Священномученик Власий, епископ Севастийский

Власьев день: святой из язычества

24 февраля, согласно народному календарю, празднуется Власьев день — странный, полуязыческий, полухристианский праздник. Главный его “герой” Влас-Велес причудливым образом сочетает в себе черты божества древней Руси и христианского святого. Как же вышло так, что обезглавленный за исповедание Христа мученик епископ Власий стал… наследником бога?

Священномученик Власий, епископ Севастийский, был обезглавлен за нежелание отречься от Христа во время гонений Диоклетиана. Тем не менее, на Руси он традиционно почитался совсем не по этой причине, а как покровитель домашнего скота. Как же так вышло?

Отчасти основания для этого есть в житии святого Власия — так, рассказывается, что когда волк утащил у бедной вдовы единственное ее достояние — поросенка, епископ заставил его прибежать обратно и принести добычу невредимой.

В традиции русского народе святой Власий причудливым образом слился с языческим божеством Велесом (Волосом, Волотом), которого почитали очень долго, — идол Велеса в Ростове Великом (камень, напоминавший быка с человеческим лицом), стоял вплоть до XII века. Примечательно, что святой Авраамий Ростовский, сокрушив идола, построил на его месте храм в честь святого Власия. В Переславле-Залесском аналогичный идол-камень, которому, правда, никаких не воздавали почестей, простоял до царствования Василия Шуйского; в Новгороде долго сохранялась Волосова улица.

Древнерусский Велес покровительствовал домашним стадам (отсюда в украинском языке название шерсти — “вовна”, от древнерусского “вълна”). О распространенности его почитания говорит обилие деревень с названиями Волосово, Волотово. Но, к сожалению, не сохранилось данных, позволяющих определить, например, чем славянские представления о Велесе отличались от финно-угорских — в районе того же Ростова Великого, где дольше всего почитали это божество, Вологды и других.

“Древнеславянские сказания о богах, — пишет А. А. Коринфский в книге “Народная Русь”, — называя Велеса пастырем небесных стад, отождествляют его с месяцем. Сходя на землю, по верованиям наших пращуров, Велес принимал вид быка. Почитание Велеса являлось одним из наиболее важных в языческом обиходе, его именем клялись наряду с Перуном… Совпадение имени христианского святого с языческим богом дало прямой повод к слиянию их обоих воедино. Отцы новорожденной русской церкви не противились этому, видя в том даже залог скорейшего предания богов языческих забвению”.

Так и вышло, что святой Власий стал покровителем стад и “правопреемником” языческого бога. В этот день в старину повсеместно служились молебны о защите скота от болезней, причем часто коров пригоняли прямо к церкви, чтобы их окропили святой водой. В Вологодской, Новгородской и соседних областях приносили и ставили под икону святого свежее масло в новой посуде (такое масло называлось “воложным”).

Во многих местностях еще в середине XIX века в этот день проводились опахивания для защиты от “коровьей смерти”. Обряд проводился в полночь и только женщинами, которых заранее созывала повещалка. Те, кто соглашался, должны были в знак согласия вымыть руки и вытереть их принесенным повещалкой полотенцем.

Мужчины и мальчики на время проведения обряда должны были сидеть дома и ни в коем случае не выглядывать — “ради беды великой”. Скот запирали в хлевах, собак привязывали. Женщины в рубахах, надетых поверх шуб, собирались на окраине села с ухватами, кочергами, косами, помелами в руках. Притаскивали соху, в которую запрягали повещалку. Все зажигали пучки лучины и начинали шествие вокруг деревни, которую нужно было опахать трижды.

При этом женщины производили страшный шум, чтобы отпугнуть “коровью смерть”, и пели примерно такие песни: “От окиян-моря глубокого, от лукоморья зеленого выходили двенадесять дев. Шли путем, дорогой немалою, ко крутым горам высоким, ко трем старцам старыим. Молились, печаловались, просили в упрос двенадесять дев: “Ой вы, старцы старые! Ставьте столы белодубовые, стелите скатерти бранныя, точите ножи булатные, зажигайте котлы кипучие, колите-рубите намертво всяк живот поднебесной!” И клали велик обет двенадесять дев: про живот, про смерть, про весь род человеч. В ту пору старцы старые ставят столы белодубовые, стелют скатерти бранныя, колят-рубят намертво всяк живот поднебесной. Вокруг котлов кипучиих стоят старцы старые, поют старцы старые про живот, про смерть, про весь род человеч. Кладут старцы старые на живот обет велик, сулят старцы старые всему миру животы долгие, как на ту ли злую смерть кладут старцы старые проклятьице великое, сулят старцы старые вековечну жизнь по весь род человеч…”

А.А. Коринфский приводит другой вариант песни:

Смерть ты, коровья смерть!

Выходи из нашего села,

Из закутья, из двора!

В нашем селе Ходит Власий святой

Со ладаном, со свечой,

Со горячей золой,

Мы тебя огнем сожжем,

И пеплом забьем!

Не ходи в наше село,

Чур наших коровушек,

Чур наших буренушек,

Если при опахивании навстречу попадалась собака или другое животное, на него бросались всей толпой, нужно было обязательно догнать его и убить. Считалось, что эта сама коровья смерть в виде животного пытается пробраться в деревню. Предание гласит, что совершавшие обряд не щадили и встречных людей, но летописные данные, пишет Коринфский, это не подтверждают.

Читайте также: Суеверия в церкви: во что не надо верить

На верхней Волге утром на Власьев день свивали из соломы “закрут” (“Волотке на бородку”), смазывали его сливочным маслом и вешали в коровнике или хлеве. Обычай завивать солому на поле во время жатвы в жертву Велесу описан еще в 1830-х. Собрав горсть колосьев, но не вырывая их, их сплетали между собой и завязывали в узел — это называлось “Велесова борода”. Узел этот при жатве не трогали.

На Власьев день пекли сдобные молочные пышки, часть ели сами, часть раздавали нищим, а одну обязательно оставляли на год, до следующего Власьева дня. Если заболевала корова или другое животное, эту пышку крошили ей в еду. Как сообщает Сахаров, на следующий день или через три полных суток после Власьева дня (28 февраля по новому стилю) в деревнях Тульской области “окликали звезды”.

Это делалось для плодородия овец. Вечером владелец стада и пастух-овчар выходили на околицу, кланялись по три раза на все четыре стороны, потом овчар становился на овечью шерсть и произносил “окличку”:“Засветись, звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещеному! Загорись огнем негасимым на утеху православным! Ты загляни, звезда ясная, на двор к рабу (имярек)! Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белоярых овец раба (имярек)! Как по поднебесью звездам нет числа, так у раба (имярек) уродилось бы овец более того!” После чего хозяин и овчар отправлялись в избу, где уже ждало угощение.

С именем Велеса в славянской мифологии связывается название созвездия Плеяд (древнерусское “Волосыни”, болгарское “Власците”, сербское “Влаших”); можно сравнить также и имя Вела в македонском фольклоре, а также имя балтийского бога загробного мира Велса. Отметим также, что Велес считался покровителем богатства, золота (кстати, в Москве есть вполне современная и достаточно успешная инвесткомпания “Велес Капитал”). В Древней Руси его представляли также в виде змеи (в частности, отсюда переход “велес” — “волос”). Эта часть представлений о Велесе, возможно, в трансформированном виде вошла в сказы Павла Бажова “Золотой волос”, “Про Великого Полоза” и другие.

