Софийский собор в Полоцке: адрес, история, расписание

Софийский собор — древняя православная святыня Полоцка

Софийский собор в Полоцке — один из первых православных храмов в Придвинье, является гордостью и святым достоянием Республики Беларусь. Уникальный, белоснежный храм, один из трех самых ранних в Древней Руси, возведенный в камне на территории Белоруссии.

В 2011 г. вошел в топ-семерку чудес страны. Включен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  1. История
  2. Возведение и основание
  3. Историческая судьба
  4. Восстановление и возрождение храма
  5. Реставрация и реконструкция
  6. Современное положение
  7. Месторасположение
  8. Как добраться
  9. Архитектура и убранство сооружения
  10. Внешний вид
  11. Внутреннее оформление
  12. Концертный зал
  13. Музей истории архитектуры
  14. Богослужения
  15. Видео о соборе

История

Впервые храм упоминается:

  • в Новгородской летописи за 1066 год ;
  • в «Житии преподобной Евфросинии Полоцкой» ;
  • в «Слове о полку Игореве».

Возведение и основание

Первоначально при Изяславе Владимировиче был деревянным. Вместо него князь Всеслав Брячиславич, по прозвищу Чародей, распорядился построить новый каменный храм Святой Софии Премудрости Божией.

В 1044—1066 гг. величественную святыню возводили византийские мастера и горожане по византийским канонам, но с соблюдением традиций полоцкого зодчества.

Строение представляло собой симметричную композицию с семью куполами. В центре располагался главный и самый большой купол, а по бокам от него располагались еще четыре купола меньших размеров. Могучие стены, толщиной до 1,45 м были украшены удивительными фресками, которые, к сожалению, сохранились лишь небольшими фрагментами.

Храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и поместьем епископа.

  • приемы послов;
  • располагалась богатейшая, уникальная библиотека;
  • архив государственных указов;
  • государственная казна;
  • магистрат;
  • хранились религиозные святыни, т.к. Божий храм был кафедральным собором Полоцкой православной епархии, а позже и Полоцкой униатской архиепархии;
  • княжеская усыпальница, в ней при раскопках археологи обнаружили 16 саркофагов.

Во времена Великого княжества Литовского эта церковь была единственным православным храмом в городе.

Историческая судьба

История существования храма долгая и горестная. Сооружение много раз горело, разрушалось, перестраивалось, меняя свое предназначение. От первоначальной постройки остались только фундамент, стены в нижней части и опорные столбы, а также восточная апсида — алтарный выступ, поднимающийся на высоту около 12 м.

После принятия в 1596 году Речью Посполитой Брестской унии православный храм перешел во владение греко-католиков.

В 1607 году во время большого пожара в Полоцке строение получило значительные разрушения и было в запустении.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году здание вновь пострадало от пожара, но вскоре было восстановленно.

В ходе русско-польской (1654—1667) войны Полоцк был захвачен русскими войсками. Царь Алексей Михайлович посетил собор в 1654 году. До 1667 года храм был православным, а затем вновь перешел к униатам.

Во время Северной войны со Швецией (1700—1721) в 1705 году при посещении храма Петром I, произошел конфликт, спровоцированный дерзким поведением униатских монахов. Царь приказал арестовать непокорных монахов, сопротивление переросло в рукопашную схватку, в результате которой был убит настоятель и четверо монахов-базилиан. 11 июля 1705 года храм был закрыт. Православная община отказалась принять собор, опасаясь, что против них начнутся репрессии.

В притворе храма до 1 мая 1710 года был размещен пороховой склад. При отступлении русской армии из Полоцка склад был взорван. Взрывом уничтожило одну стену, левый боковой алтарь, был поврежден фундамент, колонны, потолок. В таком разрушенном состоянии сооружение пролежало до 1738 года.

Восстановление и возрождение храма

За свою многовековую историю собор основательно перестраивался шесть раз. Последняя капитальная перестройка произошла в 1738—1750 гг. при участии униатского архиепископа Флориана Гребницкого. Храм был перестроен выдающимся польским архитектором Я. Глаубицем в каменную базилику в стиле виленского барокко.

Собор приобрел вид двухбашенной базилики с причудливыми карнизами и барочными колоннами. По униатским канонам храм был направлен с юга на север, главным фасадом обращен к реке Западная Двина, а высокой апсидой — к городу.

В период Отечественной войны 1812 года французскими войсками храм использовался как конюшня.

Удивительный факт, что во время войны в стене храма была замурована священная православная реликвия— Крест Евфросинии Полоцкой, таким образом он был сохранен.

В феврале 1839 года в соборе состоялся Полоцкий церковный собор, подготовленный царским правительством и униатским литовским епископом Иосифом Семашко. Собор провозгласил отмену решений Брестского собора 1596 года. Униатская церковь в Беларуси была причислена к Русской православной церкви.

Храм часто ремонтировался — в 1850г., в 1879 г. Очередной ремонт Полоцкого Софийского собора проводился капитально и был выполнен в 1913 году с участием русского архитектора П. Покрышкина. Была проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.

В период недолгой оккупации части территории Беларуси в 1918 году в соборе была устроена немецкая кирха.

В 1924 году в рамках советской атеистической программы церковь закрыли. София была превращена в краеведческий музей.

В годы Великой Отечественной войны с начала 1942 по июль 1944, желая завоевать симпатии населения, немецкие власти разрешили возобновить богослужения.

После войны из-за нехватки складских помещений в соборе разместили склад ”Заготзерно”. Многие годы собор служил хранилищем и архивом.

Реставрация и реконструкция

С конца 1969 года до 1983 года в соборе проводились реставрационные и восстановительные работы по проекту белорусского архитектора Валерия Слюнченко. Одновременно проходили архитектурно-археологические исследования под руководством искусствоведа, кандидата наук Валентина Булкина.

После их окончания в 1983 году был открыт концертный зал, который славится своей великолепной акустикой.

В 1987 году впервые открыл свои двери Музей истории архитектуры Софийского собора.

В период с 2010 года по 2013 год в храме в процессе реконструкции обновили:

  • фасад;
  • кровлю;
  • оконные проемы.

В 2017 году проводились сложные ремонтные работы по наладке отопления, вентиляционной системы и по покраске фасада.

