Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь. Где могила Андрея Рублева?

Как коренная не-москвичка, я давно научилась ценить этот город. Со всеми его гримасами и выкрутасами. Хребет городу ломали не раз, но он умудрился сохранить не только «родовую память» в названиях, он сохранил и множество культурных и исторических памятников и ценностей.

В Москве протекает не только Москва-река. В Москве течет и река Яуза. Устье Яузы находится прямо в центре города, это левый приток реки Москвы. А притоком Яузы некогда был ручей Золотой Рожок. Его даже называли когда-то «горным потоком Москвы», потому что в одном месте он обрушивался с большой высоты. Там, где Золотой Рожок соединялся с Яузой, стоит Спасо-Андроников монастырь. И это не случайно.

Сейчас ручей Золотой Рожок заключен в трубу, название плавно перешло к улицам и набережной (Золоторожский вал, Золоторожская набережная). Но как так случилось, что название это сильно перекликается с названием знаменитой бухты Золотой Рог? Той самой изогнутой формы бухты, через которую всю человеческую историю шли корабли, а сейчас по обеим сторонам — европейская часть турецкого города Стамбул (бывший Константинополь)?

Начало

По легенде, именно в этой бухте митрополит киевский и всея Руси Алексий дал название будущему монастырю, который решил построить в честь спасения во время шторма. Застигнутый бурей уже по дороге домой после выполнения своей дипломатической миссии в Константинополе (Царьграде), митрополит беспокоился об иконе «Спас Нерукотворный», которую вез домой.

На самом деле версий несколько, но они разнятся только в деталях. В Константинополе Алексий был дважды, иконы привез, обет свой выполнил. На высоком берегу Яузы было найдено «место угодно»: «оно было окружено лесами и перелесками, среди коих катились светлые и полные воды Золотого Рожка и Яузы» («Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря»).

Там и возник новый монастырь. Дата основания — 1357 год. Монастырский белокаменный Собор во имя Спаса Нерукотворного считается одним из древнейших соборов Москвы (самая вероятная дата создания — 1410−1427 годы), точнее — наиболее древним из сохранившихся. Спасский собор монастыря — действующий.

Название свое монастырь получил от игумена Андроника — ученика преподобного Сергия Радонежского (память 13 июня). Место, где построили монастырь, оказалось исключительно важным: по дороге на Владимир, Муром, к Нижнему Новгороду, а также южнее — в Рязань. В то время — дорога к волжским владениям Золотой Орды («на пути в Орду, широко тогда пробитом»).

Монастырь был и «сторожевым» — на случай неприятельского набега. Там останавливались посольства, там же в 1380 году принимали возвращающееся с Куликовской битвы войско Дмитрия Донского. В монастыре похоронили умерших от ран воинов.

Андрей Рублев

Спасо-Андроников монастырь тесно связан с именем великого иконописца. Здесь Андрей Рублев долго работал, здесь и умер в 1427, 1428 или 1430 году (Википедия указывает точную дату, однако в изданиях Музея Андрея Рублева последовательно указываются несколько возможных дат смерти). Поразительно, но место погребения Рублева «под старой колокольней» было забыто уже к XVII веку.

Недавно прозвучала научная сенсация: да, найдены мощи великого художника («Известия науки»), однако в самом музее говорят об этом более осторожно.

Тем не менее, факт остается фактом: погребен великий художник был именно в Спасо-Андрониковом монастыре. А канонизирован в лике преподобного только в 1988 году.

Вместе с Рублевым работал другой известный художник-инок — Даниил Черный. Оба иконописца умерли приблизительно в одно время, вероятно, во время морового поветрия — если считать годом смерти 1428. На данный момент считается, что найдены и останки Даниила. Но главные исследования и выводы — впереди.

Известно, что Андрей Рублев расписывал Спасский собор монастыря («Также и другому старцу его именем Андрею иконописцу преизрядну… И сътвори съвет благ со братиею и Богу помогающу создаста в обители своей церковь камену зело красну и подписаниемь чуднымь своима руками украсиша…»). Росписей Андрея Рублева в монастыре сохранилось мало — только небольшие фрагменты орнамента. История монастыря была непростой, переживал он много бед и напастей. Однако сейчас часть монастырского комплекса является Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Музей в монастыре был создан в 1947 году на волне патриотических настроений после победы в войне и в честь 800-летия Москвы. Работники музея буквально по крохам собирали экспозицию, реставрировали иконы — это был подвижнический труд в условиях полной разрухи и известного «остаточного принципа» на культуру. Результат — достаточно большой музей, прекрасная экспозиция и множество спасенных уникальных икон. Среди них, например, «домонгольская» икона Христос Вседержитель (Пантократор), «Спас Нерукотворный» XV века и многие другие.

История

Монастырь был и местом заключения многих известных деятелей. Самые знаменитые из узников — новгородский епископ Серапион, игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий и — протопоп Аввакум («посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся на чепи, не знаю — на восток, не знаю — на запад» — «Житие протопопа Аввакума»).

Монастырь разоряли: хан Седи-Ахмет, хан Девлет-Гирей, пострадал он и от поляков. Горел Свято-Андроников монастырь в московских пожарах 1748 года и 1812 года. Много чего пережил он, как переживали многие другие монастыри, жизнь которых была напрямую связана с историей страны.

При Спасо-Андрониковом монастыре был свой некрополь. Но в отличие от некрополей Донского монастыря, он был практически полностью разорен. Нужно отличать именно некрополь, в котором находили место упокоения многие известные деятели Российской империи, от «убогих домов» и мест массового захоронения.

Здесь были похоронены воины, павшие в Куликовской битве, на полях сражений Северной войны и Отечественной войны 1812 года. Здесь, по всей вероятности, были и «убогие дома» (скудельницы, буйвища), куда свозили умерших в период страшных эпидемий, а также казненных.

Здесь фактически была семейная усыпальница Лопухиных. В свое время еще Евдокия Лопухина (в ту пору — первая супруга Петра I) взяла монастырь под свое покровительство. На протяжении многих столетий представители рода Лопухиных и близких к ним родов находили место своего последнего упокоения на территории Спасо-Андроникова монастыря.

Дальнейшая история Спасо-Андроникова монастыря обычна: после революции закрыт, затем там был концентрационный лагерь ВЧК для белых офицеров (сведений о расстрелах нет). Затем — колония для беспризорников, общежитие для рабочих завода «Серп и Молот», учреждения Наркомата обороны.

Огромную роль в сохранении российского культурно-исторического наследия сыграл знаменитый архитектор .

П.Д. Барановский (1892 — 1984 годы) — удивительный человек. Он считается основателем музея в Коломенском, спасителем Храма Василия Блаженного. Вместе с академиком И. Грабарем выступил за создание музея в Спасо-Андрониковом монастыре. Был арестован («осенью 1933 г., когда я собирал в Коломенском деревянную крепостную башню, привезенную с Белого моря, извлекал и перевозил части архитектурной обработки с разбиравшейся тогда в Москве церкви Николы Большой Крест на Ильинке, я … был арестован и затем решением Коллегии ОГПУ от 2.04.1934 г. репрессирован по ст. 58 п. 10, 11» — Автобиография), отсидел в лагерях, жил «за сто первым километром» в Александрове. Вся дальнейшая жизнь была посвящена реставрационным работам и спасению культурного достояния. Похоронен П. Барановский в некрополе Донского монастыря.

Именно он когда-то записал: «Таким образом, вместо легенды о времени и месте погребения Андрея Рублева мы сегодня обладаем неопровержимым фактом» (цитируется по автобиографии Барановского). С тех пор прошло не одно десятилетие, в 1993 году эти данные подтвердились, но есть дела, в которых спешка уже ни к чему.

Где точное место захоронения Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре — возможно, скоро узнаем. Но лучшим памятником ему на монастырской территории уже является Музей древнерусской живописи его имени.