Читайте самое интересное в рубрике “Религия”

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Священномученик Иоа ́ нн Успенский, пресвитер

Дни памяти

20 июня – Собор святых Ивановской митрополии

6 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 30 ав­гу­ста 1870 го­да в се­ле Боль­шие Со­ли Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Успен­ско­го. Иван Алек­сан­дро­вич окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще и в 1890 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а уже в пе­ри­од на­чав­ших­ся по­сле боль­ше­вист­ской ре­во­лю­ции го­не­ний — в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в Вве­ден­ской церк­ви в се­ле Вве­ден­ском Ки­не­шем­ско­го рай­о­на Ива­нов­ской об­ла­сти.
По­сле на­ча­ла в 1937 го­ду бес­по­щад­ных го­не­ний вла­сти аре­сто­ва­ли по­чти всех свя­щен­ни­ков, мно­гих цер­ков­ных ста­рост, чле­нов цер­ков­ных два­дца­ток и наи­бо­лее ак­тив­ных ми­рян. 1 но­яб­ря 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в го­ро­де Ки­неш­ме свя­щен­ник Иоанн Успен­ский, трое ми­рян и свя­щен­ник из се­ла Пеш­ко­во; в си­лу то­го, что они бы­ли друг с дру­гом зна­ко­мы, со­труд­ни­ки НКВД ре­ши­ли объ­еди­нить их де­ла в од­но де­ло.
В тот же день на­ча­лись до­про­сы, ко­то­рые про­дол­жа­лись непре­рыв­но в те­че­ние несколь­ких дней.
— Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­пов­ско-ку­лац­кой груп­пы, рас­ска­жи­те след­ствию о сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, — по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель от от­ца Иоан­на.
— Участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­пов­ско-ку­лац­кой груп­пы я не яв­лял­ся, контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не вел, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— След­ствию до­сто­вер­но из­вест­но, что вы, бу­дучи враж­деб­но на­стро­ен­ным к су­ще­ству­ю­ще­му строю, сре­ди сво­е­го окру­же­ния ве­ли си­сте­ма­ти­че­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную на срыв про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий пар­тии и со­вет­ской вла­сти. След­ствие тре­бу­ет дать прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не про­во­дил.
— Вы по­ка­зы­ва­е­те ложь, след­ствие име­ет до­ста­точ­но фак­тов, под­твер­жден­ных сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми, о том, что вы про­во­ди­ли ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. По­ка­зы­вай­те прав­ду!
— По­вто­ряю, что ни­где и ни­ко­гда ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел.
— По­па Ни­ко­лая Ле­бе­де­ва вы зна­е­те?
— Да, Ле­бе­де­ва я знаю хо­ро­шо, по­след­ний слу­жит в Успен­ской церк­ви се­ла Пеш­ко­во.
— А быв­ше­го ку­ла­ка Пет­ра Пис­ку­но­ва вы так­же хо­ро­шо зна­е­те?
— Пис­ку­но­ва я так­же знаю хо­ро­шо, по­след­ний был цер­ков­ным ста­ро­стой в Вве­ден­ской церк­ви по ав­густ ме­сяц.
— Рас­ска­жи­те, что вам из­вест­но об ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции Ни­ко­лая Ле­бе­де­ва и Пет­ра Пис­ку­но­ва.
— Об ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции Ле­бе­де­ва и Пис­ку­но­ва мне не из­вест­но.
— Вы по­ка­зы­ва­е­те ложь, след­ствие пре­ду­пре­жда­ет, ва­ше за­пи­ра­тель­ство ни к че­му не при­ве­дет. Пред­ла­га­ем рас­ска­зать по­дроб­но о сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и дать прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— По­вто­ряю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не про­во­дил и ви­нов­ным в этом се­бя не при­знаю.
— Вам за­чи­ты­ва­ет­ся вы­держ­ка из по­ка­за­ний сви­де­те­ля о ва­шей ан­ти­со­вет­ской про­па­ган­де. Эти по­ка­за­ния вы под­твер­жда­е­те?
— За­чи­тан­ную вы­держ­ку из по­ка­за­ний сви­де­те­ля я от­ри­цаю.
— Зна­чит, вы не хо­ти­те по­ка­зы­вать прав­ду о сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти?
— Я по­ка­зы­ваю толь­ко прав­ду, дру­гих по­ка­за­ний дать не мо­гу, так как контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не про­во­дил.
— След­ствию из­вест­но, что в ав­гу­сте се­го го­да в цер­ков­ной сто­рож­ке Вве­ден­ской церк­ви ва­ми бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но ан­ти­со­вет­ское сбо­ри­ще цер­ков­ни­ков, на ко­то­ром вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию и рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о ни­ще­те и го­ло­де в СССР. Дай­те об этом по­ка­за­ния.
— В ав­гу­сте се­го го­да в цер­ков­ной сто­рож­ке Вве­ден­ской церк­ви ни­ка­ко­го сбо­ри­ща цер­ков­ни­ков ор­га­ни­зо­ва­но не бы­ло и контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не про­во­дил.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет кон­крет­ны­ми фак­та­ми о том, что вы, бу­дучи зна­ко­мы с по­пом Успен­ской церк­ви Ни­ко­ла­ем Ле­бе­де­вым и быв­шим ку­ла­ком Пис­ку­но­вым, име­ли меж­ду со­бою тес­ную связь, пе­ри­о­ди­че­ски встре­ча­лись и друг дру­га по­се­ща­ли, сов­мест­но устра­и­ва­ли ан­ти­со­вет­ские сбо­ри­ща, на ко­то­рые при­вле­ка­ли кол­хоз­ни­ков и сре­ди по­след­них ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную про­па­ган­ду. Дай­те прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— С ука­зан­ны­ми вы­ше ли­ца­ми я дей­стви­тель­но зна­ком, меж­ду со­бою мы име­ли близ­кую связь и пе­ри­о­ди­че­ски встре­ча­лись и друг дру­га по­се­ща­ли, но неле­галь­ных ан­ти­со­вет­ских сбо­рищ не устра­и­ва­ли, кол­хоз­ни­ков не при­вле­ка­ли и сре­ди по­след­них контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не ве­ли.
— Несмот­ря на ряд име­ю­щих­ся фак­тов, под­твер­жден­ных сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми, о том, что вы яв­ля­лись ак­тив­ным участ­ни­ком неле­галь­ных ан­ти­со­вет­ских сбо­рищ цер­ков­ни­ков, устра­и­ва­е­мых в до­ме по­па Ле­бе­де­ва и в цер­ков­ной сто­рож­ке, вы до сих пор не хо­ти­те при­знать­ся в этом. На од­ном из та­ких сбо­рищ в ав­гу­сте се­го го­да в при­сут­ствии по­па Ле­бе­де­ва вы ве­ли ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Это вы под­твер­жда­е­те?
— Я под­твер­ждаю толь­ко то, что в ав­гу­сте се­го го­да в до­ме Ле­бе­де­ва я дей­стви­тель­но был, ак­тив­ным же участ­ни­ком неле­галь­ных ан­ти­со­вет­ских сбо­рищ я не яв­лял­ся и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не про­во­дил.
— Вы лже­те, в ав­гу­сте се­го го­да в ре­ли­ги­оз­ный празд­ник по­сле цер­ков­ной служ­бы, так­же в цер­ков­ной сто­рож­ке, ва­ми бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но пья­ное сбо­ри­ще цер­ков­ни­ков, на ко­то­ром вы рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи и ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. По­ка­зы­вай­те прав­ду!
— За­яв­ляю, что в ав­гу­сте се­го го­да в ре­ли­ги­оз­ный празд­ник в цер­ков­ной сто­рож­ке пья­но­го сбо­ри­ща цер­ков­ни­ков мною ор­га­ни­зо­ва­но не бы­ло, про­во­ка­ци­он­ных слу­хов я не рас­про­стра­нял и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не вел.
— Вы на­ме­ре­ны по­ка­зы­вать прав­ду?
— Да, я по­ка­зы­ваю толь­ко прав­ду, дру­гих ка­ких-ли­бо по­ка­за­ний дать не мо­гу, так как контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел.
8 но­яб­ря 1937 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 15 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла всех об­ви­ня­е­мых по это­му де­лу к рас­стре­лу, а от­ца Иоан­на — к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Но со­труд­ни­ки НКВД не бы­ли удо­вле­тво­ре­ны та­ким ис­хо­дом де­ла, и в тюрь­ме про­тив свя­щен­ни­ка бы­ло на­ча­то но­вое след­ствие. Свя­щен­ник был об­ви­нен в том, что, на­хо­дясь в ка­ме­ре, вел сре­ди за­клю­чен­ных ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Лже­сви­де­те­ля­ми вы­сту­пи­ли на­хо­див­ши­е­ся в ка­ме­ре осве­до­ми­те­ли. Бу­дучи до­про­шен, отец Иоанн ви­нов­ным се­бя не при­знал. 3 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Успен­ский был рас­стре­лян на сле­ду­ю­щий день, 4 фев­ра­ля 1938 го­да, и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Ян­варь». Тверь. 2005. С. 200–203

