Софроний Сахаров

Православная Жизнь

Архимандрит Софроний (Сахаров) основал свой удивительный монастырь в английской глубинке, недалеко от Колчестера, древней столицы Британии, где, по преданию, родился святой император Константин.

Воспитан в России, уехал в эмиграцию. Талантливо писал картины. С детства был православным, однако в зрелые годы увлёкся восточными религиями и семь лет искал истину в индуистком абсолюте, медитациях и самосовершенствовании, как он его понимал.

На седьмой год неожиданно пережил явление Христа как Бога, которое совершилось не видимым образом, но в душе. и с этого момента он снова становится православным христианином. Однако будучи талантливым художником и умным человеком не думал, что сможет удовлетворить в христианстве запросы своей души.

Так ему казалось до тех пор, пока на Афоне он не встретил святого старца Силуана Афонского. Софроний был поражен способностью Силуана жалеть и любить. Он становится его учеником, а через время, после смерти старца, и сам становится наставником множества людей и целителем душ тех, кто к нему приходил. А ехали к нему со всего мира. Самое важно в старце, даже не то, что по его молитвам Бог творит чудеса, но то, что он есть. А если на земле живёт человек небесной любви, значит, небо живо и действенно в нашем мире. А если это так, то, у людей всегда есть путь к свету, в независимости о того, идёт ли кто по этому пути, или нет.

Старцы дают пережить Церковь как вселенское явление, перерастающее приходы, народы, страны. Они дают дышать всей полнотой церкви, жить полнотой православия — всей планеты и всех эпох, а не только своей поместной церкви, епархии, своего века.

Старцы, как Софроний Сахаров, принимают всех приходящих к ним, помогая каждому осознать себя человеком церкви, соединяющей всю вселенную, ибо именно таково православие на самом деле.

Господь действует через всех людей, но желает действовать через тех, кто открывается Его мудрости и красоте.

В 1958 году, за день до того, как старец Софроний и его духовные чада подали документы о переезде из Франции в Англию, в английском парламенте рассматривался закон об эмигрантах. Консервативная партия требовала полностью запретить допуск в страну бедняков, чтобы те не мешали своим присутствием росту экономики. Тогда кто-то из парламентариев сказал, что если бы завтра в Англию хотели въехать 12 апостолов, то из них это смог бы сделать только Иуда Искариот, потому, что у него был денежный ящик.

А на следующий день министр внутренних дел и вправду получил прошение на въезд. от отца Софрония. Памятуя вчерашний разговор в парламенте, министр разрешил старцу с общиной поселиться в Англии.

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…» И мы никогда не знаем, сколько добрых деревьев прорастает из посеянных нам семян доброты. Колоссальная мудрость Божия каждый раз проявляется победоносно и просто. И эта простота бы очень пригодилась в доверии людей Господу. По Пастернаку такая простота доверия небу «всего нужнее людям, но сложное понятней им. »

Встретивший Христа, в Евангелии ли, в Литургии ли, в молитве иль в красоте, и смотрящий на Его церковь через Евангелие, молитву, Литургию и жизнь святых, праведников, старцев, никогда не примет за подлинность всю ту ложность, которую во все века разнообразные формалисты, умники, бюрократы и внешние по отношению к глубине люди пытались выдавать за что-то церковное.

Подобно тому, как юный Аверинцев, сидя за партой ВУЗа, в СССР слышал, что нужно идти на компромисс с совестью, так как «все так делают», и отвечал в своём сердце – «а Сократ так не делал».

Так и для многих наших современников имена старцев Дионисия Каламбокаса, Эмилиана Вафидиса, Иосифа Исихаста, Ефрема Филофейского, Амфилохия Патмосского, Нектария Эгинского, Паисия Афонского, Порфирия Кавсокаливита, Софрония Сахарова и им подобных, означали, что церковь – есть Царство Троицы и к ней принадлежит не игра в христианство, не фарисейство, бюрократия, безразличие и формализм, но лишь только то, чего вправду касается на земле Дух Святой и что открыто Его высокому и святому прикосновению.

Митрополит Иларион (Алфеев) вспоминает о своих встречах со старцем Софронием, учеником святого Силуана Афонского: «Мое желание учиться в Оксфорде он горячо одобрил. Ему вообще было свойственно уважительное отношение к богословскому образованию: всех своих монахов он посылал в различные богословские учебные заведения. Отец Софроний считал, что в наше время всякий монах и священнослужитель должен быть высокообразованным человеком».

Так поступает, конечно, не только старец Софроний, но и другие современные подвижники. Например, старец Дионисий Каламбокас всех своих монахов посылает получать разнообразные, соприродные людям высшие образования: от физика до филолога и от математика до врача. И он же всегда радуется творчеству и образованию своих чад.

Ведь подвижники всех веков всегда знают, что ни формализм ни невежество никогда не были включены в наследие святых отцов. И, конечно – вся красота мира, культуры и жизни в восприятии отцов принадлежит христианам, а само христианство, открываемое подвижниками, радостное и ликующее, мудрое, детское и пасхальное, эльфийское и хоббитское одновременно – всегда куда полнее и шире, чем кажется всевозможным формалистам от веры, сверяющим Благую Весть со своими, на свой вкус придуманными катехизисами, согласно которым о вере и радости говорят те, кто не знает ни веры ни радости!

Радость всегда была знаком обретаемой настоящести и свидетельством (неочевидным для неофитов и людей формы), что путь человека ко Христу верен.

Так, однажды, некий европеец путешествовавший по православным монастырям, спросил отца Софрония: «Почему вы весь день смеётесь?» и старец ответил: «Потому что мы всю ночь плачем. »

Бог хочет, чтобы мы на опыте знали радость, иначе будет непонятно в чём же тут блаженство. Человек, не изменивший свой ум, не может этого понять. Одна женщина, услышав чтение евангельских блаженств, сказала владыке Антонию Сурожскому: «если такие у вас блаженства, то я их не хочу. Я в жизни и так достаточно настрадалась».

Мир не знает радости и предлагает нам удовольствия: покоя, безопасности, денег, вещей, развлечений. Но не радости.

Отец Софроний говорил, что в начале просто читал Евангелие, а потом на опыте узнал какая бытийная реальность стоит за каждым евангельским словом.

