Сормовский Спасо-Преображенский собор в Нижнем Новгороде, адрес, расписание

Спасо-Преображенский собор

Престол

  • Главный – в честь Преображения Господня (19 августа).
  • Нижний (в подцерковье) – в честь пророка Божия Илии (2 августа).
  • Южный придел – в честь святителя Николая Чудотворца (19 декабря).
  • Северный придел – в честь Казанской иконы Божией Матери (4 ноября).

История

В XIX веке кустарные мастерские Камско-Волжского пароходства близ деревни Сормово Балахнинского уезда объединились в Машинную фабрику буксирного и завозного судоходства. К 1849 году фабрика превратилась в огромное предприятие российской промышленности – Сормовский судостроительный завод.

К концу XIX века там трудились 10 748 человек. Старая заводская Александро-Невская церковь уже не могла вместить всех своих прихожан, особенно по воскресным и праздничным дням. Поэтому 29 марта 1898 года Священный Синод принял решение о строительстве в Сормове нового большого собора. Проектирование поручили известному в Нижнем Новгороде архитектору Павлу Малиновскому.

Кроме Спасо-Преображенского собора, П. П. Малиновский построил электростанцию перед Окским мостом, Народный дом (ныне оперный театр), клуб инженеров и служащих Сормовского завода; его труды вложены в реконструкцию Дмитровской башни Нижегородского кремля. Однако в 1903 году, когда Павел Петрович оставил работы по строительству храма и уехал в Москву, заканчивать его работу был приглашен новый зодчий – Василий Косов – академик, возводивший Храм Христа Спасителя в столице.

17 декабря 1899 года для возведения собора был создан специальный Строительный комитет во главе с Ф. Фоссом. Через полгода уже имелись готовый проект и необходимые средства для начала работ. Новый храм, как и старая Александро-Невская церковь, строился на трудовые, рабочие копеечки, отчисляемые от зарплаты каждого рабочего в размере 1% (1 копейка с каждого рубля), поэтому и прозван в народе «Копеечным».

Новый собор был задуман в неовизантийском стиле. Таких храмов в России было всего три: собор святого великомученика Пантелеимона в монастыре Новый Афон в Абхазии, кафедральный собор Александра Невского в Волгограде (Царицыне) и главный собор в честь Двенадцати апостолов Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге. Нижегородский краевед Мила Смирнова, не без основания, прообразом Спасо-Преображенского храма считает собор Александра Невского в Софии, который был построен совместно русскими и болгарами по проекту архитектора Александра Померанцева.

8 сентября 1900 года состоялась торжественная закладка собора. В фундамент была заложена медная памятная пластина с указанием даты закладки и имени правящего императора Николая II. На здание потребовалось 2,5 миллиона кирпичей. Одиннадцать колоколов общим весом 26,5 тонны были изготовлены по специальному заказу в Ярославле.

Строительство длилось три летних сезона, зимой стройку останавливали, чтобы не ухудшить качество кирпичной кладки.

Новый собор – большой крестовокупольный храм – вмещал до 2500 человек. Ширина его составила 14 сажен (29,9 м), длина вместе с колокольней – 22 сажени (46,9 м), высота центрального купола до креста – 20 сажен (42,7 м – высота девятиэтажного дома). Четыре опорных полукупола переходят в четыре нефа, в которых разместились центральный алтарь с двумя приделами, боковые входы и притвор. Над притвором располагались хоры для певчих. Необычным архитектурным решением стала колокольня, высота которой была значительно ниже центрального купола. Это усиливало центричность композиции, придавало новому храму устремленность в небо. Купольные своды были выполнены по последнему слову строительной техники того времени – из железобетона.

Мощь и изящество – вот основное впечатление, которое с первого взгляда производит храм своими серебристыми куполами с белыми полуколоннами и нарядными карнизами.

Первоначально собор был задуман одноэтажным на сводчатом подцерковье, предназначавшемся для центрального отопления и служебных помещений. Горячий воздух из кочегарки, поднимаясь по системе воздуховодов в стенах, должен был прогревать весь храм. Но летом 1902 года было решено устроить в нижней крипте еще один престол, который был освящен 9 октября 1903 года в честь пророка Божия Илии. В верхней же церкви расположились три придела: в честь Преображения Господня, Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая.

27 ноября 1905 года правящий архиепископ Нижегородский и Арзамасский Назарий совершил освящение главного престола в честь Преображения Господня. Позднее освятили Казанский и Никольский приделы.

К лету 1906 года отделка храма была завершена. Перед главным престолом был установлен оригинальный шестиярусный иконостас с восьмиконечным кованым крестом. Из молельного зала к царским вратам вели семь беломраморных ступеней. Еще два резных иконостаса с уникальной росписью украсили боковые приделы. Молельный зал обильно освещался потоками верхнего света. Белизна стен и величественный, поблескивающий позолотой иконостас производили неизгладимое впечатление. Не случайно образ собора с оригинальной столбовой звонницей и узорной каменной оградой, а также его великолепные интерьеры увековечил фотохудожник Максим Дмитриев, оставив для потомков редкие по значению исторические документы.

Собор простоял во всем своем величии только два десятилетия. В 1927 году деревянная звонница была сломана, колокола конфискованы. Существует версия, что они были переплавлены в медно-литейном цехе завода «Красное Сормово». С храма сорвали железную кровлю. Богослужения в соборе прекратились в 1935 году. Храм хотели взорвать, но потом решили превратить его в Дворец труда, закрыв в прямоугольный чехол, чтобы придать ему гражданский вид.

Планам безбожников не суждено было осуществиться. В соборе расположился вначале детский Дом культуры, потом аптечный склад и наконец склад пищевых продуктов. В подцерковье, которое было изуродовано многочисленными перегородками, был оборудован рыбный холодильник. И все это несмотря на то, что здание считалось памятником архитектуры.

В 50-х годах Сормовский собор стал декорацией для фильма режиссера Ивана Пырьева по роману М. Горького «Мать». На куполе храма даже установили крест – конечно, временно, для исторической достоверности картины.

В конце 1980-х годов здание настолько обветшало, что стало живым укором власть имущим. В конце 1987 года началась было реставрация, но в 1990 году храм передали верующим. Первые средства на его восстановление вносили новые прихожане «на вечное поминовение». Этих людей, жертвовавших деньги, стройматериалы, семейные иконы и просто бесплатно работавших на разборке «наслоений», будут поминать здесь до тех пор, пока храм будет стоять на земле. Многие из них уже отошли в вечность.

Первая Божественная литургия состоялась в соборе на Пасху в 1991 году в Никольском приделе. В следующем году началось восстановление иконостасов и резных деталей интерьера по фотографиям и сохранившемся в архивах чертежам. Одновременно велись работы по благоустройству территории вокруг храма, строительству оград, ремонту здания крестильни, в котором разместились также воскресная школа и трапезная.

