священнослужитель

Как стать священником — правила и требования

Священство как особый жизненный путь

Священство — это не просто профессия. Это одно из наиболее ответственных решений в жизни. Не для многих подходит этот путь. Ведь будущий священник должен иметь определенные качества и особые знания. Вопрос, как стать священником, отнюдь не праздный. Должны быть склонность к принятию сана, духовные свойства, ответственность и определенная личностная зрелость. Потому, как говорил иеромонах Дионисий Игнат (1909-2004),

«священники и еще более архиереи должны быть словно солнце — так они должны светить простым верующим. Священник — это апостол нации, он должен защищать веру и народ».

Нередко у верующих возникают вопросы, касающиеся служения церкви. Например, в каком возрасте можно получить священнический сан? Что вообще нужно, чтобы стать священником?

Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно знать, что собой представляет священство в Православии.

Священство в Православии

Под священством в Православии понимается особое посвящение христианина на служение Богу и Церкви. При этом он получает благодать Святого Духа и право на совершение церковных Таинств и обрядов. Это является особым призвание, которое имеют не все верующие.

«Господь дает определенный талант каждому человеку. Кто-то становится педагогом, кто-то врачом, кто-то священником или монахом. Но, так или иначе, человек делает осознанный выбор, выбор по призванию и любви» (игумен Иоанн Фощий).

Чин поставления в сан священнослужителя относится к одному из семи церковных таинств. По-гречески оно называется хиротонией, то есть «рукоположением». Такое название связано с тем, что во время его совершения на голову посвящаемого в священники архиерей возлагает руки. Так происходит получение Божьей благодати на совершение таинств и духовное руководство вверенной паствы.

По Православному Учению, через непрерывную цепочку рукоположений сохраняется апостольское преемство, восходящее к апостолам Спасителя. Так происходит передача благодатных даров, в том числе дара священства.

Чтобы стать священником, нужно последовательно пройти все степени священства. От чтеца и иподиакона в диакона, а затем уже принять сан священника. Архиереями поставляется монашествующие, которые имеют звание архимандрита.

Степени священства

В Православной Церкви установлено три степени священства: диаконы, священники (иереи), епископы (архиереи).

Диакон в переводе с греческого означает “служитель”. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он со-служит священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий. Однако самостоятельно диакон никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.

Вторая степень священства — священник. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.

Епископ — это третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями. Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — это глава, предстоятель Церкви, который имеет титул патриарха.

Следует отметить, что в Русской Православной Церкви существует белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, вступившие в брак. К черному — насельники монастырей, которые дали обет безбрачия.

Право совершать Таинство Священства принадлежит только епископу. Все остальные церковные Таинства (Исповедь, Причастие, Крещение, Миропомазание, Соборование, Венчание) могут совершать священники.

Служение священника

В чем заключается служение священника? Кто-то из священников стремится ежедневно служить Литургию. Другой окормляет зависимых, бездомных. Третий вкладывает силы в продолжительную исповедь, тратит все свое время на общение с прихожанами. Кто-то вовлечен в научную или преподавательскую деятельность и так далее. Но в первую очередь служение священника заключается в молитве.

«Время, которое священник уделяет молитве, — это время приобретения, а не потери. Время приобретения для всего остального. Каждый должен служить своим даром. У кого-то получается преподавать, он педагог от Бога — замечательно, пусть он будет, как говорили до революции, законоучителем и занимается образовательной деятельностью. У кого-то настолько сердце милующее, что он сам тянется помогать нуждающимся — пусть занимается социальным служением.

Если батюшка в прошлом спортсмен, и потом организовал где-то в селе детскую спортивную секцию и так привлёк к Церкви детей — замечательно! У каждого человека свой дар. И именно через этот дар священники должны привлекать людей к главному — к Евхаристии, к Пиру веры» (архиепископ Амвросий Ермаков).

Как стать священником в Православной Церкви: требование к кандидатам

Принять священство — значит посвятить всю свою жизнь для Церкви. В знак нераздельности жизни на частную и церковную с рукополагаемого в священники снимают обручальное кольцо и кладут на святом престоле в алтаре.

Как стать священником без учебы в семинарии? Согласно «Положению о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц» от 27 декабря 2016 года, лица, не имеющие высшего духовного образования, также могут быть рукоположены. Для этого они должны соответствовать определенным требованиям Церковного Канона.

Современный Устав Русской Православной Церкви определяет допустимый возраст для кандидатов на принятие священства. Для диаконов и священников — при достижении совершеннолетия, для епископов — старше 30 лет. Священником может стать как монашествующий, так и женатый христианин. Причем женат он должен быть только один раз (Апостольское правило, 17). В сан епископа в Русской Православной Церкви посвящается только монах.

Имеются особые требования и к жене ставленника (кандидата во священники). Она должна исповедовать православную веру, быть замужем первый раз. Жена священника должна подавать своим целомудрием, спокойствие и воцерковленностью пример для прихожан.

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) так говорил о высоком звании быть священником:

«Священник, как врач душ, сам должен быть свободен от душевных недугов, то есть от страстей, чтобы врачевать других. Как пастырь, должен сам быть упасен на пажитях злачных, евангельских и святоотеческих. Чтобы знать, где пасти словесных овец. Сам должен быть искусен в борьбе с мысленными волками, чтобы уметь прогонять их от стада Христова. Должен быть искусен и силен в молитве, воздержании. Не должен быть связан житейскими похотями и сластями, особенно любостяжанием, славолюбием, гордостью. Словом, — должен быть сам светом, чтобы просвещать других, солью духовною, чтобы предохранять других от душевного растления, и сам быть свободным от растления страстей.

В противном случае ему всякий больной духовно может сказать: Лицемере, изми первое бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе моего (Мф. 7, 5)».

Кто не может быть священником

Препятствиями к принятию священства являются отречение от Христа или принятие крещения под давлением внешних обстоятельств, а не по вере (Правило Неокесарийского собора, 12) Например, если крещение принято во время болезни из страха смерти. Не могут стать священниками кандидаты, не имеющие знаний о православном вероучении. Не посвящаются в священники христиане, совершившие прежде тяжкие грехи. К ним относятся убийство, воровство, святотатство, блуд и прочее.

Согласно Церковным Канонам, запрещается совершать чин рукоположения над христианином, если тот после крещения вступал в брак более одного раза или имел внебрачные отношения. Причиной отказа ставленнику в принятии священства могут быть и обязанности перед государством. Так священнослужитель не может совмещать свое служение с работой в органах государственного или административного управления. Равно как и с воинской службой.

