Святитель Мартин Исповедник, папа Римский

Святой Максим Исповедник и Папа Мартин

Память: 21 января / 3 февраля, 13 августа / 26 августа (Перенесение мощей)

Оппозиция святого Софрония положила конец моноэнергизму, который вначале проповедовал патриарх Сергий. Вместо этой теперь уже дискредитированной формулы папа Гонорий и “Экфесис” Ираклия канонизировали монофелитство, христологическую схему, утверждавшую, что единый и единственный “субъект” или Ипостась Христа могла обладать только одной волей. Действительно, спрашивали они, как могло бы человечество Христа, поскольку оно не имеет отдельной человеческой ипостаси (это было бы несторианством), проявлять себя отдельной, собственной волей? Очевидный изъян этой теории, однако, заключается в том, что поскольку единая Ипостась Христа есть предсуществующая, божественная Ипостась Логоса, Его единственной “ипостасной” волей может быть только воля божественная. Следовательно, человечество Его не совершенно, а есть лишь пассивное орудие Божества, механически “используемое” божественной волей. Монофелитство никак не могло совмещаться с “Томосом” Льва (agit utraque forma quod proprium est- “каждая из двух природ действует в соответствии со своими свойствами”) и с Халкидонским собором (“сохраняются характерные свойства каждой природы”). Свойство же истинного человечества-не пассивность, а волевое осуществление божественного замысла о твари. Кроме того, если бы каждой ипостаси была свойственна ее отдельная воля, то сама Божественная Троица обладала бы тремя волями. Монофелитство было схемой, не отличавшейся по существу от моноэнергизма: в обоих случаях отрицалась полнота человечества Христова. Действительно, оказывается, что вопрос моноэнергизма и монофелитства, как его определил святой Софроний, а позже его ученик, святой Максим (вероятно, наиболее выдающийся богословский гений позднего святоотеческого периода), лежал в основе христологических споров со времени Первого Эфесского собора (431). Если термин монофизитство мог соответствовать множеству разных течений, подчас чисто Кирилловых и потому совместимых с Халкидонским собором, хотя иногда взаимоисключающих и противоречивых, то споры VII в. были сосредоточены на действительной проблеме: необходимости сформулировать такую христологию, в которой “смысл тварного бытия и замысел истории” основывался бы “на воплощенном Христе” так, чтобы и тварь, и история не теряли бы своей собственной целенаправленности и динамизма.

Преподобный Максим Исповедник. Миниатюра из Минеи. Византия, XIII век

Патриарх Сергий Константинопольский и Гонорий Римский оба умерли в 638 году. Игумен Пирр, один из идеологов монофелитства, переписывавшийся со святым Максимом, был избран патриархом Константинопольским. Ему пришлось иметь дело с тем, что папы, преемники Гонория, отвергли “Экфесис”. Однако их протесты не вызвали разрыва общения с константинопольской кафедрой: римским епископам VII в. недоставало энергии и твердости их предшественников, так ясно проявлявшихся во время раскола с патриархом Акакием, несмотря даже на то, что компромиссы последнего с монофизитами были гораздо менее серьезны, чем компромиссы Сергия и Пирра. Преемник Сергия на константинопольской кафедре был откровенным монофелитом. Ссылаясь на авторитет почившего Гонория, он даже после ужасов арабского завоевания надеялся на христологический консенсус, основанный на монофелитстве. К несчастью для него, он оказался замешанным в династической борьбе, последовавшей за смертью Ираклия (641). Пирр попал в затруднительное положение в период кратковременного (трехмесячного) царствования Константина III (сына Ираклия и первой его жены Евдоксии), противника монофелитства. Встав на сторону Мартины и ее детей и будучи обвинен в соучастии в убийстве Константина III, он последовал за Мартиной, впавшей в немилость после воцарения Константа II (ноябрь 641). Замененный Павлом, также монофелитом, из столицы он отправился в ссылку в Африку.

Как раз в это время византийская Африка со столицей Карфагеном представлялась самым безопасным местом во всей Империи. В 610 году Ираклий использовал ее как базу, отправляясь с армией спасать Константинополь от персидской угрозы. Поскольку Восток был завоеван арабами, а Италии постоянно угрожали лангобарды, только Африка могла приютить множество беженцев, и ее экзарх Григорий, двоюродный брат Ираклия, сочетавший гражданскую и военную власть, был склонен думать, что в его руках все козыри военной и политической борьбы данного момента. Приехав в Карфаген, Пирр начал думать о возможности с помощью могущественного карфагенского экзарха вернуть себе патриаршество, которого, по его мнению, он был лишен несправедливо.

Среди восточных беженцев, живших в Африке, был и Максим, бывший секретарь Ираклия, а позже монах в Малой Азии85. Пребывание в Карфагене было отмечено его судьбоносной встречей со святым Софронием (633). Хотя поначалу он не примкнул ни к одной стороне в богословских спорах, в которые был вовлечен Софроний, он, по-видимому, стал по крайней мере с 640 года открыто выступать против монофелитства. Его влияние было велико не только благодаря духовному авторитету и умственным способностям, но и благодаря его политическим связям “наверху” в Константинополе.

Под покровительством экзарха Григория в 645 году был организован официальный спор между Максимом и сосланным бывшим патриархом Пирром. Неожиданным результатом его было официальное принятие Пирром православия, а затем его отъезд в Рим. В этих событиях монофелитское правительство Константинополя усмотрело заговор, в который вошли экзарх Григорий, Максим и папа. Подозрения эти нашли подтверждение в том, что Григорий действительно восстал против Константа II в 646 году, когда его войска провозгласили его императором. Однако судьба отвернулась от него: он был убит, отражая мощный набег арабов, прелюдию последовавшего вскоре окончательного завоевания (647). Святой Максим всегда резко отрицал свою причастность к восстанию Григория. В 646 году он покинул Карфаген, уехав вслед за Пирром в Рим. Но поскольку антимонофелитский лагерь возлагал большие надежды на деятельность Григория, возникли подозрения. В 646 году с одобрения Григория собиралось несколько африканских соборов, которые потребовали отменить “Экфесис”.