Люди, не понимающие сути дела нередко спрашивают с издёвкой: «Неужели вы всерьёз думаете найти все ответы у святых отцов?». Но дело в том, что когда мы встречаем живого старца – такого как Дионисий Каламбокас, Иоанн Крестьянкин или Софроний Сахаров – мы в его лице видим того человека, который способен на всё в мире, всякую проблему современности, – смотреть верным, небесным, божественным взглядом, давая и нам посмотреть на вопрос или ситуацию с неба. То же самое небесное зрение обретаем и мы – если вправду восходим к святоотеческому восприятию мира.

Собственно по этому критерию и формируется предание церкви – когда мы видим, что Дух Святой, звучащий в подвижнике, это тот же самый Дух, что звучал и в древних святых отцах. Ведь предание – это Дух Святой, действующий в церкви. И лишь благодаря этому действованию мы можем определить на вкус добро и зло со всеми возможными оттенками этих явлений. А старцы, такие как отец Софроний (Сахаров) – это эксперты в данной области определения добра и зла.

Отец Софроний был крайне уважаем во всём мире. К нему как к учителю относились другие старцы, такие как Илий Ноздрин, Зосима Сокур, Иоанн Крестьянкин, его любили и чтили такие подвижники как Эмилиан Вафидис. И все они узнавали в его опыте опыт Духа, который знали и они. В этом единстве восприятия – непрерывность традиции христианства. И вся эта традиция – всегда живая и творческая. Она не есть бесконечное повторение старого и изученного, но способность всякий раз умножать красоту неповторимым образом, созвучным, однако, всей прежде созданной красоте.

Осип Мандельштам говорил об этом, что у всякой настоящей книги нет обложки с автором. В том смысле, что одна и та же благодать живит все высокие строки. Так со стихами и так со старцами. Ведь старцы – это поэты христианства, как и поэты – есть литературные старцы. А дело и там и тут в одном и том же Духе Святом, причастие Которому и образует предание.

Потому святой Иустин Сербский говорил, что каждый настоящий христианин продолжает Предание церкви самим собой. Всякое наше доброе дело, светлая мысль, всякая победа над злом – есть по святому Иустину продолжение Евангелия, ведь Евангелие продолжается нами.

Старцы, как и поэты, возвращают жизни её подлинное значение, дают посмотреть глубже страданий, заглянуть за печаль и переживаемые трудности, и увидеть во всём мудрость Божию. Ту мудрость, которая ведёт всех добрых людей к счастливому концу. Но, идя путями этого мира, находясь, пользуясь средневековым образом – на тропинках леса переплетающихся ветвей, закрывающих от нас свет солнца, людям далеко не очевидно, что Господь знает, что делает. И здесь нужны особые встречи с людьми высочайшего сердца, которые дают другим пережить драгоценнейшее из знаний, что Господь достоин доверия, и что высшие силы всегда сражаются на нашей стороне.

Старцы, как и поэты, раздвигают человеческое восприятие, расширяют сердце, чтобы все могли, по выражению Агаты Кристи, довериться поезду нашего мира «Ведь его ведёт милосердный Бог». Мы слишком мало знаем о драгоценности своей жизни, но рядом с такими людьми как отец Софроний это понимание оказывается явным, и сам воздух звенит тогда от присутствия Господня и того неслыханного чувства, что теперь то всё обязательно окончится хорошо! Потому люди так счастливы, когда оказываются рядом со старцами. Моя жена общаюсь со старцем Дионисием Каламбокасом говорила, что сердце её тогда обретает крылья. А когда мне случалось передавать советы старца людям, живущим в разных городах, то те отвечали, что, когда они слышат такие слова, то пространство комнаты, где они находятся, словно бы расширяется и наполняется светом. И это действительно так. Потому что Бог есть свет, и всё, чего Он касается, становится светоносным: и наши жизни и мир вокруг и наш труд.

Архимандрит Софроний (Сахаров) писал, что «Всякая внешняя форма – ниже замысла Божия о человеке».

Но люди любят именно эту внешнюю форму, потому что она избавляет их от труда, давая взамен предписания. Но в том то и дело, что всё высокое и настоящее (а церковь в своих высотах вся состоит из высокого и настоящего) предписать невозможно. Так, не могут быть предписаны благодать, поэзия, радость, ликование, удивление, ощущение мира как сказки Господней. Зато человеку можно сообщить ряд правил и постановлений, которые ему будут казаться чем-то вроде адекватной замены богообщения. И не случайно Достоевский в романе «Братья Карамазовы» выводит злобного и дикого инока Ферапонта, к которому тянутся люди, потому что все они принимают его мрачность и суровость за величие духа. Он противоположен другому герою того же романа – старцу Зосиме, подлинно благодатному подвижнику, сияние которого доступно лишь только созвучным Духу, а все остальные проходят мимо него без внимания.

И в этом созвучии человека Духу Святому – всё дело, без этого общего звучания человек не становится настоящим, а лишь только год за годом повторяет привычные действия в храме, оставаясь всё так же пустым и серым и внутри и снаружи.
Рассказывают, что как-то в храм, где служил святой Алексей Мечев, зашла молодая симпатичная девушка и стала у подсвечника. На неё тотчас налетела старуха и закричала:

– Отойди! Это моё место!
– Как это «моё»? – не поняла девушка.
– Я тут уже 25 лет стою́! – раскричалась старуха.
А святой Алексей, услышав это, вздохнул и заметил:
– Надо же! За 25 лет так ничему и не научилась…

Старец Софроний говорил, что люди, чтоб приблизиться к Богу, должны сойти с общего для всех банального пути формализма. Ведь Господь к каждому подходит по своему и каждого растит особо. Дело в том, чтобы нам это было драгоценно, чтобы христиане не превращались в общество любителей акафистов и молитв ко Причастию, а стали теми, кто ощущает Господне присутствие в мире и сердце, и потому может свободно «Любить Бога и делать, что хочет».

Навече ́ рие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Историческое содержание

  • “Возсия мирови свет разума” (Заметки в Сочельник о некоторых традициях)В. Кутковой
  • Навечерие праздника Рождества Христова и его богослужебные особенностисхиархим. Иоанн (Маслов)

Ка­нун празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва – 24 де­каб­ря – на­зы­ва­ет­ся Навече́рием празд­ни­ка. Обы­чай со­вер­шать На­ве­че­рие пе­ред празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­сто­ва, несо­мнен­но, древ­ний. Это вид­но из то­го, что уже в IV ве­ке бы­ло опре­де­ле­но, как празд­но­вать На­ве­че­рие, ес­ли оно слу­чит­ся в день вос­крес­ный (Фе­о­фил Алек­сан­дрий­ский, прав. 1).

