Святитель Мелетий архиепископ Харьковский и Ахтырский

Православная Жизнь

6 но­яб­ря 1784 го­да в се­ле Ста­рые Сен­жа­ры Пол­тав­ской гу­бер­нии в се­мье куп­ца Иоан­на Леон­то­ви­ча ро­дил­ся маль­чик. Имя ему при Кре­ще­нии да­ли Ми­ха­ил, в честь Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия. Род Леон­то­ви­чей при­над­ле­жал дво­рян­ско­му со­сло­вию, но дед и дя­дя бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля бы­ли свя­щен­ни­ка­ми.

Святитель Меле́тий (Леонтович), архиепископ Харьковский

В 1808 го­ду Ми­ха­ил Леон­то­вич успеш­но окон­чил Ека­те­ри­но­слав­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и как луч­ший уче­ник был на­прав­лен ар­хи­епи­ско­пом Пла­то­ном в Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную ака­де­мию. В 1814 го­ду, по­сле окон­ча­ния ака­де­мии со сте­пе­нью ма­ги­стра бо­го­сло­вия, он был остав­лен в ней адъ­юнкт-про­фес­со­ром гре­че­ско­го язы­ка. 11 мар­та 1817 го­да Ми­ха­и­ла на­зна­чи­ли сек­ре­та­рем учре­жден­но­го при ака­де­мии стро­и­тель­но­го ко­ми­те­та, а 30 июля это­го го­да в долж­но­сти ин­спек­то­ра пе­ре­ве­ли в Ки­ев­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, где позд­нее он стал про­фес­со­ром цер­ков­ной ис­то­рии и гре­че­ско­го язы­ка. 28 сен­тяб­ря 1819 го­да он стал пер­вым ин­спек­то­ром от­крыв­шей­ся Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии.

11 фев­ра­ля 1820 го­да, на­ка­нуне дня па­мя­ти свя­ти­те­ля Ме­ле­тия Ан­тио­хий­ско­го, Ми­ха­и­ла по­стриг­ли в мо­на­хи. По­стриг со­вер­шал мит­ро­по­лит Ев­ге­ний (Бол­хо­ви­ти­нов). 22 фев­ра­ля со­сто­я­лось его ру­ко­по­ло­же­ние в иеро­ди­а­ко­на, а 25 фев­ра­ля – в иеро­мо­на­ха. С 1821 го­да ар­хи­манд­рит Ме­ле­тий – рек­тор Мо­гилев­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, с 1823 го­да – Псков­ской, а с 1824 – сно­ва Мо­гилев­ской се­ми­на­рии. В том же го­ду он на­зна­ча­ет­ся рек­то­ром Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии.

21 ок­тяб­ря 1824 го­да свя­ти­тель хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Чи­ги­рин­ско­го, ви­ка­рия Ки­ев­ской епар­хии, и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ки­ев­ско­го Зла­то­вер­хо­го Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря.

С оте­че­ской лю­бо­вью за­бо­тил­ся свя­ти­тель о юных пи­том­цах ака­де­мии, вос­пи­ты­вая их в ду­хе пре­дан­но­сти Церк­ви Хри­сто­вой. В лич­ных от­но­ше­ни­ях с ни­ми он был до­сту­пен, чрез­вы­чай­но лас­ков и добр. Один из уче­ни­ков свя­ти­те­ля по Мо­гилев­ской се­ми­на­рии сви­де­тель­ству­ет, что уже в ту по­ру его счи­та­ли свя­тым. Осо­бой за­бо­той свя­ти­те­ля бы­ло по­пе­че­ние о бед­ных вдо­вах и си­ро­тах. Он ча­сто по­се­щал за­клю­чен­ных и со­вер­шал бо­го­слу­же­ние в тю­рем­ных церк­вах. Осо­бен­но прео­свя­щен­ный Ме­ле­тий за­бо­тил­ся о бра­тии Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря. Вос­пи­ты­вая в них дух ис­тин­но­го по­движни­че­ства, он го­во­рил: «Сми­ре­ние – охра­ни­тель­ный меч, с ним без­опас­но прой­дешь зем­лю, ад и до­стиг­нешь Неба».

21 ап­ре­ля 1828 го­да свя­ти­тель Ме­ле­тий был пе­ре­ве­ден на са­мо­сто­я­тель­ную Перм­скую ка­фед­ру. Здесь он на­пи­сал «Став­лен­ни­че­ский ка­те­хи­зис» для под­го­тов­ки кан­ди­да­тов в свя­щен­ство и стал из­ве­стен сво­и­ми бе­се­да­ми с рас­коль­ни­ка­ми. Бо­рясь с рас­ко­лом, вла­ды­ка Ме­ле­тий вел в сво­ей епар­хии мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность сре­ди впав­ших в ересь рас­коль­ни­ков. Ве­ру­ю­щие на­зы­ва­ли его свя­тым и, ко­гда слу­ча­лось ему объ­ез­жать епар­хию, вы­хо­ди­ли на­встре­чу на до­ро­гу и ста­но­ви­лись на ко­ле­ни пе­ред бла­го­слов­ляв­шим свя­ти­те­лем.

18 июня 1831 го­да прео­свя­щен­ный Ме­ле­тий был пе­ре­ве­ден в Ир­кутск. Че­ты­ре го­да жиз­ни в Ир­кут­ске ста­ли для него по­ис­ти­не крест­ным пу­тем. Са­мо­от­вер­жен­ная борь­ба про­тив пол­но­го вла­ды­че­ства ла­ма­из­ма чуть не сто­и­ла ему жиз­ни. По­до­слан­ный ла­ма­ми убий­ца был схва­чен в то са­мое вре­мя, ко­гда он уже во­рвал­ся в ке­ллию прео­свя­щен­но­го.

Во вре­мя прав­ле­ния в Ир­кут­ской епар­хии свя­ти­те­ля Ме­ле­тия про­изо­шли зна­ме­на­тель­ные со­бы­тия в ис­то­рии пра­во­сла­вия в Си­би­ри. Бы­ла ос­но­ва­на Ал­тай­ская ду­хов­ная мис­сия. Не без уча­стия свя­ти­те­ля Ме­ле­тия по­лу­чи­ли са­мо­сто­я­тель­ность Том­ская, Ени­сей­ская и Кам­чат­ская епар­хии. Боль­шое вни­ма­ние уде­лял свя­ти­тель про­све­ще­нию ма­лых на­ро­дов. Он ча­сто объ­ез­жал свою об­шир­ную епар­хию, по­се­тил жи­те­лей по­бе­ре­жий Охот­ско­го мо­ря и Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на.

Без­мер­ные тру­ды по­до­рва­ли здо­ро­вье свя­ти­те­ля, и в 1835 го­ду он был пе­ре­ве­ден в Харь­ков, где, как и в Ир­кут­ске, он управ­лял епар­хи­ей че­ты­ре го­да. И в Харь­ко­ве уде­лял он боль­шое вни­ма­ние ду­хов­ным учеб­ным за­ве­де­ни­ям. Он со­дей­ство­вал вос­ста­нов­ле­нию тех мо­на­сты­рей и ду­хов­ных учи­лищ, ко­то­рые упразд­ни­ла им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II. В его ли­це пра­во­сла­вие име­ло силь­но­го по­бор­ни­ка в де­ле об­ли­че­ния рас­ко­ла. Прео­свя­щен­ный Ме­ле­тий вел по­ис­ти­не по­движ­ни­че­скую жизнь. В де­вять ча­сов ве­че­ра он ста­но­вил­ся на мо­лит­ву и про­дол­жал ее до че­ты­рех ча­сов утра, а спу­стя час, по­сле ко­рот­ко­го от­ды­ха, шел на ран­нюю ли­тур­гию. Свя­ти­тель усерд­но мо­лил­ся и до­ма, и в до­ро­ге, и да­же си­дя в эки­па­же. Од­на­жды его ви­де­ли сто­я­щим всю ночь на ко­ле­нях с воз­де­ты­ми ру­ка­ми, и толь­ко к утру он при­лег на по­лу, при­мяв преж­де по­стель, чтобы не по­ду­ма­ли, что он да­же не ло­жил­ся от­ды­хать.

