Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский

Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов — один из трех Вселенских святителей. Память Григория Богослова совершается 7 февраля (25 января по старому стилю) и 12 февраля (30 января по старому стилю) в Соборе трех святителей.

Содержание

Святитель Григорий Богослов. Жизнеописание

Святитель Григорий Богослов родился около 329 года в Арианзе, неподалеку от Назианза Каппадокийского. Его отец, Григорий, являлся Назианзинским епископом, мать звали Нонной. В семье кроме Григория был его брат Кесарий и сестра Горгония. Григорий получил начальное домашнее образование, он обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, а затем и в Александрии. В 350 году Григорий жил в Афинах, где изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Во время обучения Григорий познакомился с Василием Великим, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской. По окончании обучения Григорий остался в Афинах, где преподавал риторику. В 358 году он возвратился домой.

В возрасте тридцати лет Григорий принял святое крещение. Он был склонен к аскетичному житию, поэтому ушел в монастырь, который основал Василий Великий в Понте в своем имении на реке Ирис. В 361 году по настоянию отца Григорий вновь вернулся домой и был рукоположен в пресвитеры. Первую свою проповедь «Слово на Пасху и о своем промедлении» Григорий произнес на пасхальном богослужении. Деятельность Григория на церковном поприще совпала с периодом правления императора Юлиана Отступника (331/ 332 — 363 гг.), гонения которого затронули и Нанзианскую епископскую кафедру его отца. Император поручил захватить христианские храмы. Отец Григория, Нанзианский епископ, вместе с паствой оказал сопротивление, предотвратив захват храмов.

Феодосий I Великий

В конце 363 года отец Григория, не вникая в тонкости богословия, подписал омиусианский символ веры, чем вызвал раскол в своей епархии. Раскол продолжался недолго, но Григорию пришлось защищать своего отца — он написал «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви». Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Сасима, где Василием была создана епархия. В 372 году Григорий был рукоположен в епископа Сасимского. Но он недолго пробыл в Сасимах и вновь удалился в пустыню. По просьбе отца Григорий вернулся в Назианз и помогал ему в управлении епархией до его смерти в 374 году. После смерти отца Григорий некоторое время руководил назианзской епархией. 19 января 379 года византийским императором стал Феодосий(346-395 гг.), который покровительствовал никейцам, а не арианам. Григория призвали в Константинополь, видя в нем проповедника и защитника веры.

Святитель Григорий Богослов — архиепископ Константинопольский

В Константинополе Григорий Богослов неоднократно подвергался преследованию со стороны ариан. Еще когда Александрийский патриарх Петр писал Григорию, поручая ему Константинопольский патриарший престол, как достойному пастырю Христовой Церкви, против Григория ополчились исполненные злобы люди. Так, один греческий философ, по имени Максим, из школы циников, проживающий в Константинополе, отличался хитростью и лицемерием. Он пришел к Григорию Богослову и, отрекшись от эллинского безбожия, принял святое Крещение. Григорий, не подозревая о лукавстве, поселил его у себя и сделал членом церковного клира. Максим задумал отступить от своего духовного отца и начал борьбу против него. Первым делом он нашел себе помощника — одного пресвитера, который был зело искусен в коварстве. Максим замыслил занять патриарший престол в Константинополе. Для осуществления этого плана ему требовалось много денежных средств, чтобы подкупом склонить на свою сторону церковнослужителей. Они обольстили разными обещаниями одного не местного пресвитера и забрали у него большую сумму денег. Затем Максим со своим помощником послали тайно в Александрию великое множество даров патриарху Петру, епископам и клирикам, и просили прислать в Византию епископов, чтобы те возвели Максима на патриарший престол.

Патриарх Петр прельстился, забыл о своем письме Григорию и согласился выполнить просьбу Максима. Он послал в Константинополь египетских епископов. Епископы вместе с Максимом, не известив никого, явились в церковь и на утрени принялись рукополагать Максима. Несмотря на то, что Григорий в это время был болен, он узнал о произошедшем и немедленно последовал в храм. В церкви собрались пресвитеры, клирики и много народа, как христиане, так и еретики. Все были удивлены такому коварству и незаконному посвящению, разгневались и стали кричать на приехавших епископов. Епископы с позором ушли из храма. Они направились в дом одного флейтиста и там окончили неправильное посвящение, а затем провозгласили Максима Константинопольским патриархом. Многие выказывали недовольство Григорию за то, что он принял у себя такого вероломного человека. Григорий же отвечал им: «Не гневайтесь на меня, мужи, за то, что я благодетельствовал этому человеку, не предвидя его злобы. Разве мы повинны в том, что не можем предвидеть чьей-либо злобы? Только одному Богу свойственно знать тайну внутренней жизни человека. Притом не самым ли законом повелено нам отечески и с любовью отверзать свое лоно всякому приходящему к нам: «Приходящего ко Мне, — говорит Спаситель, — не изгоню вон» (Ин.6:37). Для меня было важно уже и то, что Максим от еллинского заблуждения пришел ко Святому Крещению и вместо служения Геркулесу стал служить Святой Троице. Притом он казался добродетельным, хотя и лицемерно, но лицемерие его и злоба только теперь явно обнаружились. Нам не дано исследовать такие дела; мы не проникаем в человеческие помышления, не знаем и будущего, разве только когда Бог откроет нам его. Мы смотрим только на лицо, а сердце видит Бог». Народ успокоили слова Григория, и люди с еще большей любовью стали относиться к нему. Максим же подумал искать поддержки у царя Феодосия Великого, но благочестивый государь прогнал его. Тогда Максим с епископами прибыл в Александрию и задумал очередную хитрость. Он подкупил клириков Александрийской Церкви и снова обратился к патриарху Петру. Но Петр, опасаясь людского волнения, прогнал Максима из Александрии.

Свт. Григорий Богослов. Миниатюра Гомилий свт. Григория Назианзина. Византия. 1136-1155 годы. Монастырь св. Екатерины на Синае

Между тем Григорий страдал различными недугами, поэтому вынужден был отказаться от управления Константинопольской церковью и хотел вернуться на свою родину, в Назианз. Он выступил перед паствой с последним словом, в котором убеждал ревностно хранить веру и совершать добрые дела. Люди сильно опечалились, поняв, что он хочет оставить Константинополь. В храме послышались восклицания и громкий плач. Народ ему ответил: «Отец! Уходя от нас, ты уводишь с собою и учение о Святой Троице. Без тебя не будет в этом городе и правого исповедания Святой Троицы. Вместе с тобою уйдет из города православие и благочестие». Григорий, слыша плач и мольбы народа, отложил свое решение и обещал оставаться с паствой, пока не будет созван ближайший собор. Между тем царь Феодосий воевал с варварами и после победы над ними возвратился в Константинополь с торжеством. По-прежнему во власти ариан находилась соборная патриаршая церковь. Царь призвал арианского патриарха Демофила и убеждал его или вернуться в Церковь Христову, или же уступить свое место другому. Демофил предпочел лишиться престола, нежели оставить свои заблуждения. Тогда царь отдал Григорию Богослову и всей Христианской Церкви соборный храм, который находился во власти ариан сорок лет. Поначалу ариане не пускали архипастыря Григория и клир в церковь, заграждая путь и угрожая убийством. Но Господь уберег своего святителя от гибели. Позднее юноша, который хотел убить Григория, пришел к нему и слезно просил прощение за это.