Современное положение

В настоящее время Софийский собор — один из важнейших культурных центров Беларуси, главный объект религиозного туризма. Здесь проходят экскурсии, концерты, творческие вечера, проводятся фестивали, совершаются богослужения.

Музей истории архитектуры и концертный зал находятся в составе Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Месторасположение

Расположен собор в очень живописном месте на высоком правом берегу реки Западная Двина, где в нее впадает речка Полота, в честь которой и назван город. Храм святой Софии в Полоцке поражает своей нереальной красотой и величием.

  1. Борисов камень — 52м ,один из четырех белорусских валунов, на которых нанесены изображения крестов и древние надписи. Существует поверье, что, если прикоснуться к камню и загадать желание, оно обязательно сбудется.
  2. Памятник кривичам — 175м.
  3. Родник находится на спуске к улице Нижне-Покровская.
  4. Полоцкий краеведческий музей — 287 м.
  5. Комплекс иезуитского коллегиума — 460м.
  6. Памятник студенту — 468м.
  7. Художественная галерея — 500м.
  8. Памятник Героям Отечественной войны 1812г. — 550м.
  9. Памятник Евфросинии Полоцкой — 600м.

Адрес: Беларусь, Витебская область, г.Полоцк, ул.Замковая № 1, набережная Западной Двины.

Сайт: htt://sophia.polotsk.museum.by и эл.почта : sophia.polotsk@museum.by

  • с 10-00 до 17-00 каждый день, кроме понедельника;
  • в летнее время (с 1 июня по 31 августа) с 10-00 до 18-00 каждый день, кроме понедельника.

Как добраться

На привокзальной площади установлен информационно-туристический стенд с телефонами и картой города с достопримечательностями.

От вокзала и автовокзала (ул.Октябрьская, 25) можно доехать автобусом №2, от остановки «Швейная фабрика» (ул.Октябрьская, 25) до остановки «Райисполком»(ул.Толстого 6).

Пешком прямо от вокзала можно пройти по улице Гоголя до набережной реки Западная Двина (ул. Нижне-Покровская), повернуть направо и пройти 2000 м.

Архитектура и убранство сооружения

Софийский собор в Полоцке является двухуровневым храмом. Верхний уровень — это сам храм. Под ним находится большое подземелье — это нижний уровень, состоящий из останков Xl века.

Внешний вид

Первоначально собор Xl в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры.

На плане Полоцка 1707 года София уже выглядит как храм оборонительного типа.

В 1738—1750гг. собор перестроен как каменная базилика в стиле позднебелорусского или виленского барокко. В этом стиле строение сохранилось до наших дней.

Внутреннее оформление

Интерьер Софийского собора формировался по пути соединения восточной и римской церквей.

После реставрации стены собора имеют соловый тон, светлые пилястры, множество украшений в стиле барокко и рококо: вазы, цветы, стилизованные растения, пышная позолота.

На алтарном своде находится барельефное изображение Троицы Новозаветной. На втором ярусе в барочном лепном украшении сохранилось изображение Спаса Нерукотворного.

В центре над царскими вратами можно увидеть копию работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В северо-западной части храма находится фрагмент композиции «Распятие с Предстоящими».

Богатейший внутренний интерьер храма стоит увидеть воочию.

Концертный зал

Впервые в концертном зале прозвучала музыка 19 февраля 1983 года.

В 1985 году чешские мастера установили орган, изготовленный по индивидуальному проекту. На открытии первым исполнителем был известный российский композитор Олег Янченко. Первой же солисткой была Вивиана Софроницкая.

С 1988 года бессменной солисткой является лауреат международных конкурсов — Ксения Погорелая.

Благодаря известной исполнительнице музыка в стенах собора звучит круглый год:

  • каждое воскресенье в 15-00 проводятся органные концерты;
  • для юных слушателей проводятся различные музыкальные программы;
  • ежегодно в марте-апреле проходит Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки;
  • в ноябре-декабре— Международный фестиваль органной музыки «Званы Софii».

Музей истории архитектуры

Открытие музея состоялось в 1987 году. Выставочная экспозиция размещена в нижнем уровне собора, поскольку там в ходе археологических раскопок были обнаружены стены и кладки древней постройки.

Экспозиция музея рассказывает о событиях многовековой истории края. С западной стороны сохранился фрагмент главного входа в Софийский собор Xl века. В проеме древнего портала представлены миниатюры из Радзивилловской летописи, в которой описываются строительные традиции Древней Руси.

Богослужения

В 20-е годы XX века богослужение в церкве было прекращено.

Только один раз в год — 5 июня — в день памяти святой Евфросинии Полоцкой проводится православное богослужение.

Затем проходит крестный ход до Спасо-Евфросиньевского монастыря.

Для самостоятельного посещения базилики и музея можно воспользоваться аудиогидом на белорусском, русском и английском языках. У входа в здание работает киоск, в котором можно приобрести путеводители, карты, сувениры, книжную продукцию.

Видео о соборе

В этом видео диктор очень интересно рассказывает о самой главной достопримечательности города Полоцка.

В этом видео вы можете прослушать, как звучит музыка в концертном зале.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В писаниях есть много упоминаний о том, что за свою богобоязненную жизнь, Господь награждал их различными способностями. Святитель Софроний Иерусалимский оставил по себе большое количество предсказаний, которые могут иметь актуальную трактовку для современности.

Житие святого

Родиной его считают Дамаск. Еще с раннего детства он проявлял заинтересованность науками, а точнее философией. Именно поэтому его начали называть Премудрым. Проявлялась и особая скромность и кротость. Все это объяснялось любовью к Господу. Постичь большие высоты и мудрости он старался из бесед с монахами и отшельниками. В Иерусалимской обители Феодосия он стал воспитанником иеромонаха Иоанна Мосха. Их цель заключалась в путешествиях по святым местам и запись жития священнослужителей. Позже эти записи стали основой для создании книг.

Из-за постоянных и разрушительных набегов персов будущий патриарх Иерусалимский Софроний и его учитель были вынуждены покинуть Палестину и отправится в Антиохию, а затем в Египет. Там его скосил недуг и он решил принять постриг и посвятить свою жизнь служению Господу. Длительное время они пробыли в Александрии. В одно время у него стали очень болеть глаза и он обратился с молитвой за помощью к Киру и Иоанну. Она была услышана и ему было даровано исцеление. В благодарность за это он написал их житие.

