Собор Костромских святых

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Паломничество в Кострому. / 5 февраля, День собора Костромских святых

Кострома – это не просто исторический город, входящий в состав Золотого кольца, но и город сорока церквей . Костромская Богохромная земля привлекает тысячи паломников не только из России , но и с других христианских земель.

На этой обширной территории действует более двухсот приходов, одиннадцать монастырей, есть Духовная семинария . Сюда приезжают туристы, паломники для полного исцеления, чтобы прикоснуться к святыням земли Костромской, увидеть св. мощи.

Одним из самых популярных даров Божьих, на поклонение к которым приезжают паломники, считаются Федеровская чудотворный образ Богородицы и икона А. Невского . Причем, первая самая почитаемая местными жителями. Она располагается в Богоявленско-Анастасьином женском монастыре. И паломничество в Кострому предполагает его посещение.

Богоявленский мужской монастырь был основан старцем Никитой – учеником и родственником Сергия Радонежского.

В 1559 году началось строительство Богоявленского собора – первого каменного сооружения Костромы. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного.

В XVI веке к монастырю были приписаны две женских обители – Анастасьин (основанный первой женой Ивана Грозного – Анастасией Романовной) и Крестовоздвиженский.

В 1569 году монастырь посетил князь Владимир Андреевич; братия во главе с игуменом с честью встретила его. В конце того же года князя Владимира убили по приказу Ивана Грозного в Александровской слободе. Царский гнев обрушился и на богоявленских иноков: значительная их часть вместе с игуменом Исайей была также казнена в 1570 году (игумена Исайю погребли в подклете построенного им Богоявленского собора).

Монастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря 1608 года польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили. При этом погибли 11 иноков: три иеромонаха – Трифилий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, иноки – Варлаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, 5 монастырских служебников: Василий, Иван, Стефан, Никита и Диомид, и 38 монастырских крестьян (последующие поколения насельников монастыря вплоть до революции ежегодно совершали 30 декабря заупокойные службы в память о погибших защитниках обители).

В XVII веке велись значительные восстановительные работы. В обители была построена церковь Иоанна Богослова – освящена 8 мая 1610 года патриархом Гермогеном (не сохранилась). В 1607-1618 годах была возведена двухэтажная двуглавая Трехсвятительская (позднее – Сретенская) церковь (не сохранилась), в 20-е годы – звонница с храмом во имя Преподобного Сергия Радонежского в нижнем ярусе (не сохранилась). В 1642-1648 годах вокруг обители, взамен деревянных, были выстроены каменные стены с шестью башнями, превратившие монастырь в мощную крепость (в числе основных вкладчиков на её строительство наряду с боярином М. М. Салтыковым был и патриарх Иосиф). Стены сохранились лишь частично, единственная уцелевшая до нащего времени башня превращена в колокольню. Богоявленский собор был кардинально перестроен (с трех сторон его обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм). Росписью Богоявленского собора занялись в 1667 году мастера Гурий Никитин и Сила Савин, но, к сожалению, древние фрески не сохранились.

В подклете Богоявленского собора сохраняются надгробные камни, в частности, в XV веку относятся захоронения старца Никиты и сыновей князя Василия Боровского. В XVII веке Богоявленскому монастырю покровительствует боярский род Салтыковых, создавший в стенах обители своё родовое кладбище. В подклете Богоявленского собора были погребены окольничий Михаил Михайлович (в иноках Мисаил, + 1608), его сыновья – бояре Борис Михайлович (+ 1644) и Михаил Михайлович (+ 1671), внук Петр Михайлович (+ 1690, видный государственный деятель в царствование Алексея Михайловича, возглавлявший Малороссийский приказ), правнук стольник Федор Петрович (+ 1682, погиб в Москве во время стрелецкого бунта) и другие.

В 1913 году, когда Кострома стала центром общероссийских торжеств в честь празднования 300-летнего юбилея царствующего дома Романовых, Знаменскую церковь посетил государь император Николай II с семьей. Царь и царица с наследником и дочерьми поднимались на колокольню храма и оттуда любовались великолепным открывавощимся видом на Волгу и окрестности Костромы. Сейчас при храме Знаменский монастырь с 17 насельницами.

Но всё же главный монастырь Костромы, это Ипатьевский.

Согласно одной версии монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Чётом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве христианство под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление, им на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена.

Согласно другой версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич по прозвищу Квашня, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. После смерти князя Василия и упраздения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых.

В кельях монастыря, построенных в 1583 году, более шести лет жили изгнанные Годуновым Михаил Фёдорович Романов со своей матерью монахиней Марфой. С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных покровителей. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова. По указу царя Михаила Романова строится Новый город. Он был обнесён высокими стенами с тремя башнями. Западная Надвратная башня с восьмигранным каменным шатром, была заложена в месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство.

Монастырь занял особое положение как «Колыбель Дома Романовых». Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель.

В 1910-1913 годах, по случаю празднования трёхсотлетия дома Романовых, в Ипатьевском монастыре были произведены значительные по объёму реставрационные работы. Во время празднования юбилея в 1913 году в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами монастыря.

В монастыре похоронены отец и мать Бориса Годунова, а также Иван Сусанин. Ипатьевский монастырь знаменит по Ипатьевской летописи и как место ссылки братьев Лихудов Иоанникия и Софрония .

У туристов и верующих почитается икона Нерехтская . Она славится исцеляющей силой. Этот образ располагается в Смоленской церкви при женском действующем монастыре. Паломники могут приклониться перед иконой Спаса Нерукотворного , а также перед чудотворным образом Ипатьевской Божией Матери , расположенным в Спасо-Запрудненской церкви.

Верующие туристы, гости города и паломники, посещающие Кострому, могут прикоснуться к мощам чудотворцев. Некоторые из них были учениками и последователями великого игумена С. Радонежского.

Решив отправиться в Кострому, обязательно посетите ее святыни. Они наполнят искренние сердца, придадут спокойствия, помогут обрести мир.

Сегодня в Костромской епархии 149 храмов, 165 священнослужителей и 29 диаконов,
В 1922 году, на протяжении одного месяца епархией управлял владыка Серафим (Мещеряков), который будучи епископом Полоцким в 1905 году освещал собор Св.Бориса и Глеба в современном городе Даугавпилсе .

Перед Октябрьской Революцией в Костромской епархии было 72 мужских и 10 женских монастырей, 116 монахов, 220 послушников, 211 монахинь, 1491 послушница, 28 соборов, 1015 приходских храмов, 22 домовые храма, 44 кладбищенских церквей, 1711 часовень, 1138 священников, 1014 псаломщиков, 1511954 православных прихожан, 679 духовных библиотек, 35 церковно-приходских попечительств. При духовной семинарии издавалась газета.

