Соловецкий монастырь: история, как добраться, где находится

Соловецкий монастырь — история и современность

Русская Голгофа

Соловецкий монастырь занимает особое место в истории России. Расположенный «на краю света», он тесно связан с судьбой Русского Севера. Его неоднократно осаждали иноземцы. Затем эти места оказались оплотом старообрядчества и подверглись разорению самими же русскими. В 1930-е годы само название Соловки внушало ужас у всякого человека. Тогда же была популярна поговорка: «Сегодня на Соловках — завтра по стране». Что же это за место? Почему на протяжении многих столетий туда тянулись и продолжают тянуться верующие?

Основание Соловецкого монастыря

Первыми монахами, поселившимися на Соловецком острове (Архангельская область), были Савватий и Герман. Сохранившиеся письменные свидетельства говорят, что Савватий пришел сюда из Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область). Он искал уединенные места, где можно было спокойно молиться Богу. Пробыв некоторое время в Валаамской обители (Республика Карелия), Савватий двинулся дальше на север. Карельские жители поведали ему о безлюдном острове, где только в летнее время бывают рыбаки.

В селении Сорока (современный город Беломорск, Карелия) Савватий познакомился с Германом, с которым и отправился жить на безлюдный остров в 1429 году. Постоянно пребывая в труде и молитвах, они пробыли там 6 лет. В сентябре 1435 года Герман направился Поморье за продовольственными запасами. Савватий в это время почувствовал приближение завершения своей земной жизни. Чтобы принять Святые Тела и Кровь Христовы, он отправился в близлежащее селение, где скончался.

В поморских землях Зосима встретил старца Германа, поведавшего ему про жизнь на острове Соловки. На следующий год они вдвоем стали жить в этих местах. Однажды Зосима сподобился чудесного видения: он увидел прекрасный храм. В указанном месте монахи построили деревянную Спасо-Преображенскую церковь.

Постепенно к отшельникам стали стекаться другие монахи.

Весной 1478 года святой Зосима умер. В следующим году, отправившись в Новгород для решения монастырских дел, старец Герман почувствовал близость смерти. В Антониевой обители он отошел ко Господу. Только через пять лет его мощи перенесли в родную обитель.

Почитание Соловецких святых

Почитание святых Савватия, Зосимы и Германа началось ещё в 15 веке, преимущественно среди жителей Поморья. К преподобным обращались с молитвой во время шторма на море. К их мощам привозили одержимых нечистыми духами.

Из документальных свидетельств о чудесах в 16-17 веке известен случай, произошедший с купцом Митрофаном. Однажды, когда он плыл по морю, подлялся сильный шторм и была опасность потопления судна. На помощь призывали Господа и Божью Матерь, но ветер не утихал. Тогда Митрофан вспомнил о Зисиме Соловецком. Как только он обратился к нему за помощью, то увидел преподобного на корабле. Тот своей мантией бил по волнам. Буря утихла. Пораженный случившимся, купец принял монашество на Соловках.

Как-то монах Иосиф находился на острове Кузове, который лежит западнее Соловецких островов. Взойдя ночью на гору для молитвы, он посмотрел на Соловки. Там он увидел два огненных столпа, восходивших от земли до неба из середины монастыря. Когда Иосиф рассказал об увиденном другим монахам, они сказали ему:

«Это основатели и начальники монастыря Соловецкого, преподобные Зосима и Савватий сияют из гробов своих. Ибо они духовные столпы, просвещенные Божественной благодатью».

В 1602 году священнику Григорию из города Тотьба Пермской губернии было явление преподобного Германа Соловецкого. Святой дал поведение написать его икону вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Многие приходившие к этому образу верующие получали исцеления от различных болезней.

Соловецкий монастырь при игумене Филиппе

В 16 веке игуменом Соловецкого монастыря был избран Филипп, будущий митрополит Московский. При его управлении (1548-1566) вместо деревянных церквей стали возводить каменные. К этому времени относится обустройство сети каналов между озерами, которых на Соловецком острове большое количество. На них были поставлены мельницы. Шло активное строительство новых хозяйственных сооружений. Появились печи для обжига кирпича и специальные амбары для его хранения. Была построена большая кузница.

Для сохранения монастырских хлебных запасов от порчи игумен Филипп повелел соорудить каменное сушило с подъемным механизмом. При помощи этого приспособления зерно поднималось и ссыпалось в хранилище. В обители появилось устройство для доставки кваса из в погреб и розлива его по бочкам.

По благословению святителя Филиппа на острове прокладывались дороги. На острове Большая Муксалма (Соловецкий архипелаг) была заведена ферма.

При митрополите Филиппе была обретена икона Богоматери «Одигитрия», которую преподобный Савватий принес на Соловки. Также были найдены Псалтырь и ризы преподобного Зосимы.

Обитель пользовалась покровительством московских князей и царей. Основатели Соловецкого монастыря, Савватий и Зосима, в 1547 году были прославлены в лике преподобных святых. В честь торжества прославления царем Иваном IV Грозным обители были пожалованы земли.

К 1557 году были окончены работы по строительству Успенского храма

«с трапезою и келарскою в одной стопе, единостолпна, со своды, на погребах; на трапезе колокольня каменная с часами, под трапезою погребы – хлебной да квасной, под алтарем и под церковию просвиренная служба, вверху над церковию Успенскою придел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи» (Летописец Соловецкий, 18 век).

Завершение строительства каменного собора в честь Преображения Господня относится к 1566 году. За 18 лет игуменства Филиппа в монастыре произошла экономическая «революция». Оно отразилось на хозяйстве обители, на бытовом и богослужебном обиходе братии. Внешний вид монастыря преобразился до неузнаваемости.

Соловецкий монастырь: основные этапы развития

Соловецкий монастырь на карте нашего государства стал отмечаться не позднее первой половины 16 века. К концу столетия мощные каменные стены, толщиной до 7 метров у основания, защищали Соловецкий монастырь. Обитель выполняла роль не только духовного центра, но и как мощная оборонительная крепость. В начале 17 века численность стрелков достигала 1040 человек.

1668 — 1676 годы — период, вошедший в историю Северной обители под названием «Соловецкое сидение». Насельники монастыря были противниками проводимых московским митрополитом Никоном церковных реформ. Монастырский мятеж был жестоко подавлен, большинство монахов казнены. Долгое сопротивление монастыря никоновским реформам способствовало распространению особого почитания Соловецких святых среди старообрядцев.

В 18 веке Соловецкая обитель приобрела статус ставропигиального монастыря (подчинялась напрямую Священному Синоду).

В начале 20 столетия на территории Соловецкого монастыря функционировало 19 храмов. Имелся ботанический сад. Монашествующих насчитывалось чуть больше 200. Количество трудников достигало 1000 человек. Ежегодно в Северную обитель приезжало до 15 тысяч паломников.

