Святитель Кирилл Иерусалимский, епископ и учитель церкви

Рыбинское благочиние

Сайт создан по благословению Преосвященного Филарета, Епископа Канского и Богучанского

Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский ( + ВИДЕО )

Сегодня, 31 марта, святая Церковь совершает память святителя Кирилла, Архиепископа Иерусалимского.

Святитель Кирилл родился, по всей вероятности, в Иерусалиме около 315 года. Его родители были людьми православными и благочестивыми. Он был рукоположен в священника святым Максимом[1], который поручил ему наставлять оглашенных. Кирилл был миролюбивым, смиренным и кротким человеком, более занятым обучением паствы, чем бесконечными богословскими спорами, которые вносили разлад в Церковь после Никейского Собора. И хотя он избегал употреблять слово «единосущный» (омоусиос), однако полностью разделял православную веру.

Его сдержанность заставила ариан поверить, будто он принадлежит к их числу. После смерти Максима (347) народ избрал Кирилла на его место. Арианин Акакий, митрополит Кесарии Филипповой, которой тогда был подчинен Иерусалим[2], утвердил это избрание и рукоположил его в епископа.

Но вскоре он должен был с горечью признать свою ошибку[3], потому что новый епископ открыто разъяснял православное учение о Божественной природе Сына и Слова Божия, изложив для оглашенных Символ веры в «Огласительных поучениях»[4]. Будучи «пастырем добрым» (см.: Ин. 10: 11), Кирилл мудро управлял Святым Городом, который, благодаря строительству при Константине Великом, обрел новую славу и привлекал множество паломников со всех концов христианского мира.

В 350 году святитель Кирилл, как и все жители города, стал свидетелем удивительного явления в небе огромного светоносного креста, протянувшегося от Голгофы до Елеонской горы, и написал об этом императору Констанцию[5]. Он также способствовал учреждению праздников и процессий в святых местах, что заложило впоследствии основы некоторых главных церковных праздников.

Несколько лет спустя епископ Кирилл предоставил митрополиту Кесарии Акакию ходатайство, в котором просил признать апостольские преимущества Иерусалима, что уже сделали отцы Никейского Собора, однако не определив их точно. Эти притязания вызвали ненависть Акакия. Он решил добиться осуждения епископа и вызвал его на церковный суд. Обвинением послужил тот факт, что во время голода Кирилл, дабы накормить бедных, продал священные сосуды и церковные облачения церкви Воскресения. Поскольку Кирилл не подчинился его неоднократным приглашениям, он низложил епископа и силой изгнал из Иерусалима, поставив на его место арианина. Святитель Кирилл заявил протест, настаивая, что его дело подлежит ведению высшей церковной власти.

В ожидании ответа он нашел прибежище в Тарсе Киликийском у епископа Сильвана. Несмотря на угрозы Акакия, тот принял его как брата и попросил проповедовать народу, который слушал его с воодушевлением как мужа воистину апостольского. Собор, созванный в 359 году в Селевкии, оправдал Кирилла и низложил Акакия. Однако решение так и не вступило в силу, поскольку митрополит Кесарии поспешил в Константинополь, где оказал давление на императора Констанция, дабы тот отменил решение собора. Император повелел утвердить низложение Кирилла на собрании арианских епископов (360).

Когда немного времени спустя Юлиан Отступник пришел к власти, святитель Кирилл сумел воспользоваться политикой религиозной терпимости, проводимой императором с целью подготовить восстановление язычества. Он вернулся на свою кафедру, так же как и другие епископы, сосланные при Констанции. Но это было лишь затишье перед новыми бедствиями.

Язычники Газы, побуждаемые императором, подняли восстание против христиан, которое вызвало многочисленные жертвы, а затем разрушили монастырь преподобного Илариона Великого (память 21 октября) и изгнали его монахов. Юлиан Отступник хотел доказать ошибочность пророчества Христа об окончательном падении Иерусалимского Храма (ср.: Мф. 24: 2), разрушенного римлянами при императоре Тите, поэтому он позволил иудеям его восстановление. Но, по пророчеству свяого Кирилла, работы были вскоре прекращены из-за ужасного землетрясения, которое разрушило даже фундамент древнего Храма, а огонь, вышедший из-под него, одни постройки уничтожил, а другие повредил, оставив очевидные для всех следы гнева Божия.

После смерти Юлиана (363) мир был восстановлен, и Кирилл смог продолжить пастырскую деятельность. А когда скончался Акакий, он добился избрания митрополитом Кесарии своего племянника. Но ариане интригами убедили императора Валента (364–378) низложить святого и осудить его на новую ссылку, так же как и остальных епископов, изгнанных при Констанции (367).

Через двенадцать лет, уже после смерти Валента, святитель Кирилл получил возможность вернуться в свою епархию. К своему прискорбию, он узнал, что некоторые православные под влиянием клеветы ариан отказываются признавать его законным епископом и вступать с ним в общение. По этой причине Антиохийский Собор (379) направил святого Григория Нисского (память 10 января) в Иерусалимскую епархию для восстановления мира. Григорий потерпел неудачу и возвратился смущенный и опечаленный, оставив Кирилла с верой и упованием в одиночку противостоять разделениям в доме Божием.