Бла­жен­ная кон­чи­на свя­ти­те­ля по­сле­до­ва­ла в ночь на 29 фев­ра­ля 1840 го­да. По­сле при­ня­тия Свя­тых Та­ин и слов «Ныне от­пу­ща­е­ши. » свя­ти­тель осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем и со сло­ва­ми «Про­сти­те ме­ня» ото­шел ко Гос­по­ду.

Прео­свя­щен­ный Ар­се­ний в «Ле­то­пи­си цер­ков­ных со­бы­тий» пи­шет, что па­мять свя­ти­те­ля Ме­ле­тия как ар­хи­пас­ты­ря зна­ме­ни­то­го бла­го­че­сти­ем, необык­но­вен­ной кро­то­стью, ве­ли­ко­ду­ши­ем и сми­ре­ни­ем бла­го­го­вей­но чтит­ся жи­те­ля­ми Харь­ко­ва. Он же со­об­ща­ет, что пе­ред ико­ной у гро­ба свя­ти­те­ля теп­лит­ся неуга­си­мая лам­па­да – жерт­ва усерд­ных его по­чи­та­те­лей. По­чив­ше­му по­движ­ни­ку мно­гие слу­жат за­упо­кой­ные ли­тур­гии и па­ни­хи­ды.

В 1948 го­ду по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Алек­сия гроб­ни­ца с мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ме­ле­тия бы­ла пе­ре­не­се­на из усы­паль­ни­цы По­кров­ско­го мо­на­сты­ря в Бла­го­ве­щен­ский ка­фед­раль­ный со­бор, где на­хо­дит­ся по на­сто­я­щее вре­мя, яв­ля­ясь ду­хов­ным при­бе­жи­щем и мо­лит­вен­ным уте­ше­ни­ем ве­ру­ю­щих пра­во­слав­ных хри­сти­ан.

21 фев­ра­ля 1978 го­да Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­ста­но­вил служ­бу и ака­фист свя­ти­те­лю Ме­ле­тию, ар­хи­епи­ско­пу Харь­ков­ско­му, «утвер­дить и бла­го­сло­вить к упо­треб­ле­нию во всех церк­вах Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та».

Служ­бу и ака­фист свя­то­му ар­хи­пас­ты­рю со­ста­вил ар­хи­епи­скоп Харь­ков­ский Ни­ко­дим, ныне мит­ро­по­лит, а от­ре­дак­ти­ро­вал ныне по­кой­ный Ни­ко­дим (Ро­тов), мит­ро­по­лит Ле­нин­град­ский.

Ра­ка с мо­ща­ми свя­ти­те­ля, от ко­то­рых по­лу­ча­ют ве­ру­ю­щие бла­го­дат­ную по­мощь, ис­це­ле­ние ду­шев­ных и те­лес­ных неду­гов, на­хо­дит­ся в ле­вом (се­вер­ном) при­де­ле со­бо­ра.

Молитвы

Тропарь святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому

Ми́ра сего́ вре́менная, я́ко преходя́щая уразуме́л еси́,/ от ю́ности по́стническое и многотру́дное житие́ возлюби́л еси́, всеблаже́нне,/ иера́рхов сла́во и преподо́бных похвало́,/ Предве́чнаго Сло́ва усе́рдный благове́стниче,/ си́рых и неиму́щих кро́ве и прибе́жище./ Тем же в моли́твах пребыва́я, Христу́ у́треневати прилежа́л еси́/ и, Сего́ взыску́я, вене́ц неувяда́емый со все́ми святы́ми стяжа́л еси́,/ о́тче наш, святи́телю Меле́тие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, глас 4

Ревну́я, поревнова́л еси́ к Бо́гу, Его́же возлюби́л еси́/ и Его́же всем се́рдцем возжела́л еси́, о́тче наш Меле́тие,/ и Его́же ра́ди к и́ноческому по́двигу поте́кл еси́/ и закла́тися Христу́ Бо́гу сама́го себе́ приве́л еси́,/ я́ко па́стырь до́брый вруче́нное тебе́ ста́до ове́ц Христо́вых му́дре упа́сл еси́.// Моли́ о нас Христа́ Бо́га, святи́телю достохва́льне.

Молитва святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому

О, богомудре святителю Христов, отче наш Мелетие! Призри на нас, чад твоих, к стопам твоим припадав ющих и всесильнаго твоего заступления пред Господом слезно просящих. Беззакония бо наша отяготеша на нас, скорби и болезни обуяша на ны, и греховныя обычаи наша отдалиша от Господа сердца наша, и прельщениям вражиим, ко аду преисподнему нас влекущим, работати совратиша ны. Ты же, пастырю наш благосердный, в житии твоем ни единаго скорбяща и милости твоея просяща, николиже презрел еси. Вознеси моление о нас грешных ко Господу, да умолен быв Материю Своею, преложит гнев Свой, по грехом нашим праведно на нас движимый, на милование наше и подаст душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем и немощем нашим исцеление и от скорбей и печалей избавление. Церковь Святую от наветов вражиих тверду и непоколебиму в мире соблюди, всякое епископство Православных и весь причт церковный в единомыслии веры утверди. Иночествующих братии наших, в посте и честнем жительстве подвизающихся, благодатию смирения и терпения снабди. Верным же чадам Церкви Христовой разум чист и свободен от страстей умоли, да не в гордости и самочинии сердца своя ожесточают, но в послушании сыновнем пастырем Церкви, якоже Самому Господу, себе смиренно вверяют, и кийждо их попечению о душе своей пламенно прилежит. Стране нашей испроси у Господа вся благая и ко спасению потребная, да от всех врагов, мыслящих нам злая, избавит нас и, по велицей Своей милости, всю жизнь нашу незыблемым миром оградит. Ей, святителю милостивый! Не лиши нас помощи твоея небесныя, но предстательством твоим вся ны во пристанище спасения приведи, и всесветлаго Царствия Христова наследники нас покажи, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое отеческое заступление, во веки веков. Аминь!

20 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ ПАРФЕНИЯ, ЕПИСКОПА ЛАМПСАКИЙСКОГО.

Православной Церковью установлено празднование многочисленных религиозных дат, являющихся днями памяти того или иного святого. И если некоторые из них, посвященные таким знаменитым угодникам Божьим, как, к примеру, Николай Мирликийский, Серафим Саровский, Матрона Московская, мученица Варвара, не вызывают вопросов, отмечаются всеми верующими по причине прославленности указанных праведников, то о львиной доле других почти ничего не известно обычному христианину.

20 февраля как раз такой день – Церковь вспоминает святителя Парфения, епископа Лампсакийского.

Чудотворец Парфений.

Подвижник благочестия был выходцем из Малой Азии. Он появился на свет в городе Мелитополе, в семье дьякона Христофора. Отец не позаботился о том, чтобы обучить сына грамоте – первостепенную роль играло воспитание мальчика в духе христианства. Но уже с раннего детства посещая церковь, в которой служил Христофор, Парфений слушал Священное Писание, постигал его смысл и, в конце концов, преуспел в толковании его лучше любого образованного книжника.

