Священномученик Иоанн Успенский, пресвитер

Священномученик Иоанн Быстров (1888 – 1937)

Священномученик Иоанн родился в 1888 году в селе Абаимово Сергачского уезда в семье диакона. Родители отца Иоанна долгое время имели только дочерей, но им хотелось сына, и тогда его мать стала усердно молиться, дав обет, что если родится мальчик, то он будет посвящен Господу. Когда долгожданный сын родился, его назвали Иоанном.

В 1906 году Иоанн Александрович Быстров окончил педагогические курсы при Нижегородском Высшем начальном училище со званием учителя, имея право преподавать в светских училищах низшей ступени министерства народного просвещения. Начиная с 7 ноября 1906 года, он стал учителем и заведующим двухклассного училища в селе Семьяны Васильсурского уезда. Одновременно он взял на себя добровольно должность лектора народных чтений и заведующего уездной библиотекой всероссийского Общества народной трезвости. Кроме этого молодой учитель исполнял и обязанности счетовода в местном кредитном товариществе.

Обладавший выдающимся педагогическим дарованием семьяновский учитель вскоре стал известен среди преподавателей, и окружающие прочили ему славное будущее и карьеру. Казалось, что Иоанн нашел себя в любимом деле, обеты, данные перед его рождением, были забыты. Но Господь Сам напомнил о Себе. Все чаще Иоанн вспоминал о данном его матерью слове, все мучительнее переживал мысль о своей неверности Богу. Сколь удачно ни сложилось бы его дальнейшая жизнь, но она будет никуда не годна, если выстроится на зыбучей основе неправды. И когда ему исполнилось двадцать семь лет, он сказал своей матери:

— Мама, я должен исполнить обещание. Я сам так хочу.

Он женился, жена его Анна Андреевна была на десять лет моложе его, но это была во всех отношениях благочестивая и счастливая семья, в которой воспитывалось восемь человек детей и царила взаимная любовь. С редкостной мерой отец Иоанн был к детям рассудительно строг и справедлив, и дети очень любили его. Он никогда не забывал, что он не только отец, не только воспитатель, но и священник — образец нравственности для всех окружающих.

Епископ Нижегородский и Макарьевский
Евдоким (Мещерский)

30 августа 1915 года Преосвященным Макарием (Гневушевым), епископом Балахнинским, Иоанн Быстров был рукоположен в сан диакона и определен на вакансию псаломщика к Карамазинской больничной церкви в имении Рогожка в селе Макателем Ардатовского уезда. Эта небольшая домовая каменная церковь была построена в 1865 году на средства гвардии поручика Александра Николаевича Карамзина.

17 августа 1917 года диакон Иоанн епископом Лаврентием (Князевым) был переведен в Успенскую церковь в соседнее село Страховая Пуза. Через два года, 25 декабря 1919 года, диакон Иоанн Быстров подал прошение архиепископу Евдокиму (Мещерскому) о рукоположении в сан священника. Отец Иоанн писал: «Имея ревностное желание послужить церкви Божией в сане священника, покорнейше прошу Ваше Преосвященство посвятить меня в таковой сан и определить во вновь открывшийся приход к Успенской церкви в деревни Дурнихи того же Ардатовского уезда. К сему присовокупляю, что общественное ходатайство деревни Дурнихи — прошение крестьян о желании иметь меня священником сдано в канцелярию Вашего Преосвященства 29 ноября этого года.

Диаконом я состою уже четыре года; до диаконства с 1-го ноября 1906 по 1-е октября 1915 года состоял учителем, проходя одновременно должность лектора народных чтений, заведующего библиотекой и учителя пения — церковного регента…».

В годы советской власти семье Быстровых было вдвойне тяжело от выпавших на ее долю гонений из-за того, что глава семьи стал священником. Но сам отец Иоанн ни разу не пожалел, что исполнил материнский обет перед Господом. Никакие преследования, никакие утеснения со стороны безбожных властей его не страшили. Гонимому властями, ему пришлось сменить несколько приходов. В 1920-е годы священник Иоанн Быстров служил в селе Саконы, а последним местом его служения стала церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова в селе Арапово Богородского района. Сам же отец Иоанн со своей многочисленной семьей жил в соседней деревне Санниково.

Педагогическая известность некоторое время охраняла его от арестов, но в разгар массовых гонений на Церковь в 1937 году арест грозил ему неминуемо. Кое-кто из представителей власти пытался уговорить отца Иоанна оставить храм и вернуться к учительству, обещая, что не будет помянуто его священство и его назначат директором школы. При его способностях, говорили ему, перед ним откроются все дороги и он сделает карьеру, а иначе не избежать ареста. Слушая это, матушка Анна, боясь за судьбу детей (младшей их дочери было всего два года), бросилась уговаривать мужа оставить Церковь и пойти работать в школу, со слезами умоляя сжалиться над ними. Но, как и раньше, так и теперь оставался тверд пастырь в своем решении служить Господу. С кроткостью и любовью он сказал супруге:

— Господь вас не оставит, он всех детей выведет в люди.

После жалобы в районную газету на священника из села Арапово было возбуждено следственное дело в органах НКВД. 10 сентября 1937 года, накануне дня памяти Иоанна Постника, отца Иоанна Быстрова арестовали. Когда сотрудники районного отделения НКВД приехали за отцом Иоанном, он был на службе, и они не посмели ее прервать, вышли из храма и расположились неподалеку, ожидая священника.

Во время допроса в Горьковской тюрьме отец Иоанн не признал своей вины.
— Следствием установлено, что вы, являясь служителем религиозного культа, систематически в окружении вас масс вели резкую контрреволюционную и террористическую агитацию, признаете ли это?

— Нет, этого не признаю.

— Следствием установлено, что вы в январе месяце 1937 года, будучи в доме гражданина Мочасова, высказывали террористические тенденции, признаете ли это?

— Не отрицаю, в доме гражданина Мочасова Н. Г. в это время я действительно был, в моем присутствии находился гражданин Шаров М. М., с моей стороны высказывание было не террористического характера, а просто упрекнул г-на Шарова в том, что он запрещал на религиозный праздник Пасху подворный обход с иконами, больше я ничего не говорил.

— Назовите фамилии лиц, имеющих с вами связь в контрреволюционной деятельности?

— Таких людей я не имею и с ними никакого дела не имел.

— Поддерживали ли вы связь с митрополитом Московским Сергием и поддерживали ли связь с Похвалинским Александром, епископом Богородским?

— Связи с митрополитом Сергием в Москве я никогда и никакой не имел, правда, связь с епископом Похвалинским Александром я поддерживал, эта у меня с ним связь была исключительно по службе, к нему несколько раз заходил по вопросам получить тот или другой ответ.

Документы из следственного дела иерея Иоанна Быстрова

На основании показаний лжесвидетелей из числа работников местного сельсовета, против отца Иоанна были выдвинуты следующие обвинения: «…поп Быстров у себя на квартире все время производил крещение детей вновь народившихся»; «ходил по селениям Богородского района и среди колхозников вел контрреволюционную агитацию о выходе из колхозов, высказывал террористические намерения о расправе с отдельными представителями советской власти».

14 сентября 1937 года, после завершения следствия, отца Иоанна отправили в Горьковскую тюрьму. 17 сентября Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. По официальным документам священник Иоанн Быстров был расстрелян 4 октября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

Память сщмч. Иоанна 4 октября.

Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.