Читайте также:  Молитва святой Анастасии Узорешительнице об освобождении из тюрьмы заключенных

Ес­ли На­ве­че­рие слу­чит­ся в сед­мич­ный день, кро­ме суб­бо­ты и вос­кре­се­ния, то в этот день утром со­вер­ша­ют­ся Ве­ли­кие (или Цар­ские) ча­сы и за­тем ве­чер­ня с ли­тур­ги­ей свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го.

Как пра­виль­но про­ве­сти Рож­де­ствен­ский со­чель­ник?

Протоиерей Дионисий Свечников

6 января – Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник – последний и особый день Рождественского поста. Особенность сочельника проявляется как в постной традиции, так и в богослужебной.

Какое богослужение совершается в Рождественский сочельник?

Богослужебными особенностями сочельника, если он не выпадает на субботний или воскресный день, являются чтение Царских часов, восьми паремий на вечерне, и соединение вечерни с литургией. Царские часы совершаются трижды в году: в навечерии, т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в Великую пятницу. Они называются «царскими» потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Царские часы, сохраняя структуру обычного прочтения часов, имеют особенность – дополняются стихирами, паремиями, прокимнами, а также чтением апостольских посланий и Евангелия. Вслед за чтением часов и изобразительных начинается вечерня. Так сложилось, что в современной практике вечерня совершается не вечером или во второй половине дня, а утром, соединяясь с литургией. На вечерне читаются восемь (вместо трех обычных) паремий, раскрывающих суть праздника Рождества. Бывает литургия свт. Василия Великого. После окончания литургии на середине храма, перед иконой Рождества Христова, совершается славление – поются тропарь и кондак, особые торжественные песнопения, посвященные празднику.

Как поститься в сочельник?

Существует обычай не вкушать пищи до появления на небосклоне первой звезды, в память явления волхвам путеводной звезды. Однако, этот обычай никак не отражен в уставе, который предписывает в этот день строгий пост до окончания вечерни, когда на середину храма выносится свеча, символизирующая Вифлиемскую звезду. Вкушать пищу можно после окончания вечерни. Существует и традиционное блюдо, которое подают к столу в сочельник. Это сочиво (или коливо) – размоченные или вареные зерна пшеницы, ржи, овса или других злаков, с добавленным медом, сухофруктами. Как полагают, само название «сочельник» происходит от «сочиво». Однако, вкушение сочива не является обязательным, каждый может по мере сил и возможностей вкусить иную постную пищу.

Можно ли в этот день строго поститься, не вкушая вообще никакой пищи?

Церковь не требует от своих чад такого усердия. Тем более, что сочельник, хоть и не является праздничным днем, но имеет определенные атрибуты праздника, о которых было сказано выше – появление «звезды» на центре храма и славление – пение праздничных песнопений. Будет нелогичным причаститься за Божественной литургией, пропеть радостные рождественские песнопения и уйти домой поститься дальше. Физические силы необходимо подкрепить, поскольку предстоит еще и ночное Рождественское богослужение – всенощное бдение и литургия. А вот после этой службы уже можно вкушать праздничную скоромную пищу. И если не кушать до этого момента, то можно сильно перегрузить организм и вместо радости праздника получить проблемы с желудком или кишечником. Поэтому не стоит создавать свой устав, лучше следовать общепринятому.

Можно ли гадать в Рождественский сочельник?

Ни в сочельник, ни на Святках, ни в какое-либо другое время гадать нельзя! «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19,26) – сказано в Священном Писании. Этот прямой запрет игнорируют те, кто занимается богопротивным делом в святые дни, думая, что это всего лишь народная забава. Гадание – это вовсе не забава, а обращение к злым духам за помощью. Последствия у такого занятия могут быть самые непредсказуемые, а цена за «открытое будущее» самая неожиданная. То, что преподносится как народная традиция, вроде сжигания чучела на масленицу, имеет языческие корни, а у язычества с верой в Бога нет ничего общего. Например, колядки – это народное творчество также имеет языческие корни и не имеет ничего общего с славлением Христа на Рождество. На Стоглавом Соборе (1551 г.) отмечалось: “В Навечерии Рождества Христова мужи и жены и дети в доме и по улицам отходя и водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными”. Колядовщики наряжались всякой нечистью, одевали языческие маски, ходили в таком виде по дворам и пели. Люди не пускали их в дом, старались откупиться на улице. А вот славильщиков, тех, кто прославлял Новорожденного Христа церковными гимнами и праздничными песнопениями, с радостью в дом пускали и угощали. Нынче же благообразные рождественские песнопения почему-то стали именовать колядками, ссылаясь на «народное творчество». Происходит подмена понятий – вроде бы песнопения христианские, рождественские, а обозначаются языческим понятием «колядки». Также и с гаданием – бесовское занятие, а гадать предлагается в сочельник и на Святки. Так незаметно лукавый проникает в самое святое и творит свои козни. Православным христианам должно держаться от этого подальше и вразумлять тех, кто по незнанию или неосторожности попадает в бесовские сети.

Почему рождественская Литургия служится ночью?

Этому есть две причины. Первая – это делается в воспоминание того, что Христос родился ночью. На ночном небе была явлена Вифлиемская звезда. Среди ночи ангелы явились пастухам и возвестили о рождении Богомладенца, Которому они пришли поклониться. И вторая причина – церковный богослужебный устав, который берет свое начало от уставов древних монастырей. Там богослужение в канун праздника совершалось ночью. Служба, которая начинается ночью и заканчивается к рассвету, представляющая их себя совмещение вечерни и утрени, именуется всенощным бдением. После всенощного бдения совершается Божественная литургия. В современной приходской практике, которая отлична от древней монастырской, всенощное бдение совершается с вечера, а Божественная литургия – утром. И лишь на некоторые праздники, один из которых – Рождество Христово, всенощное бдение и литургия совершаются ночью.

На какую службу лучше пойти: ночью или утром в сам день Рождества?

Если есть возможность пойти на ночное богослужение, то стоит сделать это. Ведь Рождество Христово бывает раз в году, а ночные службы можно посчитать по пальцам одной руки. Но если нет возможности попасть на ночную службу, то не стоит расстраиваться, утром во многих городских храмах совершается вторая, поздняя литургия. Однако, это возможно только на приходах где служит, как минимум, два священника. Православный священник имеет право совершать только одну литургию в сутки. Поэтому, если на приходе всего один священник, служба совершается ночью, и есть желание причаститься на праздник за праздничной литургией, то это можно сделать только на ночном богослужении. Есть приходы, в основном отдаленные и малочисленные, куда священник приезжает только на праздники и бывает это, как правило, утром. На таких приходах участие в праздничной службе возможно лишь по приезде священника.