Будущий угодник Божий рос добрым и отзывчивым ребенком. Нередко Парфений отправлялся на озеро, лежащее близ дома, удил рыбу, после продавал ее на рынке и раздавал нищим и бродягам все вырученные за улов деньги.

Духовная деятельность святителя Парфения, епископа Лампсакийского.

Вскоре о юном чудотворце услышал епископ Мелитопольский Филипп. Священнослужитель призвал Парфения к себе и, удостоверившись в том, что рассказываемое о нем – истинная правда, поручил своим людям обучить отрока грамоте. Как только угодник Божий получил необходимые знания, Филипп назначил праведника пресвитером и дал ему на попечение храм, невзирая на нежелание юноши.

Впрочем, святой Парфений смирился со своей участью и даже еще больше подвизался в добродетелях, пребывая в новой должности. Он стал исцелять телесные и духовные недуги человеческие с пущим рвением, в чем, конечно же, был промысел Божий. Одному юноше Парфений вылечил выколотый глаз, промыв последний водой; другую женщину избавил от неизвестной болезни, весьма ее мучившей, сотворив над страдалицей крестное знамение. И таких чудес было великое множество.

Людская молва о Божьем угоднике и совершаемых им невиданных благодеяниях дошла до Ахиллия, архиепископа Кизического. Тот призвал Парфения к себе и даровал ему сан епископа Лампсакийского. По всей видимости, это было сделано с тайным умыслом решить проблему, имевшую место быть в обители, которую владыка поручил заботам чудотворца. В указанной епископии почти все жители чуждались христианства, поскольку проявляли преданность в отношении еллинского идолослужения.

Конечно, осознав истинное положение дел, святитель Парфений расстроился. Он стал обличать грешников и язычников, совершать на глазах людей чудеса исцеления, наставлять на путь истинный своих подопечных. Это принесло положительные результаты: многие обратились в христианство, оставив прежнюю веру. Тогда Парфений решился на следующий шаг – разрушить капища и возвести на их месте храмы. Святитель получил особое разрешение на совершение задуманного властвующего в то время благочестивого царя Константина и приступил к реализации своего плана.

Бесчисленные знамения.

Многие чудеса происходили по молитвам Парфения Лампсакийского. Бесы мстили ему за это, но не могли добиться поражения святого. Когда происходило строительство первого на месте разоренного капища храма, в котором праведник тоже принимал участие, откуда ни возьмись появился человек, одержимый нечистым духом. Бес, сидевший в мужчине, поздно спохватился, поняв, что ему грозит изгнание. И стал он умолять святого, чтобы тот не трогал его. На что Парфений ответил: «… укажу тебе человека, в котором и обитай, только из этого выйди». Он имел в виду себя, чем поверг беса в ужас и добился исцеления одержимого.

Как-то в одном из разрушенных капищ Парфений обнаружил больших размеров камень, который так и просился быть вложенным в стену будущего церковного престола одного из строящихся храмов. По приказу угодника Божия каменщики хорошенько обработали находку, сделав ее пригодной к совершению дальнейших манипуляций, затем водрузили на повозку, запряженную волами, дабы отвезти в церковь. Однако Дьявола разозлило такое похищение и по устрашению бесовскому волы вдруг взбесились, понеслись вперед и сбили с ног шедшего рядом возницу. Несчастный мужчина угодил под колеса и скончался. Но Парфений силой Божией все исправил. Узнав о случившемся, святитель прибыл на место происшествия, опустился на колени перед трупом и стал молиться. И мертвый воскрес!

Читайте также:  Почаевская Икона

Это знамение послужило укреплению веры людей. Страждущие полноводной рекой потекли к Парфению Лампсакийскому со всех краев. Денег святитель за лечение молитвой с людей не брал, в чем заключалась еще одна его добродетель.

Парфений в разное время изгнал бесов:

  1. из женщины по имени Зоиле;
  2. из Дафны – дочери Дионисия знатного рода;
  3. из Агалматии – дочери смирнского князя Мамалия;
  4. из жительницы города Арисва Александры;
  5. из дочери авединийского гражданина Синодия;
  6. из женщины Акакии, жившей в Фелеи;
  7. из отроковицы Руфины и диакониссы Феофилы – уроженок селения Асермии;
  8. из отроковицы Кириакии и нищей старицы Каллиопы.

Немало людей исцелил святитель от телесных недугов. Воина Агасана он избавил от расслабления всех частей тела, супругу вельможи Агапита, Евхерию – от отравления смертоносным ядом, единственного сына пресвитера Илария, Феласия – от расслабления ума, мужчину по имени Каллиста – от хромоты. Нередко Парфений оказывал помощь даже тем, кто не просил его об этом, поступая так по зову своего доброго сердца.

Воскрешением мертвых описанный выше случай с возницей тоже не ограничился. Однажды святитель Парфений вернул к жизни повесившегося в построенной самим праведником церкви. Имя самоубийцы было Алан, происходил он из Сирии. Нечистый дух подвиг несчастного на сей страшный поступок. В другой раз из мертвых по молитвам святителя Парфения Лампсакийского воскрес юноша Максим из города Виза, прислуживающий одному диакону в Лампсаке. У него возникла болезнь желудка, которая чуть и не свела несчастного в могилу.

Кроме того, как-то раз Парфений Лампсакийский помог царским работникам, страдавшим от нападок и порчи товаров, имущества Дьяволом. Тот вселился в дом, где происходила подготовка одеяний для правителя. Святитель изгнал нечисть, и все бесчинства прекратились. А еще угодник Божий спас от засухи целое селение.

Парфений Лампсакийский скончался в 318 году н.э. Святителя погребли в созданной им же часовне, что располагается близ соборной церкви города Лампсака. Обряд совершили прибывшие на церемонию представители духовенства. И сегодня молитва, вознесенная к святителю Парфению, исцеляет души и тела страждущих.

Моли́тва святи́телю Парѳе́нію, епи́скопу Лампсакíйскому:

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче Парѳе́ніе! Кíя моли́твы принесу́ тебѣ́ а́зъ, во грѣсѣ́хъ вы́ну пребыва́яй? Ра́звѣ о зло́бѣ свое́й те́плѣ пла́кати потщу́ся и твоея́ по́мощи и укрѣпле́нія испроси́ти дерзну́. Се́ зри́ши, о блаже́нне, ка́ко грѣси́, ско́рби же и напа́сти жите́йскія ду́шу мою́ обурева́ютъ и уже́ во во изнеможе́ніе ту́ю приведо́ша. Оба́че, на предста́тельство твое́ предъ Го́сподемъ надѣ́яся, вопію́ ти́, свя́те: укрѣпи́ осла́бленныя ру́цѣ и колѣ́на моя́, да́ждь утѣше́ніе свѣ́тлое безотра́днѣй душѣ́ мое́й, услади́ го́рькія ско́рби, я́же я́ко те́рнія и волчцы́ о́стрыя мя́ уязвля́ютъ и пу́ть спаси́тельный тя́жекъ ми́ творя́тъ. Испроси́ мнѣ́ отъ Го́спода терпѣ́нія да́ръ, кро́тости же и смиренному́дрія ду́хъ пра́вый, да не́гли и́ми на мя́ благода́ть Утѣ́шителева привлече́тся. Очи́сти мя́, моли́твою твое́ю отъ вся́кія скве́рны пло́ти и ду́ха, да бре́мя грѣхо́въ све́ргнувъ и отъ я́звъ страсте́й исцѣле́нъ, ле́гцѣ сподо́блюся прейти́ отъ діа́вольскія сѣ́ти и по́двигъ житія́ сего́ преше́дъ, не лише́нъ бу́ду ра́йскія оби́тели, ку́пно со всѣ́ми святы́ми сла́вя и воспѣва́я Пресвяту́ю и достопокланя́емую Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во вѣ́ки вѣко́въ. Ами́нь.