Приехав в Рим, Пирр торжественно обратился из монофелитства в православие. Он был принят папой Феодором, признавшим его патриаршее достоинство и даже пригласившим его возглавлять богослужения вместо себя. Папа Феодор (642-649) был греком палестинского происхождения, что, возможно, отчасти объясняет его более ясное понимание сути монофелитства. Вдохновленный постановлениями африканских соборов и советами святого Максима, он официально порвал общение с Павлом Константинопольским. В ответ последний наложил запрещение на часовню дворца Плакидии, в которой служили представители папы в столице. Позиция Римской церкви стала наконец определенной и ясной. Тем временем Пирр, потеряв надежду на продолжение своей патриаршей карьеры с помощью экзарха Григория (который уже погиб) и антимонофелитской партии, бежал в Равенну и вернулся в имперскую монофелитскую государственную церковь. Бесстрашный папа Феодор отлучил его от Церкви, подписав соответствующий акт пером, омоченным в евхаристической чаше.

Тщетность монофелитской политики постепенно делалась ясной даже в Константинополе. Исключая, может быть, Армению, где все еще было сильно византийское влияние, надежды на эту формулу как на основу для объединения с монофизитами были разбиты арабскими победами в Сирии и Египте; Италия же и Африка, противостоявшие монофелитству, все более и более отчуждались от центра Империи. Поэтому в 648 году Констант II сделал попытку прекратить спор. Официальным императорским указом, известным под названием “Типос”, он запрещал “всякий спор о единой воле или единой энергии, двух волях или двух энергиях”. Но постановление это пришло слишком поздно: проблема уже существовала, она стала подлинной дилеммой для христианского богословского сознания, и с ней нельзя было покончить простым актом политической власти. В действительности “Типос” был задуман для предотвращения борьбы православия с официальным монофелитством.

Папа Феодор умер, не получив “Типоса”. Избрание его преемника, святого Мартина, было уже само по себе актом сопротивления установленному имперскому порядку, поскольку кандидат не получил одобрения ни императора, ни его экзарха в Равенне. Мартин, итальянец, был в Константинополе посланцем папы Феодора и принимал участие в переговорах о судьбе Пирра до официального разрыва между Римом и Константинополем. Он был хорошо знаком с проблемой и готов открыто отказаться от повиновения Империи.

В октябре 649 года в Латеранской базилике собрался собор из ста пяти епископов, большинство которых было из Италии и Африки. В Риме снова находился Стефан Дорский, палестинский епископ, ранее бывший посланцем святого Софрония в Риме, а также много “благочестивых игуменов и монахов из греков, либо уже долгое время проживших в Риме, либо недавно приехавших; это были Иоанн, Феодор, Фалассий, Георгий и другие боголюбивые мужи”. Эти греческие монахи не только вдохновляли дебаты, но были и составителями “Деяний” Собора, написанных по-гречески и лишь позже переведенных на латинский язык.

Среди них был и сам святой Максим, сыгравший главную роль в подборе святоотеческих свидетельств и в подготовке окончательных выводов, которые вылились в форму двадцати анафематизмов, вновь утверждавших Халкидонский собор, а также учения о двух энергиях и двух волях во Христе как необходимом выражении Его двух природ. Не было никаких нападок лично на Ираклия или Константа II, но и “Экфесис”, и “Типос” были официально осуждены, а целый ряд еретиков подвергнут анафеме: Феодор Фаранский, Кир Александрийский и три следовавших друг за другом патриарха Константинопольских-Сергий, Пирр и Павел. Постановления эти были признаны на всем Западе, но им воспротивился Павел Фессалоникский. Хотя он и был папским викарием в Иллирике, Павел написал папе письмо, полностью соответствовавшее Типосу, и был отлучен Мартином96. Епископ Иоанн Филадельфийский (в Аравии) был послан с поручением восстановить православие в Антиохийском и Иерусалимском патриархатах, но результаты его деятельности в землях, занятых арабами, неизвестны.

Ясные и решительные постановления Латеранского собора должны были вызвать столь же сильную реакцию Константинополя. Папа Мартин и его советники, может быть, надеялись на какую-то политическую поддержку, вроде восстания Григория в Африке. Такие надежды, если они существовали, были отнюдь не беспочвенными, как видно из истории равеннского экзарха Олимпия. Получив из Константинополя приказ отправиться в Рим, арестовать папу и навязать там “Типос”, Олимпий, видя сопротивление народа, сначала стал вести переговоры с папой, а затем поехал на Сицилию, где, прежде чем умер в 652 году от эпидемии, составил в союзе с арабами заговор против Константа II. Хотя и святой Мартин, и святой Максим всегда отрицали какую-либо связь с политикой, общая атмосфера заговоров и интриг делала религиозные проблемы неотделимыми от вопроса лояльности к Империи. Подозревая в папе нелояльные политические симпатии и негодуя на его открытую оппозицию “Типосу”, Констант II прибег к силе.

В 653 голду экзарх Феодор Каллиопа арестовал больного папу Мартина, обвинив его в том, что он был избран незаконно (то есть без императорской санкции), и в том, что он давал деньги арабам (Мартин оказал помощь паломникам, ехавшим в Иерусалим). Святого Мартина повезли в Константинополь, три месяца держали в тюрьме и судили церковным судом Константинопольского патриархата. Как лицо духовное он не был подсуден гражданскому суду. Акт осуждения, не содержащий никаких религиозных элементов, говорит по существу только о преступном соучастии в бунте Олимпия. Папа был лишен сана, с него были публично совлечены знаки епископского достоинства, он был закован в цепи и подвергнут унижениям. Он умер в ссылке в Херсонесе, в Крыму, 16 сентября 655 году, и Церковь чтит его как исповедника.