По случаю возвращения соборного храма Григорий обратился к народу со словами: «Дети! Теперь время благодарения и прославления единого в Троице Бога, Который даровал нам опять принять его святую церковь. Поэтому прославим ныне его великие милости, а о патриаршем престоле подумаем после, в другое время». После совершения Божественной Литургии во вновь обретенном храме все разошлись, прославляя Бога, а ариане ушли посрамленные. Григорий Богослов с великим усердием научал народ, посещал и лечил больных, помогал обиженным, защищал слабых и очищал Церковь Христову от еретических заблуждений. Владея большим церковным имуществом, он не присвоил себе ни одной серебряной монеты, не допрашивал также он и церковных строителей, сколько ими собрано и сколько истрачено. Последнее он считал делом не епископа, а светского правителя. Он наставлял всех хранить чистую совесть. В мае 381 года Григорий принимал участие во Втором Вселенском Соборе. На Соборе возник вопрос о кандидатах на вдовствующую антиохийскую кафедру. Также были выдвинуты обвинения против Григория, что он, будучи рукоположен Сасимским епископом, незаконно стал архиепископом Константинопольским. Григорий не стал отстаивать свои права на Константинопольскую кафедру, он вернулся в Назианз, где по просьбе городских клириков вновь возглавил епархию, не переставая просить епископа Тиранского снять с него эту обязанность, которую он считал для себя бременем. Он перестал ездить на церковные соборы, говоря: «Соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного».

Преставление архиепископа Григория Богослова

В конце 383 года здоровье Григория ухудшилось, и тогда епископ Феодор Тиранский назначил на Назианзскую кафедру Евладия, а Григорий удалился на покой и посвятил себя написанию богословских трудов В этот период Григорий кроме богословских сочинений пишет свою подробную автобиографию.

Скончался Григорий 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен. В своем завещании Григорий, исполняя волю своего отца, отдал свое фамильное имение епархии, ближайшим друзьям завещал денежные суммы и предметы одежды, а также распорядился дать свободу своим рабам. В 950 году при императоре Константине Багрянородном (905- 959 гг.) мощи Григория были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов. При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория были вывезены в Рим. После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя. 26 ноября 2004 года часть мощей была возвращена Константинопольской церкви вместе с частью мощей Иоанна Златоуста. Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью.

Почитание святителя Григория Богослова. Тропарь, кондак и канон

Пaстырьскіи с0пль бGосл0віz твоегw2, витjйскіz побэди2 трубы2, ћкw глубины2 д¦а и3зыскaвшу, и3 добр0ты вэщaніz приложи1шатисz. но моли2 хrтA бGа џ§е григ0ріе, спасти1сz душaмъ нaшимъ.

БGосл0внымъ љзhкомъ свои1мъ, плетeніz витjйскаz разори1лъ є3си2 слaвне. правослaвіz ри1зою свhше и3сткaнною, цRковь њдёzлъ є3си2. ю4же и3 носsщи с8 нaми взывaетъ твои1ми чaды, рaдуисz џ§е бGосл0віz ќме совершeныи.

Библиотека Русской веры
Канон святителю Григорию Богослову →

Святитель ​Григорий Богослов. Иконы

На иконах Григорий Богослов изображается в виде старца с седыми или темными с проседью волосами и широкой бородой средней длины в святительских одеждах с евангелием или свитком в руке.

Святитель Григорий Богослов

Самое раннее из дошедших до наших дней иконописное изображение (ок. 649 г.) святителя Григория Богослова сохранилось в росписях алтаря церкви Санта-Мария Антиква в Риме. На Руси наиболее древним является изображение святителя Григория Богослова в мозаиках Софийского собора в Киеве (1037-1045 гг.).

Свт. Григорий Богослов. Фрагмент Мозаика Киевского Собора Святой Софии, XI в.

Образ святителя включался в состав икон деисусного чина. Известен образ (в рост) Григория Богослова из деисусного чина Успенского собора Владимира 1408 года из собрания Государственной Третьяковской Галереи в Москве. Широкое распространение получили как единоличные образы святого, так и в числе избранных святых.

Слева: Григорий Богослов. Из деисусного чина собрания А.И. Анисимова. Первая половина XV в. Справа: Григорий Богослов. 1408 г. Из деисусного чина Успенского собора во Владимире. Государственная Третьяковская галерея, Москва Святитель Григорий Богослов. Из деисусного чина церкви Покрова села Гуменец Ростовского района Ярославской области. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Григорий Богослов. Из деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г.

Храмы во имя святителя Григория Богослова

О храмах во имя святителя Григория Богослова, построенных до раскола Русской Православной Церкви, равно как и о старообрядческих, информации нет.

Григорий Двоеслов: православный папа Римский

25 марта память свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604).

Римский папа, с именем которого связан григорианский хорал и литургия преждеосвященных Даров. Он делил трапезу с нищими, его книгами зачитывались парижские ученые-схоласты и московские иноки-простецы. Великий святой, почитаемый и на Западе, и на Востоке. Что мы знаем о нем?

Память святителя Григория настолько прочно связана с Великим постом, что даже имя этого святого сразу же воскрешает в памяти светлую печаль постовых богослужений: размеренное чтение псалмов, незатейливые напевы покаянных тропарей, полумрак мартовского утра, чистая легкость души… И уже в самом конце, благословляя народ, священник среди других святых, молитвами которых мы надеемся спастись, называет Григория Двоеслова, папу Римского.

Предание называет его составителем чина литургии преждеосвященных Даров, особой литургии, которая служится только Великим постом. Чтобы понять, для чего понадобилось устраивать специальную «постную» литургию, надо вспомнить одну простую, но подзабытую истину: литургия — это всегда праздник. Более того, это всегда трапеза, угощение. С самого начала христиане, еще не имевшие тогда своих храмов, собирались на частных квартирах, «преломляя хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». Вот почему постом обычная литургия служится только в воскресенье и субботу — дни, когда поститься не полагается. Но вовсе лишить верующих возможности причащаться в будни Церковь не могла, поэтому и стали служить литургию преждеосвященных Даров — Дары на ней не освящаются, они освящаются прежде, обычно в предыдущее воскресенье. Народ причащается, но полного торжественного чина не бывает.

Согласно современным научным данным, Григорий Двоеслов все же не был автором чинопоследования литургии, как не был он и создателем григорианских хоралов, древних песнопений Латинской Церкви, аналогичных русскому «знаменному пению». Но нет дыма без огня: находясь на папском престоле, святой Григорий действительно составлял богослужебные гимны, упорядочивал церковные службы, реформировал клиросное пение. Поэтому название литургических памятников в его честь вполне оправдано, хотя и не может пониматься в смысле «авторских прав».

В латинской традиции святителя Григория называют Григорием Великим. Его роль в истории Западной Церкви и правда сложно преувеличить. Римским папой он стал в трудное время, в конце VI века: последние обломки Римской империи разрушаются под натиском варварских нашествий, византийский император активно вмешивается в западную политику, но большого влияния оказать не может; войны, разорения, эпидемии — то самое мрачное средневековье, о котором так любили говорить гуманисты. «Города опустошены, крепости разрушены, церкви пожжены, монастыри мужские и женские разорены, селения покинуты народом, поля остались невозделанными, земля превратилась в пустыню, не осталось на ней ни одного жителя, дикие звери стали обитать там, где прежде жило множество народа. Не знаю, что делается в других частях света, — пишет Григорий, — но на сей земле, где мы живем, кончина мира не только близка, но уже и наступила».

Вокруг все рушилось, а святитель Григорий созидал, причем результаты его трудов пережили века: он основывал монастыри и укреплял аскетическую дисциплину, упорядочивал каноническое устройство Церкви, богослужение и экономику церковного римского государства; именно он послал группу миссионеров во главе с Августином (будущим Кентерберийским) в Англию, положив основание организации Английской Церкви. Но служение его простиралось и на сугубо светские области.

До начала своего церковного служения Григорий получил очень хорошее образование и уже занимал некоторое время высшие должности в городской администрации, потом представлял интересы Западной Церкви в Константинополе. Этот опыт оказался очень востребованным, когда в 590 году Григорий был избран папой: переговоры с императором и лангобардскими властителями, заключение перемирий и выплата контрибуций — все это входило в круг обязанностей римского первосвященника.

В православной традиции святитель Григорий известен под именем Двоеслова. Этим подчеркивается другая сторона личности святого: необычное прозвище происходит от названия популярнейшего произведения Григория — «Собеседований о жизни италийских отцов». Собеседование — в оригинале dialogus , диалог, в буквальном переложении на русский — двоеслов. В Средние века эта книга была «бестселлером», в VIII веке ее перевели на греческий, а в IX веке — на славянский (напомним, год крещения Руси — 988!).

