Софроний Иркутский: в чем помогает, Икона, житие и чудеса святого

Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец

Дни памяти: 30 Марта / 12 Апреля (Преставление), 10 / 23 Июня (Сибир.), 30 Июня / 13 Июля (Прославление)

Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец, известный под фамилией Кристалевский, родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году. Отец его, Назарий Федоров, был “посполитый человек, бельцем его, Софрония, звали Стефаном”, в честь первомученика архидиакона Стефана. У него было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата – Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорского Золотоношского монастыря.

Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где

Святитель Иоасаф Белгородский Святители Николай Чудотворец и Иннокентий Иркутский Святитель Иоанн Златоуст

поселилась семья после увольнения отца со службы. С возрастом Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя – Иоасаф, епископ Белгородский (память 4 / 17 сентября и 10 / 23 декабря), и Павел, митрополит Тобольский.

Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат. 23 апреля /6 мая 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского (память 11 / 24 марта).

В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме Голос: “Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых”, – предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом – иеромонаха. О последующем периоде жизни святителя Софрония в его формуляре говорится следующее: “После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии Преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 1735 году послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года”.

Эти данные достаточно конкретно свидетельствуют о связи Святителя с родной ему Покровской обителью. Проходя послушание у правящего архиерея в Переяславе, он часто уединялся в своем монастыре, проводя дни в безмолвном созерцании и труде, показывая пример иноческого делания братии.

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Синоде, на него обратили особое внимание. И когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

В помощь себе он вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. С этого времени дружба двух подвижников – иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия – все более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле. В эти годы святитель Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.

При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, и нижняя, во имя святого Иоанна Златоуста.

В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий II (Нерунович). Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления.

Наконец, императрица Елизавета Петровна (1741 – 1761) указом от 23 февраля / 8 марта 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония, как “лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода – подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского”.

18 апреля / 1 мая 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского.

Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, новопоставленный Святитель не отправился сразу в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. В это время святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель. Был и у святынь Киева, где испрашивал благословение на свое служение у Киево-Печерских угодников. Неизменным спутником святителя по-прежнему был иеромонах Синесий, ревностно разделявший жизненные трудности своего друга.

В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Московский и Севский Платон, который участвовал в хиротонии иеромонаха Софрония. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников.

20 марта / 2 апреля 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь – место жительства своих предшественников, молился на могиле епископа Иннокентия (Кульчицкого),

испрашивая у него благословения на предстоящий подвиг.

Ознакомившись с положением дел в епархии, святитель приступил к преобразованиям в Духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослужения в Иркутской епархии.

Ко времени приезда святителя Софрония иркутские обители уже имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого, подвижнического жития. Проницательный святитель назначал настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году Преосвященный Софроний возвёл своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамятный настоятель послужил монастырю тридцать три года до своей блаженной кончины. В сентябре 1754 года Святитель издал указ, в котором отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства. Указом духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение “должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим”.

Внимательно изучая людей и обстановку, в проповедях и личных беседах святитель неустанно побуждал всех к более высоким нравственным идеалам. Особое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению Богослужения и Таинств священнослужителями, а также следил за нравственной чистотой мирян, заботился о положении женщин в семье, охранял их от несправедливого отношения к ним. Святитель старался повсеместно водворить уставное Богослужение, для чего вызывал к себе священников, диаконов, дьячков и пономарей, которые во время архиерейского Богослужения участвовали в хоре и иподиаконствовали.

Объезжая епархию, святитель заметил, что не везде уделяется должное внимание церковному благовесту и каждению и потому указами он восстановил правильное каждение и благовест.

Призванный на апостольское служение в этом крае, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере идолопоклонников, которых в Сибири было очень много.

Приводить язычников к Христовой Церкви было трудно, так как порой даже в храмах некому было служить, а заниматься миссионерской деятельностью и подавно. Зная, как архиерейское Богослужение благотворно действует на инородцев, святитель не только сам служил благоговейно, но этого же требовал и от всех клириков.

Святитель Софроний заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за благословением многочисленные посетители.

Но среди многих забот он не забывал о своей внутренней, духовной жизни и вечности и вел подвижническую жизнь. Об этом сохранилось свидетельство келейника святителя Софрония, который сообщает, что святитель “пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна”.

Его подвижнический дух соответствовал общему подъему христианского духа в России вследствие прославления святителей Димитрия Ростовского (память 21 сентября / 4 октября), Феодосия Черниговского (память 9 / 22 сентября) и особенно по обретении нетленных мощей его предшественника – святителя Иннокентия Иркутского (память 9 / 22 февраля). Это событие придало святителю Софронию большие силы и вселило надежду на помощь святителя Иннокентия в его делании по устройству епархии.

До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылая для этого необходимые средства.

Чувствуя ухудшение здоровья, святитель Софроний подал прошение в Синод об увольнении его на покой. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что было трудно сразу подобрать достойного преемника. Последние дни жизни святитель Софроний проводил в молитвенном подвиге. 30 марта / 12 апреля 1771 года святитель Софроний отошел ко Господу. Прошло шесть месяцев, прежде чем другой епископ прибыл в Иркутск, чтобы провести торжественные похороны. Все это время тело святого, лежащее в гробу, не являло никаких признаков тления, и от него начали происходить чудеса.

Свет, который просветился в добрых делах святителя Софрония, продолжает доныне свидетельствовать о славе Отца Небесного, “милостивно укрепляющего святыя Своя”. И теперь не только в Сибири, на месте последних подвигов святителя Софрония, но и на месте его первых подвигов благоговейно хранится о нем святая память. Росту почитания святителя способствовали результаты последующих неоднократных освидетельствований его святых мощей, имевших место: в 1833 году при вскрытии пола в Казанском приделе; в 1854 году при переделке соборного пола; в 1870 году особой комиссией во время капитального ремонта; в 1887 году. С 1870 года у гробницы святителя по четвергам совершалось богослужение, образ его чтился как святыня. В 1909 году были вновь открыты нетленные мощи святителя – от них исходило благоухание. Слава о святом Софронии распространялась все шире и приумножалась за счет чудесных знамений от его мощей. Перед Синодом было возбуждено ходатайство о причислении его к лику святых и открытии его святых мощей для поклонения и чествования. Святейший Синод учредил особую комиссию под председательством архиепископа Серафима для более тщательного расследования чудесных знамений. Этой комиссией было

исследовано 65 чудес, происшедших по молитвам к святителю Софронию. Комиссия представила отчет.

Тем временем, 8 / 21 марта 1909 года особой комиссией в составе архиепископа Тихона, епископа Киренского Иоанна), ректора Иркутской семинарии архимандрита Евгения, миссионера-проповедника протоиерея Иоанна Восторгова, командированного Синодом, и членов причта местного кафедрального собора было произведено официальное освидетельствование останков святителя, причем обнаружилось следующее: через сто тридцать восемь лет, несмотря на близость к воде (рядом протекает река Ангара), несмотря на постоянную сырость в пещере и под полами собора, особенно в летнее время, гроб, одеяние и тело святителя Софрония сохранились нетленными. Во время досмотра, продолжавшегося около двух часов, некоторыми из присутствующих ощущалось благоухание от мощей святителя.

19 июня / 2 июля того же года состоялось второе официальное освидетельствование мощей комиссией. Вновь все было найдено в том же виде и состоянии, что и при прежнем осмотре. В 1910 году состоялся Иркутский Миссионерский съезд, который своим постановлением выразил усердное желание ходатайствовать о прославлении святителя перед Святейшим Синодом. В следующем году 19 марта /1 апреля иркутский архиепископ Тихон (Донебин) обратился в Синод со своим личным ходатайством. В 1914 году архиепископ Иркутский Серафим (Мещеряков) сделал Синоду подробный доклад о житии и чудесах, исходящих от нетленных мощей святителя Софрония. То же стремление выразило пастырское собрание духовенства Иркутска. Городская Дума и Городская управа в своем представлении губернатору также просили поддержать ходатайство. Пожелание скорейшего прославления было выражено 48-м епархиальным съездом духовенства Иркутской епархии.