К концу 2005 года ремонтные работы в Спасо-Преображенском соборе были закончены. 27-28 ноября 2005 года храм торжественно отмечал свой 100-летний юбилей. Божественную литургию в этот день возглавил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. После службы был совершен торжественный крестный ход вокруг храма, а затем состоялось праздничное выступление воспитанников Сормовской православной гимназии и воскресной школы Спасо-Преображенского прихода.

Из ста лет, которые великолепный собор украшал землю, более 60-ти он не действовал. Но молитвами верующих и теми же трудовыми «копеечками» своих новых прихожан он получил новую жизнь.

Сорок мучеников Севастийских: история праздника, иконы, обычаи, рецепты (+Видео, аудио)

22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам.

История

Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина — Ликиний, убежденный язычник.

В своей части империи Лициний решил искоренить христианство, которое значительно там распространилось. Дело было в том, что он готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.

Сорок мучеников Севастийских и святые воины. Византийский триптих

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий.

Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Празднование

Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Тропарь Севастийским мученикам

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

«Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам».

Кондак

Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества.

Стихира

Пророчески убо вопияше Давид во псалмех: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой. Вы же, мученицы Христовы, самеми делы слово исполняюще, проидосте сквозе огнь и воду и внидосте в Царство Небесное. Темже молитеся, четыредесяте суще страдальцы, даровати нам велию милость.

Проповеди

Из проповеди, произнесенной 22 марта 2003 года Схиигуменом Авраамом (Рейдманом), духовником Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга:

Что же помогло им это сделать? Что было в них такого, чего нет в нас? Сама история дает нам объяснение, в особенности история страданий сорока мучеников Севастийских. Мы видим, что, после того как они показали свое долготерпение, вдруг появился сверхъестественный Божественный свет, осиявший их и даже согревший воздух. Но главное – не то, что согрелись воздух и вода, в которой находились мученики, но то, что благодать Божия, этот Божественный свет проник в их души, в их сердца и как бы воссиял внутри них самих, тем самым сделав их способными к сверхчеловеческому мужеству.

Благодать Божия дала им силы вытерпеть то, что превышает возможности не только обыкновенного человека, но даже и какого-нибудь особенно твердого духом и, как бы мы сейчас сказали, сильного волей человека. Именно благодать Божия делает нас способными совершить нечто сверхъестественное. Она помогает нам вытерпеть все скорби, которые враг наш, дьявол, уготавливает нам, чтобы заставить свернуть с истинного пути. Иногда это действительно страшные скорби, какие постигли, например, мучеников Севастийских или новомучеников и исповедников российских, пострадавших в недавнее время. Но иногда дьявол незаметно мелкими скорбями и неприятностями, не требуя от нас явного отречения от Христа, тем не менее, заставляет нас вести себя не по-христиански. Мы же, недооценивая значения этих как будто бы незначительных происшествий, много и часто погрешаем – и на деле, как это ни прискорбно, как это ни страшно звучит, являемся отступниками.

Мы постоянно предаем евангельские заповеди, вменяя их ни во что, однако почему-то думаем, что если бы на нашу долю выпало какое-нибудь особенное испытание, вроде того, какое пришлось вытерпеть сорока мученикам Севастийским, то мы проявили бы твердость, потому что сознавали бы, что здесь речь явно идет о спасении или погибели, об исповедании Христа или отречении от Него. Но многих дьявол искушает именно мелочами – мелкими, ничтожными, незначительными происшествиями, легкими скорбями, маленькими соблазнами. Мы же не заботимся о том, чтобы в нас всегда была благодать Божия, не приобретаем ее усиленной молитвой, покаянием и тщательным исполнением своего христианского долга, то есть участием в богослужениях, постами и так далее.

Мы пренебрегаем понуждением себя к исполнению заповедей, пребываем в нерадении, небрежении и беспечности. Таким образом, мы теряем ту благодать, которую получили в Таинстве Крещения, которую получаем в Таинствах Исповеди и Причащения, и потому оказываемся бессильными перед бесчисленными кознями дьявольскими. Сейчас они мелкие, но кто знает, что будет завтра?

Обычаи

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Рецепт жаворонков:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.

Читайте также:  Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино, расписание служб

Для смазки: сладкий крепкий чай.

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста.

Из куска хорошо выбродившего теста раскатывается валик, нарезается на куски массой примерно 100 г. Затем раскатываются жгуты, так, чтобы один конец был тонким и гибким — головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. завязываются узлом, головке придается соответствующая форма.

Слегка примять пальцами хвостик, веерообразно надрезать ножиком сделать надрезы-перышки, Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь — изюминки-глазки.

Смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Сорок мучеников в литературе и искусстве

Светлана Копылова. Сорок мучеников Севастийских

Икона 40 Севастийских мучеников

22 марта православный мир воздает честь памяти Сорока мученикам Севастийским, принявшим мучительную смерть за веру Христову.

Икона 40 Севастийских мучеников — святой образ, духовный памятник великому подвигу воинам, проявившим мужество, стойкость и христианскую веру в эпоху яростных гонений на христиан.

В чем христианский подвиг воинов из Севастии

В начале 4 столетия по приказу святого Константина Великого все христиане имели право на вероисповедание Христа. Однако Ликиний, готовивший восстание против императора. Решил изгнать из армии всех последователей новой веры.

Агриколай был военачальником Севастийской дружины, состоявшей из 40 воинов-христиан, которые не знали поражений в бою. Ликиний требовал, чтобы его воины постоянно приносили жертвы и поклонялись идолам, но армянские герои отказались от идолопоклонства.

Их покупали лестью и обещанием высоких воинских званий, угрожали, подвергали пыткам, но мученики выстояли, и ценой жизни приобрели вечность. Во время издевательств и пыток Господь постоянно демонстрировал Свой покров над героями веры.

Сорок мучеников постоянно слышали голос Спасителя, говорящий о том, что верующие во Христа, даже умерев, спасутся в вечной жизни, что им уже готовы венцы Божьей славы.

Блаженный Петр, епископ Севастийский, во сне увидел 40 мучеников, которые просили собрать их кости и похоронить их. Епископ Петр темной ночью пошел к озеру и увидел сияющие, как звезды, кости, собрал и похоронил.

Читайте еще о святых иконах:

Описание иконы

Этот святой образ легко узнаваем по количеству 40 мужчин в белых набедренных полотнах, написанных в центре иконы. Бороды у них разной длины, что свидетельствует о том, что среди мучеников были молодые люди и зрелые воины.

Герои поддерживают друг друга, стоя в ледяной воде, а рядом дымится теплом баня — символ искушений и лести. На пороге бани виден образ не выдержавшего испытаний воина и побежавшего в тепло, но там его ждала смерть. Даже в этом была милость Господня, неизвестно, смог бы жить воин с клеймом предателя и труса.

На берегу озера нарисован бегущий к героям страж, который сбрасывает себя одежду и кричит о том, что и он — христианин, понимая, что обрекает себя на смерть на земле. Спаситель Христос распростер свои объятия над мучениками и посылает им с неба венцы и нимбы.