Новомученики и исповедники Православной Церкви XX века каждый день

Каждый день публикуем информацию о новомучениках и исповедниках XX века.

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 373
  • |Видео 8
  • |Мероприятия 0

4 февраля в память о священномучениках, за Христа пострадавших

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЕРЕЙ ИОАНН (Коржавин Иван Петрович) – 1866 – 1938 гг.

Память 4 февраля, в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился в 1866 году в селе Дунилово Шуйского уезда Владимирской губернии.

В молодости учился в семинарии, но по неизвестным причинам не окончил ее. Был женат, имел двух сыновей.

Долгое время о.Иоанн служил диаконом в с. Дунилово. Когда в селе не осталось ни одного священника, он решил принять священство. В 1932 году о.Иоанн принял сан священника. В то время за этот поступок ему неминуемо грозил арест, что он прекрасно понимал. О.Иоанну было тогда уже 66 лет.

Служил в Благовещенском храме села Дунилова.

Арестован осенью 1937 г. в возрасте почти 72 лет. Тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

Первоначально содержался в тюрьме г. Шуя, после вынесения приговора был переведен в Ивановскую тюрьму и помещен в камеру N7, с еще несколькими священниками, свезенными сюда из разных тюрем Ивановской обл.: Иоанна Розанова, Иоанна Доброхотова, Петра Зяблицкого, Иакова Зяблицкого, Иоанна Успенского, Николая Бухарина. В ту же камеру поместили четырех осведомителей из заключенных.

25 января 1938 г. против священников было открыто новое следственное дело – “дело священников Николая Бухарина, Иоанна Коржавина и др., Иваново, 1938г.”. На допросах все священники держались стойко, виновными себя не признали и категорически отказались давать показания.

3 февраля 1938 года тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. был приговорен к расстрелу.

4 февраля 1938 года был расстрелян вместе с остальными священниками.

В 1989 году был реабилитирован.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. В Деяниях Собора дата кончины указана 21.01/03.02.

Библиография:
Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.256-259.
Федотов А.А. Ивановская епархия Русской Православной Церкви 1918-1998 годы: Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством. (Приложения). Иваново, 1999. С.28.
Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
Использованные материалы:
www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe. tAE
Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2. – Тверь: “Булат” , 1996 год, стр. 241-261.
www.fond.ru/book/book2/2-16.htm

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЕРЕЙ ИОАНН (Розанов Иван Андреевич) – 1873-1938 гг.

Память 4 февраля, в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 1 января 1873 года в селе Бабаево Владимирской губернии в семье псаломщика.

Читайте также:  Тихвинская Икона Божией Матери, значение и в чем помогает

В 1901 году окончил Владимирскую духовную семинарию, рукоположен в сан священника.

Служил в Преображенском храме погоста Олтушево Вязниковского уезда Владимирской губернии.

1 сентября 1930 года был арестован, обвинен в “сокрытии денежных сумм” и приговорен тройкой при ПП ОГПУ СССР по Ивановской обл. к 3 годам ссылки в Севкрай. В период следствия содержался в изоляторе ОГПУ.

После окончания заключения (с 1933) служил в селе Мостцы Ковровского района Владимирской области. О.Иоанн был женат. У него была дочь Вера.

20 октября 1937 года о. Иоанн был вновь арестован. Проходил по групповому делу “священников о.Сергия Смирнова и братьев о.Иакова и о.Петра Зяблицких, Владимирская о., Ковровский р., 1937г.” . По обвинению в “активной контрреволюционной агитации против колхозного строя” был приговорен 3 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Ивановской Промышленной обл. к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

Во время следствия содержался в следственной тюрьме г. Коврова, затем был переведен в Ивановскую тюрьму, где был помещен в камеру N7, в которую свезли из разных тюрем Ивановской Промышленной области арестованных ранее и приговоренных к 10 годам ИТЛ шестерых священиков: Иоанна Доброхотова, Николая Бухарина, Петра Зяблицкого, Иакова Зяблицкого, Иоанна Успенского, Иоанна Коржавина. В ту же камеру поместили четырех осведомителей из заключенных.

25 января 1938 г. против священников было открыто новое следственное дело – “дело священников Николая Бухарина, Иоанна Коржавина и др., Иваново, 1938г.”. На допросах все священники держались стойко, виновными себя не признали и категорически отказались давать показания.

3 февраля 1938 года тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. о. Иоанн был приговорен к расстрелу.

4 февраля 1938 года был расстрелян вместе с остальными священниками.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. В Деяниях Собора дата кончины указана 21.01/03.02.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЕРЕЙ ЕВФИМИЙ (Тихонравов Евфимий Сергеевич) – 1881-1938 гг.

Священномученик Евфимий родился 17 апреля 1881 года в городе Шуе Владимирской губернии. По некоторым свидетельствам, его отец, Сергей Тихонравов, был священником. Евфимий Сергеевич окончил церковноприходскую школу. В 1904 году, женившись на Татьяне Александровне Сперанской, дочери псаломщика Преображенского храма села Доронино, он переехал жить в это село. С этого времени он стал служить пономарем в Преображенском храме и, как многие церковнослужители того времени, зарабатывал на жизнь крестьянским трудом. У Евфимия Сергеевича и Татьяны Александровны родилось трое детей.

В 1917 году в России установилась безбожная власть, которая сразу же начала гонения на Русскую Православную Церковь. Местные власти в Доронино были жестко, непримиримо настроены к Церкви и пригрозили служившему здесь священнику, что если он не перестанет служить, то все его имущество будет конфисковано. У него была большая семья, много детей, и ради них священник оставил храм. Епархиальный архиерей направил в Доронино другого священника, но и он прослужил недолго, так как власти и к нему приступили с различными угрозами. Приход снова остался без священника, и Евфимий Сергеевич, соболезнуя оставшимся без пастыря верующим, подал прошение архиерею о рукоположении в сан священника. Здоровья он был от рождения слабого, и некоторые из родственников отговаривали его: «Такое время, все отказываются, прячутся, а ты хочешь рукополагаться!» Но он был решителен в своем намерении, и в 1933 году его рукоположили к Преображенскому храму в селе Доронино. Жена священника, Татьяна Александровна, сама пекла просфоры дома, но в 1935 году она тяжело заболела, ослепла и в том же году умерла. Вместо Татьяны Александровны отцу Евфимию стала помогать его младшая дочь, Антонина; другие же дети еще раньше уехали из села и жили отдельно. Она пекла просфоры и топила в храме печи.