Преподобный Максим Исповедник. Современная русская иконопись

Участие патриархии в этих постыдных событиях делает этот период, с моральной точки зрения, самым низким в истории Константинопольской церкви. В 654г. ненавистный Пирр сумел вернуться на патриаршую кафедру и предложил сделку легатам папы Евгения I. Евгений был избран с одобрения экзарха в августе 654 года, более чем за год до смерти святого Мартина, несмотря на особые предостережения последнего против недопустимости такой узурпации. Евгений склонялся к принятию двойственной формулировки, которая позволила бы избежать формального отвержения “Типоса”, однако римское духовенство и народ не позволили ему пойти на компромисс с монофелитством. Тем не менее и он, и его преемник Виталиан (657-672) оставались в общении с монофелитским патриархом Петром (654-666), который в свое время был председателем в суде над Мартином. При избрании Виталиана Констант II послал ему драгоценное Евангелие99, и папа торжественно встретил лично посетившего Рим императора-монофелита, убийцу Мартина и Максима (663). Смерть святого Мартина очевидно нейтрализовала на некоторое время римскую оппозицию “Типосу”: папы не принимали его, но и не осуждали своего предшественника Гонория, и не порывали связи с монофелитским руководством Константинополя, оставаясь лояльными имперской системе.

Читайте также:  В чем помогает Архангел Гавриил, Икона и сильнейшая Молитва ему

Таким образом, сопротивление монофелитству сконцентрировалось в одном лице, простом монахе, святом Максиме Исповеднике. Он был арестован в Риме вместе с двумя из своих учеников и отправлен в Константинополь. Суд над ним происходил следом за судом над папой Мартином. Он начался с политических обвинений, но судьи не смогли доказать наличие заговора между Максимом и восставшим экзархом Григорием.

Тогда посланцы императора пришли к Максиму и спросили его прямо: “Состоишь ли ты в общении с константинопольской кафедрой?” Максим ответил: “Я не состою в общении, поскольку они отвергли четыре святых собора, противопоставив им девять глав, принятых в Александрии (то есть уния Кира в 633 году), “Экфесис”. и недавно “Типос”. Кроме того, Максим вполне определенно отрицал право императора устанавливать догматы. “Ни один император, -сказал он, -не был в состоянии убедить богодухновенных отцов прийти к соглашению с еретиками. Вникать в то, что касается догматов соборной Церкви, и давать определения – дело духовенства. Во время анафоры императоров поминают вместе с мирянами. ” Тогда посланцы заявили, что легаты папы Евгения находятся в городе и будут причащаться с патриархом Петром на следующий день. “Дух Святой, – ответил Максим, – осуждает даже ангелов, соглашающихся на что-либо противное тому, что было проповедано” (ссылка на Гал. 1:8).

Максим и двое его учеников предстали перед самим патриархом Петром и его коллегой Македонием, титулярным патриархом Антиохийским. Твердость трех монахов делала неизбежным их осуждение, и Максим был сослан в Визию на Черном море (655). Другая попытка сломить его сопротивление, обещав ему прощение, перевод в монастырь в Регии и почести в Константинополе, окончилась новой неудачей (656). Наконец вместе с двумя своими верными учениками Максим снова предстал перед судом епископов и сенаторов в Константинополе: его жестоко пытали, отрезали ему язык и правую руку и сослали в Лазику, на родину Кира Александрийского на Кавказе. Там он умер 13 августа 662 года более восьмидесяти лет от роду. Ни из Рима, ни из какой-либо другой части христианского мира не поступило никаких откликов на это.

Иоанн Мейендорф, протоиерей

Мейендорф Иоанн, протоиерей.

История Церкви и восточно-христианская мистика. – М., 2003.

Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский

Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской области.

В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духовную семинарию. Как лучший ученик он был направлен архиепископом Екатеринославским Платоном в Петербург, в Александро-Невскую академию. Окончив академию в 1814 году со степенью магистра, он был определен адъюнкт-профессором греческого языка.

С 11 марта 1817 года Михаила Леонтовича назначили секретарем учрежденного при академии Строительного комитета.

30 июля 1817 года его перевели в Киевскую духовную семинарию на должность инспектора, где он был профессором церковной истории и греческого языка. Когда 28 сентября 1819 года была открыта Киевская духовная академия, Михаил Леонтович стал ее первым инспектором.

11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского, в соборном храме Киево-Братского монастыря он был пострижен в монашество с именем Мелетий. Постриг совершил Киевский митрополит Евгений (Болховитинов). 22 февраля 1820 года инок Мелетий был посвящен митрополитом Евгением в сан иеродиакона, 25 февраля – во иеромонаха.

9 августа 1821 года иеромонах Мелетий был назначен ректором Могилевской духовной семинарии и настоятелем Кутеинского Оршанского монастыря с возведением в сан архимандрита. В августе 1823 года его перевели на должность ректора Псковской духовной семинарии, а 24-го января 1824 года архимандрит Мелетий назначен ректором Киевской духовной академии.

В октябре 1826 года последовало определение Святейшего Синода о назначении архимандрита Мелетия епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии и настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря. 19 октября 1826 года состоялось его наречение во епископа, а 21 октября в Киево-Софийском соборе была совершена архиерейская хиротония.