Кирилл принял участие во II Вселенском Соборе (381), созванном императором Феодосием, и внес свой вклад в окончательное осуждение арианства и его разновидностей. По завершении заседаний на соборе было торжественно выражено признание той борьбы за Православие, которую вел Иерусалимский епископ.

Вернувшись в Святой Град, Кирилл мог, хотя и недолго, насладиться миром, который он восстановил ценой многих трудов. Святитель преставился в 386 году, пробыв епископом 35 лет, из них 16 проведя в ссылке.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря ).

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Мартина Исповедника, папы Римского

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Мучительная кончина данного святого и крепость его веры не раз заставили многих убедиться в существовании Господа. Он стал примером того, что не стоит предавать свои убеждения ради изменения настроений политической знати. Папа Римский Мартин Исповедник всегда показывал своей кротостью и смирением любовь к Богу, за что и был причислен к святым.

Житие святого папы

Известно о нем не так уж и много. Рожден был он в Италии, в Тосканской области. Образование у него было достаточно хорошим как для того времени, что позволило ему поступить в клир Римской Церкви. Когда папа Федор 1 умер, его было поставлено на престол. Правление пришлось как раз на период широкого распространения ересей. Постигло это нашествие весь народ и проявлялось в разных слоях его. Был выдан даже специальный типос, которого должны были придерживаться все жители и прекратить споры.

Папа Мартин на соборе в 649 году осудил этот еретический «Образец Веры», чем вызвал неприязнь к себе со стороны правителя. В то ж время он отправил прошение к Костантинопольскому папе Павлу, чтобы вернуться к Православному вероисповеданию. Подобные действия пришлись не по душе императору и он приказал своему военачальнику привести святого к нему на суд. Тот побоялся гнева народа и поэтому послал воина убить священнослужителя. Приближаясь к нему воина накрыла слепота. Олимпий испугался и отправился на Сицилию, где позже был убит в сражении.

В 654 году го обвинили в сговоре с сарацинами и неканоническом восхождении на папский престол. Ночью го арестовали и отправили на остров в Эгейском море. Долго длилось судилищ над ним, но он так и не отказался признавать свою вину. Он был сослан в Херсонес Таврический, где приставился в 655 году. Изначально похоронили его в Влахернской церкви Пресвятой Богородицы. Позже останки были перенесены в Константинополь, а оттуда в Рим.

Храм в честь святого Мартина

В России на его честь построили храм святителя Мартина Исповедника папы Римского. Находится он в Алексеевской Новой Слободе неподалеку от Таганки. Его считают хранителем большого количества тайн и многовековой истории. Он один из самых старых представителей христианских сооружений. Многие архитекторы считают его примером русского зодчества.

Предполагают, что построен он был в 1502 году, хотя точную дату не установлено. Имя святого созвучно с греческим словом «мучение». В некотором роде оно обладает символическим значением. Первые письменные упоминания о нем относят к 1625 году. Некоторое время он был закрыт и использовался не по назначению. Но теперь все вернулось обратно. Ежедневно в него стремится вереница из верующих. Особенно много их в церкви святого Мартина Исповедника на Таганке в дни памяти святого – 27 апреля, 28 декабря.

О чем молятся святому папе

Люди считают, что помолившись святому, который «специализируется» на той или иной проблеме, можно сразу получить ее решение. Но это правда только на половину. Важную роль в этом всем играет наша вера в Господа и искренность. Если обращаться просто для «галочки», то это не принесет никакой пользы.

В чем помогает Мартин Исповедник? Есть некоторые аспекты, в которых он чаще всего проявлял свою помощь нуждающимся. К ним относят:

  • укрепление веры;
  • преодоление трудностей различного характера;
  • исцеление от недугов;
  • правильность принятия решений.

Обращаясь к нему будет не лишним поставить перед собой икону Мартина Исповедника. Зажгите свечу и постарайтесь максимально сконцентрироваться на происходящем, чтобы ничего вас не отвлекало. Говорить можно своими словами или использовать текст молитвы:

«Преподобне отче Максиме! Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш, Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Помнит, что совершенно не будет лишним сначала поблагодарить Господа за все, что имеем, а после приступать к прошениям.

Читайте также:  Июнь именины девочек и мальчиков по церковному календарю

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Мартине:

Мартин Исповедник

Чаще всего, говоря о святых, люди подразумевают иноков, старцев, мучеников и праведников. Мартин Исповедник — достаточно необычный пример святого. Он относится и к католической, и к православной церквям. Мартин являлся Папой Римским с 649 по 653 года. Кто он такой? Какой силой обладают его мощи? Стоит узнать об этом.

Ранние годы

Мальчик родился в городе Тубертума. Это место находится в Италии в Тосканской области. Мартин получил хорошее для того времени образование, что позволило ему поступить в клир Римской церкви.

Начало служения

В 649 году умер Папа Федор I. На святой престол сразу был поставлен Мартин. Времена его правления пришлись как раз на широкое распространение ересей. Кроме того уже тогда Римская и Константинопольская церкви не были едины. Расслоения и расхождения проявлялись во всех слоях населения.

Император Византии и даже Патриарх относили себя к ереси монофелитов. Они выпускали «неверный» «Образец веры». Это творение было обязательным к прочтению.