Днесь град Кострома вельми вами хвалится:/ в пределех бо земли Костромския, / яко звезды светозарный, возсиявше, / чудесы своими вся озарили есте/ и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие,/ Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями/ за град Кострому и всяк град, и страну, и люди, / верою и любовию вас почитающий,/ и о спасении душ наших.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Собор Петропавловский, город Казань

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Правление каждого царя не оставалось без влияния на жизнь государства. Это касалось не только богатства или бедности местных жителей. Влияние оказывалось и на культурную, а также религиозную и прочие сферы жизни. Так при правлении Петра 1 наиболее популярным стал стиль русского барокко. За годы его правления было построено большое количество церквей в данном стиле. Одним из ярких представителей считают Петропавловский собор в Казани. Красотой его восхищались многие и часто, описание Петропавловского собора можно встретить в сочинениях известных писателей. Кроме того, посетителями были не только царская семья и вся знать, но и прочие люди, независимо от их вероисповедания.

История собора

Данный собор является жемчужиной архитектуры Казани. Как и раньше, так и сегодня его стиль и убранство, которые сохранились с 18 века, не удалось повторить ни единому храму в окрестности. Его детали настоль уникальны и неповторимы, что не имеют аналогов. К сожалению, имена мастеров затерялись во времени.

Изначально история Петропавловского собора Казани начиналась с деревянной церкви, которая была построена в 1565 году. А постройка нового каменного храма была на честь визита Петра 1 в Казань. Однажды в 1722 году он направлялся в поход на Персию и остановился у купца Михляева. Он был известным благотворителем. В благодарность за то, что царь поставил его управляющим убыточных мануфактур, тот решил воздвигнуть храм.

И вот местные строители приступили к работе. Они трудились целых 4 года. Но не учли тонкостей и однажды ночью свод храма пал. Об этом узнал царь и прислал на помощь московских мастеров. И уже 1726 произошло освящение храма. За все время его существования перенес он несколько значительных пожаров. Кроме того, потерпал и от рук мародеров. Каждый раз после такого нашествия его реставрировали. Деньги выделяли местные купцы, меценаты, простые люди.

Особенно страдал собор во времена антирелигиозной поборной деятельности. Его передавали из рук в руки, закрывали, переделывали под планетарий, открывали бильярд, конференц-зал. Только в конце 80-х годов помещение удалось вернуть в распоряжение церкви. 25 июля 1989 года провели освящение храма. Достался он им в очень печальном состоянии. Но совместными усилиями им удалось вернуть былую красоту.

Святыни храма

Одной из наиболее очаровательных достопримечательностей считают 25-метровый позолоченный иконостас. Этот шедевр барочной резьбы был сотворен рукой мастера Гусева. Среди прочих святынь отмечают:

  • мироточивая икона Иверской Богородицы,
  • образ Божьей Матери «Живоносный Источник»,
  • чудотворная икона Смоленской Пресвятой Богородицы,
  • образ «Споручница грешных»,
  • Владимирская икона Богородицы,
  • икона святых Петра и Павла.

Часть из перечисленных выше святынь до сих пор находятся в храме, но некоторые были украдены или утеряны. Кроме этого, есть и мощи святых:

  • мощи митрополита Ефрема,
  • мощи Арсения Иерусалимского,
  • мощи Ионы и Нектария Казанских,
  • мощи бояр Застолбских,
  • мощи святителя Епифания.

Где находится храм

Адрес Петропавловского собора Казани: улица Мусы Джалиля, 21. Добраться до него можно, выйдя на остановке «Кремлевская» или пройти пешком с улицы Баумана.

Перед тем как ехать, можно узнать всю интересующую информацию на сайте храма или по телефону. Основные правила посещения святого места относятся и к данному храму:

  • платок и длинна юбка для женщин,
  • негромкие разговоры,
  • закрытые плечи и колени.

Не будет лишним и ознакомится с расписанием богослужений Петропавловского собора Казани.

Ежедневно совершают богослужения: 8.15 — Литургия; 17.00 — вечернее богослужение. В праздничные дни: 7.00 — ранняя Литургия, 8.40 — поздняя Литургия. В воскресенье служится Параклисис Божией Матери перед чудотворной Седмиезерной иконой в 17.00. В пятницу акафист блж. Матроне Московской перед ее мощами в 17.00.

Петропавловский собор в городе Казани

Петропавловский собор — архитектурный памятник и один из духовных символов Казани. Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный собор отличается уникальным убранством.

Здесь бывали многие Российские императоры и императрицы, практически все посещавшие Казань государственные и общественные деятели, писатели, в том числе, А.С. Пушкин. Описание собора содержится в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма. В казанский период своей жизни в соборе за богослужением нередко пел Федор Иванович Шаляпин.

Между тем, собор был обычным приходским храмом. Построен он на месте находившейся здесь древней Петропавловской церкви, первое упоминание о которой относится к 1565 году.

История строительства нового каменного величественного храма связана с посещением Казани императором Петром I, направлявшимся в персидский поход. Прибыв в город 27 мая 1722 года, император остановился в доме Михляева. В память об этом событии Иван Афанасьевич решил вместо небольшой деревянной церквушки построить каменный двухэтажный собор. Закладка храма состоялась в 1723 году. Долгое время в Казани бытовала легенда, согласно которой в закладке собора принимал участие сам император Петр I, однако документально это не подтверждается.

Храм, по тем временам, строился очень быстро, и уже в 1726 году состоялось его освящение. В том же году была построена отдельно стоящая колокольня. Главный летний храм, разместившийся на втором этаже, был освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; теплый храм на первом этаже — в честь Сретения Господня. Два небольших придельных храма на первом и втором этажах освятили в честь чудотворных икон Божией Матери: верхний — «Живоносного Источника», нижний — «Неопалимой Купины».

Читайте также:  Молебен Архангелу Михаилу, как заказать, молебен за усопших

За свою долгую историю храм неоднократно подвергался частичному разрушению, виной чему были многочисленные пожары 1742, 1749, 1774, 1815, 1842 годов. Особенно сильно собор пострадал в 1815 году, когда из-за сильных разрушений приход вынужден был на девять лет переместиться в расположенную неподалеку Гостинодворскую церковь.

В 1824/25 годах была произведена реконструкция храма.

К 1880-м годам собор сильно обветшал, основной причиной чему стало разрушение фундамента. Колокольня начала крениться, потеряли первоначальный облик многие детали декора. Староста Петр Васильевич Унженин и настоятель собора протоиерей Петр Малов организовали в 1888-1990 годах масштабную реконструкцию. Проект составил архитектор Михаил Нилович Литвинов, архитектор Казанского университета, бывший впоследствии смотрителем здания Храма Христа Спасителя в Москве. Он скрупулезно, по детальным рисункам и чертежам, восстановил первоначальный облик собора. В это же время на колокольне были установлены часы известного мастера Петра Ионовича Климова. Эти работы стали одним из первых в России примеров высокопрофессиональной реставрации памятников архитектуры. Благодаря этой реконструкции собор сохранился до наших дней практически в первозданном виде.