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь относится к основным достопримечательностям Ярославля. В его стенах происходили великие события, он стал свидетелем и участником важнейших исторических и переломных моментов в жизни города, ему изначально предназначалась роль защитника, хранителя и духовного наставника. Сегодня один из самых древних мужских монастырей России является Объектом культурного наследия. Его архитектурно-художественные богатства и уникальное историческое наследие составляют основной фонд Ярославского музея-заповедника, имеющего статус государственного значения.

История Спасо-Преображенского монастыря

Деревянное сооружение было возведено в XII веке на левом берегу реки Которосль, вблизи переправы. В системе городских оборонительных линий ему было выделено стратегически верное место расположения, обеспечивающее защиту города от нападения недругов с западных рубежей.

О точной дате основания монастыря достоверных свидетельств нет, но в летописях за 1186 год о нем сохранилось первое упоминание. Ровно через тридцать лет, уже в другом историческом документе, было отмечено начало строительства каменного Спасо-Преображенского собора.

В начале XIII века в стенах мужского монастыря появилось духовное училище и богатое для того времени собрание рукописных книг. На территории была возведена небольшая Входоиерусалимская церквушка, не сохранившаяся до наших дней. Спасо-Преображенский монастырь превратился в религиозно-культурный центр Ярославского княжества. Духовники удельных князей позволяли себе вмешиваться в политику и частную жизнь своих подопечных, оставаясь, впрочем, всегда на их стороне. В Соборе хоронили представителей княжеского рода вплоть до окончательного вхождения Ярославля в состав Московского княжества в 1471 году.

В 1501 году в Спасо-Преображенском монастыре случился сильнейший пожар, в результате которого большинству строений был нанесен серьезный урон. Собор пришлось демонтировать, но фундамент оказался настолько крепким, что его решили не разбирать, а использовать в качестве основы для нового каменного собора. Сооружение возвели по образу и подобию московских храмов и освятили в 1516 году. Древнейшее строение находится сегодня под защитой государства.

В середине XVI столетия монастырь окружили каменными стенами. Именно они позволили пережить осаду Смутного времени.

Спасо-Преображенский монастырь являлся самым укрепленным из всех городских строений Ярославля. Сюда любил наведываться Иван Грозный, а Минин и Пожарский получили здесь благословение, отправляясь в освободительный поход на Москву. В XVII веке комплекс усиленно разрастался, возводились новые сооружения, расширялись и укреплялись внешние стены. Монастырская слобода насчитывала более 300 дворов, а влияние священнослужителей неуклонно росло.

Музей-заповедник Спасо-Преображенского монастыря

Свое прямое предназначение мужской монастырь потерял во второй половине XVIII века, когда из Ростова в Ярославль была переведена кафедра митрополита. Комплекс получил статус архиерейского дома. Здесь открыли духовную семинарию, построили еще одну церковь, часовню и ризницу.

Официальной датой основания Музея-заповедника считается 12 января 1865 года. Он был создан по инициативе представителей Ярославского исследовательского общества, занимающегося естественными историческими науками. Фонды и экспозиции содержались на пожертвования и государственные субсидии. Сегодня в состав Музея входит естественнонаучный отдел, являющийся правопреемником Общества и хранителем его коллекций.

От мужского монастыря осталось богатое наследие — памятники зодчества и иконописи, собрания книг и документов, старинные фрески и обширная нумизматическая коллекция. Объект считается золотым фондом русской истории.

В XX веке были собраны многочисленные артефакты, художественные ценности и уникальные экспозиции. В состав Музея-заповедника вошли церкви, собор, памятники архитектуры, шедевры живописи и иконописи. После 1990-х часть строений Спасо-Преображенского монастыря была переведена в совместное пользование местной епархии и государственного комплекса.

Что посмотреть в Спасо-Преображенском монастыре

Территория музея-заповедника окружена высокой и толстой каменной стеной. В ней расположены входные ворота — Северные, Западные, Водяные и Святые, и 4 башни — Угличская, Юго-западная, Богородицкая и Михайловская. В комплексе можно посетить несколько объектов:

  • храмы;
  • звонницу;
  • часовню;
  • ризницу и дом ризничего;
  • трапезную;
  • настоятельские покои;
  • келейные корпуса;
  • здание семинарии;
  • хозяйственные строения.

На территории монастыря присутствуют сувенирные лавки, «Памятник копейке» (2013 г.), стела «Клятва кн. Пожарского» (2010 г.). Кроме исторических и художественных памятников, в музее-заповеднике представлены интереснейшие выставки, уникальные коллекции и аудиовизуальные программы:

Храмы Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский собор является самым древним ярославским храмом, возведенным из камня. Он был основан в 1216 году, а после пожара 1501-го — восстановлен. Богослужения были прекращены в 1918 году. Позже храм реставрировали, в результате чего был частично сохранен иконостас и фрески, относящиеся к середине XVI века.

Однокупольная церковь Чудотворцев Феодора, Давида и Константина построена на месте двух древних церквей. В XIII был возведен Входоиерусалимский храм, который в начале XVII столетия заменили новым строением. Нынешняя церковь появилась в первой половине XIX века на фундаменте предыдущего храма. До 1919 года здесь хранились мощи канонизированных ярославских князей, в честь которых была освящена церковь. Богослужений не проводятся с конца 1920-х гг.

Церковь Воскресения Христова возведена в первой половине XVI века при монастырской трапезной. Изначально она называлась Христорождественской, но в начале XIX столетия храм переосвятили. Долгое время он использовался в качестве домовой архиерейской церкви. Во время пожара, начавшегося после обстрелов 1918 года, здание серьезно пострадало.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена над Святыми воротами, расположенными со стороны Которосльной набережной. Кирпичное строение возвели в 1621 г. В XVIII веке церковь упразднили, а ворота долгое время ассоциировались с парадным въездом в монастырь.

Часы работы Спасо-Преображенского монастыря

Комплекса можно посетить ежедневно:

  • с мая до конца сентября — с 08:00 до 20:00;
  • с октября до конца апреля — с 09:00 до 18:00.

Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия Спасо-Преображенского монастыря. В это же время допуск на его территорию заканчивается.

Часы работы музейных экспозиций — с 10:00 до 17:45 круглый год. Кассы закрываются в 17:00. Последний допуск — в 17:15. Выходные:

  • для большинства экспозиций — по понедельникам;
  • для «Сокровищ Ярославля» — по вторникам;
  • для «Природы Ярославского края» — по четвергам.

Общий санитарный день в музее проводится ежемесячно в первую среду. В целях поддержания оптимальных температурно-влажностных режимов, обеспечивающих сохранность фресковой живописи, ряд объектов в дождливую и влажную погоду, а также в зимний период, закрывается по рекомендации реставраторов.

Спасо-Преображенский собор открыт с начала мая до конца сентября ежедневно — с 10:00 до 17:45, кроме среды. В дождливые дни посещение храма ограничено.

Цена билетов в Спасо-Преображенский монастырь

Стоимость осмотра архитектурных памятников составляет 50 руб. для взрослых и 30 руб. для учащихся старше 16 лет, пенсионеров — резидентов РФ и студентов. Посещение выставок — от 70 до 250 руб. и от 35 до 100 руб. соответственно.

Вход в храмы, башни, звонницу и подъем на стену стоит от 60 до 200 руб. для взрослых и от 30 до 100 руб. для льготного контингента, в том числе для детей от 7 до 16 лет.

Бесплатное посещение предусмотрено при оформлении «нулевого» билета в кассе после предъявления соответствующих документов. Льготой могут воспользоваться:

  • малыши до 7 лет;
  • участники боевых действий;
  • военнослужащие-срочники;
  • представители многодетных семей;
  • инвалиды;
  • музейные работники;
  • студенты училищ культуры.