Книга вскоре дошла и до Рима. Будучи ярым православным христианином, Папа Мартин тут же собрал Поместный Собор в Риме. На этом собрании монофелитская ересь была осуждена и признана неверным учением. Прошение о возвращении к правильной вере поступило и императору Византии и ее Патриарху.

Правитель был настолько разъярен, что приказал своему приближенному Олимпию убить святого Папу. Военачальник нанял убийцу и подослал его к Папе. Тогда-то и случилось первое чудо, связанное с Мартином Исповедником. Как только убийца приблизился к Папе, он неожиданно ослеп. Сам же Олимпий вскоре пал в страшном бою.

Падение

Император Византии понял, что вера Мартина была слишком сильна. Кроме того, простой народ был на его стороне. Тогда правитель пошел другим путем. В 654 году в Рим приехал еще один подданный Византии Феодор. Он предъявил Папе Мартину обвинения в тайном сообщении с врагами империи и веры, а так же поношение Пресвятой Богоматери и незаконное обретение папского престола.

Несмотря на невиновность Мартина, ночью Феодор с отрядом вооруженных воинов ворвался в комнату Папы и арестовал его. Мартин был брошен в тюрьму на одном из островов Эгейского моря. Спустя только год Мартина отвезли на суд в Константинополь.

Исповедник был так измучен заточением, что не имел сил даже держаться на ногах. Несмотря на это, судья приказал старику отвечать стоя. Так его держали стражи, причиняя еще больше боли больному.

Никто не собирался слушать оправданий больного старика. Вердикт был заранее известен. Мартина заковали в цепи на площади. Людей подговорили кричать: «Анафема Папе Мартину!». Те, кто верили в невиновность Мартина, могли только покинуть площадь со слезами на глазах.

Это интересно! Анафема — отрешение от церкви. Самые известные анафемы были присвоены Папе Римскому и Патриарху Православному при расколе христианства в 1054 году. Отречение от церкви было взаимное.

Папа Мартин был приговорен к лишению сана и смертной казни. По велению императора, который был осужден Патриархом, к Исповеднику послали людей для проведения нового допроса. Однако Мартин сказал: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».

Смерть

Император Византии был поражен мужеством Папы и заменил смертную казнь на пожизненное заточение в Херсонесе Таврическом. Там он умер 16 сентября 655 года, измученный нуждой и голодом. Тело Мартина было погребено за стенами города. Однако после осуждения ереси в 680 году останки Святого Папы перенесли в Константинополь, а потом в Рим.

О мощах почитаемых мучеников:

Церкви

Интересен тот факт, что Мартину Исповеднику посвящают даже церкви. Это явление есть и в католической, и в православной церквях.

Так стоит упомянуть:

  • Храм Святого Мартина I в Евпатории (Римско-католическая церковь).
  • Церковь Святого Мартина Исповедника в Москве.
  • Храм святителя Мартина Исповедника в Свято-Климентовском Инкерманском мужском монастыре.
  • Церковь Святого Мартина Исповедника в Архангельске.

Память

Мартина Исповедника все запомнили как настоящего святого. Он боролся против ереси и за это стал ее жертвой. В католической церкви день памяти Мартина Исповедника приходится на 13 апреля. В православной же церкви его поминают 14 апреля по юлианскому календарю.

МАРТИН I РИМСКИЙ

Св. Мартин, папа Римский

Мартин I Исповедник (+ 655), папа Римский, святитель

Память 13 апреля (Греч. [1], Итал. – “со всеми епископами Запада, за Православие от монофелитов претерпевших” [2]), 14 апреля [3], 16 сентября (Антиох. [4], Греч. [5]), 20 сентября (Греч. [6], Итал. – “со всеми епископами Запада, за Православие от монофелитов претерпевших” [7])), в Соборе Крымских святых

Мартин Исповедник был уроженцем Тудера (ныне Тоди, Умбрия, Италия). Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти папы Феодора I (642-649) пресвитер Мартин был избран на Римский первосвятительский престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констант (641-668) и Константинопольский патриарх Павел II (641-654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический “Образец веры” (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический “Образец веры” был получен в Риме в 649 году. Святой папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь.

Разгневанный император, пытаясь воспрепятствовать Собору, приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. “И вот, убедившись, что рука Божья хранит Мартина, святейшего папу, экзарх Олимпий счел необходимым вступить в согласие с понтификом и все, что ему было приказано, рассказать святейшему мужу”. Олимпий отказался исполнить порученную ему миссию и восстал против императора, на несколько лет (649-652) взяв под свой контроль имп. Италию. Военная экспансия арабов и прямая угроза Константинополю некоторое время не позволяли подавить этот мятеж, равно как и перейти к решительным действиям в отношении папы, остававшегося с точки зрения имперской администрации лишь «бывшим апокрисиарием».

Четыре года спустя (653), через год после смерти Олимпия, папа Мартин и прп. Максим Исповедник были арестованы по обвинению в государственной измене. Попутно на словах прибавлялись разные обвинения, и религиозные, и политические, будто папа неправославно учил ο Богородице или будто он посылал деньги сарацинам. К тому времени папа уже несколько месяцев лежал в подагре. Экзарх Италии Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи.

