Старцы Псково-Печерского монастыря

Псково-Печерские подвижники благочестия

«Народ, смотря на подвижников, видел, что есть дух в человеке, что плоть в нем далеко не все, что ее можно и должно подчинять и покорить духу и его вечным задачам. Крайностям рабствования плоти были противопоставлены примеры ее умерщвления; крайностям чисто плотской, грубой, чувственной жизни была противопоставлена жизнь духовная, чистая, возвышенная; идеалу низменному, земному и животному противопоставлен был наглядно, всевидимо и доступно идеал всецелого служения Богу и небу, вечному спасению».

Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря

Епископ Иоанн (Булин) с братией. Справа от Владыки — эконом, архимандрит Парфений (Шатинин), будущий Наместник монастыря. Слева — иеросхимонах Симеон (Желнин)

Иеромонах Досифей (Пашков)

Архимандрит Серафим (Розенберг)

Архимандрит Нафанаил (Поспелов), казначей Псково-Печерского монастыря

Епископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов)

Старец архимандрит Серафим на послушании в Псково-Печерском монастыре

Схиархимандрит Александр (Васильев)

Насельники Псково-Печерского монастыря: схимонах Корнилий и игумен Мефодий (Леонтьев), уставщик и регент обители

Архимандрит Иоанн (Булин), наместник Псково-Печерского монастыря

Схимонах Савва (Копыркин)

Игумен Феодосий (Коротков)

Архимандрит Афиноген (Агапов). В схиме — Агапит

Схиигумен Савва (Остапенко)

Иеросхимонах Михаил (Питкевич). В монашестве — Тимон

Епископ Феодор (Текучёв)

Cхииеродиакон Андроник (Шаруда), садовник и сторож обители

Читайте о подвижников веры в книге Тихона (Секретарева) «Будьте совершенны» (pdf, 4 Mb)

Преподобный Стефа ́ н Махрищский

Дни памяти

6 июля – Собор Владимирских святых

19 июля – Собор Радонежских святых

5 сентября (переходящая) – Собор Московских святых

Житие

Крат­кое жи­тие пре­по­доб­но­го Сте­фа­на Махри­щско­го

Друг и со­бе­сед­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Ро­дом из Ки­е­ва. При­нял мо­на­ше­ство в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Вслед­ствие уси­ле­ния го­не­ний на пра­во­слав­ных со сто­ро­ны ка­то­ли­ков, ища без­мол­вия, свя­той уда­лил­ся в ме­стеч­ко Махри­ще (в 35 вер­стах от Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры) и здесь не позд­нее 1358 г. по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, ос­но­вал оби­тель в честь Св. Тро­и­цы.

Нена­висть со­сед­них вла­дель­цев зем­ли за­ста­ви­ла пре­по­доб­но­го Сте­фа­на уда­лить­ся на ре­ку Ав­не­жу, где в 60 вер­стах от Во­лог­ды свя­той ос­но­вал дру­гую оби­тель Св. Тро­и­цы.

Вер­нув­шись в Махри­щскую оби­тель, св. Сте­фан учре­дил в ней об­ще­жи­тие и под­ви­зал­ся до сво­ей кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей в 1406 г.

В 1550 г. бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го, про­сла­вив­ши­е­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми. Од­но из них про­изо­шло, ве­ро­ят­но, в 1557 г., ко­гда по мо­лит­ве к пре­по­доб­но­му про­изо­шло чу­дес­ное умно­же­ние хле­ба на 2000 бо­го­моль­цев, и остат­ков со­бра­ли столь­ко, что бра­тия пи­та­лась еще три ме­ся­ца.

Пол­ное жи­тие пре­по­доб­но­го Сте­фа­на Махри­щско­го

Пре­по­доб­ный Сте­фан был совре­мен­ни­ком и бли­жай­шим со­бе­сед­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Ро­дил­ся и вос­пи­тал­ся он в Ки­е­ве, при­нял ино­че­ство в Пе­чер­ской оби­те­ли, где про­во­дил жизнь в стро­гом воз­дер­жа­нии, непре­стан­ной мо­лит­ве и пол­ном по­слу­ша­нии у стар­цев. Несколь­ко лет свя­той Сте­фан про­жил в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, все бо­лее со­вер­шен­ству­ясь в ино­чес­ких по­дви­гах. Но мир­ное те­че­ние мо­на­ше­ской жиз­ни в Ки­е­ве бы­ло на­ру­ше­но под­чи­не­ни­ем юж­ной ча­сти Рос­сии кня­зьям ли­тов­ским, а за­тем – поль­ско­му ко­ро­лю. Ка­то­ли­ки уси­ли­ли свое вли­я­ние и ста­ли при­тес­нять пра­во­слав­ных: от­би­ра­ли у них хра­мы и устра­и­ва­ли в них ко­сте­лы, не до­пус­ка­ли пра­во­слав­ных до зна­чи­тель­ных долж­но­стей, бра­ни­ли и да­же из­би­ва­ли свя­щен­ни­ков и мо­на­хов. Го­не­ние на пра­во­сла­вие осо­бен­но уси­ли­лось в се­ре­дине XIV ве­ка. В то вре­мя мно­гие ино­ки в Ки­е­ве и его окрест­но­стях по­ки­ну­ли свои мо­на­сты­ри и уеди­ни­лись в без­вест­ных де­брях и пу­сты­нях для по­дви­гов по­ста и мо­лит­вы. Пре­по­доб­ный Сте­фан так­же ушел из Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры и от­пра­вил­ся на се­вер, в пра­во­слав­ную Моск­ву.

Свя­той Сте­фан при­был в сто­ли­цу Рус­ско­го го­су­дар­ства в кня­же­ние ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на II (1353–1359), сы­на Ка­ли­ты и от­ца св. бл­гв. кн. Ди­мит­рия Дон­ско­го (па­мять 19 мая/1 июня), ко­то­рый пред­ло­жил по­движ­ни­ку из­брать для жи­тель­ства лю­бой мо­на­стырь в Москве. Но свя­той Сте­фан ре­шил по­се­лить­ся в пу­стыне и от­пра­вил­ся на се­ве­ро-во­сток, где из­брал се­бе ме­сто в лес­ном уро­чи­ще Махри­ще, в 35-ти вер­стах от оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сер­гия. Во­дру­зив де­ре­вян­ный крест, по­движ­ник сру­бил се­бе кел­лию, вы­кор­че­вал во­круг лес для воз­де­лы­ва­ния зем­ли и стал жить там, под­ви­за­ясь в по­сте, мо­лит­ве и тру­дах. Ко­гда о свя­том от­шель­ни­ке ста­ло из­вест­но в окрест­но­стях, к нему на­ча­ли при­хо­дить рев­ни­те­ли бла­го­че­стия. Сна­ча­ла пре­по­доб­ный Сте­фан, стре­мясь к без­мол­вию, не раз­ре­шал им по­се­лить­ся око­ло него, но за­тем усту­пил их прось­бам. Не позд­нее 1358 го­да по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го († 1378; па­мять 12/25 фев­ра­ля), пре­по­доб­ный Сте­фан ос­но­вал мо­на­стырь. Бра­тия по­стро­и­ли храм во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы, тра­пез­ную и кел­лии, ко­то­рые об­нес­ли огра­дой. Свя­ти­тель Алек­сий ру­ко­по­ло­жил пре­по­доб­но­го Сте­фа­на во иеро­мо­на­ха и по­ста­вил игу­ме­ном но­вой оби­те­ли.