18 апреля / 1 мая 1917 года в Иркутском Богоявленском соборе по неизвестной причине случился пожар, уничтоживший гробницу и нетленные мощи святителя Софрония. Знаменательно, что это событие совпало со днем хиротонии святителя, бывшем в 1753 году, и с новым праздником будущей безбожной власти — Первомаем (18 апреля по старому стилю), в то время уже достаточно широко и по-своему празднуемым. Но горе утраты мощей не только не умалило почитание святого, но еще более усилило его. Верующие чада Церкви объединились в союз православных христиан, имеющий целью ограждать неприкосновенность святынь православия, защищать их от поругания врагами Церкви. Особая комиссия из духовных лиц, мирян, представителей судебной власти, экспертов-медиков и одного химика освидетельствовала прах и кости святителя, сохранившиеся после пожара, и благоговейно сложила останки в специальный ковчежец.

Сразу после пожара во много раз выросло число его почитателей, увеличилось количество панихид, уже перед ковчежцем. По рукам богомольцев и раньше ходили подписные листы с требованием скорейшего прославления угодника Божия, теперь их количество значительно увеличилось. Выросло число заявлений о новых чудесах и знамениях, совершившихся по молитвенному предстательству святителя, причем многие из тех, кто пережил подобное чудесное явление, свидетельствовали об этом на Иркутском епархиальном съезде перед всеми собравшимися. В адрес съезда поступили обращения из других епархий с поддержкой стремления иркутян к прославлению святителя Софрония. Иркутский епархиальный съезд постановил возбудить ходатайство через высокопреосвященного архиепископа Иоанна и избранных представителей от епархии об ускорении дела о канонизации. Это ходатайство перед Святейшим Синодом было возбуждено и передано оттуда в совет Всероссийского Священного Собора. Кроме донесения высокопреосвященного Иоанна Иркутского Собору были представлены все обращения и заявления с описанием чудес, проверенных специальной комиссией, листы с подписями свыше 18 000 человек, отзывы участников Собора, врачей Клевезаля и Волобуева о некоторых наиболее ярких случаях чудесных исцелений по молитвам святителя на основании показа данных под присягой.

Вторично память святителя Софрония совершается 30 июня / 13 июля (прославление, 1918). Поместный Собор Русской Православной Церкви в определении от 10/23 апреля 1918 года постановил совершить прославление святителя Софрония; священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку. Первой под Определением Собора стояла подпись: “Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России”. Торжество причисления святителя Софрония к лику святых было совершено 30 июня / 13 июля того же года, несмотря на разгоравшуюся гражданскую войну. На второй сессии того же Собора под председательством патриарха была утверждена служба святителю Софронию с тропарем, составленным управлявшим в то время Иркутской епархией архиепископом Иоанном.

Тогда же священником Тихоном Солдатовым была составлена служба святителю, а тропарь и кондак по благословению преосвященного Иоанна написал протоиерей Николай Пономарев. Акафист был подготовлен иеромонахом Порфирием и рецензирован коллективом епископов, находившихся в Иркутске “по обстоятельствам времени.”

Те же “обстоятельства времени” затем перенесли раку и ковчежец со святыми останками в Иркутский храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, принадлежавшей обновленцам. С 1937 года, после закрытия этого храма, святыня пребывала под спудом.

Архимандрит Софроний (Сахаров): художник, который стал святым

Старец Софроний (Сахаров) был канонизирован в конце 2019 года Константинопольской православной Церковью. Его жизнь — это необычный путь от талантливого художника до афонского старца-отшельника. Но почему архимандрит Софроний (Сахаров) покинул Афон? И почему некоторые считают его главным христианским мыслителем нашего времени?

Где родился старец Софроний (Сахаров)

Архимандрит Софроний (Сахаров) — москвич. И дом, где он жил первые годы, до сих пор сохранился — улица Гиляровского, 16а — в двух шагах от метро «Проспект мира».

Софроний (Сахаров) родился в 1896 году в семье преуспевающего ремесленника, и, отчасти, это предопределило многое — у мальчика была возможность проявлять свои творческие способности, он увлекся живописью. В 1918 поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.

В 1922 году, — будучи молодым человеком, — он эмигрировал в Европу. Ни христианства, ни мыслей о монашестве в его жизни еще не было.

Сергей Сахаров (будущий архимандрит Софроний) — автопортрет в юности.

Софроний (Сахаров) — художник

Говорят, творческие способности — это отражение духовной одаренности человека. Если так, то судьба архимандрита Софрония (Сахарова) — яркое доказательство этой идеи.

Картины будущего старца Софрония выставлялись в парижских галереях, и некоторые из них высоко ценились. Сам он интересовался современными течениями в живописи, жил соответствующим кругом общения — хотя и выделялся тем, что как можно больше времени старался проводить в собственной студии: за работой и размышлениями.

Одна из «до-афонских» работ Сергея Сахарова, будущего архимандрита Софрония.

Главный итог этих размышлений — внезапно для многих молодой художник покинул Францию, не прожив там и пяти лет. И его новым местом жизни стала святая гора Афон.

Сам архимандрит Софроний рассказывал, что в какой-то момент почувствовал, а затем и понял для себя окончательно, что вдохновение и любой творческий опыт по-своему конечен и имеет предел. В то время, как религиозные поиски, которые он вел параллельно, давали его душе более полные ответы. Некоторые же духовные переживания оказались настолько сильны и глубоки, что после них любое искусство и светская жизнь потеряли смысл вовсе.

В таких случаях принято говорить: Христос явил себя молодому человеку и призвал на монашеское служение.

Архимандрит Софроний и старец Силуан

Призвание быть афонским монахом — наверное, мечта любого инока. Иметь наставником святого старца — великий дар Божий.

Читайте также:  Святой апостол и Евангелист Марк

Будущий архимандрит Софроний первые годы жил в русском Пантелеимоновом монастыре — на тот момент самом многочисленном (более 1500 человек братии!) и преуспевающем на Афоне.

Афонский Пантелеимонов монастырь, фото начала XX века.

(Совсем скоро ситуация поменяется: лишившись финансовой поддержки и потока монахов из коммунистической России, монастырь постепенно начнет «вымирать», пока ко второй половине XX века в нем не останется едва ли десяток иноков).

В монастыре Софроний познакомился со старцем Силуаном. Тогда еще преподобный Силуан не был канонизирован. Духовные дарования старца открывались только тем, кто близко с ним общался.

Преподобный Силуан Афонский.

Между двумя монахами возникла сильная духовная связь. Старец Силуан сильно повлиял на Софрония (Сахарова) — а возможно, в чем-то сформировал его.

Позже архимандрит Софроний напишет о преподобном Силуане книгу, которую так и назовет — «Старец Силуан» — та будет переведена на множество языков, найдет десятки тысяч читателей и многих приведет к православию. (Недавно мы составили рейтинг православных книг, и там подробно рассказывается о ней. Почитайте!).

После смерти старца Силуана иеромонах Софроний переселился на Карули — место самого строгого отшельничества на горе Афон.

Софроний Сахаров и отшельничество на Карулях

Отшельников, которые живут на отвесных карульских скалах, описывают так. Они почти не едят и не пьют. К ним никак не добраться, кроме как по веревочным дорогам. Они по возможности хранят себя от общения с окружающим миром.

Но это описание внешней стороны их жизни. Внутренняя их жизнь — вплоть до дыхания — состоит из одной лишь молитвы. Духовные опыты отшельников могут достигать таких высот, что их не описать словами. Архимандрит Софроний (Сахаров) признавался, что порой созерцал Нетварный Свет — в такой форме Господь иногда является исключительным подвижникам.

Одна из келий на отвесных скалах, которыми славятся афонские Карули.

В период жизни на Карулях старец Софроний (Сахаров) также был духовником монастыря святого Павла. Быть духовником монастыря — еще один признак того, что монах (или старец) высоко почитаем братией, и, вероятнее всего, имеет Богом данную мудрость.

Говоря мирским языком, монах Софроний имел безупречную «репутацию». И кто знает, как бы сложилась его жизнь, останься он на Афоне на всю жизнь? Возможно, мы бы о нем и не узнали, как не знаем о тысячах иных афонских подвижниках. Или бы знали, но — со слов других.