С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах, воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. Особой заботой святителя было попечение о бедных, вдовах и сиротах. Часто посещал он заключенных и для их утешения совершал Богослужения в тюремных церквах. Не меньше заботился святитель и о духовном окормлении братии Михайловского монастыря. Устными назиданиями и личным примером он воспитывал в иноках обители дух истинного подвижничества. Святитель Мелетий говорил: “Смирение – охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба”.

В апреле 1828 года святитель Мелетий получил назначение на Пермскую кафедру.

Строгий к самому себе, святитель был строг и к другим. Для подготовки избранных кандидатов к принятию сана святитель Мелетий сам написал для них так называемый “Ставленнический катехизис”. В августе 1831 года святитель Мелетий был переведен на Иркутскую кафедру, с возведением в сан архиепископа.

Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов России светом Евангельского учения. Святитель основал церкви на севере Камчатки, в северо-восточной части Иркутской епархии и вдоль реки Алдан, на тракте от Якутска до Охотска. Он часто обозревал обширную епархию, был на побережье Охотского и Ледовитого морей, в пределах Северной Америки, где тогда трудился знаменитый Апостол Сибири священник Иоанн Вениаминов, впоследствии святитель Иннокентий (память 23 сентября и 31 марта). Путешествуя по Сибири и берегам Тихого океана святитель Мелетий нередко общался с населением, исповедовавшим ламаизм. Святитель с кротостью убеждал оставить заблуждения и объяснял евангельские истины язычникам: тунгусам, бурятам, камчадалам, а также жителям Курильских и Алеутских островов.

После неутомимых трудов здоровье святителя ухудшилось, и его перевели в 1835 году на Слободско-Украинскую кафедру (впоследствии Харьковская и Ахтырская).

И здесь святитель Мелетий уделял большое внимание духовным учебным заведениям, много заботился о быте и образовании духовенства.

Он поднял вопрос о восстановлении тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. Большое внимание уделял святитель борьбе с расколом.

2 июля 1839 года святитель Мелетий возглавил торжество в г. Ахтырке по случаю 100-летия со дня явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырской.

Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 года. После причастия, со словами “Ныне отпущаеши”, святитель осенил себя крестным знамением и, обращаясь ко всем со словами “Простите меня”, – отошел ко Господу.

4 марта 1840 года святитель Мелетий был предан земле епископом Курским Илиодором в усыпальнице под Крестовой церковью Покровского монастыря.

С первых дней кончины святителя верующие люди твердо уповали на предстательство святого Мелетия пред Богом и получали благодатную помощь: исцеление в болезнях, утешение в скорбях и избавление от злых обстояний. Особую надежду возлагали верующие харьковчане на святого Мелетия в бедственные дни Великой Отечественной войны. Чудесным извещением святой предсказал скорое избавление города от врагов.

В 1948 году, с благословения Святейшего Патриарха Алексия, гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена в Благовещенский кафедральный собор, где находится и по сей день, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих людей.

Со дня утверждения в 1977 году Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом службы с акафистом святителю Мелетию верующие харьковчане с радостью спешат по средам вечером в собор, прося здесь молитвенного ходатайства святителя о благостоянни Святой Церкви, о мире и благоденствии Отечества.

МЕЛЕТИЙ (ЛЕОНТОВИЧ)

Свт. Мелетий Харьковский

Мелетий (Леонтович) (1784 – 1840), архиепископ Харьковский и Ахтырский, святитель

В миру Михаил Иванович Леонтович, родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской области, в семье купца. Имя ему при крещении дали Михаил, в честь Архистратига Божия. Род Леонтовичей принадлежал дворянскому сословию, но дед и дядя будущего святителя были священниками.

В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духовную семинарию. Как лучший ученик он был направлен архиепископом Екатеринославским Платоном в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую академию. Окончив академию в 1814 году со степенью магистра, он был определен адъюнкт-профессором греческого языка.

С 11 марта 1817 года Михаила Леонтовича назначили секретарем учрежденного при академии Строительного комитета. 30 июля 1817 года его перевели в Киевскую духовную семинарию на должность инспектора, где он был профессором церковной истории и греческого языка. Когда 28 сентября 1819 года была открыта Киевская духовная академия, Михаил Леонтович стал ее первым инспектором.

11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского, в соборном храме Киево-Братского монастыря он был пострижен в монашество с именем Мелетий. Постриг совершил Киевский митрополит Евгений (Болховитинов). 22 февраля 1820 года инок Мелетий был посвящен митрополитом Евгением в сан иеродиакона, 25 февраля – во иеромонаха.

9 августа 1821 года иеромонах Мелетий был назначен ректором Могилевской духовной семинарии и настоятелем Кутеинского Оршанского монастыря с возведением в сан архимандрита.

В августе 1823 года его перевели на должность ректора Псковской духовной семинарии, а 24 января 1824 года архимандрит Мелетий назначен ректором Киевской духовной академии.

В октябре 1826 года последовало определение Святейшего Синода о назначении архимандрита Мелетия епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии и настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря. 19 октября 1826 года состоялось его наречение во епископа, а 21 октября в Киево-Софийском соборе была совершена архиерейская хиротония.

С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах, воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. Особой заботой святителя было попечение о бедных, вдовах и сиротах. Часто посещал он заключенных и для их утешения совершал Богослужения в тюремных церквах. Не меньше заботился святитель и о духовном окормлении братии Михайловского монастыря. Устными назиданиями и личным примером он воспитывал в иноках обители дух истинного подвижничества. Святитель Мелетий говорил: “Смирение – охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба”.

В апреле 1828 года святитель Мелетий получил назначение на Пермскую кафедру.

Строгий к самому себе, святитель был строг и к другим. Для подготовки избранных кандидатов к принятию сана святитель Мелетий сам написал для них так называемый “Ставленнический катехизис”.