Читайте также:  Икона Божьей Матери "Иерусалимская",о чем молиться и как помогает

По сути это патерик, сборник рассказов о жизни итальянских подвижников VI века, которые Григорий рассказывал своему духовному сыну. Особенно привлекали читателей описания сверхъестественных событий, которыми изобилует повествование: чудесное приумножение вина, изгнание бесов, неожиданное наказание грешников, рассуждения о посмертной участи и об устройстве загробного мира. Кстати, западное учение о жизни после смерти во многом складывалось под влиянием диалогов папы Григория и диакона Петра, которые они ведут на страницах «Собеседований». Схоластическая концепция чистилища — места, где души умерших очищаются от грехов временными страданиями, получившего рациональную разработку в позднем Средневековье, так, что было точно установлено, кто пойдет в какой отсек чистилища, за какой грех и на какой срок, — была лишь доведенной до крайности и продуманной в мельчайших подробностях системой Григория Великого. Значит ли это, что святитель Григорий был неправославным? Вовсе нет, богословие любого святого своеобразно, имеет особые характерные черты. А вот непропорциональное преувеличение значения этих черт, доведение их до крайности ведет к уклонению от правой веры.

Рассказы о чудесных событиях занимают значительное место в «Диалогах», впрочем, чудеса — лишь свидетельства, и для назидания диакона Петра, а с ним и множества читателей, которые внимают святому Григорию уже на протяжении почти полутора тысяч лет, в «Собеседованиях» всегда подчеркивается внутренняя сторона подвига праведников: молитвы, труды и смирение.

По молитвам святого Константина Пономаря, вода в лампадах стала гореть, как масло, но Григорий приводит и другой случай из жизни Константина. Один поселянин пришел посмотреть на святого, который был очень мал ростом, «худ и лицом весьма невзрачен». «Я думал видеть важного человека, а этот и на человека-то непохож». Лишь только услышал эти слова св. Константин, тотчас оставил лампады, которые оправлял, быстро и с радостным видом подошел к поселянину, заключил его в свои объятия и от полноты сердца благодарил, что поселянин сделал о нем такой отзыв: «Один ты, — говорил святой, — сделал обо мне справедливый отзыв!» «Теперь я вижу, что как ни велик был этот святой по своим чудесам, но еще более велик по своему смирению», — так заканчивается рассказ о необычном пономаре.

Нравоучения Двоеслова никак не завуалированы, все практические выводы и рекомендации приводятся без малейшей маскировки. Но если для любой современной книги такой морализм был бы дурным тоном и воспринимался бы как неуважение к читателю, то для безыскусного и прямолинейного стиля древнего праведника поучения звучат очень естественно и к месту.

Именно таким — строгим, честным и последовательным — учеником Христа остался папа Григорий в памяти потомков. В житии Григория, составленном Симеоном Метафрастом, описывается всего один случай, когда Григорий, не имея больше ничего для пожертвования назойливому нищему, приказал отдать ему серебряное блюдо, на котором ему принесли овощи. После, когда по традиции римских первосвященников он делил трапезу с двенадцатью нищими, оказалось, что нищих за столом не двенадцать, а тринадцать — ангел Господень посетил дом Григория, поведав на прощание, что именно ему пожертвовал тот серебряное блюдо. О несчастных и страждущих святитель Григорий заботился тщательно и планомерно — не только лично принимая нищих в своем доме, но и направляя на содержание бедных весь доход от церковных владений.

Особое значение имеют свидетельства папы Григория о жизни Бенедикта Нурсийского, которому посвящена вторая часть Собеседований. Святитель Григорий жил лишь несколькими десятилетиями позже, и его рассказы о родоначальнике западного монашества имеют большую ценность. Первый в истории Церкви папа из монахов, Григорий даже на высоте власти не переставал быть аскетом и подвижником, тяготясь суетой: «Душа моя скорбит оттого, что неприятности лежащих на мне дел вызывают в ней воспоминания о прежней моей монастырской жизни; о той жизни, когда она умела управляться со всеми случайностями, возвышаться над всем скоропреходящим, потому что мысль ее была постоянно устремлена к небесному».

Так писал величайший святой Западной Церкви, монах и архипастырь, наставлявший верных и заботившийся о нищих. Каждый год 25 марта празднуется его память, имя его звучит на всех литургиях преждеосвященных Даров, к утешению и радости всех знакомых с его наследием.

Святитель Григо ́ рий Двоеслов , Великий, папа Римский

День памяти

Житие

Житие святителя Григория Двоеслова, папы Римского

Св. Гри­го­рий, име­ну­е­мый Двое­сло­вом (со­бе­сед­ни­ком), ро­дил­ся в Ри­ме ок. 540 г. При­над­ле­жал к древ­не­му пат­ри­ци­ан­ско­му ро­ду, в ко­то­ром бы­ли хри­сти­ане, да­же свя­тые. Бу­ду­щий свя­ти­тель по­лу­чил бле­стя­щее свет­ское об­ра­зо­ва­ние, и его ожи­да­ла бле­стя­щая го­судар­ствен­ная ка­рье­ра. Он же чув­ство­вал ду­хов­ное при­зва­ние. Гри­го­рий вел скром­ную бо­го­угод­ную жизнь и всей ду­шой стре­мил­ся к ино­че­ству. По­сле смер­ти от­ца на его со­сто­я­ние он по­стро­ил шесть мо­на­сты­рей в Си­ци­лии, а в Ри­ме ос­но­вал мо­на­стырь во имя Ан­дрея Пер­во­зван­но­го, где и при­нял ино­че­ский сан. Мыс­ли об апо­столь­ском дол­ге Церк­ви, стрем­ле­ние к ду­хов­но­му про­све­ще­нию язы­че­ских на­ро­дов вдох­нов­ля­ли св. Гри­го­рия в те­че­ние всей его жиз­ни и на­шли до­стой­ное отоб­ра­же­ние в его бо­го­слов­ских тво­ре­ни­ях. В 577 г. св. Гри­го­рий был по­свя­щен в сан диа­ко­на. По по­ру­че­нию па­пы рим­ско­го дол­го тру­дил­ся в Ви­зан­тии, где изу­чал гре­че­ский язык и тво­ре­ния свя­тых от­цов Во­сто­ка, на­пи­сал «Тол­ко­ва­ние на кни­гу Иова», ока­зав­шее вли­я­ние на тво­ре­ния мно­гих круп­ней­ших бо­го­сло­вов и по­этов сред­не­ве­ко­вья. В 590 г. св. Гри­го­рий был из­бран на Рим­скую ка­фед­ру. В это вре­мя Ита­лия под­верг­лась на­ше­ствию вар­ва­ров. Св. Гри­го­рий про­явил се­бя при этом рев­ност­ным ар­хи­пас­ты­рем и вы­да­ю­щим­ся го­судар­ствен­ным и об­ще­ствен­ным де­я­те­лем. В 602 г. он по­лу­чил при­зна­ние гла­вен­ства Ри­ма над всей За­пад­ной Цер­ко­вью. Св. Гри­го­рий со­ста­вил на ла­тин­ском язы­ке чин Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных да­ров, ко­то­рая до него бы­ла из­вест­на лишь в уст­ном пре­да­нии. Этот чин был утвер­жден на VI Все­лен­ском Со­бо­ре в 680 г. и при­нят всей Хри­сти­ан­ской Цер­ко­вью. Скон­чал­ся свт. Гри­го­рий в 604 г. Мо­щи его по­чи­ва­ют в со­бо­ре св. апо­сто­ла Пет­ра в Ва­ти­кане.