Сложилось же все иначе. Вскоре после Второй мировой войны Софроний (Сахаров) покинул Святую гору и вернулся в Европу.

Архимандрит Софроний (Сахаров).

Почему архимандрит Софроний Сахаров покинул Афон?

Сам старец Софроний объяснял отъезд так: переехав ненадолго в Европу, он мог выполнить благословение старца — написать книгу и сделать так, чтобы она не затерялась безвестности. Вернуться же на Афон не позволило резко ухудшившееся здоровье.

Есть еще одна версия: что причины были политические, которые коснулись на самом деле не только старца Софрония, но и Афон в целом.

Речь о Второй мировой войне и периоде, когда представители немецко-фашистской Германии приезжали на Афон. На тот момент было ясно: немцы решали, что им делать со Святой Горой, которая относилась к оккупированой Греции.

На несколько лет некоторые афонские монахи оказались в той же роли, в которой более 70-ти лет пребывали все советские архиереи — их задачей было сохранить Церковь. Иногда ради этого приходилось идти на сделку с совестью или совершать поступки, которые так легко осудить спустя годы, в спокойное мирное время.

1941 год. Немецкие военные и афонские монахи.

Известно, что иеромонах Софроний (Сахаров) проводил представителям Германии экскурсии по некоторым святыням Афона — на них он, как минимум, выступал переводчиком. Известно, что после окончания войны на Афоне были волнения: как поступать с монахами, которые «шли на отношения» с фашистами — причем вопрос стоял не только на внутри-афонском, но по-видимому, и на государственном, греческом уровне.

Прямых доказательств этому нет, но есть вероятность, что именно общение с немцами стало одной (или решающей) причиной для отъезда иеромонаха Софрония со святой Горы.

После Афона он несколько лет жил в Париже, а затем переехал в Великобританию, где основал православный монастырь и провел там остаток своей жизни (он умер в 1993 году).

Монастырь Святого Иоанна Крестителя, основанный Софронием (Сахаровым) в графстве Эссекс, Великобритания.

Можно с уверенностью сказать — именно возвращение в Европу подарило всем нам архимандрита Софрония (Сахарова). Вне Афона он не только занимался монастырскими делами, но и работал над книгами, многие из которых позже были изданы в России и других странах. Именно по их страницам можно сложить наиболее полное впечатление о уровне богословской мысли старца Софрония.

Книги и богословие Софрония (Сахарова)

Самая известная книга — «Старец Силуан». Мы уже рассказывали о ней. Это большой труд, в котором не только излагается жизнь святого, но и подробно — словно, под микроскопом, — рассматривается духовная жизнь человека в целом.

Кроме нее, на русском выходили книги «Видеть Бога, как он есть», «О молитве», «Аз есмь», «Подвиг Богопознания», «Таинство христианской жизни» и другие.

Всех их объединяет одно: старец Софроний описывает христианскую духовную жизнь так, какой она открылась ему на Афоне и, в частности, в общении со старцем Силуаном.

В описании духовных процессов архимандрит Софроний (Сахаров) затрагивает такие глубины, за которыми уже распадаются слова и остается только вечность. Так писали и святые отцы первых веков, но архимандрит Софроний находит слова понятные современному человеку.

Архимандрит Софроний (Сахаров).

Есть мнение, что как преподобный Игнатий Брянчанинов раскрыл суть христианского пути для своего времени (XVIII–XIX века), так это же, — но уже для нашего времени, — сделал своими книгами архимандрит Софроний (Сахаров).

В конце этого текста мы собрали некоторые его изречения и цитаты. Посмотрите их!

Архимандрит Софроний — иконописец

Иконопись старец Софроний считал последним оставшимся на земле искусством. Подразумевая, что только в иконописи сохранилась та верная «расстановка» приоритетов, когда творческое эго автора отходит на второй план.

Отдельные попытки в иконописи Софроний (Сахаров) совершал еще на Афоне, но в полной мере вернулся к этому занятию в Великобритании.

Вот некоторые из написанных им икон:

Богородица и Младенец:

Икона преподобного Силуана Афонского:

Канонизация Софрония (Сахарова)

Константинопольская православная Церковь (Святого гора Афон находится под ее юрисдикцией) канонизировала архимандрита Софрония в конце 2019 года, причислив к лику преподобных.

Русская православная Церковь старца Софрония пока не канонизировала. Возможно, это случится в скором времени.

Икона святого Константинопольской православной Церкви Софрония (Сахарова).

Изречения старца Софрония (Сахарова)

«Вся наша земная жизнь от рождения до последнего вздоха в своем конечном завершении предстанет как некий единый, непротяженный акт. Его содержание и качество возможно увидеть в один миг. Представьте себе сосуд идеально чистого стекла полный воды; с первого взгляда можно сказать — чиста ли вода, или нет, и насколько. Так будет с нами по переходе в иной мир. Всякое движение, даже мимолетное, сердца или мысли оставляет некий след в общей сумме нашей жизни».

«Когда человек всем сердцем начинает вопиять к Богу, то в какие-то моменты, непредвиденные обычно, Бог дает ощутить Себя с такой силой, что человек уже реально ощущает и самого себя причастником вечности».

«Бог часто не отвечает на наши молитвы. Он МОЛЧИТ. Его молчание для многих является показателем того, что „Бога нет“, „Он умер“. Но если бы мы подумали, в какое положение мы ставим Бога нашими страстями, то видели бы, что у Него нет иного пути, как только молчать. Мы ищем от Него встать на нашу сторону в наших неправдах… МОЛЧАНИЕ Бога есть ответ на наши неправды, самый красноречивый, самый благородный».

«В начале покаяния преобладает горечь, но вскоре за тем мы видим, что в нас проникает энергия новой жизни, производящая чудесную перемену ума. Само покаянное движение предстает как обретение Бога любви. Пред духом нашим выявляется все яснее неописуемо великолепный образ Первозданного Человека. Узрев сию красоту, мы начинаем сознавать, какому страшному искажению подверглась в нас первичная идея о нас Творца».

«За время нескольких десятилетий моего духовнического служения я с печалью убедился, что редки люди, уразумевшие чувством сердца подлинную природу греха. Обычно они стоят на уровне человеческой морали, и если когда и поднимаются над ним, то все же недостаточно».

«Та любовь, которую проявил Сам Христос, есть совершенство. Но мы не способны к этой любви по гордости своей. Господь ожидает от нас „повторения“ Его жизни на Земле — весь Мир спасся бы, стань каждый на путь подражания Христу „отдавать свою жизнь, чтобы жили другие“. А сколько людей противятся этому!»

«Отсутствие детей в наше время считается привилегией. Для родителей дети — это мученичество. Либо же, родители творят из своих детей идолов: живут с ними всю свою жизнь и отождествляют себя с ними. Это — неправильно. Мужчина берет в супруги женщину как помощника в их взаимном совершенствовании. А дети — это Дар Божий. Когда люди вступают в брак и Бог дарует им детей, они должны прославлять Бога. Если Бог не дает детей, они должны принять этот факт в мире и не удручаться».

Старец Софроний (Сахаров)

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

преподобный Софроний (Сахаров)

Биография

День памяти: 11 (28) июля (Греч.)

Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) родился в Москве в верующей, состоятельной и просвещенной семье. Няня его, Екатерина, была человеком глубокой и сильной молитвы. Она подолгу молилась в церкви, а маленький Сергей сидел иногда у ее ног. В такой обстановке и у него возникала естественная потребность молиться. В первые годы жизни Сергей был очень слаб и много болел, но постепенно, под влиянием прогулок с няней и молитв здоровье его стало поправляться.

Молитва сопровождала Сергея до семнадцати или восемнадцати лет. Он увлекся живописью и многие отмечали его талант художника. В этот период, не отвергая христианства, он интересовался мистической литературой. В 1921 г. Сергей Сахаров эмигрировал из России; несколько месяцев провел в Италии, затем – Берлин и Париж. В этот период он получает приглашение на крупные художественные выставки. Но душа Сергея устремляется к Богу. В 1924 г. на Пасху он пережил благодатное посещение – видение Нетварного Света.