ВЛАДИМИР

(Богоявленский Василий Никифорович, 1.01.1848, с. М. Моршевка (М. Моршка) Моршанского у. Тамбовской губ.- 25.01/7.02.1918, Киев), сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих), митр. Киевский и Галицкий. Из семьи священника. Учился в Тамбовской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «О праве церковного отлучения». В академии специализировался на церковно-практическом отд-нии. После завершения академического курса назначен преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую ДС, с 26 мая 1874 г. преподаватель Свящ. Писания. Одновременно преподавал в семинарии нем. язык, в епархиальном жен. уч-ще и в жен. гимназии географию. В 1882 г. Богоявленский женился и 31 янв. Тамбовским и Шацким еп. Палладием (Ганкевичем) был рукоположен во иерея в Покровском соборе г. Козлова (совр. Мичуринск). В том же году избран депутатом от духовенства Козлова на епархиальный съезд. В 1883 г. назначен благочинным церквей города и настоятелем Троицкой ц. Проявил себя как выдающийся проповедник.

Ранняя смерть супруги, а затем и единственного ребенка резко изменили ход жизни свящ. Василия. 8 февр. 1886 г. в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ре он был пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем козловского Троицкого мон-ря. 6 окт. 1886 г. В. был переведен на ту же должность в новгородский Антония Римлянина мон-рь; был членом Новгородской консистории. Активно участвовал в деятельности новгородского епархиального братства Св. Софии (создано в 1886).

13 июня 1888 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры В. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский). В. являлся деятельным помощником престарелого митр. Исидора в управлении Новгородской епархией. Епископ объезжал храмы епархии, составляя журналы с подробными сведениями о клире, церкви, приходских школах (напр.: Новгородские ЕВ. 1891. № 11-19), стремился оживить приходскую жизнь. Для повышения образовательного уровня клириков по распоряжению В. был подготовлен список книг, к-рые обязательно должны быть в церковных б-ках (опубл.: Новгородские ЕВ. 1890. № 5-6. С. 142-145). 19 авг. 1890 г. он присутствовал на открытии в Новгороде епархиальной публичной б-ки. Благодаря В. в епархии повсеместно были введены воскресные внебогослужебные беседы по вопросам веры и нравственности. Он сам осенью и зимой 1888/89 г. прочитал в Софийском соборе цикл из 18 бесед, посвященных религиозно-нравственному воспитанию детей. С февр. 1889 г. в беседах начало участвовать городское духовенство и преподаватели ДС. С 25 марта 1890 г. в Новгороде проходили религиозно-нравственные чтения с духовным пением, сначала в зале Благородного собрания, с окт. того же года – в здании семинарии. В. уделял много внимания церковноприходским школам, его заботами получила новую жизнь школа при Варлаамиевом Хутынском мон-ре. Считал одной из важнейших задач борьбу с пьянством, читал проповеди на эту тему, убеждал духовенство заботиться об искоренении пьянства. Благодаря В. в епархии были учреждены 2 должности епархиальных миссионеров.

15 июля 1888 г. В. возглавил в Новгороде празднование 900-летия Крещения Руси. В сент. того же года состоялось перенесение Старорусской иконы Божией Матери из Тихвина в Ст. Руссу. 17 сент. В. совершил молебен перед иконой на площади в Ст. Руссе в присутствии 20 тыс. богомольцев, на следующий день служил литургию в соборе старорусского на Острову в честь Преображения Господня мон-ря. 18 сент. стало одним из дней празднования Старорусской иконе Божией Матери. (В Георгиевской ц. Ст. Руссы, где ныне хранится чтимый список иконы кон. XVIII в., в 1997 было исполнено большое настенное изображение В.) В окт. 1890 г. архиерей возглавил торжества по случаю 150-летия Новгородской ДС.

19 янв. 1891 г. В. был назначен на Самарскую кафедру. Так же как и в Новгородской епархии, он уделял большое внимание духовному просвещению, развивал сеть церковноприходских и воскресных школ, добивался бесплатного или льготного снабжения их учебными пособиями, содействовал увеличению числа приходских б-к. Положил начало внебогослужебным религиозно-нравственным чтениям, поочередно проходившим в разных храмах Самары. В. совершал вечерню с чтением акафиста, затем вступительным словом открывал чтение, к-рое продолжал приходской священник, владыка присутствовал на беседе до конца. В февр. 1892 г. В. основал в Самаре религиозно-просветительское братство во имя свт. Алексия, митр. Московского. В здании городской думы открыл бесплатные вечерние чтения религ. содержания. 11 мая 1892 г. по инициативе В. в Самаре прошел общешкольный праздник в память равноапостольных Кирилла и Мефодия, в соборе на литургию собрались все учащие и учащиеся города.

В 1891 г. Самарскую губ. поразил неурожай, следствием к-рого стали голод и эпидемия холеры. В. учредил епархиальный и уездные комитеты для сбора средств и раздачи пожертвований, дал указание консистории об отчислении церковных средств в помощь голодающим. При мон-рях и богатых приходах открылись столовые и чайные для бедняков, всех учащихся кормили бесплатно. В. совершал на площадях Самары общенародные молебствия перед Смоленской иконой Божией Матери об избавлении от холеры. В проповедях призывал жителей города оказывать помощь больным, посещал лазареты, служил панихиды на кладбище. Прекращение эпидемии многие приписывали молитвам святителя.

18 окт. 1892 г. В. был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Много времени он проводил в поездках по кавказским приходам и мон-рям. Благодаря его деятельности в Экзархате было построено более 100 новых храмов, возобновлены службы в закрытых церквах, восстановлен Мцхетский собор, Самтаврский мцхетский во имя равноап. Нины мон-рь.

Особое внимание В., как и на др. местах своего служения, уделял духовно-просветительской работе. Трудами святителя в Кутаисе была устроена ДС; в Экзархате открылось более 300 церковноприходских школ, где учились дети не только из правосл. семей, но и из старообрядческих, арм., евр. и др. Архиерей часто посещал школы и наблюдал за уровнем преподавания. В. организовал во мн. тифлисских храмах внебогослужебные религиозно-нравственные чтения, регулярно посещал храмы города и слушал проповедников. В 1897 г. архиерей учредил епархиальное духовно-просветительское миссионерское братство, объединившее образованное духовенство Тифлиса и мн. мирян. Члены братства устраивали беседы с сектантами и старообрядцами, распространяли правосл. книги, проводили крестные ходы. Благодаря В. оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, к-рое способствовало устройству при мн. храмах б-к из книг духовно-нравственного содержания на рус. и груз. языках.

В. прилагал много усилий, чтобы поднять религиозно-нравственный уровень народа. По благословению архиепископа в Колючей балке, одном из беднейших районов Тифлиса, был основан молитвенный дом во имя свт. Феодосия Черниговского. В помещении церковноприходской школы по воскресным и праздничным дням проводились занятия для детей этого района, не имеющих возможности посещать учебные заведения; кроме общеобразовательных предметов здесь обучали рукоделию. При тифлисском кафедральном соборе открылись читальня и бесплатная чайная. В районе с неправосл. населением стараниями владыки был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с залом для религиозно-нравственных бесед и б-кой; во иерея к храму был рукоположен Сергий Городцов (впосл. митр. Новосибирский Варфоломей).

Во время эпидемии холеры в Закавказье в 1893 г. В., получив из комитета народного здоровья известие о первых случаях заболеваний в Тифлисе, призвал население города к общей молитве. 15 авг., в праздник Успения Божией Матери, состоялся крестный ход по районам города, охваченным эпидемией.