22 августа по новому стилю установлен день памяти Собора Соловецких святых.

Судьба Соловецкого монастыря в советский период

С приходом советской власти монастырь закрыли. В 1923 году обитель стала лагерем особого назначения (СЛОН). С 1937 года здесь располагалась Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). Это было место заключения церковных служителей, белогвардейцев, противников новой власти, раскулаченных крестьян.

Большая часть братии покинула стены монастыря, лишь 58 человек добровольно остались на Соловках. До 1932 года они могли совершать богослужения в кладбищенской церкви.

Соловецкие узники мужественно стояли за православную веру. Сложно даже перечислить всех погибших в этом месте за 16 лет существования лагеря и тюрьмы. Но даже самые тяжелые условиях жизни не смогли сломить истинно верующих людей. Для них это был путь обретения истинной веры.

В 1974 году на Соловецких островах организовали природный музей-заповедник. Только 1990 году монастырь вернули православным.

Заключенные СЛОН

Среди известных людей, прошедшим СЛОН, епископ Афанасий Ковровский (в мире Сергей Григорьевич Сахаров), публицист Олег Васильевич Волков, богослов Павел Флоренский.

Русская Православная Церковь прославила епископа Афанасия Ковровского (1887-1962) в лике священноисповедников. В изгнании он провел 76 месяцев, в лагерях и на тяжелых работах — 254 месяца. В последние годы жизни он написал труд “О поминовении усопших по уставу Православной Церкви”. Будучи знатоком богослужения и православной агиографии, епископ Афанасий был председателем Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии.

Олег Васильевич Волков (1900-1996) 25 лет провел в лагерях и ссылках по ложным обвинению в контрреволюционной агитации. В 1960-х годах им был написан автобиографический труд «Погружение во тьму». Особое значение придавал борьбе за сохранение природы и памятников старины. Являлся членом «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры».

Павел Александрович Флоренский работал в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Благодаря его участию многое удалось сохранить от расхищения. Имея возможность эмигрировать из страны, он посчитал своим нравственным долгом остаться. С 1928 года начинаются его многочисленные аресты. На Соловки он попал в 1934 году. В 1937 году отец Павел Флоренский был этапирован в Ленинград, где его расстреляли.

Святыни Соловецкой обители

Датой возобновления монашеской жизни в Соловецком монастыре считается 25 октября 1990 года. Тогда же была совершена первая за долгие годы запустения Божественная Литургия в Спасо-Преображенском соборе. В 1992 году в монастырь из Ленинградского музея религии и атеизма были возвращены мощи основателей. Сегодня зимой они покоятся в церкви святителя Филиппа. В летние месяцы их переносят в Спасо-Преображенский собор.

В начале 21 века произошло прославление около 60-ти Соловецких новомучеников. Соловецкий монастырь — место хранения ковчежца с частицей мощей святителя Филиппа, митрополита Московского.

В настоящее время в Соловецком монастыре насчитывается более 90 монахов и послушников. Также работают около 200 человек, занимающихся реставрационными и строительными работами.

Соловецкий монастырь в искусстве

О судьбе Соловецкого монастыря можно найти немало художественной литературы. Например, о жизни лагеря на Соловках в 1920-е годы можно прочитать в романе Захара Прилепина «Обитель».

Соловецкий лагерь явился прообразом «архипелага ГУЛАГ», о котором писал Александр Исаевич Солженицын.

В 2006 году вышел фильм «Остров», режиссера Павла Лунгина. Съёмки фильма происходили на окраине небольшого поселка Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. В этом месте была найдена настоящая затопленная деревянная баржа. К ней был привязан сюжет фильма. Просмотр фильма дает некоторые представления о жизни в суровом климате Белого моря.

Паломничество в Соловецкий монастырь

На Соловки стремятся не только православные паломники, но и туристы. Их привлекает суровая природа, «страшная» история, стремление приобщиться к духовному потенциалу Соловков. Православные же едут к Соловецким святым.

Прежде чем попасть в Соловецкий монастырь, нужно добраться до города Кемь (Республика Карелия). Здесь находится подворье обители.

На проезд морем на монастырском катере паломникам требуется получить благословение. В случае плохой погоды на море Кемское подворье предоставляет ночлег. Паломническая служба просит сообщать заранее о количестве желающих посетить монастырь. Это нужно, чтобы можно было разместить посетителей в гостиничных корпусах обители.

Также в Соловецкий монастырь можно попасть авиарейсом из города Архангельск.

Юридический адрес: 164070, Архангельская область, п. Соловецкий.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Спасо-Преображенский собор Нижний Новгород

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сормовский Спасо-Преображенский собор в Нижнем Новгороде является истинным украшением города и уникальной исторической достопримечательностью. Мощную и в то же время изящную красоту производит строение с серебристыми куполами, белыми колоннами и карнизами. Из ста лет своего существования более шестидесяти собор не действовал. Помогли вернуть его к жизни, как и раньше «копеечки» прихожан. Теперь по утрам на улицах Сормово раздается красивейший церковный звон.

История

Сормово в начале девятнадцатого века было небольшой деревней и располагалось на окраине города Нижний Новгород. Но ситуация изменилась, когда отдельные мастерские в середине девятнадцатого столетия объединили в единое предприятие в Сормовский судостроительный завод.

На предприятии трудилось более десяти тысяч рабочих и служащих и на пожертвования прихожан была возведена небольшая церквушка, которая вмещала небольшое количество людей. Поэтому попечительский совет церковных и приходских школ принял решение возвести в Сормово новое строение и посвятить празднику Преображения. Председателем комиссии по сбору денежных средств был русский промышленник и инженер Федор Фосс.

С каждой заработной платы рабочих и служащих удерживали копейку с одного рубля на строительство, поэтому в народе прозвали этот собор «копеечный».

Для строительства понадобилось 2,5 мил. штук кирпича и одиннадцать колоколов, которые отлили мастера города Ярославля. Строительство велось только в теплое время года, на зиму стройку замораживали. Это обеспечивало качество каменной кладки. Во внутреннем помещении поставили резной из дерева и покрытый позолотой иконостас, наверху был красивый выкованный крест. К алтарю можно было подняться по ступенькам из мрамора.

Как и все церковные сооружения советского периода Спасо-Преображенский храм сильно пострадал от действия антирелигиозной пропаганды. В двадцатые годы звонница была разрушена, колокола изъяли и переплавили в литейном цехе «Красное Сормово», сняли металлическое покрытие крыши.

Читайте также:  Почему красят на пасху яйца, в какой цвет красить и когда

Сначала здание намеревались взорвать, но затем открыли Детский дом для детей, а впоследствии склад лечебных препаратов и продуктов. Забытый храм в течение пятидесяти лет стоял как молчаливый укор людям, ему требовались реставрационные работы.