Устро­ен­ная пре­по­доб­ным Сте­фа­ном оби­тель чрез­вы­чай­но рас­про­стра­ни­лась, ру­ко­во­ди­мая им по уста­ву об­ще­жи­тия. Неле­ност­но крот­ки­ми и ти­хи­ми на­став­ле­ни­я­ми по­учал бра­тию пре­по­доб­ный о пу­тях спа­се­ния, о бла­го­чи­нии цер­ков­ном и обя­зан­но­стях ино­ка, на­по­ми­ная им сло­ва Гос­под­ни: «На ко­го воз­зрю, ес­ли не на крот­ко­го и мол­ча­ли­во­го и тре­пе­щу­ще­го Мо­их сло­вес» (Ис.66,2). Еще бо­лее, чем сло­вом, по­учал игу­мен при­ме­ром, ни­чем не от­ли­ча­ясь от бра­тии в одеж­де и пи­ще, об­ле­чен­ный в ру­би­ще, как бы один из по­след­них, пер­вен­ствуя толь­ко на мо­лит­ве, ибо всех пре­ду­пре­ждал в хра­ме Бо­жи­ем и ни­ко­му не усту­пал в тру­дах. Не толь­ко ино­ки, но и ми­ряне сте­ка­лись к нему из окрест­но­стей для ду­хов­но­го со­ве­та, по­се­щал для на­зи­да­тель­ной бе­се­ды и пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский, Лав­ра ко­то­ро­го уже воз­ни­ка­ла по со­сед­ству, в со­ро­ка вер­стах от Махри­щи. Но од­на­жды при­шел к пре­по­доб­но­му Сте­фа­ну ве­ли­кий спо­движ­ник Сер­гий, ута­ив от него ви­ну сво­е­го при­хо­да – огор­че­ние от бра­тии, вы­ну­див­шее его уда­лить­ся на вре­мя от сво­ей оби­те­ли. Узнав о при­ше­ствии пре­по­доб­но­го Сер­гия, пре­по­доб­ный Сте­фан ве­лел уда­рить в би­ло цер­ков­ное и встре­тил его со сво­ей бра­ти­ей, ибо еди­но­душ­ны бы­ли оба тру­же­ни­ка; еди­ную во­лю тво­ри­ли они Гос­по­да сво­е­го и друж­но воз­де­лы­ва­ли ду­хов­ную браз­ду, по­се­вая в ней се­мя сло­вес­ное. Встре­тив­шись, по­кло­ни­лись они вза­им­но до зем­ли, про­ся друг у дру­га мо­литв и бла­го­сло­ве­ния, вме­сте во­шли они в цер­ковь для крат­кой мо­лит­вы. Несколь­ко дней про­был пре­по­доб­ный Сер­гий в Махри­щской оби­те­ли, об­хо­дя с ним пу­сты­ню и ве­се­лясь ду­хов­но о ее про­цве­та­нии. На­ко­нец, от­крыл пре­по­доб­ный Сер­гий ему же­ла­ние сво­е­го серд­ца: «Же­лал бы я, от­че, с по­мо­щью Бо­жи­ей об­ре­сти се­бе ме­сто уеди­нен­ное, где бы без­молв­ство­вать. Про­шу твою лю­бовь да­ро­вать мне од­но­го из уче­ни­ков тво­их, зна­ю­щих пу­стын­ные ме­ста». Пре­по­доб­ный Сте­фан с лю­бо­вью ис­пол­нил прось­бу ав­вы Сер­гия и, от­пу­стив с ним доб­ро­де­тель­но­го уче­ни­ка сво­е­го Си­мо­на, про­во­дил его до ис­точ­ни­ка, за три вер­сты от оби­те­ли. Позд­нее на ме­сте рас­ста­ва­ния свя­тых стар­цев, над ис­точ­ни­ком, бы­ла по­став­ле­на ча­сов­ня. Си­мон, обо­шед­ши с пре­по­доб­ным Сер­ги­ем мно­гие ме­ста пу­стын­ные, ука­зал ему вы­со­кое пре­крас­ное ме­сто на ре­ке Кир­жа­чи. Оно по­лю­би­лось от­шель­ни­ку Ра­до­неж­ско­му, и там ос­но­вал пре­по­доб­ный но­вую оби­тель во имя Бла­го­ве­ще­ния Бо­го­ма­те­ри, где вре­мен­но во­дво­рил­ся, до­ко­ле бра­тия пер­во­на­чаль­ной Лав­ры его не по­чув­ство­ва­ли горь­ко­го ли­ше­ния и раз­лу­ки с та­ким пас­ты­рем и не умо­ли­ли его воз­вра­тить­ся, уже чрез по­сред­ство свя­ти­те­ля Мос­ков­ско­го Алек­сия.

Вско­ре и са­мо­го Сте­фа­на по­стиг­ло та­кое же ис­ку­ше­ние от бра­тии, и он пос­ле­до­вал сми­рен­но­му при­ме­ру со­бе­сед­ни­ка сво­е­го, пре­по­доб­но­го Сер­гия. Некто Гри­го­рий, жив­ший неда­ле­ко от Тро­иц­кой оби­те­ли, пе­ре­дал мо­на­сты­рю свою зем­лю и дру­гое иму­ще­ство, при­нял мо­на­ше­ство и стал усерд­ным уче­ни­ком игу­ме­на. Пре­по­доб­ный вско­ре по­слал его к свя­ти­те­лю Алек­сию, ко­то­рый ру­ко­по­ло­жил Гри­го­рия во пре­сви­те­ра и воз­вра­тил в оби­тель. Меж­ду тем при­со­еди­не­ние к оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сте­фа­на неко­то­рых зе­мель вы­зва­ло раз­дра­же­ние жив­ших непо­да­ле­ку че­ты­рех бра­тьев Юр­ков­ских, опа­сав­ших­ся, что их име­ние мо­жет отой­ти к мо­на­сты­рю. С це­лью за­ста­вить пре­по­доб­но­го уй­ти из этих мест они гро­зи­ли убить его. Ни­ка­кие вра­зум­ле­ния свя­то­го не по­мо­га­ли. То­гда пре­по­доб­ный Сте­фан, оста­вив вме­сто се­бя свя­щен­но­и­но­ка Илию, тай­но оста­вил мо­на­стырь вме­сте с лю­би­мым уче­ни­ком сво­им Гри­го­ри­ем. В 60-ти вер­стах от Во­лог­ды, в древ­нем Ав­неж­ском кня­же­стве, он ос­но­вал Тро­иц­кую Ав­неж­скую пу­стынь. Пер­вым по­стри­же­ни­ком оби­те­ли стал мест­ный земле­вла­де­лец Кон­стан­тин Дмит­ри­е­вич, ко­то­рый, же­лая под­ра­жать по­дви­гам пре­по­доб­но­го Сте­фа­на, од­ну часть сво­е­го име­ния раз­дал бед­ным, а дру­гую по­жерт­во­вал но­во­му мо­нас­ты­рю и при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Кас­си­ан (впо­след­ствии по­стра­дал вме­сте с пре­по­доб­ным Гри­го­ри­ем в 1392 го­ду; па­мять их 15/28 июня). Со вре­ме­нем сла­ва об Ав­неж­ских ино­ках до­шла до Моск­вы. Бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич Дон­ской, узнав о ме­сте пре­бы­ва­ния пре­по­доб­но­го Сте­фа­на, вы­звал его к се­бе, а в мо­на­стырь сде­лал бо­га­тый вклад бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми и дру­ги­ми по­жерт­во­ва­ни­я­ми. Пре­по­доб­ный Сте­фан, по­ру­чив паст­ву свою пре­по­доб­но­му Гри­го­рию, а ке­лар­ную служ­бу – пре­по­доб­но­му Кас­си­а­ну, по­шел в цар­ству­ю­щий град.

По до­ро­ге в Моск­ву пре­по­доб­ный Сте­фан по­се­тил Махри­щскую оби­тель, где с ра­до­стью был встре­чен бра­ти­ей, умо­ляв­шей его не остав­лять их бо­лее и возв­ра­тить­ся к ним из сто­ли­цы.

Ми­ло­сти­во при­нял его там свя­ти­тель Алек­сий, глу­бо­ко ува­жав­ший его доб­ро­де­тель, и лю­би­тель бла­го­ле­пия цер­ков­но­го ве­ли­кий князь, ко­то­рый снаб­дил Мах­ри­щскую оби­тель мно­ги­ми зем­ля­ми и льго­та­ми и ве­лел пре­по­доб­но­му Сте­фа­ну опять в ней во­дво­рить­ся.