Несмотря на самоотверженное служение В., националистически настроенная часть груз. общества и клира относилась к нему враждебно. Из Грузии в Синод поступали многочисленные жалобы на святителя, полные клеветы и наветов. (Современники свидетельствовали, что «нестяжательность, простота, всем известное трудолюбие, исправность во всем, даже, и по преимуществу, иноческое целомудрие,- все в экзархе подвергалось заподозриванию и всевозможным клеветническим доносам».- ПрибЦВед. 1918. № 9-10. С. 350). Среди студентов Тифлисской семинарии активно распространялись революционные и националистические идеи. В конфликтах ректора семинарии архим. Серафима (Мещерякова) со студентами архиерей неизменно поддерживал ректора, чем вызывал негодование груз. газет.

21 февр. 1898 г. В., после возведения в сан митрополита, был назначен на Московскую кафедру. Его помощниками – викариями Московской епархии – стали выдающиеся церковные деятели: 28 февр. 1899 г. митрополит возглавил хиротонию архим. Арсения (Стадницкого) во епископа Волоколамского, 1 июля 1901 г. состоялась хиротония архим. Трифона (Туркестанова) во епископа Дмитровского, 29 июня 1906 г.- архим. Анастасия (Грибановского) во епископа Серпуховского.

Читайте также:  Именины Матвея по православному календарю

В Москве святитель применил весь опыт архиерейского служения, накопленный за предыдущие годы. В. призывал духовенство епархии чаще совершать богослужения и поучать паству, открыл новые вакансии при приходах и пригласил туда талантливых проповедников. Каждую неделю В. произносил проповеди на Троицком подворье Троице-Сергиевой лавры, в к-рых затрагивал актуальные вопросы гос. и общественной жизни, вопросы личности и семьи, богатства и бедности, веры и неверия, темы морали, науки, обсуждал рабочий вопрос, проблемы церковной дисциплины. Его речи публиковались в периодической печати. В Москве получили широкое распространение религиозно-просветительские и назидательные чтения для народа, для детей, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции. 16 июня 1902 г. по инициативе В. в здании Исторического музея на Красной пл. начали работу пользовавшиеся популярностью общеобразовательные курсы для рабочих.

Благодаря усилиям В. в Москве в 1903 г. открылся епархиальный дом с храмом во имя равноап. кн. Владимира, ставший центром просветительской и миссионерской деятельности в епархии (впосл. назывался Владимирским). Московские священники поочередно совершали в нем богослужения, произносили проповеди. По воскресеньям в епархиальном доме служилась вечерня с акафистом при общенародном пении, затем проводились беседы религиозно-нравственного содержания, в к-рых часто принимал участие митрополит. В большом зале проходили богословские чтения, чтения для рабочих, лекции, беседы, духовные концерты. Ответственным за проповедническую деятельность являлся прот. сщмч. Иоанн Восторгов. В епархиальном доме разместились епархиальный училищный совет, благотворительные учреждения, редакции духовных журналов, Кирилло-Мефодиевское московское братство, Православное миссионерское общество, попечительство о бедных духовного звания, книжный магазин, б-ка с читальным залом и др. 29 дек. 1907 г. В. положил начало молодежному Златоустовскому религиозно-философскому кружку, также располагавшемуся в епархиальном доме. Кружок ставил своей целью содействовать распространению религиозно-философских идей в строго правосл. духе среди учащейся молодежи.

В. много внимания уделял духовным учебным заведениям, заботился об их материальном обеспечении. Учредил жен. богословские курсы, жен. епархиальное уч-ще при московском мон-ре в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость», способствовал строительству здания для Перервинского ДУ, дома для преподавателей МДС, ремонту Заиконоспасского, Донского, жен. Филаретовского духовных уч-щ. В епархии действовали курсы для преподавателей церковноприходских школ, созывались съезды преподавателей Закона Божия.

Для лучшего развития миссионерско-просветительского дела В. открыл ежегодные миссионерские курсы для духовенства, ввел 4 должности епархиальных миссионеров. Учредил Московский епархиальный миссионерский совет, миссионерское братство во имя Воскресения Христова, братство свт. Алексия при Чудовом мон-ре, расширил сферу деятельности Петра митрополита братства. Добился открытия в МДА в 1907 г. кафедры по истории и обличению сектантства, позднее такие кафедры были созданы в др. духовных академиях. Активно создавал народно-миссионерские курсы, на к-рых миссионерству учились рабочие, организовывал церковно-народные хоры.

Одной из наиболее важных миссионерских задач своего времени святитель считал борьбу с распространением социалистических и революционных идей, к-рые он критиковал с христ. и научной точек зрения. В. считал, что рабочее движение вызвано стремлением пролетариата к нравственному возвышению и улучшению жизни, что естественно и справедливо. Однако избранное средство – революционную борьбу – считал недопустимым.

Святитель резко выступил против революции 1905-1907 гг. В окт. 1905 г., во время всеобщей забастовки, В. и Серпуховской еп. Никон (Рождественский) распорядились разослать по московским храмам поучение для чтения во время литургии. Составленное в очень резкой форме, поучение называло организаторов забастовок «извергами рода человеческого» и призывало верующих «очнуться, проснуться» и быть готовыми «умереть за царя и за Русь» (ЦВ. 1905. № 43. С. 1350-1351). Сознавая опасность такой категоричности, часть московских священников читала «поучение» с сокращениями, многие вовсе не читали, 76 священников заявили о «полной несолидарности» с посланием. 22 окт. 1905 г. Святейший Синод выпустил определение, в к-ром указывал, что послание может стать «причиной междоусобного раздора среди населения» (Там же. № 44. С. 1993-1994, 1997). 30 окт. 1906 г. на специально созванном собрании московского духовенства В. произнес речь «Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой». Он назвал РСДРП «зерном. революции», очень опасной политической силой, призвал духовенство активизировать «социальную проповедь», обращать внимание на нужды рабочих, чтобы вытеснить из их умов социалистическое учение (ПрибЦВед. 1907. № 14. С. 617-636). Митрополит поддерживал тесные связи с Союзом русского народа, 6 апр. 1906 г. присутствовал на его первом съезде, совершал молебен.

В. был сторонником созыва Поместного Собора, в 1906 г. участвовал в работе Предсоборного присутствия РПЦ. Поощрял дела милосердия, в частности содействовал вел. кнг. прмц. Елисавете Феодоровне в основании Марфо-Мариинской московской жен. обители (1909). В последние годы пребывания на Московской кафедре много сил отдавал борьбе с народным пьянством. В 1911 г. под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд, в 1912 г.- Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом.

Владимир (Богоявленский), свщмч.

Митрополит Владимир (в миру — Василий Никифорович Богоявленский; 1 января 1848 с. Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии — 25 января (7 февраля) 1918 Киев) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Киевский и Галицкий (1915—1918); первенствующий член Святейшего Синода (с ноября 1912 года). Был единственным иерархом Русской Церкви синодального периода, занимавшим все 3 митрополичьи кафедры Российской империи.

Прославлен Русской Православной Церковью в 1992 году в лике святых как священномученик; память — 25 января по юлианскому календарю.

Родился 1 января 1848 в семье священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии.

Окончил Тамбовскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию в 1874 со степенью кандидата богословия. Доктор богословия (1915).

С 1874 преподавал гомилетику, литургику и пастырское богословие в Тамбовской духовной семинарии. С 1875 преподавал там же Священное Писание. Одновременно, был преподавателем немецкого языка в семинарии, а также являлся учителем географии вначале в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии.

Священник и монах

Оставил преподавание ради пастырской деятельности. 31 января 1882 был рукоположен во священника Покровской соборной церкви города Козлова. С 1883 — настоятель Троицкой церкви этого же города, благочинный городских церквей. Показал себя талантливым проповедником, проводил с прихожанами внебогослужебные беседы.

После смерти жены и единственного ребёнка, принял монашеский постриг (8 февраля 1886).