Творения в библиотеке

  • Сорок бесед на Евангелия
  • Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души
  • Правило пастырское или о пастырском служении
  • Беседы на пророка Иезекииля
  • Моралии на книгу Иова

Труды о святом в библиотеке

  • Богословие святителя Григория Великого (А.Фокин)
  • Григорий Великий (Двоеслов), папа Римский (А.А.Митропольский)
  • Диалоги Григория Великого и легенды о загробной жизни в средние века (профессор Александр Иванович Пономарёв)
  • Житие во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского (святитель Димитрий Ростовский)
  • Житие святого Григория Великого (святой Беда Достопочтенный)

Богослужения

Молитвы

Тропарь святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 4

И́же от Бо́га свы́ше Боже́ственную благода́ть восприе́мь,/ сла́вне Григо́рие,/ и Того́ си́лою укрепля́емь,/ ева́нгельски ше́ствовати изво́лил еси́./ Отону́дуже у Христа́ возме́здие трудо́в прия́л еси́, всеблаже́нне,/ Его́же моли́,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Восприняв от Бога свыше Божественную благодать, славный Григорий, и Его силой укрепляем, ты жил в соответствии с Евангелием. Поэтому у Христа получил награду за труды, всеблаженный, Его же моли о спасении душ наших.

Кондак святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 3

Подобонача́льник показа́лся еси́ Нача́льника па́стырем Христа́,/ и́ноков чреды́, о́тче Григо́рие,/ ко огра́де Небе́сней наставля́я,/ и отту́ду научи́л еси́ ста́до Христо́во за́поведем Его́,// ны́не же с ни́ми ра́дуешися и лику́еши в Небе́сных кро́вех.

Перевод: В своем руководстве ты стал подобен Начальнику пастырей Христу, рядам монахов, отец Григорий, указывая путь к ограде Небесной, и потому ты научил стадо Христово заповедям Его, сейчас же вместе с ними радуешься и поешь в небесных селениях.

Григорий Двоеслов

Григо́рий I Вели́кий (лат. Gregorius PP. I ), называемый в православной традиции Григорий Двоеслов (лат. Gregorius Dialogus ) (ок. 540 — 12 марта 604) — папа римский с 3 сентября 590 по 12 марта 604.

Биография

Григорий родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье, представители которой уже по крайней мере целый век служили церкви: его прапрадедом был, вероятно, Римский епископ Феликс III (483—492 гг.), папа Агапит (535—536 гг.) тоже приходился ему родственником. Отец Григория Гордиан занимал видный пост в церковной администрации. Мать Сильвия, после смерти мужа жившая в уединении близ римской базилики Св. Павла, прославилась глубоким благочестием и святостью.

О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Историк конца VI в. Григорий Турский писал: Григорий «был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что во всём Риме не было равного ему человека» («История франков» Х.1). Некоторое время он, вероятно, являлся префектом Рима, то есть главой городской администрации, а в 574 г., избрав для себя монашеский удел, основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и открыл ещё шесть обителей в поместьях на Сицилии.

Его созерцательная жизнь во спасение души была прервана в 579 г., когда папа поставил его диаконом и отправил своим посланником ко двору императора в Константинополь. Григория мучили противоречивые мысли, вызванные его страстным желанием остаться под сенью монастыря и в то же время послушно служить Церкви. Как продемонстрировала в своём исследовании Кэрол Строу, он нашёл возможную разрядку этого напряжения в том, что рассматривал земное поприще, вовлечённость в мирские дела как жертву послушания Богу, которая, подобно монашескому подвигу, совершенствовала человеческий дух. На этом пути праведного христианина поджидали большие опасности, среди которых он должен был стремиться к тому, чтобы сохранить благоразумие, добродетель и душевное равновесие — баланс между созерцательной и активной жизнью. Находясь в Константинополе, Григорий продолжал жить уединённо в кругу сопровождавших его монахов из обители св. Андрея, которым в часы досуга он изъяснял библейскую «Книгу Иова».

Как представитель Римской церкви он обращался к императору Тиберию II Константину, а затем Маврикию с призывами защитить Рим от варваров-лангобардов, недавно обосновавшихся в северной Италии и в некоторых её центральных районах. Но византийские власти, ведя ожесточённые бои с персами на востоке, не могли воевать сразу на нескольких фронтах. В 585 или 586 г. папа Пелагий II (579—590 гг.) отозвал своего посланника в Рим. А когда понтифик умер в разгар страшной эпидемии чумы, Григорий был единодушно избран его преемником. Более поздняя традиция гласит, что он бежал из Рима, считая себя недостойным быть епископом, однако был найден и возвращён в город. Он возглавил покаянную процессию по охваченному мором Риму, и произошло чудо: когда кающиеся проходили мимо гробницы императора Адриана (ныне замок Св. Ангела) близ Ватикана, над её куполом показался архангел Михаил, который вложил свой пылающий меч в ножны, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на небесах, и чума прекратилась.

3 сентября 590 г., после того как было получено одобрение императора, Григорий был посвящён в епископы Рима и стал одним из самых влиятельных людей в империи. Папская резиденция располагалась в Латеранском дворце на юге Рима, где Григорий жил в монашеском сообществе, следуя строгим правилам монастырской жизни. Предпочитая более полагаться на монахов, он удалил из администрации Римской церкви мирян и ослабил позиции клириков.

В это время церковные власти приобретали всё большее влияние в Риме по мере того, как ослабевало светское правление, не способное даже организовать оборону города от лангобардов. Римская церковь взяла на себя многие государственные функции. Папа сам занимался обеспечением защиты города. На средства, полученные с церковных земельных владений, занимавших площадь от 3. 5 до 4. 7 тыс. квадратных километров в Италии, Африке, Галлии и Далмации, а также на островах Сицилия, Корсика и Сардиния, он снабжал сограждан продовольствием, оплачивал войска, содержал стратегические объекты, откупался от варваров, выкупал пленных, обеспечивал необходимым беженцев. Неудивительно, если и вправду после смерти Григория папская казна оказалась почти пустой: никогда ещё Римская церковь не брала на себя фактически полностью бремя светской власти.

Византийское же правительство обороняло центр имперской администрации в Италии — Равенну и её окрестности — и часто вело войну, не обращая внимание на отчаянное положение Рима и не присоединяясь к перемириям, заключённым папой на церковные средства. Дважды в течение первых трёх лет понтификата Григория лангобарды брали Рим в осаду, а папа от них откупался и побуждал имперских представителей в Италии заключить прочный мир. Однако его вмешательство в государственные дела вызывало недовольство в Константинополе, и в 595 г. император Маврикий написал оскорбительное письмо Григорию, в отчаянии грозившему заключить сепаратный мир с королём лангобардов Агилульфом.

Мир был заключён в 596 г. представителем папы аббатом Пробом при поддержке экзарха (главы византийской администрации в Италии) Каллиника. Тем не менее, спокойствие, безопасность и благоденствие остались в прошлом. Войны, эпидемии чумы, неурожаи, наводнения создавали ощущение приближения всемирной катастрофы, конца света. В 599 г. папа пишет о близости собственной смерти: его жестоко мучит тяжкая болезнь синкопа, которая порой надолго приковывает его к постели и иссушает тело. Но он продолжает соблюдать строгую монашескую дисциплину.

Бои с лангобардами возобновились в 601 г., а наступившее затем в 603 г. двухлетнее перемирие вновь сменилось войной, когда Григория уже не было в живых.

Не только проблемы военной стратегии вызывали разногласия между Константинополем и Римом. Было много других причин для взаимных обид: например, терпимость имперских властей по отношению к еретикам — донатистами в Африке или упорство Константинопольского патриарха, именовавшего себя вселенским.

У Григория, который безусловно не сомневался в духовном первенстве Римской церкви, не было представления о жёсткой церковной иерархии во главе с римским епископом. Он настаивал на том, что у папы, как преемника первого среди апостолов — Св. Петра, есть право рассматривать жалобы на церковнослужителей, подозреваемых в каком-либо нарушении. Фактически же юрисдикция Римского епископа распространялась на Италию, Сицилию, Сардинию и частично Балканы, но и здесь часто наталкивалась на сопротивление местного клира. Крупные церкви в самой Италии (Милан, Равенна, Аквилея) претендовали на самостоятельность и порой, как, например, Аквилейская церковь, совсем порывали общение с папой. Равенна, имперская метрополия в Италии, заявляла о своих правах на роль автономного церковного центра, вступая в соперничество с Римом, которое не прекращалось даже тогда, когда епископами Равеннской церкви становились римские клирики (например, близкий друг Григория Мариниан). Здесь папе в основном приходилось уступать под нажимом византийских властей.