Бу­дучи в Москве, пре­по­доб­ный об­рел там бу­ду­ще­го све­тиль­ни­ка Рос­сий­ской Цер­кви. Юно­ша-си­ро­та Кос­ма, срод­ник ве­ли­ко­кня­же­ско­го бо­яри­на и околь­ни­че­го Ти­мо­фея Ва­си­лье­ви­ча Ве­лья­ми­но­ва, сла­вив­ше­го­ся бо­гат­ством, меч­тал быть ино­ком. Но его вли­я­тель­ный род­ствен­ник не со­гла­шал­ся от­пу­стить его в мо­нас­тырь. Узнав о свя­том Сте­фане, Кос­ма по­шел к нему и со сле­за­ми стал про­сить о по­мо­щи. Пре­по­доб­ный Сте­фан, про­ви­дя в юно­ше ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка, по­стриг его в ря­со­фор и пред­на­рек ему имя Ки­рилл. За­тем пре­по­доб­ный от­вел Кос­му в Си­мо­нов мо­на­стырь, где пре­по­доб­ный Фе­о­дор (впо­след­ствии ар­хи­епис­коп Ро­стов­ский, † 1394; па­мять 28 но­яб­ря/11 де­каб­ря) по­стриг его в ман­тию. Это был пре­по­доб­ный Ки­рилл Бе­ло­е­зер­ский († 1427; па­мять 9/22 июня).

Вер­нув­шись в Махри­щскую оби­тель, пре­по­доб­ный Сте­фан ввел в ней об­ще­жи­тель­ный устав и в те­че­ние мно­гих лет мир­но и муд­ро управ­лял бра­ти­ей. По вре­ме­нам он при­хо­дил для бе­се­ды к ве­ли­ко­му чу­до­твор­цу Сер­гию.

До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, пре­по­доб­ный Сте­фан пе­ре­дал игу­мен­ство стар­цу Илии и при­нял ве­ли­кую схи­му. В ско­ром вре­ме­ни, чув­ствуя при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны, он со­звал ду­хов­ное ста­до и в по­след­ний раз по­учил бра­тию по­дви­гам ду­хов­ным, стра­ху Бо­жию и непре­стан­ной па­мя­ти смерт­ной, люб­ви нели­це­мер­ной, воз­дер­жа­нию и ко­неч­но­му от­ре­че­нию от ми­ра. И при­ча­стив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, пре­дал пре­по­доб­ный Сте­фан чи­стую свою ду­шу Бо­гу июля в 14-й день 1406 го­да. Бла­го­уха­ние свя­той его жиз­ни по­ве­я­ло от свя­тых его мо­щей, сви­де­тель­ствуя о бла­го­при­ят­ном пред­ста­тель­стве его пред ли­цем Бо­жи­им. Со сле­за­ми бра­тия по­греб­ли его в со­здан­ной им оби­те­ли Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.

Мно­го лет по­сле пре­став­ле­ния бла­жен­но­го Сте­фа­на жил в его оби­те­ли некто бла­го­го­вей­ный ста­рец инок Гер­ман, уже сто­лет­ний, днем и но­чью пред­сто­яв­ший в мо­лит­вах Бо­гу. Од­на­жды но­чью вы­шел он из сво­ей кел­лии и уви­дел над гро­бом пре­по­доб­но­го огонь. Ужас­нул­ся ста­рец и по­спе­шил воз­ве­стить о том игу­ме­ну Ионе, ко­то­рый уви­дел из ок­на сво­е­го тот же огонь, как бы луч све­та, си­яв­ший от гроб­ни­цы. При­шел в то вре­мя из Лав­ры пре­по­доб­но­го Сер­гия игу­мен Ар­се­ний и, услы­шав о чуд­ном яв­ле­нии, ду­хов­но ура­зу­мел зна­ме­ние бла­го­да­ти Бо­жи­ей. Он ве­лел по­ста­вить над мо­ги­лой гроб­ни­цу, осе­нить ее по­кро­вом и пред нею воз­жечь неуга­си­мую лам­па­ду. С то­го вре­ме­ни воз­об­но­ви­лось по­чи­та­ние свя­то­го, уже по­чти за­бы­то­го, и бы­ло уста­нов­ле­но еже­год­ное ему празд­но­ва­ние.

В 1550 го­ду при по­строй­ке но­во­го ка­мен­но­го хра­ма во имя Жи­во­на­чаль­ной Трои­цы мо­щи пре­по­доб­но­го Сте­фа­на бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми, но остав­ле­ны в но­вом хра­ме под спу­дом. От ко­жа­но­го па­ра­ман­да, най­ден­но­го на пер­сях мо­щей и вло­жен­но­го в се­реб­ря­ный крест, по­сле­до­ва­ли ис­це­ле­ния для при­ка­сав­ших­ся к нему с ве­рою.

По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го про­ис­хо­ди­ли и дру­гие чу­де­са. Од­на­жды в празд­ник Пя­ти­де­сят­ни­цы в оби­тель со­бра­лось до двух ты­сяч бо­го­моль­цев. В тот год (по неко­то­рым ис­точ­ни­кам, 1557 г.) был го­лод и в оби­те­ли бы­ло ма­ло хле­ба. Игу­мен Вар­ла­ам (1557–1570), же­лая ис­пол­нить за­вет пре­по­доб­но­го, учив­ше­го пи­тать всех при­хо­дя­щих в мо­на­стырь, не знал, как быть. С ве­рою он об­ра­тил­ся в мо­лит­ве к свя­то­му Сте­фа­ну, про­ся у него по­мо­щи. За­тем игу­мен по­ве­лел мо­на­ху Си­мео­ну, слу­жив­ше­му за тра­пе­зой, весь имев­ший­ся хлеб раз­де­лить и раз­ло­жить на сто­лы. Си­ме­он мыс­лен­но осу­дил игу­ме­на, по­ла­гая, что та­кой по­сту­пок не толь­ко не на­кор­мит мно­же­ство на­ро­да, но и ли­шит бра­тию завт­раш­не­го про­пи­та­ния, од­на­ко он ис­пол­нил по­ве­ле­ние, и по мо­лит­ве свя­то­го Сте­фа­на про­изо­шло чу­до: не толь­ко все па­лом­ни­ки на­сы­ти­лись, но еще оста­лось столь­ко хле­ба, что бра­тия пи­та­лись им три ме­ся­ца.

Игу­мен Вар­ла­ам стал пер­вым со­би­ра­те­лем све­де­ний о жиз­ни пре­по­доб­но­го Сте­фа­на. Он разыс­кал за­пис­ки о свя­том у сво­е­го пра­де­да Се­ра­пи­о­на, лич­но знав­ше­го пре­по­доб­но­го Сте­фа­на, и за­пи­сал из­вест­ные ему чу­де­са, про­ис­хо­див­шие у свя­тых мо­щей. На ос­но­ве этих за­пи­сей игу­мен Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря Иоасаф (впо­след­ствии епи­скоп Во­ло­год­ский) по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Мос­ковс­ко­го Ма­ка­рия († 1563; па­мять 30 де­каб­ря/12 ян­ва­ря) со­ста­вил жи­тие и служ­бу пре­по­доб­но­му Сте­фа­ну. Служ­ба свя­то­му бы­ла со­став­ле­на так­же Си­мео­ном По­лоц­ким.

Преподобный Стефан, Махрищский чудотворец

Преподобный Стефан (†27 июля 1406г.), игумен Махрищский, всея России чудотворец – духовный друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского. Уроженец Киева, в раннем возрасте преподобный Стефан уходит в Киево-Печерскую обитель, где принимает монашеский постриг и долгое время подвизается, служа примером благочестия и подвижнической жизни для всей братии.

В середине XIV столетия из-за притеснений униатов преподобный покидает Киево-Печерский монастырь, приходит в Москву. Получив первосвятительское благословение митрополита Московского Феогноста, Стефан удаляется на северо-восток Руси, где в непроходимых владимирских лесах, на берегу реки Махры основывает общежительный Троицкий монастырь.

Читайте также:  Молитва матери Ангелу хранителю ребенка о защите, помощи, здоровье

Обитель эту посетил некогда игумен земли Русской прп. Сергий Радонежский. Терпя скорби от братии своего монастыря, прп. Сергий пришел за духовным утешением к игумену Махрищскому Стефану и провел в его обители несколько дней, утешаясь беседой с преподобным. Отсюда с учеником прп. Стефана иноком Симоном прп. Сергий ушел на реку Киржач, где основал Благовещенскую обитель.