В сентябре 654 года измученного исповедника привезли на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя.

«Скажи, несчастный, какое зло умыслил ты против императора?» — начал допрос председатель. Папа молчал. Выдвинута была вереница свидетелей. Это были подчиненные Олимпия и его солдаты. Спасая свои животы, они должны были заслужить прощение за участие в деле Олимпия путем лжесвидетельства против папы. И они лгали по подсказке. Папа, слыша все эти гнусности, просил судей не приводить этих свидетелей к присяге, чтобы не отягощать их преступления еще и клятвопреступлением.

Когда спросили папу Мартина, что он на это скажет, он начал было свою речь: «Когда Типос был опубликован и прислан в Рим. » На этом его оборвал префект Троил: «Ты должен говорить не ο вере, a только ο бунте и твоем участии в нем. Ты знал, что Олимпий кует оковы на императора, и ты его не остановил. Наоборот, ты был с ним в сговоре.»

«Ну, a ты, — ответил папа, — ты помешал Георгию и Валентину восстать против императора?» (Это было восстание в Константинополе, путем которого воцарен был Конста, ныне царствующий) «Удалось ли вам помешать? Так как же я (безоружный), что мог я сделать против человека, располагавшего всеми сухопутными и морскими силами Италии?» — К этому папа добавил: «Прошу вас, Христа ради, сделайте со мной скорее, что вы хотите. Всякая смерть будет для меня благодеянием.»

Папу вынесли на его носилках в атриум, т.е. во дворик судебной палаты, где уже собралась науськанная толпа; отсюда его выставили на особую площадку, специально предназначенную для показа преступников толпе. A напротив, с балкона своего дворца император мог видеть эту картину. От него генерал-прокурор Вуколеон вернулся со смертным приговором. Члены синклита – судьи – собрались около осужденного мученика. Выступил чиновник с обращением к папе: «Ты боролся с императором, на что ты теперь надеешься? Ты отступил от Бога, и Бог отступил от тебя». И он велел сорвать с папы его патриарший омофор (ψαχνιον) и его черно-белые сапоги, – приметы его сана. Подавая их градоначальнику (префекту), сказал: «Возьми и разруби их на куски». Затем сорвали с папы его верхнюю священническую одежду, a нижнюю тунику разодрали во многих местах и этим полуобнажили тело папы. Чиновник пригласил толпу анафематствовать преступника. Откликнулись лишь немногие. Народ был удручен и воздыхал от сочувствия страдальцу. Лишь отребье поносило «преступника». С цепью на шее и преднесением меча папу провели по городу на гауптвахту (в преторий) и бросили в камеру с уголовными. Через час увели его в холодную одиночку для смертников (в тюрьму Диомида) уже с такой жестокостью, что поранили ему ноги и залили кровью лестницу тюрьмы. Мартин был полумертвым. Одному клирику папы, однако, разрешено было остаться при нем для услуг, но под надзором специального сторожа, назначенного стеречь смертников. Тюремные сторожихи, мать и дочь, когда начальство удалилось, смогли просунуть страдальцу одеяло, чтобы он не замерз. Поздним вечером явился посыльный от градоначальника Григория с пищей – выразить надежду, что «даст Бог, папа так не умрет», и приказал снять кандалы с шеи. Папа ничего не сказал, только глубоко вздохнул. Он искренне ничего уже не хотел, кроме мученического конца своих мытарств.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: “Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению”, – и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: “Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии”. Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Через три месяца тюремного сидения в марте 655 года святитель был тайно погружен на судно и увезен в ссылку в крымский Херсонес. Отсюда он написал несколько писем, отразивших его страдания в этом «медвежьем» углу византийской державы, среди варварского населения и в лишениях, без необходимой пищи. Здесь, на перепутье хлебной дороги из Скифии в Грецию, папе не давали хлеба. Он жаловался в письме:

Папе действительно было горько, что порыв любви к нему, свидетелем которого он был при первом аресте, совсем исчез. Св. Мартина огорчало и то, что римские клирики принципиально предали его и канонически. Когда он был еще на острове Наксосе, они уже поставили себе 10 августа 654 года нового папу Евгения, a избрали его еще раньше, принимая во внимание, что эта дата есть дата уже императорского утверждения. В момент избрания Евгения папа Мартин еще не был формально судим и осужден. Клирики смалодушествовали перед полицейским давлением.

Свт. Мартин скончался 16 сентября 655 года, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями. Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́стинных повеле́ний устне́ распространи́л еси́,/ уче́нии Боже́ственніми вся́ просвети́л еси́,/ злове́рие низложи́л еси́, Богому́дре Марти́не,/ святи́телю всече́стне,/ помина́й на́с, уго́дниче Христо́в,/ е́же к Нему́ хода́тайствы твои́ми,// да в ми́ре устро́иши живо́т на́ш.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Святитель Мартин исповедник, Папа Римский. (день памяти 27 апреля)

Святитель Мартин являлся по счёту 74м Римским Папой. Он правил Римской Церковью с 649 по 653 год.

Родился он в Италии в провинции Перуджа. Происхождение его и год рождения истории уже не известны.

