Софроний Иерусалимский

24 марта. Память святителя Софрония, патриарха Иерусалимского

4-я седмица Великого поста
День постный. 11 марта по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преподобного Алексия Голосеевского, Киевского (1917). Священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250). Перенесение мощей мученика Епимаха. Святителя Софрония, епископа Врачанского (1813) (Болг.).

Преподобного Патрикия Петрова исповедника (1933); святого Василия Малахова исповедника, пресвитера (1937).

Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский

Апостольское и древнее Предание, существующее во всех святых церквах, служило руководством к тому, как возводимые в иерархическое достоинство должны во всём приноравливаться к тем, которые прежде их занимали иерархические степени, как мудрствовать и как содержать веру, которую мудрейший Павел передавал им весьма точно. Павел, слышавший божественные звуки и небо имевший своим руководителем, страшился, чтобы, проповедавши спасительную проповедь другим, самому не сделаться недостойным. Поэтому и в Иерусалим восходил этот небесный ученик Христов, и проповедуемое им евангельское учение заявил тем, которые считались предшественниками прочих, тем самым приобретши твёрдую опору для себя и для тех, кто после него принимает его учение, и соделавшись образцом спасения для желающих идти по следам его.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XXV, 1-9

1 Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь.

2 Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен.

3 Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя, 4 ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.

5 Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей.

6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.

8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.

9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!

На веч.: Быт. IX, 8-17

8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

12 И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.

14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; 15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.

16И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.

17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

Притч. XII, 8-22

8 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.

9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.

10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.

11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.] 12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.

13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. [Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.] 14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.

15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.

16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.

17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.

18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.

19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.

20 Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.

21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.

22 Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Крещение по апостолу Петру есть «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. З, 21). Крестившийся дает обет жить остальное время по чистой совести, по всей широте заповедей Господних, принятых в совесть. Нравственная чистота есть черта крещеного. Апостол Павел светлость жизни его сравнивает с светлостью воскресшего Господа. «Чтобы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). В крещении ветхий грехолюбивый человек умирает, и восстает человек новый, ревнитель добрым делам. «Так и вы», крещенные, «почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над нами господствовать» (Рим. 6, 11-14).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Великий пост является тем самым временем, когда у нас появляется много возможностей открыть свое сердце навстречу Господу. И участие в богослужениях, и воздержание от скоромной пищи, и определенный образ жизни дают возможность дистанцироваться от окружающего мира настолько, чтобы он не разрушал наш внутренний мир. Вот почему так важно исполнять все церковные предписания в отношении поста. Не для того, чтобы бездумно истязать себя, как иногда говорят люди нецерковные, но именно для того, чтобы открыть свои внутренние способности воспринимать силу Божественной благодати. И воздержание от пищи, и определенная самоизоляция от искушающих влияний мира сего, и молитва в храме помогают нам изменить свое внутреннее состояние, а значит, обрести дар Божественной благодати.

Праведный Иоанн Кронштадтский о годовом круге богослужения

В годичном круге богослужения изображена вся история, вся судьба прошедшая, вся жизнь нашей святой Церкви Православной: всё её учение и нравоучение, все догматы, все жития, все подвиги, все страдания как Самого Подвигоположника Господа Иисуса Христа, Божией Матери, так и всех святых апостолов, пророков, мучеников, иерархов, преподобных, бессребреников и праведных. Своим богослужением она поучает всех христиан молитве, славословию и благодарению Бога. Сама молится за всех, всех утешает, располагает к покаянию во грехах, к умилению, исправлению, к добродетельной жизни, требует плодов покаяния, напоминает о смерти, о Страшном Суде, изображая грозное судилище Господа над всем миром; представляет наше страшное греховное растление, от которого невозможно избавиться без Спасителя, без врачевства веры, без Таинств: Покаяния, Причащения, без поста, без слёз, без подвигов умерщвления плоти, без милостыни. Богослужение научает, и утешает, и питает, и врачует, и укрепляет души христианские.

Молитвословия

Кондак святителя Софрония, патриарха Иерусалимского

Иже Божественною ревностию подвигся и истинных повелений устне распростер, церковная основания благоузаконив и тамо сущим монашеским составом предав, премудрый в Патриарсех Иерусалимский Софроние, всемудрая словеса во свет извел еси, имиже наставляемы, зовем ти: радуйся, светлая православных похвало.