Посетители могут приобрести единый билет, позволяющий охватить сразу несколько музейных объектов, в том числе главный собор, экспозиции «Слово о полку Игореве», «Иконы» и «Сокровища Ярославля». Стоимость составляет от 100 до 500 руб., в зависимости от дней недели и категории граждан.

Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря

До остановки «Богоявленская площадь» (или «пл. Богоявления»), расположенной в непосредственной близости от музейного комплекса, можно доехать городским транспортом:

  • автобусами — № 4, 4а, 13, 14, 16, 41б, 72, 97с;
  • троллейбусом № 5.

На остановке «Комсомольская», находящейся примерно в 170 метрах от Северных и Западных ворот монастыря, следует сойти:

  • с автобусов — № 2, 8к, 19к, 33, 42, 76, 97с, 139, 139а, 178;
  • с троллейбуса № 9;
  • с маршрутных такси — № 36, 37, 45 — 47, 61, 71, 73, 80 — 82, 84, 87, 91, 94, 96 — 98.

Транспортные маршруты Ярославля удобно смотреть на сайте. В городе работают мобильные службы такси Gett, Rutaxi, Maxim, Яндекс. Такси.

Спасо — Преображенский монастырь, Ярославль — видео с квадрокоптера

Спасо-Преображенский монастырь – культурно-исторический центр Ярославля

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, Богоявленская площадь
Дата основания: конец XII века
Основные достопримечательности: собор Спаса Преображения, церковь Ярославских Чудотворцев Фёдора, Давида и Константина, церковь Воскресения Христова (крестовая), Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери, часовня Трифона, епископа Ростовского
Координаты: 57°37’18.3″N 39°53’20.3″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Читайте также:  Псалом на деньги, удачу, успех в делах и бизнесе

В XII веке возле переправы через р. Коротосль основали православную обитель, которая стала крепостью, защищавшей Ярославль с западной стороны. Несколько столетий она играла в жизни города роль религиозного, экономического и даже политического центра. Сейчас в монастыре находится древнейший ярославский храм – Спасо-Преображенский собор, где сохранились настенные росписи, сделанные еще во времена Иоанна Грозного.

Вид монастыря с высоты птичьего полёта

История Спасо-Преображенского монастыря с XII по XVII века

Точная дата основания обители не известна. Но предполагают, что это произошло в конце XII века. Монастырские стены стали частью хорошо спланированной оборонительной линии вокруг Ярославля, защищая его западные рубежи. Это была едва ли самая укрепленная часть города, поскольку ярославский кремль никогда не был окружен собственными каменными стенами.

Новый монастырь рос и развивался стремительно. В самом начале XIII века в нем открыли духовное училище, где готовили православных священнослужителей – Григорьевский притвор. Он был первым учебным религиозным заведением в Северо-Западной Руси. Спустя время, его перевели ближе к митрополиту – в Ростов.

Слева направо: Церковь Ярославских Чудотворцев, звонница

Почти сразу же в обители стали собирать библиотеку и занимались перепиской книг. В честь важного события – создания Ярославского княжества, в монастыре во времена царствования Василия III возвели из камня Спасо-Преображенский собор.

Обитель пользовалась благоволением не только ярославских, но и московских князей. Здесь любил бывать Иоанн Грозный. Каждый раз, приезжая в Ярославль, царь оставлял обители жалованные грамоты. Монастырские владения ширились, и богатства росли. Обитель превратилась в крупного феодала и владела 6 селами и 239 деревнями. Ей принадлежали места для ловли рыбы и доходные соляные варницы. Кроме того, монастырь был освобожден от денежных и хозяйственных повинностей, принятых в Ярославле, имел судебный иммунитет, а на его территории издавна хоронили представителей правящей элиты Ярославских земель.

Слева направо: Звонница, церковь Ярославских Чудотворцев, Спасо-Преображенский собор

Такие привилегии он получил от государя за то, что здесь супруга Иоанна Грозного вылечилась от тяжелой болезни. Постоянную поддержку оказывал монастырю и Федор – сын Иоанна IV.

Когда пришли непростые для России Смутные времена, Ярославль был разорен польско-литовскими войсками. Только Спасо-Преображенской обители, выдержавшей месячную осаду, удалось не покориться. И отрядам неприятеля пришлось уйти ни с чем. Примечательно, что именно от стен этой обители направилось на Москву второе земское ополчение, возглавляемое К. Мининым и Д. Пожарским, которое и спасло Россию от вторжения. А весной 1613 года в монастыре гостил Михаил Романов, который подписал здесь грамоту, где обозначил свое согласие на престол. Позже первый государь из династии Романовых также отправлял в монастырь богатые дары.

После Смутных времен монастырь значительно укрепили. Периметр его мощных трехметровых стен превышал 800 м, а их высота достигала десяти с половиной. Для обороны на каменных стенах и башнях разместили пищали, карабины и бочки с порохом. В Ярославле, вдоль дороги, ведущей к Угличу, выросло несколько принадлежащих монастырю слобод. Экономическое и политическое влияние обители в те времена не уступало Ярославскому посаду.

Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы

История Спасо-Преображенского монастыря в XVIII-XX веках

В середине XVIII века, по решению ростовского митрополита Арсения (Мацеевича), в монастыре начались занятия в духовной славяно-латинской семинарии – одной из первых российских семинарий. Спустя три десятка лет в ней обучалось около трех сотен студентов. В монастыре эта семинария размещалась вплоть до 1875 года.

В 1787 году, согласно решению российской императрицы Екатерины II, кафедра ростовского митрополита переехала в Ярославль, и монастырь преобразовали в архиерейский дом. Спустя несколько лет, в 90-е годы XVIII века, среди большой библиотеки, где хранилось очень много старинных книг и рукописей, А. И. Мусин-Пушкин сделал выдающееся в истории русской литературы открытие. В Трепезной палате монастыря, среди древних манускриптов им была обнаружена уникальная рукопись «Слова о полку Игореве», датированная XII веком. Это историческая находка и в особенности публикация текста «Слова…» принесли российскому историографу и коллекционеру известность во всем мире.

В XIX веке на территории бывшего монастыря появилось несколько новых каменных построек – корпус для семинаристов, Смоленская часовня и храм, посвященный Ярославским Чудотворцам. Кроме того, в это время произошла реставрация Святых ворот и монастырских стен.

Церковь Воскресения Христова (крестовая)

В годы советской власти в монастырских строениях размещались различные учреждения и ведомства – военкомат, тюрьма, керосиновая лавка и учебные заведения. В XX веке дважды проводили реставрацию этого архитектурного комплекса. В 1918 году стены и храмы пострадали в результате белогвардейского восстания в Ярославле. Последствия разрушений ликвидировали в течение пяти лет – до 1923 года. Вторая реставрация прошла в монастыре в 1957-1958 годах. После нее территория бывшей обители была отдана городскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, который размещается здесь и поныне.

Архитектурные памятники на территории Спасо-Преображенского монастыря

Главным архитектурным памятником обители по праву считается Спасо-Преображенский собор. Самый первый собор из камня был возведен в мужской обители еще в 1216-1224 годах. Этим строительством ярославцы отметили образование своего княжества. Однако, в самом начале XVI века произошел большой пожар, храм был сильно поврежден, и его пришлось возводить заново. Красивый храм, похожий на главные соборы Кремля в Москве, освятили в 1516 году. Считается, что этим строением были заложены основы традиций ярославской архитектурной школы.

Спустя полвека собор расписали фресками. К счастью, они частично сохранились и сегодня являются древнейшими фресками Ярославля. Настенная живопись со времен Иоанна Грозного сохранилась всего только в двух храмах России. Кроме Ярославля, подобные фрески можно увидеть в Богородицко-Успенском монастыре, который находится в городе Свияжск в Татарстане. В Спасо-Преображенском соборе чудом сохранилось также 16 икон, написанных для храмового иконостаса московскими и ярославскими изографами.