До папства Мартин служил в сане епископа римским посланником в Константинополе.

Осудил монофелитов как еретиков на Латеранском соборе в 649 году, где также был осужден эдикт императора Константа II, запрещавшего осуждение монофелитства. Разгневанный император приказал военачальнику экзарху Равенны Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Однако Олимпий побоялся народа и подослал воина, чтобы тайно убить святого. Когда убийца приблизился к святителю, то неожиданно ослеп.

Новый экзарх Равенны Феодор I Каллиопа в 653 году арестовал Мартина и отправил его в ссылку на греческий остров Наксос в Эгейском море, после чего папа был вызван в Константинополь на суд, где и подтвердил своё решение по осуждению монофелитства.

Наконец, Мартина сослали в Херсонес Таврический, это современный Севастополь в Крыму ( именно туда ранее был сослан и святой Папа Климент) где он и умер 16 сентября 655 года.

Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим.

Память папы Мартина отмечается Католической церковью 13 апреля, а Православная Церковь 27 апреля.

В Крыму , в Евпатории построен Католический храм Святого Папы Мартина.

У православных самые известные храмы Св.Мартина находятся в Архангельске и конечно же в Москве.

В Москве начато строительство современной церкви в 1791 году. Храм строился 15 лет.

Однако т очное время строительства каменного храма на данном месте неизвестно — предположительно 1502 год, в память о дате благословения Василия III на великокняжеское правление, что случилось 14 апреля 1502 года — в день памяти Святого Мартина Исповедника, Папы Римского († 655 год). Иван Снегирёв считает, что церковь была построена в 1492 году.

В 1780 году Москву посетил австрийский император Иосиф II , принимать которого пришлось европейски образованному митрополиту Московскому Платону. Архиерей не только показал царственному гостю город, но и произвёл на него неизгладимое личное впечатление, так что Иосиф на вопрос Екатерины II назвал Платона главной московской достопримечательностью. Вскоре после отъезда императора рядом со старой церковью было заложено новое здание.

В Храме Святого Мартина Исповедника было проведено первое благодарственное богослужение после оставления французами Москвы в 1812 году .

Единственная в мире алтарная преграда Храма в форме триумфальных ворот, посвящённая победе над Наполеоном , в советское время хранилась в Донском монастыре. А даровал её храму император Александр Первый.

Во время московского пожара 1812 года церковь сильно пострадала, и её реставрация продолжалась до 1821 года. Весь XIX век храм был летним, и лишь в 1904 году на средства московского купца Сергея Андреевича Александрова, бывшего старостой церкви, здесь было установлено паровое отопление.

После прихода к власти большевиков храм сперва лишился большей части своей утвари, а в 1931 году закрыт. Сперва здесь был архив студии документальных фильмов «Востоккино», а затем хранилище фондов Книжной палаты СССР . В 1980-х годах в здании церкви располагался вычислительный центр одного из московских НИИ. С 1990 года начался процесс передачи церкви верующим.

Высота Церкви 60 метров. Изнутри церковь расписана итальянским художником Антонио Клаудо , работы которого сохранились до нашего времени.

В храме имеются три предела: главный в честь Вознесения Господнего, южный придел во имя Святого Мартина ( в честь которого возведён храм) и северный во имя Грузинской иконы Божьей Матери.

В храме Св.Мартина пребывает частица мощей Св. блаженной Матрёны Московской с частицей её погребальной рубашки .
В храме также находятся частицы мощей свт. Мартина Исповедника, свт. Тихона, прп. Никодима, Дамиана, Лонгина, Анатолия, Серафима, Григория Киево-Печерских, митрополитов Московских свт. Филиппа, Иннокентия, Филарета, прав. Алексия Мечёва, равноап. Нины, свв. вифлеемских младенцев, прп. Саввы Сторожевского .
А так же чудотворный список иконы Грузинской Богородицы.

Крестильня храма находится в фундаменте первоначальных церквей намного ниже нынешнего уровня земли.

Под храмом бьёт родник, из которого и берут воду для освящения.

Даже авторов городских планов вводит в заблуждение упоминание Папы Римского в названии церкви, так что на схемах, вывешенных на остановках в районе Таганки, церковь ОШИБОЧНО обозначена как католическая.

Святитель Марти ́ н I, папа Римский

Дни памяти

28 декабря – Собор Крымских святых

Житие

Свя­ти­тель Мар­тин Ис­по­вед­ник, па­па Рим­ский, был уро­жен­цем Тос­кан­ской об­ла­сти в Ита­лии. Он по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние и по­сту­пил в клир Рим­ской Церк­ви. По­сле смер­ти па­пы Фе­о­до­ра I (642–649) пре­сви­тер Мар­тин был из­бран на пре­стол.

В то вре­мя мир Церк­ви был на­ру­шен ере­сью мо­но­фе­ли­тов, по­лу­чив­шей ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

Бес­ко­неч­ные спо­ры мо­но­фе­ли­тов с пра­во­слав­ны­ми про­ис­хо­ди­ли во всех сло­ях на­се­ле­ния. Им­пе­ра­тор Кон­станс (641–668) и Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Па­вел II (641–654) так­же бы­ли при­вер­жен­ца­ми ере­си мо­но­фе­ли­тов. Им­пе­ра­тор Кон­станс из­дал ере­ти­че­ский “Об­ра­зец ве­ры” (Ти­пос), обя­за­тель­ный для все­го на­се­ле­ния. В нем за­пре­ща­лись вся­кие даль­ней­шие спо­ры.

