Святитель Арсений, епископ Тверской, чудотворец

Святитель Арсений, епископ Тверской

15 марта (2 марта ст. ст.) Церковь чтит память святителя Арсения, епископа Тверского, основателя Успенского Желтикова монастыря.

Содержание:

Житие святителя Арсения Тверского

Для восстановления жизненного пути святителя Арсения обратимся к житию святого. Будущий епископ Арсений родился в Твери в зажиточной семье. Его отец преуспел в купеческом деле, но и о царстве Божием не забывал. Родители уделяли большое внимание христианскому воспитанию сына, поэтому с юных лет Арсений хорошо понимал, что блага земной жизни непостоянны, а нужно заботиться лишь о том, чтобы угодить Богу и спасти свою душу. После смерти родителей юный Арсений раздает наследство нищим и решает принять постриг в Киево-Печерской лавре. Среди иноков древней обители, отличавшихся благочестием, Арсений выделялся строгим хранением монашеских обетов, начитанностью в Священном Писании, знанием устава и трудолюбием. На него обратил внимание митрополит Киприан, вскоре он взял его с собой в Москву служить архидьяконом. Во время своего отсутствия митрополит Киприан доверял святителю Арсению управление делами киевской митрополии. В 1390 г. вместе с митрополитом Киприаном он прибыл в Тверь, где по просьбе тверского князя Михаила Александровича состоялся суд над епископом Евфимием Висленем. «Нелюбие» между великим князем и епископом Евфимием в Твери длилось на протяжении нескольких лет. [3] По просьбе тверского великого князя Михаила Александровича митрополит Киприан в сопровождении греческих митрополитов и русских епископов приехал в Тверь. После безуспешных попыток примирить князя Михаила Александровича с епископом Евфимием, митрополит Киприан отставил от епископства Евфимия и в июле-августе 1390 г. поставил Тверским владыкой святителя Арсения. Среди епископов, участвовавших в его рукоположении, был святитель Стефан, епископ Пермский. Вступив на кафедру, епископ Арсений как миротворец сумел прекратить многие раздоры в тверском княжестве.

Скончался святитель Арсений в 1409 году, был погребен в основанном им Желтиковом монастыре.

Чудеса святителя Арсения Тверского

Согласно житию святого, у раки святителя Арсения свершались многочисленные чудеса. Одно из чудес уже после его канонизации — воскрешение рыбака Терентия. В начале XVII в. от польско-литовских набегов пострадала Желтикова обитель. Иноки монастыря успели спрятать монастырские сокровища, только на мощах святителя Арсения оставался золотой покров. Не оправдав своих ожиданий, негодуя от неудачи, один из нападавших попытался увезти с собой покров с мощей святого. Но вдруг неприятель был поднят в воздух и низвергнут на землю, а покров вернулся на былое место. Еще одно из множеств чудотворений святителя относится к 1630-м гг. За дерзновение войти в храм в нетрезвом виде, один из братии монастыря, Гермоген, был вразумлен явлением святителя и в скором времени исцелен от недуга пьянства. По милости Божией, святитель Арсений подавал различные исцеления: исцеление ослепшей Дарьи, клирика Герасима и многим других просящих о помощи.

Епископ Арсений был горячо любим как духовенством и мирянами Твери, так и братией созданного им монастыря. Повесть о преставлении святителя Арсения, рассказ о последних днях святого, представляет собой один из самых эмоциональных и поэтических эпизодов древнерусской литературы. [3]

Тропарь, кондак и канон святителю Арсению, епископу Тверскому

Тропарь, глас 8:

Благочестно пожив во святительстве, люди просветил еси учением твоим, и о храме пречистыя вельми подвизався, и любитель монахов быв: сего ради от Христа паствы твоея венец приял еси. Темже яко апостольского престола наместника, и святителя великаго чтуще тя молим, чада твоя блаженне: от всех бед избави нас, яже ко Христу молитвами твоими, святителю Христов Арсение отче наш.

Кондак, глас 8:

Восприемши радостно честныя твоя мощи, пречистая церковь, в нюже честно вносимы множеством священномонахов, и князи благоверными, и яже приемше яко сокровище многоценное. Темже и мы ныне твоея ограды словесныя овцы, окрест раки твоея предстояще, любезно вопием ти: не забуди чад твоих отче, ихже мудре собрал и возлюбил еси, яко да зовем ти: радуйся святителю Арсение, пастырю и учителю наш.

Библиотека Русской веры
Канон святителю Арсению, епископу Тверскому →

Успенский Желтиков монастырь

На время архиерейства святителя Арсения пришелся расцвет тверской школы иконописи, которая занимает выдающееся место в культуре Северо-Восточной Руси. Святитель Арсений пользовался большим авторитетом, и поначалу этому способствовали близость к митрополиту и поддержка великого князя. Со временем епископу Арсению удалось самому укрепить этот авторитет: он не участвовал в политических интригах, а занимался культурно-просветительской деятельностью. Святитель Арсений построил храмы на Городке: архангела Михаила — вместе с князем Михаилом Александровичем, святителя Николы. При личном участии епископа был реконструирован Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Успенский Желтиков монастырь. Конец XIX — начало XX в.

По подобию Киево-Печерского монастыря в 1394 году Арсений основал Успенскую Желтикову обитель. Топоним в его названии связан с местностью, именуемой Желтиковым урочищем (современная Тверская область). Из жития святителя следует, что он предполагал устроить в этом монастыре свою усыпальницу. Создав Успенский монастырь, святитель Арсений не только воздал благодарную память месту своего пострига, но и воздвиг впоследствии один из наиболее значительных религиозно-культурных центров Тверского княжества. Первый деревянный храм обители построен в 1394 году и освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1404 году в центре обители возвели главный каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, как в Киево-Печерском монастыре. На XVIII в. пришелся расцвет монастыря. В 1709 г. была возведена церковь Антония и Феодосия Печерских и новый Успенский собор в 1713 г. В XX в. до 1929 года в монастыре проводились службы, но постепенно монастырская жизнь стала угасать. В основном монастырь пострадал в время Великой Отечественной войны. В послевоенное время на территории монастыря был устроен военный склад, больше половины строений были уничтожены. В 2017 г. археологами были обнаружены остатки фундамента и цоколя белокаменного храма Успения Пресвятой Богородицы, заложенного здесь в 1404 году. 21 августа 2017 года на территории Желтикова монастыря г. Твери был заложен первый камень в возрождение одной из древнейших обителей Тверской земли. С начала 2019 г. на территории бывшего монастыря ведется активная работа по реставрации монастырских зданий и обустройству монастырской жизни.

Успенский собор Желтикова монастыря. Начало XX в.

Святитель Арсений был духовным отцом тверского князя Михаила Александровича. Это подтверждает повесть о преставлении тверского князя, сохранившаяся в Рогожском летописце и Симеоновской летописи.[3] В повести говорится о долгой и уединенной беседе в связи с предстоящим монашеским постригом тверского князя со святителем Арсением. В скором времени святитель Арсений совершил над умирающим князем постриг. Владыка также определил место погребения князя в кафедральном соборе Твери. [3]

В 1406 г. по инициативе святителя Арсения был создан древнейший из дошедших до нашего времени списков (вариантов) Киево-Печерского патерика — сборника сочинений об истории основания монастыря и житий его первых насельников. Исследователи назвали эту редакцию по его имени «Арсеньевская».