Чем дальше от Рима, тем слабее было влияние Римского епископа и тем неопределённее его представления о местной ситуации. Так, Григорий тщетно требовал от византийской администрации в северной Африке жёстких действий по отношению к донатистам, то есть части африканской церкви, которая исторгла из своих рядов тех, кто во время гонений на христиан в начале IV в. изменил ей, и очень твёрдо отделилась от всех остальных церквей, воспринявших терпимое отношение к оступившимся в годы преследований. Однако в конце VI в. в Африке уже нет былого разделения на католиков и донатистов, и донатизмом Григорий обозначает некоторые особые традиции африканской церкви и её единодушное сопротивление римскому влиянию.

Тяжело складывались отношения Римской церкви с Константинопольским патриархатом. Патриарх Иоанн IV Постник (582—595 гг.) именовал себя Вселенским патриархом (впервые на синоде в 587 г.). Этот титул использовался византийскими иерархами с начала VI в., а в середине V в. восточные епископы величали так папу Льва Великого (440—461 гг.). Папа Пелагий II счёл его вызывающим и распорядился, чтобы римский представитель в Константинополе прекратил общение с патриархом, если тот не откажется от этого звания. Этим посланником и был Григорий Великий, находившийся тогда в дружеских отношениях с благочестивым патриархом. Впоследствии став папой, он и сам протестовал против использования этого титула. Он указывал на то, что беды, обрушившиеся на империю, — это результат небрежения клира своими пастырскими обязанностями, суетности тщеславного духовенства, возлагавшего на себя антихристианские звания, его гордыни, разрушающей правопорядок. Григорию было важно, чтобы тогда, когда его мир оказался потрясёнными до основания, даже в титулатуре и символике не было допущено превышения полномочий и нарушение законных прав. В данном случае, как, по-видимому, полагал папа, когда один из епископов заявлял о своих вселенских полномочиях, разрушалось равенство пяти древнейших основанных апостолами архиепископств (Рима, Антиохии, Александрии, Иерусалима и Константинополя) при почётном первенстве Римского престола, утверждённом церковными соборами. Кроме того, для него звание — это не возможность демонстрации превосходства и власти, а призвание служить ближним, жертвовать собой и уметь подчиняться чужим интересам. Ни Иоанн IV, ни его преемник Кириак, ни император Маврикий, грубо отчитавший папу за вмешательство в дела Константинопольского патриархата, ни ниспровергатель Маврикия Фока, издавший, правда, указ, согласно которому «апостольский престол Св. Петра, то есть Римская церковь, должен быть главой всех церквей», так и не удовлетворили жалоб Григория. Он был вынужден смириться с этим титулом и возобновить общение с патриархом. Возможно, для контраста он, как некогда Августин, стал называть себя «рабом рабов Божьих». Преемники же Григория сами включили эпитет «вселенский» в свою титулатуру.

Читайте также:  Софийский собор в Полоцке: адрес, история, расписание

Была, безусловно, и политическая подоплёка разногласий Римской церкви и Константинопольского патриархата. Римский епископ, до сих пор безусловный авторитет во всех церковных делах на территории Римской империи, опасался роста влияния патриарха при поддержке имперских властей, пренебрегавших нуждами Рима, Римской церкви и вообще западных пределов империи.

По мысли Григория, Церковь безусловно обладает полнотой власти для того, чтобы исполнить свою миссию обращения мира в веру Христову и его подготовки ко второму пришествию. Главная проблема заключается в том, чтобы эти полномочия исполнялись правильно, для чего необходимы подходящие правители, ведомые Богом и обладающие надлежащим благоразумием, то есть тот самый тип христианина, который гармонично сочетает в своей жизни её созерцательную сторону и активную. Светские власти являются частью церковного согласия и служат Церкви, находясь в полной власти Бога. Церковь и империя (как глаза и ноги) взаимодополняют и смиряют друг друга. При этом, конечно, на практике часты отклонения от идеальной модели, когда светские властители нарушают полагающиеся правила поведения, что Григорий не раз испытал на себе. Он считал, что и в этом случае происходит осуществление какого-то не вполне понятного смертным провиденциального плана и, например, император Маврикий, доставивший много неприятностей папе, становится орудием исправления собственных прегрешений и недостатков самого Григория. Однако лояльный подданный, в том числе и епископ, должен подчиняться поставленному свыше монарху-христианину, честно и открыто порицая его за нарушения.

История понтификата Григория свидетельствует о том, что его возможность влиять на имперские власти была довольно ограниченной и фактически сводилась к личным контактам, которыми он обзавёлся, когда был посланником при императорском дворе. Что касается варварских королей, то попытки Григория поближе привлечь их к Риму и контролировать местные церкви вряд ли можно назвать успешными. Здесь, правда, были свои большие достижения: например, крещение лангобардского принца в католическую веру, установление каких-то особых отношений с Испанией, где Григория очень чтили и оберегали его наследие, миссия Августина в Англию и обращение в христианскую веру Кентского короля Этельберта и его народа. Именно в Англии появилось первое житие Григория, написанное неизвестным монахом из Витби около 713 г.

Своими трудами Григорий Великий, чтимый Церковью как её учитель, в значительной степени сформировал новый христианский запад на месте разделённой империи, а его толкования библейских книг, проповеди («Моралии на Книгу Иова», «Беседы на Евангелия», «Беседы на Книгу пророка Иезекииля», «Толкование на Песнь песней») и «Пастырское правило» стали неотъемлемой частью западной христианской традиции.

На русский язык были переведены следующие сочинения Григория Великого (в православной традиции Двоеслов): «Правило пастырское» (Киев, 1872, 1873, 1874), «Беседы на Евангелия» (Спб., 1860; новое издание М., 1999), «Беседы на пророка Иезекииля» (Казань, 1863). Григорию приписываются «Толкование на 1 Книгу царств» и «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души» (Казань, 1858; новое издание М., 1996 и 1999), где, в частности, рассказывается о деяниях «отца западного монашества» св. Бенедикта.

Имя «Двоеслов»

Имя «Двоеслов», закрепленное за Григорием Великим в православной традиции, было присвоено понтифику в связи с его трудом «Диалоги». В книге, описывающей жития италийских святых, два собеседника — вопрошающий и отвечающий. Поэтому она приобрела автору мировую известность и прозвище Двоеслов (то есть автор «Диалогов»).

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский

Родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье. О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Известно, что он отличался большой ученостью, некоторое время он был префектом Рима, но в 574 году основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и стал в нем монахом.

В 579 году папа поставил его диаконом и отправил в Константинополь, где он просил защитить Рим от лангобардов, но агрессия персов не дала Византии оказать ему военную помощь.

В 585 году Григорий возвращается в Рим, а в 590 году, после смерти во время чумы Пелагия II становится предстоятелем Церкви. Считается, что именно по его молитвам эпидемия прекратилась.

Имя папы Григория связанно с возвышением Римской Церкви, взявшей на себя бразды правления от угасавшей под ударами варваров светской администрации. Он лично возглавил оборону города от лангобардов, а подчиненное Константинополю руководство перебралась в Равенну.

Он пытался поднять авторитет своей Римской кафедры, изрядно пошатнувшийся в то время. Церкви на Западе отчетливо действовали независимо от Рима, особенно в Карфагене, Медиолане, Аквилее. Тяжелыми были и взаимоотношения с Константинопольским патриархатом. Безусловно, св. Григорий не сомневался в духовном первенстве Римской церкви, но, все же, не такой жесткой церковной иерархии во главе с римским епископом, как это стало впоследствии. В противоположность титулу «Вселенский», которым стали именовать патриарха Константинополя, он называл себя « раб рабов Божиих ». При этом Григорий считал обязанностью Церкви быть мерилом благочестия и критиковать действия светской власти, когда она поступает не должным образом.