Согласно Проекту «Профессии, совместимые и не совместимые со священством» от 2017 года, священникам запрещается профессиональное участие в деятельности государственных судов, прокуратуры, в учреждениях, производящих следствие и дознание, в любых правоохранительных учреждениях. А также служба в муниципальных органах власти. Запрещено заниматься собственным бизнесом, в особенности банковским, кредитным, страховым. Недопустимо быть занятыми в учреждениях, сомнительных с моральной точки зрения, например, в игорных домах, казино, барах. Запретным для священников является профессиональное занятие спортом, а также деятельность актеров, танцоров, певцов. Нельзя заниматься врачебной и ветеринарной деятельностью, связанной с пролитием крови.

Следует отметить, что могут допускаться некоторые исключения ввиду выдающихся качеств кандидата. Абсолютно обязательными в Православии выполнение двух условий. Священнослужитель должен быть членом Православной Церкви и мужчиной.

Утверждение кандидата в сан диакона и священника совершает епархиальный архиерей и епархиальный совет.

Как стать священником: последовательность действий

Как стать священником в России? Желающий принять священный сан должен подать особое прошение архиерею епархии. К этому прошению прилагается ряд документов. Это рекомендация духовника и благочинного, автобиография соискателя. Также прилагаются свидетельства о крещении и венчании (если женатый), справки об образовании и с места жительства. Помимо этого необходимы медицинская справка по форме № 286, справки из психоневрологического, кожно-венерологического, туберкулезного диспансеров. Прилагаются копии всех листов паспорта (при наличии жены — ее паспорта), копия свидетельства о браке.

Для монашествующего нужно предоставить удостоверение о постриге. Также следует заполнить анкету.

Решение о рукоположении принимается во время очередного заседания Епархиального Совета в присутствии кандидата. В процессе беседы определяется степень готовности кандидата принять священный сан. Если Епархиальный Совет одобрил кандидата в священники, то его направляют на исповедь к епархиальному духовнику. Только после этого архиереем принимается окончательное решение о рукоположении. Для ставленника производится письменный опрос, после чего им приносится ставленническая присяга. Происходит целование креста и Евангелия. Присяга заверяется подписью правящего архиерея. После этого назначается дата и время совершения чина хиротонии.

Хиротония

Хиротония происходит только во время Литургии в присутствии всех молящихся. Не совершается хиротония на Литургии Преждеосвященных Даров. Причина — отсутствие на ней Евхаристического Канона, который является обязательным условием для новопоставленного иерея.

Рукоположение в священство совершается следующим образом.

В установленный момент службы ставленника выводят на середину храма. Диакон или протодиакон (старший диакон) спрашивает согласие на его рукоположение у прихожан, у духовенства и у рукополагающего архиерея. После получения согласия ставленника заводят в алтарь и трижды обводят вокруг престола. При этом поются те же песнопения, что и во время венчания, когда брачующихся обводят вокруг аналоя. Это символизирует заключение особого союза священнослужителя и Церкви. Ставленником склоняется голова, которую архиерей покрывает краем омофора. Это свидетельствует о совершении таинства Самим Богом. Поверх омофора архиерей возлагает свои руки и произносит молитву. Так происходит призывание на рукополагаемого Божественной благодати.

Затем совершается поочередно надевание на новопоставленного священнослужителя всех элементов облачения, которые подобают его сану. Это происходит при пении хора, как бы от лица всего народа. Поется «Аксиос», что означает «Достоин».

По окончании чина рукоположения каждому священнику выдается так называемая ставленническая грамота. Она представляет собой свидетельство, подтверждающее законность рукоположения. Также новопоставленный получает указ с обозначением места его служения. В документе называется конкретный храм или монастырь для совершения дальнейшего служения. Помимо этого священнослужитель получает специальное удостоверение.

Как стать священником: жизненные примеры

Не бывает единого для всех, стандартного пути к священству. Для каждого христианина он индивидуален.

Так, святитель Лука Крымский (1877-1961), будучи известным врачом-хирургом, принял сан священника в возрасте 43 лет. Это произошло через два года после смерти жены, от которой у него было четверо детей. Не желая лишать детей материнского тепла, он заключил фиктивный брак с медицинской сестрой своей больницы Софьей Белецкой. Сам же в 1923 году принял монашество.

Один из наиболее почитаемых старцев в России Иоанн Крестьянкин (1910-2006) с детства мечтал посвятить свою жизнь на служение Господу и Церкви. По Божьему Промыслу его желание исполнилось, когда он уже работал главным бухгалтером на одном московском предприятии. В 1945 году он принял сан безбрачного иерея.

Протоиерей Александр Мень (1935-1990) сначала учился в Московском пушно-меховом институте. Однако из-за религиозных убеждений его отчислили. Тогда он поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1960 году принял сан священника.

Старец Николай Гурьянов (1909–2002) с детства прислуживал в сельском храме. В 1928 году он окончил педагогический техникум, затем учился в педагогическом институте. Однако в конце 1930-х годов его арестовали. Ему пришлось пройти лагеря и ссылки. Во время тяжких событий отец Николай повстречал много подвижников. Тогда он дал обет, что станет священником. В феврале 1942 года был рукоположен.

Патриарх Кирилл (1946 года рождения) после окончания восьми классов в школе поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления. Там он работал более трёх лет техником-картографом. В 19 лет поступил в Ленинградскую духовную семинарию. А после принятия монашества в 1969 году стал священником, то есть иеромонахом.

СЕРАПИОН (ДУНАЙ)

Серапион (Дунай), еп. Бийский и Белокурихинский

Серапион (Дунай) (род. 1967), епископ Заринский, викарий Барнаульской епархии

В миру Дунай Игорь Саввич, родился 2 октября 1967 года в городе Кишинёве Молдавской ССР в семье рабочего. Крещен в младенчестве.

В 1974-1984 годах обучался в школе села Гульбока и села Градиешты Криулянского района Молдавской ССР. В 1984-1986 годах учился в строительном техникуме г. Кишинева.

В 1986-1988 годах проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил СССР. Вернувшись из армии работал в Кишиневском епархиальном управлении, нес послушание иподиакона у митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона (Фадеева).

25 февраля 1989 года рукоположен в сан священника и направлен в Каприяновский Георгиевский монастырь для исполнения пастырских обязанностей.

14 мая 1989 года пострижен в монашество с наречением имени в честь святителя Серапиона, архиепископа Новгородского.

7 июня 1989 года возведен в сан игумена.

24 июля 1989 года почислен за штат с правом перехода в Тульскую епархию.

21 ноября 1989 года возведен в сан архимандрита во Всехсвятском кафедральном соборе г. Тулы митрополитом Тульским и Белевским Серапионом (Фадеевым).

С июля 1989 по август 1990 года исполнял послушания ризничного и келейника у митрополита Серапиона.

В 1999 году поступил в Тульский государственный университет по специальности «Юриспруденция», который закончил в 2004 году с присвоением квалификации «юрист». В 2001 году поступил в строительный техникум г. Новомосковска по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», окончил техникум в 2003 году.

1 октября 2001 года почислен за штат с правом перехода в Воронежскую епархию.

17 ноября 2001 года назначен настоятелем Никольского храма в п. Землянск Семилукского района.