Сергей не может больше спокойно заниматься живописью и решает посвятить свою жизнь Богу. В 1925 г. он поступает в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. Однако учась в богословском институте, он не находит того, что искал: он узнавал имена, даты, кто что говорил; узнавал об исторических трудностях Церкви и так далее, а ему хотелось слышать только о том, как достигнуть вечности. Он почувствовал, что у него нет иного выхода, как пойти в монастырь, где люди отдают весь день и всю ночь только служению Богу. Отец Софроний – ученик старца Силуана. Сравнительно скоро представилась возможность поехать в Югославию, а оттуда – на Афон.

Через некоторое время он принимает монашеский постриг с именем Софроний в русском монастыре святого великомученика Пантелеимона.

Весной 1930 г. произошло одно из наиболее важных событий в жизни отца Софрония – встреча со старцем Силуаном Афонским, ныне канонизированным и внесенным в месяцеслов Русской Православной Церкви. Преподобный Силуан стал духовником молодого монаха, и через духовника отцу Софронию открылись ответы на многие, как называл их сам отец Софроний, «отчаянные» духовные вопросы, которые волновали его все предшествующие годы. Наставления преподобного Силуана стали для отца Софрония первой и главной опорой всей его дальнейшей жизни. 30 апреля 1932 г. отец Софроний рукоположен во иеродиакона.

В 1935 г. иеродиакон Софроний тяжело заболел. Он оказался на грани смерти. Многие, в том числе и сам отец Софроний, были уверены, что ему осталось жить совсем немного, но по Божиему милосердию и по молитвам преподобного Силуана отцу Софронию было даровано еще много лет жизни.

24 сентября 1938 г. отошел ко Господу старец, духовник и сотаинник отца Софрония преподобный Силуан. Перед смертью старец передал отцу Софронию сделанные им записи, которые после значительного редактирования стали основой самого известного творения о.Софрония – книги «Старец Силуан». Отец Софроний также написал первую часть этой книги – жизнеописание Старца Силуана.

После смерти своего духовника отец Софроний с благословения настоятеля монастыря уходит в «пустыню». Он подвизается в Карульском и в некоторых других афонских скитах.

В феврале 1941 г. он рукоположен во иеромонаха, и с этого времени начинается его духовническое служение на Афоне. Вскоре он становится духовником монастыря св. Павла.

После войны вместе с группой афонских монахов русского происхождения по политическим соображениям его высылают с Афона. В 1947 г. иеромонах Софроний приезжает во Францию, где ему поручается служение в Свято-Успенской кладбищенской церкви в Сен Женевьев де Буа.

Через год, в 1948 г. отец Софроний публикует первое, ронеотипное ручное издание книги «Старец Силуан» в количестве 500 экземпляров (В настоящее время это издание стало библиографической редкостью. В России с этим изданием можно познакомиться в Религиозном центре Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы в собрании Н.М.Зернова).

В 1952 г. в Париже выходит первое типографское издание книги «Старец Силуан», а через несколько лет – первое издание этой книги на английском языке (несколько сокращенное).

Постепенно вокруг отца Софрония собирается круг духовных детей и учеников, стремящихся к монашеской жизни. В 1956 г. по благословению церковной иерархии он создает во Франции, на ферме Колара, монашескую общину.

Отец Софроний мечтает об основании православного монастыря, в котором могли бы реализовываться на практике заповеди преподобного Силуана. Основать такой монастырь во Франции не представлялось возможным, и в ноябре 1958 г. отец Софроний с некоторыми своими духовными детьми переезжает в Великобританию, в графство Эссекс, где было приобретено имение, которое легло в основу монастыря Святого Иоанна Предтечи. Основанный им монастырь стал одним из наиболее почитаемых православных мест в Великобритании. Сюда съезжаются люди со всего мира – от Японии до Канады, – чтобы припасть к духовному источнику преподобного Силуана.

В этом монастыре отец Софроний подвизается до конца своих дней, сначала – в качестве настоятеля, а затем, с сентября 1974 г., – в качестве старца монастыря.

Архимандрит Софроний тихо скончался 11 июля 1993 г. в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе.

Книги архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всем мире через них обретают веру. Русскому читателю хорошо знакома книга «Старец Силуан», которую многие имели возможность прочесть еще в «самиздате». Среди других наиболее важных творений отца Софрония можно упомянуть книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть». Относительно последней он свидетельствует: «. я там писал целую мою исповедь за всю мою жизнь. Там приведено все самое важное из моей жизни в Боге. ».

В простых словах архимандрит Софроний рассказывает о своей жизни в Боге так, чтобы сделать это понятным даже тем людям, которые считают себя неверующими. Движимое огнем «любви Христовой», которая «есть любовь, объемлющая весь мир» и каждого человека, его свободное слово о Боге не знает каких бы то ни было ограничений религиозного, философского или политического порядка, поскольку, как он сам пишет, «всякое ограничение, всякое самозамыкание, всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу». Эта беспредельность любви его «к каждому человеку как неповторимой вечной ценности» наполняет всякое его слово, к кому бы оно ни было обращено. Своим живым примером архимандрит Софроний показывает, как «мы стоим перед необходимостью «раскрыть» себя для «всего» и всех, чтобы самим стать христианами».

27 ноября 2019 года Константинопольской православной церковью причислен к лику святых как преподобный Софроний Афонский.

«Жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна»

Старец Софроний и его изречения

11 июля отошел ко Господу известный подвижник и духовный писатель старец Софроний (Сахаров). Почтим память старца, вспомнив его наставления.

Архимандрит Софроний родился в Москве, в православной купеческой семье, и прожил долгую жизнь, вместившую в себя почти весь XX век с его трагическими событиями, научными открытиями и техническими достижениями. Старец дожил почти до 97 лет и был горящим светильником для всех, кто встретился ему на жизненном пути.

Обер-офицер инженерных войск в Первую мировую войну и талантливый студент Академии художеств, он пережил два ареста ЧК и Лубянку, был успешным художником в Париже, а затем уехал на Афон. Подвизался в русском монастыре святого Пантелеимона, а потом и как отшельник на «страшной» Карулии – в суровом месте подвигов афонских аскетов. Жил в полной нищете, когда сокровищем становилась пустая консервная банка – из нее можно было пить воду.

В 1959 году старец основал монастырь святого Иоанна Предтечи в юрисдикции Константинопольского Патриархата в графстве Эссекс в Великобритании. Будучи настоятелем этого монастыря, он приобрел известность как выдающийся духовник, стяжавший дар духовного рассуждения. Тысячи людей из разных стран приезжали к нему за духовным советом. Было много случаев исцелений по молитвам старца и при его жизни, и после его смерти.

Читайте также:  Апостол Марк

Почтим память старца, вспомнив его наставления.

Обстоятельства жизни

«В зависимости от того, как человек живет, складываются и внешние обстоятельства его жизни. Иногда по причине наших внутренних ошибок или, наоборот, исправлений изменяются к худшему или лучшему и внешние условия жизни…»

«Прежде чем совершить что-либо, нужно ждать, пока Господь даст на это силы. Например, если у нас есть желание уйти на Святую Гору, но нет сил на этот шаг, то, даже и исполнив его, мы не получим никакой пользы».

«Если Бог ожидает чего-либо от нас, то дает нам энергию, и благодать, и силу на совершение этого».

О семейной жизни

О выборе спутника жизни старец говорил: «Чтобы сделать выбор, необходима молитва. Чтобы сделать правильный выбор и для того, чтобы Бог дал подходящего человека, нужна сильная молитва».

«Благословение и молитва матери играет большую роль в жизни ребенка, поскольку обычно мать молится с болью. А молитва, творимая с болью, имеет особую силу».

«Великое значение имеет тот факт, если в ребенке течет кровь молящихся родителей и если мать молилась, когда ребенок был еще в утробе».

«Когда люди вступают в брак и Бог дарует им детей, они должны прославлять Бога. Если Бог не дает детей, они должны принять этот факт в мире и не удручаться».

Одна женщина спросила старца, каким молоком ей кормить свое дитя: своим или коровьим. Старец ответил: «Кто его родил: вы или корова?».

О пище

«Пища дает энергию телу. Мы нуждаемся в ней, чтобы трудиться и иметь силы для молитвы. У молящихся энергия пищи преобразуется в духовную энергию. У тех, кто молится немного, избыточная энергия пищи преобразуется в страсть и чревоугодие».