Тропарь святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца

Избран быв Богови от юности,/ святителю Евфимие,/ и, сего ради архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси люди, иже тебе Богом врученный;/ темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси/ исцеляти различный недуги./ Того моли о нас,/ совершающих честную память твою,/ да тебе вси непрестанно ублажаем.

Кондак святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца

Яко архиереем сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Евфимие,/ не престай сохраняя отечество твое,/ град же и люди, иже тебе верою почитающия/ и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вси вопием:/ радуйся, святителю Богомудре.

Молитва святителю Евфимию Новгородскому

Отче святителю Евфимие! Ты от юности твоея Христа возлюбил еси и благодатию Его укрепляем, вся плотская мудрования умертвил еси, чистым житием и кротким нравом угодил еси Господеви, и по благодати Его на престоле святительства подвизался, явился еси пастве Христове Великаго Новаграда пастырь добрый, полагаяй душу твою о стаде твоем. Темже и по смерти твоей прослави тя Пастыреначальник Христос подаянием чудес, от тебе истекающих, образ добродетельнаго жития в Тебе нам показуя. Темже и аз грешный и унылый, к к раце мощей Твоих припадая, молюся тебе усердно: даждь ми руку помощи, воздвигни мя молитвами твоими из глубины греховныя, се бо волнами страстей плотских и уныния, и иными тьмочисленными житейскими треволнении обуреваюся и погибаю. Буди убо мне, многогрешному, теплый ко Христу предстатель и молитвенник, да и аз, от потопления греховнаго избавлен, ко пристанищу непорочнаго жития благодатию Христовою достигну, и чистым житием прославлю Спасителя моего, кровию Своею мене искупившаго: и тако житие скончав, получу живот вечный во Царствии Небеснем, идеже славится пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. Для подписки перейдите по ссылке .

Житие и икона святых Софрония и Иннокентия Иркутских, о чем просят и молитва

Вклад святителей Софрония и Иннокентия Иркутских в историю Восточной Сибири сложно переоценить. Именно труды этих подвижников способствовали просвещению местных земель, налаживанию церковной и образовательной деятельности. Жители области с почтением и любовью хранят память о делах святых отцов. За свои неустанные старания и молитвенное подвижничество праведники сподобились посмертной славы.

Читайте также:  Строгий пост в православии: что значит и что можно кушать

Святые Софроник и Иннокентий Иркутские

Святой отец Иннокентий родился на Гетманщине, в семье знатного рода Кульчицких, в 1680 или 1682 году. Мальчика назвали Иваном. Его отец, по преданию, был священником, и сын последовал по стопам отца. Будучи от природы талантливым и старательным, он с успехом обучался в Киевской коллегии, а в 1708 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий.

Способного молодого иеромонаха вскоре вызвали в Москву, для преподавания словесности в Славяно-греко-латинскую академию. Карьера его развивалась достаточно быстро, и скоро он стал префектом академии. Поскольку Иннокентий отличался превосходными способностями, его отправили в составе экспедиции в Китай в 1720 году, предварительно посвятив в архиереи.

Вернувшись из зарубежной поездки, он был рукоположен в епископский сан. Одним из талантов святителя было иконописное дарование. Так, он писал образа для Троице-Селегинского монастыря в Бурятии, где он также открыл духовную школу. В 1727 году Иннокентия назначили епископом Иркутским. Он стал первым главой местной епархии.

Святитель с большой мудростью и усердием управлял вверенной ему паствой в течение четырех лет. Местные жители любили епископа, он многое делал для своих подопечных. Кроме того, святитель участвовал и в делах государственных. Так, он помогал камчатской экспедиции Беринга, исследовавшего Восточно-Азиатские окраины империи. Святой представился в 1731 году и был похоронен в Тихвинской деревянной церкви Вознесенского монастыря, где провел последние годы.

Народ почитал память святителя, на его могилу приходили, чтобы помолиться и попросить о заступничестве. С посещения места погребения святого Иннокентия начал свое служение в местной епархии и новый епископ – Софроний, назначенный сюда спустя двадцать лет после смерти Иннокентия.