1 октября 2002 года переведен настоятелем Александро-Невского храма в г. Россошь.

1 сентября 2003 года переведен настоятелем Казанского храма в п. Давыдовка Лискинского района.

27 октября 2003 года почислен за штат с правом перехода в Астанайскую епархию.

17 ноября 2003 года назначен настоятелем Покровского храма в городе Есик Алма-Атинской области.

27 апреля 2004 года назначен заместителем управляющего епархиального управления, благочинным Астанайского церковного округа, настоятелем Константино-Еленинского кафедрального собора и исполняющим обязанности настоятеля храма преподобного Серафима Саровского города Астаны (ныне Нур-Султан).

1 декабря 2004 года был назначен настоятелем Астанайского Успенского кафедрального собора с сохранением прежних должностей.

18 сентября 2006 года также назначен настоятелем Никольского храма в с. Малотимофеевка Целиноградского района Акмолинской области.

3 января 2008 года избран членом епархиального совета Астанайской епархии. В январе 2009 года был избран одним из делегатов от Астанайской епархии для участия в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

4 марта 2010 года почислен за штат с правом перехода в Пермскую епархию.

26 июля того же года был почислен за штат с правом перехода в другую епархию.

20 августа 2010 года принят в штат Астанайской епархии Митрополичьего округа в Республике Казахстан и назначен настоятелем строящегося Богоявленского храма города Алма-Аты.

15 декабря 2011 года назначен председателем ревизионной комиссии Астанайской епархии.

1 сентября 2013 года почислен за штат с правом перехода в Новороссийскую епархию.

26 октября 2013 года назначен временно исполняющим обязанности члена епархиального совета. 22 февраля 2014 года был включен в состав Общественной палаты города Новороссийска.

5 мая 2015 года решением Священного Синода избран епископом Бийским и Белокурихинским.

16 мая 2015 года наречён во епископа в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре, а 28 июня хиротонисан во епископа Бийского и Белокурихинского. Хиротонию в Успенском соборе Московского Кремля возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ему сослужили: митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков), Истринский Арсений (Епифанов), Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников); епископы Солнечногорский Сергий (Чашин), Подольский Тихон (Зайцев), Рубцовский и Алейский Роман (Корнев) [1].

28 декабря 2018 года назначен епископом Заринским, викарием Барнаульской епархии с освобождением от управления Бийской епархией [2]

Сочинения

  • Слово архимандрита Серапиона (Дуная) при наречении во епископа Бийского и Белокурихинского

Награды

  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст. (1993)
  • орден св. равноап. кн. Владимира III ст. (1997)
  • орден прп. Сергия Радонежского (2005)
  • орден свт. Иннокентия Московского III ст. (2010)
  • орден «За заслуги перед Православной Церковью Казахстана» (2013)
  • бронзовая медаль Фонда Мира (1994)
  • серебряная медаль Фонда Мира (1995)
  • золотая медаль Фонда Мира (1996)

Кличко с панагией

Итак, теперь вместе с Алтаем внимаем слову преемника апостолов. Слово к священникам епархии, пришедшим в кафедральный собор на вечерню поздравить нововозлюбленного владыку с Рождеством.

” – Ваше Высокопреподобие, Преподобие, малое преподобие!
На сегодняшнее время, сегодняшний день, как Вы знаете, Православная Церковь отмечает в этот день великий праздника Рождества Христова. Но у нас, и именно в нашей епархии еще получается уже для кого-то радостный, для кого-то горе, может быть, что у нас еще образовалась епархия. На сегодняшний день, как Вы знаете, у нас уже полгода как мы вместе трудимся, молимся и, кроме того, совершаем именно… перерегистрация приходов, потому, что это всё Синодом, как вы внимательно слушали, образовывалось четыре епархии.
Но что интересно получается, братья и сёстры, что Вам ничего нового не рассказывали, и никому Америки не открыли. Но что интересно получается, что ровно пятьдесят лет назад был разрыв между той епархией и сегодняшний день. В это время, конечно, многие даже были расстреляны, многие были замучены, и много многое, что на сегодняшний день даже бы у нас, как мы говорим, не хватает время для того, что бы найти этих людей, которые были, потому, что большинство из нас мы знаем где что-то находится, но случается такое чудо, что вы можете просто не найти тех мощей. Но на сегодняшнее время из них много прославлены новомучеников Алтайских и на сегодняшнее время как Вы знаете, когда святейший Патриарх Кирилл направлял меня именно в Алтайскую митрополию, то конечно он говорил что надо быть всегда внимательным, потому, что именно что если взять посмотреть по всему Алтайской республике самые страшные и кровавые именно жители в городе Бийске. Здесь в городе Бийске расстреливали и священников и архиереев и даже тех христиан, которых, скажем, может быть, они ходили в храм, приходили, и в один прекрасный момент им дали заявку о том, что ихняя жизнь уже кончилась. И конечно, братья и сёстры, это иногда я задумываюсь и задаю вопрос: почему получилось именно так? Вроде самый старинный город, красивый. Кроме того здесь начиналось именно здесь православие. Но получилось так, что нечистая сила настолько не хотела здесь православия и находилась сама здесь на этой земле и простым людям. Слава Богу что и Господь побывал здесь собрал людей. Я начал здесь с визита Патриарха. Много сказано высокопреосвященнейшим митрополитом Сергием и от бесов. Самое главное, чтобы мы жили в мире и, кроме того, служили Богу достойно. И, кроме того, сегодня праздник, которому мы все радуемся и добродетели. И кроме того есть чудо, которое может являть. Христос спустился, чтобы именно принять образ человека. С этим хочется всех поздравить. Пожелать многолетия. Пусть Господь дает вам всем любви и дружбы. И пусть Господь за нас радуется. Так что не только ради себя, ради наших детей, которые воспитаются, ради наших побед, Господь дал всё и все богатства мира. И считается, что мы должны отдать богатства первые. Как долги наши. Поэтому, братья и сестры у нас ответственность. Поэтому получается у нашей епархии надо служить. А первый раз мы служили тогда, когда был назначен епископ на этой кафедре и они здесь жили и служили. И это был первый день Правды с Богом. В этот день мы собираемся друг друга поздравить. Конечно, кто пришел – может поусердствовать, может посетовать на обстоятельства, потому что опыт дает радостный.
Христос родился для меня или тебя, для всех нас. Не исключается версия, что от греха в нас все идет. Уже много времени было задуматься: почему так и почему я? Я всегда удивляюсь тому, что у нас в Православной Церкви многие жители жизнь положили за нашу веру, а беды – это чтобы лучше стать. Но все равно жития святых читаешь иногда сидя или соборно и видишь. Святые отцы старались. Всегда наш век православный настолько молится. Зачем мне это надо? Многие считают, что мне это не нужно, я хочу жизнь прожить так. Выбрал себе. Это не получаются православные христиане.
Мы являемся отцы. Отцы, которые исповедуют молитвы, дают прощение, являются примером для всех христиан, которые нас окружают. Если перечислить, получится больше трех вещей. Они собрались здесь в клире.
В этот солнечный день хочется, чтобы у нас было не просто общение, а общение великое. И мы помним.”

