Стамбул собор Святой софии: где находится, описание, история

Собор Святой Софии: невероятная история музея в Стамбуле

Обновлено: 27 Авг, 2020

Собор Святой Софии – один из монументальных памятников истории, которому удалось выстоять до 21 века и при этом не потерять своего прежнего величия и энергетики, сложно поддающейся какому-либо описанию. Некогда крупнейший храм в Византии, впоследствии преобразованный в мечеть Стамбула. Это один из немногих комплексов в мире, где до июля 2020 г переплетались сразу две религии — ислам и христианство.

Часто собор именуют восьмым чудом света, и, безусловно, сегодня это один из самых посещаемых объектов города. Памятник несет в себе огромную историческую ценность, поэтому он был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Как же так произошло, что в одном комплексе христианские мозаики соседствуют с арабской вязью? Об этом нам поведает невероятная история мечети (ранее собора) Святой Софии в Стамбуле.

Краткая история

Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами. Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет. Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи.

В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть. Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью. Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на этой странице.

После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий. На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. До июля 2020 г в стенах комплекса было запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видели в таком решении ущемление свободы вероисповедания.

В итоге, 10 июля 2020 г властями было принято решение о возможности проведения молитв мусульман. В этот же день после указа президента Турции Эрдогана Айя Софья официально стала мечетью.
Читайте также: Мечеть Сулеймание — широко известный исламский храм в Стамбуле.

Архитектура и внутренне убранство

Мечеть (Собор) Святой Софии в Турции представляет собой прямоугольную базилику классической формы с тремя нефами, к западной части которой примыкают два притвора. Длина храма составляет 100 метров, ширина – 69,5 метров, высота купола – 55,6 метра, а его диаметр – 31 метр. Основным материалом при постройке здания выступал мрамор, но также использовались легкие кирпичи из глины и песка. Перед фасадом Айя Софии раскинулся двор, посередине которого установлен фонтан. А в сам музей ведут девять дверей: центральной из них в былые времена мог воспользоваться только сам император.

Но как бы величественно не выглядела церковь снаружи, истинные шедевры архитектуры заключены в ее внутреннем убранстве. Зал базилики состоит из двух галерей (верхней и нижней), выполненных из мрамора, специально завозившего в Стамбул из Рима. Нижний ярус украшают 104 колонны, а верхний – 64. В соборе практически невозможно найти участок, который бы не был декорирован. В интерьере представлены многочисленные фрески, мозаики, покрытия из серебра и золота, элементы из терракоты и слоновой кости. Существует легенда, гласящая, что изначально Юстиниан планировал оформить убранство храма полностью из золота, но прорицатели отговорили его, предрекая времена нищих и алчных императоров, которые не оставили бы и следа от такого роскошного сооружения.

Особую ценность в соборе несут в себе византийские мозаики и фрески. Они сохранились достаточно хорошо во многом благодаря тому, что пришедшие в Константинополь османы просто заштукатурили христианские образы, тем самым предотвратив их разрушение. С появлением в столице турецких завоевателей интерьер храма дополнился михрабом (мусульманское подобие алтаря), ложей султана и мраморным минбаром (кафедра в мечети). Также из интерьера ушли традиционные для христианства свечи, которые были заменены люстрами из лампад.

В оригинальном исполнении Ая Софья в Стамбуле освещалась 214 окнами, но со временем из-за дополнительных построек в святыне их осталось всего 181. В общей сложности в соборе насчитывается 361 дверь, сто из которых покрыты различной символикой. Ходят слухи, что всякий раз, когда ведется их подсчет, находятся новые, ранее ни кем не виданные двери. Под наземной частью строения были обнаружены подземные ходы, затопленные грунтовыми водами. Во время одного из исследований таких тоннелей учеными был найден секретный ход, ведущий от собора к другой знаменитой достопримечательности Стамбула – дворцу Топкапы. Также здесь были обнаружены драгоценности и останки людей.

Убранство музея настолько богато, что кратко описать его практически невозможно, и ни одно фото собора Святой Софии в Стамбуле не способно передать то изящество, атмосферу и энергетику, что присущи этому месту. Поэтому обязательно посетите этот уникальный памятник истории и лично убедитесь в его величии.

Как добраться

Собор Святой Софии располагается на площади Султанахмед, в старом городском районе Стамбула под названием Фатих. Расстояние от аэропорта Ататюрка до достопримечательности составляет 20 км. Если вы планируете посетить храм сразу по прилету в город, то добраться до места вы сможете на такси либо на общественном транспорте, представленном метрополитеном и трамваем.

Попасть в метро можно прямо из здания аэропорта, следуя по соответствующим указателям. Вам необходимо сесть на линию «М1» и доехать до станции Zeytinburnu. Стоимость проезда составит 2,6 tl. По выходу из подземки вам останется пройти чуть больше километра к востоку по улице Seyit Nizam, где располагается остановка трамвая линии Т 1 Kabataş – Bağcılar (цена за поездку 1,95 tl). Вам необходимо сойти на остановке Sultanahmet, и уже буквально через 300 метров вы окажетесь у собора.

Если вы отправляетесь к храму не из аэропорта, а из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам также нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.

Практическая информация

  • Точный адрес: Sultanahmet Meydanı, Fatih, İstanbul, Türkiye.
  • Стоимость посещения: бесплатно.
  • Расписание молитв можно посмотреть на сайте: namazvakitleri.diyanet.gov.tr.

Полезные советы

Если вы планируете посетить собор Святой Софии в Стамбуле, обязательно обратите внимание на рекомендации уже побывавших здесь туристов. Мы же в свою очередь, изучив отзывы путешественников, составили свой топ самых полезных советов:

  1. Лучше всего отправляться к достопримечательности к 08:00-08:30 утра. После 09:00 у собора образуются большие очереди к кассам, а стоять под открытым небом особенно в разгар летнего сезона довольно изнурительно.
  2. Если помимо Айя Софьи вы планируете посетить и другие знаковые места Стамбула с платным входом, то советуем вам приобрести специальную музейную карту, действующую только в рамках мегаполиса. Ее стоимость составляет 125 tl. Такой пропуск позволит вам не только сэкономить средства, но и избежать длинных очередей в кассы.
  3. Перед тем, как ступить на ковер необходимо снять обувь.
  4. Избегайте посещения мечети во время молитв (5 раз в день), особенно в полдень по пятницам.
  5. Женщинам разрешен вход в Святую Софию только в платках. Их можно взять бесплатно при входе.
  6. Делать фото внутреннего убранства здания можно, но молящихся фотографировать не стоит.
  7. Обязательно захватите с собой воду. В летние месяцы в Стамбуле довольно жарко, поэтому без жидкости просто не обойтись. Воду можно купить и на территории собора, но стоить она будет в несколько раз дороже.
  8. Посетившие музей туристы рекомендуют выделить на экскурсию по Святой Софии не более двух часов.
  9. Чтобы ваши впечатления от посещения собора были максимально полными, советуем нанять гида. Найти проводника, говорящего на русском языке, можно прямо у входа. У каждого из них своя цена, но в Турции всегда можно сторговаться.
  10. Если вы не хотите тратить деньги на гида, то приобретите аудиогид, а если и этот вариант вам не подходит, то перед посещением собора посмотрите подробный фильм об Айя Софье от National Geographic.
  11. Некоторые путешественники не советуют посещать храм в вечернее время, поскольку, по их словам, только при дневном освещении можно в полной мере разглядеть все детали интерьера.

Вывод

Собор Святой Софии, бесспорно, является обязательной к посещению достопримечательностью в Стамбуле. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.