В селе многие жители были крайне враждебно настроены к храму и требовали его закрытия. Когда отец Евфимий проходил по улице, то ему вслед часто неслись ругательства и смех. В 1935 году отец Евфимий не смог уплатить назначенных ему властями налогов. За неуплату его имущество было конфисковано, а храм закрыт. После закрытия храма безбожники стали его разорять, вынося иконы и уничтожая их. Один из таких безбожников вытаскивал иконы, бросал их на землю и с ожесточением одержимого топтал. Впоследствии он отморозил руки и ступни ног и лишился возможности двигаться; у сына, который родился у него вскоре после кощунства, руки и ноги были от рождения каленными. Местные власти устроили в храме склад для зерна, затем — конюшню, а после нее превратили помещение храма в склад для удобрений и этим почти разрушили здание.

После закрытия храма отец Евфимий еще некоторое время прожил в селе, совершая по просьбе верующих требы. Жить становилось все трудней, и он переехал в Иваново, где устроился работать сторожем в одном из лечебных учреждений, но так же, как и раньше, совершал требы по просьбам верующих. Он поселился в так называемом рабочем поселке, где снимал угол, лишь бы переночевать. Комнаты здесь сдавались всем, кто ни просился, люди совершенно друг другу не знакомые спали в одной комнате рядом друг с другом на полу. Через некоторое время узнали, что отец Евфимий — священник, и в разгар самых свирепых гонений донесли, что в доме «нелегально» проживает священник. 1 января 1938 года отец Евфимий был арестован и заключен в тюрьму в городе Иванове. Через несколько дней он был допрошен.

— Вы арестованы как участник нелегальной контрреволюционной группы заштатного духовенства, проводившей антисоветскую агитацию среди своего окружения. Признаете ли себя виновным?

— Не признаю себя виновным, так как никакой антисоветской агитации я не вел и членом контрреволюционной подпольной организации заштатного духовенства не состоял.

После этого были допрошены лжесвидетели, и в первую очередь хозяйка квартиры, где снимал угол священник. Она показала: «Тихонравов систематически на протяжении всего 1937 года в моем присутствии допускал контрреволюционные клеветнические выпады по адресу советской власти. В сентябре 1937 года, выражая недовольство советской властью, заявил: “Жить стало невозможно, нас, служителей. облагают непосильными налогами. Это делают с целью уничтожения религии и нас, духовенства”. Припоминаю ряд случаев, когда Тихонравов в моем присутствии распространял контрреволюционные провокационные слухи о якобы эксплуатации заключенных в советских тюрьмах и концлагерях».

Другой лжесвидетель сказал: «В ноябре 1937 года в беседе со мной о выборах в Верховный Совет он говорил: “Теперь происходит подготовка к выборам в Верховный Совет, но что это за выборы, когда назначают своих кандидатов? Это всё те же выборы, что были раньше; кто им не очень люб, того они убирают куда следует, посылают строить каналы, а потом этими каналами и хвастаются. А что, сами они эти каналы выстроили? Ведь это сделано руками заключенных. Это работа не лучше египетской каторги”».

3 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Евфимия к расстрелу. На следующий день после вынесения приговора следователь вновь допросил священника.

— Вам предъявляется обвинение в том, что вы на протяжении длительного периода времени среди своего окружения вели контрреволюционную агитацию. Признаете себя в этом виновным?

— Виновным себя в этом не признаю, так как никакой контрреволюционной агитации я не вел.

— Материалами следствия установлено, что вы систематически допускали на советскую власть контрреволюционную клевету.

— Нет, этого не было.

— Следствие располагает материалом, что вы в сентябре 1937 года допускали контрреволюционные клеветнические выпады о Советском Союзе, колхозах и положении колхозников. Признаете вы это?

— Нет, не признаю и сведения, которыми следствие располагает, я считаю ложными.

В тот же день, когда произведен был этот допрос, 4 февраля 1938 года, священник Евфимий Тихонравов был расстрелян в городе Иванове и погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Игумен Дамаскин. “Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия”.
Тверь, Издательство “Булат”, т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЕРЕЙ ИОАНН (Успенский Иван Алексеевич) – 1870-1938 гг.

Память 4 февраля в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился в 1870 году в селе Большие Соли Ярославской губернии.

Окончил духовное училище.

В 1890 году рукоположен в сан диакона.

Позднее поставлен священником в село Введенское Кинешемского района Ивановской области.

Был арестован в начале ноября 1937 г. Тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

Первоначально содержался в тюрьме г. Кинешма, после вынесения приговора был переведен в Ивановскую тюрьму и помещен в камеру N7, с еще несколькими священниками, свезенными сюда из разных тюрем Ивановской обл.: Иоанна Розанова, Иоанна Доброхотова, Петра Зяблицкого, Иакова Зяблицкого, Иоанна Коржавина, Николая Бухарина. В ту же камеру поместили четырех осведомителей из заключенных.

25 января 1938 г. против священников было открыто новое следственное дело – “дело священников Николая Бухарина, Иоанна Коржавина и др., Иваново, 1938г.”. На допросах все священники держались стойко, виновными себя не признали и категорически отказались давать показания.

3 февраля 1938 года тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. был приговорен к расстрелу.

4 февраля 1938 года был расстрелян вместе с остальными священниками.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. В Деяниях Собора дата кончины указана 21.01/03.02.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОАНН УСПЕНСКИЙ

Память 22 января / 4 февраля, в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился в 1870 году в селе Большие Соли Ярославской губернии.

Окончил духовное училище.

В 1890 году рукоположен в сан диакона.

Позднее поставлен священником в село Введенское Кинешемского района Ивановской области.

Был арестован в начале ноября 1937 г. Тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

Первоначально содержался в тюрьме г. Кинешма, после вынесения приговора был переведен в Ивановскую тюрьму и помещен в камеру N7, с еще несколькими священниками, свезенными сюда из разных тюрем Ивановской обл.: Иоанна Розанова, Иоанна Доброхотова, Петра Зяблицкого, Иакова Зяблицкого, Иоанна Коржавина, Николая Бухарина. В ту же камеру поместили четырех осведомителей из заключенных.

25 января 1938 г. против священников было открыто новое следственное дело – “дело священников Николая Бухарина, Иоанна Коржавина и др., Иваново, 1938г.”. На допросах все священники держались стойко, виновными себя не признали и категорически отказались давать показания.

3 февраля 1938 года тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. был приговорен к расстрелу.

4 февраля 1938 года был расстрелян вместе с остальными священниками.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. В Деяниях Собора дата кончины указана 21.01/03.02.

Библиография

  • Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.256-259.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

Использованные материалы

  • http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe. tAk
  • Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2. – Тверь: “Булат” , 1996 год, стр. 241-261.
    • http://www.fond.ru/book/book2/2-16.htm

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, 17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.

19 Но твердое основание Божие стои́т, имея печать сию: “познал Господь Своих”; и: “да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа”.

20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.

21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.

Евангелие (от Луки): 1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, 2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Притча, в которой просто и понятно говорится о том, что даже если человек прост Бога, а ответа на них нет, то не стоит унывать. Разумеется, в реальности такой судья или иной чиновник, не желая заниматься нуждами граждан, использует все ухищрения, чтобы отбиться от просителя, делами которого он не жалеет заниматься. Как правило, чтобы такой начал ими заниматься, требует помощь кого-нибудь влиятельнее его. Но Господь не рассказывает историю про нерадивого чиновника, а использует иносказание, чтобы объяснить некоторые истины духовного мира. Если человек просит, то не бывает, что Бог не слышит его. Часто надо просто проявить больше усердия в молитве. Однако часто сам Бог лучше нас знает, когда исполнить ту или иную просьбу и исполнять ли, вообще. Что греха таить, мы часто просим не то, что нам полезно, а то, что хотим, а в наших желаниях много греховного. Поэтому стоит ли удивляться тому, что наши прошения не исполняются? Надо ли говорить, что в этих случаях человек, проявив упорство, подобное упорству этой вдовы, может сильно навредить себе? Поэтому, пожалуй, нам с вами требуется не только вера и усердие, но и рассудительность.

