Святитель Феофан Затворник: Икона, жизнь, житие и мощи

Феофан Затворник: краткое житие

Святитель Феофан Затворник был канонизирован в XX веке. Его влияние на русское богословие так велико, что его называют святым отцом Русской Церкви. Чем известен святитель Феофан Затворник? Как проходила его жизнь? Почему он был против перевода Библии, который был сделан в XIX веке? Рассказываем самое главное, что нужно знать об этом святом.

Когда жил святитель Феофан Затворник?

Святитель Феофан Затворник жил в XIX веке.

Он родился в 1815 году и умер в 1894 году в возрасте 79 лет.

Имя Феофан святитель получил при пострижении в монахи в 1841 году. (От рождения его имя было Георгий.)

Феофан Затворник — преподаватель

В течение своей жизни святитель Феофан получил репутацию одного из самых уважаемых и востребованных преподавателей духовных школ.

За свою жизнь он преподавал в четырех различных учебных заведениях, а став епископом Владимирским, открыл женское епархиальное училище.

Впервые исполняющим обязанности ректора (в Киево-Софиевском духовном училище) он был назначен необычайно рано — в 26 лет.

Феофан Затворник в Иерусалиме

В 1847 году святитель Феофан был назначен членом Духовной Миссии в Иерусалиме и провел в этом городе шесть лет.

Перед миссией стояли не только задачи окормления имеющейся в Иерусалиме пасты, но и выстраивание отношений с другими поместными Церквями, а также — миссионерство.

Эти годы помогли святителю Феофану Затворнику ближе познакомиться с уставом и повседневной жизнью древних восточных монастырей, а кроме того — начать налаживать тесную духовную связь с монахами и старцами Афона.

Кроме того, за время жизни в Иерусалиме он выучил два языка — греческий и французский.

Иерусалим. Фото XIX века.

Феофан Затворник в Константинополе

В Константинополе (сейчас это Стамбул) святитель Феофан провел чуть больше года. В этот город он отправился в 1856 году в качестве настоятеля Русской посольской церкви в Константинополе.

Причины были такие. Назревал раскол между греческой и болгарской Церковью. Болгары хотели независимости от Константинопольской Церкви (и в итоге автокефалию получили), а от святителя Феофана требовалось дать оценку происходящим событиям. И в целом он занял сторону болгарской стороны.

За этот год с небольшим святитель еще улучшил знания греческого языка. Что помогло ему в будущем — в переводческой работе, которая стала настоящим достоянием Русской Церкви.

Сколько лет прожил в затворе Феофан Затворник?

Святитель Феофан прожил в затворе 16 лет — с 1866 по 1877 года. Уединился он в Вышенской пустыни Тамбовской епархии.

Каждый день в течение 11 лет он служил Литургию в своей келье.

Кроме того, все свои силы он отдал переводам, писательской деятельности и переписке.

Переводы Феофана Затворника

Переводческие и писательские заслуги святителя переоценить невозможно. Во многом, они легли в основу русской богословской мысли того времени и открыли для русского монашества многие важнейшие аскетические книги.

Во-первых, это перевод на русский «Добротолюбия» — большого собрания из поучений святых отцов.

Кроме того, Феофан затворник перевел не менее известную аскетическую книгу «Невидимая брань» Никодима Святогорца.

Также благодаря переводам святителя мы читать на русском:

  • «Поучения и слова» преподобных Исаии Отшельника и Марка Подвижника
  • «Великий Патерик»
  • «Палестинский патерик»
  • святоотеческие труды Симеона Нового Богослова
  • и т.д.

Сочинения Феофана Затворника

Полное собрание сочинений святителя Феофана Затворника составляет три десятка томов.

Наиболее известны его толкования на Священное Писание — в частности на послания апостола Павла.

Помимо переводов, главные труды святителя: «Письма о христианской жизни», «Начертание христианского нравоучения», «Путь ко спасению».

Кроме того, в собрание сочинений входит его обширная переписка, которую он вел на протяжении почти всей жизни.

Его творения, переводы и переписка — это сокровищница богословской и пастырской мысли.

Собрание сочинений святителя Феофана Затворника

Святитель Феофан Затворник и перевод Библии

В середине XIX века Библия была переведена с церковнославянского на современный русский язык.

Феофан Затворник не был противником самого факта перевода — уже к тому времени церковнославянский текст был большинству прихожан труднопонятен, перевод был нужен. Но святитель отмечал, что за основу перевода Ветхого Завета была взята Еврейская Библия, а не греческий перевод 70 толковников («Септуагинта»). В некоторых местах они различались между собой.

По мнению святителя Феофана Затворника, Еврейская Библия является менее канонической. «Церковь Божия, — писал он, — не знала другого слова Божия, кроме 70 толковников, и когда говорила, что Писание богодухновенно, разумела Писание именно в этом переводе…».

Библия XIX века на церковнославянском языке. Начало Евангелия от Луки.

Дни памяти святителя Феофана Затворника

Церковь установила три дня памяти святителя:

  • Его рождение — 23 января
  • Его преставление (смерть) — 19 января
  • И перенесение мощей — 29 июня

Икона святителя Феофана Затворника

Святителе Феофане, мои Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

святитель Феофан Затворник

Проповеди и слова

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

Труды на иностранных языках

Биография

Детские, юношеские и молодые годы

В миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года.

Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви, располагавшейся в том же селе. Мать, Татьяна Ивановна, глубоко верующая женщина, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование Георгий получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.

В 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету. Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, он был отправлен туда за казённый счёт.

В академии, как и в прежних образовательных учреждениях, он учился с большим прилежанием. Здесь в нём раскрылась способность к писательскому творчеству.

Он любил уединяться в тиши святынь Киево-Печерской обители и предаваться благоговейной молитве. Радостные впечатления от тех посещений сохранились в его памяти до конца земных дней. В этот период в нём созрело желание соединить свою жизнь с монашеским подвигом.

Приобщение к монашеству

В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.

В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле — в иеромонаха. В 1841 году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра.

В том же году, в августе, отец Феофан получил назначение на должность ректора Киево-Софийского духовного училища и приступил к исполнению обязанностей. Помимо работы ректором он преподавал латинский язык. Кроме того в этот период он занимался углубленным изучением творчества святых отцов Церкви.

В 1842 году он получил новое назначение — в Новгородскую духовную семинарию. Там он исполнял обязанность инспектора, преподавал психологию и логику. Главной мыслью его как преподавателя семинарии, и об этом он постоянно напоминал своим воспитанникам, являлась та, что на первое место в их жизни должно поставляться богоугождение, а не сухая научность.

В 1844 году отец Феофан, по благословению церковного начальства, занял должность преподавателя по кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. А в 1845 году он стал помощником инспектора академии.

Служение в Иерусалиме. Дальнейшая деятельность

В 1846 году иеромонах Феофан вошел в состав членов формируемой тогда Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В октябре 1847 года Миссия выдвинулась на территорию Палестины, а в феврале прибыла в Иерусалим.

За время пребывания в Палестине отец Феофан отточил знание греческого и французского языка, основательно изучил вероисповедания ряда инославных конфессий: католичества, лютерантсва, армяно-григорианства и прочих. Здесь он имел широкие возможности знакомиться со святоотеческими произведениями, в том числе с ценными рукописями, читая их на языке оригинала.

Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была весьма плодотворной. Однако с началом Крымской войны, в 1853 году, её отозвали и её участники были вынуждены возвратиться на Родину.

По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права.

А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ.

В 1856 году архимандрит Феофан был отправлен церковным руководством в Константинополь на место настоятеля Русской посольской церкви.

В июне 1857 года он, приобретший к тому времени известность и уважение своей образованностью и аскетическим устроением духа, был вызван в Санкт-Петербург и получил предложение занять место ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Предложение было принято, но Промыслом Божьим он занимал эту должность недолго. В тот период отец Феофан участвовал в деятельности академического журнала «Христианское чтение».

Епископское служение святого Феофана Затворника

В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное. Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости». Он исполнял обязанности епархиального архиерея ревностно и ответственно, однако всё больше и больше думал об уединенной молитве и богосозерцании.

В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ. С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». Он часто участвовал в храмовом богослужении, посещал разные области вверенной ему территории, много проповедовал, но сердцем, всё же, стремился к отшельничеству.

В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду. Просьба святителя показалась членам Синода необычной, ведь и по уровню знаний и духовного опыта, и по состоянию здоровья, и по организаторским способностям он удовлетворял требованиям архиерейского служения. Святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией.

Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь. Однако и должность настоятеля не вполне соответствовала стремлению его просветленного сердца. Как следствие, некоторое время спустя он подал прошение об освобождении от обязанностей настоятеля. И эта просьба была удовлетворена.

Затворничество

В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время — по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни — ежедневно.

Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.

6 января 1894 года святитель тихо отошёл ко Господу. Отпевание архипастыря состоялось 11 января при огромном стечении народа. Тело епископа погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.

Творческое наследие

Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество выдающихся работ. В качестве пособия по нравственному богословию хорошо известен его труд: Начертание христианского нравоучения. Вместе с тем, этот ряд включает немало других сочинений, таких, например, как Внутренняя жизнь. Избранные поучения, Как начинается в нас христианская жизнь?, Как надобно молиться.

В качестве толкований к Священному Писанию Нового Завета им были составлены такие произведения как Толкование на первое послание к Коринфянам, Толкование на второе послание к Коринфянам, Толкование на первое послание к Тимофею, Толкование на второе послание к Тимофею, Толкование на первое послание к Фессалоникийцам, Толкование на второе послание к Фессалоникийцам, Толкование на послание к Галатам, Толкование на послание к Евреям и др.

Из сочинений догматической направленности можно выделить: Два слова о святом Таинстве Крещения, Душа и ангел, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии.

Среди писем обращают на себя внимание: Письма о духовной жизни, Письма о разных предметах веры и жизни, Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем.

Кроме того, святитель Феофан собрал, перевел на русский язык и соединил в общий свод множество памятников святоотеческой литературы, получивших название “Добротолюбие”.

Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас.

Святитель Феофан Затворник

  1. Святитель Феофан Затворник – житие, икона, помощь святого
  2. Икона святителя Феофана Затворника
  3. Житие святителя Феофана, Затворника Вышенского
  4. Затворничество святителя Феофана Вышенского
  5. Мощи Феофана Затворника и чудеса святителя
  6. Труды и творчество святителя Феофана
  7. Почитание Феофана Затворника
  8. В чем помогает святитель Феофан

Святитель Феофан Затворник — житие, икона, помощь святого

  1. Молитвы Иоанну Кронштадтскому
  2. Акафист Серафиму Саровскому
  3. Сильные молитвы от одиночества

Феофан Затворник – святой, архиерей Русской Церкви, богослов и публицист. Он не только оказал влияние на общество, не только стал известной и значимой исторической фигурой, но и просиял на Небесах.

Святые — как, впрочем, и любые ученые, поэты, писатели — это обычные люди, такие же, как мы с вами. Но они много работают над своей духовной и душевной жизнью, над своим образованием — действительно, есть и святые простецы, но многие православные святые — умнейшие люди своего времени. Так и труды святителя Феофана по сей день изучаются многими философами и богословами, являясь к тому же величайшей духовной помощью для каждого православного христианина.

Интересное прозвище — Вышенский затворник — святитель Феофан получил благодаря своей жизни. После выхода на покой (пенсию) он ужесточил аскетические подвиги, особым образом оставшись совершенно наедине с собой.

Икона святителя Феофана Затворника

  1. Молитва в дорогу
  2. Молитва задержания зла Пансофия
  3. Молитва Матроне Московской в болезни
  4. Молитва от тюрьмы

Икона святителя Феофана Затворника почитается православными от простых людей до богословов. Как архиерей святитель был не раз зарисован живописцами с натуры. Его внешность хорошо известна, даже запоминается.

Святитель имеет сухощавое лицо, светлые глаза, седую длинную бороду, волосы также седые и немного кудрявые, они спускаются волнами на плечи из-под архиерейской митры или монашеского клобука.

Святитель изображен в праздничном красном облачении архиерея, с митрой и с посохом в руке или в епископской фиолетовой мантии. Правой рукой он благословляет верующих или держит крест. Жезл — символ архипастырской власти, его по сей день обязательно на богослужения выносят вслед за архиереями, ведь в Евангелии духовенство Господь часто сопоставляет с пастухами, пасущими и оберегающими народ, как овец, хранящих его от бесов — духовных волков. Также часто святитель изображается с книгой в руках — многие считают ее символом его духовных трудов, но в действительности в православной иконографии так, с Евангелием, изображаются многие святители, начиная от Николая Чудотворца.

Читайте также:  Молитва Матроне от порчи, сглаза, приворота

На иконах святителя во весь рост он изображается или в той же фиолетовой мантии, или в облачении архиерея времен Византии — с черными крестами.

Редкий тип иконографии святителя Феофана — житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более десятка сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в течение веков. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в полный рост в традиционных архиерейских одеждах с благословляющим жестом правой руки.

Житие святителя Феофана, Затворника Вышенского

Будущий святитель родился в семье сельского священника Орловской губернии Василия Говорова, и при рождении был назван Георгием. Первые шаги в церкви святитель сделал еще в детстве: мудрые родители дали ему и начальное образование, и подготовку к священническому служению. В то время многие дети священников продолжали династию, священство было особым сословием. Маленький Георгий с детства прислуживал в алтаре и любил молитву.

В 1829 году Георгий окончил духовное училище в Ливне и поступил в Орловскую духовную семинарию: преподаватели ценили его за рвение к знаниям. Как лучший воспитанник семинарии за счет государства он был отправлен Киевскую духовную академию, находящуюся по сей день на территории Киево-Печерской лавры. Здесь святитель получил и знания, и духовный рост: он много времени проводил в молитве у мощей Киево-Печорских святых, в пещерах.

Здесь к концу курса обучения года он принял монашество — пройдя ряд трудов, положенных послушнику, над ним был совершен постриг в рясофорного инока с наречением имени Феофан. Известно, что на постриг святого собрались многие: он был уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками.

Рясофорный постриг — это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святитель, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако святитель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия — «малый ангельский образ», малая схима. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Через несколько месяцев святитель был посвящен в иеродиакона (священнослужителя, который прислуживает за богослужениями священнику, но не может совершать Таинства Церкви), а затем в иеромонаха — священника, носящего монашеский сан.