Автор: Екатерина Унал

Обновлено: 18 Янв, 2019 Парк Гюльхане — самый древний парк Стамбула, расположившийся…

Обновлено: 17 Ноя, 2019 Центр искусств королевы Софии – один из самых…

Обновлено: 2 Фев, 2019 Стамбул всегда превосходил другие города Турции по количеству…

Обновлено: 31 Дек, 2018 Голубая мечеть – первая по значимости мечеть Стамбула,…

Духовная жизнь в учении старца Порфирия Кавсокаливита

Старец Порфирий Кавсколивит. Краткая справка от редакции

Старец Порфирий Кавсколивит (день памяти — 2 декабря) — один их самых известных подвижников благочестия XX века. Порфирий Кавсколивит служил в Константинопольской Православной Церкви, прославлен в лике преподобных. Преподобный Порфирий Кавсколивит родился 7 февраля 1906 года и тихо скончался вдали от мира 2 декабря 1991 года. Его жизнь стала примером благочестия и близости к Богу.

Порфирий Кавсокаливит

Когда идёт речь, по крайней мере в журналистской среде, о духовной жизни и духовных людях, как правило, невольно приходит мысль о какой-то области высшего образования, учреждениях культуры, имеющих отношение к лицам, достигшим профессионального успеха в исследованиях науки и искусства. В таких случаях обычно имеется в виду «духовность» в абсолютно абстрактном значении, что означает развитие определенных умственных способностей, приверженность некоторых людей определённым идеологиям и системам мировоззрения.

Такой подход вызвал бы немалое удивление по отношению к названию этого исследования, ведь речь идёт о человеке малообразованном, не имеющем никакого отношения ни к идеологиям, ни к интеллекту, ни к культуре, ни к письменности. С другой стороны, Отцы Церкви характеризуют человека духовного как человека, обладающего “силами Духа”[1], подчеркивая при этом, что духовный человек “возник из трех стихий: Благодати Небесного Духа, логики души и земного тела”[2], которое, конечно, тоже является духовным, когда оно участвует в Благодати Святого Духа.

Даже тому, кто лично не знал Порфирия Кавсокаливита, а только читал книгу “Старец Порфирий Kaвсокаливит. Житие и слова”[3], нетрудно будет понять, что старец был святоотечески духовным человеком и что его учения носят надёжный руководящий характер в подлинно духовной жизни. Впрочем, не только содержание этой книги, но и сама духовная жизнь не может ограничиваться рамками простого контекста. Поэтому мы представляем некоторые простые замечания по этому вопросу. Взяв на вооружение выражение: “Гомер через Гомера поясняется”, мы попробуем передать вам не только дух, но и стилевую подлинность речи старца.

Старец Порфирий не отделяет духовную жизнь от остальной человеческой жизни, не ставит непреодолимых преград и разделений, как это обычно делаем мы. Он сам является целостной личностью, поэтому отрицает всякого рода обедняющие жизнь абстракции. Таким образом, придавая большое значение интересу к молитве и изучению Библии, гимнологии, правилам и церковным тропарям, он параллельно обращает наше внимание на простую тропу в сельской местности, на садовые растения, цветы и деревья, подчёркивая, что занятия “искусством и музыкой очень полезны для души”. Он считает, что все это действует, как “лекарство”, помогающее в лечении человека[4].

Он был чистым и цельным человеком, который хотел видеть и всех остальных людей цельными и счастливыми. Поэтому он видел все предметы и весь мир как “путеводители” к великой любви Христа. “Все свято: и море, и купание, и еда. Радуйтесь всему. Всё нас обогащает, всё приводит нас к великой любви, всё ведёт нас ко Христу”[5].

Когда старец Порфирий говорил о духовной жизни, он не ссылался на вещи, которые он где-то читал, а свидетельствовал о своём личном опыте. Поэтому и слова его были более чем убедительными, они опирались на жизненный опыт и личные отношения старца с величайшим и важнейшим на этом свете – с Христом, Который превыше всего. Он всегда говорил: “Если ты найдёшь Христа, это будет предостаточно для тебя, ты больше ничего не захочешь, ты успокоишься. Ты станешь другим человеком. Ты живёшь там, где есть Христос. Ты живешь в звездах, в бесконечности, на небесах с Ангелами, на земле с людьми, с растениями, животными, со всем и вся”.

Там, где есть любовь во Христе, одиночество исчезает. Ты становишься кротким, счастливым, целостным. Нет ни тоски, ни болезни, ни давления, ни тревоги, ни мрака, ни ада. Христос живёт во всех твоих мыслях, во всех твоих делах. Ты обладаешь Благодатью, поэтому ты готов пострадать за Христа. Ты в состоянии принять даже несправедливые страдания. Более того, ты с радостью принимаешь несправедливые страдания за Христа… Когда Христос приходит в сердце, твоя жизнь меняется. Христос есть всё “[6].

Эти отношения со Христом есть отношения сокровенные и пронизанные любовью. Жизнь христианина “сокрыта со Христом в Боге”[7]. Тот же опыт и то же наставление апостола Павла мы обнаруживаем у старца Порфирия: “Никто не должен видеть вас, никто не должен уловить даже движения вашего в поклонении Божественному. Все это должно происходить в глубочайшей тайне, как у отшельников. Помните, что я рассказывал вам о соловье? Он поёт в лесу. В тишине. Разве можно с уверенностью сказать, что кто-то его слышит? Что кто-то хвалит? Никто. Как хорошо петь в пустыне! Вы видели, как он раздувает горло? Такое происходит и с тем, кто влюбляется в Христа. Если любит, “раздувается гортань. Любящий Христа прикладывает огромные усилия”[8].

Смысл духовной жизни, как учил старец, это не принудительный труд, духовную жизнь приводит в движение любовь к Богу. Чтобы утвердить и засвидетельствовать эту истину, он проводит параллель с человеческой любовью: “Давайте возьмём пример из человеческой жизни. Любящий не может жить вдали от любимого человека, у него нет необходимости переносить образ любимого человека из ума в сердце, но, увидев свою возлюбленную, сердце его трепещет. Когда он находится вдали от неё и думает о ней, сердце его опять трепещет. Он не прилагает для этого каких-либо усилий, всё это происходит непроизвольно. Так и со Христом. Но там, конечно же, всё Божественное. Божественная любовь, любовь эта носит не плотский характер. Это безмятежная любовь, но более пронзительная и глубокая. Так же, как и в естественной любви, когда ты не видишь любимого человека, ты безмерно страдаешь. Но и тогда, когда ты находишься рядом с любимым человеком, ты страждешь от любви и умилённо плачешь, таким образом, в этом случае ты тоже страдаешь от любви, сам того не замечая, ты заливаешься слезами любви, благоговения и радости. Это и есть благочестие”[9].

То, что в духовной жизни главное – это любовь, является связующим звеном между учением старца и его жизнью. Поэтому он подчёркивает, что “когда ты искренне любишь, то, даже если живёшь на площади Омония (центральная площадь Афин – Прим. ред.), не замечаешь, что ты на Омонии. Ты не видишь ни автомобилей, ни людей, н и ч е г о. Ты внутри себя с человеком, которого любишь. Ты живёшь, ты радуешься, ты вдохновляешься. Разве это не реальность? Представьте, что лицо, которое ты любишь – Христос. Христос в сознании твоём, Христос в твоём сердце, Христос во всей твоей сущности, Христос везде”. Кроме того, он уверяет, что всё это не пустые теории, а его собственный опыт и видение мира: “Этим я и занимаюсь. Я пытаюсь найти средства полюбить Христа. Такой любовью невозможно насытиться. Насколько возрастает твоя любовь ко Христу, насколько кажется тебе, что этого мало, настолько тебе хочется полюбить Его ещё больше! Не осознавая происходящего, ты будешь подниматься всё выше и выше!”