Спустя время, крестьяне деревни Юрцово воздвигли гонение на преподобного Стефана, боясь, что он овладеет их землями. Не внимая кротким увещеваниям преподобного, они грозились убить его, если он не уйдет из Махрищской пустыни. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на север, где в 60-ти верстах от древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском, близ реки Сухоны, (около 1370 г.) основал Троицкую Авнежскую пустынь. Около десяти лет проводит преподобный в этой обители, после чего по увещанию князя Димитрия Донского возвращается в Махрищский монастырь. По пути в свою обитель прп. Стефан посещает Москву, где (около 1380г.) совершает постриг в рясофор прп. Кирилла Белозерского. Почил прп. Стефан 27 июля 1406 г. в основанном им на р. Махре Троицком монастыре.

Среди посмертных чудес преподобного: умножение хлебов в обители, исцеления от паралича, эпилепсии, немоты и беснования.

Святитель Варлаам, ставший игуменом монастыря в 1557 году, с особым усердием собрал все сведения о жизни святого первоначальника обители и преподнес свой труд митрополиту Московскому Макарию. По благословению святителя иеромонах Данилова монастыря Иоасаф составил службу и житие преподобному Стефану. В 1558 году был освящен храм во имя прп. Стефана Махрищского, где почивали его мощи.

В 1997 году над местом упокоения преподобного Стефана был восстановлен храм в его честь, разрушенный в 1942 году, а над почивающими под спудом мощами поставлена рака.

Память святого преподобного Стефана Махрищского и всея России чудотворца совершается 14/27 июля.

Неразрывной на протяжении веков остается и связь двух обителей: Стефано-Махрищского монастыря и Троице-Сергиевой лавры. Почтить память игумена Махрищского в день его блаженной кончины ежегодно приезжает братия Лавры во главе с наместником – архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом, который ежегодно возглавляет праздничное богослужение в день памяти прп. Стефана.

Ежедневно у мощей святого угодника Божия совершается краткий молебен.

Тропарь, глас 8

Православия ревнителю,/ благочестия наставниче и чистоты,/ ищущим спасения путеводительный светильниче,/ монашествующих Богодухновенное удобрение,/ преподобнаго Сергия духовный собеседниче,/ Стефане премудре,/ ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/ и пустыни населил еси,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Чистотою душевною божественно вооружився,/ блаженную жизнь совершил еси,/ в пустыню, яко во град, вселився,/ благодать приял еси от Бога/ исцеляти недуги приходящим к честней твоей раце/ и всех возвышати к Божественней высоте,/ темже, имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Стефане, постником удобрение.

Чудотворец Стефан Махрищский, собеседник преподобного Сергия Радонежского

27 июля по новому стилю православные отмечают день кончины преподобного Стефана, чудотворца Махрищского. В 2006 году отмечалось 600-летие со дня преставления перед Богом преподобного Стефана. Этот русский подвижник, уроженец Киева, был собеседником преподобного Сергия Радонежского, духовным наставником преподобного Кирилла Белозерского, современником затворников Руфа и Лаврентия, преподобных Силуана схимника, инока Арсения трудолюбивого, канонарха Леонтия Печерского, диакона Макария Печерского.

Преподобный Стефан Махрищский

К советам преподобного Стефана прислушивался благоверный Великий князь Дмитрий Иванович Донской. На могилу преподобного Стефана совершил паломничество российский самодержец Иоанн Грозный.

О ранних годах Стефана Махрищского историками собрано не очень много информации, но известно, что родился он в начале XIV века, в Киево-Печерской обители принял постриг с именем Стефан. Мирское имя подвижника не сохранилось. С самого детства Стефан читал богоугодную литературу, приучался к строгому посту, непрестанной молитве, примирению страстей и основательному послушанию, чем был примером для иных, принявших постриг. За самоотверженное служение Богу быстро снискал доверие и любовь всех в лавре. Еще до того, как Стефан покинул Киев, он уже был известен как истинный подвижник веры.

Крещение чудотворца Стефана Махрищского. Икона

Возможно, из-за нарушения покоя, вызванного подчинением юга России литовским князьям, а позже польскому королю, и усиления власти католической церкви, в середине XIV века Стефан ушел из Киево-Печерского монастыря, и ушел в землю Московскую.

В Москве его приняли радушно и тепло – Великий Князь Московский Иоанн II Красный (Кроткий), сын известного князя Ивана Калиты, предлагал преподобному остаться в каком угодно московском монастыре, но Стефан испросил разрешения поселиться поодаль от людей. Митрополит Феогност благословил подвижника на отшельничество.

Дальнейший путь преподобного Стефана следовал на северо-восток. После некоторых поисков отшельник остановился в бывшем княжестве Переславля-Залесского, в волости Кинельской (ныне Владимирская область), «в дебрях лесных, близ слияния рек Молокчи и Махры», где и воздвигнул небольшую келью, всего в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского. Вскоре о келье узнали местные жители и стали регулярно сюда наведываться. Некоторых из местных прихожан после их многочисленных просьб он благословил поселиться поблизости.

В 1358 году преподобный Стефан Махрищский основал монастырь Святой Живоначальной Троицы, по благословению Алексия, святителя Московского. Князь Иоанн II Красный сделал немалые пожертвования на строительство монастыря и даровал грамоту на пользование землей.

Был воздвигнут храм, при нем скромная иноческая обитель и трапезная. Самого же Стефана рукоположили в иеромонахи и поставили игуменом в этом монастыре. Преподобный предпочитал ничем не отличающуюся от братии одежду и вел простой образ жизни.

Близость обителей преподобных Стефана и Сергия вылилась в дружбу и духовную близость – нередко святые отцы приходили друг к другу, ведя продолжительные беседы. Однажды преподобный Сергий, огорченный братией, прибыл в Махрищскую пустынь. Иеромонах Стефан велел ударить в било и встречал Сергия на пороге обители. Сергий, по праву гостя, благословил Стефана и братию его и вошел в обитель.

Преподобный Стефан Махрищский встречает преподобного Сергия Радонежского в Махрищском монастыре. Гравюра Л. Шелковникова. 1851 год

Преподобный Сергий Радонежский пробыл в Махрищском монастыре всего несколько дней. После чего сказал: «Желал бы я, отче, с помощью Божией обрести себе место уединенное, где бы безмолвствовать. Прошу твою любовь даровать мне одного из учеников твоих, знающих пустын­ные места». И по благословению игумена Стефана Сергий Радонежский с иноком Симоном отправился в путь к берегу реки Киржач, где основал монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы по благословению митрополита Алексия.

Преподобный Стефан проводил Сергия Радонежского до источника, который был в трех верстах от монастыря. На месте, где они расстались, позднее была построена часовня, куда многие годы православные ходили крестным ходом.

Сергий Радонежский и Стефан Махрищский

Местный землевладелец Григорий передал монастырю свои земли, находящиеся недалеко от храма, часть имущества раздал, а часть также отдал монастырю. Сам же принял монашество и стал учеником Махрищского Чудотворца. Однако жившие неподалеку некие братья Юрковские опасались, что и их земли могут перейти во владения монастыря, и грозились убить Стефана, настойчиво требуя его ухода из обители. «Бог вас простит, чада, – перед своим уходом сказал преподобный, – не вы это злобствуете, но лукавый диавол!»

Ночью со своим учеником Григорием иеромонах Стефан покинул монастырь, передав управление иноку Илии. Сам же монах держал путь на север, в «княжество Авнежское. В 1392 году около реки Сухоны (в 60 км от Вологды, на берегу потока, называемого Юрьев, ныне Тотемский район) Стефан основал Троицкую Авнежскую пустынь, в основном благодаря пожертвованиям местного землевладельца Константина Дмитриевича, постриженного преподобным в монашество с именем Кассиан.

Руины Троицкого Авнежского монастыря. 2007 год

Слава Троцкой Авнежской обители и, в частности, настоятеля её Стефана, вскоре достигла Москвы. Князь Дмитрий Донской сделал щедрые пожертвования Авнежскому монастырю, а иеромонаха Стефана вызвал к себе. Стефан поручил монастырь своим ученикам Григорию и Кассиану. Однако ученики преподобного, первые монахи Авнежского монастыря, во время нашествия татарского князя Бехтута были убиты татарами.

Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские. Современная роспись

На пути в Москву Стефан навестил свою прежнюю обитель, где братия встретила его с мольбами остаться. Святитель Алексий также велел иеромонаху вернуться в Махрищский монастырь и продолжить игуменствовать там.

