Сретенский монастырь: история, где находиться, иконы

МОСКОВСКИЙ СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Общий вид Московского Сретенского монастыря по Большой Лубянке. В центре кадра надвратная колокольня, правее – Никольская церковь. Слева от ворот виден вход во Владимирскую часовню. На заднем плане – главы Сретенского собора. 1881 год

Московский монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Основан в конце XIV века [1] на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана.

По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли Владимирскую икону Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в. называлась «Встретенской»).

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича – первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников начиналось с молитв в Сретенской обители.

В 1677 году главный храм монастыря был построен заново и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи.

В XVIII веке в обители производили значительный ремонт и перестройки. Хорошо сохранились фрески 1707 года – последний шедевр древнерусского искусства в Москве.

В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась в Сретенском монастыре. Вплоть до революции на территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. К 1917 году в монастыре было 3 храма с 6 престолами.

После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и “по-старому”, обновленческий епископ Антонин (Грановский). Но уже в 1923 году усилиями священномученика Илариона Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор патриарха Всероссийского святителя Тихона, а ее собор был переосвящен великим чином.

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Эта земля была буквально пропитана кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный патриархом Алексием II.

В советское время на месте кладбищенского погоста было построено здание средней школы. К 1990 году из былых храмов обители сохранился один закрытый храм с 2 престолами.

Вид с юго-востока на Владимирский собор Сретенского монастыря и часть новой стены с воротами. 30 июля 2001 года. Фото Комлева А. Р. c сайта temples.ru

В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм Сретенским православным братством.

В 1993 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, в 1995 году преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

9-10 мая 1999 года в монастыре состоялось прославление епископа Верейского Илариона в лике священномучеников.

Была возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария. Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре органи­зованы катехизические курсы, которые посещаются глав­ным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около че­тырехсот человек.

Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.

У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям. При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал “Православие.Ru”. Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз “Воскресение”. В 2003 году кооператив “Воскресение” получил государственную Столыпинскую премию как “самый эффективный землепользователь в России”.

Храмы монастыря

Сретенский собор

Находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г.

Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть.

В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы.

Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.

Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

Церковь преподобной Марии Египетской

Находилась к востоку от собора. Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет №3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках.

Построена в 1358 г. Придел Сретения Господня пристроен в 1706 г. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас – времени Александра I.

Церковь разрушена в 1930 г. На ее месте пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он построен не позже XVI в.

Храм святитель Николая Чудотворца

Храм находился в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходил на улицу Б. Лубянка — с севера от нее. Был построен по разными сведениям в конце XV – XVII вв. Придел Всех Святых конца XVIII века устроен на средства первого московского городского головы Д. Д. Мещанинова». В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в.

Закрыт в 1924 г.; разрушен в 1928 г.

В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы – одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей».

Сейчас на ее месте пустырь.

Святыни

Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.

Настоятели, наместники

  • Иона (1580)
  • Маркелл (1598)
  • Ефрем (1613, 1614, 1619 и 1627)
  • Моисей (1634 – 1644)
  • Варлаам (1645 – 1648)
  • Дионисий (9 мая 1653 – октябрь 1657)
  • Дионисий, 2 раз (1674 – 1682)
  • Пахомий (1688 – 1691)
  • Корнилий (январь 1692 – 1693)
  • Моисей (Великосельский) (1693 – 26 февраля 1719)
  • Исаакий (1721 – 1726)
  • Феодор (Левонов) (23 февраля 1731 – 2 января 1732)
  • Евсевий (Леонов) (20 января 1732 – 1736)
  • Иаков (1737 – 1738)
  • Петр (Котляревский) (1740 – 1742)
  • Софроний (Зиминский) (1742 – 1744)
  • Лаврентий (Уваров)[2] (1744 – 22 ноября 1757)
  • Максим (1758)
  • Иоасаф (? – ноябрь 1759)
  • Маркелл II (Тросницкий) (4 ноября 1761 – 1765)
  • Антоний I (Горский) (5 мая 1765 – 1767)
  • Антоний II (Протопопов) (17 июля 1767 – 11 мая 1770)
  • Гедеон (1770) [3]
  • Никон (1772 – 1778)
  • Арсений (упом. 5 января 1783)
  • Максим II (Погудкин) (19 сентября 1805 – 1806)
  • Филарет (январь 1806)
  • Феофилакт (1806 – 1814)
  • Израиль (1819 – 1822)
  • Сергий (? – 31 августа 1836)
  • Мелхиседек (12 августа 1836 – 23 ноября 1842)
  • Ионафан (? – 24 мая 1853)
  • Виктор (Саврасов) (1853 – 1859)
  • Вениамин (Петухов) (1863 – 1872)
  • Виктор (Саврасов), 2 раз (май 1872 – 1880)
  • Мелетий (1880 – 1883 [4])
  • Антонин (Державин) (23 апреля 1883 – 25 октября 1883)
  • Серафим (Богоявленский) (21 февраля 1884 [5] – февраль 1890 [6])
  • Никон (? – ноябрь 1891)
  • Димитрий (Ключарев) (16 ноября 1891 – 1904 [7])
  • Никон (Нечаев) (1904 – 1907)
  • Афанасий (Самбикин) (1908 – 1919)
  • Сергий (Плаксин) (1918 – 1920) и/о
  • Леонид (Скобеев) (1919)
  • Гурий (Степанов) (1919 – 1920)
  • Сщмч. Иларион (Троицкий) (1920 – 1922)
    • Сергий (Плаксин) (23 июня 1920 – 1925)
  • Борис (Рукин) (1925 – ?) [8]
    • 1925 – 1991 – закрыт
  • Тихон (Шевкунов) (июль 1996 – 19 мая 2018)
    • Иоанн (Лудищев) (19 мая 2018 – 30 августа 2019) и/о [9]
  • Амвросий (Ермаков) (30 августа 2019 – 25 августа 2020)
  • Иоанн (Лудищев) (с 25 августа 2020)

Использованные материалы

  • Статья о монастыре на официальном сайте Московского Патриархата:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/250117.html
  • Паламарчук Петр, “Сретенский ставропигиальный необщежительный мужской монастырь”:
    • http://www.pravoslavie.ru/sm/5797.htm
  • Страница Народного каталога православной архитектуры:
    • http://sobory.ru/article/index.html?object=04528
  • Страница на сайте Русское Православие:
    • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_250
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. – СПб., 1877. с. 212 – 213.

[1] Исследователи называют разные года основания: 1379, 1395, 1397.

Обзор Собора Святой Софии в Стамбуле

Собор относится к числу самых значимых достопримечательностей Стамбула. Также это место многие туристы предпочитают посещать самостоятельно во время пеших прогулок. На протяжении 10 столетий Айя София была православным собором, после чего 5 столетий являлась главной мечетью и сегодня здесь открыт музей. Обзор Собора Святой Софии в Стамбуле от ResortTurkey.

  1. Краткая информация
  2. Интересные сведения
  3. Мистические события
  4. Архитектура и оформление
  5. Тайны затопленного подземелья собора
  6. Советы туристам по знакомству с собором
  7. Последовательность осмотра
  8. Где найти мозаики
  9. Где в храме находятся мозаики
  10. График работы и стоимость входа
  11. Как добраться

Краткая информация

На возведение понадобилось более 120 тонн золота, стоимость которого приравнивают к 3м бюджетам государства. На протяжении 5 лет ежедневно велись строительные работы, в которых было задействовано около 10 тыс. рабочих. Разный мрамор завозился со всех уголков страны.

Также привозились другие строительные материалы. К примеру, из Эфеса поставили 8 колонн, сделанных из мрамора зеленого цвета, и столько же колонн из Рима.

С острова Родос были завезены прочные кирпичи. В качестве отделочных материалов выступали серебро, золото и слоновая кость. Как утверждают, император желал, чтобы все внутреннее убранство было сделано из золота. Но астрологам такая идея не нравилась. Они предвидели, что после Юстиниана будут недостаточно сильные правители, которые то и дело будут его разворовывать.