Общение с другими людьми

«Если кто искушается при общении с нами, предпочтительнее удаляться от таковых».

«Дерзость часто бывает пожигающим огнем. Поэтому требуется простота, а не дерзость».

«Если хочешь кого-нибудь погубить, скажи ему, что у него прекрасный голос или похвали его за какую-нибудь его добродетель».

«Даже совершенные претерпевают вред, когда слышат похвалу».

«Мы должны уважать свободу другого человека. То, что делается по принуждению, не пребудет ни во времени, ни в вечности».

Благодать Божия

«Когда к нам приходит благодать Божия, мы уже здесь живем в измерении вечности».

«Самое главное в духовной жизни – стремиться получить благодать Святого Духа. Она изменит нашу жизнь (прежде всего внутренне, а не внешне). Мы будем жить в том же доме, в той же обстановке и с теми же людьми, но жизнь наша будет уже другой. Но возможно это только при определенных условиях: если мы будем находить время молиться пламенно, со слезами на глазах. С утра просить благословения Божиего, чтобы молитвенный настрой определил весь наш день».

«Жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна».

О молитве

«Мы сможем полюбить других через молитву о них. Чтобы понять, чем живет другой человек, следует молиться за него от всего сердца. Тогда мы сможем увидеть и его нужды, ища способ, как облегчить их».

«Помыслы, приходящие во время молитвы, выявляют самые сильные из одержащих нас страстей. Затем нам предлежит подвиг и решительная борьба за исцеление от сих страстей. Прежде всего для этого необходимо исповедаться духовному отцу и искать наставления. Так молитва обнаруживает страсти, а покаяние по благодати исцеляет их».

Один брат пожаловался старцу, что плохо понимает книги святых отцов. Старец ответил: «Когда мы читаем сочинение какого-нибудь святого отца, мы должны молиться этому святому отцу, чтобы понять его слово так, как понимал его сам автор».

Мир в сердце

«Лучше предпочесть малый духовный труд, но с миром в сердце, чем стремиться ко многому и потерять сердечный мир».

«Лучше быть духовно на уровень ниже, но с миром в душе, чем выше с треволнениями».

«Простые люди приходят в умиление от малого, и это придает им силу. Но они также жалуются и ропщут от пустяков и легко изматываются ими».

Многословие

«Святые отцы не искали многих слов. Получив единое духовное слово, они уходили в пустыню и жили многие годы, питаясь этим единым словом и стараясь исполнять его. Мы же говорим и слышим многие слова, но ничего не делаем, чтобы их исполнить. Многословие ослабляет духовно».

«Беседуя о вещах, не познанных лично и превосходящих наше разумение, мы воздвигаем перед собой непреодолимую преграду (стену), не позволяющую нам затем пережить это опытно».

Духовное рождение и смерть

«Духовное рождение человека сотрясает весь мир, подобно тому, как сотрясается всё вокруг, когда самолет преодолевает звуковой барьер».

«Человек, идущий к Богу, после упокоения и выхода из своей физической телесной оболочки, подобно запуску космического корабля, взлетит в мощнейшем порыве к Богу. Если человек постоянно стремится к Богу, то и по смерти он, как ракета, понесется к Богу».

«Увлеченная любовью к Богу, покинув тело, душа пойдет к Богу; или, обратное сему: оттолкнувшись от Бога, она двинется “во тьму внешнюю” – к нескончаемым терзаниям противоположного любви состояния».

«Читал я об одном несчастном случае на авиационном заводе. Один инженер испытывал работу одного реактивного мотора. Двигаясь кругом пущенной машины, он, по неосторожности, попал в поток воздуха, который захватил его и, оторвав от земли, понес в направлении мощного двигателя. Ассистент инженера, увидев эту сцену, немедленно остановил мотор. Подбежав к упавшему на пол коллеге, он нашел его мертвым.

Ищущий молитву тоже может быть захвачен ее стремлением и оказаться вырванным из этого мира. Возвратившись, он также бывает “мертв” для страстных интересов и материальных стяжаний: он не будет искать никакой карьеры; он не слишком печалится, будучи отвергаем, и не гордится хвалимый; он забывает о прошлом, не прилепляется к настоящему, не заботится о земном будущем. Новая жизнь, исполненная Света, открылась ему и в нем; детские развлечения, занимающие огромное число людей, перестают интересовать его».

Материал подготовила Ольга Рожнёва
Иллюстрации подготовил Антон Поспелов

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Афонский старец Софроний (Сахаров)

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

День памяти Архимандрита Софрония – дата смерти -11 июля. Он родился в России, а умер в Англии графстве Эссекс. Старец прожил долгую жизнь, которая вместила 97 лет, и стал свидетелем мрачных событий, научных изобретений и технических успехов.

Житие архимандрита Софрония Сахарова

Мальчик, которого назвали именем Сергей, родился в мещанской православной семье города Москвы в 1996 году. Почти 15 лет его няня брала с собой в храм, где она молилась. Этот факт отразился на его дальнейшей судьбе. Имея талант к рисованию, поступил в Академии художеств города Москвы.

Будущий Схиархимандрит Софроний после обучения в 1921 году покинул Россию и выехал во Францию. Он получил возможность трудиться в своей мастерской и ему пророчили великое будущее художника. Но он бросил заниматься искусством и поступил в Богословский институт. Через четыре года отправился вместе с другом Всеволодом Кривошеиным на Афон, где остался послушником при обители святого Пантелеймона. Через два года постригся в иноки с именем Софроний, через год одел монашеское облачение.

Сербский епископ Николай в 1930 году рукоположил его в чин иеродьякона. Для послушания направил в мастерскую по ремонту часов, библиотеку и казначейство. Во время пребывания в обители он подружился с преподобным Силуаном, который стал наставником. Иеродиакон Софроний открыл ему тайну желания пустынножительства и обета безмолвия. Праведный Силуан предсказал ему отшельнический образ жизни, тогда иеродиакон Софроний обратился к Старцам с просьбой о благословлении на пустынножительство. Ему предложили не отдаляться далеко, а поселиться в Лукьяновской каливе. Но отец Софроний настоял на своем, старцы отпустили его в далекий скит.

Он поселился в суровом месте подвижничества афонских отшельников возле Карули с согласия Великой Лавры в 1939 году. Слава о его духовном подвиге распространилась на Афоне. К нему начали обращаться монахи разных национальностей. Отец Софроний знал несколько языков, что позволило ему вести разговоры со многими иноками. Он не смог добиться полной затворнической жизни, так как принимал много людей и в результате согласился перейти в ближайшую обитель духовным наставником. Впоследствии перешел в Андреевскую пустыню.

Его очень огорчило осуждение греческим правительством друга Кревошеина (отца Василия). Он также попал под подозрение и вынужден был выехать на Афон. Но после войны несколько монахов русского происхождения вместе со старцем Софронием выслали из монастыря по политическим соображениям. Он провел на Афоне 22 года своей жизни, затем уехал во Францию

  • служил в Свято-Успенской церкви при кладбище в Сен Женевьев де Буа;
  • в 1958 году с благословления церковной иерархии организовал иноческое общежитие на ферме Колара;
  • из Франции с группой духовных соратников в 1959 году перебрался в Англию;
  • в графстве Эссекс основал монастырь Иоанна Предтечи, где скончался в 1993 года.

На иконах святого Софрония изображают седовласым старцем со свитком в руках во весь рост или по пояс.

Откровения афонского старца

Архимандрит Софроний Сахаров о старце Силуане Афонском написал известную книгу, чем оказал услугу Пантелеймоновскому монастырю и православному миру. Он также автор многих высоко религиозных произведений, которые стали хрестоматийными учебниками для многих подвижников. Свои откровения старец Софроний записывал на магнитофонную пленку, которые еще при его жизни попали в Россию. Многие люди получили возможность слышать его особую интонацию и радостный смех.

Читать «Молитвенное приношение» старца Софрония – это получить единственный и верный путь к решению всех проблем.