Тропарь общий святителю Парфению и преподобному Луке, глас 4:

Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Чудес приял еси Божественную благодать, Богомудре священне Парфение, чудотворче Богоносе, вся верных страсти очищая, духи лукавства, отче, изгоняя. Сего ради тя воспеваем, яко велия таинника Божия благодати.

Избравый тя Бог прежде создания во Свое благоугодие, имиже ведяще судьбами, присно от утробы освящает и Своего раба показа тя, исправляя твоя стопы, Луко, яко Человеколюбец, Ему ныне, радуяся предстоиши.

Величаем вас, святии отцы Парфение и Луко, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Преподобный Парфе ́ ний Лампсакийский, епископ

День памяти

Житие

Свя­ти­тель Пар­фе­ний, епи­скоп Ламп­са­кий­ский, был ро­дом из го­ро­да Ме­ли­то­по­ля (Ма­лая Азия), где его отец Хри­сто­фор слу­жил диа­ко­ном. Юно­ша не был на­учен гра­мо­те, но хо­ро­шо усво­ил Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние, при­сут­ствуя в хра­ме при бо­го­слу­же­ни­ях. У него бы­ло доб­рое серд­це и, за­ни­ма­ясь ры­бо­лов­ством, он вы­ру­чен­ные день­ги раз­да­вал ни­щим. Ис­пол­нен­ный бла­го­да­ти Бо­жи­ей, свя­той Пар­фе­ний с 18-ти лет име­нем Хри­сто­вым вра­че­вал бо­лез­ни, из­го­нял бе­сов и тво­рил дру­гие чу­де­са. Узнав о доб­ро­де­тель­ной жиз­ни юно­ши, Ме­ли­то­поль­ский епи­скоп Филипп дал ему об­ра­зо­ва­ние и по­свя­тил во пре­сви­те­ра. В 325 го­ду, в цар­ство­ва­ние Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, ар­хи­епи­скоп Ки­зи­че­ский Ахил­лий по­ста­вил его епи­ско­пом го­ро­да Ламп­са­ка (Ма­лая Азия). В го­ро­де бы­ло мно­же­ство языч­ни­ков, и свя­ти­тель стал усерд­но рас­про­стра­нять ве­ру во Хри­ста, утвер­ждая ее по во­ле Бо­жи­ей мно­ги­ми чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных. Лю­ди ста­ли от­хо­дить от язы­че­ских ве­ро­ва­ний, и то­гда свя­ти­тель Пар­фе­ний от­пра­вил­ся к ца­рю Кон­стан­ти­ну Ве­ли­ко­му с прось­бой дать ему власть раз­ру­шать идоль­ские ка­пи­ща и стро­ить на их ме­сте хри­сти­ан­ские хра­мы. Царь при­нял свя­ти­те­ля с че­стью, дал ему гра­мо­ту на ра­зо­ре­ние ка­пищ и снаб­дил сред­ства­ми для по­строй­ки хра­ма. Воз­вра­тив­шись в Ламп­сак, свя­ти­тель Пар­фе­ний при­ка­зал раз­ру­шить идоль­ские ка­пи­ща и по­сре­ди го­ро­да воз­двиг­нуть пре­крас­ный Бо­жий храм.

Най­дя на од­ном из ра­зо­рен­ных ка­пищ боль­шой ка­мень, удоб­ный для устро­е­ния свя­то­го пре­сто­ла в хра­ме, свя­ти­тель при­ка­зал об­ра­бо­тать его и от­вез­ти на стро­и­тель­ство церк­ви. По зло­бе диа­во­ла, ко­то­рый возъ­ярил­ся за взя­тый из ка­пи­ща ка­мень, по­воз­ка опро­ки­ну­лась, и кам­нем уби­ло воз­ни­че­го Ев­ти­хи­а­на. Свя­той Пар­фе­ний вос­кре­сил его сво­ей мо­лит­вой и по­сра­мил диа­во­ла, ко­то­рый хо­тел вос­пре­пят­ство­вать Бо­жье­му де­лу.

Ми­ло­сер­дие свя­ти­те­ля бы­ло так ве­ли­ко, что он не от­ка­зы­вал в ис­це­ле­нии ни­ко­му из мно­же­ства при­хо­дя­щих к нему или встре­ча­е­мых им на до­ро­гах лю­дей, страж­ду­щих те­лес­ны­ми неду­га­ми и одер­жи­мых нечи­сты­ми ду­ха­ми. На­род пе­ре­стал об­ра­щать­ся к вра­чам, так как все бо­лез­ни во Имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста без­мезд­но ис­це­лял свя­той Пар­фе­ний. Ве­ли­кой си­лой Име­ни Хри­сто­ва из­гнал свя­ти­тель мно­же­ство бе­сов из лю­дей, до­мов, мор­ских вод. Ко­гда свя­ти­тель из­го­нял бе­са из од­но­го че­ло­ве­ка, одер­жи­мо­го им с дет­ства, нечи­стый дух стал про­сить свя­то­го дать ему дру­гое ме­сто оби­та­ния. Свя­той по­обе­щал ука­зать та­кое ме­сто и, от­крыв уста свои, ска­зал бе­су: “Вой­ди и оби­тай во мне”. Диа­вол, как бы опа­лен­ный ог­нем, возо­пил: “Как я вой­ду в дом Бо­жий?”, и скрыл­ся в ме­стах пу­стын­ных и непро­хо­ди­мых. Нечи­стый дух, из­гнан­ный свя­ти­те­лем из до­ма, где из­го­тов­ля­лись цар­ские пор­фи­ры, кри­чал во все­услы­ша­ние, что Бо­же­ствен­ный огонь го­нит его в ге­ен­ну ог­нен­ную.

Так, яв­ляя лю­дям ве­ли­кую си­лу ве­ры во Хри­ста, свя­ти­тель об­ра­тил мно­же­ство идо­ло­по­клон­ни­ков к ис­тин­но­му Бо­гу.

Свя­ти­тель Пар­фе­ний скон­чал­ся мир­но и был тор­же­ствен­но по­гре­бен ря­дом с со­бор­ной цер­ко­вью Ламп­са­ка, в по­стро­ен­ной им са­мим ча­совне.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобным Парфению Лампсакийскому и Луке Елладскому, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.

Кондак преподобному Парфению Лампсакийскому, глас 3

Чуде́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть,/ богому́дре свяще́нне Парфе́ние, чудотво́рче богоно́се,/ вся́ ве́рных стра́сти очища́я,/ ду́хи лука́вства, о́тче, изгоня́я,/ сего́ ра́ди тя́ воспева́ем,// я́ко ве́лия таи́нника Бо́жия благода́ти.

Перевод: Чудес ты принял Божественную благодать, Богомудрый святитель Парфений, чудотворец Богоносный, все страсти верующих очищая, духов лукавства, отче, изгоняя, потому воспеваем тебя, как великого таинника Божией благодати.

Канон святителю Парфению Лампсакийскому (второй)

Припев: Святи́телю, о́тче Парфéние, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 20 февраля (07 февраля ст. ст.)

Глас 6.

Ирмо́с: Я́ко по су́ху, пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу, побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.

Моле́бное тебе́ пе́ние предначина́я, смуща́юся, о́тче, ка́ко досто́йно е́сть воспева́ти тя́. Оба́че е́же от любве́ приноше́ние мое́ приими́ и устне́ моя́ отве́рзи, я́ко да возвещу́ хвалу́ твою́, Парфе́ние святи́телю.