С 9 февраля 1886 — архимандрит, настоятель Тамбовского Троицкого монастыря, с 6 октября 1886 — настоятель Новгородского Антониевого монастыря.

Первое десятилетие архиерейства

13 июня 1888 хиротонисан петербургским митрополитом Исидором (Никольским) во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

С 19 января 1891 — епископ Самарский. Ввёл внебогослужебные собеседования в различных церквях и сам присутствовал на них. Основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство, организовывал духовно-нравственные чтения в семинарии. Открывал женские церковные школы. Всероссийскую известность принесла его деятельность во время эпидемии холеры, охватившей Поволжье, совпадавшей с голодом вследствие неурожая. На холерных кладбищах он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. Состоял почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве.

Деятельность энергичного архипастыря и проповедника был оценена обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым, внимание которого было обращено, в частности, известным юристом А. Ф. Кони, случайно слышавшим слово Владимира в самарском соборе, что положило начало его быстрому продвижению вверх в церковной иерархии. С 18 октября 1892 — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, член Святейшего Синода. За время его служения в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трёхсот церковно-приходских школ, учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при тифлисских церквах устроены были столовые для бедного народа. Как и в Самаре, большое внимание уделял внебогослужебным собеседованиям. Его соработник в тот период священник Иоанн Восторгов позднее вспоминал, что экзарх был объектом постоянных клеветнических донесений в Петербург со стороны местного грузинского духовенства; Восторгов также свидетельствовал, что в июне 1895 года, в день, когда в синодальной конторе в Тифлисе бывший священник Колмахелидзе убил архимандрита Николая Симонова, экзарх также стал объектом предотвращённого покушения, со стороны псаломщика, пойманного в кустах у дома экзарха с кинжалом.

21 февраля 1898 назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троицкой Сергиевой Лавры. Прибыл в Москву 27 марта того же года; был торжественно встречен на Николаевском вокзале духовенством, народом и генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем. На следующий день торжественно вступил на кафедру московских святителей в Успенском соборе Кремля.

В Москве занимался миссионерством среди рабочих, полемикой с марксистскими идеями. В 1905 активно поддержал усилия московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова по борьбе с революцией. Обращал особое внимание на борьбу с народным пьянством. В 1911 под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд. В здании построенного при нём Епархиального дома проводились лекции, чтения, беседы, действовала библиотека с читальным залом. Поддерживал церковную и благотворительную деятельность великой княгини Елизаветы Феодоровны (канонизирована в 1992).

23 ноября 1912 назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующим членом Святейшего Синода. По назначении в Петербург, 3 декабря того же года прибыл в Москву для прощания с московской паствой (находился в Москве вплоть до 10 декабря), в ходе которого имел место ряд посещений и приёмов.

Высочайшим рескриптом от 21 февраля 1913 года (празднование 300-летия Царствования Дома Романовых) ему был пожалован крест для предношения в священнослужении.

В январе 1915 года пресса сообщала, что в ходе прений в Синоде по иску о расторжении брака одной особы по причине заболевания сифилисом её супругом стал на сторону тех, кто высказывались против дачи развода, указывая, среди прочего, сто «сифилис, к прискорбию, сильно распространён в народе, и не следует создавать лишний прецедент для исков о разводе».

Выступал против влияния Григория Распутина на синодальные дела, в связи с чем вызвал недовольство царского двора, что привело к его удалению со столичной кафедры.

С 23 ноября 1915 года — митрополит Киевский и Галицкий с сохранением звания первенствующего члена Святейшего Синода.

Протопресвитер Георгий Шавельский, бывший членом Синода в предреволюционные годы, находясь в эмиграции, так оценивал его деятельность как первенствующего члена Святейшего Синода: «Благочестивый и скромный, добрый, простой, честный и прямой — он однако совсем не подходил для своего поста. Ему не доставало нужного ума и широты взгляда, быстрой сообразительности и необходимой деловитости. Для какой-либо провинциальной кафедры он оказался бы весьма достойным архипастырем, но в вожди Русской Церкви, да ещё в столь бурное время, он совершенно не годился: для этого ему не хватало и авторитета, и кругозора, и такта, и даже ловкости. В царской семье, как и в высших кругах, он не пользовался почётом; не сумел он стяжать и любви народной. Руководить синодальной работой он не мог: заседания Синода под его председательством проходили запутанно и нудно. Нужен был совсем иной кормчий для Церкви и Синода.»

По воспоминаниям князя Н. Д. Жевахова, бывшего тогда товарищем Обер-прокурора Святейшего синода Н. П. Раева, в революционные дни, на «памятном» заседании Святейшего Синода 26 февраля 1917 года, когда Петроград был полностью парализован смутой, отверг предложение князя обратиться с воззванием к населению, сказав ему: «Это всегда так. Когда мы не нужны, тогда нас не замечают: а в момент опасности к нам первым обращаются за помощью». Признал Временное правительство, но подал в отставку с поста члена Синода, оставшись на киевской кафедре.

15 августа 1917 года возглавил совершение литургии в московском кремлёвском Успенском соборе, предварявшей занятия Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, Почётным Председателем которого он был избран (Председателем Собора был избран Московской митрополит Тихон (Беллавин).

Выступал против автокефалистских настроений среди части киевского украинского духовенства, образовавшего осенью 1917 года, при поддержке министра исповеданий Центральной Рады Миколы Бессонова (бывший епископ Никон), «Всеукраинскую церковную раду» под председательством архиепископа Алексия (Дородницына), бывшего Владимирского, противостоявшего Киевскому митрополиту.

28 декабря 1917 года, по благословению Патриарха Тихона, в Киеве открылся Всеукраинский Церковный Собор. Фактическое начало занятий Собора состоялось 8 января 1918 года под председательством митрополита Владимира. Патриарха Тихона на Соборе представлял митрополит Платон (Рождественский). 19 января 1918 года закрылась первая сессия Всеукраинского Собора; митрополит Владимир был избран председателем Комиссии по созыву новой сессии Собора, намеченной на май 1918 года.

Был убит сразу по взятии Киева большевиками, которые вели боевые действия против войск украинской Центральной рады.

Вечером 25 января 1918 к митрополиту, жившему в Киево-Печерской Лавре, пришли пять вооружённых солдат во главе с матросом. Ранее монахами Лавры, недовольными своим архипастырем и подстрекаемыми жившим в Лавре архиепископом Алексием (Дородницыным), был пущен слух, что у митрополита хранятся деньги киевских храмов, и пришедшие требовали, чтобы он их отдал.

Почитание и прославление

Всероссийский Поместный собор, на своей второй сессии, «Определением Священного Собора Православной Российской Церкви о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» от 5 (18) апреля 1918 года, в частности, установил совершать поминовение «в день 25 января или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

Место кончины митрополита стало посещаться богомольцами. Вскоре появился деревянный крест.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 прославил митрополита Владимира (Богоявленского) в лике священномучеников; а также установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских — российских святых XX века — «25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного».

Летом 1992 мощи священномученика Владимира были обретены и находятся ныне в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, в пещерной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Владимир Богоявленский

Священномученик Владимир Богоявленский 1848 – 1918 гг.

Поздним холодным вечером 7 февраля 1918 года несколько людей с оружием в руках вывели из ворот Киево-Печерской Лавры человека в монашеском облачении. Их предводитель в матросской бескозырке чувствовал свою безнаказанность. Кто ему помешает? Кто теперь в городе власть?

Вот уже почти год как свергли царя, бывшая Российская империя все больше увязала в страшной гражданской войне, где по разные стороны предстояло оказаться соседям, друзьям и даже ближайшим родственникам.