Только в восьмидесятые годы прошлого столетия провели восстановительные работы, а в начале девяностых вернули храм в лоно православной церкви. Деньги на реставрационные работы собирали, как и прежде по копейкам. Многие жители несли в дар сохранившиеся иконы, а некоторые работали безвозмездно на стройке. Восстановлением иконописи занимались специалисты по имеющимся снимкам и архивным данным.

В пятидесятые годы прошлого столетия здание использовали как декорацию в фильме по роману Горького «Мать».

Архитектура

Подобных соборов неовизантийского стиля в России три Новый Афон, Санкт-Петербург и Волгоград. Прототипом строения служит храм Александра Невского в Софии Болгария.

Здание украшает большой и красивый купол, вокруг него расположены полу купола по четырем сторонам света. Фасад украшают сдвоенные белые пилястры между окнами. Выступы оформлены белым цветом, оконные стекла голубоватого цвета и органично сочетаются с серой окраской куполов.

Внутреннее помещение воображает своим убранством. Колонны, стены и пол оформлены искусственным мрамором белого цвета. При входе в собор создается впечатление чистоты и невинности. Фотохудожник Дмитриев запечатлел первый вид строения и оставил для будущего поколения.

Святыни и расписание служб

Основными святынями являются иконы в Спасо-Преображенском соборе :

Иконостас выполнен из белого мрамора.

Расписание служб Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде: службы проходят в будние дни — в 07:00 и 17:00, а по воскресеньям и праздникам – в 06:00 и 16:00.

  • 9 августа Преображение Господне;
  • 4 ноября, 21 июля Казанского образа Богоматери;
  • 2 августа пророка Илии.

Адрес Спасо-Преображенского собора: Сормовский район Нижнего Новгорода, ул. Щербакова, 15А.

Добраться можно на автобусе, остановка «Центр Сормова» или «Площадь Р. Алексеева».

Православное Сормово в Нижнем Новгороде: Спасо-Преображенский собор

Сормово — промышленный район Нижнего Новгорода в заречной части города, один из наиболее старинных районов города. В настоящее время Сормовское благочиние включает в себя пять действующих храмов и один строящийся.

Спасо-Преображенский собор в нижегородском Сормово — один из красивейших приходов области. Благодаря своей богатейшей истории, которая неразрывно связана с историей района, церковь является визитной карточкой города и главным храмом Сормовского благочиния.

  1. История собора
  2. Возведение и основание
  3. Историческая судьба
  4. Современное положение
  5. Архитектура и убранство сооружения
  6. Внешний вид
  7. Внутреннее убранство
  8. Расписание богослужений
  9. Престольные праздники и торжества собора
  10. Как добраться до церкви
  11. Видео об истории собора

История собора

Возведение и основание

История храма начинается с конца XIX века, когда в марте 1898 года Священным Синодом было принято Постановление о строительстве в православном Сормово нового большого собора, взамен старой небольшой Александро-Невской церкви, которая находилась около деревни Сормово Балахнинского уезда на территории судостроительного завода, образованного на базе кустарных мастерских Камско-Волжского пароходства (сегодня это завод «Красное Сормово»).

Решено было посвятить его постройку христианскому празднику Преображения Господня.

Старая церковь в Сормово уже не могла вместить всех желающих помолиться прихожан (на заводе трудилось около 11 тысяч человек). Благословил строительство Нижегородский епископ Владимир.

Разработку проекта тогда поручили известному нижегородскому архитектору Павлу Петровичу Малиновскому. С 1899 года начался сбор пожертвований, а само строительство — в 1900 году. До 1903 года П.П. Малиновский (кстати, страстный революционер) возглавлял работы по возведению Нижегородского храма, затем он был вызван в Москву, а продолжать и заканчивать работы по возведению прихода был приглашен новый зодчий — Василий Косов, который участвовал в качестве главного консультанта при возведении Храма Христа Спасителя в Москве.

Для нового собора был задуман нео-византийский стиль, храмов с таким архитектурным решением в России было всего три: собор в честь святого великомученика Пантелеймона в монастыре Новый Афон (в Абхазии), кафедральный собор имени Александра Невского в Волгограде и Главный собор в честь Двенадцати апостолов Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге. Прототипом постройки нового прихода, как считается, послужило здание Софийского храма в честь Александра Невского в Болгарии.

Торжественная закладка первого камня собора состоялась 8 сентября 1900 года. В фундамент храма была заложена медная пластина с указанием даты начала строительства. На постройку здания ушло более 2,5 миллионов кирпичей. Одиннадцать колоколов общим весом 26,5 тонн были отлиты по специальному заказу в старинном русском городе Ярославле.

За три года был возведен новый собор (строительство велось только в летние месяцы, чтобы не ухудшать качество кирпичной кладки). Новый приход – большой крестово-купольный храм – вмещал до 2500 человек. Ширина его составила почти 30 метров, длина вместе с колокольней – 47 метров, высота центрального купола до креста – 43 метра (высота девятиэтажного дома). Архитектурная особенность постройки: четыре опорных полукупола переходят в четыре нефа, в которых разместились центральный алтарь с двумя приделами, боковые входы и притвор. Над притвором располагались хоры для певчих.

Новаторским архитектурным решением стала колокольня, высота которой была значительно ниже центрального купола. Это усиливало центричность композиции, придавало новому храму некую кажущуюся устремленность к небу. Купольные своды были выполнены по самому последнему слову строительной техники того времени – из железобетона.

Отделочные работы были завершены к лету 1906 года. Перед главным престолом прихода был установлен шестиярусный резной иконостас с восьмиконечным кованым крестом. Из молельного зала к царским вратам вели семь беломраморных ступеней. Еще два резных иконостаса с уникальнейшей росписью украсили боковые приделы церкви. Молельный зал освещался мощными потоками верхнего света. Белизна стен и величественный, поблескивающий позолотой иконостас производили неизгладимое впечатление на верующих и на всех посетителей прихода.

Новый собор возвели в том числе и на личные средства сормовских рабочих. Среди местных жителей этот храм еще долгое время называли «копеечным», так как они выделяли для стройки по одной копейке с каждого рубля из своей зарплаты.

Историческая судьба

В своем первозданном виде приход простоял недолго, всего 20 лет. Вскоре, в 1927 году, по Постановлению исполкома колокола с Божьего Храма были сняты и конфискованы, железо с кровли сорвано и растащено, а деревянная звонница сломана. В 30-х годах даже поступали предложения от самых ярых атеистов взорвать церковь. В итоге, в 1934 году Сормовская церковь была закрыта, в ее помещениях обосновался детский Дом Культуры, а позднее склад. Интерьер прихода был практически полностью перестроен и изуродован пристройками и различными перегородками, а в одном из помещений (бывшем Ильинском приделе) разместился холодильник для рыбы.