Читайте также:  Молитва о прощении

Учение старца о духовной жизни, основанной на любви, остаются для нас насущными и побудительными. В другом контексте он подчеркивает, что духовная жизнь, это “любовь, волнение, безумие, Божественная тоска. Это всё есть в каждом из нас. Наша душа требует их приобретения. Для многих, однако, религия является борьбой, мукой и беспокойством. Поэтому многих религиозных людей считают несчастными, потому что видят, как они далеки от счастья…” Здесь, конечно, старец говорит о некоторой патологии, которая может появиться в отношениях человека с Богом, о ситуации, к сожалению, очень часто встречающейся у так называемых «религиозных» людей.

Понимание Христа как основы внутреннего мира верующего, необходимость горячей любви к Нему – главные моменты не только в учении старца Порфирия, они были и большим достижением его жизни. Он прожил полноту этих отношений и призывает и нас настроиться на ту же частоту: “Постоянно смотрите вверх, ко Христу, чтобы приблизиться к Нему, вы можете работать со Христом, жить с Христом, дышать со Христом, болеть со Христом, радоваться со Христом. Пусть будет для вас Христос всем. Ваша душа пусть просит, кричит, взывая к Нему: «О, Жених мой, желанный…” Христос есть Жених, Отец, Он – всё. Нет на свете ничего возвышеннее, чем любить Христа. Всё, чего мы хотим, – во Христе. Христос есть всё. Вся радость, все радости, райская жизнь. Всё великое у нас есть, когда внутри нас Христос. Душа, которая влюблена в Христа, всегда весела и счастлива, каких бы трудов и жертв это не стоило”.

Для достижения любви к Богу необходимым условием является любовь к ближнему. Таким образом, мы становимся одним целым со Христом и признаём Его как Отца нашего и главу Церкви. “Любовь к своему брату воспитывает любовь к Богу. Мы будем счастливы, когда полюбим втайне всех людей. Мы почувствуем тогда, что всё и вся вокруг нас любят. Никто не может прийти к Богу, если проходит мимо людей». Эта любовь распространяется и на тех, о которых мы думаем, что они идут не по правильному пути, потому что не от нравственности зависит любовь к нашим ближним. Кроме того, наши попытки исправить кого-то “являются своего рода проекцией себя. На самом деле, мы хотим, чтобы мы стали хорошими, и из-за того что мы не можем стать такими, мы требуем этого от других, иногда даже настаиваем на этом. Хотя всё можно исправить через молитву, мы часто становимся раздражительными и начинаем переживать, а затем и осуждать. “Моралист”, который засел в нас, когда видит кого-то неправильного, начинает протестовать, в то время как в большинстве случаев он-то поступает так же. Но он обижается не на себя, а на другого. А этого Бог не хочет”.

Такое отношение старца продиктовано не какой-либо моральной психологией, а глубокой церковностью, ведь всё это существует в реальной церковной жизни. Отец Порфирий подчеркивает, что Христос явится среди нас в единстве и любви, в Его Церкви. Для всех нас важно то, чтобы войдя в церковь, мы объединились с нашими ближними, принимая и их радости, и их горести. В церкви мы молимся за всех, страдаем во спасение всех и становимся единым целым с несчастными, больными и грешниками. Никто не должен желать спасения только для себя, без того, чтобы просить о спасении ближних. Когда мы отделяем себя от других, мы перестаём быть христианами. Напротив, мы становимся истинными христианами, когда мы глубоко чувствуем, что мы являемся членами мистического Тела Христова, то есть, когда мы живем в единстве в Его Церкви. Это показывает истинное значение Церкви.

Также старец Порфирий учит нас, что всё, что мы делаем в духовной жизни, должно быть сделано из любви и без задних мыслей. Каждый поклон, любые усилия имеют значение, когда сделаны без каких-либо расчетов – не выиграть что-то, даже если это рай, а из чистой любви к Христу. Таким образом, любовь дает смысл всему, это путь страданий, который делает истинного христианина поэтом. “Тот, кто хочет стать христианином, должен сначала стать поэтом. Вот в чём дело! Ты должен страдать. Любить и страдать. Страдать ради того, кого любишь. Любовь заставляет трудиться для блага любимого. Она бежит, не спит, кровоточит, чтобы встретиться с любимым. Она жертвует всем, не считая ничего, ни угроз, ни трудностей. Любовь ко Христу – другое дело, это что-то бесконечно возвышенное”. И сразу же спешит уточнить: “И когда я говорю о любви, я не имею в виду те качества, которые мы приобретаем на своём жизненном пути, а о сердечной любви ко Христу и ближним”.

Ссылки

1 . Иоанн Златоуст, О пользе смутного пророчества 2,5 , PG56 , 182

2. Григорий Палама, За святых Исихастов 1,3,43 , в Писаниях, изд П. Христу, том 1-ый, Салоники 1962, стр. 454 .

3. Книга была впервые опубликована в марте 2003 монастырём Хрисопиги (Золотой источник) в городе Ханья на Крите. Сегодня вышло её 7-е издание, в то время как книга переведена и распространяется на английском, арабском, румынском, русском, немецком, болгарском, итальянском и других языках. Сноски в статье относятся к этой книге.

4. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 379 .

5. Там же, стр. 462 .

6. Там же, стр. 219 .

8 . Житие и Слова, стр. 238 .

9. Там же, стр. 260 .

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Старец Порфирий Кавсокаливит

  1. Старец Порфирий Кавсокаливит – современный святой подвижник
  2. Житие Порфирия Кавсокаливита – святого нашего времени
  3. Слова, советы и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита
  4. Почитание старца Порфирия Кавсокаливита

Старец Порфирий Кавсокаливит — современный святой подвижник

  1. Молебен Покрову о благополучии
  2. Молебен от проклятия
  3. Молебны о детях
  4. Молебен Пантелеймону Целителю

Старец Порфирий Кавсокаливит — это прозвище, говорящее о месте подвигов преподобного — один из наиболее известных и почитаемых подвижников благочестия нашего времени. Его знают во всем мире. Как святой он канонизирован в лике преподобный подвижников. Церковные иерархи Константинопольской Церкви по свидетельствам народа причислили его к лику святых официально. Верующие люди молятся ему — ведь старец действительно помогает с Небес.

Во все века Господь не оставлял ни одно поколение людей без святых подвижников, с которых можно было бы брать пример и прислушиваться к совершенным для человека наставлениям. Так и в конце XIX — начале ХХ века явлен был миру старец-монах, принесший в мир мудрость и духовную силу Афонской горы — святой Порфирий. Своими трудами и молитвами он испросил у Бога множество духовных даров и добродетелей: смирение, прозорливость, дар пророчества и исцеления, искренняя любовь ко всем людям и страх Божий, терпение и изгнание бесов молитвой. Он скончался совсем недавно, в 1991 году.

Множество свидетельств осталось об исцелении по его молитвам даже при тяжелейших заболеваниях. Сам же старец Порфирий на протяжении жизни болел, но принимал болезни как крест и подвиг, не прося у Бога, по примеру апостола Павла, о своем исцелении, говоря, что болезни даны ему для смирения.

Известно, что отец Порфирий понимал язык птиц и животных, видел ангелов — духов света и духов тьмы — бесов, и, конечно, прозорливо, по благодати Божией, видел душу и ум человека. Ученикам старец повествовал о многих местах земли и моря, о событиях древности, словно видел это сам — Господь открывал ему все это ради его молитвы, аскетических подвигов и самоотверженного служения людям.

Житие Порфирия Кавсокаливита — святого нашего времени

  1. Молебен Матроне Московской
  2. Молебен Спиридону Тримифунтскому о жилье
  3. Молебен Николаю Чудотворцу

При рождении святой имел имя Евангелос (по-гречески — «несущий благую весть», это имя распространено в Греции) и фамилию Баирактарис. Он родился в семье небогатых крестьян села Иоанна Карустия на юге Греции. Пару лет он смог проучиться в сельской школе, а во время и после учебы помогал родителям: сначала в домашних делах, занимаясь скотом и огородом, затем начав зарабатывать в угольной шахте и за прилавком магазина.