Мо́ре страсте́й ты́ немо́кренно мину́л еси́, сла́вне, от вра́г невреди́вся, и́хже ополче́ния во глубину́ преиспо́дния низве́ргл еси́, поя́ Го́сподеви, сла́вно бо просла́вися.

Погуби́ супоста́ты, гоня́щия мя́, чудоно́сче, се́ бо настиза́ют уже́, и не́сть ми́ избавле́ния, а́ще кто́ не защити́т мя́ от ни́х или́ а́бие не погря́знут, я́коже дре́вле еги́птянов полцы́.

Богоро́дичен: Рождество́м Твои́м ле́сть бесо́вскую упраздни́вшая, Многомо́щная Всемогу́щаго Ма́ти, и мене́, враго́м прельща́ема, при́сно на бре́г спасе́ния возведи́, пою́щаго Го́сподеви, сла́вно бо просла́вися.

Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.

Обнища́вшее лю́те се́рдце мое́ предста́тельством твои́м обогати́, свя́те, и́маши бо вои́стину ве́лие к Бо́гу дерзнове́ние, я́ко Иису́сов подви́жник до́блий, Парфе́ние.

Душа́ моя́ изнемо́же в боре́ниих и напа́стех и на гно́ищи стра́стнем ны́не низлежи́т, но да возведе́тся от а́да преиспо́дняго, си́лою же Бо́жиею да препоя́шется, моли́ся, святи́телю.

Расшири́шася уста́ твоя́ на враги́ ро́да челове́ча, моли́тв бо твои́х не терпя́ще, я́ко огне́м опаля́еми, стеня́ще, от тебе́ бежа́ху. Те́м и е́же на на́с неи́стовство и́х упраздни́.

Богоро́дичен: Тебе́ Симео́н ду́шу ору́жию пройти́ глаго́лаше, е́же и сбы́стся при Кресте́ Сы́на Твоего́. Ско́рбем у́бо на́шим спострада́ти могу́щи, я́ко Сама́ те́х вкуси́вшая го́речи, услади́ и́х на́м, Пречи́стая.

Седа́лен, гла́с 3.

Испо́лнь Ду́ха Боже́ственнаго сы́й, де́лы просия́ благоче́стия, свяще́нне чудотво́рче Парфе́ние, от ле́сти челове́ки обрати́л еси́, боля́щих стра́сти исцеля́я. О́тче преподо́бне, Христа́ Бо́га моли́ спасти́ся ду́шам на́шим.

Богоро́дичен: Ра́бски ны́не притека́ю к покро́ву Твоему́, Пренепоро́чная, изба́ви мя́, Богороди́тельнице, слия́ния страсте́й, я́ко безстра́стия Вино́внаго ро́ждшая.

Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь Боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста о Го́споде пра́зднующи.

На стра́жи па́стырстей стоя́л еси́, иера́рше, бо́дрым о́ком ста́до твое́ озира́я, во уны́нии спя́щих возбужда́я, заблужда́ющия возвраща́я, хи́щники же дале́че отгоня́я устраше́нием Боже́ственных глаго́л.

О пи́ще теле́сней небре́гл еси́, Бо́жия любве́ насыща́яся при́сно жела́нием ненасы́тным. Моя́ бо пи́ща е́сть, вопия́л еси́, досточу́дне, е́же твори́ти во́лю Го́спода моего́ и де́ло Его́ соверши́ти.

Огра́да ми́ бу́ди от вся́каго прило́га и напа́сти сопроти́вныя, да ника́ко лука́ваго сне́дию бу́ду, но да же́ртва сотворю́ся Бо́гови прия́тная твои́ми, свя́те, моли́твами.

Богоро́дичен: Очище́ния не тре́бующая, дне́сь по зако́ну очища́ешися и, Сы́на нося́щи, во хра́м вхо́диши. Срета́ет же Тебе́ Симео́н, вели́чие Тебе́ возвеща́я и ско́рбь несказа́нную.

Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Но́щь глубока́ грехо́внаго помраче́ния на мя́ нападе́, но твои́ми, светоно́сче, моли́твами све́т невече́рний да возсия́ет ми́, стопы́ моя́ на и́стинный пу́ть направля́я.

Стра́ха ра́ди Бо́жия ду́х любве́ в се́рдце твое́ прия́л еси́, па́стве твое́й спасе́ние породи́в, а́ще же и мно́го боле́зновал еси́, оба́че сугу́бо и возвесели́ тя́ всесладча́йший Иису́с, Госпо́дь на́ш.

Ме́ртвыя воскреси́л еси́, бе́сы изгна́л еси́ и вся́ челове́ков неду́ги цели́л еси́ в житии́ твое́м, чудотво́рче, но и ны́не притека́ющих к тебе́ спаса́еши от вся́каго озлобле́ния.

Богоро́дичен: Безболе́зненно Христа́ Бо́га пло́тию ро́ждшая, но и ма́терних скорбе́й не избе́гшая, на́ша, я́же в совлече́нии дре́вняго челове́ка, боле́зни утиши́ и в но́ваго облещи́ся помози́ на́м, Всепе́тая.

Читайте также:  Храм иконы Тихвинской Божией Матери в Алексеевском

Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Бе́здну милосе́рдия Бо́жия беззако́ний мои́х бе́здною преогорчи́х, и покры́ мя́ се́нь сме́ртная, ко Го́споду же воззре́ти отню́д не могу́, но моли́твами твои́ми, о́тче, ко исправле́нию жития́ да возведу́ся.

Смуще́ние по́мысл мои́х укроти́, святи́телю, тишину́ Боже́ственную, я́же в се́рдцы твое́м почива́ше, и мне́ низводя́ в ду́шу, пребога́те.

В тиме́ние страсте́й преслуша́нием я́коже низверго́хся иногда́, та́ко, лю́те смири́выйся ны́не, на спасе́ния стези́ да возставля́юся, о́тче Парфе́ние, предста́тельством твои́м.

Богоро́дичен: Поноше́ние нападе́ на ду́шу мою́, и жда́х соскорбя́щаго, и не бе́, и утеша́ющих и не обрето́х, у́бо к Тебе́ притека́ю, Богома́ти, да всеси́льным Твои́м умири́ши лю́те мя́, обурева́ема, в приста́нище безстра́стия наставля́ющи.

Конда́к, гла́с 3.

Чуде́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть, Богому́дре свяще́нне Парфе́ние, чудотво́рче Богоно́се, вся́ ве́рных стра́сти очища́я, ду́хи лука́вства, о́тче, изгоня́я. Сего́ ра́ди тя́ воспева́ем, я́ко вели́каго таи́нника Бо́жия благода́ти.

Чистото́ю, я́коже тайнови́дец и дру́г Христо́в Богосло́в Иоа́нн, у́мныя о́чи уясни́в, зре́л еси́, Богому́дре Парфе́ние, сокрове́нная и та́йная, я́же познава́я, ми́ра непостоя́нная презре́л еси́, ника́коже к си́м прилепи́тися восхоте́л еси́, еще́ же и ча́да твоя́ от су́етных отвраща́л еси́, лу́чшим жела́нием те́х разжиза́я; те́мже и по все́й вселе́нней сла́вно бы́сть и́мя твое́, я́ко вели́каго таи́нника Бо́жия благода́ти.

Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла А́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же, оте́ц на́ших.

После́довал еси́ Христо́ви все́м се́рдцем твои́м по все́м путе́м Его́ ско́рбным и за́поведи Его́ преступи́ти па́че вся́каго зла́ убоя́лся еси́. Те́мже и яви́ тебе́ лице́ Свое́ возлюби́вый Тя́, благослове́нный Бо́г оте́ц на́ших.