  • В начале 13 века город захватили крестоносцы. Именно в это время начался 4-й крестовый поход. К большому сожалению, это событие считается самым позорным во всей истории мира. Весьма непонятно, как так получилось, что во время крестового похода, участники которого собирались в Египет, где планировалась религиозная битва с мусульманами, проникли и ограбили город христиан, являющихся их братьями по вере.
  • Во время нападения сильно пострадал собор Св. Софии. Крестоносцы вынесли все богатство. Более 85% священных реликвий были вынесены во время этого нападения.
  • Самая последняя религиозная служба состоялась в середине 15 столетия, на которой был сам император. На следующий день на собор напали турки. В дальнейшем собор решили переделать в мечеть. Мозаики были надежно спрятаны и укреплены толстым слоем штукатурки. На протяжении 5 веков Св. София была мечетью.
  • В 30-х годах 20 века по решению Ататюрка статус мечети был изменен на музей. Штукатурку, под которой спрятали мозаику, была убрана. На сегодняшний день здесь вовсю ведутся реконструкционные работы.

Интересные сведения

Мистические события

Несмотря на всю святость этого места, собору приписывают некоторые мистические явления.

Ниша, откуда доносится слегка слышный шум. Как утверждают, это место находится в южной части собора. С этим явлением связана еще одна легенда – когда на собор напали турки, в нем проходила служба, но в этот момент стены разошлись и за ними спрятался священник. Согласно легенде, священник остается там и по сей день и появится только тогда, когда собор вновь станет православным храмом.

Еще одна легенда связана с «Плачущей колонной», которую также именуют колонной Св. Григория. В ней имеется маленькое углубление – нужно просунуть в него палец и трижды прокрутить ладонью по кругу, дотрагиваясь до медных листов. Если почувствуется влага, то желаемое обязательно сбудется. Такое поверье появилось еще в 13 столетии. Со стороны это смотрится весьма забавно, но не стоит не доверять этой легенде.

Не менее таинственное место связано с одним окном, откуда постоянно веет прохладой, даже когда на улице стоит жаркая и безветренная погода. Окно можно найти на 2м этаже, из него открывается вид на Голубую мечеть.

Архитектура и оформление

Мечеть Святой Софии была возведена в виде прямоугольной базилики стандартной формы. Ширина собора составляет около 70 метров, длина — 100 метров. Купол в высоту достигает свыше 55 метров, диаметр — более 30 метров. В качестве производственного строительного материала использовался мрамор, дополнительно применялся легкий кирпич, состоящий из песка и глины.

Перед входом в собор находится большой двор, на территории которого раскинулся фонтан. Попасть внутрь музея можно с помощью девяти дверей, среди которых есть центральная, в прошлые времена ей мог пользоваться лишь император.

Собор роскошно выглядит не только снаружи, но и внутри. Настоящие произведения искусства расположены во внутреннем убранстве. Зал включает в себя верхнюю и нижнюю галереи, которые полностью выполнены из мрамора. Внутри мечети сложно отыскать даже небольшой не декорированный участок. Оформление интерьера состоит из множественных фресок, мозаики, серебряных и золотых покрытий, изделий из слоновой кости и терракоты.

  • Главная ценность собора заключается в византийских фресках и мозаики. Они отлично сохранились до наших дней благодаря османам, которые пришли в Константинополь и защитили христианские образы с помощью простой штукатурки, спасшей их от разрушения. С тех пор, когда в столице обосновались турецкие завоеватели, в оформлении собора добавился михраб, султанское ложе, кафедра. Из интерьера были убраны свечи, характерные для христианства, их заменили на лампадные люстры.
  • Изначально в мечети находилось около 210 окон, поскольку на протяжении долгого времени возводились различные постройки и их количество сократилось до 180. Общее число дверей – 360. Под наземной частью конструкции есть подземные тоннели, исследование которых позволило найти потайной ход, ведущий от мечети к не менее исторической достопримечательности Турции — собору Топкапы.
  • Внутреннее убранство мечети Святой Софии настолько поражает своей роскошью, что словами передать всю мощь, энергетику и обстановку просто невозможно. Чтобы удостовериться в завораживающей атмосфере и чарующей красоте, стоит непременно посетить историческую ценность.

Тайны затопленного подземелья собора

Помимо видимой части Св. Софии, есть еще и подземелье, о котором мало что известно. Из уцелевших записей можно узнать, что для создания фундамента нужно было вырыть очень большой котлован. В других летописях сказано, что под собором есть большущие цистерны, в которой хранится вода и большое количество подземных ходов. Многие полагают, что цистерна схожа с Цистерной Базиликой, расположенной рядом с Айя-Софией.

  • Впервые попасть в подземелье пытались в середине 20 века исследователи из Америки. Изначально они приняли решение выкачать всю воду. Но их попытки ни к чему не привели – сколько бы времени они на это не потратили, количество воды не уменьшалось. В итоге перегорели насосы, после чего за эту идею решили забыть.
  • Турки предприняли более удачные попытки. Они не собирались выкачивать всю воду, а решили в нее погрузиться. Последний спуск был совершен в 2014 году. Какие-то поверья были подтверждены, а некоторые оказались простой выдумкой или слишком преувеличенными.

Исследователи обнаружили места, где проводились захоронения. Особое внимание уделялось 11метровому колодцу, находящемуся у основного входа. В колодце, который находится посредине храма, обнаружены обломки огромного светильника. В стенах нашли закрытые проемы, которые не пробовали открыть. Полагают, что за дверями могут находиться огромные цистерны для сбора воды, о которых говорили еще в прошлом. Во время исследования под полом также были обнаружены пустоты.

Сухой каменный туннель также был исследован. Из коридора есть 2 прохода – один ведет к дворцу Топкапы, другой – к площади Ипподром.

Советы туристам по знакомству с собором

Всем, кто планирует побывать в храме Св. Софии, стоит взять на заметку полезные рекомендации от бывалых туристов.

  1. Самое подходящее время для осмотра достопримечательности 8 утра. Уже ближе к 9 в соборе становится достаточно многолюдно, возле касс собирается длинная очередь. Отстоять очередь, особенно под палящим солнцем, не доставит удовольствия.
  2. Если кроме собора по программе имеется посещение других объектов с платным входом, то лучше купить музейную карту, которой можно пользоваться только в пределах Стамбула. По такой карте не нужно отстаивать большие очереди, и она позволяет сэкономить немного денежных средств.
  3. Перед входом в собор нужно разуться.
  4. Не стоит приходить в храм, когда идут молитвы (5 раз на день). В пятницу в полдень лучше отказаться от визита.
  5. Девушки и женщины могут пройти внутрь только с накрытой головой. Если вы забыли взять с собой платок, то ничего страшного – его можно попросить на входе.
  6. Делать фотографии внутри разрешено, но нельзя, чтобы в кадр попадали молящиеся.
  7. Обязательно нужно взять с собой попить. Летом в городе стоит очень жаркая погода, поэтому без воды будет очень тяжело. На территории храма также продуют воду, но ее цена будет гораздо завышена.
  8. На осмотр музея будет достаточно выделить 1,5-2 часа. Этого времени вполне хватит, чтобы узнать и увидеть все самое интересное.
  9. Чтобы испытать максимум эмоций и впечатлений, и получить больше познавательной информации, стоит нанять экскурсовода. На входе всегда стоят гиды, которые смогут провести интересную экскурсию на русском языке. Каждый проводник устанавливает свою цену, которая может существенно отличаться. Всегда можно торговаться.
  10. Если не хочется тратиться на экскурсовода, то можно приобрести аудиогида. Если и это не по душе, то перед походом стоит посмотреть документальное кино о соборе.
  11. Некоторые туристы не рекомендуют приходить в Святую Софию вечером. Они утверждают, что дневное освещение позволяет рассмотреть каждую деталь интерьера, которая может быть упущена из виду вечером.
  12. Когда турист купил билет, его ожидает проверка металлоискателя. Процедура проверки рюкзаков схожа с той, что проходит в аэропорту.
  13. Внутри уже долгое время ведутся реставрационные работы. Часть храма от пола до потолка завалена строительными лесами, что существенно портит общую картину и впечатление от этого места.

