Старославянские имена для мальчиков

Славянские имена для мальчиков по месяцам: что они обозначают

«Зимние» имена для мальчиков

Мальчики, появившиеся на свет зимой, не должны были иметь слабый характер. Они настойчивы, целеустремленны и самостоятельны. Однако некоторые особенности накладывали месяцы года.

Те, кто родился в декабре, получали оригинальные имена, несущие оттенок мягкости, но выполняющие по жизни роль лидера. Это: Роман, Михаил, Савва, Арсений, Нил, Климент и другие.

Существовал и обычай называть мальчика в соответствии с церковным календарем (по Святкам). Для родившихся в первой половине декабре Святки советовали выбрать имя Николая, Ярополка, Григория. Для второй половины месяца – Антон, Кирилл, Сергей, Степан, Илларион.

Имена мальчиков, родившихся в январе, должны были отражать жесткий характер, силу воли и высокое чувство ответственности. В них присутствовали твердые звуки. Это Степан, Игнат, Петр, Филипп, Виктор, Антип, Лука, Остап и другие.

По святкам, к первой половине января относятся: Антон, Василий, Александр, Григорий, Федор, Дмитрий. Ко второй – Гордей, Иван, Афанасий.

«Февральские» имена вкладывают в своих владельцев серьезность и твердость духа. Сегодня востребованы такие славянские имена для мальчиков, родившихся в феврале, как: Евгений, Леонтий, Ефим, Давид, Алексей, Игнат. Согласно святкам:

  • первая декада февраля – это Геннадий, Павел, Петр;
  • вторая – Яков, Василий, Никита;
  • третья – Лука, Егор, Захар.

«Весенние» имена

Мужские имена славянского происхождения, которыми называют рожденных весной, также условно разделены по месяцам.

Мартовские дети нежны и ранимы. Обычно они талантливы, но застенчивы. Для них будут кстати имена: Валера, Леня, Арсений, Денис, Кузьма, Евгений. По святкам для тех, у кого день рождения с 1-го по 15-ое марта, подойдут Даниил, Кузьма, Илларион. С 16 марта до конца месяца – Савва, Адриан, Ефим.

Апрель – пора, когда весна уверенно идет по планете. Мальчики, рожденные в этом месяце, подвижные, активные, вспыльчивые, но отходчивые. Славяне называли их редкими сегодня именами Харитон, Ипатий, Поликарп. Подойдут более современные варианты: Василий, Захар, Марк. По рекомендациям святых, рожденным в апреле мальчикам можно дать редкие русские имена: Дмитрий, Тихон, Макар, Ефим. Рожденных после 25-го апреля, часто называли Георгием, Тимофеем, Михаилом.

Спокойными и послушными детьми рождаются мальчики в мае. Они – хорошие ученики, помощники родителям. Немного медлительны и задумчивы. Древние славяне называли их Никодимом, Климентием, Трифоном. Не такие старые варианты – Денис, Всеволод, Виталий. Святки рекомендуют имена: Антон, Марк, Богдан, с датами рождения после 20-го мая – Арсения, Лаврентий, Никита.

Летние имена – для непосед и изобретателей

Мальчики, рожденные летом, тянутся ко всему новому и неизведанному. В июне по славянским традициям их называют Никитами, Костями и Степанами. По церковным канонам – Даниилами и Федорами.

Уроженцы июля любят общение. Они доверчивы и добры. Их ждут славянские имена с определенными значениями: Борис, Антон и Макар. Также рекомендуются: Самсон, Станислав и Евсей. Святки предлагают назвать мальчиков Иванами, Тимофеями, Михаилами, Иосифами.

Августовские ребята харизматичны и веселы. Словно для них придуманы звучные имена: Макар, Антон, Боря. Церковный календарь предлагает остановить выбор на красивых вариантах: Максим, Ефим, Матвей.

Осень и имена рожденных в это время года

Сентябрьские мальчики спокойные и тихие, не любят перемен. Им подойдут имена: Филипп, Вячеслав, Павел. Святцы рекомендуют: Георгий, Владимир, Мирон.

Проворные и смышленые уроженцы октября. Иннокентий, Кондрат, Игорь – подходящие варианты. Святками для них подготовлены имена: Борис, Евгений, Михаил.

Очень оригинальны и загадочны ноябрьские ребята. Артемы, Кириллы, Родионы радуют родителей преданностью и послушанием. Святки рекомендуют назвать ноябрьского мальчика Сергеем, Нестором или Юлианом.

Прислушаться к правилам выбора имени по месяцам – значит позаботиться о характере ребенка. Традиции не стоит игнорировать. Пусть в 2020 году все мальчики будут названы правильно.

Старцы Псково-Печерского монастыря

Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель хорошо знают во всем мире. Основой такой широкой известности стали великие старцы, праведники, жившие в разные периоды истории монастыря.

Пещеры Псково-Печерской обители

Название связано с присутствием пещер на территории монастыря. Первая пещерная церковь была названа в честь Успения Божьей Матери. Ее выкопал собственноручно преп. Иона в холме, состоящем из песчаника, в 1473 году. Этот год и считается датой основания обители.

Все монастырские пещеры делятся на дальние и ближние. Протяженность последних — около 15 метров. Здесь покоятся мощи великих преподобных отцов. Дальние пещеры состоят из семи галерей, общая протяженность которых составляет примерно 200 метров. К ним примыкает пещерный храм Воскресения Христова.

Здесь же находится монастырское кладбище. Монахов хоронят на 5 и 6 улице, а остальных — в других галереях. Умершие тела помещают в гробы, которые не засыпают землей, а обустраивают в нишах пещерных стен. Общее число захоронений здесь довольно велико, — около 10 тысяч.

Великие святые Псково-Печерской обители

Монастырь подарил миру череду святых отцов, чья жизнь и подвиги протекали в разные годы существования монастыря. В череду прославленных церковью Псково-Печерских подвижников входят девять имен:

  • Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году;
  • Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Был игуменом монастыря в 1917-19 гг., умер в тюремной больнице в 1940 году;
  • Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Усердно молился о спасении России во время нашествия Наполеона. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого. Умер 1824 году;
  • Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии. Представился в 1622 году, день памяти — собор Ростово-Ярославских святых (5.06);

Преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божью приходящим людям всех сословий России. Учили жить по совету старцев.

Современные старцы обители

Старцем в православии считается человек, имеющий богатый духовный опыт, осуществляющий наставничество других людей, менее искушенных в духовной науке. Псково-Печерский монастырь породил целую плеяду таких богатырей, приводящих людей к Богу, утешающих и назидающих не только словами, но и своим примером.