Архитектурный облик собора за несколько веков сильно изменился. Первоначальный вид имеет только восточная (алтарная) часть фасада с характерными полукруглыми абсидами. Трехглавый храм увенчан низкими шлемовидными куполами.

В 60-е годы XVI века на монастырской стене возвели первую сделанную из камня башню – красивые Святые ворота. В это же время деревянные стены заменили на каменные и построили Трапезную палату и храм Рождества Христова (или Крестовую церковь). Позже, в начале XIX века, этот храм переосвятили в Воскресенский.

За годы, когда монастырь отстраивался и восстанавливался после польско-литовской интервенции, было возведено несколько каменных башен, из которых Угличскую и Богородицкую мы можем увидеть и сегодня. Две другие башни – Михайловскую и Богоявленскую построили в обители в самом начале XIX века.

В конце XVII века в монастыре возвели Келейный корпус. Сейчас в этом двухэтажном здании размещены музейные коллекции, в которых можно увидеть драгоценные царские вклады и сокровища из православных храмов Ярославской области.

Бок о бок со Спасо-Преображенским собором стоит храм Ярославских Чудотворцев, построенный в 30-е годы XIX века. Он узнаваем издалека по портику с белыми колонами. Церковь эту заложили на фундаменте более древнего храма – Входоиерусалимской церкви, которая существовала здесь с начала XVII века.

Звонница – самое высокое здание на монастырской территории. Эту колокольню построили в XVI в. и дополнительно надстроили в XIX в. С ее высокой смотровой площадки открываются чудесные вида на устье Коротосли, Волгу и сам город.

Несколько лет назад на территории монастыря установили памятную стелу «Клятва князя Пожарского», декоративные ульи для пчел, сделанные в виде архитектурных памятников – храма, терема и деревянной избы, а также памятник «Копейке 1612 года».

Современное состояние и режим посещения Спасо-Преображенского монастыря

Сегодня в стенах древнего монастыря расположены основные коллекции Ярославского музея-заповедника. В этом культурном центре города экспонируются ярославские иконы, написанные с XVI по XIX век, а также уникальные художественные изделия из драгоценных металлов. В музее существуют также экспозиции, рассказывающее о природе Ярославского края, о «Слове о полку Игореве» и истории монастыря. А для групп взрослых посетителей и старшеклассников проходит несколько интерактивных программ и мастер-классы на офортном станке. Вход на территорию и посещение музейных экспозиций – платные.

Угличская башня, вид с территории монастыря

С октября по апрель территория открыта для посетителей ежедневно с 9.00 до 18.00 (кассы закрываются на полчаса раньше). Музейные экспозиции работают с 10.00 до 17.30 (кассы закрываются на час раньше). С мая по сентябрь территория открыта ежедневно с 8.00 до 20.00 (кассы закрываются на час раньше). Музейные экспозиции работают с 10.00 до 17.45 (кассы работают до 17.00). Выходной день – понедельник.

В Спасо-Преображенский собор можно попасть в теплое время года – с мая по сентябрь с 10.00 до 18.00. Его закрывают по средам и по рекомендации реставраторов – в дождливые дни.

Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря

Монастырь расположен по адресу: Богоявленская площадь, 25, в Кировском районе города, рядом с Московским мостом через Коротосль, неподалеку от ее устья.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Территория монастыря расположена справа, сразу за автомобильным мостом через реку Коротосль.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Спасо-Преображенского монастыря составляет 2,5 км. Их можно пройти пешком или проехать на маршрутном такси.

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле: режим работы 2021 и стоимость билетов, описание и официальный сайт

Спасо-Преображенский монастырь является одним из самых древних мужских монастырей, его история началась во второй половине XII века. К сожалению, строения того времени не сохранились, но дошедший до нас архитектурный ансамбль с сооружениями XVI–XIX веков удивляет своей красотой, величием и стоит того, чтобы его посетить.

В настоящее время Спасо-Преображенский монастырь входит в состав Ярославского музея-заповедника. Его экспозиции расскажут о природе и истории Ярославля, также здесь Вы увидите уникальное собрание икон и сокровищ.

Если повезет с погодой, обязательно поднимитесь на звонницу, с которой открывается великолепная панорама Ярославля, реки Которосль и окрестностей города.

Кроме архитектурных достопримечательностей Ярославля, в обители имеются памятники, построенные в наше время — часовня Казанской иконы Божией Матери, памятник Копейке 1602 года и монумент в честь Дмитрия Пожарского. Здесь Вы увидите и живой символ Ярославля — медведицу Машу.

Режим работы Спасо-Преображенского монастыря в 2021 г. (Ярославский музей-заповедник)

  • В зимний период (с октября по апрель)
    • Территория монастыря открыта ежедневно с 9:00 до 18:00. Кассы работают до 17:30
    • Экспозиция «Слово о полку Игореве» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник, вторник и первая среда месяца
    • Экспозиция «Иконы Ярославля XVI–XVIII вв.» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник, вторник и первая среда месяца
    • Экспозиция «История Ярославского края XI–XVIII веков» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник и первая среда месяца
    • Экспозиция «Трапеза по-ярославски» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник и первая среда месяца
    • Экспозиция «ЯрмаНка» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник и первая среда месяца
    • Экспозиция «Природа Ярославского края» открыта с 10:30 до 17:45. Выходной день — четверг
    • Экспозиция «Сокровища Ярославля» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — вторник и первая среда месяца
    • Спасо-Преображенский собор и смотровая площадка на звоннице закрыты
  • В летний период (с мая по сентябрь)
    • Территория монастыря открыта ежедневно с 8:00 до 20:00. По пятницам и субботам время работы продлено до 21:00. Кассы закрываются на полчаса раньше
    • Смотровая площадка открыта ежедневно с 8:00 до 19:30. По пятницам и субботам время работы продлено до 20:30
    • Спасо-Преображенский собор открыт ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 17:45. Среда — выходной день
    • Экспозиция «История Ярославского края XI–XVIII веков» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Слово о полку Игореве» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Природа Ярославского края» работает ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10:00 до 17:45. Понедельник и вторник — выходные дни. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Сокровища Ярославского края» работает ежедневно, кроме вторника, с 10:00 до 17:45. Вторник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Трапеза по-ярославски» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «ЯрмаНка» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день

Стоимость билетов в Спасо-Преображенский монастырь в 2021 г. (Ярославский музей-заповедник)

  • Комплексный билет на все выставки, действующий в течение 3 дней
    • Взрослые — 500 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 200 рублей
    • Дети 7–16 лет — 100 рублей
  • Вход на территорию монастыря
    • Взрослые — 50 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 30 рублей
    • Дети 7–16 лет — бесплатно
  • Смотровая площадка на звоннице
    • Взрослые — 200 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 100 рублей
    • Дети 7–16 лет — 100 рублей
  • Спасо-Преображенский собор
    • Взрослые — 80 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 40 рублей
    • Дети 7–16 лет — 40 рублей
  • Выставка «Слово о полку Игореве»
    • Взрослые — 130 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 70 рублей
    • Дети 7–16 лет — бесплатно
  • Выставка «Природа Ярославского края»
    • Взрослые — 130 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 70 рублей
    • Дети 7–16 лет — бесплатно
  • Выставка «Иконы Ярославля XVI — XVIII веков»
    • Взрослые — 130 руб.
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 70 рублей
    • Дети 7–16 лет — бесплатно
  • Выставка «История Ярославского края» + «ЯрмаНка»
    • Взрослые — 130 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 70 рублей
    • Дети 7–16 лет — бесплатно
  • Выставка «Трапеза по-ярославски»
    • Взрослые — 130 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 70 рублей
    • Дети 7–16 лет — 70 рублей
  • Выставка «Сокровища Ярославля»
    • Взрослые — 250 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 140 рублей
    • Дети 7–16 лет — 140 рублей

Из истории

Обитель была построена в конце XII века на окраине Ярославля, у переправы через реку Которосль и служила защитой города от вражеских нашествий с запада. В то время все монастырские постройки были деревянными. Первым каменным строением стал собор Спаса Преображения, построенный в начале XIII века, еще при правлении Ростовского князя Константина (до отделения Ярославского княжества).