Постоянные государственные заботы перемежались с его трудами по укреплению падающей римской культуры. Его толкования на Священное Писание , многочисленные проповеди и пастырские послания составили костяк нового западного богословия, которое начнет развиваться позже. Прозвище «Двоеслов» он получил за один из своих трудов «Диалоги», посвященному жизни святых Италии.

Св. Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенскм Соборе в 680 г. и принят всей Христианской Церковью в том числе и Православной.

Постоянные войны, неурожаи, эпидемии опустошили север Италии, изнуренный болезнью Григорий умирает в 604 году. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане. Его почитание началось довольно рано, на Западе закрепилось наименование его «Великий». Только два Римских папы удостоились звания “Великий”, это Григорий Двоеслов и Лев, оба общехристианские святые как Католической, так и Православной Церкви.

Каждую среду и пятницу Великого Поста, Православная Церковь служит литургию Преждеосвященных даров написанную Папой Римским, Григорием Двоесловом.

Литургией преждеосвященных даров называется – литургия, во время которой предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста — и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике.

Литургия Преждеосвященных Даров восходит к апостольским временам Великий Григорий I (папа римский) Двоеслов восстановил широкое употребление этой литургии в Римской и других западных церквах. Иерусалимский патриарх Досифей II (XVII век) пишет : « Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова» . Однако в некоторых богослужебных рукописях с XVI века составление литургии Преждеосвященных Даров приписывается святителю Григорию Двоеслову папе Римскому и авторство этой литургии Папой Григорием Двоесловом признаётся Православной Церковью .

Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

В современной практике Православной Церкви служится в среду и пятницу Святой Четыредесятницы, в полиелейные (Иверской иконы Божией Матери, 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 Севастийских мучеников), храмовые праздники, в четверг 5-й седмицы Великого поста и с понедельника по среду Страстной Седмицы . Возможно её совершение в канун праздника Благовещения (24 марта (7) апреля). До 1930 года в Киево-Печерской Лавре также совершалась ежедневно в седмичные дни Великого поста (кроме его первых двух дней), что было пережитком Студийского Устава, который господствовал в Русской Церкви до XV века. В настоящее время эта традиция утеряна.

В римском обряде неполное евхаристическое богослужение совершается только в Страстную пятницу. Для причащения используются Гостии, освященные на мессе, совершенной накануне. Этот обычай, возникший в Галлии в ранее Средневековье, был воспринят к IX в. Римом, откуда распространился на всем Западе и сохранился вплоть до наст. времени. Поскольку к эпохе зрелого Средневековья причащение мирян стало крайне редким, в начале XIII в. Папа Иннокентий III ввел ограничение, в соответствии с которым причащаться на богослужении Страстной пятницы мог только священник который возглавлял мессу. Это правило действовало до 1950-х, когда Папа Пий XII, одобрив реформу богослужений Страстной недели, разрешил в Страстную пятницу общее причащение.

В течение многих веков в латинском обряде та часть богослужения Страстной пятницы, во время которой происходило причащение, называлась (Missa рrаеsanctificatorum) Литургией Преждеосвященных Даров, однако в 1960-х в ходе реформирования Римского миссала данное название было выведено из употребления, а соответствующая часть богослужения Страстной пятницы стала именоваться просто причащением .

Мощи святителя Григория Двоеслова покоются в Ватикане, в Базилике Святого апостола Петра.

Тропарь святителю Григорию Двоеслову

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, / славне Григорие, / и Того силою укрепляема / евангельски шествовати изволил еси. / Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, / Егоже моли, // да спасет души наша.

Святитель Григорий Двоеслов. Православный календарь на 25 марта

День памяти: 12(25) марта

Родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье. О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Известно, что он отличался большой ученостью, некоторое время он был префектом Рима, но в 574 году основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и стал в нем монахом.

В 579 году папа поставил его диаконом и отправил в Константинополь, где он просил защитить Рим от лангобардов, но агрессия персов не дала Византии оказать ему военную помощь.

В 585 году Григорий возвращается в Рим, а в 590 году, после смерти во время чумы Пелагия II становится предстоятелем Церкви. Считается, что именно по его молитвам эпидемия прекратилась.

Имя папы Григория связанно с возвышением Римской Церкви, взявшей на себя бразды правления от угасавшей под ударами варваров светской администрации. Он лично возглавил оборону города от лангобардов, а подчиненное Константинополю руководство перебралась в Равенну.

Он пытался поднять авторитет своей кафедры, изрядно пошатнувшийся в то время. Церкви на Западе отчетливо действовали независимо от Рима, особенно в Карфагене, Медиолане, Аквилее. Тяжелыми были и взаимоотношения с Константинопольским патриархатом. Безусловно, св. Григорий не сомневался в духовном первенстве Римской церкви, но, все же, не такой жесткой церковной иерархии во главе с римским епископом, как это стало впоследствии. В противоположность титулу «Вселенский», которым стали именовать патриарха Константинополя, он называл себя «раб рабов Божиих». При этом Григорий считал обязанностью Церкви быть мерилом благочестия и критиковать действия светской власти, когда она поступает не должным образом.

Постоянные государственные заботы перемежались с его трудами по укреплению падающей римской культуры. Его толкования на Священное Писание, многочисленные проповеди и пастырские послания составили костяк нового западного богословия, которое начнет развиваться позже. Прозвище «Двоеслов» он получил за один из своих трудов «Диалоги», посвященному жизни святых Италии.

Св. Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенскм Соборе в 680 г. и принят всей Христианской Церковью.

Постоянные войны, неурожаи, эпидемии опустошили север Италии, изнуренный болезнью Григорий умирает в 604 году. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане. Его почитание началось довольно рано, на Западе закрепилось наименование его «Великий».

«Со­бе­сед­ник» или «Двое­слов»? Со­чи­не­ние свт. Гри­го­рия Ве­ли­ко­го «Диа­ло­ги…» (пе­ре­во­де «Бе­се­ды…», или «Со­бе­се­до­ва­ния…») – снис­ка­ло ему по­чет­ный ти­тул «Со­бе­сед­ник». За­кре­пив­ше­е­ся за ним в сла­вян­ской бо­го­слу­жеб­ной тра­ди­ции про­зва­ние «Двое­слов» свя­за­но с оши­боч­ным пе­ре­во­дом гре­че­ско­го на­зва­ния ан­тич­но­го ли­те­ра­тур­но­го жан­ра, во­шед­ше­го в ла­тин­ский и дру­гие язы­ки, – διάλογος, dialogus, диа­лог – «раз­го­вор», бе­се­да» (не обя­за­тель­но двух!), «об­мен сло­ва­ми». Сла­вян­ский пе­ре­вод­чик, яв­но имев­ший де­ло с гре­че­ским тек­стом, спу­тал при­став­ку διά-, диа- (в зна­че­нии сквоз­но­го дви­же­ния, вза­им­но­сти, то есть об­ме­на мне­ни­я­ми) с име­нем ко­ли­че­ствен­ным чис­ли­тель­ным δύο, дюо- (лат. duo) – «два», тем бо­лее, что в позд­не­гре­че­ском язы­ке бук­ва υ («юп­си­лон») пе­ре­да­ва­ла звук «и». Зна­ме­на­тель­но, что бо­лее све­ду­щий в гре­че­ском язы­ке со­ста­ви­тель сла­вян­ской Ми­неи пе­ре­вёл пра­виль­но: «Беседов­ник»!