Будущий святитель остался преподавать: на протяжении нескольких десятилетий отец Феофан был ректором и инспектором ряда духовных учебных заведений: Киевско-Софийского училища, Новгородской и Олонецкой семинарий, наконец, Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Как преподаватель СПбДАиС святитель в 1847 году вошел в состав созданной Церковью Духовной Миссии в Иерусалиме — своеобразного церковного посольства. Здесь святитель налаживал контакты между Православными Церквями, а также занимался научной деятельностью: изучал языки, общался с представителями различных конфессий, рукописями Святых Отцов. В 1855 году святитель был награжден саном архимандрита и должностью настоятеля храма при дипломатическом посольстве России в Константинополе.

По возвращении в Россию святитель Феофан некоторое время был ректором Санкт-Петербургской ДУховной Академии, а затем был хиротонисан в архиереи. С 1859 по 1866 он занимал кафедру Тамбовскую и Шацкую, затем Владимирскую.

В обеих епархиях он был инициатором ряда просветительских миссий:

Организовал издания региональных газет «Православные ведомости»,

Совершал открытия епархиальных училищ для юношей и даже девушек, что в те времена было редкостью,

Совершал посещения даже самых отдаленных приходов.

Здесь он заботился о нравственном состоянии священников, монахов и мирян, боролся с остатками языческих обычаев, пьянством, хулиганством. Современники свидетельствовали, что везде, где святитель ни появлялся, он своим спокойным нравом, заботой о людях мог поднимал нравственность, заботился о молитве и богобоязненности в городе ли, в храме, в учебном ли заведении. Известно, что святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно, а многие пожертвования отдавал нищим, ходил по бедным семьям и тайно, чтобы подавать милостыню.

Немногие архиереи постоянно объезжают свои епархии, предпочитая вызывать священников в кафедральный город. Однако святитель Феофан лично, заботясь приходах, объезжал даже самые отдаленные церкви и деревни. Он посещал и богатых, и бедных людей, узнавал об их жизни и подавал архипастырские наставления: благодаря своей праведной жизни в трудах и молитвах владыка Феофан обрел от Бога дар прозорливости и чудотворений.

Всю жизнь он стремился к уединенной молитве и отшельничеству — возможно, это чувство появилось в нем после молитвенной практики в Киево-Печерской лавре. Потому в 1866 году святитель подал прошение об освобождении от управления епархией и выходе на покой. Конечно, многих это удивило. Святителя назначили настоятелем Вышенской обители в Рязани, а затем он попросил об увольнении и с этой должности, чтобы предаться молитве и трудам.

Затворничество святителя Феофана Вышенского

По примеру многих древних святых отцов Церкви святитель Феофан затворился в келье. Отметим, что для России XIX века это был совершенно беспрецедентный случай. В то время широкие круги общества относились к Православию как религии для бедных людей ограниченного кругозора. Просияли в это время лишь старцы Оптиной пустыни, святитель Игнатий (Брянчанинов) — и то сама официальная Церковь удивлялась их подвигам.

Святитель Феофан же продолжил традицию подвига безмолвия и затворничества, идущую из древних монастырей и продолжившуюся как раз в Киево-Печерской лазер, воспитанником которой он был.

Святитель закрылся в келейном корпусе, в отдельном помещении из трех небольших комнат: кабинета, молельни, спальни — и выходил только на галерею, чтобы подышать воздухом. Он устроил крохотную домовую церковь, где в одиночестве каждый день совершал Литургию. Здесь святитель почти никого не принимал, особенно праздных гостей, молился, писал богословские и духовные труды, письма-наставления духовным детям, а также играл на музыкальных инструментах и пел духовные песнопения. Святитель также трудился физически, справедливо говоря, что тело — храм Божий и нужно его утруждать, чтобы поддерживать в форме и заставлять служить Богу и людям. Владыка Феофан резал по дереву, писал иконы, шил сам себе одежду, одеваясь более чем скромно.

Так святитель прожил более 28 лет и отошёл ко Господу 6 (19) января — в праздник Крещения Господня, Богоявления (важно, что само имя Феофан с греческого переводился как Богоявление!). Для всей братии обители это стало знаком особой милости Божией к святителю. Известно, что его отпевание прошло при большом стечении народа, во гробе архипастырь лежал со светлой улыбкой на лике. Тело святителя пребывало в Казанском соборе Вышенской пустыни, под мраморным надгробием, на котором были высечены ноты и вырезана каменная митра.

Мощи Феофана Затворника и чудеса святителя

Мощи святителя были тайно обретены несколькими священниками в 1970-х годах. Тогда на территории обители была психиатрическая больница, храм был складом, а сам мощи были засыпаны безбожниками мусором. Однако Бог поругаем не бывает: мощи достали по частям, они были абсолютно высохшими, остался только скелет (это также свидетельство святости). Сначала их увезли в Троице-Сергиеву лавру, а когда святителя Феофана прославили в лике святых — это произошло в 1988 году — их вернули в Рязанскую епархию. Долгие годы мощи пребывали в храме села Эммануиловка в приделе, построенном и освященном в честь святителя.

Затем, с возрождением Вышенской обители, по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго, их торжественным крестным ходом перенесли туда, и сейчас телом святитель почитывает в родной обители, напротив сохранившегося келейного корпуса, где он и был в затворе — в Сергиевском храме.

Еще в Эммануиловке от мощей начали происходить чудеса.

Не ходивший с рождения ребенок после омовения в источнике и приложения к мощам внезапно сам стал не только ходить, но и бегать.

Исцелился от тяжелого, долгого радикулита летчик.

Страдавшая грыжей позвоночника и готовившаяся к операции женщина полностью исцелилась после омовения в источнике и молитвы.

Труды и творчество святителя Феофана

Святитель Феофан Затворник оставил поистине великие труды. Они касаются и богословских тем, и духовных; он сделал доступным для всех православных наследие святых Отцов Церкви и показал простоту духовной жизни.

Очень известна книга «Мысли на каждый день» Феофана Затворника. Для каждого дня им написала краткая заметка-размышление, в основном, на тему читаемого в этот день по церковному Уставу места в Новом или Ветхом Завете. Сегодня книга не только издается, но и распространяется в мобильных приложениях вместе с календарями.

Другими работами святителя являются книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?», «Как начинается в нас христианская жизнь?», духовные письма, толкования на Апостольские послания, поучения. Важным трудом святителя стало «Добротолюбие избранное для мирян» — поучения древних святых, переведенные на русский язык (удивительно — слова святых перевел современный святой). Этим трудом пользуются по сей день ученики духовных учебных заведений и все православные христиане.

Почитание Феофана Затворника

Память святителя Феофана отмечается всей Православной Церковью дважды в год:

23 января, в день преставления святителя ко Господу,
29 июня, в день перенесения мощей святителя Феофана из Эммануиловки в Вышенскую пустынь.