На территории монастыря открылось первое духовное училище, так называемый Григорьевский затвор, в библиотеке которого граф Алексей Мусин-Пушкин обнаружил рукопись поэмы «Слово о полку Игореве» (это общепринятая версия и объяснение самого коллекционера). Вместе с тем, последние исследования показали, что рукопись принадлежала библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, а удачливый собиратель древностей, скорее всего, присвоил ее.

В 1501 году в Ярославле случился пожар, уничтоживший большинство зданий, разрушился и Спасо-Преображенский собор. Через четыре года начинается возведение нового храма, причем для его строительства был использован старый фундамент.

Князья, а затем цари всегда почитали обитель. Особенно любил здесь бывать Иван Грозный. Кроме денег, правители предоставляли Спасо-Преображенскому монастырю различные льготы, например, освобождали его от ряда пошлин, дарили огромные земли, села, деревни и рыболовные промыслы. Период XVI–XVII веков был временем расцвета обители.

В 1608 году Ярославль был осажден польско-литовским войском и только благодаря стойкости обители город не был покорен. Именно у стен монастыря в 1612 году собралось ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, отсюда русское войско отправилось в поход за освобождение Москвы от польских оккупантов.

Читайте также:  Евстафий Плакида

В связи с проведением церковной реформы в 1778 году монастырь был упразднен. В советское время ансамбль Спасо-Преображенского монастыря вошел в состав Ярославского музея-заповедника.

Спасо-Преображенский монастырь — главные архитектурные и исторические памятники

Спасо-Преображенский собор

Для строительства Спасо-Преображенского собора Государь Всей Руси Василий III прислал в Ярославль московских строителей. Видимо, поэтому облик храма напоминает Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Вместе с тем, существует версия, что строительство проходило под руководством итальянского мастера Ивана Фрязина.

Собор имеет три главки, также он украшен двухъярусными галереями с арками. Большую ценность представляют фрески, созданные во времена Ивана Грозного московскими и ярославскими художниками, а также иконостас, многие иконы которого также относятся к XVI веку.

Трапезная с церковью Рождества Христова

Трапезная — одна из старейших монастырских построек, она была возведена в начале XVI века. Это двухэтажное массивное здание, главной частью которого является просторная палата, в которой происходили торжественные приемы, а также совместные приемы пищи братией. При трапезной была возведена одноглавая церковь в честь Рождества Христова.

Церковь Ярославских Чудотворцев

Вплотную к Спасо-Преображенскому собору построена церковь Ярославских Чудотворцев Феодора и чад его Давида и Константина. В далеком 1218 году здесь была сооружена каменная Входоиерусалимская церковь. Интересно, что это был единственный храм, устоявший в пожаре 1501 года. Но через четыре столетия после его постройки храм был разобран и возведен заново.

Новая церковь была трехглавой, отличалась затейливыми формами и обилием декора. Поверх ее сводов были устроены ярусы кокошников. Однако, в XIX веке церковь вновь разобрали и соорудили заново, причем ее западный фасад выполнен в классическом стиле с колоннадой и двухпролетной лестницей. Обратите внимание на восточную, алтарную часть строения, она построена в духе древнерусской православной традиции с тремя полукруглыми выступами (апсидами) и окнами, украшенными наличниками в виде кокошников.

Звонница с церковью иконы Печерской богоматери

Колокольня является самым высоким зданием обители. Она возводилась в течение трех веков. Сначала (в XVI веке) были построены ярусы звонов, а в XIX веке соорудили часовую башню-ротонду со смотровой площадкой в виде беседки.

Звезды, украшающие звонницу, часто называют «ежиками», «репейниками» и «солнышком». Именно благодаря им, это строение является прекрасным ориентиром для определения центра города.

Интересна история часов на Звоннице. Согласно легенде, обитель приобрела их в Москве, они были сняты со Спасской башни Московского Кремля, а затем в 1624 году установлены на башне Святых ворот. Через два столетия, в 1824 году, они заняли новое место — на звоннице.

Монастырские стены, башни и ворота

Первоначально стены и башни обители были деревянными. Одновременно со строительством каменного собора в 1516 году на берегу Которосли была сооружена и башня со Святыми воротами. Во второй половине XVI века все монастырские стены из дерева были заменены на каменные, что оказалось очень своевременным.

На Святых воротах возвышалась дозорная вышка с набатным колоколом, извещавшим о приближении неприятеля. С нее хорошо просматривалась переправа через Которосль, откуда, как правило, и ждали врага. Позже была сооружена Введенская церковь.

По углам монастырской стены расположились Богородицкая и Угличская, Михайловская и Богоявленская (Юго-Западная) башни, также сохранились Водяные, Северные и Восточные ворота.

Как известно, Казанский и Кирилло-Афанасьевский монастырь переданы Русской Православной церкви. Ярославская метрополия просит передать Спасо-Преображенский монастырь также в ведение Русской Православной церкви. Однако, пока власти города и Ярославская епархия договорились лишь о проведении в Спасо-Преображенском соборе служб в дни православных праздников.

МОНАСТЫРЬ
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь — старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу реки Которосль близ ее впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу.

Точная дата основания Спасо-Преображенского монастыря неизвестна, предположительно это начало XIII века. Никоновская летопись под 1216 годом гласит: «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Возникнув как « городовой» княжий монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы.

Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя — князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 году. Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев — представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов. На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу.

В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев — Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 годами в Москве по заказу Ивана III и по благословению митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.

С утратой Ярославлем самостоятельности, Спасо-Преображенский монастырь встает на сторону Москвы и с тех пор всегда пользуется особенным покровительством великокняжеского, а затем и царского дома. Тесный контакт со светской властью укреплял имущественное и юридическое положение монастыря. Первые жалованные грамоты монастырю известны с XIV века. Кроме денежных вкладов они даровали Спасо-Преображенскому монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, а также давали право игумену на собственный суд ( т.н. иммунитет). Только Иван Грозный пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот.

К ХVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход. Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже в Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени », когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности.

В мае 1609 года Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 году здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.

Первоначально во главе братии стоял игумен, затем архимандрит ( время введения архимадритии неизвестно). В ХVII веке братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 «бельцов» — светских людей. В 1764 году Спасо-Преображенский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея обширными землями, городскими слободами, мельницами, рыбными ловлями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14 000 крепостных душ.

Располагает Спасо-Преображенский монастырь и величайшими художественными ценностями, являясь важным культурным центром на северо-востоке страны. Еще в начале XIII века здесь существовало первое в этом регионе училище, хранилось уникальное Спасское Евангелие и особо чтимая икона Богоматери « Ярославская Оранта». В Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII столетия был обнаружен рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве ». В 1747 году здесь открывается Славяно-Латинская семинария — одна из первых в России. Храмы и ризницы монастыря хранили замечательные иконы, предметы церковной утвари и облачения — уникальные произведения древнерусского искусства, большая часть из которых была вкладной.

В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 году новой святыни — чудотворного образа Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней — Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников.

Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 году, после подавления белогвардейского мятежа.