Молитва на каждый день старца Софрония:

ГОСПОДИ БОЖЕ МОЙ, призри на нищету мою и падение мое. От юности осквернен есмь всякими грехами, и не смею возвести очи мои к Тебе, ниже отверсти скверная уста моя к призыванию святаго и страшнаго Имене Твоего. Но паки отнюд не призывати Тебе не могу, яко не имам иныя жизни, инаго света, иныя радости, иныя мудрости, иныя крепости разве Тебе Единаго, Боже мой. Темже, дерзая на милость Твою, молю Тя: сподоби мя призывати Тебе, яко Сам Ты заповедал еси учеником Твоим вся просити во Имя Твое. Силою святаго и страшнаго Имене Твоего, очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и даждь ми молити Тя, якоже достоит. Но Ты зриши, Господи, яко не вем, како подобает молитися. Ты еси Бог мой от чрева матере моея, но пути, ведущаго к Тебе, не обретох; и доселе во время старости моея, пребываю в тьме неведения. Но ныне, егда приблизися кончина моя, егда готовится душа моя снити во вечный мрак ада, помилуй мя, пощади мя, и Сам Ты, Спасе мой, Духом Твоим Святым научи мя молити Тя. Подобно разслабленному, глаголавшему Ти: не имам человека, и аз призываю Тя — прииди ко мне, оставленному, заблудшему, безпомощному, и Сам Ты буди ми вся.
ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, помилуй мя, пощади мя, научи мя, утверди мя на пути заповедей Твоих.
Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео об афонском старце:

Архимандрит Софроний (Сахаров): биография, годы жизни

Архимандрит Софроний Сахаров остается истинным проводником православия и после своей смерти через свои литературные труды, которые и до сих пор несут спасительный свет в темные души людей. Его книги переведены на разные языки мира. Самая знакомая для русского читателя – «Старец Силуан Афонский». Среди других наиболее известных творений архимандрита Софрония Сахарова можно назвать труды «О молитве» и «Видеть Бога как он есть». Кстати, последнюю из названных книг он построил в форме исповеди всей своей жизни, в ней он рассказывает все самое важное, связанное с познанием Бога.

В первую мировую он был обер-офицером инженерных войск, затем стал талантливым художником Академии художеств Парижа, пережившим два допроса и ареста ЧК и Лубянки. Он стал монахом, подвязавшимся на Афоне и основавшим монастырь Иоанна Предтечи в Великобритании.

Архимандрит Софроний Сахаров — биография

Он появился на свет в Москве 22 сентября 1896 года в православной помещичьей просвещенной семье. В миру Сергей Семенович Сахаров с детства любил читать Пушкина, Достоевского, Толстого и Гоголя. Его няня Екатерина часто брала его в церковь, так как сама была человеком набожным. И маленький Сергей зачастую сидел там у ее ног. Таким образом и у него появилась потребность молиться. С раннего детства Сергей был мальчиком слабым и больным, но после прогулок с няней и молитв о выздоровлении он начал постепенно поправляться.

Юность

Молитвой Сергей увлекался до юношеского возраста, но затем его стало тянуть к живописи, ведь у него действительно проявлялся недюжинный талант к этому искусству.

В этот период он также начинает увлекаться мистической литературой, которая не отдаляла его от православного христианства. В 1915 году юноша поступил в Академию художеств Москвы, где проучился два года.

В 1918 году его дважды арестовывали органы ЧК. После революции и беспредела, который начался в России, он эмигрировал в Италию, затем — в Берлин и Париж.

За границей его художественные работы оценили и сразу стали приглашать на крупные выставки. Но его душа устремлялась к Богу.

В 1924 году на праздник Пасхи он пережил благодатное видение Нетварного Света. С этого момента он не мог жить обычной мирской жизнью и решил всего себя посвятить Богу.

Посвящение Богу

Теперь он чувствовал свою потребность уйти в монастырь, где люди день и ночь напролет молятся Богу.

Сначала он отправляется в Югославию, а оттуда держит путь на Афон и принимает монашеский постриг в русском монастыре во имя святого великомученика Пантелеимона.

В 1930 году Бог сподобил его знакомством с известным старцем Силуаном Афонским, позже канонизированным Русской Православной Церковью. Именно он становится его духовным отцом, который дает ему много мудрых ответов и наставлений, волновавших его все прошедшие годы. Общение со старцем стало для монаха Софрония настоящим фундаментом всей его дальнейшей духовной жизни.

Рукоположение

Его рукоположение произошло 30 апреля 1932 года. В 1935 году иеродиакона Софрония стала мучить тяжелая болезнь, и он оказался на грани смерти. Многие его собратья были уверены в том, что ему осталось недолго жить на этом свете. Но у Бога на него были совсем другие планы. По Его великому милосердию и благодаря молитвам преподобного Силуана отец Софроний прожил долгую жизнь.

24 сентября 1938 года произошло печальное события для всей монастырской братии и духовных чад — старец Силуан отошел к Господу. Но перед своей смертью он передал свои записи своему ученику отцу Софронию, которые стали основным материалом для печатного издания «Старец Силуан».

Пустынножительство и пути судьбы

В это же время он пишет первую часть книги о жизни старца Силуана. С благословения монастырского настоятеля он обрекает себя на пустынножительство и подвизается в Карульском и других афонских скитах.

В феврале 1941 года его рукополагают в иеромонаха. И на Афоне он начинает свое служение в роли духовника монастыря св. Павла.

После войны с Афона по политическим соображениям высылают всех русских монахов. В 1947 году иеромонах Софроний переезжает во Францию, где начинает свое служение в Сент-Женевьев-де-Буа в качестве священника в Свято-Успенской кладбищенской церкви. Через год он публикует 500 экземпляров первого так называемого ручного издания книги «Старец Силуан».

В 1957 году в Париже выпускают первое типографское издание этой книги. По прошествии еще нескольких лет выходит первое издание этого литературного творения (сокращенное) на английском языке.

Архимандрита Софрония Сахарова постепенно начинают окружать духовные дети и ученики, готовящиеся к монашеской жизни. Получив благословение у церковной иерархии, в 1956 году он создает монашескую общину на ферме Колара во Франции. В то же время его не оставляют мысли о создании православной монастырской обители, в которой он бы смог на практике реализовать заповеди преподобного Силуана. Но это пока остается только в замысле, никаких возможностей не предвиделось. Но потом в ноябре 1958 года он вместе со своими некоторыми духовными чадами переезжает жить в Великобританию в графство Эссекс, где приобретает имение, со временем преобразовавшееся в монастырь Святого Иоанна Предтечи.

Образование монастыря

Монастырь, основанный отцом Софронием, стал одним из самых почитаемых в Великобритании. Туда стал съезжаться православный люд со всего мира от Японии до Канады, чтобы получить духовное обогащение от преподобного Силуана.

В этой обители пройдут все последние годы отца Софрония, который сначала был его настоятелем, а затем — его почитаемым старцем.

Наследие

В монастыре Эссекса Архимандрит Софроний Сахаров и отошел к Господу 11 июля 1993 года. Он прожил долгую плодотворную жизнь, которая вместила в себя самые сложные годы XX века с его трагедиями, научными и техническими достижениями. Он достойно прожил 97 лет. Уже полным ходом идет процесс канонизации старца Софрония.

Читайте также:  Можно ли есть свинину православным согласно Священному писанию

Теперь тысячи людей, читая его книги, обретают веру. В своих изречениях архимандрит Софроний Сахаров высказывался, что, как человек живет, так потом и складываются внешние обстоятельства его жизни. Это получается по причине внутренних ошибок, исправляя которые, можно изменить свою жизнь к лучшему. Он также писал, что, прежде чем совершить какое-нибудь дело, надо ждать, пока Господь не даст сил. Если Бог чего-то ждет от нас, то он дает необходимую для свершения энергию и благодать.

Очень мудро подмечено его словами, что жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна.

Учение старца Софрония Сахарова об Иисусовой молитве

Доклад игумении Тамары (Гончаренко), настоятельницы Александро-Невского женского монастыря Талдома на конференции «Иисусова молитва. Еще раз о главном (школа духовной жизни)» («Зосимовские чтения – 2019», Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь, 7 декабря 2019 года)

Не нужно громких слов и дифирамбов,
Не нужно утомительных речей.
Нет лучше понимания без слов
При мерном трепетании свечей.
Здесь нет ни звука, всюду тишина.
На вопрошанье не дадут ответа.
Здесь ожиданье будущего века,
Здесь ценится молчанья глубина.