Юрий Ру­бан, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Святые с именем Григорий

Святитель Григорий Богослов (329–389)

Григорий родился неподалеку от города Назианз (территория современной Турции). Происходил он в прямом смысле этого слова из семьи святых: отец — Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония — все они после своей кончины были канонизированы. Получив начальное образование дома, юноша продолжил обучение сначала в Александрии, а затем блестяще показал себя в Платоновской Академии в Афинах. «…Афины — обитель наук… для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго», — вспоминал позднее святитель. Здесь Григорий познакомился со святым Василием Великим (ок. 330 — 279). Они стали друзьями на всю жизнь.

В Академии святой какое-то время преподавал риторику, а затем вернулся домой и принял крещение от отца. Всю свою жизнь Григорий стремился к уединению, с его спокойствием и размеренностью, желая философской созерцательности и молитвенного покоя. Для этого он отправляется в монастырь в город Понт. Но в 361 году по настоянию отца становится священником. В этот период он активно помогает ему в делах управления епархией.

Церковь святого Григория на его родине, в Каппадокии. Фото XIX века

Когда Василий Великий стал архиепископом Каппадокийским, он попросил своего друга занять кафедру в городе Сасимах. Приняв сан епископа, Григорий поначалу согласился на предложение Василия, однако через некоторое время покинул город — не смог вынести его суеты. Три года святой проводит в молитвенной тишине в монастыре. После кончины отца Григорий по настоянию жителей города становится новым епископом Назианза.

Через некоторое время в Константинополе, прослышав о блестящей репутации образованного проповедника, прислали к нему группу, которая упрашивала его стать епископом в столице. Григорий после некоторых колебаний принимает предложение. Об обстановке, которую застал святой в столице, он написал следующее: «Одни, вчера или позавчера оторвавшись от чёрной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки”. Константинополь раздирали догматические противоречия. Видя это, Григорий Богослов начал активную борьбу против процветавших здесь различных еретических движений.

Книга XIV в. Сочинения Григория Богослова

Во время своего пребывания в Константинополе святитель в домовом храме Воскресения произносит свои знаменитые «Пять слов о богословии». Именно благодаря им он и получил впоследствии прозвище Богослов. Святитель принял участие во Втором Вселенском Соборе (381), однако, не выдержав внутриполитического накала и придворных хитросплетений, добровольно покинул столичную кафедру. «Соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного», — писал святитель, объясняя свое последующее нежелание принимать активное участие в жизни Церкви. Он удалился на покой в свое фамильное имение и все оставшееся время посвятил литературным трудам: в частности, он написал автобиографию. Перед смертью святой завещал все свое имущество епархии.

Мощи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста в церкви святого Георгия в Стамбуле_Lapost_Wiki_GFDL

25 января 389 года он умер в Назианзе. В 950 году мощи святителя Григория были перенесены в Константинополь.

Читайте также:  Прелюбодеяние - что это такое? Грех прелюбодеяния в православии

Труды святого Григория

Святой старался передать будущим поколениям все свои знании и размышления о христианстве, а также Господе. Все это собиралось в письменах и потом облагораживалось в виде книг. Самыми известными считаются «О чудесах италийских отцов» или «Собеседования», а также «Толкование на книгу Иова».

Не стоит конечно обходить стороной и «Беседы на Евангелие» Григория Двоеслова. Всего их было 40 богослужебных проповедей на Евангелистские чтения. Речь в них идет о тайном смысле Писания и подготовке к правильной встрече с Господом.

Помните, что всегда любую книгу нужно рассматривать с разных сторон. Именно в таком виде Вы сможете постигнуть истину.

Лучшая статья для Вас, переходите: Правила хранения икон, написанных на деревянной основе.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Григорие:

Дни памяти:

7 февраля — день памяти святителя Григория Богослова

12 февраля — Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Другие известные святые с именем Григорий:

Святитель Григорий Турский (538–594) происходил из семьи сенаторов. В 573 году стал епископом города Тура. В момент его хиротонии в храме присутствовал король Австразии Сигиберт I и впоследствии был особенно уважаем при королевском дворе. Григорий прославился благодаря своей десятитомной «Истории франков». Этот труд стал одним из самых достоверных источников по истории Западной Европы VI века. Кроме того святитель занимался составлением житий галльских святых.

Святитель Григорий Великий (Двоеслов) (540-604 гг.) происходил из древнего патрицианского рода. Получив блестящее светское образование, Григорий решил стать монахом. Долгое время святитель трудился в Византии, изучая греческий язык и богословие. В 590 году он был избран папой римским. Григорий составил чин литургии Преждеосвященных Даров, которая до сих пор совершается в период Великого поста. Мощи святого по сей день хранятся в соборе апостола Петра в Ватикане.

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (252–326), с самого детства остался круглым сиротой. Его родители и вся семья погибли после того, как отец по заказу совершил убийство армянского царя Хосрова. Долгое время Григорий прожил в Риме. Вернувшись на родину христианином, святой был на 13 лет брошен в тюрьму по приказу армянского царя язычника Тиридата. Однако когда властитель впал в безумие, Григорий, помолившись, исцелил его. После этого царь и все население Армении крестились. Так эта страна в 301 году стала первой, где христианство было официально объявлено государственной религией. Григорий стал первым армянским епископом. После его кончины потомки святого долгое время бессменно возглавляли армянскую кафедру.

Интересные факты:

1. Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».

Иллюстрации к гомилиям Григория Богослова, XI век

2. Святитель Григорий является одним из трех святых (помимо апостола Иоанна Богослова и Симеона Нового Богослова), который вошел в историю Церкви с именем «Богослов». Его теология оказала существенное влияние на всю последующую историю христианской мысли. Святитель Григорий Богослов в своем сочинении «О стихах своих» назвал три главные цели, которые побудили его встать на путь поэзии: самовоспитание; создание новой поэтической традиции взамен античных стихотворений, чтение которых «приносило иногда дурные плоды»; для борьбы с еретиками.

3. В честь папы римского Григория XIII (1502-1585) названа система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца — григорианский календарь.

4. Имя Григорий было очень популярно в церковных кругах. За всю историю Западной и Восточной Церкви это имя носили 16 римских пап и 7 константинопольских патриархов.

5. В России имя Григорий было наиболее распространено в XIX веке среди обрусевших евреев по аналогии с некоторыми еврейскими именами (например, Гершен).

6. По имени святителя Григория (Двоеслова) названа особая средневековая традиция литургического пения в Римской Церкви — григорианские хоралы (по-лат. cantus planus) — одноголосное пение.

Григорианские хоралы. Фото 2Hans Splinter_CC BY-ND 2.0

Житие святого

Появление его на свет случилось в 540 году в Риме. Семья была достаточно известной, так как из нее вышли некоторые папы. На мальчика покладались большие надежды. Ему дали самое лучшее образование, и по окончанию обучения его ждала блестящая карьера государственного деятеля. Но он чувствовал в себе несколько иную миссию. Все больше проявлялось тяготение к служению Господу. После смерти отца он раздал все имущество, в основном на постройки обителей. Сам же принял постриг и стал простым монахом.

Проводил он большую часть времени не только за молитвами, но и в записи важных вещей для потомков. Большое количество трудов Григория Двоеслова дошли и до нашего времени и не утратили своей актуальности. Он жил свободно и всецело наслаждался таким течением дел. У него была единственная вещь – серебряная миска, которую он отдал пострадавшему от кораблекрушения купцу. Именно с того времени он ощутил настоящую независимость от мирских вещей.

Некоторое время ему пришлось провести в Риме, чтобы показать всем добродетельность и простоту жизни. Затем, захватив священные мощи, он прибыл в свой родной монастырь. В нем его избрали настоятелем. Он смог соединить в себе такие качества как строгость, заботу и любовь к своей пастве. После смерти папы Пелагия ІІ, его выбрали восприемником.

Лучшая статья для Вас, переходите: Собор Костромских Святых

Много чудес случилось в период свирепствования чумы. Он взял икону Богородицы и пошел с ней по улицам. Болезнь отступила и люди поверили в Господа. Как только все утихло, святой покинул свой сан и решил уединиться, но знак свыше выдал его и он снова вынужден был вернуться. После этого он занимался не только развитием папского дворца и всей церкви, но и продолжал писать.Творения Григория Двоеслова в заключении имели наставления и морали.