Территория Спасо-Преображенского монастыря используется для различных нужд. Сначала в его стенах был устроен концентрационный лагерь № 1, в котором содержались противники Советской власти. Затем здесь размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. С начала 1950-х годов на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. В 1958 открывается областная выставка достижений народного хозяйства. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII века, о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 года. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора ( 1216 — 1224) и сопредельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим ( 1218 — 1224), расположенные ныне в подклети церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI века, являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля.

Смысловой и географический центр Спасо-Преображенского монастыря — Спасо-Преображенский собор. Кроме него, к началу XVI века относятся здания монастырской трапезной, звонницы и Святых ворот — главного входа на территорию монастыря ( последние два со значительными перестройками и добавлениями).

Трапезная ( 1516) построена по «типовому» образцу монастырских трапезных и представляет собой двухъярусное, квадратное в плане здание со сводами, которые опираются на мощный четырехгранный столп, расположенный в центре зала. Конструкция повторяется на обоих этажах.

В основании звонницы XVI века мощная стена, которая завершается двумя арками звона. В 1808 и 1824 годах ее надстраивали А. Мизеров и губернский архитектор П. Я. Паньков, после чего она приобрела современный вид.

Святые ворота — самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От XVI века в ней сохранился нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563—1564 годах живописцами Спасо-Преображенского собора. Перестраивались ворота в XVII, XVIII, XIX веках, в результате чего здание получило дополнительные объемы — дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо. Для всех построек XVI века характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции.

Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е годы XVI столетия. После военных событий начала XVII века возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в первой половине XVII века. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая ( 1623) и Угличская ( 1635) крепостные башни и прясло стены между ними.

Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х годах была разобрана сопредельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII века и на ее месте в 1827—1831 годах возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев ( проект П.Я. Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX века, до неузнаваемости изменили фасады древних памятников.

Реставрационные работы на территории Спасо-Преображенского монастыря начались с 1920-х годов. Тогда были ликвидированы последствия подавления белогвардейского мятежа и разобрана основная часть поздних пристроек. Основная реставрация проводилась в 1950—1960 годах.

В 2015 году принято окончательное решение о поэтапной передаче Спасо-Преображенского монастыря Ярославской митрополии РПЦ. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник будет постепенно переводиться в расположенные по соседству здания Спасских казарм и Благородного пансиона, в которых в настоящее время располагается Ярославский военный госпиталь.

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь был основан более 800 лет назад. Со временем обитель стала православным и культурным центром края, играла важную роль в политической жизни и участвовала в некоторых событиях, повлиявших на историю страны.

Сегодня бывший монастырь популярный туристический объект с уникальными памятниками русской архитектуры, интересными экспозициями старинных книг, икон, православных реликвий. Фото и краткое описание монастырского комплекса размещены во всех туристических материалах, посвященных основным российским достопримечательностям.

Где находится Спасо-Преображенский монастырь

Монастырь находится в Кировском районе г. Ярославля.

Адрес: Богоявленская площадь, 25, Ярославль, Россия.

Как добраться:

  • От железнодорожного вокзала троллейбусом № 1 до пл. Волкова, № 6 до пл. Богоявленской.
  • От автовокзала троллейбусом № 5 или 9 до пл. Богоявленской.

История Спасо-Преображенского монастыря

Историки не знают точной даты, когда была основана монастырская община. Самые ранние упоминания в летописях относятся к 1186 и 1216 годам. Обитель была построена как защитное сооружение для обороны кремля. Первые монастырские постройки возводились из дерева.

Община пользовалась поддержкой князя Константина – правителя Ростова, именно по его распоряжению в 20-х годах XIII столетия возвели Спасо-Преображенский собор. В монастырской библиотеке хранилось множество рукописных книг. Обитель была не только православным центром края, но и культурным.

XIV – XV столетия

Руководители монастырской общины имели большое влияние на политическую жизнь города, так как являлись духовниками князей, которые к ним прислушивались.

Местом захоронения ярославских правителей служил подклет Спасо-Преображенского собора, по данным Википедии, последнее погребение датируется 1471 годом. Некоторые из похороненных князей, позже были объявлены святыми – князья Федор, Давид и Константин. Их мощи стали святынями.

XVI столетие

В 1501 году очередной пожар нанес монастырской общине существенный ущерб.

Спасо-Преображенский собор снесли и на его месте за 10 лет возвели новый храм из камня. Большую поддержку монастырю оказывал Василий III. Московский правитель прислал зодчих, которые построили храм, взяв за образец московские кремлевские соборы. На сегодняшний день Спасо-Преображенский собор самое древнее сооружение в Ярославле. Сохранилось не только здание, но и роспись внутренних помещений. В России есть только два храма, в которых сохранился полный цикл настенной росписи XVI столетия. Один из них в Спасо-Преображенском соборе.

Звонницу построили на монастырской площади. Нижний ярус сооружения занимала церковь. В ней имелся необычный иконостас, святые были изображены на поверхности стены. Звонница соединялась с собором двух ярусной галереей.

Святые ворота служили главным въездом на территорию и обзорной вышкой, дата их строительства – 1516 год. Ворота имели дополнительное укрепление, не позволяющее неприятелю попасть в обитель, при подобной попытке враг был бы обстрелян с нескольких сторон.

Трапезная палата с примыкающей к ней церковью были построены в начале XVI столетия. В помещении был большой зал, где монахи принимали пищу. Зал украшали богатые росписи. Важных посетителей принимали в этом зале. Для своего времени здание было довольно благоустроенным. Здесь была кухня с очагом, который использовался для обогрева верхнего зала. Для доставки блюд с нижнего этажа на верхний были оборудованы специальные люки. На нижнем этаже размещались пекарня, кладовки, квасоварня.

В период с 1550 по 1580 годы старые стены из дерева заменили крепкими каменными укреплениями.

Монастырь имел очень высоких покровителей. На пожертвования монархи не скупились. Кроме крупных денежных сумм, монастырю были дарованы льготы и привилегии, он был освобожден от ряда налогов.

В годы правления Ивана Грозного обитель получила более 240 деревень, места для ловли рыбы и солеварни, а также судебный иммунитет. Монастырь был крупным землевладельцем, его собственность находилась не только в районе Ярославля, но и за его пределами.

Смутные времена

В начале XVII столетия монастырь был защищен каменными стенами и являлся одним из самых сильных фортификационных сооружений на Волге. На его территории располагался военный гарнизон, здесь на сохранение оставляли царскую казну.

В Смутные времена монастырские стены прошли испытание. Весной 1609 года город находился в осаде польско-литовских войск. Была захвачена часть Ярославля, но укрепленный монастырь устоял, несмотря на трехнедельную осаду.

Читайте также:  Икона "Утоли моя печали" - в чем помогает

Через 3 года именно территория монастыря стала местом сбора русского ополчения, возглавляли которое Минин и Пожарский.

Стела «Клятва князя Пожарского»

В 1613 году будущий царь Михаил Романов останавливался в Спасском монастыре по пути в Москву. Именно отсюда была отправлена грамота, в которой Михаил Романов извещал Земский Собор о своем согласии принять московский престол.

От нового царя руководство монастыря получило подтверждение, что все прежние привилегии сохраняются, обитель освобождается от налогов. Для монастыря наступали удачные времена.

XVII столетие

При осаде пострадали крепостные стены. Обитель увеличивает территорию, возводятся более высокие и широкие стены. Высота новых укреплений от 7 до 10 метров, ширина почти 3 метра, длина более 800 метров. Стены были оборудованы дополнительными оборонными укреплениями, такими как машикули, зубцы, бойницы.

С восточной стороны монастыря, за старой стеной проходил незастроенный проулок, этот участок земли принадлежал городу. Сразу за проулком, параллельно монастырской стене, располагался земляной вал. На нем стояли две башни – Угличская и Михайловская, через них был проход в посад. От Угличской башни шел тракт на Углич.