Читайте также:  Июль именины по церковному календарю для девочек и мальчиков

Через некоторое время варвары стали угрожать городу, святой Патриарх вместе со своими друзьями отправился в Константинополь. Но по дороге тот умер. Друзья поехали в Рим, но там смерть ждала Иоанна. Святой отвез тело своего учителя в родную обитель и там похоронил.

Основное изменение в житие Софрония произошло после избрания на патриарший престол. Он длительное время трудился на благо Иерусалимской Церкви. Два года город был осажден захватчиками. Голодные жители решили открыть ворота в обмен на то, что святыне останутся целыми. Но этого не произошло. От досады за надругательство святой умер. До нашего времени дошли некоторые его труды, которые и сегодня не утратили свой смысл.

День памяти выпадает на 24 марта.

В чем помогает святой Софроний

Как и к прочим святым, к нему также обращают верующие свои прошения. Наиболее часто у иконы патриарха Иерусалимского просят:

  • защиты и исцеление от недугов;
  • оберега дома от захватчиков;
  • твердости в принятии решения;
  • устранение негативного влияния со стороны;
  • дарование ума;
  • помощи в обычных делах.

Отмечалось еще и то, что святой обладал даром пророчества. Некоторые предсказания святого были записаны и позже помещены в рукописи. Большая часть из них касалась именно развития религии и политического устава государства.

Так как происходили эти события достаточно давно, то говорить о сохранении мощей нет смысла. Это же касается и храма. Но многие люди стараются не утрачивать память о нем и нести ее из поколения к поколению. Для прошения нужно просто посетить храм и прочитать молитву святому Софронию. Можно зажечь свечу. Важно проделывать все это с открытым сердцем и чистыми помыслами. Произнесите вот эти слова.

«И́же Боже́ственною ре́вностию подви́гся/ и и́стинных повеле́ний устне́ распросте́р,/ церко́вная основа́ния благоузако́нив/ и та́мо су́щим мона́шеским соста́вом преда́в,/ прему́дрый в Патриа́рсех Иерусали́мский Софро́ние,/ всему́драя словеса́ во свет изве́л еси́,/ и́миже наставля́еми, зове́м ти:// ра́дуйся, све́тлая правосла́вных похвало́.»

Чтобы не отвлекаться на посторонние факторы можно читать ее дома перед иконой святого Софрония. Его изображают в виде пожилого мужчины с книгой в руке. Именно это указывает на то, что все свое время он старался проводить в молитвах, а также распространении веры в Бога среди иноверцев. Ведь он выступал против монофелитского движения. Таким образом количество верующих увеличивалось и знания о законе Божьем передавалось от одних к другим.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом патриархе Иерусалимском Софроние:

СОФРОНИЙ I ИЕРУСАЛИМСКИЙ

Свт. Софроний, патр. Иерусалимский. Фреска (1547 г.) в монастыре Дионисиат, Афон. Автор Тзортзи (Зорзис) Фука

Софроний I (+ 644), патриарх Иерусалимский, святитель

Родился в Дамаске. С юных лет отличался благочестием и любовью к наукам. Особенно преуспел в философии, за что его стали называть Премудрым. Но будущий святитель искал высшей мудрости в монастырях, в беседах с пустынножителями. Он прибыл в Иерусалим, в обитель святого Феодосия, и там сблизился с иеромонахом Иоанном Мосхом. Он стал его духовным сыном и послушником. Подвижники вместе путешествовали по монастырям, записывали жития и поучения подвизавшихся в них. Из этих записей позже составилась их знаменитая книга “Лимонарь” или “Луг духовный”, которую высоко оценил VII Вселенский Собор [1].

Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину и удалились в Антиохию, а оттуда в Египет, где святой Софроний тяжко занемог. В то время он и решил стать монахом и принял постриг от преподобного Иоанна Мосха. После выздоровления святого Софрония они оба решили остаться в Александрии. Там их с любовью принял святой патриарх Иоанн Милостивый, которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов. В Александрии у святого Софрония заболели глаза, и он прибегнул с молитвой и верой к святым бессребреникам Киру и Иоанну и в церкви, посвященной им, получил исцеление. В благодарность святой Софроний написал житие святых целителей-бессребреников.

Когда варвары стали угрожать Александрии, святитель Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна направился в Константинополь, но по дороге умер. Святые Иоанн и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим. Там преподобный Иоанн скончался (+ 622). Тело его было перевезено святым Софронием в Иерусалим и похоронено в обители святого Феодосия.

В 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский Патриарх Захария (609-633). После его смерти в течение двух лет патриарший престол занимал святой Модест (633-634), а по кончине святителя Модеста патриархом был избран святой Софроний. Святитель много потрудился на благо Иерусалимской Церкви как ее предстоятель (634-644).

Он созвал в Иерусалиме собор, на котором осудил монофелитство, а в послании к другим патриархам изложил основания православного учения о двух волях во Христе.

В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. Изнурённые голодом христиане согласились наконец открыть городские ворота с условием, что противник пощадит святыни. Однако это условие не было выполнено, и святой патриарх Софроний умер в глубокой скорби об осквернении христианских святынь.

Творения

До нас дошли сочинения патриарха Софрония по догматике, а также “Объяснение на Литургию”, Житие преподобной Марии Египетской, около 950 тропарей, стихиры от Пасхи до Вознесения. Еще будучи иеромонахом, святой Софроний пересмотрел и исправил “Устав” монастыря преподобного Саввы Освященного. “Трипеснцы” святителя на Святую Четыредесятницу входят и в состав современной Триоди.

На русском языке издано:

  1. Богослужебные песнопения на большие праздники. Пер. и примеч. П. Цветкова. – “Радость христианина”, 1891, 1893, 1895.
  2. Послание к VI Вселенскому Собору. – В кн.: “Деяния Вселенских Соборов”. вып. 6. Казань, 1875.
  3. Проповедь на Крестопоклонное воскресенье. Сокращенный пер. – “Воскресное чтение”, 1854, № 48.
  4. Соборное послание Сергию, Патриарху Константинопольскому. – “Христианское чтение”, 1840, IV, с. 204, 322 слл.
  5. О Божественном священнодействии. – В кн.: Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного Богослужения. Т. I, СПб., 1855.