Этот ере­ти­че­ский “Об­ра­зец ве­ры” был по­лу­чен в Ри­ме в 649 го­ду. Свя­той па­па Мар­тин, твер­дый по­бор­ник пра­во­сла­вия, со­звал в Ри­ме По­мест­ный Со­бор, ко­то­рый осу­дил мо­но­фе­лит­скую ересь. Свя­ти­тель Мар­тин од­новре­мен­но по­слал Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Пав­лу по­сла­ние с уве­ща­ни­ем вер­нуть­ся к Пра­во­слав­но­му ис­по­ве­да­нию. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал во­е­на­чаль­ни­ку Олим­пию до­ста­вить свя­ти­те­ля Мар­ти­на на суд. Но Олим­пий, при­быв в Рим, по­бо­ял­ся ду­хо­вен­ства и на­ро­да, со­шед­ше­го­ся на Со­бор, и по­до­слал во­и­на, чтобы тай­но убить свя­то­го па­пу. Ко­гда убий­ца при­бли­зил­ся к свя­ти­те­лю Мар­ти­ну то неожи­дан­но ослеп. Ис­пу­ган­ный Олим­пий по­спеш­но уехал в Си­ци­лию и вско­ре был убит в сра­же­нии.

В 654 го­ду им­пе­ра­тор по­слал в Рим с преж­ней це­лью дру­го­го во­е­на­чаль­ни­ка, Фе­о­до­ра, ко­то­рый предъ­явил свя­ти­те­лю Мар­ти­ну тяж­кие об­ви­не­ния в тай­ном об­ще­нии с вра­га­ми им­пе­рии – са­ра­ци­на­ми, ху­ле­нии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и нека­но­ни­че­ском вступ­ле­нии на пап­ский пре­стол. Несмот­ря на предъ­яв­лен­ные рим­ским ду­хо­вен­ством и ми­ря­на­ми до­ка­за­тель­ства пол­ной невин­но­сти свя­то­го па­пы, во­е­на­чаль­ник Фе­о­дор но­чью с от­ря­дом во­и­нов схва­тил свя­ти­те­ля Мар­ти­на и от­пра­вил его на один из Цик­лад­ских ост­ро­вов (Нак­сос) в Эгей­ском мо­ре. Це­лый год то­мил­ся свя­ти­тель Мар­тин на этом по­чти без­люд­ном ост­ро­ве, тер­пя ли­ше­ния и оскорб­ле­ния от стра­жи. За­тем из­му­чен­но­го ис­по­вед­ни­ка на­пра­ви­ли на суд в Кон­стан­ти­но­поль.

Боль­но­го стар­ца при­нес­ли на но­сил­ках, но судьи гру­бо при­ка­за­ли ему под­нять­ся и от­ве­чать стоя. По­ка шел до­прос, во­и­ны под­дер­жи­ва­ли осла­бев­ше­го от бо­лез­ни свя­ти­те­ля. На су­де вы­сту­пи­ли лже­сви­де­те­ли, окле­ве­тав­шие свя­то­го в из­мен­ни­че­ских свя­зях с са­ра­ци­на­ми. При­страст­ные судьи не ста­ли да­же слу­шать оправ­да­ний свя­ти­те­ля. В глу­бо­кой скор­би он ска­зал: “Гос­по­ду из­вест­но, ка­кое ве­ли­кое бла­го­де­я­ние ока­же­те вы мне, ес­ли ско­ро пре­да­ди­те смер­ти”.

По­сле та­ко­го су­да свя­ти­те­ля в разо­дран­ной одеж­де вы­ста­ви­ли на из­де­ва­тель­ство тол­пы, ко­то­рую за­став­ля­ли кри­чать: “Ана­фе­ма па­пе Мар­ти­ну!” Но те, кто знал, что свя­той па­па стра­да­ет невин­но, со сле­за­ми ухо­ди­ли. На­ко­нец, са­кел­ла­рий, по­слан­ный им­пе­ра­то­ром, по­до­шел к во­е­на­чаль­ни­ку и огла­сил при­го­вор – ли­шить па­пу са­на и пре­дать смерт­ной каз­ни. По­лу­на­го­го свя­ти­те­ля за­ко­ва­ли в це­пи и по­во­лок­ли в тем­ни­цу, где за­клю­чи­ли с раз­бой­ни­ка­ми. Они бы­ли бо­лее ми­ло­серд­ны к свя­ти­те­лю, чем ере­ти­ки.