Несмотря на то, что деятельность этих служителей разделял солидный промежуток времени, у них было много общего. Епископ Софроний также происходил из Малороссийской области, в которую входила и Черниговская губерния. Он также происходил из семьи местного церковнослужителя. При рождении в 1703 году будущий святитель получил имя Стефан. Обучался в Переяславской духовной семинарии. Принял монашеский постриг и очень быстро стал настоятелем Красногорского монастыря.

Святитель проявил себя как талантливый управленец и настоятель. Спустя тринадцать лет его вызвали для служения казначеем в Александро-Невскую лавру. В 1753 году Софрония назначили епископом Иркутским. Царствующая императрица Елизавета возлагала большие надежды на талантливого служителя церкви.

По настоянию нового епископа был основан Иркутский кафедральный собор Богоявления. Софроний стремился развивать образование. Он создал духовное училище. Святитель успешно занимался проповедью среди языческих сибирских народов, основывая миссионерские центры. Праведные труды не уменьшали молитвенного усердия святого отца. Он проводил много времени в молитвах и духовном подвиге. Когда его силы иссякли, он попросил назначить нового главу епархии, а сам удалился на покой в монастырь.

Софроний представился в 1771 году. Его тело проявило признаки нетленности. Поэтому местные жители сразу признали его святым. На месте упокоения его совершались чудеса. Но к лику русских святителей он причислен только в начале XX века. К тому моменту его предшественник Иннокентий уже долгое время почитался святым.

Почитание в православии

Поскольку многочисленные чудотворения на месте захоронения святого Иннокентия были зафиксированы достаточно давно, верующие почитали его задолго до канонизации. Официально он был прославлен 1804 году. В наши дни память святителя отмечают несколько раз в году: 9 февраля, 10 июня, 10 октября, 26 ноября. Несмотря на то, что в советские годы мощи святителя были вывезены из места захоронения, они были вновь чудесно обретены в 1990 году.

Прославление епископа Софрония произошло накануне разрушительной Октябрьской революции, в 1918 году. Нетленные мощи святителя пострадали во время пожара в 1917. Но благодарные прихожане сохранили фрагменты останков епископа.

Память святителя празднуют трижды в год: 30 марта, 10 и 30 июня.

Икона святых Софрония и Иннокентия

Обычно святителей Иннокентия и Софрония изображают по отдельности. К счастью, они жили уже в новое время, поэтому их иконописные образы создавались по портретным данным. Иннокентия часто изображают как благообразного старца, в темном монашеском одеянии, с крестом и четками в руках.

Софрония же изображают как статного величественного служителя Церкви Христовой. На его главе – прекрасная епископская митра, в руках – посох. Святитель в этом образе олицетворяет величие Православной Русской церкви, на служение которой положил он всю свою жизнь.

О чем просят перед образом

Помощь святителей Иркутских во многих житейских бедах давно известна всем верующим христианам. Небесные заступники предстательствуют пред Престолом Господним, прося за молящихся им. Праведникам можно молиться о духовной защите, об успешном ходе предпринимательских дел, об исцелении от болезней и недугов, об обретении истинной веры и просветлении разума.

Текст молитвы

Молиться святым можно как в храме, так и самостоятельно дома. Лучше всего зажечь во время молитвы свечу. Но самое главное – это искренне, сердечно верить в помощь праведников. Короткий текст, прославляющий святых, можно читать в дни их памяти или если есть необходимость обратиться к ним с личной просьбой.

Молитва святителям Софронию и Иннокентию Иркутским

Святители Христовы! Предстоя у престола призрите с небесе на нас, грешных и недостойных раб Божиих (имена). Возгрейте сердца немощных людей и призовите к покаянию и исправлению жизни духовныя. Утвердите нас вашею благодатною помощию, предстательством вашим и молитвами приход сей от всякаго зла и навета вражия оградите, спасите и сохраните именем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же славу приносим во веки. Аминь.

Икона «Софроний Иркутский»

Большинство великих мучеников и святителей появилось в православной вере уже после прихода на нашу землю христианства. Этим выдающимся личностям и мученикам посвящены многие иконы.

Софроний Иркутский — один из святых хранителей Сибири, который жил в 18 веке. Его образ поможет справиться с депрессией и апатией, станет вашим лучшим оберегом от духовной опустошенности и негатива. Этот святой и его благословение будут с вами всегда, если данный образ будет находиться в одной из комнат вашего жилища.