Греция — очень благочестивая страна. Несмотря на потрясения последнего времени, и по сей день в селах ведется тихая жизнь, в аграрных работах и праздничных днях с посещением храма, чтением житий святых. Так и на Евангелоса — будущего подвижника Порфирия оказало большое влияние житие святого Иоанна Кущника (святого, строившего кущи — палатки, где и жил в одиночестве и молитве).

Около 14 или 15 лет Евангелос втайне поехал на Святую Гору Афон, чтобы начать там монашеское делание. На корабле он встретил иеромонаха Пантелеимона, духовно опытного старца. Он взял под свое начало Евангелоса для жизни в скиту «Кавсокаливия».

Святая Гора Афон (полуостров в южной оконечности Греции, испещренный скалами, потому и называющийся Горой) — это одно из самых благодатных мест на Земле, греческий полуострове, издревле населенный монахами и находящийся под особым покровом Божией Матери. На Афоне существует несколько форм монашеской жизни: монастыри общежительные, где все имущество общее; монастыри особножительные, где каждый зарабатывает трудом своих рук на свое пропитание — но сейчас таких почти нет; и уединенные скиты с домиками-каливами и крохотными церковками. Зачастую каливы стоят совершенно отдельно, их обитатели ведут уединенную жизнь. Так и название «Кавсокаливия» произошло от имени святого XIV века Максима Кавсокаливита (с греческого — «поджигатель хижин»), строившего хижины скалах южной оконечности полуострова Афон. Его стремление к жизни в одиночестве было столь велико, что каждый раз, когда неподалеку от его каливы селились другие иноки, он поджигал свою малую хижину (а монахи имеют совсем немного имущества), поднимаясь все выше и выше на скалы, где и строил себе новый домик.

Здесь и нашел свое пристанище юный Евангелос. Он под духовным руководством афонских старцев старался увеличивать подвиги: больше молиться и меньше спать (причем прямо на полу), ходить босиком круглый год, исполнять все необходимые для выживания в горах послушания и помогать старцам. Он заготавливал дрова, занимался, как и дома, огородами, выучился резьбе по дереву — его нельзя было заподозрить в том, что из дому он ушел по лености, напротив, на Афоне он принял на себя большие подвиги. Известно, что уже в это время Господь благословил его чудом: зайдя далеко от наливы в лес за дровами, он стал рубить деревья и вдруг топор сорвался с рукоятки, глубоко поранив Евангелоса. Он видел, что слабнет от потери крови и не может добраться обратно до каливы — тогда послушник стал громко молиться Господу и Матери Божией. Действительно, кровь внезапно остановилась, и угроза смерти миновала.

Через некоторое время, когда ему было около 18 лет, святой был пострижен в монашество с именем Никита. Рясофорный постриг — это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святой, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако преподобный был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни, и почти сразу его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания настоятелю, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Конечно, Никита хотел провести всю жизнь в Афонской каливе — но Господь благословил его вернуться на родину, чтобы помогать родителям и нести слово Божие в мир. Это произошло так: в 19 лет Никита заболел воспалением легких, осложнившимся плевритом. Старцы благословили его излечиться от болезни у врачей на материке и вернуться. Однако и после лечения, при возвращении на Афон, перенесенная болезнь давала о себе знать. Монахи Кавсокаливии увидели, что этот климат губителен для молодого человека — а горный воздух непрост для жизни — и велели ему найти монастырь в Греции, не возвращаясь более на Святую Гору.

Несомненно, и духовные отцы юного монаха, и сам он по-человечески переживали из-за расставания. Однако святой именно на Афоне получил «заряд» духовной энергии, услышал много наставлений, направивших всю его будущую жизнь к Богу и приведших к святости. Такова была Божия воля о нем.

В Греции он поселился в монастыре святого Харалампия неподалеку от своей родины. В 22 года его увидел архиепископ Порфирий Синайский при посещении обители и рукоположил во священника, увидев его духовные дары, причем при хиротонии архиерей дал подвижнику свое имя — Порфирий. Люди со всей окрестности, да и со всей страны, стали приходить к нему за мудрым не по годам духовным советом. Вскоре обрел он дар прозорливости и чудотворения. Несмотря на то, что он страдал рядом недугов, святой принимал их со смирением и преодолевал слабость силой воли. По много часов он исповедовал людей, подавал им наставления, увещевал, исцелял.

В 1940 году отец Порфирий был переведен церковным начальством в Афины штатным священником храма святого Герасима при городской больнице. Здесь он совершал служение 33 года — только представить, простой больничный священник, к которому обращались в обыденной жизни, стал святым. Он помог многим тысячам людей обрести верный духовный путь, мир в душе, а многих даже исцелил от болезней молитвой.

После выхода за штат (на пенсию для священников) святой Порфирий Кавсокаливит продолжил совершать богослужения и исповедовать в старинном Никольском храме в Пендели до 1978 года. Затем, после инфаркта, он перебрался в район Милеси в Афинах, где создал монастырское подворье со Спасо-Преображенским храмом.

И в старости отец Порфирий не забывал Святой Горы Афон, надеясь вернуться туда, откуда он Божиим промыслом был уведен на служение людям. И действительно, Господь на склоне лет утешил его. Отец Порфирий услышал, что многие монахи Кавсокаливии скончались или ушли из отдельных келий. Последний обитатель ее покинул в 1984 году — узнав об этом, отец Порфирий поехал на Афон и испортил позволения у игумена Великой Лавры Афонской, которой принадлежала келия, поселиться там. Он оставил в каливе двух иноков — своих духовных детей — и около 1990 года перебрался на Афон сам, предчувствуя скорую кончину. На Афоне он составил письмо с последними наставлениями, указал место для захоронения своего тела после смерти и почил после Исповеди и Причастия, как истинный христианин 2 декабря 1991 года, проведя на Афоне последние годы жизни. Дата смерти ему была открыта Богом заранее, а похоронили святого неподалеку от его кельи, на афонских скалах. Добраться паломникам туда трудно, но некоторые почитатели святого совершают длинный путь, чтобы помолиться ему у его могилы.

Слова, советы и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита

Господь прославил Своего верного слугу не только даром чудотворения, но и даром слова: мудрые советы его разошлись по всему миру. При жизни святой не только делился духовным опытом и давал советы людям в конкретных ситуациях, но и корректировал их: если человеку казался трудно выполнимым духовно полезный совет, старец смягчал наставления, предлагая путь подобный, но более легкий.

Вот основные запомнившиеся людям советы святого:

Жить в мире с ближними и с собой. Для этого необходимо заботиться о чистоте своих мыслей, не раздражаться и не гневаться в трудных ситуациях. Агрессия через пожелание зла, дурные мысли также наносят вред людям; застревание в злых помыслах разъедает душу.

Нужно беречь свою лампаду жизни, заботиться о здоровье и души, и тела. Господь отпускает нам ряд жизненных лет, давая определенное количество масла в лампаду нашего бытия. Но мы можем укоротить жизнь, подвергая ее риску и оставляя заботы о себе. Поэтому нужно беречь дарованное Богом.

Многие люди считают, что раз в мире есть такое зло, как неизлечимые болезни, Бога нет или Он не благ. Однако вследствие онкологических заболеваний наполняется Рай — люди не помнят о добродетельной жизни в суете, и только останавливаясь в болезни, задумываясь над бытием и переживая страдания, отходят от безумной и грешной круговерти жизни.

В болезнях лучше молиться о терпении. Перенесение болезни со смирением — словно малый мученический подвиг.

Читайте также:  Что такое содомский грех в православии

Нужно больше читать Священное Писание, размышляя над словами и наставлениями Божиими.

Нужно не забывать о Таинстве Покаяния — Исповеди. Ведь кто не покается в своих грехах, тот погибнет для жизни в Раю.