В августе 1831 года святитель Мелетий был переведен на Иркутскую кафедру, с возведением в сан архиепископа. Четыре года жизни в Иркутске стали для него поистине крестным путем. Самоотверженная борьба против полного владычества ламаизма чуть не стоила ему жизни. Подосланный ламами убийца был схвачен в то самое время, когда он уже ворвался в келию преосвященного.

Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов России светом Евангельского учения. Святитель основал церкви на севере Камчатки, в северо-восточной части Иркутской епархии и вдоль реки Алдан, на тракте от Якутска до Охотска. Он часто обозревал обширную епархию, был на побережье Охотского и Ледовитого морей, в пределах Северной Америки, где тогда трудился знаменитый Апостол Сибири священник Иоанн Вениаминов, впоследствии святитель Иннокентий. Путешествуя по Сибири и берегам Тихого океана святитель Мелетий нередко общался с населением, исповедовавшим ламаизм. Святитель с кротостью убеждал оставить заблуждения и объяснял евангельские истины язычникам: тунгусам, бурятам, камчадалам, а также жителям Курильских и Алеутских островов.

После неутомимых трудов здоровье святителя ухудшилось, его перевели в 1835 году на Слободско-Украинскую кафедру (впоследствии Харьковская и Ахтырская).

И здесь святитель Мелетий уделял большое внимание духовным учебным заведениям, много заботился о быте и образовании духовенства.

Он поднял вопрос о восстановлении тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. Большое внимание уделял святитель борьбе с расколом.

Преосвященный Мелетий вел поистине подвижническую жизнь. В девять часов вечера он становился на молитву и продолжал ее до четырех часов утра, а спустя час, после короткого отдыха, шел на раннюю литургию. Святитель усердно молился и дома, и в дороге, и даже сидя в экипаже. Однажды его видели стоящим всю ночь на коленях с воздетыми руками, и только к утру он прилег на полу, примяв прежде постель, чтобы не подумали, что он даже не ложился отдыхать.

Скончался в ночь на 29 февраля 1840 года. После причастия, со словами “Ныне отпущаеши”, святитель осенил себя крестным знамением и, обращаясь ко всем со словами “Простите меня”, – отошел ко Господу.

4 марта 1840 года святитель Мелетий был предан земле епископом Курским Илиодором в усыпальнице под Крестовой церковью Покровского монастыря.

С первых дней кончины святителя верующие люди твердо уповали на предстательство святого Мелетия пред Богом и получали благодатную помощь: исцеление в болезнях, утешение в скорбях и избавление от злых обстояний. Особую надежду возлагали верующие харьковчане на святого Мелетия в бедственные дни Великой Отечественной войны. Чудесным извещением святой предсказал спорое избавление города от врагов.

В 1948 году, с благословения патриарха Алексия, гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена в Благовещенский кафедральный собор.

21 февраля 1978 года Священный Синод Русской Православной Церкви прославил его, постановив службу и акафист святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, “утвердить и благословить к употреблению во всех церквах Московского Патриархата.” Службу и акафист святому архипастырю составил архиепископ Харьковский Никодим (Руснак), а отредактировал митрополит Ленинградский Никодим (Ротов).

Рака с мощами святителя, от которых получают верующие благодатную помощь, исцеление душевных и телесных недугов, находится в левом (северном) приделе собора.

Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси, / от юности постни­ческое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне, / иерархов славо и преподобных похвале, / Предвечнаго Слова усердный благовестниче, / сирых и неимущих крове и прибежище. / Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси / и, Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси, / отче наш, святителю Мелетие, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Святитель Меле ́ тий (Леонтович) , архиепископ Харьковский

Дни памяти

23 июня – Собор Сибирских святых

11 июля (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых

Житие

Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 17 ноября (по новому стилю) 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской области, в семье купца Иоанна Леонтовича. Род Леонтовичей принадлежал дворянскому сословию, но дед и дядя будущего святителя были священниками.

С четырехлетнего возраста Михаил Леонтович учился в доме своего отца чтению по книгам церковной и общественной печати, чистописанию и основам российской и латинской грамматики.

2 сентября 1794 года он поступил в Полтавское приходское училище, которое успешно окончил в двенадцатилетнем возрасте. Продолжал обучение в Екатеринославской бурсе, в которой был один из лучших учеников и был награжден похвальным листом. В сентябре 1799 года Михаил был переведен в Екатеринославскую семинарию, которую окончил в 1808 году. Как лучший ученик он был направлен архиепископом Екатеринославским Платоном в Петербург, в Александро-Невскую академию. Окончив академию в августе 1814 года по первому разряду со степенью магистра, он был определен адъюнкт-профессором греческого языка.

7 января 1816 года подал академическому начальству просьбы о намерении стать монахом, но прошение не было удовлетворено, и с 11 марта 1817 года Михаила Леонтовича назначили секретарем учрежденного при академии Строительного комитета. В том же году его перевели на должность инспектора в Киевскую духовную семинарию, где позднее он стал профессором церковной истории и греческого языка. Осенью 1819 года была открыта Киевская духовная академия, Михаил Леонтович стал ее первым инспектором.

23 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского, в соборном храме Киево-Братского монастыря он был пострижен в монашество с именем Мелетий. Постриг совершил Киевский митрополит Евгений (Болховитинов). 5 марта 1820 года инок Мелетий был посвящен митрополитом Евгением в сан иеродиакона, а через два дня – во иеромонаха.

21 августа 1821 года иеромонах Мелетий был назначен ректором Могилевской духовной семинарии и настоятелем Кутеинского Оршанского монастыря с возведением в сан архимандрита. В августе 1823 года его перевели на должность ректора Псковской духовной семинарии, а в следующем году архимандрита Мелетия назначили ректором Киевской духовной академии. 21 ноября 1826 года святитель хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, и назначен настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря.