В советское время собор продолжал действовать до 1939 года, после закрытия он официально считался памятником архитектуры, охраняемым государством. С 1950-х по 1980-е годы здесь размещался планетарий. В 1989 году, благодаря трудам недавно рукоположенного епископа Казанского и Марийского Анастасия, и активности верующих, храм был возвращен Церкви. Несмотря на то, что в течение пятидесяти лет храм был закрыт для богослужений, в нем сохранился древний семиярусный иконостас, богато украшенный, в традициях русского барокко. Иконостас был изготовлен в 1723-1726 годах, но после пожара 1815 года был обновлен художником Василием Туриным.

Святыни

Среди главных святынь Петропавловского собора — чудотворная Седмиозерная икона Божией Матери, переданная в собор из церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище г. Казани, где долгие годы хранилась, будучи спасена исповедником иеросхимонахом Серафимом (Кошуриным), после закрытия в 1928 году Седмиозерной пустыни.

Седмиозерная икона Божьей Матери была принесена в Казанский край из Устюга 13 октября 1615 года основателем Седмиозерной Богородицкой пустыни, Монахом Евфимием. Он благословил этой иконой место будущей обители. В 17 веке Седмиозерная икона прославилась великими чудесами, когда в 1654-55 году свирепствовавшая по всей России моровая язва достигла Казани. В очень короткое время умерла большая часть населения города — 48 тысяч человек. В самый разгар морового поветрия одной благочестивой монахине во сне было видение: ей предстал светлый муж и повелел передать жителям города, чтобы они установили семидневный пост, и принесли в город икону Божией Матери из Седмиозерной пустыни. Когда с почестями икона была встречена казанцами и поставлена в храме, моровая язва стала прекращаться, и вскоре совсем отступила, после чего икона была возвращена в обитель. В 1688 году при митрополите Казанском и Свияжском Адриане, будущем Патриархе Всероссийском, на месте встречи иконы был устроен монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вторично Пресвятая Богородица через свою чудотворную икону избавила город от чумы в 1771 году. В память о явленных Богородицей чудесах в Казанской епархии вплоть до революции существовала традиция ежегодного принесения образа из монастыря в кафедральный город. Все православное население Казани, Казанской епархии, глубоко почитает этот образ, и до сего дня получая от Богоматери исцеление в болезнях и помощь в бедах. Хранящаяся в алтаре собора Седмиозерная икона еженедельно выносится в храм для служения молебна и поклонения верующим.

Другой почитаемой святыней Петропавловского собора являются мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских. Преподобные Иона и Нектарий (отец и сын), вСедмиозерная икона Божией Матери миру — бояре Иоанн и Нестор Застолбские, были помощниками первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (Руготина). Когда архиепископ Гурий отправился в новоучрежденную Казанскую епархию, с ним поехал и боярин Иоанн Застолбский. Под духовным руководством святителя он вел добродетельную и благочестивую жизнь. В страхе Божием он воспитал и своего сына Нестора. Кроткий юноша с детства был аскетом, носил власяницу, держал пост, любил молиться в храме. С согласия отца Нестор принял монашеский постриг с именем Нектарий. Скончался он в молодых годах. Вскоре и сам Иоанн постригся в монашество, будучи наречен Ионой. Перед кончиной он завещал похоронить себя рядом со святителем Гурием, около могилы которого был погребен Нектарий. При открытии в 1595 году мощей святителей Гурия и Варсонофия, были обретены нетленными тела иноков Ионы и Нектария, однако мощи их было решено оставить в часовне под спудом. Через 400 лет, в 1995 году во время раскопок на территории разрушенного Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле, мощи святых иноков были вновь обретены. В том же году состоялось их прославление.

В нижнем храме собора почивают мощи митрополита Казанского Ефрема, венчавшего в 1613 году на царство Михаила Федоровича Романова. Святитель Ефрем с давних пор почитается православными жителями Казани. В настоящее время Отдел Татарстанской митрополии по канонизации святых собирает документы и свидетельства о помощи по молитвам митрополита Ефрема для прославления его в лике святых.

В настоящее время Петропавловский собор, безусловно, является одним из центров духовной жизни Казанского края. Здесь регулярно совершаются архиерейские богослужения и проходят епархиальные торжества. Дважды за новейшую историю во время Первосвятительских визитов в Казанскую епархию в 1997 и 2005 годах в соборе совершал богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви, приснопоминаемый Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Расписание богослужений

Богослужения совершаются ежедневно: 8.15 — Литургия; 17.00 — вечернее богослужение. В праздничные дни: 7.00 — ранняя Литургия, 8.40 — поздняя Литургия. В воскресенье в 17.00 служится Параклисис Божией Матери перед чудотворной Седмиезерной иконой. В пятницу в 17.00 — акафист блж. Матроне Московской перед ее мощами.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. Для подписки перейдите по ссылке .

Собор Петра и Павла в Казани

Уникальное убранство Петропавловского храмового комплекса Казани по праву дает возможность назвать эту христианскую святыню жемчужиной православия. Храм Петра и Павла в Казани — кафедральный собор, ставший центром духовной жизни Татарстана, хранитель уникальной архитектуры и росписи XVIII столетия.

Стоящий на возвышении храмовый комплекс своим величием и красотой привлекал во все времена как прихожан, так и гостей столицы республики Татарстан. В нем молились царские особы, выдающиеся люди России, в церковном хоре не раз звучал голос Федора Шаляпина.

История основания казанской святыни

В исторических справках 1565 года есть упоминание о деревянной церкви, некогда построенной на месте нынешнего величавого собора.

По более поздней летописи основание Петропавловской святыни связано с пребыванием в 1722 году в Казани царя Петра Первого, который посетил город во время персидского похода.

Другие православные храмы в Казани:

Меценатом приходской церкви был местный богатый купец Иван Михляев, в его доме остановился Петр Первый. По воле случая царю в это время исполнилось 50, свое пятидесятилетие он отпраздновал в Казани, и за щедрый прием подарил Михляеву суконную мануфактуру.

Благодарный купец в память о посещении царя в 1723 году решает начать возведение Петропавловского собора на месте местного прихода, и через 3 года великолепное строение было закончено.

Выполненный в стиле русского барокко, отличающегося яркими фасадными деталями и необычной раскраской, наполненный величием и уникальностью, Казанский собор в честь апостолов Петра и Павла стал украшением города.

Под отдельностоящей колокольней по воле купца была устроена фамильная усыпальница Михляевых, где и похоронен Иван Афанасьевич.