Использованные материалы

  • “Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский”, страница календаря на официальном сайте Русской Православной Церкви:
    • https://mospat.ru/calendar/svyat1/mar11-sofronij-ierusalimskij.html
  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития Святых:
    • http://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_(Димитрий_Ростовс. /12

[1] Иоанн Мосх, иером. Луг духовный. Слав. пер. Киев, 1628. То же. Пер. архиеп. Филарета (Гумилевского). М., 1848, 1850, 1853. То же. 2-й пер. М., 1859. То же. 3-й пер. Свящ. М. Хитрова. Сергиев Посад (СТСЛ), 1896.

Произведения святителя Софрония, патриарха Иерусалимского, в Триоди постной

Свт. Софроний Иерусалимский. Греция. XVI в.

Значительное количество древнейших песнопений Триоди постной находится в последовании святых страстей. Их вместе с тропарями часов Великого пятка приписывают святому Софронию, патриарху Иерусалимскому (634–644). Но в полном составе усвоить ему эти песнопения не представляется возможным, ибо источники содержат разные сведения по поводу авторской атрибуции в службах Страстной седмицы. Сами чины нощи и часов Страстной пятницы существовали задолго до святого Софрония, равно как и после него претерпели значительные редакции и корректуры. Обе эти службы появились в Иерусалиме в конце IV века. В древности между тем и другим чином существовала неразрывная связь.

В основе последования святых страстей лежит особого рода бдение, состоявшее из процессий по различным местам около Иерусалима, которые в эту ночь посетил Христос. Евангелия его касаются лишь тех событий, которые происходили в ночь с четвертка на пяток, что соответствует первым пяти Евангелиям святых страстей, читаемым в настоящее время. Зачал же о страданиях, смерти и погребении Христа, как это бывает теперь, тогда не полагалось. Для них существовала особая служба, начинавшаяся с 6 (12) часов дня Великого пятка, соответствующая современным часам. На ней читались псалмы, места из Пророков, Апостола и Евангелия, повествующие о страстях. Эта служба затягивалась до 9 (3) часов по полуночи, до вечерни, на которой полагалось Евангелие о снятии с Креста и погребении Господа. Таким образом, древнее иерусалимское богослужение Великого пятка точно соответствовало ходу событий этого дня в жизни Спасителя. Подобный порядок сохранялся приблизительно до IX–X веков. Позднее чин страстей подвергся серьезной трансформации, и в начале XIII столетия бдение получило вид, максимально приближенный к настоящему. Так, количество Евангелий увеличено до 11 (понятно, что нет последнего), причем прибавлены Евангелия о таких событиях из жизни Христа, которые происходили в пяток. Несколько изменены и места процессий: бдение начиналось на Сионе, после первого Евангелия отправлялись на Елеон, после третьего – в Гефсиманию, после четвертого – на место отречения святого Петра, после пятого – на Лифостротон к юстинианову храму Святой Софии, после шестого – к середине святого вертограда (ныне в храме Воскресения), после седьмого – к Голгофе, перед которой бдение и заканчивалось.

Подобные изменения неизбежно повлекли за собой трансформации древнейших антифонов. И действительно, рукописи свидетельствуют: нынешний подбор их тропарей установился лишь в X–XII столетиях. Внимательное изучение антифонов в целом, а также их отдельных тропарей показывает, что они не могут быть атрибутированы одному лицу, даже если предположить, что он выполнил исключительно редакторскую правку, не говоря уже о создании оригинальной гимнографии. Данные антифоны «органически выросли в Иерусалимской Церкви, подвергаясь различным и многообразным переделкам и принимая в свой состав элементы различных эпох и веков» [1] . Основу старейших произведений составляют псалмы, которые исконно пелись между отдельными Евангелиями и во время процессий. В последовании X века антифоны соответствуют кафизмам обычной утрени: между отдельными Евангелиями положено по три антифона, то есть столько, сколько бывает псалмов в Славе кафизмы. Общее количество антифонов – 15. Разнообразные источники указывают для них следующие псалмы: 2-й («Вскую шаташася»), 40-й («Блажен разумеваяй на нища и убога»), 35-й («Глаголет пребеззаконный»), 34-й («Суди, Господи, обидящыя мя»), 14-й («Господи, кто обитает в жилище Твоем?»), 16-й («Услыши, Господи, правду мою»), 51-й («Что хвалишися во злобе»), 7-й («Господи Боже мой, на Тя уповах»), 55-й («Помилуй мя Боже, яко попра» или 56-й («Помилуй мя Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя»), 68-й («Спаси мя Боже, яко внидоша»), 13-й («Рече безумен»), 87-й («Господи Боже спасения моего»), 58-й («Изми мя от враг моих») либо 53-й («Боже, во имя Твое спаси мя»), 142-й («Господи, услыши молитву мою»), 98-й («Господь воцарися, да гневаются людие»), 21-й («Боже мой, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?»). Изначально антифонов было больше. Так, после третьего Евангелия стояли стихи из псалма 58, после четвертого – из псалма 98, после пятого – из псалма 33, после шестого – из псалма 88. Кроме того, иногда в псалом 87 вставляются 12-й и 13-й стихи из псалма 70, а псалом 14 дополнен 4-м и 10-м стихами из псалма 15.

Если проанализировать архитектонику и содержание перечисленных псалмов, можно заметить, что они довольно последовательно отображают чин святых страстей – в его редакции до X века.

При рассмотрении песнопений обращает на себя внимание их композиционная двойственность: тропари идут одним порядком, а седальны – другим. Последние почти в точности повторяют содержание антифонных псалмов: первые три («На вечери», «Кий тя образ», «О како Иуда») повествуют об Иуде и его предательстве, четвертый («Егда предстал еси») – о суде перед первосвященниками и Пилатом и о распятии – правда, лишь отчасти, и только пятый непосредственно относится к страстям Христовым. Чрезвычайно любопытна подборка тропарей: некоторые из них по своему содержанию забегают вперед и говорят о том, чего примыкающие к ним Евангелия не излагают. Например, в 6-м антифоне второй тропарь начинается словами «Днесь ко Кресту пригвоздиша иудеи Господа», тогда как даже в соответствии с чином, который используется сейчас, в это время положены Евангелия о взятии Христа и о суде над Ним. В антифоне 9 стоит тропарь «Даша в снедь мою желчь», а следующее Евангелие повествует еще только об осуждении Христа и т.п.