С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах, воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. Особой заботой святителя было попечение о бедных, вдовах и сиротах. Часто посещал он заключенных и для их утешения совершал Богослужения в тюремных церквах. Не меньше заботился святитель и о духовном окормлении братии Михайловского монастыря. Устными назиданиями и личным примером он воспитывал в иноках обители дух истинного подвижничества. Святитель Мелетий говорил: «Смирение – охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба».

3 мая 1828 года святитель Мелетий получил назначение на Пермскую кафедру. За время епископства в Перми им был написан «Ставленнический катехизис» для подготовки кандидатов в священство, а также начата обширная миссионерская деятельность среди старообрядцев. Весной 1829 года Мелетий совершил поездку по своей епархии, служив в приходских храмах. Верующие называли его святым и, когда он приезжал служить, выходили навстречу на дорогу и становились на колени перед благословлявшим святителем.

В августе 1831 года святитель Мелетий был переведен на Иркутскую кафедру, с возведением в сан архиепископа. Четыре года жизни в Иркутске стали для него поистине крестным путем. Самоотверженная борьба против полного владычества ламаизма чуть не стоила ему жизни. Подосланный ламами убийца был схвачен в то самое время, когда он уже ворвался в келлию преосвященного.

Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов России светом Евангельского учения. Святитель основал церкви на севере Камчатки, в северо-восточной части Иркутской епархии и вдоль реки Алдан, на тракте от Якутска до Охотска. Он часто обозревал обширную епархию, был на побережье Охотского и Ледовитого морей, в пределах Северной Америки, где тогда трудился знаменитый апостол Сибири, священник Иоанн Вениаминов, впоследствии святитель Иннокентий (память 23 сентября и 31 марта). Путешествуя по Сибири и берегам Тихого океана, святитель Мелетий нередко общался с населением, исповедовавшим ламаизм. Святитель с кротостью убеждал оставить заблуждения и объяснял евангельские истины язычникам: тунгусам, бурятам, камчадалам, а также жителям Курильских и Алеутских островов.

Во время правления в Иркутской епархии святителя Мелетия произошли знаменательные события в истории православия в Сибири. Была основана Алтайская духовная миссия. Не без участия святителя Мелетия получили самостоятельность Томская, Енисейская и Камчатская епархии. Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов. Он часто объезжал свою обширную епархию, посетил жителей побережий Охотского моря и Северного Ледовитого океана.

После неутомимых трудов здоровье святителя ухудшилось, и его перевели в 1835 году на Слободско-Украинскую кафедру (впоследствии Харьковская и Ахтырская). И здесь святитель Мелетий уделял большое внимание духовным учебным заведениям, много заботился о быте и образовании духовенства. Он поднял вопрос о восстановлении тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II.

В его лице православие имело сильного поборника в деле обличения раскола. Преосвященный Мелетий вел поистине подвижническую жизнь. В девять часов вечера он становился на молитву и продолжал ее до четырех часов утра, а спустя час, после короткого отдыха, шел на раннюю литургию. Святитель усердно молился и дома, и в дороге, и даже сидя в экипаже. Однажды его видели стоящим всю ночь на коленях с воздетыми руками, и только к утру он прилег на полу, примяв прежде постель, чтобы не подумали, что он даже не ложился отдыхать.

15 июля 1839 года святитель Мелетий возглавил торжество в г. Ахтырке по случаю 100-летия со дня явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырской.

Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 12 марта 1840 года. После Причастия со словами «Ныне отпущаеши» святитель осенил себя крестным знамением и, обращаясь ко всем со словами «Простите меня», отошел ко Господу.

Преосвященный Арсений в «Летописи церковных событий» пишет, что память святителя Мелетия как архипастыря знаменитого благочестием, необыкновенной кротостью, великодушием и смирением благоговейно чтится жителями Харькова. Он же сообщает, что перед иконой у гроба святителя теплится неугасимая лампада – жертва усердных его почитателей. Почившему подвижнику многие служат заупокойные литургии и панихиды.

17 марта 1840 года святитель Мелетий был предан земле епископом Курским Илиодором в усыпальнице под Крестовой церковью Покровского монастыря.

С первых дней кончины святителя верующие люди твердо уповали на предстательство святого Мелетия пред Богом и получали благодатную помощь: исцеление в болезнях, утешение в скорбях и избавление от злых обстояний. Особую надежду возлагали верующие харьковчане на святого Мелетия в бедственные дни Великой Отечественной войны. Чудесным извещением святой предсказал скорое избавление города от врагов.

В 1948 году с благословения святейшего патриарха Алексия гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена в Благовещенский кафедральный собор Харькова, где находится и по сей день, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих людей.

21 февраля 1978 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил службу и акафист святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, «утвердить и благословить к употреблению во всех церквах Московского патриархата». Службу и акафист святому архипастырю составил архиепископ Харьковский (позднее – митрополит) Никодим (Руснак), а отредактировал митрополит Ленинградский Никодим (Ротов). Чтобы не раздражать власти, канонизацию архиепископа Мелетия совершили почти незаметно: «Журнал Московской патриархии» сообщил только о благословении патриархом и Синодом Русской православной церкви акафиста святителю Мелетию, а год спустя после канонизации появилась краткая заметка об этом событии. Еще позднее была опубликована статья о годовщине канонизации Мелетия.

Краткое житие Святителя Мелетия

Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (+ 1840)

Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 6 ноября 1784 г. в селе Старые Санжары Полтавской губернии. После окончания Екатеринославской Духовной семинарии в 1808 г. он был направлен, как лучший воспитанник, в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Духовную академию, которую окончил со степенью магистра богословия с назначением остаться при академии в качестве адъюнкт-профессора греческого языка.