Святой давал много советов родителям, как необходимо воспитывать детей — будущее народа. Как о важнейшем средстве воспитания он говорил о молитве: не нужно многословных назидательных речей, достаточно собственно примера, внимания к ребенку и молитвы, которая, дотронется до самого детского сердца. То же относится и к семейных отношениям, взаимодействию с коллегами, друзьями. Кроме того, старец запрещал ссоры в семье при детях — они никогда не должны слышать повышенных голосов, потому что это в душе ребенка поселяет ощущение незащищенности, зла в мире, дает неверный образец.

Чудеса, совершенные святым Порфирием, также сохранились в свидетельствах людей:

Когда мать старца оказалась в больнице, врачи обещали его брату, что она назавтра же выпишется. Но святой по телефону остановил брата, заставив его оставаться у койки матери и сказав, что мать ночью умрет. Он приехал в больницу сам и вместе с братом получил последнее материнское благословение.

Святой исцелял людей и животных. Одну женщину он прикосновением исцелил от болезни руки, о которой она даже не говорила отцу Порфирию. А по просьбе одной крестьянки он благословил стадо коз, чтобы они излечились от болезни, и после молитвы над стадом из него вышел вожак и поцеловал руку старца.

Один глава семейства, духовное чадо святого, решил испросить у него совета по поводу семейных проблем. Позвонив старцу, он побеседовал с ним, получил полезный совет и, обрадовавшись, обещал навестить его на Афоне. Тогда в трубке прозвучали странные слова: старец просил не навещать его и не звонить, потому что уже умер! После выяснения ситуации оказалось, что духовный сын отца Порфирия действительно звонил ему через несколько часов после смерти старца — а значит, для земного мира он уже умер, но жив на Небесах.

Почитание старца Порфирия Кавсокаливита

Святой прославлен Константинопольской Церковью Вселенского Патриархата, а значит, ему можно молиться верующим любой Православной Церкви. Старцу Порфирию молятся во многих нуждах, особенно же

В житейских скорбях,

При беременности и грядущих трудных родах.

2 декабря — день памяти святого, празднуемый в дату его блаженной кончины. В день святого Порфирия за Божественной литургией в храмах, где он особо почитается, поются особые краткие молитвы святому: тропари и кондаки. Молитвы можно читать онлайн на русском языке в любой трудный жизненный момент:

Апоcтольским старанием живя и Имя Христа постоянно призывая в молитвах, всем любовь Божию проповедовал, и сам в ней всегда находился, многие дyши исцелил и к Господу Иисусу Христу, Спасителю, Воскресшему из мертвых, привел ты, святой Порфирий. Теперь же ты наследовал Царство Небесное и со всеми святыми старайся настaвлять и нaс, чтобы и мы пришли в объятия Божии и радостно пели тебе на земле и по смерти: радуйся, преподобный отец наш Порфирий!
Радуйся, Афона смиренная овца, Порфирий, проповедник Любви, слава монашествующих, увеличивший число святых. Кому-то Духом Святым дано было слово премудрости, кому-то умение разума и действие сил Божиих, а тебе все вместе открыто было как знающему Тайны Божией благодати — молись ко Господу всегда обо всех нас.

Это единственные молитвы святому Порфирию на русском языке, других пока не составлено. Можно молится святому и своими словами. Найти его икону в храмах и церковных лавках трудно, но можно вырезать портрет или икону из газеты, книги наставлений старца, поставить ее в красный угол, где находятся ваши иконы. Молитесь святому, возжигая перед иконой тонкую свечу, приобретенную в храме.

Молитвами старца Порфирия Кавсокаливита да хранит и просвещает вас Господь!

ПОРФИРИЙ КАВСОКАЛИВИТ

Прп. Порфирий Кавсокаливит

Порфирий (Байрактарис) Кавсокаливит (1906 – 1991), архимандрит, преподобный

В миру Евангел Байрактарис (Ευάγγελος Μπαϊρακτάρης), родился 7 февраля 1906 года в селении Айос-Иоаннис близ города Карист на острове Эвбея, Греция. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Образование получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В восемь лет пошёл работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.

Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. Прочитав житие святого Иоанна Кущника, так вдохновился жизнью преподобного, что решил подражать ему. В 13 лет он втайне от родителей отправился на Афон. Там он отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в Георгиевской келлии на Кавсокаливии принадлежащий Великой лавре. На Кавсокаливии он прожил в качестве послушника шесть лет.

Однажды утром его послали наколоть дров для печки. В их поисках юный послушник добрался до оврага, находившегося довольно далеко от скита Кавсокаливия, в котором он тогда жил со своими старцами. Когда мальчик начал рубить дрова, с ним случилось несчастье: с топора сорвалась рукоятка, и лезвие вонзилось ему в ногу, сильно ее поранив. Из раны хлынула кровь. Поблизости никого не было, и отрок был обречён на смерть от потери крови. Чувствуя смертельную опасность, он изо всех сил начал громко призывать на помощь Матерь Божию: “Пресвятая Богородица, помоги мне!”. И кровь немедленно остановилась. Вскоре после этого он принял монашество с именем Никита [2].

Юноша хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но в возрасте 19 лет получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

Так, в 19-летнем возрасте он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари, а потом в обители святителя Николая Чудотворца в Ано-Вафеа.

В возрасте 21 года [3] был рукоположен во иеромонаха Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя.

Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре святого Харалампия до 1940 года. Многие из окрестных жителей обращались к нему, вереницы людей ждали своей очереди, исповеди длились часами без перерыва.

Прп. Порфирий Кавсокаливит

В 1938 году был возведён в сан архимандрита.

В 1940 году был назначен настоятелем церкви святого Герасима при Афинской поликлинике около площади Омония. За тридцать три года своего служения на этом месте отец Порфирий помог тысячам людей обрести душевный мир, многих из них по благодати Божией он исцелял от разного рода болезней.

После ухода на пенсию в 1973 году продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели.

В 1978 году с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и основал исихастирий Преображения Господня – большое подворье с храмом. Здания подворья начали строить в 1983 и строительство происходило постепенно [4].

Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келии оставил её и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору, в Кавсокаливский скит.

К тому времени стали известны случаи прозорливости старца и исцелений по его молитве. Люди с разных концов Греции стремились получить его совет и благословение. В конце 1980-х годов по его благословению в Каламосе был создан мужской монастырь во имя преподобного Симеона Нового Богослова [5].

Могила преподобного Порфирия Кавсокаливита около Свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии. Святая Гора Афон

Скончался 2 декабря 1991 года. По просьбе старца недалеко от келии для него была выкопана могила. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника. Последними словами старца стали евангельские строки: “Да будут все едино” (Ин. 17:21). Затем еле слышно он прошептал: “Гряди” и испустил дух.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Фреска

Оценки и почитание

Говоря о духовных дарованиях старца Порфирия, известный греческий старец Паисий Святогорец говорил: “У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый”.

27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о его канонизации с установлением памяти в день преставления 2 декабря н. ст. [6]. Синодальным решением от 4-5 июля 2017 года его память была также включена в месяцеслов Румынской Православной Церкви.

Критика

Изданная в 2006 году на русском языке книга “Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова” [7] подверглась резкой критике со стороны профессора А.И. Осипова [8]. Среди прочего проф. Осипов цитирует слова старца Порфирия, приведенные в указанной книге:

Далее проф. Осипов отмечает:

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Икона с сайта Богослов.Ru

Представляет интерес доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный личности старца Порфирия [10]. В частности, в нем говорится:

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Греческая икона

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Апо́cтольскою ре́вностию жи́тельствуя / и Христо́во имя непреста́нно призыва́я, всем любо́вь Бо́жию пропове́дуя, / вы́ну в той пребыва́л е́си, мно́гия дyши исцеля́я и ко Воскре́сшему приводя́. Те́мже, насле́довавый селе́ния святы́х, / потщи́ся и наста́ви нaс, да прии́дем и мы во объя́тия Божия, / ра́достно вопию́ще ти: // ра́дуйся, преподо́бне о́тче Порфи́рие.