Некоторое время предстоятель страдал от заболеваний, но больше мук ему приносили:

  • варварские набеги;
  • беспорядок внутри церкви;
  • моральный упадок;
  • разрушительная политика.

Все это и привело к его кончине в 604 году. День памяти считается 25 марта.

В чем помогает молитва иконе святого

За свое бескорыстие и любовь к Господу он был одарен даром сотворения чудес. Они могли быть различными. Важна была только вера в Господа. Не удивительно, что спустя большой промежуток времени люди все равно стремятся вымолить у него снисхождения и помощи. Чаще всего у него просят:

  • укрепления веры;
  • правильности в принятии решения;
  • даровании чуда;
  • исцеления от недугов и прочего.

Лучшая статья для Вас, переходите: Святой Игнатий Богоносец

Важно знать, что все может сбыться только в том случае, когда Вы будете просить от чистого сердца, и верить в помощь Господню.

Молитва перед иконой Григория Двоеслова папы Римского читается так:

«Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа,/ иноков чреды, отче Григорие,/ ко ограде Небесней наставляя,/ и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его,/ ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.»

Бывает также используется для молитвенного прошения и тропарь Григорию Двоеслову:

«И́же от Бо́га свы́ше Боже́ственную благода́ть восприе́мь,/ сла́вне Григо́рие,/ и Того́ си́лою укрепля́емь,/ ева́нгельски ше́ствовати изво́лил еси́./ Отону́дуже у Христа́ возме́здие трудо́в прия́л еси́, всеблаже́нне,/ Его́же моли́,// да спасе́т ду́ши на́ша.»

Григорий Великий. За что он получил прозвище «Двоеслов»

Григорий Великий — папа римский и один из латинских великих учителей Церкви. Почитается Русской православной церковью 25 марта.

«…Все мы благочестивы единственно потому, что осуждаем нечестие других…»

Григорий Великий — это папа римский, а также один из латинских великих учителей Церкви. Фото: pahomovmaster.ru

Папа Григорий 1 родился примерно около 540 года

Папа Григорий 1 родился примерно около 540 года. Семья его была очень богатой и знатной. До восшествия на престол, о Григории почти ничего не известно. Отличался он большой ученостью. Некоторое время он даже был префектом Рима.

Уже в средние века, он был примером для всех христиан, по своему образу жизни. В 574 году он основал монастырь в честь святого Андрея в своих владениях в Риме. После чего стал в нем монахом.

В 579 году его поставили в диаконы, и отправили в Константинополь. В Константинополе он долго просил защитить Рим от лангобардов. Но Византия не оказала ему военной помощи. После чего, Григорий возвращается снова в Рим. После смерти Пелагея второго, Григорий становится предстоятелем Римской церкви. Считалось, что именно по его молитвам и прекратилось то, из-за чего умер Пелагей второй. (Он умер из-за сильной эпидемии чумы).

Через некоторое время Григорий Великий становится предстоятелем Римской церкви. Фото: eternal-city.ru

Имя Григория Великого как папы римского связано с возвышения Римской церкви

Имя его как папы римского связано с возвышения Римской церкви. Тогда именно она решила взять правление светской администрации, которая постепенно угасала по причине ударов варваров.

Также Григорий пытался поднять авторитет западной церкви. Многим известно, что с VI века Запад был великим творцом общежительных уставов. Все церкви на Западе работали независимо от самого Рима. Особенно отчетливо это было видно на Карфагене, Аквилее.

Но довольно тяжелые отношения у Рима были и с Константинопольским патриархатом. Григорий же и не сомневался в духовном первенстве Рима и его церкви, но все же не такой жестокой со стороны иерархии во главе с римским епископом.

Григорий пытался поднять авторитет западной церкви, так как все церкви на Западе работали независимо от Рима. Особенно отчетливо это видно на таких местах, как Карфаген, Аквилея. Фото: holst.com.ua

При всем этом Григорий всегда считал, что обязанность церкви быть мерилом благочестия, а также должна присутствовать критика со стороны светской власти. Но это должно присутствовать тогда, когда светская власть поступает не так по отношению к церкви.

Священное писание, проповеди и послания Григория составляли костяк нового богословия

Также Григорий активно укреплял падающую римскую культуру. Это было для него важной государственной заботой во время правления им римского престола. Его Священное писание, а также проповеди и послания составляли костяк нового богословия. Но оно начинает развиваться довольно позднее.

Также известно его прозвище как Григорий Двоеслов. Его он получил за один из своих трудов «Диалоги». Оно было посвящено жизни святых Италии.

Известно и его еще одно прозвище, как «Григорий Двоеслов». Его он получил за один из своих написанных трудов «Диалоги», и было посвящено оно жизни святых Италии. Фото: www.cirota.ru

Также Григорий составил чин на латинском языке Преждеосвященных даров, которая, по сей день, известна в предании. Чин этот был утвержден на 6 Вселенском соборе, в 680 году. Тогда же он и был принят Христианской церковью.

Григорий умирает в 604 году. Позднее был прославлен в лике святителей. Мощи святителя Григория находятся в соборе святого апостола Петра в Ватикане. Но почитание его началось еще довольно рано. На западе его стали называть «Великим».

Так выглядят мощи святителя Григория, которые находятся в соборе святого апостола Петра в Ватикане. Фото: 1.bp.blogspot.com

Святитель Григорий оставил очень много своих книг и сочинений

Известно, что святитель Григорий оставил очень много книг и сочинений. Среди его творений есть очень известное собеседование о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Это сочинение богато обширными и глубокими знаниями.

Оно заключает в себе в высшей степени назидательное повествование о жизни италийских святых. Изложено оно довольно просто, но для каждого христианина это самое драгоценное приобретение.

Среди творений Григория Двоеслова есть очень известное — «собеседование о жизни италийских отцов и о бессмертии души». Это сочинение богато обширными и глубокими знаниями, так как заключает в себе в высшей степени назидательное повествование о жизни италийских святых. Фото: guardian-angel.com.ua

Также Григорий Двоеслов написал толкования на книгу Иова. Многие писали толкования на эту книгу, так как считали ее самой грандиознейшей и прекраснейшей книгой Священного Писания. Уже в предисловии в книге описываются трудности, с которыми столкнулись ее переводчики.

Одна из известнейших книг Григория Богослова «Пастырское правило или о пастырском служении»

Также одна из известнейших книг Григория Богослова — «Пастырское правило или о пастырском служении». В этой книге Григорий Великий определяет, какие свойства должен иметь человек, который хочет посвятить себя пастырскому служению.

Одна из книг Григория Богослова — «Пастырское правило или о пастырском служении». В этой книге Григорий определяет, какие свойства должен иметь человек, который хочет посвятить себя пастырскому служению. Фото: xn--b1algoccq.xn--p1ai

А также на своем примере показывает, какое же должно быть поведение человека принявшего на себя пастырское звание. Книга состоит из четырех частей:

1 часть — о том, какие качества должны быть у человека, который решил посвятить свою жизнь пастырскому служению;

2 часть — о том, какую жизнь должен вести пастырь;

3 часть — о правилах гомолетики и назидания паствы;

4 часть — о каждодневном смирении и создании пастырем своего недостоинства.

Григорию написан тропарь и кондак

Григорию Великому написан тропарь и кондак, который исполняется во время богослужения в храме.

Также ему посвящены и молитвы, которые можно читать дома перед его иконой.

Тропарь святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 4:

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, славне Григорие, и Того силою укрепляема евангельски шествовати изволил еси. Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, Егоже моли, да спасет души наша.

Кондак святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 3:

Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, иноков чреды, отче Григорие, ко ограде Небесней наставляя, и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его, ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.

Молитва первая святителю Григорию Богослову:

Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение.

Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Григорию Богослову:

Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду. Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша. Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких: соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся.

Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду. Егдаже час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми непреступнаго Божия Величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Аминь.

Ссылка на основную публикацию