Ещё интересные статьи о православии:

В 20-м веке многочисленные подвижники благочестия украшали своей жизнью Псково-Печерскую обитель. Среди них:

  • иеросхимонах Феодосий, встречавший в обители 5.08.1903 г. страстотерпца царя Николая 2 и царицу Александру;
  • архимандрит Мефодий Холмский, настоятель монастыря в начале прошлого века. Друг святого праведного Иоанна Кронштадтского, предсказал свою кончину в Санкт-Петербурге;
  • Валаамские старцы, среди которых можно назвать схиигумена Луку, схимонаха Николая, прибывших в Псково-Печерскую обитель из Финляндии с Нового Валаама по окончании ВОВ;
  • многие другие.

Подвижники того времени говорили о духовной жизни: «Это наука из наук и искусство из искусств». А о себе скромно добавляли: «Мы не ученые, но толченые». Искание Царства Божьего в своем сердце, обучение Иисусовой молитве, терпение всех бед и скорбей ради Христа, — составляли суть их духовной науки.

Подвизались в обители и ученые-монахи: митрополит Вениамин (Федченков), оставил богатое просветительско-литературное наследие, например, «Божьи люди», «Небо на земле» и др.

Было много и других старцев:

  • схиигумен Савва (Остапенко);
  • схиархимандриты: Пимен Гавриленко (подвизался на Кавказских горах), Агапий Агапов (прошел лагеря и строил Беломоро-Балтийский канал, был в немецком плену), Паисий Семенов (участник ВОВ), Александр Васильев (исполнитель Богородичного правила);
  • архимандриты: Серафим Розенберг (подвизался в обители 62 года, неизменный ризничий), Феофан Малявко (регент, участник ВОВ), Антипа Михайлов (десятилетия служил молебны перед чудотворной иконой Божьей Матери «Успение»), Никита Чесноков (сохранил святые мощи из Новгородского храма), Иоанн Тихомиров (келарь, участник ВОВ, творец Иисусовой молитвы), Нафанаил Поспелов (труженик, секретарь духовного собора, казначей, вместе с отцом Алипием защитник обители во времена хрущевских гонений):
  • многие другие, о которых можно почитать в книге «Будьте совершенны» 2008 г.

Важно! Старцы, подвизавшиеся в обители, — это по-настоящему великие люди, в словах и делах которых заключены правда и благодать, доброта и любовь. Они составляют оплот православной веры и потенциал для ее дальнейшего развития. О некоторых из них расскажем поподробнее.

Отец Иоанн Крестьянкин

Псково-Печерская обитель подарила миру одного из самых почитаемых старцев современности — отца Иоанна Крестьянкина. Это был истинный подвижник, знающий волю Божью, исполненный духовной силы и мудрости. К нему съезжались люди со всей России. Находился батюшка постоянно в окружении толпы паломников, жаждущих от него мудрого, прозорливого совета.

Батюшка никогда не диктовал никому своей воли, но те, кто противился и не выполнял старческих советов, как правило, ожидали разочарование и искреннее раскаяние. Отец Иоанн терпеливо, с любовью принимал таких людей и старался помочь исправить все совершенные ими ошибки.

Отец Иоанн Крестьянкин — это особое, удивительное и прекрасное явление в церковной жизни 20-го века в России. О нем можно говорить очень много. Его называли старцем старцев. Он отсидел годы в тюрьмах, в ссылках, но ничто не могло сломить ни его веры, ни его радости о Божественной жизни.

Старец Адриан (Кирсанов)

В прошлом 2018 году на 97 году жизни скончался старец Адриан. В свое время он изгонял бесов, был одним из самых загадочных монахов Псково-Печерского монастыря того периода. К нему стекались страждущие и нуждающиеся в духовном утешении со всей России, всего мира. Он был ветераном Великой Отечественной войны, постриг принял в Троице-Сергиевой лавре. В Псково-Печерской обители подвизался с 1975 года.

Старец Никон (Антонов)

Иоанн Крестьянкин перешел в вечные обители, но в настоящее время в обитель вернулся его ученик, старец схиархимандрит Никон. Начиная со школьных лет, он трудился в Псково-Печерской обители на различных послушаниях. С детских лет общался с Иоанном Крестьянкиным, который стал ему духовным отцом.

Затем поступил в обитель на постоянное жительство (1973 г.), вскоре принял монашество. Но через несколько лет монастырской жизни ему пришлось покинуть святые стены. Был назначен настоятелем храма в одном из сел Псковской области. В 2012 году вернулся в родную обитель, и с тех пор подвизается там. Тогда же стал схимником.

Архимандрит Нафанаил (Поспелов)

Был казначеем Псково-Печерского монастыря. Его детство протекало в условиях принудительной коллективизации. Великую Отечественную войну прошел летным механиком. Его отец, Николай Поспелов, был расстрелян в 1937 году и причислен впоследствии к сонму новомучеников Российских.

До вступления в монастырь арх. Нафанаил вел трудную, подвижническую жизнь, полную трудностей и лишений. Это его подготовило к будущему монашескому пути. Тщательно скрывал свои духовные дарования как от монастырской братии, так и от всех остальных.

Был духовным чадом о. Алипия, защищавшего монастырь и веру в Бога во время хрущевских гонений. Перенял от своего наставника дар мудрого слова. Перед смертью отказался ставить себе кардиостимулятор, чтобы продлить жизнь. Когда умирал, позвонил в колокольчик и тем самым известил братию о своей кончине.

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Возглавлял монастырь с 1995 года по 2018 год. Умер от тяжелой болезни в конце того же года. Олицетворял собою целую эпоху. Благодаря его подвижническим трудам был известен не только в России, но и далеко за ее пределами.

Много времени и средств уделял благоустроению обители и сделал ее одной из самых посещаемых в России. Вел активную просветительскую деятельность, особенно уделял большое внимание воспитанию молодежи. Президент его лично наградил орденом св. Александра Невского в 2017 году.

Как доехать в монастырь

Добраться в монастырь совсем нетрудно, — туда регулярно ходят экскурсионные и рейсовые автобусы. Добраться можно поездом через Москву или Санкт-Петербург, далее в город Печоры. А оттуда рукой подать.

Монастырь находится недалеко от этого старинного живописного городка, и каждый его житель укажет к нему дорогу.