О чем молиться святым сорока мученикам

Воины, отказавшиеся принести жертвы идолам, не приняв высокие воинские звания, гордо выстоявшие среди мучений, стали на все времена примером стойкости и верности. Они выдержали испытания холодом, биением камнями, им перебили ноги и сожгли огнем, но каждое мгновение с ними постоянно присутствовал Спаситель и Ангелы.

В любой жизненной ситуации можно как в церкви, так и дома обратиться к иконе Сорока Мучеников Севастийских, перед этим нужно зажечь свечу и прочитать молитву.

О святые славные страстотерпцы Христовы, числом сорок в городе Севастии мужественно пострадавшие ради Господа, через огонь и воду прошли вы и как друзья Христовы вошли в покой Царства Небесного. Вы имеете великую смелость ходатайствовать перед Пресвятой Троицей о роде христианском, особенно же о людях, которые чтят вашу святую память и с верой и любовью вас призывают. Попросите у Господа Щедрого прощение наших грехов, исправления нашей жизни, чтобы в покаянии и любви друг ко другу без лжи мы жили, и смело предстали на Страшном Суде Христовом, а вашими молитвами встали рядом со Христом, Судей Праведным. О, угодники Божии, будьте нам защитниками от всех врагов: видимых, людей злых — и невидимых, духов злобы поднебесной, чтобы под вашим покровом избавились мы от всех бед, зла и нападений до последнего дня нашей жизни. О страстотерпцы и всеми прославляемые воины, сорок солдат Христовых, твердые защитники: через огонь и воду прошли вы, и стали согражданами Ангелов в Небесном граде Иерусалиме. Молитесь с ними Господу Иисусу о тех, кто с верой вас и Его восхваляет: слава Подавшему вам силу и крепость, слава Венчавшему вас венцами нетленными, слава Дарующему исцеления вашими молитвами! О страстотерпцы, угодившие Господу Богу и мученически свидетельствовавшие свою верность Ему! К вам, молитвенникам нашим, мы приходим с усердной молитвой и просим вас: умолите Бога Пресвятого прощение наших грехов, жизнь добродетельную нам, чтобы вечно мы прославляли имя Всесильного Бога во Святой Троице: Отца, Сына и Духа Святого, вечно. Аминь.

Познавшие военные тяготы, сохранившие верность Христу и христианской вере, севастийские мученики помогают:

  • при исполнении воинского долга;
  • укрепить веру;
  • сделать правильный выбор при компромиссах;
  • облечься в стойкость при испытаниях духового характера;
  • достойно пройти беду, голод и холод;
  • выйти из отчаяния, депрессии и уныния.

Молитва у иконы 40 святых поможет укрепиться в православной правоте и в душевной стойкости.

Важно! История смерти и образ святых воинов служит верующим напоминанием о том, что в любых испытаниях Спаситель всегда рядом, Он не оставит верных детей Своих в бедах и гонениях.

21-22 марта и весеннее равноденствие, праздник 40 святых и их икона являются символом новой жизни, к которой можно прийти через воскрешение и обновление.

Сорок мучеников Севастийских

Память Сорока мучеников Севастийских Церковь совершает 22 марта (9 марта по старому стилю). Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, которые приняли мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при Лицинии. Сорок мучеников очень почитаются православными христианами.

Содержание

Сорок мучеников Севастийских. История праздника

Сорок мучеников были родом из Каппадокии. Они входили в состав римского войска, которое находилось в городе Севастии. Военачальник-язычник Агрикола потребовал от них принести жертвы языческим богам. Сначала он уговаривал их, обещая повышение по службе и денежные средства. Затем стал угрожать тюрьмой и убийством. Но воины отвергли все предложения и угрозы военачальника Агриколая, и тогда он заключил их в темницу. Спустя время в город приехал знатный сановник Лисий и повелел побить воинов-христиан камнями. Камни, брошенные в воинов, летели мимо, а камень, который бросил Лисий, угодил в лицо Агриколаю. Мучители смутились произошедшим и возвратили христиан в заточение. Ночью в темнице воины услышали утешающий глас Господа:

Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные.

Мучители отвели воинов на озеро, раздели и поставили их на лед. Рядом была установлена теплая баня, чтобы, если кто отречется от Христа, мог согреться в ней. Один из воинов спустя несколько часов мучений забежал в баню, однако тут же умер. Ночью стражники дремали, не спал только один из них, по имени Аглай. Он удивлялся, как воины-христиане, несмотря на жуткие мучения, не прекращают молиться. В третьем часу ночи он увидел, как над озером разлился яркий свет. Стало очень тепло, так что лед растаял. Аглай не понимал, что происходит. Он взглянул наверх и увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — для каждого мученика. Тогда Аглай скинул с себя одежду, разбудил стражников и побежал к воинам-христианам: «И я христианин!» Он молился:

Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами.

Римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не могли их собрать. Согласно Житию, спустя три дня мученики явились во сне святителю Петру, епископу Севастийскому (IV в.), и повелели ему совершить погребение их останков. Епископ с несколькими клириками ночью собрал кости мучеников и с честью похоронил. Имена Севастийских мучеников: Кирион, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Кандид, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Доментиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирил, Сакердон, Никола, Уалерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Тропарь, кондак и канон Сорока Севастийским мученикам

Тропарь, глас 1:

Страстьми святых яже по Тебе прияша, умолен буди Господи, и вся наша страсти и болезни исцели, Человеколюбче, молим Тя.

Тропарь, глас той же:

Страстоносцы всечестнии, воини Христови четыредесяте, твердии оружници, сквозе огнь и воду проидосте, и ангелом сограждане бысте, с ними же молитеся Христови, с верою о хвалящих вас. Слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Дающему вами всем исцеление.

Кондак, глас 6:

Все воинство мира оставльше, и на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпци Господни, четыредесяте, сквозе бо огнь и воду прошедше блаженнии, достойно приясте славу с Небес, и венец множество.

Библиотека Русской веры
Канон святым мученикам четыредесяти →

Народные традиции празднования памяти Сорока мучеников Севастийских

День памяти 40 Севастийских мучеников в народе называется «сороки», а иногда «кулики». Согласно народному поверью, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. «Бывает, — уверяют опытные старики-крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет». «Сороки» считались детским праздником, потому что накануне празднования женщины пекли из ржаной муки «жаворонков», а утром раздавали их детям. «Жаворонков» пекли с раскрытыми крыльями, как бы во время полета. Жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле — крестьяне объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Господом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Бога, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Господу Исусу Христу.