***
Не могу я понять, почему косноязычного и необразованного молдаванина решили сделать епископом на таком удалении от его родины (слово “молдаванин” вовсе не означает “малограмотный”; митр. Омский Владимир, тоже молдаванин, прекрасно и литературно говорит по русски).

Рациональных аргументов для этого назначения я не нахожу. Остается предположить очень рациональные. Прагматичные. Конвертируемые.

Голубой маяк номер один в церковной жизни 80-х – это архиепископ Владимирский, а позже митрополит Кишиневский Серапион (номер два – ивановский архиепископ Амвросий).
. Когда в 2010-м я искал жилье в Сухуме, местный житель, помогавший мне в этом, отказался меня вести в домик, который мне приглянулся по цене и расположению. “Вам не стоит там появляться. Хозяйка настроена очень антицерковно. А раньше была очень верующей. В 70-х годах домик для отдыхающих у нее арендовал епископ из России. Серапион его звали. Он приехал со своим молодым помощником, . шенькой. Местность у нас гористая. И вот однажды она идет на своем участке по дорожке, которая проходит на уровне крыши этого гостевого домика. Вечер. А занавеска прикрывает лишь нижнюю половину окна. И сверху она видит, как этот Серапион своего . шеньку прямо в сраку, прямо в сраку!”.

Так неужто нельзя поставить стоп-сигнал на карьере серапионовых братьев?

Вот молдавский неуч возвращается из армии. Не знает и не умеет ничего. Прибивается к Серапиону (который вообще-то люто ненавидел и презирал молдован). Понятно, что папой-протоиреем он был настроен “сынок, во всем слушайся владыку!”.

Мгновенно следует заключение парня в вечные целибаты, диаконская и священническая хиротония, а потом и постриг.

Причем при постриге он получает имя самого Серапиона. Все понимают, что если епископ свое имя дает постриженику, это знак особого доверия и близости. Уже через год старый Серапион возводит юного 22-летнего тезку в сан архимандрита. Такая горячая любовь и стремительная карьера никому не кажется странной? Причем это в Молдавии, где не было недостатка в священниках и кандидатах.

И эта скоропалительная хиротония следует не затем, чтобы срочно спасти осиротевший приход (по советским законам храм, простоявший полгода без службы, снимался с регистрации). Нет, юноша, которому запретили жениться, оставляется при митрополите и его соборе. А потом прикомандировывается к Киприановскому монастырю, где начальствует Никодим (тогда Иоанн) Вульпе. Тут уж любой молдавский священник расскажет вам, чему мог обучить Голубая Лиса юношу.

И дальше сей архимандрит странствовал в основном по епархиям, где служили серапионовы и амвросиевские келейники и секретари.
http://diak-kuraev.livejournal.com/865583.html

Но нельзя же портрет кандидата в епископы писать лишь постельными тонами.
Есть еще вопрос об элементарной порядочности и честности.

Если российский (казахстанский) клирик вдруг решает заочно обучаться не в МДА или СПбДА, в Киевской семинарии или Академии, да еще и в ректорство протоиерея Забуги – это сразу вызывает подозрения в том, что он решил вступить в банальные торгово-денежные отношения и купить диплом.

Впрочем, в биографии Серапиона Дуная есть шифрованая строка: “В 2006-2010 гг. заочно обучался в Киевской духовной академии”.

Так он ее окончил или нет? Если закончил, то с кандидатской степенью или без?
Даже мне нетрудно было узнать причины этого умолчания.
Но неужели клерки из УД МП не могли сделать официальный запрос или найти конфидентов в Киевской Академии и спросить их о том, что произошло?

В 2010 году Серапион подал к защите дипломную работу. На защите “автор” не мог толком ответить ни на один вопрос по теме работы. Очевидно, что он просто не знал, что написано в этой якобы его дипломке (по старообрядческим толкам). И вообще по русски он говорил плохо. Научный руководитель тянул его как мог, но не вытянул. Рецензент дал сдержанно отрицательный отзыв (а потом признался, что ему предлагали финансовое вознаграждение за положительную рецензию). При ближайшем рассмотрении выяснилось, что в работе присутствуют многостраничные заимствования без указания источника. Работа была признана плагиатом, а Дунай лишен права защищать в будущем в КДА квалификационные работы. И вышел со справкой о “прослушании курса”.

Куда идти после этого соискателю?
Буквально через месяц он был замечен у Бедя, в Ужгороде.
http://ua-reporter.com/print/92074.

Так почему же все эти маркеры не сработали? Почему его поставили не просто на райцентр, а в алтайский “наукоград”?

***
Посмотрел епсайт. Прихожан мало. Два молодых человека явно занимают штатно-платные должности иподиаконов, ибо служат с ним и в будние дни.

Весь лимузин владыки в кадр не поместился.
Тут его перед

Знатоки смогут определить марку машины и ее стоимость.

МОНИТОРИНГ СМИ: Бийские прихожане «восстали» против «антицерковной политики» местного епископа. Назревает очередной скандал в очередной епархии РПЦ МП

В Бийский епархии назревает скандал, который может дойти до патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В главном храме наукограда — Успенском кафедральном соборе — наблюдается массовый отток прихожан. Это связано с личностью местного епископа Серапиона, которого горожане окрестили «скорпионом», пишет Regnum. Интересно, что свое недовольство священнослужителем публично высказывает и сити-менеджер Николай Нонко.

Бийчане не хотят идти в церковь не потому, что перестали ощущать в этом потребность, а потому, что считают: новый епископ в буквальном смысле слова разрушает намоленные годами святыни старинного храма, который, к тому же является памятником архитектуры конца XIX — начала XX века. Новый владыка, как выяснилось, еще и службы вести не умеет, и читает дурные проповеди. В них бийчане, жившие в XIX веке, обозначены, как «самые страшные и кровавые», а Иисус Христос, оказывается, не смог с первого раза смыть с себя все грехи, и ему пришлось креститься второй раз.

Начавшуюся в храме перестройку прихожане называют «отмыванием денег», так как не понимают, зачем нужно устанавливать новые купола и окна, которые только недавно были заменены. Но больше всего от нового наместника досталось коллективу Успенского кафедрального собора: работников, посвятивших служению многие годы, попросту выгнали. В настоящее время в храме можно увидеть грязь и запустение. В Рождество там якобы даже некому было исповедоваться. Ситуацию спас только бывший настоятель Успенского собора — отец Ермоген, утверждает издание.