История и описание иконы святого Софрония

При жизни святой Софроний стал епископом Иркутским. Его жизненный путь начался в 1723 году. Прожил святой не очень долгую жизнь, потому что умер в 1771 году, на 48 году жизни. Погребен Софроний в соборе Богоявления в Иркутске. На росписи собора он изображен с еще одним святым, относящимся к сибирскому кругу святителей — Иннокентием. Последний был предшественником Софрония, предыдущим духовным настоятелем Сибири и Иркутской губернии в частности.

Святой Софроний при жизни боролся за восстановление и поддержание культурного развития общества. Он не просто хотел донести важность веры людям Сибири. Он искренне желал улучшения жизни каждого отдельного человека, потому выполнял свою работу крайне самоотверженно. Согласно слухам и историческим записям священнослужителей, Софроний нередко слышал голос Божий наяву и во сне. По словам самого епископа, Господь просил его построить храм во имя всех святых.

На всех иконах и образах во храмах Софроний изображается в темном одеянии, со строгим лицом. Его запомнили таким, потому что он всегда чувствовал, что на нем лежит огромная ответственность, поэтому подходил к своим обязанностям очень строго. Это не значит, что он был черствым сердцем. Наоборот, его сердце было добрым, ведь там он находил место для всех, кто просил его о помощи.

Где находится икона

Образ святого есть в Чите, в соборе Казанской иконы Божьей Матери, а также на фасаде иркутского Знаменского собора, который относится к одноименному женскому монастырю.

Дата празднования иконы Софрония Иркутского

День памяти иконы не один, а целых три: 30 марта, 10 июня, 30 июня. В эти дни на всех богослужениях страны вспоминаются добрые дела святого и отдается дань уважения его наследию.

В чем помогает икона

Если вы чувствуете, что в вас угасают надежды, доброта и созидательное начало, то такая икона поможет вам вернуть былые силы. Это нормально, когда события разворачиваются не так, как того хотелось бы нам, однако всегда есть риск потерять веру в себя и во Всевышнего. В такие периоды помогают иконы святых, которым молятся о том, чтобы они просили Бога о нашем здравии и удаче в жизни.

Молитва перед иконой Софрония Иркутского

Икона святого Софрония Иркутского — это отличный оберег от тяжелых ситуаций. Перед иконой можно читать любые молитвы, но если вы избрали святого своим истинным покровителем, то лучше читать специальную молитву:

«Когда сердце наше наливается гневом, непокорностью, чернью и унынием, тогда дай нам сил, святой Софроний, чтобы мы смогли найти в себе то, что умереть никогда не сможет. То есть сила Божья, начало светлое и великое, данное нам Богом нашим свыше. Помоги нам оставить наши дела земные и обратиться к делам высшим, ибо душа вечна, а материальное временно, как и весь мир, нас окружающий. Проси Бога о нас и Заступницу о милости Божьей, святый наш отец Софроний. Аминь».

Икона и молитвы перед ней научат вас отдавать больше, чем принимать, ведь именно в этом и состоит основа христианского учения. Каждый верующий человек должен понимать, что нельзя быть эгоистичным и использовать других людей. Нужно идти по пути созидания и строительства добрых начал.

Пусть эта икона поможет вам в становлении вашего счастья. Просите святого Софрония и Бога о милости и духовной помощи, ведь нет ничего хуже темного пребывания в неведении и душевной пустоты. Изменить свою жизнь к лучшему можно в любой момент.

Прославление святителя Софрония, епископа Иркутского и всея Сибири чудотворца (1918)

От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние, / добре управил еси иноческия обители /

и, архиерейства саном почтен быв, /

Святитель Софроний, епископ Иркутский.

Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры [3]
Х[3] За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
Читать далее.

Святитель Софроний Иерусалимский

Святитель Иоасаф Белгородский

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Софроний, епископ Иркутский

Святители Николай Чудотворец и Иннокентий Иркутский

Святитель Софроний, епископ Иркутский

Поместный Собор Русской Православной Церкви в определении от 10/23 апреля 1918 года постановил совершить прославление святителя Софрония, причислив его к лику святых угодников Божиих. Само торжество причисления святителя Софрония к лику святых было совершено 30 июня. На второй сессии этого же Собора под председательством Святейшего Патриарха Тихона была утверждена Служба святителю Софронию с тропарем, составленным управлявшим в то время Иркутской епархией архиепископом Иоанном, чтобы все верующие имели возможность присоединить молитву святому угоднику к голосу церквей сибирских, высоко чтущих память своего светильника и молитвенника.