Старцы Псково-Печерского монастыря

  1. Старцы Псково-Печерского монастыря и собор святых Псково-Печерских
  2. Пещеры Псково-Печерского монастыря
  3. Святые Псково-Печерского монастыря – собор преподобных отцов
  4. Святыни Псково-Печерского монастыря
  5. В чем помогают Псково-Печерские старцы
  6. Как доехать в Псково-Печерский монастырь

Старцы Псково-Печерского монастыря и собор святых Псково-Печерских

  1. Сильные молитвы Николаю Чудотворцу в болезни, в беде
  2. Сорокоуст о здравии и за упокой — как правильно заказать
  3. Молитвы Серафиму Саровскому разные

Множество обителей просияли на Руси, однако лишь некоторые стали известны своими старцами — так называют праведников-монахов, которым Господь даровал прозорливость и чудотворнее при жизни, которые принимают всех людей, подавая каждому совет.

Традиция старчества в Пскова-Печерском монастыре продолжается, но многие из них уже канонизированы в лике святых — ведь монастырь имеет древнюю историю. Он ни разу не закрывался, несмотря на многие исторические перипетии. Красива обитель и духовной жизнью, прекрасна и внешне: здесь сохранились шедевры архитектуры и иконописи, насчитывающие по пятьсот-шестьсот лет, бережно почитаются великие святыни.

Собор преподобных отцов Псково-Печерских – это изображение великих святых подвижников, живших совсем недавно. Это аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи — Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

  1. Молитвы Матроне Московской разные
  2. Молитвы перед Причастием и Исповедью
  3. Икона Оптинских старцев
  4. Ченстоховская икона Божией Матери

Полное название монастыря — Свято-Успенский Псково-Печерский, а такое особое название он имеет благодаря древнему слову «печеры», то есть пещеры. В Пскова-Печерском монастыре они носят название «Богом зданные», то есть «созданные».

Это уникальное природное образование. Первый и главный храм монастыря носит название Успенского и был освящен в честь этого праздника в 1473 году преподобным Ионой, основателем обители. Он пришел сюда из земель современной Эстонии (Тарту) скрываясь от нападений немцев-католиков на православных. Святой Иона был женатым священником и жил поначалу вместе с женой. Вскоре оба они приняли монашество — гроб супруги святого Ионы также находится в «Богом зданных» пещерах. Она канонизирована в лике святых как преподобная Васса.

Они жили и молились в найденных ими пещерах, а после основания храма и мужского монастыря святым Ионой гора, в которой находятся пещеры, получила название «Святая». Традиционно окончивших свой земной путь насельников обители хоронят в пещерах. Сегодня здесь насчитывают более десяти тысяч захоронений всех веков существования обители.

Уникальной особенностью пещер является их чистый и сухой воздух: здесь нет запаха тления. Многие тела похороненных в пещерах стали святыми мощами: от них происходят чудеса.

Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних, подобно Киевским лаврским пещерам:
— Ближние, длина которых составляет лишь около 15 метров. Сюда перенесены мощи прославленных и почитаемых святых.
— Дальние, из семи длинных галерей протяжённостью примерно 200 метров. Именно здесь находится основное монастырское кладбище. На 5 и 6 галереях похоронены монахи, а на других улицах есть место и захоронениям мирян — благодетелей монастыря. Некоторые части галерей закрыты для посещения: здесь открыто стоят гробы похороненных. В конце 6-й улицы к ним примыкает пещерная церковь Воскресения Христова — удивительный храм, где под землей возносят молитву Богу.

Гробы, хранящиеся в пещерах, помещают в стены, а не засыпают землёй.

Святые Псково-Печерского монастыря — собор преподобных отцов

В честь свя­тых Пско­во-Пе­чер­ской Успен­ской оби­те­ли совершается день памяти их всех в 4 неделю после праздника Святой Троицы. Он установлен в 1980-е годы по благословению Святейшего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и Всея Ру­си Пи­мена, бывшего в свое время настоятелем Псково-Печерского монастыря. Также в обители при его настоятельстве был составлен акафист всем Псково-Печерским святым.

В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:

Святые основатели обители — преподобные Марк, Иона, Васса (XV век).

Преподобномученики Корнилий (погибший от руки Ивана Грозного) и Вассиан Муромский.

Преподобный Дорофей Югский, имевший видение Богородицы, которая благословила его выйти из Псково-Печерской обители и основать новый монастырь на реке Юг.

Преподобный Лазарь, схимник прозорливый — он известен своим воскресением. Этот святой впадал в состояние, возможно, клинической смерти, а затем на третий день пришел в себя и жил еще 16 лет. С ним встречался с целью получить духовный совет император Александр I — святой скончался в один год с ним, 1824 году. Известно, что старец наставлял его быть примером для подданных, предупреждая о недолгой жизни.

Алек­сандр (Пет­ров­ский), ар­хи­епископ Харь­ков­ский, священномученик, погибший от безбожников в 1940 году.

Иеросхимонах Си­ме­он (Жел­нин), скончавшийся в 1960 г. и проживший в обители около 70 лет. Он исцелял и душевные, и телесные болезни, а также его молитвой отдалялся срок кончины.

Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:

Схиигумен Савва (Остапенко), долгие годы работавший в светских учреждениях, а в 1945 году, после войны, ушедший с работы, с хорошей должности инженера, в монашество. Он известен как духовный писатель, оставивший большое письменное наследство, например «Слеза покаяния», «Пути спасения» и другие.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), также родившийся в начале века, прошедший длинный путь, работая и служа в церкви, прошедший пять лет лагерей и тюрем. Он стал наставником для многих людей и скончался в 2006 году. Наиболее известные его сочинения — «Опыт построения исповеди», «Чадцам Божиим», множество писем и сочиненных самим старцем молитв.

В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.

Недавно, 28 апреля 2018 года, скончался 94-летний старец обители, архимандрит Адриан (Кирсанов), подававший благодатные советы всем, посещающим его. Важное значение старец придавал воспитанию детей, благословляя относиться к этому с особым вниманием. Другими простыми советами старца является благословение меньше смотреть телевизор, чаще бывать в храме и больше молиться — тогда человек становится более внимателен к себе и более близким к Богу.

Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, да и всех православных святых — любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь — любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях — «весь закон и пророчества».

Святыни Псково-Печерского монастыря

Важнейшие святыни обители — чудотворные мощи всех перечисленных нами ее святых насельников.
Кроме того, обитель прославлена иконой Успения Пресвятой Богородицы, которая висит над Царскими вратами пещерного храма обители. Она ежегодно износится для поклонения крестным ходом через всю обитель в день праздника Успения Богородицы.

Во все времена обитель привлекала к себе паломников. И сегодня в монастырь едет множество людей, чтобы приложиться к святыням и получить совет праведных насельников обители.