Последовательность осмотра

Знакомство с собором нужно начинать с 1-го этажа. Туристы проходят через огромные ворота, которые ведут в 1 пристройку, а потом – во 2. На входе стоит уделить внимание котловану, который вырыт в левой части от входа. Это останки более старинного сооружения, которое находилось на месте собора еще до его появления.

  • В первой пристройке нет никакой отделки. Мраморные плиты давно убрали. В левой стороне расположена каменная чаша, в которой крестят детей. В этой же стороне установлен огромный экран, по которому транслируют историческое кино о соборе (на английском языке). Возле экрана стоят стулья. Здесь может расположиться каждый желающий и посмотреть фильм. Справа рядом со стеной установлен большой саркофаг, а чуть дальше работает сувенирный магазинчик.
  • Во второй пристройке еще можно увидеть мозаичную отделку. На потолке выложена золотая мозаика, а стены покрыты мрамором. Слева находится лестница, которая ведет на 2-й этаж. Но в действительности у нее нет ступенек. Это было задумано специально, для удобства, когда императрицу на носилках поднимали на 2-й этаж, где находились ее покои. В правой части также есть такая же лестница, но закрытая. Здесь же установлены ворота, через которые можно пройти на улицу и прогуляться по ухоженному двору.
  • После можно пройти во внутренний двор крестильни, куда ведет 2-я пристройка. Здесь установлена большая каменная купель со ступеньками. В ней могли крестить сразу нескольких взрослых человек. Когда православие начали принимать многие люди, для обряда крещения использовали купели небольших размеров, куда помещались новорожденные. Маленькие купели расположены в левой части 1й пристройки. Когда-то турки хранили здесь жидкость для ламп, которые были нужны в качестве освещения.

Сама крестильня сегодня выполняет роль гробницы султанов. Ее может увидеть через стеклянную дверь, но пройти через дворик крестильни не получится. Побывать в гробнице может каждый желающий бесплатно. Попасть внутрь можно с территории музея собора.

Особого внимания заслуживает главное пространство храма. Сюда можно попасть из 2-й пристройки, пройдя через императорские ворота.

  1. Далее стоит пройти в центральную часть храма на 1-м этаже. Над посетителями возвышается огромный купол, высотой в 55 метров, а его диаметр составляет 30 метров. В середине 6 века купол сильно пострадал в результате землетрясения. Его пришлось отстраивать заново.
  2. Теперь нужно снова вернуться к императорским воротам. По двум сторонам установлены вазы из мрамора, которые были завезены сюда из Пергама. Люстры висят очень низко и хорошо освещают всю территорию. Сверху можно увидеть 8 больших исламских медальонов диаметром в 8 метров. На них можно разглядеть арабские надписи. Чуть дальше от них висят 4 серафима (для христиан означает ангела, самого близкого к Богу). Изображения в длину достигают чуть больше 10 метров. Сегодня можно увидеть лишь одно изображение серафима. Другие лики были закрыты еще османами.
  3. После взор снова обращается вперед. Теперь нужно пройти к огороженной территории, которую именуют омфалион, символизирующую «центр Мира». В центре когда-то стоял императорский трон. Именно здесь проходила церемония коронации. Некоторые предполагают, что круги расположены здесь не просто в хаотичном порядке, а в этом есть какой-то засекреченный смысл. Поблизости находится небольшая возвышенность, напоминающая крытый павильон. На этой трибуне церковные служители проводят молитвы.
  4. Дальше вверху виднеется мозаика Девы Марии и ее младенца. Под ней расположена красивая ниша, указывающая направление на Мекку. Справа расположена большая трибуна, с которой читаются проповеди.
  5. В левом крыле 1-го этажа расположена плачущая колонна, возле которой обязательно нужно загадать желание. В правом крыле можно увидеть библиотеку султана Махмуда 1. Книги завозились сюда еще во время его правления. Сейчас их можно увидеть на выставках в других музеях. Также здесь находятся очень красивые арочные окна с узорчатой решеткой.
  6. Второй этаж не менее интересен. Попасть сюда можно по лестнице, которая ведет со 2-й пристройки. Много веков назад по ней носили императрицу в свое ложе. Здесь можно пройтись и осмотреть весь периметр. Туристы смогут найти надписи, которые были сделаны скандинавскими рунами.
  7. В южном крыле собора на 2-м этаже хранится гробница венецианского правителя Энрико Дандоло. Она представляет собой закрытую нишу в полу. В действительности в гробнице пусто и никаких останков в ней не хранится. Правитель Венеции известен тем, что в свои 98 лет, будучи практически ослепшим, смог завоевать Константинополь. Это произошло в период 4-го крестового похода. И по иронии судьбы его гробница хранится в том соборе, в разграблении которого он участвовал. Есть поверье, что один из султанов приказал достать все кости Энрико и отдать их животным на съедение.
  8. Рядом с гробницей можно увидеть мозаику Последний суд. Еще две находятся в конце южной части, а другие четыре – в северном крыле 2-го этажа. Известное императорское ложе можно увидеть на 2-м этаже над воротами Императора.

Во время раннего христианства мужчинам и женщинам было разрешено приходить в собор по отдельности, они не должны были пересекаться друг с другом.

Где найти мозаики

Очутившись во внутреннем убранстве храма, следует обратить внимание на его правую часть от входа. Пред взором предстает каменная кладка с необычным разноцветным орнаментом переплетения. В этой части помещения в древние времена короновали императоров Рима.

Мечеть удерживают колонны, которых насчитывается около нескольких десятков.

Стены внутри мечети выполнены из мрамора и восхитительной мозаики, состоящей из стеклянных, серебряных и золотых элементов. Впервые мозаичные полотна стали использоваться в середине 9 века. Они включали в себя изображение Богородицы с младенцем, архангелов, святителей и пророков Ветхого Завета. Чуть позже в мечети была создана мозаика с образом Всевышнего, сидящего на троне.

Где в храме находятся мозаики

К сожалению, далеко не вся мозаика сохранилась до наших времен, уцелела лишь незначительная часть. Фрескам помогла уцелеть штукатурка.

Восхищение вызывает мозаика-портрет, которая посвящена великому правителю Александру.

График работы и стоимость входа

Рабочий график мечети будет зависеть от сезона. С апреля по октябрь музей работает с 9 утра до 7 вечера. С ноября по март попасть в музей можно с 9.00 до 17.00.

Приобрести билет и попасть в мечеть можно не позже, чем за час до окончания рабочего дня. График может меняться в зависимости от национальных праздников. Например, планируя поездку в Стамбул в период празднования Рамадана, стоит заранее уточнить рабочее расписание музея.

Стоимость билета будет составлять 100 турецких лир, вход для детей бесплатный. Приобрести билет можно в кассе либо автоматических терминалах, которые установлены на входе. Также билеты можно купить в онлайн-режиме на сайте музея. Поскольку мечеть является одной из самых главных достопримечательностей, посетить ее стремятся практически все туристы, поэтому на входе часто бывает огромная очередь.

Как добраться

Сбор Айя-Софии находится в старом городском районе на площади Султанахмед. От международного аэропорта отделяет расстояние в 19 километров. Если хочется побывать в соборе сразу по прибытию в Стамбул, то можно воспользоваться услугами такси или сесть на общественный транспорт, представленный трамваями и метро.

Другие, не менее интересные обзоры от ResortTurkey, вы найдете на других страницах сайта.

Храм Айя-София в Стамбуле – чудо с парящим куполом

Собор Святой Софии в Константинополе

Собор Святой Софии в Константинополе (по-гречески «Айя-София»), Великая церковь – чудо строительного искусства и инженерной мысли, величайшее творение Злотого века Византии. Интереснейшая постройка, тысячелетнее святилище христианского мира, 500 лет после того служила мусульманам и превратилась в историческую энциклопедию.

«Соломон, я превзошел тебя!»

Собор Святой Софии построен во времена правления известного византийского императора Юстиниана, пришедшего к власти в 527 году. Деятельный и целеустремленный правитель создал могучую Византийскую империю: ввел новые законы, расширил территории, построил великолепные дворцы и храмы.

Гордый император решил возвести собор, который затмил бы своим величием храм царя Соломона в Иерусалиме. Чести построить жемчужину Византии удостоились архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета, которые были не просто строители, а выдающиеся ученые-инженеры, прославившиеся скрупулезным знанием математики и физики.