Сколько длится евхаристический пост (пост перед Причастием), если причащаться ночью?

Литургический (евхаристический) пост, или пост перед причащением заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество Христово) можно руководствоваться определением Св. Синода от 1968 года о посте накануне Литургии Преждеосвященных Даров, определённом не менее 6 часов. Для больных людей, чья болезнь требует особого режима питания и приема лекарств, а также беременных и кормящих женщин эта мера может быть изменена. Для младенцев и людей с острыми хроническими заболеваниями, требующими неопустительного приема пищи или лекарств, требования евхаристического поста могут вовсе не применяться. Все эти послабления лучше согласовать со священником заранее. Однако, если есть острая необходимость и не было возможности поговорить со священником заранее, стоит поступать так, как получается. Болезнь, прием лекарств и пищи в необходимое по состоянию здоровья время, не являются препятствием для участия в литургии и причащении Святых Христовых Тайн.

Когда Рождественский сочельник в 2021 годы (традиции и обычаи)

Перед Рождеством обычно Православной Церковью празднуется Сочельник, который завершает пост, длительностью сорок дней. Этот день для всех православных знаменуется подготовкой к главному зимнему празднику – Рождеству.

Праздник всегда отмечается в одно и то же время, а главное блюдо в этот день – сочиво или кутья. Такое блюдо представляет собой угощение из зерна с добавлением орехов, сухофруктов, меда.

Подготовка к этому событию всегда включает в себя уборку: любая хозяйка обязана привести свой дом в порядок, украсить елкой или хвойными ветками, повесить рождественский венок к наступлению Рождества. Нередко в этот день проводятся гадания и коляда.

Когда рождественский сочельник в 2021 году

Как известно, Сочельники всегда празднуются во время зимних событий – первый перед самым Рождеством, второй перед Богоявлением или Крещением. Поэтому первый такой праздник называется Рождественским, а второй – Крещенским.

Дата празднования Рождественского Сочельника 6 января и она не меняется, ежегодно это событие в одно и то же время, перед самым Рождеством. В наступающем 2021 году празднование зимнего Православного Сочельника выпадает на среду.

Что такое рождественский сочельник

Сочельник – это вечер перед самым главным праздником зимы, в данном случае, перед Рождеством. По Церковному уставу в этот вечер необходимо кушать особенное блюдо – сочиво или, как его еще сейчас называют, кутью.

Во всех христианских семьях перед наступлением Сочельника хозяйки стараются дома хорошо убраться, подготовить одежду и праздничные угощения. Одежда для такого случая выбирается нарядная, светлых оттенков, но никак не темная.

Вообще, в этот день необходимо начинать кушать только с появлением первой звезды на небе, эта традиция связана с явлением звезды Христовой. Однако сейчас устав не требует обязательного соблюдения этого требования, главное, чтобы вечернее кушанье в кругу семьи было после ночной службы.

Также в Сочельник многие молодые люди колядуют – раньше девушки и парни обязательно ходили по квартирам, пели песни и просили деньги либо угощения у хозяев домов. Сейчас мало кто соблюдает это традицию.

Как правильно провести рождественский сочельник

К проведению праздника нужно подготовиться: считается, что на столе должно быть ровно 12 постных блюд вместе с сочивом, компотом и запечённой рыбой. Перед этим желательно посетить Церковь и исповедаться, а если есть возможность, то и причаститься.

В вечернее время не лишним будет посетить ночную службу.

Не рекомендуется в этот день с кем-либо ссориться и работать. Все приготовления к трапезе должны быть завершены до наступления вечера.

Подготовка к трапезе всегда включает в себя сервировку стола: для этого нужно купить новую светлую скатерть и использовать исключительно новую или праздничную посуду.

Главное блюдо – сочиво, готовится из зерен пшеницы с добавлением фруктов (сухофруктов) или ягод и меда. Вместо пшеницы можно готовить такое блюдо из риса. Вкушать праздничные блюда можно уже после ночной службы либо с моментом, когда на небе будет видно первую звезду.

Собираться за праздничный стол Церковь рекомендует вместе со всей семьей. Можно пригласить друзей и родственников: считается, что совместное проведение Сочельника объединяет людей и делает их узы более крепкими.

Приметы и обычаи сочельника

Традиции 6 января связаны, в основном, с едой. Так, кушать до ночной службы не рекомендуется или необходимо удостовериться, что прошло не менее шести часов после последнего приема пищи и начала службы.

Праздничный стол должен состоять из 12 постных блюд, где обязательно будет рыба печеная, кисель или компот и сочиво. Кутью ставят по традиции в центр стола. Также подают на стол горох, блюда из капусты (борщ и голубцы), вареники и пироги или другую выпечку.

Верующие люди обязательно в этот день должны посетить Церковь, чтобы исповедаться. Также Рождественский Сочельник идеально подходит для причащения.

Сейчас в этот день празднование происходит дома, в семейном кругу, но можно посещать друзей и родственников с подарками, можно пригласить на трапезу близких и угостить их сочивом.

Обязательно нужно поставить елку и украсить дом к этому событию, так как елка – главный символ Нового Года и Рождества. Елка – это символ вечной жизни, подарок от Христа, поэтому до самого наступления Рождества не нужно избавляться от елки и прочих украшений.

Также хорошая традиция в этот праздник – заниматься благотворительностью, помогать бедным и оказавшимся в трудной ситуации людям. Можно просто накормить бедных или купить продуктов пенсионерам, можно перечислить денежную сумму в фонд.

После ужина молодые люди устраивают колядки – это шумные гулянки с песнями и хороводами. Девушки и парни могут собираться компаниями и гадать: в этот вечер обычно гадают на суженого с помощью зеркала, воска и т.д.

Что можно и нельзя подавать на праздничный ужин

На святой вечер нужно приготовить ровно 12 блюд, чтобы привлечь к себе удачу и семейное благополучие. Блюда должны быть постными, разрешается рыба, мед, каша, кисель, винегрет, домашние соленья, вареники с начинками без мяса, постные голубцы и постный борщ из капусты.

Можно также приготовить овощное рагу, блюда с грибами, пироги с рыбой, вареньем, грибами или капустой. На стол разрешается подавать постные блины или оладьи с вареньем, ягодами.