В седмери́цею разжже́нной пе́щи искуше́ний неврежде́н сохрани́выйся, о́тче Парфе́ние, и мене́ из пла́мене грехо́внаго неопа́льна изми́, да па́ки в чудесе́х твои́х просла́вится благослове́нный Бо́г оте́ц на́ших.

Душе́ю сокруше́нною и се́рдцем смире́нным Иису́сови моли́твы принося́ в житии́ твое́м, до́бре услы́шан бы́л еси́, у́бо и о мне́ ны́не помоли́ся, да уще́дрит тя́ благослове́нный Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: О́гнь Божества́ во чре́ве неопа́льно прие́мшая, Де́во, и мене́ приима́ти Сего́ Пло́ти и Кро́ви сподобля́й при́сно, да стра́сти моя́ попали́т благослове́нный Бо́г оте́ц на́ших.

Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо, е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.

Зла́та и бога́тства не поклони́лся еси́ куми́ру, сокро́вище се́рдца твоего́ в Бо́зе полага́я, нестяжа́ние же возлюби́в, кро́тостию и нищелю́бием преукраси́лся еси́, сла́вне.

А́ще и препя́тия вы́ну полага́ше тебе́ в до́брых твои́х де́лех кня́зь тьмы́, оба́че ника́коже тебе́ вреди́в, са́м посрамля́емь быва́ше, всезло́бный, и твое́ю, о́тче, моли́твою опаля́емь.

Пу́ть жития́ простра́нный, сла́достию прельща́ющий на́с, облича́й, му́дре, я́ко лжи́вый и ско́рбь вели́кую нанося́щий душа́м, я́ко да ра́достно сотвори́м у́зкаго пути́ терно́вное ше́ствие.

Богоро́дичен: Две́ре Благослове́нная, Е́юже спасе́ние в ми́р вни́де, Цари́це Блага́я, отве́рзи ми́ вхо́ды Небе́снаго жи́тельства, преступле́нием заключе́нныя иногда́.

Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети на Него́ же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с Небе́сными во́и Тя́ ублажа́ем.

Святи́телей сла́во, о́тче Парфе́ние, уче́ньми твои́ми низложи́вый иногда́ злосла́вия вознесе́нную горды́ню, и мои́х страсте́й воста́ние укроти́, смире́ние ми́ подая́ и се́рдце сокруше́нное.

Поще́нием кре́пким и моли́твою ору́жие, бесо́м стра́шное, восприя́л еси́, о́тче, ро́д бо се́й ничи́м же, кроме́ си́х, побежда́ется. Те́мже и мне́ в доброде́телех преуспева́ти пода́ждь.

Тро́ицы бо́дрый служи́телю и покая́ния пропове́дниче, уны́ния моего́ дрема́ние отжени́ и бо́дрствовати помози́ ми́, свя́те Парфе́ние, сего́ же прося́, моле́ние мое́ убо́гое скончава́ю.

Богоро́дичен: Всеблаже́нная Де́во и но́выя благода́ти свяще́нный киво́те, заве́т Тво́й и обетова́ние ро́ду христиа́нскому помяни́ и ско́ро помощи́ мне́ потщи́ся, моля́щу Ти́ ся́.

Светоно́сное Иису́сово И́мя, возлю́бленное и вожделе́нное тебе́ от млада́го во́зраста, но́ваго тя́, Моисе́ю подо́бнаго, Богови́дца соде́ла, во мра́к та́инственный входя́щаго. Те́мже, Парфе́ние небоявле́нне, и мою́ ду́шу, мра́ком грехо́вным покрове́нную, озари́ любве́ Иису́совы заре́ю и на безстра́стия го́ру смире́нием возведи́.

Богоро́дичен: Светоза́рная Бо́жия пала́то и недоуме́нный Светода́вца престо́ле, Ма́ти Безневе́стная, просвети́ ны́ све́том доброде́тели, да о́браз Бо́жий, помраче́нный страстьми́, па́ки сла́вою дре́влею просия́ет в на́с, ве́рою и любо́вию Тя́ воспева́ющих.

Свя­ти­тель Пар­фе­ний, епи­скоп Ламп­са­кий­ский, был ро­дом из го­ро­да Ме­ли­то­по­ля (Ма­лая Азия), где его отец Хри­сто­фор слу­жил диа­ко­ном. Юно­ша не был на­учен гра­мо­те, но хо­ро­шо усво­ил Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние, при­сут­ствуя в хра­ме при бо­го­слу­же­ни­ях. У него бы­ло доб­рое серд­це и, за­ни­ма­ясь ры­бо­лов­ством, он вы­ру­чен­ные день­ги раз­да­вал ни­щим. Ис­пол­нен­ный бла­го­да­ти Бо­жи­ей, свя­той Пар­фе­ний с 18-ти лет име­нем Хри­сто­вым вра­че­вал бо­лез­ни, из­го­нял бе­сов и тво­рил дру­гие чу­де­са. Узнав о доб­ро­де­тель­ной жиз­ни юно­ши, Ме­ли­то­поль­ский епи­скоп Филипп дал ему об­ра­зо­ва­ние и по­свя­тил во пре­сви­те­ра. В 325 го­ду, в цар­ство­ва­ние Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, ар­хи­епи­скоп Ки­зи­че­ский Ахил­лий по­ста­вил его епи­ско­пом го­ро­да Ламп­са­ка (Ма­лая Азия). В го­ро­де бы­ло мно­же­ство языч­ни­ков, и свя­ти­тель стал усерд­но рас­про­стра­нять ве­ру во Хри­ста, утвер­ждая ее по во­ле Бо­жи­ей мно­ги­ми чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных. Лю­ди ста­ли от­хо­дить от язы­че­ских ве­ро­ва­ний, и то­гда свя­ти­тель Пар­фе­ний от­пра­вил­ся к ца­рю Кон­стан­ти­ну Ве­ли­ко­му с прось­бой дать ему власть раз­ру­шать идоль­ские ка­пи­ща и стро­ить на их ме­сте хри­сти­ан­ские хра­мы. Царь при­нял свя­ти­те­ля с че­стью, дал ему гра­мо­ту на ра­зо­ре­ние ка­пищ и снаб­дил сред­ства­ми для по­строй­ки хра­ма. Воз­вра­тив­шись в Ламп­сак, свя­ти­тель Пар­фе­ний при­ка­зал раз­ру­шить идоль­ские ка­пи­ща и по­сре­ди го­ро­да воз­двиг­нуть пре­крас­ный Бо­жий храм.

Най­дя на од­ном из ра­зо­рен­ных ка­пищ боль­шой ка­мень, удоб­ный для устро­е­ния свя­то­го пре­сто­ла в хра­ме, свя­ти­тель при­ка­зал об­ра­бо­тать его и от­вез­ти на стро­и­тель­ство церк­ви. По зло­бе диа­во­ла, ко­то­рый возъ­ярил­ся за взя­тый из ка­пи­ща ка­мень, по­воз­ка опро­ки­ну­лась, и кам­нем уби­ло воз­ни­че­го Ев­ти­хи­а­на. Свя­той Пар­фе­ний вос­кре­сил его сво­ей мо­лит­вой и по­сра­мил диа­во­ла, ко­то­рый хо­тел вос­пре­пят­ство­вать Бо­жье­му де­лу.