Пятьдесят последующих лет о церкви никто не заботился. Таким образом, к концу 80-х годов здание храма практически полностью пришло в упадок и обветшало, стояло заброшенным, несмотря на то, что оно является уникальным историческим памятником архитектуры. Местные власти, правда, планировали работы по восстановлению храма, даже заказали некие проекты под давлением православной общественности и просто неравнодушных горожан.

Наконец, в 1990-м году приход был передан верующим, и началось его постепенное возрождение. Начальные средства на восстановление собора вносили сами прихожане, они же безвозмездно принимали участие в строительстве самого прихода, несли из дома сохранившиеся иконы, помогали в разборе завалов и «наслоений».

В 1992 году было начато восстановление иконостасов и резных деталей интерьера собора по старым фотографиям и чертежам, сохранившимся в архивах города. Одновременно с восстановлением Спасо-Преображенского храма велись работы по благоустройству прихрамовой территории, строительство ограды, ремонт дома причта, в котором разместились в дальнейшем воскресная школа, крестильня и трапезная.

К концу 2005 года работы в храме были полностью закончены. Первым в новопостроенном приходе был освящен Никольский престол. Позднее были освящены два боковых придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и Мирликийского чудотворца святителя Николая. Первая церковная служба в церкви прошла в 1991 году в дни празднования Святой Пасхи.

27 ноября 2005 года Сормовский Спасо-Преображенский собор в Нижнем Новгороде торжественно отмечал свой 100-летний юбилей, из которых 60 лет, правда, он не действовал, но, благодаря молитвам и материальной помощи прихожан и других неравнодушных горожан, обрел свою новую жизнь.

Современное положение

В настоящее время Сормовская церковь Преображения Господня является самой яркой архитектурной достопримечательностью Сормова, крупнейшим духовно-просветительским центром Нижнего Новгорода. Не случайно ее силуэт, на фоне которого изображено речное судно «Метеор», украшает эмблему Сормовского района. В храме ежедневно совершаются богослужения, десятки маленьких детишек и взрослых людей принимают Крещение, а молодые пары получают благословение Святых Отцов на счастливую совместную жизнь в таинстве Венчания. При церкви работает воскресная школа на 103 ученика.

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

Сегодня высокое и массивное здание Преображенского прихода заметно издалека, хотя в последнее время все чаще и чаще раздаются упреки местных жителей Сормова в сторону городских властей в том, что современные застройки (торговый центр и высотные жилые дома) загораживают вид на соборный храм. По этому поводу проводятся митинги местных жителей, которые призывают городские власти навести порядок с застройками и сохранить красоту храма на радость местным жителям, прихожанам и туристам посещающим Сормовский приход.

Здание церкви имеет ширину 30 метров, а с колокольней ширина достигает 47 метров. Церквей такого размера в городе немного. Венчают храм серебристые купола, которые очень красиво смотрятся в сочетании с кирпичными красными стенами, белоснежными полуколоннами и карнизами.

По утрам над сормовскими улицами разносится мелодичный красивый колокольный звон. Здание прихода украшает величественный серебристо-серый купол, вокруг него расположены маленькие полукупола по четырем сторонам. Фасад здания украшают двойные белые пилястры, расположенные между окнами. Выступы стен храма покрашены белым цветом, оконные стекла имеют голубой оттенок и очень гармонично сочетаются с серебристо-серой окраской куполов.

Внутреннее убранство

Величественный Сормовский Спасо-Преображенский собор заслуженно считается одним из красивейших храмов Нижегородской области, таких храмов в неовизантийском стиле в России построено всего три. Как уже упоминалось выше, он является действующим православным каменным приходом.

В приходе устроено четыре придела:

  • Главный возведен в честь Преображения Господня (отмечается 19 августа);
  • Нижний — в честь пророка Божия Илии (празднуется 2 августа);
  • Южный выполнен в честь святителя Николая Чудотворца (19 декабря);
  • Северный — в честь Казанской иконы Божией Матери (4 ноября).

Внутреннее помещение церкви поражает воображение своим богатым убранством и прекрасной росписью сводов. Колонны церковного храма, стены и пол облицованы искусственным мрамором белого цвета. Резные детали интерьера придают внутреннему облику собора воздушность и легкость.

Основными святынями в Спасо-Преображенской церкви считаются иконы:

Расписание богослужений

Настоятелем прихода является иерей Александр Копейкин, страшим священником — протоиерей Николай Савушин. Клирики прихода осуществляют попечительскую деятельность в детских садах и школах Сормова. При храме работает воскресная школа, директор — Воронина Надежда Федоровна.

Богослужения в соборе в центре Сормово в Нижнем Новгороде совершаются ежедневно:

  • по будням в 8:30 совершается Божественная литургия, в 17:00 – вечерняя молитва.
  • по субботам, воскресеньям и праздничным дням в 6:30 проводится ранняя Божественная литургия, в 8:30 совершается поздняя Божественная литургия, в 17:00 проходит всенощное бдение, а в воскресенье – вечернее богослужение.
  • среда 18:30 – молитва перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»;
  • четверг 13:00 – служба перед иконой Божией Матери «Помощница в родах»;
  • суббота, воскресенье – проходит водосвятный молебен.

А также в храме проводятся:

  • панихиды по субботам после Божественной литургии;
  • Таинство Крещения с понедельника по субботу в 11:00, в воскресенье в 12:00;
  • беседы батюшки перед обрядами Крещения и Венчания: по средам в 18:00 – перед обрядом Венчания, в понедельник и пятницу в 18:00 – перед обрядом Крещения.

Престольные праздники и торжества собора

В приходе чтут и проводят в торжественной обстановке следующие престольные праздники:

  • 19 августа — главный праздник собора — Преображение Господне;
  • 22 мая и 19 декабря – день памяти Святителя Николая Мирликийского, чудотворца;
  • 4 ноября и 21 июля — праздник Казанской иконы Божией Матери;
  • 2 августа — день памяти святого пророка Илии.

Как добраться до церкви

Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Щербакова, 15.

Доехать можно от Московского железнодорожного вокзала (площадь Революции, 2а)

  • автобусами №№ 203, 203-а, 90, 95;
  • маршрутками №№ 319, а-71, т57, т90;
  • троллейбусом № 8 до остановки «Центр Сормова» или «площадь Р. Алексеева» (11 остановок), далее пешком 250 метров до церкви на Щербакова.

Видео об истории собора

Короткое видео, расположенное ниже, позволяет еще раз пройтись по основным вехам истории собора, возведенного в честь Преображения Господня и оценить красоту и уникальность «народного» храма, дважды возрожденного, едва не взорванного в годы лихолетья, но выстоявшего и радующего всех сегодня своей величественностью и неповторимостью.