Вот и предводитель людей с оружием, забравший из Лавры человека в монашеском облачении, тоже надел бескозырку — хочет походить на революционного матроса. Или он действительно матрос? Или просто бандит, решивший прикинуться представителем новой власти? Сегодня вряд ли можно это узнать точно. Все смешалось в то смутное время. Но человек в монашеском облачении идет спокойно. Это — митрополит Киевский Владимир. Ему не привыкать смотреть в глаза смерти. Сейчас его ведут вдоль лаврской стены по ночной и холодной улице. Видимо, пришло его время…

Владыку расстреляли в возрасте 70 лет. До этого святитель прошел трудный жизненный путь, испив и чашу славы, и чашу трудностей. Трудностей было больше. Считается, что Киевский митрополит стал первым священнослужителем-новомучеником, убитым в годы революции и Гражданской войны. Впереди страну ждали непростые годы. Тысячам людей Церкви предстояло пострадать за свою веру. Многие из них так же, как и митрополит Владимир, были затем причислены к лику святых…

Дни памяти: 7 февраля – день казни.

Священномученик Владимир Богоявленский (в ми­ру Ва­си­лий Ни­ки­фо­ро­вич Бо­го­яв­лен­ский) родился 1 января 1848 года в семье священника. По неко­то­рым све­де­ни­ям, маль­чик ра­но узнал си­рот­ство, так как отец его был убит и сы­на вос­пи­ты­ва­ла мать. От­ли­чи­тель­ной чер­той ха­рак­те­ра маль­чи­ка бы­ла за­стен­чи­вость, и эта чер­та со­хра­ни­лась у него на всю жизнь. Дет­ские го­ды Свя­щен­но­му­че­ника прошли в эпо­ху, ко­гда рус­ская жизнь бы­ла омра­че­на кре­пост­ным пра­вом, а в ду­хов­ных учи­ли­щах и се­ми­на­ри­ях ца­ри­ли по­ряд­ки бур­сы. Толь­ко соб­ствен­ное мир­ное, от Бо­га дан­ное устро­е­ние от­ро­ка и его бле­стя­щие спо­соб­но­сти де­ла­ло са­мо уче­ние увле­ка­тель­ным. Низ­шее и сред­нее об­ра­зо­ва­ние Ва­си­лий по­лу­чил в Там­бо­ве. Окон­чив Там­бов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, он, как по­да­ю­щий боль­шие на­деж­ды, спо­соб­ный сту­дент, был на­прав­лен для про­дол­же­ния об­ра­зо­ва­ния в Ки­ев­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и, сдав при­ем­ные эк­за­ме­ны, был за­чис­лен на пер­вый курс. В 1882 г. Богоявленский женился и в том же году избран депутатом от духовенства Козлова на епархиальный съезд. В 1883 г. назначен благочинным церквей города и настоятелем Троицкой церкви. Проявил себя как выдающийся проповедник.

Читайте также:  Дмитрий Прилуцкий

Ранняя смерть супруги, а затем и единственного ребенка резко изменили ход жизни священика Владимира. Немного позже, в честь Казанской иконы Божией Матери, он был пострижен в монашество, на следующий день назначен настоятелем Козловского Троицкого монастыря. Через некоторое время Василий был переведен на ту же должность в Новгородский Антония Римлянина монастырь. Через 2 года, в Троицком соборе Александро-Невской лавры Владимир был удостоин звания епископа Старорусского. Епископ объезжал храмы епархии, составляя журналы с подробными сведениями о клире, церкви, приходских школах и стремился оживить приходскую жизнь. Именно благодаря Владимиру в епархии повсеместно были введены воскресные внебогослужебные беседы по вопросам веры и нравственности. Также он уделял много внимания церковноприходским школам, его заботами получила новую жизнь школа при Варлаамиевом Хутынском монастыре. Считал одной из важнейших задач борьбу с пьянством, читал проповеди на эту тему, убеждал духовенство заботиться об искоренении пьянства.

В 1891 году Владимир был назначен на Самарскую кафедру. Так же как и в Новгородской епархии, он уделял большое внимание духовному просвещению, развивал сеть церковноприходских и воскресных школ, добивался бесплатного или льготного снабжения их учебными пособиями, содействовал увеличению числа приходских библиотек. Положил начало внебогослужебным религиозно-нравственным чтениям, поочередно проходившим в разных храмах Самары.

В 1891 г. Самарскую губернию поразил неурожай, следствием которого стали голод и эпидемия холеры. Владимир учредил епархиальный и уездные комитеты для сбора средств и раздачи пожертвований, дал указание консистории об отчислении церковных средств в помощь голодающим. При монастырях и богатых приходах открылись столовые и чайные для бедняков, всех учащихся кормили бесплатно. Также Владимир совершал на площадях Самары общенародные молебствия перед Смоленской иконой Божией Матери об избавлении от холеры. В проповедях призывал жителей города оказывать помощь больным, посещал лазареты, служил панихиды на кладбище. Прекращение эпидемии многие приписывали именно Владимиру и молитвам святителя.

Особое внимание Владимир, как и на других местах своего служения, уделял духовно-просветительской работе. Трудами Владимира. оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, которое способствовало устройству при храмах библиотек из книг духовно-нравственного содержания на русском и грузинском языках.

Владимир прилагал много усилий, чтобы поднять религиозно-нравственный уровень народа. По благословению архиепископа в Колючей балке, одном из беднейших районов Тифлиса, был основан молитвенный дом во имя свт. Феодосия Черниговского. В помещении церковноприходской школы по воскресным и праздничным дням проводились занятия для детей этого района, не имеющих возможности посещать учебные заведения; кроме общеобразовательных предметов здесь обучали рукоделию. Во время эпидемии холеры в Закавказье в 1893 г. Владимир, получив из комитета народного здоровья известие о первых случаях заболеваний в Тифлисе, призвал население города к общей молитве.

Несмотря на самоотверженное служение Владимира, националистически настроенная часть грузинского общества и клира относилась к нему враждебно. Из Грузии в Синод поступали многочисленные жалобы на святителя, полные клеветы и наветов. Среди студентов Тифлисской семинарии активно распространялись революционные и националистические идеи.

21 февр. 1898 г. Владимир, после возведения в сан митрополита, был назначен на Московскую кафедру. В Москве святитель применил весь опыт архиерейского служения, накопленный за предыдущие годы. Он призывал духовенство епархии чаще совершать богослужения и поучать паству, открыл новые вакансии при приходах и пригласил туда талантливых проповедников. Каждую неделю произносил проповеди на Троицком подворье Троице-Сергиевой лавры, в которых затрагивал актуальные вопросы общественной жизни, вопросы личности и семьи, богатства и бедности, веры и неверия, темы морали, науки, обсуждал рабочий вопрос, проблемы церковной дисциплины. Его речи публиковались в периодической печати.

Очень много внимания Владимир уделял духовным учебным заведениям, заботился об их материальном обеспечении. Учредил женские богословские курсы, способствовал строительству здания для Перервинского Духовного Училища, ремонту Донского, женского Филаретовского духовных училищ. В епархии действовали курсы для преподавателей церковноприходских школ, созывались съезды преподавателей Закона Божия. Активно создавал народно-миссионерские курсы, на которых миссионерству учились рабочие, организовывал церковно-народные хоры.
Также одной из наиболее важных миссионерских задач своего времени святитель считал борьбу с распространением социалистических и революционных идей, которые он критиковал с християнской и научной точек зрения.

В последние годы пребывания на Московской кафедре много сил отдавал борьбе с народным пьянством. В 1911 г. под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд, в 1912 г. Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом.