Двухэтажное здание было устроено таким образом, что на втором этаже была летняя церковь Петра и Павла, а в теплом храме на первом этаже был освящен храм в честь Сретения Господа.

На заметку! Чудотворные иконы «Живоносный Источник» и «Неопалимая Купина» стали святынями придельных храмов, построенных в их честь.

Если взять Спасскую башню отправной точкой экскурсии по святыне, то, идя основным проходом от нее, попадаем в главный портал, по парадной лестнице можно подняться в церковь Петра и Павла. Пожар 1815 года разрушил лестницу, но через 80 лет она была восстановлена, с левой стороны от главного прохода стоит придел Неопалимой Купины, известный до 1848 года, как церковь Рождества Иоанна Крестителя.

Высота и объем храма приобретают размер за счет имеющегося на 2-м этаже «Живоносного источника».

По открытой галерее, опоясывающей храмовый комплекс Петра и Павла с севера и запада, можно подойти к церкви Сретения Господня, украшенной уникальными расписными каменными орнаментами.

Известный архитектор Михаил Коринфский в 1850 году спроектировал великолепную, изящную ограду, подчеркнувшую красоту архитектурного облика.

Многочисленные пожары, время привели к обветшалому виду городского храма к 1880 году. В результате разрушения фундамента возник крен колокольни и деформация декора.

Архитектором Литвиновым при содействии старосты Петра Унженина и настоятеля храма протоиерея Петра Малова была начата масштабная реконструкция, благодаря которой был восстановлена первоначальная архитектура и дизайн собора.

Известный мастер часового дела Климов установил в колокольне Петропавловского собора уникальные часы.

Послереволюционное время

Казанская жемчужина православия уникальна не только своей архитектурой, но и историей. Поистине, Бог поставил своих защитников над этим собором на все века, ибо сразу после революции, богослужения в храме не прекратились, хотя начались гонения на священнослужителей.

В 1930 году настоятеля протоиерея Боголюбова сослали в лагерь только за то, что он получил пожертвования на восстановление храма из Китая от Петра Унженина. В 1931 году в Казани начинается антирелигиозная кампания, церкви закрывали, их утварь и святыни приносят в Казанский собор Петра и Павла.

Пришел 1939 год, который стал временем его закрытия, оно началось с разграбления фамильной усыпальницы Михляевых, но ни одно здание не было взорвано.

В ней в 1950 году начал работать планетарий, но при этом не был нанесен сильный урон ни древнему иконостасу, ни росписям, которые просто обветшали в течение 50 лет, после чего начался период восстановления. Здесь устраивали зал для бильярда, красные уголки

Восстановление

В 1967 году в храмовых стенах начали работать мастера реставрации Государственного музея.

Ныне храмовый комплекс состоит из таких построек:

  • основного собора;
  • колокольни;
  • дома причта.

Важно! Ныне Казанский собор Петра и Павла — центр духовной жизни Татарстана, наделенный статусом кафедрального, котором помимо архиерейских служений проходят торжества епархии.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй дважды совершил богослужения в Казанском главном храме в 1997 и 2005 годах.

Святыни и престольные праздники

К мощам прп. Нектария и Ионы, отцу и сыну Казанских не прекращается поток людей. Некогда богатые бояре Застольские изменили свою жизнь, оставили богатство и стали служить Богу, приняв монашество.

Чудотворная икона Богоматери «Седмиозерная» является святыней обители с 1615 года. Чудотворный образ каждую неделю выносится из алтаря для поклонения прихожан.

В нижнем храме хранятся мощи Казанского митрополита Ефрема.

На заметку! Особенно людно на храмовой территории главной святыни Казани 12 июля, когда отмечается Престольный праздник в честь апостолов Петра и Павла.

Расписание богослужений

Богослужения каждый день начинаются Литургией в 8.15 утра, а в 17.00 прихожане спешат на вечернюю службу.

Следует учесть, что праздничные дни начинаются ранней Литургией в 7.00, а в 8.40 начинается поздняя Литургия.

Каждое воскресенье на вечернем богослужении, которое начинается в 17.00, читается Параклисис или усердная молитва Богородице перед ее чудотворным святым ликом «Седмиезерная». День почитания этой иконы 26 июля и 13 октября.

Вечернее богослужение в пятницу отмечено чтением акафиста блаженной Матроне Московской, читаемый перед иконой святой и частицами ее мощей.

Как добраться

Приехав в Казань, следует уточнить, как проехать на улицу Мусы Джалиля, д. 21, это адрес Петропавловского собора.

Если ехать общественным транспортом, то следует выйти на остановке «Кремлевская».

Важно! Планируя поход в главный храм Казани, не забудьте о требованиях к одежде посещаемых женщин. Все женщины, независимо от возраста, должны быть с покрытыми головами, закрытыми плечами и коленными, в юбках. Не пускают на храмовую территорию мужчин в шортах.

Петропавловский собор в Казани

МетроСт. «Кремлевская»
АвтобусОст. «Кремлевская», № 98

Петропавловский собор в Казани является одним из красивейших памятников русского барокко первой половины XVIII века.

Храм входит в число православных центров Татарстана и является знаковой архитектурной культурно-исторической, архитектурной достопримечательностью Казани.

История

Собор построен в 1723–1726 годы на месте бывшей Петропавловской церкви. Возводился он как обычный приходской храм, однако быстро обрел широкую известность: его обликом восхищались российские императоры, деятели искусства и культуры. Между тем архитектор этого великолепия до сих пор неизвестен.

Благотворителем храма выступил купец Иван Михляев, он решил возвести роскошный собор вместо старой деревянной церкви в память о посещении его дома и города Петром I в 1722 году. Тот самый дом Михляева XVII века можно увидеть и сейчас: находится он у западной стороны храма, и ранее был соединен с ним прямым ходом.

Читайте также:  Икона Святой Апостол Иоанн Богослов, в чем помогает, значение

Поскольку за основу высокого храма был взят стандартный план, на последнем этапе строительства свод все-таки не выдержал нагрузки и обрушился. Происшествие обошлось без жертв. Строительство завершили мастера, присланные самим царем.

Даже после революции собор удалось сохранить, хотя колокола были разбиты, а церковные драгоценности конфискованы. В храме разместился партийный архив, а позже — реставрационные мастерские, планетарий. В 1989 году Петропавловский собор передали церкви, тогда же храм был освящен епископом Казанским и Марийским Анастасием, начались масштабные восстановительные работы — здание находилось в руинированном состоянии.

Сейчас здесь регулярно проходят богослужения.

Архитектура Петропавловского собора в Казани

Двухъярусный храм высотой 52 метра — один из самых высоких в Поволжье. Петропавловский собор стоит на горе, так что его хорошо видно даже издалека.