И чтения праздника апостола Тимофея. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.

3 Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, 4 и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5 приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.

Читайте также:  Икона Троеручица

6 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; 7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.

8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, 9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, 10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, 11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.

Евангелие (от Луки): 1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4 Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

8 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Господь посылает учеников своих на проповедь, уча при этом их надеяться не на себя, в первую очередь, но на Бога. Надейся они на себя – они бы взяли с собой все необходимые запасы. Но Господь говорит им, чтобы они не делали этого, но полагали надежду на Бога. И, как они признаются позже, они не терпели ни в чем нужды. А еще Господь учит их, дабы они не стремились иметь от этого служения какую-то выгоду, но чтобы и пыль, осевшую на их одежду и ноги отрясали с себя, дабы никто не мог сказать, что они проповедуют ради корысти…. Увы, в нас такого доверия Бога еще меньше, чем было в учениках Христа в тот период, ибо мы, скорей, доверяем себе, чем Богу, заботящемуся о нас…

Священномученик Иоанн Успенский, пресвитер

  • Новости
  • Правящий архиерей
    • Правящий архиерей
    • Правящий архиерей. Фотогалерея
  • Епархия
    • Благочиния
    • Монастыри
    • Святые
    • История
  • Публикации
    • Статьи, доклады
    • Проповеди
    • Творчество
  • Проекты
    • Юный Златоуст
    • Епископы
    • Клирики
    • Храмы
  • Каноническая комиссия
    • Состав комиссии
    • Документы
  • Видеосюжеты
    • Новостные видеосюжеты
    • Просветительские видеосюжеты
    • Фильмы и программы
  • Контакты

Мы на YouTube

Мы в Instagram

Мы ВКонтакте

Календарь

Март 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив

Объявления

  • Актуальная аналитика

    • Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Международного дня редких заболеваний 28.02.2021
    • Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи 15.02.2021
    • Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 11 февраля 2021 года 12.02.2021
  • Ссылки

    Священномученик Иоанн Быстров, пресвитер

    Священномученик Иоанн родился в 1888 году в селе Абаимово Сергачского уезда в семье диакона. Родители отца Иоанна долгое время име­ли только дочерей, но им хотелось сына, и тогда его мать стала усердно молиться, дав обет, что если родится мальчик, то он будет посвящен Господу. Когда долго­жданный сын родился, его назвали Иоан­ном.

    В 1906 году Иоанн Александрович Быстров окончил педагогические курсы при Нижегородском Высшем начальном училище со званием учителя, имея право преподавать в светских училищах низшей ступе­ни министерства народного просвещения. Начиная с 7 ноября 1906 года, он стал учителем и заведую­щим двухклассного училища в селе Семьяны Васильсурского уезда. Одновременно он взял на себя добровольно должность лектора народных чтений и заведующего уездной библиотекой всероссийского Общества народной трезвости. Кроме этого молодой учитель исполнял и обязанности счетовода в мест­ном кредитном товариществе.

    Обладавший выдающимся педагогическим даро­ванием семьяновский учитель вскоре стал известен среди преподавателей, и окружающие прочили ему славное будущее и карьеру. Казалось, что Иоанн на­шел себя в любимом деле, обеты, данные перед его рождением, были забыты. Но Господь Сам напом­нил о Себе. Все чаще Иоанн вспоминал о данном его матерью слове, все мучительнее переживал мысль о своей неверности Богу. Сколь удачно ни сложи­лось бы его дальнейшая жизнь, но она будет никуда не годна, если выстроится на зыбучей основе неправ­ды. И когда ему исполнилось двадцать семь лет, он сказал своей матери:

    — Мама, я должен исполнить обещание. Я сам так хочу.

    Он женился, жена его Анна Андреев­на была на десять лет моложе его, но это была во всех отношениях благочестивая и счастливая семья, в которой воспитыва­лось восемь человек детей и царила вза­имная любовь. С редкостной мерой отец Иоанн был к детям рассудительно строг и справедлив, и дети очень любили его. Он никогда не забывал, что он не только отец, не только воспитатель, но и священ­ник — образец нравственности для всех окружающих.

    30 августа 1915 года Преосвященным Макарием (Гневушевым), епископом Балахнинским, Иоанн Быстров был рукоположен в сан диакона и определен на вакансию псаломщика к Карамазинской больничной церкви в имении Ро­гожка в селе Макателем Ардатовского уезда. Эта не­большая домовая каменная церковь была построена в 1865 году на средства гвардии поручика Алексан­дра Николаевича Карамзина.

    17 августа 1917 года диакон Иоанн епископом Лаврентием (Князевым) был переведен в Успенскую церковь в соседнее село Страховая Пуза. Через два года, 25 декабря 1919 года, диакон Иоанн Быстров подал прошение архиепископу Евдокиму (Мещерско­му) о рукоположении в сан священника. Отец Иоанн писал: «Имея ревностное желание послужить церк­ви Божией в сане священника, покорнейше прошу Ваше Преосвященство посвятить меня в таковой сан и определить во вновь открывшийся приход к Успен­ской церкви в деревни Дурнихи того же Ардатовско­го уезда. К сему присовокупляю, что общественное ходатайство деревни Дурнихи — прошение крестьян о желании иметь меня священником сдано в канцеля­рию Вашего Преосвященства 29 ноября этого года.

    Диаконом я состою уже четыре года; до диакон­ства с 1-го ноября 1906 по 1-е октября 1915 года со­стоял учителем, проходя одновременно должность лектора народных чтений, заведующего библиотекой и учителя пения — церковного регента…».

    В годы советской власти семье Быстровых было вдвойне тяжело от выпавших на ее долю гонений из-за того, что глава семьи стал священником. Но сам отец Иоанн ни разу не пожалел, что исполнил ма­теринский обет перед Господом. Никакие пресле­дования, никакие утеснения со стороны безбожных властей его не страшили. Гонимому властями, ему пришлось сменить несколько приходов. В 1920-е годы священник Иоанн Быстров служил в селе Саконы, а последним местом его служения стала церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова в селе Арапово Богородского района. Сам же отец Иоанн со своей многочисленной семьей жил в сосед­ней деревне Санниково.

    Педагогическая известность некоторое время охраняла его от арестов, но в разгар массовых го­нений на Церковь в 1937 году арест грозил ему не­минуемо. Кое-кто из представителей власти пытался уговорить отца Иоанна оставить храм и вернуться к учительству, обещая, что не будет помянуто его свя­щенство и его назначат директором школы. При его способностях, говорили ему, перед ним откроются все дороги и он сделает карьеру, а иначе не избежать ареста. Слушая это, матушка Анна, боясь за судьбу детей (младшей их дочери было всего два года), бро­силась уговаривать мужа оставить Церковь и пойти работать в школу, со слезами умоляя сжалиться над ними. Но пастырь, как и раньше, так и теперь оставался тверд в своем ре­шении служить Го­споду. С кротостью и любовью он ска­зал супруге:

    -Господь вас не оставит, он всех детей выведет в люди.

    После жало­бы в районную газету на священ­ника из села Ара­пово было возбуж­дено следственное дело в органах НКВД. 10 сентября 1937 года, накануне дня памяти Иоанна Постника, отца Иоанна Быстрова арестовали. Когда сотрудники районного отделения НКВД приехали за отцом Иоанном, он был на служ­бе, и они не посмели ее прервать, вышли из храма и расположились неподалеку, ожидая священника.