«Знаю человека во Христе…» – так кратко, но четко и емко охарактеризовал митрополит Иерофей (Влахос) личность старца Софрония (Сахарова) в заглавии своей книги, посвященной жизни и служению этого замечательного подвижника [1]. Старец Софроний был одним из немногих в наше время носителей христианской культуры духовного слова, внутреннего молитвенного делания. Вся его жизнь протекала в постоянном предстоянии умом престолу Божию.

Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семёнович Сахаров) родился в Москве 22 сентября 1896 года в православной купеческой семье. С ранних лет сподобился от Бога исключительных дарований. В автобиографической книге «Видеть Бога как Он есть» он поделился своим первым молитвенным опытом: «С юных лет мысль о вечности усвоилась моей душе. С одной стороны, это было естественным следствием детской молитвы Живому Богу, к Которому ушли мои деды и прадеды; с другой – дети, с которыми я тогда общался, с наивной серьезностью охотно останавливались раздумьем на сей тайне» [3].

С 1915 по 1917 год Сергей, будущий архимандрит Софроний, учился в Императорской Академии художеств. В 1920–1921 годах – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Затем, посетив Италию и Берлин в 1922–25 годах, он поселился в Париже. 1925 год стал для него судьбоносным. Начинается новый период его жизни – на Святой Горе Афон, сначала в Русском монастыре великомученика Пантелеимона, а затем на «страшной» Карулии и в келье Святой Троицы недалеко от монастыря Святого Павла. В Пантелеимоновом монастыре состоялась его встреча с афонским монахом-боговидцем старцем Силуаном. Через преподобного Силуана отец Софроний получил ответы на все вопросы своего духовного искания, свойственного его жаждущему духу. Преподобный Силуан дал объяснение дару памяти смертной, которого сподобился отец Софроний. Будущий старец встретил опытного богослова и искусного наставника в Иисусовой молитве и находился у него в совершенном послушании. Общаясь с преподобным Силуаном, он уверился в истинности опыта, приобретенного ранее в Париже и обогащенного последующими божественными откровениями. Его личный опыт, выраженный во фразе: «Стой на грани отчаяния и, когда почувствуешь, что падаешь, отступи», был подтвержден подобным богооткровенным словом, данным преподобному Силуану: «Держи ум свой во аде, и не отчаивайся». В лице преподобного Силуана старец Софроний столкнулся и с тремя основными богословскими принципами – «молитва за весь мир», «христоподобное смирение» и «любовь к врагам».

Старец Софроний вернулся в Париж в 1947 году, прожил во Франции до 1959 года, а затем уехал в Англию, в графство Эссекс. Там старец основал монастырь Святого Иоанна Предтечи, где и почил 11 июля 1993 года в глубокой старости, в возрасте 97 лет. Он прожил целое столетие, пройдя через множество социальных, духовных и мировых катаклизмов. Иоанно-Предтеченский монастырь стал уникальным явлением монашеской жизни. Благодаря постоянному пребыванию умом в молитве старец сумел создать в обители атмосферу живого присутствия Христа. Вокруг подвижника собралась монашеская община, где нормальным образом жизни было стояние в молитвенном подвиге. Все вопросы церковной и повседневной жизни в монастыре решались с позиции Христа и Его вечной истины.

Старец Софроний был редким делателем Иисусовой молитвы. Свой драгоценный опыт он передал духовным детям. На настоящий момент через его труды современное поколение монашествующих имеет возможность приобщиться к опыту этого молитвенного делания и в процессе духовной жизни получать ответы на неизбежно возникающие вопросы.

Обратимся к учению старца об Иисусовой молитве. Иисусова молитва по определению архимандрита Софрония – это краткое призывание Господа Иисуса Христа, которое непрестанно повторяется верующими. Согласно апостольским деяниям, Святым Духом через апостола Петра было сказано: Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисуса Христа. (Деян: 4: 10–12). Призывание имени Господа Иисуса есть одна из главных основ христианской жизни. Старец делает акцент на том, что это делание – отнюдь не механическое произнесение слов молитвы, оно имеет глубинные цели. Молитва Иисусова должна быть сопряжена с каждодневным подвигом – внутренней бранью за соблюдение евангельских заповедей, иначе она не принесет плодов.

«Полная формула молитвы: ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО. Начинающему предлагается именно эта формула. В первой части молитвы мы исповедуем Христа-Бога, воплотившегося нашего ради спасения. Во второй – признаем наше падение, нашу греховность и искупление Христом. Соединение догматического исповедания с покаянием делает молитву более полною в ее положительном содержании» [4].

Цель Иисусовой молитвы – это постоянное пребывание человека в живом присутствии Божием. Наша молитва должна привести нас к встрече со Христом, когда Бог из идеи – высокой, светлой, философской – становится внезапно Живым Богом, Богом личностью.

Практика призывания Имени Божиего имела место уже в Ветхозаветные времена. Бог открывается в Библейской истории посредством Своих имен. Эту Священную историю архимандрит Софроний разделяет на три периода. Первый – от Адама до Моисея, второй – от Синайского Богоявления до божественного вочеловечения и третий период – от вочеловечения Бога-Слова до скончания века.

Первый период можно охарактеризовать как неясное призывание Бога первородными. Исследуя этот вопрос, архимандрит Софроний опирается на Священное Писание, библейские сюжеты. «”У Сифа… родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать Имя Господа” (Быт. 4: 26). Затем открывается Бог Аврааму, Исааку и Иакову со все расширяющимся горизонтом: “Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем “Бог Всемогущий”, а с именем Моим ЯХВЕ – не открылся им” (Исх. 3: 14). Восполнил Бог откровение о Себе: “И сошел Господь в облаке, и остановился близ него (Моисея) и провозгласил Имя ЯХВЕ”. Последующее откровение раскрывало свойства сего АЗ ЕСМЬ как Бога милостивого и человеколюбивого. Но и это было неясным, и Моисей сознавал неполноту усвоенного им познания» [4].

И только Христос принес полноту Богопознания. Наступила новая эпоха – великий Свет явился миру. «Откровение принесло нам новое Имя: ИИСУС, Спаситель, или БОГ-СПАСИТЕЛЬ» [4]. Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4:16). Творец облекся в тварное, Бог восприял человеческое естество «нашего ради спасения», открыв нам возможность стать сынами Божиими. Слово стало плотью и обитало с нами (Ин. 1:14) То есть имя Иисус имеет сотериологический смысл, раскрывает нам цель прихода Бога во плоти.

«В древности познание о Божестве давалось человеческому духу чрез Имена, открывавшие главным образом свойства Божии, атрибуты: могущество, вездеприсутствие, всеведение, промысл, славу и подобное. Моисею же Имя ЯХВЕ было дано как собственное Имя. Чрез воплощение Логоса мы соприкасаемся с Богом в такой форме, в такой полноте, что не ждем уже дальнейших восполнений, но нуждаемся только в подвиге жизни по заповедям, чтобы воспринять дар в его подлинных измерениях: Он жил с нами, в условиях нашего падения; Он говорил нам на нашем языке; Он снизошел до нас в такой степени, что мы Его осязали; Он в видимом зраке явил нам Невидимого Отца в совершенстве; Он открыл нам все, что касается отношений между Богом и человеком. Принесенное Им спасение имеет исключительно конкретный характер. Свою проповедь Он начал с призыва: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное” (Мф. 4:17)» [4].

«Имя Иисус – значит Бог-Спаситель; как таковое, оно может быть отнесено ко Святой Троице; возможно отнесение его к каждой Ипостаси отдельно. Но в молитве нашей Имя Иисус употребляется исключительно как собственное Имя Богочеловека, и ум наш обращен при этом вниманием к Нему. В Нем обитает вся полнота Божества телесно, говорит апостол Павел (Кол. 2:9)» [4].