Уникальна и сама конструкция храма: его купольный свод имеет высоту 38 метра над полом бесстолпного зала. Это на 3 метра выше центрального нефа Собора Парижской Богоматери. Возможность такой конструкции практически невероятна.

Храм имеет два парадных крыльца (с юго-западной и с северной стороны). По всему периметру собор огибает открытая галерея, так называемое «гульбище». Подобные детали присутствовали в архитектуре некоторых храмов. Такая галерея давала возможность людям, в первую очередь паломникам, укрыться от непогоды, отдохнуть, поесть.

Колокольня собора Петра и Павла

Возле храма стоит колокольня, примыкающая к его алтарной части. Сама звонница своей легкостью и фигурностью напоминает сказочный терем. В ее предпоследнем ярусе в конце XIX века были установлены часы, которые работают и по сей день.

Высота Петропавловской колокольни — 49 метров.

Колокольня включает шесть ярусов. В нишах на втором ярусе изначально располагались изображения евангелистов. Часы на предпоследнем ярусе установлены к 1890 году, их создал мастер П. И. Климов.

В плане декора колокольня, также выполненная в барочном стиле, не уступает собору.

Недавно на колокольне был установлен новый колокол ярославского литья весом 3 тонны.

Убранство собора

Петропавловский собор украшен великолепной лепниной с преобладанием растительных мотивов (цветы и плоды). За эту особенность храм даже прозвали «каменными висячими садами Казани».

По линии галереи можно увидеть ещё одну архитектурную изюминку — крупные старинные изразцы. Это единственный храм в Казани, где сохранилась подобная деталь.

Уникален и великолепный семиярусный иконостас, современник собора. По богатству резьбы ему нет равных во всей России.

Иконостас Петропавловского собора

Украшением храма по праву считается семиярусный иконостас: его общая высота — 25 метров. Создавался он специально для возрожденного храма. Золоченую резьбу выполнил мастер Гусев. В иконостас в основном входят поновленные иконы, единственная сохранившаяся без поновлений — святых Петра и Павла.

Святыни собора

Главные святыни храма — мощи святых и не менее чтимые древние иконы.

В Петропавловском соборе Казани — панорама на Google Maps

Мощи в Петропавловском соборе

В храме хранятся обретенные в 1995 году мощи казанских святых: Ионы и Нектария, святителей Ефрема и Епифания.

Иконы в Петропавловском соборе Казани

В дореволюционное время в соборе хранились почитаемые иконы «Живоносный Источник», «Споручница грешных» и Владимирская икона Божией Матери. Судьба этих святынь неизвестна, они считаются утраченными.

В настоящее время в храме находится икона святых апостолов Петра и Павла, которая без каких-либо изменений сохранилась от изначального иконостаса.

Расписание богослужений Петропавловского собора в Казани

Службы в храме совершаются регулярно. Расписание на обычные дни (во время церковных праздников может меняться):

  • 08:00 — литургия (ежедневно)
  • 17:00 — вечернее богослужение (ежедневно)
  • 07:00 — ранняя литургия (воскресенье, праздничные дни)
  • 08:40 — поздняя литургия (воскресенье, праздничные дни)
  • 17:00 — параклисис Божией Матери перед чудотворной Седмиезерной иконой (воскресенье)
  • 17:00 — акафист блж. Матроне Московской перед ее мощами (пятница)

Отслеживать свежее расписание Петропавловского собора на Март 2021 года удобно в группе ВКонтакте.

Как посетить Петропавловский собор Казани

Поскольку собор является действующим, вход в него — бесплатный для всех. Посетить храм можно ежедневно, с 7:00 до 18:00, в том числе в часы богослужений согласно указанному выше расписанию.

Вид с улицы Мусы Джалиля — панорама Google Maps

Как добраться до Петропавловского собора в Казани

Ближайшая к храму остановка общественного транспорта — «Кремлевская улица», доехать можно на автобусе № 70 (его полный маршрут — «ЦУМ — ЖК „Весна“»).

От станции метро «Кремлевская» около 600 метров пешком.

Поскольку собор находится в центре города, его удобно будет включить в общую обзорную экскурсию — самостоятельную прогулку или маршрут с гидом.

Видео о Петропавловском соборе (Казань): Колокольный звон

Собор Петра и Павла в Казани: разъясняем суть

Строили его на месте одноименной церкви, что стояла на этом же самом месте чуть больше ста лет.

С чего все началось

Ещё в 1565 году (вдумайтесь в эту дату!) в городе была построена деревянная церковь Петра и Павла, в которой проходили службы для верующих христиан.

Амбициозный царь Пётр 1, расширяя территорию Русского государства, трижды побывал в Казани: первый визит произошёл в 1695 году, когда Петром 1 совершался Азовский поход.

Позже был второй — в 1708 году — на открытии в Казани на Волге крупного адмиралтейства.

И в третий раз, осуществляя свой поход в Персию или, как его ещё называют историки, Каспийский поход, император Пётр 1 опять побывал в Казани.

В этот раз он гостил в доме известного в городе благотворителя, купца Ивана Михляева, знаменитого владельца суконной фабрики. Его двухэтажный дом располагался прямо около древней небольшой Петропавловской церкви.

Режим работы Петропавловского собора Казани — лето 2019

Открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Круглый год открыты зимний (нижний) и летний (верхний) храм. В летнем храме сохранились наиболее ценные подлинные росписи и иконостас 18 века.

Архитектурный ансамбль Казанского Петропавловского собора

Как и большинство российских храмов, собор Петра и Павла в Казани пережил немало пожаров и реставраций. В жестокие для религии годы советской эпохи здесь поочередно располагались реставрационные помещения музея, планетарий, бильярд и полит-информационный уголок. Большая часть внутреннего убранства была разрушена и разворована. Но храм выстоял, и в 1980-х годах силами неравнодушной местной интеллигенции и священнослужителей здание храма посчастливилось вернуть церкви.

Сегодня архитектурный ансамбль церкви включает великолепное здание храма, колокольню и дом причта. К нему же относят построенный в XVII веке дом купца Микляева, который считается самым старым в столице Татарстана гражданским сооружением.

Стоимость билетов в Петропавловский собор Казани — лето 2019

Петропавловский собор является действующим храмом. Вход бесплатный.

Возрождение святынь — дело народное

За годы своего существования храм пережил 4 страшнейших пожара, а в 1774 году он был почти полностью разграблен в дни восстания Пугачёва. Всё это наносило ему огромный урон, но каждый раз усилиями и пожертвованиями прихожан собор Петра и Павла в Казани восстанавливали.

Так, в 1815 году случился сильнейший пожар. Огонь уничтожил нижний храм весь и приделы на двух первых этажах, а огромный иконостас основного храма, сохранился только чудом.