Читайте также:  Белогорский монастырь Пермский край

Ещё публикации по теме

В Троице-Сергиевой Лавре почтили приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова)

Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи

Экипаж самолета Superjet 100 «Сергиев Посад» и представители авиакомпании «Россия» посетили Лавру

Добавить комментарий Отменить ответ

Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него. подробнее.

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее.

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее.

Дмитрий Филин – о святителе Софронии Иркутском

Святитель Софроний Иркутский, епископ

Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец, известный под фамилией Кристалевский, родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году. Отец его, Назарий Федоров, был “посполитый человек, бельцем его, Софрония, звали Стефаном”, в честь первомученика архидиакона Стефана. У него было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата – Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорского Золотоношского монастыря.

Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. С возрастом Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя – Иоасаф, епископ Белгородский (память 4 сентября и 10 декабря), и Павел, митрополит Тобольский.

Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского (память 11 марта).

В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме Голос: ” Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых “, – предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом – иеромонаха. О последующем периоде жизни святителя Софрония в его формуляре говорится следующее: ” После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии Преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет по взятие в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 1735 году послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года “.
Эти данные достаточно конкретно свидетельствуют о связи Святителя с родной ему Покровской обителью. Проходя послушание у правящего архиерея в Переяславе, он часто уединялся в своем монастыре, проводя дни в безмолвном созерцании и труде, показывая пример иноческого делания братии.

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Синоде, на него обратили особое внимание. И когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.
В помощь себе он вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. С этого времени дружба двух подвижников – иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия – все более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле. В эти годы святитель Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.
При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, и нижняя, во имя святого Иоанна Златоуста.

В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий II (Нерунович). Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления.
Наконец, императрица Елизавета Петровна (1741 – 1761) указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония, как ” лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода – подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского “.

18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского.
Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, новопоставленный Святитель не отправился сразу в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. В это время святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель. Был и у святынь Киева, где испрашивал благословение на свое служение у Киево-Печерских угодников. Неизменным спутником святителя по-прежнему был иеромонах Синесий, ревностно разделявший жизненные трудности своего друга.
В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Московский и Севский Платон, который участвовал в хиротонии иеромонаха Софрония. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников.

20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь – место жительства своих предшественников, молился на могиле епископа Иннокентия (Кульчицкого), испрашивая у него благословения на предстоящий подвиг.
Ознакомившись с положением дел в епархии, святитель приступил к преобразованиям в Духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослужения в Иркутской епархии.
Ко времени приезда святителя Софрония иркутские обители уже имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого, подвижнического жития. Проницательный святитель назначал настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году Преосвященный Софроний возвёл своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамятный настоятель послужил монастырю тридцать три года до своей блаженной кончины. В сентябре 1754 года Святитель издал указ, в котором отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства. Указом духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение ” должно было идти со всяким прилежанием н крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим “.

Внимательно изучая людей и обстановку, в проповедях и личных беседах святитель неустанно побуждал всех к более высоким нравственным идеалам. Особое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению Богослужения и Таинств священнослужителями. а также следил за нравственной чистотой мирян, заботился о положении женщин в семье, охранял их от несправедливого отношения к ним. Святитель старался повсеместно водворить уставное Богослужение, для чего вызывал к себе священников, диаконов, дьячков и пономарей, которые во время архиерейского Богослужения участвовали в хоре и иподиаконствовали.
Объезжая епархию, святитель заметил, что не везде уделяется должное внимание церковному благовесту и каждению и потому указами он восстановил правильное каждение и благовест.

Призванный на апостольское служение в этом крае, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере идолопоклонников, которых в Сибири было очень много. Приводить язычников к Христовой Церкви было трудно, так как порой даже в храмах некому было служить, а заниматься миссионерской деятельностью и подавно. Зная, как архиерейское Богослужение благотворно действует на инородцев, святитель не только сам служил благоговейно, но этого же требовал и от всех клириков.