Читайте также:  Акафист Смоленской Божьей Матери, читать акафист

Можно запечь фрукты, сварить или запечь рыбу в маринаде или просто с луком. Наконец, разрешается приготовить на праздничный стол салат из свеклы или моркови.

Нельзя готовить блюда с мясом, не желательно жарить блюда (даже на постном масле), но можно тушить, варить и запекать.

Приметы и поверья

Для любого верующего человека Сочельник накануне Рождества – это самое счастливое и волшебное время. Люди собираются вместе за большим столом с семьей и близкими, чтобы провести этот чудесный праздник совместно.

В этот день люди соблюдают множество ритуалов, которые существовали еще на Руси.

Так, дурным суеверием считается ношение в этот светлый день темной одежды. Для празднования нужно выбрать исключительно светлые и нарядные одеяния.

Нельзя отказывать кому-либо в гостеприимстве: если даже пожаловали нежданные гости, их необходимо подобающе встретить, иначе не минуть несчастья в новом году.

Важно не просто пригласить в дом гостя, но и накормить его праздничными блюдами на столе, в том числе кутьей и компотом (узваром).

По количеству апостолов для праздничного стола обязательно готовится 12 блюд: когда можно будет начинать трапезу, то необходимо понемногу съесть от каждого блюда. А начинать праздничную трапезу лучше всего с кутьи и меда. Все блюда на столе должны стоять до самого наступления Рождества.

Считается, что рожденный ребенок в Сочельник будет очень счастлив. Такие дети нередко становятся любимцами судьбы и получают от жизни все самое лучшее.

Также есть поверье, что если в этот день человек споткнется, то его будут ждать дурные вести. Многие вообще предпочитают в этот день оставаться дома.

Для верующих обязательно в Сочельник посещение Церкви и ночной службы.

Не рекомендуется 6 января кому-либо занимать деньги, так как дающего может ожидать в дальнейшем несчастье.

Можно помогать и кормить нищих, но нельзя одалживать хлеб и соль, так все хорошее будет проходить стороной.

Также к плохим приметам относится все, что связано в этот день с охотой, рукоделием, рыбалкой, вышиванием. Если кто-то будет заниматься подобными делами, то у него в будущем не будет удачи.

Подготовку к празднику нужно закончить до наступления вечера, это поможет сохранить финансовое благополучие в доме.

Ясная погода в Сочельник знаменует хороший урожай.

Если в этот день случается метель, то считается, что будет богатый урожай меда. Если же вдруг 6 января все начинает таять, то хорошего урожая можно не ждать.

Гадания в рождественский сочельник вечером 6 января

Ночь накануне Рождества – наиболее загадочная, поэтому многие молодые девушки гадают на суженого или просто хотят узнать, чего их ждет в личной жизни в ближайшее будущее.

Ведь именно в эту ночь, если верить нашим предкам, духи и всевозможная нечистая сила ближе всего к людям. Есть возможность пообщаться с ними и приоткрыть завесу потустороннего.

Но Церковь не разрешает проводить гадания, так как все это связано с нечистыми силами. Поэтому верующим гадать на Сочельник нельзя, чтобы не навлекать на себя неприятности.

Но, несмотря на церковный запрет, многие люди все равно хотят увидеть или узнать свое будущее, поэтому гадают в ночь перед Рождеством.

Раньше гадали, в основном, на свечах, башмаках и по тени, сейчас же гаданий великое множество. Некоторые с помощью обручального кольца узнают, кто их суженый, другие пытаются увидеть лицо будущего супруга в зеркале.

Популярным способом раньше был следующий: девушка устанавливала в темном помещении два зеркала, зажигала несколько свечей и садилась между этими зеркалами. Нужно было хорошо вглядываться в зеркальные отражения, чтобы стало видно лицо суженого.

Также часто девушки использовали воск и кольцо: в тарелку с водой клали кольцо и растапливали туда воск, чтобы изучить застывшую фигуру.

В целом, гадать на Сочельник Церковь не разрешает, поэтому лучше несколько раз подумать – стоит ли пытаться связываться с нечистыми силами, чтобы узнать о будущей личной жизни?

Elena

Друзья, понравилась статья! Поделитесь ею с друзьями! Всего один клик по кнопке соц. сетей, и готово! Это поможет мне сделать сайт еще более полезным и интересным для Вас!

Как отмечают рождественский сочельник, дата и что нужно знать о празднике

Сочельник – это рождественский праздник, который особенно почитается христианами всего мира, потому что в эту ночь родился Спаситель. Традиционно отмечается накануне Рождества. В этот день принято поститься до восхода первой звезды и устраивать пышную трапезу вечером в кругу семьи. Праздник имеет историю возникновения, традиции и особенности застолья.

Значение слова сочельник

Название этой религиозной даты имеет интересное происхождение. Согласно канонам церкви, перед днем, когда родился Иисус, принято было соблюдать строгий пост. Он заканчивался накануне Рождества пышным ужином, во время которого подавалось сочиво – блюдо из отварной пшеницы с медом. Зерно иногда заменялось рисом.

Такое угощение символизировало радость от предвкушения скорого появления Спасителя. Продукты, из которых готовилось сочиво, в прежне времена высоко ценились, поэтому подобная трапеза означала особое отношение к вечере.

Также, есть версия, что слово «сочельник» произошло из старославянского языка. «Сочень» – это рождественские лепешки на конопляном масле.

Когда празднуют

Сочельник отмечается верующими перед Рождеством Христовым. Его дата зависит от конфессии и календаря, который используется в разных христианских церквях. Католики и протестанты применяют григорианский тип исчисления, поэтому у них сочельник приходится на 24 декабря (новый стиль).

Православные церкви пользуются юлианским календарем, дата сочельника отмечается 6 января (по старому стилю).

История появления праздника

Первые истоки и обычаи сочельника датируются пятым веком нашей эры. В те времена его отмечали вместе с Богоявлением. Праздник посвящен особой роли подготовки к появлению на свет Божьего сына. Согласно библейским текстам, Святая Мария и Иосиф в этот день прибыли в Вифлеем, чтобы Иисус появился на свет в городе царя Давида. Православная церковь приняла канон празднования надвечерия Христова в IV веке. Впоследствии были написаны священные тексты и песнопения, которые используются только в ходе рождественских богослужений.

Традиции празднования

Согласно русским православным традициям, вся семья с утра посещает церковное богослужение со святым причастием. За стол садятся только с наступлением темноты, среди остальных постных блюд накануне подготавливаются:

  • узвар из сухофруктов;
  • кутья с медом (добавляются мак, орехи, изюм);
  • кисель.