Возрождение святынь происходило в основном на деньги богатых прихожан. После бедствия 1815 года большую денежную сумму на восстановление пожертвовал купец Зайцев, а в 1824 году после ещё одного такого же бедствия благодетелем стал купец Унженин.

На протяжении всего 19-го столетия потом его потомки заботились о благополучии значимого городского храма и, одновременно, исторического памятника.

Постоянно проходил сбор пожертвований на поддержание собора в приглядном виде, и к 1864 году для этого набралась приличная сумма.

На эти деньги был воссоздан в первоначальном виде иконостас: это стоило 11000 серебряных рублей. Алтарь тоже переродился: в нём были возрождены престол, жертвенник и прекрасная резная сень, покрытая золотом. Она возвышалась над стоящим в середине алтаря престолом и поддерживалась четырьмя колоннами.

Стенные изображения, украшенные лепниной, как сильно пострадавшие от времени и страшных пожаров, тоже были обновлены. Эти работы стоили 1225 рублей.

Но восстановление коснулось лишь внутреннего убранства собора. В то же время его стены так обветшали, что в любой час и миг могли просто рухнуть, и тогда на месте Казанского храма Петра и Павла остались бы только руины.

Настоятель Петропавловского собора по крупицам собирал деньги для внешних работ по восстановлению храма. Он лично отдал на это 18000 рублей собственных денег.

И в 1889 году началось грандиозное возрождение Казанской святыни по проекту, предложенному архитектором М.Литвиновым. Известно, что в дальнейшем он стал смотрителем Московского здания Храма Христа Спасителя.

Использованные материалы

  • Страница собора на официальном сайте Татарстанской митрополии Православие в Татарстане:
  • Историческая справка на сайте Казань в достопримечательностях:
  • Справочная книга Казанской епархии. — Казань, 1904, с.12-13.

Интересные факты о соборе Петра и Павла в Казани

Тысячелетняя Казань по праву считается одним из самых толерантных городов бескрайней России. Православный собор Петра и Павла не просто ее жемчужина, это символ ее толерантности и взаимного уважения. Практически все российские императоры, за исключением Николая II, останавливались в главном татарском городе и обязательно посещали собор. Сюда приезжали известные люди со всего мира. Здесь на богослужениях пел великий Шаляпин. Благодаря в том числе церкви Петра и Павла главный татарский город и по сей день являет собой эталон уникального гармоничного существования разных народов России. Вы можете посетить достопримечательность как самостоятельно, так и в рамках обзорной экскурсии по городу, а также сборной экскурсии по религиозной Казани.

Расписание богослужений: 8.00 и 17.00 — литургия и вечернее богослужение, 07.00 и 08.40 — ранняя и поздняя литургии в воскресенье и праздничные дни.

Иконостас

Главное украшения Петропавловского собора — это величественный, современный храму, 25-метровый 7-ярусный иконостас. Великолепная барочная золоченая резьба иконостаса была исполнена мастером Гусевым, деревянные золоченые Царские врата выполнены в технике сквозной резьбы. Все иконы написаны на золотом фоне. По словам старосты собора, казанского купца П. В. Унженина, очевидца поновлений иконостаса в 1865—1867 гг., только одна из всех икон в иконостасе сохранилась без поновлений — это храмовая икона свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла. На трех иконах в местном ряду были поновлены лики и одеяния, это икона Спасителя в образе Царя и Великого Архиерея, со скипетром и державой, Иерусалимская икона Божией Матери на престоле и икона Успения Божией Матери. Остальные иконы иконостаса, из-за больших утрат вследствие пожаров, переписаны Гагаевым вновь, в 1865—1867 годах

Бывшая церковь Косьмы и Дамиана, располагавшаяся около собора (2013 год)

Архитектура

Храм построен в стиле русского барокко и выглядит особенно привлекательно благодаря наличию большого количества фасадных деталей и растительных орнаментов яркой окраски.

Чтобы войти в собор, надо подняться по широкой высокой лестнице. С нее открывается прекрасный вид на город и реку Волгу.

Собор имеет нижний храм во имя Сретения Господня, в котором хранятся мощи святителя Ефрема, который будучи патриархом всея Руси благословил войско Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского на ратный подвиг, а также венчал на царство Михаила Федоровича Романова.

Святыни собора

Так длилось примерно 50 лет. В конце 80-х годов 20 века собор вернули Епархии Казани. Его освящение состоялось в 1989 году.

Сразу же, в первую очередь была восстановлена резьба семиярусного иконостаса — главного 25 метрового украшения храма, обновлены царские врата и, насколько это было возможно, восстановлены кровля и фасад.

Чуть позже возвели 50-метровую, шестиярусную колокольню, украшенную изразцами в форме звёзд и белокаменными кокошниками. В 5 ярусе установили новые часы.

Чтобы попасть в 52-метровый собор нужно пройти по высокой широченной лестнице. Очень красиво, величественно, сразу появляется предчувствие какого-то праздничного торжества.

Очутившись на втором этаже создается ощущение, что ты уже возвышаешься над миром, отрываешься от всех мирских забот.

Гордостью храма является 25-метровый иконостас, состоящий из 7 ярусов.

Иконы в нём имеют золотой фон. После нескольких пожаров за время существования Образы восстанавливались. И только одна — храмовая икона святых Петра и Павла — сохранилась в изначальном виде.

В храме собора, освящённого во имя Сретения Господня хранятся мощи святителя Ефрема. В своё время именно он благословил Минина и Пожарского на поход в Москву, положивший начало изгнанию иноземцев с земли русской. Также он венчал на царствование Михаила Романова, первого царя из этой знаменитой династии.

Здесь же верующие могут помолиться мироточивой Иверской иконе Богородицы.

В Петропавловской церкви, его верхнем храме, размещены для поклонения прихожан мощи отца и сына: преподобных Ионы и Нектария Казанских. Также в соборе хранятся мощи почитаемого епископа Иерусалимского — Арсения и чтимая чудотворная Смоленско-Седмиозёрная икона Божией Матери спасшая, по преданию, жителей Казани от чумы в 17 веке.

Святыни, которые находятся здесь, в общем, немногочисленны, но зато очень почитаются верующими.

Что здесь было раньше

До революции 10 колоколов созывали верующих на Службы в храм. На некоторых были памятные надписи с указанием мастера и веса колокола. В ризнице церкви хранились многочисленные святыни из закрытых в те годы религиозных строений.

Это были, например, 3 напрестольных креста с вставками из жемчуга, богато украшенные многочисленными изумрудами и другими драгоценными камнями; Евангелие существующее с 1681 года с пятью дробницами. Так называются миниатюрные вставки, украшающие переплёт книги. Это Евангелие было украшено синим яхонтом и другими камнями-самоцветами.