2 ноября 1912 г. скончался С.-Петербургский и Ладожский митрополит Антоний (Вадковский), близкий Владимиру с детства. Владимир возглавил погребение, получил назначение на Санкт-Петербургскую кафедру. Глубоко привязанный к московской пастве, святитель не хотел этого назначения и согласился только после обращения к нему Николая II Александровича.
Будучи первоприсутствующим в Святейшем Синоде, святитель должен был уделять много времени общецерковным делам.

Как и на других кафедрах, святитель полагал много сил на борьбу с пьянством. В Петербурге центром проведения дня трезвости стал Исаакиевский собор, куда прибыл многолюдный крестный ход. После литургии Владимир отслужил на площади перед собором молебен по особому чину «об исцелении страждущих пьянственным недугом». Поддержал инициативу преобразования петербургского Александро-Невского общества трезвости во всероссийское братство.

В 1915 г. Владимир добился аудиенции у императора Николая II, на которой высказал протест против произвольных перемещений архиереев и влияния на внутрицерковную жизнь посторонних лиц. Этот разговор привел к охлаждению отношений святителя с императором. Позже последовал указ о переводе Владимира в Киев, на место скончавшегося митрополита Флавиана(Городецкого), с сохранением статуса первенствующего члена Синода. Митрополит пробыл в Киеве менее месяца, уехав в Петроград для участия в заседаниях Синода.

Во время Февральской революции 1917 г. Святейший Синод под председательством Владимира отказался выпустить воззвание к народу в поддержку монархии. Позже, указом Временного правительства освобожден от присутствия в Синоде вместе с большинством его членов, вернулся в Киев.

На Украине архиерей столкнулся со стремительным ростом сепаратистского движения. Весной в Киеве была создана должность комиссара по духовным делам, организован Исполнительный комитет духовенства и мирян. На встрече с представителями комитета заявили, что организация создана самочинно и стремится к захвату не принадлежащих ей прерогатив. Однако архиерей надеялся направить ее деятельность в каноническое русло и потому дал благословение на созыв комитетом епархиального съезда духовенства и мирян. Собравшийся в съезд принял постановление о создании независимой Украинской Церкви. В августе состоялся еще один епархиальный съезд, участники которого продемонстрировали резко враждебное отношение к Синоду и к Киевскому митрополиту.

На Украине Владимиру каноническому митрополиту – противостоял архиепископ Алексий (Дородницын) – председатель Всеукраинской церковной рады. Епископы украинских епархий признали раду правомочной созвать Всеукраинский церковный Собор. К Киеву начала приближаться Красная Армия, в дни боев под Киевом Владимир находился в Киево-Печерской лавре, не раз оказывавшейся под обстрелом, вместе с братией служил молебны, читал акафисты.

«Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось…» – эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес за полтора месяца до своей мученической кончины. И именно в этих словах он отразил свою внутреннюю, сердечную связь со святым князем Владимиром Великим. Ведь князь Владимир насадил на Руси веру Христову, а священномученик Владимир исповедал её пролитием собственной крови, «чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось».

Вечером 23 января, большевики овладели лаврой, солдаты грабили помещения, глумились над монастырскими святынями и насельниками. Вечером 25 января пятеро солдат вывели Владимира на лаврский двор и посадили в автомобиль. На поляне в 1 км от лавры священномученик был расстрелян, перед казнью он благословил палачей. Утром следующего дня тело Владимира нашли прохожие, сообщившие об этом в лавру. Получив разрешение от властей, архимандрит Анфим после совершения литургии приказал перенести останки священномученика в Михайловскую церкву. Наместник лавры архимандрит Климент отслужил вместе со старшей братией панихиду по убиенному архипастырю. На месте расстрела почти сразу же был поставлен крест. Тогда же и в последние дни служились панихиды как в лавре, так и в приходских храмах Киева. 29 января тело Владимира перенесли в Успенский собор лавры. Гроб с телом Владимира был перенесен в Ближние пещеры лавры и погребен в Крестовоздвиженской церкви. Большевики не взяли на себя ответственность за убийство иерарха. Была создана комиссия по расследованию обстоятельств трагедии, ничего не выяснившая.

20 июля 1992 года были обретены мощи священномученика и помещены в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 года причислил митрополита Владимира (Богоявленского) к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.

Он возглавил сонм святых, запечатлевших исповедание Христа своей кровью, и стал одним из первых небесных молитвенников за Церковь в годы жесточайших гонений. Народ наш приобрел достойных молитвенников за себя на Небесах. И гибель первого мученика революции тоже была не напрасна, как не напрасна была когда-то гибель святых мучеников Феодора и Иоанна.
День памяти Владимира Богоявленского отмечается 7 февраля, в тот же день, когда и был он казнен.

Несмотря на все усилия безбожников, в смутном двадцатом веке не удалось разрушить Киево-Печерскую Лавру. Не удалось разрушить и Церковь. Вопреки воле убийц смерть владыки Владимира лишь укрепила в христианах их веру. Почему?

Наверное, потому, что кроме злой человеческой воли в нашем мире действует еще и добрая воля всемогущего Бога.

Молитва священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому:

О священномучениче и исповедниче Христов Владимире! Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимыя. Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся. Но ты, святе Владимире, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни. Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши. Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление. Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Всероссийский митрополит. Священномученик Владимир (Богоявленский)

С вященномученика Владимира (1848—1918) ещё при жизни часто называли «всероссийским митрополитом». Он был единственным иерархом, который последовательно занимал все главные митрополичьи кафедры Русской Православной Церкви — Московскую, Петербургскую и Киевскую. Его же именем открывается трагический список жертв большевистского террора. Мученическая кончина владыки Владимира 7 февраля 1918 года у стен Киево-Печерской Лавры явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь. Митрополит Владимир стал первомучеником в новую эпоху гонений на христиан. И потому именно ко дню его смерти Церковь приурочила ежегодное поминовение новомучеников и исповедников российских.

Жизненный путь будущего священномученика, митрополита Киевского и Галицкого Владимира, начался в Тамбовской губернии 1 января 1848 года в семье сельского священника. В крещении его назвали Василием. Он последовательно закончил духовное училище и семинарию в Тамбове, а затем Киевскую духовную академию. Кандидатом богословия он вернулся в Тамбов, где сначала стал преподавателем в родной семинарии, а потом, женившись, принял сан и ушёл на приходское служение. Однако не долго длилось его семейное счастье. В 1885 году Господь ниспосылает тяжёлое испытание: через несколько лет супружества умирают жена и единственный ребёнок отца Василия. Личное горе привело молодого священника на новый путь служения Церкви. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 г. принял иноческий постриг с именем Владимир, на следующий день был возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря, а в октябре того же года — настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом. Своей неустанной деятельностью на пользу Церкви и заботой о народном просвещении архимандрит Владимир привлёк внимание церковного руководства.

Однако всероссийская известность пришла к Владимиру, когда он был уже епископом Самарским. Тогда в Поволжье начался голод, а следом и эпидемия холеры. «Народ в ужасе и панике оставлял больницы без присмотра, — вспоминал один из современников этих событий. — В то время, когда власть терялась, святитель первый пошёл к народу с крестом в руках». Он организует комитет взаимопомощи. Он собирает пожертвования пострадавшим от холеры и голода. Он устраивает бесплатные столовые для голодающих. Он безбоязненно посещает и служит в холерных бараках, на холерных кладбищах и местах, охваченных эпидемией. В многочисленных печатных воззваниях и поучениях владыка Владимир призывает всех придти на помощь голодающим. «Он проявил себя великим героем духа. Голос его не умолкал до тех пор, пока не утихла буря народного бедствия».