В чем помогают Псково-Печерские старцы

Можно сказать, что святые Псково-Печерской обители помогают во всех трудностях. Нет такой беды, в которой не обращались бы к ним люди. Однако традиция их почитания говорит, что они имеют особую благодать в наставлении человеческой души на путь, предназначенный Богом для нее:

в поиске своей профессии;

в поиске своего человека для супружества;

в избавлении от душевной тревоги, тоски, неопределенности;

проблемах с выбором и поиском жилья;

в избавлении от нечистой силы, колдовских воздействий.

Как доехать в Псково-Печерский монастырь

Сегодня в обитель регулярно ходят экскурсионные автобусы. Вы можете также совершить паломничество самостоятельно.

Из «двух столиц» России до Пскова идут прямые поезда. От Пскова в Печоры ходят маршрутки или электрички. Оба вокзала находятся в непосредственной шаговой доступности от монастыря. Самостоятельное паломничество, дорога к храму — всегда дорога к Богу.

Молитву святым старцам Псково-Печерским можно читать онлайн по тексту ниже

О, преподобные и богоносные отцы наши: Марк, Иона, Корнилий, Вассиан, Дорофей, Лазарь, Симеон, Александр и блаженная мать Васса!
Смиренно припадаем к вам, к великим праведникам, в Псковской земле просиявшим славно — украсили вы обитель Печерскую жития вашего чудного сиянием пресветлым; к вам приходим и, с любовью хваля вас, просим вашего представительства перед Богом за нас, многогрешных: попросите Господа Сил и Пречистую Матерь Его, чтобы сохранили они Российскую страну нашу мирной, утвердили в благочестии землю Псковскую и покровом благодати Своей города России покрыли, монастыри да укрепят и всем подвизающимся в ней подадут спасение и вечную жизнь в Царствии Небесном.
Помогите нам, о угодники Божии, создать храм Божий в сердцах наших и украсить его добродетелями, чтобы жил в нем Сам Господь! Оградите нас стеной молитв побеждающих всех от искусительных стрел врага рода человеческого и от всех злых его соблазнов, чтобы богоугодно жили мы на земле, а по смерти вечное Царство Пресвятой Троицы унаследовали, прославляя всегда и бесконечно Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

Молитвами святых старцев Псково-Печерских да хранит вас Господь!

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Старцы Псково-Печерского монастыря

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, одном из известнейших храмов мира, находится огромный мужской монастырь, имеющий многовековую историю, основой которой стали старцы – великие праведники своего времени. Обитель ни разу за всю свою продолжительную жизнь не была закрыта, её не сломили войны и гонения власти. Она по праву считается шедевром христианской культуры, ибо в ней воедино слились незыблемая красота и величественная духовность православия.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Само название монастыря напрямую связано с пещерами, которые находятся в нём. 1473 год ознаменовался освящением пещерной церкви Успении, что была выкопана из песчаника в холме преподобным Ионой. Этот же год, по преданию, является датой основания монастыря, а холм, в котором находятся церковь и пещеры, называется Святой горой.

Комплекс монастырских пещер состоит из ближних и дальних:

  • ближние – протяжённостью около 15 м. В них же находятся гробницы с мощами великих преподобных;
  • дальние – состоят из 7 подземных галерей-улиц протяжённостью около 200 м, к которым примыкает пещерная церковь Воскресения Христова (конец 6-й улицы). Также эти пещеры являются кладбищем монастыря. На нём захоронены останки известнейших людей православной культуры.

Так существуют и определённые правила погребения:

  • монахов монастыря – на 5-й и 6-й улицах;
  • мирян – на других.

Хоронят их в гробах, которые размещены в стенах пещер, и не засыпают землёй. Всего число захоронений колеблется около цифры в десять тысяч человек.

Святые Псково-Печерского монастыря

Великая история монастыря вылилась в его не менее величайшем наследии, ибо только благодаря этому он смог сохранить древние монашеские традиции и соединить их с цветом мирового старчества.

В конце XX века в нём осуществляли свою деятельность ныне прославленные в лике святых:

  • митрополит Вениамин;
  • иеросхимонах Симеон;
  • архимандриты Иоанн и Алипий;
  • схиигумен Савва;
  • иеросхимонах Михаил;
  • валаамские старцы и другие подвижники Божьего Слова.

Также в храме находятся величайшие святыни православной религии, известные во всём мире:

  • мощи преподобных Марка, Ионы, Вассы, Корнилия, Лазаря, Симеона и мученицы Татианы;
  • иконы Божией Матери “Успение Пресвятой Богородицы” и “Умиление”, икона Николая Чудотворца.

Старцы Псково-Печерского монастыря

Монастырь во все времена привлекал к себе паломников со всего мира. Некоторые ехали, дабы увидеть великие святыни, а многие – за советом мудрых старцев.

Одним из них был Лазарь Прозорливый, который восстал из гроба на третий день после смерти и ещё 16 лет прожил, повторяя: “Смерть грешников люта”. Однажды император Александр I пожелал встретится с ним, и старец говорил с ним о том, что нужно служить примером для своих подданных, ибо жизнь любого человека на земле недолга.

Особо почитаемым старцем храма был канонизированный преподобный Симеон. Он был известен благодаря своим чудодейственным возможностям исцелять тело и душу человека, даже временить приход кончины.

Также в почёте у православных людей всегда находился старец-исповедник Иоанн. За утешением и мудрым советов к нему при жизни приезжали люди из разных стран.

Наиболее известными старцами Псково-Печерского монастыря сегодня являются:

  • архимандрит Тихон;
  • схиархимандрит Никон.

Тихон в Псково-Печерском монастыре находится с 1995 года. Став выходцем из семьи священнослужителей, он также всю свою жизнь посвятил этому благородному и праведному делу. Его путь к Господу был насыщен смирением и покаянием в делах:

  • представитель братии храма;
  • монах;
  • иеродиакон;
  • иеромонах;
  • помощник келаря и благочинного;
  • выпускник Духовной Семинарии;
  • преподаватель духовного училища;
  • наместник монастыря;
  • выпускник духовной академии со степенью кандидата богословия.

Его дела на протяжении духовного становления отличались своей праведностью и благочестием, а вклад в развитие православной культуры переоценить невозможно. И всё же главным полем деятельности для него остаются люди, которые нуждаются в его помощи и поддержке. Тысячи прихожан ежедневно приходят к старцу за мудрым слово, дабы обрети долгожданное спокойствие и смирение.