Кондак, глас 3

Ра́дуйся, Афо́на смире́нное овча́, / Порфи́рие, Любве пропове́дниче, / мона́хов сла́во, святы́х удобре́ние. Óвому бо Духом даде́ся сло́во прему́дрости, // другому же слово ра́зума и де́йствия сил, тебе же ку́пно вся откры́шася яко таи́ннику Бо́жия благода́ти.

Литература

  • Elder Porphyrios, Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 2001.
  • Идеже хощет Бог. Жизнь и чудеса старца Порфирия, Изд-во Саратовской епархии, 2004.
  • Цветослов советов, Пустынь новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008.

Использованные материалы

  • “Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса”, портал Православие.Ru, 29 ноября 2013:
    • http://www.pravoslavie.ru/put/66252.htm
  • “Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)”, портал Седмица.Ru ЦНЦ “Православная Энциклопедия”, 28 ноября 2013:
    • http://www.sedmitza.ru/text/4278798.html
  • Житийная справка календаря православной энциклопедии Азбука веры:
    • https://azbyka.ru/days/sv-porfirij-kavsokalivit-bairaktaris – молитвословия

[1] “Όσιος Πορφύριος ο Καυσοκαλυβίτης ο διορατικός και θαυματουργός”, частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, http://www.saint.gr/4347/saint.aspx

[2] Так по ст. “Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса”, портал Православие.Ru, 29 ноября 2013, http://www.pravoslavie.ru/put/66252.htm . По заметке “Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)”, портал Седмица.Ru ЦНЦ “Православная Энциклопедия”, 28 ноября 2013, http://www.sedmitza.ru/text/4278798.html – в то время был пострижен в рясофор.

[3] Так по ст. “Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса”, портал Православие.Ru, 29 ноября 2013, http://www.pravoslavie.ru/put/66252.htm . По заметке “Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)”, портал Седмица.Ru ЦНЦ “Православная Энциклопедия”, 28 ноября 2013, http://www.sedmitza.ru/text/4278798.html – в возрасте 20 лет.

[4] “Старец Порфирий Кавсокаливит”, частный туристический сайт Лидии Левандовской, http://1pk.gr/starets-porfirij-kavsokalivit

[5] Официальный сайт Каламосского монастыря преп. Симеона Нового Богослова, http://www.agsymeon.com/index.php

[6] “Канонизирован афонский старец Порфирий Кавсокаливит”, портал Православие.Ru, 28 ноября 2013, http://www.pravoslavie.ru/news/66196.htm

[7] Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006

[9] Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006. Стр. 204

Житие Порфирия Кавсокаливита

Порфирий Кавсокаливит является одним из наиболее почитаемых старцев 20-го века. Жил в Греции, какое-то время на Афоне, и нес обычный подвиг священника-монаха. Старца отличало то, что любил людей всех без исключения. Принимал, исцелял, несмотря на то, что сам до конца жизни страдал от тяжелых болезней.

Житие старца

Весь жизненный путь старца был наполнен служением и любовью к Богу, людям. С самого раннего детства встал на стезю монашеского подвига и не сходил с нее до самой смерти.

Детство

Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) родился 7 февраля 1906 года. Сам родом из небольшой деревни Айос-Иоаннис в Греции, в провинции Эвиа. Родители были бедняками, поэтому отцу мальчика пришлось уехать на заработки в Америку в качестве простого рабочего на строительство Панамского канала. Евангелос, так назвали при рождении, вместе с другими крестьянскими детьми трудился в поте лица с малых лет. Присматривал за скотиной, ухаживал за садом, огородом, выполнял поручения взрослых.

Мальчик с самого раннего возраста пас овец в горах. Был застенчивым и наивным ребенком. В школу ходил очень мало, всего лишь один класс. Почти ничему там не научился, так как учитель часто болел и пропускал занятия. Там, высоко в горах, Евангелос по слогам прочитал житие св. Иоанна Каливита, и у него впервые появилось сильное желание покинуть мир и стать монахом.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отправили в другой город на работу в магазин. Там всегда толпилось много народу, и однажды зашли два старичка. Они разговорились о Святой горе Афон, и один из них предался воспоминаниям о том, как хорошо там было служить монахом. Старик сокрушался, что когда-то сделал большую ошибку и ушел из монастыря обратно в мир.

Интересно! Желание посвятить себя монашеской жизни с новой силой вспыхнуло в сердце мальчика. Он очень хотел подражать св. Иоанну Каливиту, житие которого перечитывал время от времени, мечтал стать пустынником.

Евангелос сделался грустным и задумчивым. Хозяин подумал, что мальчик скучает за своей матерью и отправил его на несколько дней домой, проведать семью.

Мальчика посадили на корабль, который шел через его родные места до самой Святой Горы. Его мечта начинала сбываться. В дороге Евангелоса охватил страх и беспокойство, сомнения терзали душу. Мальчик не знал, правильно ли он делает, бросая свою семью. В результате Евангелос пересел на другой корабль и вернулся к своим хозяевам в магазин.

О других старцах:

Но мысль о монашеской жизни не оставляла мальчика, и вскоре он предпринял новую попытку добраться до Святой Горы. Также, как и в первый раз, отпросившись проведать свою мать, Евангелос сел на корабль и вновь, испугавшись, вернулся. Лишь на третий раз цель была достигнута. Мальчик вместе со своим дядей, который стал и одновременно и его духовником, попал на Афон. Несмотря на то что запрещалось детям приезжать сюда, Евангелос, благодаря заступничеству своего старца чудом оказался на Святой Горе и остался подвизаться в свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии.

Пребывание на Афоне (1818-1925 гг.)

С тех пор у мальчика началась совершенно иная, благодатная жизнь во Христе, — ежедневные посещения храма, послушания. Благодаря частому чтению псалтыри, молитв Евангелос хорошо стал читать, многое выучил наизусть. Первое время молодого подвижника искушали мысли о родителях, брате, которого он хотел привезти на святую гору, чтобы тот также приобщился этой счастливой равно ангельской жизни.

От мучивших его мыслей мальчик весь, побледнел, осунулся. Но исповедуя их своему духовнику, получил освобождение, радость и мир в душе. Он продолжал лишь молиться о спасении своих родных, не предаваясь мучительным переживаниям, как раньше. Если до этого Евангелос скучал за ними, то теперь он испытывал те же чувства по отношению к своему старцу. Так было пройдено первое искушение.

Молодой послушник весь горел духовной ревностью. Он стал больше поститься, подвизаться. Теперь одним его желанием было неотлучно находиться в церкви и исполнять все послушания, данные старцами, чтобы доставить им радость. Евангелос ходил в сад, полол, поливал, обучался рукоделию (резьбе по дереву), читал псалтырь, учился, как смиряться, как укрепляться в любви к Богу. Жизнь его была молитвой, радостью, послушанием старцам. Вскоре принял монашество с именем Никита. Никогда не хотел юноша уехать со Святой горы, но Божья Воля была иной.

Как-то раз после дождя молодой монах, как и другие святые отцы, пошел собирать улитки. Набрал полный мешок и уже двинулся в сторону келии, как тут незаметно для себя попал в осыпь. В борьбе со смертельной опасностью юноша очень вспотел, а так как был уже вечер, холодный ветер продувал насквозь его тело. После этого случая он заболел гнойным плевритом и ему становилось все хуже. Старцы приняли решение отправить юношу в мир, чтобы тот мог избежать смерти и поправить свое здоровье.

Возвращение в мир

Так, в 19 лет молодой монах покинул Афонскую гору и вернулся в свою деревню. Одним из первых кого он увидел, был его отец. Встреча была радостной и очень умилительной. К сожалению, мать так и не простила сына за то, что тот стал монахом, и юноша поселился в монастыре святого Харлампия. Когда почувствовал себя лучше, вновь поспешил на Афон. Но через две недели юноше стало хуже и его благословили снова вернуться в монастырь св. Харлампия. Итак повторялось три раза.