Меж­ду тем им­пе­ра­тор при­шел к уми­рав­ше­му Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Пав­лу и рас­ска­зал ему о су­де над свя­тым Мар­ти­ном. Тот от­вер­нул­ся от им­пе­ра­то­ра и ска­зал: “Го­ре мне! Еще но­вое де­я­ние к мо­е­му осуж­де­нию”, – и про­сил пре­кра­тить му­че­ния свя­ти­те­ля Мар­ти­на. Им­пе­ра­тор опять по­слал к свя­ти­те­лю в тем­ни­цу но­та­рия и дру­гих лиц для до­пол­ни­тель­но­го до­про­са. Свя­ти­тель от­ве­чал им: “Ес­ли да­же и раз­дро­бят ме­ня, не бу­ду в об­ще­нии с Кон­стан­ти­но­поль­ской Цер­ко­вью, по­ка она пре­бы­ва­ет в зло­ве­рии”. Му­чи­те­ли бы­ли по­ра­же­ны му­же­ством ис­по­вед­ни­ка и за­ме­ни­ли смерт­ную казнь ссыл­кой в от­да­лен­ный Хер­со­нес Та­ври­че­ский.

Там свя­ти­тель и скон­чал­ся, из­ну­рен­ный бо­лез­нью, нуж­дой, го­ло­дом и ли­ше­ни­я­ми († 16 сен­тяб­ря 655). Он был по­гре­бен вне го­ро­да во Влахерн­ской церк­ви во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Ересь мо­но­фе­ли­тов бы­ла осуж­де­на на VI Все­лен­ском Со­бо­ре в 680 го­ду. Мо­щи свя­то­го ис­по­вед­ни­ка па­пы Мар­ти­на бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а по­том в Рим.

Мартин Исповедник: раскладываем по пунктам

В Википедии есть статьи о других людях с именем Мартин I.

Мартин Исповедник (лат. Martinus PP. I; ? — 16 сентября 655) — Папа Римский с 21 июля 649 года по 17 июня 653 года. Католический и православный святой.

Биография

Родился в умбрийском городе Тудертума. До 649 года — римский нунций в Константинополе. Осудил монофелитов как еретиков на Латеранском соборе в 649 году, где также был осуждён эдикт императора Константа II, запрещавшего осуждение монофелитства. Разгневанный император приказал военачальнику экзарху Равенны Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Однако Олимпий побоялся народа и подослал воина, чтобы тайно убить святого. Когда убийца приблизился к святителю, то неожиданно ослеп.

Новый экзарх Феодор I Каллиопа в 653 году арестовал Мартина и отправил его на остров Наксос, после чего папа был вызван в Константинополь на суд, где и подтвердил своё решение по осуждению монофелитства. Наконец, Мартина сослали в Херсонес Таврический, где он и умер от голода 16 сентября 655 года. Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим.

Ранние годы

Мальчик родился в городе Тубертума. Это место находится в Италии в Тосканской области. Мартин получил хорошее для того времени образование, что позволило ему поступить в клир Римской церкви.

Начало служения

В 649 году умер Папа Федор I. На святой престол сразу был поставлен Мартин. Времена его правления пришлись как раз на широкое распространение ересей. Кроме того уже тогда Римская и Константинопольская церкви не были едины. Расслоения и расхождения проявлялись во всех слоях населения.

Святой Мартин Исповедник

Император Византии и даже Патриарх относили себя к ереси монофелитов. Они выпускали «неверный» «Образец веры». Это творение было обязательным к прочтению.

Книга вскоре дошла и до Рима. Будучи ярым православным христианином, Папа Мартин тут же собрал Поместный Собор в Риме. На этом собрании монофелитская ересь была осуждена и признана неверным учением. Прошение о возвращении к правильной вере поступило и императору Византии и ее Патриарху.

Правитель был настолько разъярен, что приказал своему приближенному Олимпию убить святого Папу. Военачальник нанял убийцу и подослал его к Папе. Тогда-то и случилось первое чудо, связанное с Мартином Исповедником. Как только убийца приблизился к Папе, он неожиданно ослеп. Сам же Олимпий вскоре пал в страшном бою.

Падение

Император Византии понял, что вера Мартина была слишком сильна. Кроме того, простой народ был на его стороне. Тогда правитель пошел другим путем. В 654 году в Рим приехал еще один подданный Византии Феодор. Он предъявил Папе Мартину обвинения в тайном сообщении с врагами империи и веры, а так же поношение Пресвятой Богоматери и незаконное обретение папского престола.

Несмотря на невиновность Мартина, ночью Феодор с отрядом вооруженных воинов ворвался в комнату Папы и арестовал его. Мартин был брошен в тюрьму на одном из островов Эгейского моря. Спустя только год Мартина отвезли на суд в Константинополь.

Исповедник был так измучен заточением, что не имел сил даже держаться на ногах. Несмотря на это, судья приказал старику отвечать стоя. Так его держали стражи, причиняя еще больше боли больному.

Икона святого Мартина, папы Римского

Никто не собирался слушать оправданий больного старика. Вердикт был заранее известен. Мартина заковали в цепи на площади. Людей подговорили кричать: «Анафема Папе Мартину!». Те, кто верили в невиновность Мартина, могли только покинуть площадь со слезами на глазах.

Это интересно! Анафема — отрешение от церкви. Самые известные анафемы были присвоены Папе Римскому и Патриарху Православному при расколе христианства в 1054 году. Отречение от церкви было взаимное.

Папа Мартин был приговорен к лишению сана и смертной казни. По велению императора, который был осужден Патриархом, к Исповеднику послали людей для проведения нового допроса. Однако Мартин сказал: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».