Серапион (в миру Игорь Саввович Дунай) стал епископом Бийским и Белокурихинским в мае 2015 года. Его кандидатуру выбрали на заседании Священного Синода РПЦ. Известно, что он родился 2 октября 1967 года в Кишиневе в семье рабочего. После службы в армии решил связать свою жизнь с церковью. Однако первое духовное образование получил почти в 30 лет (в 1995 году — диплом Московской духовной семинарии). Еще через восемь лет отучился по специальности строителя: в 2003 году окончил Новомосковский строительный техникум по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Через год им была получена еще одна специальность (окончил Тульский государственный университет по специальности «Юриспруденция»). В 2003—2011 годах служил в штате Астанайской епархии. В 2006—2010 годах заочно обучался в Киевской духовной академии. До алтайского назначения был принят в штат Новороссийской и Геленджикской епархии во главе с епископом Феогностом.

Более полно биография Игоря Дуная представлена на сайте Московского патриархата. Судя по ней, ни на одном месте Серапион не задерживался более одного-двух лет. Храмы разных приходов и городов, через которые прошел Серапион, идут чередой — Кишинев, Тула, Воронеж, Астана, Пермь, снова Астана, Новороссийск, Анапа. Причем назначения, порой, производились по несколько раз в год. А вот с духовным образованием наблюдается явный «недобор»: обучение оба раза (Московская духовная семинария и Киевская духовная академия) было заочным. Кстати, весьма иронично об этом обучении высказывался миссионер, православный публицист протодиакон Андрей Кураев. «По национальности он молдаванин. И для него мука сказать на русском проповедь. Когда он пытался защитить кандидатскую работу по богословию в Киевской духовной академии — оказалось, что он не может толком ответить на вопрос, о чем написана его диссертация, и ученому совету он запомнился крайне плохим знанием русского языка», — заявлял миссионер летом 2015 года.

Кстати, все тот же Кураев приводит факты биографии 49-летнего уроженца Молдавии, свидетельствующие, по мнению автора, о том, что Серапион является выдвиженцем влиятельного среди епископата РПЦ так называемого «голубого лобби». При этом Кураев настаивает, что епископ Серапион не имеет высшего духовного образования. Утверждения, что в 2010 году он завершил обучение в Киевской духовной академии говорят лишь о том, что Дунай прослушал там курс, сообщает Кураев. По его завершении представленный от имени плохо говорящего по-русски будущего епископа диплом был отвергнут как чрезмерно слабый и наполненный недопустимыми заимствованиями. «Работа была признана плагиатом, а Дунай лишен права защищать в будущем квалификационные работы», – пишет Андрей Кураев.

Как оказалось, не самого лестного мнения о бийском владыке оказался и местный градоначальник Николай Нонко. Претензии сити-менеджера в частности касаются того, что церковники, получая землю под строительство храмов, затягивают сроки возведения объектов, что в свою очередь порождает недовольство среди горожан. «Они места-то берут, но со стройкой дела затягиваются. Видимо, финансирования у них не хватает. На вокзале вот уже давно церковь строится — хотя когда мы там место выделяли, то предупреждали: мол, вы только не затягивайте здесь со строительством, ведь вокзал — лицо города. И тем не менее долго уже строят и, по всей видимости, так еще долго будет продолжаться», — пояснил глава администрации Бийска. По его словам, еще один церковный долгострой расположен на улице Ударная. «Как мне владыка Серапион сказал: там мы будем работать по технологии, которая позволяет в течение года храм построить. Быстровозводимый деревянный объект пообещал открыть, но тоже что-то там у них не заладилось, затянулось и остановилось опять — стоит и не движется. Поэтому когда речь заводят о новых отводах земли, от населения звучат претензии по поводу долгостроя», — пояснил сити-менеджер.

При этом г-н Нонко согласился с тем, что Серапиону, скорее всего, не хватает авторитета, чтобы привлечь серьезных меценатов. «Бийск — город маленький, друг друга все знают. Вот и доходят слухи разные. К примеру, о том, как он с Ермогеном поступил. Отец Ермоген — самый авторитетный священнослужитель, посвятивший служению всю свою жизнь, сейчас он болеет. Об этой истории сам он, наверное, говорить не будет в силу своей порядочности, – отметил градоначальник. – С Серипионом мы встречались всего несколько раз. В основном во время встреч он высказывал просьбы — выделить земельный участок. А в последнее время, может, я не прав, но мне кажется, что в разговорах с Серапионом проявилась ярко выраженная коммерческая линия».

Прихожане, обескураженные тоном и рассуждениями владыки, стали записывать его проповеди на диктофон. В одном из таких обращений, сделанных на предыдущее Рождество, можно услышать не только невежественные речи, но и откровенно непраздничный смысл послания. «. Как вы знаете, когда Святейший патриарх Кирилл направлял меня именно в Алтайскую митрополию, то, конечно, он говорил, что надо быть всегда внимательным, потому что именно что, если взять посмотреть по всему Алтайской республике, самые страшные и кровавые — именно жители в городе Бийске. Здесь в городе Бийске расстреливали и священников, и архиереев, и даже тех христиан, которых, скажем, может быть, они ходили в храм, приходили, и в один прекрасный момент им дали заявку о том, что ихняя жизнь уже кончилась. И конечно, братья и сестры, это иногда я задумываюсь и задаю вопрос: почему получилось именно так? Вроде самый старинный город, красивый. Кроме того, здесь начиналось именно здесь православие. Но получилось так, что нечистая сила настолько не хотела здесь православия и находилась сама здесь на этой земле и простым людям…», — так изъяснялся епископ Серапион в Успенском соборе Бийска в январе 2016 года.

Кстати, невежеством глава администрации Бийска Николай Нонко считает и поведение Серапиона в отношении митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия. «Я не могу себе представить ситуацию, когда бы губернатор приехал в наш город, а я бы занимался своими делами. Но я наблюдаю эту картину очень часто: митрополит в Бийск приезжает, но для епископа нашего это вообще «ни о чем», у него свои дела. Для меня это несколько диковато, я человек светский, но я не могу себе представить, если бы к нам прибыл, к примеру, заместитель председателя правительства, а у меня были бы какие-то свои дела. Ведь, раз приехало руководство, как не уделить внимание», — выразил удивление Николай Нонко.

Проповедь про «кровавых бийчан» он назвал «чистейшей глупостью». «Я не думаю, что в Бийске времена репрессий происходили как-то более жестоко и более кроваво. Были, наверное, где-то и покруче места. То, что в Бийске строилось много церквей — так это исторически сложилось. Нужно учитывать, что Бийск — это самый старый город Алтайского края. Здесь действительно было очень больше количество церквей — более 30. Они почему здесь возводились? Потому что в Бийске на квадратный метр площади было самое большое количество купцов первой гильдии. А ведь раньше это считалось правилом хорошего тона: если ты достиг определенного уровня — наступала потребность какой-то благотворительностью заниматься. У нас так появился Народный дом, где у нас театр теперь драматический, у нас так появлялись церкви и православная гимназия. Потому что их строили зажиточные люди, купцы прежде всего, они вкладывали немалые деньги, чтобы эти церкви появлялись», — заключил глава администрации Бийска.