Пять лет (532-537) под руководством архитекторов 10 000 рабочих возводили Айя-Софию – символ Константинополя. Сооруженный из кирпича храм отделывали золотом, серебром, поделочным камнем, жемчугом, слоновой костью и драгоценными камнями. Ради возведения чуда Константинополя трудилась вся страна. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи.

Невиданное великолепие храма поражало народную фантазию, так что сложились легенды, будто в сооружении собора участвовали небесные силы. Войдя в построенный храм, Юстиниан, восхищенный великолепием, упав на колени, воскликнул: «Соломон! Я превзошел тебя!»

Архитектурные особенности собора

Собор Святой Софии – здание прямоугольной формы со сторонами 79 и 72 метра, высотой по куполу 55,6 метров. Базилика не являлась архитектурным новшеством. Возведенный на холме храм поражал современников смелым соединением огромной базилики с гигантским куполом.

«Парящий» купол

Купольное сооружение, заметное со всех сторон, привлекало внимание грандиозным видом. Базилика увенчана куполом диаметром 31 метр, вознесенным на высоту 55 метров. Купол – центр композиции, олицетворяющий идею единения всех с Богом. Его сфера подобна куполу небес, обнимающему мироздание.

Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа, подпирающих громадные арки. Подкупольные арки возносятся на высоту, создавая эффект «парения» купола, который состоит из 40 радиальных арок. В нижних частях межарочных промежутков прорезаны окна, создающие ощущение сплошного светового пояса.

Лента окон усиливает впечатление, будто вознесенный на головокружительную высоту купол взлетел над храмом. К подкупольному пространству примыкают две колоссальные ниши с полусферическим верхом.

Световой эффект храма

Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле.

Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью». Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев. «Этот блеск изгоняет всякий мрак из души», – писал византийский историк.

Особенности строительства храма

Перед входом в собор Айя-София – просторный двор с фонтаном. В храм ведут 9 дверей, право входа через центральный портал предоставляется императору и патриарху. На строительство храма доставлялся лучший мрамор: фригийский – розовый, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.

Современник строительства Прокопий Кесарийский восторженно описывал собор: «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному, будто природа была их художником.

Этот храм представлял чудесное зрелище. В высоту он поднимается, будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений. Храм украшает город, сам украшается им».

Османские завоеватели

29 мая 1453 года храм захватили турки и разграбили его драгоценное убранство. Молящихся убили. Султан Махмед II, зайдя в собор, был ослеплен его великолепием, так что приказал обосновать здесь мечеть. Вскоре к собору пристроили 4 минарета, назвав мечеть Айя-София.

В 1847 году по приказу султана Абдула I в мечети провели реставрацию. На колоннах здания разместили 8-метровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета.

Внутреннее убранство собора

Внутренняя отделка отличается особой роскошью. Собор поражает небывалым блеском и царской роскошью. Потолок из золота, к которому подвешены золотые лампады, пол из чистого золота, покрытый мозаикой, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, золотой крест в алтаре, украшенный жемчугом, роскошь отделки интерьера цветным мрамором и великолепие церемоний, происходивших в храме.

Все подчеркивает грандиозность, величественность, пышность и торжественность Святой Софии. Роскошное убранство святилища внушало многотысячной людской толпе мысль о мощной Византийской империи и Церкви.

Главное украшение собора – алтарная преграда с изображением Христа, архангелов, святой Марии, апостолов и пророков, выполненной в виде чеканки из серебра. Престол собора изготовлен из золота и меди, железа и стекла, яхонта, смарагды и бисера, оникса и алмазов Церковная утварь для богослужений изготовлена из серебра.

Мозаика в облицовке стен

Стены храма покрыты мозаикой с сюжетными композициями:

  • Тронное изображение Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа. По сторонам от Богородицы – два архангела. Прекрасный, полный женственности лик Марии, мягкий овал лица, правильный нос, алые губы говорят о земном характере Богородицы и в тоже время подкупают одухотворенностью.
  • Полуфигуры 12 апостолов и четырех святых константинопольских патриарха: Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия.
  • 16 ветхозаветных пророков и 14 святителей, одеяние которых ниспадает спокойными складками, так что хочется дотронуться до одежд, чтобы ощутить их тепло.
  • Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием, открытым на словах: «Мир вам! Я свет миру!» в левой руке и благословляющий правой. По сторонам от него – полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
  • Портрет императора Александра I, представленного в облачении, украшенном драгоценными камнями, и короне с подвесками. В левой руке императора – держава. Мозаика с серебряными кубиками изображает императора за пасхальным изображением.

Мозаику отличает утонченная красота и величайшее мастерство исполнения. Фигуры выполнены с великолепным чувством пропорций. Образы одухотворены: большие глаза, исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В торжественном спокойствии – отстраненность от земного мира.

Тончайшие переходы цвета без жестких контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной, чувственный характер. Христианские фрески соседствуют с элементами исламского убранства. На четырех больших щитах овальной формы – цитаты из Корана. Здесь же – мраморный резной минбар, откуда имам читал проповеди. По обеим сторонам – бронзовые подсвечники.

На стенах и колоннах более 70 славянских надписей, сделанных выходцами из Киевской Руси. На мраморных парапетах собора нацарапаны надписи воинами варяжской гвардии императора Византии в средние века.

Разрушение Айя-Софии

Храм святой Софии разрушали пожары и землетрясения, но каждый раз его восстанавливали. В 1204 году внутреннее убранство, разграбленное крестоносцами, восстановить не смогли. Разрушение храма Айя-София и конец величия наступил вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии спасались тысячи граждан.

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Сейчас Святая София приобрела статус музея. С Византийского храма весь город виден, как на ладони.

Видео: святыня двух мировых религий

Мечеть Святой Софии (Айя-Софья) в Стамбуле (Ayasofya-ı Kebir Camii)

Собор Святой Софии в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют “восьмым чудом света”.

Собор назван в честь мудрости Божьей (от греческого sofia – мудрость).

Собор (Мечеть) Святой Софии включает в себя две религии: христианскую и мусульманскую. Построенный в 537 году, собор много раз подлежал ремонту и восстановлению, а до 2020 года являлся музеем. Его официальное название звучало, как “Музей Айя-Софья”.

Буквально недавно, в июне 2020 г., был поднят вопрос о том, чтобы снова сменить статус Айя Софии на мечеть. Государственный совет Турции аннулировал решение от 1934 года, в котором Святая София становилась музеем. Уже 10 июля, статус собора был изменен, и с июля 2020 года – Собор Святой Софии стал мечетью.

Официально, новое название собора, теперь звучит как Ayasofya-ı Kebir Camii (Мечеть Айя Софья-и Кебир)

Уникальный собор величественно возвышается над площадью Ипподром. Ощутить многовековую атмосферу этого места и увидеть великолепный интерьер, сохранившийся до наших дней, стоит каждому.

Собор Святой Софии: история возведения

Собор Святой Софии

В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Для строительства этого уникального храма византийский правитель Юстиниан нанял двух великих зодчих того времени – Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. На помощь этим талантливым мастерам была привлечена еще сотня архитекторов, под управлением каждого из которых было по 100 каменщиков. Всего строительством собора занимались 10 000 рабочих (по 5000 человек на каждой стороне). Юстиниан не жалел средств на возведение храма. Он ежедневно облачался в простое полотняное одеяние и лично контролировал ход стройки. Работники получали жалованье каждый день.

Чтобы строительство святыни не останавливалось, денежную дань собирали со всех византийских сословий. Вся казна империи, собранная за 5 лет, не смогла покрыть затраты. Известно, что лишь на хоры и амвон потратили бюджет Египта за год! Император приказал поставлять в столицу мрамор и каменные развалины разнообразных построек со всех концов страны. Например, из Рима, Афин и Эфеса были привезены уникальные колонны, по сей день восхищающие своим величием и статью. Белоснежные мраморные плиты были присланы из Проконеса. Из Фригии привозили розовый мрамор, из Ясоса – красно-белый, из Каристора – нежно-зеленый. Огромные мраморные камни распиливали так, чтобы из прожилок получались различные изображения – фигурки животных, людей, деревья, растения, фонтаны и т.д.