По прибытии в Москву иеромонах Стефан впервые встретился с князем Дмитрием Донским. Но не в последний раз – великий князь, почитая преподобного, не раз звал молитвенника к себе для советов и бесед.

Будучи в столице, Стефан повстречал сорокалетнего человека по имени Косьма, казначея, что с юности мечтал уйти в монастырь. Стефан углядел в Косьме великого Божьего слугу и собственноручно постриг с новым именем Кирилл. Впоследствии Косьма стал преподобным Кириллом, игуменом Белоезерским.

Смиренно следуя благословению святителя Алексия, Стефан вернулся в Махрищскую обитель. Иногда находил отраду в том, что ходил побеседовать к чудотворцу Сергию Радонежскому.

Вид на Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь

О последних годах великого подвижника в рукописи «Житие преподобного Стефана Махрищского» написано: «Подвизаяся о церковном устроении и еже в монастыре совокуплении братии, и о сих спасении, яко отец чадолюбивый печашеся; не токмо словом учаше их, но и делом наказуя и нравом, сам собою во всем образ дая им: кроток же бе от юности, и тих и молчалив, и божественным писанием не токмо послушатель и хранитель, но и творец. Многим же видящим его смирение и кротость, паче же и ризную худость, не мнети его настоятеля братии, но единаго от последних в братии. Николи же бо видети его когда случися разъярившася на кого согрешающаго, но тихостию, словом и смирением учаше; бе же милостив толико, яко николи же просяща убога или странна отпустити тщима рукама. И слышавше сия добродетельная многая блаженнаго Стефана исправления окрест места того живущии людие христолюбивии прихождаху пользы ради».

В Стефано-Махрищской обители

В возрасте около девяноста лет инок Стефан передал управление монастырем старцу Илии и принял схиму. Предчувствуя свою кончину, чудотворец дал последние наставления братии и 14 июля (27 июля по новому стилю) 1406 года скончался. Мощи преподобного благоухали, окончательно уверив братию в святости подвижника. Святой был погребен в Махрищской обители.

Близ мощей Стефана творились многие чудеса.

Одно из преданий гласит: много лет спустя старец Герман, после долгой и неустанной молитвы выйдя из кельи, увидел над могилой преподобного пламя, освещавшее всю обитель. Старец изумился и тут же доложил игумену Ионе. В монастыре тогда гостевал игумен Арсений из монастыря Сергия Радонежского. Он велел возвести гробницу, в которой разжечь неугасимую лампаду. С тех пор в монастыре ежегодно празднуют день почитания Стефана Махрищского.

В 1550 году велась перестройка храма Святой Троицы. Честные мощи преподобного Стефана были обретены нетленными, но оставлены в новом храме под спудом. При открытии гроба преподобного на его мощах был найден черный кожаный пояс с изображением двенадцати праздников после Пасхи, похожий на монашеские пояса Киево-Печерской лавры. Этот пояс вложили в серебряный крест, от которого верующие получали исцеление.

На месте старой обители возвели новую, каменную. На ее строительство выделил средства государь Иван Васильевич Грозный. Он и приезжал с царицей Анастасией в монастырь на освящение северных приделов.

Вход в Стефано-Махрищскую обитель

В 1557 году произошло еще одно известное чудо, выпавшее на День Святой Троицы. В монастырь пришло тогда более двух тысяч человек. Год в Махрищской обители был неурожайный и голодный. Желая накормить всех пришедших, игумен Варлаам обратился с молитвой помощи к преподобному Стефану. После молитвы Варлаам велел разложить весь оставшийся хлеб на столы, и свершилось чудо – хлеба не только хватило всем пришедшим, но и осталось столько, что хватило братии еще на три месяца.

Первым собирателем сведений о преподобном Стефане стал игумен Варлаам. У своего прадеда, столетнего монаха Серапиона он нашел записки о Махрищском чудотворце и записал чудеса, происходившие на могиле чудотворца. Опираясь на эти записи, игумен Свято-Данилова монастыря Иоасаф (впоследствии епископ Вологодский) по воле митрополита Макария составил житие преподобного Стефана Махрищского. Иоасафом же составлены описание чудес Стефана и служба ему.

В шестивековой истории Стефано-Махрищского монастыря после имени его основателя является самым светлым имя Варлаама, сначала настоятеля Махрищской обители, а затем епископа Суздальского и Тарусского (1557-1570). Именно при святителе Варлааме были обретены нетленные мощи преподобного Стефана, а над местом погребения святого угодника Божия построен храм в его честь.

30 июля 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь в селе Махра Александровского района Владимирской области. В храме преподобного Стефана, игумена Махрищского, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию и молебен. Его Святейшеству сослужил епископ Сергиево-Посадский Феогност. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий наградил крестом с украшениями настоятельницу обители игумению Елисавету (Жегалову).

Патриарх Алексий II в Стефано-Махрищской обители

Не так давно Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь посетил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Читайте также:  Что означает праздник Вознесение Господне в православии, история, приметы и обычаи

Подвижническая жизнь обители и прославление чудотворца Стефана Махрищского продолжаются.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Стефано-Махрищской обители

Преподобный Стефан Махрищский

Память преподобному Стефану Махрищскому Церковь чтит 27 июля (14 июля ст. ст.). Считается, что молитвы святому и его мощи помогают отвести врагов и грабителей от жилища; защитить близких и родственников от вредных пристрастий; облегчить муки больных падучей болезнью и параличом.

Содержание:

Житие преподобного Стефана Махрищского

Родом из Киева, Стефан принял иночество буквально на заре жизни в Печерской обители, где несколько лет провел в подвигах послушания и молитвы. [1] Пострижениками Киево-Печерского монастыря, подвизавшимися в то же время, были святители Дионисий Суздальский и Арсений Тверской. Многим приходилось в эти времена покинуть Печерскую обитель.

В середине XIV столетия преподобный Стефан оставляет родную Киево-Печерскую обитель и направляется в Московскую землю. По одной из версий, тогда были гонения на православных католиками. Политические события, такие как подчинение южной части России литовским князьям, а затем — польскому королю, стали причиной очередной проверки на прочность веры русских поборников благочестия. Через эти изменения усиливалось влияние католичества, стали притеснять православных: отбирали у них храмы и устраивали в них помещения (костелы) для справления собственных обрядов, не допускали православных до значительных должностей, бранили и даже избивали священников и монахов. [5] По другой же трактовке, преподобный спасался от власти Киевского митрополита, поставленного Болгарским патриархом. [3] Впрочем, возможно, одно не исключает другого.

Пришедши в Москву, вероятно еще при митрополите Феогносте, Стефан упросил со смиренным дерзновением князя Московского Иоанна II уйти в отдаление в поисках безмолвия. Еще совсем молодой Стефан решил поселиться в пустыне, продемонстрировав Господу свою решимость в отрешении, и отправился на северо-во­сток, где избрал себе место в лесном уро­чище Махрище, в 35-ти верстах от обители преподобного Сергия. Преподобный Стефан был современником и ближайшим собеседником преподобного Сергия Радонежского. [5]

Преподобный Стефан воздвигает крест на месте основания монастыря. Клеймо иконы «Преподобный Стефан Махрищский с житием». XVII в.

Приступив к задуманному, подвижник водрузил крест на новом месте своего пребывания. Питаться отшельник избрал аскетично, от земли, занимаясь её возделыванием для нужд насущных, что благоприятствует образу канонического христианина, а для крова себе изготовил убогую келью, столь же скромную, как путь, который избрал. И сложил он c себя мирские тяготы и суеты, предавшись Богу в трудах своих и уповая на Исуса Христа, как единственного спасителя своей души. [4]

Приход к преподобному Стефану первых насельников. Клеймо иконы «Преподобный Стефан Махрищский с житием». XVII в.

Когда к св. Стефану собралось достаточное количе­ство иноков, он построил храм «в славу Живоначальной и неразделимой Троицы», братские келии и общую тра­пезу. [7] Естественно, такой искренний подвиг привлекал людей, и дабы созданы были условия пребывать им близ своего вдохновителя — в бывшем княжестве Переяславля-Залесского, в волости Кинельской, при маленькой речке Махре, — святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана рукоположил в иеромонаха (не позднее 1358 г.) и поставил игуменом собранной братии.