Ми­ло­сер­дие свя­ти­те­ля бы­ло так ве­ли­ко, что он не от­ка­зы­вал в ис­це­ле­нии ни­ко­му из мно­же­ства при­хо­дя­щих к нему или встре­ча­е­мых им на до­ро­гах лю­дей, страж­ду­щих те­лес­ны­ми неду­га­ми и одер­жи­мых нечи­сты­ми ду­ха­ми. На­род пе­ре­стал об­ра­щать­ся к вра­чам, так как все бо­лез­ни во Имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста без­мезд­но ис­це­лял свя­той Пар­фе­ний. Ве­ли­кой си­лой Име­ни Хри­сто­ва из­гнал свя­ти­тель мно­же­ство бе­сов из лю­дей, до­мов, мор­ских вод. Ко­гда свя­ти­тель из­го­нял бе­са из од­но­го че­ло­ве­ка, одер­жи­мо­го им с дет­ства, нечи­стый дух стал про­сить свя­то­го дать ему дру­гое ме­сто оби­та­ния. Свя­той по­обе­щал ука­зать та­кое ме­сто и, от­крыв уста свои, ска­зал бе­су: “Вой­ди и оби­тай во мне”. Диа­вол, как бы опа­лен­ный ог­нем, возо­пил: “Как я вой­ду в дом Бо­жий?”, и скрыл­ся в ме­стах пу­стын­ных и непро­хо­ди­мых. Нечи­стый дух, из­гнан­ный свя­ти­те­лем из до­ма, где из­го­тов­ля­лись цар­ские пор­фи­ры, кри­чал во все­услы­ша­ние, что Бо­же­ствен­ный огонь го­нит его в ге­ен­ну ог­нен­ную.

Так, яв­ляя лю­дям ве­ли­кую си­лу ве­ры во Хри­ста, свя­ти­тель об­ра­тил мно­же­ство идо­ло­по­клон­ни­ков к ис­тин­но­му Бо­гу.

Свя­ти­тель Пар­фе­ний скон­чал­ся мир­но и был тор­же­ствен­но по­гре­бен ря­дом с со­бор­ной цер­ко­вью Ламп­са­ка, в по­стро­ен­ной им са­мим ча­совне.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Парфения Лампсакийского

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие православные христиане не только слышали, но и преклонялись перед ликом святого Парфиния. Он еще при жизни творил чудеса, которые не перестают происходить и после его смерти.

Житие святого

Православный святитель Парфний, епископ Лампсакийский родился в Мелитополе. Его отец был верующим человеком и служил в храме диаконом. Мальчик не был грамотным. Из-за бедности у родителей не было возможности его обучить письму или чтению.

Но несмотря на это усвоить писание Божье мальчик смог на литургиях, которые никогда не пропускал. Он был необычайно добрым, любознательным. При этом ему очень нравилось заниматься рыболовством. В повседневной жизни при каждой возможности старался помочь бедным и нуждающимся в этом людям.

С 18 лет занимался врачеванием в том числе умел изгонять бесов и творить настоящие чудеса, которые не мог никто объяснить. Когда о таких деяниях стало известно в округе и дошли до епископа Филиппа, тогда самим епископом было принято решение помочь юноше получить нормальное образование. Благодаря чему Парфений смог проповедовать веру среди язычников.

В результате все больше и больше людей начинали веровать в Всевышнего. Однажды вместе с помощником святитель нашел камень, который был очень удобным для воздвижения престола в храме. Он приказал помощнику обработать камень и забрать на строительство церкви. Бесы рассердились и своими темными силами опрокинули повозку. Она упала на возничего и убила его своей тяжестью.

Парфений благодаря своей глубокой молитве смог оживить возничего. Было не мало чудес и изгнания бесов из православных верян.

Икона Парфения Лампсакийского

Днем памяти святителя считается 20 февраля. Именно в этот день рядом с его иконой собирается большое количество паломников и верян, чтобы вознести молитву о:

  • здравии родных и близких;
  • исцелении от тяжких болезней;
  • помощи в трудных ситуациях.

Икону святителя Парфения можно встретить в каждом храме. Перед ликом нужно обязательно зажечь свечи, и только после этого приступать к чтению молитвы:

Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О Господи, Создатель мой, всё Упование моё! Не оставь меня без удела во блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему. Даруй мне эту чистоту духа, эту простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой, возношу душу и сердце моё, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от величайшего и единственного настоящего зла – греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением беспокойства и скорби душевные, с какой радостью приемлю удовольствия сердечные. Если Ты хочешь, Господи, – можешь очистить и освятить меня. Вот я предаю себя Твоей благости, прося истребить из меня всё противное Тебе и присоединить к сонму избранных Твоих.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом епископе Лампсакийском:

Парфений Лампсакийский – история святого имени

Житие преподобного Парфения, епископа Лампсакийского

Святитель Парфений, епископ Лампсакийский, был родом из города Мелитополя (Малая Азия), где его отец Христофор служил диаконом. Юноша не был научен грамоте, но хорошо усвоил Божественное Писание, присутствуя в храме при богослужениях. У него было доброе сердце и, занимаясь рыболовством, он вырученные деньги раздавал нищим. Исполненный благодати Божией, святой Парфений с 18-ти лет именем Христовым врачевал болезни, изгонял бесов и творил другие чудеса. Узнав о добродетельной жизни юноши, Мелитопольский епископ Филипп дал ему образование и посвятил во пресвитера. В 325 году, в царствование Константина Великого, архиепископ Кизический Ахиллий поставил его епископом города Лампсака (Малая Азия). В городе было множество язычников, и святитель стал усердно распространять веру во Христа, утверждая ее по воле Божией многими чудесами и исцелениями больных. Люди стали отходить от языческих верований, и тогда святитель Парфений отправился к царю Константину Великому с просьбой дать ему власть разрушать идольские капища и строить на их месте христианские храмы. Царь принял святителя с честью, дал ему грамоту на разорение капищ и снабдил средствами для постройки храма. Возвратившись в Лампсак, святитель Парфений приказал разрушить идольские капища и посреди города воздвигнуть прекрасный Божий храм.

Читайте также:  Храм Знамения на Рижской, расписание богослужений, адрес

Найдя на одном из разоренных капищ большой камень, удобный для устроения святого престола в храме, святитель приказал обработать его и отвезти на строительство церкви. По злобе диавола, который возъярился за взятый из капища камень, повозка опрокинулась, и камнем убило возничего Евтихиана. Святой Парфений воскресил его своей молитвой и посрамил диавола, который хотел воспрепятствовать Божьему делу.

Милосердие святителя было так велико, что он не отказывал в исцелении никому из множества приходящих к нему или встречаемых им на дорогах людей, страждущих телесными недугами и одержимых нечистыми духами. Народ перестал обращаться к врачам, так как все болезни во Имя Господа Иисуса Христа безмездно исцелял святой Парфений. Великой силой Имени Христова изгнал святитель множество бесов из людей, домов, морских вод. Когда святитель изгонял беса из одного человека, одержимого им с детства, нечистый дух стал просить святого дать ему другое место обитания. Святой пообещал указать такое место и, открыв уста свои, сказал бесу: “Войди и обитай во мне”. Диавол, как бы опаленный огнем, возопил: “Как я войду в дом Божий?”, и скрылся в местах пустынных и непроходимых. Нечистый дух, изгнанный святителем из дома, где изготовлялись царские порфиры, кричал во всеуслышание, что Божественный огонь гонит его в геенну огненную.

Так, являя людям великую силу веры во Христа, святитель обратил множество идолопоклонников к истинному Богу.

Святитель Парфений скончался мирно и был торжественно погребен рядом с соборной церковью Лампсака, в построенной им самим часовне.

См. также: “” в изложении свт. Димитрия Ростовского.