С тех пор молодой монах окончательно поселился в монастыре св. Харлампия. Ходил на послушания, молился. Его мать изменила к нему отношение и теперь гордилась своим сыном. В 21 год юноша по благословению Владыки Синайского Порфирия III был рукоположен во иерея, хотя и не стремился к этому. Ему больше нравилась уединенная монашеская жизнь, наполненная тишиной и молитвой.

О молитве в православии:

Теперь же он исповедовал людей, приходящих в монастырь, и порой исповедь длилась по двое суток без перерыва. Людям нравился молодой батюшка и они вновь и вновь возвращались, ища исцеления от грехов и душевных ран. Вскоре был назначен, несмотря на юный возраст, монастырским духовником.

Вереницей потянулись люди, и священник без устали принимал их, утешая, врачуя, наставляя на пути к Богу. Это послушание он выполнял до 1940 года, а в 1938 году за неустанный и тяжелый труд духовником был присвоен сан архимандрита. Затем старец был переведен в Афины, где прослужил приходским священником при больнице, в церкви св. Герасима, целых тридцать три года.

Интересно! За это время исцелил от различных болезней, наставил на путь спасения множество людей. Уйдя на пенсию, старец Кавсокаливит не перестал служить Богу и людям.

До 1978 года, пока не случился инфаркт, выполнял обязанности священника в заброшенном храме св. Николая (район Пендели). Отлежавшись несколько месяцев после болезни у своих друзей, переехал жить в район Милеси. Там он вновь занялся активной деятельностью и выстроил большой храм с подворьем в честь Преображения Господня.

Последние годы жизни

Все это долгое время старец не оставлял надежды вернуться обратно на Святую гору. В 1984 году его мечта осуществилась и последние два года своей земной жизни он провел на Афоне. Узнав, что последний обитатель свято-Георгиевской келии ушел жить в монастырь, старец поспешил отправиться в родные ему места.

Недалеко от келии, по его просьбе, была выкопана могила. Старец чувствовал приближение своей смерти. В последнюю ночь он исповедовался, а собравшиеся ученики стали читать канон на исход души, затем по четкам схимническое правило. Светлая душа старца покинула этот мир 2 декабря 1991 года. А в 2013 году, 1-го декабря, о. Порфирий Кавсокаливит был прославлен в лике святых Синодом Константинопольского Патриархата.

Чудеса

Господь наградил отца Порфирия Кавсокаливита обилием духовных дарований. Кротость, любовь к людям и Богу, прозорливость, сила молитвы об исцелении души и тела, — все это было присуще старцу. От одного его прикосновения многие избавились от тяжелых недугов, мучающих их годами.

Дар нахождения воды

Старец был очень близок к природе и чувствовал ее красоту и глубину как никто другой. Он понимал язык птиц, а недра земли и бездны морские мог читать как раскрытую книгу. Однажды жители одной горной деревушки обратились к нему за помощью, так как не могли найти место, где можно было бы выкопать колодец. Обращались в различные инстанции, но все в один голос твердили, что в этих местах подземных вод нет. Для обеспечения своих нужд жителям деревни приходилось собирать осадки после дождя, чем и перебивались.

Один человек, который был духовным чадом старца Порфирия и знал о его удивительных способностях, в том числе находить воду глубоко под землей, обратился с просьбой помочь в этой ситуации. Старец, не задумываясь ответил, что в местности, где расположена деревня, очень много хорошей воды, и сразу же указал на карте, где следует искать. По просьбам людей он сам сходил на это место и точно определили, где следует бурить скважину.

Дар прозорливости

Мать о. Порфирия очень болела и уже несколько дней находилась в Афинской больнице. Врачи давали хороший прогноз и уже через несколько дней обещали выписать. Брат, навестивший мать, позвонил о. Порфирию с радостной вестью о скором выздоровлении. Но тут через короткое время раздался обратный звонок, на этот раз от отца Порфирия. Он сказал своему брату, что нужно торопиться, мать вот-вот умрет и они не успеют взять у нее благословение.

То вначале не поверил, но послушал старца, и оба поспешили в больницу. Случилось то, о чем предупреждал о. Порфирий. Братья едва успели попрощаться с матерью, как та умерла. Так Господь в очередной раз подтвердил дар прозорливости у своего избранника.

Дар исцеления

Однажды к старцу за духовным советом зашел один доктор со своей женой. Поговорив с батюшкой, семейная пара стала вскоре прощаться. Старец, по-отечески улыбаясь, взял женщину за руку, как раз в том месте, где у нее была сильная боль. Он не знал об этом, так как ему об этом не рассказывали. Женщина долго лечилась уколами, различными противовоспалительными лекарствами, но ничего не помогало.

Когда старец прикоснулся, по телу больной разлилось тепло, от которого ушла боль из ее тела. У женщины на глазах выступили слезы радости и благодарности старцу за оказанную милость. С того дня она больше не прибегала к помощи лекарств и докторов.

Просветительские труды

Афонский старец написал ряд книг духовного содержания. В «Автобиографии» о. Порфирий сам рассказывает о своем детстве, монашеской жизни на Афоне и в других местах, где ему доводилось подвизаться. Он передает переживания, духовный опыт, полученные на земном пути, делится воспоминаниями о людях, близких ему. Читая книгу, мы можем непосредственно прикоснуться внутренним зрением к монашескому бытию, получить представление о его сути и цели.

«Цветослов советов» — сборник духовных поучений, наставлений старца Порфирия Кавсокаливита. Старец старается разобраться не только в духовных проблемах человека, но и материальных в том числе. В книге можно встретить его размышления на темы:

  • монашество;
  • брак;
  • семья;
  • исповедь;
  • причастие;
  • молодежь;
  • дети;
  • одежда;
  • многое другое.

Интересно! Старец всегда учитывал духовный уровень того, кому давал он советы, а также семейный, общественный статус, физическое состояние. Его отличали неформальный подход к людям, часто парадоксальный, нетрадиционный.

Его богословие также несколько отличается от общепризнанного. Например, главное внимание он уделял не тому, чтобы бороться со страстями, а тому, чтобы неотступно пребывать рядом со Христом, — тогда, считал старец, и страсти отступят сами собой. Для отца Порфирия Христос всегда был всем, — радостью, светом, жизнью истинной.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Старец Порфирий Кавсокаливит

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) — это один из самых известных подвижников благочестия ХХ столетия во всем мире. Бог наградил этого великого человека множеством духовных даров, среди которых:

  • кротость;
  • дар исцеления;
  • прозорливость;
  • любовь к людям и Господу;
  • долготерпение.

Люди говорят, что он мог одним прикосновением излечить человека и избавить его от самых страшных болезней. Хотя сам святой всю жизнь болел и никогда не просил Господа об исцелении своего тела. Праведник мог понимать язык птиц, он видел ангелов и демонов, мог рассказать о безднах морских, недрах земли и древних событиях так, как сам бывал там. Говорят, что он даже мог разглядеть душу человека.

Житие Парфирия Кавсокаливита

Настоящее имя праведника Евангелос Баирактарис. Он родился в провинции Эвиа в селе Иоанна Карустия, что в Греции. Родители святого были обычными бедными крестьянами. Евангелос учился два года в сельской школе. Все остальное время мальчик помогал своим родителям с хозяйством: работал на огороде, пас овец. В возрасте восьми лет мальчик пошел работать на угольную шахту. Позже стал продавцом в одном из магазинов.

Однажды Евангелос прочитал о жизни Иоанна Кущника. Эта история произвела очень большое впечатление на мальчика. Вскоре он втайне от своих родителей подался на Гору Афон, где отдал себя послушанию духовно опытным старцам.