В 1817 г. будущий святитель был переведен в Киев на должность инспектора семинарии и преподавателя греческого языка и церковной истории. После открытия Киевской Духовной академии он был ее первым инспектором. 11 февраля 1820 г., накануне памяти святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского, Михаил Леонтович был пострижен в монашество, с наречением ему имени Мелетий, в соборном храме Киево-Печерского монастыря. В этом же месяце инок Мелетий был посвящен в иеромонаха. Его дальнейшее служение проходило в духовных школах Могилева, Пскова и снова Киева. В 1826 г. состоялось наречение Мелетия во епископа, хиротония происходила в Киево-Софийском соборе.

Святительский путь епископа Мелетия начался с викарного служения в Киевской епархии. С отеческим вниманием святитель относился к питомцам духовных школ, воспитывая их преданными Церкви Христовой; заботился о бедных, вдовых и сиротах. Он часто посещал заключенных и совершал богослужения в тюремных церквах. Святитель Мелетий говорил: «Смирение — охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба».

В 1828 г. святитель получил назначение на Пермскую кафедру, а в 1831 г. на Иркутскую (основана в 1727 г.) с возведением в сан архиепископа. Большое внимание он уделял просвещению малых народов России светом Евангелия, в годы его правления основаны церкви на Камчатке, на северо-востоке Иркутской епархии и вдоль реки Алдан, на тракте от Якутска до Охотска. Святитель объезжал свою обширную епархию, посетил побережье Охотского моря и Ледовитого океана. Путешествуя по Сибири и берегам Тихого океана, святитель общался с населением, исповедавшим ламанизм, он кротко убеждал их оставить заблуждение и объяснял евангельские истины тунгусам, бурятам, камчадалам.

После ухудшения здоровья святителя перевели в 1835 г. на Слободско-Украинскую кафедру (впоследствии Харьковская и Ахтырская). Здесь он много способствовал восстановлению монастырей, упраздненных при Екатерине II, и уделял внимание борьбе с расколом. Блаженная кончина святителя Мелетия последовала 29 февраля 1840 г. После причащения Святых Тайн, со словами «Ныне отпущаеши…» святитель осенил себя крестным знамением и отошел ко Господу. Погребен святитель в усыпальнице Крестовой церкви Покровского монастыря.

С первых дней кончины верующие люди уповали на предстательство святителя пред Господом и получали благодатную помощь. Особую надежду верующие жители Харькова возлагали на святителя в годы Великой Отечественной войны. Чудесным извещением святой предсказал скорое избавление города от врагов.

Благовещенский кафедральный собор в Харькове, где хранятся мощи св. Мелетия. Фото: upload.wikimedia.org

В 1948 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I гробница с мощами святителя была перенесена в Благовещенский кафедральный собор. Со времени утверждения в 1977 г. Святейшим Патриархом Пименом и Святейшим Синодом службы и акафиста святителю Мелетию православные христиане обращаются к молитвенному ходатайству святителя о благосостоянии Святой Церкви, о мире и благоденствии Отечества.

• Иркутская епархия — регион к северу и востоку от совр. Иркутской обл., архиереи ее носили титулы Иркутских, Нерчинских и Верхнеленских.
• Харьковская епархия была учреждена в 1799 г., с 1836 г. архиепископы носили титул Харьковских и Ахтырских. Совр. Харьковская епархия входит в состав Украинской Православной Церкви.
• Покровский монастырь, в котором был погребен святитель, находится в Харьков.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Мелетий Харьковский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святитель Мелетий архиепископ Харьковский и Ахтырский запомнился многим как человек, который вел благочестивую жизнь и старался наставить на нее тех, кто заблудился.

Житие святого

6 ноября конца 18 века в Полтавской губернии был рожден мальчик, который в скорее стал известен как святитель Мелетий Харьковский. Родители его были купеческого рода. Он получил образование в Екатеринославской духовной семинарии. Так как показал себя успешным и прилежным учеником, то отправился на учебу в Петербург.

После завершения он остался преподавать греческий язык. После его перевели на должность секретаря строительного комитета в данном учебном заведении. Далее он перешел в Киевскую академию. В 1820 году — был пострижен в монахи. С этого момента он достаточно быстро стал продвигаться по служебной лестнице. Уже в 1824 году стал ректором.

В том же году святой архиепископ Мелетий стал настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского Монастыря. Через 4 года его перевели на самостоятельную Пермскую кафедру. Еще через пять лет он отправился в Иркутск. Тут он противостоял ламаизму, что чуть не стоило ему жизни. В 1835 году его направили в Харьков. В этом городе он активно стал заниматься развитием религиозного образования населения.

Спустя 5 лет он умер. Мощи святого в 1948 году были перенесены в Благовещенский кафедральный собор, где находятся и по сей день. Дни памяти были установлены на:

  • 25 февраля;
  • 17 июня;
  • 23 июня.

В чем помогает молитва святому

Не удивительно, что многие православные стараются преклонится к его мощам и прочитать молитву перед его ликом. Известно, что он своим отношением к Господу не раз помогал выпросить исцеление и решение всяческих проблем для просящих. Чаще всего у него просят:

  • о даровании крепкого брака;
  • обретении второй половины;
  • избавления от одиночества;
  • исцеления душевных и телесных недугов;
  • отпущения грехов;
  • наставления на истинный путь;
  • о возможности стать родителями.

Всего этого можно постараться достичь при помощи чтения молитвы.