Святитель Софроний заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за благословением многочисленные посетители.
Но среди многих забот он не забывал о своей внутренней, духовной жизни и вечности и вел подвижническую жизнь. Об этом сохранилось свидетельство келейника святителя Софрония, который сообщает, что святитель ” пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна “.

Его подвижнический дух соответствовал общему подъему христианского духа в России вследствие прославления святителей Димитрия Ростовского (память 21 сентября), Феодосия Черниговского (память 9 сентября) и особенно по обретении нетленных мощей его предшественника – святителя Иннокентия Иркутского (память 9 февраля). Это событие придало святителю Софронию большие силы и вселило надежду на помощь святителя Иннокентия в его делании по устройству епархии.

До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылая для этого необходимые средства.

Чувствуя ухудшение здоровья, святитель Софроний подал прошение в Синод об увольнении его на покой. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что было трудно сразу подобрать достойного преемника. Последние дни жизни святитель Софроний проводил в молитвенном подвиге.

Свет, который просветился в добрых делах святителя Софрония, продолжает доныне свидетельствовать о славе Отца Небесного, ” милостивно укрепляющего святыя Своя “. И теперь не только в Сибири, на месте последних подвигов святителя Софрония, но и на месте его первых подвигов благоговейно хранится о нем святая память.
Вторично память святителя Софрония совершается 30 июня (прославление, 1918).

Тропарь святителя Софрония, архиепископа Иркутского
глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние,/ добре управил еси иноческия обители/ и, архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси Иркутскую паству,/ темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси/ и молиши Христа Бога/ избавити нас от бед и спасти души наша.

Кондак святителя Софрония, архиепископа Иркутского
глас 4
Соименнаго мудрости иерарха,/ изрядное Церкве Иркутския украшение,/ отца нашего святителя Софрония любовию восхвалим, вси вернии,/ той бо есть хранитель града и страны сея/ и молитвенник о душах наших.

Ин кондак святителя Софрония, архиепископа Иркутского
глас 3
Пастырей Начальнику, Христу,/ трудился еси, святителю Софроние,/ на пажити духовней северныя страны нашел,/ языцы монгольстии от прелести и скверны идольския избавляя,/ привел еси я к свету веры Христовой,/ и ныне, со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ моли непрестанно о всех нас,/ избавити ны от бед и спасти души наша.

Церковь празднует память святителя Софрония, епископа Иркутского

Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. С возрастом Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя — Иоасаф, епископ Белгородский (память 4 сентября и 10 декабря), и Павел, митрополит Тобольский.

Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат. В 1730 году в Покровском храме Красногорского Преображенского монастыря (Черкасская область) инок Софроний (Кристалевский) принял монашеский постриг. В первую же ночь после отречения от всего земного праведник получил откровение свыше о своем будущем служении. Пребывая после пострига в храме, согласно правилам Православной Церкви, Софроний вдруг услышал Голос, произнесший такие слова: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых». На тот момент будущему святителю было 26 лет.

1746 году Софроний был утвержден в должности наместника Александро-Невского монастыря Переяславской епархии, которую исполнял более семи лет. При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, и нижняя, во имя святого Иоанна Златоуста.

В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий II (Нерунович). Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления.

Наконец, императрица Елизавета Петровна (1741-1761) указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония, как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода — подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского».

18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского.

Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, новопоставленный Святитель не отправился сразу в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. 20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск.

Призванный на апостольское служение в этом крае, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере идолопоклонников, которых в Сибири было очень много.

Приводить язычников к Христовой Церкви было трудно, так как порой даже в храмах некому было служить, а заниматься миссионерской деятельностью и подавно. Зная, как архиерейское Богослужение благотворно действует на инородцев, святитель не только сам служил благоговейно, но этого же требовал и от всех клириков.

Святитель Софроний заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за благословением многочисленные посетители.

Согласно свидетельствам келейника архипастыря, епископ Софроний вел строгую подвижническую жизнь «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу…». 12 апреля 1771 года пастырь Сибирской земли отошел в вечность. А почти через полтора столетия, в 1918 году, он был причислен к лику святых.