Прославление и почитание святителя Арсения Тверского

В 1480-х гг. установилось местное почитание святителя Арсения, епископа Тверского, а Собор 1547 г. причислил его к лику святых. В 1654 г. патриарх Никон освидетельствовал мощи Арсения и повелел изготовить для них новое облачение. В 1655 г. мощи Арсения были перенесены из деревянной церкви святых Антония и Феодосия в Успенский собор Желтикова монастыря, положены в раку, присланную патриархом Никоном. Далее начинается общероссийское прославление святителя Арсения, на перенесение мощей которого были написаны Служба, Слово похвальное, молитва и новые Чудеса. В 1764 г. ректором тверской духовной семинарии, архимандритом Макарием, были написаны новые редакции жития и Сказания об обретении мощей епископа Арсения. В Москве на Тверском подворье с 1690 г. до 1770-х гг. существовала церковь во имя Арсения. Частица мощей святого Арсения Тверского хранится в Николо-Малицком мужском монастыре в Тверской области.

Частица мощей святителя Арсения Тверского, Николо-Малицкий мужской монастырь, Тверская область

Как исторический источник житие святителя Арсения активно исследуется Г. С. Гадаловой [1] И Е. Л. Конявской [2] , которые смогли обозначить достаточно полный корпус источников о жизни святителя Арсения.

Святитель Арсений Тверской. Иконография

Свт. Арсений Тверской. Россия. Середина — вторая половина XIX века. ЦАК МДА Святитель Арсений и благоверный князь Михаил Тверские. Конец XVII века. Тверская областная картинная галерея Святитель Арсений Тверской. Современная икона Святитель Арсений Тверской. Ковчег-мощевик. XVII в.

Автор: Маргарита Лапина

Литература:

[1] Гадалова Г. С. Служба на обретение мощей святителя Арсения Тверского: к вопросу о редакциях и времени создания памятника // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 3 (41).
[2] Конявская Е. Л. Житие святителя Арсения епископа Тверского // Очерки по истории тверской литературы XIV–XV в. М., 2007.
[3] Конявская Е. Л. Святитель Арсений Тверской, «богоизбранный епископ» // Вестник церковной истории. 2009. № 3/4(15/16). С. 183–190.

Святитель Афанасий Великий, Александрийский

Святой Афанасий родился в Александрии; мать его, подобно Анне, которая привела сына своего Самуила в храм Господень (1 Цар 1, 28), так же привела его к св. Александру, патриарху Александрийскому, и отдала в храм на служение Богу. И он стал при храме проводить свою жизнь, ревностно исполняя заповеди Божии.

В 319 г. патриарх рукоположил его в диакона Александрийской Церкви. Уже в это время святитель Афанасий стал писать сочинения. Будущий святитель видел, что нет у новопришедших в Церковь Христову ревности, нет у них истинного благочестия, многие из них искали славы для себя, пустословили, празднословили и все языческие обычаи, которые были раньше у них, переносили в христианскую жизнь. Объявился некий Арий, который хулил Христа, уничижал Матерь Божию и возмущал народ, уча народ добиваться чести, славы, проникать и в Церковь, достигать священства и даже архиерейства. И многие его слушали и становились последователями этой ереси — арианами. И эта ересь так распространилась, что чуть не захлестнула всю Церковь — великая была брань. В 325 г. святитель Афанасий был на Никейском Соборе, где выступал против Ария.

В 326 г. по смерти патриарха Александра святитель Афанасий был избран на Александрийскою кафедру. Епископом Афанасий объезжал церкви, много выступал, боролся против ариан, писал, обличал их, и восстали против него все неистинные христиане и стали на него клеветать. В то время царствовал Константин Великий (306-337 гг.), он считался покровителем Церкви Христовой. Он хорошо понимал военную стратегию, дипломатию, государственные дела, но дел церковных и проповеди Евангелия не знал, поэтому колебался между арианством и Православием.

Пользуясь добротой и простотой императора, еретики окружили весь его двор, проникли во все должности и стали нашептывать ереси и неправды и вводить расколы. Они обвиняли архиепископа Афанасия, что он плохой человек, что он не слушается царя, взимает налоги отдельно от царской казны и совершает нехорошие дела, что он и чародей, и преступник, и блудник. Император видел великую распрю, вражду, старался водворить мир, но бывали такие времена, что могла открыться война, тогда он предлагал святителю Афанасию на время удалиться куда-нибудь. И большую часть своего долгого правления святитель провел в изгнании, и тогда нередко он пользовался поддержкой монахов, был в дружбе с обоими отцами монашества — святыми преподобными Антонием и Пахомием.

В особенности старались еретики и злые люди обвинить святого Афанасия в том, что он не слушает повелений императора, не обращает внимания на его предписания, не принимая Ария в церковное общение, что он колдун и чародей, сами будучи явными чародеями, и что посредством какой-то мертвой руки, якобы принадлежавшей клирику Арсению, творит чарования. Император повелел провести расследование. Арсений был клириком, чтецом, совершив какой-то проступок, он долго скрывался, а когда молва об этом стала распространяться везде, то у него проявилось чувство правды, справедливости, потому что невиновен был святитель Христов Афанасий, да и сам Арсений совершенно не пострадал, не ему отрубили руку, другого человека где-то нашли судьи-злодеи, хотя многие из них были епископы. Соболезнуя о своем отце и благодетеле и скорбя сердцем о том, что истина беззаконно побеждается ложью, он тайно пришел к самому Афанасию, припадая к его честным ногам. Блаженный Афанасий, радуясь прибытию Арсения, повелел ему до суда никому не показываться.

Между тем злобная ненависть противников Афанасия так возросла, что к одной лжи они приложили еще новую: подкупили одну бесстыдную женщину возвести клевету на святителя Афанасия, что он совершил с нею беззаконие. Когда начался суд, судьи сели на своих местах и клеветники предстали, была введена и эта женщина. С плачем долго жаловалась она на святителя, которого никогда не видала, и даже не знала, каков он по виду. Все слушали в недоумении. А она и не хотела знать благочестия евангельского, радуясь, что много денег ей дали. В то время друг Афанасия пресвитер Тимофей, стоя с ним за дверями и все слыша, возмутился духом и, неожиданно войдя внутрь судилища, с поспешностью стал перед глазами той клеветницы, как будто он был сам Афанасий; он смело обратился к ней: «Я ли совершил над тобою ночью насилие, как ты говоришь?» И она еще с большим бесстыдством, возопила к судьям «Сей, сей человек мой растлитель и злоумышленник против моей чистоты; он. » Судьи рассмеялись, увидев подлость, разыгранную комедию и прогнали ее. Но противники св. Афанасия, хотя и устыдились, но не успокоились и стали обвинять его в убийстве Арсения, показывая какую-то страшную на вид мертвую руку. Святой Афанасий терпеливо слушал их и молчал, потом спросил: «Есть ли среди вас, кто хорошо знал Арсения? Кто из вас может подтвердить действительно ли это его рука?» И поднялись большинство неправедных судей, подскочили и стали утверждать, что действительно это рука Арсения. И тогда, когда они показали свое грязное сердце и коварство свое, святитель отодвинул занавеску, за которой стоял Арсений, вывел его перед собранием и спросил: «А это кто стоит перед вами? Вы сказали, что Арсения нет в живых, это его рука». И все пришли в ужас. «Вот, мужи, и Арсений! — объявил святитель Афанасий. — Вот и руки его, которые совсем не были отсечены! Покажите же и вы своего Арсения, если такого имеете, и поведайте, кому принадлежит отсеченная рука, которая осуждает вас самих, как сделавших это преступление». Но судии продолжали проводить суд, истощая все свои клеветы. И святитель Афанасий, не вынося совершаемой несправедливости, вслух засвидетельствовал всему собору: « Угасла правда, попрана истина, погибло правосудие, исчезло у судей законное расследование и осторожное рассмотрение дел! Разве законно, чтобы желающий оправдаться содержался в узах, а суд всего дела был бы поручен клеветникам и врагам, и чтобы сами оговорщики судили того, на кого клевещут?» Императором святитель был оправдан и послан на свою Александрийскую кафедру.