Еще одним темным пятном в послужном списке Серапиона стала история с местной православной гимназией во имя Иоанна Кронштадтского. Даже сити-менеджер оказался в курсе того, что епископ уже неоднократно пытался забрать это образовательное учреждение «под свое крыло». «Насколько я знаю, сейчас наш епископ пытается православную гимназию себе забрать. А они там не очень хотят этого. Там и родители, насколько я знаю, против, письма писали. Наверное, не без оснований не хотят переходить под Бийскую епархию», — отметил г-н Нонко.

Многие бийчане, имеющие отношение к церкви, отказались говорить о происходящем внутри Бийской епархии. Отказался от встречи со СМИ и сам Серапион. Тем не менее на правах анонимности одна из прихожанок согласилась рассказать о «политике», проводимой епископом на протяжении последних 1,5 лет.

Прихожанка Успенского кафедрального собора Бийска:

Как приехал — начал всех разгонять, хотя на приеме по случаю его вступления в должность, сам же заявил, мол, «вы все остаетесь на своих местах и при своей зарплате, никого трогать не буду». Но уже спустя неделю начали происходить странные вещи: служащих церкви стали вызывать в контору и ставить перед фактом, что работать они будут без трудовой книжки, чтобы налоги не платить. Давали бумагу, и люди писали, что увольняются по собственному желанию. После этого всем были разосланы письма: в них было сказано, что по вашей инициативе ваша трудовая деятельность закончена. Так были убраны многие из храма (имеются ввиду продавец, звонарь, пономарь, техничка и сторож — прим. ред. БФ).

Мы эти слова его записывали, и тоже отправляли в Москву. Он же жуть, что плетет, службы не знает, служить не умеет. Как-то даже на проповеди нам сказал, что первый раз Господь не смог грехи свои смыть, и второй раз крестился. Он не умеет разговаривать, он общаться не умеет. Издевается над народом — люди плачут. Взял одну нишу в храме разворотил и туда крест поставил. Весь народ заплакал: зачем он в такое место распятие приладил? Кое-как всем приходом уговорили вернуть крест на место. А на алтаре — посмотрите, какая грязь! И ризы грязные, рваные. Всех уволил ради экономии денег. А те, кто еще там держатся, зарплату месяцами не получают — такое вот наказание, кто поперек слово скажет. Ну, а народ в собор даже ходить перестал — да, а и к кому? Священников нет, исповедаться некому. В рождественский праздник один отец Ермоген и пришел, которого Серапион выгнал. Пришел, исповедовал — больше некому.

Сейчас придумал еще в нашем Успенском соборе купола менять. Народ начал писать, возмущаться — зачем? Недавно же отец Ермоген все менял: окна только все сменили деревянные. Батюшка последнее окно при Серапионе уже ставил. А тот теперь все ломает, и все по-своему переделывает, рушит все освещенное и намоленное десятилетиями! Вот в народе терпение и кончилось, не хотят на его службы ходить и слушать дурные проповеди.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Деятели Русской Православной Церкви
    • Епископат Русской Православной Церкви
    • Епископат Украинской Православной Церкви
    • Епископат Белорусской Православной Церкви
    • Епископат Латвийской Православной Церкви
    • Епископат Православной Церкви Молдовы
    • Епископат Русской Зарубежной Церкви
    • Епископат Эстонской Православной Церкви
    • Епископат Японской Православной Церкви
    • На покое
  • Деятели Поместных Церквей
  • Государственные и общественные деятели
  • Деятели иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II
Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу с Днем защитника Отечества
В Неделю о мытаре и фарисее Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Порфирия с избранием на Сербский Патриарший престол
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Серапион, епископ Заринский, викарий Барнаульской епархии (Дунай Игорь Саввович)

Родился 2 октября 1967 г. в г. Кишиневе Молдавской ССР в семье рабочего. Крещен в младенчестве.

В 1974-1984 гг. обучался в школе с. Гульбока и с. Градиешты Криулянского района Молдавской ССР. В 1984-1986 гг. учился в строительном техникуме г. Кишинева.

В 1986-1988 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил СССР. Вернувшись из армии работал в Кишиневском епархиальном управлении, нес послушание иподиакона у митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона.

10 ноября 1988 г. в Феодоро-Тироновском кафедральном соборе г. Кишинева митрополитом Кишиневским Серапионом рукоположен в сан диакона. С 10.11.1988 г. по 24.02.1989 г. служил диаконом в Феодоро-Тироновском кафедральном соборе г.Кишенева.

25 февраля 1989 г. в Феодоро-Тироновском соборе г. Кишинева митрополитом Кишиневским Серапионом рукоположен в сан священника и направлен в Георгиевский Каприяновский монастырь для исполнения пастырских обязанностей.

14 мая 1989 г. в Феодоро-Тироновском соборе г. Кишинева митрополитом Кишиневским Серапионом пострижен в монашество с именем Серапион в честь святителя Серапиона, архиепископа Новгородского.

7 июня 1989 г. в Феодоро-Тироновском соборе г. Кишинева митрополитом Кишиневским Серапионом возведен в сан игумена.

24 июля 1989 г. почислен за штат с правом перехода в Тульскую епархию.

21 ноября 1989 г. во Всехсвятском кафедральном соборе г. Тулы митрополитом Тульским и Белевским Серапионом возведен в сан архимандрита.

С июля 1989 г. по август 1990 г. исполнял послушания ризничного и келейника у митрополита Серапиона. С 8 августа 1990 г. по 22 ноября 1990 г. клирик храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» г. Ефремова Тульской обл. С 23 ноября 1990 г. по 30 сентября 2001 г. — настоятель Преображенского храма г. Донского Тульской обл.

В 1999 г. поступил в Тульский государственный университет по специальности «Юриспруденция», который закончил в 2004 г. с присвоением квалификации «юрист». В 2001 г. поступил в Новомосковский строительный техникум г. Новомосковска по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», который закончил в 2003 г.

1 октября 2001 г. почислен за штат с правом перехода в Воронежскую епархию. С 17 ноября 2001 г. по 30 сентября 2002 г. — настоятель Никольского храма в п. Землянск Семилукского р-на. Воронежской обл. С 1 октября 2002 г. по 31 августа 2003 г. — настоятель Александро-Невского храма в г. Россошь Воронежской обл. С 1 сентября .2003 г. по 26 октября 2003 г. — настоятель Казанского храма в п. Давыдовка Лискинского р-на Воронежской обл.