Одного дня старцы послали мальчика за дровами для печи. В поисках дров он добрался до оврага, который находился от Кавсокаливия. Мальчик начал рубить дрова, как вдруг случилось несчастье. С рукоятки топора сорвалось лезвие и глубоко вонзилось в ногу Евангелосу. Кровь хлынула из раны, а мальчику никто не мог помочь, так как он забрался очень далеко в лес. Он должен был умереть там. Чувствуя, что он не сможет сам выбраться, юный послушник начал громко зазывать на помощь Божью Матерь. И кровь остановилась.

Так Евангелос принял монашество. Он хотел провести всю жизнь на Афоне, но судьба так не решила. В 19 лет Никита (такое имя он выбрал, когда принял постриг) заболел воспалением легких. Старцы оправили его лечиться. Порфирий излечился от болезни и вернулся назад на гору. Но болезнь снова дала о себе знать.

Монахи поняли, что климат Горы Афон может убить их ученика, поэтому они отправили его назад, приказав больше не возвращаться. С того времени Старец Порфирий Кавсокаливит без устали служил Богу и людям.

Порфирий Кавсокаливит — житие и слова

Старец всегда охотно делился своим советом с людьми, которые в нем нуждались. Если собеседник не принимал первый совет. Праведник давал ему следующий, который был понятнее и легче. Но как он сам говорил, первый совет всегда был лучшим и духовно полезным.

Праведные слова святого старца Порфирия:

  • Берегите лампаду жизни;
  • Если бы вы знали, как Христос нас любит!;
  • Молись о терпении;
  • Читайте больше Священное Писание;
  • Кто не покается, тот погибнет;
  • Кто умер ради Христа, для того нет смерти!;
  • В результате раковых болезней наполнился рай.

Также старец очень много говорил о том, как правильно вырастить будущее крепкое поколение. Порфирий Кавсокаливит о воспитании детей говорил следующее:

  • Детям не нужно много слов

Многие матери не умеют молиться. Они могут многословить, советовать, переживать. Но этого не достаточно. Ваши указания и советы приносят вред. Нужна молитва. Молитесь. Дети не требуют многих слов. Ваши слова ударят в уши, а молитва притронется до самого сердца.

  • Никогда не должно быть никаких ссор при детях

Ваши дети не должны слышать ссор и повышенных голосов. Никогда!

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео, в котором старец Порфирий рассказывает о труде:

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Слова о воспитании детей

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 7

Слова о воспитании детей

Приснопамятный старец Порфирий ушел из этого мира, но продолжает пребывать в нем своим бессмертным словом, примером, святостью и благодатью, полученной от Христа, Жениха Церкви.

Мы призываем молитвы и благословение старца на молодежь, прихожан, монашествующих — на весь благословенный народ нашей митрополии, а также на всю Полноту Православной Церкви, которой старец уже широко известен и почитается как святой.

Архиепископ Критский Ириней, из предисловия к книге «Старец Порфирий Кавсокаливит, житие и слова»

Книгу «Старец Порфирий Кавсокаливит, житие и слова» прочитали и полюбили тысячи людей. Многие читатели обращаются к нам, чтобы выразить радость, которую они получают от чтения этой книги, и просят нас издать ее небольшими частями для более удобного восприятия. Отвечая этим просьбам, наш монастырь подготовил книгу «Старец Порфирий Кавсокаливит. Слова о воспитании детей», поскольку очень важно, чтобы взгляды старца на воспитание получили широкое распространение и служили родителям ориентиром в общении с детьми и молодежью. Опыт во Христе и мудрость святого старца делают его советы не только бесценным духовным сокровищем, но и практическим руководством в таком тонком и жизненно важном вопросе, как воспитание детей.

Современное общество дезориентирует родителей и учителей, не давая им пра­вильного понимания их роли как воспитателей. Поэтому сегодня людям особенно необходимо вдохновенное, проникнутое глубокой любовью и истинной православной духовностью слово старца Порфирия, утверждающее уважение к каждой человеческой личности и указывающее нам путь к спасению.

Желаем родителям, преподавателям, детям и молодежи, чтобы слова и молитвы старца Порфирия поддерживали и направляли их на жизненном пути.

Игумения монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Хрисопиги монахиня Феоксения

Краткая биография старца

Старец Порфирий (в миру Евангелос Байрактарис) родился 7 февраля 1906 года в Греции, на острове Эвбея, в деревне Агиос Иоаннисв области Каристия. Его родители Леонид Байрактарис и Елена из рода Антониоса Ламброса были благочестивыми и боголюбивыми людьми. Его отец был церковным певчим и лично знал святителя Нектария Эгинского.

Семья была многодетной, и родители, бедные крестьяне, не могли ее прокормить,

Маленький Евангелос был четвертым ребенком в семье. Он пас овец в горах и успел окончить только первый класс начальной школы, когда был вынужден из-за крайней бедности отправиться в Халкиду[1] на заработки. Ему тогда было всего семь лет. Мальчик проработал два-три года в лавке, после чего отправился в город Пирей, где еще два года работал в продовольственном магазине одного родственника.

В 12 лет он тайно уехал на Афон, горячо желая подражать святому Иоанну Каливиту, житие которого он прочитал и особенно полюбил. Благодать Божия привела его в каливу святого Георгия, в скит Кавсокаливия, в послушание к двум старцам, братьям по плоти, — Пантелеймону, который был духовником, и Иоанникию. Евангелос с великой любовью и полным послушанием предал себя этим двум старцам, которые, по общему признанию, отличались особенной строгостью.

В 14 лет он стал монахом и получил имя Никита, а два года спустя принял великую схиму. В монашестве Господь дал ему дар прозорливости. В девятнадцать лет монах Никита очень тяжело заболел и был вынужден покинуть Святой Афон. Он возвратился на Эвбею, где поселился в монастыре Святого Харалампия. Год спустя, когда ему было 20 лет, владыка Фостин и архиепископ Синайский Порфирий III рукоположили монаха Никиту во диаконы в праздник святой Параскевы и во священники — в день праздника святого Пантелеймона. Архиепископ дал ему свое имя Порфирий [2]. В 22 года он стал духовником[3], а немного позднее — архимандритом. Некоторое время старец был настоятелем прихода в деревне Цакеи на Эвбее.

На Эвбее старец Порфирий прожил двенадцать лет в монастыре Святого Харалампия, подвизаясь в духовническом служении и исповедуя людей, и три года в заброшенном монастыре Святителя Николая в Ано-Ватия.

В 1940 году старец Порфирий переехал в Афины, где принял обязанности настоятеля и духовника в храме Афинской поликлиники. Как он сам говорил, прожил он там 33 года как один день, неутомимо совершая духовное делание и облегчая душевную боль и телесные болезни людей.

В 1955 году он переехал в Калисье и поселился в уединенном месте у храма Святителя Николая недалеко от монастыря Пендели

В последние годы своей земной жизни старец Порфирий стал готовиться к кончине. Он хотел удалиться на Святую Гору в свои любимые Кавсокаливии, где отдал бы свою душу ее Небесному Жениху тайно и незаметно — так, как он и жил. Много раз слышали, как он говорил: «Я и сейчас, состарившись, стремлюсь подняться на Святую Гору и умереть там». Старец принял святую кончину в Кавсокаливиях, в своей каливе, утром 2 декабря 1991 года. Последними его словами были слова первосвященнической молитвы Господа, которые он особенно любил и часто повто­рял:

Слова о воспитании детей

На семье лежит большая часть ответственности за духовное состояние человека

Воспитание детей начинается с момента их зачатия

Воспитание детей начинается с момента их зачатия. Плод в материнской утробе слышит и чувствует. Да, он слышит, а видит глазами матери. Он воспринимает ее движения и чувства, несмотря на то, что ум

Ссылка на основную публикацию