Старец Никон. В Псково-Печерском монастыре сегодня он также занимает очень важное место. Его дорога жизни была не менее тернистой, но всегда рядом с ним находился Господь, который и указал ему истинное предназначение.

Деяния Никона всегда были направлены на духовное образование православного народа: своими проповедями он пытается исцелить души и направить людей по праведному пути. Богослужения, которые он проводит и в которых принимает участие, – это красивые и духовное богатые мероприятия, цель которых – дать человеку самому осознать, понять и принять Бога в душе.

Старцы Псково-Печерского монастыря – это поистине великие люди прошлого и настоящего, потому что в их словах – вера и правда, а в делах – доброта и благодать. Они – оплот православной религии, и их значение для её дальнейшего развития огромно.

Как доехать в Псково-Печерский монастырь

Добраться до монастыря на сегодняшний день не составляет особого труда, так как к нему регулярно ездят экскурсионные автобусы. Но если уж духовной целью является совершение паломничества самостоятельно, то удобнее всего будет сделать это следующим образом:

  • из Москвы или Петербурга добраться поездом до Пскова;
  • от Пскова до старого города Печоры, близ которого и находится храм;
  • далее – к самому монастырю (дорогу знает каждый, кто живёт в этой местности).

И следует помнить, то дорога к храму – это путь к Богу. И его нужно пройти каждому христианину.

Смотрите видео о Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре:

Старцы Псково-Печерского монастыря

На прошедшей 10—15 августа в СКК православной выставке произошла встреча петербуржцев с человеком, каждое слово которого ловишь и бережно складываешь в сердце, ­— насельником Псково-Печерского монастыря игуменом Хрисанфом (Липилиным).

— Кто такие старцы? — начал беседу с вопроса о.Хрисанф. — Это люди, не дерзающие говорить от себя, а ищущие слова от Бога и передающие слово от Бога. Это не значит, что из их уст ежечасно изливаются откровения. Нет, чаще всего общение молодых иноков со старцами наполнено повседневным бытом. Но порой одно слово, даже взгляд старца были таковыми, что можно было понять — ты получил ответ на вопрос, мучивший тебя. Иногда получал ответ на вопрос, который ещё даже не успел задать. И даже беседуя с ними о вещах незначительных, можно было получить мощный заряд духа Христова. И ты вдруг понимал, что главное не просто нести послушание — закупить лекарства, подмести двор, приготовить обед для паломников, главное, приобретая лекарства, подметая двор, готовя трапезу, — сохранить мир Христов. Старцы вкладывали в нас это понимание самим образом своей жизни.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что у каждого свой дар — у кого-то дар слова, у кого-то смирения и т.д. Например, архимандрит Адриан (Кирсанов †2018), старец нашего монастыря, с 1964 по 1994 год отчитывал бесноватых, изгонял демонов. И слова «дух гордости» (это одна из формул заклинательных молитв) он произносил так, будто держал в руках что-то грязное, невыразимо отвратительное. И ты понимал, что хуже этого нет на свете ничего. А когда ты слышишь это часто в течение многих лет, то невольно начинаешь сопротивляться этому «духу гордости», который в монастырях довольно распространён. Да-да. Люди ведь приходят в монастырь не от святости и духовной чистоты, а на покаяние. А дальше уж как пойдёт. И тут важно, чтобы рядом с тобой оказался духоносный старец.

Одним из таких старцев был подвижник благочестия архимандрит Серафим (Розенберг). Он скончался в 1994 году, а я в 1991 году в монастырь пришёл и успел с ним пообщаться. Хотя общение это было весьма своеобразным. Я нередко заходил в его келью. просто молча постоять. Последние пять-шесть лет своей жизни он лежал в своей келье, и я как-то зашёл к нему на всенощной. А он, как всегда очень вежливо, попросил: «Помажьте». И я помазывал его св.миро. В ответ опять одно слово: «Благодарю». Вот и всё общение, и ты уходишь. Но удивительное дело, побывав в келье о.Серафима, ты уходил оттуда совершенно другим человеком — всё духовное барахло, что накапливалось за неделю общения с паломниками и несения различных послушаний, спадало с тебя и истаивало. Понимаете, без какого-либо разговора со старцем ты уходишь от него в чистоте. Именно так угодно Богу призывать к себе людей — от сердца к сердцу. Ну, а дальше вступал в силу непреложный закон христианской жизни: главное не получить благодать, а удержать её. И это разумно, потому что благодать-то была тебе дарована, не ты её создал, но суметь удержать её — это уже зависит от самого человека. Почему так? Потому что Бог ждёт от человека поступка, решимости, самостоятельности.

И хотя говорил старец Серафим мало, но оставил после себя рукописное наследие. Например, его дневник, каждая страница которого дышит подлинной любовью к Богу. Вот только одна строчка: «Ты — всё блаженство моё, Господи, и радость и всё-всё. Ничего мне не надо, кроме Тебя; прости неверность мою — что угождаю плоти, миру, диаволу. Помоги!» Отец Серафим был высокообразованным человеком, хотя тщательно это скрывал.

И ещё один случай особо поразил меня. Я никому не советую это повторять, просто рассказываю. Он был настолько наполнен глубоким подвижничеством, что вытерпел операцию по удалению предстательной железы у себя в келье. И после этого прожил довольно долго. А когда слёг в конце жизни, то несколько раз от руки переписал творение прп.Феодора Студита из «Добротолюбия». Что так привлекало о.Серафима в преподобном Феодоре? — Он жил так же, как этот подвижник-аскет IX века. Именно поэтому к нему можно было прий­ти, молча постоять и уйти умиротворённым, обновлённым, его келья будто была пропитана молитвами и благодатью.

В характеристике о.Серафима в его личном деле (а личное дело — это сухой документ, без лирики) написано: «Это монах, в котором совершенно нет гордости». И уже после смерти о.Серафима я делился своими переживаниями с братией и говорил, что отсутствие о.Серафима ощущаю физически, будто образовалось пустое место, которое никто и ничто не может заполнить. И многие братья ответили, что чувствуют то же самое.