Рассмотрим практические советы старца Софрония относительно Иисусовой молитвы. В 1925 году, как уже говорилось выше, отец Софроний приобретает неоценимый опыт молитвы через афонских старцев. Давая оценку этому периоду, он пишет: «В те дни, когда я приехал на Афон, образованных людей там было очень мало. Но, будучи так мало осведомлены о делах всего мира, они молились за весь мир. Они жили меньше событиями этого мира, не зная современных достижений науки, техники и так далее, но дух их пребывал в вечности, и молитва их была о вечном спасении. Что есть состояние духа человеческого, который живет, призывая постоянно Имя: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”? – Такая личная молитва выливается в молитву космической силы, как мы видим на примере прп. Серафима Саровского. И теперь мы живем в мире несравненно более богатом технически и образованном, но выше ли эта форма жизни? Так что если сравнить, то в конечном итоге мы должны признать, что древние отцы наши стояли выше нас не только в области умной молитвы, но и в общем состоянии духа. Через призывание имени Христа мы вводимся в этот мир страдающий, и это есть великое дело» [5].

Исходя из полученного опыта, архимандрит Софроний делится следующими практическими рекомендациями по культуре подвига Иисусовой молитвы. Он указывает на два вида молитвенного делания. Цель и того и другого – одна: соединение ума с сердцем или сведение ума в сердце. В первом случае от монаха требуется многолетний труд устного произнесения молитвы без каких-либо искусственных способов. Повседневная жизнь монаха должна быть согласована с заповедями Христа, проходить в подвиге послушания и воздержания, борьбы со страстями, освобождения от власти греха.

Во втором случае допустимо прибегать к искусственному методу сведения ума в сердце. Этот метод старец называл методом психотехники. Монах выбирает удобное положение и, наклонив голову к груди, произносит на вдохе: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий» и на выдохе – «Помилуй мя, грешного». При таком делании приобретается опыт трезвения ума и возможность видеть чувства и мысленные образы, приходящие извне. Но данный способ не дает настоящей молитвы.

Архимандрит Софроний, как, впрочем, и другие отцы-исихасты, отдавали предпочтение первому способу молитвы, основа которого – вера и покаяние. Старец пишет, что для настоящей молитвы и здравой духовной жизни рекомендуется первый образ. «Опасность психотехники, как показал долгий опыт, в том, что есть немало людей, слишком большое значение придающих самому методу. Во избежание вредной деформации духовной жизни молящегося – начинающим подвижникам с древних времен рекомендуется иной образ, значительно более медленный, но несравненно более правильный и полезный, а именно: сосредоточивать внимание на Имени Иисуса Христа и на словах молитвы. Когда сокрушение о грехах достигает известной степени, тогда ум естественно идет на соединение с сердцем» [4].

Отец Софроний рекомендовал постепенное восхождение в молитве: устная, умная, умно-сердечная, самодвижная и благодатная. Кратко остановимся на каждой из них. Устная молитва произносится устами, наше внимание сосредоточено на имени и словах. Продолжительность этого периода у каждого различна. Она должна усвоиться нашим телом: языком, сердцем, мозгом. Чем глубже покаяние – тем короче путь. В умной молитве имя Иисуса Христа произносится мысленно. Умно-сердечная молитва предполагает соединение ума и сердца. Внимание заключено внутри сердца, и там произносится молитва. В этом случае становится возможным полный контроль происходящего внутри сердца, борьба со страстями принимает разумный характер, появляется способность отгонять врагов силой Имени Христа.

Самодвижная молитва не требует усилий воли, утверждается в сердце, привлекая внимание ума. И далее «приходит момент, когда луч Божественного Света прорежет густой мрак и создаст пред нами прорыв, сквозь который мы увидим Источник этого Света» [4]. Молитва становится благодатной.

Иисусова молитва возможна в любых условиях. «Ею молятся при всякой работе благочестивые простые люди; ею заменяют церковные службы, её “умом” произносят монахи, находясь в храме во время богослужений; она же составляет преимущественное занятие монахов в келиях и пустынников–исихастов» [4]. Протоиерей Сергий Баранов приводит такой замечательный пример:

«Однажды я на Каруле, на Афоне, расписывал алтарь, пишу, а сам: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Господи Иисусе Христе, помилуй мя. ” – и так целый день. А со мной приехал мой друг-мирянин. И я пишу иконы и молюсь, а он носит целый день дрова и тоже: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Господи Иисусе Христе, помилуй мя. ”

На третий день афонский монах не выдержал: “Слушай, ну с тобой всё понятно. А вот этот – правда директор банка?” – “Да, – говорю, – и он не просто директор банка, он управляющий всеми банками Оренбургской области”. – “И что, целый день Иисусову молитву читает. ” – “Он не только целый день Иисусову молитву читает, он еще и с двух до трех ночи встает на молитву!” Это, кстати, урок тем людям, которые говорят, что очень сильно заняты. Управляющий всеми банками области – наверное, бездельник, да? У него-то получается с двух до трех ночи вставать на молитву. Он рассказывал: “Жена с вечера ругается на меня: ‘Слишком глубоко ты в Православие ушел. Ну-ка, притормози’. – ‘Ладно-ладно’, – отвечаю”. Она уснет, а он ночью в два часа – хоп, встал на молитву! Она и не подозревает, что муж с двух до трех ночи – на встрече с Богом» [8].

И старец Софроний также советует одному из своих духовных чад: «Простите, дорогой отец Давид, все это пишу в надежде, что мое братское напоминание заставит Вас с большим вниманием ограждаться от всякого раздражения, и немирства, и беспокойства. Всеми силами храните мир душевный в дни искушения. Читайте молитву Иисусову, а умом по временам, не изменяя молитвы, влагайте разный смысл, в зависимости от нужды. Во время путешествия, на улицах и др. так делать хорошо» [7].

Итак, молитва возможна в любых обстоятельствах, но только при условии смирения и покаяния. Действие в нас гордости, осуждения ближних, превозношение и неприязнь – далеко «отбрасывают от нас Господа», лишают благодати и внутреннего мира и убивают молитву.

Стяжать молитву Именем Иисуса – значит стяжать вечность. Это – великий дар. Когда человек испытает на себе действие Божественной благодати, живой опыт богообщения – он перестает стремиться к стяжанию временных ценностей, перерождается. Старец делает акцент на том, что в молитве требуется постоянство, а также необходим духовный наставник. Духовные горизонты открываются только через сокрушение о грехах, после очищения от страстей.

Ее начало – тесный путь.

Душе тревожной негде отдохнуть:

Болезни и труды, великие страданья,

Смущений вихрь, презренье, порицанье

Подвижника встречают; видит он,

Как скорби восстают со всех сторон,

И он стоит, исполненный сомнений,

Тревожных тяжких дум, недоумений

Мой друг о Господе! Дерзай!

Не прекращай великой, тяжкой битвы

И поле бранное отнюдь не покидай –

Не оставляй Божественной молитвы!

Покрывшись мудрости исполненным смиреньем,

Сей ризою нетленной Божества,

Невидимым врагам душевного спасенья

Не доставляй победы торжества!

И час пробьет, настанет время,

Духовная твоя умолкнет брань –

Страстям невольная, мучительная дань,

И с радостию ты поднимешь бремя

Напастей, бед, гонений и скорбей.

В душе твоей, свободной от страстей,

Исчезнут тяжкие сомненья и тревога,

И свет духовный воссияет в ней –

Наследнице Небесного Чертога.

Мир чудный водворится – рай,

И с Господом ее свершится единенье,

Исчезнет без следа твоя печаль,

И ты увидишь, полный изумленья,

Иной страны сияющую даль…

Преподобный Варсонофий Оптинский

Библиография:

1. Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос). «Жизнь и служение старца Софрония, исихаста и богослова». – Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

2. Архимандрит Захария (Захару). «Христос, как путь нашей жизни». – Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003.

3. Архимандрит Софроний (Сахаров). «Видеть Бога как Он есть». – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2011.

4. Архимандрит Софроний (Сахаров). «О молитве» – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003.

5. Архимандрит Софроний (Сахаров). Духовные беседы. Том 1 – Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003.

6. Архимандрит Софроний (Сахаров). Духовные беседы. Том 2 – Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2007.

7. Архимандрит Софроний (Сахаров). «Подвиг богопознания» – Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003.

Ссылка на основную публикацию