Свет, который просветился в добрых делах святителя Софрония, продолжает доныне свидетельствовать о славе Отца Небесного, «милостивно укрепляющего святыя Своя». И теперь не только в Сибири, на месте последних подвигов святителя Софрония, но и на месте его первых подвигов благоговейно хранится о нем святая память.

12 апреля. Святитель Софроний, епископ Иркутский

Аудио

Церковный календарь. 12 апреля (30 марта ст. стиль).

Сегодня вторник 5-й недели Великого поста. Литургии нет.

И мы творим память: пророка Иоада, человека Божия, жившего в X веке до Р. Х. Апп. Христовых от 70-ти Сосфена, Аполлоса (Апеллия), Кифы, Кесаря и Епафродита. Св. Еввулы Никомидийской, матери вмч. Пантелеимона, мирно преставившейся около 303 года. Прп. Иоанна Безмолвника (Молчальника), епископа Колонийского (VI). Прп. Зосимы, епископа Сиракузского и прп. Иоанна Лествичника, игумена Синайского (VII). Свт. Софрония, епископа Иркутского (XVIII).

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы познакомимся со святителем Софронием, епископом Иркутским и всея Сибири чудотворцем. В миру Стефан Кристалевский родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году. Отец его, Назарий Федоров, был посполитым казаком. У Стефана было два брата и сестра. Его детские годы проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где семья поселилась после увольнения отца со службы.

Когда Стефан подрос, то поступил в Киевскую духовную академию. Получив духовное образование, поступил в Красногорский Преображенский монастырь, где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых», предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом – иеромонаха. После посвящения отец Софроний пробыл два года казначеем в Золотоношском монастыре, а потом по указу епископа Переяславской епархии Арсения (Берлова) был взят в архиерейский дом, в котором в течение восьми лет был экономом.

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Синоде на него обратили особое внимание. И когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий II (Нерунович). Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления. Наконец императрица Елизавета Петровна указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония, как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода – подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского».

18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского.Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, новопоставленный святитель не отправился сразу в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. 20 марта следующего 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Ознакомившись с положением дел в епархии, он приступил к преобразованиям в Духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослужения в Иркутской епархии.

Ко времени приезда святителя Софрония иркутские обители имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого, подвижнического жития. Проницательный святитель назначал настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В сентябре 1754 года святитель издал указ, в котором отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства. Указом духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю.

Особое внимание святитель уделял благоговейному и правильному совершению богослужения, а также следил за нравственной чистотой мирян, заботился о положении женщин в семье, охраняя от несправедливого отношения к ним. Призванный на апостольское служение в этом крае, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере идолопоклонников, которых в Сибири было очень много.

Приводить язычников к Христовой Церкви было трудно, так как порой даже некому было служить в храмах, а заниматься миссионерской деятельностью и подавно. Святитель Софроний заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества. К святителю постоянно приходили и приезжали за благословением многочисленные посетители из далеких мест.

Но среди многих забот святитель Софроний не забывал о своей внутренней, духовной жизни и вел подвижническую жизнь. Об этом сохранилось свидетельство его келейника, который писал, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна».

Чувствуя ухудшение здоровья, святитель Софроний подал прошение в Синод об увольнении его на покой. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что было трудно сразу подобрать достойного преемника. Последние дни жизни святитель Софроний проводил в молитвенном подвиге и болезни. Земной подвиг святителя закончился 30 марта 1771 года во втором часу пополудни. После кончины, пришедшейся на второй день Святой Пасхи, из-за промедления Синода прикрытый крышкой гроб с телом святителя полгода простоял в устроенном им Казанском приделе Иркутского собора. И лишь 8 октября 1771 года состоялось предание его земле. Все это время тело оставалось нетленным, что вместе с подвигом христианской добродетели, бывшим у всех на памяти, убедило жителей Иркутска в святости почившего иерарха. И вскоре от гроба святителя начались исцеления больных, с верою притекавших к нему. Одних записанных и проверенных чудес, произошедших еще до канонизации святителя, насчитывалось шестьдесят восемь. Братья и сестры, не только в Сибири, месте последних подвигов святителя Софрония, но и на месте его первых подвигов, и в Александро-Невской лавре благоговейно хранится светлая память о дивном подвижнике.

Ссылка на основную публикацию