Также утром женщины делали в своем дворе сорок соломенных гнезд и в каждое клали кусочек теста в форме яйца (это делалось для того, чтобы куры неслись дома, а не заходили на чужой двор). Когда «жаворонки» из теста были готовы, дети бежали с ними в сарай заклинать жаворонков. Там они сажали своих птиц всех вместе, на высокое место, и несколько раз хором начинали кричать песню: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Текст этой детской песни менялся в зависимости от региона. Затем ребята разбирали своих жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Вдоволь набегавшись, ребятишки собирались вместе и начинали есть своих ржаных «жаворонков». Съедали обычно всю птицу, оставляя голову, — ее дети берегли каждый для своей матери. В конце празднования ребята поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. Дома каждый ребенок отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был». Также считалось, что по той погоде, какая была на Сороки, можно определить погоду весны и лета. Если на Сороки было морозное утро, то, значит, жди весной сорок «утренников».

Сорок мучеников Севастийских. Иконы

Иконографическая традиция начинает складываться с IV в. Одна из первых сохранившихся икон — в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, датируемая VII–VIII вв. Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтырей. Известны миниатюры Хлудовской Псалтыри IX в., Лондонской Псалтыри 1066 г., Псалтыри Барберини 1060 г., Киевской Псалтыри 1397 г.

К X веку складываются два основных типа иконографии сорока Севастийских мучеников: сцена мучений в ледяном озере (они стоят вместе нагие, поддерживая друг друга) и отдельные изображения святых в медальонах, где мученики изображены с крестами в руках, реже — как воинов с оружием в руках. Фрески, представляющие одиночные изображения воинов с оружием и в доспехах, встречаются в храмах Каппадокии. В соборе Святой Софии в Киеве мозаичные изображения Севастийских мучеников расположены на подпружных арках главного купола. Часть из сохранившихся мозаик представляет мучеников совсем юными, без бород; есть среди них также и старцы. Согласно краткой редакции: мученики со скрещенными руками стоят в воде, поддерживая друг друга, а над их головами сияют венцы. В полном варианте изображается куполообразная баня, куда скрывается не выдержавший испытания воин. Иногда изображают стражника Аглая, который вошел в прорубь вместо сбежавшего воина. Иконы, хранящиеся в музее в Реклингхаузене, представляют примеры полной редакции иконографии Сорока мучеников: это фрагмент Минеи годовой (первая половина XVI в.) и греческая икона 1600 г. Миниатюра середины XI в. из греческого Минология, которая хранится в Государственном историческом музее, является краткой редакцией.

Минея Март (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

Сорок мучеников Севастийских. Икона-таблетка. Новгород. Конец XV в. Из Софийского собора. Новгородский музей

Храмы в честь Сорока мучеников Севастийских

В Константинополе было около восьми храмов в честь 40 Севастийских мучеников, построенных царицей Пульхерией (399-453 гг.) и императором Анастасием. Также известно о существовании церкви Сорока мучеников у Золотых ворот.

В честь Сорока Севастийских мучеников освящена церковь в г. Велико-Тырново в Болгарии. Храм был построен в 1230 году по повелению Ивана Асеня II в честь победы при Клокотнице над эпирским деспотом Феодором Дукой 22 марта 1230 года. Свою победу царь посчитал заступничеством Сорока Севастийских мучеников, в честь которых и была освящена церковь. Она являлась соборной церковью Великой Лавры в Велико-Тырново, устроенной в крепости Царевец на левом берегу реки Янтра. В этой церкви первоначально был похоронен святой Сава, архиепископ Сербский (ок. 1169-1236 гг.). В мае 1237 года его мощи были перенесены в Сербию. В годы османского правления, до начала XVIII века, церковь оставалась христианской, но затем здание переделали в мечеть, в результате чего были уничтожены практически все фрески. Несколько изображений сохранились только на северо-западной стене притвора. В здании бывшей церкви 22 сентября 1908 года болгарским князем Фердинандом (1861-1948 гг.) была объявлена полная независимость Болгарии от Османской империи. Церковь продолжительное время использовалась как царская усыпальница. Здесь были погребены цари Калоян (1197-1207 гг.), Иван Асень II, Михаил Шишман (1280-1330 гг.), царицы Анна Мария и Ирина, а также многие члены царской семьи и представители болгарской аристократии.

Церковь Сорока Севастийских мучеников в Велико-Тырново (Болгария)

В честь Сорока мучеников Севастийских освящена церковь у Новоспасского монастыря в Москве. Вероятно, еще в XVI веке на этом месте стоял деревянный храм. Церковь неоднократно перестраивалась. В 1932 году храм был закрыт советской властью, колокольня была частично срублена. В 1993 году храм передан местной общине РПЦ и отреставрирован.

Церковь Сорока Мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря. Москва

В честь Сорока Севастийских мучеников освящен храм в г. Переславль-Залесском. Церковь располагается в устье реки Трубеж в исторической Рыбной слободе на берегу Плещеева озера. Церковь существовала уже в начале XVII столетия. Она упоминается в патриарших окладных книгах под 1628 годом: «церковь святых Четыредесять мученик, на посаде, дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничих гривна». В 1652 году при этой церкви была построена Покровская. В 1726-1727 годах обе церкви оказались ветхи и были устроены новые деревянные церкви. В 1755 году вместо двух деревянных был построен каменный храм, ныне существующий. В церкви два престола: в честь Сорока мучеников и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Сорока Мучеников в Переславле-Залесском

Икона сорока Севастийских мучеников

  1. СОРОК СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ – ВЕЛИКИЕ СВЯТЫЕ
  2. ИКОНА СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ: КАК УЗНАТЬ ОБРАЗ, КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ
  3. ЖИТИЕ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ
  4. ПОЧИТАНИЕ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ
  5. СВЯТЫНИ И ХРАМЫ В ЧЕСТЬ СОРОКА СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ
  6. КАК МОЛИТЬСЯ И О ЧЕМ ПРОСИТЬ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ?

СОРОК СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ — ВЕЛИКИЕ СВЯТЫЕ

  1. СИЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ В БОЛЕЗНИ, В БЕДЕ
  2. СОРОКОУСТ О ЗДРАВИИ И ЗА УПОКОЙ — КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКАЗАТЬ
  3. МОЛИТВЫ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ РАЗНЫЕ

Севастийские мученики — образец смелости, крепкой веры, стойкости мужчин, не побоявшихся умереть за Бога, оставив даже блестящую военную карьеру. Их очень почитали на Руси — в день их памяти праздновали расцвет весны. Также их называют Сорока мучениками.
Само мученичество, отдание жизни за Христа многие века становилось источником чудес. Страданиями мученики обретали Царство и Славу Небесную, возможность помогать людям свыше. Слух об их подвиге распространялся во все пределы земные. Как герои Великой Отчечественной войны отдавали свои жизни за Родину, так и они претерпели пытки ради Христа

Читайте также:  Икона Иоанна Крестителя, его мощи и житие

ИКОНА СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ: КАК УЗНАТЬ ОБРАЗ, КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ

  1. МОЛИТВЫ МАТРОНЕ МОСКОВСКОЙ РАЗНЫЕ
  2. МОЛИТВЫ ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ И ИСПОВЕДЬЮ
  3. ИКОНА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
  4. ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Образ Севастийских мучеников очень узнаваем. На нем подробно изображено житие страдальцев за веру и их блаженная мученическая кончина, а также богословский аспект мученичества — терпение ради награды на Небесах:

    • Большую часть иконы занимают полуобнаженные мужчины с разной длины бородами, в набедренных повязках;
    • Некоторых, без сил склоняющихся вниз, под руки поддерживают другие мужчины;
    • Мученики стоят ногами на льду или по пояс в воде;
    • Над водой часто расположена баня — важный элемент жития мучеников;
    • Иногда изображен несчастный, не выдержавший мучений и ушедший в баню, и напротив, уверовавший во Христа одного из стражей;
    • Над святыми сияют нимбы (символ святости), зачастую с неба спускаются венцы или короны.
    • Вверху иконы в облаках находится Господь Иисус Христос, благословляющий верных ему людей обеими руками.