Читайте также:  Патриарх Кирилл

Спасский Староярмарочный собор

Спасо-Преображенский собор в Нижнем Новгороде, также известный как Староярмарочный, был построен в 1822 году. На сегодняшний день собор является действующим православным собором и старейшим сохранившимся до сегодняшнего дня сооружением знаменитой когда-то Нижегородской ярмарки.

Расписание богослужений в Староярмарочном соборе

Спасский Староярмарочный собор в Нижнем Новгороде открыт для посетителей с 8.00 до 19.00.

Богослужения в соборе проходят ежедневно. В будние дни — в 9.00 и 17.00, в выходные и праздничные дни — в 6.30, 9.00 и 17.00.

История строительства

До 1816 года местом проведения ярмарки был Макарьевский монастырь, расположенный в поселке Макарьево, в 88 км. от Нижнего Новгорода. В 1816 году в Макарьеве случился пожар, сооружения ярмарки сильно пострадали и было принято решение о переносе ярмарки в Нижний Новгород. Территория для обустройства новой ярмарки была выбрана очень обширная и живописная — на стрелке, в месте слияния рек Волги и Оки. В 1817 г. государством были выделены значительные средства для строительства ярмарочного комплекса, доминантой которого должен был стать величественный православный собор.

Руководить возведением новой ярмарки было поручено опытному инженеру-механику и строителю, генералу-лейтенанту Августину Бетанкуру (1758–1824), испанцу по происхождению, несшего службу в Российской империи. По замыслу Бетанкура, новая ярмарка в Нижнем Новгороде должна была стать одной из лучших и прогрессивных торговых площадок европейского уровня. Для строительства главного православного собора Бетанкуром был приглашен знаменитый зодчий Огюст Монферран (1786–1858), архитектор французского происхождения, который в это же время работал в Санкт-Петербурге над проектом Исаакиевского собора.

Датой заложения Спасского Староярмарочного собора считается 1 августа 1818 года, а 5 июля 1822 года был освящен главный престол Спасского Староярмарочного собора. Среди главных святьнь Спасского Староярмарочного собора — иконы с частицами мощей святого князя Александра Невского, предопобного Серафима Саровского, князей Петра и Февронии Муромских, а также икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», икона Нерукотворного Образа Спасителя.

Архитектура

Спасский Староярмарочный собор возведен в строгих традициях классицизма, со всех четырех сторон украшен строгими портиками с колоннами. Парадный южный вход представляет собой четырехколонный портик с двумя отдельностоящими богато украшенными колоннами. Северный притвор состоит из четыреколонного портика, восточная алтарная часть и западный притвор оформлены пилястрами. Пятиглавый, построенный из белого камня, своими строгими линиями собор привлекал внимание современников, сегодня также невозможно пройти мимо этого величественного сооружения, высота которого составляет более 40 метров.

Внутри собор богато украшен согласно классическим канонам. Росписью стен собора занимался российский академик А. В. Ступин. Позднее, эти самые первые росписи были утрачены. Автором первого иконостаса собора стал итальянский мастер Ф. Торричелли. Иконы были выполнены в европейском стиле и сильно отличались от православных. Так, например, на некоторых иконах были изображены обнаженные человеческие фигуры, что является недопустимым для православных верующих. Неудивительно, что первые прихожане собора были удивлены и смущены, многие купцы стали приходить в храм со своими иконами и молились. Ошибку пришлось исправлять, вскоре для собора архитектором В. П. Стасовым (1769–1848) был создан новый иконостас, созданный строго согласно православным канонам.

Староярмарочный собор, как и другие строения ярмарки, был построен в низине. Вскоре после завершения строительства выяснилось, что во время паводков эта местность подвергается сильному затоплению. Весной воды вплотную подступали к ярмарочным сооружениям, зачастую затапливая их. Одним из самых сильных затоплений стал потоп 1849 года, когда, по свидетельствам очевидцев, в Староярмарочный собор можно было заплыть на лодке.

Множество работ было предпринято для укрепления грунта под строениями и спасения их от ежегодного затопления, но безрезультатно. В 1873 году насыпной грунт под зданиями просел и по стенам собора пошли трещины, положение стало весьма серьезным. Однако, решение о сносе здания принято не было, нижегородский архитектор Р. Я. Килевейн и его помощник П. С. Бойцов провели масштабные реконструкционные работы по восстановлению фундамента собора. В 1888 году целостность конструкции здания была успешно восстановлена и Староярмарочный собор был вновь освящен.

После революции 1917 года и закрытия Нижегородской ярмарки собор планировали снести. Но вместо это, в его стенах разместили склад, в соседних с собором зданиях — квартиры. Иконостасы, настенные росписи, колокола и многое другое ценное имущество собора было утрачено.

Ситуация начала меняться только в начале 1990-х годов. В 1991 году Спасский Староярмарочный собор был официально возвращен Нижегородской епархии. Сразу после этого начался ремонт собора, воссоздание его внутреннего убранства, реконструкция стен и куполов.

С апреля 1989 года до сентября 2009 года Спасский Староярмарочный собор выполнял функции кафедрального собора Нижегородской епархии, затем эти функции были возложены на Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского (Новоярмарочный собор), заложенный в 1864 году и освященному в 1881 году. Кстати, Спасский собор получил свое второе название, под которым известен сейчас, Староярмарочный, только после освящения собора Александра Невского, названного Новоярмарочным, то есть в 1881 году.

Спасский Староярмарочный собор на панораме Google maps

Интересный факт: название собора — «Спасский» с одной стороны, является неправомерным, ведь ни один из престолов собора не был освящён в честь Спасителя. Собор получил такое название потому, что официально был «приписан» к Спасо-Преображенскому собору Нижегородского кремля, который, увы, не сохранился сегодня. Ситуация с названиями усложняется еще и тем, что в Нижнем Новгороде существует еще один Спасский собор — Спасо-Преображенский собор, который, во избежание путаницы, сегодня называют Сормовским, по месту его расположения.

На территории, прилегающей к собору сегодня размещаются также крестильная церковь, часовня и небольшая часовня-усыпальница — место захоронения митрополита Нижегородской и Арзамасской епархии Николая (Кутепова). На аллее перед Староярмарочным собором в 2009 г. был установлен памятник ликвидаторам последствии Чернобыльской аварии. Рядом с собором распологается стоящая на земеле звонница из 8 колоколов. Жилая застройка вплотную подобралась к собору, территория рядом благоустроена, есть детская площадка. Обращает на себя внимание контраст торжественного облика собора и почти «спального» района поблизости.

Как добраться

Собор находится в исторической части города, в месте слияния Волги и Оки, недалеко от станции метро «Стрелка», от нее до собора легко дойти пешком. Рядом с собором делает остановку маршрутное такси № 70 (остановка «ул. Бетанкура»). Расположение собора — несколько вдалеке от традиционных туристических маршрутов, в заречной части Нижнего Новгорода, за Главным ярмарочным домом — делает его местом спокойным и тихим.