Читайте также:  Влияние на благосостояние человека ежедневного прослушивания Моцарта

Когда умер Константин Великий и престолом завладел его второй сын Констанций, то весь двор императорский перешел на сторону ариан. Они стали гнать христиан православных, епископов ссылать, ставить на престолы нечестивых людей, коварных, блудников, еретиков, которые Иисуса Христа не прзнавали за Бога. И пришлось святителю Афанасию бежать в Рим, где три года находился.

Потом Господь рассудил все судом Своим: наказал Ария и еретиков, и нечестивый царь погиб. После него два года царствовал Юлиан Отступник, за ним вступил Иовиниан благочестивый, потом Валент, который, хотя и много зла творил Церкви, но, испугавшись мятежа александрийцев, позволил святителю Афанасию вернуться и безбоязненно управлять Александрийской Церковью. И описывается в житии святителя Афанасия, что последнее время своей жизни он жил в мире и спокойствии, почил о Господе 2 мая 373 г. в возрасте 76 лет.

46 лет святитель Афанасий был епископом города Александрии и много раз изгонялся с кафедры и возвращался обратно, потому что ариане, называющие себя христианами, верующие в Евангелие, искали, придумывали вину, чтобы осудить и предать смерти святителя. А Господь, возвещая Евангелие, не проповедовал убивать врагов своих; эти же злодеи притворно приняли крещение, христианство и веровали без благочестия.

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Свт. Афанасий Александрийский

Афанасий Александрийский (ок. 297 – 373), архиепископ, великий отец Церкви, святитель

Родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали “епископом”, совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане – явные и скрытые – возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

9 июня 328 г., после смерти святого патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви.

Его бескомпромиссная православная позиция сильно раздражала ариан, которые не брезговали никакими средствами, чтобы свалить святителя. Так, в 334 году по приказу императора был созван Кесарийский собор, который рассматривал обвинение святого Афанасия Великого в убийстве некоего мелетианского епископа Арсения и использовании им его правой руки в магии и колдовстве. В качестве доказательства на Соборе даже была представлена отсеченная рука! Несмотря на призыв самого императора предстать перед лицом собравшихся в Кесарии епископов, святой Афанасий на Собор не явился. Однако объявленный убитым, а в действительности скрывавшийся в Фиваиде епископ Арсений был вскоре найден святым Афанасием. После предоставления императору Константину необходимых доказательств обвинение было снято [1].

Свт. Афанасий Александрийский. Мозаика

По бездоказательным наветам ариан, святитель Афанасий был низложен в 335 году Тирским Собором.

Осенью 335 года свт. Афанасий прибыл в Константинополь и просил императора Константина Великого собрать в столице всех епископов Тирского Собора, чтобы в его присутствии снять с себя обвинения, выдвинутые против него этим Собором. Император согласился, однако в 336 году на Собор в Константинополе собрались главные антиникейцы, они запугивали епископов недружественным настроением императора, и многие епископы разъехались по епархиям. Против свт. Афанасия было выдвинуто новое, крайне опасное обвинение: будто он угрожал помешать поставкам хлеба из Египта в Константинополь. Император Константин сослал свт. Афанасия в Августу Треверов (ныне Трир). При этом император запретил избирать нового епископа на Александрийскую кафедру [2].

По смерти императора Константина в 337 году, Афанасий возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан возбудила их вражду, против него был созван Собор в Антиохии. Весной 340 г. императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория. Афанасий бежал в Рим к архиепископу Иулию I, по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви. Император византийский Констант также благоволил к Афанасию, и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию по смерти Григория, в октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то Афанасий должен был вновь отказаться от духовной власти. На его место был назначен Георгий из Каппадокии, а когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где Афанасий совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана Отступника, Георгий был убит во время народного восстания, и Афанасий мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что 25 октября 362 г. ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После падения Юлиана Афанасий возвратился в Александрию в феврале 364 г., но в царствование императора Валента был вынужден еще раз оставить город с октября 365 г. по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины.

Скончался 2 мая 373 г., в возрасте 76 лет.

Из 45 лет своего епископства, Афанасий провел в изгнании около 20 лет. Об его характере еще при его жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самой смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело существование Церкви. За страшную суровость, в которой упрекали его враги, они, в свою очередь, жестоко отплачивали ему всякий раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, несмотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил свое учение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения.

Свтт. Афанасий и Кирилл Александрийские. Миниатюра из Минология Василия II, ок. 979-989 (Ватиканская библиотека)

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Сто́лп бы́л еси́ правосла́вия,/ Боже́ственными догма́ты подтвержда́я Це́рковь,/ священнонача́льниче Афана́сие:/ Отцу́ бо Сы́на Единосу́щна пропове́дав,/ посрами́л еси́ А́рия./ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Тропарь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 3

Де́лы возсия́вше правосла́вия,/ все́ погаси́вши злосла́вие,/ победи́телие, победоно́сцы бы́сте,/ благоче́стием вся́ обогати́вше,/ Це́рковь вельми́ украси́вше,/ досто́йно обрето́сте Христа́ Бо́га,// да́рующаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2 , Правосла́вия насади́в уче́ния,/ злосла́вия те́рния изсе́кл еси́,/ умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне,// те́мже тя́ пое́м, Афана́сие.

Кондак свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 4

Священнонача́льницы велича́йшии благоче́стия/ и до́блии побо́рницы Це́ркве Христо́вы,/ вся́ соблюди́те, пою́щия:/ спаси́, Ще́дре,// ве́рою чту́щия Тя́.

Творения

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре “Слова”, направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном – против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию.

Его “История ариан для монахов” написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698 г.). Дополнением к ним служит второй том “Bibliotheca patrum” Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей “Bibliotheca patrum graecorum dogmatica” (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения Афанасия. Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: “Описания праздников”, составленные Афанасием.

Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого, с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие.