ЖИТИЕ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

Святые мученики Севастийские — одни из последних христиан, принявших мучения в годы гонений. Уже правил равноапостольный царь Константин Великий — император Византии. Однако соправителем его был некий Лициний (или Ликиний), бывшим не только язычником, желавшим уничтожить христианство в областях, подвластных ему, но и интриганом. Он планировал идти войной на Константина Великого и, конечно, опасался измены: ведь христиане могли встать на сторону своего единоверца.

Поэтому обращение христиан в язычество он решил начать со своих воинов, ведь дисциплину и послушание высшим чинам даже для христиан никто не отменял. Сам Лициний знал, что не так-то легко склонить христиан к вероотступничеству, но был готов уничтожить собственных воинов. После указа Лициния военачальник из армянского города Севастии Агриколай, знавший о том, что под его началом служат христиане, потребовал от них принести жертвы языческим богам, доказав преданность правителю. Эта Севастийская дружина состояла из сорока человек, прославившихся своим героизмом и многими победами. Конечно, они отказались предать свою веру, и были заключены своим начальником в тюрьму. Однако той же ночью, встав на молитву, все воины услышали голос Ангела или Самого Христа, говоривший, что спасется в Царствии Небесном тот, кто будет терпеть муки до конца.

Когда воины вновь предстали перед Агриколаем, тот изменил свою стратегию. Он стал льстить им, хвалить их смелость и силу, призывать подумать о молодой жизни, которая может оборваться. Он предлагал им, приняв язычество, получить внимание и милость императора, а там и блестящую карьеру. И вновь все воины отказались от почестей и были заточены.

Через неделю на суде Севастийские воины вновь исповедовали Христа, добавив, что готовы отдать и чины, и звания, и славу воинов, и саму свою жизнь ради сохранения верности Господу Иисусу, Который Один ценнее всего для них. Их хотели казнить избиением камнями. Возглавил казнь прибывший из Рима вельможа Лисий, однако ни один камень не попал в целую толпу казнимых воинов; по свидетельству очевидцев, разгневанный Лисий сам бросил камень, но попал прямо в лицо начальнику Севастийской дружины, Агриколаю. Даже палачам стало ясно, что их оберегает благодать Неведомого Бога. Вновь воинов-мучеников заключили в тюрьму, где ночью на молитве они услышали Голос Божий, укрепляющий их словами: «Тот, кто верит в Меня, даже если умрет — оживет на Небесах. Идите и не бойтесь, вы примете венцы небесные».

На следующий вечер, после очередных угроз и обещаний, воинов раздели и отвели к городскому озеру, покрытому льдом. Босыми ногами, без одежды они стояли на морозе, охраняемые стражниками. Чтобы заставить их изменить Богу, на берегу озера растопили баню, обещая сразу обогреть каждого, кто откажется от христианства. И действительно, после полуночи, когда холод стал ужасающим, один из дружинников бросился в баню… и упал мертвым на пороге ее. Возможно, Господь не попустил ему стать мучителем своих товарищей, взяв хотя бы на окраину рая за перенесенные мучения. Остальные же продолжали подбадривать друг друга и петь молитвы.

После трех утра Бог облегчил муки невинных страдальцев: в зимнюю ночь небо просияло светом, лед растаял и превратился в теплую воду, в которой мученики теперь стояли по пояс. На головы их зримо опустились сияющие венцы. Это чудо, как и бегство одного из дружинников, видел стражник Аглаий. Он сам снял с себя одежду и, разбудив остальных воинов охраны, исповедовал себя перед ними христианином, а затем вошел в озеро с молитвой: «Господь и Бог, в Которого верят эти воины, присоедини меня к их сонму, чтобы и я с Твоими рабами достойно пострадал».

Утром палачи увидели живых мучеников вместе с присоединившимся к ним охранником. Тогда их вывели из воды и казнили, перебив голени. Они скончались быстро, но в муках. Жизнь теплилась лишь в одном, самом юном — Мелитоне. Его мать, пришедшая на место казни, умоляла его терпеть страдания до конца. А когда тела всех мучеников сложили и повезли на костер, мать Мелитона понесла его за ними, чтобы пытки над ее сыном не продолжились и он не предал Бога. У костра скончался и он.

Тела Севастийских мучеников были сожжены на костре в тайном месте, а останки пущены в воду — ведь палачам было известно, что христиане почитают мощи мучеников как великую святыню. Но сами святые явились через три дня в сияющем сонме главе церкви Севастийской епископу Петру, указав на место, где пребывали их мощи. Владыка Петр со священниками Севастии ночью предал погребению останки мучеников.

ПОЧИТАНИЕ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

День памяти Севастийских мучеников — один из самых чтимых праздников Православной Церкви. Он празднуется весной, отмечается особым богослужением Литургии Преждеосвященных Даров и богат народными традициями.

День страданий Севастийских мучеников сохранился в Церковном предании — это 9 марта (по новому стилю 22-е). В этот день в 1230 году болгарский царь Иван Асень разбил вражескую армию и в благодарность за услышание его молитв Сорока мученикам устроил церковь с памятной колонной, а также распространил празднование их памяти в славянских странах.

Память Сорока мучеников, также называемая «сОроки», — начало весны, с которым связаны многие обычаи, традиции, приметы:

    • Во двор, где совьет гнездо ко дню Сорока мучеников ласточка, придет радость и удача;
    • Первые птицы прилетают к дню памяти мучеников Севастийских;
    • Пели в этот день песни-веснянки, призывающие весеннее тепло: дети на улицах, а девушки у озер, видимо, в связи с житием мучеников, страдавших на озере;
    • В этот день чистили дома, готовились к встрече весны кострами из зимнего сора;
    • Молодежь должна была до утра гулять и петь — очевидно, также в связи с житием мучеников, стоявших в воде ночь, — чтобы найти расцветшие листья вербы и утром, вернувшись домой, хлопать ими близких, желая здоровья.
    • Самый интересный обычай — печь особое печенье и булочки. Их «высаживали» на окно, как бы показывая весну. Печенье пекли круглым, в форме солнца — это был символ пробуждающейся природы. А вот булочки имеют даже богословский смысл. Их называют жаворонки (иногда — тетерки). Люди, наблюдая за этими птицами, узнали, что поющий жаворонок — первая весенняя птица — то летит очень высоко, под острым углом, к небу, а потом так же резко падает на землю. Православные говорили, что так птицы показывают пример смелости молитвы и смирения перед Богом: поднимаясь вверх, жаворонок, словно удивленный славе Божией, с благоговением опускается на землю. Христиане многих веков сравнивают песню первых весенних птиц — жаворонков — с молитвами Севастийских мучеников, которые они пели перед смертью. Они так же явили стремление в Царствие Небесное, к Солнцу Духовному, Господу Иисусу Христу, и смирение перед волей Его.