Многие люди съезжаются в эти дни в Вышенский монастырь. К этим дням не раз приурочивали научные конференции, на которых ученые и философы анализируют произведения великого святого, его житие.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Пастырь народный не оставляет всех людей и по своей смерти. Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент, в болезни, при трудных жизненных обстоятельствах:

Православия наставник, благочестия и чистоты учитель, Вышенский подвижник, святитель Феофан, умудренный Богом, твоими трудами Слово Божие разъяснял всем людям и всем православным христианам путь ко спасению указал, молись же Христу Богу о спасении душ наших.
Имя твое означает Богоявление, о святитель Феофан, ты же и трудами Твоими многим людям Бога явил и просветил их, теперь же с Ангельскими Силами стоишь у Престола Святой Троицы, молись же непрестанно обо всех нас.

В чем помогает святитель Феофан

В молитвах к святителю люди просят об избавлении от любых бед и несчастий, а также при трудностях в учебе, работе, научной деятельности.

В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь — например, не можем сами избавиться от порочных привычек, не можем сами найти хорошую работу — и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.

Святитель Феофан Вышенский заботился о целых городах и учебных заведениях при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смерти он почитается как добрый заступник, целитель и помощник — и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.

Святитель Феофан, по свидетельствам молящихся ему и по записям чудес от его святых мощей, имеет особую благодать помощи

в исцелении недугов взрослых и детей,

при трудностях в работе,

ученым — в научной деятельности, создании диссертаций, монографий,

в изменении характеров человеческих,

в осознании своих грехов, покаянии,

избавлении от греховных страстей и вредных привычек,

при зависимости от алкоголя, курения, наркотиков,

в бедности, материальных трудностях,

в выздоровлении душевнобольных, бесноватых,

в скорейшем исцелении детей,

при воздействиях колдунов.

Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву святителю Феофану Затворнику.

Можно посетить любой православный храм — возможно, там будет икона святителя — или приобрести икону для домашней молитвы.

Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.

После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз.

Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.

Молитву святителю Феофану Затворнику можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О святитель и отец наш Феофан, архиерей славный и затворник дивный, Божий избранник и Тайн Христовых служитель, умудренный Богом учитель и апостольских слов праведный исследователь, переводчик слов отец Церкви в Добротолюбии, христианского благочестия проповедник прекрасный, жизни духовной наставник искусный, подвигов монашеских усердный исполнитель и обо всех людях ходатай благодатный!
Сейчас к тебе, на Небесах Богу предстоящему и о нас молящемуся, молимся и просим: проси у Щедрого Господа, да подаст Церкви Российской и стране нашей всей мир и благосостояние, святителям и архиереям Христовым — хранение в истине Божественной, пастве добрую помощь, лжеучителей и еретиков вразумление и посрамление; совершающим подвиги духовные и молитвенные — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; всем преподавателям и учителям — мудрость и познание Божие, учащимся — старание и Господню помощь; всем же людям православным — помощь на пути ко спасению, чтобы вместе с тобой прославляли все мы Силу, Премудрость и Благодать Господа нашего Иисуса Христа вместе с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, со Святым и Животворящим Духом Его вечно. Аминь.

Молитвами святителя Феофана да хранит вас Господь!

Жизнь и труды Феофана Затворника

В истории Русской православной церкви найдется немало примеров людей, которые посвятили себя Богу и внесли огромный вклад в расцвет православия, после чего были возведены в лик святых. Не стал исключением и Феофан Затворник — аскет, ученый, богослов и просто истинный христианин, который во всем следовал заповедям Божьим.

Житие святого

Местом рождения будущего святого стала небольшая деревня Чернавка, что в Орловской губернии. Мальчик появился на свет 10 января 1815 года. Назвали его Георгием. Родители ребенка были очень благочестивыми и верующими людьми. Отец, Василий Тимофеевич Говоров, являлся священником в приходской церкви той же деревни. Мать, Татьяна Ивановна, выросла тоже в священнической семье, где воспитывалась в строгости и любви к православной вере. Она была человеком с чутким добрым сердцем и кротким характером.

О других святых:

С раннего детства мать и отец приобщали сына к церковной жизни. Василий Тимофеевич часто брал его с собой во Владимирскую церковь, где Георгий с удовольствием участвовал в процессе богослужения, оказывая помощь в алтаре или на клиросе. В семье еще было три сына и три дочери.

Начальное обучение сыну родители дали дома. Глава семьи следил за ходом обучения и проверял домашние задания, а Татьяна Ивановна обучала основам грамоты. С малых лет Георгий проявлял неординарные умственные способности и отличался тягой к новым знаниям. Это замечали все в близком окружении. При этом характер у него был кроткий, сердце доброе и чувствительное.

Читайте также:  Молитва и Икона Апостола Иакова, брата Господня по плоти

Период обучения

Продолжил обучение Георгий в Ливенском духовном училище. Учеба давалась ему легко, поэтому он благополучно окончил заведение через шесть лет и был принят в Орловскую духовную семинарию.

Все годы учебы молодой человек оставался на хорошем счету у преподавательского состава. Особый интерес у него вызывали философия и психология. Курс по философии он даже изъявил желание пройти еще раз. Окончив семинарию, Георгий втайне мечтал попасть в Киевскую духовную академию, но не надеялся, что ему это удастся. Поэтому начал уже присматривать какой-то приход. И каково же было его удивление, когда по ходатайству епископа Орловского Никодима, Георгия отправили в числе еще нескольких студентов учиться за казенный счет в ту самую академию.

Как и в предыдущие годы, студент с большим усердием и прилежанием постигал преподаваемые в академии науки. Преподавательский коллектив состоял сплошь из высокодуховных и очень образованных людей. Атмосфера в академии царила соответствующая. Это очень благотворно влияло на становление личности будущего святителя.

Как раз на этом этапе проявился писательский талант Георгия. Он часто искал уединения в Киево-Печерской лавре для молитвы. Воспоминания о святом месте на всю оставшуюся жизнь запечатлелись в памяти Георгия, исполненные теплоты. Он говорил, что, попадая в лавру, попадаешь в другой мир.

Тогда же молодой человек всерьез задумался о посвящении себя монашескому подвигу.

Приобщение к монашеству

Прошение о постриге в монахи было подано руководству учебного заведения в 1840 году. Спустя год преосвященный Иеремия, занимавший пост ректора академии, совершил чин, вследствие чего Георгия нарекли новым именем Феофан (в честь Феофана Исповедника). Уже весной его возвели в иеродиакона, а спустя пару месяцев — посвятили в иеромонахи. Окончив академию, Феофан защищает диссертацию и получает степень магистра.

В 1841 году иеромонах Феофан получает свое первое назначение в качестве ректора Киево-Софийского духовного училища. Здесь он, помимо выполнения своих прямых обязанностей, обучает студентов латинскому языку. В свободное от работы время много внимания уделяет литературе духовного жанра, среди которой большую часть занимают труды святых отцов.

На следующий год Феофана назначают на другую должность, и он перебирается в Новгород для возглавления местной духовной семинарии. Отец Феофан преподает такие дисциплины, как логика и психология. Несмотря на любовь к науке, святитель всегда акцентировал внимание студентов на том, что «во главе угла» должна быть не сухая научность, а умная молитва в сердце. Эту истину он усвоил еще во времена своего обучения в Киевской духовной академии, когда посетил благочестивого старца Парфения.

Но в Новгороде иеромонах задержался недолго. В 1844 году, с благословения церковного начальства, его вновь перевели, теперь на должность преподавателя духовной академии в прекрасном городе Санкт-Петербурге. Через год последовало повышение по карьерной лестнице, и Феофан уже числился как помощник инспектора данного учебного заведения.