Интерьер храма Живоначальной Троицы. Фото нач. ХХ в.

По житию, вероятно в 1354-1358 гг., св. Стефан посвящен митрополитом Феогностом, но так как Феогност умер прежде великого князя Иоанна, то посвящение его в игумены было при митрополите Алек­сии. [7] От великого князя Иоанна преподобный Стефан получил дарственную грамоту на пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря. [4]

Вид Стефано-Махрищского монастыря в с. Махре Владимирской области. Фото нач. ХХ века

Формирование вотчин Махрищского мо­настыря происходило в результате перераспределения земли среди различных землевладельцев-феодалов, будь то купля, дарение или какая-либо другая форма отчуж­дения. Одно из первых упоминаний о земельных вкла­дах в монастырь находится в житии Стефана Махрищ­ского: событие это можно продатировать концом 60-х годов XIV в. Некто Григорий передал в монастырь свое имение, усадьбу с засеянными полями, находящимися в версте с небольшим от монастыря: «Дает тот Григорий селитву свою с настоянными нивами преподобному Стефану и молит его же сотворите инока». [7]

Однако по промыслу Божьему возникли обстоятельства, открывшие большие горизонты для монаха: жители села Юрцева близ его обители, Алексей, Федор, Иван, Петр, опасаясь, что князь Дмитрий Ива­нович, покровитель Стефана, передаст в монастырь их землю, воспротивились этому, боясь, что земля, которой они владели, может быть отдана монастырю, вопреки увещаниям, угрожали Стефану смертью. «Бог вас простит, чада, — смиренно ответил святой, пытаясь успокоить «тревоги корысти», но не смог, — не вы это злобствуете, но лукавый диавол». С этими словами кроткий игумен покинул обитель, поручив управление ею священноиноку Илии. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на Север. [6]

В 1370 г. в шестидесяти верстах севернее древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском, на реке Авнеже, близ реки Сухоны, основали они с учеником Григорием пустынную обитель во имя Святой Троицы — Троицкую Авнежскую пустынь. [1] Видать, угодно то было Господу, и по промыслу Его весьма вскоре разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Иоанновича, призвавшего преподобного Стефана явиться в Москву и пожаловавшего обоим его монастырям земельные и лесные угодья и озера. [6]

По великому уважению к святому старцу, великий князь предложил Стефану снова вступить в управление Махрищской обителью. Преподобный Стефан так же, как и преподобный Сергий, некогда исходящий от первоначальной местности подвига, вернулся в свою обитель к искренней радости братии.

Преподобный Стефан Махрищский, приучаясь к духовному житию, в строгом послушании под руководством умудренных опытом старцев подвизался воздержанию от страстей, непрестанному посту, неусыпной молитве, становился примером строгой иноческой жизни для всей братии в Печерском монастыре. [1]

Будучи строг к себе и снисходителен к другим, подавая тем пример, был по виду своему непритязателен к своим одеждам и комфорту, отдавая предпочтение внутреннему над внешним, как подобает христианину, ради усердия во славу Господню. Так явственно выделялся он в труде для обители, чем снискал расположение братии: видя в нем ревнителя истинного христианства, прислушивались они речам его кротким и смиренным. [1] Напоминал он им слова Господни: «На кого воззрю, если не на кроткого и молчаливого и трепещущего Моих словес»
(Ис. 66, 2).

Предчувствуя приближение кон­чины, преподобный собрал братию, преподал им пос­леднее наставление, как проводить богоугодную жизнь, облекся в великую схиму и предал дух Господу 14 июля (ст. ст.) 1406 года. При погребении тела возле церкви мощи излучали дивный аромат, что указывало на святость останков. [8]

Мощи преподобного Стефана Махрищского в Стефано-Махрищском монастыре

Почитание преподобного Стефана Махрищского

После земной жизни преподобного Стефана в монастыре случился пожар, который, согласно житию, связывают с не вполне благополучным духовным последованием его обитателей, и произошло это в конце XV века. Тот пожар охватил и уничтожил все постройки монастыря. Дело в том, что в первые годы после смерти Стефана в обители день преставления Первоначальника отмечался ежегодно. Почитание его памяти было установлено, как чаяние святого. [2] Затем же оно было забыто на некоторый период, а восстановлено только после совершившихся при его гробе чудес и утверждено игуменом Троице-Сергиева монастыря Арсением Сахарусовым (1525-1527), о чем в житии сказано: «В то же время приде живоначальная Троице-Сергиева монастыря игумен Арсений на Махрище … и повеле поставити гробницу (палатку) над фобом преподобного Стефана, и гроб покрыли покровом и свешу велику поставити, сам совершив божественную служ­бу соборные и братию вельми, учередив, и устави паки о том преподобному Стефану». Празднование памяти Стефана как святого было установлено несколько позже.

При построении нового каменного храма во имя Святой Троицы в 1557 году святые мощи преподобного Стефана Махрищского были обретены нетленными (вероятнее всего, в 1557 году). Первым собирателем сведений о жизни преподобного Стефа­на стал игумен Варлаам (1557-1570 гг.). Разыскав записки о святом у своего прадеда Серапиона, лично знавшего преподобного Стефана, Варлаам записал описанные тем чудеса, происходившие у святых мощей. На основе этих записей игумен Данилова монастыря Иоасаф (впоследствии епископ Вологодский) по благословению митрополита Московс­кого Макария составил житие и службу препо­добному Стефану между 1580 и 1583 годами. Написа­ние жития Стефана Махрищского относится к так называемому «Макарьевскому» вре­мени. Именно в этот период была проделана огром­ная работа по канонизации проживавших на территории Руси святых.

Время канонизации Стефана Махрищского совпа­ло с временем правления царя Ивана Васильевича IV Грозного, загородная резиденция которого находилась в 12 верстах от Махрищского монастыря, в Александро­вой Слободе. Память преподобного венчалась щедрым покровительством. Иван IV делал пожертвования на восстановление обители. Согласно записям Вкладной книги, царь лич­но был в монастыре на богомолье 5 раз, делая при этом богатые вклады, в том числе и 200 рублей на строитель­ство каменной церкви в 1557 г.

Окончательно утверждающей бумагой стала несудимая грамота на все владения Махрищского монас­тыря, данная Иваном Васильевичем в 1571 г. при игумене Гурии, которую затем подтвердили цари Федор Иоаннович в 1584 г. при игумене Антонии и Борис Федорович в 1599 г. при игумене Порфирии. Обитель была обеспечена царскими милостями. [7]

Преподобный Стефан Махрищский. Иконы

Самым ранним из известных нам житийных образов святого Стефана является икона XVII в. из Троице-Стефановского Махрищского монастыря. Сегодня она находится в государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Александровская слобода».

Преподобный Стефан Махрищский. Фрагмент иконы XVII в. Преподобный Стефан Махринский. Современная икона Преподобный Стефан Махринский. Современная икона Преподобный Стефан Махрищский. Икона «Собор Радонежских святых» (фрагмент). Русь. XVII в. Музей «Ризница Троице-Сергиевой Лавры» Прп. Стефан Махрищский с житием. Мельникова А.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2000 г. Троице-Стефановский Махрищский монастырь Махрищские прпп. (слева направо /1 ряд/: прпп. Варлаам Махрищский, Сергий Радонежский, Стефан Махрищский, Роман Киржачский; /2 ряд/ Кассиан и Григорий Авнежские). Мастерская Лавданского А.А. Икона. Москва. Около 2000 г.