Собор Святой Софии

Это была, наверное, самая необычная стройка за всю истории Византийской империи. Большую часть строительных материалов привозили из святынь, относящихся практически ко всем языческим религиям. К примеру, порфировые колонны нижнего яруса собора доставили из храма Артемиды в Эфесе и храма Солнца в Баальбеке. Известковый состав готовили с использованием ячменной воды, а цементный раствор замешивали с добавлением масла. Верхнюю престольную доску вообще изготовили из вновь изобретенного состава – смеси золота и драгоценных камней.

Чего стоила одна задумка строительства – храм Святой Софии в Константинополе должен был превосходить известный храм царя Соломона в Иерусалиме.

Большая часть мрамора, использованного при возведении храма, привезли в Константинополь из анатолийских месторождений, бассейна Средиземноморья, еще нескольких древнейших каменоломен, а также со знаменитейшей афинской горы Пентеликон, из мраморных плит которой за 10 столетий до появления церкви Святой Софии строили акропольский Парфенон в честь Богини Афины.

Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

По историческим сведениям, на строительство было потрачено около 130 тонн золота (320 000 фунтов). Таким образом, храм Святой Софии стал самым дорогостоящим проектом за все время существования Византийской Империи.

Строительство храма Святой Софии было осуществлено при одном из самых известных правителей Византии – Юстиниане. Именно с его деятельностью связывают усиление могущества Византийской империи.

Храм строился, приблизительно в течение пяти лет, над ним трудилось порядка десяти тысяч рабочих и 27 декабря 537 года собор был торжественно открыт. Строительными материалами служили мрамор, камень и кирпич, также материал привозился и с далеких церквей, которые были по всей Византии. При строительстве собора особое внимание было уделено куполу – для того, чтобы он не разрушался при землетрясениях, был использован специальный кирпич, легкий и прочный, который изготавливался из материалов на острове Родос. Внутри собор украшался дорогими камнями. С течением времени собор Святой Софии несколько раз был разрушен и затем восстановлен.

Интерьер собора Святой Софии

Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, они сделали храм католическим и выгнали православных священников. В то время из храма варварски было вывезено большое количество сокровищ.

В 1453 году Византийскую империю захватили турки – османы. Именно в этот период, Фатих Султан Мехмет (1451-1481) сделал из собора мечеть для мусульман, которая была основной мечетью до 1935 года.

1 февраля 1935 года Мустафа Кемаль Ататюрк и совет министров приняли решение о переводе мечети в статус музея, открывшего свои двери для посещения местным и заграничным туристам.

15 июля 2020 года, статус музея был снова изменен на мечеть.

Во все времена, пока собор существует, он был всегда в центре внимания всех религий мира. Собор был и православным, и католическим, а потом стал и мусульманским. Собор до сегодняшнего времени является святыней для религиозных людей, но на данный момент он выступает как музей.

Айя-Софья: архитектура

Вход в собор Святой Софии осуществляется через просторный двор, в центре которого находится фонтан.

Купол собора Святой Софии

Всего в храм ведут девять дверей, через центральную дверь имел право входить только император или патриарх.

Когда-то внутри святыни было 214 оконных проемов, сегодня же их насчитывается всего 181 (недостающие были закрыты контрфорсами и более поздними постройками).

Кроме османской осады, Айя-София перенесла множество катаклизмов, в том числе 2 землетрясения, которые не прошли для церкви бесследно. Урон был настолько силен, что в 19 столетии возникла угроза полного разрушения. Несчастья удалось избежать только благодаря падишаху Абдул-Меджиду, который пригласил для восстановления святыни реставраторов из Италии.

Специалисты утверждают, что стены святыни обладают удивительными для того времени показателями прочности. По предположениям, строители смогли добиться такого результата благодаря тому, что к основному раствору подмешивали экстракт ясеневых листьев.

Мозаики в Соборе Святой Софии

В прошлое время стены храма, а точнее, их вершины, были украшены картинами различной тематики и мозаикой. В 726-843 годах, во время иконоборства, эти красоты были уничтожены, поэтому в наше время мы не можем полноценно оценить все великолепие внутреннего убранства собора.

Позднее, в храме продолжили создание новых художественных творений, а в 1935 году были начаты реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик.

На сегодняшний день, один из ценнейших элементов внутреннего оформления собора, являются древние мозаики. Условно они поделены специалистами на три исторических периода:

  1. IX век (начало);
  2. IX-X века;
  3. конец X века.

Икона Девы Марии в соборе Святой Софии

Особенно ценным считается мозаичное изображение Божьей матери, в одеждах темно-синего цвета, выполненное на золотом фоне и расположенное на апсиде. Великолепное цветовое сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.

Даже по современным меркам здание храма имеет достаточно внушительные размеры – 75х68 метров.

Отличительной особенностью собора Святой Софии является его красивейший купол, диаметром 31 метр, высота купола равна 55,6 метров. Глядя на него, создается ощущение, что он парит в невесомости и свет солнца как будто идет от самого собора.

В середине центрального купола, находящегося в окружении 40 окон, некогда располагалось художественное изображение Иисуса Христа. Но после захвата Константинополя турками это изображение было закрашено, а поверх обновленного покрытия нанесли суру из Корана.

В апсиде можно увидеть изображение лика Богоматери. Именно ее считали покровительницей храма и ассоциировали с мудростью (Софией).

Легенды и интересные факты

В соборе есть некоторые необычные места с загадками. Одна из них – плачущая колонна, покрытая медью, которая, согласно поверью, способна исполнять желания. Так же, если к ней прислониться больным местом, произойдет исцеление. Еще одно загадочное место Собора – это прохладное окно, из которого в любую погоду идет холод и слышен небольшой шум.

Символом собора и местной знаменитостью стал кот по имени Гли (Gli), которого вы могли встретить во время посещения Святой Софии. Это один из самых известных котов Стамбула, поближе познакомиться с которым, можно было через его профиль в Инстаграм @hagiasophiacat. К сожалению, в ноябре 2020 года, кот умер.

В соборе до наших дней сохранился отпечаток руки султана, завоевавшего Константинополь. Есть легенда о том, что султан на коне въехал в собор, облокотился рукой на колону и там остался отпечаток его ладони. Отпечаток получился высоко, потому что его конь шел по большому количеству трупов.

Основная особенность храма состоит в том, что здесь сочетаются элементы православной и исламской культур (изображения Христа, Богоматери и выдержки из Корана). Особенное внимание стоит уделить надписи на каменных парапетах, история которых исчисляется несколькими столетиями. Древнейшими из надписей считаются руны, которые оставили в храме скандинавские воины-варяги. К настоящему моменту на них нанесено прочнейшее прозрачное покрытие, которое защищает историческое достояние от истирания.

Фото собора Святой Софии

Загадки подземелий собора Святой Софии

Мечеть Айя-София – это не только всем известное надземное строение, но и фантастически обширная подземная часть, которая изучена мало и окутана множеством тайн. Исторические документы гласят, что для закладки фундамента собора рабочим пришлось вырыть огромный 70-метровый котлован. Также некоторые летописцы утверждают, что подземная часть Айя-Софии испещрена десятками тоннелей и скрывает несколько цистерн, предназначенный для сбора и хранения пресной воды. Вероятно, конструировали их по образу и подобию знаменитой Цистерны Базилика, расположенной вблизи от собора.

С течением столетий подземелья Святой Софии заполнились водой, и добраться в них было очень сложно. Первую попытку совершили американские исследователи в 1945 году. Было решено поставить мощные глубинные насосы и выкачать воду из неизведанных тоннелей. Тщательно разработанный план с треском провалился. Оборудование работало на полную мощность, но уровень воды в подземелье оставался на прежнем уровне. Когда насосы не выдержали и перегорели, американцы свернули неудавшуюся операцию.

Более внушительных успехов удалось добиться турецким исследователям, которые не стали заниматься откачиванием воды, а организовали несколько подводных экспедиций с аквалангами. Последнее погружение специалистов было совершено в 2013 году. Часть информации, полученной из древних летописей, подтвердилась, а часть оказалась преувеличением.