20 февраля. Память преподобного Парфения, епископа Лампсакийского

Cедмица о Закхее.
Поста нет. 7 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский

Святитель Парфений, хотя и был в юности простым рыбаком, но прославился тем, что уже с 18 лет именем Христовым безмездно врачевал многие недуги, изгонял бесов и творил иные чудеса. Позже, будучи поставлен во епископы, он отправился к императору Константину Великому с просьбой дать ему власть разрушать языческие капища и строить на их месте христианские храмы. Диавол ополчался на святого и однажды убил возницу, увозившего камни разрушенного капища. Святитель воскресил погибшего. Одно из исцелений явило особую силу святого. Когда он изгонял беса из человека, одержимого с детства, нечистый дух стал просить дать ему другое место обитания. Святой пообещал указать такое место и рек: «Войди и обитай во мне». Бес, словно опаленный огнем, с криком: «Как я войду в дом Божий?» — бежал в пустынные места.

Преподобный Лука Елладский

Преподобный Лука Елладский, основатель монастыря Осиос Лукас. В 14 лет после смерти отца он ушел из дома в Афины, желая стать монахом в одном из афинских монастырей. Около 946 года Лука поселился на склонах Геликона. Вскоре вокруг него образовалась монашеская община, и было начато строительство храма во имя святой Варвары, вокруг которого возник монастырь Осиос Лукас. Лука скончался в 953 году и был погребен в своей келье, над которой позднее была построена небольшая церковь.

Священномученик Алексий (Троицкий), пресвитер

Священник Алексий Троицкий родился в 1875 году в городе Коломне Московской губернии в семье псаломщика. С 1902 года — диакон, служил, в частности, в храме в честь Нерукотворного Образа Спасителя в селе Волынское Московского уезда. С 1920 года — иерей, с 1921 года — настоятель того же храма. Через 7 лет арестован, обвинен в поджоге храма, после трехдневного заключения освобожден за недоказанностью обвинения. С 1935 года служил в храме Покрова в Филях. В 1937 году арестован, обвинен в недовольстве существующим строем, в организации молебнов в домах и панихид на кладбищах без разрешения властей и так далее. Следствие использовало лжесвидетелей. Отец Алексий признал служение панихид без разрешения властей, но обвинения в контрреволюционной деятельности отверг. Приговорен к 10 годам лагерей. Работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала, в 1941 году переведен в Кулойлаг Архангельской области. Там умер и был погребен в безвестной могиле.

Священномученик Александр (Талызин), пресвитер

Протоиерей Александр Талызин родился в 1870 году в селе Типня Тверской губернии в семье священника. После окончания духовной семинарии служил священником в храмах Тверской епархии. В 1928 году арестован, обвинен в антисоветской агитации, приговорен к 2 годам ссылки. Вернувшись, вновь служил в Тверской епархии. В 1938 году арестован, помещен в тюрьму в райцентре Красный Холм, обвинен в антисоветской и контрреволюционной работе. Желая услышать имена людей из окружения отца Александра, следователь требовал назвать его связи в районе. «Я какой-либо антисоветской агитации не вел и не веду и виновным себя в этом не признаю», — отвечал священник. Вызванные лжесвидетели подписали необходимые показания. «Тройкой» НКВД отец Александр приговорен к расстрелу и погребен в безвестной общей могиле.

Священное Писание

2 Тим., 293 зач., II, 11-19

11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, 17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.

19 Но твердое основание Божие стои́т, имея печать сию: “познал Господь Своих”; и: “да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа”.

Лк., 88 зач., XVIII, 2-8

3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Тим. 2, 11-19; Лк. 18, 2-8

Чтобы сделать более впечатленною ту истину, “что должно всегда молиться и не унывать”, если не скоро услышится молитва, но все продолжать молиться, Господь сказал притчу, как судья, Бога не боявшийся и людей не стыдившийся, удовлетворил наконец прошение вдовицы, не потому, чтоб Бога убоялся и людей постыдился, а потому одному, что вдова та не давала ему покоя. Так если такой человек загрубелый не устоял против неотступности прошения, Бог ли человеколюбивый и многомилостивый не исполнит прошения, неотступно со слезами и сокрушением к Нему возносимого?! И вот ответ на то, почему молитвы наши часто не слышатся. Потому что воссылаем прошения наши к Богу не усердно, будто мимоходом, и притом так, что помолившись однажды ныне, завтра ждем исполнения своей молитвы, не думая попотеть и переутрудить себя в молитве. Вот и не слышится и не исполняется молитва наша, потому что сами не исполняем, как следует, положенного для молитвы закона уповательной и усердной неотступности.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В преддверии Великого поста Церковь предлагает верующим особый подготовительный период. Он длится более трех недель, и богослужебные тексты, общий строй церковной жизни помогают православному человеку таким образом настроить свою душу, чтобы войти в Великий пост с правильным пониманием того, что надлежит в течение Великого поста совершить и к каким целям подойти. Подготовительные недели наполнены замечательными богослужебными текстами, вдумываясь в которые человек поневоле настраивается на соответствующую волну. Он готовит свою душу, свой разум, свои чувства к вхождению в поприще святой Четыредесятницы.

Святитель Иоанн (Максимович) о частной молитве

Важно присутствовать на общественном богослужении, но не смеют из-за этого опускаться частные молитвы. Эти два вида молитв дополняют друг друга. Частная молитва есть моление одного или нескольких людей без посредства Божиих слуг. Частную молитву может совершать всякий. И в его воле, будет ли он читать определённые молитвы или будет молиться так, как ему душевное настроение указывает. Отдельная молитва необходимо надобна, потому что часто, а особенно при сокращённом богослужении, человек не может удовлетвориться только молитвой в храме. Кроме того, отдельная молитва имеет некоторые добрые особенности, которых не имеет молитва общая. Уединённый человек может лучше углубиться в молитву. Поэтому угодники Божии значительную часть времени определили для молитвы не только совместной, но и отдельной.

Чем страшен Страшный Суд?

Страшен Страшный Суд тем, что он будет всеобщим и окончательным. Для христианина страшна не смерть, а неподготовленность к вечности. Когда попал в воду, поздно учиться плавать.

Сейчас у нас нередко внешнее заслоняет внутреннее. Суд обнажит наше истинное духовное состояние. Одними из образов Бога является Свет или Огонь (Бог наш есть огонь поядающий – Евр.12:29). Преподобный Исаак Сирин: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, таково гееннское мучение, — оно есть раскаяние.

Сергей Аверинцев выразил это в поэзии: Не может Бог не быть, И всё в огне Его любви, и огнь Один для всех; но аду Бог есть ад. Как на солнце черный предмет может раскалиться, и такой же предмет рядом с ним — только светлый — останется прохладным, так и душа чёрная рядом со Светом — Богом — будет нестерпимо обжигаться тем же самым Светом Божества, который для души чистой будет источником блаженства.

Можно представить образом Страшного Суда и солнечный пляж. Два человека под открытым солнцем. Один загорелый, для него солнце — родное, он получает блаженство от его лучей. Другой человек всю жизнь прятался от солнца и, оказавшись под прямыми солнечными лучами, его кожа сгорела, и он испытывает нестерпимые муки. Для одного солнце приносит тепло и радость, для другого — пытку.

Молитвословия

Тропарь святителя Парфения и преподобного Луки

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Луки

Избравый Тя Бог прежде создания во Свое благоугодие,/ имиже ведяше судьбами, присно от утробы освящает/ и Своего раба показа тя, исправляя твоя стопы, Луко, яко Человеколюбец.// Ему ныне, радуяся, предстоиши.

Кондак преподобного Парфения

Чудес приял еси Божественную благодать,/ богомудре священне Парфение, чудотворче богоносе,/ вся верных страсти очищая,/ духи лукавства, отче, изгоняя,/ сего ради тя воспеваем,// яко велия таинника Божия благодати.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

Ссылка на основную публикацию