Смерть

Император Византии был поражен мужеством Папы и заменил смертную казнь на пожизненное заточение в Херсонесе Таврическом. Там он умер 16 сентября 655 года, измученный нуждой и голодом. Тело Мартина было погребено за стенами города. Однако после осуждения ереси в 680 году останки Святого Папы перенесли в Константинополь, а потом в Рим.

Мартин Исповедник — Папа Римский Мартин I — принял кончину в 655 году. Он почитается и католической, и православной церковью как раннехристианский святой мученик

Византийский император Констант II в годы своего правления поддерживал ересь монофелитства, а Мартин Исповедник, будучи Папой Римским, резко выступал против этого учения, которое настаивало на том, что Иисус Христос обладал единой (объединенной) волей — и как Бог, и как человек. Монофелитство — учение о единоволии Бога, ставшего человеком, противоречит подлинно христианскому учению.

Император Констант II приказал прекратить все споры среди духовенства по этому вопросу, но Мартин Исповедник не мог допустить искажение веры и поэтому самостоятельно созвал Латеранский собор, куда прибыло высокое духовенство со всего мира. Тогда император приказал доставить Мартина на суд, как нарушившего его указ.

Наместник Римской провинции, экзарх Олимпий, опасаясь народного гнева, нанял убийцу. Но тот, едва приблизившись со своим преступным намерением к святителю, ослеп. Следующий экзарх Равенны Феодор I Каллиопа все-таки арестовал Мартина. Он обвинял его не только в том, что тот сопротивлялся монофелитству, но и в том, что он тайно общался с врагами империи, хулил Богородицу и преступным путем занял папский престол.

Несмотря на предъявленные доказательства невиновности Мартина Исповедника, Феодор повелел схватить святителя и отправить его на остров Наксос. Целый год держали его на острове в заточении под стражей, а после отправили в Константинополь на суд. Больной и немощный, он был оболган на суде и обвинен в измене. Святителя Мартина приговорили к смерти, но потом заменили казнь на ссылку в Херсонес Таврический. В этих местах святитель скончался, изможденный болезнями и лишениями, и был погребен во Влахернской церкви Пресвятой Богородицы за городом.

В 680 году ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском соборе, а мощи святителя Мартина сначала были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Есть мнение, что часть мощей святителя осталась в Херсонесе (ныне территория Херсонесского музея-заповедника в Севастополе).

Считается, что над мощами святого крестилась дружина киевского князя Владимира. А на его могилу вплоть до XVI века приходили тысячи христианских паломников. Поэтому святой Мартин был одним из первых христианских святых, почитавшихся на Руси тысячу лет назад.

Церкви

Интересен тот факт, что Мартину Исповеднику посвящают даже церкви. Это явление есть и в католической, и в православной церквях.

Храм святителя Мартина Исповедника на Таганке, Москва

Так стоит упомянуть:

  • Храм Святого Мартина I в Евпатории (Римско-католическая церковь).
  • Церковь Святого Мартина Исповедника в Москве.
  • Храм святителя Мартина Исповедника в Свято-Климентовском Инкерманском мужском монастыре.
  • Церковь Святого Мартина Исповедника в Архангельске.

Использованные материалы

  • Карташев А.В., «Πапа Мартин I и Латеранский собор 649 г.» // Вселенские соборы / Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор:
  • «Святитель Мартин Исповедник, папа Римский», страница календаря на портале Православие.Ru:
  • Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии и «дело» папы римского Мартина // Византийский Временник, : 1991, т. 52 (77), с. 47-56
  • Юлаев Феодор, иером, Латеранский Собор 649 г. // Православная Энциклопедия, т. 40, М., 2015. с.121-128:
  • Saint Herman Calendar 2008, p. 32.
  • Минея-апрель, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 251:

По месяцеслову Румынской Православной Церкви — вместе со «святыми исповедниками епископами Запада Сергием, Пирром и Феодором, иже со святым Мартином». См. «Tot în această zi, pomenirca sfinţilor mărturisitori episcopi de Apus: Serghie, Pir şi Teodor, care au fost împreună cu sfântul Martin», страница румынского сайта Calendar Ortodox — Sfintii Zilei — Vietile Sfintilor — Sinaxar (Православный календарь — Святые дня — Жития святых — Месяцеслов), http://www.calendar-ortodox.ro/luna/aprilie/aprilie14.htm; http://www.noutati-ortodoxe.ro/calendar-ortodox/sinaxar.php?…000. Иных сведений о таких святых нет. При этом тот же ряд имён упоминается в каноне святому Мартину в ином контексте: посреди Собора отвергл еси Пирра, Сергия и Феодора, Кира же / и подобныя тем буесловящим злославныя, отче (песнь 3-я, http://files2.regentjob.ru/minea/apr1/apr1252.html). Речь в каноне идёт о главных соперниках святителя — монофелитах патриархах Константинопольских Сергии и Пирре, патриархе Александрийском Кире и епископе Фаранским Феодоре.

Жития святых в изложении Дмитрия Ростовского

А подарок на именины Вы можете выбрать здесь:

Православные книги. Иконы. Календари. MP3. Песнопения. Аудиокниги. Православные фильмы.

Ссылка на основную публикацию