Авнежский мужской монастырь

Авнежский мужской монастырь в честь Святой Троицы находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону. Источниками сведений об основании Авнежского монастыря являются «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских» и Житие прп. Стефана Махрищского, составленное игуменом Данилова монастыря Иоасафом. Основан не ранее 1370 г. прп. Стефаном Махрищским и его учеником свщмч. Григорием Авнежским. В июне 1392 г., во время набегов казанских татар и вятчан, монастырь был сожжен, а настоятель Григорий и келарь Кассиан убиты (по другой версии иноки были убиты разбойниками, хотевшими завладеть монастырским имуществом). В 1524 г. крестьянином Феодором были обретены мощи преподобных Григория и Кассиана, над их гробами выстроена часовня. В 1560 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению свт. Макария, митр. Московского, обитель возобновилась трудами игумена Стефанова Махрищского монастыря Варлаама (с 1570 епископ Суздальский и Тарусский). На месте разрушенной часовни был вновь построен Троицкий храм с приделом влкмч. Георгия Победоносца, а также Благовещенский храм, трапезная, кельи. Тогда же Авнежский монастырь был приписан к Махрищскому монастырю. В Смутное время Авнежский и Махрищский монастыри сильно пострадали, а в 1615 г. по указу Михаила Федоровича обе обители были приписаны к Троице-Сергиеву монастырю. Упразднен Авнежский монастырь был в 1764 г., а Троицкий храм, в котором под спудом находились мощи угодников, обращен в приходской. [9]

Преподобный Стефан Махрищский и Троице-Сергиева Лавра

Преподобный Стефан Махрищский, один из мно­гих почитаемых русских святых, являет собой «ревните­ля православия и наставника чистоты, ищущим спасе­ния. Он явился основателем Троицко­го Стефано-Махрищского монастыря, расположенно­го недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, и его обитель стала одной из многих святых обителей Северо-Восточ­ной Руси, вошедших впоследствии в сеть пустынных монастырей школы преподобного Сергия.


Преподобный Стефан Махрищский.
Иконописная мастерская Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Выбор данной темы нашего исследования не был слу­чайным. Представляется интересным показать взаимо­связь местного монашества с Троице-Сергиевой Лаврой на примере отношений духовных братьев, поскольку учение монаха-пустынника, ушедшего от мира в пустынь, оказало на мир воздействие огромной преображающей силы, в том числе и на преподобного Стефана. Он, в свою очередь, явился духовным наставником монашеской жизни в нашем крае и за его пределами, непосредствен­но способствуя возникновению пустынных монастырей.

Показательно, что Троицкий Стефано-Махрищский монастырь на протяжении всего дальнейшего своего существования, вплоть до сегодняшнего дня постоян­но находился и находится в тесном соприкосновении с Сергиевой обителью. Определить, а по возможности и прокомментировать наиболее важные моменты взаимо­отношения двух святых обителей и является целью на­шего исследования.

Наиболее существенными источниками в изучении данной темы оказались жития святых: житие преподоб­ного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым, Стефана Махрищского, Григория и Кассиана Авнежских, сохранившихся в списках XVI в. Самая ранняя, дошедшая до нас ре­дакция жития святого появилась почти через полторас­та с лишним лет после смерти святого.

Основатель Махрищской обители Преподобный Сте­фан начало своему иноческому житию положил в Киево-Печерской Лавре. Достаточно зрелым, с определенным запасом зна­ний, опытом монашеской жизни св. Стефан в годы го­нения на православие при короле польском Казимире вынужден был покинуть Киев. Преподобный Стефан направился на север Руси к Москве. Получив разрешение на поселение в пустыне в пре­делах московского княжества, Стефан прежде всего на­правился, видимо, в обитель Сергия Радонежского. Встреча двух святых была просто неизбежна. В службе Стефану Махрищскому XVI-XVII вв. преподобный Сте­фан назван собеседником прп. Сергия.

Читайте также:  Святой благоверный князь Феодор Черный, Ярославский и Смоленский

В то время Троице-Сергиев монастырь становится оплотом духовной мощи нашей земли. Высокая добродетельная жизнь преподобного сделалась известной не только в России, но и за пределами нашего государства. Именно преподобного Сергия выбрал Стефан себе в собесед­ники, поскольку он привлекал и вдохновлял его муд­рым, глубоко назидательным словом и примером. Жажда совершенного уединения влекла преподобного Стефа­на в безмолвие пустыни. Таким образом, в 35 верстах от Сергиевой обители, в волости Кинельской, в лесном урочище, именуемом «Махрище», появилась пустынь с устоями во многом сходными с устоями и Киево-Печерской Лавры, и Троице-Сергиева монастыря: служение Богу, скромность, нестяжание, постоянный физический труд.

Преподобный Стефан, так же как и преподобный Сер­гий Радонежский, представлял собой основной тип рус­ского монашества, как он сложился еще в Киеве XI в. В них обоих проступает образ Феодосия Печерского. Фе­одосия напоминают и телесные труды преподобных, и сама их телесная сила и крепость и «худые ризы». Сми­ренная кротость – основная духовная сила личности святых Стефана и Сергия.

Когда к св. Стефану собралось достаточное количе­ство иноков, он построил храм «в славу Живоначальная и неразделимая Троица», братские келии и общую тра­пезу. Митрополит посвятил его в игумены и в иеромона­ха. Это было, вероятно, в 1354-1358 гг., по житию – св. Стефан посвящен митрополитом Феогностом, но так как Феогност умер прежде великого князя Иоанна, то посвящение его в игумены было при митрополите Алек­сии. В монастыре был введен общежительный устав. И одним из значимых деяний Стефана Махрищского, так же как и Сергия Радонежского, является восстановле­ние общежития. Троицкий Стефано-Махрищский мо­настырь становится достойным сотрудником святой обители Сергия, и преподобный Стефан проповедовал иноческое служение не словами, а делами.

Не только близость расположения двух монастырей и близость уставов, но и духовная дружба связывала преподобного Стефана и Игумена земли Русской пре­подобного Сергия. Преподобный Стефан принимал в своем монастыре преподобного Сергия. Описание этой встречи имеется и в обоих житиях святых. Сопостав­ляя оба рассказа, мы получаем содержание происходив­ших событий. Когда на преподобного Сергия воздвиг­лась внезапно буря искушений в его собственной обители от родного брата, он решил удалиться из мо­настыря. И скорее всего, не случайно св. Сергий при­шел в Махрищскую обитель, именно там он мог встре­тить понимание и поддержку. Узнав о прибытии Сергия, преподобный Стефан велел ударить в било и со всей бра­тией вышел навстречу к нему. Пробыв в обители не­сколько дней, преподобный Сергий с иноком Симоном отправился дальше в путь и на берегу р. Киржач по бла­гословению митрополита Алексия положил основание Благовещенской обители, в которой прожил около трех лет.

Важно то, что каждый вновь основанный Сергием и его последователями монастырь был ростком будущего города. Вокруг монастыря возникал поселок, селились ремесленники, приезжали купцы.

Преподобного ожидала судьба во многом сходная с Сергиевой, хотя по другим причинам. Стефан с Григорием отправились в вологодские зем­ли. Около 1370 г. преподобные основали новую Авнежскую обитель.

Далеко разнеслась слава о новом монастыре. Достиг­ла она и князя Дмитрия Ивановича, приславшего на ус­троение обители богатые вклады (а Стефану повелел явиться в Москву). По великому уважению к святому старцу великий клязь пожаловал Махрищской обители многие урочища, озера и реки, указав Стефану снова вступить в управление ею. Преподобный Стефан, так же как и преподобный Сергий, вернулся в свою обитель, к искренней радости братии. Несомненно, это возвра­щение было огромной победой, но победой простой и тихой, без насилия. И действия преподобных были не как начальников, а как святых. И этим они освятили еще больше свой облик, вознеся и само православие, пред­почтя внешней дисциплине – свободу и любовь.

Преподобный Сергий был родоначальником ново­го направления монашеской жизни, а преподобный Стефан его достойным последователем. Изучая и сравнивая жития преподобных, мы нахо­дим между ними много общего, духовную взаимосвязь, и видим, насколько влияние Сергия было огромным и всеобъемлющим, что и позволило отнести преподобно­го Стефана к плеяде последователей.

Возвратясь в Махру, Стефан продолжил духовную жизнь, как жил всегда. Предчувствуя приближение кон­чины, преподобный собрал братию, преподал им пос­леднее наставление, как проводить богоугодную жизнь, облекся в великую схиму и 14 июля 1406 г. предал дух Господу.

При игумене Варлааме (1557-1570 гг.) совершилось обретение мощей святого Стефана, и он составил служ­бу и житие преподобного, которые представил царю Ивану Васильевичу и митрополиту Макарию. Причисле­ние Стефана Махрищского к лику святых относится к времени от Макарьевских Соборов 1547 и 1549 гг. до уч­реждения Св. Синода (1721).