    Во время допроса в Горьковской тюрьме отец Ио­анн не признал своей вины.

    – Следствием установлено, что вы, являясь слу­жителем религиозного культа, систематически в окру­жении вас масс вели резкую контрреволюционную и террористическую агитацию, признаете ли это?

    – Нет, этого не признаю.

    – Следствием установлено, что вы в январе ме­сяце 1937 года, будучи в доме гражданина Мочасова, высказывали террористические тенденции, признаете ли это?

    – Не отрицаю, в доме гражданина Мочасова Н. Г. в это время я действительно был, в моем присутствии находился гражданин Шаров М. М., с моей стороны высказывание было не террористического характера, а просто упрекнул г-на Шарова в том, что он запре­щал на религиозный праздник Пасху подворный об­ход с иконами, больше я ничего не говорил.

    – Назовите фамилии лиц, имеющих с вами связь в контрреволюционной деятельности?

    – Таких людей я не имею и с ними никакого дела не имел.

    – Поддерживали ли вы связь с митрополитом Московским Сергием и поддерживали ли связь с Похвалинским Александром, епископом Богородским?

    – Связи с митрополитом Сергием в Москве я никог­да и никакой не имел, правда, связь с епископом Похвалинским Александром я поддерживал, эта у меня с ним связь была исключительно по службе, к нему несколько раз заходил по вопросам получить тот или другой ответ.

    На основании показаний лжесвидетелей из чис­ла работников местного сельсовета, против отца Иоанна были выдвинуты следующие обвинения: «…поп Быстров у себя на квартире все время произ­водил крещение детей вновь народившихся»; «ходил по селениям Богородского района и среди колхоз­ников вел контрреволюционную агитацию о выходе из колхозов, высказывал террористические намере­ния о расправе с отдельными представителями советской власти».

    14 сентября 1937 года, после завершения след­ствия, отца Иоанна отправили в Горьковскую тюрь­му. 17 сентября Тройка НКВД приговорила его к рас­стрелу. По официальным документам священник Иоанн Быстров был расстрелян 4 октября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

    Составитель: Дегтева О. В.

    Текст публикуется по книге

    «Жития святых, новомучеников и исповедников земли Нижегородской»,

    изданной Нижегородской епархией.

    4 февраля. Апостола Тимофея. Преподобномученика Анастасия Персянина. Преподобного Макария Жабынского, Белевского, чудотворца.

    22 января по старому стилю / 4 февраля по новому стилю
    понедельник
    Седмица 37-я по Пятидесятнице (рядовые чтения 32-й седмицы).
    Поста нет.

    Ап. Тимофея (ок. 96). Прмч. Анастасия Пе́рсянина (628). Прп. Макария Жабынского, Белевского, чудотворца (1623).
    Прмч. Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мчч. Мануила, Георгия, Петра, Леонтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитеров и прочих 377-ми (ок. 817).
    Сщмчч. Иоанна Успенского и Евфимия Тихонравова пресвитеров (1938).

    Иак., 53 зач.,II, 14–26. Мк., 48 зач.,X, 46–52. Ап.: 2 Тим., 290 зач. (от полý),I, 3–9. Лк., 50 зач.,X, 1–15.

    Тропарь апостола Тимофея, глас 4:
    Бла́гости научи́вся и трезвя́ся во всех,/ благо́ю со́вестию священноле́пно обо́лкся,/ поче́рпл еси́ от сосу́да избра́ннаго неизрече́нная/ и, ве́ру соблю́д, ра́вное тече́ние соверши́л еси́,/ апо́столе Тимофе́е./ Моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

    Тропарь преподобномученика Анастасия Персянина, глас 4:
    Му́ченик Твой, Го́споди, Анаста́сий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощньш дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

    Кондак святых, глас 1:
    Боже́ственнаго ученика́ и спутеше́ственника Па́влова Тимофе́я,/ ве́рнии, воспои́м вси,/ с сим почита́юще му́драго Анаста́сия,/ возсия́вшаго от Перси́ды, я́ко звезду́,/ и отгоня́щаго душе́вныя на́ша стра́сти// и неду́ги теле́сныя.

    МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
    (Иак.2:14–26, Мк.10:46–52)
    «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Иак.2:14) Путь к вере – покаяние. В покаянии же что говорят? – Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно, буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит, но, с нею сочетавшись, до конца пребывает, то и решение то – жить по заповедям, пребывает в силе и при вере.

    Потому верующий, если пришел к вере прямым путем, т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные чрез св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал, дотоле вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

    Святой апостол Тимофей

    Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонского города Листры в Малой Азии. Он был обращен ко Христу в 52 году святым апостолом Павлом († ок. 67; память 29 июня). Когда апостолы Павел и Варнава посетили впервые Ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида (Деян. 14, 6–12; 2 Тим. 1, 5).

    Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях. » (2 Тим. 3, 10, 11). В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание (2 Тим. 4, 9).

    Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80-м году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.

    Преподобномученик Анастасий Персиянин

    Преподобномученик Анастасий Персиянин был сыном персидского волхва Вава. В язычестве он носил имя Магундат и служил в войсках персидского царя Хозроя II, который в победоносной войне против греков разграбил в 614 году святой город Иерусалим и увез в Персию Животворящий Крест Господень. Великие чудеса, совершавшиеся от Креста Господня, поражали персов. Сердце юноши Магундата загорелось желанием узнать подробно о великой святыне. Расспрашивая всех о Святом Кресте, юноша узнал, что на нем претерпел распятие Сам Господь для спасения людей. Он ознакомился с истинами христианской веры в городе Халкидоне, где на некоторое время остановились войска Хозроя крестился с именем Анастасий, а затем принял монашество и провел семь лет в иноческих подвигах и трудах в одном из иерусалимских монастырей. Читая о мученических подвигах, святой Анастасий укреплялся в желании подражать им. К этому его особенно побудил таинственный сон, бывший ему в Великую Субботу перед праздником Воскресения Христова. Уснув после дневных трудов, он увидел светлого мужа, подающего ему золотую чашу, наполненную вином со словами «возьми и пей». Выпив поданную ему чашу, он почувствовал неизъяснимую сладость. Это видение святой Анастасий воспринял как предсказание о своей мученической кончине. Он тайно ушел из монастыря в Кесарию Палестинскую. Там его схватили как христианина и представили на суд. Правитель всячески пытался склонить святого Анастасия к отречению от Христа, угрожая ему муками и смертью и обещая почести и земные блага. Но святой остался непоколебим. Тогда его подвергли истязаниям: били палками, раздробили голени, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый камень, томили заключением, изнуряли тяжелой работой в каменоломнях с другими узниками.

    Наконец, правитель призвал святого Анастасия и потребовал сказать только одно слово: «Я не христианин», обещая свободу. Святой мученик ответил: «Да не будет этого со мной. Ни перед тобой, ни перед другими я не отрекусь от Господа моего ни явно, ни тайно, ни даже во сне, и никто никогда не будет в силах меня чем-либо принудить к этому». Тогда, по приказу царя Хозроя, святого мученика Анастасия удавили († 628). После смерти Хозроя мощи преподобномученика Анастасия были перенесены в Палестину, в Анастасиеву обитель.

    Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец

    Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, родился в 1539 году. В ранней молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585 году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от г. Белева. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисовского. Вернувшись на пепелище, преподобный стал возобновителем монастыря. Он снова собрал братию, и вместо деревянного был построен каменный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, с колокольней на воротах. Преподобный проводил жизнь в суровых иноческих подвигах, претерпевая мороз, зной, голод и жажду, как об этом записано было в монастырском синодике. Часто он удалялся в лесную чащу, где в одиночестве молился Богу. Однажды, когда преподобный шел лесной тропинкой, он услышал слабый стон. Он огляделся кругом и увидел прислонившегося к стволу сосны поляка, который в изнеможении полулежал. Рядом валялась его сабля. Он отстал от своего отряда и заблудился в лесу. Еле слышным голосом враг, возможно грабивший обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли в преподобном. С молитвой ко Господу он ударил посохом о землю, из которой забил прохладный родник, и напоил умирающего.

    Когда восстановленный монастырь окреп во внешней и внутренней жизни, святой Онуфрий оставил общемонастырскую жизнь и, поручив братию надежному руководству одного из своих учеников, принял схиму с именем Макарий. Местом своего уединения он избрал верховье протока Жабынки – «кладезь Жабынец», отстоящий от устья протока и берега реки Оки в одной версте.

    Схимнические подвиги преподобного Макария были скрыты не только от мира, но и от любящей его братии. Он скончался 84-х лет в 1623 году, в ночной час, когда запели петухи, и был погребен 2 января, на память апостола Тимофея, напротив ворот обители, близ места, где впоследствии была построена церковь его имени.

    В Иконописном Подлиннике сохранилось описание облика преподобного последних лет жизни: он был седой, с небольшой бородой, поверх монашеских риз носил схиму. Почитание преподобного Макария установилось в конце ХVII – начале ХVIII в. Были написаны его иконы; по преданию, мощи его почивали открыто, но уже в 1721 году их скрыли под спуд. В ХVIII в. обитель запустела.

    Память о подвигах и чудесах преподобного Макария настолько забылась, что, когда в 1816 году при постройке Никольской церкви были обретены нетленные мощи основателя обители, по нем начали служить соборную панихиду.

    Восстановление памяти преподобного Макария Белевского связано с именем игумена Ионы, который родился в день памяти преподобного Макария, 22 января, и начал свой иноческий путь в Оптиной пустыни неподалеку от Жабынской обители. С 1875 года игумен Иона стал настоятелем Жабынской пустыни. Его прошение о восстановлении памяти преподобного Макария Жабынского было подкреплено ходатайством белевских граждан, через века сохранивших веру в святость угодника. 22 января 1888 года после долгого перерыва совершилось торжественное чествование памяти преподобного Макария Жабынского.

    В 1889 году над местом погребения святого был заложен храм его имени. Игумен Иона, который жил в то время на покое в пустыне и деятельно участвовал в строительстве, решил вместе с подрядчиком работ открыть святые мощи преподобного Макария. Когда все было готово к исполнению самочинного предприятия, преподобный явился обоим участникам в сонном видении и строго предупредил их, чтобы они не дерзали на не свое дело, а иначе будут наказаны. Память об этом явлении благоговейно хранилась среди иноков обители. Преподобному была составлена служба. Память преподобного Макария Жабынского чтится, помимо 22 января, еще и 22 сентября.

    Преподобномученик Анастасий Печерский, диакон

    Пре­по­доб­но­му­че­ник Ана­ста­сий, диа­кон Пе­чер­ский, под­ви­зал­ся в Ближ­них пе­ще­рах в XII ве­ке. Иеро­мо­нах Афа­на­сий Каль­но­фий­ский на­зы­ва­ет его бра­том пре­по­доб­но­го Ти­та пре­сви­те­ра († не ра­нее 1190; па­мять 27 фев­ра­ля/12 мар­та). В ру­ко­пис­ных свят­цах он на­зы­ва­ет­ся диа­ко­ном. В служ­бе Со­бо­ру от­цов Ближ­них пе­щер о пре­по­доб­но­му­че­ни­ке Ана­ста­сии го­во­рит­ся, что он имел та­кое дерз­но­ве­ние к Бо­гу, что по­лу­чал всё про­си­мое. Па­мять его празд­ну­ет­ся так­же 28 сен­тяб­ря и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

    Мученики Ману́ил, Георгий, Петр, Леонтий, епископы, Сиони́й, Гавриил, Иоанн, Ле́онт, Паро́д, пресвитеры, и прочих 377-ми. Сии свя­тые му­че­ни­ки про­ис­хо­ди­ли из раз­ных об­ла­стей Рим­ской им­пе­рии и жи­ли в Адри­а­но­по­ле при им­пе­ра­то­ре Льве Ар­мя­нине. В то вре­мя бол­гар­ский царь Крум опу­сто­шил Фра­кию и Ма­ке­до­нию и по­до­шел к са­мо­му Кон­стан­ти­но­по­лю, за­тем по­сле трех­ме­сяч­ной оса­ды овла­дел Адри­а­но­по­лем [3] и взял в плен всех его жи­те­лей, уцелев­ших от из­би­е­ния, до со­ро­ка ты­сяч че­ло­век; в чис­ле них был и мест­ный епи­скоп, ко­то­ро­го языч­ник царь при­ка­зал стрем­глав бро­сить на зем­лю и рас­топ­тать.

    Крум по­гиб злой смер­тью; пре­ем­ник его Ду­кум умер вско­ре по­сле него, и над бол­га­ра­ми во­ца­рил­ся Ди­ценг, вла­сти­тель гроз­ный и бес­че­ло­веч­ный. Он при­ка­зал рас­пи­лить на­двое епи­ско­па Адри­а­но­поль­ско­го Ма­ну­и­ла и от­ру­бить до плеч ру­ки свя­ти­те­ля, по­сле че­го свя­щен­ные его остан­ки бро­ше­ны бы­ли на съе­де­ние псам. Гнев Бо­жий по­ра­зил из­вер­га сле­по­той, и вско­ре Ди­ценг был убит сво­и­ми под­дан­ны­ми. Ему на­сле­до­вал Мур­та­гон, ко­то­рый стал же­сто­ко пре­сле­до­вать хри­сти­ан, не по­ви­но­вав­ших­ся его по­ве­ле­нию – от­речь­ся от Хри­ста; вер­ных ра­бов Хри­сто­вых он то­мил в тем­ни­це, ис­тя­зал пыт­ка­ми и пре­да­вал смер­ти в бес­че­ло­веч­ных му­че­ни­ях. Свя­тых епи­ско­пов Ге­ор­гия Де­вельт­ско­го и Пет­ра, утвер­ждав­ших свою паст­ву в Хри­сто­вой ве­ре, бес­че­ло­веч­ный му­чи­тель пре­дал же­сто­чай­шим па­лоч­ным уда­рам и по­том от­сек ме­чом чест­ные их гла­вы; той же каз­ни вме­сте со свя­ти­те­ля­ми под­верг­лись семь хри­сти­ан; усе­че­ны ме­чом и хри­сти­ан­ские во­е­во­ды Иоанн и Леонт; свя­то­му Леон­тию-скоп­цу, епи­ско­пу Ни­кей­ско­му, языч­ни­ки прон­зи­ли чре­во ме­чом; от ме­ча же при­я­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну Гав­ри­ил и Си­о­ний; Па­род, бла­го­го­вей­ней­ший пре­сви­тер, по­бит кам­ня­ми.

    Мно­го и дру­гих вер­ных ра­бов Хри­сто­вых бы­ло из­би­то и за­клю­че­но в тем­ни­цы в это вре­мя. И не толь­ко сви­ре­пый Мур­та­гон, но и его пре­ем­ни­ки на бол­гар­ском пре­сто­ле же­сто­ко пре­сле­до­ва­ли хри­сти­ан, ко­то­рые раз­лич­ны­ми ис­тя­за­ни­я­ми и му­чи­тель­ной смер­тью стя­жа­ли се­бе веч­ное цар­ство.