Сильно варьирует и количество тропарей в отдельных антифонах: есть антифоны с двумя тропарями (без Богородичнов, например 10-й), встречаются антифоны с тремя тропарями, а на 3-й антифон положено шесть тропарей. Такие количественные противоречия объясняются поздней вставкой отдельных тропарей, поскольку некоторые из них не коррелируют с содержанием читаемых при них Евангелий.

Приведенная версия находит свои подтверждения в природе анализируемых тропарей. Дело в том, что они зачастую представляют из себя подобны. Так, например, 3-й антифон связан с шестью подобными тропарями, в 4-м антифоне «Днесь Иуда притворяет» является подобным его первому тропарю, в 6-м антифоне «Днесь ко Кресту» – подобен к «Днесь бдит Иуда», в 11-м «О предательстве» и «Ниже земля яко потрясеся» – подобны «За благая» и др.

В исправленном последовании святых страстей расположение тропарей обычно таково: один тропарь предпосылается псалму, остальные поются с его стихами, на слава и ныне: полагаются Богородичны. Последние отличаются многообразием: в некоторых из них на слава: даются особые Крестобогородичны, что заставляет говорить об их позднем генезисе.

Но даже если удалить Богородичны, подобны, позднейшие стихиры, достичь равномерного распределения тропарей по отдельным антифонам не удастся. Механизм их приложения к последним до сих пор не раскрыт.

Несколько проясняют дело древние чины часов Великого пятка. Некоторые из 12 тропарей встречаются и в антифонах последнего, и – что особенно важно – на часах при них сохранились до сих пор стихи псалмов, опущенные в ночной службе. Их, с большой долей вероятности, можно считать следами антифонных псалмов.

В поздних чинах древние антифоны частью сокращаются в простые стихи при псалмах, другие же переходят в основные псалмы новых часов. Известной устойчивостью, которую, однако, не стоит преувеличивать, характеризуются в чине часов чтения из Священного Писания: даже самые главные из них – евангельские зачала – берутся не в одинаковом объеме. Одни практики следуют древнему – более краткому – варианту и используют отрывки, прямо говорящие о страданиях Господа: для первого часа – Мф. 27: 3–56, для третьего – Мк. 15: 16–41, для шестого – Лк. 23: 32–49, для девятого – Ин. 19: 23–37. Другие же увеличивают объем этих зачал: первое Евангелие начинают с 27: 1, второе – с 15: 1, третье – с 22: 66, четвертое – с 18: 28.

Следовательно, говорить об авторстве святого Софрония по отношению к чину часов Великого пятка крайне затруднительно. Здесь, по всей видимости, приходится сталкиваться с ситуацией, весьма обычной для гимнографии, когда индивидуально-авторское надписание со временем расширяется. Первоначально святителю Софронию присваивали только тропари часов Страстной пятницы, а потом это получило распространение на весь чин.

Подобные сомнения возникают и при авторской атрибуции тропарей Великого пятка. Они не представляют собой строго структурированного и однообразного комплекса песнопений, которые специально полагались только для рассматриваемой службы. Напротив, они довольно четко распадаются на две группы: первую, заимствованную из антифонов святых страстей, и вторую, которая, кроме часов, употреблялась еще и на других службах в качестве стихир. Какой из блоков принадлежит святому Софронию, корректно ли приписать ему оба цикла, сказать нельзя. Равно возможны две взаимообратные версии: названные 12 тропарей могли быть усвоены святому Софронию потому, что выбраны из последования святых страстей, помеченного его именем, и, наоборот, данная служба потому и была атрибутирована патриарху, что в ее состав вошли его авторские тропари [2] .

Бесспорна, пожалуй, только древность анализируемых произведений: в тех памятниках, где они употребляются, нередко других самогласнов нет совсем, а если они и присутствуют, то, как правило, в редуцированном составе. Примечательно также, что последние стихиры надписываются именами песнописцев, творивших в более позднее, нежели святой Софроний, время: преподобного Андрея Критского («Плещи Моя дах на раны») и преподобного Иоанна Дамаскина («Уже омакается трость изречения»), а также Феофана Начертанного, Сергия Лагофета, императора Льва Мудрого и некоторых других.

Следовательно, о святом Софронии осталось предание, что он был песнописцем, но его произведения не отличаются яркой дифференциальностью, которая позволила бы отделить их от наследия других авторов.

Вместе с тем творчество патриарха открывает оригинальный этап в палестинской гимнографии VII–IX веков. Произведения, созданные в это время, определили общий характер и целостный состав будущего сборника Постной триоди и стали одной из основных его частей.

Софроний Иерусалимский

На смену религиозному мышлению может прийти только магическое
Прежде чем я буду осужден за странные мысли теми, кто прочитает вышеуказанный заголовок, я должен прояснить его. Я полагаю, что существует только два типа мировоззрений – религиозное и магическое. Такие названия выбраны потому, что они лучше схватывают суть этих противоположных установок, хотя совершенно не предполагают, что человек, имеющий магическое мировоззрение, будет практиковать магию, а человек, имеющий религиозное мировоззрение, будет религиозен в смысле принадлежности к какой-то конфессии. Читать дальше

Тема недели: Рождество Христово: богословие, история, литургика

Новые материалы

Софроний Дамасский, Или Иерусалимский [греч] – святой, память 11 марта. Патриарх Иерусалимский с 634 по 644 гг. Родился в Дамаске, приехав в Иерусалим, стал учеником и другом Иоанна Мосха; вместе они побывали во многих монастырях Палестины и Египта, а также в Риме. Иоанн Мосх умер в Риме, и С.Д. добился перенесения его тела на родную землю и захоронения его там. Именно С.Д. получил из рук Иоанна Мосха “Лимонарь” для дальнейшего его распространения. После возвращения С.Д. на Восток он вскоре был избран патриархом Иерусалимским. После взятия Иерусалима мусульманами. С.Д. бежал из города и через некоторое время умер. С.Д. известен прежде по своей борьбе с монофизитством; собственно говоря, поездка Иоанна Мосха и С.Д. в Рим вызвана была необходимостью организации противодействия монофизитам, и в конце концов С.Д., когда он уже был иерусалимским патриархом, удалось склонить папу римского к осуждению монофизитства. С.Д. написал немало полемических сочинений против этого учения. До наших дней сохранились “Слова” С.Д., посвященные разным догматическим вопросам, сказания о мучениках. С.Д. оставил также яркий след в области церковной поэзии.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 7. – Месяц март.