На русском языке издано:

  1. Творения. Части 1-4. Под ред. проф. А. П. Шостьина. М., 1851-1854. ( “Творения святых отцев в рус. пер.”, изд. при МДА, тт. 17, 19, 21, 22). То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Части 1, 2, СТСЛ, 1902. Части 3, 4. СТСЛ, 1903 (Отд. пригож. к ж. “Богословский вестник”, 1902, 1903).
  2. О пользе чтения Священного Писания. В кн.: “Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания”. Изд. А. фон Эссом. Пер. с нем. СПб., 1817.
  3. Из ХХХIХ письма о праздниках. В кн.: “Сочинения и переводы Евсевия, архиепископа Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев.” СПб., 1858. То же. “Христианское чтение”, 1838, III, с. 188 слл.
  4. Из беседы на слова: “Вся мне предана суть Отцем Моим”. – Из беседы о слепорожденном. – В кн.: Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877. То же: “Христианское чтение”, 1835, II, с. 119 слл.; 1837, III, c. 150 слл. 5. Краткое обозрение Святого Писания Ветхого Завета. – “Христианское чтение”, 1841, IV, с. 217 слл.; с. 324 слл.
  5. Обозрение Посланий Святых Апостолов и Откровения Иоанна. – Там же, 1842, I, с. 157.
  6. О девстве или о подвижничестве. – Там же, 1833, III, с. 117 слл.
  7. О начале и распространении идолопоклонства. – Там же, 1837, IV, c. 3 слл. 9. О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна. – Там же, 1837, IV, с. 113 слл.
  8. О причинах воплощения Бога-Слова. – Там же, 1837, IV, с. 275 слл.
  9. О воплотившемся Боге-Слове против ариан. – Там же, 1840, III, с. 165 слл.
  10. О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. – Там же, 1841, II, с. 84 слл.
  11. О терпении. – Там же, 1837, II, с. 120 слл.
  12. О происхождении нравственного зла. – Там же, 1837, III, с. 25 слл.
  13. О крестной смерти Иисуса Христа. – Там же, 1838, II, с. 132 слл.
  14. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. – Там же, 1831, ХVII, с. 127 слл.
  15. Жизнь преп. Синклитикии. – Там же, 1824, ХVI, с. 3 слл.
  16. Письма. – Там же, 1838, IV, с. 118 слл.; 1839, IV, с. 133; 1842, II, с. 212 слл., 236 слл.
  17. На богомерзких и проклятых злохульных ариан. – В кн.: Богодухновенные книги великих пастырей церковных и учителей всея Вселенныя. Пер. с эллиногреч. яз. на славянорос. иером. Епифания (Славинецкого). М., 1656.

Житие святого Афанасия Великого

Афанасий Великий – архиепископ Александрийский, представитель неарианцев, Отец Церкви конца четвертого века от Рождества Христова. писатель, философ, оставивший великое наследие в своих трудах и проповедях. За ярое противостояние арианству, которое признавали даже императоры, назван Афанасием, противостоящим всему миру.

Ранние годы и начало служения

На основании послания коптов было доказано, что местом рождения святого была Александрия. Афанасий Великий, житие которого исследовано многими священниками, родился в 293 году, о его семье и первых годах жизни не сохранилось никакой информации.

По рассказу писателя Руфина епископ Александр обратил внимание на мальчика, который старался подражать священничеству и в игровой форме производил крещение сверстников – язычников, рассказывая им о Христе. Александр признал крещение действительным и помазал крещаемых миром.

С 313 года на протяжении шести лет молодой христианин известен, как опытный чтец. 319 год фигурирует, как время рукоположения в диакона епископом Александрийским своего подопечного.

Сопровождавший епископа Александрийского диакон Афанасий был секретарем Первого Никейского Собора. Его активное участие в спорах было учтено при формулировке Символа Веры, принятого в Никее.

Борьба с арианами

Появление в то же время произведений молодого диакона «Слово против эллинов», «О воплощении Бога Слова» выдавало неустрашимого обличителя ариан, на это обратили внимание священники Вселенского собора, которые в 326 году предложили Афанасию Великому стать главой Александрийской кафедры, рукоположив в епископы.

Император Константин поддерживал епископов, которые были сторонниками арианства, ставшего с 330 года основным христианским направлением Рима, а святитель был сторонником ортодоксальной церкви. Император боялся распрей внутри страны и разрешил сослать бунтующего священника.

Непокорный епископ отказал арианским общинам в принятии на Александрийскую кафедру, в ответ ему предъявляли обвинения в гонении и сожжении церквей, поддерживающих мелетианских епископов.

Против святителя Александрийского фабриковались ложные обвинения, приписывались убийства и растление, сексуальное домогательство и обворовывание храма. Во время гонений на сторону бунтовщика и ревнителя православия встали преподобные монахи Антоний и Пахомий.

Во время одного из судов против ревностного гонителя ариан порочная женщина согласилась оклеветать святого в изнасиловании, никогда прежде не встречая святого. Во время ее неистовой речи, полной негодования и обмана, перед обманщицей престал Тимофей, ученик святителя, выдав себя за обвиняемого. Когда женщина признала в Тимофее своего растлителя, рассмеялись даже судьи, видя явный обман.

Якобы гонимый и убитый святителем епископ Арсений, не смог стерпеть нападок и обвинения в насилии и колдовстве учителя, сам явился перед судом к Афанасию, которого обвиняли в усечении руки епископа.

На суде обвинители демонстрировали отрубленную руку, и множество лжесвидетелей уверяли судей в том, что собственными глазами видели, как Афанасий отрубил руку Арсению. Каково же было удивление судей и присутствующих, когда пред ними предстал здоровый и невредимый епископ Арсений, но суд все же нашел, за что отправить святого Афанасия в ссылку.

Ссылка

Тирский собор осудил в 335 году епископа Александрийского за подготовку якобы убийства священника Арсения, сослал его на 2 года в ссылку, откуда опальный бунтовщик вернулся после кончины Константина, но ненадолго, в 340 году его ожидала новая ссылка на пять лет, второй сын Константина Констанций встал на сторону арианства.

Важно! Неуклонный противник арианства вел постоянную борьбу с последователями нового псевдо-христианского движения, отстаивая ортодоксальное направление.

Миланский собор в 356 году снова подвергает ссылке противника ариан, откуда он сбегает в Египет, пребывая там до императорской кончины в 361 году. Императором Юлианом было принято решение дать свободу всем вероисповеданиям, что дало Афанасию возможность вернуться в Александрию. В 364 году император Юлиан умирает, его преемник Валент снова поддерживает арианство и требует изгнания епископов, отправленных в ссылку императором Констанцием, выдает соответствующий эдикт.

Афанасий на четыре месяца покидает Александрию в целях безопасности, чтобы вернуться на Александрийскую кафедру до конца своей жизни.

368 году патриарх Афанасий Великий созывает Собор епископов египетских и ливийских, на нем составляется послание ко всем церквям с предупреждением об опасности арианства и творимых ими кознями.

В начале мая 273 года Господь принял мирно отошедшую душу борца за чистоту ортодоксальной церкви Афанасия Великого. Паства, потерявшая в лице почившего патриарха попечителя, глубоко скорбела.

Великое наследие

Афанасий Великий, творения которого основаны на провозглашении единства Отца и Сына, утверждении исхождения Святого Духа, всю свою жизнь вел борьбу против еретиков, поддерживающих духоборчество:

  • основываясь на Евангелии от Иоанна (Иоан. 16:15) св. Афанасий утверждает Божественную природу Святой Троицы в Единстве Отца, Сына и Святого Духа;
  • неоценимо духовное наследие патриарха Александрийского для монашества оставлено в «Истории ариан для монахов» и описании жизни святого Антония.

Святитель Афанасий утверждал, что вера должна основываться на благодати, а не на знаниях.

Афанасий Великий, книги которого и поныне актуальные, ревностно защищал православие в своих трудах, его современниками назвали Отцом православного движения.

Важно! Труды патриарха Александрийского являют его жизнь, как пример православной веры и идеал кротости.

Оставаясь один на один со всем миром в борьбе за чистоту православия, святой своей проповедью призывает ариан покаяться перед Иисусом Христом и Господом, раскольников – малетиан вернуться в лоно Церкви.

Пять раз изгоняемый из лона Церкви, верный Божий сын возвращается и с новой силой ведет борьбу.