Как и прежде, святитель очень ответственно подходил к исполнению своих обязанностей, но в его душе поселилось новое желание — уединиться для полной отдачи себя Богу. Поэтому преподавательская деятельность начала тяготить Феофана. Видимо, по промыслу Божьему, святителю представилась уникальная возможность сменить род занятий.

Служение в Иерусалиме

В 1846 году формировалась Русская Православная Миссия, задачей которой было направиться в Иерусалим.

Феофан не без энтузиазма принял предложение войти в состав этой миссии. Так, уже в 1847 году, в октябре месяце все члены организации отправились в Палестину, а в феврале их уже встречали в Иерусалиме. Пребывая на Ближнем Востоке, Феофан значительно повысил уровень владения греческим и французским языками. Взялся за освоение еврейского и арабского. Активно углубился в изучение основ других религиозных конфессий, чтобы обоснованно освящать их положительные и негативные стороны.

Немалый интерес для него представляли древние святые рукописи, которые он читал в оригинале. В целом этот период оказался довольно плодотворным. Но коррективы внесла Крымская война.

Посвящение в архимандриты

С началом военного конфликта миссию отозвали, и все священнослужители, входившие в ее состав, вынуждены были вернуться на родину. Путь пролегал через страны Европы. И здесь Феофан не упустил возможности почерпнуть для себя что-то новое. Природная жажда новых знаний не иссякла в нем до самых последних дней жизни.

  • В Италии святитель ознакомился с произведениями искусства великих мастеров, посетил многие музеи.
  • В Германии его заинтересовала манера преподавательского процесса основных дисциплин в учебных заведениях, в частности, богословия.

Возвращение в Россию для отца Феофана ознаменовалось посвящением в сан архимандрита и направлением в Санкт-Петербургскую академию для преподавания канонического права. Затем архимандрит назначается ректором Олонецкой духовной семинарии. Здесь он взял на себя обязательства по руководству строительными работами, которые проводились в рамках кампании по обустройству заведения.

В 1856 году святителю поступило предложение возглавить Православную посольскую церковь в Константинополе, переживающую не самые лучшие времена. Дело в том, что между греками и болгарами разгорелся конфликт из-за желания последних вести службы в храмах на родном языке и назначать в священнослужители представителей из болгарского народа. Однако Константинопольский патриархат не хотел идти на уступки. Отец Феофан, искренне желавший помочь болгарам в их проблеме, снискал большую любовь и уважение со стороны этого этноса. Но, благодаря своим дипломатическим качествам, он продолжал находиться в хороших отношениях и с греками, и с членами посольства, в котором пребывал с миссией.

О православной молитве:

В дальнейшем святителем был составлен подробный отчет касательно сложившейся ситуации, который имел важное значение для болгар, когда их вопрос рассматривался Священным синодом Русской православной церкви.

В 1857 году Феофана вызвали в Петербург с целью назначения его ректором духовной академии. К тому времени святитель уже приобрел известность в широких кругах и снискал большое уважение за свои аскетический взгляды и образованность.

А через два года состоялось посвящение архимандрита в сан епископа Тамбовского и Шацкого.

Епископское служение святого Феофана Затворника

Свои обязанности епископа отец Феофан исполнял с ревностно и с полной самоотдачей. Благодаря его неуемной энергии и таланту руководить, были открыты многочисленные школы и училища в епархии. Он часто разъезжал по области с целью личного знакомства и общения с паствой.

На заметку! При нем начал издаваться вестник «Тамбовские епархиальные ведомости».

И, хотя святитель очень многое делал для епархии, его все чаще одолевали мысли о затворничестве.

В 1863 году церковным руководством было принято решение о перемещении епископа на новую кафедру. Феофан приезжает в город Владимир-на-Клязьме, где разворачивает не менее активную деятельность по открытию приходских школ и других образовательных учреждений.

Здесь также начинают издавать «Владимирские епархиальные ведомости». Епископ участвовал в богослужениях, много проповедовал. В 1866 году святитель Феофан подал прошение в Синод об отстранении его от руководства епархией. После длительного рассмотрения и доводов епископа, просьба все же была удовлетворена.

Феофан выбрал для уединенного образа жизни Вышенскую пустынь, куда его назначили настоятелем. Однако и настоятельство тяготило святителя, в связи с чем от него последовала новая просьба о снятии с него данных полномочий.

Период затворничества

Начиная с 1872 года, святитель начал жить в затворе. В его келью попадал очень ограниченный круг людей. Сам святой отец всегда был занят либо молитвой, либо трудом. Он организовал у себя в комнате небольшую домовую церковь, где регулярно служил Божественную Литургию.

Свободное время посвящал разбору переписки, изучению святоотеческих трудов, чтению. Не чужд был ему и физический труд. Феофан занимался иконописью, сам шил себе одежду, вырезал по дереву. Большую часть своей пенсии отправлял нуждающимся, себе же оставлял самую малость на основные нужды.

Умер Феофан Затворник 6 января 1894 года. Его тело захоронили в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Днями памяти и почитания святого считаются:

  • 10 января — рождение святого;
  • 16 июня — перенесение мощей Феофана Затворника.

Творческое наследие

Святой оставил богатое литературное наследие после себя, посвященное проблематике нравоучения, толкования Священного Писания, догматики. Также осталось много писем. Среди всех трудов особого внимания заслуживают следующие:

  • Начертание христианского нравоучения;
  • Внутренняя жизнь. Избранные поучения;
  • Как начинается в нас христианская жизнь;
  • Толкования к посланиям в Новом Завете;
  • Письма о духовной жизни и т. д.

Все годы затворничества святой Феофан посвятил служению Православной церкви, что выражено в его сочинениях.

Этот человек незаурядного ума и большой души в свое время очень вдохновлялся примерами других святых отцов церкви, таких как Тихон Задонский. Феофан Затворник был и остается примером для всех верующих христиан. А канонизация только подтверждает этот очевидный факт.

Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник много потрудился на благо Православной Церкви. Прирожденный педагог и ученый-богослов употребил свои силы и талант, особенно щедро дарованный ему от Бога, на Просвещение православного народа, воспитание в нем религиозно-нравственного сознания. Труды Феофана Затворника оказывают огромное влияние на духовное возрождение православного общества. Написанные им книги служат практическим руководством для желающих спасения. Своего рода “методички” Церкви.

Феофан Затворник был причислен к лику святых в 1988 году. Подвиг веры и благочестия святого, его усердие в служении, должны послужить нам примером.

  1. Детство и юность
  2. Учеба
  3. Киевская духовная академия
  4. Пастырь и педагог
  5. Миссионерская деятельность
  6. Служение в Тамбовской епархии
  7. Владимирская епархия
  8. Вышенский затворник

Детство и юность

Мирское имя святителя Феофана — Говоров Георгий Васильевич. Родился он 10 января 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии.

Будущий святитель родился в семье глубоко религиозной. Родители, Говоров Василий Тимофеевич и Татьяна Ивановна, воспитывали детей собственным примером. Отец будущего епископа был священником, 30 лет служил благочинным. Мать была настоящей христианкой: кроткой, скромной, глубоко верующей.