Константинопольский (VI Вселенский) собор – Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 4.

Барсов Н.И. Софроний Иерусалимский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.

Галин Г. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский. – Киев, 1853.

Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С. 196, 213–217.

Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, 2003. С.253–257.

Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. История вселенских соборов. – М.: Изд. Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С.259–260, 285–286.

Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С. 401–404.

Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.76.

Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. С приложениями к “Истории вселенских соборов”.– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2004. – С. 87 – 90.

Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.319–321.

Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков // Журнал Московской патриархии. – М., 1994. – № 6.

Попович К. Патриарх Иерусалимский Софороний как богослов, проповедник и песнописец. – Киев, 1980.

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. I: Восточная агиология. – М.: Православная энциклопедия, 1997. С.173–174.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 102.

Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: Эпоха, жизнь, творчество // Творения преподобного Максима Исповедника. М.: Мартис, 1993. – Кн. I. – С. 19–26, 44 – 48.

Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.368–369.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.189–194.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 3. С.164–170.

Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.474–476.

Софроний Иерусалимский

епископские одежды, Евангелие

богословские, агиографические («Житие Марии Египетской») и гимнографические сочинения

Софроний Иерусалимский (греч. Σωφρόνιος Α΄ Ιεροσολύμων ; около 560 года, Дамаск — 638 год) — иерусалимский патриарх. Почитается в православии в лике святителей, память совершается 11 марта (по юлианскому календарю).

Содержание

Жизнеописание

В молодости Софроний был учителем словесности («софистом»). Рано ушёл в монастырь — в лавру святого Феодосия, где познакомился и сблизился с Иоанном Мосхом. Вместе с Иоанном Софроний совершил поездку по палестинским и сирийским монастырям. Однако нашествие Хосрова помешало им возвратиться в Палестину и Софроний вместе с Иоанном направились в Александрию, где жили довольно долго при святом Евлогии и при святом Иоанне Милостивом. Вероятно, в эти годы они объезжают монастыри и святыни Египта. После Александрии Софроний через Кипр совершил поездку в Рим где Иоанн Мосх скончался около 620 года. Позже Софронием его прах был перенесён в лавру святого Феодосия. В 630 году Софроний снова приехал в Египет где в тот период было активно монофелитское движение. Он выступил против александрийского патриарха Кира. В 634 году он был избран на иерусалимскую кафедру. Это было время сарацинских (арабских) нашествий, и вскоре после взятия Иерусалима Омаром в 638 году Софроний скончался.

Богословско-литературное наследие

Софроний не был академическим богословом, на догматические темы он высказывался как пастырь. Особую важность представляет его окружное послание, изданное при вступлении на иерусалимскую кафедру, где Софроний предлагает подробное исповедание веры в виду проявившейся монофелитской ереси. Впоследствии на VI Вселенском соборе оно было принято, как точное изложение веры. Послание Софрония написано очень сдержано, он настаивает только на основных догматах:

Из неизменности двух естеств Софроний выводит различие двух действий (о двух волях он не говорит): «Мы исповедуем то и другое естественное действие в том и другом естестве и существе, из которых ради нас соделалось во Христе неслитное соединение, и соделало единого Христа и Сына всецелым Богом, которого нужно признать также и всецелым человеком». Оба действия Софроний относит к единому Христу по нераздельному единству его ипостаси: «И по человечеству действует Бог Слово. Однако, все человеческое Христос переживает «по-человечески» и «естественно», хотя и не по необходимости или невольно». Акцент Софороний делает на слове: «по-человечески», но без той «страдательности» или пассивности, которая характерна для «простой» то есть грешной, природы человека.

В историю христианской письменности Софроний входит не столько как богослов, сколько как агиограф и песнописец. Гомилии Софрония интересны по тем историческим деталям, которые позволяют представить себе жизнь Церкви в завоеванном Иерусалиме.

Софронию принадлежит знаменитое «Житие Марии Египетской», которое читается в Православной Церкви на пятой неделе Великого поста за богослужением, называемым «Мариино стояние».

Он закончил и издал «Луг Духовный» — труд своего покойного друга Иоанна Мосха. Долю его участия в написании этого труда определить сложно. Считается что ему принадлежит похвала и сказание о чудесах святых Кира и Иоанна целителей (поводом к составлению было его чудесное исцеление от глазной болезни).

В догматическом отношении особенно важно его слово на Благовещение. Софроний был песнописцем, но не всегда можно удостоверить истинную принадлежность приписываемых ему песнопений (например, песнопения под его именем, включённые в Постную Триодь ему не принадлежат). Считается что им был написан сборник «анакреонтических» стихотворений. Это не богослужебные песнопения, а гомилии, написанные в стихотворной форме. Софронию приписывается объяснение литургии, но существует мнение, что данный труд не его авторства. Следует отметить работу Софрония над церковным уставом. Симеон Солунский именно Софронию приписывал введение устава обители святого Саввы в общее употребление в Палестине.