Читайте также:  Апостол Иаков

Михляев тогда пожертвовал своему творению серебряное изящное кадило, по форме своей повторяющее собор и другую богато украшенную церковную утварь, великолепные произведения искусства.

Значимой ценностью Петропавловской церкви считается лжица Петра 1. Лжица — это специальная ложка из золота, серебра, олова или другого металла с крестом на конце. Чаще всего она использовалась при проведении причастия в наших храмах. Эту лжицу лично Пётр 1 подарил купцу Михляеву как хозяину, принимавшему его в своём доме.

Аналойная икона святых Петра и Павла, огромное паникадило, состоявшее из 5 ярусов и весившее 800 килограмм, оно освещало церковь своими 40 свечами — все эти вещи пожертвовал купец Михляев.

Конечно же, в храме торжественно сохранялись и почитались верующими многие древние иконы. В настоящее время судьба многих реликвий не известна.

Настал 1917 — год переворота

Начиная с Екатерины 2, в своё время в Петропавловский собор Казани нанесли визит почти все императоры государства Российского, кроме Николая 2. Там побывали многие известные люди прошлых лет независимо от того, к какой вере они привержены. Это и Александр Дюма, описавший Петропавловский храм в одном из своих романов, и Александр Пушкин, а в церковном хоре пел сам Фёдор Шаляпин!

Сразу после произошедшей в России революции храм оставался открытым для верующих. Но в 1930 году произошло событие, повлекшее за собой катастрофические последствия. За антисоветскую деятельность арестовали настоятеля собора. Эта «деятельность» состояла в том, что протоиерей попросил материальной помощи у бывшего гражданина Казани Унженина, который после революции перебрался жить в Китай.

Унженин прислал денег, община получила помощь, но священнослужителя отправили за это в исправительный лагерь. И тут началось! Вдруг решено было храм срочно закрыть, так как нужны были дополнительные жилплощади, а также помещения для организаций.

На первом этаже огромного здания планировалось устроить антирелигиозный музей, а на втором — установить астрономический маятник Фуко и проводить лекции и другие мероприятия. В это же время шло постепенное закрытие всех окрестных монастырей и храмов, поэтому все святыни, иконы, всю утварь приносили сюда, в ещё работающий Петропавловский собор.

В 1939 году храм прекратил свою работу. В здании разместился архив партии, позже — планетарий. Религиозную общину перевели в Кладбищенскую церковь, которая до этого пустовала. В верхнем храме установили бильярд, а там, где был алтарь, теперь находился зал для собраний.

Достопримечательности поблизости

Рядом с собором стоит старейшее строение Казани — это дом купца Михляева, построенный в 17 веке. Стены именно этого дома видели русского императора Петра 1, именно здесь он провёл несколько дней, когда гостил в Казани.

Представляете, сколько войн, радостных и трагических событий происходило здесь за годы существования этого строения, сколько природных катаклизмов он пережил и всё же стоит, не упал и не рухнул. Да, старый, ветхий, но вся история Казани прошла перед ним!

Раньше дом имел непосредственный ход в храм. С другой стороны к нему примыкала церковь Косьмы и Дамиана. После своей смерти Михляев назвал собор владельцем его дома. Но впоследствии выяснилось, что неправильно оформлено завещание. По этой причине домом стали управлять потомки купца.

А еще в шаговой доступности от Петропавловской церкви находится главная достопримечательность Казани — Казанский Кремль, а также легендарная пешеходная улица Баумана.

Вот сколько всего красивого, удивительного и познавательного можно увидеть в столице Татарстана — Казани. Конечно, это не всё, что есть в богатом историческими событиями городе. В нашей России, и в частности, в Казани много достопримечательностей, тесно связанных с насыщенной событиями историей страны.

Где находится, как добраться

Координаты: 55.79346, 49.1132. Добраться до него можно на любом транспорте города. Выходить нужно будет на остановке Кремлёвская.

Далее можно идти пешком по улице Баумана. Возле памятника легендарному Казанскому Коту следует повернуть влево и подняться в небольшую горку. Также можно идти от Кремля по улице Кремлевская. Возле геологического музея им. А.А. Штукенберга будет поворот направо, на улицу Мусы Джалиля. Здесь уже вы увидите табличку и забор, за которым расположена церковь Петра и Павла.

Расписание Богослужений неизменно, они здесь совершаются ежедневно. Литургия в будни начинается в 8:00, а в воскресные и праздничные дни — в 7:00 и в 8:40. Вечернее Богослужение совершается в 17:00. Территория собора для осмотра открыта целый день, но лучше приходить с 7.30 до 19.

Посмотрите расположение Петропавловского собора в Казани на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты или «-«, чтобы отдалить).

В городе Казани есть много вариантов жилья, чтобы остановиться здесь на несколько дней. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Мой поход в собор Первоверховных апостолов Петра и Павла состоялся года. Другие достопримечательности Казани и ее окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой карте. А их подробное описание можно посмотреть здесь.

КАЗАНСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР

Казанский Петропавловский собор, 21 мая 2007 г. Фотография Василия Шелёмина, с сайта Соборы.ру

Казанский собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, кафедральный собор Казанской епархии

История строительства собора связана с посещением Казани императором Петром I, направлявшимся в персидский поход. Прибыв в город 27 мая 1722 года, император остановился в доме купца и промышленника Ивана Афанасьевича Михляева. В память об этом событии Иван Афанасьевич решил вместо небольшой деревянной церквушки, существовавшей с 1565 года, построить новый каменный двухэтажный собор. Закладка храма состоялась в 1723 году. Долгое время в Казани бытовала легенда, согласно которой в закладке собора принимал участие сам император Петр I, однако документально это не подтверждается.

Храм был построен в течении трех лет и 3 апреля 1726 года состоялось его освящение митрополитом Казанским Сильвестром (Холмским). В том же году была построена отдельно стоящая шестиярусная 49-метровая колокольня. Под колокольней был устроен фамильный склеп семьи Михляевых, где в 1728 году был погребен строитель собора Иван Афанасьевич.

Главный летний храм, разместившийся на втором этаже, был освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, теплый храм на первом этаже – в честь Сретения Господня.

Собор много пережил: он горел в 1742, 1749, 1815, 1842 годах, а в 1774 году был разграблен пугачевцами. Особенно сильно он пострадал после пожара 1815 года, когда выгорел нижний храм и северные приделы на первом и втором этажах, но в верхнем храме уцелел главный двадцати пяти метровый иконостас собора в семь ярусов, богато убранный в духе русского барокко и покрытый сусальным золотом. Он был изготовлен в 1723 – 1726 годах казанскими мастерами во главе с резчиком Гусевым, после пожара 1815 года был обновлен художником Василием Туниным.