Село Чернава

Родственники свидетельствовали, что Георгий наследовал любящее, нежное сердце и внешность матери, ее впечатлительность и отцовский ум.

У святителя Феофана были три сестры и три брата. Дети росли, окруженные добротой и любовью.

Начальное образование детям дали родители: мать учила, отец руководил учебой, проверял выученное. Георгий уже в то время поражал всех любознательностью, жаждой к знаниям, хорошей памятью, быстротой соображения.

Учеба

В 1823 году Георгий прошел конкурс в духовное училище г.Ливны. Во время обучения отрок жил в доме одного из учителей этого училища, Петина Ивана Васильевича, который следил за учебой и поведением мальчика.

В 1829 году Говоров Георгий стал студентом Орловской духовной семинарии. Способному юноше повезло с преподавателями — увлеченными и одаренными людьми. Большое влияние на него оказал профессор Остромысленский, преподаватель философии.

Юноша необыкновенно благоговел к святителю Тихону Задонскому, в то время еще не канонизированному.

В 1837 году преосвященный Никодим, епископ Орловский, лично распорядился выдать Георгию назначение в Киевскую духовную академию.

Киевская духовная академия

В 30-40-е годы 19 века Киевская духовная академия процветала. В стенах академии царила благоприятная нравственная среда и преподавали талантливые педагоги. Много внимания академии уделял Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Особенно святитель следил за духовным состоянием студентов.

Киевская духовная академия

Ректор, архимандрит Иннокентий (Борисов), читал лекции по богословским наукам. Ректор был одарённым проповедников, и своих студентов приучал к свободе изложения мыслей, умел увлечь предметом.

Больше всех Говоров полюбил инспектора академии, преподавателя догматического богословия архимандрита Димитрия (Муретова). Будущий святитель считал его наиболее умным, наиболее образованным и “лучшим по жизни” среди своих современников.

Огромное влияние оказал на своих студентов и профессор красноречия Яков Кузьмич Амфитеатров. Он учил юношей говорить просто, ясно и убежденно.

Именно в стенах академии будущий святитель приучился письменно выражать свои мысли и полюбил писательство. Его однокурсник, митрополит Макарий (Булгаков), вспоминал, что Георгий Говоров писал лучше всех, но стыдился громко читать свои сочинения.

До конца жизни святитель Филарет вспоминал с глубоким благоговением Киево-Печерскую Лавру, как осколок Неба на бренной земле: “Киевская Лавра — неземная обитель”.

В годы учебы в Киеве Георгий Говоров потерял родителей. Сперва умерла мать, затем отец. Это повлияло на выбор монашеского пути. Зимой 1841 года Георгий принял постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника. Весной этого же года инока рукоположили в иеродиакона, а летом — в иеромонаха. В 1841 году иеромонах Феофан получил степень магистра и в числе лучших закончил академию.

Важнейший совет выпускник получил от старца Парфения: “одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу”. Этому совету святитель следовал всю жизнь.

Пастырь и педагог

Первое назначение иеромонах Феофан получил в Киево-Софийское духовное назначение — ректором заведения. В первый же год служения открылся незаурядный педагогический талант ученого иеромонаха. Он ценил нравственно-религиозное воспитание наравне с учением, и полагал, что хорошее воспитание невозможно без воцерковления. Главное условие успеха педагога, по мнению свт.Феофана — любовь.

В конце 1842 года отца Феофана перевели в Новгородскую семинарию. Здесь он преподавал психологию и логику, много времени проводил с учащимися, организовал для них переплетную и столярную мастерские, поощрял занятия живописью, — все ради того, чтобы студенты не пребывали в праздности.

Личные и служебные достоинства иеромонаха Феофана не остались без внимания высшего начальства. В 1844 года он получил место бакалавра на кафедре богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. Отец Феофан очень тщательно готовил конспект лекций, использовал много литературы для подготовки: Священное Писание, сочинения отцов Церкви, жития святых, труды по психологии.

Избегая самомнения, будущий святитель показал результат своих трудов Игнатию Брянчанинову, который положительно о нем отозвался.

За время преподавательской деятельности отец Феофан два раза удостаивался благословения Святейшего Синода, а в 1846 году получил звание соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.

Троицкий собор Александро-Невской Лавры

Отец Феофан добросовестно выполнял свои обязанности, трудился во всю силу. Однако его заветным желанием было уединение в молитве.

Миссионерская деятельность

В 1847 году иеромонаха Феофана включили в состав Русской духовной миссии и Иерусалиме. Работы Миссии продолжалась до 1953 года.

В 1856-1857 годах отец архимандрит трудился в Константинополе, был настоятелем Посольской церкви. Цель Миссии заключалась в привлечении к Православию людей слабой веры, отпавших от Церкви по причине нравственного упадка греческого духовенства.

Русская Миссия в Иерусалиме

Здесь он много занимался, хорошо изучил греческий язык, в меньшей степени — французский, идиш и арабский язык. Занимался иконописью, ознакомился с аскезой древне-восточных монастырей, аскетическими сочинениями древности, начал перевод греческого Добротолюбия. Эти труды были отмечены новой наградой — золотым крестом.

Из Иерусалима иеромонах Феофан возвращался в Россию через европейские страны, посещал известные библиотеки, храмы, учебные заведения. В России был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Олонецкой семинарии. Кроме непосредственно воспитания учащихся, архимандрит Феофан вынуждено занимался множеством дел — был цензором проповедей, проповедовал, организовывал строительство здания под семинарию, боролся с расколом.

После возвращения из Константинополя отец Феофан короткое время занимал должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии.

Служение в Тамбовской епархии

Епископская хиротония над архимандритом Феофаном была совершена 1 июня 1855 года, и уже в начале июля преосвященный Феофан, епископ Тамбовский и Шацкий принял управление епархией. Его служение в этой местности, исполненное многих трудов и забот, длилось 4 года. Святитель проявил себя необычайной кротостью, деликатностью и внимательным отношением к потребностям паствы, чем заслужил ее горячую любовь.

Святитель заботился о вверенном ему священстве, побуждал его повышать уровень образованности.

Читайте также:  Молитва оптинских старцев на каждый день и начало дня

Преосвященный навещал семинарии и духовные училища, следил за их благоустройством. Трудами Владыки было открыто училище для девушек из духовного сословия. Для простого народа были открыты церковно-приходские школы, а в больших селах и городах — частные и воскресные школы.

Много забот и внимания Владыка обращал на благоустройство монастырей, в том числе Дивеевский женский. В одну из поездок святитель посетил монастырь в Выше, который понравился ему строгостью устава и красивой местностью.

Тамбовская епархия

В частной жизни Владыка Феофан был очень прост. Он много молился, занимался наукой, писал. Редко имел свободное время, посвящал его физическому труду, любил столярничать и точить по дереву. Любил Феофан Затворник природу, увлекался астрономией.

Святитель боялся оскорбить человека недоверием, никого не ругал, и всем начальствующим советовал любовь заслуживать любовью, бояться стать страшилищем в глазах других людей. Если необходимо применить строгость, то избегать укоризны и обличительных слов.

Преосвященный Феофан содействовал открытию мощей святителя Тихона Задонского, что и совершилось к радости Владыки в 1861 году.