Из любой точки Нижнего Новгорода до Спасского Староярмарочного собора можно добраться на такси, используя приложения: Яндекс, Максим, Uber, Gett.

На своем или арендованном автомобиле доехать до собора можно максимально комфортно, рядом со входом обустроена большая бесплатная парковка.

Спасский Староярмарочный собор на видео

Спасо-Преображенский собор в Нижнем Новгороде (видео)

Спасо-Преображенский собор в Сормове — храм Нижегородской епархии Русской православной церкви, расположенный в Сормовском районе Нижнего Новгорода на улице Щербакова.

Спасо-Преображенский собор — памятник архитектуры регионального значения. При нём открыты воскресная школа и православный лекторий.

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

Сегодня высокое и массивное здание Преображенского прихода заметно издалека, хотя в последнее время все чаще и чаще раздаются упреки местных жителей Сормова в сторону городских властей в том, что современные застройки (торговый центр и высотные жилые дома) загораживают вид на соборный храм. По этому поводу проводятся митинги местных жителей, которые призывают городские власти навести порядок с застройками и сохранить красоту храма на радость местным жителям, прихожанам и туристам посещающим Сормовский приход.

Здание церкви имеет ширину 30 метров, а с колокольней ширина достигает 47 метров. Церквей такого размера в городе немного. Венчают храм серебристые купола, которые очень красиво смотрятся в сочетании с кирпичными красными стенами, белоснежными полуколоннами и карнизами.

По утрам над сормовскими улицами разносится мелодичный красивый колокольный звон. Здание прихода украшает величественный серебристо-серый купол, вокруг него расположены маленькие полукупола по четырем сторонам. Фасад здания украшают двойные белые пилястры, расположенные между окнами. Выступы стен храма покрашены белым цветом, оконные стекла имеют голубой оттенок и очень гармонично сочетаются с серебристо-серой окраской куполов.

Внутреннее убранство

Величественный Сормовский Спасо-Преображенский собор заслуженно считается одним из красивейших храмов Нижегородской области, таких храмов в неовизантийском стиле в России построено всего три. Как уже упоминалось выше, он является действующим православным каменным приходом.

В приходе устроено четыре придела:

  • Главный возведен в честь Преображения Господня (отмечается 19 августа);
  • Нижний — в честь пророка Божия Илии (празднуется 2 августа);
  • Южный выполнен в честь святителя Николая Чудотворца (19 декабря);
  • Северный — в честь Казанской иконы Божией Матери (4 ноября).

Внутреннее помещение церкви поражает воображение своим богатым убранством и прекрасной росписью сводов. Колонны церковного храма, стены и пол облицованы искусственным мрамором белого цвета. Резные детали интерьера придают внутреннему облику собора воздушность и легкость.

Основными святынями в Спасо-Преображенской церкви считаются иконы:

Чудотворная икона Николая Чудотворца является одним из наиболее чтимых православных образов Святых. К его образу обращаются верующие с молитвой в различных трудных жизненных ситуациях, и, как утверждают, при искренней просьбе и раскаянии Николай Чудотворец непременно приходит на помощь нуждающимся.

  • Образу Владимирской Иконе Божией Матери всегда молились о сохранении страны, о помощи в защите от любых врагов. К этой иконе обращаются во время различных бедствий и просят о помощи в исцелении тела и духа от многих болезней.
    Богородица помогает примирить враждующих людей, смягчает человеческие сердца, помогает принять верное решение, укрепляет веру человека в Бога.
  • Архитектурные особенности собора

    Проект крестовокупольного собора разработал городской архитектор Павел Петрович Малиновский. В 1903 году он переехал работать в Москву, поэтому достраивать собор пришлось архитектору В.А. Косову – одному из проектировщиков Храма Христа Спасителя в Москве.

    Храмовая колокольня расположена ниже главного купола. Такое нарушение общепринятых канонов было сделано намерено, чтобы подчеркнуть возвышенное положение центральной части собора и устремленность всего строения к небу. Своды купола сделаны по последнему слову строительных технологий начала прошлого века – с использованием железобетонных конструкций.

    Сегодня высокий и массивный храм заметен издалека. Он имеет ширину 29,9 м, а с помещением колокольни ширина достигает 46,9 м. Главный купол поднимается до креста на высоту 12-ти этажного дома (42,7 м). Церквей такого размера в городе немного. Храм имеет серебристые купола, которые очень красиво смотрятся в сочетании с красно-кирпичными стенами, белоснежными полуколонами и карнизами.

    История

    Спасо-Преображенский собор в советское время. На переднем плане — кинотеатр «Сормовский»

    Для быстро разраставшихся в Сормове заводских посёлков близ Сормовского завода в 1882 году была возведена церковь в честь благоверного князя Александра Невского. Однако Сормово продолжало разрастаться: к концу XIX века на заводе работало более 10 тысяч человек, и маленький храм уже не мог вместить всех желающих, особенно по праздникам. года попечители церковно-приходских школ Сормовских заводов приняли решение приступить к составлению проекта нового храма. Строительство собора по проекту архитектора Павла Малиновского было одобрено. года для возведения в Сормове собора был учрежден специальный строительный комитет под председательством Ф. А. Фосса, а среди рабочих по цехам начался сбор пожертвований.

    года состоялась торжественная закладка фундаментов храма. В 1905 году был освящён главный престол.

    Храм был рассчитан на посещение более двух тысяч прихожан, но позже вместимость ещё увеличили. Внутри главного храма установили шестиярусный резной иконостас, который вверху увенчали восьмиконечным кованым крестом, а к Царским Вратам из моленного зала вели семь мраморных ступеней. В комплекс зданий помимо собора, входят дом причта, крестильня, несколько хозяйственных построек.

    В 1927 году собор был закрыт, с него снята кровля и конфискована церковная утварь. Первоначально храм решено было взорвать, однако, в нём был открыт детский дом культуры, а позже созданы склад и холодильник. Лишь в 1990 году храм был возвращён Русской православной церкви и позже отреставрирован.

    Расписание богослужений

    Настоятелем прихода является иерей Александр Копейкин, страшим священником — протоиерей Николай Савушин. Клирики прихода осуществляют попечительскую деятельность в детских садах и школах Сормова. При храме работает воскресная школа, директор — Воронина Надежда Федоровна.