СВЯТЫНИ И ХРАМЫ В ЧЕСТЬ СОРОКА СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

Царем болгарским Иван Асенем, распространившим почитание святых среди славян, был выстроен первый православный храм в их честь. Рядом с церковью он поставил памятную колонну. Церковь Сорока мучеников стала национальной святыней Болгарии. Здесь находятся захоронения многих правителей страны. В этом же храме был некоторое время похоронен великий святой Савва Сербский, а после его прославления мощи были перенесены обратно в Сербию. Он устоял даже во время захвата Болгарии турками, получив статус памятника архитектуры, хотя фрески и церковная утварь подверглись разграблению и уничтожению.

Интересно связано почитание Сорока мучеников с историей Москвы. Храм в честь Севастийских мучеников был основан в столице в 1645 г. (Динамовская, 28). Находится он у Новоспасского монастыря, в Спасской слободе. Строившие ее рабочие приехали из разных областей ради созидания храма, но место им настолько полюбилось, что они выстроили слободу вокруг храма. Так здесь появились улицы с названием Каменщики. В этом храме пребывает икона Севастийских мучеников и драгоценный ковчег с мощами. Также чудотворные иконы и святые мощи Сорока мучеников пребывают

    • В храме Севастийских мучеников Свято-Троицкой обители города Тюмень;
    • В церкви в их честь на территории Печорского Свято-Успенского монастыря Псковской области.

КАК МОЛИТЬСЯ И О ЧЕМ ПРОСИТЬ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ?

Просить помощи Сорока мучеников можно в различных жизненных ситуациях, особенно тех, где требуется стойкость и смелость. Молиться образу Севастийских мучеников можно в храме и дома, возжигая свечи.

    • Придя в храм, приобретите церковные свечи и найдите образ Мучеников Севастийских по иконографическим приметам, указанным в начале статьи.
    • Дважды перекреститесь, поклонитесь, поцелуйте край иконы или ноги святых на иконе, перекреститесь в третий раз и поклонитесь снова.
    • Поставьте свечу на подсвечник, не важно, с какой стороны.
    • Обратитесь к иконе с молитвой.
    • Если в храме нет иконы Сорока мучеников, можно приобрести ее в церковной лавке — самый большой выбор обычно при кафедральном (главном) соборе вашего города. Дома прикладываться к иконе и молиться перед ней можно, также зажигая церковную свечу.

Святые мученики Севастийские особо помогают военнослужащим в исполнении долга, прохождении службы, в боях. Можно молиться им и если вы обычный человек:
— При сомнениях в вере;
— При необходимости сделать выбор;
— При трудностях, когда нужно проявить речение и стойкость;
— Для достойного выхода из неудачной для вас ситуации;
— Получить способность достойно преодолевать все беды, возникшие на жизненном пути человека;
— При отчаянии, депрессии, тоске и унынии;
— В отсутствии сил и желания для борьбы с жизненными неурядицами;
— Об уверенности в себе и доверии Богу.

Молитву Сорока мученикам Севастийским можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О святые славные страстотерпцы Христовы, числом сорок в городе Севастии мужественно пострадавшие ради Господа, через огонь и воду прошли вы и как друзья Христовы вошли в покой Царства Небесного. Вы имеете великую смелость ходатайствовать перед Пресвятой Троицей о роде христианском, особенно же о людях, которые чтят вашу святую память и с верой и любовью вас призывают. Попросите у Господа Щедрого прощение наших грехов, исправления нашей жизни, чтобы в покаянии и любви друг ко другу без лжи мы жили, и смело предстали на Страшном Суде Христовом, а вашими молитвами встали рядом со Христом, Судей Праведным. О, угодники Божии, будьте нам защитниками от всех врагов: видимых, людей злых — и невидимых, духов злобы поднебесной, чтобы под вашим покровом избавились мы от всех бед, зла и нападений до последнего дня нашей жизни.
О страстотерпцы и всеми прославляемые воины, сорок солдат Христовых, твердые защитники: через огонь и воду прошли вы, и стали согражданами Ангелов в Небесном граде Иерусалиме. Молитесь с ними Господу Иисусу о тех, кто с верой вас и Его восхваляет: слава Подавшему вам силу и крепость, слава Венчавшему вас венцами нетленными, слава Дарующему исцеления вашими молитвами!

О страстотерпцы, угодившие Господу Богу и мученически свидетельствовавшие свою верность Ему! К вам, молитвенникам нашим, мы приходим с усердной молитвой и просим вас: умолите Бога Пресвятого прощение наших грехов, жизнь добродетельную нам, чтобы вечно мы прославляли имя Всесильного Бога во Святой Троице: Отца, Сына и Духа Святого, вечно. Аминь.

Молитвами святых мучеников Севастийских да хранит вас Господь!

Страдание святых 40 мучеников Севастийских

Верующий в Меня, если и умрет, оживет.
Ин. 11, 25

В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

Страдание святых 40 мучеников Севастийских

В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Читайте также:  Храм иконы Песчанской Божьей Матери в Измайлово, расписание богослужений

«Настольная книга священнослужителя», т. 3

Тропарь Севастийским мученикам

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

«Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам».

О святых Севастийских мучениках

Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке. Ибо несомненно, что восхваляющий мужей доблестных не преминет и сам подражать им в подобных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтоб и тебе соделаться мучеником в произволении, и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ним наград. А нам открывается случай подвизаться не одному мученику, и не двум только мученикам, даже не десятью ограничивается число ублажаемых: но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали одинаковое терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночеснтых венцов славы.

Что же делал преобладавший тогда? Он был искусен и обилен в средствах, то обольщать ласками, то совращать угрозами. И их сперва хотел очаровать ласками, пытаясь ослабить в них силу благочестия. Он говорил: «Не выдавайте своей юности; не променивайте этой сладостной жизни на безвременную смерть. Привыкшим отличаться доблестью в бранях не прилично умиреть смертию злодеев». Сверх сего обещал им деньги. И это давал им, и почести у царя, и одарял чинми, и хотел одолеть тысячами выдумок. Поелику же они неподдались такому искушению, обратился к другому роду ухищрений: стращал их побоями, смертями, изведанием несноснейших мучений.