В 1824 – 1825 годах была произведена реконструкция храма, осуществленная за счет средств соборного старосты, казанского купца Саввы Степановича Зайцева, – деда выдающегося ученого-химика Александра Михайловича Зайцева. С 1841 года, почти целое столетие, старостами собора избирались представители другой знаменитой купеческой семьи – Унжениных.

Казанский Петропавловский собор, дореволюционная фотография

К середине 1870-х годов собор сильно обветшал, основной причиной этого было разрушение фундамента, а колокольня даже стала крениться, потеряли первоначальный облик многие детали декора. Староста Петр Васильевич Унженин и настоятель собора, протоиерей Петр Малов, организовали в 1888 – 1890 годах масштабную реконструкцию храма. Проект реконструкции составил архитектор Михаил Нилович Литвинов, архитектор Казанского университета, бывший впоследствии смотрителем здания храма Христа Спасителя в Москве. Он скрупулезно, по детальным рисункам и чертежам, восстановил первоначальный облик собора. В ходе реконструкции были разобраны и вновь выстроены придельные храмы, паперти, лестницы, под колокольню подведен новый фундамент, восстановлена уникальная лепнина фасадов. В это же время на колокольне были установлены часы известного мастера Петра Ионовича Климова. Эти работы стали одним из первых в России примеров высокопрофессиональной реставрации памятников архитектуры. Благодаря этой реконструкции собор сохранился до начала XXI века практически в первозданном виде.

С 1894 года при храме действовало приходское попечительство. В 1904 году приход включал 21 двор, 105 человек. Причт состоял из настоятеля в сане протоиерея, диакона и двух псаломщиков.

К началу XX века в соборе был устроен небольшой придельный храм в честь иконы Божией Матери “Неопалимая Купина”, после 1904 года он был надстроен вторым этажом, престол в котором был освящен в честь иконы Божией Матери “Живоносный Источник”. На начало 2010-х годов эти придельные храмы не действовали.

В советское время собор продолжал действовать до 1939 года. В 1930 году были сняты с колокольни, разбиты и вывезены колокола, разобран и вывезен механизм башенных часов. Богослужебная и храмовая утварь, драгоценные оклады икон были изъяты властями и, в результате, бесследно исчезли. Спасти собор от полного разрушения помогло лишь то, что внутреннее помещение храма использовались для размещения партийного архива. Но здание было лишено своего первоначального облика. Многие святыни священнослужителями и верующими были перенесены в действующий храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Среди них были и мощи казанского святителя Гурия.

В 1964 году в передней части нижнего храма Петропавловского собора был открыт планетарий, в средней части расположены различные выставки, в притворе – гардероб, а в алтаре – второй выход на улицу и туалет. В 1967 году в верхнем храме размещены реставрационные мастерские Государственного музея Татарской АССР. Ризницу занял архив музея, а в алтаре был устроен конференц-зал. Перед иконостасом реставраторы поставили бильярд. Проигравшие на нем кием сбивали резные украшения с иконостаса, поэтому практически вся резьба в нижней части и на Царских вратах была утрачена. Притвор разделили на множество мелких комнат, а в приделах разместились художественные мастерские.

В 1970-80-х годах было проведено два ремонта внешних стен собора с их окраской и восстановлением утраченных деталей. В 1976 году московскими художниками под руководством И.П. Ярославцева были отреставрированы иконы на внешних стенах собора.

13 июля 1989 года, благодаря трудам епископа Казанского и Марийского Анастасия и активности верующих, храм был возвращен Русской Православной Церкви. 25 июля этого же года собор был торжественно освящен. Внешний вид храма был плачевным: со стен кусками обваливалась роспись, в некоторых местах не было крыши, а в задней части верхнего храма из потолка даже выпадала кладка. Много сил и средств пришлось отдать для того, чтобы привести храм в надлежащий вид. Серьезной реставрации подвергся иконостас верхнего храма, восполнена утраченная золоченая резьба и воссозданы Царские врата. В притворе верхнего храма восстановлена живопись и лепнина свода. Иконостас и роспись в нижнем храме были сделаны заново.

Архитектура

Общая композиция собора построена по схеме восьмерик на четверике: на высоком подклете, являющемся тёплым храмом, поставлен двусветный четырёхгранник с восьмериком, завершённым барочным куполом с двумя главками. Храм и колокольня выполнены в стиле так называемого русского, или “нарышкинского”, барокко, распространенного в России в конце XVII – первой половине XVIII века. С запада к храму примыкает трапезная.

Высота собора 52 метра. С западной и северной стороны подклета к зданию примыкает аркада галереи, крыша которой служит гульбищем, с двумя широкими лестницами. В восточном торце северной галереи расположены друг над другом приделы зимней и летней церквей, перестроенные в 1888 – 1890 годах.

Фасады собора оформлены одинарными и спаренными лопатками, пилястрами, полуколоннами, барочными наличниками с фронтончиками в виде “петушьих гребешков”, городковыми и сильно профилированными карнизами, растительным лепным орнаментом. Основным декорационным мотивом служит обвивающая стволы колонок виноградная лоза со свисающими гроздьями ягод в сочетании с травами, цветами, листьями, ветками с персиками, яблоками, грушами, сливами. Рельефный лепной орнамент растительного характера покрывает грани восьмерика, заполняя плоскости по обе стороны окон.

На восточном фасаде собора одно окно в восьмерике заложено; когда-то его нишу занимала большая икона “Богоматерь на троне в окружении святых”. Два ряда икон в узорных резных рамках расположены также в простенках между окнами верхнего света на южном и северном фасадах четверика. Такие же “писанные по жести” иконы служили украшением ниш над входами в храм и придел. Шахматное покрытие крыш и куполов, полихромия всех элементов и декора фасадов завершают пышное оформление Петропавловского собора в стиле “украинского барокко”.

Фасады колокольни в сравнении с собором решены скромнее. Основными элементами служат раскрепованные профилированные карнизы, одинарные или наложенные на лопатки пилястры сложного ордера, арочные ниши звонов с архивольтами, полубалясины и лепной растительный декор. Полихромия декора фасадов на фоне монохромных охристых стен, пропильные железные свесы карнизов составляют характерную особенность барочного оформления Петропавловского собора и колокольни.

Ограда территории собора с юга построена в 1850 году по проекту архитектора Михаила Петровича Коринфского.

Святыни

В синодальный период в храме пребывали местночтимые иконы:

В настоящее время:

  • чудотворная Седмиозерная икона Божией Матери
  • мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских (в верхнем храме, на солее с северной стороны)
  • мощи митрополита Казанского Ефрема (в нижнем храме, на левом клиросе)

Настоятели, ключари

  • Петр Малов (упом. 1880-е)
  • Иоанн Горизонтов (1896 – упом. 1904)
  • кон. XX – нач. XXI – митрополиты Казанские
    • Сергий Титов (упом. 2015)
Ссылка на основную публикацию