По словам Иоанна Дамаскина, святой Афанасий является камнем краеугольным Божьей Невесты, Православной церкви.

Сочинения священника-писателя разделены на шесть групп.

    Истолкования Библии не дошли в полном объеме до нашего времени, для прочтения доступно только толкования Псалтыря. Найдены отрывочные толкования книг Иова, евангелия от Матвея, Луки, Первого послания Павла Коринфянам.

Основная идея, раскрытая в книгах святителя – единство Христа и Бога Отца и сила Искупления, в этом альфа и омега православных исследований Афанасия. Православная Церковь подчеркивает заслуги святого епископа Александрийского в утверждении существования Трех Ипостасей.

Святой Афанасий утверждал, что Господь являет Свою сущность, установив порядок во всем. Существует полная гармония между живой природой и небесными телами. Разнообразные элементы взаимосвязаны, невидимый Творец руководит всем, Сущий и Единый, Вечный и Несозданный.

Каждая Ипостась едина с другой Ипостасью, в то же время уникальна сама по себе. Троичность Бога – одна из ведущих тем, раскрываемая в книгах святителя. Автор использовал все духовные методы в борьбе за утверждение православных ценностей, за что Святые Отцы нарекли его Отцом Православия.

Жизнь и деятельность святого Афанасия Великого Александрийского – пример, как для христиан, формально относящихся к вере и православным традициям, так и фанатов, в строгости и слепоте держащихся мертвых формуляров, забывая об основах заповеди Христа, чтобы люди любили один другого любовь Христа (Иоан.15:12-13).

Житие и иконография святого Афанасия Великого, о чем просят и тексты молитв

Святой епископ Афанасий Великий или Александрийский жил в раннехристианский период и неоднократно попадал в опалу со стороны правителей и священников-еретиков. Он связан с двумя значимыми персонами в православной истории — епископом Александром и Антонием Великим. Первый — Патриарх Александрийский и наставник. Второй — основатель отшельничества и сподвижник святого в периоды изгнания.

Житие святителя Афанасия Великого

Почитаемый служитель Православной церкви родился в Александрии в конце III века, примерно в 297 году. Родители Афанасия — миряне интеллигентного сословия, приверженцы христианства. Он был способным мальчиком, постигал точные и гуманитарные науки и учился христианским обрядам на примере родителей.

Религия составляла неотъемлемую часть жизни людей на заре христианства, что отражалось на детских играх. Однажды епископ Александрийский увидел в окно, как дети-христиане крестили детей-язычников. Мальчик в роли священника точно прочитал молитву, как в храме. Это был юный Афанасий. Епископ взял над ним скрытую опеку, назначил чтецом, а затем возвел в чин диакона.

Афанасий посетил I Вселенский Собор. Епископ Александрийский взял с собой прилежного отрока в Никею и доверил выступить на собрании с изобличающей речью против арийской ереси. Юный диакон встретил одобрение православных христиан. Присутствующие ариане затаили ненависть. Когда Афанасия избрали новым епископом, еретики пытались обесчестить его любыми способами.

Ариане назвали святителя колдуном и убийцей епископа Милетского Арсения. Противники Афанасия предоставили доказательство — отсеченную кисть, якобы принадлежащую убитому. Тогда епископ предоставил живого Арсения, который скрывался в Фивиаде. Но на Тирском Соборе Афанасий не смог помешать тотальному давлению антиникейцев на христианских епископов. Его лишили высокого сана и отправили в ссылку.

Два года святитель провел в городе Августе Треверов. По возвращении в Александрию его вновь обвинили в расхищении церковной казны. После противоправного назначения епископом арианского священника Григория, Афанасий обратился за помощью к римскому архиепископу. Святителя оправдали, но в Александрию он вернулся только после смерти Григория.

В следующие 10 лет Афанасий пять раз отправлялся в изгнание. Его ревностная пастырская деятельность вызвала гнев трех императоров — Констанция, Юлиана Отступника и Валента. Но даже из Египетской пустыни святитель оказывал большое влияние на верующих устными и письменными проповедями. Епископ окончательно вернул доверие церковных служителей и правительства в 366 году. Он покинул свой пост только после кончины в 373-ем.

Почитание святого в православии

Память святителя Афанасия приходится на две даты:

  • 18 января — вместе с памятью святителя Кирилла Александрийского;
  • 2 мая — день успения.

Управление епархией в Александрии передавалось от дяди к племяннику. Основателем родственной преемственности был святой Афанасий, а Кирилл — одним из его потомков. Он также отстаивал православные догматы, противостоял несторианской ереси.

Мощи святого Афанасия — почитаемая реликвия со времен процветания Константинополя. Их перенесли в столицу Римской империи из Александрии. В начале XIII века крестоносцы привезли часть мощей в итальянский монастырь Монте-Кассино. В середине XV века святые останки Афанасия перевезли в Венецию. В 1973 году перст святого был доставлен в Каир в качестве подарка от Папы Римского.

Епископа Александрийского почитали московские князья. Впервые он упоминается в русском месяцеслове, датированном серединой XI века. Дмитрий Донской женился на дочери князя Суздальского Евдокии в день памяти Афанасия и Кирилла. Частица мощей святителя Александрийского находилась в иконе-мощевике князя Константина, сына Дмитрия Донского.

В российских городах освящали церкви и престолы в честь святого Афанасия, но древние постройки утрачены. Особенно святителя почитали в Новгородском княжестве после чудесного избавления от монгольского войска и прекращения мора.

Иконография

Иконописные памятники о святом Афанасии сохранились до наших дней. В византийской и русской православной школе служителя церкви изображали на поясных иконах по следующим правилам:

  • седые волосы;
  • высокий лоб;
  • широкая борода с вьющимися прядями;
  • одет в ризу белого цвета с черными крестами;
  • епископский атрибут на поясе — платок «палица» в форме ромба с вышитым в центре крестом;
  • в руках свиток или Евангелие.

Иногда встречаются иконы с деталями облачения святого, подчеркивающими сан епископа — омофором или митрой.

Афанасия изображали в полный рост на совместных иконах со святым Кириллом. На новгородском образе XV века к святителям присоединился епископ Леонтий Ростовский. Фигура епископа Александрийского вписана в образ Святого Николая с деисусом в числе избранных святых. Икона датирована IV веком и тоже написана новгородскими мастерами.

Изображение святого Афанасия помещали на фресках в старинных церквях Рима, Каппадокии (центральная область Турции), Македонии, Сицилии и Греции. Образ епископа встречается на иллюстрациях страниц манускриптов. На одном из древних рисунков епископ увековечен сидящим за работой над сочинением. Рядом стоит столик с раскрытой книгой.

В соборе Святого Марка в Каире над ракой с мощами в нише написан образ святого Афанасия в красном облачении. Ниша украшена цветами и позолоченной рамкой.

О чем молятся святителю Афанасию

В современном православии сохранилась традиция обращаться к святому с молитвой о здравии. Как показывает история Новгорода, Афанасий Александрийский помогает в борьбе с эпидемиями. Святителю можно молиться о благополучии родных и близких, просить защитить их от поветрия. В церковной практике сохранился обычай проведения крестных ходов. Шествие и молебен в честь святого Афанасия воодушевляли предков-русичей.