27 октября 2003 г. почислен за штат с правом перехода в Астанайскую епархию. С 17 ноября 2003 г. по 26 апреля 2004 г. — настоятель Покровского храма в г. Есик Алма-Атинской обл. С 27 апреля 2004 г. по 4 марта 2010 г. — заместитель управляющего епархиального управления, благочинный Астанайского церковного округа, настоятель Константино-Еленинского кафедрального собора г. Астаны, и.о. настоятеля храма преподобного Серафима Саровского г. Астаны. С 1 декабря 2004 г. по 4 марта 2010 г. — настоятель Успенского кафедрального собора г. Астаны. С 18 сентября 2006 г. по 4 марта 2010 г. — настоятель Никольского храма в с. Малотимофеевка Целиноградского р-на Акмолинской обл.

В 2006-2010 гг. заочно обучался в Киевской духовной академии.

3 января 2008 г. избран членом епархиального совета Астанайской епархии. В январе 2009 г. избран одним из делегатов от Астанайской епархии для участия в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

4 марта 2010 г. почислен за штат с правом перехода в Пермскую епархию. С 6 марта 2010 г. по 25 июля 2010 г. — настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г. Перми.

26 июля 2010 г. почислен за штат с правом перехода в другую епархию. 20 августа 2010 г. принят в штат Астанайской епархии Митрополичьего округа в Республике Казахстан и назначен настоятелем строящегося Богоявленского храма г. Алма-Аты. 15 декабря 2011 г. назначен председателем ревизионной комиссии Астанайской епархии.

1 сентября 2013 г. почислен за штат с правом перехода в Новороссийскую епархию. С 12 сентября 2013 г. — штатный священник Успенского кафедрального собора Новороссийской епархии. 26 октября 2013 г. назначен временно исполняющим обязанности члена епархиального совета Новороссийской епархии.

22 февраля 2014 г. по благословению епископа Новороссийского и Геленджикского Феогноста включен в состав Общественной палаты г. Новороссийска.

12 марта 2014 г. назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Умиление» г. Анапы.

Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. (журнал № 5) избран епископом Бийским и Белокурихинским.

Наречен во епископа 16 мая 2015 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 28 июня за Божественной литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 115) назначен викарием Барнаульской епархии с титулом «Заринский», с освобождением от управления Бийской епархией.

Образование:

1995 г. — Московская духовная семинария (заочно).

2003 г. — Новомосковский строительный техникум.

2004 г. — Тульский государственный университет.

2010 г. — Киевская духовная академия (заочно).

Епархия: Барнаульская епархия (Викарный архиерей)

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Серапиона (Дуная) при наречении во епископа Бийского и Белокурихинского.

  • 1993 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • 1997 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • 2005 г. — орден прп. Сергия Радонежского;
  • 2010 г. — орден свт. Иннокентия Московского III ст.;
  • 2012 г. — юбилейная медаль «140-летие учреждения Туркестанской епархии»;
  • 2013 г. — орден «За заслуги перед Православной Церковью Казахстана».

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ЕПИСКОПА БИЙСКОГО И БЕЛОКУРИХИНСКОГО СЕРАПИОНА

всечестному духовенству,преподобному монашеству и боголюбивой пастве Бийской епархии

Возлюбленные о Господеотцы, братья и сестры!

В святой и радостный День Рождества Христова, сердечно поздравляя, приветствую вас словами о великом благоволении Божьем:

Христос раждается – славите!

Не просто вспоминая, но литургически переживая события Священной истории более чем двухтысячелетней давности, прямо здесь и сейчас (Агг. 2: 9) мы становимся свидетелями пришествия в мир Христа Иисуса, свидетелями исполнения великого пророчества – «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23)!

Пророчество исполняется и пришествие совершается нас ради человек и нашего ради спасения (Символ веры, ч. 3), ради возможности приобщения к божеству Спасителя (2Петр., 1:4), ради возвращения утраченной в грехопадении святости и чистоты!

Именно в единении с родившимся днесь Богомладенцем Иисусом черпали Апостолы силы для своей великой миссии, а мученики и исповедники утверждались в своем стоянии. Единением с Ним подвигало поколения православных людей к трудам по преображению себя и мира светом Христовой истины.

Причастность ко Христу, в Рождестве соединившему Божественное естество с естеством человеческим (Ис., 53: 4; 2Петр., 1:4) и Небесное с земным, наполняет радостью наши сердца, ибо, по слову Святителя Григория Богослова (На Рождество Спасителя, 38:4), в пришествии Бога к человекам мы прозреваем упразднение последней пропасти и последнего врага – смерти (1Кор., 15:26). Пусть же шум волн моря житейского не заглушит во век ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 4,14)!

Рождеством Христовым открывается новое лето благости Господней и мы, совершая торжество, благодарим Спасителя за Его милости, ниспосланные нам в уходящем году. Он был наполнен добрыми начинаниями и свершениями. 5 мая 2015-го года, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА и Священного Синода Русской Православной Церкви, в составе новообразованной Алтайской митрополии, образована Бийская и Белокурихинская епархия.

Она основана, а точнее возрождена, на доброй духовной почве, корни ее восходят к началу XVIII -го века, к казакам Сибирской линии, строителям первых храмов и первым православным богомольцам в этом благословенном краю.

Позже, с 1883-го по 1919-й годы, Бийск являлся административным центром Алтайской духовной миссии, здесь находились Миссионерское катехизаторское училище (с 1890-го года – семинария), архив и богатая церковная библиотека. Духовные столпы миссии, святой архимандрит Макарий (Глухарев) и святитель Макарий (Невский), равно как и их многочисленные соработники немало свершили на ниве Христовой, распространяя свет Православной веры. Их подвиг еще ждет своего исследователя, а их наследие, без всякого сомнения, востребовано и в наши дни.

Говоря о просветительской миссии Церкви, я не могу не вспомнить о знаменательных датах, которые, Богу содействующу, мы будем отмечать в наступившем году – 155-летии со дня открытия Владимирского женского городского приходского училища, 90-летии со дня блаженной кончины святителя Макария (Невского), 20-летии со дня открытия Бийской православной гимназии имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Нам одинаково важно знать на «отлично» собственную историю и давнего, и новейшего времени. Это знание сделает нас более сильными перед лицом различных угроз, а приобщение к духовному опыту прежних поколений позволит сформировать действенную систему религиозных, нравственных и ценностных координат. Мы не можем и не должны поступаться своим прошлым, своей верой, своей традицией, только так мы сохраним свою идентичность и сохранимся как народ!

Нам, как и нашим благочестивым предшественникам, предстоит еще много потрудиться, совершая дело Божие. Принесем же Господу добрый плод, восстанавливая и строя храмы, развивая социальное и миссионерское служение, укрепляя сотрудничество с государственными властями и гражданским сообществом, продолжая конструктивный диалог с представителями традиционных для России конфессий и религиозных традиций, сохраняя единство Церкви, противостоя вызовам времени и являя миру действующего в нас Христа!

Еще раз, дорогие отцы, братья и сестры, всех вас, ваших родных и близких, всех наших сограждан сердечно поздравляю с праздником:

Христос раждается – славите!