Детям в качестве угощения предлагают фруктовый мармелад и печенье в виде фигурок животных.

После вечери начинаются колядования с веселыми песнями и колядками. На Руси часто устраивали Вертеп – кукольное театральное выступление с библейскими сюжетами. Центральный атрибут постановки – ясли с младенцем Иисусом; главные персонажи – Мария и Иосиф, волхвы, царь Ирод, ангелы.

Сочельник завершает длительный пост, который соблюдают православные христиане. В этот день нельзя принимать пищу до восхода первой звезды на вечернем небе. Обычай воздерживаться от пищи «до первой звезды» связан с легендой о появлении Вифлеемской звезды, которая возвестила о рождении Христа. Больным, детям и беременным женщинам разрешено есть постную пищу.

Празднование происходит при свечах, стол украшается колосками пшеницы, ягодами рябины. Употребление медовой кутьи знаменует собой окончание зимнего поста.

Мясные блюда можно есть только после полуночи, когда наступит Рождество.

Богослужение

Верующие христиане в сочельник утром посещают храм для служения, обычно в этот день читается литургия Иоанна Златоуста. Она длится примерно три часа. Это священное действо призвано подготовить человека к Всенощной литургии в ночь с 6-го на 7-е января, по окончании которой прихожане причащаются.

Если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то рождественскую всенощную служат в пятницу.

После посещения церкви верующие воздерживаются от приема пищи, женщины убирают дом, подготавливают блюда к праздничной трапезе. При появлении первой звезды на небосклоне семья садится ужинать.

Праздничный стол

Особое внимание уделяют украшению стола к семейному ужину. Хозяйки подготавливают белоснежную скатерть, достают новый сервиз, зажигают свечи, кладут небольшой пучок соломы (символ яслей Иисуса). В центре размещают еловые ветки, связки чеснока. Кулинарное торжество проходит в кругу членов семьи, также есть традиция носить вечерю крестным родителям.

Трапеза должна начинаться с хвалебной молитвы, прославляющей Христа. Сначала отведывают кутью, после чего приступают ко всем остальным блюдам. На Руси ставили на стол двенадцать постных блюд – в соответствии с количеством апостолов.

Кутья для сочельника готовится заблаговременно, поскольку пшеничные зерна варятся несколько часов. В состав входят:

  • цельная пшеница (заменить можно рисом, ячменем, пшеном);
  • мед (сахар);
  • перетертый мак;
  • грецкие орехи;
  • сухофрукты – изюм, курага, чернослив, яблоки.

С наступлением полуночи на стол можно ставить мясные блюда.

Что делают в сочельник перед Рождеством: традиции и приметы

Каждый год 6 января православные христиане отмечают Рождественский сочельник. Этот светлый праздник ждут весь год, с ним связаны надежды и чаяния. А также с рождественским сочельником связаны традиции, обряды, приметы и суеверия. Сегодня я расскажу вам о некоторых обрядах, которые мы с подругами проводим каждое Рождество. Они помогают прожить весь год в достатке, здоровье и благополучии.

Рождественский сочельник

Этот праздник начинается с восходом первой вечерней звездочки, которая символизирует Вифлеемскую звезду. В евангелии написано, что путеводная звезда указала путь волхвам, чтобы они смогли разыскать новорожденного Христа в вертепе (хлев для домашних животных). После появления на небосклоне вечерней звезды вся семья усаживается за праздничный стол, главным блюдом на котором является сочиво из злаков. Отсюда и название — сочельник.

Перед началом трапезы читаются молитвы, а затем присутствующие съедают по 3 ложки кутьи (сочива). Помимо сочива на столе находится еще 11 блюд, среди которых должны быть:

  • соленья;
  • винегрет;
  • пампушки;
  • постный борщ или щи;
  • рыбное блюдо;
  • грибной суп;
  • постные голубцы;
  • вареники;
  • узвар.

Весь день 6 января нужно провести в посте и молитве, причем пост должен быть строгим (разрешается только пить воду). И только с появлением вечерней звезды можно приступать к трапезе и вкушать постную пищу.

Обратите внимание! Трапеза в Рождественский сочельник состоит из постных блюд числом 12. Это число символизирует количество учеников Христа — апостолов.

Что делают в сочельник, кроме участия в праздничной трапезе? Этим вечером принято колядовать, а также навещать своих крестных родителей и приносить им вечерю. Колядование считается хорошей приметой, так как оно приносит в дом счастье и божье благословение.

Народные обычаи

Что делают в сочельник православные люди? В этот день принято просить прощения у тех, кого вы ненароком обидели. Это очень важно, так как непрощенная обида отнимает у обидчика успех и божье благословение.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

В этот светлый праздник нельзя надевать одежду темных тонов: всё вокруг должно быть светлым и праздничным. Поэтому принято зажигать много свечей: чем ярче свет в доме, тем счастливее будет следующий год.

Есть обычай сервировать праздничный стол четным количеством столовых приборов. Если число гостей за столом нечетное, следует поставить дополнительный прибор — четный по счету.

В некоторых странах под рождественскую скатерть принято класть пучок соломы как символ яслей, в которых лежал новорожденный Христос. По четырем угла раскладывали денежные купюры (чтобы весь год был денежным) и зубчики чеснока (чтобы вся семья была здоровой). Также под стол клали топор, на который сидящие ставили ноги: чтобы весь год не болеть.

В этот день не принято обижать домашних животных, так как они могут сообщить Богу о притеснении. Люди верили, что именно в Рождественский сочельник животные обладают даром говорить на человеческом языке.

На заметку! В народе верили, что рожденные в этот день — любимчики судьбы.

Незамужние девушки любят проводить различные гадания на судьбу в этот день. Одно из них делают с кутьей: нужно выплеснуть на входную дверь немного сочива и ждать. Первый кто войдет в эту дверь, сообщит о судьбе. По его словам станет ясно, каким будет следующий год для гадающего. Если человек заговорит о хорошем, год пройдет удачно. Если скажет что-то нейтральное или неприятное, так тому и быть.

В Рождественский сочельник смотрели на небо. Если оно звездное и ясное, то год выпадет урожайным. Чем больше звезд на небе, тем больше будет пшеницы в закромах. В наши дни пшеницу заменяют деньги и благополучие. Щедрый урожай предвещали иней на деревьях.

На заметку! Считалось плохой приметой не открывать дверь колядующим, ведь вместе с ними посещает дом сам Господь.

Если кто-нибудь успеет загадать желания на падающую в Рождественский сочельник звезду, оно непременно сбудется.