В 1863 году Феофан Затворник был переведен на Владимирскую кафедру.

Владимирская епархия

В этих местах было много раскольников, и Феофан Затворник ездил в раскольничьи поселения, проповедуя и раскрывая заблуждения раскола. За эти труды святитель был награжден орденом Анны 1 степени.

Более всего Владыка стремился заниматься духовным писательством, чтобы таким способом послужить спасению людей. Суетная епископская должность приносила много огорчений его любящему сердцу. Через 3 года ревностного служения, преосвященный Феофан подал прошение об увольнении на покой в Вышенскую пустынь. Начальство долго не хотело отпускать Владыку, но затем выполнили его просьбу.

Вышенский затворник

В 1866 году Владыка вышел на покой. Вначале его назначили настоятелем монастыря, но святитель настоял на полном покое. Жил он в деревянном флигеле, построенном специально для него. 6 лет Феофан Затворник посещал братские службы, по воскресеньям и праздникам служил литургию соборно. Святитель был счастлив, о чем писал в письмах знакомым, о Вышенской пустыни же говорил: “Вышу можно променять только на Царство Небесное”.

Вышенский монастырь

Чтобы не отвлекаться от главной цели пребывания в Выше, святитель стал подумывать о затворе. Вначале преосвященный Феофан провел уединенно Великий пост, затем решил уединиться на год, чтобы испытать себя. Все прошло удачно, и Владыка принял решение об окончательном затворе. Впрочем, из смирения он называл затвор запором, говоря, что просто закрылся от всех, а жизнь ведет самую обыкновенную, — ест, пьет, спит, общается с келейником. Однако за этими словами скрывался немыслимый подвиг и громаднейший труд, который сложно представить.

Главное дело затворника была — молитва. У него была устроена домовая церковь, в которой он служил по воскресеньям и праздникам, а последнее десятилетие ежедневно.

Очень много Феофан Затворник читал, не ограничиваясь духовной литературой. Это были исторические, научно-естественные, философские труды, книги по медицине, русские и зарубежные классики.

Занимался Владыка Феофан переводами, он был владельцем древних рукописей святых отцов-аскетов Востока. Феофан Затворник перевел Добротолюбие с греческого языка.

Каждый день святитель Феофан отвечал на письма, писал по 20-40 писем в день.

Кроме литературной и научной деятельности, Феофан Затворник занимался иконописью, музыкой и астрономией, продолжал столярничать, выращивал растения, шил себе одежду.

Затвор святителя Феофана начался в 1873 году, и окончился смертью преосвященного 6 января 1894 года.

Феофан Затворник оставил множество литературных трудов, объединенных мыслью о спасении души.

Феофан Затворник: краткое житие

Святитель Феофан Затворник был канонизирован в XX веке. Его влияние на русское богословие так велико, что его называют святым отцом Русской Церкви. Чем известен святитель Феофан Затворник? Как проходила его жизнь? Почему он был против перевода Библии, который был сделан в XIX веке? Рассказываем самое главное, что нужно знать об этом святом.

Когда жил святитель Феофан Затворник?

Святитель Феофан Затворник жил в XIX веке.

Он родился в 1815 году и умер в 1894 году в возрасте 79 лет.

Имя Феофан святитель получил при пострижении в монахи в 1841 году. (От рождения его имя было Георгий.)

Феофан Затворник — преподаватель

В течение своей жизни святитель Феофан получил репутацию одного из самых уважаемых и востребованных преподавателей духовных школ.

За свою жизнь он преподавал в четырех различных учебных заведениях, а став епископом Владимирским, открыл женское епархиальное училище.

Впервые исполняющим обязанности ректора (в Киево-Софиевском духовном училище) он был назначен необычайно рано — в 26 лет.

Феофан Затворник в Иерусалиме

В 1847 году святитель Феофан был назначен членом Духовной Миссии в Иерусалиме и провел в этом городе шесть лет.

Перед миссией стояли не только задачи окормления имеющейся в Иерусалиме пасты, но и выстраивание отношений с другими поместными Церквями, а также — миссионерство.

Эти годы помогли святителю Феофану Затворнику ближе познакомиться с уставом и повседневной жизнью древних восточных монастырей, а кроме того — начать налаживать тесную духовную связь с монахами и старцами Афона.

Кроме того, за время жизни в Иерусалиме он выучил два языка — греческий и французский.

Иерусалим. Фото XIX века.

Феофан Затворник в Константинополе

В Константинополе (сейчас это Стамбул) святитель Феофан провел чуть больше года. В этот город он отправился в 1856 году в качестве настоятеля Русской посольской церкви в Константинополе.

Причины были такие. Назревал раскол между греческой и болгарской Церковью. Болгары хотели независимости от Константинопольской Церкви (и в итоге автокефалию получили), а от святителя Феофана требовалось дать оценку происходящим событиям. И в целом он занял сторону болгарской стороны.

За этот год с небольшим святитель еще улучшил знания греческого языка. Что помогло ему в будущем — в переводческой работе, которая стала настоящим достоянием Русской Церкви.

Сколько лет прожил в затворе Феофан Затворник?

Святитель Феофан прожил в затворе 16 лет — с 1866 по 1877 года. Уединился он в Вышенской пустыни Тамбовской епархии.

Каждый день в течение 11 лет он служил Литургию в своей келье.

Кроме того, все свои силы он отдал переводам, писательской деятельности и переписке.

Переводы Феофана Затворника

Переводческие и писательские заслуги святителя переоценить невозможно. Во многом, они легли в основу русской богословской мысли того времени и открыли для русского монашества многие важнейшие аскетические книги.

Во-первых, это перевод на русский «Добротолюбия» — большого собрания из поучений святых отцов.

Кроме того, Феофан затворник перевел не менее известную аскетическую книгу «Невидимая брань» Никодима Святогорца.

Также благодаря переводам святителя мы читать на русском:

  • «Поучения и слова» преподобных Исаии Отшельника и Марка Подвижника
  • «Великий Патерик»
  • «Палестинский патерик»
  • святоотеческие труды Симеона Нового Богослова
  • и т.д.

Сочинения Феофана Затворника

Полное собрание сочинений святителя Феофана Затворника составляет три десятка томов.

Наиболее известны его толкования на Священное Писание — в частности на послания апостола Павла.

Помимо переводов, главные труды святителя: «Письма о христианской жизни», «Начертание христианского нравоучения», «Путь ко спасению».

Кроме того, в собрание сочинений входит его обширная переписка, которую он вел на протяжении почти всей жизни.

Его творения, переводы и переписка — это сокровищница богословской и пастырской мысли.

Собрание сочинений святителя Феофана Затворника

Святитель Феофан Затворник и перевод Библии

В середине XIX века Библия была переведена с церковнославянского на современный русский язык.

Феофан Затворник не был противником самого факта перевода — уже к тому времени церковнославянский текст был большинству прихожан труднопонятен, перевод был нужен. Но святитель отмечал, что за основу перевода Ветхого Завета была взята Еврейская Библия, а не греческий перевод 70 толковников («Септуагинта»). В некоторых местах они различались между собой.

По мнению святителя Феофана Затворника, Еврейская Библия является менее канонической. «Церковь Божия, — писал он, — не знала другого слова Божия, кроме 70 толковников, и когда говорила, что Писание богодухновенно, разумела Писание именно в этом переводе…».