    Богослужения в соборе в центре Сормово в Нижнем Новгороде совершаются ежедневно:

    • по будням в 8:30 совершается Божественная литургия, в 17:00 – вечерняя молитва.
    • по субботам, воскресеньям и праздничным дням в 6:30 проводится ранняя Божественная литургия, в 8:30 совершается поздняя Божественная литургия, в 17:00 проходит всенощное бдение, а в воскресенье – вечернее богослужение.
    • среда 18:30 – молитва перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»;
    • четверг 13:00 – служба перед иконой Божией Матери «Помощница в родах»;
    • суббота, воскресенье – проходит водосвятный молебен.
    Читайте также:  Псалом 108 «Отмщение врагам»

    А также в храме проводятся:

    • панихиды по субботам после Божественной литургии;
    • Таинство Крещения с понедельника по субботу в 11:00, в воскресенье в 12:00;
    • беседы батюшки перед обрядами Крещения и Венчания: по средам в 18:00 – перед обрядом Венчания, в понедельник и пятницу в 18:00 – перед обрядом Крещения.

    Современное состояние собора и режим посещения

    Сормовский собор – действующий православный храм. Его центральный престол посвящен Преображению Господню. Кроме того, здесь есть приделы иконы Казанской Божией Матери и пророка Илии.

    Церковные службы проходят в будние дни — в 7.00 и 17.00, а по воскресеньям и праздникам – в 6.00 и 16.00. По утрам улицы Сормовского района оглашаются красивыми церковными звонами.

    Фрагмент фасада Спасо-Преображенского собора

    При соборе работает воскресная школа, созданная для детей прихожан, а по вторникам с 17.00 до 20.00 в храме открыт православный лекторий для верующих. Престольные праздники здесь отмечают 21 июля, 2 и 19 августа, а также 4 ноября.

    Спасо-Преображенский собор

    Официальный приходской сайт

    Контактная информация

    • Статус собора: собор
    • Статус: действующий
    • Язык богослужений: церковнославянский
    • Расписание богослужений (общее кратко): Богослужения в храме совершаются ежедневно.
    • Настоятель: иерей Александр Фёдорович Копейкин
    • Престольные праздники:
      • Преображения Господня – Август 19 [по н.с.]

      19 августа – Преображение Господне, 4 ноября и 21 июля Казанской иконы Божией Матери, 2 августа – святого пророка Илии,
      22 мая и 19 декабря – Святителя Николая Мирликийского, чудотворца

    • Краткая историческая справка: Храм каменный, четырехпрестольный:

      Главный престол — в честь Преображения Господня, (19 августа).

      — в честь Казанской иконы Божией Матери, (21 июля, 4 ноября)
      — в честь пророка Илии в подцерковье, (2 августа).
      — в честь Святителя Николая Мирликийского, чудотворца, (22 мая и 19 декабря)

      19 августа — Преображение Господне;
      22 мая и 19 декабря – Святителя Николая Мирликийского, чудотворца
      4 ноября и 21 июля — Казанской иконы Божией Матери;

      2 августа — святого пророка Илии.

      Архитектор — Петр Малиновский.

      Главный престол освящен 27 ноября 1905 года.

      В период бурного развития промышленности в России в XIX веке на прилегающих к Нижнему Новгороду Балахнинских землях, у древней деревни Сормово, в 1849 году была создана Машинная фабрика буксирного и завозного судоходства. На ее основе со временем вырос гигант современной отечественной промышленности Сормовский завод.

      Для быстро разраставшихся в Сормове заводских поселков в 1882 году была возведена церковь в честь св. блгв. кн. Александра Невского. Церковь строили быстро: 24 апреля заложили первый камень в ее основание, а 30 декабря того же 1882 года освятили.

      В последние годы XIX века в 155 производственных корпусах Сормовских заводов работало 10748 рабочих, служащих и инженеров. Старая церковь не могла вместить всех верующих, особенно по праздникам. Поэтому 29 марта 1898 года попечители церковно-приходских школ Сормовских заводов приняли решение приступить к составлению проекта нового храма.

      Разработку его планов-фасадов поручили нижегородскому зодчему Петру Малиновскому. 17 декабря 1899 года для возведения в Сормове собора был учрежден специальный строительный комитет под председательством Ф. А. Фосса, а среди рабочих по цехам начался сбор пожертвований.

      Через полгода был подготовлен не только проект собора, но и собраны необходимые для начала работ средства. Было получено разрешение на строительство собора, и 8 сентября 1900 года состоялась торжественная закладка фундаментов храма.

      Храм был рассчитан на 2000 прихожан, вместе с хорами — на 2250 человек. Но потом решено было расширить церковь, устроив дополнительный престол в подцерковье. В консисторию были представлены и новые планы-проекты Петра Малиновского. Обоснование оказалось вполне аргументированным и возражений на учреждение дополнительного престола не последовало.

      К осени 1903 года здание собора было полностью отделано. Внутри главного храма установили необычной композиции шестиярусный резной иконостас, увенчанный вверху восьмиконечным кованым крестом. К царским вратам из моленного зала поднимались семь мраморных ступеней солеи.

      Потоки верхнего света и величественный, поблескивающий позолотой на общем фоне белизны стен, устремленный ввысь иконостас производили на каждого поистине неизгладимое впечатление.

      Главный престол собора в честь Преображения Господня был освящен 1 октября 1903 года, а 9 октября — в сводчатом подцерковье — освятили храм в честь святого пророка Илии. Образ собора вместе с оригинальной столбовой звонницей и кирпичной узорочной оградой, а также интерьеры храма зафиксировал тогда нижегородский фотохудожник М. П. Дмитриев.

      В своем первозданном виде собор простоял всего два десятилетия. В 1927 году постановлением Нижгубисполкома деревянная звонница была сломана, колокола конфискованы. С храма содрали железную кровлю. В 30-е годы собор хотели взорвать, но потом было решено превратить его во Дворец труда.

      Однако этим планам не суждено было сбыться. В 1934 году храм закрыли и в нем разместился детский Дом культуры, а потом склад. В сводчатом поцерковье, которое было изуродовано многочисленными перегородками, был оборудован холодильник.

      В конце 80-х годов здание настолько обветшало, что стало живым укором властям. В 1998 году началась реставрация собора, которую проводил высотно-реставрационный кооператив «Эдельвейс». В 1990 году храм было решено передать верующим.

      Первые средства на восстановление храма вносили верующие. Первая Божественная литургия в приделе Николая Чудотворца состоялась на Пасху 1991 года и совершаются ежедневно. В следующем году началось восстановление иконостасов и резных деталей интерьера по фотографиям и чертежам, сохранившимся в архивах.

      Со временем были освящены главный престол в честь Преображения Господня, приделы в честь Казанской иконы Божией Матери и пророка Илии в подцерковье.

      Одновременно велись работы по благоустройству территории вокруг храма, строительству ограды, ремонту дома причта, в котором разместились воскресная школа, крестильня, трапезная.