Публикации трудов Софрония

  • Соборное послание («Деяния Вселенских Соборов», т. 6. Казань, 1908)
  • Житие преподобной матери нашей Марии Египетской (Монреаль, 1980)
  • Житие преподобной Марии Египетской
  • Чудеса святых мучеников Кира и Иоанна (Пер. архиеп. Сергия Спасского. «Душеполезное Чтение», М., 1889. ч. 2)
  • Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (Пер. архим. Амвросия Погодина. Джорданвил, 1988)
  • Слово на Сретение Господне («Прибавления к Церковным ведомостям», СПб., 1899. № 5)
  • Слово на воздвижение честного Креста и на святое Воскресение(Пер. архим. Амвросия Погодина. Джорданвил, 1988)
  • Омилия, произнесенная на поклонение честному и животворящему Кресту в среднюю седмицу Святой Четыредесятницы, говорящая также и о том, что по силе очистившим свой ум постом, возможно неосужденно приступить и причаститься Божественных Таин(Пер. архим. Амвросия Погодина. Джорданвил, 1988)
  • Похвальное слово Святым Архангелам, и Ангелам и прочим Небесным силам(Пер. архим. Амвросия Погодина. Джорданвил, 1988)
  • Похвальное слово блаженным Апостолам Петру и Павлу, произнесенное на четвертый день праздника Рождества Христова(Пер. архим. Амвросия Погодина. Джорданвил, 1988)
  • Похвальное слово святому Иоанну Предтече

Литература

  • Георгий Флоровский, Византийские Отцы V-VIII веков
  • Российский энциклопедический словарь
Предшественник:
Модест Иерусалимский
Патриарх Иерусалимский
(634—638)
Преемник:
Анастасий II
Патриархи Иерусалимские
Еврейские епископы
Иерусалимские
Иаков • Симеон • Иуст • Закхей • Товия • Вениамин I • Иоаким I • Матфей I • Вениамин II • Сенека • Иуст II • Левий • Ефрем I • Иосиф I • Иуда Кириак
Епископы
Элии Капитолины
Марк • Кассиан • Пувлий • Максим I • Юлий • Гай (Гайан I) • Симмах • Гай II • Юлиан или Уалис • Капион • Максим II • Антоний • Уалис • Долихиан • Нарцисс I • Элиос или Зевс • Германион • Гордей • Александр • Мазаван • Именей • Замвда • Ермон • Макарий I • Максим • Кирилл I • Иоанн II • Правлий I
Епископы ИерусалимскиеМакарий I • Максим • Кирилл I • Евтихий • Ириней • Хиларий • Иоанн II • Правлий I • Ювеналий
Патриархи ИерусалимскиеЮвеналий • Феодосий • Анастасий I • Мартирий • Саллюстий • Илья I • Иоанн III • Петр I • Макарий • Евстохий • Иоанн IV • Амос • Исаакий • Захария • Модест • Софроний I • Анастасий II • Иоанн V • Феодор I • Илья II • Феодосий • Георгий II • Фома I • Василий • Иоанн VI • Сергий I • Соломон • Феодосий • Илья III • Сергий II • Леонтий • Афанасий I • Христодул I • Агафон • Иоанн VII • Христодул II • Фома II • Иосиф • Орест • Феофил • Никифор I • Иоанникий • Софроний II • Евфимий I • Симеон II
Патриархи Иерусалимские
в изгнании
Савва • Иоанн VIII • Николай • Иоанн IX • Никифор II • Леонтий II
Восстановление
иерусалимской кафедры
Досифей I • Марк II • Евфимий II • Афанасий II • Софроний III • Григорий I • Фаддей • Афанасий III • Григорий II • Лазарь • Арсений • Дорофей • Феофил II • Феофан I • Иоаким • Феофан II • Афанасий IV • Иаков II • Авраам • Григорий II • Марк III • Дорофей II • Герман I • Софроний IV • Феофан III • Паисий • Нектарий • Досифей II • Хрисанф • Мелетий • Парфений • Ефрем II • Софроний V • Аврамий • Прокопий I • Анфим • Поликарп • Афанасий IV • Кирилл II • Прокопий II • Иерофей • Никодим • Герасим • Дамиан • Тимофей • Бенедикт • Диодор • Ириней • Феофил III
— апостол от 70-и • — арианин • — монофизит • — антипатриарх

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мильков, Фёдор Николаевич
  • Купинский, Пётр Станиславович

Смотреть что такое “Софроний Иерусалимский” в других словарях:

Софроний иерусалимский патриарх — патриарх иерусалимский (умер в 641 или 644 г.), знаменитый противник монофизитства. Род. в Дамаске; в Александрии учился риторике и философии. В ранней юности принял монашество и жил в монастыре, под руководством агиографа Иоанна Мосха. Лишенный… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Софроний, иерусалимский патриарх — патриарх иерусалимский († в 641 или 644 г.), знаменитый противник монофизитства. Род. в Дамаске; в Александрии учился риторике и философии. В ранней юности принял монашество и жил в монастыре, под руководством агиографа Иоанна Мосха. Лишенный… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Софроний патриарх иерусалимский — см. в статье Софроний (святые православной церкви) … Биографический словарь

СОФРОНИЙ (патриарх Иерусалимский) — СОФРОНИЙ (ок. 560 638), христианский монах, с 634 патриарх Иерусалимский. Наряду с Максимом Исповедником (см. МАКСИМ Исповедник) отстаивал православное учение о двух (божественной и человеческой) природах и двух волях (энергиях) Иисуса Христа в… … Энциклопедический словарь

Софроний (святые православной церкви) — Софроний святые православной церкви: 1) Софроний преподобный, архиепископ кипрский, жил в VI веке; память 9 декабря; 2) Софроний патриарх иерусалимский (см.), скончался в 644 г.; память 11 марта; 3) преподобный, затворник печерский, ежедневно… … Биографический словарь

СОФРОНИЙ — (ок. 560 638) христианский монах, с 634 патриарх Иерусалимский. Наряду с Максимом Исповедником отстаивал православное учение о двух (божественной и человеческой) природах и двух волях (энергиях) Иисуса Христа в борьбе с монофелитством (… … Большой Энциклопедический словарь

Софроний святые православной церкви — 1) преподобный, архиепископ кипрский, жил в VI веке; память 9 декабря. 2) С. патриарх иерусалимский (см. соотв. статью), скончался в 644 г.; память 11 марта. 3) Преподобный, затворник печерский, ежедневно прочитывавший всю Псалтырь и до кончины… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Софроний, святые православной церкви — 1) преподобный, архиепископ кипрский, жил в VI веке; память 9 декабря. 2) С. патриарх иерусалимский (см. соотв. статью), скончался в 644 г.; память 11 марта. 3) Преподобный, затворник печерский, ежедневно прочитывавший всю Псалтырь и до кончины… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Софроний — (около 560 638), христианский монах, с 634 патриарх Иерусалимский. Наряду с Максимом Исповедником отстаивал в борьбе с монофелитами православное учение о двух (Божественной и человеческой) природах и двух волях (энергиях) Иисуса Христа … Энциклопедический словарь