Искренне желаю каждому доброго здравия, крепости душевных сил и трезвости чувств!Да поможет нам Родившийся ныне Спаситель побороть стихии века сего, да наполнит он нашу жизнь миром и праведностью в Духе Святом (Рим., 14:17), Аминь!

СЕРАПИОН,Епископ Бийский и Белокурихинский

​Епископ Бийской епархии запретил священникам принимать пожертвования за требы

Управляющий Бийской и Белокурихинской епархией епископ Серапион (Дунай) издал циркулярное распоряжение, согласно которому клирики епархии впредь обязаны денежные средства, пожертвованные прихожанами за совершение треб, вносить в приходские кассы.

Копия письма, датированного 1 августа, находится в распоряжении редакции Rublev.com.

«Определением Нашим благословляется все пожертвования за совершение треб приходовать в кассы соответствующих приходов РО (религиозной организации; — Rublev.com) “Бийская епархия Русской православной церкви (Московский патриархат)”», — говорится в документе.

«Принятие пожертвований священниками, совершающими требы, не допускается», — сказано в распоряжении епископа.

Пожертвования за требы. История и современная практика

Апостол Павел в послании к Коринфской христианской общине разъяснял, какую часть доходов местным христианам стоит выделять на церковные пожертвования: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16:1).

В западном христианстве сохранилась практика десятины, которая восходит еще к Ветхому Завету (см. Втор. 12:17—18; 14:22—23).

В современной Германии, например, существует так называемый церковных налог — обязательные отчисления, который автоматически вносят на счета госструктур те граждане, которые заявляют о своей принадлежности какой-либо религиозной конгрегации.

Известный религиозный журналист выступил с критикой немецкой законодательной практики.

В восточной, православной традиции сумма пожертвования Церкви за совершение ее служителями тех или иных обрядов не фиксировалась.

Определением Нашим благословляется все пожертвования за совершение треб приходовать в кассы соответствующих приходов РО «Бийская епархия Русской православной церкви (Московский патриархат)». Принятие пожертвований священниками, совершающими требы, не допускается.

Из циркулярного распоряжения епископа Бийского и Белокурихинского Серапиона от 1 августа 2017 года

В 2000 году Юбилейный архиерейский собор Русской православной церкви постановил: «Установление в монастырях и приходах примерных размеров пожертвований за совершение Таинств и треб не должно иметь характера назначения “фиксированных цен”. Людям, заведомо не имеющим средств на такие пожертвования, нельзя отказывать в совершении Таинств».

Плата за требы как единственный источник доходов для большинства священников

Согласно апостолу Павлу, священнослужители «питаются от благовествования» (1 Кор. 9, 14).

В Русской православной церкви сложилась практика, когда приходской священник получает доход из кассы прихода. В свою очередь, приходские доходы складываются из денег, полученных за счет продажи свечей, книг, икон, а также из пожертвований, в том числе за совершение треб — крещений, венчаний, отпеваний, освящений квартир и машин.

На деле эти пожертвования в большинстве случаев поступают непосредственно священнику, совершавшему ту или иную требу, а затем он имеет возможность распорядиться деньгами по своему усмотрению: он может внести полученное пожертвование в приходскую кассу, но может также оставить эти деньги или их часть себе.

Церковно-правовых норм, равно как и государственных фискальных механизмов, которые контролировали бы этот процесс, нет. Приход лишь несет перед епархией ответственность за внесение на епархиальные счета сумм, которые затем идут на общецерковные и епархиальные нужды. Об этом говорится в п. 5 главы XVI «Приходы» Устава Русской православной церкви в редакции 2016 года:

«Приход в обязательном порядке отчисляет через епархию средства на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом, и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти».

Размеры отчислений приходов в епархиальные кассы или на счета Московской патриархии, а также отчетность по расходованию этих средств являются закрытой информацией.

Значение пожертвований за требы неодинаково в церковной жизни различных приходов и епархий: если благополучные в материальном плане храмы и монастыри имеют возможность вносить полученные ими пожертвования в более полном объеме, то настоятели малочисленных приходов в отдаленных епархиях фактически полностью зависят от «требных денег».

При этом, согласно церковным канонам, священнослужитель не имеет права совмещать служение Церкви с работой по светской специальности.

Такое напоминание содержится в определении Общецерковного суда Русской православной церкви, принятом на заседании 16 июня. На прошлой неделе этот документ утвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В июне 2015 года в современной канонической практике Русской церкви случился важный прецедент: Церковный суд, рассмотрев дело клирика Ташкентской епархии священника Димитрия Глушкова, вынес определение, в одном из пунктов которого содержалось напоминание епархиальному архиерею о необходимости заботиться о материальном обеспечении священников:

«Напомнить митрополиту Ташкентскому и Узбекистанскому Викентию о том, что ему надлежит заботиться о том, чтобы доход каждого клирика вверенной ему епархии был достаточным для проживания данного клирика и его семьи. Эта забота епархиального архиерея должна осуществляться через обеспечение надлежащего уровня деятельности Епархиальной попечительской комиссии или посредством других методов, которые ему надлежит определить».

В комментарии для Rublev.com священнослужитель одной из епархий Русской православной церкви на условиях анонимности признал, что циркулярное распоряжение епископа Бийского Серапиона означает «попытку отжима приходских денег».

«Епархия хочет забирать в свою кассу все приходские деньги. Это может привести к тому, что священники начнут изобретать новые способы сокрытия доходов. Но если, например, согласно приходским отчетам, в епархии теперь упадет количество крещений, венчаний и отпеваний, а верующие вдруг перестанут просить освятить им машины и квартиры, будут менять настоятелей», — предположил священник.

Бийская епархия

Бийская епархия — епархия Русской православной церкви в административных границах Бийского, Зонального, Красногорского, Солтонского, Алтайского, Быстроистокского, Петропавловского, Троицкого, Ельцовского, Целинного, Смоленского, Советского, Солонешенского районов Алтайского края.

Фото: Бийская епархия Впервые была учреждена как викарная кафедра Томской епархии в 1880 году. В 1919 году Бийское викариатство было преобразовано в епархию. В 1943 году территория бывшей Бийской епархии вошла в состав Новосибирской.

Бийская кафедра была возрождена в 1949 году как викариатство Новосибирской епархии. В обязанности Бийского епископа входила помощь в управлении обширной Новосибирской епархией, охватывавшей в то время территорию 5 краев и областей. После 1957 года кафедра не замещалась.

5 мая 2015 года решением Священного синода епархия была восстановлена как самостоятельная, будучи выделена из состава Барнаульской епархии.

Епископ Бийский и Белокурихинский Серапион (Дунай) до епископской хиротонии являлся клириком Новороссийской епархии, настоятелем храма иконы Божией Матери «Умиление» в городе Анапа.

Читайте также:  Самые сильные псалмы от пьянства
Ссылка на основную публикацию