    Спасо-Преображенский собор – «копеечный» храм в Сормово

    Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, улица Щербакова, 15А
    Начало строительства: 1898 году
    Окончание строительства: 1900 году
    Архитектор: Малиновский П.П.
    Координаты: 56°20’59.9″N 43°52’19.3″E

    Величественный собор в Сормовском районе – одна из красивейших нижегородских достопримечательностей и охраняемый государством историко-архитектурный памятник. Этот храм поднимает свои купола ввысь уже более столетия. Построенный на рубеже XIX и XX веков, он простоял всего два десятка лет. Потом пришли годы, когда собор находился в большом запустении. В 1990-е годы ситуация изменилась, и наступил долгожданный период восстановительных и реставрационных работ. Сегодня сормовский собор предстает перед горожанами и гостями Нижнего Новгорода во всей красе.

    Общий вид на Спасо-Преображенский собор

    История храма

    В наши дни Сормовский район – это часть города. А в XIX веке небольшая деревня Сормово располагалась на нижегородских окраинах. Интенсивное развитие здесь началось в середине XIX века, когда разрозненные мастерские слились в единое производство – «Машинную фабрику буксирного и завозного судоходства». Шло время, и она переросла в настоящий промышленный центр – Сормовский судостроительный завод. На его производствах работало более 10,5 тыс. человек, и Нижний Новгород имел возможность разрастаться, во многом благодаря этому предприятию.

    На пожертвования рабочих из заводских поселков сначала возвели церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского. Ее строительство не заняло многого времени и завершилось в декабре 1882 года. Однако, небольшой храм, особенно в выходные и праздничные дни, не был в состоянии вместить всех, кто пришел для молитвы. Именно по этой причине через шесть лет попечители принадлежащих судостроительному производству церковно-приходских школ решили построить в Сормово новый храм и посвятить его христианскому празднику Преображения. Для урегулирования всех административных вопросов и сбора пожертвований создали специальный строительный комитет, председателем которого был избран известный российский промышленник и инженер Федор Фосс, а благословил строительство Нижегородский епископ Владимир.

    Новый собор также возвели на средства сормовских рабочих. И среди местных жителей этот храм долгое время называли «копеечным», так как они выделяли для стройки по одной копейке с каждого рубля своей зарплаты.

    Для нового собора потребовалось более 2,5 млн. кирпичей. А одиннадцать колоколов для храмовой звонницы отлили ярославские мастера. Чтобы не снижать качество каменной кладки, собор строили только когда было тепло – в течение трех летних сезонов, а зимой стройку приостанавливали.

    Вид на северо-восточный фасад собора

    Большой сормовский собор мог вмещать около 2000 прихожан одновременно. Отделку внутренних интерьеров удалось завершить в 1903 году, а спустя еще два года, прошло освящение главного соборного престола. Внутри собора поставили огромный шестиярусный вырезанный из дерева и золоченый иконостас с красивым кованным крестом наверху. К алтарю из просторного зала для молящихся вели ступени солеи, сделанные из мрамора. Храм был очень красив, и в 1903 году его внешний вид и богатые интерьеры запечатлел на снимках известный нижегородский фотограф Максим Петрович Дмитриев.

    После революции 1917 года с новой властью в стране пришло другое отношение к церкви. В 1927 году по решению Нижегородского губернского исполкома деревянную звонницу разрушили, а колокола с нее конфисковали. С собора сняли всю металлическую кровлю и намеревались его взорвать. Однако потом власти города приняли решение превратить культовое здание во Дворец труда. Но на реализацию этих планов средств не хватило, поэтому в 1934 году в бывшем храме сначала разместили Дом культуры для детей, а потом стали использовать помещения под склады для медикаментов и продуктов. Сводчатое подцерковье уродливо перегородили и сделали внутри него холодильник для хранения рыбы.

    Последующие пятьдесят лет о храме никто не заботился, и он сильно обветшал. Огромный собор стоял в центре Сормово, словно немой укор властям. Реставрационные работы храма провели впервые только в 1987 году.

    Спустя три года сормовский собор вернули верующим, и началось его новое рождение. Деньги на ремонт и восстановление интерьеров собирали как и много лет назад – по копейке. Многие нижегородцы отдавали в храм хранимые в семьях иконы и добровольно трудились на стройке. Реставрацией иконостасов занимались специалисты, используя старые фотоснимки и архивные чертежи. Параллельно с восстановлением собора прихожане и строители благоустраивали прихрамовую территорию, возводили ограду и ремонтировали дом притча, в котором оборудовали помещения трапезной, крестильни и воскресной школы. Первая церковная служба в сормовском соборе прошла в 1991 году – в дни празднования Пасхи. А к своему столетию (2005 г.) храм стоял уже полностью отреставрированный.

    Купола Спасо-Преображенского собора

    Архитектурные особенности собора

    Проект крестовокупольного собора разработал городской архитектор Павел Петрович Малиновский. В 1903 году он переехал работать в Москву, поэтому достраивать собор пришлось архитектору В.А. Косову – одному из проектировщиков Храма Христа Спасителя в Москве.

    Собор в Сормово возведен в традициях редкого для России псевдовизантийского стиля с элементами эклектики. Подобных церквей на территории нашей страны всего три – в Новом Афоне, в Санкт-Петербурге и Волгограде. Искусствоведы считают, что прообразом сормовского храма стал софийский собор, посвященный Александру Невскому.

    Храмовая колокольня расположена ниже главного купола. Такое нарушение общепринятых канонов было сделано намерено, чтобы подчеркнуть возвышенное положение центральной части собора и устремленность всего строения к небу. Своды купола сделаны по последнему слову строительных технологий начала прошлого века – с использованием железобетонных конструкций.

    Сегодня высокий и массивный храм заметен издалека. Он имеет ширину 29,9 м, а с помещением колокольни ширина достигает 46,9 м. Главный купол поднимается до креста на высоту 12-ти этажного дома (42,7 м). Церквей такого размера в городе немного. Храм имеет серебристые купола, которые очень красиво смотрятся в сочетании с красно-кирпичными стенами, белоснежными полуколонами и карнизами.

    Современное состояние собора и режим посещения

    Сормовский собор – действующий православный храм. Его центральный престол посвящен Преображению Господню. Кроме того, здесь есть приделы иконы Казанской Божией Матери и пророка Илии.

    Церковные службы проходят в будние дни – в 7.00 и 17.00, а по воскресеньям и праздникам – в 6.00 и 16.00. По утрам улицы Сормовского района оглашаются красивыми церковными звонами.

    Фрагмент фасада Спасо-Преображенского собора

    При соборе работает воскресная школа, созданная для детей прихожан, а по вторникам с 17.00 до 20.00 в храме открыт православный лекторий для верующих. Престольные праздники здесь отмечают 21 июля, 2 и 19 августа, а также 4 ноября.

    Как добраться

    Собор находится в Сормовском районе города, на улице Щербакова, 15А. Подъехать к нему можно на автобусах и маршрутных такси (остановки «Центр Сормова» или «Площадь Р. Алексеева»).

    Ссылка на основную публикацию