Епископ Александрийский всю жизнь боролся с клеветниками. Его призывают в помощь при несправедливых обвинениях. Также святому молятся о разрешении любых вопросов, связанных с верой:

  • при угрозе церковного раскола;
  • о вразумлении неверующих, богохульствующих родственников;
  • о спасении людей, попавших под влияние сектантов.

Епископ Александрийский покровительствует мужчинам с именем Афанасий.

Православные тексты

В дни памяти святого Афанасия прославляют традиционными гимнами.

Тропарь

  • Столп был еси православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие: Отцу бо Сына Единосущна проповедав, посрамил еси Ария. Отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак

  • Православия насадив учения, злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, темже тя поем, Афанасие.

Творческое наследие

Наиболее значимые произведения святителя:

  • четыре проповеднические речи — опровержения арианской ереси;
  • письмо епископу Коринфскому Епиктету — о соединении Божественной природы и человеческого происхождения Иисуса Христа;
  • «История ариан для монахов» — наставническое произведение, демонстрирующее борьбу религиозных течений в IV веке;
  • «Описания праздников» — христианский календарный цикл, показывающий способ летоисчисления в старину;
  • подробное житие Антония Великого — нравоучительная книга, рекомендованная к прочтению Иоанном Златоустом.

Святитель Афанасий оставил много апологетических сочинений, посланий с разоблачениями арианской ереси, толкований Святого Писания и рассуждений о морали. Епископ Александрийский отстаивал единосущность Святой Троицы и утверждал, что опора только на знания губительна для веры.

Святитель Афана ́ сий Великий , архиепископ Александрийский

Дни памяти

Житие

Свя­той Афа­на­сий ро­дил­ся в Алек­сан­дрии; мать его, по­доб­но Анне, ко­то­рая при­ве­ла сы­на сво­е­го Са­му­и­ла в храм Гос­по­день (1Цар.1:28), так же при­ве­ла его к св. Алек­сан­дру, пат­ри­ар­ху Алек­сан­дрий­ско­му, и от­да­ла в храм на слу­же­ние Бо­гу. И он стал при хра­ме про­во­дить свою жизнь, рев­ност­но ис­пол­няя за­по­ве­ди Бо­жии.

В 319 г. пат­ри­арх ру­ко­по­ло­жил его в диа­ко­на Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Уже в это вре­мя свя­ти­тель Афа­на­сий стал пи­сать со­чи­не­ния. Бу­ду­щий свя­ти­тель ви­дел, что нет у но­во­при­шед­ших в Цер­ковь Хри­сто­ву рев­но­сти, нет у них ис­тин­но­го бла­го­че­стия, мно­гие из них ис­ка­ли сла­вы для се­бя, пу­сто­сло­ви­ли, празд­но­сло­ви­ли и все язы­че­ские обы­чаи, ко­то­рые бы­ли рань­ше у них, пе­ре­но­си­ли в хри­сти­ан­скую жизнь. Объ­явил­ся некий Арий, ко­то­рый ху­лил Хри­ста, уни­чи­жал Ма­терь Бо­жию и воз­му­щал на­род, уча на­род до­би­вать­ся че­сти, сла­вы, про­ни­кать и в Цер­ковь, до­сти­гать свя­щен­ства и да­же ар­хи­ерей­ства. И мно­гие его слу­ша­ли и ста­но­ви­лись по­сле­до­ва­те­ля­ми этой ере­си – ари­а­на­ми. И эта ересь так рас­про­стра­ни­лась, что чуть не за­хлест­ну­ла всю Цер­ковь – ве­ли­кая бы­ла брань. В 325 г. свя­ти­тель Афа­на­сий был на Ни­кей­ском Со­бо­ре, где вы­сту­пал про­тив Ария.

В 326 г. по смер­ти пат­ри­ар­ха Алек­сандра свя­ти­тель Афа­на­сий был из­бран на Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру. Епи­ско­пом Афа­на­сий объ­ез­жал церк­ви, мно­го вы­сту­пал, бо­рол­ся про­тив ари­ан, пи­сал, об­ли­чал их, и вос­ста­ли про­тив него все неистин­ные хри­сти­ане и ста­ли на него кле­ве­тать. В то вре­мя цар­ство­вал Кон­стан­тин Ве­ли­кий (306–337 гг.), он счи­тал­ся по­кро­ви­те­лем Церк­ви Хри­сто­вой. Он хо­ро­шо по­ни­мал во­ен­ную стра­те­гию, ди­пло­ма­тию, го­судар­ствен­ные де­ла, но дел цер­ков­ных и про­по­ве­ди Еван­ге­лия не знал, по­это­му ко­ле­бал­ся меж­ду ари­ан­ством и пра­во­сла­ви­ем.

Поль­зу­ясь доб­ро­той и про­сто­той им­пе­ра­то­ра, ере­ти­ки окру­жи­ли весь его двор, про­ник­ли во все долж­но­сти и ста­ли на­шеп­ты­вать ере­си и неправ­ды и вво­дить рас­ко­лы. Они об­ви­ня­ли ар­хи­епи­ско­па Афа­на­сия, что он пло­хой че­ло­век, что он не слу­ша­ет­ся ца­ря, взи­ма­ет на­ло­ги от­дель­но от цар­ской каз­ны и со­вер­ша­ет нехо­ро­шие де­ла, что он и ча­ро­дей, и пре­ступ­ник, и блуд­ник. Им­пе­ра­тор ви­дел ве­ли­кую рас­прю, враж­ду, ста­рал­ся во­дво­рить мир, но бы­ва­ли та­кие вре­ме­на, что мог­ла от­крыть­ся вой­на, то­гда он пред­ла­гал свя­ти­те­лю Афа­на­сию на вре­мя уда­лить­ся ку­да-ни­будь. И боль­шую часть сво­е­го дол­го­го прав­ле­ния свя­ти­тель про­вел в из­гна­нии, и то­гда неред­ко он поль­зо­вал­ся под­держ­кой мо­на­хов, был в друж­бе с обо­и­ми от­ца­ми мо­на­ше­ства – свя­ты­ми пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем и Па­хо­ми­ем.

В осо­бен­но­сти ста­ра­лись ере­ти­ки и злые лю­ди об­ви­нить свя­то­го Афа­на­сия в том, что он не слу­ша­ет по­ве­ле­ний им­пе­ра­то­ра, не об­ра­ща­ет вни­ма­ния на его пред­пи­са­ния, не при­ни­мая Ария в цер­ков­ное об­ще­ние, что он кол­дун и ча­ро­дей, са­ми бу­дучи яв­ны­ми ча­ро­де­я­ми, и что по­сред­ством ка­кой-то мерт­вой ру­ки, яко­бы при­над­ле­жав­шей кли­ри­ку Ар­се­нию, тво­рит ча­ро­ва­ния. Им­пе­ра­тор по­ве­лел про­ве­сти рас­сле­до­ва­ние. Ар­се­ний был кли­ри­ком, чте­цом, со­вер­шив ка­кой-то про­сту­пок, он дол­го скры­вал­ся, а ко­гда мол­ва об этом ста­ла рас­про­стра­нять­ся вез­де, то у него про­яви­лось чув­ство прав­ды, спра­вед­ли­во­сти, по­то­му что неви­но­вен был свя­ти­тель Хри­стов Афа­на­сий, да и сам Ар­се­ний со­вер­шен­но не по­стра­дал, не ему от­ру­би­ли ру­ку, дру­го­го че­ло­ве­ка где-то на­шли судьи-зло­деи, хо­тя мно­гие из них бы­ли епи­ско­пы. Со­бо­лез­нуя о сво­ем от­це и бла­го­де­те­ле и скор­бя серд­цем о том, что ис­ти­на без­за­кон­но по­беж­да­ет­ся ло­жью, он тай­но при­шел к са­мо­му Афа­на­сию, при­па­дая к его чест­ным но­гам. Бла­жен­ный Афа­на­сий, ра­ду­ясь при­бы­тию Ар­се­ния, по­ве­лел ему до су­да ни­ко­му не по­ка­зы­вать­ся.