«О, богомудре святителю Христов, отче наш Мелетие! Призри на нас, чад твоих, к стопам твоим припадающих и всесильнаго твоего заступления пред Господом слезно просящих. Беззакония бо наша отяготеша на нас, скорби и болезни обуяша на ны, и греховныя обычаи наша отдалиша от Господа сердца наша, и прельщениям вражиим, ко аду преисподнему нас влекущим, работати совратиша ны. Ты же, пастырю наш благосердный, в житии твоем ни единаго скорбяща и милости твоея просяща, николиже презрел еси. Вознеси моление о нас грешных ко Господу, да умолен быв Материю Своею, преложит гнев Свой, по грехом нашим праведно на нас движимый, на милование наше и подаст душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем и немощем нашим исцеление и от скорбей и печалей избавление. Церковь Святую от наветов вражиих тверду и непоколебиму в мире соблюди, всякое епископство Православных и весь причт церковный в единомыслии веры утверди. Иночествующих братий наших, в посте и честнем жительстве подвизающихся, благодатию смирения и терпения снабди. Верным же чадам Церкви Христовой разум чист и свободен от страстей умоли, да не в гордости и самочинии сердца своя ожесточают, но в послушании сыновнем пастырем Церкви, якоже Самому Господу, себе смиренно вверяют, и кийждо их попечению о душе своей пламенно прилежит. Стране нашей испроси у Господа вся благая и ко спасению потребная, да от всех врагов, мыслящих нам злая, избавит нас и, по велицей Своей милости, всю жизнь нашу незыблемым миром оградит. Ей, святителю милостивый! Не лиши нас помощи твоея небесныя, но предстательством твоим вся ны во пристанище спасения приведи, и всесветлаго Царствия Христова наследники нас покажи, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое отеческое заступление, во веки веков. Аминь!»

Важно в ней не столько слова, сколько Ваша вера в Бога. Только в таком случае есть вероятность достижения положительного результата. Желательно чтение проводить перед иконой святого, но если ее нет, то не нужно расстраиваться. Она просто в большей части помогает сконцентрироваться и отвести мысли от окружающего, что может отвлекать.

Помните, что как и прочие святые, он только доносит наши прошения к Господу. А вот их выполнение в большей части зависит от нас.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Мелетие:

Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (+ 1840)

Память его празднуется 12 февр. в день тезоименитства со свт. Мелетием Антиохийским (+ 381), 29 февр. (28 февр. в невисокосный год) в день преставления и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых
Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 6 ноября 1784 г. в селе Старые Санжары Полтавской губернии. После окончания Екатеринославской Духовной семинарии в 1808 г. он был направлен, как лучший воспитанник, в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Духовную академию, которую окончил со степенью магистра богословия с назначением остаться при академии в качестве адъюнкт-профессора греческого языка.
В 1817 г. будущий святитель был переведен в Киев на должность инспектора семинарии и преподавателя греческого языка и церковной истории. После открытия Киевской Духовной академии он был ее первым инспектором. 11 февраля 1820 г., накануне памяти святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского, Михаил Леонтович был пострижен в монашество, с наречением ему имени Мелетий, в соборном храме Киево-Печерского монастыря. В этом же месяце инок Мелетий был посвящен в иеромонаха. Его дальнейшее служение проходило в духовных школах Могилева, Пскова и снова Киева. В 1826 г. состоялось наречение Мелетия во епископа, хиротония происходила в Киево-Софийском соборе.
Святительский путь епископа Мелетия начался с викарного служения в Киевской епархии. С отеческим вниманием святитель относился к питомцам духовных школ, воспитывая их преданными Церкви Христовой; заботился о бедных, вдовых и сиротах. Он часто посещал заключенных и совершал богослужения в тюремных церквах. Святитель Мелетий говорил: «Смирение — охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба».
В 1828 г. святитель получил назначение на Пермскую кафедру, а в 1831 г. на Иркутскую (основана в 1727 г.) с возведением в сан архиепископа. Большое внимание он уделял просвещению малых народов России светом Евангелия, в годы его правления основаны церкви на Камчатке, на северо-востоке Иркутской епархии и вдоль реки Алдан, на тракте от Якутска до Охотска. Святитель объезжал свою обширную епархию, посетил побережье Охотского моря и Ледовитого океана. Путешествуя по Сибири и берегам Тихого океана, святитель общался с населением, исповедавшим ламанизм, он кротко убеждал их оставить заблуждение и объяснял евангельские истины тунгусам, бурятам, камчадалам.
После ухудшения здоровья святителя перевели в 1835 г. на Слободско-Украинскую кафедру (впоследствии Харьковская и Ахтырская). Здесь он много способствовал восстановлению монастырей, упраздненных при Екатерине II, и уделял внимание борьбе с расколом. Блаженная кончина святителя Мелетия последовала 29 февраля 1840 г. После причащения Святых Тайн, со словами «Ныне отпущаеши. » святитель осенил себя крестным знамением и отошел ко Господу. Погребен святитель в усыпальнице Крестовой церкви Покровского монастыря.
С первых дней кончины верующие люди уповали на предстательство святителя пред Господом и получали благодатную помощь. Особую надежду верующие жители Харькова возлагали на святителя в годы Великой Отечественной войны. Чудесным извещением святой предсказал скорое избавление города от врагов.
В 1948 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I гробница с мощами святителя была перенесена в Благовещенский кафедральный собор. Со времени утверждения в 1977 г. Святейшим Патриархом Пименом и Святейшим Синодом службы и акафиста святителю Мелетию православные христиане обращаются к молитвенному ходатайству святителя о благосостоянии Святой Церкви, о мире и благоденствии Отечества.
Иркутская епархия — регион к северу и востоку от совр. Иркутской обл., архиереи ее носили титулы Иркутских, Нерчинских и Верхнеленских.
Харьковская епархия была учреждена в 1799 г., с 1836 г. архиепископы носили титул Харьковских и Ахтырских. Совр. Харьковская епархия входит в состав Украинской Православной Церкви.
Покровский монастырь, в котором был погребен святитель, находится в Харьков.

Ссылка на основную публикацию