В этот светлый день принято заниматься благотворительностью и добрыми делами: раздать одежду, поделиться едой. Можно просто отдать милостыню у церкви или посетить престарелых людей, согрев их сердце внимательной заботой.

Читайте также:  Молитва от страха, тревоги и боязни

Запреты и ограничения в сочельник

Люди издавна приметили, что в некоторые праздничные и особые даты происходят одни и те же события. Так родились приметы, которые успешно дожили до сегодняшнего дня.

Что нельзя делать в сочельник:

  • Отдавать долг: вместе с деньгами можно распрощаться с удачей, здоровьем и счастьем.
  • Покидать дом при появлении вечерней звезды: весь год будешь скитаться неприкаянным.
  • Шить и рукодельничать в этот день — весь год терпеть убытки и различные беды. Этот день посвящали молитвам, посещали церковные литургии и предавались размышлениям о вечной жизни и заветах Христа.
  • Запрещалось выносить какие-либо вещи из дома, а также мусор: вместе с ними дом покинет удача и счастье, здоровье и благополучие.
  • В этот светлый день категорически запрещалось ссориться с кем-либо, тем более, ругаться и произносить бранные слова.
  • За Рождественским столом нельзя распивать спиртные напитки, кушать скоромную пищу и громко смеяться. Также нельзя покидать праздничный стол, пока трапеза не будет завершена.
  • Нельзя садиться за праздничный стол до появления первой звезды.
  • Если девушка сядет на углу праздничного стола, то она в этом году замуж не выйдет.

Важно! В сочельник запрещается делать уборку, шить, чинить вещи, гладить белье вместо посещения церкви.

Можно ли стирать в сочельник 6 января? С утра хозяйка может заниматься любыми делами по дому, приводить вещи в порядок — стирать, гладить, подшивать. Однако с появлением первой звезды на небосклоне следует прекратить любую работу и посвятить время молитвам и праздничной трапезе.

На заметку! В Рождественский сочельник не едят и не садятся за обеденный стол до появления вечерней звезды. Это самая главная примета Рождества.

Можно ли в сочельник мыться в бане? Слово «праздник» происходит от слова «праздность», то есть, отсутствие какой-либо работы и физического напряжения. Однако сам сочельник начинается с наступлением сумерек, поэтому днем вполне можно попариться в бане. Принять душ или ванну 6 января — не тяжкий труд, поэтому запрета на гигиенические процедуры не существует.

Все запреты на работу в церковные праздники связаны не с самой работой, а с отлыниванием от посещения литургии. То есть, работа — не оправдание отсутствия на литургии. А вот после посещения храма можно заниматься уборкой, шитьем и любыми другими домашними делами.

Рождественский сочельник (Святвечер)

Дата в 2022 году:6 января , четверг
Празднуется:в России, Украине, Беларуси и других странах мира
Другие названия:Святвечер
Церковное название:Рождественский сочельник (навечерие Рождества Христова)
Значение:канун Рождества Христова
Традиции:готовят 12 постных блюд, основное из которых – кутья; ходят в гости с угощениями; гадают; используют оберег («дидух»)

Рождественский сочельник 2022 отмечается 6 января. Он завершает 40-дневный Рождественский (Филиппов) пост. В этот день проводятся главные приготовления к Рождеству.

История праздника

В Православной Церкви празднование навечерия Рождества Христова было установлено в IV веке. В V-VIII веках были написаны священные песнопения, которые используются для рождественских богослужений. В тот период в храмах совершались Царские часы. На них было принято возглашать многолетие царю, его дому, всем православным христианам.

Название праздника произошло от слова «сочиво» или «сочни». Оба этих блюда готовились в канун Рождества. Сочиво представляло собой размоченные зерна пшеницы или ячменя, в которые добавлялся сок семян мака, подсолнечника, конопли, горчицы, орехов. Сочни – хлебные лепешки, в которых делали отверстия для глаз и использовали для гаданий. Через маску смотрели на улицу. Считалось, если пройдет хороший человек, то год будет успешным, а если плохой – наоборот.

Традиции и обряды праздника

В Рождественский сочельник православные христиане посещают богослужения в храмах: всенощное бдение и литургию.

С самого утра хозяйки проводят тщательную уборку, выкидывают хлам, после чего приступают к приготовлению праздничного ужина. Традиционно к столу подают 12 постных блюд.

В некоторых домах принято уделять особое внимание оформлению рождественского стола. Хозяйки застилают его новой скатертью, под которую кладут пучок сена – символ яслей. По углам стола размещают денежные купюры и зубчики чеснока, которые символизируют здоровье и благополучие членов семьи. Под стол кладут топор, на который сидящие ставят ноги, чтобы обладать крепким здоровьем и духом. В центре размещают композиции из свечей и еловых веток.

Трапезу начинают с молитвы, в которой прославляют Христа, просят благополучия и счастья для всех присутствующих. В первую очередь отведывают кутью, после чего приступают к остальным блюдам.

В канун Рождества в селах молодежь собирается большими компаниями, разукрашивает лица, надевает причудливые костюмы, ходит по домам и поет колядки. Важным атрибутом такого действия выступает Вифлеемская звезда, которую изготавливают из цветной бумаги и лент, а в центр помещают икону. В обрядовых песнях принято прославлять Иисуса Христа, семью хозяина дома. Колядующих одаривают конфетами, выпечкой и деньгами.

В ночь с 6 на 7 января среди молодежи распространены гадания.

В Сочельник следует попросить прощения у людей, которых обидели, простить всех своих врагов.

Что можно есть в Рождественский сочельник

6 января – наиболее строгий день 40-дневного Рождественского поста. Верующим разрешается пить только воду. За трапезу можно приниматься после восхождения на небе первой звезды, после чего дозволяется употреблять в пищу сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. В народной традиции принято подавать к ужину и другие постные блюда.

Праздничный ужин

По народному обычаю хозяйки ставят на стол 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. Главным блюдом является кутья (сочиво). Ее варят из цельных зерен риса или пшеницы, с добавлением мака, меда, грецких орехов, кураги, чернослива, изюма. Также на стол подают запеченную рыбу, овощные салаты и рагу, грибной суп, постный борщ, пампушки, пирожки, вареники, голубцы с грибами, соленья. На десерт едят рулеты с маком и орехами, медовики, пряники, ягодные и фруктовые кисели, запеченные с медом и орехами яблоки.