Монастырь обратился к царю с просьбой присоединить эту территорию с башнями к монастырю. Тогда обе башни входили бы в монастырские укрепления, а вместо вала монахи обещали построить стену. Еще один аргумент – близость к монастырю деревянных стен посада, что при пожаре могло угрожать всем монастырским постройкам. Жителям обители также не нравилось, что любой, кто забирался на вал, мог видеть все, что происходит на территории монастыря.

Участок был небольшой, построек на нем не было, но посад отказался передать его монастырю. Основная причина – между посадом и монастырем в XVII веке сложились напряженные отношения. Обитель была на особом, привилегированном положении, кроме того монастырь обладал обширными землями и денежными средствами. Руководство обители пыталось влиять на город и вмешивалось в посадские дела. Интересы двух сторон часто сталкивались, между ними возникали конфликты. Борьба за участок – это был принципиальный вопрос. Иногда споры заканчивались драками между горожанами и монахами. В конце концов, спор решил царь, который распорядился передать участок монастырю.

В XVII веке были построены храм Входа Господня, покои настоятеля, жилой корпус.

В 1648 году по распоряжению царя все городские постройки, которыми владел монастырь, перешли в собственность города.

Страшный пожар 1658 года нанес огромный урон Ярославлю. Огнем были уничтожены почти 30 церквей, 1500 жилых домов, торговые ряды. Монастырь тоже пострадал.

XVIII столетие

Духовная семинария бала открыта в 1747 году. Это было одно из первых в России духовных учебных заведений. Через три десятка лет здесь проходили обучение триста воспитанников.

Екатерина II в 1787 году упразднила монастырь. Образовывается новая административно-территориальная единица – Ярославская губерния, центром которой становится Ярославль. Православное руководство – ростовская епархия. Монастырь стал Архиерейским домом.

А. Мусин-Пушкин, в конце XVIII столетия купил у настоятеля личную библиотеку. Среди книг было обнаружено «Слово о полку Игореве».

XIX столетие

Несмотря на то, что монастырь получил новый статус, поклониться хранящимся здесь святыням приезжало большое количество паломников. Сооружения на территории перестраивались с учетом произошедших изменений.

В 20-х годах разобрали Входоиерусалимскую церковь и на ее месте возвели храм Чудотворцев, который вмещал большее количество верующих. Тогда же переделали южную стену. Вместо укрепленных башен появились декоративные сооружения.

Церковь Рождества Христова переосвятили в Воскресенскую. Здание перестроили и заменили кровлю.

Советское время

После подавления восстания белогвардейцев в 1918 году Архиерейский дом закрыли. Монастырь передали Госкомхозу. Часть ценностей разграбили. На территории были открыты реставрационные мастерские. В некоторых помещениях содержали политических заключенных. В 20-х годах провели частичную реставрацию некоторых помещений.

Часть монастырских построек использовали как музеи, в других размещались общежития, мастерские, различные учреждения и даже спортивное общество.

В 50-х годах в бывшем монастыре находилась сельскохозяйственная школа, редакция газеты и жилье для горожан. Новое развитие монастырский комплекс получил после того, как был передан управлению главного городского архитектора, а после поставлен на баланс реставрационной мастерской. Провели реставрацию зданий, благоустроили территорию и в 1958 году открыли выставку народных достижений. Через год выставка закрылась. В монастырском комплексе разместили городской музей-заповедник.

Монастырь сегодня

Древняя обитель входит в Ярославский музей-заповедник, посещение которого включено в туристический маршрут «Золотое кольцо». Древние постройки бывшей обители внесены в списки ЮНЕСКО.

Что посмотреть на территории

  • Спасо-Преображенский собор XVI века. Сохранившиеся фрески одни из самых древних в России, также до наших дней сохранились некоторые иконы, написанные для иконостаса собора 500 лет назад.
  • Святые ворота, построенные в XVI столетии, которые были входом на территорию монастыря и вышкой для обзора.
  • Комплекс, состоящий из трапезной палаты, церкви и корпуса настоятеля – все постройки XVI –XVII веков.
  • Музейные экспозиции располагаются в нескольких зданиях. Есть постоянные экспозиции и временные. На выставке древнерусской живописи посетители знакомятся с иконами ярославских мастеров XVI –XVII веков.

Интересна экспозиция «Сокровища Ярославля», здесь выставлены ценности из других монастырей и храмов Ярославля. Среди экспонатов: старинные вышивки, церковная одежда, книги, предметы православного культа. Есть музей, где можно узнать все подробности о летописи «Слово о полку Игореве». По отзывам туристов, путешествие в Ярославль и посещение монастырского комплекса позволяет лучше узнать историю России.

Часы работы

С октября по апрель территория монастыря открыта с 09.00 – 18.00, музейные экспозиции с 10.00 – 17.45.

С мая по сентябрь территорию можно посетить с 08.00 – 20.00, экспозиции с 10.00 – 17.45.

Территория монастыря открыта ежедневно. В музеях выходной – понедельник.

Спасо-Преображенский собор открыт для посещений только в летний период.

Цены на билеты

  • Единый билет, по которому можно посетить все экспозиции музея – 500 руб.
  • Льготный для студентов, пенсионеров — 250 руб.
  • Единый билет действителен 3 дня.
  • Вход на территорию – 30 руб.

Что посмотреть рядом

  • Музей занимательных наук Эйнштейна расположен в 500 м от монастыря. Основная задача центра – обучение в игровой форме. Интерактивные экспонаты музея объясняют основные законы физики, химии. В музее проводятся развлекательные программы для детей с аниматорами.
  • Церковь Иоанна Предтечи построена в XVII столетии, находится в 700 м от монастырского комплекса. Изображение этого храма знают все россияне, оно изображено на купюре 1000 рублей, выпущенной в 1997 году. Рекомендуется к посещению всем любителям архитектуры.
  • Художественный музей имеет в своих фондах 73 000 экспонатов, среди которых иконы, деревянные скульптуры, предметы православного культа, картины, графика, фарфоровые и стеклянные изделия и многое другое. Находится музей на расстоянии 900 м от музея-заповедника.

Ежегодно Спасо-Преображенский монастырь посещают сотни тысяч российских и иностранных туристов. Здесь можно посетить древние храмы, увидеть старинные иконы и книги. В музее, кроме постоянных экспозиций, проводят временные выставки, концерты, фестивали.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster – крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru – поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru – поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru – поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru – самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру – туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенская обитель является самым посещаемым культурным объектом Ярославля. Она имеет статус памятника федерального значения и олицетворяет собой историю города. Это место знаменито ещё и тем, что здесь граф Мусин-Пушкин, в свое время, обнаружил литературный эпос «Слово о полку Игореве», написание которого уходит корнями в самые давние времена.

История постройки

Доподлинно неизвестна точная дата образования монастыря. Древняя летопись 1216 года упоминает в своих текстах о том, что князем Константином в Ярославле была заложена церковь и монастырь святого Преображения. Практически с самого начала обитель была тесно взаимосвязана с княжеским двором и имела особое влияние на многие события, происходившие на ярославских землях.

Спасский собор стал местом упокоения многих представителей княжеской фамилии и других знатных родов. В его подклете похоронили Федора Черного, а позже и его сыновей — Константина и Давида. Также здесь находили упокоение богатые купцы и не титулованные именитые ярославцы. В монастырь приносилось много поминальных даров, которые пополняли ризницу. В 1463 году произошло знаменательное событие в религиозной жизни монастыря — были обретены мощи князей Федора, Давида и Константина. С благословения митрополита и по указу царя Ивана III было написано житие Федора. Всех троих князей канонизировали и причислили к сонму общерусских святых.

Другие монастыри Ярославля:

С этого момента в обитель направилось множество паломников, желающих поклониться святыне.