Библия XIX века на церковнославянском языке. Начало Евангелия от Луки.

Дни памяти святителя Феофана Затворника

Церковь установила три дня памяти святителя:

  • Его рождение — 23 января
  • Его преставление (смерть) — 19 января
  • И перенесение мощей — 29 июня

Икона святителя Феофана Затворника

Святителе Феофане, мои Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Книга «Святитель Феофан Затворник. Житие, изречения, святыни»

Аудио

В каждый период истории Православной Церкви существовали личности, которые были носителями и выразителями лучших идей и стремлений своего времени, к их авторитетному голосу все прислушивались, и потому они неизбежно становились духовными руководителями общества. Имя святителя Феофана Затворника, подвижника 19 века, являет нам самый глубокий, непререкаемый авторитет учителя духовно-нравственной христианской жизни в ее первоначальной евангельской чистоте, в духе первых веков христианства. В этом году Святая Церковь празднует двухсотлетие со дня рождения святителя и специально к этой дате Издательство Эксмо выпустило книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу. Она называется – «Святитель Феофан Затворник. Житие, изречения, святыни». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Это иллюстрированное издание, по словам издателей, является одним из первых знамений грандиозного празднования Русской Православной Церковью двухсотлетия со дня рождения святителя Феофана Затворника в 2015 году. В него вошло житие и избранные изречения святителя, а также рассказы о местонахождении святынь, связанных с именем Вышенского подвижника. Кроме книги подарочный комплект содержит освященную икону святителя Феофана. Стоит отметить, что подготовка к юбилею началась 5 лет назад. Именно тогда, осенью 2010 состоялись 4 Феофановские чтения, посвященные осмыслению духовного и богословского наследия Вышенского Затворника. И сейчас мы обратимся к словам, которые были сказаны в адрес святителя современными архипастырями.

В приветственном обращении Святейшего Патриарха Кирилла к участникам чтений говорилось следующее: «По слову святителя Феофана, «умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои». Так и творения самого святителя, нашедшие отклик в сердцах его духовных чад, – по мнению Первосвятителя, – вновь оживают в сознании наших современников. Его вдохновенные писания несут свет Христов в души ищущих спасения, пробуждают от греховного сна людей, увлекшихся «по стихиям мира» (Кол. 2:8). Неукоснительное следование апостольскому благовестию в согласии с толкованиями отцов Церкви, опыт личной аскезы, подвиг молитвы, простота и проникновенность изложения основ духовной жизни, кротость и смирение сердца — все это убедительные свидетельства святости и проповеднического дара святителя Феофана».

Далее, как отметил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «в своих трудах святитель предстает перед нами как библеист и богослов, который использует анализ текста и филологические исследования в первую очередь для того, чтобы раскрывать догматические и нравственные истины. Он всегда стремится передать не только общую идею Божественного Откровения, но и дает почувствовать читателю сокрытую в нем духовную силу. Особого внимания заслуживает учение о молитве Иисусовой, изложенное святителем Феофаном. Благодаря его переводам и собственным сочинениям практическое учение о молитве Иисусовой стало достоянием многих чад Русской Церкви.

Сегодня, говоря о церковной проповеди, – по мнению владыки Ювеналия, – мы нередко рассуждаем о том, как научить воцерковляющихся людей не только богословским знаниям и сведениям о священной истории, но и приобщить их к духовной жизни, к основам благочестия, опираясь при этом на многовековой опыт Церкви, прежде всего святоотеческое Предание. И в этом неоценимым подспорьем и помощью для нас является духовное наследие святителя Феофана. Таким образом мы видим, что наследие святителя Феофана сохраняет свое непреходящее значение и для духовенства, и для монашествующих, и для мирян, преподавая каждому необходимые уроки жизни во Христе».

По словам митрополита Калужского и Боровского Климента, «святитель Феофан жил в XIX веке — во время, которое, можно сказать, является самым близким к нам из всего дореволюционного периода. И это человек, который оставил очень много писем разного характера, много произведений. Его жизнь показывает, что он — человек опытный. Он руководил духовными учебными заведениями, служил в Иерусалиме, служил в Константинополе, был там настоятелем посольской церкви, знал заграницу того времени, служил в разных епархиях на территории России, а сам получил образование на Украине. Это был XIX век. Сейчас мы смотрим на то время и часто говорим о XIX веке как о Святой почти Руси, но ведь тогда зарождалась и революция, тогда вместе с ним учились, или он встречался с теми людьми, которые потом были идеологами революции».

По мнению Владыки Климента, святитель Феофан «увидел все это и его был шаг – уйти в затвор. Для чего? Удалиться от людей? Нет! – Осмыслить все, что он познал в этом мире. Он пребывал в молитве, он пребывал в трудах, он изучал святоотеческое наследие, изучал древних отцов. Он стал заниматься переводами древних отцов на русский язык. Почему это нужно было? Он понимал, что в XIX веке, точнее за XVIII–XIX век, за период «просвещения» Руси наш народ и даже многие богословы нашей Церкви много утратили из святоотеческого наследия, и он пытался вернуть богословскую мысль, а самое главное — жизнь человека в русло, привести их в соответствие с богословской традицией, святоотеческой богословской традицией. Он своими трудами хотел ближе познакомить простого человека со святыми отцами Древней Церкви, но уже на языке конца XIX века. Почему? Потому что он понимал, что в жизнь надо вернуть святоотеческое наследие.

Потому что без знания святых отцов невозможно правильно понимать Святое Евангелие, Священное Писание. Святые отцы — это ключ к пониманию Священного Писания. Вне святоотеческого слова, которое указывает, как должен проводить жизнь христианин, не может быть нормальной христианской жизни — все остальное будет лишь внешним. Без знания святых отцов, без жизни в соответствии с преданием церковным мы можем оказаться далеко за пределами Церкви. И очень опасная примета нашего времени — возникновение различных мнений и псевдоучений, когда люди начинают толковать те или иные явления в жизни общества, часто избегая святоотеческого мнения и стараются на основании своего ограниченного опыта, на основании своих якобы «прозрений» делать далеко идущие выводы. Такая самонадеянность, по мнению владыки, является не просто опасной, но гибельной для человека, для его бессмертной души».

В заключение своего слова митрополит Климент отметил, что все духовно-нравственные произведения, всё эпистолярное творчество святителя Феофана было обращено не только и не столько к монашеству и духовенству, сколько к образованной части общества. Поэтому чтение и внимательное изучение сочинений святого отца и сейчас, в начале 21 века является насущной потребностью современных православных христиан.

*** В своих творениях святитель Феофан указывает путь ко спасению как для новоначального, так и для уже воцерковленного христианина. Православные христиане всегда были знакомы с творениями святителя Феофана, они находили в них ответы на острые жизненные вопросы. Более того — для многих путь к церковной жизни начался именно с внимательного чтения книг, принадлежащих его перу. И мы надеемся, что по прочтении этой книги, в которой собраны избранные изречения и житие святого, у читателя появится стремление ближе и обстоятельнее познакомиться с замечательной личностью и богатой духовной сокровищницей творений святителя Феофана Затворника.

Ссылка на основную публикацию