В частности, во время исследования была обнаружена территория, предназначенная для захоронения. Удалось неплохо изучить колодец, расположенный рядом с главным входом в собор, глубина которого составляет 12 метров. Из колодезных недр извлекли фрагменты огромной старинной люстры. В каменных стенах нашли крепкие, плотно закрытые двери. Конечно, отворить их не представлялось возможным. Но существует предположение, что эти двери открывают доступ к цистернам для воды. Подтверждением этой теории служат данные, полученные с мощных сканеров: приборы показали, что под полом колодца и за стенами имеются огромные пустоты.

Еще был тщательно обследован сухой каменный тоннель, который разделяется на две части: первая часть тоннеля – это проход к площади Ипподром, а вторая – ко дворцовому комплексу Топкапы. Подземные коридоры имеют ответвления. Некоторые из них ведут наружу, а некоторые способны завести в тупик.

Собор Святой Софии: видео

Совершить онлайн-прогулку по Собороу Святой Софии вы можете прямо сейчас, вместе с Travel Forever

Собор Святой Софии (Мечеть Святой Софии): как добраться, часы работы и стоимость посещения в 2021 году

С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию

В связи с тем, что с 10.07.20 статус Святой Софии был изменен на мечеть, поменялись и условия ее посещения.

Часы для посещения: доступно для посещения постоянно, кроме часов молитвы (Намаза). Для посещения, как и любой мечети, женщинам необходимо прикрыть голову платком.

Собор Святой Софии можно легко найти, стоя на площади Ипподром (остановка трамвая Т1 Султанахмет). В собор можно попасть при помощи групповой экскурсии или самостоятельно.

Если вы предпочитаете гулять самостоятельно, тогда наш нескучный аудиогид на русском языке, который включает все основные исторические памятники Султанахмет отлично подойдет для обзорной экскурсии. Это не только экономия времени, в отличие от экскурсии с группой, но и денежная выгода. Доступен для андроид и iOS.

К Собору Святой Софии также можно доехать на скоростном трамвае линии Т1, который проходит через Султанахмет. Собор видно издалека по его куполу.

Собор Святой Софии (Стамбул) – подробное описание с фото и картой

Краткая история собора Айя-София в Стамбуле

Интерьер собора Айя-София. Вид с верхней галереи.

  • На строительство ушло 130 тонн золота, что составляло три готовых бюджета страны! В течение почти 6 лет каждый день здесь работали 10 000 строителей. Мрамор разных видов везли изо всех уголков империи. А ещё отовсюду свозили части древних построек, которые тоже применяли при строительстве. Например, из города Эфеса (из храма Артемиды, который поджёг Герострат, чтобы прославиться) привезли 8 колонн из зелёного мрамора, а из Рима – 8 колонн из храма Солнца. Также в конструкции использовались очень крепкие, но облегченные кирпичи, сделанные из материала с острова Родос. В отделке использовали слоновую кость, серебро и много золота. Говорят, что Юстиниан желал всё внутреннее пространство покрыть золотом от пола до потолка. Однако астрологи уговорили его этого не делать, предсказав, что после него будут «слабые правители», которые разрушат собор, когда будут его разворовывать.

Низко висящие люстры были добавлены при османах.

  • В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр – 30 метров. Толщина стен доходит местами до 5 метров. Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня.
  • В лучшие времена в соборе «работали» 600 священнослужителей.
  • В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода. Этот поход, к сожалению, является позорным пятном в мировой истории. Согласитесь, очень странно, как могло так случиться, что участники крестового похода, целью которого изначально было направиться в Египет для якобы религиозной войны против мусульман, захватили и опустошили христианский город – город братьев по вере. Константинополь был полностью разграблен, и, разумеется, собор Айя-София пострадал не менее. Крестоносцы унесли с собой все драгоценности и священные реликвии. Считается, что 90% христианских реликвий, которые есть сейчас в Европе, были вывезены во время этого похода.

Диаметр главного купола 30 метров.

  • Последняя христианская служба прошла в соборе в ночь на 29 мая 1453 года. Присутствовал сам император со своей свитой.
  • На другой день собор разграбляли турки, захватившие Константинополь под предводительством султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха). Впоследствии собор переделали в мечеть, пристроив к нему минареты. Мозаики внутри мечети оказались скрыты под слоем штукатурки – это их и спасло. Собор выполнял роль мечети 500 лет и стал прототипом для многих мечетей Стамбула, например, для Голубой мечети, которая расположена поблизости, и для мечети Сулеймание, которая построена в Базарном квартале.
  • В 1935 году по распоряжению президента Ататюрка мечети был присвоен статус музея. Штукатурка, скрывающая мозаики, была убрана. Сейчас музей активно реставрируется.

Мозаика на полусводе над михрабом: Дева Мария и младенец Иисус (867 г.).

Собор Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле

Собор Святой Софии (Айя-София) – главный символ Стамбула. Это поразительный шедевр архитектуры эпохи расцвета Византии, преобразованный османами в мечеть после завоевания Константинополя. Сейчас Айя-София является великолепным музеем, который невероятным образом сочетает византийское и османское наследие.

Название собора нужно трактовать как церковь Премудрости Божией.

«Соломон, я превзошел тебя!»

Собор Святой Софии построен во времена правления известного византийского императора Юстиниана, пришедшего к власти в 527 году. Деятельный и целеустремленный правитель создал могучую Византийскую империю: ввел новые законы, расширил территории, построил великолепные дворцы и храмы.

Гордый император решил возвести собор, который затмил бы своим величием храм царя Соломона в Иерусалиме. Чести построить жемчужину Византии удостоились архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета, которые были не просто строители, а выдающиеся ученые-инженеры, прославившиеся скрупулезным знанием математики и физики.

Пять лет (532-537) под руководством архитекторов 10 000 рабочих возводили Айя-Софию – символ Константинополя. Сооруженный из кирпича храм отделывали золотом, серебром, поделочным камнем, жемчугом, слоновой костью и драгоценными камнями. Ради возведения чуда Константинополя трудилась вся страна. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи.

Невиданное великолепие храма поражало народную фантазию, так что сложились легенды, будто в сооружении собора участвовали небесные силы. Войдя в построенный храм, Юстиниан, восхищенный великолепием, упав на колени, воскликнул: «Соломон! Я превзошел тебя!»

Любопытные факты

  • Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. На греческом sofia – это мудрость. Это собор Мудрости Божьей. Мудрость Божья – это что-то вроде проводника между Господом и человеком.
  • В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли. Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места. Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама.
  • Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение.
  • В Соборе Айя-София произошли события, которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось.

Роспись арок на штукатурке.

  • Москва — Третий Рим. После падения Константинополя (Второго Рима) и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия. Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом.
  • Туринская плащаница, по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина (Италия).
  • В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви. Пока они ничего не добились.

Считается, что собор обладает колоссальной энергетикой.

Расположение

Во времена Византийской империи собор Святой Софии являлся одним из центральных сооружений Константинополя, находясь рядом с императорским дворцом. Сейчас Айя-София находится в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии

Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть. Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей. По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику, которая находится недалеко от собора.

Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы.

Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.

Исследование подземной части собора Айя-София.

Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства!

Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй – к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.

Туристы входят в собор через Императорские ворота.

Разрушение Айя-Софии

Храм святой Софии разрушали пожары и землетрясения, но каждый раз его восстанавливали. В 1204 году внутреннее убранство, разграбленное крестоносцами, восстановить не смогли. Разрушение храма Айя-София и конец величия наступил вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии спасались тысячи граждан.

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Сейчас Святая София приобрела статус музея. С Византийского храма весь город виден, как на ладони.

Обзор собора Айя-София в Стамбуле

Собор Айя-София в Стамбуле – необычный памятник. Это символ двух конфессий. Наглядное свидетельство того, как менялся уклад жизни в государстве.

Путешественники, затаив дыхание, осматривают достопримечательность, пораженные красотой и величием святыни.

Где находится?

Собор выстроен на историческом холме. Уже само место является примечательным. Здесь располагалось святилище Артемиды. Напротив располагается еще одна стамбульская достопримечательность – Голубая мечеть.