Лихуды, Иоанникий и Софроний — видные деятели в истории русского просвещения ХVII в. Иоанникий род. в 1633 г., ум. 7 августа 1717 г., Софроний род. в 1652 г., ум. в июне 1730 г. Деятельность обоих Лихудов была так тесно связана, что невозможно излагать отдельно биографию того… … Большая биографическая энциклопедия

Богословие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Софроний Иерусалимский – Sophronius of Jerusalem

Софроний (ок. 560 – 11 марта 638; греческий : Σωφρόνιος , арабский : صفرونيوس ), которого звали Софроний Софист , был патриархом Иерусалима с 634 года до своей смерти. Его почитают как святого в Восточной Православной и Католической церквях. Прежде чем стать главенствующим Иерусалимским престолом , он был монахом и теологом, который был главным действующим лицом ортодоксального учения в доктринальном споре о сущности Иисуса и его волевых действиях.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Путешествия
  • 2 Избранный Патриарх
  • 3 Учения
  • 4 мусульманских взгляда
  • 5 ссылки
  • 6 Дальнейшее чтение
  • 7 Внешние ссылки

Путешествия

Софроний родился в Дамаске около 560 года. Утверждали, что он был византийским греком , а также сирийцем . Учитель риторики , Софроний стал подвижником в Египте около 580 года, а затем поступил в монастырь Святого Феодосия недалеко от Вифлеема . Путешествуя по монастырским центрам в Малой Азии , Египте и Риме , он сопровождал византийского летописца св. Иоанна Мосха , посвятившего ему свой знаменитый трактат о религиозной жизни Леймин хо Лейминон (греч. «Духовный луг») (и чей праздник в Византийском обряде , 11 марта [ OS 24 марта], совпадает с Софронием »). После смерти Мосха в Риме в 619 году Софроний сопровождал тело обратно в Иерусалим для монашеского захоронения. Он отправился в Александрию , Египет, и Константинополь в 633 году, чтобы убедить соответствующих патриархов отказаться от моноэнергетики , неортодоксального учения, которое поддерживало единую божественную энергию во Христе, исключая человеческую способность к выбору. За исключением его синодального письма к Третьему Константинопольскому собору , все обширные сочинения Софрония по этому вопросу утеряны.

Избранный Патриарх

Несмотря на неудачную попытку осудить моноэнергетику, Софроний был избран патриархом Иерусалима в 634 году. Вскоре после своего возведения на престол он направил свое отмеченное синодальное письмо Папе Гонорию I и восточным патриархам, объясняя ортодоксальную веру в две природы, человеческую и божественную. Христа, в отличие от моноэнергетики, которую он рассматривал как тонкую форму еретического монофизитства (который постулировал единую божественную природу для Христа). Более того, он составил Флорилегиум («Антологию») из около 600 текстов отцов ранней церкви в пользу христианского принципа диотелитства (постулирующего как человеческую, так и божественную волю во Христе). Этот документ также утерян.

Учения

В своей рождественской проповеди 634 года Софроний больше заботился о сохранении духовенства в соответствии с халкидонским взглядом на Бога, давая только самые обычные предупреждения о наступлении сарацин на Палестину , комментируя, что сарацины уже контролировали Вифлеем. Софроний, который рассматривал сарацинский контроль над Палестиной как «невольных представителей неизбежного Божьего наказания слабых и колеблющихся христиан», умер вскоре после падения Иерусалима халифом Умаром I в 637 году, но не раньше, чем он договорился о признании гражданского права и правопорядка. религиозная свобода для христиан в обмен на дань – соглашение, известное как договор Умари . Сам халиф прибыл в Иерусалим и встретился с патриархом в храме Гроба Господня . Софроний пригласил Умара помолиться там, но Умар отказался, опасаясь поставить под угрозу статус церкви как христианского храма.

Помимо полемики , сочинения Софрония включали восхваление александрийских мучеников Кира и Иоанна в знак благодарности за необычайное излечение от его неудачного видения. Он также написал 23 анакреонтических (классических метра) стихотворения на такие темы, как осада Иерусалима мусульманами и различные литургические праздники. Его Anacreontica 19 и 20 кажутся выражением страстного желания, которое он испытывал к Святому городу, возможно, когда он отсутствовал в Иерусалиме во время одного из своих многочисленных путешествий. Порядок двух стихотворений должен быть изменен, чтобы установить правильную последовательность различных предметов. Составленные таким образом два стихотворения описывают полный кругооборот важнейших святилищ Иерусалима в конце VI века, который был назван золотым веком христианства на Святой Земле . Темы Anacreonticon 20 включают ворота Иерусалима (или Солима), Анастасис, Крестовоздвиженскую скалу , Константиновскую базилику , гору Сион , преторий , Св. Марию в Пробатике и Гефсиманию . Масличная гора , Бетани, и Bethlehem дальше в Anacreonticon 19. Софроний также записал Жизнь преподобной Марии Египетской , которая читается на пятый четверг Великого поста в византийском обряде .

Мусульманские взгляды

Согласно мусульманскому договору Умара , халиф Умар ибн аль-Хаттаб прибыл в Иерусалим в 637 году после завоевания Иерусалима и совершил поездку по городу с Софронием. Во время экскурсии по Храму Гроба Господня пришло время для молитвы, и, несмотря на предложение Софрония Умару молиться внутри церкви, Умар решил молиться снаружи. Согласно исламской традиции, причина отказа халифа от молитвы заключалась в том, что в будущем мусульмане могли бы сказать, что Умар молился здесь и использовал это как предлог для строительства там мечети. Поэтому мусульманам не разрешают строить там мечети. Поэтому, оценив интеллект халифа, он дал ему ключи от церкви. Не в силах отказаться, халиф передал его семье мусульман из Медины и попросил их открыть церковь и закрыть ее; ключи от Храма Гроба Господня до сих пор остаются у мусульманской семьи.

Ссылка на основную публикацию