Волжском районе города Саратова.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году. После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший. В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением.

В 1964 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение. Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный.

В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 гг.

Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.

Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.

В течение 18 века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или «нарышкинского» барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к «нарышкинскому» стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора-это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик.

Современное состояние

При храме действуют:

  • Воскресная школа
  • Любительский хор
  • Школа звонарей
  • Социальное служение

Волонтерская служба «Добро» — координатор службы Уфимцева Екатерина, телефон: 8 986 985 7356

  • Молодежное общество
  • Воскресная школа для взрослых
  • Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
  • Музей Свято-Троицкого собора

Желающим посетить музей Свято-Троицкого собора просьба обращаться по телефону: 89042445101 (Воронихина Ирина Васильевна).

Святыни

  • Икона Спаса Нерукотворного
  • Казанская икона Божией Матери
  • Иверская икона Божией Матери

  • Икона Божией Матери «Августовская»
  • Икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
  • Икона святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских
  • Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона
  • Икона святителя Николая Чудотворца
  • Икона преподобного Серафима Саровского
  • Икона святителя Феодосия Черниговского и преподобного Лаврентия Черниговского
  • Икона святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского
  • Иверская икона Божьей Матери, привезенная со св. горы Афон
  • Мощевик с частицей мощей и иконой священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского
  • Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 410031 г. Саратов, ул. Московская, 6

Читайте также:  Молитва Матроне от пьянства, как бросить пить алкоголь
Ссылка на основную публикацию