Вспоминается ещё один чудесный батюшка, который никого не окормлял в монастыре, даже не исповедовал по причине телесных немощей. Впрочем, у него было совершенно другое служение. Я говорю об архимандрите Феофане (Молявко †2001). Он был рукоположен во диаконы и пострижен в монашество в 1937 году, за четыре года до начала Великой Отечественной войны. Вскоре был арестован и приговорён к 10 годам лагерей. Оттуда он ушёл на войну добровольцем в 1944 году. Служил в пехоте, дошёл до Будапешта, где встретил день Великой Победы. Это тем более удивительно, что в пехоте солдат выдерживал от силы два боя: или его ранило, или он погибал. Отец Феофан был тяжело ранен в ногу, что, конечно, ограничило его движение, не все осколки были удалены. Он рассказывал: «Лежу я на передовой, до немцев метров 50. Все спят, а я в карауле. И я стал молиться Божией Матери: “Пресвятая Богородица, вот мальчики наши лежат, ты сохрани их”. А поскольку я был маленького роста, я переползал от окопа к окопу, перекрещу бойцов, поплачу над ними. И все оставались живы». Я его как-то спросил: «Война есть война, наверное, стреляли, убивали?» — «Нет, — отвечает. — Бог миловал».

Думаю, это потому, что о.Феофан мирный дух в себе имел. Помнится, даже все коты, которые жили у о.Феофана, имели примечательную особенность. В его келье коты были само миролюбие, даже мышей не ловили, и те шныряли по келье, как у себя дома. Но как только они пересекали границу форточки кельи старца, они тут же вспоминали о своих хищнических инстинк­тах.

И все, кто приходил к о.Феофану, начинали вести себя так же, как его коты. Если человек был чем-то недоволен, раздражён, обижен — переступив порог его кельи, моментально пропитывался мирным духом, царившим там. И в отличие от о.Серафима с о.Феофаном можно было поговорить, отвести душу. А поскольку в последние годы своей жизни он лежал, то у него было послушание — келейно молиться, читать синодики.

Сейчас в монастыре непростая ситуация в том плане, что старшее поколение — плеяда великих духовников и старцев — ушло, а мы хотя и общались с ними и напитывались от них, но ещё молоды, малоопытны, и сможем ли стать достойной им заменой — покажет время. Молоды, потому что шкала монастырского возраста иная, чем в миру. Когда человек поступает в монастырь (неважно в каком возрасте) — он новорождённый. Упование на то, что у Престола Божия наши старцы молятся за нашу монастырскую братию и за процветание нашей обители.

Старцы Псково-Печерского монастыря: познаем со всех сторон

Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель хорошо знают во всем мире. Основой такой широкой известности стали великие старцы, праведники, жившие в разные периоды истории монастыря.

Пещеры Псково-Печерской обители

Название связано с присутствием пещер на территории монастыря. Первая пещерная церковь была названа в честь Успения Божьей Матери. Ее выкопал собственноручно преп. Иона в холме, состоящем из песчаника, в 1473 году. Этот год и считается датой основания обители.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Все монастырские пещеры делятся на дальние и ближние. Протяженность последних — около 15 метров. Здесь покоятся мощи великих преподобных отцов. Дальние пещеры состоят из семи галерей, общая протяженность которых составляет примерно 200 метров. К ним примыкает пещерный храм Воскресения Христова.

Здесь же находится монастырское кладбище. Монахов хоронят на 5 и 6 улице, а остальных — в других галереях. Умершие тела помещают в гробы, которые не засыпают землей, а обустраивают в нишах пещерных стен. Общее число захоронений здесь довольно велико, — около 10 тысяч.

Великие святые Псково-Печерской обители

Монастырь подарил миру череду святых отцов, чья жизнь и подвиги протекали в разные годы существования монастыря. В череду прославленных церковью Псково-Печерских подвижников входят девять имен:

  • Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году;
  • Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Был игуменом монастыря в 1917-19 гг., умер в тюремной больнице в 1940 году;
  • Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Усердно молился о спасении России во время нашествия Наполеона. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого. Умер 1824 году;
  • Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии. Представился в 1622 году, день памяти — собор Ростово-Ярославских святых (5.06);

Собор Псково-Печерских святых

  • преподобномученик Корнилий, игумен, созидатель обители, храмов, по преданию, погиб от руки Иоанна Грозного вместе со своим учеником Вассианом в 1570 году;
  • Вассиан (Муромцев), преподобномученик, ученик прмч. Корнилия. Ученый-монах, собиратель рукописной и печатной свято отеческой библиотеки. Погиб мученической смертью одновременно со своим наставником;
  • Васса, преподобная, в миру — супруга преп. Ионы, одного из основателей Псково-Печерской обители. Оба были строителями Успенского собора. Умерла 1473 г.;
  • Иона, иеромонах, преподобный, монашество принял после смерти своей супруги преп. Вассы. Был первым строителем обители, в которой подвизался до самой смерти (1480 г.);
  • Марк, преподобный, почитается как первый инок обители. Подвизался на этом месте задолго до появления монастыря. Жил и умер в 15 веке.
  • Важно! Патриархом Пименом, незадолго до его кончины, установлен единый день почитания всех Псково-Печерских святых. Праздник сей проходит в церкви в 4-ую неделю по Пятидесятнице.

    Преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божью приходящим людям всех сословий России. Учили жить по совету старцев.

    Старцы Псково-Печерского монастыря и собор святых Псково-Печерских

    Множество обителей просияли на Руси, однако лишь некоторые стали известны своими старцами — так называют праведников-монахов, которым Господь даровал прозорливость и чудотворнее при жизни, которые принимают всех людей, подавая каждому совет.

    Традиция старчества в Пскова-Печерском монастыре продолжается, но многие из них уже канонизированы в лике святых — ведь монастырь имеет древнюю историю. Он ни разу не закрывался, несмотря на многие исторические перипетии. Красива обитель и духовной жизнью, прекрасна и внешне: здесь сохранились шедевры архитектуры и иконописи, насчитывающие по пятьсот-шестьсот лет, бережно почитаются великие святыни.

    Собор преподобных отцов Псково-Печерских – это изображение великих святых подвижников, живших совсем недавно. Это аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи — Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.

    Святые Псково-Печерского монастыря — собор преподобных отцов

    В честь свя­тых Пско­во-Пе­чер­ской Успен­ской оби­те­ли совершается день памяти их всех в 4 неделю после праздника Святой Троицы. Он установлен в 1980-е годы по благословению Святейшего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и Всея Ру­си Пи­мена, бывшего в свое время настоятелем Псково-Печерского монастыря. Также в обители при его настоятельстве был составлен акафист всем Псково-Печерским святым.