    В тот же день па­мять свя­то­го пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ана­ста­сия, диа­ко­на Пе­чер­ско­го, скон­чав­ше­го­ся в кон­це XII ве­ка и по­чи­ва­ю­ще­го в пе­ще­ре пре­по­доб­но­го Ан­то­ния.


    Священномученик Иоанн Новоузенский

    Память 15(2) декабря.

    Иван Михайлович Днепровский родился 18 сентября 1875 года в селе Старый Чирчим Камешкирской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне в Камешкирском районе Пензенской области) в семье церковного пономаря. В 1891 году по прошению выбыл из 1 класса Саратовской духовной семинарии. 5 ноября 1892 года он стал псаломщиком Казанской церкви села Улыбовка Вольского уезда Саратовской губернии, где учительствовал также в церковно-приходской школе: до 1894 года он преподавал по всем предметам, до 1895 года — был учителем пения. С 28 сентября 1894 года по 20 октября 1903 года он — учитель пения в школе грамоты села Улыбовка. 14 февраля 1899 года он был посвящен в стихарь.

    3 декабря 1905 года святым Гермогеном, епископом Саратовским и Царицынским, представлен, а 1 января 1906 года преосвященным Палладием, епископом Вольским, рукоположен во диакона в село Терса Вольского уезда, где служил в Богоявленской церкви. 5 ноября 1906 года он утвержден законоучителем терсской церковно-приходской школы, а также учителем церковно-славянского языка и пения. 1 августа 1908 года он утвержден законоучителем в одноклассном училище Министерства народного просвещения в селе Девичьи Горки. Отец Иоанн был женат на дочери священника села Полчаниновка Илии Аткарского Александре (†1933) и имел дочь Серафиму (1899 – 1945 гг.) и трех сыновей: Михаила (1900 г. р.), Николая (1902 – 1963 гг.), Сергия (1904 г. р.).

    После посвящения в сан священника святой Иоанн с 1911 по 1929 годы служит в Свято-Троицком храме села Полчаниновка (Новонатальино тож) Вязовской волости Саратовских уезда и губернии (сейчас в Татищевском районе Саратовской области). Осенью 1919 года отец Иоанн был арестован органами ВЧК. Он обвинялся в том, что под престолом в храме хранил две ручные бомбы, обнаруженные сотрудниками ВЧК. Видимо, даже сотрудники «чрезвычайки» понимали абсурдность такого обвинения, поскольку отец Иоанн, проведя в заключении 18 суток, был отпущен без последствий. В 1929 году, в связи с начавшимися гонениями на веру, он оставил открытое служение. В настоящее время на месте разрушенной полчаниновской церкви выстроен магазин.

    Внук святого Иоанна, Владимир Сергеевич Днепровский, вспоминает, что еще в начале 1920-х годов его дед купил на окраине Саратова, в районе Соколовой горы, небольшой деревянный дом, для того, чтобы подрастающие дети могли жить и учиться в городе. Дом был записан на дочь новомученика, которая жила в нем до самой смерти, последовавшей в 1945 году. По семейному преданию, именно в этом доме в голодный 1933 год отошла ко Господу супруга святого Иоанна Александра Ильинична. Она похоронена на Воскресенском (так называемом «Старом») кладбище Саратова.

    Безместный священник устроился наблюдателем на Нижне-Волжской испарительной метеорологической станции, где и проработал до самого ареста; проживал в городе Новоузенске. Его приютила у себя монахиня Акилина (Шилина), которой принадлежал дом по адресу ул. Калачевского, д. 24. 8 декабря 1937 отец Иоанн был арестован местной милицией по обвинению в «распространении контрреволюционной клеветы о новой советской конституции и руководителях Советской власти» и «проведении антисоветской агитации против Советской власти» и заключен в тюрьму в городе Саратове. Реальной же причиной ареста послужило то, что священник высказывал протест против закрытия церквей и преследования верующих.

    При обыске у священника был обнаруже только паспорт, более ни вещей, ни ценностей у служителя алтаря Господня не было.

    На следующий день новомученик был допрошен.

    — Вы обвиняетесь в контрреволюционном действии против существующего политического строя в СССР.

    — Виновным себя в этом не признаю.

    — Вы клеветали на сталинскую конституцию, говорили, что это кабала и больше ничего и что хорошего от нее ждать нельзя. Признаете ли это?

    — Это я также категорически не признаю.

    — Вы говорили, что в день выборов сгонят всех на отдельные базы и прикажут голосовать за того, кто им будет выгоден, — будете ли это отрицать?

    — Не признаю и это.

    — Вы говорили, что советская власть посягнула на религию, разграбила храмы, невинно сослала все духовенство, — признаете ли это?

    — Да, это я действительно говорил — что все храмы советская власть уничтожила и что священство невинно все сослано, других разговоров я совершенно не вел.

    — Расскажите следствию, с кем из духовенства в Новоузенске вы поддерживали связь?

    — Я был тесно связан только со священником Алексеем Поповым, у которого часто бывал и вел беседу, как вывести из тупика религию, так как советская власть окончательно добивает ее и жить нам становится все труднее.

    — В беседе Попов защищал права религии, предлагал вам быть еще активнее в религиозных мероприятиях — вы дали согласие действовать заедино?

    — Когда мы с Поповым беседовали относительно религии, то он мне говорил, что христианская религия самая идеальная и что отступать от нее не следует, — с этим и я с ним согласился, обещал чем смогу помочь, другого у нас в разговорах ничего не было.

    — Вы говорили, что скоро советская власть будет свергнута, это осуществят культурные державы — Япония, Германия. Признаете ли это?

    — Нет, этого я не признаю.

    — Вы производили у себя на квартире сборы верующих, среди которых распространяли контрреволюционную пропаганду, создавали фонды для поддержания религии.

    — Это я категорически отрицаю.

    В тот же день следствие было закончено, дело святого Иоанна, заведенное на него в милиции, по рассмотрении помощником оперуполномоченного Новоузенского РО НКВД, было передано на рассмотрение тройки УНКВД по Саратовской области, а еще день спустя, 10 декабря, постановлением тройки священномученик был приговорен к расстрелу. Постановление тройки было приведено в исполнение 15 декабря 1937 года в Саратове, место захоронения осталось неизвестным. Близко общавшийся со святым Иоанном священник новоузенской Свято-Екатерининской церкви Алексий Иванович Попов попал в жернова НКВД еще раньше — после «следствия», продолжавшегося всего девять дней, он был расстрелян в Саратове 21 сентября 1937 года.

    В 1961 году сын святого Иоанна Николай обратился в МВД с просьбой о реабилитации новомученика. В следственном деле были обнаружены «показания» трех свидетелей, положенные в основу обвинительного заключения. К моменту пересмотра дела в живых осталась лишь одна из них, при проведении передопроса которой выяснилось, что в далеком 37-м никаких показаний на Днепровского И. М. она не давала и вообще не была знакома с этим человеком. По протесту прокуратуры Саратовской области Президиум Саратовского областного суда своим постановлением от 29 октября 1961 года реабилитировал страдальца за недоказанностью обвинения. При реабилитации было отмечено, что дело было сфабриковано с грубым нарушением процессов следствия и судопроизводства.

    Однако дети отца Иоанна, хотя и добились его реабилитации, так и не узнали о судьбе своего отца. Правда стала известна лишь в 1991 году, когда на запрос внуков святого, Владимира и Ирины, Управление КГБ СССР по Саратовской области сообщило, что святой Иоанн был расстрелян. Иерей Алексий Попов был реабилитирован уже в наши дни — в 1989 году. 17 июля 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении в лике святых иерея Иоанна Днепровского.

    Ссылка на основную публикацию