Если пользуетесь навигатором или картами, ищите район Фатих. Купола святыни видны издалека.

История

Айя-София в Стамбуле – старейшая религиозная постройка. Дело в том, что первое сооружение на этом месте возвели еще в 360 году. В результате беспорядков строение сожгли в начале 5 века. Затем церковь вновь восстановили. В 535 году и это строение уничтожили. Но Юстиниан повелел возвести новую церковь, которая и сохранилась. Первый камень заложили в 532 году, а уже через 5 лет здесь прошло первое богослужение.

Исидорос и Анземиос – имена зодчих, работавших над проектом храма. Император, при посещении богослужения, произнес прилюдное благодарственное слово Господу за данную возможность начать и завершить строительство. С тех пор здесь стали короновать императоров.

В начале 13 века в город вошли крестоносцы, тогда же здание сильно повредили. Сохранились письменные свидетельства о том, что здание нуждалось в реконструкции. В середине 15 века Константинополь захватили турки. Султан Мехмед установил мусульманские порядки в городе. Храм переоборудовали в мечеть. В это время сооружение дополнилось минаретами и хозяйственными пристройками.

Последующие изменения в облике храма произошли в середине 19 века. Одну часть у здания удалили и пристроили михраб.

В 1935 году мечеть объявили музеем. Сейчас здание – не только место поклонения, но исторически ценный памятник.

Легенды

О Софийском соборе ходят легенды и предания. Одно из сказаний связано со строительством церкви. Юстиниан желал выстроить лучшее здание. Для этого материал свозили со всех окрестностей. Так, при строительстве использовали:

  • колонны и мрамор из Аспендуса, Баалбека и Тарсы;
  • белый мрамор везли с Мраморного острова;
  • розовый мрамор из Афона;
  • нефы возвели из колонн, взятых из храма Артемиды в Эфисе;
  • гранитные столпы из Египта.

Также считается, что именно тут произошел раскол христианства.

Здесь хранится гробница Дондоло. Однако самих останков обнаружить не удалось. Хотя, согласно преданию, основатель Латинской империи покоится в этих стенах.

Мистика и любопытные факты

Храм в Стамбуле постоянно на слуху. О нем известна масса интересных фактов.

  1. Мехмед, хотя и превратил сооружение в мусульманскую мечеть, позаботился о том, чтобы мозаики и фрески не были полностью уничтожены. При переоборудовании строения христианские реликвии заложили штукатуркой, а поверх написали изречения из Корана.
  2. Собор горел дважды. Два раза от здания абсолютно ничего не оставалось. Экскурсоводы называют датой строительства 360 год, на самом деле сохранился фрагмент, возведенный в начале 6 века.
  3. Новый собор Софии пострадал в конце 6 века при землетрясении. В результате полностью заменили купол. Тогда же выстроили галерею и арки.
  4. Сооружение считают образцом византийского архитектурного искусства. Строение полностью отвечает всем христианским канонам. Это заслуга Юстиниана.
  5. Собор оформлен 107 колоннами. Одна из них особенно известна среди паломников. Колонна, покрытая медью, имеет углубление. В отверстие собирается влага непонятного происхождения. Верующие считают это Божьей благодатью и стремятся прикоснуться к столпу, чтобы исцелиться от болезней.

Тайны подземелья

Часть конструкции оказалась затопленной грунтовыми водами. Исследователи обнаружили в подвалах человеческие останки, драгоценности и оборудованный ход. Коридоры вели к дворцу Топканы. Больше ничего выяснить не удалось.

Провести дальнейшие работы мешают воды. Необходимо их выкачать, но средств для этого не находится.

Архитектура и внутреннее убранство

Айя-София в турецком Стамбуле поражает великолепием. Величественное строение – образец византийского зодчества, несмотря на мусульманское обличье. Так как памятник исполнял роль религиозного объекта двух конфессий, архитектурный стиль сочетает традиции и христианства, и мусульманства.

Долгие годы святыня считалась крупнейшим сооружением на планете. Размеры:

  • длина – 100 метров;
  • ширина – 69,5 метра.

Купол собора Святой Софии возвышается более чем на полсотни метров, а в диаметре достигает почти 70 метров. По форме это византийский крест, как того и требовали традиции на момент возведения сооружения. При строительстве использовали гранит, мрамор, особые камни, которые вывозили с острова Родос.

Мозаики собора

Стены собора покрыты мрамором и мозаикой. Мозаичные интерьеры особенно красивы.

Для создания фресок использовали золото, цветное стекло, камни всех цветов. Поэтому внутреннее убранство поражает красками и роскошью. Большинство мозаик датируют 6 веком. Интересен факт, что многие работы сохранились благодаря Мехмеду. Султан заложил рисунки штукатуркой в пору переоборудования святыни.

Все, что касается мусульманской архитектуры, датируют 16-17 веком. Это:

  • михрабы;
  • минареты;
  • минбар;
  • максоорхасы;
  • светильники.

Для отделки интерьеров использовали драгоценные металлы, слоновую кость, мрамор. По сторонам центрального входа установлены шары из мрамора. Украшения датируют эллинистическим периодом. Завез шары Мурад III. Реликвии привезены из Бергама. Некоторые каллиграфические панели особенно ценятся в мусульманском мире. Считаются крупнейшими надписями на планете.

Таким образом, удивительная святыня собирает последователей двух учений. Верующие приходят поклониться святым местам и почтить память правителей, давшим жизнь этому сооружению.

Экскурсионные программы в собор

О музее Айя-София в Стамбуле известно в мире. Объект собирает тысячи посетителей со всей планеты. Посетить достопримечательность удастся самостоятельно или в составе экскурсионной группы.

Предлагаются разнообразные программы. Спросом пользуются следующие:

  1. Обзорная прогулка по историческому Султанахмету. Включает в себя осмотр памятных мест, сохранившихся с периода правления константинопольских императоров и мусульманских султанов.
  2. Османское наследие современного Стамбула. В программу включены также осмотры и других памятников.
  3. Великолепный век. Экскурсионная программа рассказывает о Сулеймане и Роксолане.

Вообще, этот памятник включается во все экскурсии по городу. Но если мало времени, рекомендуется осмотреть памятник в сопровождении русскоязычного гида. Экскурсовод расскажет историю святыни, поведает предания и легенды, ответит на все возникающие у туриста вопросы.

Также организуются экскурсии только по этому объекту. Этот вид программы выбирают туристы, у которых нет много времени на знакомство со Стамбулом.

Заказать экскурсию можно онлайн. Программа будет составлена с учетом свободного времени путешественника, его предпочтений и религиозных взглядов.

Рекомендации по посещению и осмотру

Айя-София в Стамбуле принимает туристов все дни недели, кроме понедельника. Рекомендуется прийти пораньше, так как у касс собираются очереди (это в том случае, если не приобретен онлайн-билет). Особенно много народа собирается ближе к обеду.

Если путешественник имеет турецкое гражданство, вход для детей будет бесплатным. Дети иностранцев осматривают достопримечательность бесплатно лишь до достижения возраста 12 лет.

Учитывайте, что в мусульманские праздники объект закрыт для посещения (Курбан-байрам и Рамадан).

В христианские праздники музей работает. Кассы закрываются за час до общего закрытия. Посмотрите расположенные рядом достопримечательности. Это прекрасный шанс использовать удобное расположение объектов и познакомиться с культурой и историей государства.

Больше всего посетителей приходит с 12 до 16 часов. Поэтому придется долго стоять в очереди. Если нет билета, лучше прийти с утра. Оборудованы две кассы. За билеты удастся рассчитаться только наличными. Но неподалеку работают автоматы – там принимают карты.

Чтобы не стоять в очереди и не мучиться с оплатой, закажите билеты онлайн.

Режим работы

Время работы зависит от сезона. Так, с середины апреля по октябрь музейный объект работает с 9 утра до 7 вечера. А в остальные месяцы посетить святыню получится только до 5 вечера.

Айя-София – величественное, масштабное сооружение. Осмотр требует времени. Поэтому беглое знакомство не получится. Выделите день для экскурсии. К тому же привлекательны и другие объекты, возведенные по соседству.