Так действовал он! Что же мученики? Говорят: «Для чего, богопротивник, уловляешь нас, предлагая нам эти блага, чтоб отпали мы от живого Бога и поработились погибельным демонам? Для чего столько даешь, сколько стараешься отнять? Ненавижу дар, который влечет за собою вред; не принимаю чести, которая бывает матерью бесчестия. Даешь деньги, но они здесь остаются. Делаешь известным царю, но отчуждаешь от Царя истинного. Что так скупо и так не много предлагаешь нам из мирского? Нами презрен и целый мир. С вожделенным для нас упованием нейдет и в сравнение видимое. Видишь это небо: как прекрасно смотреть на него, как оно величественно! Видишь землю: как она пространна и какие на ней чудеса! Ничто из этого не равняется блаженству праведных. Ибо это преходит, а наши блага пребывают. Желаю одного дара – венца правды; стремлюсь к одной славе – к славе в Царстве Небесном. Ревную о почести горней: боюсь мучения, но мучения в геене. Тот огонь мне страшен, а этот, которым вы угрожаете, мне сослужебен. Он умеет уважать тех, которые уважают идолов. Стрелы младенец, как рассуждаю, язвы ваши (Пс. 63, 8), потому что поражаешь ты тело, а оно, если долго выдерживает удары, светлее венчается, а если скоро изнемогает, избавится от таких судей-притеснителей, которые, взяв в услужение себе тело, усиливаетесь возобладать над душою, которые, если не будете предпочтены Богу нашему, как будто претерпев от нас крайнюю обиду, раздражаетесь и грозитесь этими страшными мучениями, ставя нам в вину благочестие. Но не найдете нас ни робкими, ни привязанными к жизни, ни легко приводимыми в ужас, и это потому, что любим Бога. Мы умеем терпеть, когда колесуют, вывертывают члены, жгут на огне; мы готовы принять всякий род истязаний».

Когда выслушал сие это человек гордый и бесчеловечный: не терпя дерзновения сих мужей и вскипев яростию, стал рассуждать сам с собою, какой бы найди ему способ, чтоб приготовить им смерть и продолжительную и вместе горькую. Нашел наконец, и смотрите, как жестока его выдумка! Обратив внимание на свойство страны, что она холодна, на время года, что оно зимнее, заметив ночь, в которую стужа простиралась до наибольшей степени, а притом дул еще и северный ветер, дал он приказание, всех их обнажив, уморить на открытом воздухе, заморозив среди города.

Выслушав тогда это повеление (рассуждай по этому о непобедимом мужестве мучеников), каждый с радостию сбросил с себя последний хитон, и все потекли на встречу смерти, какою грозила стужа, поощряя друг друга, как бы шли к расхищению добычи. «Не одежду скидаем с себя, – говорили они, – но отлагаем ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных (Еф. 4, 22). Благодарим Тебя, Господи, что с этою одеждою свергаем с себя грех; чрез змия мы облеклись, чрез Христа совлечемся. Не будем держаться одежд ради рая, который потеряли. Тяжко ли для раба потерпеть, что терпел и Владыка? Лучше же сказать, и с самого Господа мы совлекли одежды. Это была дерзость воинов; они совлекли и разделили по себе Его одежды. Поэтому загладим собою на нас написанное обвинение. Жестока зима, но сладок рай; мучительно замерзнуть, но приятно упокоение. Не долго потерпим, и нас согреет Патриархово лоно. За одну ночь вменяем себе целый век. Пусть опаляется нога, только бы непрестанно, ликовать с Ангелами! Пусть отпадает рука, только бы иметь дерзновение воздевать ее ко Владыке! Сколько наших воинов пало в строю, сохраняя верность царю тленному? Ужели мы не пожертвуем своею жизнию из верности Царю истинному? Сколько человек, уличенных в преступлении, подверглись смерти злодеев? Ужели мы не вынесем смерти за правду? Не уклонимся товарищи, не обратим хребта диаволу. Есть у нас плоть, не пощадим ее. Поелику непременно должно умереть, то умрем, чтоб жить. Да будет жертва наша пред Тобою, Господи (Дан. 3, 40). Как жертва живая, благоугодная Тебе, да будем приняты мы, всесожигаемые сим хладом, – мы, приношение прекрасное, всесожжение новое, всеплодствуемое не огнем, но хладом».

Когда же мученики подвизались, а страж наблюдал, что произойдет: видит он необычайное зрелище, видит, что какие-то силы сходят с небес, и как бы раздают воинам великие дары от Царя. И всем прочим разделили они дары; одного только оставили они не награжденным, признав его недостойным Небесных почестей; и это был тот, который, вскоре отказавшись от страданий, перешел к противникам. Жалкое зрелище для праведных! Воин-беглец, первый из храбрых – пленник, овца Христова – добыча зверей. Но еще более было жалко, что он вечной жизни не достиг, и не насладился настоящею; потому что плоть тот час у него рассыпалась от действия на нее теплоты. Но как этот животолюбец пал, без всякой для себя пользы для себя преступив закон: так исполнитель казни, едва увидел, что он уклонился и пошел к бане, сам стал на место беглеца, и сбросив с себя одежды, присоединился к обнаженным, взывая в один голос со святыми: Я христианин! И внезапностию перемены изумив предстоящих, как число собою восполнил, так и своим присоединением облегчил скорбь об ослабевшем, поступив по примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам! Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1, 1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей.

Прошения ваши будут приличны мученикам. Юноши да подражают им, как сверстникам; отцы да молятся о том, чтоб быть родителями подобных детей; матери да изучают повествуемое о доброй матери. Ибо матерь одного из сих блаженных, увидев, что другие уже скончались от хлада, а сын ее по крепости сил и терпеливости в мучениях, еще дышит, когда исполнители казни оставили его в надежде, что переменится, сама, взяв собственными своими руками, положила его на колесницу, на которой везли прочих к костру. Вот в подлинном смысле матерь мученика! Она не пролила слезы малодушия, не произнесла ничего низкого и недостойного по времени; но говорит: «Иди, сын, в добрый путь со сверстниками и с товарищами; не отставай от сего лика; не позже других явись ко Владыке». Вот подлинно доброго корня добрая отрасль! Доблестная матерь показала, что питала его более догматами благочестия, нежели млеком. Так был он воспитан, так предпослан благочестивою матерью! А диавол остается посрамленным: потому что, восставив на мучеников всю тварь, увидел, что все побеждено доблестию их, – и ветреная ночь, и холод страны, и время года, и обнажение тел.

Святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло Небо; вам отверзлись врата рая. Зрелище достойное Ангельского воинства, достойное патриархов, пророков, праведников; мужи в самом цвете юности презревшие жизнь, паче родителей, паче детей возлюбившие Господа! Находясь в возрасте наиболее полном жизни, вменили они ни во что временную жизнь, чтобы прославить Бога в членах своих: став позором миру, Ангелом и человеком (1 Кор. 11, 9), восставили падших, утвердили колеблющихся, усугубили ревность в благочестивых. Все, воздвигнув один победный памятник за благочестие, украсились одним венцом правды, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков! Аминь.