Меж­ду тем злоб­ная нена­висть про­тив­ни­ков Афа­на­сия так воз­рос­ла, что к од­ной лжи они при­ло­жи­ли еще но­вую: под­ку­пи­ли од­ну бес­стыд­ную жен­щи­ну воз­ве­сти кле­ве­ту на свя­ти­те­ля Афа­на­сия, что он со­вер­шил с нею без­за­ко­ние. Ко­гда на­чал­ся суд, судьи се­ли на сво­их ме­стах и кле­вет­ни­ки пред­ста­ли, бы­ла вве­де­на и эта жен­щи­на. С пла­чем дол­го жа­ло­ва­лась она на свя­ти­те­ля, ко­то­ро­го ни­ко­гда не ви­да­ла и да­же не зна­ла, ка­ков он по ви­ду. Все слу­ша­ли в недо­уме­нии. А она и не хо­те­ла знать бла­го­че­стия еван­гель­ско­го, ра­ду­ясь, что мно­го де­нег ей да­ли. В то вре­мя друг Афа­на­сия пре­сви­тер Ти­мо­фей, стоя с ним за две­ря­ми и все слы­ша, воз­му­тил­ся ду­хом и, неожи­дан­но вой­дя внутрь су­ди­ли­ща, с по­спеш­но­стью стал пе­ред гла­за­ми той кле­вет­ни­цы, как буд­то он был сам Афа­на­сий; он сме­ло об­ра­тил­ся к ней: «Я ли со­вер­шил над то­бою но­чью на­си­лие, как ты го­во­ришь?» И она еще с боль­шим бес­стыд­ством возо­пи­ла к су­дьям: «Сей, сей че­ло­век мой рас­тли­тель и зло­умыш­лен­ник про­тив мо­ей чи­сто­ты; он. » Судьи рас­сме­я­лись, уви­дев под­лость, разыг­ран­ную ко­ме­дию, и про­гна­ли ее. Но про­тив­ни­ки св. Афа­на­сия, хо­тя и усты­ди­лись, но не успо­ко­и­лись и ста­ли об­ви­нять его в убий­стве Ар­се­ния, по­ка­зы­вая ка­кую-то страш­ную на вид мерт­вую ру­ку. Свя­той Афа­на­сий тер­пе­ли­во слу­шал их и мол­чал, по­том спро­сил: «Есть ли сре­ди вас, кто хо­ро­шо знал Ар­се­ния? Кто из вас мо­жет под­твер­дить, дей­стви­тель­но ли это его ру­ка?» И под­ня­лись боль­шин­ство непра­вед­ных су­дей, под­ско­чи­ли и ста­ли утвер­ждать, что дей­стви­тель­но это ру­ка Ар­се­ния. И то­гда, ко­гда они по­ка­за­ли свое гряз­ное серд­це и ко­вар­ство свое, свя­ти­тель ото­дви­нул за­на­вес­ку, за ко­то­рой сто­ял Ар­се­ний, вы­вел его пе­ред со­бра­ни­ем и спро­сил: «А это кто сто­ит пе­ред ва­ми? Вы ска­за­ли, что Ар­се­ния нет в жи­вых, это его ру­ка». И все при­шли в ужас. «Вот, му­жи, и Ар­се­ний! – объ­явил свя­ти­тель Афа­на­сий. – Вот и ру­ки его, ко­то­рые со­всем не бы­ли от­се­че­ны! По­ка­жи­те же и вы сво­е­го Ар­се­ния, ес­ли та­ко­го име­е­те, и по­ве­дай­те, ко­му при­над­ле­жит от­се­чен­ная ру­ка, ко­то­рая осуж­да­ет вас са­мих, как сде­лав­ших это пре­ступ­ле­ние». Но су­дии про­дол­жа­ли про­во­дить суд, ис­то­щая все свои кле­ве­ты. И свя­ти­тель Афа­на­сий, не вы­но­ся со­вер­ша­е­мой неспра­вед­ли­во­сти, вслух за­сви­де­тель­ство­вал все­му со­бо­ру: «Угас­ла прав­да, по­пра­на ис­ти­на, по­гиб­ло пра­во­су­дие, ис­чез­ло у су­дей за­кон­ное рас­сле­до­ва­ние и осто­рож­ное рас­смот­ре­ние дел! Раз­ве за­кон­но, чтобы же­ла­ю­щий оправ­дать­ся со­дер­жал­ся в узах, а суд все­го де­ла был бы по­ру­чен кле­вет­ни­кам и вра­гам, и чтобы са­ми ого­вор­щи­ки су­ди­ли то­го, на ко­го кле­ве­щут?» Им­пе­ра­то­ром свя­ти­тель был оправ­дан и по­слан на свою Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру.

Ко­гда умер Кон­стан­тин Ве­ли­кий и пре­сто­лом за­вла­дел его вто­рой сын Кон­стан­ций, то весь двор им­пе­ра­тор­ский пе­ре­шел на сто­ро­ну ари­ан. Они ста­ли гнать хри­сти­ан пра­во­слав­ных, епи­ско­пов ссы­лать, ста­вить на пре­сто­лы нече­сти­вых лю­дей, ко­вар­ных, блуд­ни­ков, ере­ти­ков, ко­то­рые Иису­са Хри­ста не при­зна­ва­ли за Бо­га. И при­шлось свя­ти­те­лю Афа­на­сию бе­жать в Рим, где три го­да на­хо­дил­ся.

По­том Гос­подь рас­су­дил все су­дом Сво­им: на­ка­зал Ария и ере­ти­ков, и нече­сти­вый царь по­гиб. По­сле него два го­да цар­ство­вал Юли­ан От­ступ­ник, за ним всту­пил Иови­ни­ан бла­го­че­сти­вый, по­том Ва­лент, ко­то­рый, хо­тя и мно­го зла тво­рил Церк­ви, но, ис­пу­гав­шись мя­те­жа алек­сан­дрий­цев, поз­во­лил свя­ти­те­лю Афа­на­сию вер­нуть­ся и без­бо­яз­нен­но управ­лять Алек­сан­дрий­ской Цер­ко­вью. И опи­сы­ва­ет­ся в жи­тии свя­ти­те­ля Афа­на­сия, что по­след­нее вре­мя сво­ей жиз­ни он жил в ми­ре и спо­кой­ствии, по­чил о Гос­по­де 2 мая 373 г. в воз­расте 76 лет.

46 лет свя­ти­тель Афа­на­сий был епи­ско­пом го­ро­да Алек­сан­дрии и мно­го раз из­го­нял­ся с ка­фед­ры и воз­вра­щал­ся об­рат­но, по­то­му что ари­ане, на­зы­ва­ю­щие се­бя хри­сти­а­на­ми, ве­ру­ю­щими в Еван­ге­лие, ис­ка­ли, при­ду­мы­ва­ли ви­ну, чтобы осу­дить и пре­дать смер­ти свя­ти­те­ля. А Гос­подь, воз­ве­щая Еван­ге­лие, не про­по­ве­до­вал уби­вать вра­гов сво­их; эти же зло­деи при­твор­но при­ня­ли Кре­ще­ние, хри­сти­ан­ство и ве­ро­ва­ли без бла­го­че­стия.