Несколько лет своего архиерейского служения владыка Владимир отдал Кавказу, куда он был назначен в качестве экзарха Грузии. За время его служения там было построено более ста храмов и открыто свыше трехсот церковно-приходских школ, учреждено миссионерское духовно-просветительское братство. В одной его Бакинской воскресной школе обучалось более двухсот детей, среди которых были и мусульмане, и иудеи, и протестанты, и армяне, и старообрядцы, и дети сектантов.

Будучи назначенным на Московскую митрополичью кафедру, владыка Владимир и здесь проявил себя как служитель мира и любви. «Нужно прежде всего думать не о том, что взять от народа, но о том, что мы сами можем дать ему», — говорил святитель московским семинаристам и собственным примером показывал им, как это надо делать. Он и в Москве продолжает свою просветительскую деятельность. В его епархиальном доме проводились лекции, чтения, беседы, действовала библиотека с читальным залом для всех желающих. Святитель начинает борьбу с народным пьянством, лично участвуя в проповеди христианства среди рабочих. Будучи духовным руководителем великой княгини Елизаветы Феодоровны, он всячески поддерживал её благотворительные начинания и помог в основании Марфо-Мариинской обители.

С 1912 года митрополита Владимира переводят в Петербург. Однако за активные выступления против Григория Распутина недоброжелатели добиваются перевода святителя в Киев. Один архиерей, провожая опального святителя, сказал ему: «Вы были первенствующий иерарх между нами не только по своему общественному положению, но и по Вашим высоким духовным качествам. Вы не боялись говорить правду, сознательно подвергая себя огорчениям и страданиям, и терпели их с величайшею твёрдостью души».

Октябрьский переворот 1917 года вызвал нестроения как в политической, так и в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия. Митрополит Владимир твёрдо встал на защиту единства Церкви и этим нажил себе много врагов. Святейший Патриарх Тихон так говорил о деятельности владыки Владимира: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это ни сопровождалось». С захватом Киева большевиками начались грабежи, насилия, осквернение храмов и монастырей. Тогда же началась и клевета на святителя, который будто бы «обирает Лавру, получая огромные деньги».

Читайте также:  Как снять порчу на одиночество, снять венец безбрачия

22 января 1918 года начался ружейный и орудийный обстрел Киева со стороны Дарницы. К вечеру 23 января большевики овладели Киево-Печерской Лаврой, и тогда в ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, производившихся монголами при разорении Киева и Лавры в 1240 году. Вооружённые толпы людей врывались в храмы, с шапками на головах и с папиросами в зубах, производили крик, шум, безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святыней, вламывались в жилища монахов днём и ночью, стреляли над головами смертельно перепуганных стариков, производили неописуемые литературно осквернения святынь, избивали стариков, грабили, что только попадалось под руку, останавливали монахов днём во дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками, хватали оказавшихся в то время в Лавре посторонних, особенно военных, предавали их жестокой смертной казни.

25 января вечером пять вооружённых солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. По словам одного случайного очевидца мученической кончины владыки, убийцы привезли святителя Владимира к месту расстрела на автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с такими словами: «Что, вы здесь меня хотите расстрелять?» Один из них ответил: «А что же, церемониться с тобою?» Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: «Но только поскорее!» Митрополит воздел руки кверху и сказал: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром», — потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». И после этого, когда митрополит ещё не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего сделали несколько выстрелов.

Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита показывает, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием.

Для расследования обстоятельств убийства митрополита Владимира была избрана комиссия во главе с Тамбовским архиепископом Кириллом, но она уже не смогла выполнить своей миссии — Киев был отрезан от Москвы.

Гетман Скоропадский установил на месте расстрела памятник святителю, который был разрушен, когда город вновь был захвачен большевиками.

«Тебе, о Владимире, первосвятителю Церкве Российския, соименне святому просветителю Руси, подобаше предначати славное поприще боренья и страданий, предводиши ты боговенчанный полк страстотерпцев, и да воздастся ти первый венец похвалы!» — так воспевает Церковь своего священномученика митрополита Владимира, первого в длинном ряду убиенных за веру Христову.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так сказал о мученической смерти митрополита Владимира: «Конечно, судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России».

Летом 1922 года по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира честные мощи святителя были обретены и почивают ныне в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Решением Архиерейского собора РПЦ митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) причислен к лику святых.

Священномученик Владимир Богоявленский

С момента принятия на Руси христианства в 998 году у русского народа появилась новая духовная жизнь. Православие стало своеобразным стержнем, тем, что сближало разных людей внутри одной страны. Этот стержень крепчал с каждым днем вплоть до конца первой четверти XX века.

Вместе с падением царского режима и с приходом к власти большевиков был введен запрет на исповедание людьми своей веры. В те года пострадали все служители церкви, а многие из них пали мученической смертью.

Так миру стал известен епископ Православной российской церкви, митрополит Московский, Санкт-Петербургский и Ладожский, Киевский и Галицкий — священномученик Владимир Богоявленский. Кто этот человек? Каков его духовный путь по жизни? Как он умер и за что пострадал?

Житие

Будущий мученик родился 1 января 1848 года в селе Маломаршевке, что находилась в Моршанском уезде тамбовской губернии. Семья, где родился мальчик, была самой обычной по тому времени. Отец — священник Никифор Богоявленский. О матери ничего не известно.

При рождении мальчику дали имя Василий. Мало что известно о его детских годах. Очевидным остается тот факт, что мальчику с детства прививали любовь к Богу и истинную веру в него. Василий окончил Тамбовскую духовную семинарию, а в 1874 году Киевскую духовную академию.

Тогда молодой человек получил ученую степень кандидата богословия. Темой его кандидатского сочинения стало «О праве церковного отлучения». В том же году Василий стал преподавателем. Он преподавал такие предметы как гомилетика, литургика, а также пастырское богословие.

Через год стал обучать в той же Тамбовской духовной семинарии толкованию Священного Писания. Одновременно с этим являлся учителем немецкого языка, географии, а также учителем в женском училище, а потом гимназии.

В 1882 году Василий женился. Тогда же его рукоположили в сан иерей. Он был назначен служителем в Покровском соборе в Козлове. Василий проявил себя как талантливый проповедник. Тогда-то он и был назначен благочинным церквей того же города. В этом же году иерей был избран от города Козлов на епархиальный съезд.

Страшное горе обрушилось на отца Василия в 1886 году. Тогда умерли его жена и единственный ребенок. Василий принял монашеский постриг 8 февраля и получил имя Владимир. Он был на следующий день возведен в сан архимандрита. Владимир стал настоятелем Троицкого монастыря в Козлове, а с 6 ноября новгородского Антониева монастыря.

Епископство

Будущая жизнь отца Владимира стремительно менялась так можно выделить следующие пункты:

  • 21 мая 1888 год — утверждение императором доклада о «бытии архимандриту Владимиру», назначение епископом Старорусским и викарием Новгородской епархии.
  • 19 января 1891 год — становление епископом Ставропольским и Самарским.

Когда Владимир занял эти посты, он еще более трепетно стал относиться к своей работе. Он продолжал свою практику проповедей, сам лично разговаривал с прихожанами в свободное время. Делал все возможное для улучшения благосостояния своих епархий.

При получении вторых чинов отец Владимир:

  1. Основал религиозно-просветительное братство.
  2. Стал основателем практики духовно-нравственного чтениям в зале Городской Думы.
  3. Открывал женские церковные школы.
  4. При эпидемии холеры в Поволжье совершал панихиды на кладбищах лично, служил молебны на площадях. Кроме того продолжал вселять веру в людей, которые были заражены страшной болезнью.