    В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:

    • Святые основатели обители — преподобные Марк, Иона, Васса (XV век).
    • Преподобномученики Корнилий (погибший от руки Ивана Грозного) и Вассиан Муромский.
    • Преподобный Дорофей Югский, имевший видение Богородицы, которая благословила его выйти из Псково-Печерской обители и основать новый монастырь на реке Юг.
    • Преподобный Лазарь, схимник прозорливый — он известен своим воскресением. Этот святой впадал в состояние, возможно, клинической смерти, а затем на третий день пришел в себя и жил еще 16 лет. С ним встречался с целью получить духовный совет император Александр I — святой скончался в один год с ним, 1824 году. Известно, что старец наставлял его быть примером для подданных, предупреждая о недолгой жизни.
    • Алек­сандр (Пет­ров­ский), ар­хи­епископ Харь­ков­ский, священномученик, погибший от безбожников в 1940 году.
    • Иеросхимонах Си­ме­он (Жел­нин), скончавшийся в 1960 г. и проживший в обители около 70 лет. Он исцелял и душевные, и телесные болезни, а также его молитвой отдалялся срок кончины.

    Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:

    • Схиигумен Савва (Остапенко), долгие годы работавший в светских учреждениях, а в 1945 году, после войны, ушедший с работы, с хорошей должности инженера, в монашество. Он известен как духовный писатель, оставивший большое письменное наследство, например «Слеза покаяния», «Пути спасения» и другие.
    • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), также родившийся в начале века, прошедший длинный путь, работая и служа в церкви, прошедший пять лет лагерей и тюрем. Он стал наставником для многих людей и скончался в 2006 году. Наиболее известные его сочинения — «Опыт построения исповеди», «Чадцам Божиим», множество писем и сочиненных самим старцем молитв.

    В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.

    • Недавно, года, скончался 94-летний старец обители, архимандрит Адриан (Кирсанов), подававший благодатные советы всем, посещающим его. Важное значение старец придавал воспитанию детей, благословляя относиться к этому с особым вниманием. Другими простыми советами старца является благословение меньше смотреть телевизор, чаще бывать в храме и больше молиться — тогда человек становится более внимателен к себе и более близким к Богу.

    Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, да и всех православных святых — любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь — любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях — «весь закон и пророчества».

    Святыни Псково-Печерского монастыря

    Важнейшие святыни обители — чудотворные мощи всех перечисленных нами ее святых насельников.
    Кроме того, обитель прославлена иконой Успения Пресвятой Богородицы, которая висит над Царскими вратами пещерного храма обители. Она ежегодно износится для поклонения крестным ходом через всю обитель в день праздника Успения Богородицы.

    Во все времена обитель привлекала к себе паломников. И сегодня в монастырь едет множество людей, чтобы приложиться к святыням и получить совет праведных насельников обители.

    Молитва Собору Псково-Печерских святых

    О, преподобнии и Богоноснии отцы наши: Марко, Ионо, Корнилие, Вассиане, Дорофее, Лазаре, Симеоне, Александре и мати преблаженная Вассо! Смиренно припадаем к вам, яко праведником сущим, иже в Псковстей земли просиявше преславно, украсили есте обитель Печерскую жития вашего чуднаго звездами пресветлыми; к вам прибегаем и, с любовию хваляще днесь, предстательства просим за нас, многогрешных: умолите Господа Сил и Пречистую Его Матерь, да сохранят Российскую страну нашу мирну, утвердят в благочестии землю Псковскую и да покровом благодати Своея град сей покроют, обитель же нашу укрепят и всем подвизающимся в ней даруют спасение и Жизнь Вечную. Помозите нам, угодницы Божии, создати храм благолепен в сердцах наших и украсити сей храм добродетельми, да жительствует в нем едино Господь! Оградите нас стеною молитв всепобедных от греховных стрел врага спасения нашего и от всех его злых искушений, да Богоугодне зде на земли поживем и вечное Царство Пресвятыя Троицы унаследим, прославляюще присно Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

    В чем помогают Псково-Печерские старцы

    Можно сказать, что святые Псково-Печерской обители помогают во всех трудностях. Нет такой беды, в которой не обращались бы к ним люди. Однако традиция их почитания говорит, что они имеют особую благодать в наставлении человеческой души на путь, предназначенный Богом для нее:

    • в поиске своей профессии;
    • в поиске своего человека для супружества;
    • в избавлении от душевной тревоги, тоски, неопределенности;
    • проблемах с выбором и поиском жилья;
    • в избавлении от нечистой силы, колдовских воздействий.

    Успенский Псково-Печерский монастырь, история и фото, где принимает старец Никон

    На бескрайних луговых просторах за мощными крепостными стенами утопает в зелени многовековых сосен и дубов белостенный златоглавый Успенский Псково-Печерский монастырь. Это один из самых прославленных и известных монастырей России. Воздвигался он столетиями над «печорами» – пещерами, в которых укрывались и молились Господу иноки.

    1. Из истории
    2. Легенды и предания
    3. «Богом зданные» пещеры
    4. Собор святых отцов
    5. Старец схиархимандрит Никон

    Из истории

    Одним из первых затворников принято считать некоего Марка. Упоминание о нем отмечено в летописи 1932 годом. Марк, как и многие его единоверцы, бежал сюда от гнета монголо-татар с южных земель Руси. Вместе с несколькими богомольцами поселился он в пещерах. «Богом зданными» называют их – то есть «Богом созданными».

    Псково-Печерская обитель

    Как знать, может, никогда не суждено было бы стать этим пещерам великой духовной обителью, не поселись здесь священник Иоанн с женой. Именно эту супружескую пару принято считать основателями монастыря. В 1470-м году батюшка Иоанн в одном из подземелий устроил церковь Успения Святой Богородицы. Именно благодаря ему иноков начали хоронить в подземельях, не закапывая в землю.

    К слову, на то время территории эти принадлежали некоему Ивану Дементьеву. По некоторым данным – простому крестьянину, который использовал территорию как вырубку. Узнав о поселении здесь богомольцев, Дементьев отказался от своего участка земли в их пользу.

    Периодом расцвета обители принято считать середину 16-го века, время управления монастырем преподобномучеником Корнилием. Один за другим возникали при нем здесь новые храмы, уже над поверхностью земли.

    Географическое положение монастыря – в приграничье Ливонии – послужило необходимостью превратиться Божьему дому в самую настоящую неприступную крепость. Не одну оборону пришлось ей выдержать!

    Успенский Псково-Печерский – единственный в России монастырь, деятельность в котором не приостанавливалась в годы советской власти даже в 1920-м году, когда на территории СССР закрылись двери абсолютно всех монастырей. Территории же, на которых находился Успенский Псково-Печерский, в это время отошли, согласно Тартускому мирному договору, независимой Эстонии.

    В годы Великой Отечественной войны монастырь не раз попадал под обстрел и бомбежки, стены некоторых храм были разрушены.