Традиционный рождественский напиток – узвар из сухофруктов и меда. Сочетание на столах кутьи и узвара является символом вечной жизни, рождения и смерти Иисуса. В Сочельник за ужином не употребляют алкоголь.

Гадания

Вечер Рождественского сочельника является началом святочных гаданий. Люди верят, что в этот период царит особая атмосфера волшебства, которая наилучшим образом подходит для совершения магических ритуалов. При помощи специальных обрядов и предсказаний можно узнать события будущего, исполнятся ли загаданные желания и цели в ближайшем году. Среди молодых незамужних девушек популярны гадания на суженого. Магические ритуалы совершаются преимущественно в полночь. Для проведения гаданий люди используют свечи, зеркала, нити, кольца.

Что нельзя делать в Рождественский сочельник

Вечером в канун Рождества запрещается работать. В этот праздник нельзя ссориться и выяснять отношения. Не разрешается кушать до появления на небе первой звезды. В этот день нельзя жадничать.

Приметы и поверья

  • Если на Сочельник небо обильно усыпано звездами, то в этом году следует ожидать богатого урожая.
  • В навечерие Рождества Христова принято зажигать в доме свечи или растапливать камин, чтобы привлечь в дом благополучие и удачу.
  • К праздничному ужину нельзя надевать старую одежду темного цвета, иначе год пройдет в слезах и трудностях.
  • За торжественным столом должно присутствовать четное количество людей. Если оно нечетное, то хозяйки ставят один лишний набор приборов.
  • В Сочельник необходимо выйти на улицу и посмотреть в небо. Если увидеть падающую звезду и загадать желание, то оно обязательно исполнится.

Рождественский сочельник – особый торжественный период. В этот день происходят основные приготовления к главному христианскому празднику. Навечерие Рождества Христова необходимо проводить в мире и согласии с окружающими.

Таинственный сочельник: что нужно делать в этот день

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Сочельник… Так именует Церковь всего два дня в году: перед праздниками Рождества и Крещения. Суть их – не в суетливой подготовке к торжествам, а в создании духовного настроя, позволяющего приобщиться к великим событиям истории человечества.

Содержание страницы

  • Что значит слово «сочельник»
  • Рождественский — 6 января
    • Как провести день накануне Рождества
    • Как проходит служба
  • Крещенский — 18 января
    • Как подготовиться к Богоявлению
    • Особенности богослужения
  • Какие традиции существуют в России для этих дней
    • Похожие статьи

Что значит слово «сочельник»

Богословы считают, что наименование взято от единственного рода снеди, которую Ц ерковь разрешает верующим в эти дни . Э то так называемое сочиво. У историков и лингвистов не сложилось единого мнения о том, что это за блюдо.

  • С огласно большинству источников, так называли на Руси чечевицу, горох, фасоль. П ри этом сочиво – как само растение, так и кушанье из него . Монастырские уставы XVI в. имеют ввиду под этим блюдом «кашу с соком», то есть более или менее жидкую похлебку.
  • Р усский литургист М.Скабалланович отождествляет сочиво и коливо , упоминаемое житием вмч. Феодора Тирона . С огласно ему , он явился Константинопольскому архиепископу около 361-362 г. Это было время императора Юлиана Отступника, гонителя христиан ства . Царь велел обрызгать кровью языческих жертв всю пищу на рынке, чтобы, таким образом, заставить верующих оскверниться.

Свт. Димитрий Ростовский пишет: «Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, но наяву и сказал ему: «Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью». Как выход для верующих , он посоветовал приготовить коливо . Судя по всему , византийцы не знали тогда ни этого блюда, ни его названия. Великомученику пришлось объяснить, что это – вареная с медом пшеница, какую часто готовили жители родного города святого, Евхаит.

  • Наконец, согласно треть е й версии, название дня происходит от сочней – лепешек, которые пекли хозяйки накануне Рождества.

Среди современных православных наиболее распро странено отождествление сочива с коливом вмч. Феодора Тирона, видимо, из-за богословского толкования значения кушанья. Ведь вареные зерна с медом обычно принято подавать на поминальной трапезе. В канун Рождества и Богоявления такая поминальная еда, к тому же единственная за день, напоминает о том, что Господь родился среди людей не на радость , а для крестной смерти.

Рождественский — 6 января

У православных христиан он отмечается 24 декабря (6 января н.ст.). Это последний день поста перед Рождеством Христовым.

Как провести день накануне Рождества

Многие христиане, особенно женщины, накануне торжества сосредоточиваются на при готовлении праздничной трапезы, проводя день среди суеты . Наиболее правильно – начать утро с посещения богослужения, а лишь затем, духовно приготовив себя молитвой, участием в литургии, приступать к житейским делам.

Как проходит служба

Служба Рождественского Сочельника – достаточно долгая. Вот ее составные части.

  • Царские часы. Они служатся только трижды за год : перед Рождеством , Крещением , в Великую Пятницу. Н азвание происхо дит от того, что в Византии, а также России на богослужении присутствовал царь. Это – знакомые православным последования 1, 3, 6, 9 часов, но на каждо м из них читаются тропари, посвященные Рождеству, а также отрывки из пророчеств, и, конечно, слова Евангелистов, повествующие о Рождении Спасителя. При совершении часов священник о бычно выходит на середину храма . В начале и конце служба сопровождае тся каждением всего храма и верующих .
  • Литургия ; это один из немногих дней, когда она служится по чину, составленному свт. Василием Великим .
  • Вслед за тем совершается Вечерня. В конце ее перед алтарем ставится зажженная свеча. Это – символ Вифлеемской звезды . Так как Вечерня начинает богослужебный день Рождества, по ее окончании верующие могут вкушать пищу .

Крещенский — 18 января

5 (18 н.ст) января – единственный постный день, пред варяющий праздн ик Богоявления . Это – напоминание о том, что Господь, погрузившись в воды Иордана, взял на себя грехи людей, чтобы потом принять за них смерть на Кресте.

Как подготовиться к Богоявлению

Многие, погрузившись в радость Святых дней после Рождества, теряют представление о смысле пришествия Господа , Его Рождения . Строго постный день – повод остановиться, оглянуться, возможно, приготовить себя к принятию Св ятых Таин.

Особенности богослужения

С лужба включает Царские часы с воспоминанием Евангельских событий , литурги ю св. Василия Великого , вечерню. По ее окончании происходит Великое освящение воды, Великой Агиасмы. Она раздается верующим.

В прошлом в Церкви существовали разные точки зрения на проведение Крещенского Сочельника , что зависело от дня седмицы, на который он приходился.

Ссылка на основную публикацию