Икона 40 севастийских мучеников

Когда нужно проявить стойкость и мужество, чтобы перенести все, что выпадает на долю, верующие просят помощи у иконы 40 Севастийских мучеников, которая есть во многих храмах, а праздник в их память глубоко почитается верующими. Явившие непревзойденный образец стойкости и мужества, они и сегодня служат нам примером.

  1. В чем подвиг 40 Севастийских мучеников?
  2. Что изображает икона?
  3. В чем помогает икона 40 святых мучеников?
  4. Молитва Севастийским мученикам

В чем подвиг 40 Севастийских мучеников?

Этот подвиг был совершен в 320 году в городе Севастии на территории Малой Армении, ныне относящейся к Турции. За семь лет до того Св. Константин Великий повелел своим указом разрешить христианам исповедать их религию. Однако его соправитель Ликиний погряз в язычестве и, замыслив свергнуть Константина, решил заставить всех воинов, служивших под его началом и исповедавших Веру Христову, отступиться от нее и вернуться к язычеству.

Были среди них и каппадокийцы-христиане числом 40. Их начальник, язычник Агриколай, хотел сподвигнуть их на языческие жертвоприношения. Но храбрые воины ответили отказом, и их бросили в темницу. Вознося молитву Господу, как-то ночью они услышали глас с небес, поддержавший их в вере.

На следующий день Агриколай попытался действовать не силой, но лестью: он стал восхвалять победы воинов в сражениях, их силу и воинские доблести. Он обещал, что за отказ от своего Бога получат милость императора, но воины не сдавались и вновь были брошены в темницу. При этом Агриколай хотел заковать их в оковы, но Кирион, старший в отряде, заявил, что император не давал ему такого права, и Агриколай вынужден был отступить.

Спустя семь дней, проведенных ими в заточении в непрестанных молениях Господу, они были вызваны на суд к Лисию, знатному сановнику, прибывшему в город. Он также пытался заставить их отречься от Господа Вседержителя, и вновь воины ответили отказом. Тогда Лисий повелел побить их камнями. Но тут вмешалась Десница Господня: камни в них не попадали, а один камень, пущенный Лисием, даже угодил в голову Агриколая. Тут начальники-язычники почувствовали, что некая Высшая Сила хранит и оберегает мужественных воинов.

И вновь после ночи, проведенной в молитвах, получив Господне утешение, воины предстали перед своими неправедными судьями. После нового отказа смириться им велели раздеться и бросили в воды Севастийского озера. Стоял трескучий мороз, вода была ледяная, а на берегу специально растопили баню и поставили стражника. Если бы кто-то из мучеников согласился отступиться от Христа, ему нужно было бы только заявить об этом, чтобы отогреться в бане и тем самым спастись. Но и теперь мужественные страдальцы не пали духом и простояли в ледяной воде до утра, вознося молитвы.

Однако один из воинов все же не смог вынести таких мук и кинулся к бане, но, едва только он к ней приблизился, как пал замертво. Стражник Аглаий, который охранял страдальцев, увидел в это мгновение, как над озером с неба стали опускаться сорок 40 мученических венцов. Но ведь после гибели товарища их осталось только 39! И тогда, впечатленный мужеством воинов-христиан, он возгласил: «И я христианин!». Таким образом, число 40 было восполнено.

Начальники, явившиеся после этого, обнаружили, что их жертвы живы и по-прежнему крепки в своей вере. Тогда им молотами перебили голени, а тела сожгли. Чтобы единоверцы не смогли захоронить останки, кости были брошены в реку.

Прошло три дня, и блаженный Петр, епископ Севастийский, узрел во сне явление страстотерпцев, которые повелели похоронить свои останки. Но собрать останки можно было только тайно, и тогда ночью епископ, взяв с собой несколько клириков, собрал их кости и провел обряд захоронения по церковному чину.

Такова история невероятного мужества и верности Господу, которую отражает икона 40 святых мучеников.

Что изображает икона?

Икона сорок Севастийских мучеников изображает полуобнаженных воинов разного возраста, стоящих в ледяной воде и обхвативших себя руками от холода. Однако на их лицах нет уныния, а лишь твердая решимость вынести все муки до конца, но не поступиться своей верой. Видно, как на переднем плане один воин поддерживает другого, лишившегося сил. Никто из них не станет отступником.

Икона сорока святых, замученных язычниками, пользуется особым почитанием. В их честь возводились храмы по всему миру. Один такой храм находится по левую сторону Храма Гроба Господня в Иерусалиме; в Москве им посвящена Сорокосвятская церковь, возведенная в 1645 году напротив Новоспасского монастыря.

О том, как чтят икону 40 святых и саму память об этих мужественных воинах-христианах, свидетельствует и тот факт, что в день их памяти 22 марта, приходящийся на Великий пост, служат Литургию, а верующим дозволяется ослабление поста. Издавна крестьяне пекли к этому празднику булочки-жаворонки, поддерживается эта традиция и в наши дни.

В чем помогает икона 40 святых мучеников?

Эти святые мученики показали столько мужества и стойкости, что молитва перед их иконой способна придать молящемуся хотя бы малую толику их силы. Вот к ним и обращаются за ниспослание силы, мужества и стойкости в вере, которых многим не хватает в жизненных скорбях и испытаниях.

Ниже приведен тропарь, который считается мощным оберегом. Особую силу он приобретает в день поминовения святых, 22 марта. Зажгите свечу, поставьте ее перед иконой и прочтите тропарь 7 раз, крестясь после каждого раза.

Молитва Севастийским мученикам

О, святи́и, сла́внии страстоте́рпцы Христо́вы, четы́редесяте, во гра́де Севасти́и Христа́ ра́ди му́жественно пострада́вшии, чрез огнь бо и во́ду проидо́сте, и я́ко дру́зи Христо́вы в поко́й Небе́снаго Ца́рствия вше́дше, и́мате ве́лие дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице хода́тайствовати о ро́де христиа́нском: наипа́че же о почита́ющих святу́ю па́мять ва́шу, и с ве́рою и любо́вию вас призыва́ющих. Испроси́те у всеще́драго Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших и жития́ на́шего исправле́ние, да в покая́нии и нелицеме́рной любви́ друг ко дру́гу пожи́вше, со дерзнове́нием предста́нем Стра́шному Суди́щу Христо́ву, и ва́шим предста́тельством одесну́ю Пра́веднаго Судии́ предста́нем. Ей, уго́дницы Бо́жии, бу́дите нам защи́тницы от всех враг ви́димых и неви́димых, да под кро́вом святы́х ва́ших моли́тв изба́вимся от всех бед, зол и напа́стей до после́дняго дне жи́зни на́шея, и та́ко просла́вим вели́кое и достопокланя́емое и́мя Вседе́тельныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ссылка на основную публикацию