Стоимость билетов

Билеты стоят 30 турецких лир. Это в том случае, если посетителю больше 12 лет, и он не является подданным Турции. Скидки студентам и пенсионерам предусмотрены только в том случае, если они граждане Турции.

Посещение святыни в составе экскурсионной группы обойдется дешевле, с учетом того, что осмотрите и другие стамбульские памятники, а информация будет дана на родном для туриста языке.

Как добраться?

Добраться до величественного памятника удастся несколькими способами. Выберете предпочтительный самостоятельно:

  • автобусом;
  • трамваем;
  • такси;
  • трансфером.

На автобусе доезжайте до остановки «Султанахмет». Подойдет любой маршрут, следующий в этом направлении. С остановки сразу увидите сооружение.

Если выбрали трамвай, тоже поезжайте до остановки «Султанахмет». Подойдет маршрут Т1. Если турист остановился в районе Султанахмет, посетить достопримечательность не составит труда. До объекта доберетесь пешком.

Таксисты знают адрес собора и довезут туриста из любой части города. Но это не самый бюджетный вариант.

Путешественники, дорожащие временем и предпочитающие комфорт, заказывают трансфер. Транспорт забирает туристов от отеля или прямо из аэропорта. Это удобно и выгодно, если путешествуете с детьми.

Удивительный памятник архитектуры, сочетающий наследие двух мировых культур, должен входить в план путешествия по Стамбулу. Редко выпадает шанс увидеть святыню, воспетую в эпосе двух народов и почитаемую и в мусульманском, и в христианском мире.

Собор Святой Софии (Софийский собор) в Стамбуле

Айя София — место паломничества всех без исключения гостей Стамбула. И это не удивительно. Древнейший храм, переживший за свою многовековую историю кажется все возможные испытания, сохранил невероятную притягательность и энергетику.

Долгое время собор представлял из себя в большей степени музей, чем действующий храм, однако 10 июля 2020 года Айя София вновь вернул себе статус мечети .

Здание Айя Софии действительно грандиозное. Мощь, красота и былая значимость не оставляют никого равнодушным. Общее архитектурное решение правильной прямоугольной формы, напоминающее классическую базилику. Только купол здесь имеет высоту 31 метр и диаметр 55,6 метров. По углам его поддерживают колонны высотой 24,3 метра. В соборе предусмотрено 9 ворот.

Самая большая гордость храма — сохранившиеся уникальные византийские мозаики.

История

На месте, где сейчас находится храм, на протяжении веков стояла церковь Святой Софии, которая пострадала в пожаре 532 года. Великий император Юстиниан I, который правил в это время византийской империей, приказал начать строить на этом месте новый собор. Уже через 5 лет, в 537 году храм был построен и торжественно открыт. В течение более чем 1000 лет Собор Святой Софии был местом известным и значимым для любого христианина.

Часть ценнейших святынь и реликвий была утрачены храмом в результате Четвертого Крестового Похода, проходившего в 1204 году. Некоторые из них пропали безвозвратно, часть сейчас размещается в венецианском соборе Сан-Марко.

Покоривший Константинополь Мехмет Завоеватель не смог разрушить храм. Величественная красота Собора сослужила ему добрую службу, и он выжил. Это случилось не только с Айя Софией — многих церквям и храмам Константинополя удалось прижиться и в Стамбуле.

Собор решено было перестроить под нужды мечети. Для этого около храма появился минарет, сначала деревянный. Позже новая мечеть получила еще три минарета.

XVI век принес свое — мечеть в Айя Софии получила свой михраб, который указывал мусульманам, где расположена Мекка, место для муэдзина, откуда звучит эзан (призыв на молитву) и особый трон.

В XVIII веке султан Махмуд I добавил к мечети библиотеку. Затем, согласно исламской традиции, перед входом в храм построили особое место для омовений. В мечети появилась своя начальная школа и служебные помещения для священнослужителей.

Во времена Османской империи в Айя Софии создали усыпальницу — здесь похоронены султаны и другие представители царствующих династий, такие как Мехмет II, Мустафа I, Селим II и другие.

После прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка и провозглашения Турецкой Республики, храм начали реставрировать, уделив особое внимание мозаикам и картинам. В 1935 году храм официально получил статус музея и стал доступен посетителям.

Вновь статус мечети собор обрел летом 2020 года. Старый указ 1934 года, с которого началось превращение собора в музей, был аннулирован 10 июля, а первая пятничная молитва состоялась уже 24 июля.

Собор внутри, мозаики

Попав внутрь храма, обратите внимание на правую от входа часть с необычной каменной кладкой в виде разноцветных переплетений. Это коронационная часть, здесь возводили на престол римских императоров.

Весь собор держится на множестве колонн, всего их более сотни.

Внутренние стены Айя Софии покрыты мрамором и великолепными мозаиками. Мозаики соединяют в себе золотые, серебряные, стеклянные и каменные элементы. Исследователи относят их к периоду, когда правила Македонская династия.

Примерно десятью годами позже были созданы мозаики, которые изображают 16 пророков Ветхого Завета и 14 святителей. Из всех мозаичных изображений сохранилась только часть. Так же до наших дней дошли некоторые фрески — во многом благодаря штукатурке, которой в свое время были покрыты стены мечети поверх старых изображений.

В конце IX века в Соборе Святой Софии появилась мозаика с ликом Христа. Он изображен сидящим на троне. В его руках Евангелие, открытое на странице со слова «Мир вам. Я свет миру».

Так же в музее можно увидеть портрет-мозаику, посвященный императору Александру. Потрет уникален тем, что сделан еще прижизненно.

В Айя Софии сохранены и реликвии, относящие к Османской эпохе, например светильники из бронзы — личный подарок Султана Сулеймана мечети.

Цены на билеты 2021 в собор Святой Софии

Вход в мечеть для всех посетителей бесплатный.

Обратите внимание, что собор — самая посещаемая достопримечательность Стамбула, и на входе обычно стоит внушительная очередь.

Часы работы

График работы собора зависит от сезона. В летний период (1 апреля — 31 октября) музей открыт с 9 до 19 часов. В зимний сезон собор Айя София закрывается раньше, в 17.00.

В соборе есть традиционные изменения в расписании, связанные с религиозными праздниками, например, с Рамаданом. Отправляясь в Стамбул в эти дни, отдельно уточните расписание музея заранее.

Внутреннее убранство собора Святой Софии (видео)

Как добраться до собора Айя-София

Айя София находится в центре европейской части Стамбула, в самом популярном и посещаемой районе города — Султанахмете, на улице Atmeydanı Caddesi.

Для тех, кто остановился в этом районе города (а большинство туристов предпочитают именно его, здесь сосредоточены основные достопримечательности и масса отелей), прогулка до Айя Софии не займет больше 15–20 минут пешком, на какой бы улице вы ни поселились.

От других районов Стамбула (например, от аэропорта Ататюрка, Аксарая, Университета) можно воспользоваться скоростным трамваем T1, который делает остановку на площади Султанаахмет (Sultanahmet).

Как пройти от остановки Султанахмет до собора Святой Софии — Google Maps

Если вы поселились около Галатской башни, улицы Истикляль или площади Таксим, удобнее всего проехать от Таксима вниз на фуникулере до остановки Кабаташ (Kabataş). Отсюда в сторону Айя Софии также отправляется трамвай T1, следующий по маршруту Kabataş-Bağcılar. Так же этот маршрут удобен, если вы живете недалеко от станции метро — вам нужно просто добраться на метро до Таксима, а дальше весь остальной путь до Айя Софии проехать как указано выше.

Из более отдаленных районов города часто удобно воспользоваться паромом — нужная вам станция Эминоню (Eminönü Harem) находится в 10 минутах пешком от Айя Софии.

До мечети можно доехать и на такси, вызвав машину. Планируя такую поездку, обратите внимание, что Стамбул — очень густонаселенный город с весьма активным и плотным трафиком на дорогах, в пробках здесь можно стоять часами. Часто общественный транспорт с выделенными линиями на дорогах, оказывается куда более быстрым и удобным способом добраться.

Вход в собор Айя-София в Стабуле — панорама Google Maps

Читайте также:  Кирилл Иерусалимский
Ссылка на основную публикацию