Вскоре об отце Владимире узнал Константин Победоносцев — видный государственный деятель. Тогда-то начался быстрый подъем по карьерной лестнице.

Экзарх Грузии

С 18 октября 1892 года Владимир считался экзархом Грузии.

За время своего служения отец Владимир совершил огромный вклад в просветление земель Грузии:

  • Было построено более 100 храмов;
  • Открылось более 300 церковных школ;
  • Учредили епархиальное миссионерское братство.

Это интересно! Титул экзарха появился еще в Древней Греции. Такие люди считались жрецами в храме того или иного бога. Если обратиться к Православной Церкви, то экзарх это самостоятельный глава восточного христианства, который не зависит от патриарха.

Интересен тот факт, что, несмотря на свое служение, местное духовенство было недовольно Владимиром. Его ближайшие сторонники говорили, что грузинские священники часто писали доносы в Санкт-Петербург. Имеются и показания о покушениях.

Митрополит Московский

21 января 1898 года был назначен Митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры. По прибытию в старую столицу Владимира пышно встретили на вокзале.

На новом посту усердно занимался миссионерством и просветительством. Выступал против революционных движений в России. Сам Владимир читал лекции, проводил семинары, беседовал с прихожанами.

Митрополит Санкт-Петербургский

23 ноября 1912 года Владимир стал еще и митрополитом столицы. Ему же был дан чин первенствующего члена Святейшего синода. До принятия новых обязанностей Владимир приехал в Москву где «попрощался с паствой».

В 1915 году будущий священномученик был удостоен степени доктора богословия. Владимир активно выступал против Григория Распутина, благодаря чему вскоре стал очень «популярен». Из-за этого в том же году священник был снят с поста митрополита столицы и был перемещен в Киев, где занял новый пост.

Митрополит Киевский и Галицкий

23 ноября 1915 года Владимир стал митрополитом «матери городов русских». Считается, что это произошло из-за того, что священнослужитель активно выступал против усиления власти Распутина. Когда в стране буйствовала революция, Владимир отступился от должности члена Синода и остался владеть Киевской кафедрой.

В 1917 году создал будущий мученик всеукраинский церковный собор. Тогда украинская Православная Церковь желала получить независимость.

Мученическая кончина

25 января 1918 года 5 солдат вывели Владимира во двор и посадили его в автомобиль. На тот момент у митрополита было уже много врагов. На поляне недалеко от лавры, в которой он служил, священник был расстрелян. Перед своей казнью он благословил своих убийц.

На следующий день тело Владимира нашли прихожане, останки были перенесены в церковь. На месте расстрела был поставлен крест.

Почитание и мощи

Священномученик Владимир Киевский был канонизирован Русской православной церковью в 1992 году. 20 июля того же года в дальних Пещерах были обретены его мощи. Днем почитания считается 25 января по юлианскому календарю.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Владимир Богоявленский митрополит Киевский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В начале 1918 года Киев облетела страшная новость: у стен Печерской лавры был убит епископ Владимир Богоявленский. Храм священномученика Владимира в Свиблово построен в честь святого недавно и расположен рядом с метро, в спальном районе столицы России. Останки епископа в 1992 года помещены в Киево-Печерской Лавре. День почитания святого 7 февраля.

Житие Владимира Богоявленского

Василий появился на свет в 1848 году в семействе священника Никифора Тамбовской губернии. По некоторым сведениям он остался без отца, его убили. Воспитанием занималась только мать. С детства он был скромным, застенчивым и чистосердечным. Знал что такое нужда, с состраданием относился к нищим и больным.

Василий обучался в духовном училище, затем в духовной академии города Киева. Когда вернулся на Тамбовщину, стал преподавателем семинарии. Женившись, получил звание священника и занялся парафияльным богослужением. Его супруга долго страдала туберкулезом и, не излечившись, скончалась, а затем в мир иной ушел единственный ребенок.

Семейное горе направило Василия на путь иноческой жизни, где он взял имя Владимир. Быть ближе к людям стало его правилом на пастырском пути. Сначала его назначили игуменом Троицкой Козловской обители, а через год Новгородского Антониева монастыря.

Когда он был епископом Самары в период чумы, то:

  • создал комитет взаимопомощи;
  • собирал денежные пожертвования;
  • организовывал обеды для голодающих.

Он не боялся бывать в зараженных чумой бараках и местах захоронения. Во время службы экзарха в Грузии на протяжении шести лет помогал строить церкви, открывать церковно-приходские образовательные учреждения.

После Грузии его направили на Московскую кафедру, где он вел просветительскую деятельность, проводил лекции, беседы. Также он начал бороться с пьянством, проповедуя христианскую веру среди рабочих. Затем в 1912 году епископа направили в Санкт-Петербург. Три года управления епархией второй столицы России были очень трудными. За осуждение Распутина Владимир попал в немилость у царицы, поэтому его перевели в Киев.

Революционные события 1917 года задействовали украинских сторонников независимости митрополии от Московской. Националисты требовали проводить службы на украинском языке. В Киеве пустили клевету о том, что деньги всех приходов у епископа Владимира. Настраивали против него прихожан и иноков Киево-Печерского монастыря. Но святитель был только сторонником единой и неделимой церкви.

Мученическая смерть святителя

Пришедшие к власти коммунисты грабили и оскверняли храмы. Люди с оружием в руках 25 января 1918 года ворвались в Лавру, никто не заступился за семидесятилетнего митрополита. Они издевались, душили его цепочкой с крестом, требовали выдать церковные деньги, а затем вывели и расстреляли у стен, в довершение проткнули тело штыками.

Женщины, которые спешили на утреннюю службу, стали первыми свидетелями смерти епископа. На снегу находилось бездыханное и израненное тело. Акт обследования свидетельствует, что митрополит получил много пуль и имел колотые раны.

Позже Гетман Скоропадский поставил на месте гибели памятник, который впоследствии сравняли с землей красноармейцы. Владимир Богоявленский священномученик митрополит Киевский и Галицкий стал одной из многих жертв террористических действий партии большевиков во времена октябрьской революции.

На иконах святого Владимира изображают в полный рост или по пояс с крестом в одной руке и священным писанием в другой.

Молитва святому мученику

Свои молитвы священномученику Владимиру отдают многие прихожане храма в Свиблово и других святых мест России. В день почитания, в храме проводятся богослужения, читается акафист и молитвы погибшему митрополиту.

О священномучениче и исповедниче Христов Владимире!

Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимыя.
Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся.

Но ты, святе Владимире, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия.

Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни.
Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския
велие дерзновение ко Господу имаши.

Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление.

Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь священно мученику Владимиру митрополиту Киевскому:

Тропарь, глас 2:

Веры православныя непорочный блюстителю, и заповедей Христовых усердный исполнителю, священномучениче Владимире, Христа всем сердцем возлюбив, паству твою добре упасл еси, незлобиво мученическую смерть приял еси. Сего ради в вечной славе пребывая, моли спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 2:

Веру Православную непорочно соблюд, подвигом добрым во святительстве подвизался еси, священномучениче отче Владимире, и убивающим тя рекл еси: Господь да простит вас. Сего ради уготовася ти венец правды от Христа, Бога нашего, Егоже, яко имеяй дерзновение, моли, оправдание даровати нам в День Судный.

Кондак, глас 4:

Образ Христова милосердия являя, покров и защищение пастве твоей был еси, святителю отче Владимире, в кротости страдания приемля, безбожных мучителей, благословляя, простил еси. Темже и нам испроси у Христа Бога дух мирен и велию милость.

Величание

Величаем тя, священномучениче Владимире, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и видео рассказ о святом митрополите Владимире Богоявленском:

Ссылка на основную публикацию