    В январе 1945 года территория, на которой расположен монастырь, перешла в состав РСФСР.

    Сегодня Успенская Псково-Печерская обитель является действующим монастырем, двери которого открыты для посещения паломниками.

    Официальный сайт монастыря: www.pskovo-pechersky-monastery.ru.

    Легенды и предания

    • О том, почему монахов в пещерах хоронят в открытых гробах, а не закапывают в землю, рассказывают такую легенду. Когда супруга отца Иоанна, основателя монастыря, преставилась, он схоронил ее во гробе у входа в пещеру. Начал отпевать. Однако гроб внезапно возник из под земли. Иоанн вновь его закопал. Чудо повторилось. Тогда священник понял, что это указание на то, что хоронить следует над землею. Он вырыл для гроба нишу под сводом пещеры. Удивительно, но от мертвого тела дурного запаха со временем не исходило. После этого всех отошедших к Господу монахов стали хоронить в пещерах в открытых гробах.
    • Дорогу между Никольским храмом и Успенской церковью называют «кровавым путем». По нему, согласно поверью, Иоанн Грозный нес на руках безжизненное тело убиенного им же самим игумена Корнилия. Если верить преданиям, царь нанес настоятелю монастыря смертельную рану, заподозрив в нем предателя, но потом, свершив непоправимое, сильно раскаялся.
    • В годы хрущевской оттепели над Успенским Псково-Печерским монастырем нависла угроза закрытия. Настоятель и монахи – бывшие фронтовики — собрались защищать свою обитель с оружием в руках, но не допустить на территорию безбожников, готовых превратить дом Божий в руины. Однако браться за ружья не пришлось. Обитель с визитом посетила Индира Ганди. Она так расчувствовалась в пещерах, глядя на лики усопших святых отцов, а затем поделилась своими впечатлениями с политической мировой общественностью. В «Богом зданные» пещеры хлынул поток паломников-туристов, в том числе зарубежных и высокопоставленных. Вопрос закрытия монастыря отпал сам собой.
    • В годы, когда Российской империей правил Александр I, в Успенском Псково-Печерском монастыре совершал иноческий подвиг Лазарь, прославившийся тем, что судьба его была подобна судьбе Лазаря новозаветного. Как и последний, псково-печерский Лазарь, умерев, восстал из гроба со словами “Смерть грешников люта”. Он прожил еще 16 лет в непрерывной молитве.

    «Богом зданные» пещеры

    Подземный комплекс включает в себя ближние и дальние пещеры. Первые открыты для паломников постоянно. Чтобы попасть в дальние, нужно договариваться заранее.

    В ближних пещерах захоронены основатели монастыря и те, кто стоял у его истоков. Протяженность галереи – 15 метров.

    Дальние же располагаются на семи так называемых подземных улицах. Их общая длина – более 200 метров. Здесь находятся открытые захоронения более чем 10 тысяч усопших – как монахов, так и благочестивых паломников, защитников монастыря.

    Здесь также захоронены потомки Модеста Мусоргского, Александра Пушкина, Михаила Кутузова.

    К сожалению, в ближайшее время постоянный поток паломников в дальние пещеры может быть приостановлен. Постоянное присутствие живых людей провоцирует поднятие температуры в пещерах до +10-15 град. Идеальной же для нетленного сохранения тел считается температура около +5 град.

    Святые пещеры

    Собор святых отцов

    На Святой горе, неподалеку от входа в подземные пещеры, воздвигнут храм Псково-Печерских преподобных старцев. Мудрыми святыми отцами и подвижниками Успенский Псково-Печерский монастырь славен как мало какой другой. Их великое множество – умевших утолить жажду духовных исканий, боль сердца пришедших к ним чад, некоторые славились умением творить чудеса телесного исцеления. А такие чудеса, кстати, и по сей день происходят у нетленных мощей святых старцев.

    Один из последних наиболее почитаемых святых отцов, практически наших современников, — отец Иоанн Крестьянкин. В 1970-90 гг. к нему потоками направлялись паломники за мудрым, прозорливым советом. Тяжелая жизнь, годы, проведенные в лагерях, не сломали его душевную суть, напротив – закалили, наполнили мудростью, терпением и любовью, которой батюшка с радостью делился со всеми пришедшими к нему.

    Еще об одной из главных достопримечательностей России – Свято-Троицком Ипатьевском монастыре можно прочитать здесь.

    Старец схиархимандрит Никон

    Попасть к отцу Никону, услышать его мудрый совет и благословение, считается великой духовной благодатью. Он всегда находится в окружении паломников.

    В миру старец Никон носил имя Владимир, по батюшке – Владимирович, фамилии – Антонов. Еще совсем маленьким мальчиком, проживая в городе Касимове, убегал в церковь и там с радостью и благоговением простаивал службы. Став школьником, не смотря на процветавший в те годы атеизм, во время каникул приходил и трудился в стенах Успенского Псково-Печерского монастыря.

    В своем родном городе он и познакомился с батюшкой Иоанном Крестьянкиным. С проникновенным вниманием прислушивался он к мудрым советам священника, который впоследствии стал его духовным наставником и водителем.

    В 1973 году, окончив среднюю школу, Володя Антонов ушел в монастырь навсегда. Здесь через год его постригли в монашество и нарекли именем Никон.

    Отец Никон

    Но не отречение от мира и заточение в келье ждали его. Пару лет спустя рукоположенный в сан иеромонаха священник Никон отправляется руководить приходом Святого Великомученника Георгия Победоносца в селе Заполье (Плюсский район Псковщины). Прихожане очень любили своего батюшку, всегда готового помочь добрым советом, душевной щедростью. Нелегко было ему служить в глухой деревне, поддерживать в надлежащем состоянии храм, направлять к нему стопы местных селян, которых становилось все меньше и меньше – деревенское население катастрофически убывало.

    Батюшка предпринимал неоднократно попытки возродить чудодейственный святой источник преподобномученицы Анастасии Римляныни, который невежественное население превратило в самую настоящую свалку…

    В 2012-м году батюшку Никона перевели с прихода в стены Успенского Псково-Печерского монастыря уже навсегда. Здесь его постригли в великую схиму, оставив прежнее имя – Никон.

    Сегодня к отцу Никону выстраиваются толпы паломников. Кто-то просит помолиться батюшку о даровании в семье чада, кто-то болью душевной спешит поделиться и ищет поддержки. Всем открыта душа мудрого старца, любовью и Божией милостью всех пришедших к нему врачует и одаривает.

    Читайте также:  Иов Почаевский
    Ссылка на основную публикацию