Спасо-Преображенский монастырь примкнул к Москве, когда Ярославль утратил свою самостоятельность. Следует отметить, что монастырская община имела тесные связи со светскими властями. К ней проявляли благосклонность все правители и одаривали не только денежными подношениями, но и земельными угодьями. Располагая особыми привилегиями (освобождение от пошлин, судебный иммунитет и тому подобное), обитель стала занимать серьезное положение в юридической сфере и нарастила немалые имущественные ресурсы.

Интересно! Известно, что Иван Грозный вручил монастырю 55 грамот. По преданию, одна из его супруг смогла получить исцеление от тяжелого недуга в стенах именно Спасо-Преображенской обители.

Форпост православия

К началу XVII века монастырь располагал обширными вотчинами не только в ярославском регионе, но и в соседних — ростовском, костромском, московском, переславль-залесском и т. д. Это послужило хорошим фундаментом для укрепления собственных позиций иноческой общины, что в будущем сыграло важную роль в отстаивании государственности всей русской земли. С приходом Смутного времени монастырь выполнял роль северо-западного форпоста, который защищал от неприятеля город Ярославль. В мае 1609 года произошла осада, которая длилась 24 дня. Неприятель ушел ни с чем.

Здесь же сосредоточили свои силы Пожарский и Минин, когда готовили восстание для освобождения Москвы. Служились молебны, освящались хоругви.

Первый царь из династии Романовых также побывал в монастыре проездом, направляясь из Костромы в Москву. Есть сведения, что отсюда он отправил свою грамоту, в которой давал согласие на принятие царского венца. В XVII веке Спасо-Преображенская обитель была населена 150 иноками, на благо монастыря работали около 300 светских людей, называемых «бельцами». Владея слободами, мельницами, рыболовными угодьями и крепостными в количестве 14 тысяч человек, монастырь входил в 16 самых богатых религиозных организаций того времени.

Духовное наследие

Нельзя не отметить, что обитель располагала множеством ценностей художественного значения. Практически с самых ранних лет ее существования здесь начало функционировать первое духовное училище. Была собрана богатая библиотека, велась перепись книг грамотными монахами. Тут благоговейно хранилось Спасское Евангелие и очень чтимый образ Богородицы «Ярославская Оранта».

Позже в 1747 в монастырских стенах открылась Славяно-Латинская семинария. Древние иконы, предметы утвари искусной работы и облачения — все это хранилось в ризницах и храмах.

Период запустения

Упразднение мужского монастыря пришлось на царствование Екатерины II. В то время образовалась Ярославская губерния, в которую перевели Епархию из Ростова. Обитель преобразовали в Архиерейский дом. Нахождение церковной власти в городе ознаменовалось чудесным событием обретения Печерской иконы Богоматери. Поток желающих преклонить голову перед святыней стал ещё больше. Существовала епархиальная резиденция вплоть до 1918 года. Вблизи него произошло подавление мятежа белогвардейцев, выступающих против большевиков. От этого пострадали некоторые сооружения.

Советская власть использовала помещения монастыря под разные нужды. Изначально здесь организовали концентрационный лагерь для врагов нового режима. Затем открывались новые организации, и даже оборудовались жилые комнаты. В 20-х годах устранили повреждения от разразившегося белогвардейского мятежа. Серьезная реставрация началась в 1950-х годах. С 1959 года на территории Спасо-Преображенского монастыря начал действовать историко-архитектурный музей-заповедник.

Современное состояние

Сегодня музей-заповедник продолжает существовать. Многие постройки не дошли до наших дней в своем первозданном виде. Впрочем, монастырский ансамбль формировался в течение длительного времени.

Так, храмы Спасопреображенский и Входоиерусалимский, появление которых относится к XIII веку, сгорели дотла в огне пожара 1501 года. Сейчас от них остались только фундаменты, а над ними возвышается церковь Ярославским Чудотворцам. Основой комплекса монастыря являются постройки XVI столетия.

На заметку! Музей принимает посетителей ежедневно, закрываясь лишь в дождливые дни по рекомендациям реставраторов, дабы не повредились ценные древнерусские фрески.

В 2015 году было утверждено решение, согласно которому обитель поэтапно будет передана РПЦ. Экспозиция музея постепенно перебазируется в соседние здания Спасских казарм и Благородного пансиона.

Описание архитектуры

Архитектурным центром всего ансамбля является Спасо-Преображенский собор. Главный вход возможен через Святые ворота. Трапезная в виде кубического двухэтажного здания построена в 1516 году и по типажу схожа с остальными трапезными, возводимыми в тот период.

Современная звонница дважды надстраивалась, в ее основании находится мощная стена. Каменные стены появились в XVI веке. После событий Смутного времени их достраивали. До нас дошли Угличская, Богородицкая крепостные башни с Водяными воротами и пряслом, стены между ними. Когда образовался Архиерейский дом, старые памятники расширялись и обрастали новыми пристройками. Часть их разобрали во время реставрации.

Более старые здания отличаются большей лаконичностью и добротностью. Общая протяженность ограждения — 800 м, высота — до 10 м, ширина в некоторых местах доходит до 3 м. Если смотреть на монастырский двор с высоты птичьего полета, то он напоминает пятиугольник.

Деятельность прихода

Обитель сегодня недействующая. Здесь туристам могут рассказать об истории русских храмов, продемонстрировать образцы резьбы по дереву и древнерусского искусства.

Отдельного внимания заслуживает копия «Слова о полку Игореве», которую сделали монахи еще в XIII веке. Также сохранились фрески эпохи Ивана Грозного. Периодически на базе музея проводятся тематические выставки.

Святыни

До упразднения святынями монастыря были мощи святых Ярославских Чудотворцев, Спасское Евангелие, иконы Пресвятой Девы Марии «Ярославская Оранта» и Печерская.

Как добраться

Адрес монастыря: г. Ярославль, Богоявленская площадь, д. 25. Обитель находится в Кировском районе на берегу речки Которосль, рядом с Московским мостом.

Если добираться из Москвы на собственном авто, то следует ехать по трассе М8. В черте города она называется Московским проспектом. Монастырский двор расположен по правой стороне улицы.

Также удобно добираться из столицы на поезде. Экспрессы прибывают за 3 часа, обычный поезд едет чуть дольше — до 5 часов. От Московского вокзала в Ярославле к монастырю можно пройти пешком, расстояние составляет всего 2,5 км.

Архитектурные памятники и достопримечательности

Главной жемчужиной этого места является Спасо-Преображенский собор, который относится к одним из старейших памятников архитектуры в этом регионе. Историки считают, что это сооружение стало своеобразной закладкой основ ярославской архитекторской школы.

Не меньший интерес представляют сохранившиеся дозорные башни, трапезная палата и святые ворота. Во дворе обители установили декоративные улья возле храма Ярославских чудотворцев в виде избы, церкви и русского терема. Также на территории установлены памятники князю Пожарскому и копейке 1612 года — эта монета содержит именную надпись последнего представителя династии Рюриковичей, находившегося на престоле — Федора Иоанновича.

Напротив покоев Настоятеля живет в вольере медведица Маша. В теплое время года здесь очень зелено и уютно.

Режим посещения

Вход для посетителей платный. Просто прийти для ознакомления можно в любой день. Выставочные залы по понедельникам закрыты. «Отдел природы» не работает по четвергам. Во вторник выходной день у «Сокровищ Ярославля».

В период с октября по апрель попасть на территорию музея-заповедника можно с 9:00 до 18:00. Залы с экспонатами открываются с 10:00 и открыты до 17:30. Желающие полюбоваться окрестными видами могут подняться на звонницу с 8:30 до 19:30.

В летнее время (с мая по конец сентября) режим посещения выставочных залов не меняется, а на территории можно находиться на два часа дольше — до 20:00. Каждую первую среду месяца проводится санитарный день.

Ссылка на основную публикацию