Афанасий Великий

Афана́сий Вели́кий (ок. 298—373) — один из греческих отцов церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Архиепископ Александрийский, секретарь, а затем преемник епископа Александра. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным православным неарианским епископом в восточной половине Римской империи. Ему традиционно приписывается составление Афанасьевского Символа веры.

Содержание

Биография

В 325 году Афанасий сопровождал епископа Александра в качестве секретаря в чине диакона на I Никейский собор, где активно участвовал в спорах о природе Христа, отстаивая его единосущность — эти споры привели к формулировке Никейского Символа веры, авторство которого в некоторых позднейших источниках ошибочно приписывается Афанасию.

В 326 году после смерти Александра был избран епископом Александрии, продолжил активную борьбу против арианства, однако после вызова из ссылки императором Константином сначала епископа Евсевия Никомедийского, придерживавшегося арианских взглядов, а затем и самого Ария в 330 году, арианство стало поддерживаемым государством направлением христианства Римской империи. Афанасий отказался признать равноправное сосуществование арианской и ортодоксальной ветвей христианства, отказав арианам в принятии в александрийскую церковную общину.

В 335 году Афанасий был осуждён Тирским собором по обвинению в участии в убийстве мелетианского епископа Арсения и сослан в Трир, был возвращён из изгнания после смерти императора Константина в 337 году. Во время ссылки познакомился со святителем Серватием, который стал одним из его защитников в спорах с арианами на Сардикийском соборе.

Повторно изгнан из Александрии в 340 году, после смерти александрийского епископа Григория в 345 году вернулся на александрийскую кафедру. Осуждён Миланским собором 356 года, после чего бежал из Александрии в верхний Египет, где скрывался до смерти императора Констанция в 361 году.

Император Юлиан, преемник Констанция, объявил о свободе вероисповедания, уравняв, в том числе, язычество и любые ветви христианства; Афанасий, воспользовавшийся этим решением, вернулся в Александрию.

В 365 году после смерти Юлиана, к власти пришёл император Валент, издавший эдикт об изгнании епископов, сосланных Констанцием; Афанасий, опасаясь преследования, опять бежал из Александрии, однако через четыре месяца эдикт был отменён и Афанасий вернулся в Александрию, где занимал епископскую кафедру до конца своих дней, после смерти Афанасия кафедру унаследовал его племянник Петр Александрийский.

Избранное наследие

  • Будучи секретарём Александра (между 318 и 323), написал работы Против язычества и О воплощении Слова.
  • История ариан для монахов
  • Жизнь Св. Антония стала классическим образцом агиографической литературы и оказала значительное влияние на распространение монашества в христианском мире.
  • Сформулировал и активно отстаивал утверждение, что «опора на знания губит веру» [1] :12 .

См. также

Примечания

  1. Мильков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. — СПб: Алетейя, 2000. — 385 с. — ISBN 5-89329-227-8

Источники

  • Сократ Схоластик. Церковная история.

Литература

Переводы

  • Краткое обозрение священного писания Ветхого и Нового завета. СПб., 1841. Т. 1. 109 стр. Т. 2. 83 стр.
  • Афанасий Александрийский. Творения. / Пер. Моск. дух. акад со вступ. ст. А. В. Горского. — М., 1851—1854. (Серия «Творения св. отцев…»)
      • Ч. 1. (Т. 17.) 1851. 436 стр.
      • Ч. 2. (Т. 19.) 1852. 523 стр.
      • Ч. 3. (Т. 21.) 1853. 427 стр.
      • Ч. 4. (Т. 23.) 1854. 532 стр.
    • 2-е изд., испр. и доп.: В 4 т. Сергиева Лавра, 1902—1903.
      • Ч. 1. 1902. 471 стр.
      • Ч. 2. 1902. 494 стр.
      • Ч. 3. 1903. 524 стр.
      • Ч. 4. 1903. 479 стр.
    • репринт 2-го изд.: В 4 т. М., 1994. 10000 экз.
  • Отрывки из «Жизни Антония». / Пер. Т. В. Поповой. // Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. — М.: Наука, 1968. — С. 38-44.

Исследования

  • Горский А. В. Жизнь св. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. — М.; Сергиев Посад, 1851; 1902.
  • Никанор (Каменский Н. Т.) Св. Афанасий великий архиеп. Александрийский и его избранные творения. — СПб. , 1893.
  • Попов И. В. Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского. — Сергиев Посад, 1904.
  • Шинджиашвили М. И. Грузинские переводы и редакции «Жития Антония» Афанасия Александрийского. Автореф. дисс. … к. филол. н. Тб. — 1979.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Франтишкови-Лазне
  • Его Святейшество

Смотреть что такое “Афанасий Великий” в других словарях:

Афанасий Великий — (Александрийский) (ок. 295 373 гг.) богослов, Отец Церкви, главный оппонент арианства Божие Слово (…) вочеловечилось, чтобы мы обожились. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение; 2006.) … Сводная энциклопедия афоризмов

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ — Александрийский, патриарх (ок. 295 373), родился в Александрии в христианской семье. С детства, полюбив храм Божий, он и в играх со сверстниками копировал церковные службы. Детям из языческих семей он рассказывал о Спасителе и по их просьбе… … Русская история

Афанасий Великий — – архиепископ Александрийский, св. отец Церкви (293 373), известен борьбою с арианством и своею твердою, непоколебимою верою. О жизни святого А. известно немного, особенно о его юношестве. Родился он в Александрии, здесь же и учился и в 319… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Афанасий Великий — (293 373) святой (память 18/31 января, 2/15 мая). Патриарх Александрийский, вождь Церкви в борьбе с арианством … Православный энциклопедический словарь

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — свт. (ок. 295–373), отец Церкви, защитник Православия в эпоху арианского кризиса. Род. в семье егип. христиан. С юных лет тяготел к монашеству. В 319 рукоположен во диакона. Свою борьбу против Ария начал еще на I *Вселенском Соборе (325). С 328… … Библиологический словарь

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Афанасий Великий ( Αθανάσιος ό Αλεξανδρείας αρχιεπίσκοπος) (293, Александрия 373, там же) отец и учитель древней Церкви. В период тринитарных споров 4 в. был Главным защитником никейской веры в борьбе против… … Философская энциклопедия

АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ — [Греч. ̓Αθανάσιος ὁ Μέγας] (ок. 295, Александрия? 2.05.373, там же), cвт. (пам. 18 янв., 2 мая), еп. Александрийский (с 8 июня 328), великий отец и учитель Церкви. Свт. Афанасий Великий. Фреска собора мон ря прп. Антония Великого в Египте. XIII в … Православная энциклопедия

Афанасий Ломонос — У этого термина существуют и другие значения, см. Афанасий Великий. Афанасий Ломонос Тип … Википедия

Афанасий — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка <<Имя>>. Вы можете помочь проекту, добавив его. Афанасий (греч … Википедия

Великий (прозвище) — Основная статья: Великий Великий (лат. Magnus (Магнус), греч. Μέγας, болг. Велики, исп. Magno, фр. le Grand польск. Wielki) распространенное прозвище выдающихся лиц в истории, как правило, монархов … Википедия

Ссылка на основную публикацию