Со времени основания Махрищского монастыря постоянно существовала неразрывная связь с Троице-Сергиевой Лаврой: в 1615 г. по указу царя Михаила Фе­доровича обитель поступила в ведомство Троицкой Лав­ры вместе с монастырем Авнежским.

В 1922 г. монастырь был закрыт. В 1993 г. епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на территории монастыря был водружен деревянный крест в честь 600-летия со дня представления преподобного Сергия, бы­вавшего в этой обители. Вслед за этим в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму апостолов Петра и Пав­ла, поселились первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой (Жегаловой), ставшей вскоре их настоятель­ницей.

И до сего времени не ослабевает влияние Лавры на Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь, основа­теля которого можно поставить в один ряд крупных ду­ховных и политических деятелей таких, как Сергий Ра­донежский, Кирилл Белозерский, Стефан Пермский.

Источник: Е. В. Соснина. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной России. М.: Покров, 2000. – С. 70-84.

27 июля – День преподобного Стефана Махрищского.

При изучении жития одного из самых сильных святых нашего Отечества, а именно преподобного Сергия, игумена Радонежского, становится очевидным достаточно важный факт: безмерно велико было количество людей, так или иначе взаимодействовавших с подвижником при его земной жизни. Это не только родственники, друзья, ученики, коллеги, но и представители различных сословий, случайные субъекты, а также многочисленные собеседники. В число последних входил среди прочих и преподобный Стефан Махрищский. Вам ни о чем не говорит это имя? Тогда настоящий материал просветит вас, познакомив с житием указанного святого, память которого чествуется Православной Церковью ежегодно 27 июля.

Жизнь преподобного Стефана Махрищского в Киево-Печерской Лавре.

Преподобный Стефан Махрищский был родом из Киева. Он появился на свет в начале XIV века в благочестивой семье. Родители будущего святого жили в соответствии с христианскими обычаями и догмами, потому были людьми богобоязненными. По данной причине как только сын вступил в пору отрочества, они пожелали обучить его Закону Божьему. Так Стефан Махрищский познакомился с премудростью книг духовного содержания. В итоге он преуспел и в чтении, и в письме.

Будущий подвижник рано возлюбил Бога всем своим сердцем и принял монашеский постриг с тем именем, которое уже нам известно (о мирском, увы, сведений не сохранилось).

Среди современников подвижника, также служивших Богу в стенах Киево-Печерской Лавры, были такие святые, как затворники Лаврентий и Руф, диакон Макарий, святитель Арсений Тверской, преподобный Силуан схимник, воин Тит, святитель Дионисий Суздальский и др. Почти все они на сегодняшний момент почивают в Дальних пещерах древнего монастыря.

Своя обитель.

Жизнь Стефана в Киево-Печерской Лавре продлилась до середины XIV-го столетия. Затем святой покинул родные стены и отправился в Москву. Историки полагают, что такой поступок Стефана Махрищского был вынужденным, вызванным начавшимся к тому времени притеснением православных христиан на юге Руси униатами. Пришедший в Москву подвижник получил благословение митрополита Феогноста, после чего стал пустынножителем. Он мог бы жить в любом из московских монастырей, тем более, что сделать сие подвижника уговаривал неоднократно великий князь Московский Иоанн Иоаннович Кроткий, но выбрал подвиг уединения, поселившись в дремучем лесу. Это место находилось в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, располагаясь на берегу речушки Махры в Кинельской области. Стефан поставил здесь крест, срубил для себя келью, устроил огородик. Скоро прознали про местожительство святого люди из окрестных деревень и потекли к преподобному нескончаемым потоком. Одни приходили за мудрым советом, другие за благословением. Некоторые захотели обустроиться рядом со Стефаном, дабы разделить с ним тяготы жизни отшельника, и получили на то разрешение старца.

Спустя короткое время святитель Московский Алексий благословил подвижника на освещение храма во имя Святой Живоначальной Троицы и возведения при данной церкви монастыря. Соответственно, Стефан Махрищский получил повышение, став иеромонахом и игуменом новой обители. Со своей стороны уже упомянутый выше князь Московский Иоанн дал подвижнику разрешение на пользование землей и пожертвовал немалые суммы на строительство монастыря.

Так как обитель, управляемая героем данной статьи, находилась недалеко от монастыря, которым заведовал Сергий Радонежский, естественно, что между святыми установился близкий контакт. Имея общие убеждения, они крепко подружились. Часто преподобные посещали друг друга, подолгу беседовали, находя взаимное утешение в таких разговорах. Однажды, расстроенный притеснениями собственной братией, игумен Троице-Сергиевой Лавры отправился к Стефану в Махрищскую пустынь. Встретить его вышли все монахи обители во главе с наставником. Оба святые попросили друг у друга одновременно благословение, после вошли в церковь и по совершении молебна провели много времени в душеспасительных разговорах. Преподобный Сергий несколько дней жил в Махрищской обители. Затем он с одним из иноков последней отправился на поиски подходящего места для возведения монастыря. И нашел-таки: обитель спустя какое-то время выросла на берегу реки Киржач. Ее преподобный Сергий назвал в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В новой обители игумен Радонежский прожил три года.

Преподобный Стефан тоже сталкивался с подобного рода проблемами. Он стал жертвой гонения со стороны крестьян деревни Юрцово – те боялись, что подвижник отнимет у них земли. Эти люди выгоняли святого из Махрищской пустыни, угрожая убийством. Все смиренные увещевания подвижника были бесполезны. И тогда он сделал, как ему велели: поручил монастырь иноку Илии, а сам ушел из родной обители ночью, взяв с собой ученика своего Григория. Долго шли они, пока, наконец, не остановились в удельном княжестве Авнежском. Там, на реке Сухоне Стефаном Махрищским была основана Троицкая Авнежская пустынь. В этом добром деле святому помогли пожертвования богатого местного землевладельца Константина Димитриевича, который в дальнейшем стал монахом обители Кассианом.

Слава о новоявленном монастыре разнеслась во все концы земли русской. Прослышал об устроении обители и сам князь Димитрий Донской. Он пригласил Стефана в Москву и пожаловал подвижнику земельные угодья. Также есть сведения о многочисленных беседах, происходивших между князем и старцем. Кстати, именно Димитрий Донской способствовал возвращению Стефана в его родную Махрищскую пустынь, где святой исполнял долг игумена до конца своих дней.

Кончина святого преподобного Стефана Махрищского.

Будучи уже убеленным сединами глубоким старцем, Стефан Махрищский осознал, что вскоре душа его покинет бренный мир. Перед смертью преподобный успел дать наставление братии и при свидетелях поручил управление монастырем священноиноку Илие. Святой скончался 14 июля (н.с. 27 июля) 1406 г. Тело его предали земле у стены срубленной им церкви. Во время погребения от мощей преподобного исходил дивный аромат, из чего братия поняла: их духовный отец – святой. Это осознание укрепило в монахах веру в Бога и стремление продолжать дело старца, выполняя в точности наставления подвижника. К сожалению, последнее строго осуществляли лишь первые преемники святого: игумены Илия и Николай.

Мощи преподобного были обретены при строительстве на месте уничтоженного как-то пожаром храма аналогичной церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Над ними соорудили каменную церковь в честь святого, само тело положили в раку. С тех пор люди получают множество исцелений от мощей Стефана Махрищского.

Икона преподобного Стефана Махрищского защищает от врагов, тех, кто открыто выражает вам свою неприязнь и от тех, о ком вы не знаете. Это значит, что святой образ отведет от вашего дома грабителей и недоброжелателей. А всех членов Вашей семьи икона защитит от влияния пагубных страстей.

Святой преподобный Стефан Махрищский покровительствует нареченным именами Стефан и Степан.

Перед иконой святого Стефана Махрищского просят об исцелении.

Молитва, обращенная к преподобному, облегчает страдания больных эпилепсией, параличами. Икона помогает при различных нарушениях речи, а также защищает от врагов, тех, кто открыто выражает вам свою неприязнь и от тех, о ком вы не знаете.

Православия ревнителю,/ благочестия наставниче и чистоты,/ ищущим спасения путеводительный светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ преподобнаго Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре,/ ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/ и пустыни населил еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ссылка на основную публикацию